В дисциплинарной воинской части. Воинская дисциплина: что такое, сущность и значение

Арест в отношении военнослужащих.

Ограничение по воинской службе.

Наказания для военнослужащих.

Есть один дополнительный вид наказания – лишение специального воинского звания.

Предусмотрен статьёй 48 УК РФ.

Глава 9 УИК РФ предусматривает её исполнение.

Статья 61 УИК РФ – этот приговор направляется должностному лицу, присвоившему такое звание.

Это только дополнительный вид наказания и за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Должностное лицо в установленный срок и по определённому порядку вносит изменения – и лишает всех льгот и определённых званий.

Статья 51 УИК РФ – это примерно те же исправительные работы для военнослужащих. Удержания до 20%...

Раздел 5 – порядок исполнения.

Ещё возможность – ограничения по воинской службе.

Командир воинской части не позднее трёх суток издаёт приказ, в котором объявляет, в течение какого срока и на каком основании военнослужащему не засчитывают срок в стаж службы, не повышают, в каком размере удержания… Этот приказ объявляется по воинской части.

Командор воинской части сообщает о выполнении наказания в суд.

Удержания – из должностных окладов. Он не может быть повышен в звании, в должности…

С этими осуждёнными производится воспитательная работа с учётом тяжести преступления и личности осуждённого.

Статья 146 УИК РФ, там предусмотрено.

Статья 147 – о прекращении исполнения. Там тоже не позднее, чем за три дня до окончания срока, издаёт приказ – и направляет его в суд.

Статья 148 – освобождение от наказания или замена на другое.

Есть Инструкция об ограничении… 1997 года.

Есть и вид – арест для военнослужащих.

Глава 19 УИК РФ.

Положение о гауптвахте 1993 года.

Раздельное содержание рядовых, офицеров и т.д.

Предусмотрены меры поощрения и взыскания – в общем, почитаем сами.

Статья 55 УК РФ.

В УИК глава 20 этому посвящена.

Там говорится, что военнослужащие отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или ротах.

Режим – примерно такой же, как в лишении свободы.

Режим в 156 статье.

Обеспечивает режим: исправление, воспитание воинской дисциплины, исполнение возложенных обязанностей, реализация прав и обязанности… Всё то же, что и к лишению свободы – это можно называть основные требования к режиму.

Отдельно отбывают офицеры и солдаты.

Есть статья 159 УИК РФ – там про посылки, передачи и бандероли. Зубрить не надо, но парочку примеров надо.

Есть статьи про переписку, про приобретение продуктов питания, про краткосрочные выезды…

Много сходного с лишением свободы.



Военная подготовка в статье 163 – это считай воспитательная подготовка.

Как и осуждённые к лишению свободы, согласно 164 УИК РФ они тоже трудятся. 50% зарплаты перечисляется им на лицевой счёт.

Воспитательная работа по 165 УИК РФ проводится. Проводит её командир воинской части, командир подразделения.

Статья 166 – изменение условий отбывания наказания в дисциплинарных воинских частях. В колониях лишения свободы есть обычные, облегчённые и строгие (у несовершеннолетних ещё и льготные), а там наподобие – при отбытии 1/3 наказания могут облегчённые условия. Строгих нет, есть обычные и облегчённые условия.

Здесь срок не в месяц, не в полгода – а 1/3 от наказания, и только после этого можно на облегчённые перейти. Там есть и повышенные расходы средств, и дополнительные два длительных свидания и т.д.

Меры поощрения примерно те же, но конкретизируются несколько в зависимости от вида наказания. Это статья 167 УИК РФ.

Предусмотрены меры взыскания – они в 168 УИК РФ. Похожи на обычные – выговор тот же. Порядок применения такой же – в письменной и в устной форме.

Статья 170 УИК РФ – примерно те же материально-бытовые обеспечения условия, как в лишении свободы.

Система наказания расположена – от менее строгим к более строгим. Мы рассмотрели лишение свободы раньше только потому, что она подробнее изложена.

Больше в последнее время применяется лишение свободы, чем что-то иное.

