Международные публичные организации. Международные негосударственные организации. Учреждение на основе международного договора

Среди негосударственных участников международных отношений выделяют межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (МНПО), транснациональные корпорации (ТНК) и другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене. Возрастание их роли и влияния - относительно новое явление в международных отношениях, характерное для послевоенного времени. Данное обстоятельство в сочетании с длительным и практически безраздельным господством реалистской парадигмы объясняет то, что они все еще сравнительно слабо изучены политической наукой. Отчасти это связано и с неочевидностью их подлинного значения, отражаемой в таких терминах, как «невидимый континент» (Й. Галтунг), или «второй мир» (Дж. Розенау). Сказанное касается не только участников, которых Дж. Розенау называет «подсистемами», но и международных организаций, которые, казалось бы, у всех «на слуху».

Широкое и узкое понимание мнпо

Как было отмечено в предостерегающем замечании относительно конкретных примеров, приведенных в предыдущих разделах, организации включены там, чтобы показать, что орган может быть «международным» в соответствии с некоторыми характеристиками. Однако некоторые из органов, как правило, не будут идентифицированы как представляющие достаточную степень «интернациональности» в настоящее время по причинам, отличным от тех, для которых они были приведены в качестве примеров.

Это очень реальная проблема, которая предварительно заняла редакторов - справочника, предназначенного для предоставления описательных списков всех «международных» правительственных и неправительственных органов. На протяжении многих лет они разработали эмпирический набор критериев для принятия решения о включении организации или нет. Однако с 16-м изданием они были обязаны отметить, что.

Французский специалист Ш. Зоргбиб выделяет три основные черты, определяющие международные организации: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенций и решений.

С увеличением количества и разнообразия органов, называемых «международными», становится все труднее ограничивать Ежегодник международных организаций только теми организациями, которые соответствуют критериям отбора, используемым для предыдущих изданий, хотя эти критерии остаются как определение «минимальной интернациональности». Рассмотрим следующие примеры.

Практика Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций по предоставлению консультативного статуса все большему числу «национальных» неправительственных организаций на той же основе, что и для международных неправительственных организаций. Раньше это делалось только в исключительных случаях.

Указанные черты в полной мере относятся к международным межправительственным организациям (МПО), которые являются стабильными объединениями государств, основанными на международных договорах, обладающими определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Венский Конгресс 1815 г., возвестив об окончании наполеоновских войн и рождении новой эпохи в международных отношениях, одновременно возвестил и о появлении в них нового участника: Заключительным актом Конгресса было провозглашено создание первой МПО - Постоянной комиссии по судоходству по Рейну. К концу XIX в. в мире существовало уже более десятка подобных организаций.

Создание нескольких сотен неправительственных комитетов для координации коммерческой и промышленной деятельности в странах Европейского экономического сообщества. Поэтому такие органы приобретают особый «федеральный» характер в Сообществе. Создание большого числа полуавтономных региональных или функциональных органов правительственных или неправительственных организаций, затрудняющих удовлетворительное определение степени автономии, обосновывающей их включение в качестве отдельных записей.

Созданные по международному договору

Возникновение множества новых видов организации, которые поднимают нерешенные вопросы относительно того, следует ли рассматривать такие органы как «международные» или нет, хотя они явно представляют собой мутацию, которую важно отразить в этом Ежегоднике. В изданиях до 16-го числа эти трудности были удовлетворены либо путем исключения тела, либо «коротким входом», либо его отдельной записью.

МПО непосредственно политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций, Международная организация труда), а также в ходе и особенно после Второй мировой войны, когда в 1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций, призванная служить гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в политической, экономической, социальной и культурной областях. Параллельно с развитием ее специализированных органов и институтов создаются межправительственные организации межрегионального и регионального характера, направленные на расширение сотрудничества государств в различных областях: Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая 24 наиболее развитые страны мира (1960), Совет Европы (1949), Европейское объединение угля и стали (1951).

Многие из этих проблем были решены с помощью подхода, разработанного в 19-м издании, что приводит к классификации, обсуждаемой в «Типы организации в Ежегоднике». Функции, выполняемые обычными международными органами, могут также выполняться заменителями таких органов при определенных обстоятельствах, как это подразумевалось в предыдущем разделе.

Одним из примеров того, как удовлетворенная обычной организацией может быть удовлетворена функциональный эквивалент, является случай «подписчика». В одной настройке может потребоваться взаимодействие между членами через «организацию», а в другом потребность в таком взаимодействии может быть удовлетворена журналом, в который могут подписаться люди. Другим примером является «соглашение», которое может считаться гиперформальной организацией. В одном из вариантов письменное или даже устное соглашение может удовлетворительно регулировать отношения между членами, в другом случае эквивалентное соглашение может управляться секретариатом через организацию.

