Правовыми нормами отношения для. Правовые нормы и правоотношения

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Отношение между людьми и их организациями, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной (либо односторонней) связи субъективных прав и юридических обязанностей. (Манов)

Объективно возникшие в обществе, в соответствии с законом или даже до закона, особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и охраняемым им в лице определенных органов. (Лазарев)

Возникающие на основе норм права волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности обеспечиваемые государством.

Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Право - особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.

Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом . При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство.

Право - не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности. Например, современные рыночные отношения в России стали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счет, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношений появились еще в предперестроечное время в виде "теневой", полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которые легализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.

Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и другие. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в "чистом виде", представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, "творит" общественные отношения, порождая новые связи.

В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права.

Конечно, правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе - правоотношение.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье, помимо материальных, существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).

Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом.

Наиболее характерные признаки правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем.

1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм , которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.

2. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями , которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные люди, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.

3. Правовые отношения носят волевой характер . Во-первых, потому, что через нормы прав в них отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.

Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе. Или, скажем, потерпевший от преступления оказывается затем, помимо своего желания, вовлеченным в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом.

4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством . Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, но последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.

5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов , строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение "кого-то" с "кем-то". Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

6. Правоотношение - это отношение общественное (разновидность общественных отношений), то есть отношение между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и вещью, человеком и животным (даже если оно находится в собственности хозяина). Правоотношения могут лишь возникать по поводу этих объектов.

7. Характеризуются наличием субъективных прав и юридических обязанностей .

8. Осуществляют субъективные права и юридические обязанности .

9. В основе лежит юридический факт .

Предпосылки возникновения:

Социальные: это фактические отношения связи, возникшие в обществе и объективно требующие юридического закрепления

Юридические: совокупность условий без которых правоотношения возникнуть не могут.

В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают:

а) субъектов (участников) правоотношения;

б) субъективные юридические права и обязанности (которые именуют также юридическим содержанием правоотношения);

в) фактическое правомерное поведение, которым реализуются права и обязанности (его называют материальным содержанием правоотношения);

объекты правоотношения.

Основные общетеоретические позиции в этом вопросе таковы:

1. Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием - фактическое правомерное поведение субъектов, которое эти права и обязанности реализует (проф. В.Н. Щеглов, проф. Л.С. Явич и др.). Надо заметить, что в данном варианте методологические возможности категорий «форма» и «содержание» использованы наиболее полно. На их основе выделены самые существенные стороны правоотношения и правильно установлена их функциональная связь: форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание (поведение), формирует его, а содержание определяет форму через изменение юридических норм путем правотворческой деятельности.

2. Проф. С.С. Алексеев называет субъективные юридические права и обязанности «юридическим содержанием» правоотношения, а фактическое правомерное поведение субъектов - «материальным содержанием». При этом автор полагает, что оба эти содержания являются элементами правоотношения и наряду с ними выделяет другие элементы - субъекты и объект правоотношения.

Изложенный подход некорректен с философской точки зрения. Во-первых, нельзя выделять в одном и том же объекте два содержания и ни одной формы. Эти категории - парные: каждому содержанию должна быть найдена своя форма. Во-вторых, форма и содержание исчерпывают явление полностью: если что-то отнесено к содержанию, то все остальное должно быть отнесено к форме, и никаких других «элементов» в явлении уже быть не может. В-третьих, содержание никогда не может выступать в качестве элемента. Наоборот, содержание - это структурно-организованное единство элементов.

Надо заметить, что ранее проф. О.С. Иоффе выделял в правоотношении вообще три содержания - юридическое, материальное и идеологическое.

3. Правоотношение в целом выступает как форма регулируемого нормами права общественного отношения, а последнее является содержанием правоотношения (проф. О.А. Красавчиков, проф. Б.Л. Назаров и др.). При этом, по мнению авторов, содержание (общественное отношение) находится за пределами своей формы (правоотношения), является внешним содержанием.

