Гражданская позиция - это что такое? Активная гражданская позиция осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему. Что такое активная гражданская позиция

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «РГСУ»)

Факультет социального управления и социологии

Кафедра государственного, муниципального управления и социальной инженерии

Исследование

По дисциплине: исследование в системе государственного и муниципального управления

на тему: Гражданская активность населения: основные тенденции и факторы

Выполнили:

Студентка

3-ого курса ГМУ-ЗБ-3, з/о

Горшкова Татьяна Германовна

_____________________________

_____________________________

Проверила:

д.с.н., профессор

Фролова Елена Викторовна

___________________________

____________________________

Москва 2016 г.

Понятие активной гражданской позиции

Что такое гражданская активность? Это одна из форм общественной активности, выражающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и желании проявлять собственную гражданскую позицию, отстаивать личные и групповые интересы и права, это осознание личной ответственности за благополучие государства. Слишком много сегодня происходит всего такого, что не позволяет нам остаться равнодушными, затрагивает нашу совесть и нашу гражданственность. Такого, что невозможно оставить без внимания.

Актуальность данной темы исследования:

В современных условиях российский демократический процесс во многом обусловлен несформированностью реальных институтов гражданского общества, что проявляется в отсутствии четких механизмов взаимодействия власти и таких его субъектов как некоммерческая организация, органы местного самоуправления, благотворительные фонды и пр. В сложившейся ситуации возникает потребность в выявлении всего комплекса факторов , определяющих направленность и содержание процесса становления гражданского общества, но в то же время необходимо обозначить наиболее значимый, фундаментальный для институционализации российской демократии фактор. Несмотря на то, что в советский период демократия во многом была декларативной, ее идеологические установки до сих пор влияют на характер отношений между народом и властью. В наибольшей степени это относится к реализации такого атрибута гражданского общества как гражданская активность.

Проблема данного исследования заключается в потребности исследования гражданской активности, в связи с необходимостью создания эффективных институтов гражданского общества, которые в будущем должны стать достойными оппонентами власти.

Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России . Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу.

Следует отметить, что гражданское общество не может быть заимствовано, оно должно формироваться на основе российской традиционной культуры. Развитие культуры (в том числе и прежде всего политической) – в определенной степени стихийный процесс, сочетающий в себе элементы сознательной деятельности и случайных, непредсказуемо развивающихся явлений. Случайность развития культуры дает возможность основной массе населения приобрести собственный политический и гражданский опыт, который впоследствии воплощается в новых политических и гражданских ценностях. В то же время не исключается целенаправленное воздействие на процесс формирования гражданской политической культуры со стороны государственных структур и структур гражданского общества. Политическая и сопряжённая с ней правовая культура являются способами реализации сущностных сил человека в сфере гражданской деятельности. Политическая культура является важной составляющей духовной жизни общества, находит своё выражение в политическом сознании и гражданском менталитете. Из всего этого, можно резюмировать, что основной проблемой гражданского общества является недостаточный уровень гражданской активности населения.

В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия.

Наиболее традиционной, стала точка зрения, согласно которой "гражданское общество" появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие "гражданское общество" используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом.

Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества - сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т. д.

Во всех сферах жизнедеятельности гражданское общество воплощается в трех основных формах:

1) в свободной самодеятельности граждан;

2) в добровольных объединениях граждан в разнообразные негосударственные организации;

3) в развитии негосударственных общественных отношений - семейных, экономических, политических, социальных, духовных, культурных, религиозных и др. Все они направлены на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения многообразных интересов и потребностей членов общества.

Каковы же главные принципы формирования гражданского общества? Выделим их из всего множества составляющих:

Основополагающим началом является неотъемлемое право конкретного человека, индивида на личную свободу, самореализацию.

2. Принцип достаточности при определении общества как гражданского; суть его состоит в существовании правового механизма взаимодействия структур гражданского общества и государственных структур, развитой политической системы.

