Закрытие аптеки куда деть товар. Единый социальный налог

Крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла», у которой 1,86 тыс. точек, может закрыть почти половину своих объектов. Такая же участь грозит «Неофарму», развивающему, в частности, сеть «Столички». А небольшие региональные фармацевтические ритейлеры могут совсем уйти с рынка. Это произойдет при принятии закона, разрешающего продовольственным магазинам продажу безрецептурных лекарств.

«Ригла» (входит в ГК «Протек») может закрыть почти половину своих аптек, заявил гендиректор сети Александр Филиппов на недавнем заседании «Деловой России», на котором обсуждался законопроект Минпромторга о продаже безрецептурных лекарств в магазинах. «Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла… Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию», - приводятся слова топ-менеджера в протоколе заседания (копия есть у «Ъ»). Он пояснил «Ъ», что судьба этих 743 точек будет зависеть от того, какую долю в продажах они потеряют при принятии законопроекта. В первую очередь, по его словам, пострадают 250 объектов в малых городах.

Сейчас у «Риглы», по собственным данным, почти 1,86 тыс. точек в 47 регионах России под брендами «Ригла», «Будь здоров!» и «Живика». По данным отраслевого издания Vademecum, «Ригла» - крупнейшая аптечная сеть с оборотом 26,5 млрд руб. в 2016 году.

Более половины объектов «Неофарма» (462 аптеки «Неофарм» и «Столички») тоже располагаются в непосредственной близости от продуктовых магазинов и, соответственно, могут оказаться под угрозой закрытия, сообщил «Ъ» гендиректор сети Евгений Нифантьев.

«В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят», - уверен он. По его словам, выручка таких аптек и так невысока, потому любое ее снижение окажется критичным. Риск закрытия аптек действительно существует, особенно в экономически депрессивных городах с небольшим количеством населения, подтверждает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. По его прогнозам, большинство небольших региональных сетей однозначно закроются.

Идея продажи безрецептурных лекарств в магазинах в правительстве с 2014 года: инициатором выступил вице-премьер Игорь Шувалов. Соответствующий законопроект в конце 2017 года разработал Минпромторг. В пояснительной записке к документу указано, что реализация в магазинах лекарств, отпускаемых без рецепта, простимулирует развитие конкуренции и приведет к снижению цен на отдельные категории лекарств. Публичное обсуждение законопроекта завершилось 17 января, против него проголосовало 99,55% экспертов, следует из протокола заседания в «Деловой России».

Участников аптечного рынка возмущает, что по законопроекту продуктовые магазины смогут оформлять лицензию на фармацевтическую деятельность на юридическое лицо, тогда как аптечные сети обязаны получить ее для каждой точки, жалуется господин Нифантьев. При этом, добавляет он, аптеки не просят смягчить для них лицензионные требования, так как это может отразиться на эффективности и безопасности лекарств.

Против принятия законопроекта также Минздрав. Там поясняют, что проблемы доступности лекарств населению сейчас нет, а способность магазинов обеспечить надлежащие условия хранения и отпуска лекарств вызывает сомнение. В Минпромторге придерживается противоположного мнения.

В Федеральной антимонопольной службе также убеждены, что продажа лекарств в магазинах будет способствовать снижению цен на отдельные препараты. Участники совещания в «Деловой России» с этим не согласны: по их данным, сейчас соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в аптеках составляет 51% к 49%. Если же безрецептурные лекарства станут доступны в продуктовых магазинах, то аптекам, чтобы компенсировать снижение продаж, придется поднять цены на рецептурные. По оценке участников рынка, рост их стоимости может составить 11−16%. В этом случае покупатели будут вынуждены переплатить в год от 51,5 млрд до 74,9 млрд руб.

Мария Котова

В условиях кризиса многие аптеки вынуждены закрывать обособленные подразделения. В этом случае перед организацией встает ряд вопросов: как оформить расторжение трудовых отношений с работниками, как снять подразделение с налогового учета? На что следует обратить внимание при ликвидации торговой точки, читайте в статье.

Принимаем решение

Порядок принятия решения о закрытии обособленного подразделения во многом зависит от статуса, который оно имеет.

ЕСЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - ФИЛИАЛ ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

В этом случае решение о его ликвидации должно быть принято с соблюдением следующих норм законодательства.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, в акционерных обществах решение о ликвидации филиала должно приниматься большинством голосов членов совета директоров, присутствующих на заседании. Правда, если для принятия такого решения обществом не предусмотрено большее число голосов (п. 3 ст. 68 Закона № 208-ФЗ).

Если аптека - общество с ограниченной ответственностью, решение принимается общим собранием участников. А именно не менее 2/3 голосов от их общего числа. Но при условии, что устав общества не содержит положений о необходимости большего количества голосов (подп. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

КОГДА ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ФИЛИАЛОМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ

В этом случае особых требований к процедуре принятия решения о ликвидации подразделения законодательство не содержит. Аптека решает этот вопрос самостоятельно согласно существующему порядку делопроизводства.

Как правило, за подписью руководителя фирмы издается приказ о ликвидации либо иной распорядительный документ. В нем указывают мероприятия, которые предполагается осуществить в связи с закрытием подразделения, ответственных за это лиц, а также сроки их исполнения.

Отметим, что аналогичный документ может быть подготовлен и во исполнение решения о закрытии филиала (представительства), принятого уполномоченным на то органом.

Передаем имущество

Порядок возврата имущества головной организации нормативными документами не регламентируется. Но рекомендуем предусмотреть его внутренним локальным документом. В нем в том числе следует зафиксировать обязательное оформление акта приема-передачи активов.
В учете отражение факта передачи имущества будет зависеть от того, выделена ли ликвидируемая аптека на отдельный баланс. Если распорядительными документами подразделение уполномочено вести собственный баланс, возврат имущества должен производиться с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Бухгалтер отразит это следующей проводкой:

ДЕБЕТ 79 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»
КРЕДИТ 41

Переданы товары на баланс головной организации.

Если отдельный баланс аптека не ведет, то счет 79 не применяется. В этом случае контроль операций между головным подразделением и обособленным обычно производится с помощью вспомогательных счетов рабочего плана счетов.

Расстаемся с работниками

Прежде всего, не позднее чем за два месяца до начала ликвидационных мероприятий и расторжения трудовых договоров аптека обязана сообщить о принятом решении в органы службы занятости. Если решение о ликвидации может привести к массовым увольнениям, то срок для уведомления увеличивается до трех месяцев (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ ОБ УВОЛЬНЕНИИ

Расторгая трудовые договоры, следует руководствоваться правилами, предусмотренными для ликвидации организации. Об этом сказано в статьe 81 Трудового кодекса РФ.

Однако эта норма справедлива, только если подразделение находится в другой местности, то есть за границами города, поселка и т. п. (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Если же оно находится в пределах одного населенного пункта с головной фирмой, то уволить работников можно только по сокращению штата.

В любом случае не менее чем за два месяца каждого работника персонально под роспись предупреждают о предстоящем увольнении. Однако в случае сокращения фирма обязана предложить увольняемому лицу имеющуюся вакантную должность. Чтобы избежать возможных исков со стороны работников о нарушении процедуры увольнения, лучше это делать в письменной форме.

ПРОИЗВОДИМ ВЫПЛАТЫ

Уволенным следует выплатить выходное пособие в размере среднемесячного заработка. А если в двухмесячный срок бывший работник не трудоустроится, то и этот период также оплачивается исходя из среднемесячного заработка, но уже за вычетом выходного пособия (ст. 178 Трудового кодекса РФ).

Кстати, аптека может с письменного согласия работника уволить его досрочно, не дожидаясь истечения двух месяцев с момента предупреждения. Но тогда увольняемому положена дополнительная компенсация. Она равна величине средней зарплаты, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 Трудового кодекса РФ).
Также работнику необходимо выплатить компенсацию за все неиспользованные отпуска.

УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВЫПЛАТ

В бухгалтерском учете все денежные суммы, выплаченные работнику в связи с увольнением, признаются расходами по обычным видам деятельности. Это следует из пунктов 5 и 8 ПБУ 10/99. Их начисление отражается проводкой:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26 ...) КРЕДИТ 70
- отнесены на затраты выплаты работникам, связанные с увольнением.

