Количество международных организаций в мире. Региональные экономические организации западной европы - международные организации. Региональные международные организации

Важной особенностью современного международного права является регионализация международных отношений, что позволяет более эффективно решать насущные проблемы государств, расположенных в определенных географических регионах планеты. Поэтому представляется необходимым рассмотреть основные аспекты деятельности и структурной организации наиболее крупных и авторитетных региональных международных организаций.

Секретариат эффективно продолжал и укреплял свое сотрудничество со Всемирным банком. Секретариат участвует в проектах Всемирного банка по таможенной реформе и модернизации и его рабочих совещаниях по упрощению процедур торговли. Цель этого проекта - представить широкий спектр возможностей для создания механизма координации в стране, создания эффективных средств связи и поддержки лица, которого он назначил, для представления своих интересов в стране. переговоры по упрощению процедур торговли в Женеве.

Центр таможенных и акцизных исследований, Университет Канберры, Австралия. Международная сеть университетской управленческой группы. Лидс Столичный университет, Соединенное Королевство. Основанный в городе Лидсе, университет является одним из самых популярных в стране.

Лига арабских государств (ЛАГ)

Начало созданию ЛАГ положило принятие 7 октября 1944 Александрийского протокола, подписали представители Сирии, Ливана, Трансиордании, Ирака, Египта, Саудовской Аравии, Йемена и арабского народа Палестины. В этом документе были сформулированы основные цели и принципы, на которых должна была быть построена будущая Лига.

Этот Институт предлагает программы обучения по всем видам университетских дипломов в области международной торговли и, в частности, в отношении таможенных операций. Университет Мюнстера является государственным университетом, расположенным в Мюнстере в Германии.

Святые Кирилл и Мефодийский университет, бывшая югославская Республика Македония. Святитель Кирилл и Мефодийский университет, расположенный в Скопье, является крупнейшим университетом в бывшей югославской Республике Македонии. Университет Зайед, Объединенные Арабские Эмираты.

22 марта 1945 в Каире состоялась общеарабская конференция, в которой приняли участие семь арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен и Египет), и в тот же день состоялось подписание Пакта ЛАГ представителями шести арабских государств (представитель Йемена подписал Пакт позднее, 5 мая 1945). Пакт ЛАГ вступил в силу 10 мая 1945 года. В настоящее время число участников Пакта - более двадцати.

Французский язык Немецкий язык Английский язык Испанский язык 2. . Международное и европейское право миграции. Цель курса - проанализировать международные правила, применимые к особо важному сектору международных отношений, миграции. Студент будет обладать необходимыми знаниями для критического обоснования - с учетом прав человека и демократических принципов - роли, которую играют некоторые международные организации, и выбора, сделанного странами назначения, транзита и происхождения мигрантов. Социология миграции и совместного развития.

Членом Лиги согласно Пакту (ст. 1) может стать любая независимая арабский государство (хотя в ЛАГ входят, например, Джибути и Сомали, не являющиеся арабскими государствами).

Целями Лиги являются

Обеспечение более тесных отношений между государствами - членами Лиги;

Координация их политических действий;

Обеспечение их независимости и суверенитета.

Историко-критический обзор миграционных теорий и анализ эмпирических феноменологий, связывающих международную миграцию с социально-экономическим развитием районов происхождения и назначения потоков. Иммиграция является ключевым вопросом в списке вопросов, имеющих общественное значение, с которыми сегодня сталкиваются международные организации и государства. Особое внимание будет уделено многоуровневому характеру иммиграционного вопроса, то есть вариантам, которые характеризуют разделение компетенций на местах между «субъектами, действующими на разных территориальных уровнях». История эмиграции в Италию.

Сотрудничество членами ЛАГ осуществляется в следующих сферах: экономические и финансовые проблемы; транспорт и связь; вопросы культуры, здравоохранения; гуманитарные проблемы.

Высшим органом ЛАГ является Совет ЛАГ, в котором представлены все участники Пакта. Решение, принятые Советом единогласно, обязательны для всех членов ЛАГ, решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними соглашаются.

Поскольку правильное понимание миграционных явлений не может игнорировать оценку положения государства отправления и миграционных проектов отдельных лиц, курс имеет особенно актуальное тематическое исследование и направлен на анализ значительных конкретных вопросов, чтобы обеспечить полезные элементы для понимания феномена итальянской эмиграции в мире и ее политических, социальных, культурных и международных отношений. Образовательные цели деятельности, характерные для каждого учащегося, определены в учебном проекте и подтверждены инструктором по обучению и репетитором компании. Семинар-курс, вспомогательный, высококвалифицированный и специализированный, ориентированный на обучение и профессиональную ориентацию Цели обучения: Способствовать, посредством встречи с высоким профессионализмом и дисциплинарными экспертами, также международных, знаний и углубления конкретных секторальных областей. использовать и обмениваться опытом в одном и том же Содействии и содействовать обсуждению и критическому приобретению. Содействовать самооценке навыков, необходимых для осуществления определенных видов деятельности и планирования со стороны ученика. Эта деятельность может быть заменой учебной стажировки и может быть проведена в случаях, предусмотренных регламентом. Содействовать самооценке навыков, необходимых для осуществления определенных видов деятельности и планирования учеником. Эта деятельность может быть заменой учебной стажировки и может быть выполнена в случаях, предусмотренных регламентом. Целью курса является внедрение самых передовых методов и инструментов для изучения демографических и социальных явлений с особым упором на неравенство, развитие человека и нищету как одну из причин международная миграция; и те, кто успешно посещают этот курс, смогут продемонстрировать реальное знание основных социальных процессов, о которых идет речь. Он также приобретет способность критически читать проблемы, возникающие в результате демографических и социальных изменений, а также выявлять и интерпретировать причины основных демографических и социальных явлений, связанных с развитием человека. Предпосылки: Обязательность для участия. . Закон и административное регулирование миграционных явлений.

В случае агрессии или угрозы агрессии против государства-члена ЛАГ это государство может потребовать немедленного созыва Совета ЛАГ, который намечает меры для устранения агрессии, том числе принудительными мерами. Объединенный совет обороны и Постоянная военная комиссия оказывают консультативную помощь Совету. Совет также вправе рассматривать споры между государствами ЛАГ.

Описание Курс имеет своей целью современную космополитическую теорию и ее место в философии международных отношений. В затронутые темы будут включены некоторые фундаментальные концепции философского измерения международного права с особым учетом положения иностранца в суверенных юрисдикциях. внутреннее и возможное расширение публичного права в смысле космополитического права. В этой перспективе будут поставлены под сомнение традиционные концепции классической интернационалистической доктрины, такие как государственная власть, суверенитет, мировой порядок. Тема, касающаяся гражданства и смежных прав, будет также рассмотрена, с одной стороны, в отношении прерогатив ее традиционного представления и его современных событий, с другой стороны, с учетом идеи о космополитическом гражданстве. Поэтому понятие космополитического права как права на посещение и «гостеприимство» будет уделяться конкретному пространству, рассматриваемому в соответствии с историко-философской перспективой, а также с чисто теоретической точки зрения. Цели обучения Студенты, прошедшие курс, смогут управлять основными концепциями современной политической теории со знанием фактов и пунктуальности. Более того, они смогут разработать критический взгляд на те проблемы, которые затрагивают решения, связанные с управлением проблемами иммиграции и многокультурного сожительства. Они будут иметь глубокое знание философских основ космополитизма в его первоначальном варианте и его современных последствиях, и будет иметь мудрое понимание герменевтических проблем, связанных с интерпретацией теоретических текстов. Геополитика и география Средиземноморского региона.

