Юридические факты в административном праве. Действия являются результатом активного волеизъявления субъ¬екта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия. Административно-правовые отношения

Юридические факты – это фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом административных правоотношений.

В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом – как индивидуальные объекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные. В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:

  • административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность;
  • административной правоспособности и дееспособности субъекта;
  • юридического факта (фактов), т.е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события.

Действия являются результатом активного волеизъявления (т. е. результатом сознательной деятельности) субъекта.

Они могут быть правомерными, что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан, их объединений и всех иных возможных участников административно-правовых отношений.

Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и адресатом (как правило, исполнительным органом, должностным лицом).

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, т. е. относящиеся (адресованные) к конкретному лицу и делу. Их прямое юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность ведет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это – дисциплинарные проступки или административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой возникновение административно-юрисдикционных правоотношений. Неправомерным может быть также и бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События – это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Задание 1

Раскройте следующие вопросы:

1. Нормами каких отраслей права регулируется деятельность Правительства РФ?

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ, Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Согласно ст. 1 ФКЗ «О правительстве РФ», Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В ст. 2 того же закона указано, что Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

Таким образом, поскольку Правительство относится к исполнительной ветви власти, деятельность его регулируется нормами отраслей права, регулирующих деятельность исполнительных органов власти Конституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008).

2. К какому типу субъектов административного права можно отнести должностное лицо? (Объяснить почему).

Субъект административного права -- это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей.

По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. В основу этой классификации принята степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей конкретного лица.

Должностное лицо обладает особым статусом ввиду того, что оно действует не как индивид, а как орган, представитель организации. Поскольку его действия влекут юридические последствия для организации, они должны быть признаны действиями организации. Субъектом правоотношений здесь выступает именно организация, а не должностное лицо, действующее от ее имени.

3. Как соотносятся федеральные административно-правовые нормы и нормы субъектов РФ?

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Таким образом, нормы субъектов РФ обладают меньшей юридический силой, нежели федеральные административно-правовые нормы

4. По каким критериям можно подразделить административно-правовые отношения на отдельные виды (группы)?

По субъектам можно разделить на отношения между Административное право: Учебник / под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2010.:

а) вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, их называют вертикальные правоотношения. Например, между главой администрации области и района.

б) отношения между равнозначными, не подчиненными друг другу, органами исполнительной власти - горизонтальные правоотношения. Например, 2 министерствами, 2 главами администрации.

в) органами исполнительной власти и находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями.

г) органами исполнительной власти и не находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, финансовый контроль, таможенный контроль.

д) исполнительными органами государственной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Например, глава администрации области и глава администрации города.

е) исполнительными органами государственной власти и негосударственными организациями. Например, правительством и профсоюзами.

ж) органами государственно-исполнительной власти и гражданами. Например, администрация района и лицо, проживающее там.

2. В зависимости от целей возникновения:

а) внутренние, связанные с формированием управленческих структур, комплектование должностей служащих, распределением между ними прав, обязанностей, ответственности и др.

б) внешние - отношения между органами исполнительной власти и субъектами, не входящими в систему этих органов, т.е. гражданами, общественными организациями.

а) материальные, которые регулируются материальными нормами административного права

б) процессуальные, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

5. С помощью кругов изобразите схематически соотношения понятий «гражданская служба», «военная служба», «государственная служба», «правоохранительная служба», «служба в рядах ВДВ (воздушно-десантных войск)», «служба в ОМОН (отряде милиции особого назначения)».

Гражданская служба - 1

Военная служба - 2

Государственная служба - 3

Правоохранительная служба - 4

Служба в рядах ВДВ (воздушно-десантных войск) - 5

Служба в ОМОН (отряде милиции особого назначения) - 6

Задание 2

Решите задачу

1. На экзамене по административному праву на вопрос об особенностях административно-правовых отношений студент Сапожков ответил так: «Одной из сторон данных отношений всегда является орган государства или его представитель; они носят вертикальный характер; возникают по инициативе одной из сторон отношений; стороны юридически не равны; субъективные права сторон защищаются в административном порядке».

Точен ли ответ студента?

Ответ студента не совсем точен. Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления. Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения о своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим

Таким образом, названные отношения: 1) возникают в процессе государственного управления; 2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления; 3) являются отношениями власти - подчинения и характеризуются юридическим неравенством их сторон.

