В демократических государствах таким органом является. Демократическое государство: понятие, принципы

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

НАРО́ДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДА́РСТВО

новая социалистич. гос-ва, возникшего в ряде стран Европы и Азии в результате победы революций, развернувшихся в этих странах в ходе 2-й мировой войны и в первые годы после ее окончания (см. Народно-демократическая революция). Еще ранее Н.-д. г. в иных условиях сложилось в Монгольской Нар. Республике. Нрвая историч. обстановка, в первую очередь ослабление империализма и соотношения сил в пользу социализма, обусловила особенности возникновения и развития Н.-д. г. Историч. и нац. особенности разных стран также отразились на становлении Н.-д. г. в них.

Н.-д. г. в странах Европы и Азии возникли в результате революц. борьбы народных масс, руководимых коммунистич. и рабочими партиями. Благоприятные для развертывания этой борьбы были созданы тем, что Сов. Армия освободила стран от фашистских захватчиков и их пособников. Это помогло избавить народы этих стран от империалиста, экспорта контрреволюции, в значит, степени явилось препятствием и для происков внутр. контрреволюции.

Революции, утвердившие нар.-демократич. строй, прошли в большинстве стран этап демократич., антиимпериалистич. и антифеод. (в странах с феод. пережитками) преобразований и этап социалистич. преобразований. Оба этапа тесно связаны друг с другом.

Н.-д. г. в большинстве стран возникло как одна из форм революц.-демократич. власти революц. классов при гегемонии рабочего класса и представляло собой переходную к диктатуре пролетариата. На этом этапе было ликвидировано монополистич. капитала, искоренен , проведена демократизация обществ. жизни; проведена аграрная по принципу: "земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает" и национализация, в результате к-рой к гос-ву перешли ключевые позиции в пром-сти, транспорте и финансовой системе. С самого начала Н.-д. г. приступило и к проведению ряда преобразований по своей тенденции социалистич. характера.

Возникновение и укрепление народно-демократич. строя связано со сломом старого и созданием нового гос. аппарата. Этот протекал несколько иначе, чем в Сов. России, и занял сравнительно больше времени. В ряде стран, особенно на первом этапе развития Н.-д. г., в той или иной мере использовались прежние гос.-правовые ин-ты.

По мере перерастания антиимпериалистич., демократич. революции в социалистическую Н.-д. г. все более становилось по своей сущности гос-вом диктатуры пролетариата, а проводимые им преобразования стали носить четко выраженный социалистич. . При этом незавершенные задачи первого этапа развития решались уже на этапе диктатуры пролетариата. Развитие стран нар. демократии полностью подтвердило марксистско-ленинское положение о том, что народы могут прийти к социализму только в результате победы социалистич. революции и установления власти рабочего класса, к-рая утвердилась в странах, существенно отличавшихся друг от друга по форме гос. строя и уровню развития экономики.

Общие перехода от капитализма к социализму проявляются в Н.-д. г. в несколько иных формах, чем в СССР. Это обусловлено конкретно-историч. особенностями революции в той или иной стране. Так, в Чехословакии окончательно утвердилась после победы, одержанной трудящимися над реакцией в февр. 1948. На востоке Германии гос. приобрела социалистич. характер с созданием ГДР (1949). В Болгарии Н.-д. г. одновременно решало как общедемократич., антиимпериалистич., так и социалистич. задачи. Характерной чертой возникновения и развития Н.-д. г. в Азии являлся более продолжит, этап нар.-демократич. революции.

Национализация в странах нар. демократии проводилась медленнее и постепеннее, чем в СССР. При этом нередко законы о национализации предусматривали полную или частичную компенсацию за имущество, переходящее к гос-ву. Кооперирование с. х-ва проводилось и проводится при сохранении частной собственности на землю.

Специфич. черты имеются и в системе обществ. организации общества. В ряде Н.-д. г. (ГДР, Польше и др.) существуют многопартийные системы. Так, напр., отд. слои крестьянства составляют основу таких партий, как Объединенная крестьянская партия (Польша), и т.п. Часть интеллигенции и ремесленников входят: в ГДР – в Нац.-демократич. партию, в Чехословакии – в Чехословацкую социалистич. партию, и т.п.

Своей деятельностью эти партии показали, что они являются союзниками коммунистич. и рабочих партий и тесно сотрудничают с ними как в период революц. борьбы, так и после установления диктатуры пролетариата. Во всех Н.-д. г. существуют массовые орг-ции, объединяющие все политич. партии и обществ. орг-ции: в Болгарии – Отечеств. фронт, в Венгрии – Отечеств. народный фронт, в Польше – Фронт единства народа и т.д. В совр. условиях социалистич. строительства эти орг-ции способствуют сплочению народа вокруг коммунистич. и рабочих партий и развитию обществ. самоуправления. В отличие от СССР, где до 1936 бывшие эксплуататоры не участвовали в выборах, большинство стран нар. демократии не вводило ограничений по классовому признаку.

