Правовые гарантии осуществления местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления (сравнительно-правовой анализ)

3. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения. В отличие от Федерального закона № 154-ФЗ в Федеральном законе № 131-ФЗ исключается изменение установленных перечней вопросов местного значения законами субъектов РФ. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ.

4. Гарантией от необоснованного расширения компетенции муниципальных образований является конституционный принцип, согласно которому наделение отдельными государственными полномочиями осуществляется исключительно с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Вместе с тем органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

5. Муниципальному образованию принадлежит полномочие по принятию муниципальных правовых актов, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государственного аппарата . Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

В п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ указано, что административное, административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В субъектах РФ правовое регулирование административной ответственности в сфере местного самоуправления осуществлено в следующих формах:

  1. в едином законодательно акте об административной ответственности (Алтайский край, Белгородская, Волгоградская, Ярославская область);
  2. в специальных законах об административной ответственности в сфере местного самоуправления (Амурская, Омская области);
  3. в законах об административной ответственности в соответствующих сферах, например в сфере благоустройства (Ставропольский край, Сахалинская область).

В соответствии с Законом Омской области «Об административной ответственности за правонарушения , связанные с осуществлением местного самоуправления на территории Омской области» от 6 октября 2005 г. № 674-ОЗ установлена административная ответственность за совершение следующих действий (бездействий):

  • нарушение порядка реализации правотворческой инициативы граждан;
  • нарушение порядка организации и проведения публичных слушаний;
  • нарушение порядка назначения и проведения опроса граждан; нарушение порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления; нарушение порядка официального использования официальных символов муниципального образования; нарушение порядка отзыва депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
  • непредоставление органам местного самоуправления материалов и информации, необходимых им для формирования проекта местного бюджета ;
  • нарушение порядка назначения и проведения собрания граждан; нарушение порядка назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов; нарушение порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации; нарушение порядка и условий приватизации муниципального имущества ; нарушение порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
  • нарушение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

6. Обязательному исполнению подлежат также решения, принятые путем прямого волеизъявления на местном референдуме .

7. Органы местного самоуправления вправе обжаловать действия (решения) органов государственной власти, противоречащие конституционным нормам и нормам федеральных законов о местном самоуправлении.

8. При решении вопросов изменения границ и преобразования муниципальных образований необходимо учитывать мнение населения соответствующих территорий.

9. В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ представительным органам местного самоуправления принадлежит право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Гарантии, обеспечивающие материальную основу местного самоуправления

Под гарантиями, обеспечивающими материальную основу местного самоуправления, понимается совокупность условий, определяющих финансово-экономическую самостоятельность муниципальных образований. Охарактеризуем эти гарантии.

1. В ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность закреплена как самостоятельная форма собственности , признание и защита которой относится к элементам основ конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам , органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ , в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Они также определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. От имени муниципального образования они субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

2. Важнейшей гарантией, обеспечивающей материальную основу местного самоуправления, являются средства местного бюджета. В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений , осуществлению бюджетного процесса , размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

  • средства самообложения граждан; доходы от местных налогов и сборов ;
  • доходы от региональных налогов и сборов; доходы от федеральных налогов и сборов;
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг , остающаяся после уплаты налогов и сборов;
  • штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  • добровольные пожертвования; иные поступления в соответствии с федеральными законами,
  • законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

3. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов.

Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений.

В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов. Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

4. Муниципальные образования имеют право на получение компенсации дополнительных расходов или уменьшения доходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

5. Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг , в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Гарантии защиты права на местное самоуправление

Следует выделить два основных способа защиты права на местное самоуправление: государственная защита и самозащита.

Государственная защита права на местное самоуправление осуществляется двумя методами: внесудебным и судебным.

