Закон рф о предоставлении земельных участков. Предоставление земли застройщикам и иным лицам, попадающим под действие закона о «О содействии развитию жилищного строительства»

Спустя несколько лет после того, как депутатами Госдумы был принят закон о предоставлении земли многодетным семьям, многие граждане, подпадающие под эту категорию льготников, не только заинтересовались такой возможностью, но и сумели ей воспользоваться. Тем не менее, несмотря на то, что подобная законодательная норма действует достаточно продолжительное время, не все ещё знают, как предоставляется земля многодетным семьям. Как получить земельный участок в 2017-м? Какие условия нужно соблюсти, чтобы семье выделили надел? Что такое электронная очередь на земельные участки многодетным семьям? Как оформляется земля многодетным семьям 2019 закон какой?


Получение земельных участков из муниципального или государственного фонда происходит по установленной законом процедуре, не допускающей разночтений. Учитывая, что желающих построить жилой дом на бесплатно выделенном участке всегда очень много, предоставление земли, минуя открытые торги, уже давно происходит исключительно по спискам льготников. Среди таких граждан находятся и семьи, имеющие трёх и более детей. При этом не имеет значения, являются ли эти дети родными или усыновленными. Главное условие - чтобы дети на момент подачи заявления ещё не достигли 18-летнего возраста и были зарегистрированы по одному адресу.

Выделение земельных участков многодетным семьям в 2019 году

Закон № 138 «О содействии развитию жилищного строительства» действует с 2011 года. Однако весной 2015 года в его текст были введены поправки, которые существенно изменили распределение земельных участков среди льготников. Принятые уточнения не исключают бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям, но при этом допускают различные варианты компенсации при отсутствии такой возможности по объективным причинам.

Поэтому чтобы не получить отказ на поданное обращение, нужно принять во внимание не только нормы ФЗ № 138, действовавшие с 2011 года, но и актуальные в 2019 году поправки. В нынешнем году порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не претерпел никаких изменений с 2015 года. Список требований для выдачи участка земли для многодетной семьи выглядит так:

  • гражданство РФ;
  • трое или более несовершеннолетних детей;
  • нахождение на льготном учете;
  • вся семья зарегистрирована по единому адресу;
  • ни один из детей не находится в детском доме или интернате;
  • родители не лишались родительских прав;
  • никто в семье не имеет во владении другой недвижимости, кроме той, где зарегистрирован.

Учитывая то, какая в городе или районе проживания претендентов очередь на земельный участок многодетным семьям, скорость удовлетворения заявки может быть различной - в течение 1-2 ближайших сессий депутатов городского или районного советов или же на протяжении нескольких месяцев. К сожалению, нередки случаи, когда очередь на получение земельного участка многодетным семьям растягивается на несколько лет. К тому же, отсутствие свободного фонда земель может просто сделать невозможным практическую реализацию получения надела для возведения коттеджа.

Обычно это происходит в крупных городах, где местная власть просто не имеет практической возможности выдавать землю в данном районе очередникам и льготникам. Нехватка земельных участков для многодетных семей привела к тому, что в поправках к закону была введена норма о выделении компенсации при отсутствии возможности . Так, семьи, имеющие трёх и более несовершеннолетних детей, теперь могут вместо земли получить благоустроенную квартиру.

В некоторых федеральных субъектах очередникам предоставляют выбор: взамен выдаваемых ордеров на квартиры местные власти могут дать деньги на покупку жилья. Разумеется, денежные средства перечисляются исключительно по безналичному расчету, и потратить их можно лишь на покупку недвижимости.

Процесс оформления

Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям позволяет практически любому гражданину, подпадающему под категорию льготников, подать заявку на выделение . Если же имеются какие-либо сложности с его предоставлением, возможным вариантом решения проблемы очередности является выдача ордера на квартиру или финансовой компенсации.

Как согласно имеющейся льготе? Участки для многодетных семей выделяются на основании поданного заявления и предоставленных документов (удостоверяющих личности и подтверждающих право на льготное получение надела, др.). Как правило, особых сложностей при сборе справок ни у кого не возникает - главное, чтобы семья соответствовала требованиям.