Относительно данной точки зрения можно заметить, что, во-первых, философия такой связи формы и содержания не знает: внешней в их связи может быть только форма, но никогда содержание. Во-вторых, авторы не дают ответа на вопрос, какое явление в таком случае образуется единством правоотношения (как формы) и общественного отношения (содержания).

Виды правовых отношений. Прежде всего правоотношения, как и юридические нормы, можно классифицировать по отраслевому признаку на государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д.

Различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые - возникают из правомерных действий субъектов; вторые - из противоправных, связанных с применением государственного принуждения. Регулятивные правоотношения - это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующее. Такие правоотношения и составляют суть правопорядка, их подавляющее большинство, в их существовании и развитии заинтересовано общество. Имущественные, трудовые, семейно-брачные, государственно-правовые и иные правоотношения, возникающие на законных основаниях, - это все регулятивные отношения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства, других граждан на такое поведение. Цель правоохранительных правоотношений - защита существующего в обществе нормального порядка отношений, наказание правонарушителя. В рамках охранительных отношений ответчик возмещает причиненный его действиями материальный ущерб, на правонарушителя налагается штраф, преступник привлекается к уголовной ответственности, осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы и т.д. Целиком охранительной отраслью является уголовное право, но охранительные отношения возникают и на основе предписаний других отраслей права, включая конституционное право.

По степени конкретизациии и субъектному составу правоотношения подразделяются на абсолютные, относительные и общерегулятивные . В абсолютных точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий для его реализации. В этом смысле, например, право собственности является абсолютным. В относительных - строго определены обе стороны (например, "должник-кредитор", "продавец-покупатель"). Их можно назвать поименно.

Общерегулятивные, или просто общие, правоотношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, правопорядок). Они возникают главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений.

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные . В активных - обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

По форме правоотношений : правовые состояния и собственно правоотношения .

По форме индивидуализации субъекта : общие (правовые связи основанные на общих правах и обязанностях субъекты которых не имеют поименной индивидуализации) и конкретные (правовые связи субъекты (как min 1) определены путем поименной индивидуализации).

По происхождению : возникшие в связи с естественными правами и основанные на позитивном праве .

По времени : постоянные и временные .

Различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или даже неограниченным числом); кратковременные и долговременные.

В зависимости от принадлежности к той или иной стороне правовой системы правоотношения делят наматериальные и процессуальные, частные и публичные.

Содержание правоотношений. В любом правовом отношении выделяются фактическое, юридическое и волевое содержания. О фактическом (экономическом, политическом и т.д.) уже говорилось выше. Оно не меняется в результате опосредования правом реального, т.е. фактического, отношения. Под юридическим содержанием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношения. Волевое - составляют воля государства и воля самих субъектов. Любое правоотношение выступает как единство содержания и формы.

Структура правоотношения. В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъект; 2) объект; 3) субъективное право; 4) юридическая обязанность.

Правовая норма - первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников.

Субъекты права имеют дело прежде всего с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми признаками права в целом.

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможною, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы человека в обществе. Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.

Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношения характеризуются сложным составом, состоят из трех элементов: субъекты, объект и содержание.

Ø Субъекты - это участники правоотношения (физические лица, организации).

Ø Объект - это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага, отражающие личный или общественный интерес).

Правоотношения имеют двусторонний характер и представляют собой связь управомоченной и обязанной сторон. Двусторонний характер не указывает на количество участников правовых отношений. Их может быть не два, а гораздо больше, однако все участники правоотношений обязательно связаны друг с другом взаимными правами и обязанностями, т. с. всегда праву одного соответствует обязанность другого субъекта правоотношения. Например, по договору займа (ст. 807 ГК РФ) займодавец вправе потребовать от заемщика возврата долга, а заемщик обязан вернуть ему соответствующую сумму денег (сумму займа).

Правоотношение выступает в виде индивидуальной общественной связи, причем степень индивидуализации может быть различной.

Субъективное право - это предусмотренная в норме права мера возможного поведения.

