Институт политического убежища в РФ по Положению о порядке предоставления РФ политического убежища. Правовой институт политического убежища Институт предоставления убежища в рф

Политическое убежище - институт современного международного и внутригосударственного права - возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и инымоснованиям подобного рода.
Становление института права убежища было непростым и долгим.
Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 г., принявшим резолюцию "Убежища в международном публичном праве". В ней право убежища было определено следующим образом: "Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком - либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое его ищет".
Дальнейшее рассмотрение вопросов право убежища шло в рамках ООН. Так эти вопросы были включены во Всеобщую Декларацию о территориальном убежище 1967 г.
Статья 14 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Право убежища закреплено в статье 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.: "Убежище, предоставленное каким - либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим основания ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включающая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на представляющем убежище государстве".

В международной практике государств известны две формы убежища : территориальное и дипломатическое.
Убежище территориальное - предоставление государством какому - либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Право территориального убежища признается большинством государств мира и не рассматривается как нарушение суверенных прав других государств.
Убежище дипломатическое - предоставление какому - либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле. Нужно отметить, что такое убежище признается лишь в некоторых странах Латинской Америки.
Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища. Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государств как таковой, но и в зданиях дипломатических представительств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях, военных баз и прочие. Именно такие случаи именуются дипломатическим убежищем. Правомерность предоставления его, в частности, в дипломатических резиденциях объясняется их иммунитетом. Однако это противоречит п. 3 ст.41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая установила, что "помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права". Если дипломатические представительства, которым адресована вышеуказанная норма, преступают запрет, то в данном случае речь идет о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания.
Признанно, что право убежища является институтом , основанным на государственном суверенитете, и носит исключительно политических характер . Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.
Одним из основных вопросов данного правового института является вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.
По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод. Различие между выдачей и высылкой заключается в следующем:



· высылка является административно - правовым актом, а выдача является актом правовой помощи;



· высылка представляет собой внутригосударственный институт, в то время как выдача является институтом международно-правовым;

· высылка производится по инициативе государства, на территории которого находится лицо, а выдача - лишь при условии наличия требования о выдаче.

Следует подчеркнуть, что право убежища как международно-правовой институт является правом государства , а не правом того или иного физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке. В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства. Такая просьба представляет собой попытку выйти из под юрисдикции своего государства противоправным способом.
В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.
Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено :

· лицам, совершившим международное преступление (военным преступникам и др.);

· уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно- правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);

· уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;

· лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежище обязано выдать его.

В РФ – ст. 63 Конституции говорит об убежище. Согласно ст. 89 Конституции Президент решает вопрос о предоставлении политического убежища.

61. Беженцы: понятие и правовое положение.

Беженец – это категория международного права. Статус лиц, признанных беженцами, регулируется, в первую очередь, международными актами: Конвенцией о статусе беженцев 1951 года; Протокол к ней 1967 года. В РФ принят спец. ФЗ в 1993 году «О беженцах». В соответствии с данным ФЗ беженец – это лицо, которое: 1) не является гражданином РФ (иностранный гражданин или апатрид); 2) находиться вне страны своей гражданской принадлежности (иностранец) или вне страны своего обычного местожительства (апатрид); 3) покинуло свою страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к опред. соц. группе или политических убеждений; 4) не может пользоваться защитой своей страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие указанных опасений.

При этом в соответствии в законом не может быть признано беженцем лицо : а) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества; б) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН; в) лицо, покинувшее государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии, ЧС природного и техногенного характера и в других случаях, установленных законом.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и информации о своих правах и обязанностях; 2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию России;

3) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения; 4) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации; 5) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ; 6) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ и др.;

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны: 1) соблюдать Конституцию РФ и законы;2) своевременно прибыть в центр временного размещения и соблюдать установленный порядок проживания там;3) сообщить в течение 7 дней в территориальный орган по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории России;4) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за ее пределы;5) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом по миграционной службе и др.

Лицо лишается статуса беженца, если оно : 1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории России; 2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений Федерального закона «О беженцах».

Распределение лиц, признанных беженцами либо получивших временное убежище, осуществляется в соответствии с ежегодно устанавливаемой Правительством РФ квотой распределения данных лиц для каждого субъекта Федерации.

Процедура признания лица беженцем : 1) обращение с ходатайством о признании беженцем в уполномоченные органы; 2) рассмотрение ходатайства; 3) принятие решение по нему. Итогом принятия положительного решения является выдача удостоверения сроком на 3 года.

дополнительные права и дополнительные обязанности

62. Вынужденные переселенцы: понятие и правовое положение.

Международное право не знает понятия «вынужденный переселенец». Его появление в законодательстве РФ связано с внутренними военными и межнациональными конфликтами на терр. РФ, вспыхнувшими после распада СССР. С целью оказания помощи лицам, вынужденным покинуть места своего постоянного проживание, в РФ был принят ФЗ «О вынужденных переселенцах» в 1993 году.

Вынужденный переселенец – это прежде всего гражданин РФ, покинувший место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к опред. соц. группе или политических убеждений. Это может быть: 1) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на терр. иностр. государства и прибывший на терр. РФ; 2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на терр. одного субъекта РФ и прибывший на терр. другого субъекта РФ.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо: а) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ; б) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение 1 месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства РФ; в) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии, ЧС природного и техногенного характера.