Освобождение от наказания следующим будет, потом – зарубежные страны, а потом Новый Год и экзамены.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ

отдельные дисциплинарные батальоны и роты, предназначенные для отбытия осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в Д.в.ч. Создаются и ликвидируются приказами министра обороны РФ по представлению командующих войсками военных округов (командующих флотами). Общее руководство Д.в.ч. возлагается на командующих войсками военных округов (командующих флотами). Внутренняя и караульная служба в Д.в.ч. организуются в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ. Осужденные военнослужащие привлекаются только для несения внутренней службы в качестве дневальных по дисциплинарной роте и рабочих по столовой. Территория, на которой расположены жилые и нежилые помещения, предназначенные для размещения и обслуживания осужденных военнослужащих, должна быть изолирована и оборудована техническими средствами охраны. Для работы и на занятия, проводимые за пределами расположения Д.в.ч., осужденные военнослужащие выводятся строем в составе отделения или взвода под охраной вооруженного караула. Разрешение посещать Д.в.ч. представителям СМИ и иным лицам, за исключением имеющих право входить на указанные воинские части без специального разрешения, дается командиром Д.в.ч. либо командующим войсками военного округа.

Содержание в Д.в.ч. назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Время пребывания осужденного военнослужащего в Д.в.ч. не засчитывается в общий срок военной службы. Исключение может быть сделано лишь для тех.кто овладел воинской специальностью, знает и точно выполняет требования воинских уставов, безупречно несет службу и освобождается из Д.в.ч. после истечения срока призыва. Условия и порядок нахождения в Д.в.ч. регулируются УИК и Положением о дисциплинарной воинской части.

Шапинский В.И.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ" в других словарях:

    Дисциплинарная воинская часть - (англ. disciplinary unit) в РФ особые воинские части, предназначенные для отбывания наказания осужденными военнослужащими. Д.в.ч. являются отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты, которые создаются и ликвидируютс … Энциклопедия права

    - (см. СОДЕРЖАНИЕ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Дисциплинарная воинская часть - (англ. disciplinary unit) в РФ особые воинские части, предназначенные для отбывания наказания осужденными военнослужащими. Д.в.ч. являются отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты, которые создаются и ликвидируются… … Большой юридический словарь

    - … Википедия

    Дисциплинарная рота Энциклопедия права

    Дисциплинарная рота - см. Дисциплинарная воинская часть; Содержание в дисциплинарной воинской части … Большой юридический словарь

Что такое воинская дисциплина?

Воинская дисциплина – есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

Высокая воинская дисциплина достигается:

· воспитанием у военнослужащих высоких морально – психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);

· личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, и требований воинских уставов;

· поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;

· чёткой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;

· повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчинённым и контролем над их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

· созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально – бытовых условий.

Дисциплина вытекает из принципа военной иерархии и определяет не только отношение подчиненных к начальникам, но и отношение начальников к подчиненным. Дисциплина не совпадает с понятием воинской подчиненности (субординации).

Принцип военной иерархии состоит в том, что значение каждого лица в войске определяется в зависимости от большей или меньшей близости его к верховному вождю. В этом отношении все военнослужащие располагаются по ступеням лестницы, нисходящей от верховного вождя, и каждый вышестоящий по отношению ко всем нижестоящим является начальником, а каждый нижестоящий по отношению ко всем вышестоящим - подчиненным. Принимая от начальника веления верховного вождя, подчиненный обязан полным ему повиновением . Это - первая обязанность подчиненного и, вместе с тем, основной признак понятия воинской Дисциплины.

Второй признак - обязанность подчиненного уважать начальника. Повиновение, в смысле юридической обязанности, состоит в подчинении распоряжениям начальника, в неуклонном исполнении его приказаний; но оно обязательно лишь постольку, поскольку начальник является проводником велений верховного вождя. Поэтому повиновение должно быть полным, но не слепым; приказ противозаконный или выходящий за пределы служебных отношений не может быть считаем обязательным к исполнению начальническим приказом.

