Понятие и правовое регулирование избирательного процесса. Избирательная система и её конституционно-правовое регулирование

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Различается активное избирательное право - право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.



Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

Под принципами избирательного права понимаются основные начала, руководящие идеи, лежащие в основе регламентации всей совокупности общественных отношений, складывающихся в процессе выборов.

Как мы уже ранее отмечали, избирательное право может быть объективным и субъективным. Говоря о принципах избирательного права, мы прежде всего имеем в виду именно субъективное избирательное право, т.е. гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Следует различать активное и пассивное субъективное избирательное право.

Активное избирательное право означает предоставленную лицу возможность участвовать в выборах в качестве избирателя, т.е. право избирать (иногда активное избирательное право определяют как “право голоса”).

Пассивное избирательное право означает возможность избираться и быть избранным.

Традиционным для мировой практики, в том числе и российской, является закрепление на высшем, конституционном, уровне таких принципов, как всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании. В связи с этим можно говорить, что российское избирательное законодательство строится в соответствии с общепризнанными нормами международного права в области прав человека.

На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:

1. Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.

2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений. В случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова. 3. Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов.

4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

5. Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др.

Главным регулятором выборов является избирательная система.

Избирательная система – это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы

Основными структурными компонентами избирательной системы являются субъекты выборов и избирательное право.

К субъектам выборов относятся:

Избиратели – одно из главных действующих лиц в процессе выборов.

Политические партии - Поскольку главная цель деятельности партии – овладение политической властью или участие в её осуществлении. Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:

Минимальное число членов;

Сам факт периодического участия в выборах.

Избирательные комиссии осуществляют организационное руководство всем процессом выборов. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают. В их числе:

Контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

Регистрация выдвинутых кандидатов;

Распределение финансовых средств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены);

Принятие решения о действительности бюллетеней;

Определение результатов выборов.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно представляется знать избирательную систему Российской Федерации.

Под избирательной системой понимают - совокупность организационно правовых мероприятий, охватывающих способы организации избирательной территории, определения результатов голосования и распределения мандатов между кандидатами или их списками.

В Российской Федерации в настоящее время получили распространение несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, и смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

Мажоритарная система это система, при которой по округу проходит депутат (депутаты) получивший абсолютное большинство голосов. Суть мажоритарной системы заключается в разделение территории на несколько округов одномандатных или многомандатных) от каждой из которых выбирается один или несколько депутатов. Максимальное число мандатов приходящихся на один многомандатный округ не может превышать 5. Мажоритарная система имеет разновидности: относительного, квалифицированного и абсолютного большинства, что обусловлено различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Система относительного большинства допускает избрание кандидата набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам. Она применяется, например, при выборе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Р.Ф.

Система квалифицированного большинства (самая редкая разновидность мажоритарной системы). При ней избранным считается кандидат, набравший не менее 25% голосов граждан внесенных в списке избирателей. Применяется, как правило, на выборах местного значения муниципального образования.

Система абсолютного большинства применяется преимущественно при избрании руководителей муниципальных образований, глав субъектов Федерации, а так же президента Р.Ф, т.е. высших должностных лиц. Кандидаты по данной системе должны набрать более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосование.

При Мажоритарной системе территория делятся на избирательные округа. Но из данного правила существует исключения. При проведении выборов Президента, глав муниципальных образований, руководителей субъектов Федерации, территория избирательного округа совпадает с территорий муниципального образования, субъекта федерации, и всей странны соответственно.

Следующей избирательной системой выступает пропорциональная. Данная система применяется на выборах в представительные органы. Пропорциональная избирательная система предполагает, что депутатские места распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединение и блоков, а не отдельными кандидатами (отсюда её использование лишь на выборах в представительные органы). Такое распределение происходит в зависимости от числа голосов полученное каждым списком в рамках единой избирательной территории (единого избирательного округа), охватывающей всю территорию муниципального образования, субъекта федерации соответственно.

Смешанная избирательная система, или как её именует конституционный суд Р.Ф, мажоритарно пропорциональная избирательная система, ранее применялась только на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. В настоящее время не менее половины депутатских мандатов в законодательных органах субъектов Федерации, либо в одной из их палат должны распределятся между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями или блоками пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из этих списков. Как указывает конституционный суд Р.Ф смешанная избирательная система предусматривает две самостоятельные системы получения и распределения депутатских мандатов - мажоритарную и пропорциональную с заранее установленным числом депутатских мандатов по той и другой.

Преимущества смешанной системы заключается в том, что она стремится соединить достоинства мажоритарной и пропорциональной системы, и нейтрализовать присущие им недостатки.

Избирательное право имеет собственную систему формальных нормативных источников, среди которых Конституция занимает главенствующие положение, однако данных истоков достаточно много, и в настоящем вопросе мы постараемся осветить все источники регулирующие избирательный процесс.