В налоговом учете выплаты учитываются в составе расходов на оплату труда согласно пунктам 8, 9 статьи 255 Налогового кодекса РФ.
В налоговую базу по ЕСН указанные выплаты не включаются (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ). Они также не облагаются и взносами в ПФР (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

А вот в новом году облагать страховыми взносами компенсацию за неиспользованный отпуск придется (подп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поскольку суммы выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск поименованы в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России (утвержден постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765), они не включаются в базу при исчислении страховых взносов от несчастных случаев на производстве.

Пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ также освобождает выходные пособия от обложения НДФЛ. Однако это не распространяется на компенсацию за неиспользованный отпуск.

Снимаем торговую точку с учета

Поскольку по местонахождению любого аптечного учреждения оборудованы стационарные рабочие места, с точки зрения налогового законодательства оно признается обособленным подразделением (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ). Рассмотрим нюансы, на которые стоит обратить внимание при ликвидации и снятии его с учета.

СООБЩАЕМ В ИНСПЕКЦИЮ

При ликвидации подразделения нормы пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ требуют в течение месяца представить в налоговые органы по местонахождению организации сообщение о его закрытии по установленной форме. К сообщению прикладываются копии документов, подтверждающих прекращение деятельности торговой точки.

Правда, штраф за нарушение этого срока небольшой. Для фирмы он составляет 50 руб. (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ). Могут наказать и руководителя на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В месте, где находится закрываемая аптека, ее тоже необходимо снять с налогового учета. Для этого в инспекцию по местонахождению подается заявление по форме № 1-4-Учет также с приложением копий документов о ликвидации.

Срок для подачи такого заявления не установлен. В то же время в течение 10 дней со дня его подачи налоговый орган обязан снять обособленное подразделение с учета (п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Однако если это подразделение подвергнется налоговой проверке, то срок снятия его с учета продлится до ее окончания.

ПРОВЕРКА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ

Проверить аптечную точку могут только по региональным и (или) местным налогам. Это оговорено пунктом 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Данный пункт содержит еще одну важную оговорку - выездная проверка может быть проведена только в отношении филиалов и представительств организации. Проводить самостоятельную проверку обособленных подразделений, которые не являются таковыми, налоговый орган не вправе (письмо Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327).

В то же время арбитражные суды занимают противоположную позицию. Они отмечают, что главным условием для возможности проведения выездной проверки является постановка обособленного подразделения на учет в налоговом органе (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008). Так что если аптека попытается оспорить решение инспекции о проверке подразделения, не являющегося филиалом, то суды скорее всего примут сторону налоговиков.

Порядок налогообложения

Теперь рассмотрим вопросы, связанные с исчислением налогов ликвидируемого подразделения.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Налог на прибыль (авансовые платежи) ликвидируемой аптеки рассчитывается по итогам того отчетного периода, когда подразделение было снято с учета по своему местонахождению. Когда налог в бюджет субъекта РФ уплачивается по местонахождению этого подразделения в соответствующей доле, размер последнего платежа определяется в общеустановленном порядке. То есть исходя из доли прибыли, приходящейся на это подразделение в этом отчетном периоде. Полученная сумма налога к доплате перечисляется в бюджет по местонахождению ликвидированного объекта.

Если организация к тому же уплачивает ежемесячные авансовые платежи исходя из предполагаемой прибыли, то сразу после приказа о ликвидации она вправе скорректировать свои бюджетные обязательства, представив в инспекцию уточненные декларации (письмо Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-03-04/1/258).

Порядок расчета налога при закрытии аптеки, входящей в группу обособленных подразделений, аналогичен порядку, изложенному выше. Однако в этом случае подавать уточненную декларацию не надо (письмо Минфина России от 10 августа 2006 г. № 03-03-04/1/624). Если же ликвидируется подразделение, через которое налог уплачивается в региональный бюджет, то нужно выбрать новое ответственное подразделение. В течение десяти дней после окончания отчетного периода о принятом решении необходимо уведомить налоговые органы (письмо ФНС России от 18 марта 2009 г. № 3-2-09/66@).