Признаки субъективного права:

1. Первый признак. Субъективное право есть мера возможного поведения управомоченного лица. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право всегда предполагает свободу выбора из возможных вариантов поведения. Поэтому иногда для обозначения субъективного права используется термин «свобода». Например, ч. 1 ст. 29 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

2. Второй признак. Содержание анализируемого нрава устанавливается на основе норм права, как правило, в соответствии с диспозицией регулятивной нормы.

3. Третий признак. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии интереса стимул для осуществления субъективного права теряется.

4. Четвертый признак. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других - данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. с. активными действиями обязанного лица.

5. Пятый признак. Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:

· право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);

· право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник веши может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.);

· право требования от другой стороны исполнения обязанности, т. с. право на чужие действия (займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей);

· право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность - это предусмотренная в норме права мера необходимого поведения.

Юридическая обязанность имеет следующие признаки:

1. Первый признак. Юридическая обязанность есть мера необходимого поведения обязанного лица. Мера означает вид и размер необходимого поведения. Например, обязанность вернуть долг в определенном соглашением размере, уплатить штраф в назначенной судом сумме. Обязанное лицо не имеет свободы выбора, оно должно действовать строго в соответствии с предписанием.

2. Второй признак. Содержание обязанности устанавливается на основе норм права. При этом обязанность может определяться непосредственно законом (предусмотренная в сг. 57 Конституции РФ обязанность платить законно установленные налоги и сборы), соглашением сторон (например, обязанности покупателя и продавца по договору купли-продажи) или решением компетентного органа (например, обязанность отбыть наказание по приговору суда).

3. Третий признак. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны - отдельного лица или общества (государства) в целом.

4. Четвертый признак. Соблюдение обязанности обеспечено возможностью государственного принуждения. Это означает, что если обязанность не выполняется лицом добровольно, то к такому лицу применяются меры государственного принуждения, обеспечивающие принудительное исполнение обязанности. В определенных законом случаях нарушитель обязанности несет также юридическую ответственность, представляющую собой дополнительную обязанность карательного характера.

Правомочия.

Правомочие - юридическая возможность для субъекта права осуществлять определённые действия или требовать определенных действий (бездействия) от другого субъекта.

В гражданском праве можно выделить три существенных правомочия субъекта:

1. Правомочия на собственные действия, означающего возможность самостоятельного совершения субъектом фактических и юридически значимых действий;

2. Правомочия требования, представляющего собой возможность требовать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей;

3. Правомочия на защиту, выступающего в качестве возможности использования различных мер защиты или требования использования государственно-принудительных мер в случаях нарушения субъективного права.

Введение

Структура правоотношения: субъекты и объекты правоотношений, субъективные права и юридические обязанности

Юридические факты и их классификация

Заключение


Введение

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, культурные и др. собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными или социальными.

Юридическую науку, естественно, интересуют, прежде всего, юридические или правовые отношения. В чем их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом.

Право - особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В это его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Правовые отношения, проблема их понятия и содержания является одной из фундаментальных проблем теории права и юридической науки в целом. Это определяется тем, что любая правовая проблема есть в конечном итоге проблема правовых отношений, проблема правовых связей субъектов правоотношений.

Общественный характер правоотношения в юридической науке признан давно. Но в исследованиях внутреннего строения (структуры) правоотношения его единая с общественными отношениями природа прослеживается не всегда. В итоге зачастую упускается из вида тот факт, что правоотношения есть, прежде всего, отношения между людьми, а не просто отношения между их правами и обязанностями. Именно с этой точки зрения в настоящей работе рассматривается такой феномен общественных отношений, как правоотношение.

Для того чтобы ясно представить себе механизм действия такой сложной юридической категории как правовое отношение, необходимо овладеть его теоретической базой. Это значит:

· рассмотреть понятие, признаки и виды правоотношений;

· усвоить структуру, изучить субъект, объект, а также права и субъектов правоотношений;

· уделить внимание основаниям возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, а в ряде случаев и их возобновления.

Именно данные задачи мне хотелось бы разрешить в данной курсовой работе.


Понятие, основные признаки и виды правовых отношений

Правовые отношения являются центральной категорией теории государства и права, а также отраслевых юридических наук.

Правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений, т.е. связь между людьми, их поступками, поведением, деятельностью. Правоотношения - одно из главных средств реализации права.

В юридической литературе существует множество определений правовых отношений, однако, если проанализировать имеющиеся определения, можно сделать вывод о том, что все они питают одни корни.

Так, например, Л. А. Морозова считает, что «правоотношения есть общественные отношения, урегулированные нормами права. Это юридическая связь между субъектами данного отношения» . Профессор Марченко М. Н. определяет правовые отношения как «урегулированные нормами права общественные отношения, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством» .

Но вот профессор В. Н. Хропанюк при определении правовых отношений берет несколько другую основу: «правоотношение – та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права» .

Таким образом, можно дать следующее определение: правовое отношение - это индивидуализированное отношение, т.е. отношения между отдельными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданами и т.д.), связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения (здесь: мера поведения означает установление его границ). Понятие правового отношения в совокупности с юридическими нормами составляет необходимый, а иногда и исходный элемент юридического права. Взаимосвязь норм права и правоотношения обуславливает реальную жизнь права как регулятора общественных отношений. Обязательная взаимосвязь правоотношения с правовыми нормами составляет важнейшее требование законности каждого конкретного правоотношения.

Правоотношения как особый вид общественных отношений обладают рядом характерных черт (принципов):

· Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.

· Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого. В большинстве случаев права и обязанности в правоотношении возлагаются как на одну сторону, так и на другую, т.е. правам всегда соответствуют определенные обязанности.

· Правоотношения имеют сознательно-волевой характер. С одной стороны они возникают на основе правовых норм, которые являются продуктом сознательно-волевой деятельности людей (правотворческих органов), а с другой – участники правоотношения реализуют свои права и обязанности посредством своих волевых, сознательных действий.

· Охраняются государством и гарантируются в необходимых случаях его принудительной силой, поскольку охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений.

· Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

Однако данный перечень не является исчерпывающим. Например, Н. И. Матузов и А. В. Малько выделяют такой признак как «возникновение по поводу определяемого блага, ценности» . Существуют и другие точки зрения на данный вопрос.

В юридической литературе существуют различные классификации правовых отношений, которые имеют важное теоретическое и практическое значение. Выделяют следующие их виды:

1. По отраслевому признаку:

Конституционные (например, отношения по поводу прав и свобод граждан);

Административные (в сфере государственного управления);

Гражданско-правовые (аренда, купля-продажа и др.);

Финансовые (например, принятие, исполнение бюджета);

Семейные (пример - заключение брака, алиментные и другие правоотношения);

Уголовно-правовые (отношения ответственности за преступления);

Трудовые (отношения по трудовому договору);

Правоотношения иных отраслей права.

2. По степени определенности:

Абсолютные (точно определена лишь одна сторона либо не определен объект правового отношения);

Относительные (строго определены обе стороны – их можно назвать поименно);

Общерегулятивные или общие (возникают главным образом на основе Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений).

3. По характеру обязанностей:

Активные (обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного);

Пассивные (сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения).

4. По количественному составу:

Простые (между двумя субъектами);

Сложные (между несколькими или даже неограниченным числом субъектов).

5. По действию во времени:

Кратковременные;

Долговременные.

Существуют и другие классификации правоотношений. Например, подразделение правоотношений в зависимости от выполняемых функций:

Регулятивные (возникают на основе правомерного поведения субъектов);

Охранительные (возникают на основе противоправного поведения, связанного с применением государственного принуждения).

Профессор Л. А. Морозова выделяет и такие правоотношения как материально-правовые и процессуальные. Первые возникают на основе норм материального права, а вторые – на основе процессуальных норм, производных, вторичных от материальных правоотношений. Процессуальные правоотношения не могут возникнуть без материальных и существовать без них . Также ряд ученых выделяют частноправовые и публично-правовые правоотношения. Частноправовые правоотношения характеризуются равенством их участников, публично-правовые - иерархичностью, это отношения власти-подчинения. Процессуально-правовые отношения в свою очередь делятся на процессуально-регулятивные (процесс заключения договора) и процессуально-охранительные (уголовное производство) - типичные правоотношения по реализации юридической ответственности. Также в зависимости от используемого метода правового регулирования правоотношения делятся на договорные и управленческие правоотношения.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что подходов к рассмотрению понятия правоотношений, сущности этого социального, с одной стороны, и правового явления, с другой, видов и классификаций достаточно много, однако большинство ученых определяют эти понятия одинокого.