Внесудебная государственная защита проявляется в следующем:

  • органы законодательной (представительной) государственной власти, представительные органы муниципального образования обязаны создать необходимую правовую базу для осуществления и защиты права на местное самоуправление;
  • органы исполнительной власти обязаны обеспечивать реализацию права на местное самоуправление в процессе осуществления управленческой деятельности;
  • гарантом права на местное самоуправление является Президент РФ;
  • органы правоохранительной системы осуществляют деятельность по выявлению правонарушений в сфере местного самоуправления.

    Особый метод государственной защиты права на местное самоуправление - это судебная защита, гарантируемая ст. 133 Конституции РФ. Наиболее значимыми и эффективными направлениями судебной защиты права на местное самоуправление являются:

    • оспаривание гражданами решений и действий различных органов государственной власти и должностных лиц, нарушающих их право на местное самоуправление;
    • оспаривание органами местного самоуправления решений и действий органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов РФ и федеральных органов государственной власти;
    • разрешение споров о компетенции органов местного самоуправления между собой, а также между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Судебная защита прав местного самоуправления осуществляется прежде всего посредством конституционного, гражданского, арбитражного судопроизводства.

    Поскольку в силу ст. 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту, Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов по основаниям нарушения не только компетенции самих глав (ч. 2 ст. 251 ГПК РФ), но и других прав местного самоуправления. Дела с участием муниципальных образований, в том числе возникающие из налоговых и бюджетных отношений, подведомственны арбитражным судам лишь в тех случаях, когда федеральным законом они прямо отнесены к их ведению.

    Муниципальный контроль

    Под муниципальным контролем следует понимать деятельность уполномоченных органов местного самоуправления по проверке соблюдения законодательства о местном самоуправлении, муниципальных правовых актов.

    По субъекту муниципального контроля выделяют:

    • контроль, осуществляемый представительным органом муниципального образования (главную роль в сфере контроля в системе органов местного самоуправления принадлежит представительному органу муниципального образования; формы контроля, осуществляемого данным органом местного самоуправления, разнообразны - отчеты местной администрации, ее органов; депутатские запросы, депутатские вопросы);
    • контроль, осуществляемый местной администрацией;
    • контроль, осуществляемый депутатами представительных органов муниципального образования.

    По объекту контроля муниципальный контроль можно классифицировать следующим образом.

    В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности , защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за:

    • исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
    • соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, их должностными лицами. Прокуратура использует свои полномочия как надзорного органа и осуществляет надзор за:
    • исполнением законодательства о формировании представительных и исполнительных органов местного самоуправления; законностью принимаемых органами местного самоуправления правовых актов;
    • соблюдением политических прав граждан о непосредственном участии в решении важных вопросов общественной жизни муниципальных образований;
    • соблюдением социальных прав граждан; исполнением законодательства о реализации экономической реформы , включая изменение отношений земельной собственности;
    • исполнением экологического законодательства.

    На противоречащий закону или нарушающий права человека и гражданина муниципальный правовой акт прокурор приносит протест либо в орган местного самоуправления, либо должностному лицу органа местного самоуправления.

    Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 не решает вопрос о виде муниципального правового акта, который может быть опротестован. Протест может быть принесен прокурором как на правовой акт индивидуального характера, так и на нормативный правовой акт, не соответствующий закону.

    Прокурор вправе принять участие в заседании органа местного самоуправления, о дне которого ему сообщается при рассмотрении принесенного им протеста. До рассмотрения протест может быть отозван принесшим его прокурором.

    При установлении нарушений закона, а также прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов местного самоуправления прокурор вносит представление в орган или должностному лицу с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, он вправе объявить в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

    Усмотрев в действиях должностного лица местного самоуправления состав преступления или административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

    В случае нарушения органом или должностным лицом местного самоуправления прав и свобод человека и гражданина, которые защищаются в порядке гражданского судопроизводства, прокурор в предусмотренных законом случаях предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск о защите интересов пострадавших.

    Прокурор правомочен защищать нарушенные права юридических и физических лиц, используя при этом установленные законом формы и процедуры. Анализ судебной практики показывает, что большинство дел, связанных с предъявлением исков к органам местного самоуправления, возбуждается именно прокурорами - в интересах общества, государства и граждан.

    Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

    • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов местного самоуправления, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    • требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

    Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами местного самоуправления вправе применить следующие меры прокурорского реагирования:

    • протест;
    • представление об устранении нарушений закона.

    По данным статистики о работе прокуратур субъектов Российской Федерации, только в 2000 г. в сфере местного самоуправления выявлены нарушения закона (12 152 - со стороны представительных органов, 112 519 - со стороны исполнительно-распорядительных органов), а также установлено, что были приняты незаконные правовые акты: 5055 - представительными органами, 32 106 - исполнительно-распорядительными органами.

    Прокурор или его заместитель приносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

    Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

    В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

    Контрольные вопросы

    1. Чем юридические гарантии местного самоуправления отличаются от иных видов гарантий?
    2. Каковы гарантии финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления?
    3. Могут ли органы местного самоуправления принимать решения с административной санкцией за их неисполнение, если Кодексом РФ об административных правонарушениях это не предусмотрено?
    4. Какие существуют виды муниципального контроля?

    Решите казусы

    На территории области было создано несколько самостоятельных муниципальных образований. Устав одного муниципального образования предусматривает ряд полномочий, затрагивающих деятельность другого муниципального образования. Многочисленные попытки разрешить спорные вопросы в судебном порядке оказались безуспешными, поскольку региональное законодательство эти проблемы не урегулировало. Дайте оценку ситуации.

    Губернатор предложил районным и городским администрациям области передать расходы на заработную плату учителей и врачей муниципальных учреждений в областной бюджет. Представительные органы местного самоуправления районов и городов запретили своим администрациям осуществлять данное предложение, поскольку оно нарушает гарантии финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления. Оцените законность предложения губернатора.

    Административно-техническая инспекция администрации города обнаружила на территории акционерного общества яму, заполненную бытовым мусором, и составила протокол об административном правонарушении. На следующий день руководитель акционерного общества был подвергнут штрафу в размере 20 МРОТ за нарушение правил благоустройства города. Решите дело.

    Глава района направил письменное обращение в районную прокуратуру с просьбой привлечь к уголовной ответственности руководителя частной компании за систематическое нарушение нормативных актов органов власти муниципального района. Решите дело.

    При подготовке проекта областного бюджета и определении нормативов, регулирующих доходную часть местных бюджетов на очередной бюджетный год, городам и районам области запланированы нормативы меньше минимально необходимых. Представители городов и районов направили об этом жалобу губернатору. Решите дело.

  • Одно из важнейших условий оптимального развития местного самоуправления – законодательное закрепление гарантий осуществления права на местное самоуправление. Гарантии местного самоуправления - это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и правовую защиту прав на местное самоуправление. Запрещается любое ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ , ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другими федеральными законами.

    В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» федеральные гарантии избирательных прав граждан являются основополагающими в системе гарантий местного самоуправления и включают в себя основные права граждан РФ:

    1. на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям ;
    2. избирать и быть избранными в органы местного самоуправления ;
    3. на равный доступ к муниципальной службе ;
    4. обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина , а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом .

    В рамках ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлены организационно-правовые гарантии местного самоуправления.

    Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в пределах их полномочий обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями , учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда . Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законодательством.

    Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти , государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе

    Важнейшим условием эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность его прав. Под гарантиями, как известно, понимаются те средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление того или иного права, возможности его реализации. Таким образом, система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, должна включать совокупность тех условий и средств, которые обеспечивают реализацию и правовую защиту местного самоуправления в Российской Федерации. В каком-то смысле можно говорить о том, что наиболее общим условием существования местного самоуправления в России является та экономическая и политическая среда, которая возникает в государстве и воздействует на реализацию власти на местном уровне. Однако, рассматривая вопрос о гарантиях в собственно юридическом понимании, можно говорить о более конкретных механизмах, посредством которых обеспечивается местное самоуправление в Российской Федерации.