Тем самым было подтверждено ленинское положение о том, что лишение буржуазии избират. прав не является необходимым признаком диктатуры пролетариата. Нек-рые различия имеются также в организации и структуре гос. органов.

Трудящиеся зарубежных социалистич. стран творчески использовали и используют социалистич. и коммунистич. строительства в Сов. Союзе, к-рый в свою очередь использует опыт этих стран. В документах мирового коммунистич. движения подчеркивается историч. решений XX и XXII съездов КПСС, новой Программы КПСС для успешного развития всей мировой социалистич. системы. Коммунистич. и рабочие партии развенчали и осудили , к-рый является тормозом в социалистич. строительстве, непримиримо выступают против всех проявлений его идеологии и практики, чуждых марксизму-ленинизму, природе социалистич. строя.

По мере решения вопросов, связанных с построением основ социализма, на первый план выдвигается создание материально-технич. предпосылок для перехода к коммунистич. строительству. В ряде стран социалистич. производств. отношения победили и господствуют не только в городе, но и в деревне. На этой основе в Н.-д. г. укрепляется союз рабочего класса с крестьянством, идущим по пути социалистич. переустройства с. х-ва.

По мере продвижения нар.-демократич. стран по пути социалистич. строительства происходят существ. изменения как в содержании, так и в формах деятельности диктатуры пролетариата, историч. миссия к-рой, однако, еще не завершена. Все большее получают функции, свойственные общенар. гос-ву, и сокращаются функции, характерные только для диктатуры пролетариата. Эти изменения выражаются, в частности, в значит. ослаблении, а в ряде стран, где построение социализма завершено, и в отпадении функции подавления эксплуататорских классов.

Большое развитие получили хозяйственно-организаторские и культурно-воспитат. функции социалистич. гос-ва. В наст. все большее значение приобретают функции Н.-д. г., связанные с сотрудничеством стран мировой социалистич. системы в области политики, экономики и культуры.

Опыт развития социалистич. стран показывает, что важнейшим международ. условием их достижений и успехов в социалистич. и коммунистич. строительстве являются и сплоченность, взаимная помощь и поддержка друг друга. Нерушимым законом взаимоотношений между социалистич. странами, объединенными узами социалистич. солидарности, единством общих целей и интересов является строгое соблюдение принципов марксизма-ленинизма, социалистич. интернационализма, подлинное равноправие и самостоятельность каждой социалистич. страны. Междунар. в рамках социалистич. системы создает наиболее благоприятные условия для экономич. политич. и культурного развития каждой социалистич. страны и всей социалистич. системы.

Гл. направлением развития государственности в странах нар. демократии является дальнейшее социалистич. демократии, все более широкое привлечение трудящихся к управлению гос-вом и х-вом, совершенствование работы гос. аппарата и развитие форм нар. контроля за его деятельностью.

В странах нар. демократии существенно возросла роль и расширились полномочия представит. гос. учреждений как высших, так и местных. При максимальном развертывании всех других форм социалистич. демократии, в т.ч. непосредств. демократии, представит. органы остаются осн. формой народовластия. Особое значение приобретает развитие обществ. начал в их деятельности. Значительно активизировали свою массовые обществ. организации, к-рым передаются нек-рые функции гос. органов (руководство спортивным и физкультурным движением, социальное страхование и др.). Возросла также роль проф. орг-ций трудящихся в решении вопросов, связанных с хоз. деятельностью предприятий. Производств. совещания и мн. другие формы предусматривают все более непосредств. вовлечение трудящихся в произ-вом.

Большое в странах нар. демократии уделяется укреплению социалистич. законности, дальнейшему расширению прав и свобод граждан.

На совр. этапе развития нар. демократии значительно возрастает руководящая роль коммунистич. и рабочих партий, к-рые все больше продвигаются по пути превращения во всенародные партии. В ходе социалистич. строительства страны нар. демократии вносят много нового в коллективный опыт социалистич. строительства во всех его областях. Этот опыт является ценнейшим достоянием междунар. рабочего движения.

Б. Топорнин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Среди всех существующих видов устройства верховной власти государства демократия является единственной формой правления, в которой полномочия закрепляются за большинством, причем независимо от его происхождения и заслуг.

На сегодняшний день это самый распространенный и прогрессивный вид политического режима в мире, отличающийся непрерывным развитием и видовым разнообразием.

Этой форме государственного устройства посвящено немало трудов философов и ученых всех времен.

Демократия – система управления государством, при которой власть признается за народом и осуществляется на базе законодательно выраженных равных прав и свобод граждан.

Демократия неотделима от понятия государства, так как возникла вместе с ним.

* Государство – политическая форма организации общества, реализующаяся на определенной территории.

История возникновения демократии

Демократия зародилась в 507 году д. н. э. в Древней Греции как одна из форм народного самоуправления античными городами-государствами. Поэтому дословно с древнегреческого демократия переводится как «власть народа»: от demos — народ и kratos – власть.