Уважение, также в смысле юридической обязанности, состоит в оказании наружных знаков почтения ; оно служит внешним проявлением признания авторитета начальника и тем обеспечивает подчиненность . Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных знаков почтения начальству должно иметь место не только в сфере отношений служебных, но и в сфере отношений неслужебных.

Обязанности начальника в отношении подчиненного, по их существу, такой точной формулировке не поддаются. Обусловливаемые главной задачей начальника в мирное время - подготовить войско, дать ему надлежащее нравственное воспитание , - они крайне многообразны и не имеют столь резких характерных черт. Кроме того, они тесно соприкасаются и нередко переплетаются с обязанностями начальника как органа административного военного управления. Отчасти вследствие этой неопределенности начальнических обязанностей, но, главным образом, под влиянием:

1) линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения и признававшей идеалом солдата-автомата;

2) системы комплектования войск вербовкой и рекрутскими наборами, переполнявшей армию порочными элементами;

3) былых условий общественной жизни, когда подавление личности в войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска, - исторически выработался односторонний взгляд на воинскую Дисциплину, как на совокупность только тех условий, которые определяют отношения подчиненных к начальникам. Большинство современных военных писателей отказалось от такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе отожествление понятия Дисциплина с понятием подчиненности.

Личная дисциплинированность каждого воина - это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении, к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу, В дисциплинированности воина выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Дисциплинированность не является сознательной, если она диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.

Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующим каких-либо напоминаний, - это самодисциплина . Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, - это исполнительность . Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.

Безусловно, какие бы новшества не вводились, без повышения дисциплинарных возможностей офицеров и, прежде всего ротного звена порядок в казарме наведен не будет. Те, кто непосредственно работают с личным составом, это понимают. Мы сегодня на себе испытываем несовершенство и недостаточность арсенала средств, которым нас наделило государство. Очевидно, что возможности влиять на ситуацию во вверенном вам коллективе должны быть эффективными, в полной мере отвечать требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Ясно, например, что казарменного хулигана, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и представляющего явную угрозу окружающим, необходимо, прежде всего, от них изолировать. Но как это реально сделать, если у вас во всем арсенале мер принуждения «выговор» и «строгий выговор»?! Нужен дисциплинарный арест. Нужен закон, позволяющий упростить процедуру его применения.

Очень надеюсь, что Государственная Дума в ближайшее время рассмотрит этот законопроект во втором чтении. Назрела также и необходимость внести изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, исключив из них положения о таком виде уголовной ответственности, как содержание военнослужащих по призыву в дисциплинарной воинской части. Это даст возможность не только устранить существующее противоречие в системе единой уголовной ответственности граждан страны, но и позволит Минобороны отказаться от такого анахронизма, как дисциплинарные батальоны. Тем более, как показывает практика, в них зачастую происходят нарушения прав человека, а служащие там офицеры и прапорщики в прямом смысле морально деградируют и теряют свои профессиональные навыки, превращаясь, по сути, в «тюремщиков».

Пришло время и для создания дисциплинарных судов в воинских частях. Их компетенцией могло бы стать рассмотрение грубых проступков, административных нарушений, некоторых случаев нанесения материального ущерба, а также ряда других вопросов, в том числе и в сфере гражданского права. Контроль над деятельностью подобных судов предлагается возложить на командиров и начальников, а надзор – на органы военной прокуратуры. Очевидно, что создание дисциплинарных судов будет способствовать изжитию произвола и неправомерных действий должностных лиц при принятии решений в отношении каждого конкретного военнослужащего. Кроме того, пора освободить воинские части от выполнения несвойственных им задач. Я имею в виду проведение дознания, розыска и задержания военнослужащих. Для этого целесообразно создать на базе существующих военных комендатур аналогичные межведомственные органы со своими штатными подразделениями, которые и будут заниматься решением этих вопросов. Данное предложение сейчас находится в стадии проработки.

