Государство относится к следующему компоненту политической системы. Политическая система общества

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (госорганов, полит. партий, движений, общественных организаций) , в рамках к-рой происходит полит. жизнь об-ва и осуществляется полит. власть. Полит. система имеет ряд характерных черт:

1) в её рамках и с её помощью осуществляется полит. власть

2) зависит от х-ра общественной среды, социально- экономической структуры об-ва,

3) обладает относительной самостоятельностью,

Полит система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе

1)использования гос. власти

2) участия в ней

3) борьбы за неё

У полит системы есть следующие компоненты:

1) полит орг-ция общества, включающая в себя гос-во, полит. партии и движения, общественные организации и объединения и так далее

2) политическое сознание, характеризующее психол и идеологические стороны полит власти и полит системы.

3) соц-политические и правовые нормы, регулирующие полит. жизнь общества и процесс осуществления полит. власти

4) полит. отношения складывающиеся между элементами системы по поводу полит. власти.

5) полит. практика, состоящая из полит. деятельности и совокупности полит. опыта.

Главная основа полит. системы – полит. власть.

Существуют следующие виды политических систем:

Демократические

Командно-административные

Теократические и т.д.

Политическая система выполняет следующие функции:

Обеспечение полит. власти определ. соц группы или большинства членов данного общества,

Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных соц групп или большинства населения.

Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих задач и целей.

Выявление и представительство интересов различных субъектов полит. отношений.

Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов в его структуре,

Воспитание лидеров.

г.п. система общества

В государстве 13 ст.Конституции согласуется многообразие политических интересов. Таким образом, государство придаёт полит. системе опр. устойчивость. Государство занимает центральное положение в политической системе общества. Так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства.

2) является единственным носителем суверенитета,

3) имеет возможность издавать обязательные для общества законы,

4) обладает аппаратом принуждения (армия, правоохранительные органы)



5) располагает мат ценностями (госсобственность, бюджет, казна)

6) гос-во регулирует деятельность полит. партий, движений, профсоюзов, общественных организаций и т.д.

7) Государство также осуществляет надзор за законностью деятельности всех субъектов политики.

Роль права в политической системе об-ва заключается в том, что оно:

1) служит одним из средств связи между обществом и его полит. системой, (в законах, принимаемых зкндт органами выражаются интересы большинства людей, различных слоёв, классов, групп)

2) устанавливать правовые формы организации, функционирование и смену гос власти, способы и методы полит. борьбы всех существующих в данном обществе полит. сил. В законодательстве соврем. гос-ва прописываются сл. положения: понятие полит. партии,

3) определение места и роли в полит. системе общества, условие и порядок создания и прекращения деятельности полит. партий,

4) взаимоотн с публ. властью, прежде всего, участие в выборах и в деятельности представительных органов гос власти.

В 2001 году был принят закон о полит партиях. В 2012 году были внесены изменения. сейчас 500 человек. и не обязательно иметь представительства во всех субъектах федерации.

К важнейшим институциональным элементом полит системы относится гос-во и те добровольные объединения граждан, которые участвуют в политике, прежде всего, политические партии. Особую роль в политической системе России играют политические партии. Их правовое положение регулируется федеральным законом от 11.07.2001 г. Закон «О политических партиях» установил, что единственными общественными орг-ями, которые могут участвовать в выборах на уровне РФ и её субъектов, являются политические партии. В результате многие политические движения преобразовались в партии.

Сейчас –пропорциональная политическая система. На региональном уровне – даже ты обязан состоять в партии.

Численность партий, дающая право участвовать в выборах с 2010 года снижается с 50000 до 45000 членов.