Интересно, что demos греки называли не весь народ, а только свободных граждан, наделенных правами, но не относящихся к аристократам.

Общие признаки демократии

Неотъемлемыми признаками демократической системы являются:

  • Народ – источник власти.
  • Избирательный принцип в основе формирования органов государственного самоуправления.
  • Равенство гражданских прав, при приоритете избирательного.
  • Руководство мнением большинства в спорных вопросах.

Признаки современных демократических государств

В процессе исторического развития демократия выработала новые признаки, среди которых:

  • главенство Конституции;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • приоритет прав человека над правами государства;
  • признание прав меньшинства на свободное выражение собственного мнения;
  • конституционное закрепление приоритета прав большинства перед меньшинством и др.

Принципы демократии

Системообразующие положения демократии, безусловно, отражаются в ее признаках. Помимо политических свобод и гражданского равноправия, выборности госорганов и разделения властей, следует отметить и такие принципы:

  • Воля большинства не должна ущемлять в правах меньшинство.
  • Плюрализм – социально-политическое многообразие, лежащее в основе свободы выбора и выражения мнения. Он предполагает множественность политических партий и общественных объединений.

Виды демократии

О том, какими способами народ может проявлять свою власть, говорят существующие разновидности демократии:

  1. Прямая — Граждане сами, без посредников, обсуждают какой-то вопрос и выносят его решение на голосование
  1. Плебисцитная (считается разновидностью прямой) — Граждане могут только проголосовать за или против решения, к подготовке которого они не причастны.
  1. Представительная — Решения за граждан принимают их представители во власти, получившие народные голоса на выборах.

Демократия в современном мире

В наше время демократические государства являются государствами представительной демократии. В них народная воля, в отличие от античного общества, выражается через избираемых представителей (депутатов) в парламенте или органах местного самоуправления.

Представительная демократия делает возможным народное управление крупным государством с большой территорией и населением.

Однако во всех формах современной демократии встречаются элементы прямой демократии, в качестве референдумов, прямых президентских выборов, плебисцитов.

Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить, государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройства и деятельность соответствующим правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятием конституционного и правового государства.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства .

Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

а) Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы полномочиями законодательной власти и принятия бюджета. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных уч-реждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивает выборность Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которое исключает возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст.5 Конституции РФ.


б) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов и политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства.

в) Федеративное государство. Государственное устройство России основывается на принципе федерализма . Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права .

Понятию «федерации» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации - унитарными (но своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты федерации. Принятие Конституции РФ в 1993 г . проходило в сложных условиях, явившихся отголосками периода тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно федеративных отношений, преодоления фактического унитаризма РСФСР. Несмотря на проведенную в 1990-1991 гг. определенную демократизацию государственного устройства Российской Федерации, многие проблемы решены не были. Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации и к подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной самостоятельности и даже выхода из Российской Федерации. Равноправие субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных отношений на демократической основе.

Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 83 равноправных субъектов, из которых 21 - республики, 1 - автономная область, 4 - автономные округа, 9 - края, 46 - области и 2 города федерального значения (Москва и Санкт Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальное субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 6 Конституции, следующие:

а) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Федерации ;

б) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты - устав и законодательство ;

в) федеративное устройство основано на государственной целостности , единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

г) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

г) Правовое государство. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции . Сократ , Платон , Аристотель , Полибий развивали эти представления. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (ХVII- ХVIII вв.) эти идеи легли в основу новой государственности (их развивали в Голландии - Г. Греции и Б. Спиноза , в Англии - Т. Гоббс и Д. Локк , во Франции - П. Гольбах , Ш. Монтескье и Д. Дидро , в США - Т. Джефферсон и Т. Пейн). Но только в XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта , Г. Гегеля , а также юристов Р. фон Моля, К.Т. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая стала претворятся в жизнь. В России эту теорию развивали Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, С. А. Муровцев. С. А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич и др., но переход к правовому государству, по сути, обозначился только после 1905 г.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки (тем более что в Конституции Российской Федерации это понятие не раскрывается).

- Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина , опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия должностных лиц, которые нарушает основные права и свободы, это часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры. Но и сами граждане не приобрели еще навыков защиты своих прав. В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеизвестные и обще используемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

- Независимость суда как главного механизма гарантии прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению - ст. 22 и др.).

- Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправить и дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать порядок, при котором бы закон и право создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющие баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозы нравам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.

В Конституции установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие нрава, свободны и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

- Приоритет международного права. Это признак правового государства как бы даст пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным нравом принимать свои законы, соглашаться с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного нрава происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции США, ФРГ, Франции и многих других государствах.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части. Во-первых, безусловно, признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в случаи расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов.

д) Социальное государство. Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие.

Социальное призвано создавать людям прожиточным минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, забоится об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности.