Перечисленные меры сами по себе не являются панацеей от противоправных деяний в армейской среде. Их эффективность напрямую связана с готовностью каждого командира и начальника, сделать все от него зависящее, чтобы навести строгий уставной порядок во вверенном ему воинском коллективе. Сегодня подавляющее большинство российских офицеров не за страх, а за совесть исполняют возложенные на них обязанности. И чтобы помочь им в этом, руководство Минобороны стремится строго придерживаться старой армейской мудрости. Для успеха в любом деле, надо не только поставить конкретную задачу и четко определить срок ее выполнения, но и обеспечить исполнителя всеми необходимыми средствами.

Говоря о воинской дисциплине, речь идет не просто о подчинении как форме исполнения приказов и распоряжений, точном и своевременном прибытии на работу, службу, но в самом широком понимании - о дисциплине общественной, о верности данному слову. Трудно не согласиться с мнением генерала Драгомирова: «Дисциплина нужна не только в военной службе. И жаль того народа, который ею не проникнут. Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее. Многим воинская дисциплина рисуется так, будто столь же полно обязывает одних, сколько развязывает других; будто она проявляется во всеоружии палок и безграничного произвола, именно того, что уже признано не охранительной силой, и разрушающей к ней примесью. Многим неизвестно, что дисциплина столь же облекает властью, сколько и сдерживает произвол».

Россия не прошла полной стадии капиталистического развития, вырабатывающего основу порядка - дисциплину труда, гражданских взаимоотношений, подчинения законам. Революционный энтузиазм 20-30-х гг., периода войны и хрущевской «оттепели» отчасти компенсировал недостаток дисциплинарной культуры, но полностью его не снял. В целом, словно между молотом и наковальней вырабатывалась в те годы воинская дисциплина. С одной стороны недоверие к кадрам, боязнь столкнуться с «врагами народа», а с другой - обыкновенная распущенность, нетребовательность к себе и другим, своего рода плоды «псевдореволюционной вольницы».

Лучшим периодом развития воинской дисциплины в нашей армии стали 50-60-е гг. Великая Отечественная война научила ценить порядок. Гордость страны, выигравшей войну, достоинство воина-победителя, помноженные на очистительные процессы в обществе, придали новый облик воинской дисциплине. Ее не просто терпели, а почитали и уважали. Увлекались учениями, любили парады, ценили воинские ритуалы, гордились военной формой.

Деградация социально-политических отношений с наступлением брежневского застоя, падение дисциплины в обществе сказались и на армии: появились «дедовщина», «землячества» и другие уродливые явления. И в прошлом и сейчас, причина которых - именно в слабости общественной дисциплины. Рост организованной и уличной преступности, рецидивы гражданской войны, погромы, демонстративное невыполнение законов и многие другие проблемы невозможно решить без укрепления порядка в обществе. Вряд ли в нынешнем идейном хаосе и политической толкотне стихийно вырастет дисциплинарная культура. Для ее формирования нужна энергичная и твердая деятельность государственных органов и общественных организаций.

В настоящее время в Российской армии осуществляется военная реформа, одна из задач которой - социальная защита военнослужащих, обеспечение их законных прав. Но, говоря об этом, мы часто обсуждаем мнимую противоположность обязанностей и возможностей. Забываем, что дисциплина и права диалектически связаны между собой и переходят друг в друга. Так, например, требовать обеспечения всем законно необходимым - это право военнослужащего. Но вместе с тем обязанность тех, кто отвечает за обеспеченность всем необходимым для службы. Именно такова всеохватывающая дисциплина и организованность.

Уже давно начал публиковать цикл статей об обязанностях, которые каждый солдат должен знать наизусть. Нет, конечно до армии этому никто не уделяет никакого внимания. Но с первого же дня службы все призывники начинают зубрить и выучивать наизусть эти обязанности. Сегодня речь пойдет об очередной порции полезной информации.

Я бы даже сказал об основе всей армии — о воинской дисциплине. Мы учили эти строки дисциплинарного устава сразу после обязанностей дневального по роте. И учили только первый абзац.

Но я знаю, что в разных воинских частях по-разному относятся к освоению знаний именно воинской дисциплины. Друзья рассказывали, что их заставляли учить статьи о воинской дисциплине и целиком. Так или иначе, основные статьи я здесь все-таки размещу. Поехали.

1. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего отечества, на его беззаветной преданности своему народу. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

  • быть верным воинской присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;
  • выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;
  • стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;
  • быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну; поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
  • оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
  • с достоинством вести себя в общественных местах не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.

4. Высокая воинская дисциплина достигается:

  • воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
  • личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;
  • поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;
  • четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
  • повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
  • созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.

Конечно, даже если не учить эти статьи полностью, прочитать их несколько раз точно стоит. Большинство из этих принципов и правил вполне применимы и к нашей повседневной гражданской жизни. Согласны?

Если же вы хотите продолжить изучение обязанностей, которые необходимо знать наизусть в 100% воинских частей, то советую нажать на кнопки ниже и ознакомиться с другими статьями обязанностей из этой рубрики.

Желаю успехов в освоении обязанностей,

сержант запаса Сувернев.

Значение воинской дисциплины сложно переоценить. Во все времена только при высокой исполнительности солдат командование могло рассчитывать на успех и победу. Рассмотрим далее задачи воинской дисциплины.

Общие сведения

Принципы, на которых базировались воинская дисциплина и порядок, в разных формированиях были различными. В 18 столетии многие страны использовали прусскую систему воспитания и обучения. Она предполагала слепое повиновение солдат, механическое исполнение ими команд. При этом служащие рассматривались как механизмы, не думающие и не рассуждающие. Правопорядок и воинская дисциплина могут устанавливаться посредством принуждения. Однако в таком случае сложно рассчитывать на активность, самоотверженность, инициативность солдат. В качестве высшей формы подчинения выступает добровольная, осознанная убежденность человека в необходимости выполнять свой общественный долг.

Что такое воинская дисциплина?

Она представляет собой точное и строгое соблюдение определенных правил всеми служащими. В РФ их устанавливает законодательство и Устав вооруженных сил Российской Федерации. В настоящее время роль этих правил существенно возросла. Это обусловлено внедрением в служебную деятельность новейшей техники, оружия, необходимостью усилить защиту границ государства. Все это, в свою очередь, повышает требования к солдатам. Устав вооруженных сил Российской Федерации особое внимание уделяет организованности, исполнительности служащих в мирное время. Без них невозможна эффективная подготовка служащих к боевым действиям.

Методы воспитания

Чем достигается воинская дисциплина? В первую очередь усилия командного состава направлены на воспитание у служащих высоких боевых и морально-психологических качеств. Необходимо добиться сознательного повиновения солдат. Неотъемлемым элементом воспитания выступает обеспечение в частях и подразделениях исполнения требований устава. Командиры и начальники должны умело сочетать и правильно применять меры поощрения, убеждения и принуждения. При повседневной требовательности к подчиненным они должны проявлять заботу о солдатах.

Обязанности служащих

Российская армия предъявляет к солдатам и офицерам достаточно жесткие требования. Соблюдение их необходимо и в повседневной жизни, и в бою, вне строя и в строю, за пределами и внутри частей. Воинская дисциплина требует от каждого солдата:

Поощрения

Российская армия реализует важнейшие функции по защите государства и народа от всякого рода агрессии. Одним из средств стимулирования добросовестного исполнения солдатами своего долга выступают поощрения. Каждый командир, в рамках предоставленных ему возможностей, обязан отмечать подвиги, инициативу, отличие и усердие служащих. Поощрения могут быть объявлены перед строем, лично, в приказе или на совещании. Вручение наград отличившимся солдатам проходит обычно в торжественной обстановке. Вместе с объявлением приказа о поощрении служащие получают деньги или ценные подарки, фотографии, сделанные при развернуом знамени части. Кроме этого, зачитываются сообщения на родину либо по месту работы, жительства или учебы об образцовом исполнении служащими их долга и полученных поощрениях.

