Материальное благо: определение, примеры. Максимизация производства духовных благ Что такое духовные блага

Поскольку производство духовных благ есть результат материального производства, духовные блага, как и блага материальные, накапливаются. Но, однако, если вещная сторона богатства временна, то духовная - не преходяща. Духовное производство связано с его расширенным воспроизводством, а значит, с передачей и накоплением духовных благ. Посредством этого накопления сохраняются его материал и способы, виды и формы, т. е. создается предмет потребления духовных благ, формируется и сам человек как субъект этого потребления. Подлинное накопление духовных благ связано с его расширенным воспроизводством. Механизм накопления феноменологически предстает таким образом, что из совокупного фонда накопления выделяются ресурсы для духовной деятельности, которые обеспечивают функционирование этого подразделения общественного сектора и модифицируются в соответственное духовное развитие общества и человека. Духовное развитие общества и человека поэтому связано с достигнутым уровнем экономики, характером производственных отношений, опирается на господствующие в сфере материального производства условия накопления. Накопление духовных благ в качестве своей основы имеет общие законы накопления, подчиняется им. Однако, поскольку духовное производство осуществляется прежде всего в границах потребительного производства, процесс накопления духовных благ обладает спецификой, которая реализуется как собственно в потребительном производстве, так и в производительном потреблении. Рассмотрим это на примере образования, знания. а) Знание в материальном производстве Когда речь идет о влиянии знания на материальное производство, то в первую очередь отмечают связь образования и роста производительности труда. Еще С. Г. Струмилин показал прямую зависимость производительности труда человека от полученных им лет образования. Кроме того, по его подсчетам, результаты, получаемые от работы обученных рабочих, превышают затраты на их школьное обучение в 27,6 раза290. Существуют также цифры, согласно которым, начальное образование повышает производительность труда на 50%, среднее - на 110, а высшее -на 315%. Со ссылкой на западные исследования утверждается, что примерно 40% прироста национального дохода связано с вложениями в сферу образования291. Это важный аспект, ибо он свидетельствует о том, что накопле ние образования как духовного общественного блага, его воспроизводство приобретают свой социально-экономический смысл прежде всего в том отношении, что знание реализуется как величайшая производительная сила. Общество производит знание, а затем использует его в материальном производстве. Поэтому одна из особенностей накопления образования в том и состоит, что образовательное разви- tue человека, осуществленное в свободное время, в свою очередь, как «величайшая производительная сила» обратно воздействует на производительную силу труда. Превращение образования в важнейший фактор материального производства означает прежде всего, что знание выполняет функции непосредственной производительной силы. Если в общественном секторе знание, достигнутое посредством образования, выступает потенциальной (возможной) производительной силой, то все то знание, которое потребляется в непосредственном процессе материального производства, функционирует как действительная производительная сила. Таким образом, осуществляется уже не просто производство производительных сил в форме знания, а производство, накопление и воспроизводство духовных производительных сил в виде действительных непосредственных органов человеческой практики. Накопленное образование реализуется в интеллектуальной деятельности непосредственных производителей в материальном производстве. Если превращение знания в духовную производительную силу выступает социально-историческим процессом, то ныне накопление и реализация образования в материальном производстве - его обязательное условие. Речь прежде всего идет о том, что производительные силы ныне существуют в единстве двух своих основных видов: материальных и духовных. Показательны в этом отношении мысли К. Маркса о движущих причинах развития всех производительных сил, материальных и духовных;292 об уровне развития материальных, а потому также и духовных производительных сил293. Это единство двух видов производительных сил труда обеспечивается их главным носителем - человеком, его физическими и духовными свойствами. Иногда, однако, полагают, что знание, превращаясь в определя{о- щий фактор производства, отодвигает на задний план и капитал, и рабочую силу. Эго обосновывается революцией в управлении, переходом от общего знания к его специализированным отраслям, преодолением столь характерного для «экономического общества разделения знаний и умений»294. Соответственно выстраивается иерархия знания по его значению для «постэкономического общества». Верхом знания здесь объявляются маркетинг, реклама, PR и прочее, - словом, все то, что способствует реализации обменной функции капитала, расширенному воспроизводству меновой стоимости. Столь модное ныне противопоставление знаний и умения на самом деле - иллюзорная форма рассмотрения действительной противоположности между умственным и физическим трудом. Эту противоположность, конечно, нельзя сводить к тем естественным различиям между умственным и физическим трудом человека, которые обусловлены природным различием его физиологических органов. Как бы ни различались между собой голова и руки одного человека в чисто биологическом плане, они все-таки принадлежат одному человеку. В этой принадлежности состоит их естественное, природное, биологическое единство, составляющее, в свою очередь, и природное единство труда. Какую бы общественно-историческую форму труд человека ни принимал, он не может осуществляться без рук и головы, физических действий и мысли, умений и знания. Поэтому, когда речь идет о противоречии знаний и умений, само это противоречие нельзя сводить к природному началу: «Как бы различны ни были отдельные виды полезного труда, или производительной деятельности, с физиологической стороны это -функции человеческого организма, и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и ее форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т.д.»295. Это противоречие рационально может быть понято лишь в контексте общественного разделения труда. Вместе с общественным разделением труда общественно разделяется и сам человек296. Дальнейшее развитие материальных и духовных сил человека могло идти лишь с классовым разделением, «при помощи усиленного разделения труда. имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также искусством и наукой»297. Общественное разделение труда институционализируется не только в соци- ааьной, но и в профессионааьной структуре общества. Существуют ли, однако, веские основания для того, чтобы утверждать, что противоположность между работниками умственного и физического труда преодолена, что упразднена и социальная, и профессиональная структура общества? Безусловно, нет. Другое дело, что знание, ум и мысль - это также функция не только отдельного, но и совокупного работника, представленная в процессе материального производства. Образование, рассматриваемое по отношению к человеку, к совокупному работнику как личностному фактору производства, может выступать и действительно выступает духовной силой в том смысле, что его результаты (знания) в процессе труда представлены и головой рабочего, и умом инженера, т. е. со стороны их интеллектуальной, духовной, знаниевой деятельности. Эта последняя также образует производительные силы труда, ибо в ней реализуется образовательная, духовная сила общества. Социальная сила образования приобретает значение духовной производительной силы труда тогда, когда она в виде общего знания воплощается в практической умственной деятельности работников физического труда, непосредственных производителей и участвует в качестве специализированного знания в труде инженерно-технического персонала промышленного производства. Таким образом, степень накопления образования и реализации его социальной силы в условиях производительного потребления связана с превращением образования в умственную деятельность непосредственных производителей и инженерно-технического персонала и зависит как от удельного веса умственного труда непосредственных производителей, так и от эффективности умственного труда научно- технического и инженерного состава. В этих условиях перед обществом стоят объективные задачи укрепления российской системы образования, а не ее реструктурирования по рецептам ВТО. «Адаптация» содержания школьных программ и педагогических методов к потребностям рыночной экономики приведет к разрушению образовательной основы метаквалификации. Нельзя за образец образовательных реформ брать ту модель образования, которая, по мнению и В. Леонтьева, и Дж. Стиглица298, сама не столь успешно справляется с собственными задачами и сталкивается с серьезными проблемами. В то время, когда производственная деятельность рабочих начинает подниматься до уровня интеллектуальной деятельности (этого требуют потребности самого материального производства), когда существует необходимость осознанного применения знания в материальном труде, не может быть социально обоснованной и ликвидация в стране всеобщего среднего образования. В этом случае тезис В. Иноземцева об избирательности информации, знания превращается в свою полную смысловую и социально-экономическую противоположность: изначально избирательны структура господства, сама социально-экономическая система и существующий общественный строй к потенциальным носителям знания и информации. Между тем накопление знания и объективные потребности материального производства в практическом приложении знаний приводят к тому, что расширяются границы производительного труда. В первую очередь это касается научно-технического персонала, их труд становится производительным, а сами они - производительными работниками. Выполнение духовных функций производственных процессов ими в условиях механизации и автоматизации производства, его роботизации и информатизации служит ныне составным звеном процесса производства, его нормального технологического цикла. Это объясняется тем, что продукт труда преобразуется из непосредственного продукта индивидуального производителя в общественный, в продукт совокупного рабочего, который комбинирован ныне таким образом, что различные члены его ближе или дальше стоят от непосредственного воздействия на предмет труда. Следовательно, сам комбинированный характер процесса труда все более и более расширяет понятие производительного труда соответственно и его носителя: чтобы трудиться производительно, нет необходимости непосредственно прилагать физическую силу, воздействовать на предмет труда. В процессе накопления образования происходит следующее. Во- первых, осуществляется переход отдельных видов материального производства от ручного труда к сложному труду (механизированному, автоматизированному, информатизированному, роботизированному), который представляет собой высшую форму производительного труда. Во-вторых, умственный труд инженерно-технического персонала, составляя необходимое условие функционирования производственного процесса, наряду с физическим трудом и сочетаясь с ним, овеществляется в продукте материального производства. Кроме того, надо иметь в виду", что замена ручного труда более сложными и высшими формами производительного труда сопровождается тенденцией, выражающейся в том, что часть функций труда инженерно-технических работников переходит в сферу компетенции труда физического. Особенность труда инженерно-технического персонала состоит также и в том, что еще одна часть его функций с возрастанием на производстве механизации и автоматизации, роботизации и информатизации заменяется работой машин. Постоянными остается только наблюдение и контроль, управление технологическими процессами, ремонт и наладка высоких технологий. В этих условиях непосредственный труд как таковой перестает быть базисом производства, ибо 1) он преобразуется главным образом в деятельность по наблюдению и регулированию; 2) перестает быть результатом единоличного труда, и в качестве производителя выступает, скорее, комбинация общественной деятельности299. Накопление знания в аспекте перехода к более сложным и высшим формам