Совет избирает на пять лет Генерального секретаря ЛАГ.

С 1964 г. в рамках ЛАГ действует Конференция глав государств и правительств, на которой обсуждаются наиболее важные вопросы.

Под эгидой ЛАГ действуют специализированные межарабской организации.

Временное местонахождение Генерального секретариата ЛАГ в Тунисе.

Организация американских государств

Студент приобретет необходимые знания для критического анализа и интерпретации основных геополитических процессов на мировом уровне, начиная с различных выражений применения власти, ослабления государства-государства, пробуждения идентичности и отношений между государством и религией. Наконец, студент сможет оценить политические и социально-экономические преобразования на региональном уровне с особым упором на Средиземноморский регион в свете недавних событий, которые затронули некоторые страны в Средиземноморском бассейне и постсоветском пространстве. Международная защита прав человека Модуль призван предоставить студентам основные концепции и методологические инструменты для разработки критического подхода к международным механизмам защиты прав человека на глобальном и региональном уровнях. Рассмотрение процедур, в которых отдельные государства призваны учитывать соблюдение международных стандартов, будет сопровождаться изучением механизмов уголовной ответственности отдельных лиц за совершение международных преступлений. Экономика развития.

Организация американских государств (ОАГ) - межправительственная региональная организация, создана в 1948 году и

включает большинство стран Западного полушария. ОАГ действует на основе устава в редакции 1970 года, а также Межамериканского договора о взаимной обороне 1947 года,

Членами ОАГ являются 35 латиноамериканских государств и США. В 1962 году под давлением США было неправомерно прекращено членство Кубы в организации.

Курс направлен на тех, кто хочет использовать политическую экономику для решения проблем, связанных с бедностью. Некоторые из вопросов, на которые мы пытаемся ответить, таковы: крайняя нищета по-прежнему остается актуальной проблемой Как экономические решения принимаются теми, кто живет с меньшим доллар в день «Бедность всегда сопровождается проблемами голода и питания» Как улучшить функционирование школ в трудных условиях «Как можно гарантировать право на здоровье» В каком контексте работает микрокредит «Международная помощь эффективна», в конце курса у ученика будет хорошее понимание основных вопросов, на которые нужно ответить, чтобы решить проблему крайней нищеты и, с небольшим оптимизмом, также основные ответы. Рекомендуемый выбор: китайский, турецкий, арабский, русский.

После основания в 1971 году института наблюдателей при ОАГ своих постоянных наблюдателей аккредитовали Бельгия, Гайана, Канада, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Швеция, Франция, ФРГ, Япония и ряд других стран (всего 30).

Цели и принципы ОАГ заключаются в

Поддержанию мира и безопасности на континенте;

Мирном урегулировании споров между государствами-членами;

Альтернативно - европейский язык. Приобретите дополнительные языковые навыки, полезные для профессионального размещения. История трансатлантических отношений. Курс посвящен основам и динамике трансатлантических отношений. . История современной политической мысли.

Студент, успешно завершивший курс, получит адекватное знание о генезисе, развитии и результатах современных теорий о демократии. Выбор одного из языков группы «Язык французского знания» «франкоязычной культуры» французских «социальных проблем», «французского» политического дискурса «компетенции» «ученика» «обращаются» к «разработке» формальных «документов». Изучение английского языка является обязательным по степени магистра в области международных исследований, и не могло быть иначе, учитывая фундаментальную роль английского языка в международных коммуникациях на всех уровнях. Курс позволит студентам консолидировать знания, полученные в прошлом, и добиться дальнейшего прогресса в направлении хорошего владения языком, даже если речь идет о языке определенных специализированных областей, что позволяет им подготовиться к будущей карьере. Студент получит полное знание важнейших политических и социальных событий, произошедших в смерти Франко до настоящего времени. Знание культуры, социальных вопросов и немецкого политического дискурса. . Современная история Соединенного Королевства и Ирландии.

Совместном сопротивлении агрессии;

Содействии решению политических, экономических и правовых проблем американских стран;

Объединении усилий с целью экономического, социального, научно-технического и культурного прогресса и др..

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, которая собирается на ежегодные сессии для рассмотрения проблем наиболее важного характера.

Курс направлен на анализ значимых вопросов, чтобы обеспечить полезные элементы для более глубокого понимания политической эволюции Великобритании и Ирландии в современную эпоху. Геополитическая динамика американского континента. Учение предполагает историческое построение американского континента, от европейской колонизации до современности, за счет формирования и развития независимых национальных государств в перспективе «Второго Запада», то есть в их политических, институциональных, культурных, экономических отношениях с Европа. Курс будет иметь многодисциплинарный подход, основанный на важнейших социальных и политических институтах континента, на его экономических основах, на международных отношениях, а также на наиболее значимых региональных организациях. Кроме того, будут рассмотрены такие вопросы, как демократическое представительство, борьба некоторых секторов латиноамериканского общества за получение политического представительства и способы подавления или игнорирования этих требований. Все элементы, которые будут служить не только для понимания исторических процессов на континенте, но и для современных внутренних и международных конфликтов, но и для того, чтобы каждый год вводить особенно значимое тематическое исследование с точки зрения его отношений с текущими событиями. В частности, студент сможет критически подойти к конкретному тематическому исследованию, используя необходимые методологические инструменты и библиографические ресурсы. История международных организаций.

Постоянным советом ОАГ созывается консультативное совещание министров иностранных дел.

Исполнительные функции выполняют несколько советов: постоянный совет ОАГ, Межамериканская экономическая и социальная совет, Межамериканский совет по образованию, науки и культуры. Все 3 совета подчиняются непосредственно Генеральной ассамблеи.

В рамках ОАГ действуют консультативные органы - Межамериканский юридический комитет и Межамериканская комиссия по правам человека.

Центральным постоянным административным органом ОАГ является Генеральный секретариат (Который до 1970 года назывался Панамериканского союза).

В системе ОАГ созываются специализированные конференции и функционируют специализированные учреждения: Панамериканская организация здравоохранения, Межамериканский институт сельскохозяйственных наук,

Межамериканский институт ребенка, Панамериканский институт географии и истории, Межамериканский институт по проблемам индейцев и др..

Штаб-квартира ОАГ находится в Вашингтоне (США).

Организация африканского единства

Организация африканского единства (ОАЕ) - межправительственная региональная организация. Она была создана в ходе Аддис-Абебськои (Эфиопия) конференции независимых государств на основе Хартии африканского единства в 1963 году с целью укрепление единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения международного сотрудничества.

Членом организации может быть любое независимое и суверенное африканское государство. Число членов в настоящее время - 51 государство.

Высшим органом ОАЕ является Конференция (Ассамблея) глав государств и правительств, ежегодно и состоит из глав государств и правительств или надлежащим образом аккредитованных представителей. Каждое государство на конференции имеет один голос. Решение конференции принимаются большинством в две трети голосов.