Воинская дисциплина и ответственность

Кроме поощрений за достижения, для служащих предусмотрены и взыскания. Они, как и поощрения, направлены на укрепление воинской дисциплины. При установлении вины и меры взыскания во внимание принимаются разные факторы. В частности, учитывается прежнее поведение солдата, обстоятельства, в которых совершен проступок, и последствия, которые возникли в связи с таким поведением, продолжительность пребывания виновного на службе. Строгость взыскания усиливается, если нарушение воинской дисциплины имело место при боевом дежурстве или в ходе исполнения иных обязанностей, а также в состоянии опьянения. К солдатам, проходящим срочную службу, могут применяться такие наказания, как:


Проблемы

Воинские части решают в настоящее время различные сложные задачи. Особую актуальность представляет проблема укомплектованности личного состава. В этой связи важно, чтобы каждый солдат с пониманием относился к требованиям, которые ему предъявляются. Человек должен служить не из страха, а за совесть. Поддержание воинской дисциплины обеспечивается не только за счет влияния командного состава, установленных правил и норм. Немаловажное значение имеет и самовоспитание солдат.

Оно предполагает целенаправленную деятельность служащих, способствующую не только ослаблению или усилению тех или иных личных качеств, но и формированию новых, ранее отсутствующих. Как показывает анализ контингента призывников последних лет, многие из них воспитывались в неполной семье, пребывали под влиянием неблагоприятного окружения, разных неформальных объединений. В результате такие солдаты чаще допускают самовольные отлучки, употребление спиртного и прочие проступки. Воинская дисциплина предполагает понимание солдатом, что формирование у него качеств, которые отвечают интересам службы, требованиям присяги, не является самоцелью. Это насущная потребность уклада жизни в части или подразделении.

Самооценка

Оно играет ключевую роль в регулировании поведения солдата во внеслужебной и служебной деятельности. В качестве мощного стимулирующего фактора выступает нежелание утратить доверие товарищей. Воинская дисциплина тесно связана с самооценкой и самоанализом. Они отражают жизненную позицию служащего, определяют его отношение к обязанностям. Благоприятно на воспитание влияют примеры командиров и сослуживцев уважительного отношения к традициям, установившимся в части. Эффективны также взаимные оценки и характеристики солдат. Анализируя при коллективных мероприятиях поведение товарищей, солдат или матрос невольно проводит сравнение. В процессе он дает оценку и собственным действиям.

Самоанализ

Он представляет собой более высокую степень самосознания. Самоанализ предполагает мысленное разделение солдатом своей деятельности, поведения, поступков на составляющие с последующей их оценкой. В данном случае простая констатация "это плохо, а это хорошо" служащего не устраивает. У него возникает потребность получить ответ, что именно плохо, как исправить положение. При этом важно, чтобы самоанализ был направлен не только на отрицательные моменты, но и на положительные. В этом случае солдат не будет замыкаться в себе, испытывать комплексы. Напротив, он будет стремиться самостоятельно справляться с проблемами и совершенствовать положительные качества. Важно, чтобы служащий учился сам находить причины своих неудач и умел делать соответствующие выводы.

Самоконтроль

Воинская дисциплина - это не только следование установленных "внешних" правил. Она включает в себя и самостоятельное контролирование внутренних позывов, умение критически посмотреть на свои поступки с учетом требований, предъявляемых службой. Как показывает практика, чем выше требовательность в коллективе друг к другу, тем сильнее она проявляется каждым воином к себе лично. Для самоконтроля необходимы самообладание и выдержка, способность подавлять действия и побуждения, противоречащие нормам поведения, установленным в части. Эти качества формируют базу морально-волевой стойкости солдата. Четкий порядок в подразделении, налаженный процесс подготовки, бдительность при несении внутренней и караульной службы оказывают активное влияние на ее развитие.

Сознательность

Она представляет собой поведение солдат, обусловленное верным пониманием сущности, необходимости, роли и задач установленных требований и норм как ключевого фактора боевой готовности и мощи ВС РФ. Сознательность в данном случае отражает глубину, уровень восприятия правил как особого общественного явления. В качестве характерного признака сознательности выступает наличие мотивов поведения солдат, которые обуславливаются твердыми личными убеждениями в полезности и необходимости воинской дисциплины, пониманием своего долга, индивидуальной ответственности перед коллективом, народом, государством за свое поведение. Именно они являются непосредственной внутренней причиной осознанного исполнения правил, соблюдения требований и норм.