Процедура признания лица вынужденным переселенцем : 1) обращение с ходатайством о признании вынужденным переселенцем в уполномоченные органы; 2) рассмотрение ходатайства; 3) принятие решение по нему. Итогом принятия положительного решения является выдача удостоверения сроком на 5 лет.

Данные лица обладают правами и обязанностями наравне с гражданами РФ. Приобретение этого статуса дает лицу дополнительные права (это получение: 1) направление на проживание в центре временного размещения ЦВР; 2) питания и пользование коммунальными услугами в ЦВР; 3) единовременного денежного пособия; 4) содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания) и дополнительные обязанности (1) соблюдать установленный порядок и санитарно-гигиенические нормы в ЦВР; 2) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в органе ФМС и встать на учет по новому месту жительства; 3) проходить ежегодный переучет в органах миграционной службы; 4) сообщать в территориальный орган ФМС сведений об изменении Ф.И.О., состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или другого государства.

63. Государственное устройство: понятие и формы.

Государственное устройство - это территориальная организация государственной власти, низменность ее на определенные составные части с целью наилучшего управления обществом, это взаимосвязь отдельных составных частей государства между собой и ее общими высшими (центральными) государственными органами.

По государственному устройству все государства разделяют на простые и сложные .

К простым относятся унитарные государства - это такое государство, составные части которой не имеют собственного суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений. Например, республики Беларусь, Польша, Болгария. Есть простые унитарные государства, которые имеют автономные образования. К таким государствам относятся. Украины, Испания, Италия, Португалия.

Сложные государства - это такие государства, которые объединились (образовались) из отдельных государственных образований, которые имели все признаки государства, в том числе и суверенитет, но определенную часть своих суверенных прав, как правило, добровольно передали высшим центральным органам союзного государства. Это, в сущности, постоянный или временный союз суверенных государств. К сложным государствам принадлежат федерация, конфедерация и империя.

Федерация - это постоянный союз отдельных суверенных государств, которые образовали единое государство на добровольной основе и передали определенную часть своего суверенитета (прав) центральным федеральным органам. Федерация отличается от других государственных образований тем, что она имеет единую общую территорию, общую конституцию и систему законодательства, единое правительство, общие вооруженные силы, двойное гражданство, единую денежно-финансовую систему Федерация является субъектом международных отношений, а составные части федерации лишенные таких прав. Федерации могут быть разные: централизованные, относительно централизованные, децентрализованные.

Они могут быть формально (юридическое) признанными, а фактически потерять определенные свои суверенные права. К федерациям относятся США, Российская Федерация, ФРГ. К последнему времени в мире существовало 18 федераций, три из них распались: СССР, Чехословакия, Югославия.

Конфедерация - это такой союз государств, которые добровольно объединились для достижения определенных общих целей в политической, экономической и военных сферах. Субъекты конфедерации сохраняют все свои суверенные права государства. Они не имеют общей территории, конституции и единого законодательства, гражданства. Правовой основой конфедерации является союзный договор. Конфедерация не имеет единой налоговой системы и бюджета и существует на взносы ее субъектов. Центральные конфедеративные органы принимают решение по согласию всех ее субъектов. Конфедерация – это, как правило, временный союз государств. Со временем она перерастает в федерацию или распадается на унитарные государства. История знает мало таких государственных образований: США в 1776 – 1786 гг.; бывший СССР с 1917 по 1922 гг., к объединению в СССР.

Империя – это такое сложное и большое государство, которое объединяет другие государства или народы в результате завоеваний, колонизации и других форм экспансии. Империя держится на насилии, на государственном принуждении. Когда исчезает принуждение, империя распадается. Например, Римская империя, империя Александра Македонского, Русская империя.

64. Унитарное государство: понятие, признаки, виды.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками :

1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы (судебные округа).

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.

Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.

В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

Виды унитарных государств . С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные .

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Различие же с централизованными государствами заключается в том, что они (централизованные) - это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

В заключении следует отметить, что в демократических государствах часто конституционно предусмотрены определенные гарантии территориальной целостности политико-административных единиц, особенно первичных городских и сельских общин, равно как и иные гарантии их административной автономии. Разумеется, эти гарантии имеют меньший объем, чем гарантии носителей государственной автономии.

65. Федеративное государство: понятие, признаки, виды.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство. Например, в России еще при Временном правительстве предпринимались первые серьезные попытки федерализации обширных губерний и регионов. Но федерализм юридически был закреплен после октябрьской революции 1917 г. в конституции РСФСР 1918 г. В декабре она вместе с другими республиками (Украиной, Белоруссией и Закавказской федерацией) сформировала новое федеративное государство - СССР.

Аксиоматичным, в частности, представляется то обстоятельство, что любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации имеет свое собственное административно-территориальное деление, создает наряду с федеральными свои высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы, располагает своей конституцией и текущим законодательством, может иметь в редких случаях собственные воинские формирования и гражданство.

Следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и Российскую федерацию:

Добровольное объединение государств или государственных образований в федерацию;

Равноправие субъектов федераций независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала;

Плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;

Широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;

Соблюдение законности и конституционных прав, означает строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями.

Следует выделить наиболее общие черты , которые характерны для большинства федеративных государств :

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.

