Изменения в Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов и отдельные законодательные акты РФ — Российская газета. Законодательная база российской федерации Фз о производственной безопасности

    Определение от 7 октября 2019 г. по делу № А27-13318/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    От 26.12.2009 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьями 2, 3, 9 , 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принимая во внимание истечение сроков исполнения ранее выданного предписания от 10.11....

    Решение от 6 июля 2019 г. по делу № А11-44/2019

    Арбитражный суд Владимирской области (АС Владимирской области)

    Ограниченной ответственностью "Монострой" "Система газопотребления предприятия ООО "Монострой" (рег. № А15-02719-0002, III класс опасности), расположенные по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Мостостроевская, д. 9 "; - внутренние газопроводы и газовое оборудование, входящее в состав газовой обвязки котла Е4,0-1,4ГМ на ОПО общества с ограниченной ответственностью "Монострой" "Система газопотребления предприятия ООО "Монострой" (...

    Решение от 13 мая 2019 г. по делу № А51-5095/2019

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Схеме проветривания (штольня принимает воздух с поверхности). 2. Фактическое количество воздуха подаваемого по квершлагу 1 горизонта 500 м меньше расчетного. Указанные нарушения явились несоблюдением статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 155, 157, 174 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила...

    Решение от 13 мая 2019 г. по делу № А33-556/2019

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    О капитальном ремонте, на всасе и нагнетании трубопроводов выставлены заглушки, установлены запрещающие таблички. Указанное нарушение согласно предписанию является не соблюдением п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 2.8.3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила...

    Решение от 8 мая 2019 г. по делу № А31-2942/2019

    Арбитражный суд Костромской области (АС Костромской области)

    Эксплуатации технологического оборудования, а именно отсутствует паспорт с установленным организацией-изготовителем назначенного срока службы насоса марки ХМ50-30-200К зав. № 356, чем нарушены требования статьи 9 , пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ); пункта...

  • документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

    Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

    Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

    Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

    Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

    2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

    Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

    3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

    4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

    5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

    6. В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

    Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

    7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.

    8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

    Организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

    Обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

    Обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

    9. Эксперт в области промышленной безопасности обязан:

    Определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

    Соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;

    ФЗ-116 о промышленной безопасности устанавливает порядок эксплуатации опасных производственных объектов и меры предупреждения аварийных ситуаций. Рассмотрим ключевые положения закона. Скачайте его текст.

    Читайте в статье:

    116-ФЗ: последняя редакция 2019 с изменениями

    Закон о промышленной безопасности устанавливает нормы эксплуатации опасных производственных объектов. Положения ФЗ-116 подлежат обязательному применению всеми юрлицами независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, если такие предприятия эксплуатируют ОПО. Применение положений этого законодательного акта поможет избежать не только аварийных ситуаций, но и предотвратит издержки, связанные с их ликвидацией.

    Следуя нормам закона, работодатель создает такие условия на предприятии, которые позволят спокойно трудиться без рисков аварий, а в случае ЧС в действие будет введен план ликвидации негативных последствий.

    Требования промбезопасности следует учитывать еще на этапе создания ОПО, а также в процессе его ликвидации. Нередко на предприятиях , при неправильной утилизации которых также может произойти авария. Нормы промышленной безопасности должны быть соблюдены на всем производственном цикле.

    Ответственными за обеспечение промбезопасности, согласно закону 116-ФЗ, является руководитель, главный инженер, сотрудники, как здания в целом, так и технологически сложного, опасного оборудования.

    Ст. 1 закона содержит перечень применяемых понятий, ст. 2 содержит классификацию опасных производственных объектов. Выделяют четыре класса: начиная от 1 – особо опасные, и заканчивая 4 – с низкой опасностью. Все ОПО должны .

    ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов: требования

    Статья 3 содержит требования, предъявляемые к предприятиям с ОПО. Под требованиями понимаются установленные запреты, нормы, правила для конкретных отраслей промышленности. Соблюдение их поможет избежать аварий, либо негативного влияния на окружающую среду, здоровье граждан.

