Принципы налогообложения в рф. Налоги и налоговая система

"Северо-Западная академия государственной службы"

Кафедра экономической теории

Реферат

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема : «Налоги и налоговые системы»

Выполнил: студент гр.9301

спец. «Государственное и муниципальное управление»

Мышев Никита Алексеевич

Санкт-Петербург

Неявная ставка налога на потребление рассчитывается как соотношение между общей суммой поступлений от налога на потребление и общей конечной стоимостью потребления домашних хозяйств для потребления в стране. Неявной налоговой ставкой для работы является доля налогов и государственных страховых премий в общей стоимости рабочей силы. Только страховые взносы на государственное страхование представляют собой большую часть налоговой нагрузки на рабочую силу в Чешской Республике. Неявная ставка налога на капитал рассчитывается как доля сбора налогов на сберегательные и инвестиционные доходы домашних хозяйств и фирм на объем мировой доходности капитала и деятельность налогоплательщиков-резидентов, подлежащих внутреннему налогообложению. Это налог, взимаемый с финансовых доходов физических лиц, компаний или других юридических лиц.


Введение ……………………………………………………………………3

1.Сущность понятия и определения налога……………………...……….5

2.Элементы, функции и классификация налогов…………………...……10

3.Понятие налоговой системы …………………………..…………..……18

4.Заключение ………………………………………………………………24

5.Список литературы………………………………………………………25

Существуют различные системы подоходного налога, которые отличаются своим воздействием. Подоходный налог может быть прогрессивным, регрессивным или пропорциональным. Подоходный налог с населения часто уплачивает все доходы физического лица, в то время как корпоративный налог облагается налогом по чистой прибыли, то есть разница между доходом и расходами и, возможно, другой амортизацией.

В Чешской Республике подоходный налог собирается прогрессивным образом, что более низкие доходы облагаются налогом по более низкой ставке, а налог увеличивается с увеличением дохода. В настоящее время в Чешской Республике подоходный налог с физических лиц составляет от 12 до 32%. До сих пор у нас прогрессивный налог, но мы думаем о введении 15% фиксированного налога.

Введение

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения становится налоговая система. Налоговая система находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит и богатство нации в целом. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Отдельные представления о последствиях и эффектах конкуренции в прямых налогах обычно связаны с вкладами от налогов, налоговых ставок на доходы физических лиц и, что самое важное, с корпоративными подоходными налогами. Налоговая конкуренция в области налогообложения бизнеса.

Явление конкуренции в области налогообложения бизнеса между правительствами и регионами можно легко оценить путем разработки нормативных ставок. Это сравнение является самым популярным для его простоты и простоты доступности. Однако следует иметь в виду, что определение ставок не обязательно должно быть таким простым, как кажется. Это связано с наличием временных или постоянных дополнительных ставок или колебаний, и из-за того, что на значительных участках земли бизнес-данные посвящены более чем одному уровню государственного управления.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Простое сравнение сопоставимых налоговых ставок показывает снижение от умеренной ставки 50% к началу года до 35% -ного повышения ставок. Снижение ставок является непрерывным процессом, и это было особенно заметно во второй половине года, с идеалами экономистов стороны предложения.

Если в земле используется переменная ставка, устанавливается ставка налога на предприятие для предприятия. Кроме того, учитываются местные налоги и обычно действительные суммы данных. Источник: Деверо, Гриффит, Клемм. Учитывая теорию агломерации Пола Кругмана, интересно сравнить ставки этих налогов с точки зрения размера земли. В то время как в середине года ставки в группе малых и больших земель были почти одинаковыми, в начале тысячелетия средний показатель по мелким землям составлял 32%, а на больших землях - 40%.

Налоговая система современного общества включает законодательно установленную совокупность налогов и сборов, уплачивающих налогоплательщиками, а также совокупность органов государственного управления, обеспечивающих контроль за налоговыми поступлениями в бюджетную систему.

Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Оказывается также, что малые и открытые экономики более склонны к более радикальной реформе данных и экспериментам. Еще более резкое падение ставок наблюдается в посткоммунистических странах Центральной Европы в течение девяностых годов. Самый низкий показатель составляет 18% в Венгрии, даже с года. Даже «лндр» в сокращении налогов на материке Маарсе снижает ставку до 16%.

Рассматривая статистику снижения ставок налогов, необходимо помнить о ограниченной способности сообщать об этом показателе. Падение ставок по-прежнему не означает снижения налоговых платежей, как изменения ставок государственного изменения и ограничения налогового бремени. Для определения реальных изменений в нагрузке на бизнес используются различные концепции так называемых подразумеваемых и эффективных налогов.

Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Подразумеваемая и эффективная ставка налога - это ставка налога, которая учитывает не только установленную законом ставку налога, но и другие аспекты налоговой системы, которые определяют объем эффективных налоговых платежей. Другими словами, он учитывает сферу налоговой концессии и способ интеграции корпоративной целостности и подоходного налога с населения. Влияние налоговой системы на чистое возвращение инвестиций зависит от многих обстоятельств - рентабельности инвестиций, статуса инвестиционной фирмы, источника финансирования.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.

Налоговые поступления являются фундаментом любого государства, а налоговая политика – одним из основных элементов государственного воздействия на экономику.

На долю налогов приходится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Если мы хотим отклонить эффективную ставку, нам нужно сделать некоторые упрощения, каждый метод оценки имеет свои достоинства и преимущества, естественно. Методология эффективного расчета налогов находится в двойном обратном взгляде на реальный бизнес и совокупные данные, в которых оценивается история принятия корпоративных инвестиционных решений и, наоборот, перспективный гипотетический способ расчета ожидаемого налогового воздействия конкретного инвестиционного проекта.

Первым возможным способом выражения реальной налоговой нагрузки является измерение в соответствии с выбранными поступлениями в государственных бюджетах. Средняя неявная ставка налога рассматривается как отношение налоговых выплат к прибыли или налогу, как на уровне как корпоративных, так и совокупных данных. Помимо простого снижения нормативных ставок, мы можем контролировать фактическое развитие налоговых платежей как в национальной экономике, так и в географическом или отраслевом секторах.

Поэтому, от «качества» налоговой системы, от того, достигнут ли оптимальный компромисс между фискальными (бюджетно-налоговыми) интересами власти и интересами субъектов рыночной экономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики в целом.

Изменения в рентабельности налогоплательщиков и в некоторых странах и самой системы данных - падение ставок сопровождается расширением налогового бремени. Выбор других налогов рос быстрее, чем выбор корпоративных налогов. Это также подтверждается небольшим снижением поступлений от подоходного налога с населения по совокупным налоговым поступлениям, а это означает, что правительства в значительной степени полагаются на такие доходы бюджета.

Однако, в отличие от результатов в зрелых странах, мы должны учитывать трансформационные изменения, которые произошли за эти годы на протяжении многих лет. Мы по-прежнему должны учитывать тот факт, что на развитие корпоративных налоговых поступлений сильно влияет экономический цикл в краткосрочной перспективе. Важность корпоративных налогов в качестве дохода для государственных бюджетов неуклонно снижается в Словакии и Польше. Относительно стабильная и самая высокая причина этих налогов находится в Чешской Республике.

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы.

1. Сущность, понятие и определение налога.

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Несмотря на возможные положительные стороны, ограничение ежедневного осуществления фактического выбора определяется многими недостатками, которые могут делать международные сопоставления неправильного поведения. Это проблема определения прибыли или налогового ограничения, а также тот факт, что некоторые страны имеют неограниченные налоговые обязательства, а другие нет. Различия между реальной и котируемой базой данных отражают историческое развитие налоговой системы и экономической деятельности: прошлая разработка инвестиций и, следовательно, сумма амортизации, налоговые отчисления в нескольких юрисдикциях, прошлое развитие налоговых убытков и т.д. все указанные характеристики зависят от налоговых баз, но игнорируются в совокупной прибыли года.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Долгосрочные результаты на основе исторических данных, как правило, имеют значительные колебания между экономическим циклом. Кроме того, такой подход не способен стимулировать дальнейшие инвестиции. Эффективная умеренная и умеренная налоговая ставка. Альтернативный способ объяснить реальную налоговую нагрузку для международного сравнения состоит в том, чтобы сделать гипотетический инвестиционный налог на основе действующего налогового законодательства, которое рассчитывает так называемую маржинальную и среднюю эффективную налоговую ставку.

Юридические и физические лица, являющиеся участниками процесса производства ВВП в соответствии со статьей 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов и сборов.

НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждений, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Связывание бизнес-данных учитывается как отношение нормативной ставки и налоговой базы, где база данных определяется с различными деталями соответствующего налогового законодательства. Эффективная ставка налога, разумеется, различна для отдельных фирм, форм финансирования.

Определение налоговой базы в национальных законодательствах является очень сложным и включает в себя все: от списания до капитальных затрат, резервных резервов, оценки стоимости активов. Для сложной сложности полный международный бенчмаркинг невозможен, поэтому необходимы простые упрощения. Самые простые упрощения заключаются в том, что учитывается только налогообложение у источника, исключаются конкретные меры и исключены налоговые льготы. Учитываются только основные характеристики определения налогового вычета в качестве текущей стоимости списания.