2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Существует два вида федераций : национальная и территориальная. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

Ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21.07.1997 с изм.

Причем преследование должно быть направлено против самого лица!

Отказ (п.5 Положения)

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";

лицо представило заведомо ложные сведения;

лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Утрата (п. 6 Положения)

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:



возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

выезда на жительство в третью страну;

добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лишение (п. 7 Положения)

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

Порядок рассмотрения вопросов политического убежища (п.п. 8-17)

Ходатайство гражданина à ТО ФМС à ФМС à МИД, МВД, ФСБ à ФМС à Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ à Президент РФ.

1. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу. На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая наряду с его документом, удостоверяющим личность, является подтверждением законного пребывания на территории Российской Федерации. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

2. Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

3. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайств в Федеральной миграционной службе, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

4. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

5. Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

6. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

7. Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев в РФ и соотечественников за рубежом

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

А.Е. НОВИКОВА А.М. ЖОРНИК

Статья посвящена анализу развития института политического убежища в международном и национальном законодательстве. Представлена авторская позиция относительно содержания данного правового феномена, а также направлений его совершенствования в рамках российского законодательства.

Ключевые слова: право, институт, убежище, временное убежище, политическое убежище, беженцы.

[email protected]

Право убежища для революционных политэмигрантов как одно из выражений пролетарского интернационала было провозглашено Советским государством еще в Постановлении Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 28 марта 1918 г.1 С тех пор незыблемый принцип предоставления убежища всем иностранцам, подвергающимся на родине преследованиям за свою, политическую деятельность, научные или религиозные взгляды, неизменно находит закрепление в конституциях всех советских республик. Этот принцип означает не только отказ в выдаче политэмигрантов или их высылке в другие государства, но и максимальное уравнение в правах с советскими гражданами2.

Конституция РСФСР 1918 г. гласила, что РСФСР предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления (ст. 22)з. В Конституции РСФСР 1925 г. говорилось, что РСФСР предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за политическую деятельность или за религиозные убеждения (ст. 12)4. Статья 133 Конституции РСФСР 1937 г. предусматривала, что право убежища предоставляется иностранным гражданам, «преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или за национально-освободительную борьбу»5. Одной из важнейших особенностей права убежища в РСФСР являлось то, что политические эмигранты пользовались полной свободой в отстаивании тех политических убеждений, за которые они подвергались преследованиям у себя на родине. В Конституции СССР 1977 г. говорилось, что Союз ССР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность (ст. 38)6. Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в ст. 63 устано-

1 Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 28 марта 1918 г. «О праве убежища» // http://constitution.garant.ru/history/actl600-i9i8/5330/

2Учебный курс международного права / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. - М., 1964. - С. 306.

3 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // http: //constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/

4 Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. // http: //constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/i925/

5 Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. // http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/i937/

6 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // http: //constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/i977/

вила, что иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется политическое убежище7. Как справедливо отмечает С. А. Авакьян, Конституция РФ не имеет подобных политических окрасок и в большей мере ориентирована на то, что соответствующие деятельность и убеждения человека должны быть прогрессивными и отвечать демократическим идеалам человечества8.

Анализ литературы показал, что большинство авторов хотя и прямо не называют институт политического убежища, однако они подразумевают именно убежище по политическим мотивам. Об этом свидетельствует, например, такая трактовка В. И. Менжинского: «предоставление убежища является традиционным суверенным правом каждого государства, которое самостоятельно определяет в своем внутреннем законодательстве условия и порядок допуска на свою территорию политических эмигрантов»9, в которой уже заложено отождествление лиц, получивших убежище и политических эмигрантов. В. И. Лисовский изначально определяет право на убежище как «право государства разрешить въезд и пребывание на своей территории политическому эмигранту, преследуемому в другой стране, и гарантировать ему демократические права человека и основные свободы»10, т.е. безальтернативно полагая, что убежище необходимо человеку только в случае его преследования по политическим причинам. По мнению Г. В. Игнатенко, во многих государствах принят термин «политическое убежище», потому что «основанием для обращения лица и предоставления ему убежища считается преследование за деятельность политического или подобного характера»11.

Также ряд современных исследователей приравнивает понятия права убежища и права политического убежища. Так, профессор И. И. Лукашук интерпретирует право убежище как убежище политического характера, выделяя и такие разновидности убежища, как территориальное и дипломатическое12. О. И. Тиунов пишет, что право убежища «связано с предоставлением по политическим мотивам права безопасного проживания определенному лицу в иностранном государстве, гарантирующем этому лицу основные права и свободы, обязанность предоставления которых закреплена нормами международного права»13. О. И. Тиунов сконструировал свою схему эволюции института убежища: сначала было религиозное убежище, затем оно стало территориальным, после Французской революции - политическим, а в современный период убежище предоставляется не только за политическую деятельность, но также по национальным, расовым, религиозным и другим основаниям.

По нашему мнению, существует два подхода к пониманию сущности убежища как политического. С точки зрения первого подхода, политическим будет такое убежище, которое предоставляется государством в случае преследования лица именно по политическим мотивам. Большинство ученых, как показал анализ научной литературы, придерживаются именно такой позиции. Однако, если следовать такой логике, то многие государства, в том числе и Российская Федерация, в которых прописано право политического убежища, а не просто убежища, ограничивают права иностранных граждан и лиц без гражданства в получении убежища по иным (расовым, национальным, религиозным и др.) мотивам. И тогда это будет противоречить международным актам, например, Всеобщей декларации о правах че-ловека14, в которой говорится, что каждый человек имеет право искать убежища от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем.

