Применение запрещенных методов ведения войны. Военные преступления

Надо сразу же отметить (ст. 356), что использование законодателем понятия «война» не полностью охватывает круг случаев, когда совершенные деяния попадают под действие ст. 356 УК. Не случайно в тексте статьи применяется другое понятие, носящее более широкий характер: «вооруженный конфликт». По буквальному смыслу дополнений, внесенных в 1977 г. в пакет Женевских Конвенций 1949 г. понятие запрещенных средств и методов ведения войны распространяется на любые вооруженные конфликты, связанные и не связанные с объявлением войны. В том числе, на вооруженные конфликты внутригосударственного характера.

Данный параграф охватывает составы, рассчитанные на применение в условиях уже ведущейся войны или иного вооруженного конфликта. Непосредственный объект здесь - общественные отношения, обеспечивающие минимизацию вреда, причиняемого военными действиями (человеческих потерь, имущественного ущерба, страданий людей, уничтожения историко-культурного потенциала и т.д.). В этих целях ст. 356 УК дает в соответствии с упомянутыми международно-правовыми документами, открытый перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 этой статьи, это жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация последнего, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение иных средств и методов, запрещенных международным договором России. Часть 2 предусматривает применение оружия массового поражения.

Таким образом, рассматриваемая статья построена по схеме ст353 УК. В ней нет основного и квалифицированного составов, а налицо два самостоятельных состава, относящихся к категории особо тяжких, но дифференцированных по минимальному размеру санкции, которые находятся под одной «крышей».

Жестокое обращение с военнопленными и гражданским населением

Запрет жестокого обращения с военнопленными требует некоторой конкретизации в части круга лиц, защищаемых этим запретом, и в части самого понятия жестокого обращения. Исходя из предшествующего опыта человечества, Женевская Конвенция 1949 г. относит к числу военнопленных не только личный состав вооруженных сил, но и добровольцев (но не наемников), ополченцев, восставшее против захватчиков население, но при условии открытого ношения оружия и соблюдения законов и обычаев воны. На положении военнопленных должны считаться также экипажи торгового флота и гражданской авиации захваченные неприятелем.

Жестокое обращение - это причинение не вызываемых военной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числе пытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания, унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно - правовой литературе утверждения, что отсутствие физического насилия не позволяет применять квалификацию деяний как жестокого обращения, не соответствует интерпретации этого понятия в международно-правовых документах. Даже пытка возможна путем применения психического, а не физического воздействия.

Гражданское население, жестокое обращение с которым также составляет объективную сторону деяния, запрещенного ст. 356 УК - это любые лица, не участвующие в войне или ином вооруженном конфликте, независимо от того, являются ли они гражданами воюющей страны или других стран либо лицами без гражданства.

Запрещена под угрозой уголовной ответственности и депортация гражданского населения, то есть его высылка с занятой территории, угон при отступлении и т.д. Но от депортации надо отличать:

а) добровольную эвакуацию;

б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращение массовых потерь гражданского населения. Например, временное выселение из населенных пунктов, в которых предполагаются крупные боевые действия.

Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава - разграбление национального имущества на оккупированной территории. Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противника крупномасштабного изъятия и присвоения «по праву победителя» исторических и культурных ценностей, а равно материальной базы экономики, не зависимо от формы собственности. Под этот запрет не попадают действия, которые:

б) предусмотрены мирным договором, например, в связи с репарациями;

в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны, развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран - победительниц на оккупированной территории (с последующим решением этого вопроса в мирном договоре).

Вместе с тем, разрешение, которое дает военное или гражданское руководство военнослужащим, на захват и вывоз определенного количества имущества, в том числе, «бесхозного», а тем более организация такого захвата и вывоза (например, складирование имущества трофейными командами с последующей раздачей военнослужащим или транспортировкой для руководящих политических и военных деятелей) несомненно, является формой разграбления имущества в смысле ст. 356 УК.

