Холостова Е.И. Теория социальной работы - файл n1.doc

Совершенно очевидно, что социальная работа с детьми на уровне отношений специалист - ребенок, является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий.

Вопреки распространенному мнению, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы с в России действительно существует. Она представлена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.

Первоосновой для социальной работы в системе образования выступает нормативно - правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы, местные положения, инструкции и методики.

Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства, Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ.

Одним из основополагающих международных документов, касающихся прав ребенка является Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция была принята в 1989 году. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения по сути дела, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Основной закон РФ - Конституция, принятая в 1993 году. Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции РФ, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Ребенку гарантируется общее бесплатное образование.

В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Закон о семье, Закон «Об образовании». В России действует президентская программа «Дети России » (Указ Президента РФ от 18.08. 1994г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров». В 1994г. издан ряд законов и постановлений, например « О гарантиях прав граждан РФ на получение образования», положения об учреждениях профессионально - технического образования, общеобразовательных учреждениях, стандартах образования, об организации летнего отдыха, принята программа «Вакцинотерапия».

Но традиционные формы социальной помощи школьникам в виде разного рода доплат на питание и пр. становятся для них менее значимыми по сравнению с оказанием им социально-педагогической поддержки в форме дополнительных внеклассных занятий, развивающего досуга, коррекции недостатков, тормозящих развитие, и т.п.

Существенные изменения в деятельность школы вносит и необходимость охраны и защиты прав несовершеннолетних, которые теперь закреплены законодательно. Школа должна не только отвечать за соблюдение прав ребенка в своих стенах, но и представлять его интересы при необходимости вмешательства в условия и обстоятельства его воспитания. Естественно, что первым кандидатом на роль ходатая по делам несовершеннолетних от имени школы является социальный работник, которому администрация делегирует соответствующие полномочия.

Согласно закону, ребенок имеет право на жизнь и воспитание в семье, однако он не должен быть заложником любых ее обстоятельств. Школа, как правило, лучше других видит отрицательные последствия дурного обращения с ребенком дома, поэтому именно от нее ждут своевременных сигналов о необходимости вмешательства в семейные отношения. И хотя известно, что дети привязаны даже к плохим родителям, в то же время опыт убеждает, что не следует постоянно откладывать передачу ребенка в приемную, опекунскую или попечительскую семью, дожидаясь, пока разрушения личности несовершеннолетнего сделают этот шаг абсолютно необходимым. Ведь есть много вариантов совместить приемную семью с родной, не травмируя психику ребенка. Вмешательство в семейные отношения может быть не обязательно грубым, особенно если оно своевременно, и инициировано школой, а не милицией .

Право на «достойное» или «надлежащее» воспитание, свободное от «небрежного обращения», «пренебрежения», «отсутствия заботы», «жесткого, бесчеловечного или унижающего обращения» тоже гарантируется каждому ребенку международными правовыми актами и отечественным законодательством. Причем, согласно Закону Российской Федерации «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), органы и учреждения образования входят в указанную систему как одни из гарантов этого права. Совершенно ясно, что в конкретном образовательном учреждении выполнение соответствующих обязанностей возлагается на социального работника. Именно ему надлежит организовывать взаимодействие с другими субъектами системы: органом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защиты их прав, учреждениями социальной защиты населения и др.

Право на образование защищено Законом РФ «Об образовании» (№ 286 - ФЗ от 25.12.2008 г), а также Федерального закона РФ № 51 от 15.03.2000 «Об утверждении Федеральной Программы развития образования» , предписывающей «обеспечивать во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения». Однако практика показывает, что это право нередко нарушается по отношению к тем детям, которые обозначены российским законодателем как «находящиеся в трудной жизненной ситуации», «с задержкой психического развития, создающей трудности в обучении», «с ограниченными возможностями здоровья», а поэтому требует защиты.

И, наконец, в некоторых обстоятельствах школе, главным образом в лице социального работника, приходится защищать право ребенка на саму жизнь и здоровье.

Все перечисленные факторы обусловливают поле деятельности социального работника и позволяют определить его функциональные обязанности в общеобразовательной школе, исходя из стоящих задач.

Важной основой защиты детства выступают организация и совершенствование образовательной системы в интересах социализации детей. Так, в 1994г. предприняты законодательные меры по исправлению последствий применения статьи 43 Конституции РФ об образовании делавшие бесплатным общее, начальное и в основном среднее и высшее профессиональное образование. Однако этим не снята необходимость изменения статьи 43 Конституции и закона РФ « Об образовании».

Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально - экономических трудностей, переживаемых Россией в течение многих лет. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев, детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Президентом и правительством издаются соответствующие указы, постановления и распоряжения, касающиеся защиты детей и подростков, одним из таких являются: Указ Президента РФ от 6 сентября 1993г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», Указ Президента РФ от 14 сентября 1995г. № 42 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000г (национального плана действий в интересах детей); Федеральный Закон от 8 декабря 1995г. «О государственной системе защиты прав несовершеннолетних, о профилактике их безнадзорности и правонарушений».

Таким образом, нормативно - правовые акты успешно формируют систему защиты детей, молодежи; социальное назначение которых определяется расширением возможностей и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов.

План

    Законодательная, нормативно-правовая база.

    Конституция РФ.

    Понятие социального государства. Основные задачи социального государства.

    Основные направления государственно-правовой поддержки социальной.

Государственно-правовые основы социальной работы определяются правовыми документами, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания:

1. Внутригосударственные юридические акты федерального значения;

2. Документы субъектов РФ, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение нормативных законоположений с правом законодательной инициативы;

3. Документы муниципальных образований;

4. Решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Является законом регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан.

Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организаций и проведения социальной работы с населением.

Субъективные права

    Социально-экономические права личности: право на труд, отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности, потери кормильца, право собственности, право на жилище.

    Политические права и свободы: свобода слова, собраний, митингов,

уличных шествий и демонстраций, право избирать и быть избранным в органы власти и управления, участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений государственными и общественными органами управления, объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, способствующих удовлетворению интересов и запросов личности.

    Социально-культурные права: право на образование, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право на охрану здоровья, на социальную защиту.

    Гражданские (личные) права и свободы: неприкосновенность личности и жилища, право на охрану личной жизни и личного достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Обязанности

Во-первых, перечень конституционных обязанностей, обеспечивающих развитие экономической основы общества: добросовестно трудиться в избранной области общественно полезной деятельности и соблюдать трудовую дисциплину; бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру и др.

Во-вторых, обязанности, направленные на укрепление государственного строя, обороноспособности страны: оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Отечество.

В-третьих, обязанности, обеспечивающие социально-культурное развитие общества: заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей.

В-четвертых, обязанности общегражданского характера: соблюдение Конституции Российской Федерации и других советских законов, уважение правил общежития, прав и законных интересов других лиц г национального достоинства других граждан; с достоинством нести звание гражданина Российской Федерации, всемерно содействовать охране общественного порядка, укреплять дружбу наций и народностей, заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезной деятельности, растить достойных граждан своего Отечества.

Значительную роль в правовом регулировании социальной работы играют федеральные законы как акты юридической силы на территории РФ, указы президента, постановления и распоряжения правительства, распоряжения ведомств и министерств, а также акты местных властей, в этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно- распорядительными органами в центре и на местах:

    «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г.;

    законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах»;

    федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения.

Есть много подзаконных актов, решений правительства, концепций, пакеты целевых программ и других юридических документов, на основе которых осуществляется правовое регулирование социальной работы.

Формирование социально-правовой государственности, при которой либеральные ценности дополняются социальными ценностями, такими как равенство, являющееся основой социальной справедливости

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения Российской Федерации устанавливает Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Основные направления социального обслуживания населения, установленные законом:

    предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

    социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

    социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию;

    предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным детям, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

    организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания;

    консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогическая помощь, социально-правовая защита;

    реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г- инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. В России примерно 10 млн. человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В соответствии с действующим «Положением о признании лица инвалидом», лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, лицу в возрасте до 18 лет – категория «ребенок – инвалид». Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, 6,6 тыс. детей находятся в интернатных учреждениях Минздрава России, 25,3 тыс. человек – Минобразования России, 29 тыс. человек – в домах-интернатах Минтруда России.

Риск заболевания : выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.

Риск инвалидности : выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме, медицинское обслуживание, расходы по реабилитации.

Риск производственного травматизма и профессионального заболевания : выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат, специфическая медицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания.

Риск потери кормильца : пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги.

Риск миграции : расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных.

Риск потери жилья : субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым категориям населения.

Психологические проблемы семей, имеющих ребенка-инвалида, связаны с проблемами его воспитания, образования, трудностями установления и поддержания контакта с ним и взаимоотношений между всеми членами семьи.

Помощь семьям, имеющим детей инвалидов – это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское учреждение), а широкий спектр услуг, необходимых как самим детям, так и их семьям.

Набор услуг по оказанию помощи таким семьям значителен. Кратко их можно представить четырьмя формами:

    непосредственные услуги детям – медицинские (хирургия, медикаментозное лечение, физиотерапия), трудотерапия, логопедия и структурированные обучающие программы;

    услуги для родителей – программы родительских групп самопомощи «родитель для родителя», программы развития знаний и навыков родителей, индивидуальное и групповое консультирование;

    услуги семьям – групповые программы для братьев и сестер, бабушек и дедушек; особые формы помощи, такие как предоставление небольшого отдыха, передышки родителям, помощь на дому и финансовая поддержка;

    услуги в микрорайоне – агентства ранней интервенции способствуют включению детей с нарушениями развития в обычные детские сады и школы, защищают права детей и их семей, способствуют тому, чтобы общество осознавало проблемы и нужды детей-инвалидов.