7 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. -1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

8 Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Том 1. - М.: Инфра-М, 2010. - С. 860.

9 Учебный курс международного права / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. - М., 1964. - С. 306.

10 Лисовский В.И. Международное право. - М., 1961. - С. 121.

11 Международное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. - С. 387.

12 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М.: Волтер Клувер, 2007. - С. 391.

13 Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: учебник. - М.: Норма, 2009. - С. 125.

14 Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. - 1998, 12 декабря.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

Согласно же второму подходу, понятие «политическое убежище» используется именно потому, что это суверенное право каждого государства, а государство - это политическая организация и поэтому то, что исходит от государства, в любом случае будет носить политический оттенок. Следовательно, понятия «убежище» и «политическое убежище» будут тождественны и государства, в которых провозглашено и гарантируется право политического убежища, нельзя будет обвинить в нарушении общепризнанных принципов и норм международного права. Поэтому провозглашенное Конституцией РФ право политического убежища мы трактуем как возможность предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища на территории нашего государства как по политическим, так и по национальным, расовым, религиозным и иным причинам. А предметом данного исследования является убежище, предоставляемое Российской Федерацией по политическим мотивам (в том смысле, в котором оно определено в Указе Президента от 21.07.1997 г.15).

Отметим, что в данной работе политическое убежище будет рассматриваться именно как институт права (обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида либо отдельные их компоненты16), а не как субъективное право. Такой позиции придерживается, например, Б.С. Эбзеев17 (не исключая при этом возможности понимания политического убежища и как суверенного право каждого государства, и как особое субъективное право, предоставляемое некоторым иностранцам и лицам без гражданства), а также ряд иных авторов18.

Российская Федерация, определив в ч. 1 ст. 63 своей Конституции возможность предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, тем самым установила для себя обязанность разработать систему национальных нормативных правовых актов, которые призваны регулировать данный институт. Первое место среди них занимает Указ Президента Российской Федерации (далее - Президент РФ) от 21 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища». В соответствии с его положениями Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Также в данном положении указан перечень лиц, которым политическое убежище не может быть предоставлено:

Лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

Лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

Лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

Лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

Лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;

15 Указ Президента РФ от 21.07.1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (ред. от 12.07.2012 г.) // Российская газета. - 1997, 29 июля; СЗ РФ. - 2012. - № 29. - Ст. 4073.

16 Большая юридическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2010. - С. 222.

17 Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России: монография / Б.С. Эбзеев. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - С. 113.

18 Напр., Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). -ООО «Новая правовая культура», 2009 г. // http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5366634/

Лицо представило заведомо ложные сведения;

Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

Лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решение о предоставлении лицу политического убежища оформляется Указом Президента, что свидетельствует о важности и особом характере данного статуса.

Лицо, желающее получить в России политическое убежище, должно направить ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища на имя Президента РФ в территориальный орган Федеральной миграционной службы (далее -ФМС). Вместе с ходатайством подаются документ, удостоверяющий личность, два фото; заполняются анкета и опросные листы, а также проводится с лицом собеседование. Указанные документы подаются заявителем лично в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства. Более подробно с данной процедурой можно ознакомиться в Административном регламенте ФМС, утвержденном Приказом ФМС от 5 декабря 2007 г.19

Среди органов, принимающих участие в рассмотрении ходатайства, в Положении и Регламенте указаны:

ФМС РФ (в частности, Управление по вопросам гражданства);

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ);

Министерство иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД РФ);

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ РФ);

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее - Комиссия).

Наряду с институтом политического убежища, существует в Российской Федерации институт временного убежища, который пользуется среди иностранных граждан и лиц без гражданства большей популярностью. Так, по данным ФМС РФ, в период с 2001 г. по 01.07.2007 г. были приняты и рассмотрены заявления о предоставлении временного убежища 5 637 иностранных граждан, являющихся выходцами из 59 государств. 2 446 из них было предоставлено временное убежище (43 %)20. За 5 месяцев 2009 г. более 3 000 человек обратились за временным убежищем, большая часть из которых его получила21. В связи с этим, справедливо возникает вопрос о механизме предоставления временного убежища по сравнению с политическим относительно его сложности. Вопросы временного убежища регулируются двумя нормативными правовыми актами: Федеральным законом «О беженцах»22 и Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации»23. В соответствие с этими документами временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

Имеют основания для признания беженцем (беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданст-

19 Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 г. № 451 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 г. № 11245) (в ред. Приказа ФМС РФ от 22.01.2010 г. № 16) // Российская газета. - 2008, 19 марта.

20 http: //www.fms.gov.ru/ documents/asylum/

21 http: //www.fms.gov.ru/ about/ofstat/stat_l_rd/part_8.php

22 Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (ред. от 30.12.2012 г.) // Российская газета. - 1997, 3 июня.