«ЗАРПЛАТНЫЕ» НАЛОГИ И ВЗНОСЫ

Пунктом 8 статьи 243 Налогового кодекса РФ обязанность уплачивать ЕСН по своему местонахождению возложена только на те обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и самостоятельно начисляют выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Если аптека удовлетворяет этим критериям, то уплачивает ЕСН по ее местонахождению (письмо Минфина России от 20 июня 2006 г. № 03-05-01-04/168).

В этом письме также отмечено, что до вынесения инспекцией решения о снятии обособленного подразделения с учета НДФЛ с сумм, выплаченных работникам, следует перечислять в бюджет по местонахождению подразделения.

Порядок уплаты представления отчетности по пенсионным взносам, а также по взносам в ФСС России такой же, как и по ЕСН.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

Законодательство не предусматривает специального порядка представления отчетности по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, если обособленное подразделение закрыто в течение календарного года. Финансовое ведомство предлагает в таких случаях применять порядок, установленный пунктом 3 статьи 55 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 17 июня 2009 г. № 03-05-04-01/43).

Иными словами, не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода, в котором торговая точка ликвидирована, аптека должна уплатить налог и представить в инспекцию по местонахождению подразделения вместо расчета по авансовому платежу декларацию. При этом в налоговых декларациях, заполняемых в отношении закрытой аптеки, реквизиты (КПП, код налогового органа и код места представления декларации) указываются по ее местонахождению. Причем поступить так необходимо, даже если закрытое подразделение уже снято с учета в налоговых органах по своему местонахождению (письмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-05-04-01/44).

Вопрос:
Предприятие закрыло одно из подразделений (аптечный пункт) и сообщило Налоговой инспекции как плательщик ЕНВД, каким еще службам и согласно каким нормативным актам следует об этом сообщить?

Ответ:

Внимание, вы пользуетесь открытым доступом к устаревшим консультациям. Актуальные консультации за последние 5 лет доступны только зарегистрированным клиентам оплатившим доступ к сайту.

При ликвидации обособленного подразделения (в данном случае - аптечного пункта) организация подлежит снятию с учета в налоговой инспекции по месту его нахождения (пункт 5 статьи 84 НК РФ).
О ликвидации обособленного подразделения вы обязаны сообщить в свою налоговую инспекцию. После вступления в силу Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ (со 02.09.2010 г.) делать это необходимо в течение трех рабочих дней со дня ликвидации подразделения (пункт 6 статьи 6.1, пункт 2 статьи 23 НК РФ, подпункт "б" пункта 4 статьи 1, часть 1 статьи 10 Закона № 229-ФЗ). На основании этого сообщения в течение десяти рабочих дней со дня его получения налоговый орган снимает организацию с учета (пункт 6 статьи 6.1, абзац 3 пункта 5 статьи 84 НК РФ).
Сообщение налогоплательщик вправе представить как лично, так и через представителя. Также его можно отправить заказным письмом или по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае сообщение необходимо заверить ЭЦП руководителя организации или иного уполномоченного доверенностью лица.
За несвоевременное сообщение о ликвидации обособленного подразделения предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждое сообщение (пункт 1 статьи 126 НК РФ, подпункт "а" пункта 48 статьи 1, часть 1 статьи 10 Закона № 229-ФЗ). Кроме того, должностное лицо вашей организации, ответственное за представление сообщения о ликвидации обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу в размере от 300 руб. до 500 руб. (часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ).
Отметим, что в настоящее время форма сообщения о ликвидации обособленного подразделения (№ С-09-3) утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 г. № ММ-7-6/252@. Однако сейчас налоговое ведомство работает над ее изменением. До утверждения новой формы ФНС России рекомендует использовать форму № С-09-3-2, которая приложена к Информационному сообщению ФНС России «О внесении существенных изменений в статьи 23, 83 - 85 НК РФ в части учета организаций».
Также с 1 января 2010 г. организация обязана в течение одного месяца с момента прекращения деятельности через обособленное подразделение сообщить об этом в органы ПФР и ФСС РФ (пункт 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ), даже если это подразделение не выделено на отдельный баланс.
Форма такого сообщения в настоящее время не утверждена, поэтому его можно составить произвольно.
За непредставление указанного сообщения в соответствии со статьей 48 Закона № 212-ФЗ взимается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Так как фармацевтическая деятельность лицензируется (Федеральный закон РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ), то организация должна соблюдать лицензионные требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», в частности, соблюдать правила продажи лекарственных средств, предусмотренные подпунктом «в» пункта 4 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003», утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. № 80.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил при закрытии аптечной организации в связи с ее ликвидацией население извещается об этом объявлением, размещенным на входной двери, за 5 дней до закрытия аптечной организации. В объявлении указывается адрес ближайших аптечных организаций, также руководитель аптечной организации уведомляет об этом лицензирующий орган, выдавший лицензию.
Несоблюдение данного требования, будет квалифицироваться как ведение фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, что влечет за собой ответственность, установленную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ - наложение административного штрафа:
на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Заметим, что в пункте 3.4 Правил речь идет о закрытии аптечной организации, а не ее обособленного подразделения. Тем не менее, по нашему мнению, с учетом менталитета российских чиновников, с их стороны возможны претензии по нарушению требований пункта 3.4 Правил и в случае закрытия аптечного пункта.
Таким образом, во избежание возможных негативных последствий рекомендуем при закрытии аптечного пункта повесить соответствующее объявление за 5 дней до его закрытия и уведомить о закрытии аптечного пункта лицензирующий орган.