Необходимое заявление граждане вполне могут составить самостоятельно - оно не имеет каких-либо отличий от обычного обращения с просьбой о выделении муниципальной земли. Единственное условие: в тексте заявления нужно указать наличие льготы и то, что земля требуется исключительно для строительства дома для многодетной семьи.

В большинстве случаев заявление с просьбой о выделении земли пишется по утвержденной форме. При обращении в земельное управление заявителю будет предоставлен бланк этого документа для снятия ксерокопии и последующего заполнения.

Важно учесть, что льготники не могут по личной инициативе выбирать себе место для будущего строительство дома - земля для многодетных семей предоставляется на усмотрение местной власти. Может показаться, что такая норма является существенным минусом, но если учесть, что все другие претенденты на землю, не имеющие льгот, будут вынуждены выкупать её на аукционе, а многодетная семья получает участок в бесплатное пользование - преимущества очевидны. Тем более, что после постройки дома выданный участок можно будет выкупить по кадастровой цене.

Что нужно учесть при получении надела многодетной семьёй

Вопрос, можно ли после того, как он был передан для строительства дома многодетной семье, является очень сложным и спорным - поскольку наличие несовершеннолетних детей заметно усложняет любое отчуждение недвижимости. Теоретически граждане могут продавать предоставленный им участок хоть следующим летом после его получения.

Однако здесь следует принять во внимание, что земля передаётся льготникам не в собственность, а в пользование - с условием, что владелец участка в течение 5 лет после его получения построит на нём жилой дом. Лишь после того, как дом вводится в эксплуатацию, участок и здание могут быть переведены в частную собственность и проданы.

При продаже дома, в котором прописаны несовершеннолетние, нужно учесть также то, что детей нельзя выписать «в никуда» - перед отчуждением недвижимости они должны быть обязательно зарегистрированы по другому адресу. Если же такой адрес существует, орган опеки не сможет дать разрешение на выписку детей, если жилищные условия в новой квартире или доме заметно хуже, чем в том помещении, где они ранее проживали. К этому относится меньшая квадратура жилой площади, меньшее количество комнат, отсутствие санитарно-гигиенических удобств.


Не исключено, что оформление земли для многодетной семьи может растянуться на довольно продолжительное время, что связано не только с отсутствием свободных участков, но и с большим количеством других льготников. Поэтому претенденты на оформление земли наверняка захотят посмотреть очередь, в которой они находятся, и узнать своё текущее место в ней.

В отличие от прежних лет, когда изменения в очередности на получение жилья можно было узнать лишь при личном обращении в муниципалитет, в 2019 году существует более удобный сервис - электронная очередь на землю многодетным семьям. В большинстве муниципальных образований такая очередь доступна на одной из специальных страниц сайта местной администрации, что делает информацию доступной в любое время.

Что делать при отказе

Местные органы власти могут отказать в бесплатном выделении земли, вне зависимости от того, имеет ли заявитель льготы или претендует на получение участка на общих основаниях. Чаще всего земельные участки не дают ввиду их отсутствия. Однако существуют и другие причины, знать которые лучше заранее. К ним, в частности, относится:

  • предоставление ошибочных или заведомо ложных сведений;
  • переезд одного или нескольких членов семьи в другой федеральный регион;
  • отказ от российского гражданства;
  • предоставление неполного комплекта документов;
  • лишение родительских прав;
  • несоответствие возраста детей требуемым ограничениям.

Несмотря на то, что в законе сказано: все дети заявителей должны являться несовершеннолетними, при рассмотрении вопроса допускается незначительное превышение этого возраста одним или двумя детьми. Если несовершеннолетний член семьи обучается в высшем учебном заведении и его возраст не превышает 23 года - это не может являться причиной отказа. В то же время, если 22-летний сын или дочь не являются студентами и к тому же уже создали свою семью, женившись или выйдя замуж - этот член семьи не учитывается как член многодетной семьи.

Если по мнению заявителя мотивы отказа являются надуманными - обжаловать его можно, подав административный иск в суд по месту жительства. При наличии необходимых доказательств суд может обязать муниципальную власть выделить участок или найти иное удовлетворяющее обе стороны решение вопроса.

ФЗ от 14.06.2011 № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» в своем составе имеет данные по внесенным изменениям, которые предоставляют возможность определенным категориям граждан получить земельный участок, абсолютно безвозмездно.