производительного труда означает, что физический, ручной труд по обслуживанию машин и примитивных орудий труда стано- вится излишним, осуществляется его экономия. Человек становится рядом с процессом производства вместо того, чтобы быть его агентом. В этом преобразовании не тот непосредственный труд, который выполняется самим человеком, не то время, которое он трудится, а усвоение им собственной, всеобщей производительной силы, его понимание природы и господство над ней благодаря существованию человека как общественного тела, одним словом, - развитие общественного индивида - вот что выступает в качестве основного устоя производства и богатства300. Стало быть, создание вещного богатства общества- - продукта материального производства - все в большей степени начинает зависеть от накопления знания (образования, науки, сложившегося научнообразовательного комплекса, информации) и от его применения к самому материальному производству. Накопление знания стало неотъемлемым условием процесса производства, функционирования его технологий. Это выражается не только в возрастании удельного веса умственного труда и соответствующей доли работников в процессе производства продуктов, столь естественно приводящих и к движению образования в процессе его производительного потребления, но еще и в том, что само образование выступает той социальной силой, которая реализуется и в самих средствах производства, и в технике, и в технологиях, задействуя тем самым и силу прошлого труда человека. Скорректировав мысль К. Маркса, можно утверждать, что развитие техники - это показатель того, до какой степени наука и уровень образования превратились в непосредственную производительную силу. Как объективированная в промышленных технологиях наука служит усилению совокупности умственных и физических сил живого труда301, так и образование представляет собой возможность умственного труда и его реализации в физическом труде. Оно по мере своего накопления эту возможность и реализацию делает действительной. В этом отношении верно суждение, что производительная роль знания состоит в том, что оно переносит себя и умения из самого труда в средства производства, в мертвую производительную силу и, оживляя ее, выступает как дееспособность последней; поэтому техники. технологии, средства производства становятся органом реальной власти человека над природой, органом исполнения человеческой воли в природе302. Признание, однако, накопления образования до уровня реализации его результатов в качестве духовной производительной силы не означает, что работники системы образования - производительные работники. Работники образования в создании материальных благ и в производительном труде не участвуют, хотя они и способствуют развитию производительных сил общества - личностных и вещественных. В своей собственной сфере образование, созидая, существует вне формы реализации в производительных силах; оно существует как идеальное знание, которое использует в иных, т. е. в непроизводственных, видах деятельности; оно существует как неотъемлемое условие производства и распространения знания, духовного развития общества и человека. Тогда и в той мере, однако, когда и в какой речь идет о накоплении образования и превращении знания в непосредственную и духовную производительную силу, эта роль не может выполняться, если знание не будет материачизовываться в средствах производства, технике и технологиях. Посредством этого опредмечивания образование - как форма идеальная - становится духовной производительной силой, которая весьма реачьна. Образование, таким образом, созидая духовно, накапливается, материально воплощается в производстве, его вещественных факторах. Материачизация знания и использование сил природы в условиях господства меновой стоимости высвобождают капитал и наемных работников, что так или иначе приводит к расширению границ производства, созданию его новых отраслей. Однако нет необходимости силу знания в материачьном производстве, как и образовательный труд за его пределами, сводить к стоимости. К. Маркс заметил, что еще Д. Рикардо отмечал, что силы природы ничего не добавляют к стоимости товаров, что они, напротив, уменьшают ее303. Это положение можно отнести и к знанию. Если на заре производства знание не принимало заметного участия в покорении природных сил для потребностей и нужд человека, то в настоящих условиях превращение его в духовную непосредственную производительную силу все более проявляется в воздействии знания на технику и через нее на себя саму. Осмысление этого факта легло в основу многих теорий, например, постиндустриачьного общества. Так, Д. Белл считает, что «всеобщее знание» стало основной производительной силой общества304. Он так же объявил о громадном социальном значении осевого принципа постиндустриального общества и его повой роли в качестве направляющей силы социального изменения305- Сущность изменений связывается с расширением поля отношений теории и сферы ее применения306. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается, считает он, одновременно со становлением постиндустриального общества307. Телекоммуникационная революция, состоящая в изменениях в организации и обработки информации, знания, сама по себе, конечно, еще не способна упразднить существующие производственные отношения. Соответственно представления, что социальная структура выстраивается по критерию знания, информации, значительно преувеличены. Сама социальная структура определяется основным производственным отношением. В результате возрастания прибавочного продукта благодаря накоплению образования и его реализации в материальном производстве открывается больше сфер деятельности для непроизводительного труда. Еще Бартон (по свидетельству К. Маркса) впервые выдвинул то важное положение, что число занятых рабочих не пропорционально богатству государства, что оно относительно больше в промышленно неразвитой стране, чем в промышленно развитой308. К. Маркс, в свою очередь, писал, что постоянное увеличение в этих условиях средних классов ложится бременем на наемных работников и увеличивает социальную устойчивость и силу "ЯПЧ «верхних десяти тысяч»° . Конечно, чем больше населения участвует в образовательной деятельности и науке, тем более разветвленной оказывается социальная структура общества. Однако нельзя не видеть и другой тенденции: «Нам говорят, что некоторые рабочие места станут более технологич- ными и сложными, тогда как численность уборщиц и тех, кто нажимает кнопки, растет»310. Действительно, рост использования автоматического оборудования приводит к сдвигам в профессиональном и отраслевом распределении рабочей силы, однако, по мнению В. Леонтьева, «увеличивающееся производство средств производств в последующие 20 лет замедляет сдвиг занятости из сферы производства в сферу услуг»311. Не информационные технологии определяют систему социальноклассовых отношений, а, наоборот, они сами выступают показателем общественных отношений, определяются ими. В противном случае, чтобы быть последовательным, придется анализировать не социальные последствия технологических изменений и даже не технологиче ские, а собственно технологическое в технологическом, что не может не привести к логическому кругу. Нельзя отменять двоякое воздействие на знание и его производительное потребление господствующих форм производственных отношений: «Техника - фактор порабощения человека (...) Она могла бы быть (...) фактором его освобождения»312. Хотя и считается, что автоматизация и информатизация способны в настоящих условиях сменить ориентацию техники, признается, что сама по себе техническая мутация и информатизация техники не вызовут никакого изменения в положении пролетариата, неимущих масс313. Стало быть, нельзя отрицать влияния экономического строя, его производственных отношений на образование и науку, знание, нельзя и романтизировать роль последних. Создание новых вещественных факторов производства, их применение и, таким образом, накопление образования в материальном производстве зависят также от познания свойств и закономерностей не только природы, но и производства. Познавать природу и производство означает необходимость и возможность знать природу производства и производство природы. Но это зависит и от свойств образования как общественного духовного блага: оно как предпосылка и итог научного развития в ходе своего производительного потребления человеком развивает и человека, и вещественные факторы производства, прежде всего его средства. Необходимость и возможность, сфера и масштабы накопления знания в материальном производстве по самой своей сути определяются заменой ручного труда силой машин. Как свидетельствует В. Леонтьев314, данные по Японии дают основания полагать, что среди, например, самых прогрессивных моделей роботов, которые используются в современных условиях, возможен темп замены 2-4 рабочих в смену. Он приводит и другие примеры: система дуговой сварки для двух типов компонентов сельскохозяйственных приспособлений сокращает количество рабочих, необходимых для этого процесса в ее отсутствие, с 3 человек до 1; один рабочий контролирует автоматическую систему непрерывного управления пятью машинами для штамповки, тогда как без этой системы для выполнения штамповочных работ требовалось пять рабочих; один оператор системы автоматического складирования и охлаждения алюминиевых слитков, отлитых на специальной машине непрерывного действия, управляет всей технологической линией вместо требовавшихся ранее четырех рабочих; один автоматизированный станок полностью автоматической системы монтажа полупроводниковых чипов выполняет работу, для осуществления которой ранее вручную требовалось шесть рабочих; один робот на промышленной линии заменяет за две смены троих рабочих; на шесть роботов при двухсменной работе понадобятся два техника. Примеры подобного анализа техники содержатся и в отечественной литературе315. Существуют в ней и более глобальные расчеты. Например, производимая в 2000 г. в мире электроэнергия способна была заменить в течение года труд 70 млрд человек, занятых производством двигательной энергии на основе использования мускульной силы. Это число более чем в десять раз превышает общую численность населения земного шара316. Масштабы производительного потребления накопленных результатов образовательной деятельности определяются не только заменой ручного труда, но и комбинированным характером самого производственного процесса. «Весь процесс разлагается здесь объективно, в зависимости от его собственного характера, на свои составные фазы, и проблема выполнения каждого частичного процесса и соединения различных процессов разрешается посредством технического применения механики, химии и т.