Совет министров ОАЕ состоит из министров иностранных дел или других министров, назначенных государствами-участниками. В обязанности Совета, созывается на очередные сессии дважды в год, входит работа по подготовке к Конференции.

Генеральный секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый на 4 года Ассамблеей. Под эгидой ОАЕ действует Панафриканский парламент и Суд.

В рамках ОАЕ действует региональный механизм по разрешению споров - Комитет по посредничества, примирения и арбитража. Работа других органов (комиссии по экономическим и социальным вопросам, комитет освобождения и др.). направлена на реализацию региональных проблем и интересов. В 1991 году государства-члены ОАЕ подписали Договор об образовании африканского экономического сообщества (пока не вступил в силу).

Откуда штаб-квартиры ОАЕ - Аддис-Абеба (Эфиопия).

Организация Исламская конференция (ОИК)

Формально Организация Исламская конференция (Исламский Конгресс) была создана еще в 1954 году, однако ее реальная деятельность началась с 1969 года, когда была созвана Конференция стран-участниц ОИК на высшем уровне для активизации ее деятельности против Израиля и для защиты исламских святынь в Иерусалиме. Поэтому постоянно действующий орган ОИК - Секретариат во главе с Генеральным секретарем - находится временно («до полного освобождения Иерусалима») в Джидде (Саудовская Аравия).

ОИК действует на основании устава, утвержденного в 1972 году. Членами ОИК являются свыше 50 государств. Мусульманские меньшинства в не мусульманских странах направляют своих представителей в ОИК в качестве наблюдателей.

Цели ОИК:

Содействие укреплению мусульманских государств;

Охрана святых мест;

Поддержка борьбы палестинского народа;

Сотрудничество в экономической, социальной и культурной областях.

ОИК была создана на базе принципов ислама, а также признание принципов Устава 001. Она имеет представителя в статусе постоянного наблюдателя при ООН.

Органы ОИК:

Конференция глав государств и правительств, по мере необходимости;

Конференция министров иностранных дел, которая созывается один раз в год;

Секретариат;

Комиссии по политическим, экономическим, социальным и другим вопросам.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана в 1967 году на основании бангкокского декларации (Таиланд), дополненной в 1976 году Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия.

В настоящее время членами АСЕАН являются Врувей, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма (Бирма), Филиппины, Синкшур, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа (будет принята после решения внутренних вопросов).

В 1996 г. АСЕАН приняла решение включить Россию и Китай в число своих полноправных партнеров. Постоянными партнерами АСЕАН также США, Австралия, Япония, Южная Корея, Канада, Новая Зеландия и Европейский Союз. В этих странах открыты представительства АСЕАН.

Цели АСЕАН:

Создание в районе региона мира, свободы и нейтралитета

Содействие сотрудничеству государств в экономической, социальной и культурной сферах;

Установление в рамках АСЕАН зоны свободной торговли;

Взаимодействие с другими региональными организациями. Высший орган АСЕАН - Конференция глав государств и

правительств, раз в три года. В рамках организации ежегодно проводятся встречи министров иностранных дел. Встречи других министров проводятся в мере необходимости.

Текущую работу между конференциями и встречами осуществляет Постоянный комитет.

Секретариат АСЕАН возглавляет Генеральный секретарь, избираемый на три года.

Откуда Секретариата - Джакарта (Индонезия).

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Организация стран-экспортеров нефти создана в 1960 году и действует на основании Устава, принятого в 1965 году ее государствами-членами. На долю ОПЕК приходится более трети мировой добычи нефти, организация устанавливает единые продажные цены на нефть, таким образом она существенно влияет на торговлю нефтью.

Членами ОПЕК могут стать только страны, в значительных размерах экспортируют сыра нефть. В настоящее время в ОПЕК входят 12 государств.

Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созывается два раза в год.

Исполнительный орган ОПЕК - Совет управляющих. В нее входят управляющие, назначаемые государствами-членами и утверждаются Конференцией.

Экономическая комиссия ОПЕК разрабатывает меры для обеспечения стабильности нефтяных рынков, координации политики в области цен и энергетики.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года. Откуда штаб-квартиры ОПЕК в Вене (Австрия).

Наиболее высокая степень интеграции наблюдается в рамках европейских региональных структур политического, экономического, гуманитарного и военно-политического сотрудничества. Украина, сделав в своем дальнейшем социально-политической и экономической стратегическому развитию акцент на «Европейский выбор», активно участвует в деятельности европейских интеграционных структур, являясь государством-членом Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, осуществляя активное сотрудничество с Европейским Союзом и НАТО. Поэтому считается целесообразным рассмотреть правовой статус, основные направления деятельности и организационную структуру этих организаций.

Совет Европы

Совет Европы (СЕ) стала первой европейской межправительственной организацией, созданной после Второй мировой войны. Организация действует на основании Устава, принятого в 1949 году.

Членами Совета Европы являются 41 государство, в том числе с ноября 1995 года и Украина.

Цели Совета Европы

Обеспечение более тесных связей между государствами Европы;

Содействие превращению Европы в демократическое пространство;

Защита прав человека;

Координация деятельности Совета с другими европейскими государствами.

Деятельность СЕ сконцентрирована на следующих основных проблемах: а) правовое обеспечения прав человека б) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности в) поиск совместных решений социальных проблем (Национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, СПИД, наркомания и т.д.) г) развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы.

В рамках СЕ принято более 200 международных конвенций по этим и другим актуальным вопросов, которые являются авторитетными источниками международного публичного права (в частности, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская Хартия местного самоуправления 1985 года, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года и др.)..

Государство, выразила желание вступить в Совет Европы, должна отвечать следующим условиям:

Правовое устройство и институты должны соответствовать принципам демократии;

Народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов.

При рассмотрении кандидатур на вступление в организацию учитываются также наличие в государству форм плюралистической демократии, гарантии осуществления свободы выражения мнения, защите национальных меньшинств, соблюдения основных принципов международного права.

Обязательным условием вступления в СЕ является подписание Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 года и последующее признание всей совокупности ее контрольных механизмов.

Органами СЕ является Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных властей Европы, Комитет министров Совещания отраслевых министров, Секретариат.

Парламентская ассамблея состоит из депутатов и их заместителей, избираются из числа членов национальных парламентов. Количество представителей от каждой страны (от 2 до 18) зависит от численности населения.

Парламентская ассамблея собирается на сессии 4 раза в год. В ассамблее имеется пять фракций (либерал-демократы и реформаторы, европейские демократы, европейская народная партия, социалисты, фракция за единый европейский левый блок). Совет ассамблеи состоит из председателя и его 17 заместителей.

Ассамблея рассматривает вопросы, стоящие на повестке дня, формулирует рекомендации, организует конференции, коллоквиумы и открытые парламентские слушания, избирает генерального секретаря и его заместителей, руководителя аппарата ассамблеи и судей Европейский суд по правам человека.