Нормативы законодательства о выделении земельных участков

  1. Законодатель определяет, что земельные наделы выделяются исключительно из фондов федеральной собственности. Акцент ставиться на возможности предоставления таких земельных участков семьям, которые имеют трех и более детей. При этом, отмечается, что земельный участок должен попадать под категорию жилищно-строительного;
  2. Участки выделяются для строительства дома, при этом, размер участка может быть весьма значительным, если граждане предоставят проект строительства;
  3. Получить такой участок можно только при обращении в специализированные органы государственной власти. При этом, в обязательном порядке предоставляется пакет документов, которые определяется законодателем. Обратим ваше внимание на то, что государственные служащие не имеют права требовать от вас более существенного пакета документов;
  4. Вся структура оформления заявления описана также законодателем. Формируется типовая форма и содержание заявления, которое предоставляет семья вместе с пакетом документов, на оформление и получение земельного участка. Земельный участок оформляется в собственность в равных долях на всех членов семьи;
  5. Решение о выделении земельного участка принимают местные государственные инстанции. В случае отказа от выдачи земельного участка, можно обратиться в суд для разрешения данной ситуации;
  6. Также законодатель определяет возможность вступления в члены жилищно-строительного кооператива. В данном случае, вступление в такой кооператив позволит получить дополнительную государственную помощь;
  7. Формируются также государственные инстанции, которые всецело курируют и контролируют вопрос выдачи земельных участков в безвозмездное пользование.

Нюансы законопроекта

В принципе, основной сутью данного законопроекта выступает предоставление земельных участков многодетным семьям, которые являются членными строительного кооператива и планируют строительство собственного дома. Немаловажным нюансом выступает то, что земельный участок можно оформить в собственность, но собственниками в равных долях становятся все члены семьи.

Нормы законодательства позволяют весьма четко и точно курировать процесс безвозмездного распределения земельных ресурсов для реализации федеральной программы по обеспечению граждан комфортными условиями проживания. В частности, акцент ставится на предоставление земельных участков многодетным семьям, исключительно под жилищное строительство.


Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает все особенности оборота земель, которые имеют сельскохозяйственное...

В июне месяце 2014 года Госдумой принят, подписан Президентом Закон о выделении земли бесплатном, всем гражданам желающим и семьям, в любом свободном месте, которое они своею волей и Душою сами изберут! И будет предоставлена земля бесплатно в пользование на 5 лет, а после освоения её - бесплатно в собственность, навечно!

Теперь осталось только утвердить к Закону общему (ЗК РФ) Закон о Родовых поместьях! Закон, который право даст такую землю по новой, упрощённой процедуре, брать для создания Поместья! Не ЛПХ, не КФХ, не ИЖС, не дачи и сады, а именно Поместья! И чтоб построить жилой дом на выбранном земли участке! И после этого - чтобы во всей стране, такую землю, избавить от налогов.

В 2014 году по инициативе Президента и Правительства РФ в Земельный кодекс РФ были внесены значительные поправки, касающиеся бесплатного выделения земли в любом свободном месте по выбору граждан и созданных ими некоммерческих организаций.

Поправки в Земельный кодекс РФ, которые приняты Федеральным законом № 171-ФЗ от 23 июня 2014 года и вступают в силу с 1 марта 2015 года. Согласно этим поправкам, ПОД РАЗДАЧУ ПОПАДАЮТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЛИ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ (сельхозназначения, населенных пунктов, лесного фонда).

При этом разумеется, ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ (не предоставленными в аренду, бессрочное пользование и т.д.) И НЕ НУЖНЫМИ ГОСУДАРСТВУ (не изъятыми из оборота, не зарезервированными для гос/мун. нужд и т.п). ТАКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ БУДУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНО В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛИ В АРЕНДУ, А ПОСЛЕ ИХ ОСВОЕНИЯ - БЕСПЛАТНО ПЕРЕДАВАТЬСЯ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.

Бесплатное предоставление земельных участков будет осуществляться В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ, БЕЗ ТОРГОВ, по единой для всех категорий заявителей процедуре. Основная новелла - именно в том, что БЕСПЛАТНО, БЕЗ ТОРГОВ, а первоначально (на период освоения) - во многих случаях НЕ В АРЕНДУ (гл. 34 ГК РФ), а именно в БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ (гл. 36 ГК РФ). Упрощена и сама ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ ЗЕМЛИ (подробнее об этом ниже), при этом землю можно будет ВЫБИРАТЬ.