Суть явления

Как известно, совершенствование военного дела постоянно требует уточнения тех или иных положений присяги, законов, правил, наставлений и пр. Для эффективной совместной деятельности служащих между ними устанавливаются определенные отношения. Действия солдат в пределах этих взаимодействий, собственно, координируются правилами, требованиями, изложенными в уставах, законах, приказах. Такое положение дел характерно не только для служебной, но и для обычной жизни. В гражданском обществе установлен определенный порядок. Он реализуется также через соблюдение комплекса предписаний. В уставном определении правила и порядок выступают в качестве признаков воинской дисциплины. Вероятно, в нем не все до конца продумано. В частности, в определенной степени игнорируется факт, что целью дисциплины выступает установление порядка. Что касается правил, то они выступают как некие духовные образования, близкие или тождественные нормам, методам, принципам, способам действий, за счет которых обеспечивается достижение цели.

Личное положительное отношение к требованиям

Оно заключается в дисциплинированности служащего. Являясь одним из качеств солдата, она выражается в отношении его личного сознания к установленным правилам. Она отражает его способность выстраивать свое поведение в соответствии с требованиями. Между тем отношение к дисциплине может быть и отрицательным и, соответственно, выражаться в недисциплинированности служащего. Именно поэтому важно понимать характер осознания солдатом необходимости выполнения поставленных требований. В дисциплинированности, то есть в положительном отношении к правилам, отражено духовное состояние человека.

Методы улучшения ситуации

Для повышения качества деятельности, направленной на укрепление дисциплины в воинских частях, необходимо предпринимать определенные меры. В частности, следует:

  1. Добиваться усиления личного воздействия должностных лиц на процессы, имеющие место в воинских коллективах, критичной оценки поведения и результатов деятельности солдат. В задачи командного состава входит недопущение разделения обучения и воспитания. Как показывает практика, эти процессы тесно взаимосвязаны, и их дифференциация противоестественна. Совершенно неприемлемы попытки некоторых командиров взять на себя только обучение, а воспитание переложить на офицеров. Такая деятельность не приносит успеха ни в той, ни в другой сфере.
  2. Учить командиров, работников воспитательных подразделений, штабы умению своевременно и верно оценивать сложившуюся ситуацию, в оперативном порядке вносить необходимые корректировки в стиль работы.
  3. Качественно улучшать воспитание и обучение офицерского состава, в особенности в рамках звена рота-полк.
  4. Совершенствовать и широко внедрять систему материального и морального стимулирования добросовестного труда.
  5. Поднимать эффективность личной воспитательной работы с разными категориями и группами служащих, профилактических мероприятий с лицами, имеющими склонность к совершению неправомерных действий.

Заключение

В ходе воспитания и укрепления воинской дисциплины командный состав действует в самых разных направлениях, решает множество проблем. Основной упор при этом делается на совершенствование знаний служащих о существующих требованиях и правилах. На их основе формируется готовность и способность соблюдать установленные нормы. Воспитание солдат невозможно без совершенствования индивидуальной дисциплинированности, точного следования требованиям внутренних норм, правил поведения.

В этой связи в программу обучения должны быть включены вопросы, касающиеся развития личных положительных качеств служащих. Необходимо создавать такие условия, в которых солдаты самостоятельно будут стремиться выполнять дисциплинарные требования. При этом такое поведение должно стать нормой жизни и распространяться не только на время их пребывания в части, но и за ее пределами. Служащих российской армии должна отличать собранность, готовность, бесстрашие. Они должны с честью выполнять свой долг, обеспечивать надлежащую защиту своего государства и народа, быть достойными гражданами своей страны и служить примером, образцом для всех. Это достигается неукоснительным следованием установленных требований, соблюдением воинской дисциплины, жестким самоконтролем, постоянным совершенствованием своих личных качеств и боевых навыков.