Данное определение содержит следующие признаки налога:

обязательность – все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы;

индивидуальная безвозмездность – взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие – либо блага, носящие индивидуальный характер;

уплата в денежной форме – уплата налогов в натуральной форме или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может;

Однако, несмотря на эти упрощения, эти подходы позволяют индикатору предоставлять инвестиционные стимулы, указывающие на влияние налоговых льгот. В среднесрочной перспективе эффективные налоговые ставки застопорились, что противоречит страху перед значительным давлением на снижение корпоративного налога в результате конкуренции данных. Объяснение заключается в том, что ставки в инвестиционных лимитах в значительной степени зависят от установления налоговой базы, стоимость амортизации. В то время как фактические темпы инфляции фиксированы, списания являются относительно более «суровыми», а предельные эффективные налоговые ставки ниже, но по сравнению со снижением ставок налогов, установленных законом, это падение падает.

цель взимания налога – финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятельности.

Налог – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значение. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других очень сложно. Поэтому при определении экономической природы налога, важнейшим критерием является его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Расчет основан на гипотетических инвестициях в машину или завод, который финансируется за счет собственных ресурсов. Нет налоговых акционеров. Это так называемый «мезонинный инвестиционный проект», то есть экономический выигрыш равен нулю. Снижение средних эффективных ставок, помимо маржи, оказывает меньшее влияние на налоговое бремя, а более сильным детерминантом является установленная законом ставка налога. По-прежнему можно прибегнуть к разному развитию средней эффективной ставки налога, основанной на рентабельности инвестиций в то время, когда низкоскоростные проекты падали лишь незначительно, а с увеличением прибыльности падение средней эффективной ставки было более выраженным.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства страны, ограничивающих право на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами категории «налог» являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

Приведенные определения затушевывают тот факт, что в основе налога лежат экономические отношения, в то время, как сами налоговые изъятия служат продуктом этих отношений. Игнорирование этого обстоятельства выводит налоги из системы экономических отношений, превращая их в самостоятельную систему прагматических продуктов. Такой подход способствует отрыву налоговой системы от экономических интересов и системы действий, связанных с их реализацией.

Заметим, что отчуждение собственности в результате налоговых отношений действительно происходит в денежной форме, однако при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые денежные средства, а часть денежного дохода, полученного от реализации товаров, подлежащих обложению налогом или иной собственности, которая служит основой экономических отношений.

Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными или местными органами власти – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.

Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами.

В российское понятие налог заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

главная черта налога – односторонний характер его установления;

налог является индивидуально безвозмездным;

уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

налог взыскивается на условиях безвозвратности;

целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого – то конкретного расхода.

Налоги и другие государственные изъятия и платежи:

В области налогообложения выработаны два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

1. к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета

2. налог одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.

В нашей стране в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а обязательные неналоговые платежи – нормами других отраслей права.

Используя этот критерий разграничения, виды обязательных изъятий могут быть представлены следующим образом:

Налог - обязательный взнос в бюджет, который непосредственно входит в систему государства либо установлен актом налогового законодательства.


Неналоговый платеж (квазиналог) – обязательный платеж,

который не входит в налоговую систему государства.

Доходы от приватизации, гос. займы, платежи на выдачу лицензий

Разовые изъятия – платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний

Реквизиции

Конфискации


В настоящее время российское законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части НК РФ дается определение: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами или должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В заключении укажем, что понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Без точного определения этого термина невозможно правильно очертить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика.

Предмет и объект налогообложения.

Предмет налогообложения – это реальная вещь и нематериальное благо, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического (неюридического) характера.

Объект налогообложения – это юридический факт, который обуславливает обязанность субъекта уплатить налог.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Например, при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиком.

Принципы налогообложения.

Современные принципы налогообложения изложены в Налоговом Кодексе РФ и включают следующие положения:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров, услуг или финансовых средств, либо другим способом ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренных законодательством.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика и плательщика сборов.

2. Элементы, функции и классификация налогов.

Элементы налогов

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.

1 элемент. Субъект налога или налогоплательщик.

Налогоплательщик – это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющиеся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог не переложим, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице.

2 элемент. Объект налогообложения.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению.

В этом качестве выступают:

имущество;

операции по реализации товаров (работ, услуг);

стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

доход (в виде процентов или дивидендов);

иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога – валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.