Источники избирательного права: Конституция, федеральные законы: «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, «о выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», «о выборах президента Российской Федерации», «о государственной автоматизированной системе Выборы», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Нормативными источниками избирательного права служат: конституции, уставы, избирательное законодательство субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований. Так же к числу источников избирательного права относятся решения Конституционного Суда Российской Федерации. Источником избирательно права так же являются указы Президента России, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов. Последним источником избирательного права являются акты Центральной избирательной комиссии, постановления инструкции и разъяснения которые детализируют порядок проведения выборов.

Выборы: юридическая природа, назначение и виды

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принад­лежащей ему государственной власти.

Однако нельзя считать, что путем выборов народ передает своим избранникам суверенитет, так как народный суверенитет неотчужда­ем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в уста­новленных конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соот с этой волей. Выборы отражают определенный тип политической системы и непо­средственно влияют на нее.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах? об избрании решают сами граждане, а при косвенных - избранные ими лица: выборщики, депутаты и др.

Они могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения
всеобщих выборов в них участвуют все избиратели (например, выборы
президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо по­полнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Кроме того, выборы бывают общенациональными (проводятся по всей стране), региональными (на территории субъекта федерации) и местными (выборы органов местного самоуправления). Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два голосования, то в два тура, это на­зывается повторным голосованием.

Наконец, различают выборы очередные - проводимые в установ­ленные законом сроки и внеочередные - назначенные в случае досроч­ного роспуска парламента или отставки президента.

64. Принципы избирательного права. На конституционном уровне закрепляются принципы российско­го избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выбо­ров, выражающие сущность народовластия.



Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет сле­дующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 2002 г. добавляет еще добровольность.

Всеобщее избирательное право. Каждый гражданин России незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет пра­во избирать и быть избранным.

Равное избирательное право. Этот принцип предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждый из­биратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Это достигает­ся обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа.

Тайное голосование. Этот принцип состоит в исключении возмож­ности какого-нибудь контроля за волеизъявлением. В советской исто­рии тайное голосование повсеместно стало применяться только после принятия Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием.

Добровольность. Участие в выборах в РФ явля­ется свободным и добровольным - никто не вправе оказывать воздей­ствие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избира­тельный участок - это гражданский долг каждого избирателя, однако в нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает ка­кой-либо юридической ответственности.

Избирательная система и ее конституционно-правовое регулирование

В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и др. Совокупность этих общественных отношений, связан­ных с порядком избрания представительных органов власти, и называ­ется избирательной системой в широком смысле.

В большинстве зарубежных стран под избирательной системой по­нимают порядок определения результатов выборов, т.е. трактуют это понятие в узком смысле. В зависимости от способа распределения де­путатских мандатов между кандидатами от результатов голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажори­тарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритар­ная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными счи­таются такие кандидаты, которые получили установленное большин­ство голосов. В зависимости от определения большинства голосов вы­деляются: 1) система относительного большинства - побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники; 2) си­стема абсолютного большинства - для победы необходимо абсолют­ное большинство голосов; 3) система квалифицированного большин­ства - требуется квалифицированное большинство (в 2/3, 3Д и ДР-)-

Главный смысл пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия или другое избирательное объе­динение, участвующие в выборах, получили в парламенте число ман­датов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. Для этого используется метод избирательной квоты или метод избирательного частного - это наименьшее число голосов, необходимое для избра­ния одного кандидата. Для того чтобы избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незна­чительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие уставленного минимума голосов, исключаются из рас­пределения мандатов. В России и Германии заградительный пункт составляет 5% голосов избирателей, принявших участие в голосова­нии, в Болгарии, Венгрии, Украине, Италии - 4%, в Испании - 3%, в Израиле - 1%.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажо­ритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется при вы­борах в Государственную Думу. Считается, что она позволяет выразить политические пристрастия избирателей.

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права являются гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 Конституции РФ).

Термин «всеобщее» во многом условен, так как предоставление избирательного права, в особенности пассивного, ограничивается системой избирательных цензов. В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного избирательного права:

возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года, Президентом РФ - 35 лет. Законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат и ограничения максимального возраста - пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ может стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непрерывное проживание);

ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе Российской Федерации. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин Российской Федерации, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречит конституционному принципу равенства прав граждан Российской Федерации на всей ее территории и принципу единого гражданства;

языковой ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта Федерации, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе Российской Федерации. Такие цензы установлены в Адыгее, Марий Эл и других республиках;

образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) - народными депутатами Государственного Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

ценз предыдущего избрания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Принцип прямого избирательного права означает, что в голосовании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории. Противоположностью прямым выборам являются косвенные выборы, когда лицо избирается либо каким-то государственным (муниципальным) органом, либо избиратели выбирают сначала выборщиков, а уже затем выборщики непосредственно голосуют за кандидатов.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Это обеспечивается тем, что избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке и ему

может быть выдан только один избирательный бюллетень. Принцип равного избирательного права предусматривает также необходимость обеспечения того, чтобы голос каждого избирателя имел одинаковый «вес». Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти. В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство при проведении предвыборной агитации.