Таким образом, в современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная, многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и вмешательства государства.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правого государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная проблема актуальна для Российского государства в целом , для построения устойчивой политической системы. К тому же данная проблема будет актуальна для муниципальной власти , так как население выступает первичным субъектом местного самоуправления, для некоммерческого сектора и средств массовой информации, а также для структур, заинтересованных в расширении сферы проявления гражданской активности.

Впервые попытка сформулировать понятие «гражданская активность» была предпринята в работах Г.В.Ф. Гегеля, который предлагал рассматривать государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах.

М. Вебер, А. Грамши, Р. Даль, Э. Дюркгейм, К. Маркс, А. де Токвиль рассматривают феномен гражданской активности с точки зрения таких показателей, как равноправие, самоорганизация, мобилизация сил и способностей.

Ученые М.У. Фоули и Т. Каротерс внесли вклад в разработку термина «гражданская активность», под которой они понимали необходимую составляющую эффективного развития и функционирования гражданского общества, а значит и демократии.

В научном обороте имеется значительное количество работ разного уровня, посвященных гражданской активности, в их тенденциях и факторах, однако данная проблема еще не получила комплексного освещения в трудах отечественных политологов, что требует системных исследований междисциплинарного характера в данной области.

Новая информация в данном исследовании, которая будет получена:

1) Значимость работы определяется возможностью использования полученных теоретических положений для работы в современном гражданском обществе, вектора дальнейшего направления в деятельности институтов гражданской и политической социализации, прежде всего органов образования, некоммерческих организаций, молодежных организаций, средств массовой информации.

2) Материалы исследования могут представлять интерес для органов государственной власти, некоммерческого сектора и средств массовой информации, а также для структур, заинтересованных в расширении сферы проявления гражданской активности.

3) Выявленные в работе особенности, общетеоретические выводы и обобщения могут быть использованы в качестве базы для дальнейшего изучения гражданской активности.

Ключевые слова: понятие «гражданская позиция»; сравнительный анализ понятий. Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ определения такого понятия, как «гражданская позиция». Термин рассматривается с точки зрения различных наук. В конце дается авторское определение понятию «гражданская позиция», актуальное для данного исследования.

Современное общество является довольно нестабильным. Большой отпечаток на нем оставили развал Советского Союза и тяжелые 1990-е годы. Изменения произошли практически во всех сферах нашей жизни, все они подверглись какой-либо деформации. Сейчас нашей стране нужны люди с активной гражданской позицией. Те люди, которые понимают, что несут ответственность за свою страну и готовы в случае чего встать на ее защиту. А что же означает данный термин - «гражданская позиция»? Изучением данного термина занимались такие авторы, как В.Т. Лисовский, Ю.В. Березутский, Н.Ф. Крицкая, Т.В. Абрамян, Т.И. Кобелева, П.А. Баранов, Н.П. Капустин, А.М. Шаленов, Н.Н. Перепеча и др. Хочется отметить, что термин этот достаточно многозначен, ему не дается точного определения в словарях.

В социологии термин «гражданская позиция» рассматривается В.Т. Лисовским и Ю.В. Березутским. Так, одним из определений гражданской позиции является «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который сегодня должен пройти молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны .

Раскрывая это определение, можно сказать, что индивид должен развиваться как в личностном, так и в социальном плане, при этом развитие личное и социальное не должно идти разрозненно друг с другом. С точки зрения социологии, Ю.В. Березутский определяет гражданскую позицию как совокупность внутренних общечеловеческих ценностей, приобретенных в процессе социализации личности и помогающих ей: во-первых, самостоятельно принимать решения в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активного участия в общественной жизни, прогнозируя возможные последствия таких решений; во-вторых, нести личную и социальную ответственность за эти принятые решения. Основными ценностными ориентирами в этом случае должны стать патриотизм и гражданственность личности . В психолого-педагогической литературе мы можем найти следующих авторов, занимающихся изучением «гражданской позиции»: Т.В. Абрамян, П.А. Баранов, Г.Я. Грявцева, Н.П. Капустин, Г.Н. Филонов, А.М. Шаленов и др. В исследовании Т.В. Абрамян мы видим, что гражданская позиция - это важнейшая составная структура личности, по сути она представляет совокупность действий, способов поведения, осознание и принятие на себя личностью ответственности . Мнение Абрамян несколько схоже с определением, которое дает нам Березутский. Оба они говорят о том, что человек должен принимать на себя ответственность за свои поступки.