23 Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (ред. от 23.04.2012 г.) // Российская газета. - 2001, 28 апреля.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

ва, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений), но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

Не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Исходя из положений законодательства, можно сделать вывод, что понятия «лицо, ищущее временное убежище» и «лицо, ищущее политическое убежище» соотносятся как общее и частное, так как оба они могут преследоваться по политическим убеждениям, однако последнее - только по политическим.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом ФМС РФ в течение одного месяца с момента подачи заявления. Такой порядок по сравнению с порядком предоставления политического убежища гораздо проще, и, соответственно, иностранцам гораздо легче получить временное убежище, что и подтверждает статистика. Однако, временное убежище предоставляется лишь на 1 год, хотя и с возможностью продления такового, а политическое - бессрочно, что, наверняка, делает его более привлекательным для иностранных граждан и лиц без гражданства. Также политическое убежище имеет преимущество перед временным и в связи с тем, что лицам, получившим его, предоставляется возможность приобрести российское гражданство спустя год после проживания на Российской Федерации, в то время как лицо, имеющее временное убежище в России, должно прожить на ее территории 5 лет24.

Таким образом, мы можем резюмировать, что получить временное убежище реальнее и быстрее (зачастую лица ходатайствуют о предоставлении временного убежища даже тогда, когда основания обращения явно политические25), но возможности, которые открываются перед лицом, получившим политическое убежище гораздо шире. Поэтому вполне закономерно, что лица сначала обращаются за политическим убежищем, получают отказ, а потом, практически сразу обратившись за временным убежищем, получают его26.

Это позволяет утверждать, что процедура предоставления политического убежища в Российской Федерации делает этот гуманный институт практически недействующим. В теории существует такая точка зрения, что институт политического убежища - это политический инструмент, которым пользуются лица, совершившие преступления, для избежания ответственности в своем государстве27. Однако позволим себе не согласиться с данной точкой зрения ввиду того, что процедура получения политического убежища, а также этапы проверки, которые проходит лицо для того, чтобы получить таковое настолько сложны и поэтому позволяют выявить и пресечь на корню любые возможные попытки ма-

24 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 12.11.2012 г.) / / Российская газета. - 2002, 5 июня.

25 См., напр.: Апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2012 г. № 1118832 «В удовлетворении заявления о признании незаконным решения уполномоченного органа, которым решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ признано правильным, отказано правомерно, поскольку угрозы для жизни заявителя при его возможном возвращении на родину не установлено» // http://Ъase.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;Ъase=SOJ;n=47l296;div=LAW;mЪ=LAW;ts=6BFoED5 ВВС11Е74ЕРВ1ЕСРВзз1Е0Р9Бз;та=0.0759986012708з957 ;

Постановление Европейского суда по правам человека от 20.05.2010 г. «Дело «Хайдаров (Khaydarov) против Российской Федерации» [рус., англ.] // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2011. - № 3. - С. 10, 76-95.

26 Напр.: Постановление Европейского суда по правам человека от 08.07.2010 г. «Дело «Абду-лажон Исаков (Abdulazhon ^акоу) против Российской Федерации» [рус., англ.] // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2011. - № 3. - С. 10, 95-113.

27 Быкова Е.В. Политическое убежище: правовой институт или политический инструмент? // Миграционное право. - 2012. - №2. - С. 34-38.

нипулировать российским законодательством. Очевидно, что относительно жесткая политика нашего государства в данной сфере диктуется необходимостью избегать случаев использования института политического убежища для решения чужих, не вполне законных интересов. Ведь обратное может привести к превращению этого института в политический инструмент (как отмечает Е. В. Быкова) и подрыву авторитета государства на международной арене (наиболее яркий пример - Великобритания).

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и обобщения:

Впервые институт политического убежища признан и закреплен на международном уровне - во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.;

В России институт политического убежища впервые нашел свое отражение в Конституции РСФСР 1918 г.;

Только с принятием Конституции РФ 1993 г. институт политического убежища в Российской Федерации приобретает формулировку, соответствующую общепризнанным принципам и нормам международного права;

Формулировка в Конституции РФ института убежища, установленного во Всеобщей декларации прав человека, как политического не означает предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища только по политическим причинам;

Порядок предоставления политического убежища не закреплен в федеральных законах, а регулируется Указом Президента и ведомственными актами;

Институт политического убежища связан с такими правами человека и гражданина, которые не могут быть ограничены даже в условиях военного или чрезвычайного положения: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, право определять и указывать свою национальную принадлежность, свобода совести;

Учитывая связь института политического убежища с неотъемлемыми естественными правами человека, представляется, что его регулирование должно осуществляться не иначе как на уровне Федерального закона;

На основании вышесказанного предлагаем принять Федеральный закон «Об убежище в Российской Федерации», который будет регулировать основания, порядок предоставления, лишения, утраты убежища в России, права и обязанности лиц, его получивших, причем убежища не только политического, но и временного; включить в данный закон беженцев и вынужденных переселенцев. По нашему мнению, это позволит оптимизировать существующие в данной сфере механизмы реализации иностранных граждан и лиц без гражданства права на политическое убежище. Решение вопроса в этом направлении будет соответствовать неоспоримой важности и значимости данного института.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

2. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (ред. от 30.12.2012 г.) // Российская газета. - 1997, 3 июня.

3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 12.11.2012 г.) // Российская газета. - 2002, 5 июня.