д.»317. Этот процесс разрешается посредством специализированного знания, полученного в результате профес- сионачьного образования. В свою очередь, применение специатизиро- ванного знания и его овеществленной силы связывает расчлененные между собой различные фазы производства, содействует его эффективности. Эта связь перестает зависеть сугубо от непосредственных производителей и вторгается в компетенцию накопления и производительного потребления знания. Указанная закономерность сопровождается не просто автоматизацией и компьютеризацией материального производства, которые влияют на замену ручного труда трудом создаваемых роботов и других машин и позволяют ликвидировать утомительный и монотонный, рутинный труд, но и передачей функций наблюдения и контроля, а также и управления разработанным для этого приборам и специааьному оборудованию. Техника и компьютеры, информатика в своих прикладных формах, таким образом, замещают и умственный труд. То, что некоторые функции умственного труда в ходе производительного потребления науки и образования замещаются материализованным знани ем, свидетельствуют следующие примеры: «Большинство промышленных обозревателей ожидают, что благодаря точности и надежности роботы заменят также работников технического контроля. В прогнозах Дельфи, сделанных Обществом промышленных инженеров (...) делается вывод о том, что в 1990 г. 8% инспекторов ОТК будет заменено роботами, а в 2000 г. - 15%. На основе обзора мнений робото- пользователей в исследовании Университета Карнеги-Меллона сделан вывод о том, что роботы 1-го уровня (...) могли бы выполнить 13% заданий, которые сейчас делают контролеры в металлообрабатывающих отраслях...»318. Делается также вывод и о том, что автоматизация работы офисов больших и малых фирм замещает соответствующие виды деятельности вспомогательного персонала, научно-технических работников, клерков разного уровня и управленцев319. Эти факты есть выражение действительных закономерностей накопления образования, которые свидетельствуют, что социальная сила образования задействует прошлый труд и высвобождает труд живой, повышая производительную силу труда и эффективность материального производства. В экономии, высвобождении труда состоит социальный смысл, сущность этого накопления. Накопление материальных благ невозможно выразить рабочим временем, ибо по мере развития образования все более выявляется неэквивалентность между затраченным рабочим временем на производство совокупного продукта и полезностью образования, которая реализуется в факторах этого производства. б) Знание в воспроизводстве человека Накопление образования как выражение духовного производства осуществляется не только в материальном производстве, в процессе его производительного потребления, но и в потребительном производстве, и в воспроизводстве человека. Признанию этого обстоятельства предшествовала долгая эволюция теоретических воззрений. Сначала материальное накопление объясняли всецело ростом производительности труда без выявления ее подлинной сущности. Затем накопление стали рассматривать в качестве результата капиталовложений (инвестиций). Лишь относительно недавно стали преодолевать взгляды о накоплении как о процессе сугубо вещного характера. Стали говорить о нематериальном накоплении и его основе - образовании и науке. Однако само нематериальное накопление, как и материальное, объясняется в основном затратами. Из его анализа исключена и роль потребления. Попытка исследовать накопительную функцию потребления была осуществлена еще в 60-е годы XX в. в работах представителей неоклассической теории потребления, в частности К. Ланкастера. Он рассматривал индивидуальное потребление в качестве потребительной деятельности и представлял его как такую своеобразную технологию, которая во многих отношениях подобна производственной деятельности. Назначение потребительной деятельности, по мнению К. Ланкастера, состоит в том, чтобы произвести и накопить блага или услуги, обладающие необходимыми для потребления свойствами, либо саму рабочую силу, которую можно обменять на те или иные требующиеся блага. К. Ланкастер не сводил потребление к простому уничтожению стоимости, созданных в производстве. Для него это - особая сфера и технология деятельности человека, который сам для себя производит необходимые потребительные стоимости и воспроизводит свою рабочую силу для ее последующего обмена по ее же стоимости. Положение К. Ланкастера, что стоимость жизненных средств в индивидуальном потреблении рабочего не исчезает, а превращается в стоимость его рабочей силы, - достижение неоклассической теории потребления. Оно в известной мере преодолело те экономические взгляды, согласно которым, стоимость в потреблении накапливаться не может (потребление есть уничтожение стоимости). Однако положение К. Ланкастера ограничивает потребительное производство простым воспроизводством стоимости рабочей силы. И поныне представители разных школ, в том числе и институциональной экономики, ограничивают предпосылки, элементы и результаты потребительного производства таким же образом. Например, домохозяйство рассмат- ривается не только участником, но и институтом рынка, а назначение социальной политики в этой области сводится к воздействию государства на поведение домашних хозяйств в качестве продавца рабочей силы, источника сбережений и т. п. Свободное время в этой концепции не обладает статусом самостоятельной социальной категории. Оно представлено всего лишь календарным временем-вместилищем процессов воспроизводства рабочей силы, инобытием общественно необходимых затрат на ее производство. Теоретические проблемы потребления иногда принимают вид разных концепций. Например, О. Тоффлер пытается сделать различие между работой по найму, основывающейся на обмене, и не оплачиваемой работой, которая не обменивается. Эту деятельность он называет «протпреблснием». «Протребители» - это производители и потребители в одном лице321. Протребители, работая в экономике использования, производят ценности для самой обменной экономики. Протреб- ление - это ключевой фактор в новой экономике, протребители представляют собой прямую противоположность непроизводителей, хотя их вклад и невидим, отчасти потому, что используются несправедливые системы учета труда. Выдвигая протребление в качестве важнейшей теоретической и практической проблемы, О. Тоффлер утверждает, что политика в отношении протребления очень скоро станет главной проблемой политической повестки дня322. Представления, свойственные неоклассической теории потребления, в концепции протребления развиваются прежде всего за счет включения в его границы всего того труда, который не основывается на стоимостном обмене. В ней считается, что воспроизводство человека- не исключительная функция семьи или домохозяйства, что существует экономика использования, которая, впрочем, не совпадает с экономикой общественного сектора. Однако этим концепция и ограничивается, ибо социально-экономическая определенность протребления не выделяется. Часто в литературе утверждается, что потребление, подчиненное той общественной цели, которая ставит себе задачей удовлетворение всех потребностей, становится экономическим потреблением, а потребность - экономической потребностью323. Потребление продуктов действительно связано с общественными условиями, в которые поставлены потребители. Это относится и к совместному, и к индивидуальному потреблению. Но означает ли это положение, что «обслуживание» (процесс «обработки людей людьми») и его результат («услуга»)324 имеют стоимостную определенность?320 Согласно Ю. Н. Нетесину, потребление обладает стоимостью326. Он объясняет свое мнение тем, что «развитие в обмене общественного характера услуг и их сложного ансамбля - способности к труду - проходило вплоть до денежной формы аналогично развитию форм стоимости продуктов материального производства и закончилось тем же устойчивым результатом»327. Меновая стоимость действительно оказывала и оказывает свое специфическое воздействие на способности человека. В этом плане примечателен анализ страсти к обогащению, осуществленный в свое время К. Марксом: «Каждая форма натурального богатства, пока оно не заменено меновой стоимостью, предполагает существенное отношение индивида к предмету, так что индивид с одной из своих сторон сам овеществляет себя в предмете и его обладание этим предметом выступает вместе с тем как определенное развитие его индивидуальности; например, богатство в виде овец выступает как развитие индивида в качестве пастуха, богатство в виде зерна - как развитие его в качестве земледельца и т. д. Деньги же, как индивидуализация всеобщего богатства, будучи сами порождены обращением и представляя лишь все-общее, как чисто общественный результат, отнюдь не предполагают какое-нибудь индивидуальное отношение к своему владельцу; владение ими не есть развитие какой-нибудь из существенных сторон индивидуальности владельца; наоборот, это есть обладание чем- то лишенным индивидуальности, ибо это общественное отношение существует вместе с тем как чувственный, внешний предмет, которым можно завладеть механически и который может быть равным образом и утрачен. Стало быть, отношение денег к индивиду выступает как чисто случайное, между тем как эго отношение к вещи, совершенно не связанной с его индивидуальностью, дает в то же время индивиду благодаря характеру этой вещи всеобщее господство над обществом, над всем миром наслаждений, труда и т. д. Это то же самое, как если бы, например, находка некоего камня давала мне, совершенно независимо от моей индивидуальности, владение всеми науками. Обладание деньгами ставит меня в отношение богатства (общественного) в совершенно то же положение, в какое меня поставило бы обладание философским камнем в отношении наук. Поэтому деньги - не только один из объектов страсти к обогащению, но и подлинный объект последней. Эта страсть по существу есть auri sacra fames. Страсть к обогащению как таковая, как особая форма влечения, т. е. в отличие от стремления к какому-нибудь особенному богатству, например, к одежде, оружию, украшению, женщинам, вину и т.д., возможна лишь тогда, когда всеобщее богатство, богатство как таковое, индивидуализировано в какой-нибудь особой вещи, то есть когда деньги фигурируют в своем третьем определении. Таким образом, деньги - не только предмет страсти к обогащению, но вместе с тем и ее источник. Стяжательство возхможно и без денег; страсть к обогащению сама есть продукт определенного общественного развития, она не есть нечто от природы данное в противоположность историческому »32s. Маркс показывает также революционизирующее воздействие денег и на развитие производительных сил, и на развитие индивидуальности человека. Он пишет, что в качестве безудержного стремления к всеобщей форме богатства капитал гонит труд за пределы обусловленных природой потребностей рабочего и тем самым создает материальные элементы для развития богатой индивидуальности, которая одинаково всестороння и в своем производстве и в своем потреблении и труд которой выступает поэтому уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности, где обусловленная природой необходимость исчезает в своей непосредственной форме, ибо на место обусловленной природой потребности становится потребность, созданная исторически. Поэтому-то, по мнению К. Маркса, капитал и производителен, т. е. поэтому-то он и есть существенное отношение для развития общественных производительных сил. Все дело в том, однако, что таковым «капитал перестает быть только тогда, когда развитие самих этих производительных сил находит предел в самом капи- 42Q тале»° . Таким образом, жажда обогащения как страсть человека в системе определенных общественных отношений выступает как исторический продукт. Если на первых порах в условиях действия закона стоимости и создаются объективные условия для развития человека, то этим же законом развитию человека ставятся и преграды. Способность к труду реализуется в основном через глубочайшее отчуждение. Не имея возможности быть самовыражением человека, труд главным образом становится средством для жизни, средством простого воспроизводства его рабочей силы. Ход развития общества состоит отнюдь не в том, что индивиды, после того как они удовлетворили свои самые насущные потребности, создают для себя избыток; наоборот, так как определенные индивиды или класс индивидов вынуждены работать больше, чем это требуется для удовлетворения его самых насущных потребностей, так как на одной стороне создается прибавочный труд, а на другой стороне создается не-труд и избыточное богатство. В реальной действительности развитие богатства происходит только в этих противоположностях; но именно само развитие богатства заключает в себе возможность уничтожения этих противоположностей330. В условиях действия закона стоимости не труд - первая потребность человека; наоборот, первая потребность человека предполагает труд, ибо он имеет потребность в труде как в средстве заработать себе на жизнь. Аналогичным образом и духовная деятельность в современных условиях становится средством человеку заработать на жизнь. Вместе с тем многие люди, любящие свою профессию и обладающие тягой к знанию могут продолжать развивать свои способности, а тем самым и обогащать самих себя не ради денежных форм, но себя ради. Труд, будучи первой жизненной необходимостью, становится и отчужденным трудом. Между способностью к труду и трудом как самовыражением человека, трудом как средством для жизни и трудом как первой потребностью лежит огромная дистанция, преодоление которой потребует и освобождения от отчужденных форм потребностей. Отчуждение труда переходит и на область потребления, которое тоже «принижает работника, не позволяя ему в полной мере раскрывать свои сущностные силы. Это проявляется в том, что трудящиеся потребляют не те блага, которые они производят, хотят потреблять и которые им необходимы для поддержания здоровья и нормального воспроизводства жизни, а те, которые им навязываются существующим социально-экономическим положением»331. Отчужденным формам потребностей пытаются иногда придать вид естественной тенденции к отставанию потребностей человека от производства. Например, Дж. Кейнс считает, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход332. Дж. Кейнс рассуждает о способности людей к потреблению или, иначе говоря, «склонности к потреблению». К числу главных причин самоограничения «склонности к потреблению» он относит образование резервного фонда на случай непредвиденных обстоятельств. Соответственно он пытается сформулировать закон, согласно которому, всякие мероприятия, направленные на увеличение инвестиций, породят тенденцию к безграничному росту цен, независимо от предельной склонности к потреблению333. Постулат самоограничения «склонности к потреблению» вызывает серьезные возражения. Лишь внешне образование резервных фондов осуществляется для наемного труда. Рабочий делает сбережения не для себя, а для капитала334. Если бы в относительно благоприятные периоды в экономическом отношении рабочие делали сбережения, то они оказались бы за пределами цивилизации. «То участие, которое рабочий принимает в потреблении более высокого порядка, а также в духовном потреблении, - агитация за свои собственные интересы, выписка газет, посещение лекций, воспитание детей, развитие вкуса и т.