В январе 1994 года решением Комитета министров СЕ был создан Конгресс местных и региональных властей Европы, преобразованный с Постоянной конференции местных власти Европы, представляла более 130 тысяч общин (коммун) и тысячи регионов с целью их участия в европейском строительстве и функционировало под эгидой ЕЕ в качества консультативного органа с 1957 года. Конгресс является одним из трех основных органов СЕ, он состоит из 236 представителей и 236 их заместителей, в число которых входят избранные представители местной и региональной власти государств Европы и официальные лица, непосредственно ответственные за деятельность на этих уровнях

Комитет министров является высшим органом СЕ и состоит из министров иностранных дел государств-членов и заседает 2 раза в год. Комитет определяет программу работы СЕ, принимает бюджет СЕ, назначает членов Европейской комиссии по правам человека. Решение Комитета министров принимаются либо в форме рекомендаций, либо в форме конвенций, подлежащих ратификации.

Совещания отраслевых министров (юстиции, экономики и т.д.) созываются по мере необходимости и решают вопросы.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый Парламентской Ассамблеей на 5 лет.

Штаб-квартира СЕ и ее органов находится в Страсбурге (Франция).

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) сначала действовала как международная конференция - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Согласно решению Будапештской совещания в 1994 году Совещание трансформировалась в организацию, которая начала свою деятельность с 1 января 1995 года.

Первым документом, положившим начало общеевропейскому процессу международных разрядки и сотрудничества, был Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 году в Хельсинки главами государств и правительств 33 европейских государств, США и Канады. Этот документ содержал программу сотрудничества в области разрядки процесса международной напряженности.

Положения Заключительного акта были развиты и дополнены Стокгольмским итоговым документом 1986 года, Венским итоговым документом 1989 года, Документом Копенгагенского совещания 1990 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Пражским документом о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 года, Документом Московского совещания 1993 года и других документов, регулирующих «Человеческое измерение» общеевропейского процесса многостороннего межгосударственного сотрудничества.

Совещания представителей государств, проводились все чаще, объективно поставили на повестку дня необходимость создания постоянно действующих органов для обеспечения их деятельности. По мере необходимости создавались органы ОБСЕ и одновременно принимались документы, регулирующих их деятельность.

Сегодня в ОБСЕ насчитывается более 50 членов, причем многие из них не европейскими государствами (например, среднеазиатские государства - республики бывшего СССР). Украина вместе с республиками ко-жающей СССР в 1993 году подписала Заключительный акт СБСЕ, став, таким образом, полноправным участником Совещания, а затем и ОБСЕ.

Характерной чертой ОБСЕ является отсутствие традиционного учредительного документа международных организаций - устава.

Целями ОБСЕ объявлены:

Обеспечение мира и безопасности в Европе;

Поддержка разрядки международной напряженности;

Обеспечение прав человека;

Соблюдение в отношениях между странами принципов международного права.

Структура ОБСЕ довольно сложная. Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств, собирается каждые два года на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ.

Органами ОБСЕ: Контрольные конференции; Совет министров иностранных дел; Комитет высших должностных лиц; Верховный комитет по делам национальных меньшинств; Бюро по демократическим институтам и правам человека; Секретариат ОБСЕ; Парламентская ассамблея; Арбитражный и мировой суд ОБСЕ; Мировая комиссия ОБСЕ по мирному урегулированию споров и другие органы.

Парламентская ассамблея дает оценку хода осуществления целей ОБСЕ; обсуждает, подняты на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств-членов ОБСЕ, разрабатывает и содействует реализации механизмов по предупреждению и решения конфликтов и др..

Совет, состоящий из министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ, является центральным органом проведения регулярных политических консультаций в рамках процесса общеевропейского сотрудничества. его заседания проводятся регулярно, не реже одного раза в год. Совет рассматривает вопросы, касающиеся ОБСЕ, и принимает соответствующие решения. Она подготавливает встречи глав государств и правительств государств-членов ОБСЕ и выполняет возложенные на них задачи и принятые решения.

Секретариат ОБСЕ обеспечивает административное обслуживание заседаний Совета. Секретариат состоит из четырех департаментов и административно-технического персонала. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который назначается Советом министров на 3 года. Место расположения Секретариата в Праге (Чехия).

Считается, что в процессе своего становления и развития организационная структура будет постоянно совершенствоваться. Свидетельством этого является принятие в декабре 1999 года

решение о создании в рамках ОБСЕ ограниченного военного контингента для оказание помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории государств - членов организации (катастрофы, эпидемии, природные катаклизмы и т.д.).

Европейский союз

Европейский союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 году, Европейского сообщества по атомной энергии, созданного в 1957 году, и Европейского экономического сообщества, образованного в 1957 году в результате объединения в 1957 году этих ранее самостоятельных организаций. До недавнего времени это объединение называлось Европейским сообществами.

В 1965 году на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986 оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, здравоохранения, технологической и социальной политики, единого таможенного пространства. Соглашение 1990 урегулировала вопрос беспрепятственного перемещения через границы стран - членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.

Маастрихтские соглашения 1992 года (вступили в силу в 1993 году) завершили процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание до конца XX века тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколов и 33 заявлениями по различным аспектам договоренностей, в которых учтены результаты референдума в Дании, а также протоколом и соглашением о социальной политике, предусматривающие создание единого социального пространства. Договором введено единое гражданство ЕС.

Начальными участниками ЕС были Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ. В 1973 году к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 году - Греция, в 1986 году - Испания и Португалия, в 1995 году - Швеция, Австрия и Финляндия. В настоящее время в ЕС входят 15 государств, но в рамках «волны расширения» организации ведутся переговоры с рядом европейских государств о вступлении в ЕС. В первую очередь членами ЕС станут Польша, Венгрия, Чехия, Эстония. Украина сотрудничает с ЕС на основании Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом и их государствами-членами, ратифицированной нашей страной 10 ноября 1994 года. Целями этого партнерства являются: обеспечение рамок для политического диалога между сторонами, содействие торговле, инвестициям, укрепление политических и экономических свобод, поддержка усилий Украины в укреплении демократии, развитию и завершению перехода к рыночной экономике; обеспечения соответствующих рамок для постепенной интеграции между Украиной и более широкой зоной сотрудничества в Европе, создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Украиной и Сообществом, охватывающей в основном всю торговлю товарами между ними, а также условий для реализации свободы создание компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.

Стратегической целью внешней политики Украины в первые годы XXI столетия названное обретение полноправного членства в ЕС. Целями ЕС:

Образование тесного союза народов Европы, содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, особенно посредством:

а) создания пространства без внутренних границ;

б) усиление экономического и социального взаимодействия;

в) образование экономического и валютного союза и создания в перспективе единой валюты;

Утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения общей внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе и совместной оборонной политики;

Развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел;

Сохранение и увеличение общего европейского наследия («aeguis communautaire »).

Интерес представляет вопрос о юридической природе самого Европейского Союза. Здесь есть несколько точек зрения. Согласно одной из них, ЕС представляет собой федеративное державоподибне образования стран, которые добровольно объединились. Согласно другой точки зрения, ЕС, хотя и имеет ряд особенностей, является международной организацией, а ее право - это международное право. Третьи авторы полагают, что ЕС - это международная организация с элементами конфедерации.

Вторая точка зрения нам видится более правильной, и вот почему. Государства вошли в ЕС, не потеряли своего суверенитета, в том числе и в области национального законотворчества. Вместе с тем нельзя не учитывать и того, что ЕС был делегирован чрезвычайно широкий объем правомочий, что делает его похожим как в федеративное государство, так и конфедеративное союз. Так, право ЕС прямое действие на территории стран-участниц и приоритет перед национальным правом, включая приоритет постановлений ЕС перед более поздними национальными законами.