09.11.10

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

По разным прогнозам в ближайший год в России закроется от 10 до 50% аптек. Притом что в регионах уже сейчас отмечен дефицит, а в столице на одну аптеку приходится около 2,3 тыс. человек. В Германии, например — 1,8 тыс. человек

К концу года России грозит потеря около половины аптек из-за низкой рентабельности. Среди причин — повышение налогов, рост коммунальных платежей и госрегулирование цен. Для жителей небольших населенных пунктов лекарства могут стать труднодоступными.

Как закрыть аптеку

Даже самые крупные аптечные сети России в этом году работают себе в убыток, заявляют представители аптечных ассоциаций. По экспертным оценкам, к середине лета, когда в аптечных учреждениях начнется мертвый сезон, разорение грозит уже каждому третьему из них. А к концу года такая судьба может постичь половину точек по продаже лекарств. По данным заместителя председателя комитета Госдумы по охране общественного здоровья академика РАМН Сергея Колесникова, в прошлом году страна уже потеряла 10 тыс. аптек.

Достоверной статистики, отражающей, сколько аптек закрылось за последний год, нет. Ведь в России не существует процедуры отзыва лицензий, говорят эксперты. Чиновники апеллируют к неким данным Росстата, согласно которым, наоборот, аптек стало больше. Эксперты с такой статистикой незнакомы.

Почему страна теряет аптеки? Во-первых, из-за резко возросшего (до двух с половиной раз) налогового бремени. Теперь аптеки, штат которых превышает 100 человек (а таких 80%), не могут использовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД). С 2011 года он заменен прямыми страховыми взносами (ЕСН) из фонда оплаты труда. То есть вместо 14-процентного налога приходится отчислять 34-процентный ЕСН. Если малый инновационный и социально ориентированный бизнес получил четырехлетнюю льготу по выплате страховых взносов (они будут расти постепенно), то аптеки приравняли к обычным торговым организациям.

Гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев возмущен тем, что, с одной стороны, аптеки вроде бы считаются учреждениями здравоохранения, а с другой — платят такие же налоги, как заведения торговли.

Выросли и коммунальные платежи (в среднем на 25%). Выручка же аптечных организаций, которая измеряется в так называемых средних чеках, упала, особенно в регионах: покупательская способность населения после кризиса не восстановилась.