Правовая норма и правоотношение органично взаимосвязаны между собой и пред- ставляют такую динамичную систему, в которой эти два компонента предполагают друг друга. Сложный и многосторонний характер этой взаимосвязи проявляется в следующем.

1. Норма права и правовые отношения являются элемента- ми единого механизма правового регули-рования и выполняют в нем как собственные, так и некоторые общие функции.

2. Норма права выступает одной из предпосылок возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Правоотношение имеется там, где существует предусматривающая его юридическая норма. Эта общая закономерность проявляется в необходимости четкого законодательного регулирования, к примеру, форм государственного правления и устройства, отношений собственности, гражданства, основных прав и свобод граждан и т. п. Другими словами, субъекты не могут вопреки воле государства устанавливать необходимые им правоотношения.

3. Нормы права - это статичная форма правовой регуляции, а правоотношение - динамичная, т. е. правоотношение является формой реализации юридической нор- мы. Речь идет о том, что важно не только выработать и установить нормы права, но и воплотить их в реальной практике. Формой такой конкретизации и реализации правовой нормы выступают права и обязанности конкретных участников правовых отношений. Именно в правовом отношении и проявляется реальная сила государственного предписания, и достигается определенная цель.

4. Норма права определяет участников правоотношения.

5. Структура нормы права предопределяет структуру правоотношения. При этом норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения; в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения в санкции содержит указание на возможные отрицательные последствия в случае нарушения данной нормы и возникающего на ее основе правового отношения. В отечественной литературе по обшей теории права высказываются различные мнения о характере взаимосвязи нормы права и правоотношения. Так, некоторые исследователи считают некорректным закрепление какого-либо приоритета за правовой нормой и сведение связи юридической нормы и правоотношения как причины и следствия. Их понимание сводится к тому, что норма права и правовое отношение - это самостоятельные формы существования права. Согласно другой точке зрения, правоотношения выступают средством регулирования общественных отношений. Последовательность здесь такая: норма права - правоотношения - общественные отношения. Наконец, по мнению большинства ученых, правоотношение - это результат воздействия юридической нормы на общественные отношения, что можно представить в следующем: норма права - общественные отношения - правоотношения. Здесь правовая норма и правоотношения соотносятся как причина и следствие.

Понятие правового отношения.

Любое правоотношение обладает рядом специфических признаков.

Правоотношение это такое общественное отношение, которое складывается на основе правовых ном, точнее юридических норм, которые определяют форму и содержание правоотношений:

А) Могут непосредственно вызывать правоотношения

Б) могут не оказывать прямого воздействия на возникновение правоотношений. В этом случае пра-воотношение возникает не из законов, а из договоров, сделок, не противоречащих закону.

Правоотношения основаны на наличии у сторон взаимных субъективных прав и юридических обя-занностей.

Все отношения имеют по крайней мере 2 стороны, иначе невозможно было бы говорить об отноше-нии

Право наделяет одних правами, а других обязанностями. Сл-но в правоотношении всегда одна сто-рона – носитель субъективного права (управомоченное лицо), а вторая – лицо обязанное.

Правоотношение – это волевое отношение. Кроме норм права, которые уже выражают определенную волю, необходима воля участников общественных отношений. При этом воля может быть обоюдной (брак,купля-продажа), либо односторонней.

Правоотношение всегда охраняется государством.

Правоотношение не может возникнуть без определенных, предшествующих ему факторов, а уже те-кущее может прекратиться, если их в наличии не будет. Поэтому принято говорить о материальной и формальной предпосылках правоотношений:

материальные предпосылки правоотношений – это система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных отношений.