д., -то единственное его участие в цивилизации (...) экономически возможно лишь благодаря тому, что он расширяет круг своих потребностей в периоды хорошей конъюнктуры, т. е. как раз в те периоды, когда до известной степени имеется возможность сделать сбережения»335. Разве это утверждение противоречит современному положению дел? Как нельзя потребительное производство сводить к деторождению или элементарному физическому восстановлению человека, так нельзя и потребительную деятельность подчинять закону стоимости. Этот закон в лучшем случае признает лишь равенство стоимости потребляемых жизненных средств и стоимости воспроизводства рабочей силы: стоимость жизненных средств, уничтоженная в процессе индивидуального потребления, преобразуется в равную ей стоимость рабочей силы. В стоимостном анализе развитие способностей человека остается теоретически необъяснимым и тогда, когда используется понятие человеческого капитала, якобы свойственное индивиду и приобретенное в результате его развития. Из стоимостной формы трудно вывести признание богатством общества развитие способностей человека. Теории человеческого капитала, полагая продажу рабочей силы в качестве инвестиции в человеческий капитал, что является, согласно воззрениям ее представителей, накоплением человеческого капитала336, забывают, что точно с таким же правом можно утверждать, что рабочий, ссужающий самого себя не только жизненными средствами, но и средствами труда, является в действительности своим собственным наемным рабочим337. Объяснение будущего потребления и соответствующей потребительной деятельности в теориях человеческого капитала осуществляется на основе использования таких понятий, как «накопленные затраты на общее образование», «специальная подготовка», «повышение квалификации» и пр., а также «потерянные заработки обучающихся». Но согласно принципу равновесности, увеличение затрат на получение требуемого уровня образования, необходимой квалификации предполагает соответствующее уменьшение расходов на приобретение других благ, их недопотребление. Определение Дж. Кендриком инвестиций в человеческий капитал через потерянные заработки студентов, посещающих занятия в университете, и тех работников, которые проходят переподготовку по месту работы, входит в собственное противоречие. Потерянные заработки- это те возможные доходы, которые студенты или работники имели бы, если бы не учились, не проходили переподготовку, а работали338. Могут быть в этой концепции и варианты. Например, издержки либо прямо осуществляются самими обучающимися, либо подготовка на производстве оплачивается работниками лишь косвенным образом за счет более низкой оплаты труда в период прохождения переподготовки, либо, наконец, спецподготовка и повышение квалификации оплачиваются фирмами (в последнем случае им и достается будущий доход). Социальному смыслу анализируемой концепции вполне соответствует и математический аппарат. Например, по мнению И.Фишера, использование капитала означает получение процента как общей универсальной формы любого дохода (или ренты, или прибыли, или за работной платы). Тогда дисконтируемая сумма будущих доходов и составляет величину применяемого капитала. Поэтому будущий доход можно привести к сегодняшней оценке через коэффициент дисконта, который равен выражению 1 /((1 + г)Т, где г -текущая процентная ставка, а Т - число лет. Само же дисконтирование определяется по формуле: DT (1 + г): где Ос - сегодняшняя величина дохода DT~ будущая величина дохода. Смысл уравнения состоит в том, что DQ - это определенная сумма денег, которая вложена на Т лет под норму процента г, вырастет до значения Dj. Иначе говоря, Dc - это аналог суммы DT, которая будет выплачена через Т лет с учетом текущей процентной ставки г. Человеческая потребность в своем расширенном воспроизводстве в этой равновесной модели так и остается необъяснимой. Как заработная плата не является ценой труда, так и образование не приносит дисконтируемого дохода. Труд и образование не обладают стоимостью, не имеют они и цены. Заработная плата -цена рабочей силы. Образованная рабочая сила, как и всякий товар, продается по своей стоимости, которая определяется общественно необходимым временем для ее производства. Поскольку производство рабочей силы состоит в поддержании жизнедеятельности обладателя рабочей силы, требуется известная сумма жизненных средств и общественных благ. По мере развития материального производства неизбежно возрастает и необходимый уровень образования, которое представляет собой общественный продукт и неизбежно входит ныне в эту сумму жизненных средств. Рабочее время, необходимое для производства рабочей силы, сводится к тому рабочему времени, которое необходимо для производства этой суммы средств. Все дело в том, что стоимость более образованной рабочей силы предполагает и большую стоимость жизненных средств, необходимых для поддержания жизни ее владельца. Видимое непосредственное соответствие между уровнем образования и заработной платой опосредовано объективными социально- экономическими отношениями. Эти реальные отношения связывают образование и заработную плату не с конкретным (живым) трудом, а с израсходованной стоимостью рабочей силы. В этом состоит тайна накопления того, что называют «человеческим капиталом». Если и можно говорить о накоплении применительно к человеку, то речь должна идти прежде всего о развитии его способностей. Сбе режение рабочего времени сделает возможным развитие человеческих способностей; сбережение рабочего времени равносильно увеличению свободного времени, времени для того полного развития индивида, которое само, в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда. Свободное время, представляющее собой и досуг, и время для более возвышенной деятельности, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс производства. По мере роста производительной силы труда, если накопление духовных благ подчиняется сбережению рабочего времени, объем их полезности увеличивается. Полезность духовных благ предполагает превышение затрат достигнутыми результатами. Развитая природная и общественная сила труда позволяет удовлетворять растущие потребности в жизненных средствах, в духовных общественных благах сравнительно небольшой массой необходимого времени. Тем самым осуществляется накопление прибавочного продукта, который через свое потребление (распредмечивание) способствует движению дарований человека, развитию его многообразных способностей. Потребительное производство не может иметь дело с тем, что не потребляется, т. е. со стоимостью. Оно основывается на потребительных формах. Это производство и воспроизводство человека обладает той социачьно-экономической определенностью, которая позволяет различным благам стать материалом для воплощения и развития способностей человека. В самом акте потребления потребительные формы благ обретают истинный социачьно-экономический смысл и завершенность, ибо эти блага становятся предметом для потребительной деятельности. Что же касается духовных общественных благ, то овладение ими осуществляется в форме чувственного и умственного «проецирования» их потребительных свойств в качества человека. «Материалом для воплощения способности производителя А может служить как предмет природы, так и другой человек (...) депонируя свою способность в другом человеке, придавая ей деятельное инобытие, производитель обогащает и самого себя...»339. Для развития способностей человека необходимо непрерывное взаимодействие человека с этими благами340. Конституировать способности человека в их различных ипостасях, развивать их до уровня потребностей - социальное назначение духовного производства. В его диалектике заложена сама возможность «депонирования» ду ховного богатства общества в потребителях духовных благ. Эти блага обогащают человека; эта форма богатства и сама развивается вплоть до своего деятельного материального инобытия. Поэтому потребление духовных благ - созидательный процесс, который по мере освоения их потребительных свойств генерируют способность производительного труда созидать, сберегая время. Потребление, развивая человеческие способности, обеспечивает возможность творения приращенных человеческих качеств, а через них -? реализует приращенные человеческие силы. Посредством повторения способность, развитая в первом акте производства, доводится до степени мастерства, «возвышая» потребности. Оно-не только тот завершающий акт, благодаря которому продукт становится продуктом, но и тот, благодаря которому производитель становится производителем»341. Потребляя духовные блага, человек духовно возвращается к самому себе и это - воспроизводство. Его особенность составляет то, что в потреблении этих благ процесс созидания духовной потребности находит свою основу непосредственно в человеке. Материализация духовной потребности, начинаясь в акте потребления, завершается в акте производства, превращая результаты духовного производства в действительный материальный продукт. Тем самым и потребительные формы духовной деятельности, и их материальные приложения обретают качество полезности. Потребление духовных благ формирует социальную силу общества. Ее назначение заключается не только в формировании и развитии различных способностей человека (трудиться и потреблять, образовываться и развиваться, и т.д.), но и в той духовной детерминации, которая связана с тренировкой самостоятельного использования им трудовых и потребительных функций, организации и освоения бюджета свободного времени - социального пространства его развития. В современных условиях прибавочный продукт имеет форму прибавочной стоимости, присваиваемой имущим классом. Свободное время, предназначенное для потребительного производства, в том числе для производства и потребления духовных благ, через социально- экономические каналы отчуждения монополизируется. Имущий класс значительную часть времени, которое могло бы пойти на увеличение социальной силы общества и его духовные формы, использует для возрастания капитала. В этих условиях к богатству часто пытаются отнести лишь то, что изымается из сферы потребления. Не случайно поэтому формируются те.представления, согласно которым, к человеческому капиталу следует относить лишь те результаты многооб разной деятельности, которые выражаются в стоимости, измеряются ее меновой формой. Непроизводительное потребление, в том числе и духовных благ, капитал не интересует, хотя его творческий характер не теряет своей «созидательной роли»342. В настоящих условиях важно обеспечить рост массы материальных предметов потребления и сектора общественных благ. Необходимо обеспечить расширенное воспроизводство всего совокупного общественного фонда на основе экономии рабочего и увеличения свободного времени общества. Тогда расширенно сможет воспроизводиться и инфраструктура духовного производства. Требуется укрепление и соответствующей ему институциональной системы. Тогда духовное общественное производство через свои средства и каналы будет способствовать повышению духовного роста всех групп и классов общества. Результатом должен быть развитой человек, который материально и духовно реализует свои способности, приращенные свойства и качества.