3 элемент. Единица обложения.

Представляет собой определенную количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложении по уплате акциза является объем добытого природного газа; по земельному налогу – сотая часть гектара, гектар; по подоходному налогу – рубль.

4 элемент. Налоговая база.

Представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой, по закону применяется налоговая ставка. Налоговая база – это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются налоговым законодательством РФ.

5 элемент. Налоговый период.

Согласно НК РФ налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, указанный в законе применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

6 элемент. Налоговая ставка (норма налогового обложения).

Налоговая ставка – это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми или процентными, пропорциональными или прогрессивными, регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов и прибыли.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по единому социальному налогу.

Налоговые ставки в России по федеральным налогам установлены по отдельным налогам второй частью НК РФ, а по большинству налогов - соответствующими федеральными законами.

7 элемент. Налоговые льготы.

Это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

Одним из видов налоговой льготы является облагаемый минимум - наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога.

Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшение ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисляемой суммы налога.

8 элемент. Налоговый оклад.

Представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами:

1) Взимание налога у источника осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов. В частности, подобный способ взимания налогов в России характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов как работающих на данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. Взимание налога у источника является по своей сути изъятием налога до получения владельцем дохода.

2) Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода после его получения. Указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации - официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников.

3) Кадастровый способ взимания налогов предполагает использование кадастра. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. Указанный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими.

Функции налогов.

С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

Функция налога – это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В экономической литературе до сих пор не существует единого мнения о числе, содержании и реализации налоговых функций. Во-первых, разные авторы приводят различные комбинации налоговых функций, в числе которых указываются фискальная, экономическая, перераспределительная, контрольная, регулирующая, социальная, политико-экономическая, стимулирующая и другие, часть из которых не имеет под собой научного и теоретического основания, чтобы отнести их к объективным функциям налогов.

Во-вторых, часто подменяются понятия «функции налогов» и «цели и задачи налоговой системы».

Между тем, функции налоговой системы являются выражением её внутренней сущности и не сводится к «целям и задачам», которые носят конкретный, ограниченный во времени характер и формулируются государством. Задачи налоговой системы и налоговой политики, в которой она проявляется, определяются на конкретный период развития существующими органами власти.

В этой связи функции, с одной стороны, и цели, и задачи – с другой, можно различать как объективное и субъективное, как результат экономических отношений и экономической политики. Отказ от признания объективности функций налога лишает процесс их реализации объективной основы, что создает иллюзию возможности решения проблем налогообложения субъективными актами ведения одних налогов и отмены других. В то время анализ налоговых отношений, проявляющихся в их функциях, придает налоговой политике объективную обусловленность и содержательность.

Фискальная (распределительная) функция налогов. Посредством этой функции реализуется основное общественное название налогов – формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций.

В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.

До появления государств, основанных на демократических принципах, налоговые отношения носили исключительно фискальный характер. При установлении налогов не учитывались какие – либо социально справедливые формы налогообложения. С развитием демократических государств фискальную функцию налогов дополнили элементами распределительности и социальной справедливости. В результате этого сущность налогов стала проявляться как отношения, возникающие между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения денежных средств, полученных в результате их хозяйственной деятельности. На практике это происходит в виде формирования государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондов денежных средств, необходимых для финансирования общественных потребностей. Направлениями использования этих средств являются обеспечение затрат, осуществляемых государством на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержка внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т.д.

Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность, но и отношения экономических агентов между собой.

В случае нарушения соотношения между денежной массой, находящейся в обращении, и ценовой товарной массой, а также появления в сфере обращения средств, не подкрепленных товаром, государство может усилить роль косвенного налогообложения для изъятия этих денег. Это позволит государству осуществлять контроль за движением денег в экономике и направлять их в народное хозяйство для поднятия уровня производства, что в свою очередь способствует восстановлению необходимого соотношения между этими важнейшими народнохозяйственными показателями.

Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

Использования прогрессивной шкалы налогообложения;

Применения налоговых скидок;

Введение акцизов на предметы роскоши;

Введение в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды.

Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.

Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе.

Контролирующая функция. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах. Поэтому полнота и глубина реализации контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины.

Полная реализация всех функций налогообложения обеспечивает эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики государства. (3, с 33-36)

Классификация налогов.

Классификация налогов – группировка законодательно установленных налогов, сборов и платежей, обусловленная целями и задачами систематизации и сопоставлений. Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в XVII в., был привязан к доходам землевладельца. Впоследствии А. Смит исходя из факторов производства дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя другими налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налги, по мнению А. Смита, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя.