Пособие по безработице – пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющее пособие. Пособия матерям – одиночкам – пособия на детей – иждивенцев, натуральная помощь в виде продовольственных товаров, оплаты путевок, помощь на дому.

К другим видам социальной помощи относятся: расходы на профилактику правонарушений несовершеннолетних; пособия жертвам военных действий и стихийных бедствий; пособия мигрантам.

Еще один аспект – психологический. Помочь в разрешении социальных проблем такой семьи призваны социальные работники. Они решают задачу объединения или интеграции всех составляющих этих сложных проблем в единое целое, обладая знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере.

Цель социально – педагогического патронирования семей с детьми–инвалидами на первом этапе – это профессиональное определение, моделирование индивидуальной культуры личности (имидж, статус, овладение деловым этикетом, культура организации досуга), проектирование дальнейших жизненных перспектив.

Субъективные права включают в себя: социально – экономические и гражданские права, политические права и свободы, социально – культурные права.

Государственные организации социальной защиты населения финансируются за счет государственного бюджета.

Служба защиты детей оказывает социальные, медицинские, юридические и опекунские услуги детям.

Чтобы обеспечить социальную защиту населения, местные органы власти обязаны: организовывать социальные услуги в пределах своего района, решать вопросы о предоставлении пособий на своей территории, производить выплату социальных пособий.

Организации, в которых вся полученная, прибыль направляется на расширение благотворительной деятельности называются добровольческими организациями.

К добровольческим организациям относятся: красный крест, организация помощи анонимным алкоголикам.

Нормативно - правовую базу, имеющую отношение к соц.работе можно разделить на 3 уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов РФ.

К первой группе относятся такие международные акты, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей» и др.Ко второй- Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы, Федеральные законы «Об основах соц. обслуживания населения в РФ(1995), «О соц. обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»(1995). К третьей- нормативно-правовые акты, котор.разработаны и приняты в субъектах РФ.

На федеральном уровне существует два типа документов:

Законы как акты, обладающие высшей юр.силой (Констигуция.Федеральные законы)

Подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств и ведомств).Так, в соотв-вии с ФЗ «Об основах соц. обслуж-я…» приняты нормат. акты: Постан-е Прав-ва РФ от 96 г. «О предоставлении бесплат. соц. обслуж-я и плат. соц. услуг гос. соц. службами».А в соотв-вии с ФЗ…- постан-е от 25.11.95 «О федер. перечне гарантир. гос-вом соц. услуг, предост. пож. и инвалидам учр-ями соц. обсл.»

В современной России происходит поэтапное становление правовой нормативной базы соц.обслуживания, широкое внедрение различных видов соц.работы.

Кроме основополагающих, есть также правовые нормативные акты, имеющие программный характер, к котор-можно отнести: Указ Президента РФ «О национальном плане действий в интересах детей» и соответствующий документ «Основные направления государств.-соц.-ой политики по улучшению положения детей в РФ»

Следует выделить также финансово-экономические нормативно-правовые акты, например, ФЗ «О федеральном бюджете», где определена финансовая база соц.работы.

Есть также общесоц.-ые, относящиеся ко всему населению, и «адресные», направленные на конкретные «слабые» слои, правовые нормативные акты. К первым можно отнести ФЗ «О радиационной безопасности населения» (1995). Ко вторым относятся, например. Законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», ФЗ «О соц.защите инвалидов в РФ». «О гос.-ых пособиях гражданам, имеющим детей». Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы соц.защиты определенных категорий населения.

25. Социальные проблемы человечества и роль соц-ой работы в их реализации.

В современном мире человечество сталкивается с огромным кол-ом соц-ых пром-м, некоторые из кот-ых достигают глобальных масштабов. Перечисляя их можно отметить наличие бедности и бедных, бездомность, безработицу, проблему детской инвалидности, рост преступности, в т.ч. детской и подростковой, алкоголизм и наркоманию, СПИД, усиление напряженности и межнациональных конфликтов, терроризм и др.