    Требования к объектам содержатся не только в рассматриваемом законодательном акте, но также в других законах, актах, постановлениях, др. документах федерального уровня. Например, эксплуатация объектов атомной промышленности регулируются Федеральным законом от 21 ноября 1995 года "Об использовании атомной энергии".

    Стоит отметить, что международное право стоит выше российского, если заключен соответствующий договор. Поэтому при более жестких международных стандартах следует применять их, а не принятые на территории РФ.

    Основы промышленной безопасности в ФЗ-116

    В понятие промышленной безопасности включают не только соблюдение правил при эксплуатации опасного производственного объекта, но также на других этапах его существования:

    • проектирования;
    • строительства;
    • капитального ремонта;
    • консервации или ликвидации;
    • изготовления, монтажа, пуско-наладки, ремонта, ;
    • оценки промбезопасности на ОПО;
    • обучения сотрудников.

    Без соблюдения установленных норм на каждом из этапов не удастся на предприятии. Кроме того ФЗ о промышленной безопасности устанавливает требования по лицензированию деятельности для отдельных работ. К примеру, лицензированию подлежит деятельность, связанная с атомной промышленностью, с , с взрывоопасными, химическими производствами и другое.

    При проведении любых видов работ (капремонт, перевооружение, ликвидация и др.) не допускаются отклонения от имеющейся проектной документации, которая разрабатывается в порядке, установленном и . Все изменения, вносимые в документы, должны согласовываться с надзорными органами.

    После возникновения аварии создается специальная комиссия по расследованию случая. В нее должны входить не только представители компании, но и представители органов местной власти, представители страховой компании, иные лица, предусмотренные законодательством. Материалы расследования направляются в федеральный орган по промбезопасности, а финансирует мероприятия эксплуататор объекта.

    Для предотвращения опасных ситуаций, контроля за положением дел производится . Ее проведение не требует определенной периодичности. Она проводится в случаях, когда вносятся изменения (капитальный ремонт, перевооружение, ликвидация и т.д.). По результатам выдается заключение о состоянии промышленной безопасности.

    Пункт 4 ст 3 ФЗ-116

    Обоснование безопасности опасного производственного объекта нередко требуется для предприятий. Оно может понадобиться в случае, если для технологически необходимо пренебречь установленными правилами, или если таких правил в законодательстве попросту не содержится.

    Такая необходимость может возникнуть на всех этапах строительства, эксплуатации или ликвидации опасного производственного объекта. Обоснование должно в обязательном порядке пройти экспертизу и только после регистрироваться в госреестре.

    1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

    Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

    2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

    3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

    3.1. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:

    В случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;

    В случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;

    В случае изменения требований промышленной безопасности;

    По предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

    4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

    Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    5. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

    6. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.

    7. Декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов.

    8. Ведение реестра деклараций промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.


    Судебная практика по статье 14 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ

      Решение от 30 апреля 2019 г. по делу № А27-30315/2018

      Арбитражный суд Кемеровской области (АС Кемеровской области)

      Заявителя: Шумская И.С. – представитель, доверенность от 26.03.2019 № 100/2019 (копия доверенности приобщена к материалам дела), паспорт; Андреева В.А. – представитель, доверенность от 14 . 02.2019 № 73/2019 (копия доверенности в материалах дела), паспорт; от заинтересованного лица: Хребтова Е.Ю. - представитель, доверенность от 31.12.2018 № 16 (копия доверенности в материалах...

      Решение от 12 апреля 2019 г. по делу № А19-30930/2018

      Арбитражный суд Иркутской области (АС Иркутской области)

      Объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ); статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятого Государственной Думой 14 . 07.1995; пункта 2 «Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22....

      Решение от 1 апреля 2019 г. по делу № А12-626/2019

      Арбитражный суд Волгоградской области (АС Волгоградской области)

      Области с заявлением об изменении в части наказания постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) № 163-11-18 от 14 . 12.2018 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, заменив наложенный штраф на предупреждение, либо на административный штраф в размере...