В своей работе П.А. Баранов определяет термин «гражданская позиция» следующим образом: «это доминантная сфера личностной характеристики, определяющая смысл, направленность поступков, сопричастность личности к судьбе Отечества, к процессу в целом» . Г.Я. Грявцева в своем исследовании дает следующее определение: «гражданская позиция - это интегративное качество личности, включающее в себя понятия, знания, убеждения, поведение, нравственные характеристики» . Другой автор, дающий определение гражданской позиции, - Н.П. Капустин определяет ее как комплекс качеств личности, включающих социальную активность, следование закону, доминирование мотивов общественного долга . В своей работе Г.Н. Филонов придерживается точки зрения, что гражданская позиция - это принятие общечеловеческих нравственных ценностей, это гуманизм взаимоотношений людей, это проявление достоинства, которое проявляется в общении личности с другими людьми, на основе взаимного уважения и признания самобытности каждого. Это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений .

Таким образом, Г.Н. Филонов делает акцент на внутренних ценностях и чувствах человека и считает, что именно они определяют все последующие поступки. В своей работе А.М. Шаленов утверждает, что гражданская позиция - это различные аспекты отношений - духовных, трудовых, нравственных и других . С.В. Гладченкова и О.В. Гороховцев в своем исследовании определяют гражданскую позицию как совокупность качеств личности по отношению к гражданину, обществу, государству . В педагогике «гражданскую позицию» изучают Н.Н. Волобоева, А.М. Андресюк, Н.Ф. Крицкая, Т.Н. Балобанова, Д.В. Кириллов, Н.Н. Перепеча, Э.П. Стрельникова, Т.И. Кобелева. Многие исследователи, как например Н.Н. Волобоева в своей статье, считают, что понятие «гражданская позиция» стоит на стыке двух других понятий: «гражданственность» и «социальная активность».

Гражданственность определяется как интегративное качество личности, которое включает в себя любовь к Родине, чувство собственного достоинства и уважение к государству. Социальная активность трактуется как устойчивое свойство личности, которое зависит от ее места в социальной структуре и от социальной роли, которую личность выполняет. Именно этот вид активности побуждает индивида к активной социальной деятельности. Исходя из этих двух определений, гражданскую позицию можно определить как совокупность познавательной, мотивационно- нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием внешних факторов и воздействий, собственных усилий и специально сконструированных социально-педагогических условий . Именно эти три сферы являются составляющими компонентами гражданской позиции. Если говорить о современных работах, связанных с гражданской позицией, то в первую очередь нужно назвать исследование Н.Ф. Крицкой «Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин».

Автор считает, что процесс формирования гражданской позиции будет более эффективным, если определять термин «гражданская позиция» как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с современной системой гражданских ценностей . Изучением формирования гражданской позиции учащихся в социокультурной среде занимается Т.Н. Балобанова. В своем исследовании она рассматривает гражданскую позицию как интегративное понятие, включающее нравственные качества личности, ее профессиональную компетентность, уровень культуры, способность к саморазвитию, общественную активность .

Автор считает, что среда школы является важнейшим условием становления гражданственности учащихся. Именно в школе закрепляются у молодых людей определенные качества, установки, ценности, стереотипы восприятия и поведения. А.М. Андресюк, проанализировав в своей статье работы исследователей, занимающихся гражданской позицией, делает вывод о том, что можно выделить два подхода в определении понятия «гражданская позиция». Первый подход связан с определением гражданской по- зиции как интегративного качества личности, включа- ющего в себя патриотизм, трудолюбие, социальную ак- тивность, законопослушность и др.