Один из возможных вариантов классификации налогов представлен ниже. Он предусматривает рассмотрение совокупности налогов по семи основаниям:

1. по способу взимания различают прямые и косвенные налоги:

прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объекта взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

2. в зависимости от органа власти, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

3. по целевой направленности введения налогов различают:

абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается внебюджетный фонд.

4. в зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.

5. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж различают:

закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

6. по порядку ведения налоговые платежи делятся на:

общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.

7. по срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Возможна классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:

налоги, построенные по принципу резиденства;

налоги, построенные по принципу территориальности.

В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных – наоборот.

Для хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшим признаком классификации является порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным предписаниям, расходы по уплате налогов:

включаются полностью или частично в себестоимость продукции;

включаются в цену продукции;

относятся на финансовый результат;

уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;

финансируются за счет чистой прибыли предприятия;

удерживаются их доходов работника.

3. Понятие налоговой системы.

Для успешной реализации экономического назначения налогов каждая экономическая система в лице государства и его соответствующих институтов формирует налоговую систему. Под налоговой системой понимается совокупность законодательно предусмотренных налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты и взимания, а также ответственности за уклонение от налогов.

Налоговая система создается в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране и т.д.

Система (вообще) представляет собой определенный порядок в расположении и связи действий составляющих ее элементов. В системе, как в единстве закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи элементов, происходит интеграция этих элементов. Это позволяет охарактеризовать систему как качественно более высокую степень организации действий отдельных элементов, находящихся во взаимосвязи по сравнению с их механическим суммированием. Данные положения, относящиеся к системе вообще, относятся, в частности, и к налоговой системе. Налоговая система – это единство составляющих ее элементов, которые находятся во взаимосвязи, т.е. практическое применение каждого из этих элементов не должно нарушать или дублировать действий других элементов. Конкретные налоги, сборы и их взаимосвязь в рамках единой налоговой системы представляют сущность налоговых отношений, сложившихся в данном обществе.

В настоящее время в литературе преобладает мнение о том, что налоговая система – это система действий, связанных с обязательным изъятием части ВВП в пользу государства и муниципалитетов. Ограниченность этого подхода состоит в отходе от той закономерности, что налоговые отношения представляют собой одну из подсистем экономических отношений. Между тем политико-экономический подход требует анализа именно этого аспекта проблемы, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение, связывая налоговые отношения с экономическими интересами общества.

Известно, что экономические отношения охватывают отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления производимых в обществе материальных благ, характер которых определяется преимуществом той или иной формы собственности или их соотношением, сложившимся в обществе. Экономической системе современного общества присуще многообразие форм собственности на факторы производства и на результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Для гармоничного развития общества хозяйствующим субъектам необходимо внести в бюджет налоги и другие обязательные платежи для покрытия затрат, осуществляемых государством в целях достижения интересов общества в целом и каждого хозяйствующего субъекта, а также гражданина в отдельности. Это означает, что в процессе общественного воспроизводства должно происходить отчуждение части дохода хозяйствующего субъекта в пользу общества. Отчуждения средств обособленного от государства собственника и механизм их передачи государству входят в функции налоговой системы и определяют характер налоговых отношений.

Налоговые отношения в распределительной фазе процесса воспроизводства воздействуют посредством прямых и обратных связей и на другие фазы данного процесса (производство, обмен и потребление).

Отношения собственности непосредственно связаны с налоговыми отношениями, сущность которых заключается в перераспределении дохода налогоплательщика в процессе перехода права собственности на часть его дохода к властным институтам общества. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что налоговые отношения входят в систему экономических отношений.

Налоговая система может быть рассмотрена как система отношений между государством и плательщиками налогов, проявляющаяся через их действия, которые соотносятся как объективное (уплата налога) и субъективное (установление налога). Это обусловливает особую значимость функций налогов, базирующихся на налоговых отношениях, и реализуемых в данной системе действий.

Таким образом, налоговая система – система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

К системообразующим условиям (факторам) относятся: собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства; законодательная база для строительства налоговой системы; механизм установления и ввода в действие налогов и сборов; виды налогов; порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы; система налоговых органов; формы и методы налогового контроля и т.д.

Мировая практика организации налоговых систем показывает, что существуют следующие варианты их построения:

разграничение налоговых источников по бюджетным уровням;

система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов;

система равных прав налогообложения.

Классификационные признаки позволяют дать общую характеристику налоговой системы, действующей в данной стране.