В то же время цели ЕС несколько шире, чем в обычных международных организаций. В их числе не только создание политического и торгово-экономического союза стран - Членов Союза, обеспечение свободного движения товаров и услуг, а также миграции рабочей силы в рамках ЕС, но и введение единой валюты (на начале мая 1998 года лидеры Союза приняли решение о переходе на единую валюту - «евро», которая была введена с 1 января 1999 года), фактическая отмена внутренних границ стран Союза, общая внешняя политика и политика в области международной безопасности и др..

Право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм:

Внутреннее право Союза как международной организации,

Право Союза, регулирующее конкретные виды политической, экономической, социальной и культурной деятельности государств ЕС.

Главными органами ЕС: Европейский Совет, Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.

Европейский Совет составляют главы государств и правительств государств - членов ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместители (министры иностранных дел) и члены Комиссии. Совет заседает два раза в год.

Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах по посредством прямых выборов на пять лет. Европарламент контролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза. Ординарные ежемесячные сессии Европарламент проходят в Страсбурге (Франция), а чрезвычайные сессии - в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европарламента. Секретариат Европарламента расположен в

Люксембурге.

Совет Европейского Союза состоит из министров государств-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Представительство в Совете, когда требуется квалифицированная большинство голосов, неодинаково. Так, например, Германия имеет 10 голосов, Ирландия - 3, а Люксембург - 2 голоса. Местопребывание Совета - Брюссель.

Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемого правительствами государств-членов ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и организует их практическое выполнение.

Штаб-квартира Комиссии находится в Брюсселе.

Европейский суд состоит из 15 судов и 9 генеральных прокуроров, назначаются по общему согласию на б лет. Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами ЕС и государствами-членами, между органами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.

С 1 января 1996 г. в ЕС отменены все пошлины на внутреннем европейских границах на все виды товаров, а в отношении государств, не входящих в ЕС, производится единая таможенная политика.

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Организация Североатлантического договора (НАТО) создана в соответствии со ст. 9 Североатлантического договора от 4 апреля 1949 года. Подписав Брюссельский договор в марте 1948 года, пять государств Западной Европы, как: Бельгия, Люксембург, Голландия, Великобритания и Франция, - показали свое решительное желание создать общую систему защиты и таким образом усилить взаимные контакты, чтобы противодействовать идеологической, политической и военной угрозе своей безопасности. Затем прошли переговоры между США и Канадой о создании единого Североатлантический альянс, основанного на гарантиях безопасности и взаимных обязательств между Европой и Северной Америкой. Страны - члены Брюссельского договора пригласили Данию, Исландию, Италию,. Норвегию и Португалию принять участие в данном процессе. Результатом переговоров стало подписание в апреле 1949 года Вашингтонского договора, основал общую систему безопасности, основанную на партнерстве этих двенадцати стран. В 1952 году к договору присоединились Греция и Турция. В 1955 году в Альянс вступила Федеративная Республика Германия. В 1982 году его членом стала Испания. В 1999 году произошло расширение НАТО на Восток - в него вступили Венгрия, Польша и Чехия.

Таким образом, в НАТО в настоящее время входят 19 государств. Однако степень их интеграции в Североатлантический альянс разнообразна. Например, Исландия, что не собственных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру. Однако она вправе послать гражданского чиновника в Военный комитет. Исландия имеет статус наблюдателя в Комитете военного планирования, Испания не участвует в интегрированной командной структуре НАТО, однако она является полноправным членом Североатлантического совета, Группы ядерного планирования, Комитета военного планирования и Военного комитета. Франция в 1966 году вышла из интегрированной военной структуры НАТО, оставшись в его политической организации.

В соответствии со статьей 10 Североатлантического договора НАТО остается открытым для будущего вступления других европейских государств, готовы воплощать в жизнь его принципы и способствовать безопасности Североатлантического региона.

Североатлантический альянс был создан на основе договора между государствами, каждая из которых добровольно присоединилась к нему после завершения публичных обсуждений в своей стране и соответствующей парламентской процедуре. Договор уважает индивидуальные права всех государств - членов и их международные обязанности соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Он обязывает каждому государству взять на себя риск и ответственность, связанные с общей безопасностью, и одновременно дает возможность каждому члену Альянса пользоваться преимуществами общей безопасности. Договор также обязывает государства-участников не присоединяться ни к каким международных обязательств, ему противоречат.

Созданный в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, подтверждает неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную оборону, Альянс является союзом свободных государств, опирается на взаимные гарантии и стабильные взаимоотношения с другими государствами.

Организация Североатлантического договора (НАТО) предусматривает такую структуру, дает возможность добиться поставленной цели. Это - межправительственная организация, в которой все государства-члены сохраняют суверенитет и независимость. Она является форумом, где государства-члены консультируются по любым возникающим вопросам и утверждают решения по политическим и военным проблемам, касающихся их безопасности. Эта организация имеет необходимые органы, обеспечивающие консультации и сотрудничество участников в политической, военной, экономической, научной и других невоенных отраслях.

Первоочередная задача НАТО - защищать свободу и безопасность всех ее членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций. Основываясь на идеалах демократии, прав человека и верховенства права, Альянс с момента основания направляет свою деятельность на установление справедливого порядка и прочного мира в Европе. Это его стратегическая цель остается неизменной.

В соответствии со статьей 4 Североатлантического договора НАТО служит трансатлантическим форумом для союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. НАТО сохраняет стратегическое равновесие в всей Европе. Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами таким путем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они содержатся в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо средством, несовместимым с целями ООН.

Согласно статье 5 Североатлантического договора вооруженное нападение против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех таких стран. Процесс политических изменений в Европе (роспуск Организации Варшавского Договора, объединение Германии, распад социалистической системы СССР и т.д.) обусловил необходимость разработки новой стратегической концепции. Элементы этой концепции закреплены в Лондонской декларации «Североатлантический альянс в процессе перемен» (1990 год), Римской декларации о мир и сотрудничество 1991 года, Новой стратегической концепции альянса 1991 года, Заявлении Совета НАТО в Брюсселе "Партнерство во имя мира» (1994 год). Украина активно участвует в данной программе.

В частности, Римская декларация сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве 1991 предлагает министрам иностранных дел Болгарии, Чехии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Венгрии, Польши, Румынии и России проводить ежегодные встречи с Североатлантическим советом и комитетами НАТО, включая политический и экономический комитеты.

Документ, принятый главами государств и правительств НАТО 11 января 1994 года, касается процедуры основания

программы «Партнерство во имя мира». Эта программа осуществляется под руководством НАТО создает условия для формирования новых отношений в сфере безопасности между НАТО и его партнерами во имя мира. На основе приверженности целям «Партнерство во имя мира »НАТО будут развивать вместе с другими государствами процесс планирования и исследований с целью закладки основы для выявления и оценки сил и мощностей, которые могут быть предоставлены ими для международного боевой подготовки, учений и операций во взаимодействии с силами НАТО. Государства - члены Организации намерены способствовать военной и политической координации в штаб-квартире НАТО с целью обеспечения руководства и управления соответствующей деятельностью на основе партнерства с другими государствами, включая планирование, боевую подготовку, обучение и разработку доктрин. НАТО будет проводить консультации с любым активным участником партнерства, если этот партнер считает, что существует прямая угроза его территориальной целостности, политической независимости или безопасности.