Сторонниками тако- го определения являются И.В. Молодцова, А.С. Гаязов, С.В. Митросенко, Э.П. Стрельникова и др. Второй под- ход определяет данное понятие как различные аспекты отношений - нравственных, правовых, духовных, социальных и др. Приверженцами такого определения являются Н.Ф. Крицкая, Т.И. Кобелева, Г.Т. Суколенова и др.. В своей работе Н.Н. Перепеча определяет гражданскую позицию как личностно значимое свойство, определяющее направленность деятельности студентов на основе принятия общечеловеческих ценностей, прав, свобод и обязанностей гражданина своего Отечества в ходе обучения в вузах .

Несколько другое определение гражданской позиции в своей работе дает Э.П. Стрельникова, которая определяет гражданскую позицию как интегральное качество (или совокупность качеств личности, мотивов поведения, системы мировоззрений), обеспечивающее нравственную, правовую, духовную и физическую защиту человека, характеризующее егокак сознательного члена общества с высокоразвитым гражданским долгом, готовностью трудиться на общую пользу, решимостью и умением отстаивать государственные интересы, непримиримостью к антиобщественным и антигосударственным проявлениям, бережным отношением к государственной собственности и умением сочетать личные и общественные интересы . Изучая формирование гражданской позиции, Т.И. Кобелева утверждает, что гражданская позиция уча- щихся старших классов является интегративной системой отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности .

В своем исследовании Д.В. Кириллов определяет термин «гражданская позиция» как интегративное относительно устойчивое личностное образование, выражающееся в отношении личности к гражданскому обществу, как к ценности, раскрывающееся и реализующееся через идеи гражданского долга и гражданской ответственности, включающее в себя знания о ценности гражданского долга и гражданской ответственности, эмоционально-оценочное отношение к ним, осознание гражданской позиции в качестве личностной и социальной ценности и проявляющееся в деятельностных аспектах ценностного отношения .

Все авторы, говоря о гражданской позиции, так или иначе выделяют в ней три компонента: когнитивный, деятельностный и оценочно-эмоциональный. И на основании этих компонентов мы можем дать свое определение такому понятию, как «гражданская позиция». Исходя из теоретического анализа Отечественной и зарубежной литературы, с учетом специфики различных отраслей знания, занимающихся изучением гражданской позиции, мы можем говорить о том, что «гражданская позиция» - это интегративная система отношений личности к закону, обществу, государству, самому себе как гражданину, событиям действительности и собственной деятельности, определяющая смысл и направленность поступков индивида, позволяющая осознавать и принимать на себя ответственность, участвовать в общественной жизни, а также сохранять духовные ценности своего Отечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: СПбГУ, 2009. 254 с.

2. Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 1. С. 151-159.

3. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.

4. Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование: ма- териалы международного семинара. СПб., 1997. С. 66-68.

5. Грявцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 214 с.

6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: Академия, 1999. 214 с.

7. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45-51.

8. Шаленов А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80 гг. : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 18 с.

9. Гладченкова С.В., Гороховцев О.В. Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 167-170.

10. Волобоева Н.Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2008. № 39. С. 264-267.

11. Крицкая Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005. 214 с.

12. Балобанова Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде // Человек и образование. 2006. № 8-9. С.104-105.

13. Андресюк А.М., Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 82-85.

14. Перепеча Н.Н. Формирование гражданской позиции студентов высших учебных заведений: дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 200 с.

15. Стрельникова Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы: дис. … канд. пед. наук. Липецк, 2001. 267 с.

16. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проетирования: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с.

17. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.

М.П. Рязанова

Формирование активной гражданской позиции молодых людей, является наиболее важной задачей государственной политики. Включает в себя социальную адаптацию молодого поколения, самоопределения личности, ее включенности в социальные процессы экономической и политической жизни. Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях.

В словосочетании «гражданская позиция» родовым понятием является слово «позиция».

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой оно рассматривается как многозначное: «положение, расположение», «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе», «положение тела, поза», «полоса участок местности, акватории, занимаемые для подготовки и ведения боя» .

В толком словаре живого великорусского языка В.И.Даля «позиция» -положение, расположение чего-либо, иногда исходное, отправное» .

Позиция личности является предметом изучения целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики - в рамках каждой из которых исследователи подходят к рассмотрению данного понятия с точки зрения своего предмета.