2. 20 мая 2007 г. туристическое агентство «Гранд», не имея лицензии, занималось трудоустройством граждан РФ за границей (в Греции). Какие правонарушения допущены в следующих ситуациях? Сколько правонарушений допущено? Кем допущены правонарушения? Какие органы, должностные лица уполномочены рассмотреть вопрос о применении юридического наказания? Каковы виды санкций за эти правонарушения?

В соответствии с КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) является административным правонарушением и влечет административное наказание. Правонарушение допущено учредителем туристического агентства «Гранд».

В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. 15.10 2007 г. в 22.00 часа Липов был задержан работниками милиции за превышение скорости вождения автомобилем на 20 км/ч. При этом выяснилось, что он находится в состоянии алкогольного опьянения и не имеет водительского удостоверения на право вождения автомобилем. Автомобиль ему передал его отец для того, чтобы поставить автомобиль в гараж. Какие правонарушения допущены в следующих ситуациях? Сколько правонарушений допущено? Кем допущены правонарушения? Какие органы, должностные лица уполномочены рассмотреть вопрос о применении юридического наказания? Каковы виды санкций за эти правонарушения?

Указанные правонарушения допущены Липовым и его отцом

Правонарушения, допущенные Липовым:

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), -влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей - ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ

2. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет - ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ

3. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину не менее 10, но не более 20 километров в час - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей - ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ

Правонарушения, допущенные отцом Липова:

Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей - ч. 3 ст. 12.3 КоАП РФ

В соответствии со ст. 22.3 КоАП РФ, рассмотреть вопрос о применении юридического наказания в данном случае правомочны органы внутренних дел (милиция)

4. Чайкин, не будучи зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, закупил 1000 упаковок таблеток «Димедрол», относящихся к сильнодействующим веществам и пытался их сбыть с целью извлечения доходов. Какие правонарушения допущены в следующих ситуациях? Сколько правонарушений допущено? Кем допущены правонарушения? Какие органы, должностные лица уполномочены рассмотреть вопрос о применении юридического наказания? Каковы виды санкций за эти правонарушения?

Чайкин совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 22.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ, в частности, федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Список использованной литературы

Конституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.05.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2010)

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 22.07.2010) «О Правительстве Российской Федерации»

Административное право: Учебник / под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2010. административная правовая норма

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. -- 3-е изд., пересмотр, и доп. -- М.: Норма, 2011.

Коренев А.П. Административное право России: Учебник: В 3 ч. / А.П. Коренев.- М.: МА МВД России, 2010. Ч. I.

Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2010.

Овсянко Д.М. Административное право России, учебное пособие, М., 2009.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование понятий "административно-правовые нормы" и "административно-правовые отношения" в их взаимосвязи, рассмотрение их особенностей. Основные черты административно-правовых отношений. Ответственность участников правовых управленческих отношений.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Понятие и особенности административно-правовых норм, виды административно-правовых норм, административно-правовые нормы в росийском праве. Реализация административно-правовых норм. Действие их во времени, пространстве и по круг лиц.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2003

    Понятие административно-правовых норм, их классификация по характеру правового воздействия и юридическому содержанию. Особенности и институты системы административного права. Сущность, свойства, виды и структура административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2013

    Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализации. Юридические факты в административном праве. Основные черты административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Сущность и особенности административно-правовых норм, их структурные элементы и критерии классификации. Свойства, виды и основные участники административно-правовых отношений. Порядок призыва граждан на военную службу и постановки на воинский учет.

    контрольная работа , добавлен 02.07.2013

    Понятие и особенности административно-правовых норм, их структура и основные части, классификация и разновидности, отличительные черты. Порядок реализации административно-правовых норм на практике, формы их выражения в законодательстве государства.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2010

    Административно-правовые формы. Понятие административно-правовых форм. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение понятие административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов. Административное принуждение.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2004

    Понятие, основные виды административно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений. Функционирование механизма исполнительной власти. Правовые отношения в сфере государственного управления.

    реферат , добавлен 28.02.2017

    Понятие, особенности и структура административно-правовых отношений, сфера государственного управления. Юридические факты в административном праве. Виды административно-правовых отношений и их характеристика, основные и неосновные управленческие связи.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. Проявление регулятивной роли административного права. Основные варианты реализации административно-правовых норм. Источники административного права, их систематизация и кодификация.

Административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются не самопроизвольно и порой не по воле его участников. В их основе лежат различные ситуации – юридические факты. Их изучение имеет большое значение, как для ученых правоведов, так и для правоприменительной практики.

Понятие и значение

Обстоятельства, влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношений называются юридическими фактами. Обычно это действия, иногда события. В рамках административного права (АП) это будут отношения в сфере исполнительной власти. Большую часть таких обстоятельств составляют акты органов исполнительной власти, имеющие отношение к конкретным лицам или делам.

Нормы (АП) предусматривают условия их возникновения и существуют объективно.

Основная задача юридических фактов не только обеспечивать возникновение административных правоотношений, но и гарантировать их законность.

В связи с тем, что (АП) тесно граничит с другими отраслями, такие юридические факты могут порождать не только админ. правоотношения, но и смежные с ними. Например, совершение некоторых правонарушений может повлечь не только админ. ответственность, но и служить основанием для подачи гражданского иска, а поступление на государственную службу порождает трудовые правоотношения.

Учитывая это, административные юридические факты становятся важным объектом изучения не только для специалистов этой области права.

Юридические факты можно разделить на:

  • События
  • Деяния.

События не зависят от воли человека, но влекут последствия. Например, смерть гражданина прекращает все правоотношения с ним, включая расследование админ. правонарушений.

Деяния - это волевые акты. Они могут выражаться как в действиях, так и в бездействии. Действия могут совершать обе стороны правоотношений, то есть и органы исполнительной власти и граждане.

Действия могут быть:

  • правомерными
  • неправомерными.

Первые соответствуют положениям (АП).

Неправомерные действия включены в составы админ. правонарушений и могут повлечь дисциплинарную или админ. ответственность. Неправомерным может быть как действие таки бездействие.

Правомерные юридические факты можно разделить на:

  • поступки.

Юридические акты нацелены на наступление правовых последствий, например, решение о возбуждении админ. расследования. Юридические поступки влекут последствия независимо от воли совершивших их лиц, так как это установлено законом. Например, совершение административного правонарушения.

На видео-юридические факты в административном праве:

Классификация

По форме проявления их классифицируют на позитивные и негативные. Позитивные предусматривают наступление обстоятельств в реальности, а негативные не предусматривают ее наступления.

В зависимости от последствий можно выделить:

  • правообразующие,
  • правоизменяющие
  • правопрекращающие обстоятельства.

Правообразующие факты влекут возникновение правоотношений, например, появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения служит основанием для административного разбирательства.

Правоизменяющие - изменяют административные правоотношения. Например, перевод на новую должность или изменение статуса свидетеля на обвиняемого.

Правопрекращающие – заканчивают все правоотношения. Самый распространенный из них смерть, увольнение, прекращение административного разбирательства.

Каково , подробно указано в данной статье.

Что является принципами административного права, можно подробно узнать прочитав данную

Какие функции выполняет административное право, поможет разобраться содержание информации в данной статье:

Можно так же выделить:

  • простые
  • сложные юридические факты.

Сложные требуют сочетания нескольких условий для появления правоотношений. Так, административное правонарушение - курение в не предназначенном месте типичный пример сложного юридического факта. Оно включает элементы курения и совершения его в месте не предназначенном для этого.

При этом они могут быть завершенными и незавершенными.

По продолжительности во времени:

  • кратковременные
  • состояния.

Кратковременные не имеют продолжения во времени, например, наложение административного штрафа. Состояния или длительные факты, наоборот, имеют свою протяженность, как административный арест на 15 суток.

Юридический факт - один из краеугольных камней всей правовой системы, так как лежит в основе возникновения любых правоотношений в целом и административных в частности. Их изучение и классификация позволяет определить момент появления правоотношений, что крайне важно для учета наступивших последствий, привлечения к ответственности за совершение административных правонарушений.

Узнать больше про административное право как отрасль российского права, поможет содержание

Так же стоит остановиться на особенности

Эти факты представляют интерес не только для специалистов в области (АП), так как могут порождать не только административные, но и смежные правоотношения.