Существуют различные типологии МПО. И хотя, по признанию многих ученых, ни одна из них не может считаться безупречной, они все же помогают систематизировать знание об этом относительно новом влиятельном международном акторе. Наиболее распространенной является классификация МПО по «геополитическому» критерию и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности. В первом случае выделяют такие типы межправительственных организаций, как универсальный (например, ООН или Лига Наций); межрегиональный (например, Организация Исламская конференция); региональный (например, Латиноамериканская экономическая система); субрегиональный (например, Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием различают общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный банк); научные («Эврика»); технические (Международный союз телекоммуникаций); или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро мер и весов).

Если формальное соглашение невозможно, «организация» может выполнять необходимые посреднические или переговорные функции между своими членами. Последний пример - это случай встречи, и особенно крупных периодических совещаний, в серии. Что касается деятельности, это может быть более значительным, чем небольшая организация, обычно созданная.

Особый интерес в настоящее время представляет возрастающее значение различных видов международной информации и сетей передачи данных, какими бы то ни было органами, которыми они могут управляться или, в конечном счете, контролироваться, если таковые имеются. Важное разнообразие связано с перемещением библиографической информации. Другое связано с движением количественных научных данных. Еще одна касается движения финансовых данных в сетях крупных банков, правительств и финансовых учреждений. Немногие из них получили научное внимание, одним из недавних исключений является международная проводная связь.

В то же время указанные критерии носят достаточно условный характер. Во-первых, их нельзя противопоставлять, так как многие организации могут отвечать одновременно обоим критериям: например, являться и узкоспециализированными, и субрегиональными (Организация стран Восточной Африки по контролю за пустынной саранчой).

Во-вторых, проводимая на их основе классификация достаточно относительна: так, даже технические МПО могут брать на себя и экономические, и даже политические функции; тем более это относится к таким организациям как, скажем, Всемирный банк или ГАТТ, которые ставят своей задачей создание условий для функционирования в государствах-членах либеральных рыночных отношений, что, конечно, является политической целью. В-третьих, не следует преувеличивать не только функциональную, но и тем более политическую автономию МПО.

Более сложные сорта, с меньшим количеством, но более мощными пользователями, доступны через компьютерные сети. Особая проблема связана с такими службами, поскольку, хотя на пользователей не так много ограничений, их регулярное использование таких услуг может эффективно привязывать их к зависимости от них, делая пользователей уязвимыми для односторонних решений со стороны учреждений или страны, в которых вычислительная мощность или файлы. Это может быть особенно серьезным, если, например, сложные национальные экономические расчеты стран с низкими технологиями могут быть переключены только на компьютеры, базирующиеся в странах с высокими технологиями.

В отличие от межправительственных организаций, МНПО - это, как правило, нетерриториальные образования, ибо их члены не являются суверенными государствами. Они отвечают трем критериям: международный характер состава и целей; частный характер учредительства; добровольный характер деятельности. Вот почему их причисляют к «новым акторам» (М.-К. Смуте), «акторам вне суверенитета» (Дж. Розенау), «транснациональным силам» (М. Мерль), «транснациональным организациям» (Ш. Зоргбиб) и т.п.

Наличие прав и обязанностей организации

Какая организация или страна могут подвергать риску зависимость от компьютерной системы Организации Объединенных Наций, когда ее файлы и доступ могут быть заморожены решением Генеральной Ассамблеи Генеральной Ассамблеи? Одним из следствий сосредоточения внимания на обычных организациях является только то, что функциональные эквиваленты, особенно в незападных культурах, исключаются из анализа, тем самым вводя культурную предвзятость и ставя под угрозу сравнительные исследования. Другим следствием является то, что даже в определенной культуре «организационный анализ» исключает многие стили или организации, выполняющие функции, которые объединяются с теми организациями, которые мы пытаемся изолировать для более пристального изучения, тем самым делая анализ неполным.

Существует как узкое, так и расширительное понимание МНПО. В соответствии с первым к ним не относятся общественно-политические движения, транснациональные корпорации (ТНК), а тем более организации, созданные и существующие под эгидой государств. Так, Ф. Брайар и М.Р. Джалили под МНПО понимают структуры сотрудничества в специфических областях, объединяющие негосударственные институты и индивидов нескольких стран: религиозные организации (например, Экуменический совет церквей), организации ученых (например, Пагуошское движение); спортивные (ФИФА), профсоюзные

Еще одна усложняющая особенность заключается в том, что обычная организация может, например, выполнять функции для «членства», но в то же время создавать периодический журнал, который служит фокусом для «подписчика», который не является ни тождественным, ни котируемым с членством. Еще одна усложняющая особенность проистекает из динамики социальной системы в том, что рост или распад конкретной формы организации может сопровождаться переносом функций в другую организационную форму, например, из-за изменения технологии.