Философский словарь рассматривает понятие «позиция» и как точку зрения, принцип, положенные в основу поведения, действий кого-либо, и как положение, место, занимаемое чем-либо, кем-либо. Относительно человека это слово приобретает многозначность: «выбор места действия», «определение своего положения», «точка отсчета», «мотив», «готовность действовать, так или иначе».

В психологическом словаре «позиция» рассматривается как «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; как интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре».

В психологических исследованиях понятие «позиция» рассматривается как позиция личности. Так, Б.Г.Ананьев определил позицию личности как ее положение в обществе (экономическое, правовое и т.д.), как общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи, что сближает его точку зрения с точкой зрения И.С.Кона и Е.А.Ануфриева.

А.Г.Асмолов рассматривает позицию человека как систему общественных связей, общений, которые открываются ему, как то, что, ради чего и как использует человек врожденное и приобретенное им (даже черты своего темперамента и, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление). То же относится и к внешним условиям, к объективным возможностям удовлетворения потребностей человека.

Позиция человека есть некоторая система, имеющая объективно-субъективный характер, считает Н.Ф.Радионова. Она объективна, поскольку детерминирована общественным бытием, а содержание ее предопределено характером общественных отношений. Она субъективна, так как складывается при непосредственном участии людей, под влиянием их сознания.

Позиция, с точки зрения ученого, фактически дает возможность представить то «пространство», в котором осуществляется «движение» человека (в которое он включен объективно), и одновременно «субъектное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению. Она описывает также и временную организацию: каждое отношение имеет определенный период воспроизводства (т.е. «возвращения» его к личности через механизмы объективирования и субъективирования), на протяжении которого оно является активным, значимым; а все в совокупности эти отношения характеризуют структуру личностного времени, которое детерминирует взаимодействие личности с миром, происходящее в объективном времени.

Так позиция как система отношений характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического.

С.М.Ковалев критерием культуры личности считает ее социальную позицию. У К. К. Платонова позиция личности выступает как проявление ее «индивидуальной культуры» (или опыта, понимаемого как подструктура личности).

Кроме сказанного, в психолого-педагогической литературе «позиция», «позиция» рассматривается в контексте проблем жизненного, профессионального, личностного самоопределения.

О.С.Газман выделяет понятие «организаторская позиция», как одно из условий формирования социального типа человека, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальность. Как известно, профессиональная деятельность - одна из важнейших социальных функций человека, существенная часть его социального бытия. Этим объясняется важность исследования профессиональной позиции педагога и процессов ее становления.

А.И.Григорьева, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков единодушны во мнении, что позиция есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности; это способ реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности, поэтому имеет смысл говорить о деятельностной позиции педагога как воспитателя. В этой связи обретение позиции - не одноразовое событие, а непрерывный процесс ее становления в деятельности человека.

Под профессиональной позицией педагога А.П.Чернявская понимает «интегральную характеристику личности, характеризующуюся устойчивой системой отношений к объективным и субъективным условиям профессии и проявляющуюся в теоретических ориентациях, нравственном самоопределении, взглядах, представлениях, установках, поведении и

поступках, которые отстаиваются и реализуются ею в профессиональной деятельности».

С точки зрения социологических наук, «позиция» - понятие, отражающее положение личности в обществе, которое определяется системой ее прав и обязанностей. С понятием «социальная позиция» в социологии соотносится понятие «социальная роль», определяющее место индивида в системе социальных отношений. Тем самым социологи пытаются определить позицию и место человека в социальной системе общества, то есть социальную позицию, и как совокупность социальных ролей, которые осуществляет человек в жизни.

Социальная позиция описывает общественное положение людей или группы, с которым связаны из права и обязанности, не зависящие от индивидуальных свойств, совокупность общественных ролей, ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых к лицам, ее занимающим.

Проявление социальной позиции С.М.Ковалевым рассматривается как критерий культуры личности, а К.К.Платоновым - подструктурой личности, выступающей за проявление «индивидуальной культуры» (или опыта, понимаемого как подструктура личности).

В старорусском языке первоначально оно имело значение «горожанин», а затем стало характеризовать человека, который осознает свою идентичность с тем местом, где он живет, причем многопланово - в национальном, культурном смысле, в экономическом и т.д.