В Конституции Российской Федерации социальное - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающий достойную жизнь (ст.7).

ч. 2 ст.7 Обязанности государства:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей и государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.

е) Светское государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозное объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству.

Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм , буддизм , баптизм , иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и праве свободно проводит свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях.

Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений.

ж) Республиканская форма правления. Россия - государство с республиканской формой правления (ст. 1). Форма правления - это организация высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимоотношения между собой. Каждое государство, исходя из сложившихся условий, традиций, учреждает собственную форму правления. В самом общем виде формы правления подразделяются на монархические и республиканские. Основным критерием их разграничения является статус главы государства. В монархии он получает пост в порядке наследования и занимает его пожизненно. В республике глава государства является выборным лицом и занимает свой пост в течение срока, установленного конституцией.

Выделяют республики парламентарные, президентские и смешанные. В парламентарной республике верховенство принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и подотчетно перед ним. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламента. Президент в такой стране избирается парламентом или с его участием.

В президентской республике президента избирает население страны путем прямых или косвенных выборов и в этом отношении он независим от парламента. Президент объединяет здесь полномочия и главы государства, и главы правительства, формируемого внепарламентским путем. В качестве классического примера смешанной формы правления обычно называется Франция, в которой организация высших органов государственной власти обладает признаками и парламентарной, и президентской республики.

В Конституции прямо не указано, какая форма республиканского правления учреждена в России. Решить указанный вопрос можно путем анализа разных статей Конституции. Так, Президент РФ избирается населением путем прямых выборов (ст. 81), Правительство РФ формируется внепарламентским путем (ст. 111, 112), т.е. как в президентской республике. Однако Президент не возглавляет Правительство, а его председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Парламент может выразить недоверие Правительству, а Президент - досрочно распустить Государственную Думу. Поэтому в Российской Федерации смешанная форма республиканского правления с очень большими полномочиями Президента.

з) Суверенитет Российской Федерации. Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам.

Верховенство государственной власти - это, прежде всего ее неограниченность ничем, кроме конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей нрава и свобод граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Суверенитет государства - неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъективности. По этой причине экономического пространства с участием всех народов, изменений национального состава населения в сторону смешения этносов любая часть территории России не может рассматриваться как собственность одной нации.

Конституционная цель сохранения целостности Российского государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение. Из принятия ООН 24 октября 1970 г. Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, следует, что осуществление права народа на самоопределение «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющиеся любые действия, которые вели бы к расчленению или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов».

Важный аспект суверенитета - неприкосновенность территории. Это положение конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии. Понятие территории Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

При этом под внутренними морскими водами Российской Федерации понимаются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальное море Российской Федерации - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и принадлежащей зоне Российской Федерации».

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Суверенитет России также распространяется и на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону. Раскроем данные понятия.

Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. При этом определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации, а внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Однако если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Исключительная экономическая зона - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным нормами федерального законодательства, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

и) Разделение властей. Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако утверждение разделения властей как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями XVII - XVIII вв., когда Д. Локк (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция) сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственных феодальным монархиям.

Первые же конституции - США 1787 г., Франции 1789 г. - закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства: охраны свободы и нрав человека. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (она является частью нынешней французской Конституции) включает бессмертные строки: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16).

На протяжении XIX - XX вв. разделение властей завоевывало все более широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой «сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их.

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления: парламентских республиках и парламентарных монархиях. Здесь, как и в любом, конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств. Так, баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен к Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР 1978 г., но, как было сказано выше, нарушения этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В действующей Конституции закреплено, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Важной особенностью Российской Конституции (хотя эта особенность присуща и ряду других стран) является то, что Президент не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечить согласование функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

Законы должны обладать высшей юридической силой и принимать только законодательным (представительным) органом;

Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

Между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действует самостоятельно;

Ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;

Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено, оно, безусловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. Эти правила пока установлены только на федеральном уровне, но нет сомнения, что они будут продублированы и на уровне субъектов Федерации.

к) Органы государственной власти. Закрепление системы федеральных органов, осуществляющие государственную власть в Российской Федерации, является основной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т. е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции. Это особенно важно дли федеративного государства с большим числом субъектов и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

Президент Российской Федерации;

Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство Российской Федерации;

Суды Российской Федерации.

Сопоставление ст. 10 и 11 Конституции (в первой из них государственная власть определена в трех формах, а во второй - в четырех) заставляет сделать вывод о том, что президентская власть обладает определенными чертами государственной власти, отличными от трех других. Статья 11 не раскрывает роль и полномочия главы государства - это сделано в гл. 4. Но указание на Президента как на составную часть государственного строя, которая не подлежит изменению без изменения всей Конституции Российской Федерации, дает определенный ответ тем политическим силам, которые выступают за отмену президентства в России.