Руководящими органами НАТО: Североатлантический совет, Комитет военного планирования, Группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь.

Военная структура НАТО состоит из Военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного штаба.

Основные принципы сотрудничества Украины с НАТО закреплены в Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО, подписанной в Мадриде (Испания) 9 июля 1997 года. Согласно разделу II этого документа Украина и НАТО будут строить свои отношения на общей склонности принципам и обязательствам, согласно международного права и международных механизмов, включая Устав ООН, Хельсинкский Заключительный акт и последующие документы ОБСЕ.

Согласно этому Украина и НАТО подтверждают свои обязательства:

Признавать, что безопасность всех государств в регионе ОБСЕ нераздельной, что каждая страна не может строить свою

безопасность за счет безопасности другой страны, и каждая страна не может рассматривать любую часть региона ОБСЕ как сферу своего влияния;

Воздерживаться от угрозы силой или использования силы против любого государства любым образом, не

совместимым с принципами Устава ООН или Хельсинкского Заключительного акта, которым руководствуются страны-участницы;

Признавать неотъемлемое право всех государств свободно выбирать и применять собственные средства обеспечения безопасности, а также право свободы выбора или изменения своих средств обеспечения безопасности, включая союзнические договоры, по мере их эволюции;

Уважать суверенитет, территориальную целостность и политическую независимость всех других государств, нерушимости границ и развитие добрососедских отношений;

Признавать верховенство права, укреплять демократию, политический плюрализм и рыночную экономику;

Признавать права человека и права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам;

Препятствовать конфликтов и урегулировать споры мирными средствами в соответствии с принципов ООН и ОБСЕ.

Строительство расширенных и глубоких отношений между Украиной и НАТО базируется на основе прочного, стабильного, долгосрочного и равноправного партнерства и сотрудничества с целью укрепления безопасности и стабильности в Североатлантическом регионе, признание жизненно важной роли, которую играют демократия, политический плюрализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод.

Для осуществления деятельности и целей, предусмотренных Хартией об особом партнерство, разработки общих подходов к европейской безопасности и политических вопросам наша страна открыла в 1998 году Миссия Украины при НАТО, основным задачей этого органа является формирование более высокого уровня доверия, единства целей и навыков консультаций и сотрудничества между Украиной и НАТО.

С целью оперативного ознакомления общественности в столице Украины в мае 1997 года был открыт Центр информации и документации НАТО. Указом Президента Украина от 3 апреля 1997 года создана Государственная межведомственная комиссия по вопросам сотрудничества Украины и НАТО.

Наряду с универсальными международными организациями существуют региональные, членами которых являются государства определенного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

В главе VIII Устава ООН предусмотрены условия правомерности создания и деятельности региональных организаций безопасности.

Устав ООН предъявляет определенные требования также к международным организациям в экономической, социальной, культурной и других специальных областях, независимо от того, являются они универсальными или региональными (гл. IX "Международное экономическое и социальное сотрудничество"), В частности, их создание и деятельность должны отвечать целям и принципам Устава ООН, они должны содействовать ООН в решении экономических, социальных, культурных и иных проблем.

Среди значительного числа разнообразных региональных организаций выделяются организации общей компетенции, такие как Организация африканского единства, Организация американских государств, Содружество Независимых Государств и др.

Организация африканского единства (ОАЕ). Это самая крупная международная региональная организация, членами которой являются более 50 государств Африки. Она была создана на Конференции глав государств и правительств независимых стран Африки в Аддис-Абебе, где 25 мая 1963 г. была подписана Хартия Организации африканского единства, являющаяся ее уставом.

Согласно ст. 2 Хартии, целями ОАЕ являются: укрепление единства и солидарности африканских государств; координация и укрепление сотрудничества между ними в таких областях, как политика и дипломатия, экономика, транспорт и связь, просвещение и культура, оборона и безопасность и др.; защита их суверенитета, территориальной целостности и независимости; уничтожение всех видов колониализма на Африканском континенте; поощрение международного сотрудничества в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.

Для достижения этих целей Организация должна действовать согласно как общепризнанным принципам международного права, так и специальным, отражающим ее специфику, а именно безоговорочное осуждение убийств по политическим мотивам и подрывной деятельности; безоговорочная приверженность делу полного освобождения африканских территорий, не являющихся еще независимыми; провозглашение политики неприсоединения к любым блокам (ст. 3 Хартии).

Членство в ОАЕ открыто для любого независимого и суверенного африканского государства (ст. 4).

Основными органами ОАЕ являются Конференция глав государств и правительств, Совет министров, Генеральный секретариат, Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу.


Высшим органом ОАЕ является Конференция глав государств и правительств, состоящая из глав государств и правительств или их надлежащим образом аккредитованных представителей. Она правомочна рассматривать вопросы, представляющие общий интерес для всей Африки, с целью координации и согласования общей политики Организации, а также пересматривать структуру, функции и действия всех органов ОАЕ.

Конференция собирается на очередные сессии не реже одного раза в год и, с согласия 2/3 ее членов, на чрезвычайные сессии. Каждое государство имеет один голос. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством всех членов ОАЕ, по всем остальным - двумя третями.

Совет министров состоит из министров иностранных дел или любых других министров, назначенных правительствами государств-членов. Он является органом, ответственным перед Конференцией, уполномочен выполнять все ее решения, а также заниматься решением всех вопросов, переданных ему Конференцией. Совет министров собирается на обычные сессии дважды в год и на чрезвычайные с согласия 2/3 его членов. Все решения Совета принимаются простым большинством голосов его членов.

Секретариат во главе с генеральным секретарем является постоянным административным органом ОАЕ (местонахождение - Аддис-Абеба, Эфиопия). Он ведет всю текущую работу Организации. Под его руководством действует Исполнительный секретариат ОАЕ при ООН в Нью-Йорке. ОАЕ имеет статус постоянного наблюдателя при ООН.

Состав и условия функционирования Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу (из 21 профессионального юриста, избираемых на 5 лет) были определены отдельным протоколом, одобренным на Конференции глав государств и правительств в 1965 году. Однако на практике деятельность Комиссии оказалась незначительной, и все споры между африканскими странами решались Конференцией.

Хартией ОАЕ предусмотрено создание пяти специализированных комиссий: по экономическим и социальным вопросам; по вопросам просвещения и культуры; по вопросам здравоохранения, санитарии и питания; по вопросам обороны; по вопросам науки, техники и исследований. Помимо перечисленных в 1964 году были образованы еще две комиссии: африканских юристов и по вопросам транспорта и связи. Специализированные комиссии призваны обеспечивать сотрудничество между африканскими странами, поддерживать связи со специализированными учреждениями ООН.

Что касается Комиссии африканских юристов, то она уполномочена поощрять и развивать взаимопонимание и сотрудничество между африканскими юристами, способствовать прогрессивному развитию и кодификации международного права. При ее содействии в рамках ОАЕ были приняты Африканская конвенция об охране природы и природных ресурсов, Африканская хартия прав человека и народов и др.