В европейский языках слово «гражданин» (греч. «polities», лат. «civis», англ. «citizen») - это лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств: «гражданин» - это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы .

Юридические публикации регламентируют роль гражданина в государстве перечнем особых функций, к числу которых относят: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д.

В своих статьях и публичных выступлениях политик В.Новодворская утверждала, что в любом обществе есть «граждане» и «неграждане». Граждане, с ее точки зрения, - это те, кто выступает против власти, против режима; те, кто не выступает, кто «как стадо себя ведет», - неграждане. Права в обществе должны иметь только граждане, которые своей борьбой за свободу, за независимость получают права и привилегии, в том числе и политические».

Термин «гражданский» (лат. «civilis») впервые начал применяться в системе римского права. Он стал входить во многие юридические выражения

и понятия, например: «гражданское право», «гражданский процесс», «гражданский иск» и другие.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова он уже имеет четыре основных значения:

  • юридическое толкование: «гражданский» - относящийся к сфере имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами, регулируемых гражданским (частным) правом («гражданское право», «гражданский кодекс», «гражданский процесс»);
  • военное толкование: «гражданская», то есть не военная жизнь людей («гражданская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок»);
  • церковное толкование: «гражданский», то есть светский, не церковный образ жизни и все то, что совершается в отличие от церковных обрядов («гражданский брак», «гражданская панихида»);
  • общественное толкование: «гражданский», то есть сопряженный с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина («гражданская позиция», «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданское мужество») .

«Гражданская позиция» как дефиниция достаточно распространена в диссертационных исследованиях. Изучив их материалы, мы выяснили, что единство мнений среди ученых отсутствует.

В структуре гражданской позиции она выделила три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий.

Познавательный компонент включает в себя приобретение знаний о гражданской позиции, формирование базисных ценностных ориентации, обеспечивающих становление направленности личности, усвоение норм социального поведения.

Гражданская позиция школьников в сфере познания, с точки зрения ученого, характеризуется познавательной самостоятельностью и проявляется в их повышенном интересе к социальным проблемам, умении по своему подойти к анализу сложных проблем жизни общества, способности высказать собственную точку зрения. Показателем гражданской позиции школьников в познавательной сфере служит их отношение к основному познавательному процессу - учебе.

Развитие всех трех компонентов гражданской позиции тесно связано между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования они рассматриваются как единое целое.

Процесс формирования гражданской позиции школьников приводит к превращению знаний о мире в устойчивые умения и навыки взаимодействия с ним, помогает им овладеть способами активной самореализации в обществе.

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Развитие активной гражданской позиции личности – это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Мы выделили компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития .

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.

Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Социальная активность как деятельное отношение человека к социуму, определяющее его гражданское поведение, жизненная позиция (нестабильная в подростковом возрасте) оказывают влияние на формирование гражданского сознания и развитие гражданских качеств личности – патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, чувство любви к ней.


Основным вектором в формировании и развитии гражданской позиции является развитие способности субъекта к рациональному постижению действительности, пониманию сущности социального явления, ситуаций, процессов, тенденций развития, формирования гражданского сознания, а в результате - самоопределение и самореализация самой личности.

Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе, проявляющаяся в активной деятельности и определяющая действия и поступки человека в аспекте гражданских ценностей .

Потребность как движущая сила развития личности побуждает к творческой активности в том случае, если она опосредована общественными отношениями. Жизненная позиция реализуется в деятельности и требует от личности активности. Активность есть отражение определенных интегральных черт личности: убеждений, знаний, умений, склонностей, способностей, нравственных и волевых качеств.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам. Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков.

Говоря об активной гражданской позиции подростков, мы опираемся на то, что это жизненная установка, которая в подростковом периоде только начинает свое развитие, поэтому для обозначения этого процесса используем термин «становление» активной гражданской позиции подростков.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.

Первый этап – осознание своего «Я».

Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору.

Третий этап – готовность к проявлению «Я».

Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах.

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.

В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем ..

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.