      Решение от 29 марта 2019 г. по делу № А75-10519/2018

      Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО (АС Ханты-Мансийского АО)

      Ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) об оспаривании постановления от 20.06.2018 № 57- 14 - 35, при участии представителей: от заявителя – Анфалов О.Н. по доверенности от 20.12.2018 № Юр/18/442, от административного органа – не явились, установил: общество с ограниченной...

      Решение от 8 марта 2019 г. по делу № А70-19678/2018

      Арбитражный суд Тюменской области (АС Тюменской области)

      Комплекса, утверждённой приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.01.2018 г. № 29 и указано, в качестве нарушений: ст.ст. 9, 14 Закона №116-ФЗ; пункт 7.1.1. подпункта 2 Порядка разработки декларации безопасности промышленного объекта РФ, утверждённой Приказом МЧС России от 04.04.1996 № 222/59, Приказом...

      Решение от 25 февраля 2019 г. по делу № А65-19148/2017

      Арбитражный суд Республики Татарстан (АС Республики Татарстан)

      82-00036 от 24.03.2017г., согласно которому: 1. Не разработана вновь (не уточнена) декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов ПАО «Казаньоргсинтез», зарегистрированная в Ростехнадзоре № 14 - 14 (00).0004-43-ОС от 06.11.2014, в связи с отсутствием в ней сведений и изменений, связанных с технологическими изменениями: - внесение дополнений в схему узла...

      Решение от 6 февраля 2019 г. по делу № А57-19869/2018

      Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области)

      А именно: декларация промышленной безопасности не внесена в реестр деклараций промышленной безопасности, что нарушает требования части 1, 2 статьи 9, части 3.1, 7 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 3. Манометр, установленный на Ресивере Е-1 peг. №20200, входящим в состав опасного...

    • ...на пункте слива-налива нефти в автоцистерны отсутствуют датчики загазованности, чем нарушены ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, пункты 2.2.27,2.3. 14 Приказа № 461, подпункт к п. 5 Постановления № 492; стальные вертикальные резервуары не оснащены: дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями; устройствами для отбору проб и удаления подтоварной воды; ...

    Добыча и переработка многих ресурсов зачастую связана с риском для жизни. Для обеспечения сохранности на опасных промышленных объектах был принят Федеральный закон о безопасности, который классифицирует опасные производственные объекты и предписывает правила безопасности и нормы их соблюдения.

    Суть ФЗ 116

    Федеральный закон № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 июня 1997 года, подписан президентом и вступил в силу 21 июля 1997 года.

    ФЗ 116 регулирует нормы безопасного использования опасных промышленных объектов с точки зрения экономических, социальных и правовых основ. Положения данного закона направлены на предупреждение аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией небезопасных производственных предприятий и установок, а также для подготовки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к использованию этих объектов и ликвидации предполагаемых аварий.

    Предписания закона распространяются на все виды предприятий, независимо от их формы организации и вида собственности, которые работают в области промышленной безопасности опасных объектов производства, находящихся как на территории Российской Федерации, так и на землях, находящихся под её юрисдикцией.

    Действующая редакция закона с изменениями

    ФЗ 116 о промышленной безопасности опасных производственных объектов в связи с изменениями промышленных технологий неоднократно редактировался со времени вступления в силу.

    Статья 3 , регулирующая требования к промышленной безопасности, была изменена 07 марта 2017 года, в пункте 4 . В новой редакции, положение предусматривает возможность отступления от установленных требований промышленной безопасности, если для работы на объекте данное постановление не обеспечивает должной надёжности. В таком случае, лицо, занимающееся подготовкой проектной документации, вправе установить новые требования безопасности, приведя основания для их принятия и зарегистрировав необходимые документы в государственном ведомстве, в компетенции которого находится регистрация в госреестре мер предосторожности на предприятиях.

    Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее

    Статья 4 , устанавливающая правовое регулирование в сфере промышленной безопасности, была изменена 02.07.2013 приказом 186-ФЗ в пункте 3 . В изменённом виде пункт статьи предусматривает, к каким областям применяются федеральные правила и нормы надёжности:

    • к работам в сфере индустриальной безопасности, включительно к работникам опасных производственных объектов и экспертам по безопасности в этой области;
    • к надёжности проведения технологических процедур и поведению персонала при аварийных ситуациях;
    • к обоснованию принятых норм безопасности на производстве, связанном с риском.