Принцип тайного голосования предполагает недопустимость осуществления какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Противоположностью тайному является открытое голосование, когда волеизъявление избирателя становится известным неограниченному кругу лиц. Принцип тайного голосования является наиболее демократичным и обеспечивается тем, что избирателю предоставляется кабина для голосования, а избирательный бюллетень не нумеруется (или маркируется иным образом, позволяющим определить принадлежность бюллетеня конкретному избирателю).

Одним из принципов избирательного права является свободное и добровольное участие в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказывать воздействие на его волеизъявление. Противоположностью данному принципу является так называемый «обязательный вотум», то есть обязанность под угрозой штрафа или иного наказания участвовать в выборах, установленная в законодательстве ряда стран (например, Австралия, Бельгия, Турция).

Международно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, закрепляют такие принципы, как свободные периодические нефальсифицированные выборы. Принцип свободных выборов помимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора при голосовании. Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем государства, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли и слова, информации. Периодичность проведения выборов - важнейший принцип, который означает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает максимальный срок полномочий выборных органов и лиц - шесть лет. Принципы подлинных и нефальсифицированных выборов предполагают выявление и осуществление свободно выраженной воли народа путем законодательного закрепления такой технологии проведения выборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей.

- 185.50 Кб

Введение ………………………………………………………………..

Глава 1. Понятие и виды избирательных систем ………………………

1.1. Понятие избирательной системы ………………………………..

1.4. Смешанные системы ………………………………………………

Глава 2. Особенности регулирования избирательных систем в

Российской Федерации ……………………… …………………

2.1. Особенности избирательной системы при выборах Президента

Российской Федерации ……………………… ……………………

2.2. Особенности избирательной системы при выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации …………………………………………………… ……

2.3. Особенности избирательной системы при выборах депутатов

законодательных органов субъектов Российской Федерации..

Заключение …………………………………………………………….

Список использованной литературы ………… ………………………

Приложение ………………………………………………………….


Введение

В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, а политические – гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они носят вторичный характер, производны от воли государства. Они выступают как естественные права каждого гражданина демократического государства.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Эта основа конституционного строя РФ реально реализуется через политические права каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Граждане, каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти.

В соответствии со ст. 60 Конституции гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Это норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32).

Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами – неотъемлемое демократическое начало в ее организации.

Право, закрепленное в ст. 32, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не «участвует» в управлении, а осуществляет власть, являясь субъектом этой власти (ст. 3).

Осуществление рассматриваемого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе, к отправлению правосудия (ст. 32 ч. 4, 5).

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30).

14 апреля 1995 года ГД принят ФЗ «Об общественных объединениях». В соответствии с ним, до принятия закона о политических партиях действует союзный закон от 9 октября 1990 года – для учреждения политической партии иметь не менее 5000 членов, недопустимость членства в партиях иностранных граждан и лиц без гражданства и наличия в них коллективных членов.

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31).

Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной степени эффективно – низкая активность избирателей, слабый интерес к деятельности избранного представителя.

С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие целенаправленной политики на развитие общественной активности граждан.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным - одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания по данной категории дел - вот те вопросы, которые необходимо рассмотреть в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов.
Курсовая работа посвящена современному состоянию правового регулирования института выборов, преобразованиям в системе законодательства и права, обеспечивающего их организацию и проведение, и реформам в этой области государственно-правовых отношений.

Объект исследования - избирательное право и избирательные отношения в Российской Федерации.

Предмет исследования - избирательная система России и ее конституционно-правовое регулирование.

Цель курсовой работы - анализ понятия, категории и норм, регламентирующих избирательную систему РФ.

Структура курсовой работы подчинена цели комплексного изложения логики становления и современного состояния развития избирательной системы Российской Федерации, а именно определены задачи:
- рассмотреть политические и правовые основания и условия формирования нового избирательного права и законодательства Российской Федерации;
- проанализировать роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в развитии современного избирательного права в Российской Федерации;
- выявить влияние международных избирательных стандартов и европейского электорального наследия в целом на процесс создания демократического механизма организации и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов в Российской Федерации.
Методы исследования - анализ монографий и публикаций по проблемам становления, развития и современного состояния избирательной системы РФ.
Тема является достаточно изученной и освящена как в монографиях и учебниках, так и в таких специализированных правовых периодических изданиях, как «Журнал российского права», «Правоведение», «Человек и закон», «Юрист» и др.