Общество представляет собой сложную структуру, которая выполняет массу разнообразных функций. Однако, чтобы деятельность социума была максимально эффективной, её необходимо направлять и повсеместно контролировать. Эту особенность люди осознали еще в древние времена, что привело к появлению целых государств. Данные социально-политические структуры стали основным организатором больших человеческих масс. Однако государствам не хватало единого регулятора общественных отношений. Ведь именно с его помощью можно влиять на людей и процесс их взаимодействия непосредственно с державой.

Тем не менее регулятор общественных отношений все-таки был найден. Таковым является право. Категория показала себя крайне эффективно в сфере координирования социума. Её главной особенностью являются личностные возможности людей самостоятельно выбирать рамки своего поведения. То есть общество наделено определенными правами. В своей совокупности права являются объектом той или иной отрасли юридического регулирования. Наиболее обширной сферой на сегодняшний день является цивилистика. Гражданское право распространяет свое действие на специфические нематериальные или, если говорить простым языком, нематериальные блага.

Понятие категории

Нематериальные блага - это один из видов объектов гражданской Российской Федерации. Они имеют большое значение в процессе регулирования соответствующих общественных отношений. По своей характеристике нематериальные блага - это спектр прав, возможностей и дозволений, которые не имеют экономической или же финансовой «начинки», то есть их невозможность выразить в ценовом соотношении. Подобного рода категории отыгрывают большое значение в гражданской отрасли права. Они позволяют регулировать специфически объектом которых является жизнь, личная неприкосновенность, достоинство, честь и т. п.

Соотношение материальных и нематериальных благ

Чтобы более детально разобраться в особенностях неимущественной категории, следует выяснить ключевые аспекты её противоположности. Таковой в теории гражданского права являются материальные блага. Данным термином характеризуются категории экономического, имущественного характера. Они могут быть выражены в ценовом эквиваленте. К подобным благам относится недвижимость, транспорт, предметы обихода и т. п. Интересен тот факт, что в число имущественных благ также входят долговые обязательства, не имеющие материального выражения. Как мы видим, материальные и нематериальные блага хоть и не имеют большого количества схожих моментов, они все равно регулируются в рамках гражданской отрасли права. Данный факт говорит об общей правовой природе данных категорий.