    Статья 6 , регулирующая деятельность в области промышленной безопасности, была изменена 01.07.2011, Федеральным законом № 169-ФЗ. В редакции был добавлен пункт 2 , предусматривающий следующие 2 положения:

    • Лица, которые предоставляют лицензию на использование опасных промышленных объектов, обязаны иметь документы, которые подтверждают, что опасные объекты, устройства, оборудование и здания можно вводить в эксплуатацию. Для этого проводится соответствующая экспертиза и составляется соответствующая декларация безопасности, предусматривающая правила использования объекта.
    • Лицензирующий орган, выдающий лицам разрешения на использование промышленных объектов, связанных с риском для жизни, не имеет права требовать у заявителей на лицензию документы об экспертизе оборудования, если такие бумаги находятся в подведомственных ему органах. Лицензирующий орган самостоятельно направляет запрос на необходимые ему дополнительные документы, если их не предоставляет искатель лицензии добровольно. У заявителя можно требовать только пакет документов, предусмотренный Федеральным законом

    Статья 7 о технических устройствах, которые используются на опасном промышленном производстве, была изменена приказом № 22-ФЗ от 04.03.2013. В редакции была переизложена вся статья, теперь она состоит из трёх пунктов , определяющих следующие положения:

    1. Обязательные технические требования к используемым на опасном производстве устройствам и оборудованию, а также параметры оценивания их соответствия с предписанными нормами, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
    2. Если технический регламент не устанавливает другой формы оценки соответствия технического оборудования, тогда необходимо для устройства, применяемого на опасном промышленном производстве, проводить техническую экспертизу в следующих случаях:
      • перед применением;
      • после истечения срока службы или количеству установленных производителем циклов работы;
      • при отсутствии в документах срока эксплуатации, если он составляет по факту больше двадцати лет;
      • после ремонта оборудования с изменением несущих конструкционных элементов или восстановлении после аварии, во время которой устройство было повреждено.
    3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности предусматривают возможность опытного применения оборудования на опасном объекте без предварительной экспертизы, если соблюдаются все параметры технологического процесса, нарушения которых может привести к аварии.

    Статья 8 устанавливает требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, восстановлению, полному ремонту, вводу в использование, техническому переоснащению, консервации и устранению промышленного объекта. Последняя редакция данной статьи (от 02.03.2013 № 186-ФЗ) изменила пункт 1 . В текущей редакции он постановляет следующие положения:

    • Техническое переоснащение, капитальный ремонт, заморозка и устранение опасного промышленного объекта производится в соответствии со специально разработанной документацией, которая составляется с учётом текущего ФЗ и законодательства о градостроительстве.
    • Если замена технического оборудования производится одновременно с его реконструкцией, тогда документация по техническому перевооружению входит в состав проектной документации по восстановлению.
    • Если документация по обновлению технического оборудования не входит в состав проектной реконструкции объекта, тогда её необходимо отправить на отдельную экспертизу по безопасности.
    • Документы по заморозке и устранению опасного объекта требуется подвергнуть экспертизе по промышленной безопасности.
    • Без положительного ответа экспертной комиссии по промышленной безопасности нельзя проводить техническое переоснащение, заморозку и устранение производственного объекта.