Просто так возникнуть не могут никакие отношения. Данному процессу всегда предшествуют определенные события или разнообразные действия, совершаемые субъектами. В совокупности они представляют собой основание для возникновения административных правоотношений, их изменения либо прекращения - иначе говоря, юридические факты.

Юридический факт: понятие

Юридический факт в административном праве определяется как обстоятельство, при котором между сторонами, в соответствии с требованиями административно-правовой нормы, должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В определении заключен и смысл названия. Юридическими они именуются по той причине, что предусмотрены прямым образом в гипотезе административно-правовой нормы и косвенным - в ее диспозиции либо санкции. В этом прослеживается четкая логическая цепочка. Как только возникают факты, обозначенные в гипотезе нормы административного права, так сразу она начинает действовать. Следовательно, лица, являющиеся ее адресатами, приобретают права и обязанности, отраженные в диспозиции.

Кроме того, юридический факт в административном праве может именоваться таковым в тех случаях, когда он совместно с его нормами обуславливает определенное содержание отношений.

Существует развернутая классификация юр. фактов по нескольким критериям, в числе которых предмет (волевой признак), характер последствий, количественный состав. Данный вопрос подробно оговаривает теория государства и права. Остановимся на основных моментах классификации.

Классификация по предмету

В зависимости от волевого признака определяются следующие виды юридических фактов в административном праве: действия (наиболее распространены) и события. Под первыми подразумеваются такие обстоятельства, которые зависят напрямую от волеизъявления человека. Совершаемые действия, в свою очередь, могут быть разделены на две категории: правомерные и неправомерные. Иными словами, соответствующие предписаниям нормы или нарушающие их.


В свою очередь, действия правомерного характера могут выражаться в двух формах: юридические акты и поступки. Их отличие заключается в том, что одни специально направлены на достижение (наступление) определенных юридических последствий, а другие нет, но, тем не менее вызывают их.

Классификация по характеру последствий, которые наступили

В зависимости от наступивших последствий юридический факт в административном праве может быть:

  • правообразующим, то есть вызывающим возникновение определенных правоотношений (прием на работу, поступление на военную службу и пр.);
  • правопрекращающим - вызывает прекращение правовых отношений (окончание вуза, увольнение и т. д.);
  • правоизменяющие - юридические факты, изменяющие правовые отношения (обмен жилой площади, перевод сотрудника на другую должность).


В понимании сути и значения данного явления могут помочь примеры юридических фактов в административном праве. Так, могут выражаться в находке лицом потерянной вещи, обнаружении клада и т. д. Кроме того, к ним можно отнести действия, заключающиеся в создании произведений литературы, искусства и науки. Одновременно с ними на результат интеллектуальной деятельности возникают авторские права. При этом автор может и не подозревать о них. Однако в любом случае он становится обладателем прав при наличии факта создания произведения.

Классификация по количественному составу

Довольно часто один юридический факт в административном праве не может привести к образованию последствий, предусмотренных правовой нормой, нужно чтобы их было несколько. К примеру, для возникновения пенсионных правоотношений необходимо наличие сразу нескольких условий: достижение определенного возраста, трудовой стаж, решение компетентного органа о назначении человеку пенсии. То есть возникает определенная совокупность фактов, которая получила название «юридический состав». Он, в свою очередь, классифицируется на несколько видов:

  • завершенные юридические составы - имеют место, когда в наличии все необходимые факты;
  • незавершенные юридические составы, то есть когда процесс накопления фактов продолжается;
  • простые юридические составы - все факты принадлежат к одной конкретной отрасли права;
  • сложные юридические составы - образуются комплексом фактов, принадлежащих к различным отраслям, причем их накопление происходит в определенной последовательности.

Функции юридических фактов

Во-первых, основная роль юридических фактов в административном праве заключается в обеспечении гарантии соблюдения на практике принципа законности, подразумевающего четкую определенность норм. Иными словами, если государство на поведение людей налагает определенные ограничения, то они как минимум должны иметь четкие и недвусмысленные границы и формулировки.


Во-вторых, как уже было сказано выше, юридические факты в административном праве обеспечивают возникновение административных правоотношений, их изменение или прекращение.

Юридические факты напрямую соотносятся с реальной жизнью людей и, по сути, представляют собой отдельный эпизод действительности, последствия которого носят правовой характер.