4. Указ Президента РФ от 21.07.1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (ред. от 12.07.2012 г.) // Российская газета. - 1997, 29 июля; СЗ РФ. - 2012. - № 29. - Ст. 4073.

5. Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. - 1998, 12 декабря.

6. Постановление Европейского суда по правам человека от 08.07.2010 г. «Дело «Абдула-жон Исаков (Abdulazhon какоу) против Российской Федерации» [рус., англ.] / / Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2011. - № 3. - С. 10, 95-113.

7. Постановление Европейского суда по правам человека от 20.05.2010 г. «Дело «Хайда-ров (Khaydarov) против Российской Федерации» [рус., англ.] // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2011. - № 3. - С. 10, 76-95.

Список литературы

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | | Серия Философия. Социология. Право. 1бд

IШ " 2012. № 20 (139). Выпуск 22

8. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2012 г. № 11-18832 «В удовлетворении заявления о признании незаконным решения уполномоченного органа, которым решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ признано правильным, отказано правомерно, поскольку угрозы для жизни заявителя при его возможном возвращении на родину не установлено» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=47l296;div=LAW;mb=LAW;ts=6BF 0ED5BDCllE74EFBlECFD33lE0F9B3;rnd=0.07599860l27083957

9. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 28 марта 1918 г. «О праве убежища» // http://constitution.garant.ru/history/actl600-l9l8/5330/

10. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // http://constitution.garant .ru/history/ussr-rsfsr/l9l8/

11. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. // http://constitution .garant.ru/history/ussr-rsfsr/l925/

12. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. // http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/l937/

13. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/l977/

14. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (ред. от 23.04.2012 г.) // Российская газета. - 2001, 28 апреля.

15. Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 г. № 451 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 г. № 11245) (в ред. Приказа ФМС РФ от 22.01.2010 г. № 16) // Российская газета. - 2008, 19 марта.

16. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Том 1. - М.: Инфра-М, 20l0. - С. 860.

17. Большая юридическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2010.

18. Быкова Е.В. Политическое убежище: правовой институт или политический инструмент? // Миграционное право. - 20l2. - №2.

19. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). -ООО «Новая правовая культура», 2009 г. // http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5366634/

20. Лисовский В.И. Международное право. - М., 1961. - С. 121.

21. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М.: Волтер Клувер, 2007.

22. Международное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.

23. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: учебник. - М.: Норма, 2009.

24. Учебный курс международного права / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. - М., 1964.

25. Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России: монография / Б.С. Эбзеев. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

26. http://www. fms.gov. ru/about/ofstat/stat_l_rd /part_8.php

27. http://www. fms.gov. ru / documents/asylum /

GENESIS AND MAINTENANCE OF THE INSTITUTE OF POLITICAL ASYLUM IN RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the development of the institution of asylum in international and national law. The author "s position regarding the content of this legal phenomenon, as well as areas to improve it in the Russian legislation.

Key words: law, institution, shelter, temporary shelter, asylum, refugees.

A.E. NOVIKOVA A.M. ZHORNIK

Belgorod State National Research University

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие право убежища, классификация его форм и содержание. Анализируются источники международного права, а так же международные и российские нормативно-правовые акты и функционирование института права убежища. Рассматривается правовое закрепление права убежища в Российской Федерации.

Ключевые слова: международное право, институт право убежища беженцы, территориальное убежище, нормативно - правовые акты.

Нормы международного права закрепляют, право предоставлять государствам политическое убежище определенному кругу лиц, обязанность других государств уважать это право. Право убежища является институтом международного и национального права. Каждое государство в праве само решить, кому предоставить убежище. Можно указать, что право убежища - это право государств разрешить въезд и проживание на своей территории лицу, которое преследуется в своей стране за политические или другие права. Основой данного права является суверенитет.

Право убежища встречается на всех этапах развития государства и права. Как развивается государство, так и развивается право, меняя свое содержание и выступая в разных формах.

Предоставление права убежища государствами является мирным, не должно противоречить другим международным актам, другие госу­дарства не должны воспринимать это как недружественный акт. После того как государство предоставило убежище, оно должно гарантировать безопасность т. е. невыдачу и невысылку лица из территории данного государства, а так же гарантировать основные права и свободы. Государ­ство обязано следить за деятельностью тех лиц, кому было предоставлено убежище, чтобы деятельность не противоречила целям и принципам ООН .

Международные правовые нормы, как институт права убежища включают в себя положения об общем порядке и о конкретных пред­писаниях определении категории лиц. Положения об общем порядке включает в себя предоставление политического убежища таким лицам, как например политические эмигранты.

Конкретные предписания включают в себя предписания, в которых предоставление убежища осуществляется в бесспорном порядке, например лицам, борющимся за национальное освобождение.

Часто ставится вопрос о юридических основаниях права убежища. Эту проблему выделяют различные авторы. Одни авторы полагают, что основанием будет являться признание за физическим лицом качества субъекта международного права. Другие ссылаются на основу в качестве основных прав и свобод человека. И наконец, третьи считают наличие специальных норм о праве убежища во внутригосударственном законо­дательстве .

Институт международного права в 1950г. принял одну из первых универсальных норм об убежище, приняв резолюцию «Убежище в международном публичном праве» . Резолюция состоит из преамбулы и четырех глав (10 статей).