    Статья 9 , предписывающая требования к промышленному использованию опасного производственного объекта, была изменена в последний раз 03.04.2013 законом № 22-ФЗ. Редактирование изменило несколько положений первого пункта , постановляющего обязанности организации, которая эксплуатирует опасный объект.
    Таким образом, предприятие обязано:

    • следовать требованиям обоснования надёжности промышленного объекта, в случаях, предусмотренных п.4 ст.3 настоящего ФЗ;
    • обусловить надёжность опытного использования технического оборудования в соответствии с п.3 ст.7 настоящего ФЗ;
    • уведомлять федеральный орган, отвечающий за производственную безопасность, и его местный филиал о старте любого вида работ на предприятии в соответствии с законом РФ о защите прав юридических лиц и ИП;
    • проектировать схему управления безопасностью на производстве и обеспечивать её работу в случаях, предусмотренных ст.11 текущего Федерального закона;
    • гарантировать проведение осмотра всех промышленных сооружений и устройств, которые используются на объекте, экспертами по безопасности, а также диагностировать и испытывать технические сооружения и устройства в установленные сроки и по предписанному порядку компетентных органов промышленной безопасности;
    • подготавливать декларацию о промышленной безопасности в соответствии с предписаниями статьи 14 настоящего ФЗ.

    Статья 10 , предусматривающая необходимые требования к промышленной безопасности по готовности к изоляции и устранению последствий аварии на опасном объекте, была полностью переизложена законом № 22-ФЗ от 04.03.2013.

    • Пункт 1 текущей статьи обязывает компанию, использующую опасный производственный объект, производить следующие действия для подготовки к ликвидации последствий аварии:
      • разрабатывать и проводить мероприятие по изоляции и устранению последствий аварии на производстве;
      • подписывать соглашения об обслуживании с профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями, а также создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы и нештатные формирования из числа сотрудников, для устранения последствий чрезвычайных ситуаций;
      • создавать дополнительные горноспасательные команды для вспомогательных действий на опасных промышленных объектах, где проводятся горнодобывающие работы;
      • обладать запасами денежных средств для устранения и изоляции последствий аварии;
      • обучать рабочий персонал действиям во время аварийных ситуаций;
      • создавать и обеспечивать работу коммуникационных систем для координирования действий во время аварийных ситуаций.
    • Пункт 2 десятой статьи предусматривает необходимость подготовки процедур по локализации и устранению последствий аварий на промышленных объектах I, II и III уровней опасности, посредством создания и утверждения планов по изоляции и ликвидации аварийных последствий на подобных объектах. Требования к разработке этих планов устанавливает Правительство РФ.

    Статья 11 была полностью переписана актом № 22-ФЗ от 04.03.2013. Данная статья предусматривает следующие требования к осуществлению контроля за соблюдением промышленной безопасности:

    • Организация, использующая опасный промышленный объект, обязана проводить процедуры по контролю за соблюдением техники безопасности на опасном объекте согласно требованиям Правительства РФ.
    • Информация об организации, следящей и ответственной за соблюдение мер предосторожности на небезопасном объекте, должна подаваться ежегодно в письменном виде или электронной форме с идентификационной электронной печатью, в компетентные федеральные органы не позднее 1 апреля текущего года.
    • На опасных производственных объектах I и II классов опасности, эксплуатирующие их организации обязаны обеспечить рабочие системы управления безопасностью.
      Системы управления безопасностью обеспечивают:
      • анализ и прогноз возможных аварий и их последствия;
      • проектирование действий по снижению риска аварий и оказанию помощи сторонних организаций;
      • согласование действий по предотвращению аварий и инцидентов;
      • проведение контроля за выполнением требований безопасности;
      • меры предосторожности по опытному использованию опасных устройств на промышленных объектах;
      • содействие работников организации в разработке мер по предотвращению аварийных ситуаций на опасных объектах;
      • предоставление информации об осуществляющихся действиях в сфере производственной безопасности.

    Требования к документации, необходимой для систем регулирования промышленной безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Статья 12 , о техническом расследовании причин аварии, последние изменения претерпела 03.07.2016 № 283-ФЗ. Изменён был пункт 4 , предусматривающий, что комиссия по расследованию причин аварии вправе привлекать как экспертов по промышленной безопасности и специалистов в сфере расследования, разработки научных работ и оборудования, также и общественных инспекторов в сфере производственной безопасности.

    Статья 13 , предусматривающая правила проведения экспертизы промышленной безопасности, была в большей части изменена Федеральным законом от 02.07.2013 № 186-ФЗ.