Интересный вопрос - соотношение рассматриваемой нормы и крайней необходимости. Например, является ли преступлением в смысле ст. 356 УК разрушение определенного числа строений и вывоз полученных таким образом строительных материалов для создания укреплений, предназначенных защищать военнослужащих от огня противника. Международно-правовые документы учитывают эту возможность, оговаривая, что незаконное присвоение имущества наказуемо, если оно не вызывается военной необходимостью. Но ее критерии могут определяться лишь с учетом всех обязательств конкретного случая, а не заранее. Поэтому при квалификации деяния по ст. 356 УК надо уделять внимание аргументации отсутствия (военной) необходимости.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний - прямой умысел за нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта, минимизирующих их вредные последствия. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.)

Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении законов и обычаев войны, так и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК по своей инициативе.

Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты - носителя такого оружия, взлеты воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону противника отравляющих или бактериологических веществ. О понятии оружия массового поражения говорилось при рассмотрении ст. 355 УК. Уголовный кодекс РФ. Принят Государственной Думой РФ 16.04.95. Кодексы и законы РФ. Стр.: 878. - С - П.: Весь, 2007

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, -


наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.


2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, -


наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.




Комментарии к ст. 356 УК РФ


1. Непосредственным основным объектом преступления являются отношения, обеспечивающие соблюдение международно-правовых норм по использованию средств и методов ведения военных действий с целью гуманизации вооруженных конфликтов. Дополнительный объект преступления - жизнь, здоровье, половая свобода и неприкосновенность, физическая свобода личности, собственность и др.

2. Предметом преступления является национальное имущество. К нему следует отнести принадлежащие на правах собственности государству, территория которого оккупируется, физическим и юридическим лицам, являющимся резидентами государства, объекты гражданского бытового, производственно-хозяйственного, культурного и иного назначения: жилые дома, производственные сооружения, леса, а также любое другое движимое и недвижимое имущество, включая культурные ценности.

3. Потерпевшими являются военнопленные, гражданское население. В соответствии с Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. к ним относятся попавшие во власть неприятеля: личный состав вооруженных сил; личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, которые открыто носят оружие; лица, следующие за вооруженными силами (некомбатанты); население неоккупированной территории, которое стихийно берется за оружие, носит его открыто и соблюдает законы и обычаи войны.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. к гражданскому населению относит мирных жителей, не являющихся участниками вооруженного конфликта (т.е. ни комбатантами, сражающимися, принимающими непосредственное участие в военных действиях и входящими в состав вооруженных сил; ни некомбатантами, входящими в состав вооруженных сил, но непосредственно не сражающимися, а оказывающими помощь в нормальном функционировании действующих вооруженных сил: врачи, священнослужители, хозяйственно-технический персонал и др.).

4. Объективная сторона преступления состоит из следующих действий: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимаются преднамеренное убийство, пытки, истязания и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, причинение тяжелых страданий, нанесение ущерба здоровью. Оккупирующая держава не может принуждать гражданское население служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. Гражданское население пользуется общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.

В соответствии с международно-правовыми документами, на которых основана ст. 356, военнопленные и гражданское население должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

Депортация есть насильственное перемещение гражданских лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого иного государства независимо от того, оккупированы они или нет.

Под разграблением национального имущества понимаются незаконные и проводимые в большом масштабе присвоение и иное расхищение имущества, не вызываемые военной необходимостью. Данная форма преступления имеет древние корни и восходит к тем временам, когда наградой воинам-победителям был захваченные неприятельские город, селение: каждый получал в собственность то, что отберет, присвоит и унесет. Однако и в цивилизованном мире эта разновидность военного преступления встречается часто.

5. Наиболее опасной формой совершения преступления является применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ. Под ними понимаются оружие, иная боевая техника, способные причинить излишние страдания людям, нанести серьезный долговременный ущерб природной среде и другим объектам, не вызываемый военной необходимостью (противопехотные мины, зажигательное и лазерное оружие и др.).

6. Самым опасным запрещенным средством ведения военных действий является оружие массового поражения. Его применение является квалифицирующим признаком анализируемого преступления (ч. 2 ст. 356).

7. К методам ведения военных действий, запрещенным международным договором РФ, относятся способы и приемы, а также порядок осуществления военных действий, в том числе с использованием запрещенных средств (использование присутствия гражданского лица для защиты от военных действий определенных пунктов или вооруженных сил; умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду; умышленные нападения на гражданские объекты, которые не являются военными целями, и др.).