Особый статус в ОАЕ имеет Комитет помощи национально-освободительным движениям (Комитет освобождения). Он располагает значительной степенью автономии, имеет собственный бюджет и штаб-квартиру в Дар-эс-Саламе (Танзания). В его задачи входит координация действий по оказанию помощи национально-освободительным движениям в Африке.

Лига арабских государств (ЛАГ). Создана в 1945 году на конференции арабских государств в Каире. Ее Пакт (так называется ее устав) был подписан 22 марта 1945 г. и вступил в силу 10 мая 1945 г.

Согласно Пакту, целями ЛАГ являются: обеспечение более тесных отношений между государствами-членами; координация их политических действий и организация сотрудничества в экономической, финансовой, торговой, культурной, социальной и других областях; обеспечение их независимости и суверенитета; рассмотрение вообще всех вопросов, затрагивающих арабские страны и их интересы. Пакт Лиги предусмотрел условия урегулирования споров между членами Лиги и меры для устранения агрессии.

ЛАГ открыта для присоединения всех независимых арабских государств. В настоящее время ее членами являются более 20 арабских государств и неарабское государство Сомали.

Высшим органом Лиги является Совет, состоящий из представителей государств-членов. Он собирается на сессии два раза в год. Свои решения Совет может принимать единогласно и большинством голосов. Решения Совета, принятые единогласно, обязательны для всех государств - членов Лиги; решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними соглашаются. Однако в Пакте выделены те категории вопросов, по которым Совет будет принимать большинством голосов обязательные решения: вопросы, касающиеся личного состава работников; утверждение бюджета Лиги; принятие правил внутреннего распорядка Совета, комитетов и Секретариата.

Помимо Совета с 1964 года в рамках ЛАГ стала созываться Конференция глав государств и правительств для обсуждения наиболее срочных и важных общеарабских проблем.

Для обеспечения текущей работы Лиги имеется постоянный Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем (местопребывание - Каир).

Созданы также Экономический совет, Совет совместной обороны, ряд постоянных специализированных комитетов (военный, правовой, нефти и др.).

Лига способствует выработке общей позиции по ряду вопросов, затрагивающих интересы арабских стран. Имеет статус постоянного наблюдателя при ООН.

Организация американских государств (ОАГ). В нее входят более 30 государств Латинской Америки и Карибского бассейна и США (вне ОАГ находятся Канада и исключенная под нажимом США в 1962 г. Куба).

Учредительными документами ОАГ являются три акта: 1) Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 года; 2) Устав ОАГ (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.); 3) Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 года (Боготинский пакт).

В конце 60-х - начале 70-х годов начался процесс пересмотра учредительных документов. Устав ОАГ был пересмотрен в 1967 году. Протокол реформы Устава вступил в силу 27 февраля 1970 г. В 1975 году был принят Протокол поправок к Договору 1947 года. Остался пока без изменений лишь Боготинский пакт. Однако ставится вопрос и о его пересмотре, и о внесении новых поправок в Устав ОАГ.

В соответствии с Уставом целями Организации являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурней областях (ст. 4). Для достижения этих целей Организация должна действовать в соответствии с принципами суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, мирного разрешения споров, уважения основных прав человека и др.

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея (местонахождение - Вашингтон, США), в которой представлены все государства-члены. Очередные ее сессии проводятся раз в год. На них рассматриваются вопросы деятельности Организации и ее органов, утверждается бюджет.

Консультативное совещание министров иностранных дел уполномочено рассматривать проблемы срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на государства - члены ОАГ. При нем учрежден Консультативный комитет обороны.

Под руководством Генеральной ассамблеи работают три совета: Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет, Межамериканский совет по образованию, науке и культуре,- представляющие собой исполнительные органы, наделенные весьма широкими полномочиями. Из них наиболее важную роль играет Постоянный совет, состоящий из представителей всех государств-членов. В его функции входит решение всех вопросов, переданных ему Генеральной ассамблеей и Консультативным совещанием.

Административным органом ОАГ является Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем.

В структуре ОАГ имеются и другие органы: Межамериканский юридический комитет, занимающийся кодификацией и унификацией права; Межамериканская комиссия по правам человека; Межамериканская комиссия по мирному разрешению споров; Межамериканский суд по правам человека и др.

После реформы 1970 года в ОАГ продолжается работа по дальнейшему возможному изменению ее Устава. В частности, имеются предложения включить в перечень целей Организации ускорение всестороннего развития и достижение коллективной экономической безопасности, обеспечение защиты окружающей среды, суверенитета над природными богатствами и др.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Создана в 1967 году на конференции министров иностранных дел пяти стран: Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В 1984 году в нее вошел Бруней. Договорное оформление Ассоциации произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

В соответствии с этими документами целями Ассоциации являются организация сотрудничества в экономической, социальной и других областях, содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Руководящими органами АСЕАН являются Совещание глав государств и правительств (с 1976 г.) и Совещание министров иностранных дел. Оба органа проводят ежегодные заседания. Имеются также Постоянный комитет, находящийся в Бангкоке, и Секретариат с местопребыванием в Джакарте, 11 отраслевых комитетов (по торговле, промышленности, сельскому хозяйству, транспорту, финансам и др.). Проводятся периодические встречи министров экономики, труда, социального обеспечения, образования, информации.

Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта региональная организация была создана рядом государств из числа бывших республик СССР. Его учредительными документами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме Прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана).

Целями Содружества являются: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего кономического пространства; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документами СБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2 Устава СНГ). Содружество должно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права (в Уставе СНГ перечислены все десять принципов хельсинкского Заключительного акта). Дополнительно сформулированы также принципы верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, объединения усилий и оказания поддержки друг другу, духовного единения народов государств-членов на основе уважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Для понимания правовой природы СНГ важное значение имеют положения Алма-Атинской декларации и Устава о том, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Это - объединение государств, основанное на началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права. В Уставе признается наличие интересов Содружества в целом и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. К ним относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков; таможенная политика; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Наличие у Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета государств-членов позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию.

На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства - члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали учредительные соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами - членами СНГ следует считать те государства, которые примут на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.

Высшим органом Содружества является Совет глав государств, который уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью членов СНГ в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания два раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.

Решения обоих советов принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно препятствовать принятию решения.

Созданы координационные органы СНГ: в области внешнеполитической деятельности - Совет министров иностранных дел; в области коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества - Совет министров обороны, Главное командование Объединенных вооруженных сил, Совет командующих пограничными войсками. Предусмотрены также координационные органы отраслевого сотрудничества. Например, уже созданы Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный совет по космосу, Электроэнергетический совет, Межгосударственный экологический совет.

В рамках Содружества должны действовать Экономический суд в целях разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, а также толкования соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам, Комиссия по правам человека, призванная наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя членами СНГ

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет, созданный в апреле 1993 года на заседании Совета глав государств в Минске. Он состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства - члена СНГ, и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Комитет вырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества. При нем имеется Секретариат. Местопребывание Комитета и Секретариата - Минск (Беларусь).