Способность выполнить этот перенос может быть затруднена инерционными особенностями, такими как корыстные интересы, отождествляемые с конкретными образцами организации. Поскольку мы оказались в ловушке наших категорических смирительных рубашек, мы не в состоянии полностью оценить сложные и тонкие способы, которыми различные формы организации разделяют и переносят бремя отдельных социальных функций между ними. Поэтому предложения о социальных изменениях, как правило, основаны на довольно близоруком видении функций, выполняемых в настоящее время ограниченным числом обычных организаций, а не на панорамном представлении о богатой и сложной организационной экосистеме, в которой многие виды процветают и взаимодействуют.

(МФП), правовые (Международная амнистия), и т.п. организации, объединения, учреждения и ассоциации. Напротив, Ш. Зоргбиб считает, что термин «МНПО» включает три вида организаций или институтов. Во-первых, это «силы общественного мнения». Они не могут составить реальную конкуренцию государствам как международным акторам с точки зрения влияния на мировую политику, но оказывают сущеетвенное воздействие на международное общественное мнение. Сюда относятся различного рода «интернационалы»: политические (например, Социнтерн); религиозные (например, Экуменический совет церквей); гуманитарные (Международный Красный Крест). Во-вторых, это «частные транснациональные власти», т.е. организации и институты, символизирующие появление на мировой арене новых «экономических, оккультных и неконтролируемых» сил. Они выражают расхождение между политической и экономической властью в международных отношениях и серьезно сотрясают организацию «мирового общества». Сюда относятся транснациональные предприятия (ТНП), с одной стороны, и транснациональный синдикализм - с другой. Наконец, в-третьих, это «ассоциации государств-производителей». Речь идет об организациях, которые являются межправительственными по своей структуре и составу, но транснациональными по характеру деятельности и которые «стремятся утвердить свое экономическое влияние в международном обществе, воспроизводимом как единое пространство, как общепланетарная общность». Сюда относятся Межправительственный Совет стран - экспортеров меди, Организация стран - экспортеров железа, Международная ассоциация боксита и, конечно, Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК).

В дополнение к организационным заменителям, рассмотренным выше, уместно обратить внимание на то, что можно назвать альтернативными стилями организации. Как таковое утверждается, что они не отражают стиль, практику или традицию организации в незападных обществах. Однако это говорит о том, что региональные организации в таких обществах, как правило, мало отличаются организационно от западной модели, за исключением, возможно, степени прямого или косвенного влияния правительства на их деятельность. Единственными незападными органами, которые автор смог найти, которые могут быть названы началом альтернативного подхода к организации на международном уровне, являются Вакф в арабской культуре и ассоциациях между широко рассеянным китайским населением на основе семьи имя или провинцию предков.

МНПО различаются по своим размерам, структуре, направленности деятельности и ее задачам. Однако все они имеют те общие черты, которые отличают их как от государств, так и от межправительственных организаций. В отличие от первых, они не могут быть представлены как акторы, действующие, говоря словами Г. Моргентау, во имя «интереса, выраженного в терминах власти». В отличие от вторых, их учредителями являются не государства, а профессиональные, религиозные или частные организации, учреждения, институты и, кроме того, принимаемые ими решения, как правило, не имеют для государств

Могут ли организационные формы, которые в настоящее время возникают из китайского социального эксперимента, использоваться на международном уровне, является предметом внимания, но, похоже, нет никаких доказательств какого-либо использования такой четкой формы, за исключением тенденции к принятию решений на основе консенсуса.

Как уже упоминалось ранее, в некоторых случаях предпринимались целенаправленные усилия по созданию организаций с минимальной структурой, которые размываются в неформальные сети отдельных лиц, групп или учреждений. В тех случаях, когда они имеют признанное имя, их можно считать предположительно полуформальными органами. Другие являются чисто неофициальными.

Юридической силы. И все же им все чаще удается добиваться выполнения тех задач, которые они ставят перед собой, - и не только в профессиональной, но и в политической области.

Основным «оружием» МНПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей - оказание давления на межправительственные организации (прежде всего на ООН) и непосредственно на те или иные государства. Именно так действуют, например, Гринпис, Международная амнистия.