К запрещенным способам ведения военных действий относится нападение на установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы и атомные электростанции), которые не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.

8. В наименовании ст. 356 использован термин "война", в самом тексте статьи - "вооруженный конфликт". Со Второй мировой войны понятие войны утратило определенность, поскольку война может быть и не связана с формальным объявлением войны. Германия и Япония начали войну без ее объявления. Война является разновидностью вооруженного конфликта. Последний относится к обязательным признакам объективной стороны анализируемого преступления в виде обстановки его совершения.

В настоящее время в международных практике и документах встречается два вида вооруженного конфликта. Международный вооруженный конфликт означает военные действия между государствами. Вооруженные конфликты немеждународного характера - это внутренние конфликты. Они имеют место на территории государства, когда идет длительное вооруженное противостояние между правительственными вооруженными силами и организованными вооруженными группами.

Преступление является оконченным при совершении любого из четырех перечисленных действий, состав преступления формальный.

9. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественно опасный характер жестокого обращения с военнопленными или гражданским населением, депортации гражданского населения, разграбления национального имущества на оккупированной территории, применения в вооруженном конфликте запрещенных средств и методов ведения военных действий и желает совершить указанные действия.

10. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет, участвующее в вооруженном конфликте. Практика показывает, что субъектами этого преступления чаще всего становятся военные начальники, главы государств, командиры вооруженных отрядов и т.п., отдающие незаконные приказы. Однако нельзя исключать ответственность и рядовых участников, исполняющих явно преступный приказ.

Мировое сообщество пришло к неизбежности запрета на при­менение наиболее жестоких, бессмысленных, бесчеловечных и разрушительных средств и методов ведения войны, тем более войны агрессивной. Говоря о запрете средств и методов веде­ния войны, необходимо также помнить о том, что в междуна­родном праве действует принцип, согласно которому право сторон в вооруженном конфликте выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным.

Рассматриваемое преступление (ст. 356 УК РФ) грубо нару­шает регламентированный международным правом порядок ве­дения войны. Он-то и является непосредственным объектом анализируемого преступления. Поскольку применение запре­щенных средств и методов ведения войны неизбежно посягает и на безопасность военнопленных и гражданского населения во время ведения войны или военных конфликтов, указанные со­циальные ценности выступают в роли дополнительного объекта. Если же осуществляется разграбление национального имущест­ва на оккупированной территории, то в данном случае дополни­тельным объектом выступает национальное достояние покорен­ного народа.

При применении во время ведения войны или военного конфликта запрещенных средств и методов ставится под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, независимо от их от­ношения к выполнению воинской повинности в период воен­ных действий. В связи с этим потерпевшими от этого преступ­ления могут быть как военнопленные, так и представители гра­жданского населения.

Военнопленными в международном праве признаются лица, принадлежащие к вооруженным силам воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника. Ими могут быть прежде всего комбатанты (сражающиеся), т. е. лица, входящие в со­став вооруженных сил воюющей стороны; партизаны; участни­ки военных ополчений; отрядов добровольцев; участники орга­низованных движений сопротивления; население, стихийно взявшееся за оружие при приближении неприятеля, и участни­ки гражданских и национально-освободительных войн, если они имеют командира, открыто носят оружие и соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Военнопленными признаются и некомбатанты (несражающиеся), к числу кото­рых относятся военные журналисты, интендантский и прочий обслуживающий персонал, военно-юридический и медицин­ский персонал, рабочие команды и т. п., использующие имею­щееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного им имущества, а также раненых, больных и т. д. Некомбатанты находятся под защитой законов и обычаев войны, если они имеют удостоверения, выданные соответствующими военными органами.

Гражданское население, о котором речь идет в ст. 356 УК РФ, - это мирные жители воюющей стороны, не принимав­шие участия в военных действиях и оказавшиеся во власти про­тивника на оккупированной им территории.

Предметом этого преступления, совершаемого на оккупиро­ванной территории, выступают национальное имущество, объ­екты гражданского назначения (дома, сооружения, дамбы, пло­тины, тепло- и электростанции и т. д.), движимое и недвижимое имущество, являющееся индивидуальной или коллективной собственностью и др.