    • Первый пункт устанавливает список объектов, подлежащих технической экспертизе:
      • документы, предписывающие порядок изоляции и устранения опасного производственного объекта;
      • документация о техническом переоснащении;
      • техническое оборудование, которое используется на опасном промышленном объекте;
      • здания и сооружения;
      • декларация промышленной безопасности;
      • обоснование надёжности объекта.
    • Второй пункт текущей статьи предусматривает, что экспертизу промышленной безопасности должна проводить организация, имеющая соответствующую лицензию, а также эта организация не имеет права проводить экспертизу, если является совладельцем промышленного объекта.
    • Третий пункт обязывает проводить экспертизу промышленной безопасности в соответствии с принципами непредвзятости, объективности и всесторонности.
    • Четвёртый параграф устанавливает необходимость подписывать документ о заключении экспертизы как организации, проводившей исследование, так и экспертами по безопасности, непосредственно участвовавшими в осмотре предприятия на пригодность к работе.
    • Пятый пункт обязывает заказчика экспертизы безопасности предоставить её результаты в федеральный орган, отвечающий за промышленную сохранность, где соответствующий документ вводится в реестр в течение пяти рабочих дней, и далее может быть использован в предусмотренных законом ситуациях.
    • Шестой пункт ст.13 даёт определение ложному заключению экспертизы безопасности — это документ об экспертизе, подготовленный без соответствующих исследований и процедур или противоречащий информации, которая была предоставлена экспертам по промышленной безопасности. Ложное заключение экспертизы исключается из государственного реестра.
    • Седьмой пункт предусматривает ведение реестра заключений экспертиз о пригодности предприятий к работе федеральным ведомством в области промышленной безопасности согласно административному регламенту.
    • Восьмой пункт текущей статьи предписывает следующие обязательства руководителя опасного производства, который заказывает экспертизу:
      • организация проведения экспертизы в соответствии с федеральными нормами;
      • организация проверки экспертами в сфере промышленной безопасности;
      • обеспечение необходимого оборудования, информации и документов для проведения экспертизы.
    • Девятый пункт устанавливает обязанности эксперта, проводящего осмотр на пригодность предприятия к работе:
      • определять промышленные объекты на соответствие с требованиями безопасности путём анализа предоставленной информации и фактического состояния используемых устройств и оборудования. Заключение осмотра необходимо предоставить руководителю организации, занимающейся экспертизой промышленной безопасности;
      • соблюдение правил проведения экспертизы и составления заключения о промышленной надежности;
      • обеспечение объективности заключения с соответствующими доказательствами исследования;
      • гарантия конфиденциальности информации.
    • Десятый пункт запрещает эксперту в сфере промышленной безопасности проводить экспертизу предприятия, совладельцем которого является его организация, на которую он работает.

    Статья 16 , о федеральном государственном надзоре в сфере промышленной безопасности, была в последний раз отредактирована в части а) пункта 7 Федеральным постановлением от 03.07.2016 №283-ФЗ. В новом изложении одной из причин проведения внеплановой проверки безопасности является истечение срока постановления об устранении найденных нарушений в надёжности или уведомление об их исправлении.

    Статья 17 , предусматривающая ответственность за нарушение настоящего законодательства о промышленной безопасности гласит, что нарушители Федерального закона 116 несут ответственность согласно законодательству РФ.

    Скачать ФЗ 116

    ФЗ 116 о промышленной безопасности с изменениями на 2017 год находится в свободном доступе для скачивания. Настоящий Федеральный закон включает в себя 2 приложения с таблицами, которые доступны для скачивания отдельно от самого закона.

    Приложение к закону 1

    Приложение 1 описывает критерии, на основании которых промышленные объекты признаются опасными. Также подробно описываются вещества, которые перерабатываются на производстве и их допустимые нормы, при превышение которых предприятие признают опасным и смертельные дозы, когда работа на объекте недопустима.

    Приложение к закону 2

    В приложении 2 приводится классификация промышленных предприятий по уровню опасности от I до IV для каждого типа добычи и переработки ресурсов и веществ. В приложении также приводятся 2 таблицы, в которых расписаны количества опасного вещества для каждой категории опасности.