Во-вторых, гуманистические принципы требуют осуществления всех прав индивида, ибо ущемление его в каком-то одном праве, пусть даже при достаточном развитии остальных, неизбежно ограничивает и все другие, и всю сферу человеческой свобода в целом. Конечно, в обществе, в группе, в семье, и т.д. имеют место ограничения и самоотказ индивида абсолютной свобода в пользу общества, и другого человека, других людей, которые в свою очередь также самоограничиваются в своих правах. Однако насильственное ограничение индивидов в их законных правах и интересах в пользу даже самых благородных, абстрактных принципов с гуманистической точки зрения не допустимо и практически влечет за собой рано или поздно посягательство на основные права личности и отказ от гуманистических идеалов. Гуманным является общество, где высшая ценность -это человек, его интересы; полнота удовлетворения интереса отдельного человека или различных сообществ людей во всех сферах- это главный определяющий критерий гуманности общества. Многообразие форм собственности и организации труда влечет за собой гуманизацию общественных отношений. Уровень содержания социально-слабых слоев населения зависит от реальных и материальных возможностей общества и от распространенности духа гуманности в нём.

Социальная политика и социальная работа опираются на Конституцию Российской Федерации как Основной закон Российской Федерации, на законы и нормативно-правовые акты.

Для осуществления социальной работы основную роль играет ст.

7 Конституции, по которой Российская Федерация провозглашается социальным государством. В ст. 37 Конституции содержится право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы». В Конституцию включены права на условия труда, на отдых, вознаграждение за труд, социальное обеспечение и др.

Правовой статус – это правовое положение личности в обществе, установленное Конституцией и другими законами.

Субъективное право – это право человека распоряжаться принадлежащими ему экономическими и духовными благами.

Юридическая обязанность – это должное поведение обязанного лица.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с определенным государством.

Субъективные права и обязанности граждан закреплены Конституцией РФ:

1. Личные права и свободы.

2. Политические права и свободы.

3. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

4. Основные обязанности граждан.

Закрепленные Конституцией права, свободы и обязанности составляют правовую основу социальной работы с населением.

Льготы – это преимущества, устанавливаемые законом дополнительные права. Например, материальная и моральная поддержка материнства, льготы многодетным семьям, инвалидам и участникам войн, семьям погибших воинов.

Государство осуществляет правовое регулирование социальной работы. Так, в Законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) определена сущность отрасли социального обслуживания. Это оказание социальными службами социальной поддержки, социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон дает определение понятия «трудная жизненная ситуация». Это такая ситуация, которая нарушает жизнедеятельность граждан (инвалидность, болезнь, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.п.) и которую человек не может разрешить самостоятельно.

В ст. 5 Закона закреплены принципы социального обслуживания: 1.

Адресность – нуждаемость конкретного клиента. 2.

Доступность услуг. 3.

Добровольность – не нарушать волю гражданина. 4.

Гуманность – заботливое, внимательное отношение. 5.

Приоритетность в предоставлении социальных услуг несовершеннолетним. 6.

Конфиденциальность – неразглашение. 7.

Профилактическая направленность помощи.

Закон определяет государственные службы по основным видам услуг: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями и гражданам с асоциальным поведением.

В соответствии с Законом социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату в порядке, установленном Правительством РФ. Бесплатно обслуживаются люди преклонного возраста, больные, инвалиды, а также оказавшиеся в критической ситуации в результате стихийных бедствий, катастроф.

Ст. 17 Закона определяет перечень учреждений социального обслуживания, на деятельность которых он распространяется. Это центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, дома ночного пребывания.

В порядке, установленном законодательством, социальные службы обеспечиваются земельным участком, имуществом и финансируются из федерального бюджета, государственные – из бюджетов субъектов Федерации, муниципальные из местного бюджета. Закон разрешает использовать дополнительные средства, поступающие от целевых социальных фондов, доходы от предпринимательской деятельности, плату за социальные услуги, благотворительные взносы.

В 1995 году вышел Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В Законе предусмотрены формы социального обслуживания:

1. Социальное обслуживание на дому.

2. Полустационарное социальное обслуживание (дневное или ночное пребывание).

3. Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты, пансионаты и др.).

4. Срочное социальное обслуживание.

5. Социально-консультативная помощь.

Социально-правовой основой для социальной работы с инвалидами является Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.). Издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1993 г.). Приняты нормативно-правовые акты по регулированию социальной работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, безработными. Следовательно, социальному работнику необходима юридическая компетентность, знание Конституции как Основного закона государства и нормативно-правовых актов для защиты прав и законных интересов людей.

(Документ)

  • Мартыненко А.В. Теория медико-социальной работы (1-6 главы) (Документ)
  • Холостова Е.И. Технологии социальной работы (Документ)
  • Качан Г.А. Теория социальной работы (Документ)
  • Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика (Документ)
  • Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы (Документ)
  • (Документ)
  • Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы (Документ)
  • n1.doc

    Глава 16. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

    § 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы

    Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семьи и детей.

    Постановление Совета Министров РСФСР 46 , указы Президента Российской Федерации 47 , а затем принятые в 1995 г. федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» положили начало созданию правовых основ, устанавливающих основные законодательные нормы социального обслуживания и способствующих развитию социальной работы.

    Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и деятельности социальных служб формируется в русле основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения семей, детей и других категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными и негативными последствиями в их диалектическом единстве 48 .

    В 1992-1997 гг., произошли количественные и качественные изменения в становлении системы социального обслуживания, в разработке и практике применения современных нормативных правовых актов, регулирующих социальное обслуживание 49 . Тем не менее значение вопросов правового регулирования социальной работы, обслуживания не только не уменьшилось, но даже возросло. В силу объективной необходимости встал вопрос о разработке проекта федерального закона «О социальном обслуживании семьи и детей», государственных стандартов социального обслуживания и других актов.

    Утвержденные вначале Правительством РФ, а затем указом Президента РФ федеральные целевые программы «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997-1998 гг. предусматривают дальнейшую разработку правового обеспечения организации функционирования и развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Перед правоведами встала задача углубленного анализа проблем правового обеспечения организации и управления системы социального обслуживания, с тем чтобы на его основе показать практическим работникам их реальные возможности в этой сфере. Проблемы государственно-правового обеспечения становления и развития системы социального обслуживания и основных направлений социальной работы в России являются необходимым компонентом теории социальной работы.

    В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и развития системы социальных служб 50 . В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.

    Право в виде законов и подзаконных актов имеет общее социальное значение для становления системы социальной работы и играет обеспечительно-организационную роль в функционировании социальных служб: во-первых, в обеспечении социальных гарантий, развитии социального обслуживания от минимальной необходимости к оптимальной достаточности; во-вторых, в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей клиентов социальных служб (настоящих и потенциальных); в-третьих, в регламентации технологий социального обслуживания, видов и форм предоставления социальных услуг; в-четвертых, в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информации внутри системы социального обслуживания. Правовое обеспечение имеет большое значение как для создания и развития организационно-управленческих систем социального обслуживания населения, так и обеспечения гарантий качественного обслуживания клиентов социальных служб, высокого качества социальной работы в целом.

    Понятие «правовое обеспечение социальной работы, социального обслуживания» непосредственно связано с понятием «механизм правового регулирования социального обслуживания». Последнее, как подчеркивает ряд исследователей, охватывает все юридические средства, участвующие в правовом регулировании социального обслуживания, и те отношения, в которых осуществляется становление и развитие социальных служб, предоставление гражданам России социальных услуг. Указанный механизм, как нам представляется, состоит из основных компонентов правовых норм, правоотношений и правовых актов, объектов и субъектов правового обеспечения системы социального обслуживания. Но при всем многообразии и широте объема этот механизм характеризует прежде всего внутреннюю связь средств регулирования.

    При анализе становления механизма правового регулирования представляют интерес вопросы правового регулирования при помощи ряда юридических средств в процессе их взаимодействия. Этот процесс может рассматриваться как в контексте регулирования широких общественных отношений, так и непосредственно процессов, связанных с созданием и функционированием территориальных социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания семьи и детей.

    Основные признаки правового обеспечения можно сгруппировать в пять блоков:

    Согласованный единый комплекс федеральных законов, касающихся социального обслуживания населения в целом;

    Правовые акты субъектов Российской Федерации, выражающие нормы правообеспечения социального обслуживания;

    Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системами и подсистемами социального обслуживания;

    Нормативная регламентация деятельности отдельных учреждений и категорий специалистов социальных служб;

    Правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиентов социальных служб;

    Определенный уровень правосознания населения и работников социальных служб и др.

    Какой смысл вкладывается в содержание правового обеспечения организации и деятельности социальных служб? Во-первых, следует подчеркнуть, что система социального обслуживания может успешно функционировать при наличии сформировавшейся совокупности юридических средств, применяемых реально и систематически.

    Во-вторых, эта система может развиваться при условии, что правовые нормы обеспечивают управление этой системой и ее подсистемами, способствуют координации деятельности различных ведомственных социальных служб, способствуют упорядоченности их взаимодействия на одной территории. В этом случае юридические нормы обеспечивают создание и поддержание соответствующих организационно-функциональных характеристик межведомственных систем управления социальным обслуживанием.

    Для государственных органов управления в субъектах Российской Федерации чрезвычайно важно учитывать, что правовое обеспечение социального обслуживания должно представлять собой, с одной стороны, комплекс средств правового воздействия на общественные отношения в регионе, а с другой - упорядоченную совокупность правовых норм на уровне субъекта Российской Федерации, регламентирующих прежде всего систему управления социальным обслуживанием и обеспечивающих упорядоченность деятельности социальных служб, а в конечном счете гарантирующих право каждого человека на получение высококачественных социальных услуг.