Национальное имущество представляет собой совокупность материальных носителей духовных ценностей, составляющих содержание национального культурного достояния какого-либо народа. Международная конвенция о защите культурных цен­ностей 1954 г. в случае вооруженного конфликта к таковым от­носит: памятники архитектуры, искусства или истории, произ­ведения искусства, рукописи, научные коллекции книг и ар­хивных материалов, музеи, крупные библиотеки и т. д.

Объективная сторона анализируемого преступления характе­ризуется следующими действиями:

Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;

Депортация гражданского населения;

Разграбление национального имущества на оккупирован­ной территории;

Применение в вооруженном конфликте средств и мето­дов, запрещенных международным договором Российской Фе­дерации.

Жестокое обращение (способ совершения преступления) с военнопленными или гражданским населением выражается в совершении против указанных лиц действий, сопровождаю­щихся насилием или унижением их чести и достоинства.

Режим военного плена определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. В соответствии с ней к военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Они имеют право на уважение к их личности и чести. Любые незаконные действия со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие опасность для его здоровья, расцениваются как серьезное деяние. Запрещается дискриминация военно­пленных по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения, политических убеждений, национальности. Эти положения относятся и к участникам вооруженных кон­фликтов немеждународного характера. К грубейшему нару­шению режима военного плена относится и содержание воен­нопленных во власти отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен, а не правительства неприятельского госу­дарства.

Согласно общепризнанному международному принципу гражданское население, не участвующее в войне, пользуется неприкосновенностью. Гражданские лица должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без ка­кой-либо дискриминации по причинам расы, цвета кожи, ре­лигии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. В связи с этим в отношении гражданского населения оккупированной территории запрещаются: насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности убий­ство; пытки всех видов; телесные наказания; увечья; надруга­тельства над человеческим достоинством, в частности унизи­тельное или оскорбительное обращение; принуждение к про­ституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить указанные действия. В соответствии с международ­ным правом гражданские лица на оккупированных территори­ях при любых обстоятельствах имеют право на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждением и обрядам, привычкам и обычаям. Они должны охраняться от актов насилия или запугивания. Гражданское население, а также отдельные гражданские лица не должны являться объ­ектом нападений. Не допускаются также нападения неизбира­тельного характера, т. е. способные поразить как военные, так и гражданские объекты (гражданских лиц). Оккупирующее го­сударство не может принуждать покоренных гражданских лиц служить в его вооруженных или вспомогательных силах. Окку­панты могут направить гражданских лиц на принудительные работы, необходимые для нужд оккупационной армии либо связанные с обслуживанием, обеспечением населения занятой местности. Вместе с тем запрещается создание концентраци­онных лагерей для содержания гражданских лиц и введение там режима каторжного труда, где вынуждают их выполнять различные тяжелые работы под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти.

Депортация гражданского населения заключается в изгна­нии, насильственном вывозе оккупационными властями мир­ных жителей с занимаемой ими территории в другие районы, малопригодные для нормального человеческого проживания.

Оккупация территории (место совершения преступления) означает временный насильственный захват в ходе войны во­оруженными силами одного государства территории другого го­сударства и принятие на себя управления этими территориями без приобретения суверенных на них прав.

Под разграблением национального имущества понимается за­хват его любыми способами и обращение в свою собственность оккупирующей страной или собственность иных заинтересо­ванных сторон, сопровождающиеся вывозом этого имущества с оккупированной территории. Международная конвенция о за­щите культурных ценностей 1954 г. в случае вооруженного кон­фликта, в частности, предписывает воюющим сторонам воздер­живаться от какого-либо враждебного акта, направленного против культурных ценностей. Запрещаются любые акты ван­дализма в их отношении, реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории другой страны.

К запрещенным международным договором России средст­вам ведения войны относятся такие, которые способны причи­нить излишние страдания человеку или характеризуются целе­направленным причинением обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде. В этой связи следует заме­тить, что совершенствование военного производства и опыт во­енных действий диктовал международной общественности со­вершенствовать правовой механизм защиты или ограничение применения в военных целях отдельных видов оружия. Важны­ми мерами в этом направлении можно назвать следующие: от­мена употребления взрывчатых и зажигательных пуль (1868 г.); запрещение снарядов, распространяющих удушающие или вре­доносные газы, а также легко разворачивающихся или сплю­щивающихся пуль (1899 г.); запрещение применения в войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериоло­гических средств (1925 г.).