С апреля 2012 года – до 500 человек. Последняя п.п. Правое дело. Политическая партия определяется в федеральном законе как общественное объединение, созданное для участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах госвласти. Политические партии создаются и действуют только как федеральные партии. В субъектах РФ свои партии не создаются, а действуют только региональные отделения. Членами могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет. Член партии может состоять только в одном региональном её отделении. Не допускается создание партий по признакам проф., расовой, национальной или религиозной принадлежности. Полит партия создаётся на учредительном съезде, учредителями являются делегаты съезда. Партия должна быть зарегистрирована в Минюсте РФ (отказ в регистрации может быть обжалован в суд). Региональное отделение партии регистрируется в территориальных органах Минюста РФ. Партия, не участвовавшая в выборах в течение 5 лет подряд подлежит ликвидации. Партия может быть ликвидирована только по решению ВС РФ. Закон предусматривает гос. фин поддержку крупных партий. С 2006 года контроль за фин дея-стью партий осущ-ет ЦИК РФ. Партии обязаны к 1 апреля каждого года представлять в ЦИК фин. отчет.

Понятие и классификация функций государства.

формы и методы реализации функций государства. Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, благодаря которой реализуется его функция.

Существуют формы осуществления функций государства:

1) Правовые – они определяются Конституцией РФ, ФКЗ, Законодательством субъектов федерации, другими нормо-устанавливающими актами.

2) Организационные функции – реализуются его органами и должностными лицами.

в правовые формы входят сл. виды деятельности

1) Правотворческая – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов,

2) правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов путем принятия аков применения права.

3) Правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждении правонарушений и привлечению к юр. ответственности виновных лиц.

К организационной форме относятся

Орг-регламентирующая – работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проекта документов, организацией выборов, планировании, координации действий, контролем и т.д..

Орг.-хозяйственная – оперативно-техническая и хоз. работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, дотацией и т.д.

Орг.-идеологическая – работа по идеологическому обеспечению, выполнению различных функций государства, связанное с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращения к населению и т.д.

Методы осуществления функций государства

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с пом. которых органы государства реализуют его функции. Наиболее характерными являются такие методы, как убеждение, принуждение, рекомендации, поощрения.

Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т. д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от полижи и власти. j 2.. Совокупность политических институтов и орга-низаций, составляющих структуры системы: государ-во, все ступени правления от высших органов влас-ти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения пред-принимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, право-вые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регулятивы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы полити-ской деятельности. . , 5.. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, помощью которых реализуется политическая власть осуществляется управление общественной жизне - \ деятельностью людей. В составе системы - полити-ческие структуры и сообщество людей со свойствен-ным ему образом политической жизни; стилем поли-тической деятельности.

Некоторые зарубежные политологи считают «ос - новными элементами» политической системы саму власть, а также интересы и политику, понимаемую как результат взаимодействия между властью и об - ществом. При таком подходе расширено толкование понятия «основной элемент», оно отождествляется с понятиями «признак» или «специфическая черта» системы. Смысловое содержание термина «элемент» вполне определенно: это составная часть целого (системы), чем не выступают ни власть, ни интересы, ни тем более политика.

Политические институты - один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И тем не менее каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроля за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.

Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности и взаимоотношения с государством и обществом.

Ядро политической системы - государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепций современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительствами и народными массами»13.

Государство - многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Являясь институциональным механизмом выражения всеобщих интересов или же интересов господствующих классов, государство тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему означает факт институционализации социально-политических конфликтов и свидетельствует о демократичности общества.

Бытие государственных и иных политических институтов невозможно без их легитимации. Леги-тимационная система - неотъемлемая сторона политической системы как целого. Независимо от того, на какой Основе она построена (общей воле народа, господстве большинства, консенсусе, идеологии, традиции и т. п.), в любом варианте легитимация неразрывно связана с нормативно-правовой подсистемой и вместе с нею как бы цементирует всю политическую систему, придает ей качественную специфику. В свою очередь нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политических и общественных институтов власти и управления. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то как правят, каким образом осуществляется власть. Отсюда особенности основных методов деятельности политических институтов. Они могут базироваться на прямом насилии или же на угрозе применения принуждения, действовать посредством привития членам сообществ навыков к сотрудничеству и согласию, а также путем применения вознаграждения и наказания.

Свойства политической системы, связанные как со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культуру. Специфика этого элемента - в его интегриро-ванности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.

Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализация совместной деятельности людей, их общественных отношений.

Отмеченные элементы политической системы приобретают свою специфическую конкретизацию в зависимости от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и политическая партия.

Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям.

Без них не осуществима децентрализация власти и управления.

Институциональные взаимосвязи динамичны, реализуются и воспроизводятся в форме живых противоречий, в чем, собственно, выражается диалектика политической власти и относительная самостоятельность институтов. Вертикальные связи имеют тенденцию к доминированию над горизонтальными, поскольку власти присуще свойство централизации и концентрации. Правящие и оппозиционные институты, системные и внесистемные организации, политические, властные и общественные учреждения, государственно-правовые и традиционные нормы - все они и в структурно-организационном и в функциональном планах выступают как взаимодействующие противоположности. И могут быть объективно осмыслены лишь в контексте анализа реальных противоречий политической системы. Рассматривая, скажем, .институты законодательной, исполнительной и судебной властей, надо иметь в виду их естественную, сущностную противоречивость. Политическая история стран мира свидетельствует о постоянном соперничестве субъектов законодательной и исполнительной властей, о стремлении второй занять господствующее положение в системе.

Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти, или обеспечение ее стабильного функционирования.

Политические отношения властвования выступают в определенном аспекте как господство одних групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным законом политической жизни. Право одних властвовать над другими в явном или скрытом виде было не исключением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений политического господства в обществе. Но затем они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеалы демократии. Идеалы, но не деформированная демократическая реальность с ее принципом безоговорочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для свободы, в диктатуру большинства по отношению к личности.

Сказанное не следует понимать в том смысле, что политические отношения в любой их модификации однозначны господству. Да, власть - это подчинение, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства. Властеотноше-ние, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное принуждение, вплоть до угрозы физического насилия. Вместе с тем властвование, базирующееся на идеологической или структурно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные политические отношения являются не чем иным как господством. А во втором - прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов.

Политическая система демократического типа характеризуется такой легитимностью, которая предполагает и отношения господства и отношения сотрудничества, добровольного признания авторитета власти как необходимого условия осуществления прав и свобод человека.

Первенство господства в политических отношениях сохраняется до тех пор, пока не исчезнут его источники в социально-экономическом бытии: асимметричность общественных отношений, социальная дифференциация людей, необходимость выделения из общества особых групп людей для выполнения властных функций, связанных с управлением общими делами, и возможность использования этих функций для присвоения привилегированных общественных статусов.

Доминирование отношений господства в политической жизни не является критерием качественного различия систем. Все дело в том, какой тип господства: легитимный или нелегитимный, основанный на системе всеобъемлющих прав или на авторитете правителей, на признанных большинством общества ценностях или же ценностях, навязанных ему меньшинством - элитой, партией, власть предержащими. От типа господства зависит устойчивость политических систем, их жизненность. Драматический опыт советской модели политических отношений продемонстрировал ущербность, неспособность к самореформированию и адаптации системы, базирующейся главным образом на господстве одной партийной олигархии и идеологической легитимации власти. Хотя изначально по своей объективной природе данная система утверждалась как форма институализации интересов большинства и взаимопомощи.

  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 3. Социальные нормы.
  • 21. Предпосылки происхождения государства и права.
  • 22. Многообразие теорий происхождения государства и права.
  • 23. Современная наука о происхождении государства и права.
  • 24. Основные закономерности развития государства и права.
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Понятие и признаки государства
  • 27. Сущность государства.
  • 28. Социальное назначение государства.
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • Субъекты политики
  • Классификация (виды) субъектов
  • Характеристика субъектов политики.
  • 1. Человек
  • 2. Малые группы
  • 3. Политические организации
  • 4. Общественные организации
  • 5. Элита
  • 6. Социально-политические классы
  • 7. Нации и этнические группы как субъекты политики
  • Системный подход к анализу политической жизни
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • Соотношение политической системы и политической организации
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 32. Место и роль общественных объединений в политической системе.
  • 33. Виды политических систем.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.

    Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функ­ционирование политической власти.

    Политическая система имеет ряд характерных черт:

    Именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

    Зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

    Обладает относительной самостоятельностью.

    По своей структуре политическая система общества состоит из пяти элементов, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности: 1) Институционный (или организационный) элемент . Выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему. В этот элемент входят государственные органы, общественные объединения всех организационноправовых форм (массовые движения, общественные организации, учреждения, фонды, органы общественной самодеятельности), политические партии как специфический субъект и др. Организационный элемент является главным в политической системе, он придает устойчивость политсистеме, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. 2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. К нормативному элементу относятся: · Политические нормы (содержатся в уставах, программах политических партий). · Нормы права (например, Конституция РФ, Закон РФ "Об общественных объединениях Российской Федерации"). · Политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом). 3) Функциональный элемент . Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы. К нему относятся: · Политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, сходы, шествия, пикеты и др.); · Политические процессы (процесс формирования парламента, процесс формирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий); · Акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии - выдвижение кандидатов в выборные государственные органы; фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии). 4) Идеологический элемент . Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе. 5) Коммуникативный элемент . Представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы, о решениях, принимаемых теми или иными органами. Коммуникативный элемент включает в себя все виды средств массовой информации. Необходимо подчеркнуть, что понятие политической системы образуют все перечисленные элементы в совокупности, в комплексе.

    Согласно другим классификациям, компонентами политической системы общества являются: 1) Политическая организация - совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественнополитические организации и движения). То есть это субъекты политической жизни . Это, в первую очередь, политическая организация общества как совокуп­ность политических объединений общества, выража­ющих его интересы (государство, политические пар­тии, иные общественные организации и движения). В периоды активных (революционных) общественных изменений субъектами политической жизни может выступать народ, отдельные классы, нации, группы, которые являются в то же время объектом управления политической власти.

    Политическая организация общества охватывает стабильные политические организации и учреждения общества, непосредственно осуществляющие политическую власть (государство, партии, трудовые коллективы, общественные организации и массовые движения, СМИ).

    Ведущим элементом, ядром политической организации общества являетсягосударство со всеми его составляющими частями - законодательной, исполнительной, судебной властями, вооруженными силами, органами разведки, внутренних дел, прокуратурой и т. д.

    2) Политические отношения , складывающиеся между структурными элементами системы;

    Политические отношения - взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Возникают с момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства.

    Характеристики политических отношений:

    возникая при активном участии сознания людей, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, партиями, государствами;

    влияют на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру политических отношений. Воздействие на экономическую жизнь общества оказывается через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действий государственного механизма можно поддержать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одну систему нравственных ценностей и подавлять другие;

    главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни - власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать партии, союзы, государство, движения и институты, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей, придерживающихся определенных принципов.

    3) Политические нормы и традиции , регулирующие политическую жизнь страны;

    Политические принципы и нормы, регулирующие по­литическую жизнь страны. Большинство политичес­ких норм имеют правовую форму закрепления, на­пример, многие конституционные нормы имеют ярко выраженный политический характер. Политические принципы и нормы закрепляются в Конституциях, Законах, кодексах (уголовный, процессуальный и т. д.),. подзаконных актах. Они регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное. Через политические нормы и принципы происходит формирование политического сознания и поведения граждан, соответствующего целям и задачам политической системы. Через принципы и нормы политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения.

    4) Политическое сознание , отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

    Политическое сознание как осознанное отражение сферы политики субъектами политической и, в целом, социальной жизни (индивидами, группами, классами, общностями), представляющее собой совокупность соответствующих знаний, оценок и установок. Политическое сознание и политическая культура , которые также являются ведущими элементами политической системы. Складываясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, политическая культура, в свою очередь, дает знание законов и механизма осуществления политики, формирует отношение человека к политической жизни,. способствует пониманию целей и содержания политики государства. Однако провалы в политике перестройки и последующего псевдореформаторства, несбывшиеся ожидания и как следствие - разочарование широких слоев общества породили у значительного числа людей усталость, снижение интереса к политическим событиям.