    В период, когда система социального обслуживания еще окончательно не сформировалась, происходит лишь ее становление, чрезвычайно важно обеспечить органы управления юридическими нормами, способствующими, с одной стороны, функционированию и развитию сети учреждений социального обслуживания, привлечению для работы в них высококвалифицированных специалистов, с другой, - воздействующими на общественные отношения и потенциальных клиентов (права, нормы, правоотношения, права и обязанности, правовые акты и др.).

    Опыт зарубежных стран показывает, что, как правило, создание правового обеспечения начинается с формирования правового поля, установления юридических норм, разработки и принятия нормативных актов, т.е. с правовой нормативной регламентации социального обслуживания, социального обеспечения, в целом - социальной работы с различными категориями населения.

    Выше отмечалось, что системность - это ведущий принцип управления, тем более что речь идет об управлении становлением социальной системы, в частности системы социального обслуживания населения.

    Открытая система социального обслуживания населения предполагает обмен информацией, специалистами, оборудованием, технологиями и транспортом, определяющий устойчивость и адаптированность системы. Управление территориальной системой социальных служб в этих условиях приобретает качественно новый характер: поддержание оптимального соотношения устойчивости и изменчивости, гарантии минимальных стандартов в предоставлении различным категориям населения социальных услуг. Это означает, что в процессе принятия управленческих решений следует располагать многовариантными подходами.

    Однако при всем многообразии подходов к управлению социальными службами в их основе должны лежать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают законность принятия решений, согласованность всех звеньев системы социального обслуживания, а значит, ее упорядоченность и организованность. Нарушение юридических норм ведет к рассогласованию организационного механизма и увеличению ресурсных затрат, необходимых для получения запланированных результатов.

    В период становления системы социального обслуживания отступление от юридических норм особенно недопустимо, поскольку оно, как правило, ведет к рассогласованию деятельности комплекса учреждений на одной территории и дезорганизации в целом по стране, так как нормативно-правовая регламентация на федеральном уровне обладает большей силой по сравнению с аналогичными актами субъектов Российской Федерации и направлена на обеспечение единого правового поля социальной работы, социального обслуживания населения в Российской Федерации.

    Пределы в регламентации социальных служб могут быть не оптимальны или они могут быть определены без учета стратегических и тактических целей социальной работы. Тогда, естественно, цели системы управления в федеральном масштабе или в масштабе отдельного региона потребуют тесного взаимодействия всех структурных компонентов системы социального обслуживания, что достигается прежде всего в процессе совершенствования законных и подзаконных актов и при соблюдении прочих равных условий.

    Нормативно-правовая регламентация системы управления в социальном обслуживании населения реализуется через проектирование социальных служб (отработка моделей), формализацию, стандартизацию, лицензирование, нормирование и информирование. Это аксиомы управления социальным обслуживанием, по крайней мере в государственном секторе.

    Переход к рыночным отношениям, формирование в Российской Федерации территориальных социальных служб на основе различных форм собственности, вступление России на путь построения демократического общества не исключают ведущую роль государства как субъекта управления общественными процессами. Современная ситуация в России предполагает новое осмысление проблем государства и его органов, выработку юридических способов объединения деятельности территориальных социальных служб, создание механизма реализации права каждого гражданина на социальное обслуживание. Поэтому большой интерес вызывают вопросы нормативной регламентации в области современного социального обслуживания.

    § 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации

    В отечественной практике неоднократно предпринимались попытки провести ревизию действующих норм и вооружить работников социальных служб правовыми актами по вопросам социального обслуживания населения. Так, в 1994 г. был подготовлен сборник нормативных актов «Организация социального обслуживания населения» 51 . В 1997 г. вышли «Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях» и «Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей» 52 . В них содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации.

    К первой группе относятся такие международные акты, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей» и др.; ко второй - Конституция (Основной Закон) Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15 декабря 1995 г.), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (17 мая 1995 г.) и др.; к третьей - нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.

    Что касается нормативных правовых актов, принятых в Российской Федерации и направленных непосредственно на регулирование процессов в области социальной работы и в сфере социального обслуживания, то, видимо, корректно говорить, по крайней мере на федеральном уровне, о двух типах документов:

    1) законы как акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция России, федеральные законы);

    2) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции министерств и ведомств).

    Не принижая значимость правовых нормативных актов, которые принимаются в субъектах Российской Федерации, например таких, как «О статусе работника социальной службы Калужской области» (принят Законодательным собранием Калужской области 27 июня 1996 г., № 538), Закон Республики Карелия «О защите прав детей» (27 декабря 1995 г.), следует иметь в виду, что они осуществляют локальное правовое регулирование социальной работы, являются производными от федеральных законов и действуют на определенной территории, сфера их применения ограничена.