Структура связей между организациями через национальные границы может быть таковой, что результирующая сеть фактически представляет собой организацию в своем собственном праве, но на другом уровне. Такие «организации» появляются, не будучи специально спроектированы и созданы.

Отношения между членами организации условно регулируются нормативными и процедурными положениями, содержащимися в соответствующих документах. С появлением компьютерных сетей передачи данных, связывающих широко рассредоточенные терминалы, появляется новая форма организации. Правила, регулирующие взаимодействие между членами, точно воплощены в компьютерном программном обеспечении, посредством которого пользователи-участники взаимодействуют через сеть передачи данных. Этот метод, известный как компьютерная конференц-связь, породил то, что называют «интерактивными интеллектуальными сетями».

В меньшей степени этим признакам отвечают другие участники международных отношений - такие, как, например, национально-освободительные, сепаратистские и ирредентистские движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные и местные администрации, отдельные лица. Часть из них, например, национально-освободительные и сепаратистские движения, являются, скорее, международными субъектами в вышеприведенном социологи-ческом (а не юридическом) значении этого термина, т.е. они стремятся стать акторами (в данном случае, суверенными государствами).

Источники международного права, их общая характеристика и соотношение

Некоторые из них уже пересекают национальные границы, связывая многие учреждения. Очевидно, что правила, регулирующие участие пользователей-членов, могут быть изменены, чтобы включить большинство из тех, которые необходимы для функционирования нормальной организации.

Признаки международной организации

Более широкое использование техники, указанной в вышеуказанном пункте, также может сопровождаться сложными изменениями процедур контроля в организациях. Существующий диапазон организаций ограничен из-за необходимости простых процедур голосования и контроля и легко понятных групп участников. Расчетная и отображаемая мощность компьютера позволяет использовать методы взвешенного взвешенного взвешивания, чтобы обеспечить значительное разнообразие возможных различий и средств защиты от злоупотреблений.

Немалое влияние на существо и направленность изменений в характере международных взаимодействий оказывают такие специфические неправительственные организации, как транснациональные корпорации (ТНК), которые «подтачивают» национальный суверенитет государств в такой важной сфере общественных отношений, как экономика. Речь идет о предприятиях, учреждениях и организациях, целью которых (в отличие от МНПО, охарактеризованных выше) является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах, в то время как центр управления и решений той или иной ТНК находится в одном из них. Действительно, крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми государствами, но нередко и перед средними и даже великими державами.

ТНК - явление достаточно противоречивое. Они, несомненно, способствуют модернизации стран базирования, развитию их народного хозяйства, распространению ценностей и традиций экономической свободы и политического либерализма. Одновременно они несут с собой и социальные потрясения, связанные со структурной перестройкой, интенсификацией труда и производства; новые формы господства и зависимости - экономической, технологической, а нередко и политической. В ряде случаев последствия их деятельности ведут к дальнейшему обострению уже имеющихся и возникновению новых экологических проблем, к разрушению национальных традиций, конфликту культур. Так же бесспорно и то, что ТНК усиливают экономическую взаимозависимость и единство мира в хозяйственном отношении, способствуют созданию предпосылок для становления единой глобальной культуры как планетарного, общецивилизационного явлeния. И это тоже приносит неоднозначные результаты, что и вызывает критику ТНК со стороны различных идейно-теоретических течений -как марксистского и неомарксистского, так и либерально-демократического характера. В определенной мере результатом подобной критики явились попытки международного сообщества ввести некоторые ограничения для деятельности транснациональных корпораций, подчинив ее определенным правилам, некоему «кодексу поведения». Однако усилия, предпринятые с этой целью в рамках ОЭСР и ООН, не увенчались успехом, что неудивительно, если учитывать заинтересованность наиболее развитых в экономическом и наиболее влиятельных в политическом отношении стран в беспрепятственном функционировании рыночной экономики.

В современном мире насчитывается не менее 7 тыс. ТНК.

Норма международного права - это юридически обязательное правило поведения общего характера, созданное субъектами современного международного права . Процесс создания норм международного права отличается от процесса создания внутригосударственных норм. В международном правообразовании не существует законодательных органов, которые бы занимались правотворчеством . Субъекты международного права самостоятельно устанавливают те или иные правовые нормы в качестве международно-правовых. Формообразование в международном праве носит согласительный характер. Соглашение субъектов международного права может быть явно выражено или молчаливо. В первом случае мы имеем дело с договорными нормами, во втором - с обычными нормами.

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям.