Содружество Независимых Государств как международная организация имеет свою специфику. Его учредительные акты и Устав дают возможность частичного участия его членов в деятельности организации. Так, ст. 10 Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. предусматривает за каждым участником право приостанавливать действие не только соглашения в целом, но и отдельных его статей. Статья 23 Устава дает возможность любому члену СНГ заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе. Статья 43 оставляет за государствами-учредителями право при ратификации Устава делать оговорки и заявления по разделам III "Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество", IV "Предотвращение конфликтов и разрешение споров", VII "Межпарламентское сотрудничество" и ст. 28, 30-33, касающимся Координационно-консультативного комитета, Совета министров обороны и Главного командования ОВС, Совета командующих пограничными войсками, Экономического суда и Комиссии по правам человека.

В Уставе СНГ предусмотрено, что он вступит в силу для всех государств-учредителей с момента сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами-учредителями либо для государств-учредителей, сдавших свои ратификационные грамоты через один год после принятия Устава.

Совет Европы. Это - международная региональная организация, объединяющая страны Европы. Устав Совета был подписан в Лондоне 5 мая 1949 г., вступил в силу 3 августа 1949 г. На апрель 1994 года членами Совета Европы являются 32 государства, в том числе некоторые страны Восточной Европы: Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Литва и Эстония.

Целями Совета Европы являются: защита прав человека и расширение демократии; сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды, здравоохранения; ближение всех стран Европы.

Главные органы Совета Европы - Парламентская ассамблея и Комитет министров, состоящий из министров, иностранных дел. Парламентская ассамблея состоит из представителей парламентов государств - членов Совета Европы. Каждая национальная делегация формируется таким образом, чтобы она представляла интересы различных политических кругов своей страны, включая оппозиционные партии. Начиная с 1989 года в работе Парламентской ассамблеи участвуют представители парламентов стран Центральной и Восточной Европы (в том числе России) со статусом специально приглашенных. Парламентская ассамблея проводит свои пленарные заседания три раза в год. Она принимает большинством голосов рекомендации Комитету министров и правительствам государств-членов, которые ложатся в основу конкретных сфер деятельности Совета Европы.

Комитет министров проводит сессии два раза в год, а также регулярно собирает специальные или неформальные совещания. Он обсуждает политические аспекты сотрудничества, вырабатывает программу деятельности Совета Европы, утверждает текущий бюджет, рассматривает рекомендации Парламентской ассамблеи, принимает на основе принципа единогласия политические рекомендации правительствам стран-членов. Рекомендации подлежат ратификации и вступают в силу только в отношении ратифицировавших их стран.

В рамках Совета Европы функционируют Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, Европейский центр молодежи, Постоянная конференция местных и региональных органов власти Европы, Фонд социального развития.

Советом Европы разрабатываются и принимаются общеевропейские конвенции по самым различным вопросам сотрудничества. Уже принято более 145 таких конвенций. В некоторых из них, например в Европейской конвенции по правам человека, могут участвовать только государства - члены Совета Европы, в других, например в Европейской конвенции по культуре,- все европейские государства.

Основные органы Совета Европы находятся в Страсбурге (Франция).

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В настоящее время СБСЕ представляет собой формирующуюся международную региональную организацию. Ее учредительными документами являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 году, Хартия для новой Европы и Дополнительный документ к ней, принятые в Париже в 1990 году, Декларация "Вызов времени перемен" и пакет решений по структуре и основным направлениям деятельности СБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 году. Эти документы определяют основные цели СБСЕ - сотрудничество в области безопасности, разоружения, предотвращения конфликтных ситуаций, экономики, культуры, прав и свобод человека и др. Принципы СБСЕ были закреплены в Декларации принципов, являющейся составной частью хельсинкского Заключительного акта.

Начиная с 1990 года происходят становление и развитие структуры СБСЕ. Было определено, что встречи глав государств и правительств должны проводиться регулярно раз в два года. На них устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне. Встречам в верхах должны предшествовать конференции по обзору, которые уполномочиваются подводить итоги выполнения обязательств и рассматривать дальнейшие шаги по укреплению процесса СБСЕ, подготавливать документы для утверждения на встрече.

Совет СБСЕ является центральным директивным и руководящим органом СБСЕ. Он состоит из министров иностранных дел, должен собираться не реже одного раза в год для рассмотрения вопросов, имеющих отношение к СБСЕ, и принятия соответствующих решений. Председателем каждого заседания Совета СБСЕ должен быть представитель принимающий страны.

Основным рабочим органом СБСЕ является Комитет старших должностных лиц (КСДЛ). На него наряду с принятием оперативных решений возлагаются функции управления и координации. Руководство текущей деятельностью СБСЕ возлагается на действующего Председателя, который в своей деятельности может использовать институт "тройки" (в составе предшествующего, действующего и последующего Председателей), специальные целевые группы и своих личных представителей. Для обслуживания Совета и Комитета в Праге был создан Секретариат СБСЕ.

Созданное на основании Парижской хартии для новой Европы Бюро по свободным выборам было переименовано на Пражском совещании 1992 года в Бюро по демократическим институтам и правам человека (находится в Варшаве). Оно должно содействовать обмену информацией и расширению практического сотрудничества между государствами в области человеческого измерения и становления демократических институтов.

Важным органом является Центр по предотвращению конфликтов (находится в Вене) для оказания помощи Совету СБСЕ в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов. В Центр входят Консультативный комитет, состоящий из представителей всех государств-членов, и Секретариат.

Не менее важная роль отводится Верховному комиссару по делам национальных меньшинств и Форуму СБСЕ по сотрудничеству в области безопасности. Верховному комиссару поручается обеспечивать "раннее предупреждение" и "срочные действия" в отношении напряженных ситуаций, связанных с проблемами национальных меньшинств, которые потенциально способны перерасти в конфликт в регионе СБСЕ и требуют внимания и действий Совета или КСДЛ. Форум СБСЕ по сотрудничеству в области безопасности создается как постоянно действующий орган в целях: проведения новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности; расширения регулярных консультаций и активизации сотрудничества по вопросам, связанным с безопасностью; уменьшения опасности возникновения конфликтов.

Из других органов следует отметить Парламентскую ассамблею, состоящую из представителей всех стран - членов СБСЕ, и Экономический форум, в качестве которого начиная с 1993 года должен собираться на периодической основе (в Праге) КСДЛ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время широко признается положение, что государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая за ними способность: иметь права и обязанности; участвовать в создании и применении норм международного права; стоять на страже соблюдения норм международного права. Этим признанием государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества.

Конечно, наделение международных организаций правами и обязанностями не означает их приравнивания к государствам - основным субъектам международного права. Объем их правосубъектности значительно меньше и носит целевой и функциональный характер.

Чтобы выполнять свои функции, международные организации должны обладать необходимыми юридическими средствами. В ст. 104 Устава ООН предусмотрено в этих целях, что "Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей". Аналогичные положения содержатся в большинстве учредительных актов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зайцева О. Г. Международные организации: принятие решений.- М., 1989.

2. Крылов Н. Б. Правотворческая деятельность международных организаций.- М., 1988.

3. Морозов Г. И. Международные организации. Некоторые вопросы теории.- 2-е изд.- М., 1974.

4. Кривчикова Э. С. Основы теории права международных организаций.- М., 1979.

5. Федоров В. Н. ООН и проблемы войны и мира.- М., 1988.

6. Шибаева Е. А. Право международных организаций.- М., 1986.