Дальнейшие же вопросы об предоставление убежища рассматри­вались в рамках ООН. Положения об этом институте были включены, в частности, во Всеобщую декларацию прав человека 1948 года и Декларацию о территориальном убежище 1967 года. В этих документах было закреплено право не только для конкретной категории лиц, так же право убежище было зафиксировано для борцов против колониализма. В этих документах так же было отмечено, что право пользоваться убежищем имеют все лица за исключением иностранцев преследуемых за уголовное преступление. Между тем в этих же документах отмечается, что нельзя предоставлять убежище лицам, которые предают интересы своих народов, преследуют свои узкокорыстные интересы, нарушают принципы Устава ООН. Это можно объяснить тем, что право убежище как институт базируется на государственном суверенитете и носит политический характер.

Следует обратить внимание, что одним из признаков права убежища является наличие в каждом случае заявления или прошения со стороны лица, о предоставлении политического убежища.

Одним из основных вопросов остается круг лиц, которые могут получить политическое убежище.

Известны две формы убежища:

1. Территориальное

2. Дипломатическое

Территориальное убежище подразумевает собой возможность укрыться от преследования на своей территории. Предоставляется госу­дарством какому-либо лицу.

В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище .

Убежище может быть предоставлено:

  1. Лицам, которые совершили международное преступление, например военный преступник.
  2. Лица, которые совершили уголовное преступление, например угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов.
  3. Лица, которые совершили уголовное преступление, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними догово­рами государств о выдаче.

Дипломатическое убежище - предоставление государством, какому- либо лицу убежища не только на территории государства, но и в дипломатических зданиях, на бортах военных кораблей, баз, воздушных судов и т. д. Многие считают дипломатическое убежище неприемлемым и неправомерным. Оно признаётся лишь в странах Латинской Америки.

Предоставление дипломатического убежища противоречит п. 3 ст. 41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая установила, что «помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права» .

Однако в 1927 году вырабатывался проект конвенции о диплома­тическом убежище. Это проект положен в основание конвенции о дипломатическом убежище, которая была принята в 1928 г. на шестой панамериканской конференции в Гаване. В данной конвенции разре­шалось предоставлять убежище на военных кораблях, лагерях и самолётах политическим правонарушителям.

По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на четыре группы:

  1. Государства, которые не признают и не практикуют его.
  2. Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют.
  3. Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории.
  4. Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставление на своей территории (некоторые государства Латинской Америки, Греция).

В соответствии с нормами международного права можно выделить следующие основные черты права убежища:

  1. Каждое государство может предоставлять политическое убе­жище на своей территории на основании государственного суверенитета.
  2. Каждый человек имеет право на политическое убежище.
  3. Каждое государство может само оценивать основания для предоставления политического убежища.
  4. Убежище не может быть предоставлено в случае преследования за совершение неполитического преступления или деяния, противоре­чащего целям и принципам ООН.
  5. Государство, которое предоставляет политического убежище обязано гарантировать безопасность.

Таким образом, право убежища – это суверенное право государства предоставлять лицу, преследуемому по мотивам, определенным международным правом, право безопасного проживания на своей территории, а также гарантия такому лицу прав и основных свобод со стороны государства-убежища.

Список литературы:

  1. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961г. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120761/ (Дата обращения 20.03.2019).
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (Дата обращения 20.03.2019).
  3. Декларация о территориальном убежище (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14.12.1967 г.) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15557#01681507169883596 (Дата обращения 20.03.2019).
  4. Конвенция о статусе беженцев (заключена в г. Женеве 28.07.1951) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15154#09977175572328745 (Дата обращения 20.03.2019).
  5. Бирюков П.Н. Международное право: учебник / П.Н. Бирюков. - Москва: Изд-во Юрайт, 2011. - 793 с.
  6. Галенская Л.Н. Право политического убежища (международно-правовые вопросы) / Л.Н. Галенская. - Москва: Международные отношения, 1968. - С. 93.
  7. Дурденевский В. Международное право: учебник для юридических институтов и факультетов / В. Дурденевский, С. Крылов. - Москва, 1948. - С. 299.
  8. Захаров Н. Курс общего международного права / Н. Захаров. - Петроград: Типография Д.П. Вейсбрут, 1918. - С. 271.
  9. Колосов Ю.М. Международное право. – М., 2005.
  10. Лисовский В.И. Международное право / В.И. Лисовский. - Москва, 1970. - С. 133.
  11. Селиваненко В.О. Основные черты права убежища Вестник ТИСБИ. 2000. № 4.
  12. Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1929 г. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.icrc.org/applic/ihl/ihl.nsf/INTRO (Дата обращения 20.03.2019).
  13. Гуриц С.Д. Основания привлечения к трудовой занятости военнопленных // История государства и права. 2015. N 9. С. 35‑39.
  14. Кремнев П.П. Участники международных вооруженных конфликтов: еще раз о правовом статусе // Российский юридический журнал. 2016. N 5. С. 48‑60.
  15. Кузьминых А.Л. Международно-правовое регулирование режима военного плена и интернирования во второй половине XIX - первой половине XX в. // Военно-юридический журнал. 2014. N 9. С. 19‑27.
  16. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. 848 с.
Перечисленные условия, за исключением срока проживания на территории Российской Федерации, являются новыми для института российского гражданства. Установленный же Федеральным законом срок проживания в России по сравнению с предусматриваемым ранее стал более продолжительным. Так, вместо общих пяти лет или трех лет непрерывного проживания в стране перед подачей заявления о приеме в гражданство иностранный гражданин или лицо без гражданства должны будут прожить в Российской Федерации не менее шести лет. Такой минимальный срок проживания обусловлен вводимым с 1 ноября 2002 г. порядком получения вида на жительство, который предусматривается Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Согласно этому Закону, принятому в июле 2002 г. и вступающему в силу с 1 ноября 2002 г., вид на жительство может быть выдан лицу, прожившему не менее одного года в Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание. Учитывая, что разрешение действует в течение трех лет, нельзя гарантировать, что по истечении года каждому, желающему получить вид на жительство, этот документ будет выдан. Таким образом, срок проживания в Российской Федерации перед обращением с заявлением о приеме в гражданство может составлять до 8 лет. Надо сказать, что Федеральный закон о гражданстве допускает возможность сокращения установленного им срока проживания на территории Российской Федерации до одного года, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР; состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих российское гражданство; наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставление лицу политического убежища на территории России или признание его беженцем. Соблюдение остальных условий приема в гражданство является обязательным и для указанных категорий лиц. В этой связи небезынтересно вспомнить "думские" дебаты по поводу требований о знании российской Конституции и русского языка. Заметим, что первоначальный вариант законопроекта не содержал в качестве условия приема в гражданство знание русского языка. Это требование было включено в текст законопроекта поправкой, инициаторами которой являлись депутаты Гребенников В.В., Булаев Н.И. и Багишев З.А. Поправка о языке называлась дискриминационной по отношению к соотечественникам из стран "ближнего" зарубежья, так как именно они, а не "французы, англичане или американцы, хотят стать гражданами России и осаждают российские посольства". Говорилось и о том, что с принятием данной поправки Россия не сможет больше осуждать Латвию и Эстонию за аналогичные меры, введенные ими несколько лет назад и ограничивающие возможность приобретение гражданства этих стран иноязычным населением, и тем самым Россия может ускорить продвижение прибалтийских государств на пути к вступлению в НАТО. При приеме в гражданство в упрощенном порядке срок проживания на территории Российской Федерации не имеет значения. Согласно статье 14 Федерального закона упрощенный порядок распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста 18 лет, если они: имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; являлись гражданами СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства. Приобрести российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения перечисленных выше требований к приему в гражданство могут дети и недееспособные лица при условии, что один из родителей или единственный родитель ребенка имеет гражданство Российской Федерации, либо если над ребенком или недееспособным лицом установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации. Вопросам гражданства детей при изменении гражданства их родителей, опекунов и попечителей, а также гражданства недееспособных лиц посвящена глава V Федерального закона. Претерпел изменения и институт восстановления в гражданстве Российской Федерации. Процедура восстановления в гражданстве приравнена к процедуре приема в гражданство. Единственным отличием является лишь то, что для восстановления в гражданстве необходимый срок проживания в Российской Федерации сокращается до трех лет. Заметим, что и в этой части президентский вариант законопроекта был более "либеральным", поскольку предлагал при восстановлении в гражданстве вообще не учитывать срок проживания в Российской Федерации. Существенно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство и о восстановлении в гражданстве. Наряду с уже известными российскому законодательству основаниями, которыми являются выступление за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации и отбывание наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые по российским законам, этот перечень дополнен новыми положениями (статья 16 Федерального закона). Теперь указанные заявления будут отклоняться также в случаях, если лицо: в течение пяти лет, предшествующих дню обращения с заявлением, выдворялось за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом; использовало подложные документы или сообщило заведомо ложные сведения в целях приобретения гражданства Российской Федерации; состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства (если иное не предусмотрено международным договором); имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории России или за ее пределами; преследуется в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); не имеет законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением или в течение пяти лет непрерывного проживания в Российской Федерации (если иной срок проживания, являющийся условием приема в российское гражданство не установлен данным Федеральным законом). Выход из гражданства Российской Федерации, также как и прием в гражданство, осуществляется в общем или упрощенном порядке (последний заменил собой выход из гражданства в порядке регистрации). Выход из гражданства осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица, за исключением случаев, когда лицо имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом, привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его вступил в законную силу обвинительный приговор, подлежащий исполнению, или если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (статьи 19 и 20 Федерального закона). При наличии указанных обстоятельств выход из гражданства Российской Федерации не допускается. Принятие решений по вопросам гражданства, приобретаемого или прекращаемого в общем порядке, отнесено к ведению Президента, а в упрощенном порядке – к ведению органов внутренних дел (если заявитель находится на территории Российской Федерации) либо к ведению дипломатических представительств и консульских учреждений (если заявитель находится за пределами Российской Федерации). Срок рассмотрения заявлений о приобретении или прекращении российского гражданства в общем порядке не может превышать одного года, а в упрощенном порядке – шести месяцев со дня принятия заявления к рассмотрению. Следует отметить, что положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений. При этом впервые законом закрепляется норма, согласно которой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Эта норма представляется весьма важной, поскольку наличие акта Президента, которым практически в полном объеме должны быть регламентированы все необходимые процедуры, значительно сузит сферу ведомственного нормотворчества по вопросам гражданства Российской Федерации.