Признаки нематериальных благ

Нематериальные блага, как и другие категории, институты гражданского права, можно охарактеризовать на основе ряда специфических особенностей. Они, в свою очередь, представляют собой общие признаки, которые позволяют выяснить юридический режим того или иного объекты упомянутой отрасли регулирования. Таким образом, нематериальным благам присущи следующие признаки, а именно:

  • подобные правовые элементы не наделены содержанием экономического характера;
  • нематериальные блага невозможно отделить от субъекта, то есть фактического носителя;
  • нематериальные блага являются индивидуализирующим элементом их обладателя;
  • их невозможно оценить;
  • с юридической точки зрения подобные блага являются абсолютными, бессрочными.

Таким образом, нематериальные блага - это специфическая подотрасль гражданского права. Их применение возможно лишь в некоторых правоотношениях. Но стоит отметить, что в последнее время человеческое взаимодействие все больше приобретает нематериальный характер. Этот факт существенно увеличивает популярность представленной в статье категории.

Нормативное закрепление

  1. Конституции Российской Федерации.
  2. Гражданском кодексе.

Таким образом, защита, реализация и охрана нематериальных благ и связанных с ними правомочий осуществляются в рамках, которые устанавливаются представленными законодательными актами.

Виды нематериальных благ

Представленная в статье категория не является однородной по своей сути. Иными словами, она имеет целый спектр различных ответвлений, которые называются видами гражданских нематериальных благ или же прав. В процессе изучения теоретиками был произведен раздел этих элементов между соответствующими группами. Такой подход обеспечивает, прежде всего, удобство исследования. Существует на сегодняшний день три группы юридических возможностей нематериального характера.

  1. Права, задачей которых является обеспечение личностного благополучия человека на физическом и психологическом уровнях. К числу таковых можно отнести большое количество возможностей. Примером является право на здоровье, неприкосновенность, жизнь и т. д.
  2. Индивидуализация личности происходит также на основе права на имя, отчество, деловую репутацию, достоинство и честь.
  3. Деятельность человека показывает уровень его автономности в процессе социального взаимодействия. В данной сфере также существуют определенные нематериальные блага, например: право на неприкосновенность телефонных разговоров, жилища, переписки, частной жизни.

Понятие нематериальных благ говорит о том, что это, прежде всего, юридическая категория. То есть она входит в правовой режим каждого в отдельности человека. Юридическое «пространство» людей, как мы знаем, может нарушаться иными лицами. Поэтому в гражданской отрасли разработан целый механизм защиты, призванный ограждать личные нематериальные блага индивидов от различного рода посягательств. Существует множество различных охранных институтов, каждый из которых имеет свою специфику.

Нематериальные блага и их защита

Существует целый юридический механизм в гражданской отрасли права, который можно использовать для охраны своих личностных правомочий. Защита нематериальных благ происходит в рамках и других законов, которые непосредственно касаются данной отрасли деятельности.

Следует отметить тот факт, что на сегодняшний день существует целая система способов защиты нематериальных прав, которая представлена в статье 12 ГК РФ. В соответствии с положениями этой нормы, можно выделить следующие способы защиты гражданских прав: признание возможности, восстановление права, самозащита права, возмещение убытков, неустойки, компенсация вреда морального характера, изменение правоотношения и т. п. Следует отметить, что в главе 8 ГК РФ некоторые нематериальные блага и их защита рассматриваются более детально.

Компенсация морального вреда и защита достоинства, чести

Согласно статьям 151 и 152 ГК РФ, граждане нашей державы могут выдвигать определённые требования в случаях, когда их юридический статус нарушается действиями иного лица. Например, суд имеет право возложить обязанность компенсации на лицо, которое фактически принесло вред другой стороне. Однако степень возмещения будет зависеть от обстоятельств конкретной ситуации. В данном случае будут учитываться нравственные, физические страдания.

Если честь и нарушены порочащими сведениями, то он может требовать опровержения такого рода фактов. При этом гражданским законодательством допускается защита представленных нематериальных благ даже после непосредственной смерти лица.

Юридическая охрана частной жизни и изображения

Следует отметить тот факт, что личность каждого человека сама по себе является нематериальным благом. Изображение в данном случае - это способ фиксации личности. Поэтому законом предусмотрен механизм защиты от несогласованного использования изображения определенного человека.

Законодательство также устанавливает табу на любое вмешательство в частную жизнь лица. В соответствии со статьей 152.2 Гражданского кодекса РФ, никому не разрешается сбор, распространение и хранение информации частного характера о том или ином человеке. Однако представленный запрет не распространяется на те случаи, когда определенного рода ведомости уже были общедоступными.

Заключение

Итак, мы попытались рассмотреть нематериальные блага и неимущественные права, которые, в принципе, являются смежными категориями. Стоит отметить, что механизм защиты личных юридических возможностей в Российской Федерации все еще находится на этапе становления, если сравнивать со странами Запада. Поэтому в представленной области юриспруденции необходимо проведение определенных теоретических и практических реформаций. Это позволит расширить спектр возможностей для многих людей.

Блага, которое должно предоставляться в одном и том же количестве всем потребляющим его потребителям. Рассмотрим общественное благо на примере с дымом от курения. В этом примере количество создаваемого дыма будет одинаковым для всех потребителей - каждый индивид может оценивать его по-разному, но все они должны потреблять одно и то же количество этого блага Вериан А.В. Экономическая теория. ? М., 1999. - С. 603.. Общественные блага обладают двумя характерными особенностями: они не конкурентны и они не исключаемые. Блага являются неконкурентными, если при любом заданном уровне предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

Для большинства благ в частном секторе предельные издержки производства большего объема благ положительны. Но по ряду благ дополнительные потребители не увеличивают издержек. Благо являетсянеисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами - ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами Нуреев В.О. Экономическая теория. ? М., 2001. - С. 505..

Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим.

Мороженное - это частное общественное благо.

Но существуют блага, которые все мы можем потреблять одновременно без того, чтобы потребление кого-либо одного уменьшало потребление кого-то другого. Они называются общественными благами.

Благо является общественным, если будучи даже потребленным одним лицом, оно при этом доступно для потребления другими.

Чистый воздух - это общественное благо, точно так же как и национальная оборона или общественная безопасность.

Тот факт, что большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками, не является случайным. Из-за существования проблемы «едущих бесплатно» (т.е. проблемы бесплатного пользования благами). «Едущий бесплатно» (a free-rider) - это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его производство, ничего не платя за него. Эта проблема касается, в частности, общественных благ, поскольку если некто приобрел бы такое благо, то оно было бы доступно для потребления всех остальных.

Предположим, например, что для организации национальной обороны был бы сформирован рынок. Чтобы разрешить проблему бесплатного пользования, страна должна найти некоторый способ совместного решения того, сколько тратить на оборону. Государственные структуры и создаются для принятия такого рода коллективных решений. Многие блага, предоставляемые государством, являются в действительности общественными благами. Национальная оборона и -полиция, несомненно, являются общественными благами. Национальные парки - это смешанный случай, так как природа в парках - это общественное благо, по крайней мере до тех пор, пока в парке не становится слишком тесно, но услуги кафе, ресторанов и т.д. не являются общественными благами. Многие общественные блага предоставляются правительством. Например, улицы и тротуары предоставляются местными муниципалитетами. В городе имеются улицы определенного количества и качества, и ими может пользоваться каждый.

Общественные блага служат примером специфического внешнего эффекта, связанного с потреблением: каждый должен потреблять одно и то же количество этого блага. Они представляют собой род внешнего эффекта, причиняющий особое беспокойство, поскольку децентрализованные рыночные решения, которые так нравятся экономистам, применительно к распределению общественных благ срабатывают не слишком успешно. Люди не могут купить разные количества национальной обороны; они должны как-то договориться между собой о потреблении ее одинакового количества.

17. Удовлетворение потребностей человека. Социальное воздействие на потребление индивида.

объемы потребления существенно зависят не от абсолютного, а от относительного уровня дохода - потребители сравнивают свои возможности с потреблением других, более обеспеченных групп, которые тем самым оказывают на них постоянное культурное давление, понуждающее наращивать объемы потребления. Причем, поскольку значительная часть процесса потребления осуществляется на виду у других людей, а, скажем, объем сбережений часто остается семейной тайной, потребительское поведение испытывает куда более серьезное давление, чем сберегательное.

Социальное воздействие на потребление индивида подчеркивается также X. Лейбенстайном в отмеченном им эффекте присоединения к большинству (bandwagon effect), когда спрос на товар возрастает в связи с тем, что его покупают другие люди, и эффекте сноба (snob effect), когда, наоборот, человек не желает приобретать продукт или услугу именно потому, что это делают окружающие. X. Лейбенстайн выделяет и так называемый эффект Веблена, состоящий в том, что нередко привлекательность блага не уменьшается, а возрастает вместе с ростом его цены, и соответственно (при прочих равных условиях) выбор совершается в пользу более дорогого, а не более дешевого товара.