Одним из общих начал международного права является не­допустимость применения оружия массового поражения. В на­стоящее время осуществлен правовой запрет бактериологиче­ского (биологического) оружия и токсинного оружия, что озна­чает и запрещение использования биологических агентов и токсинов в вооруженных конфликтах (1972 г.), и химического оружия (1993 г.). Относительно запрещения ядерного оружия пока конвенции не принято, однако имеется ряд резолюций и деклараций Генеральной Ассамблеи ООН, выражающих волю большинства государств о запрещении применения ядерного оружия как оружия массового поражения.

Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором, действующим для России, влечет квалификацию по ч. 2 ст. 356 УК РФ. Согласно Международной конвенции 1981 г. (имеющей три дополнительных протокола) относительно отдельных видов «обычного» оружия, наносящих чрезмерные повреждения или имеющих неизбиратальный ха­рактер, запрещению или ограничению подверглись следующие его разновидности: любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (так называемые «необнаруживаемые осколки»); мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами, ми­ны-ловушки и некоторые другие устройства; зажигатальное оружие, т. е. такое оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени и тепла, возни­кающих в результате химической реакции вещества, доставлен­ного к цели. В связи с этим, например, запрещается подвергать гражданское население или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия.

Запрещенными международным договором России методами ведения войны международное право признает разрушение гра­жданских объектов и объектов, необходимых для выживания гражданского населения, к которым в первую очередь относят­ся: незащищенные города, селения, жилища или строения, госпитали, больницы, средства транспорта, используемые гра­жданским населением, запасы продуктов питания, районы производства продуктов питания, источники воды и т. д. Осо­бо регулируется зашита «установок, и сооружений, содержа­щих опасные силы», к которым отнесены плотины, дамбы и атомные электростанции. Указанные объекты не должны под­вергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать вы­свобождение опасных сил и последующие тяжелые потери сре­ди гражданского населения. Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г. запрещает отдавать воюющим приказ «не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе», запрещается незаконно использовать отли­чительную эмблему Красного креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или госу­дарств, не находящихся в конфликте. Согласно Конвенции о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. запрещается применение в вооруженных конфликтах и использование лю­бых средств, способных вызвать землетрясения, цунами, нару­шение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды, климата, в состоянии озонного слоя и ио­носферы.

Запрещение средств и методов ведения войны в равной сте­пени касается и международных вооруженных конфликтов, и вооруженных конфликтов внутри одного государства, т. е. внут­ренних вооруженных конфликтов.

Под вооруженным конфликтом следует понимать столкнове­ние между вооруженными силами различных конфликтующих между собой государств или административно-территориаль­ных образований одного государства, ограниченное локальной территорией военных действий («горячая точка») и относитель­но небольшой протяженностью во времени.

Преступление, предусмотренное ст. 356 УК РФ, признается оконченным с момента совершения любого из указанных в зако­не действий.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла, так как ви­новный сознает, что применяет запрещенные средства и мето­ды ведения войны, и, несмотря на это, желает совершать ука­занные в анализируемой статье действия.

Субъектом указанного преступления является вменяемое на момент совершения преступления лицо, достигшее к этому времени 16-летнего возраста. По законодательной логике, уго­ловной ответственности подлежат прежде всего лица, в чью компетенцию входит дача приказа или распоряжения на при­менение запрещенных средств и методов ведения войны. Одна­ко закон не исключает привлечения к уголовной ответственно­сти и иных лиц.

Еще по теме Применение запрещенных средств и методов ведения войны.:

  1. ПОНЯТИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ. НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ
  2. Г. Запрещение в законе и вытеснение юстицией порочных средств ведения хозяйства и коммерции.
  3. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрес­сивной войны.
  4. § 6. Отстранение от управления транспортным средством.Медицинское освидетельствование на состояние опьянения.Задержание транспортного средства.Запрещение эксплуатации транспортного средства.Временный запрет деятельности
  5. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
  6. 6.3. Ведение бухгалтерского учета при применении упрощенной системы налогообложения
  7. Денежные средства от операционной (основной) деятельности - ведения бизнеса

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право -

Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие добросовестное выполнение международных обязательств в части использования средств и методов ведения военных действий и имеющие целью максимальную гуманизацию вооруженных конфликтов.