    Сегодня мы вправе говорить о двух уровнях правового обеспечения социального обслуживания почти во всех субъектах Российской Федерации. Но не везде сформировалось достаточное правовое поле и «правовая технология», т.е. определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социального обслуживания. Например, до сих пор в подавляющей части регионов не обеспечено лицензирование в сфере социального обслуживания, хотя Правительство РФ на основе федеральных законов определило этот порядок. Не приняты региональные законы и подзаконные акты, обеспечивающие устойчивое финансирование социальных служб. Помимо законов действуют также подзаконные акты, нормы, исходящие от Правительства РФ и направленные на реализацию федеральных законов в сфере социального обслуживания населения.

    В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 1995 г. в целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» разработаны и приняты следующие нормативные акты:

    Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 454 «О Межведомственной комиссии по вопросам социального обслуживания населения»;

    Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами»;

    Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 830 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения».

    К сожалению, наличие нормативной базы еще не обеспечивает эффективности социального обслуживания. Практически еще не выполнено поручение Правительства РФ, направленное на реализацию п. 2 ст. 6 указанного выше федерального закона, не разработаны и не утверждены государственные стандарты социального обслуживания населения, хотя такие попытки предпринимались.

    В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» принято:

    Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;

    Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

    Принципиальное значение имеет «Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», который утвержден Правительством РФ. Нормы, заложенные в нем, имеют отношение не только к отдельным гражданам пожилого возраста и инвалидам. Они также регламентируют социальное обслуживание различных категорий семей и детей, по существу являются нормами, направленными на правовую защиту семьи как самостоятельного объекта правовой охраны.

    Анализ содержания федеральных законов и подзаконных актов, принятых в 1995-1996 гг., показывает, что в современной России происходит поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания населения, широкое внедрение различных видов социальной работы. Во-первых, этот процесс связан с принятием системы юридических норм, определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг. Во-вторых, регламентация основывается на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания семьи, женщин и детей. В-третьих, она обусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов по социальной работе, права и обязанности работников социальных служб. Каждый из перечисленных компонентов выполняет свои специфические функции и поэтому относительно самостоятелен.

    В существующей правовой регламентации имеется ряд пробелов. Например, назрела необходимость в принятии законов, конкретно и предметно регламентирующих социальное обслуживание различных категорий семей и детей. В настоящее время разработан проект федерального закона «О социальном обслуживании семьи и детей», который направлен в Правительство РФ. Законопроект предусматривает: правовые гарантии в области социального обслуживания семьи и детей; признание семьи и детей объектами профессионального социального обслуживания; создание правовых предпосылок для становления системы учреждений социального обслуживания семьи и детей; определение принципов, основного содержания и организационных форм деятельности по социальному обслуживанию семьи и детей; установление прав взрослых граждан и детей в сфере социального обслуживания; определение правового статуса работников учреждений социального обслуживания семьи и детей; установление правовых норм государственного и общественного контроля за качеством услуг, предоставляемых семьям и детям. Проект закона гарантирует право всех категорий семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на социальное обслуживание. Принятие и реализация данного законопроекта станет важнейшим фактором дальнейшего развития инфраструктуры социальных служб помощи семье и детям.

    За последние пять лет разработано немало социальных нормативов, регламентирующих как деятельность территориальных социальных служб, учреждений социального обслуживания, так и отдельных работников социальных служб. Но система нормативов еще не сложилась. Необходимо провести серьезные теоретические и прикладные исследования, направленные на обоснование оптимального перечня нормативов, принципов и методов их формирования, наиболее эффективное их использование в социальном обслуживании населения.

    В то же время в условиях современной политической и социально-экономической ситуации, сложившейся в стране, весьма сложно теоретически обосновать и построить систему социальных нормативов. Об этом свидетельствует предложенный Минэкономики России проект федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах» (1996). Особенно затруднено широкое применение социальных нормативов в управлении становлением системы социального обслуживания в различных регионах Российской Федерации. Не определены оптимальный перечень общедоступных и бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетов различных уровней нормы и нормативная обеспеченность различных категорий населения услугами учреждений социального обслуживания, устанавливаемые на основании государственных стандартов Правительством РФ.

    Опыт социальной работы в зарубежных странах и развития учреждений социального обслуживания в России диктует необходимость сочетания разработки и принятия указанных выше нормативов с развитием социального нормирования в самих социальных службах, в первую очередь в опорно-экспериментальных учреждениях социального обслуживания семьи, детей, женщин и мужчин. В этом вопросе необходим прочный союз практиков и исследователей, социальных работников и правоведов.

    Практическое использование социальных нормативов различных ведомств, входящих в блок социальной сферы, уже сегодня позволяет решать более широкий круг задач в организации и функционировании учреждений нового типа.