Государственная власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ст.77 говорится, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Относительно единообразные системы могут возникать при реализации в полном объеме ч. 1 ст.77, в которой требуется соответствие систем органов государственной власти субъектов Федерации двум положениям:

Основам конституционного строя Российской Федерации;

Общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

В федеративном государстве принцип единства государственной власти предполагает четкое распределение компетенции (предметов ведения и полномочий) между федерацией и ее субъектами. Все федеративные государства придают этому принципу первостепенное значение.

л) Местное самоуправление. Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституционного строя - свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Установление «пределов полномочий» едва ли не самое сложное и деликатное дело, здесь возможна чрезмерная пестрота и разнообразие, поскольку установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции (п. «н» ст. 72) входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов. Однако несомненно, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения.

Наиболее сложная и трудная для усвоения часть ст. 12 Конституции гласит:

«Органы местного самоуправления не входит в систему органов государственной власти». Местное самоуправление есть власть, вытекает из ст. 3 Конституции, но власть здесь понимается как власть народа, а не государства. Эта власть отличается от государственной тем, что она не может применять принуждения - для этого не предусмотрено правовых форм.

Представляется, что местное самоуправление, хотя оно не входит в систему органов государственной власти, по своей природе все же является частью государственной власти. Местное самоуправление действует к соответствии с конституциями и законами, а, следовательно, оно производно от государства. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнительными, но не судебными). Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы - в противном случае правомерно вмешательство органов государственной власти. Каждый гражданин участвует в создании органов местного самоуправления, но этот же гражданин является субъектом всего российской конституционного нрава, он участвует в общенародном волеизъявлении (выборах) при создании органов государственной власти Федерации и се субъектов.

В соответствии с такой природой местного самоуправления следует понимать муниципальное право как совокупность правовых норм, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. В своей основной части это - институт конституционного права, поскольку его основным источником являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, законы Российской Федерации и ее субъектов, Указы Президента России и др. Но в то же время источниками выступают акты самих органов местного самоуправления, вследствие чего муниципальное право предстает как комплексная отрасль. Эта отрасль имеет свою систему, принципы, гарантии и формы ответственности.

Верны ли следующие утверждения о роли государства в рыночной экономике?


Б. Государство в рыночной экономике решает задачу перераспределения доходов граждан и хозяйственных организаций с помощью налоговой системы.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны

1=)Государство воздействует на рыночную экономику

1.)Применяя антимонопольное законодательство
2.)Контролируя цены
3.)Директивно планируя производство
4.)Централизованно распределяя ресурсы

2=)Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?
1.)Уравнительное распределение производимых продуктов
2.)Централизованное планирование производства
3.)Частная собственность на орудия и средства производства
4.)Государственное регулирование ценообразования

3=)Верны ли следующие суждения о монополиях?
А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.
Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.
1.)Верно только Б
2.)Верны оба суждения
3.)Верно только А
4.)Оба суждения неверны

4=)Положение, что все товары на рынке обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда.
Относится к закону:
1.)Стоимости
2.)Спроса в виде предельной полезности и предложения в виде издержек производства.
3.)Спроса и предложения
4.)Предельной полезности вещи

5=)К деньгам, стоимость которых устанавливается, обеспечивается и гарантируется государством, не относятся
1.)Электронные деньги
2.)Фиатные деньги
3.)Ассигнации
4.)Металлические деньги

6=)К прямым налогам относится:
1.)Земельный налог
2.)Налог на добавленную стоимость
3.)Налог на доходы физических лиц

7=)Спрос потребителя непосредственно определяется
1.)Уровнем его индивидуальных доходов
2.)Качеством трудовых ресурсов
3.)Ограниченностью природных ресурсов
4.)Затратами на производство товаров

8=)Основу традиционной экономической системы составляет
1.)Директивное ценообразование
2.)Свободное распределение ресурсов
3.)Распределение ресурсов государством
4.)Использование ресурсов в соответствии с обычаями

9=)Особый тип хозяйства, где материальные ресурсы находятся в общественной собственности, распределяются централизованно.
1.)Административно-командная экономика.
2.)Традиционная экономика.
3.)Смешанная форма экономики.
4.)Рыночная экономика.

10=)В цикле деловой активности бум характеризуется
1.)Падением цен на товары и услуги
2.)Повышенным потребительским и инвестиционным спросом
3.)Падение производства и рост безработицы достигают максимальных значений
4.)Сверхвысокая занятость, уровень цен и зарплат очень высок.

Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.
Б. Государство в рыночной экономике решает задачу перераспределения доходов граждан и хозяйственных организаций с помощью налоговой системе.

Государство в социально-ориентированной рыночной экономике: 1. сосредотачивает основную часть производств в государственном секторе экономики 2.

централизованно распределяет факторы производства 3. директивно устанавливает планы производства продукции предприятиями 4. осуществляет производство общественных благ.