К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и косвенными налогами; соотношение между налогами и объемами внутренней и внешней торговли.

Полная ставка налогообложения (ПСН) – показатель, разработанный Международным центром сравнительных исследований проблем налогообложения, предназначен для измерения налоговой нагрузки. Рассчитывается ПСН как отношений общей суммы налоговых платежей к величине добавленной стоимости, полученной обществом в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг.

Налоговое бремя – это показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика при данной налоговой системе. Оно представляет собой отношение общей суммы налоговых платежей к валовому внутреннему продукту (ВВП), которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством государственного бюджета.

Соотношение между прямыми и косвенными налогами. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост, чем механизм взимания и контроля прямых налогов.

Структура налоговых поступлений в России отличается от большинства развитых стран тем, что здесь, как нигде в мире, низка доля прямых налогов в совокупных налоговых поступлениях – ниже 40% и высока доля косвенных налогов – более 60%.

Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли – другой не менее важный экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина данного показателя в России составляет 2:1.

Наряду с экономическими факторами для построения налоговой системы определяющее значение имеют факторы политического и правового характера. К таким факторам можно отнести: распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра.

Различные страны строят свою систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во много зависят от приверженности к той или иной теории.

Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

система и принципы налогового законодательства;

принципы налоговой политики;

порядок установления и ввода в действие налогов;

виды налогов и общие элементы налогов;

порядок распределения налогов по бюджетам;

система налоговых органов;

формы и методы налогового контроля;

права и ответственность участников налоговых отношений;

порядок и условия налогового производства.

Кратко охарактеризуем налоговую политику государства.

Налоговая политика – это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов. При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:

фискальная – формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;

экономическая – регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;

социальная – снижение через систему налогообложения неравенств в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;

экологическая – рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;

контрольная – проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике;

международная – заключение с другими странами соглашений об избегании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.

Следовательно, налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепций налоговой системы; рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития общества.

Организационные принципы – это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системы. налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:

Принципом единства налоговой системы. Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств (ст.3 НК). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается также введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.

Принципом равенства правовых статусов субъектов Федерации. В основу построения налоговой системы должен быть заложен налоговый федерализм, т.е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. В России этот принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги и сборы). Законодательно (п.5 ст.3 НК) четко определены полномочия и правовые основы взимания налогов разных уровней.

Принципом подвижности (эластичности). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов. Однако реализация этого принципа в российской налоговой системе, по мнению иностранных экспертов, затруднена в связи со слишком частыми и не всегда предсказуемыми изменениями законодательства.

Принципом стабильности. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы. Данный принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.

Принципом множественности налогов. Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимодополняемость налогов, согласно которой искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.

Принципом исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Данный принцип означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления (ст.12 НК). существует также запрет на дискриминацию налогоплательщиков по каким-либо основаниям. Так, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов и налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст.3 НК). запрещается также установление региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных НК.

Принципом гармонизации налогообложения с другими странами. Многие налоги, присущие экономически развитым странам, включены в налоговую систему России. Эта тенденция позволяет в дальнейшем Российской Федерации быть членом мировых экономических сообществ, а в настоящее время способствует устранению двойного налогообложения.

5.Заключение

Поставленные цели и задачи данной работы были выполнены. Изучены основные определения налога, его элементы, функции, классификация. Также рассмотрено понятие налоговой системы. Проанализированы нормативные документы в области налогообложения, такие как: Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц";Закон РФ "О плате за землю"; Конституция Российской Федерации; "Налоговый кодекс Российской Федерации"

Налоговая система – это неотъемлемая часть рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период мирового экономического кризиса, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. В ходе налоговой реформы очень важно поддерживать стабильность налогового законодательства. Корректировку налоговой системы нужноосуществлять безболезненно для налогоплательщиков.

6. Список литературы

1. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000.

2. Евстигнеев В.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб.: Питер, 2005.

3. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2005.