Юридические предпосылки – это необходимые формально-юридические условия, при наличии кото-рых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.

Структура правоотношения.

Правоотношение – это охраняемое государством общественное отношения, которое возникает вследствие воздействия норм позитивного права на поведение людей и характеризуется наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников.

1) Субъекты правоот-ий- индивиды или организации, которые на основании юридических норм мо-гут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.

2) Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направ-лены субъективные права и юридические обязанности.

Юридическое содержание- это возможность определенных действий управомоченного, необходи-мость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанно-го, а фактическое - сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступ-ления в вуз, т. е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъектив-ного права.

Субъективное право и юридическая обязанность: понятие, структура.

Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью госу-дарственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интере-сах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пас-сивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание ограни-чений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Субъективное право - это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на собствен-ные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права; б) право на юридические действия, на принятие юридических решений; в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия; г) право притязания, которое за-ключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности.

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

Вопросы:

    Понятие нормы права и ее структура.

    Виды правовых норм.

    Понятие и виды правовых отношений.

    Субъективные права и юридические обязанности.

    Субъекты и объекты правоотношений.

    Юридические факты.

1. Понятие нормы права и ее структура.

Норма права – это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодействий.

Правовые нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения и, таким образом, определяют меру свободы участников общественных отношений. Нормы устанавливают, что можно, нужно или нельзя делать при наступлении нормативно-определенных обстоятельств. Признаки правовых норм:

Общеобязательный характер. Правовые нормы распространяются не на поименно перечисленных лиц, а на однородные категории участников общественных отношений. Они всегда носят неперсонифицированный, всеобщий характер. Причем правовые нормы регулируют социальные взаимодействия независимо от воли и согласия участвующих в них лиц. Таким образом, устанавливается единый правопорядок, единые «правила игры» для всех членов общества.

Формальный характер. Нормы права документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Последние издаются с соблюдением особых правотворческих процедур, содержат необходимые реквизиты, обнародуются, то есть доводятся до всеобщего сведения.

Определенный характер. Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

Общий характер. Нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения. Они регулируют не отдельные, уникальные, случайные ситуации, но стандартные, массовые, типичные социальные взаимодействия.

Государственно-волевой характер. Нормы права формулируются, санкционируются, устанавливаются уполномоченными органами государственной власти. Существует государственная монополия на правотворчество. Таким образом, в правовой норме официально выражается государственная воля. При этом нормы права должны быть актуальными, отражать объективные закономерности, насущные потребности общества. Издание правовых норм должно быть обосновано, экономически оправдано, иначе они просто не будут работать. Например, Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина о переводе к 2007 г. российской армии полностью на контрактную основу, который был издан из популистских соображений во время предвыборной компании 1996 г.

Государственно-обеспеченный характер. Нормы права обеспечены государственной защитой. Это отличает их от иных социальных норм. В случае нарушения правовых норм государство вправе прибегать к различным мерам принуждения, вплоть до смертной казни.

Признаки нормы права совпадают с признаками права в целом, поскольку право состоит из норм. Взаимодействуя и дополняя друг друга, нормы образуют основу правовой системы государства.

Властные веления государства можно разделить на два вида - нормы и индивидуально-правовые предписания. Рассмотрим их соотношение между собой:

Правовые нормы всегда предшествуют индивидуально-правовым предписаниям. Индивидуально-правовые предписания издаются на основании и во исполнение действующего законодательства. Назначение индивидуально-правовых предписаний - содействовать реализации нормы права, применить ее к отдельным лицам, ситуациям, обстоятельствам.

Индивидуально-правовые предписания обращены к конкретным, индивидуально поименованным адресатам. В свою очередь, нормы относятся не к отдельному случаю, отношению или лицу, а к целой категории лиц, какому-либо виду однородных общественных отношений.

Индивидуально-правовые предписания действуют однократно и полностью исчерпываются таким однократным применением. Нормы всегда рассчитаны на многократное применение, действуют непрерывно, не прекращают своего действия в случае каждой отдельной реализации.