общественно-политические организации и движения г) все перечисленные выше 89. Задание Отметьте правильный ответ Форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов - это: а) политическая система б) политический режим в) государство 90. Задание Отметьте правильный ответ В самом широком смысле власть представляет собой: а) право делать что-то от имени государства б) искусство жить вместе в) способность индивида или группы людей контролировать, влиять на других людей 91. Задание Отметьте правильный ответ Отметьте, к какому виду власти относится власть министра: а) к исполнительной б) к законодательной в) к судебной 92. Задание Отметьте правильный ответ Признание обществом или его большей частью существующей власти характеризует ее: а) легальность б) легитимность в) этатизм 93. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является обязательным для государства? а) публичная власть б) постоянный правительственный контроль за повседневной жизнью людей в) наличие определенной территории г) суверенитет и независимость страны на международной арене 94. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является признаком президентской республики? а) президент - глава государства б) президент избирается пряным всенародным голосованием в) главой правительства становится лидер победившей на выборах партии 95. Задание Отметьте правильный ответ Согласно Конституции Российская Федерация является: а) демократическим государством б) федеративным государством в) правовым государством г) президентской республикой 96. Задание Отметьте правильный ответ Что такое правовое государство? а) государство, в котором существует и реально действует конституция б) государство, главным принципом которого является верховенство права (закона) в) государство с республиканской формой правления 97. Задание Отметьте правильный ответ Признаками правового государства являются: а) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную б) равенство всех перед законом в) институт президентской власти г) взаимная ответственность государства и граждан 98. Задание Отметьте правильный ответ Совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 99. Задание Отметьте правильный ответ Основными функциями политических партий является: а) организация избирательного процесса б) обеспечение связи гражданского общества и государства в) подбор кандидатов и выдвижение политических деятелей г) все перечисленное выше 100. Задание Отметьте правильный ответ Система способов и методов реализации власти - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 101. Задание Отметьте правильный ответ Политологи выделяют следующие виды политических режимов: а) демократический б) авторитарный в) тоталитарный г) все перечисленные выше 102. Задание Отметьте правильный ответ Какой документ признается в современном мире "международным эталоном прав и свобод человека?" а) декларация прав народов России б) всеобщая декларация прав человека в) декларация о принципах международного права


на мою жизнь на жизнь страны

Президентские выборы 23 54

Парламентские выборы 4 11

Никакие не влияют 20 12

Все влияют 7 3

Затрудняюсь ответить 14 7

ОТВЕТНИК

1. Страна М. - демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако с каждым годом в стране М. растёт число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

1) у людей страны М. преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются общественными проблемами, в том числе и политической борьбой;

2) люди привыкли к стабильной и богатой жизни и не видят различий между политическими лидерами и партиями, которые находятся у власти;

4) низкий уровень гражданской культуры может сочетаться с высоким уровнем материального достатка общества;

5) на политической арене данной страны нет ярких политических лидеров, которые могли бы привлечь к себе интересы граждан, повысить их включённость в политическую жизнь.

2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между гремя кандидатами. Один из них набрал 42 % голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два обоснования своего ответа.

1) указано, что выборы осуществлялись по мажоритарной системе относительного большинства;

2) приведены два аргумента: например, признаки мажоритарной избирательной системы:

Выборы по избирательным округам;

Победу одержал кандидат, завоевавший менее половины (42 %) голосов избирателей, но больше, чем каждый из его соперников.

3. Политический деятель добился популярности предвыборными обещаниями полностью ликвидировать безработицу в стране и оставить страну за пределами НАТО. Однако, став премьер-министром, он не преуспел в борьбе с безработицей, зато быстро сделал страну членом Североатлантического альянса. Приведите два доказательства того, что деятельность вышеупомянутого политика является по своей суш популистской. В чём заключается социальный вред популизма?

1) два доказательства популистской деятельности политика, например:- выдвижение нереалистических (или заведомо ложных), но, видимо, популярных у избирателей лозунгов;

Заигрывание с массами обеспечило победу на выборах;

2) указан социальный вред популизма, например, разрушение доверия людей к политику и политике.

4. Гражданин П. переехал на новое место жительства в другую область накануне выборов губернатора. Чтобы понять происходящее в регионе, он просмотрел телепередачу об одном из кандидатов и проголосовал на выборах под влиянием увиденного и услышанного. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам в условиях массированного воздействия СМИ осуществлять своё право на свободное волеизъявление?

1) оценена позиция СМИ как четвёртой власти (основного источника информации);

2) степень свободы и осознанности подобного выбора, например, отмечено, что свобода всегда предполагает осознанный выбор среди нескольких альтернатив; поэтому если гражданин руководствуется только односторонней информацией, полученной на основании телепередачи об одном из кандидатов, то такой выбор не является вполне свободным и осознанным;

3) возможность осуществлять право на свободное волеизъявление в условиях массированного воздействия СМИ, например, подчёркнуто, что только знакомство с различными материалами СМИ, программами кандидатов, наблюдение за предвыборной борьбой позволит осуществить осознанный выбор при условии альтернатив.

5. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите три возможные причины протестного голосования в этой области.

1) положение в данной области, вероятно, тяжёлое, и люди не доверяют властям;

2) кандидаты как политические фигуры не вызвали доверие избирателей;

3) кандидаты не учли интересы избирателей;

4) люди не верят в возможность позитивных изменений в обществе.

7. Социологи опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь, на положение дел в стране? Результаты опроса представлены в таблице.

Варианты ответов Влияют (% от числа опрошенных)

на мою жизнь на жизнь страны

Президентские выборы 23 54

Парламентские выборы 4 11

Выборы в законодательные собрания регионов 5 3

Выборы в органы местного самоуправления 27 10

Никакие не влияют 20 12

Все влияют 7 3

Затрудняюсь ответить 14 7

Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней

а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.

а) о влиянии выборов на жизнь граждан, например: мнение опрошенных граждан разделилось: приблизительно одинаковые группы (20-27 %) признали влияние на свою жизнь президентских выборов и органов местного самоуправления, а также высказали мнение, что выборы никак не влияют на их жизнь;

б) о влиянии выборов на жизнь страны Z., например: более половины опрошенных признали определяющее влияние президентских выборов на судьбу страны;

2) объяснение отличия, например: решение многих повседневных проблем граждан связано с органами местного самоуправления, поэтому многие опрошенные отметили их значение; поскольку президент страны определяет основные направления внутренней и внешней политики, его влияние на судьбы страны было признано большинством граждан.

8. Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

1) ответ на вопрос, например: возрастной ценз не противоречит ценностям

демократического общества;

2) обоснования, например:

Возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается;

Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества;

Возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;

Возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи.

9. Деятельность политиков широко освещается в СМИ. У каждого из представителей большой политики есть целый штат советников, имиджмейкеров, которые подсказывают, что и как надо говорить, как одеваться, двигаться. Поясните, можно ли назвать подобных лидеров открытыми, публичными политиками. Приведите одно объяснение того, как рядовой гражданин, избиратель может распознать истинный облик политика, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Укажите любые два способа, как сделать политическую деятельность действительно

публичной, прозрачной для рядового избирателя.

1) дан ответ, например: подобное положение лишь отчасти можно назвать открытой, публичной политикой, потому что истинное лицо политика подчас скрыто за имиджем;

2) приведено объяснение, например: только сам гражданин (избиратель) за счёт активного заинтересованного контакта с властью, сбора информации из разных источников о политиках, их деятельности может составить компетентное мнение о публичных политиках;

3) в качестве способов обеспечения открытости и прозрачности для общества деятельности политиков могут быть указаны, допустим: освещение деятельности политиков независимой прессой; отчётность политиков перед гражданскими организациями, обществом в целом, избирателями.

10. Американский учёный Ф. Фукуяма в работе Конец истории (1992) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. Выразите своё отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания права.

1) точка зрения, например: несогласие с позицией Ф. Фукуямы;

2) аргументы, допустим:

В современном мире сосуществуют как общества с рыночной экономикой, так и общества с традиционной и смешанной экономическими системами;

Применимость модели либеральной демократии в конкретной стране ограничивается, например, менталитетом нации;

В современном мире существуют как общества, основанные на ценностях либеральной демократии, так и авторитарные, тоталитарные общества.

11. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями;

2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе;

3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс.

12. В государстве Т. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: победитель получает всё. Для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (50 % + 1 голос). К какому типу Можно отнести избирательную систему государства Т.? По какому признаку вы это определили? Сформулируйте примущество и недостаток избирательной системы данного типа.

1) указан тип избирательной системы: мажоритарная система (абсолютного большинства);

2) указан признак: при мажоритарной системе (один депутат - один округ) победителем на выборах считается тот, кто завоевал 50 % + 1 голос;

3) сформулированы:

Достоинство избирательной системы данного типа (простота определения результатов; избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей);

Недостаток избирательной системы данного типа (не все политические силы могут быть представлены в парламенте (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов).

13. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

1) дана оценка, например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно;

2) приведены правила, например:

Все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;

Одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,

Средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

14. Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений. Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.

1) гражданам необходимо знакомиться с максимально широким спектром мнений и точек зрения на программы кандидатов и партий, изучать аналитические материалы;

2) гражданам важно выяснить послужной список кандидатов, реально сделанное ими, познакомиться с мнениями независимых, возможно, зарубежных экспертов;

3) гражданам необходимо повышать свой уровень как общей, так и политической культуры и грамотности, учиться отличать популизм от реальных требований и обещаний;

4) гражданам не следует принимать на веру, некритично, заявления и обещания политиков, нужно стремиться получить дополнительную информацию из различных источников и т. д.

15. Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z - неограниченная монархия.