    Интегративная функция политической культуры в обществе состоит в том, что она служитопорой существующей политической системы, способствует единению (или разъединению) всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации.

    5) Политическая деятельность , охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

    Политическая деятельность – это систематическое, сознательное вмешательство индивидов или социальных групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

    Она выражается в конкретных политических действиях, т.е. акциях, поступках социальных субъектов с целью добиться тех или иных результатов. Ответные действия тех, чьи интересы при этом затрагиваются, называются реакцией.

    Цель политической деятельности состоит либо в укреплении существующих общественных отношений, либо в их преобразовании, либо в полном разрушении и создании иной социально-политической системы. В качестве цели рассматриваются также завоевание и удержание политической власти. Конкретное политическое действие может предусматривать более узкую задачу: создание партии или общественной организации, победу на выборах, разработку и принятие различных решений и т.п. Иногда ставится цель создания идеального социально-политического устройства. Средства и методы политической деятельности, т.е. ее приемы и способы, весьма разнообразны. К ним относят митинги, манифестации, выборы, референдумы, речи и призывы, собрания, встречи, переговоры, консультации, декреты, реформы, восстания, революции, войны и др. Выбор средств и методов политического действия зависит от особенностей политической культуры общества. Их использование, как правило, устанавливается законом.

    Результаты политической деятельности выражаются в изменениях как в политических ситуациях, так и в социально-политическом устройстве Функции политической системы разнообразны. Остановимся на важнейших их них. · Контроль за сферой распределения ценностей как ведущую функцию политической системы обеспечивает государство как главный компонент политической системы. В качестве ценностей могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга. Распределительная функция политической системы определяет пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно должно начинаться с влияния на сферу распределения, а не производства. Эта функция является предпосылкой реализации следующей функции. · Функция интеграции общества. Политическая система призвана обеспечить взаимосвязь и единство действий различных элементов структуры общества. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности. · Функция упорядочения политических процессов. Эта функция направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность политической системы. Отсутствия подобного сочетания служит причиной многочисленных деструкций в политической системе. · Функция вовлечения населения в политическую жизнь Данный перечень функций политической системы не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть, что функции политической системы необходимо отличать от функций отдельных входящих в нее институтов (партий, государства)

    Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего, это политическое сообщество - совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.

    Второй необходимый компонент - должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они - основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц. Первый - должностные лица, занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, глава администрации президента, губернаторы и т.п. Второй слой - лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители - посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения, крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.

    Третий компонент - правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

    Четвертый компонент - территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией - это тоже политическая система.

    Политическая система обладает определенной структурой - устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические системы традиционно патриархального типа характеризуются слабой дифференциацией. Современные политические системы отличаются сложной дифференциацией. Они имеют широкую базу структур, принимающих решения или влияющих на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, средства массовой информации и т.п.

    Политические структуры включают в себя различные организации, как собственно политические - государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.

    Политические структуры - это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики - политических актеров, которые играют определенные роли. Депутаты парламента, судьи, избиратели, партийные функционеры - это все роли, тесно взаимосвязанные между собой в политике и составляющие структуру политической системы. Политическая система таким образом - это устойчивое взаимодействие ролевых структур.

    Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений - процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки. Политические системы в это время отличаются нестабильностью. Антагонистические аспекты политических интересов доминируют над интеграционными.

    В политической системе социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть дает возможность конкурирующим группам распределять ценности, блага в соответствии с весомостью их влияния. Политическая сфера, как отмечал американский политолог Г.Лассуэлл, отвечает на вопросы, кто и что получает, когда и как? Конкретная политика, т.е. принятие решений и их реализация на государственном уровне, выступает общественным результатом взаимодействия между интересами и властью.