    Далеко не всегда творчески и всесторонне используются сегодня нормы ст. 25 Федерального закона «Кадровое обеспечение социальных служб», устанавливающие порядок предоставления гарантий и льгот работникам государственной системы социальных служб (субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные гарантии и льготы, опираясь на собственный бюджет) и предусматривающие сохранение льгот для медицинских и педагогических кадров, перешедших на работу в систему социального обслуживания.

    В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 36. Права социальных работников) четко зафиксирован перечень прав социальных работников, занятых в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания. При этом п. 3 ст. 36 Закона предусматривает установление субъектами Российской Федерации дополнительных льгот.

    Некоторые субъекты Российской Федерации, опираясь на указанные федеральные законы, приняли свои законы, которые устанавливают дополнительные гарантии и льготы работникам социальных служб, например упомянутый выше Закон Калужской области «О статусе работника социальной службы Калужской области» (27 сентября 1996 г. № 538), где в разделе III «Основы социально-правового положения работников социальной службы» предусмотрены гарантии и льготы для работников социальной службы, определен порядок оплаты их труда, предусмотрено повышение должностных окладов за звание «Заслуженный работник социальной защиты Российской Федерации», а также другие (моральные) поощрения.

    Социальные нормы и нормативы имеют прежде всего социально-экономическую природу, они играют важную роль в установлении объективных (оптимальных) норм затрат труда специалистов в учреждениях социального обслуживания населения. Сегодня нельзя сказать, что, например, в полустационарных и нестационарных учреждениях социального обслуживания на научной основе регламентированы затраты времени на предоставление различных видов социальных услуг, определены и закреплены в нормативно-правовых актах оптимальные нормативы времени в определенных условиях труда.

    В сборнике нормативных актов Минсоцзащиты России «Организация социального обслуживания населения» (1993-1994) опубликованы примерные положения учреждений социального обслуживания семьи и детей с соответствующими приложениями - примерными штатными расписаниями. Но при этом необходимо иметь в виду, что все примерные положения о центрах и штатные расписания являются ведомственными подзаконными актами, утвержденными приказами министров. Несмотря на это они являются исходной нормативной базой, которая может уточняться и расширяться на местах с учетом специфики субъектов Федерации и особенностей социальных служб.

    Новые задачи в области социальной работы, естественно, требуют и новых, нестандартных и оперативных правовых решений. Субъекты Федерации не могут долго ждать новых федеральных законов, которые так медленно принимаются Государственной Думой. Рамочный Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно разрабатывать и принимать необходимые законы и подзаконные акты, регулирующие социальное обслуживание различных категорий населения, семьи, женщин и детей.

    Вместе с тем диалектика устойчивости и изменчивости в развитии региональных социальных служб предполагает разработку и обновление на федеральном уровне нормативного обеспечения социальной политики в области социального обслуживания. Немалую помощь здесь может оказать зарубежный опыт 53 .

    Представляет интерес законодательство в области социального обеспечения и социального обслуживания Великобритании, Дании, Польши, Финляндии, ФРГ, Швеции, США и других стран Европы и Америки. Заслуживает внимания, изучения и адаптации к российской действительности шведский «Закон о поддержке и обслуживании граждан с отдельными функциональными недостатками» (1994). Зарубежное законодательство в сфере социального обеспечения и социального обслуживания содержит многовариантные подходы к нормативному управлению развитием социальной работы и социального обслуживания населения.

    Не менее актуален вопрос об использовании федеральных законов и подзаконных актов для развития системы социального обслуживания в различных регионах Российской Федерации, их финансовое обеспечение.

    Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания населения в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.

    Необходимо сосредоточить внимание на полной реализации следующих федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ:

    Федеральные законы:

    О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

    О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (1995);

    Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993);

    Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (1995);

    О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (1995).

    Указы Президента Российской Федерации:

    О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы (1992);

    «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей) (1995);

    О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995);

    О мерах по социальной поддержке многодетных семей (1992);

    Постановления Правительства Российской Федерации:

    О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 годы (1996);

    О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993);

    О федеральной программе «Дети России» (1993);

    О порядке разработки и структуре Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года (1994).

    Таким образом, для работников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. Что Вы понимаете под нормативным правовым обеспечением социальной работы?

    2. Какие нормативные правовые акты по вопросам социального обслуживания различных категорий населения приняты в 90-е годы?

    3. В чем состоит значение Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»?

    4. Какое значение имеют стандарты и нормативы в регулировании социальной работы?

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей): Сб. нормативных актов. М., 1996.

    2. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нормативных актов. М.: Минсоцзащиты России, 1996.

    3. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад 1995. М., 1996.

    4. Сборник нормативных правовых актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях Ч I II М., 1997.

    5. Топчий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. М., 1997; Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М.: Институт социальной работы 1997.

    6. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 1995.