1) тип лидерства в государстве Z. - традиционный;

2) Могут быть указаны следующие факты:

Власть передаётся по наследству;

Монарх издаёт законы;

Глава государства одновременно является и главой церкви.

16. Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Перед кем будет ответственно правительство? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.)

1) исполнительной властью будет руководить глава правительства (премьер-министр);

2) правительство будет ответственно перед парламентом;

3) могут быть названы следующие полномочия президента:

Он обнародует законы;

Формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий, победивших на выборах);

Имеет право амнистировать осуждённых;

Сохраняет за собой представительские функции;

Имеет право формального утверждения состава кабинета министров;

Имеет право открыть первое заседание парламента нового созыва.

17. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

Организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их политика не отражает интересов тех слоёв, которые представляет партия;

Осуществляет посредничество между Гражданским обществом и политической властью;

Подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства;

Служат выразителями интересов, потребностей и целей определённых социальных групп.

18. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют государственной, ибо она действует как ийструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.

1) тип политической системы - тоталитаризм;

В стране действует только одна политическая партия;

Партия контролирует государственную власть;

Государство контролирует все сферы общества.

19. Французский просветитель Ш. Монтескье утверждал, что в правильно устроенном государстве нет единой власти. Что он имел в виду? Приведите три аргумента в поддержку мнения известного мыслителя.

1) Ш. Монтескье имел в виду систему разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную);

2) могут быть приведены следующие аргументы:

Разделение властей - основной принцип организации государственной власти в демократическом государстве;

Цель разделения властей - не допустить узурпации власти в одних руках, тем самым предотвратить нарушения прав человека;

Разделение властей обеспечивает систему сдержек и противовесов, осуществляя взаимоконтроль трёх ветвей власти.

20. В государстве С. президент обладает правом назначения правительства и возглавляет его. Какая форма правления существует в государстве С.? Укажите ещё два признака данной формы правления, не упомянутые в задании.

1) форма правления - президентская республика;

2) могут быть приведены следующие признаки:

Правительство подотчётно президенту;

Президент не имеет права на роспуск парламента;

Полномочия президента и парламента чётко разделены.

1. Страна М. - демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако с каждым годом в стране М. растёт число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между гремя кандидатами. Один из них набрал 42 % голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два обоснования своего ответа.

3. Политический деятель добился популярности предвыборными обещаниями полностью ликвидировать безработицу в стране и оставить страну за пределами НАТО. Однако, став премьер-министром, он не преуспел в борьбе с безработицей, зато быстро сделал страну членом Североатлантического альянса.

Приведите два доказательства того, что деятельностьвышеупомянутого политика является по своей суш популистской. В чём заключается социальный вред популизма?

4. Гражданин П. переехал на новое место жительства в другую область накануне выборов губернатора. Чтобы понять происходящее в регионе, он просмотрел телепередачу об одном из кандидатов и проголосовал на выборах под влиянием увиденного и услышанного. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам в условиях массированного воздействия СМИ осуществлять своё право на свободное волеизъявление?



5. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите три возможные причины протестного голосования в этой области.

7. Социологи опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь, на положение дел в стране? Результаты опроса представлены в таблице.

Варианты ответов Влияют (% от числа опрошенных)

на мою жизнь на жизнь страны

Президентские выборы 23 54

Парламентские выборы 4 11

Выборы в законодательные собрания регионов 5 3

Выборы в органы местного самоуправления 27 10

Никакие не влияют 20 12

Все влияют 7 3

Затрудняюсь ответить 14 7

Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней

а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.

8. Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

9. Деятельность политиков широко освещается в СМИ. У каждого из представителей большой политики есть целый штат советников, имиджмейкеров, которые подсказывают, что и как надо говорить, как одеваться, двигаться. Поясните, можно ли назвать подобных лидеров открытыми, публичными политиками. Приведите одно объяснение того, как рядовой гражданин, избиратель может распознать истинный облик политика, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Укажите любые два способа, как сделать политическую деятельность действительно

публичной, прозрачной для рядового избирателя.

10. Американский учёный Ф. Фукуяма в работе Конец истории (1992) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. Выразите своё отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания права.

11. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

12. В государстве Т. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: победитель получает всё. Для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (50 % + 1 голос).

К какому типу Можно отнести избирательную систему государства Т.? По какому признаку вы это определили? Сформулируйте примущество и недостаток избирательной системы данного типа.

13. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах?

По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

14. Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений. Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.

15. Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z - неограниченная монархия.

16. Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Перед кем будет ответственно правительство? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.)

17. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

18. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют государственной, ибо она действует как ийструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.

19. Французский просветитель Ш. Монтескье утверждал, что в правильно устроенном государстве нет единой власти. Что он имел в виду? Приведите три аргумента в поддержку мнения известного мыслителя.

20. В государстве С. президент обладает правом назначения правительства и возглавляет его. Какая форма правления существует в государстве С.? Укажите ещё два признака данной формы правления, не упомянутые в задании.