Откуда возникают подобные эффекты? Ответ на этот вопрос лежит за пределами сферы удовлетворения потребностей в потребительских благах как таковых. Дело в том, что масштабы и характер потребления не просто отражают сложившееся в обществе неравенство в распределении ресурсов. Потребительские практики становятся средством, активно производящим это социальное неравенство. Потребление, таким образом, оказывается не конечной целью, а лишь инструментом реализации более сложных социальных стратегий классовой и статусной дифференциации.

18. Социальные стратегии классовой и статусной дифференциации

Две из таких стратегий описаны в классической работе Т. Веблена “Теория праздного класса”. Первая - присущая высшему классу стратегия демонстративной праздности, - означает не просто воздержание от труда, но подчеркнутое дистанцирование от всего, что связано с трудом как деятельностью непрестижной и неблагородной. Если же представители высшего класса и вовлекаются в какую-то деятельность, то часто речь идет о занятиях отвлеченными искусствами, чистой наукой или благотворительностью, которые становятся лишь дополнительным выражением их праздности, ибо престиж таких видов деятельности обусловлен тем, что они не связаны с добыванием хлеба насущного и тем самым отвергают грубый утилитаризм. Труд оказывается позорным не сам по себе, а как свидетельство бедности, т.е. как маркер низкого социального статуса человека.

Со временем, как указывает Т. Веблен, стратегия демонстративной праздности все более уступает место второй стратегии высшего класса - демонстративному потреблению (conspicuous consumption). Оно выражается в покупке наиболее дорогих предметов или приобретении благ, количество которых явно превышает личные потребности. На первый взгляд, все это выглядит как совершенно нерациональное использование ограниченных ресурсов. Но в действительности подобные практики формируют публичные доказательства платежеспособности и выполняют роль маркеров более высокого социального статуса индивида. Практики демонстративного потребления не ограничиваются высшими классами, они распространяются и на нижние слои общества.. Такие практики, кажущиеся блажью и безрассудством, на деле оказываются принудительным средством сохранения социального статуса". Важно, что одной только траты значительных средств для достижения цели престижного потребления недостаточно. Средства должны расходоваться в социально приемлемых формах, т.е. соответствовать культурным практикам целевых групп и локальных сообществ.

Итак, потребитель принимает решения не просто на основе соотношения цены и качества продукта или услуги. Он руководствуется также соображениями поддержания или повышения статусных позиций, наделяемых определенным уровнем престижа. А статус, хотя и испытывает серьезное влияние фактора платежеспособности, все же обладает относительной самостоятельностью..

Причем стратификационная функция потребления видоизменяется с течением времени и различается в разных сообществах

19. Перепроизводство основных потребительских благ. Общество потребления

XX столетие было отмечено фундаментальной сменой хозяйственной ситуации - произошел переход от логики недопроизводства и дефицита к логике перепроизводства основных потребительских благ, когда вместо вопросов о том, “как произвести” и “кому распределить”, на первый план выдвинулись вопросы “как продать” и “что купить” В этом обществе изобилия главной проблемой становится контроль не над факторами производства, а над покупательским спросом населения.

В результате индустриализации и автоматизации процесса производства произошло многократное повышение производительности труда, позволившее резко увеличить объемы выпуска продукции и перейти к массовому производству. Во-вторых, современные технологии обеспечили стандартизацию полезных характеристик продуктов и услуг, серьезно повысив качество товаров массового производства. В-третьих, произошло удешевление этих стандартизованных и качественных потребительских благ, которые стали доступны широким слоям населения. Массовое производство породило массовое потребление.

Произошли более фундаментальные качественные сдвиги в хозяйственных структурах и институтах, приведшие к возникновению общества потребления (consumer society), в котором основные стимулы людей и основные маркеры социальной дифференциации сосредоточены уже не вокруг процесса труда и прав собственности на производственные активы, а притягиваются к процессу потребления, где сама идентичность человека все более связывается с потребительскими практиками. Взаимосвязанность потребительских благ и их постоянное обновление способствуют втягиванию человека в постоянную и все более ускоряющуюся потребительскую гонку, вызываемую постоянной недостаточностью удовлетворения потребностей, когда в зоне потребительского внимания всегда оказываются объекты, более привлекательные, нежели те, что только что приобретены.

Благо - это все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них ценность, имеет полезность - реальную или мнимую, что человек считает важным или нужным для себя.

Примеры благ - продукты питания (хлеб, масло, мясо, молоко и т.д.), другие предметы потребления (одежда, автомобили и т.п.), определенные явления или процессы в природе (солнечный свет, вода из родника, воздух).

С учетом приведенного нами определения в особую категорию выделяются антиблага, или блага со знаком «минус». Антиблаго - это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить, что они считают вредным.

Примеры антиблаг - выхлопные газы, кислотные дожди, ураганы, шумы двигателей, магнитные бури, снежные заносы и т.д.

Как можно заметить, термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.

При определении категории «благо» необходимо принять во внимание два следующих аспекта.

1. Иногда приходится выбирать не среди благ, а среди антиблаг («из двух зол выбирать меньшее»). В нашей стране людям именно так нередко приходится поступать при проведении всевозможных выборов (непростая задача - отобрать из числа недостойных более достойных).

2. Нет и не может быть единого мерила (что такое «хорошо» и что такое «плохо»). То, что один человек воспринимает как благо, другой может считать антиблагом. Как известно, изделия, содержащие никотин, алкоголь, наркотические и иные вещества, воздействующие на психику человека, их потребителями обычно воспринимаются как благо, а окружающими - часто как зло. В современной экономике разнообразие обращающихся в ней благ чрезвычайно велико. Поэтому блага целесообразно классифицировать по различным критериям.

На основе объектной классификации благ можно выделить следующие их виды (группы).

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека или определяющие его статус (в частности, социальный). Одна (видимо, основная) их часть создается в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и т.д.), другая - связана преимущественно с образом (условиями) жизни конкретного человека.


С учетом этого можно выделить две подгруппы нематериальных благ: внутренние и внешние. Внутренние блага - это способности, данные данному человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, музыкальный слух, склонность к научной деятельности и т.д.). Внешние блага - это все то, что дает внешний мир для развития человека и удовлетворения его потребностей (репутация, деловые связи, определенное социальное положение в обществе и т.п.).

О благах первой группы обычно говорится, что они потребляются, исчезают, а о благах второй группы - что они используются и при этом постепенно изнашиваются.

Для получения недостающих потребительских благ (предметов потребления), как правило, нужны косвенные блага (ресурсы).

Косвенные блага (ресурсы), в свою очередь, делятся на реальные (физические) и финансовые (в денежной форме).

Смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для создания благ в будущем.

Степень хранимости зависит от конкретных благ. Так, абсолютно нехранимыми являются услуги, поскольку они потребляются непосредственно в момент производства. Малохранимыми являются скоропортящиеся продукты питания (например, свежая рыба, парное мясо, молоко). Близкими к абсолютно хранимым благам являются так называемые благородные металлы (например, золото, серебро). Большая часть реальных (физических) благ обладает неполной хранимостью во времени, подвержена негативным воздействиям внешней среды. Существуют также блага, абсолютно хранимые и даже способные количественно прирастать во времени (например, деньги, ценные бумаги и другие финансовые активы).

Для многих благ существует естественный предел делимости - единичное благо, штука (одна книга, одна кассета и т.п.). Некоторые блага делимы почти абсолютно: «хлеба краюху - и ту пополам». Существуют также блага, которые крайне трудно отнести к делимым (например, пути сообщения, магистральные нефте- и газопроводы, линии электропередачи). Достаточно изъять любую его часть, разрезать «поперек» - и все благо исчезает как предмет потребления (использования). В зависимости от характера (способа) получения блага субъектами различают две их категории (группы) - экономические и неэкономические.

1. Экономические блага - это блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности людей, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Иначе говоря, по отношению к экономическим благам в той или иной степени существует проблема редкости, обусловливающая соответствующее поведение человека - выбор в условиях ограниченных ресурсов (кондиционированный воздух, электрическое освещение, водопроводная вода).

2. Неэкономические (даровые или свободные) блага - это блага, которые предоставляются внешней средой (природой) без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно» в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (атмосферный воздух, солнечный свет, вода в открытых водоемах и т.д.).

В зависимости от степени доступности (собственности) благ и характера их использования экономическими агентами различают следующие их виды.

1. Частные блага - это такие блага, которые доступны только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами. Примеры - зубная щетка, пара обуви, находящиеся в чьей-либо собственности. Маловероятно, чтобы кто-либо еще покусился (помимо их владельца) на их использование (потребление).