Аптекам ограничили рентабельность введением госрегулирования цен на лекарства первой необходимости (в соответствии с вступившим в силу 1 сентября прошлого года законом об обращении лекарственных препаратов). Наценка на препараты из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) сейчас не должна превышать 15%. "Между тем такие лекарства составляют примерно 36% аптечного ассортимента, причем самого ходового. При этом после введения госрегулирования цен власти ждали 30-процентного снижения стоимости препаратов, а реально она снизилась лишь на 3,6%",— говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия" Елена Неволина.

Согласно все тому же закону о лекарствах, теперь аптекам нельзя торговать медицинской техникой — она исчезла из перечня разрешенных к продаже товаров. То есть аптечным учреждениям не разрешили продавать термометры, тонометры, глюкометры — товары, которые многие люди ищут именно здесь.

К тому же аптеки лишились права распространять предметы и средства по уходу за детьми, точнее, за здоровыми детьми. Теперь весь детский ассортимент должен касаться исключительно лечения ребенка. Например, если это памперсы — то только для детей с энурезом. Разве что законом аптекам предоставлена возможность продавать лечебное, диетическое и детское питание.

Особенно плохи дела у государственных аптечных сетей, которые и так были убыточными, сейчас же нагрузка на них возросла непомерно, а это ведет к повышению расходов региональных бюджетов, а значит, и налогоплательщиков. Например, совсем недавно было объявлено о ликвидации сети муниципальных аптек в Челябинске. Свое решение городские власти объяснили убыточностью предприятия.

По словам госпожи Неволиной, если раньше рентабельность аптек держалась на уровне 2%, то сейчас в ряде случаев упала до -8%. Государство ограничило наценку чуть не на половину ассортимента, обязало аптеки держать минимальный ассортимент и ограничило перечень сопутствующих товаров, которые имеет право продавать аптека, при этом не предусмотрев никаких льгот. Многие аптеки оказались в тяжелом положении, те из них, что в прошлом году считались прибыльными, в первом квартале текущего года подсчитывали убытки. Немногим удалось получить кредит в банке, другие выживают за счет товарных кредитов, но если несколько раз просрочить оплату, в следующий раз можно не получить товар. Убытки фиксировались даже в период сезонного всплеска ОРВИ, когда продажи традиционно растут. Весной наступает период резкого спроса на антигистаминные и желудочные средства. А вот летом наступит мертвый сезон. Поэтому к середине лета в России ждут аптечного кризиса.

По мнению председателя экспертного совета по здравоохранению организации "Деловая Россия" Давида Мелик-Гусейнова , 90% аптек в этом году работают себе в убыток, их рентабельность колеблется от 0% до -1,5%.

Дистрибуторы же, видя ухудшение платежеспособности розничного рынка, принимают меры для защиты своего бизнеса или пользуются ситуацией в своих интересах, что понятно: сокращают сроки отсрочки платежей, манипулируют с лекарствами, которые имеют повышенный сезонный спрос, например задерживают отгрузку этих препаратов, пытаясь выбить лучшие условия оплаты со стороны аптек.

В зоне шаговой недоступности

В поисках путей выживания некоторые аптеки вынуждены были повысить цены на ассортимент, не входящий в ЖНВЛП. Однако госпожа Неволина не считает этот выход приемлемым для всех: "Надо учитывать, что покупательская способность не растет и любое повышение цен повлечет за собой снижение спроса. Поэтому аптеки стремятся оставаться в прежней ценовой динамике".

Особенно невыгодно теперь торговать дешевыми лекарствами — ценой до 100 рублей (сегодня они составляют не более 7% аптечного ассортимента).

"Мы стараемся не поднимать цены, хотя с начала года еле сводим концы с концами",— отметили в одной из подмосковных аптек. Рассматривается даже вопрос о сокращении зарплат сотрудникам.

Впрочем, есть и оптимисты. Гендиректор центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Николай Демидов говорит: "Я думаю, что ожидание закрытия половины аптек больше выражает их желание получить льготы. В реальности же реформы, конечно, негативны для аптечного бизнеса, но не настолько страшны, насколько об этом говорится от лица представителей розничного звена. Нужно иметь в виду, что большая часть аптек и так существовала на грани рентабельности, и для них новая налоговая реформа просто усугубляет ситуацию. По моим оценкам, под угрозой закрытия находится не более 10% аптечных учреждений".