4. Налогообложение: учебное пособие/ В.Г. Каклюгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательшиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это налоги косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
1. Основными налогами являются:
1) Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается в конце года. Налоговые системы разных стран, будучи в основном похожими, обладают каждый своим собственным набором налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и дат выплаты налогов. Одновременно в большинстве налоговых систем товарищества (партнерства) не рассматриваются как отдельные объекты налогообложения. Они рассматриваются как каналы, через которые прибыли поступают партнерам товариществ, и поэтому налогом на доходы облагаются партнеры, а не сами товарищества.
В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для «справедливой» налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т.е. богатые должны платить больший налог чем бедные. Вообще же спор о том, что низкие налоги являются двигателем экономического роста, а прогрессивные ставки налогообложения являются признаком справедливой налоговой системы.
2) Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае, если корпорация (фирма) признается юридическим лицом. Однако для некоторых корпораций в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.
Налог на прибыль корпораций (корпоративный налог) составляет основную часть налоговых выплат фирмы. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). Налогообложение той части чистой прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом - вначале корпоративным налогом как часть прибыли фирмы, а затем личным подоходным налогом как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров.
В зависимости от подхода к этому двойному налогообложению распределяемой прибыли можно сгруппировать национальные системы взимания налога на прибыль корпораций в следующие системы:
- описанная классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается налогом (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);
- система снижения налогообложения на уровне компании, при которой, распределяемая прибыль облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия, Япония) или же частично освобождается от обложения (Испания, Исландия, Финляндия);
- система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан ли корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченной компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров, т.е. действует так называемый налоговый кредит (Великобритания, Ирландия, Франция);
- система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Новая Зеландия, Финляндия).
3) Социальные взносы (социальные налоги) охватывают все взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.
4) Преимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.
5) Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины, акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС). Он схож с налогом с оборота, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.
Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах ОЭСР (кроме Австралии, США, Швеции). Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 38% стоимости их товара и распространяется на наиболее ходовые товары и услуги. Обычно в стране применяется основная (стандартная) ставка этого налога (в странах ЕС, например, она колеблется вокруг 15%), а также повышенная, пониженная; с отдельных товаров и услуг этот налог не взимается.
2. Налоговые платежи поступают в центральный и местный бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы (акцизы), налоги на недвижимость и некоторые незначительные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджеты в случае необходимости получают из центрального бюджета субсидии.
В связи с определенными противоречиями интересов центрального правительства и региональных экономических интересов вокруг разделения налоговых поступлений между центральными и местными бюджетами идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируется образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства, в свою очередь, постоянно не хватает финансовых средств на административно-военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач. Кроме того, центральное правительство обычно должно погашать значительный государственный долг и выплачивать по нему проценты.
Общая долгосрочная тенденция - все большая доля совокупных налоговых поступлений направляется в бюджет центрального праительства в ущерб местным бюджетам. Наиболее высоки местные налоги в Скандинавских странах и Швейцарии.
3. Основными принципами современного налогообложения являются:
1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах расчитываются пропорционально. Однако идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодательстве.
2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.
Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
Пример. Фирма - производитель чугуна закупает железную руду, лом черных металлов, кокс, оборудование для замены изношенных основных средств и продает чугун - она платит налог на добавленную стоимость с разницы между стоимостью проданных и закупленных товаров и услуг, т.е. чистого прироста стоимости, созданной ей. Завод- покупатель чугуна превращает его в стальной прокат и платит налог на стоимость, добавленную им в процессе переработки чугуна, но в облагаемую налогом сумму не входят стоимость железной руды, кокса и средства, затраченные на превращение их в чугун. Следующее производственное звено превращает прокат в детали машин и платит налог на добавленную стоимость с разницы в стоимости закупленного проката и готового изделия, а не со всей выручки от продажи, как это было бы при расчете налога с оборота.
В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке, вплоть до конечного продукта, облагается только один раз (в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.
3) Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неибежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4) Система и процедура выплаты налогов должна быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6) Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом
4. Налоговая база и налоговые льготы. Во-многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью).
Налогооблагаемый доход (прибыль) равен разности между объемом полученного дохода (прибыли) и налоговыми льготами.
Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР);
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например ветеранов войны);
- понижение налоговых ставок; вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
- налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).
5. Проблемы сбора налогов.
Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья. Здесь налог взимается автоматически в момент выплаты заработанных денег, не предоставляется никакой отсрочки в уплате, возможностей укрытия от налогов практически нет. То же самое относится к остальным социальным взносам (социальным налогам). Легко взимать акцизы и налоги на добавленую стоимость, но, хотя они дают поступления немедленно, при этом существует возможность искуственного завышения материальных издержек и приуменьшения облагаемого прироста стоимости.
При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлин также не связан с серьезными проблемами.