2. Общественные блага - это такие блага, доступ к которым не может быть ограничен, а их потребление может осуществляться одновременно многими субъектами. Примеры - знания, национальная безопасность. Блага «общие ресурсы» - это специфические блага, которые доступны (принадлежат) всем, но потребляются они только одним субъектом. Примеры - грибы в лесу, птицы в небе, рыба в реке. Блага «естественные монополии» - это специфические блага, доступные (принадлежащие) одному субъекту, а пользоваться им могут одновременно многие. Примеры - система кабельной сети, трубопроводные системы.

Побудительным мотивом для организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека - это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения - это осознанные запросы или нужды в чем-либо, это объективно необходимые условия жизни и др. Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам.

Можно выделить следующие критерии классификации:

По значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);

По субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

По объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);

По возможности реализации (реальные, идеальные);

По сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);

По характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог российского происхождения А. Маслоу . Ее наглядная интерпретация - в виде «пирамиды Маслоу» - имеет пять уровней. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Анализ материалов обеспеченности работников жилой площадью и степени удовлетворения их социально-культурных и бытовых потребностей дает возможность принять обоснованные решения с целью устранения диспропорций в распределении материальных и духовных благ, что, в конечном счете, будет способствовать сокращению текучести кадров.  


В связи с быстрым развитием науки и техники непрерывно возрастает роль техники и технологии в повышении производительности общественного труда . Однако основная производительная сила общества - люди, создающие своим трудом материальные и духовные блага общества. Поэтому главным в управлении производством является управление производственными коллективами.  

Движение коллективов и ударников коммунистического труда базируется на сознательной социалистической дисциплине трудящихся, на их повседневной заботе о повышении производительности труда и эффективности производства . В отличие от капиталистической дисциплины насилия над непосредственным производителем материальных и духовных благ, социалистическая дисциплина труда - это новая дисциплина свободного от эксплуатации общества, дисциплина сознательно объединенных работников, строящих коммунистическое будущее. Огромное значение в воспитании сознательной дисциплины труда , повышении творческой инициативы и ответственности трудящихся имеет дальнейшее совершенствование социалистического соревнования в соответствии с постановлением ЦК КПСС О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования (1971 г).  

Теперь можно утверждать, что сложность механизма функционирования элементарной производственно-экономической системы состоит во взаимодействии социальной и экономической функций преобразования. Так, если абстрагироваться от экономической функции экономическая система будет представлена только элементарной системой, выходы которой -конкретный производительный труд , а входы - жизненные материальные и духовные блага. Если абстрагироваться от социальной функции , то элементарная производственно-экономическая система будет представлена только элементарной экономической системой , выходы которой - производимые продукты потребления, а входы - средства производства , одним из которых и является труд определенного качества , т.е. конкретный труд.  

Из главы 3 следует, что экономика любого государства состоит из миллионов потребителей, сотен тысяч производителей, выступающих от лица предприятий , и каждый из них владеет определенной способностью к труду либо одновременно и такими факторами производства , как земля, оборудование и т.д. Все они в условиях рыночных отношений принимают решения по использованию этих факторов изолированно, независимо друг от друга, по своему усмотрению и в своих собственных интересах. Естественно, возникают следующие вопросы что или кто координирует решения всех этих людей в бизнесе каким образом члены общества побуждают друг друга выполнять именно ту совокупность взаимосвязанных действий, в результате которых производятся необходимые для потребления материальные и духовные блага в нужном количестве и качестве  

ПРОИЗВОДСТВО - ЭТО ПРОЦЕСС, В КОТОРОМ ЛЮДИ, ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ВЕЩЕСТВО ПРИРОДЫ, ПРОИЗВОДЯТ МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ БЛАГА  

ТРУД - ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ ПО СОЗДАНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.  

Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно-необходимый труд , а потому, что эти блага имеют полезность. Да и сами затраты труда на производство тех или иных товаров осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях. Да и кем или чем определяется сама общественная необходимость в тех или иных затратах труда Сказать просто - рынком - это, безусловно, верно, но неполно, слишком обще. По мнению сторонников теории предельной полезности (подробнее о ней-далее), только полезность товара может придать затратам труда общественно-необходимый характер.  

Интересно отметить, что более высокая ценность носит отпечаток свободы, и это выражено тем сильнее, чем выше ее ценностный ранг. Таких благ, как дружба, доброта, самоотверженность, справедливость, храбрость, любовь, вера и т.д., нельзя добиться силой или вызвать с помощью правил или через механизм рыночной координации. Это относится и к таким высшим духовным благам и ценностям, как искусство, наука, религия. Они суть продукты свободных и увлеченных людей.  

Труд - это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению , либо по тому и другому.  

Воздействие у-труда на рост благосостояния и другие экономические показатели весьма существенно, хотя и не столь явно и однонаправленно, как влияние Р-труда. Деятельность, ориентированная на развитие светлых сторон человеческой натуры (4-у-труд), помимо производства духовных благ, обеспечивает этические и правовые условия для эффективной экономики. Это убедительно доказано М. Вебером в его классических работах о хозяйственном значении мировых религий, особенно о протестантской этике (см. разд. 4.2.2.). При усилении темных сторон человеческой натуры (-у-труд) социально-экономические показатели ухудшаются вследствие потерь от обмана, мошенничества, воровства и т. п.  

Лемма 1. Рост потребления материальных, социальных, интеллектуальных, эстетических и духовных благ можно обеспечить за счет  

Говоря о предмете регулирования инвестиционного права, следует согласиться с тем, что это действительно специфические, общественно необходимые экономические отношения по воспроизводству материальных и духовных благ. По своей природе они являются отношениями собственности, имеют непрерывно-циклический характер и объединяют особый круг участников-инвесторов в лице государства, физических или юридических лиц, а также субъектов со смешанным статусом (например, паевых инвестиционных фондов , индивидуальных предпринимателей и т. п).  удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.  

ПОТРЕБНОСТИ - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, соц. группы, общества в целом внутренний побудитель активности. Различают биол. П. человека, обусловленные обменом веществ - необходимой предпосылкой существования любого организма, и П. соц. субъектов (личности, соц. групп) и общества в целом, которые формируются в зависимости от уровня развития данного общества и специфических соц. условий их деятельности. Источник развития последних - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение относительно элементарных, витальных П. ведет к порождению новых П. и это отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и соц. среду, от животного, приспосабливающегося к среде. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой - витальные П., а последующие ее уровни - соц. П., высшее проявление которых - П. в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. При изучении человеческих П. различают следующие их виды по сферам деятельности - П. труда, познания, общения, отдыха по объекту - П. материальные и духовные, этические, эстетические и т.д. по их функциональной роли - П. доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные по субъекту - П. групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.  

С учетом всего вышерассмотренного, СЭС можно представить как большую систему, на вход которой поступают ресурсы, преобразующиеся в СЭС, в результате чего на выходе получаются материальные, социальные и духовные блага, необходимые для полнокровного жизнеобеспечения как всего общества, так и отдельных слоев, групп населения и каждого человека в отдельности.  

Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем - в стимул (образ неиб-  

В 1517 году священник Мартин Лютер объявил католическую церковь неправильной, а в 1520 году сжёг папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Лютер среди прочего призвал перестать заниматься поиском духовных благ, а искать счастья в материальной жизни. Заметим, что это тоже не было связано с каким-либо развитием науки. До первых открытий естествознания, до Галилея и Ньютона оставалось более ста лет. Европейцы ещё не знали даже десятичных дробей . Подробнее о Реформации мы будем говорить ниже в этой главе.  

Очевидно, что социалистическая экономика в СССР и странах Восточной Европы оказалась сравнительно малоэффективной не потому, что в них имелся государственный сектор , а потому, что она была практически полностью огосударствлена. Отсутствовало естественное противоречие между общими ичастными интересами, разрешение которых является главной функцией государства . Вместо различных форм и методов государственного влияния, целью которого должно было быть развитие частного сектора экономики , происходила абсолютизация общих, государственных экономических интересов . Это привело в конечном счете к умалению, даже игнорированию личного интереса граждан, превращая их постепенно из активных созидателей в пассивных потребителей созданных государством материальных и духовных благ.  

Во-первых, рост количества полуобщественных благ изменяет соотношение ресурсоемких и ресурсосберегающих благ в экономике. Духовные блага, производимые частным образом и присваиваемые общественным образом, являются благами, для производства и потребления которых необходимы меньшие количества естественных невозобновляемых ресурсов . Поэтому в мире ограниченных ресурсов их производство может быть гарантировано на более длительный срок, чем производство материальных благ.