1. По своей юридической силе:

  • императивные (jus cogens) - устанавливают четкие, конкретные пределы поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению их изменять. Они могут изменяться принятием новой нормы jus cogens;
  • диспозитивные - нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств.

2. По сфере действия:

  • универсальные нормы регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира. Таковы, например, положения Устава ООН , Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.;
  • региональные нормы регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географическому региону. Примером таких норм является Договор о Европейском союзе 1992 г. Региональные нормы исторически предшествовали универсальным.

Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы; локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права.

3. По характеру воздействия:

  • запрещающие;
  • разрешающие;
  • управомочивающие.

4. По функциям в системе:

  • материальные;
  • процессуальные: к таким нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права .

5. По источнику:

  • обычные;
  • договорные;
  • нормы решений международных организаций.

Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности международных органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

Источники международного права, их общая характеристика и соотношение

Понимаются в двух значениях: в материальном (материальные условия жизни общества) и формальном (форма, в которой находят свое выражение нормы права). Источники международного права представляют собой признанные государствами формы воплощения результатов согласования государственной воли, формы фиксации международно-правовых норм.

Все источники международного права разделяются на две основные группы: основные и вспомогательные средства создания международно-правовых норм.

К основным относятся:

  1. международные договоры , устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами. Международные договоры бывают:
    • общие, в которых могут участвовать все государства и которые содержат нормы, обязательные для всего международного сообщества;
    • специальные договоры с ограниченным числом участников;
  2. международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Международный обычай - такое правило поведения субъектов международного права , которое появилось в результате повторяющихся однородных действий и признано в качестве правовой нормы. В настоящее время фактор времени уже не играет важной роли. Началу обычая может положить решение международного органа. С возникновения обычая процесс формирования его как правовой нормы переходит в стадию признания его государством в качестве таковой. Договорные нормы активно признаются государством путем подписания, обычные же нормы документально не подтверждены и поэтому для установления обычая как правовой нормы прибегают к вспомогательным средствам.

Между договором и обычаем существует тесное взаимодействие. Обычная норма может превратиться в договорную путем закрепления ее в международном договоре. Договорная норма может стать обычной для участвующих в договоре государств, если она получит всеобщее признание и в силу этого станет общепризнанной нормой обычного права ; поэтому между этими не может быть какой-то жесткой границы.

Судебные решения в качестве самостоятельного источника международного права признаются в англоязычных государствах. Однако как вспомогательный источник права решения Международного суда ООН имеют большое значение, прежде всего по причине вышеупомянутой конкретизации обычных норм. Особое место в международно-правовой системе принадлежит доктринам международного права. Большое значение при этом имеет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация международного права, Институт международного права и т. д. Тем не менее доктрина согласно российской теории права - только вспомогательное средство для определения норм.

Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила

Решение международной организации - это волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. Акты или итоговые документы международных организаций могут иметь разноплановый характер и различную юридическую силу

С точки зрения процесса нормотворчества они подразделяются на юридически обязательные и рекомендательные. Так, Совет Безопасности (СБ) ООН может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, т. е. акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Основной формой принимаемых СБ рекомендаций и обязательных решений являются резолюции, которых принято более 700. Все более заметную роль в последнее время стали играть заявления председателя СБ (их число превысило 100).

Принимаемые международными организациями заключительные акты или итоговые документы в зависимости от их содержания и политико-правовой значимости сами могут непосредственно служить источником международного права . Например, Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. и другие итоговые документы ОБСЕ. Ряд специализированных учреждений принимают имеющие различные названия нормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательные для государств в области, входящей в компетенцию данной международной организации (Всемирный почтовый союз (ВПЗ), Межд. союз электросвязи, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и т.д.). Регламенты принимаются двумя основными способами - молчаливым согласием (например, санитарные регламенты ВОЗ) или явно выраженным одобрением, например ратификацией (ВПЗ).

Рекомендательные резолюции становятся часто первоначальными правилами, которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права . Кроме того, декларированные положения рекомендательных резолюций входят в международное право , трансформировавшись в договорные нормы. Например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сыграли первостепенную роль в создании комплекса договоров по правам человека , Договоры о нераспространении ядерного оружия и т. д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН - Международной организации труда (МОТ), ЮНЕСКО и т. д. К тому же они могут сопровождать открываемый для подписания международный договор , который по вступлении его в силу явится полноценным .

Особое внимание обращают на себя решения Международного суда ООН. Он является не правотворческим, а правоприменительным органом, вследствие чего решения суда не создают новых норм международного права. Решения Международного суда обязательны к исполнению только теми государствами, чей спор рассматривался этим судом.