"В любом свободном месте"

СВОБОДНЫЙ ВЫБОР гражданами и организациями любых свободных ЗЕМЕЛЬ будет осуществляться ПРИ УСЛОВИИ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ В ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ПОСРЕДСТВОМ ПОДГОТОВКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ИХ ГРАНИЦ:


  • для некоммерческих организаций, претендующих на выделение большого массива земли - в виде проекта межевания и проекта планировки территории (ст. 42-43 ГРК РФ)

  • для граждан - в виде схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ).

Это означает, что ЛЮБОЙ ГРАЖДАНИН РФ, КОТОРЫЙ ЗАХОЧЕТ ВЗЯТЬ СЕБЕ ЗЕМЛЮ, СМОЖЕТ:

1) ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ЕМУ УЧАСТОК (предполагается, что выбирать можно будет и по Интернету, через "Публичную кадастровую карту" - http://maps.rosreestr.ru/portalonline/)

2) НАЧЕРТИТЬ ЕГО ГРАНИЦЫ НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ (выдаётся в кадастровой палате или заказывается через сайт Росреестра - https://rosreestr.ru/wps/portal/)
3) И ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (ст. 39.15 ЗК РФ) В МЕСТНУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ или иной орган, уполномоченный на предоставление данного участка земли (ст. 39.2 ЗК РФ, п.2 ст. 3.3 ФЗ «О ЗК РФ»).

КОММЕНТАРИЙ К ПОПРАВКАМ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ

В случае, если данный земельный участок действительно является СВОБОДНЫМ - не обременён правами третьих лиц, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд и т.д. (ст. 39.16 ЗК РФ), АДМИНИСТРАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА ОБЯЗАНА:

1) ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (пп.7 - 17 ст. 39.15 ЗК РФ)

2) УТВЕРДИТЬ ИЗГОТОВЛЕННУЮ ГРАЖДАНИНОМ СХЕМУ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО- ГО УЧАСТКА НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ (КПТ) (пп.13-20 ст. 11.10 ЗК РФ), и

РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ предоставления земельного участка является основанием для ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ земельного участка гражданину (ст. 39.17 ЗК РФ) - при условии, что гражданин 4) ЗАКАЖЕТ МЕЖЕВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, и 5) ОБЕСПЕЧИТ ЕГО ПОСТАНОВКУ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЁТ. Сама процедура межевания и кадастрового учёта при этом не меняется, но вводится важное правило:



Чтобы гражданин, претендующий на получение земельного участка, имел право заказывать его межевание, решение о предварительном согласовании предоставления участка и является основанием (разрешением) для его межевания и кадастрового учёта.


Таким образом, существующая практика предварительного согласования впрямую возведена в закон; при этом процедура формализуется - если администрация дала добро на межевание участка, его предоставление является уже обязательным, чтобы расходы гражданина на межевание не пропали даром.

Итогом этих процедур является образование земельного участка с границами, площадью, кадастровым номером и индивидуализирующими документами (схема расположения земельного участка на КПТ, межевой план, кадастровый паспорт). После этого:

6) ГРАЖДАНИН ПОДАЁТ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,- уже с указанием его кадастрового номера.

7) А АДМИНИСТРАЦИЯ (в течение месяца со дня подачи этого заявления)
ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ГРАЖДАНИНУ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК:

В ПОЛЬЗОВАНИЕ > ЗА ПЛАТУ На основании договора аренды.

В ПОЛЬЗОВАНИЕ > БЕСПЛАТНО На основании договора безвозмездного пользования.

В СОБСТВЕННОСТЬ > ЗА ПЛАТУ На основании договора купли-продажи.

В СОБСТВЕННОСТЬ > БЕСПЛАТНО На основании решения о предоставлении земельного участка в
собственность бесплатно.
Далее Земельным кодексом РФ подробно прописывается, кому и в каких случаях земельные участки следует предоставлять БЕСПЛАТНО, а кому - ЗА ПЛАТУ; кому - СРАЗУ В СОБСТВЕННОСТЬ, а кому - ПЕРВОНАЧАЛЬНО В ПОЛЬЗОВАНИЕ; а также - СЛУЧАИ БЕСПЛАТНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОСЛЕ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ПОЛЬЗОВАНИЯ.