    На функционирование политической системы огромное воздействие оказывает политическая культура. Являясь носительницей фундаментальных политических знаний и ценностей, политическая культура выступает в качестве глубинного основания всего общественно-политического устройства. В политической культуре фиксируется субъективная ориентация людей на политику и власть. Именно политико-культурный феномен делает нормативно одинаковые формы государственного правления и устройства многовариантными в реальной жизни. Политическая культура может свести на нет все попытки реформ, если они не вписываются в ее контекст.

    Применяя системный подход к политике, политологи стремились дать общую теорию политической власти, раскрыть механизм ее стабильности. Модель политической системы, предложенная Д.Истоном, дает представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Политическая система

    Политическая система общества или политическая организация общества -- организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

    Основные формы политических систем

    · Демократия

    · Теократия

    · Тоталитаризм

    · Авторитаризм

    2 типа политических систем:

    Открытые;

    Закрытые.

    Структура политической системы

    Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

    · организационный (институциональный) компонент -- политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

    · культурный компонент -- политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

    · нормативный компонент -- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

    · коммуникативный компонент -- информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

    · функциональный компонент -- политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

    Структура -- важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

    Функции политической системы

    политический власть

    Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

    · Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования -- демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.).

    · Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

    · Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое не достижение).

    · Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

    · Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

    · Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

    · Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

    · Легитимация политической власти (т.е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

    Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:

    · Политическая социализация -- приобретение человеком полит знаний, ценностей, следование стандартам полит поведения в обществе и т д.

    · Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.

    · Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.

    · Экстракционная функция -- черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.

    · Дистрибутивная функция -- согласование интересов различных групп внутри общества.

    · Регулирующая функция -- управленческие действия

    Элементы политической системы

    Очевидно, что в каждом конкретном обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы -- традиции, институты, политические ценности и т.д. -- в разных обществах различны. Отметим, что политика -- это открытая система, т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества -- экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние.

    Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:

    · организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты -- парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

    · нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    · коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    · культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

    Взгляды на политическую систему

    Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

    · Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

    · В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

    · В третьем -- политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

    Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Политическая система как совокупность политических взаимодействий ролей и функций, существующих в каждом сообществе. Классификация и разновидности современных политических систем, их структура и функциональные особенности. Теория политической системы.

      контрольная работа , добавлен 08.05.2011

      Подходы к пониманию политической системы. Определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Общая характеристика функций политической системы, ее взаимосвязь с государственной политикой. Сущность функции артикулирования и агрегирования.

      реферат , добавлен 09.04.2015

      Сущность, структура и функции политической системы. Виды современных политических систем. Политический режим как характеристика политической системы. Типы политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический). Политическая система общества.

      контрольная работа , добавлен 23.02.2010

      Понятие политической системы, ее структура, функции и механизм функционирования. Типология политических систем по содержанию, формам управления, типу политической культуры, разделению политических ролей. Политическая система Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 04.05.2014

      Понятие и сущность политической системы. Функции политической системы общества. Основные типы политических режимов. Выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера. Политические принципы и нормы.

      контрольная работа , добавлен 21.11.2011

      Понятие политической системы как основополагающей формы организации политической сферы жизни современного общества, ее основные элементы и функции. Типология и закономерности политических систем, основные факторы, влияющие на процесс их формирования.

      контрольная работа , добавлен 17.08.2011

      Понятие политической системы как совокупности взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов. Структура, функции, классификация политических систем. Соотношение понятий "политическая система" и "гражданское общество".

      контрольная работа , добавлен 27.01.2010

      Характеристика основных принципов политической социализации как процесса вхождения человека в политическую культуру. Рассмотрение сущности, элементов и функций политической культуры. Характеристика политических отношений в международном масштабе.

      реферат , добавлен 17.08.2015

      Понятие, структура, функции и типология политических систем. Государственные и общественные организации, объединения, политические нормы. Политическая организация как главный элемент политической системы. Политическая стабильность и политический риск.

      реферат , добавлен 04.04.2010

      Политическая система общества как совокупность политических институтов, ее структура, основные компоненты и функции. Англо-американская и европейская типология политических систем. Генезис, классификация и функции политических партий Украины и мира.