Индивидуально-правовые предписания предназначены для регулирования строго определенных случаев, однократного применения в отношении индивидуально-определенных субъектов. В отличие от них нормы права регулируют типичные, стандартные, многократно повторяющиеся социальные взаимодействия.

Задача норм права состоит в установлении единого правопорядка, общих для всех субъектов правоотношений условий. Назначение индивидуально-правовых предписаний состоит в организации оперативного, повседневного государственного управления.

Ориентационно-стимулирующая функция норм права. Норма права выступает юридическим критерием правомерного и неправомерного поведения. Сообразуя свои фактические действия с нормативной моделью, участники общественных отношений получают представление о законности своих действий. Стимулирующий аспект проявляется здесь в том, что нормативно предусмотренные меры поощрения такие как льготы, привилегии и др. побуждают субъектов к правомерной реализации своих прав, обязанностей и запретов, способствуя тем самым достижению общественно полезных результатов.

Регулятивная функция норм права. Нормы права призваны организовать, упорядочить общественные отношения. Нормативно закрепляя те или иные аспекты общественных отношений, они способствуют реализации определенной политики, которую государство осуществляет на данном историческом этапе. Право придает нормативную определенность, стабильность и устойчивость общественным отношениям.

Охранительная функция норм права. Правовые нормы устанавливают четкие границы индивидуального или коллективного усмотрения субъектов, за пределы которых они не вправе выходить. К нарушителям применяются государственные меры принуждения профилактического, пресекательного, карательного или правовосстановительного характера. Предоставление правовых гарантий и средств защиты своих субъективных прав также способствует реализации охранительной функции правовых норм.

Структура нормы права - это ее внутреннее строение. Полная структура нормы права носит трехзвенный характер: «Если... - то... - иначе... » и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать. Гипотеза устанавливает условия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности на практике реализуются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обусловливающих начало действия нормы права. Гипотеза закрепляет юридические факты (действия, события, состояния), при наличии которых на практике приводится в действие и реализуется диспозиция нормы.

Гипотезы в зависимости от структуры бывают:

· простыми, т.е. в которых содержится только одно условие;

· сложными, т.е. в которых содержится два и более условий, при которых будет реализовываться данная норма права;

· альтернативными, т.е. гипотеза, имеющая в наличии два и более условий, каждое из которых будет действовать при определенных обстоятельствах.

В зависимости от формы изложения гипотезы бывают:

· Абстрактными - гипотеза указывает на общие родовые признаки условий;

· Казуистическими - гипотеза указывает на частные условия.

Диспозиция - это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях определенных в гипотезе. Диспозиция - это юридическая обязанность, дозволение или запрет, составляющие непосредственное содержание нормы. Диспозиция обязывающих норм императивно требует от субъектов совершения определенных активных действий, запрещающих - отказа от их совершения, а диспозиция дозволяющих норм дозволяет лицу совершить те или иные действия.

Диспозиции бывают:

Простыми - диспозиция, описывающая вариант поведения и не раскрывающая его;

Описательными - в диспозиции называется и описывается вариант поведения;

Ссылочными - диспозиция, при которой для ознакомления с вариантом поведения данная норма права отсылает к другой норме права;

Бланкетными - диспозиция отсылает для уяснения варианта поведения к различным инструкциям и правилам.

Санкция - это часть нормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. Такое нарушение может выразиться в неисполнении юридической обязанности или несоблюдении запрета. Таким образом, санкция предусматривает правовые меры воздействия, применяемые государством в случае нарушения кем-либо из участников правоотношений диспозиции нормы. Дозволяющие правовые нормы каких-либо санкций не содержат, поскольку их реализация зависит от свободного усмотрения самого лица. Какая-либо угроза государственного принуждения здесь не предусматривается.

Различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции.

Абсолютно определенные санкции точно, однозначно, безальтернативно устанавливают те пли иные структурные элементы нормы. Такая определенность носит императивный характер и не может изменяться по усмотрению участников правоотношений.

Относительно определенные санкции закрепляют альтернативность тех или иных неблагоприятных последствий.