В Земельный кодекс РФ введена принципиальная основа для принятия Закона о Родовых поместьях. До настоящего момента, такой основы в законодательстве РФ просто не было, - и Закон о РП туда практически не вписывался. Сейчас же, его принятие, как одного из специальных законов развивающего положения ЗК РФ о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам и созданным гражданами не коммерческим организациям, становится возможным, реальным.

Всё создано для принятия в развитие положений ЗК РФ специальных законов: Федерального закона "О Родовых поместьях" и областных законов о Родовых поместьях. Именно этими законами и будут установлены ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ и РАЗМЕРЫ земельных участков, предоставляемых гражданам и созданным ими объединениям, для обустройства Родовых поместий и организации поселений, состоящих из Родовых поместий.


В июне месяце 2014 года Госдумой принят, подписан Президентом Закон о выделении земли бесплатном, всем гражданам желающим и семьям, в любом свободном месте, которое они своею волей и Душою сами изберут! И будет предоставлена земля бесплатно в пользование на 5 лет, а после освоения её – бесплатно в собственность, навечно! Теперь осталось только утвердить к Закону общему (ЗК РФ) Закон о Родовых поместьях! Закон, который право даст такую землю по новой, упрощённой процедуре, брать для создания Поместья! Не ЛПХ, не КФХ, не ИЖС, не дачи и сады, а именно Поместья! И чтоб построить жилой дом на выбранном земли участке! И после этого – чтобы во всей стране, такую землю, избавить от налогов.

В 2014 году по инициативе Президента и Правительства РФ в Земельный кодекс РФ были внесены значительные поправки, касающиеся бесплатного выделения земли в любом свободном месте по выбору граждан и созданных ими некоммерческих организаций.

Поправки в Земельный кодекс РФ, которые приняты Федеральным законом № 171-ФЗ от 23 июня 2014 года и вступают в силу с 1 марта 2015 года. Согласно этим поправкам, ПОД РАЗДАЧУ ПОПАДАЮТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЛИ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ (сельхозназначения, населенных пунктов, лесного фонда). При этом, разумеется, ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОБОД- НЫМИ (не предоставленными в аренду, бессрочное пользование и т.д.) И НЕ НУЖНЫМИ ГОСУДАРСТВУ (не изъятыми из оборота, не зарезервированными для гос/мун. нужд и т.п.). ТАКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ БУДУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНО В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛИ В АРЕНДУ, А ПОСЛЕ ИХ ОСВОЕНИЯ – БЕСПЛАТНО ПЕРЕДАВАТЬСЯ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. Бесплатное предоставление земельных участков будет осуществляться В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ, БЕЗ ТОРГОВ, по единой для всех категорий заявителей процедуре. Основная новелла – именно в том, что БЕСПЛАТНО, БЕЗ ТОРГОВ, а первоначально (на период освоения) – во многих случаях НЕ В АРЕНДУ (гл. 34 ГК РФ), а именно в БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ (гл. 36 ГК РФ). Упрощена и сама ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ ЗЕМЛИ (подробнее об этом ниже), при этом землю можно будет ВЫБИРАТЬ.

"В любом свободном месте"
ВОБОДНЫЙ ВЫБОР гражданами и организациями любых свободных ЗЕМЕЛЬ будет осуществляться ПРИ УСЛОВИИ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ В ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ПОСРЕДСТВОМ ПОДГОТОВКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ИХ ГРАНИЦ:
 для некоммерческих организаций, претендующих на выделение большого массива земли – в виде проекта межевания и проекта планировки территории (ст. 42-43 ГРК РФ)
 для граждан – в виде схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ).

Это означает, что ЛЮБОЙ ГРАЖДАНИН РФ, КОТОРЫЙ ЗАХОЧЕТ ВЗЯТЬ СЕБЕ ЗЕМЛЮ, СМОЖЕТ:
1) ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ЕМУ УЧАСТОК (предполагается, что выбирать можно будет и по Интернету, через "Публичную кадастровую карту" – http://maps.rosreestr.ru/portalonline/)
2) НАЧЕРТИТЬ ЕГО ГРАНИЦЫ НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ (выдаётся в кадастровой палате или заказывается через сайт Росреестра – https://rosreestr.ru/wps/portal/)
3) И ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (ст. 39.15 ЗК РФ) В МЕСТНУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ или иной орган, уполномоченный на предоставление данного участка земли (ст. 39.2 ЗК РФ, п.2 ст. 3.3 ФЗ «О ЗК РФ»).