Наибольшие трудности возникают при получении налогов с корпораций в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование экономики.
Проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости существуют при взимании налогов с этого вида капитала.
Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы, получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на них определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошлый год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, фактически же они получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доход от предпринимательской деятельности, на корпорации и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции.
6. Налоги выполняют три важнейшие функции:
1) Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
2) Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
3) Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
4) Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. В течение последних полутора-двух десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции. Остановимся на них подробнее.
7. Социальная функция налогов.
Налоги играют важную роль в социальной жизни. О них спорят на заседаниях парламентов и правлений партий, их обещают снизить во время предвыборных кампаний и часто повышают между выборами. Большинство граждан считает, что они платят слишком высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство расходует недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим.
Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах (налоговой базе), независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение ставки налога по мере возрастания дохода (налоговой базы).
На практике встречаются три вида налогообложения, социальные последствия которых совершенно противоположны.
Налоги на прибыль корпораций (фирм) и на личные доходы чаще всего расчитываются по прогрессивной шкале, т.е. на первый взгляд отвечают принципу социальной справедливости. Однако именно эти налоги обычно являются предметом политической борьбы. Партии и профсоюзы левой ориентации во многих странах считают, что шкала прогрессии налогов по отношению к высоким доходам недостаточно крута, что наиболее обеспеченные слои населения и фирмы получающие сверхприбыли, должны еще больше платить в бюджет.
Социальные взносы и налоги на собственность носят пропорциональный характер. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, т.е. налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и с низкими доходами, поглощая отностительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоев.
По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы государственные органы сами все чаще предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства. Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Через налоговые льготы предоставляются мелким и средним предпринимателям особенно впервые начинающим самостоятельное дело, фермерам, но эти налоговые льготы носят уже не только социальный, но и регулирующий характер.
Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют такие виды налоговых льгот, как скидки с личных доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство, а также на строительство или покупку и реконструкцию садового домика, загородного дома, дачи. Социальная направленность этих льгот очевидна, хотя использовать их могут только относительно высокооплачиваемые слои населения. Но и регулирующая функция здесь налицо. Оживление жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, санитарное и электрооборудование, способствует росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические товары, длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.п.
Двойственную роль - социальную и регулирующую - играет освобождение от налога определенной части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в ее бессрочном распоряжении. Фонды эти если не происходит чего-либо экстраординарного, постоянно растут. Вместо средств, выплачиваемых в виде пенсий, поступают новые отчисления. Для предпринимателя это чужие средства, приравненные к собственным. Они широко используются для долгосрочных капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы.
8. Налоги как средство государственного регулирования.
Основными объектами ГРЭ при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.
Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
- установление и изменение системы налогообложения;
- определение налоговых ставок, их диференциация;
- предоставление налоговых льгот и освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использзования в соответствии с задачами ГЭП.
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применяющийся до замены его на НДС, при допущении его расчета по «принципу органического единства» не взимался с оборота между предприятиями «органически единой» фирмы, и ставил, таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой технологически.
Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов - обычный способ борьбы с усилением состояния конъюнктуры.
Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом на уровень цен.
Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины - вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.
По мере усложнения и совершенствоания ГРЭ налоги все шире использовались для регулирования структуры народного хозяйства.
Налоговые ставки все более дифференцировались по отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на отраслевую и подотраслевую структуру, на изменение роли в народнохозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных, экономически менее развитых районах они часто ниже.
Налоговая система становится все более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям ГЭП. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.
Объекты регулирования все более конкретизируются. Например, дифференцировано налогообложение двух частей прибыли компании - нераспределенной (оставляемой в компании на расширение хозяйственной деятельности) и распределенной (на дивиденды, выплачиваемые владельцам акций). Оказалось, что снижение ставок на нераспределенную прибыль при высоком налогообложении суммы дивидендов ведет к изменению соотношения между этими двумя частями в пользу нераспределенной прибыли, к увеличению внутреннего накопления капитала и росту самофинансирования инвестиций при одновременном снижении дивидендов и, если эта тенденция не носит длительный характер, к снижению курсов акций, угрозе их скупки отечественными или иностранными инвесторами. При повышении налогов на нераспределенную прибыль и понижении на сумму выплачиваемых дивидендов наблюдается обратная картина.
Регулирующая функция налогов в современных условиях не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями ГРЭ, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.
Большинство целей ГРЭ достигается на Западе путем целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и региональная структура, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному списанию основного капитала.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные налоги.
2. Какое воздействие оказывают налоги на экономику страны?
3. Что такое фискальная функция налогов?
4. Что такое социальная функция налогов?
5. Что такое регулирующая функция налогов?
6. Что такое налоговые льготы? Кому и в каких целях они предоставляются?
7. Зачем правительства разрешают ускоренное амортизационное списание основного капитала?
8. На какие цели расходуются бюджетные средства?