В названии ст. 356 УК используется термин "средства и методы ведения войны". Однако в настоящее время специалисты предпочитают ссылаться на нормы, применимые не к войне, а к вооруженным конфликтам, поскольку статус "войны" с 1945 г. в значительной мере утратил свою определенность, а в большинстве вооруженных конфликтов, даже имеющих явно выраженный международный характер, отсутствует признак формального объявления войны. Кроме того, согласно Дополнительному протоколу II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты немеждународного характера.

Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 356 УК, характеризуется совершением любого из перечисленных в законе действий: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

Основными международно-правовыми документами, определяющими правила обращения с военнопленными, гражданским населением, а также содержащими перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий во время войны и вооруженных конфликтов, являются Женевские конвенции 1949 г. (об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море).

В соответствии с международно-правовыми нормами под военнопленными понимаются следующие категории лиц, попавших во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта: личный состав вооруженных сил воюющей стороны, партизаны, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления; некомбатанты (лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, - врачи, юристы, священники, корреспонденты, различный обслуживающий персонал, члены экипажей торгового флота и гражданской авиации); стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи ведения войны. К гражданскому населению относятся лица, не являющиеся участниками вооруженного конфликта (ни комбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил конфликтующей стороны и принимающими непосредственное участие в боевых действиях, ни некомбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил воюющей стороны и оказывающими ей помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающими личного участия в этих действиях).


Под жестоким обращением с военнопленными и гражданским населением понимаются: преднамеренное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленного или гражданского лица к службе в вооруженных силах неприятельской стороны или лишение таких лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, взятие кого-либо из гражданских лиц в заложники и т.д.

Под депортацией гражданского населения, запрещенной Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения, понимается насильственное перемещение всего или части гражданского населения в пределах оккупируемой территории или за ее пределы.

Разграблением национального имущества считаются действия по произвольному, осуществляемому в больших масштабах разрушению и присвоению имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Наиболее опасной формой совершения рассматриваемого преступления является применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

Под средствами ведения военных действий следует понимать оружие и иную военную технику, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению. Методы ведения военных действий - это порядок, способы и приемы использования средств ведения войны в указанных целях. Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. запрещенными являются: применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или страдания, а также обширный, долговременный, серьезный ущерб природной среде. К запрещенным средствам ведения войны, согласно действующим международным правовым нормам, в том числе заключенной в 1981 г. Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, в частности, относятся: оружие "неизбирательного" действия, истребляющая сила которого такова, что она не может быть направлена лишь на заранее определенные военные цели; оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние повреждения, страдания или делающие неизбежной смерть людей, выведенных из строя, а также имеющие предательский, коварный характер (напалмовые, шариковые, кассетные, фосфорные бомбы, нейтронная бомба, любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины-ловушки и другие устройства смертоносного или разрушительного характера, используемые против гражданского населения или применяемые неизбирательно, и т.д.).

К запрещенным методам ведения военных действий относятся такие нападения "неизбирательного характера", последствия которых не могут быть ограничены поражением лишь военных объектов. Кроме того, согласно заключенной в 1977 г. Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду запрещенными являются такие методы военных действий, как "погодная война", "экологическая агрессия", а также иные методы, сопряженные с таким воздействием на экологические процессы, которые влекут широкие, долгосрочные или серьезные последствия (изменение динамики, состава и структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу, атмосферу и космическое пространство). В соответствии с Конвенцией о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. запрещенными методами ведения военных действий являются: совершение нападений с применением зажигательного оружия на гражданское население или на гражданские объекты, а также на те военные объекты, поражение которых в силу их расположения (в районе сосредоточения гражданского населения), применяемых средств доставки зажигательного оружия или других обстоятельств не позволяет ограничить зажигательное воздействие только на военный объект и избежать или свести к минимуму случайные жертвы среди гражданского населения и повреждение гражданских объектов, а также совершение таких нападений на леса и другие виды растительного покрова, кроме случаев, когда такие природные элементы являются военными объектами. Кроме того, в качестве запрещенных методов ведения войны рассматривается превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения, нападение на лиц, прекративших принимать участие в военных действиях, нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам, и др.