Некоторые эксперты полагают, что разорившиеся аптечные учреждения будут искать себе место в интернете. Тем более что сегодня для виртуальной торговли лекарствами не требуется даже лицензии (она выдается на конкретный юридический адрес, которого у интернет-аптек чаще всего нет). А это развязывает руки продавцам: по экспертным оценкам, до 50% продающихся через интернет препаратов — липовые.

Ряд экспертов полагает, что, поскольку в России слишком много аптек, закрытие даже половины из них не нанесет вреда потребителям. Это утверждение довольно спорно. В свое время в СССР действовали нормативы: 6 тыс. человек на одну аптеку на селе, 10 тыс. — в городе. Сегодня в Москве на одну аптеку приходится около 2,3 тыс. человек. А, например, в Германии — 1,8 тыс.

"Много аптек сегодня только в Москве и Санкт-Петербурге, а вот в регионах острый дефицит аптечных учреждений. Даже в Московской области есть населенные пункты, которые обслуживает всего одна аптека",— свидетельствует госпожа Неволина.

"У нас аптечных учреждений на душу населения меньше, чем в других странах,— подтверждает Николай Демидов.— До последнего времени мы наблюдали положительную динамику прироста количества аптек. Сегодня же точно можно сказать, что большинство аптечных сетей замедлило свое развитие в последний год, а новые открытия единичные, а не массовые".

Аптечные организации считают, что без поддержки государства они не выживут. Так, "Аптечная гильдия" уже направила письма президенту, министру финансов, в Госдуму, Минздравсоцразвития, ФАС с просьбой либо сохранить ЕНВД для аптечных учреждений, либо снизить страховые взносы.

"Единственный выход из ситуации — срочно снизить ставку ЕСН. Мы подсчитали, что для того, чтобы аптека работала с рентабельностью 1,5%, ЕСН должен составлять не более 20%! Сегодня депутаты Госдумы обсуждают возможность снижения ЕСН до 26%, но аптеки это не спасет",— уверен господин Мелик-Гусейнов.

По мнению Сергея Колесникова , для спасения аптечного рынка аптеки необходимо приравнять к социально значимым объектам малого и среднего бизнеса, а для препаратов стоимостью до 100 рублей — отменить регистрацию предельных цен. Госдума рассматривает предложения президента снизить размер страховых взносов для малого и среднего бизнеса, в том числе аптек, до 26%, а может, и до 18%, говорит господин Колесников. Пока, правда, в законопроекте значится только 26%, да и то новый размер страховых взносов, если законопроект одобрят, вступит в силу с нового налогового периода, то есть с 1 января 2012 года. Впрочем, как говорит Сергей Колесников, уже в этом году у аптек, как социально ориентированных организаций, есть шанс получить компенсации по избыточным социальным взносам из бюджета. Правда, подобные поправки в бюджет еще не одобрены.

"Все учреждения здравоохранения, включая крупные коммерческие платные клиники, относятся к социальным объектам. У них есть льготы и по страховым взносам, и по ценам на аренду помещений. И при этом они вольны устанавливать любые цены на услуги! Аптеки, как торговые предприятия, этого лишены. Для начала надо рассмотреть предоставление налоговых льгот и льгот по коммунальным платежам аптекам как торговым предприятиям, рентабельность которых ограничивается государством. Во-вторых, пересмотреть перечень товаров, которые сегодня разрешено продавать аптекам. В-третьих, минимальный ассортимент, который обязаны иметь аптеки, если уж, по мнению Минздрава, должен быть, то, по крайней мере, с учетом региональных особенностей. И не следует заставлять аптеки иметь препараты сезонного спроса в наличии в течение всего года,— считает госпожа Неволина.— Если этого не произойдет, аптечный бизнес будет либо искать обходные пути уплаты налогов, либо уйдет в тень".

Эксперты уверены в том, что аптека рядом с домом не должна быть роскошью. Если не дать аптекам налоговую льготу хотя бы на три-четыре года, очень многие из них закроются, и это может иметь особенно тяжелые последствия для небольших городов и сельских поселений.