КОММЕНТАРИЙ К ПОПРАВКАМ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ

В случае, если данный земельный участок действительно является СВОБОДНЫМ – не обременён правами третьих лиц, не зарезервирован для государственных или муници- пальных нужд и т.д. (ст. 39.16 ЗК РФ), АДМИНИСТРАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА ОБЯЗАНА:
1) ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (пп.7 – 17 ст. 39.15 ЗК РФ)
2) УТВЕРДИТЬ ИЗГОТОВЛЕННУЮ ГРАЖДАНИНОМ СХЕМУ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО- ГО УЧАСТКА НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ (КПТ) (пп.13-20 ст. 11.10 ЗК РФ), и
3) ОПУБЛИКОВАТЬ ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В МЕСТНОЙ ГАЗЕТЕ и разместить эту информацию на официальном сайте в Интернете (пп.1-3 ст. 39.18 ЗК РФ).

РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ предоставления земельного участка является основанием для ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ земельного участка гражданину (ст. 39.17 ЗК РФ) – при условии, что гражданин 4) ЗАКАЖЕТ МЕЖЕВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, и 5) ОБЕСПЕЧИТ ЕГО ПОСТАНОВКУ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЁТ. Сама процедура межевания и кадастрового учёта при этом не меняется, но вводится важное правило:
 Чтобы гражданин, претендующий на получение земельного участка, имел право заказывать его межевание, решение о предварительном согласовании предоставления участка, и является основанием (разрешением) для его межевания и кадастрового учёта#1

#1 Таким образом, существующая практика предварительного согласования впрямую возведена в закон; при этом процедура формализуется – если администрация дала добро на межевание участка, его предоставление является уже обязательным, чтобы расходы гражданина на
межевание не пропали даром.

Итогом этих процедур является образование земельного участка с границами, площадью, кадастровым номером и индивидуализирующими документами (схема расположения земельного участка на КПТ, межевой план, кадастровый паспорт). После этого:
6) ГРАЖДАНИН ПОДАЁТ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,– уже с указанием его кадастрового номера,
7) А АДМИНИСТРАЦИЯ (в течение месяца со дня подачи этого заявления)
ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ГРАЖДАНИНУ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК:
В ПОЛЬЗОВАНИЕ > ЗА ПЛАТУ На основании договора аренды.
В ПОЛЬЗОВАНИЕ > БЕСПЛАТНО На основании договора безвозмездного пользования.
В СОБСТВЕННОСТЬ > ЗА ПЛАТУ На основании договора купли-продажи.
В СОБСТВЕННОСТЬ > БЕСПЛАТНО На основании решения о предоставлении земельного участка в
собственность бесплатно.

Далее Земельным кодексом РФ подробно прописывается, кому и в каких случаях земельные участки следует предоставлять БЕСПЛАТНО, а кому – ЗА ПЛАТУ; кому – СРАЗУ В СОБСТВЕННОСТЬ, а кому – ПЕРВОНАЧАЛЬНО В ПОЛЬЗОВАНИЕ; а также – СЛУЧАИ БЕСПЛАТНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОСЛЕ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ПОЛЬЗОВАНИЯ.

В Земельный кодекс РФ введена принципиальная основа для принятия Закона о Родовых поместьях. До настоящего момента, такой основы в законодательстве РФ просто не было, – и Закон о РП туда практически не вписывался. Сейчас же, его принятие, как одного из специальных законов, развивающего положения ЗК РФ о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам и созданным гражданами не коммерческим организациям, становится возможным, реальным.

Всё создано для принятия в развитие положений ЗК РФ специальных законов: Федерального закона "О Родовых поместьях" и областных законов о Родовых поместьях. Именно этими законами и будут установлены ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ и РАЗМЕРЫ земельных участков, предоставляемых гражданам и созданным ими объединениям, для обустройства Родовых поместий и организации поселений, состоящих из Родовых поместий.