К числу обязательных признаков объективной стороны преступления относится и особая обстановка применения запрещенных средств и методов ведения войны - обстановка вооруженного конфликта. Международному праву известны два вида таких конфликтов. Международный конфликт представляет собой вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т.е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства. Вооруженный конфликт немеждународного характера - это столкновение антиправительственных организованных вооруженных отрядов с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо государства.

Состав рассматриваемого преступления является формальным , поэтому оконченным оно признается с момента совершения любого из действий, описанных в диспозиции ч. 1 ст. 356 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что применяет в вооруженном конфликте запрещенные средства и методы ведения войны в форме жестокого обращения с военнопленными или гражданским населением, депортации гражданского населения и т.д., и желает совершить такие действия.

Субъектом преступления выступает лицо, входящее в состав участников вооруженного конфликта и достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применение одного из наиболее опасных средств войны - оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. Предмет этого преступления аналогичен предмету преступления, предусмотренного ст. 355 УК. К оружию массового поражения, применение которого запрещено, относится биологическое, химическое и ядерное оружие. Пока еще не выработано универсальных норм, устанавливающих прямое запрещение так называемых новых видов оружия массового поражения (радиологического, инфразвукового, лучевого и т.д.). Однако применение и такого оружия при наличии прочих признаков рассматриваемого состава преступления следует квалифицировать по ч. 2 ст. 356 УК, если оружие применено по его прямому назначению, - для массового поражения, уничтожения живой цели или для разрушения материальных объектов.

Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК). Объектом состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 356 УК, является мирное сосуществование государств и народов. Общественная опасность применения запрещенных средств и методов ведения войны заключается в том, что при их применении в ходе военных действий попираются не только нормы международного права о законах и обычаях войны, но и причиняются неоправданные страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению в регионе военных действий, увеличиваются человеческие жертвы, уничтожаются и разрушаются народнохозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения, безвозвратно утрачиваются культурные ценности и другие достижения человеческой цивилизации.

С объективной стороны применение запрещенных средств и методов ведения войны может выражаться в жестоком обращении с военнопленными и гражданским населением, оказавшимся в районе ведения военных действий, в депортации гражданского населения из района военных действий или с оккупированных территорий, в разграблении национального имущества на оккупированной территории, в применении в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации. Военнопленными считаются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также к личному составу ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; к личному составу других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее (даже в случае оккупирования этой территории), если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, определенный и явственно видимый издали отличительный знак и открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

В международном праве существует правило, что гражданское население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью. При проведении военных операций воюющие стороны должны постоянно заботиться о том, чтобы щадить гражданские объекты (к ним относятся жилища, сооружения и средства транспорта, используемые гражданским населением; места и районы, используемые исключительно гражданским населением, например, убежища, больницы и т.д.); продукты питания, районы производства продуктов питания, а также источники воды.

Депортация гражданского населения - насильственный его вывоз (изгнание) с занимаемой им территории.

Учитывая особый вред, который в ходе военных действий может быть нанесен культурным ценностям народов, в 1954г. по инициативе ЮНЕСКО была принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В Конвенции дается определение понятия «культурная ценность» (памятники архитектуры, искусства или истории, произведения искусства, рукописи, научные коллекции книг и архивных материалов, музеи, крупные библиотеки и т.д.). Защита указанных ценностей включает их охрану и уважение. Воюющие стороны обязаны воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Запрещаются любые акты вандализма в их отношении, реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории другой страны.

К запрещенным средствам ведения войны относится в первую очередь применение оружия массового поражения, что образует квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи (о понятии оружия массового поражения см. комментарий к ст.355). Запрещенными могут быть и отдельные виды обычного оружия. В 1981г. была принята специальная Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (см. Ведомости СССР, 1984, No.3, ст.50).

Оккупированной признается территория, неправомерно занятая государством, являющимся стороной международного вооруженного конфликта. При этом не имеет значения, была эта территория оккупирована частично или полностью.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет; как правило, это высшие государственные и военные чиновники.

Часть 2 ст. 356 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (хотя бы одноразового).