Вопрос: Предприятие закрыло одно из подразделений (аптечный пункт) и сообщило Налоговой инспекции как плательщик ЕНВД. Каким еще службам и согласно каким нормативным актам следует об этом сообщить?

Ответ: При ликвидации обособленного подразделения (в данном случае - аптечного пункта) организация подлежит снятию с учета в налоговой инспекции по месту его нахождения (пункт 5 статьи 84 НК РФ).

О ликвидации обособленного подразделения вы обязаны сообщить в свою налоговую инспекцию. После вступления в силу Федерального закона РФ от 27.07.2010 N 229-ФЗ (со 02.09.2010) делать это необходимо в течение трех рабочих дней со дня ликвидации подразделения (пункт 6 статьи 6.1, пункт 2 статьи 23 НК РФ, подпункт "б" пункта 4 статьи 1, часть 1 статьи 10 Закона N 229-ФЗ). На основании этого сообщения в течение десяти рабочих дней со дня его получения налоговый орган снимает организацию с учета (пункт 6 статьи 6.1, абзац 3 пункта 5 статьи 84 НК РФ).

Сообщение налогоплательщик вправе представить как лично, так и через представителя. Также его можно отправить заказным письмом или по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае сообщение необходимо заверить ЭЦП руководителя организации или иного уполномоченного доверенностью лица.

За несвоевременное сообщение о ликвидации обособленного подразделения предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждое сообщение (пункт 1 статьи 126 НК РФ, подпункт "а" пункта 48 статьи 1, часть 1 статьи 10 Закона N 229-ФЗ). Кроме того, должностное лицо вашей организации, ответственное за представление сообщения о ликвидации обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу в размере от 300 руб. до 500 руб. (часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ).

Отметим, что в настоящее время форма сообщения о ликвидации обособленного подразделения (N С-09-3) утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@. Однако сейчас налоговое ведомство работает над ее изменением. До утверждения новой формы ФНС России рекомендует использовать форму N С-09-3-2, которая приложена к Информационному сообщению ФНС России "О внесении существенных изменений в статьи 23, 83-85 НК РФ в части учета организаций".

Также с 1 января 2010 года организация обязана в течение одного месяца с момента прекращения деятельности через обособленное подразделение сообщить об этом в органы ПФР и ФСС РФ (пункт 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ), даже если это подразделение не выделено на отдельный баланс.

Форма такого сообщения в настоящее время не утверждена, поэтому его можно составить произвольно.

За непредставление указанного сообщения в соответствии со статьей 48 Закона N 212-ФЗ взимается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Так как фармацевтическая деятельность лицензируется (Федеральный закон РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ), то организация должна соблюдать лицензионные требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" (подпункт "г" пункта 4). В частности, соблюдать правила продажи лекарственных средств, предусмотренные Отраслевым стандартом "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003", утвержденным Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80.

В соответствии с пунктом 3.4 Правил при закрытии аптечной организации в связи с ее ликвидацией население извещается об этом объявлением, размещенным на входной двери, за 5 дней до закрытия аптечной организации. В объявлении указывается адрес ближайших аптечных организаций, также руководитель аптечной организации уведомляет об этом лицензирующий орган, выдавший лицензию.

Несоблюдение данного требования, будет квалифицироваться как ведение фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, что влечет за собой ответственность, установленную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ - наложение административного штрафа:

На должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

На юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Заметим, что в пункте 3.4 Правил речь идет о закрытии аптечной организации, а не ее обособленного подразделения. Тем не менее, по нашему мнению, с учетом менталитета российских чиновников, с их стороны возможны претензии по нарушению требований пункта 3.4 Правил и в случае закрытия аптечного пункта.

Таким образом, во избежание возможных негативных последствий рекомендуем при закрытии аптечного пункта повесить соответствующее объявление за 5 дней до его закрытия и уведомить о закрытии аптечного пункта лицензирующий орган.

Аудитор юридической

компании "Юнико-94"

И.Л.ТИТОВА

09.11.2010

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.