Десятилетие со дня первых избирательных кампаний открывает возможность подвести определенные итоги политико-правового развития избирательной системы страны, прогнозировать будущие институциональные изменения в системах и процессах организации публичной власти.

Избирательное законодательство продолжает оставаться одной из наиболее динамично развивающихся частей системы российского законодательства. При этом частая смена законов о выборах, корректировка подходов к правовому регулированию в основном не связаны с необходимостью восполнения пробелов в законодательстве.
Эта задача была решена непосредственно после принятия Конституции Российской Федерации, когда в 1994-1996 гг. сформировалась достаточно разветвленная система законодательных актов о выборах как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Происходившие в последнее время изменения в избирательном законодательстве в первую очередь были вызваны преимущественно политическими причинами, стремлением руководства страны усилить «вертикаль власти». Наиболее важными результатами этого курса, спроецированного на сферу выборов, явились:
- корректировка разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере организации государственной власти и местного самоуправления (включая формирование соответствующих органов власти);

Создание дополнительных инструментов, обеспечивающих надлежащий контроль федеральных органов государственной власти за политическими процессами, затрагивающими деятельность политических партий, ход избирательных кампаний не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях.

В данной работе рассматриваются основные проявления указанных изменений и их конституционно-правовое значение, а также правовое регулирование избирательного процесса в РФ (избирательные округа, избирательные комиссии, порядок выдвижения кандидатов, предвыборная агитация и финансирование выборов, подсчет голосов).

Последние два десятилетия с момента развала Советского Союза, проходит процесс демократизации всех институтов нашего российского общества. Не обошел стороной этот процесс такую сферу правоотношений, как выборы. Эти два последние десятилетия Вы сами следите за этим процессом, про пришли к такому выводу? Если нет, то ссылку на источник!

Особенно активно реформация законодательства в этой области началась в 2000-е годы, за этот период было принято более 10 федеральных законов, регулирующих процедуру выборов, и множество поправок в уже действующее законодательство, что в свою очередь породило не поддельный интерес к данной отрасли законодательства, поскольку от его состояния, во многом зависит расстановка политических сил, формирование и работа представительных органов, стабильность политической системы в целом. В связи с этим большое количество известных юристов принялись анализировать состояние избирательного права России, составлять свое мнение об этой отрасли права, прогнозировать дальнейшее изменение. Каких именно юристов? Ссылки на источник!

Как и в любой другой отрасли права, Россия не могла пойти по обычному пути развития в силу своего исторического, политического опыта. Поэтому избирательное право России намного сложнее для понимания нежели аналогичная отрасль права европейских государств.

Факт, приведенный выше натолкнул автора Вы о себе в третьем лице говорите!? Или о каком авторе идет речь? к изучению именно данной отрасли законодательства, так как по достаточно спорным вопросам можно формировать свою точку зрения, или позицию, в отличие от тем которые изучены досконально, в которых лишь приходиться соглашаться с видными ученными, которые не первые год занимаются своими разработками. Что за сомнительная позиция – соглашаться лишь потому что кто-то занимается данной проблемой дольше, чем Вы!

Целью данной работы автор ставит выявление особенностей регулирования института выборов в России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи, решив которые мы сможем сложить целостное представление о рассматриваемом вопросе:

Сформулировать понятие об избирательной системе;

Рассмотреть виды избирательных систем;

Проанализировать нормативную базу по данной проблеме, проследить историю ее изменений;

Изучить особенности регулирования избирательных систем в Российской Федерации.

Данная курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

1.1. Понятие избирательной системы

В научной литературе термин «избирательная система», в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях – широком и узком. Вы это сами придумали?

В широком смысле избирательная система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права.

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным - одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания по данной категории дел - вот те вопросы, которые необходимо рассмотреть в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов.
Курсовая работа посвящена современному состоянию правового регулирования института выборов, преобразованиям в системе законодательства и права, обеспечивающего их организацию и проведение, и реформам в этой области государственно-правовых отношений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и виды избирательных систем ……………………… 5
1.1. Понятие избирательной системы ……………………………….. 5
1.2. Мажоритарная система …………………………………………..
7
1.3. Пропорциональная система ………………………………………
11
1.4. Смешанные системы ……………………………………………… 13
Глава 2. Особенности регулирования избирательных систем в
Российской Федерации …………………………………………
17
2.1. Особенности избирательной системы при выборах Президента
Российской Федерации ……………………………………………
17
2.2. Особенности избирательной системы при выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации …………………………………………………………
19
2.3. Особенности избирательной системы при выборах депутатов
законодательных органов субъектов Российской Федерации..
19
Заключение ……………………………………………………………. 23
Список использованной литературы ………………………………… 25
Приложение …………………………………………………………. 27