    Под юридическими гарантиями местного самоуправления следует понимать по аналогии с общим определением гарантий те правовые приемы, способы и средства, которые направлены на обеспечение существования местного самоуправления. Эти гарантии закрепляются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Юридические гарантии могут быть подразделены на общие, относящиеся ко всему местному самоуправлению в целом, и специальные, т.е. обеспечивающие отдельные виды деятельности местного самоуправления. Первые закрепляются в Конституции РФ, комплексных законах о местном самоуправлении (как федеральном – об общих принципах организации местного самоуправления, так и законах субъектов РФ о местном самоуправлении). Вторые – преимущественно в отраслевом законодательстве или специальных законах, посвященных местному самоуправлению. Например, как составная часть правового института финансовой основы местного самоуправления могут быть выделены гарантии финансовых прав органов местного самоуправления (они закреплены в положениях БК РФ, НК РФ, иных правовых актах). Или при регулировании института муниципальной службы может быть выделен институт гарантий прав муниципального служащего (его содержит Федеральный закон № 25-ФЗ).

    Основная цель построения системы гарантий местного самоуправления заключается в том, чтобы создать систему мер, обеспечивающих функционирование в Российской Федерации муниципальной власти на основе принципов, закрепленных в Конституции РФ и федеральном законодательстве (прежде всего принципов самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий, отделенности от государственной власти, построения на основе самоорганизации, самообеспечения, самофинансирования и самоконтроля), а также защиту прав местного самоуправления и создание условий для их беспрепятственной реализации.

    Система общих гарантий местного самоуправления включает ряд элементов, но в ее основе должно лежать четкое, непротиворечивое, законодательное закрепление прав муниципальных образований. Лишь при наличии такого закрепления возможно введение правовых средств, формирующих систему гарантий, главным из которых является совокупность норм, запрещающих ограничение прав местного самоуправления. Отправным началом для этого на федеральном уровне является ст. 133 Конституции РФ, которая содержит положение о том, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется путем установления запрета на ограничение его прав (это первый элемент системы гарантий). В соответствии с данным конституционным положением Федеральный закон № 131-ФЗ содержит нормы, устанавливающие, что права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления (ч. 3 и 4 ст. 3).

    Второй элемент в системе гарантий местного самоуправления на федеральном уровне составляют правовые нормы, обеспечивающие обязательность решений, принятых местной властью в рамках их компетенции. На федеральном уровне данное положение в настоящее время закреплено в Федеральном законе № 131-ФЗ, в ч. 3 ст. 7 которого установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Федеральный закон № 131-ФЗ запрещает произвольную отмену таких решений (или приостановление их действия), определяя исчерпывающий круг субъектов, которые вправе это сделать. К ним относятся согласно ст. 48 данного Федерального закона либо органы и должностные лица местного самоуправления, принявшие (издавшие) соответствующий муниципальный правовой акт, либо суд, либо уполномоченный орган государственной власти РФ или субъекта РФ применительно к тем решениям, которые регулируют осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Более того, следует особо отметить реализацию федеральным законодателем принципа преемственности в регулировании муниципально-правовых отношений на уровне местного самоуправления: даже в том случае, если отменяется закон субъекта РФ, устанавливающий статус территории как муниципального образования, решения, которые были приняты органами местного самоуправления до вступления решения суда в законную силу (несмотря на то что их право на издание муниципальных правовых актов, по сути, в такой ситуации отсутствовало), не могут признаваться в судебном порядке недействующими на основании одного лишь факта отмены данного закона субъекта РФ.

    Федеральный закон № 131-ФЗ не указывает на основания отмены решений, принятых органами или должностными лицами местного самоуправления. Следовательно, органы (должностные лица) местного самоуправления отменяют их в порядке, определенном уставом или иным муниципальным правовым актом.

    Судебная защита прав местного самоуправления является третьим элементом системы гарантий функционирования муниципальной власти: ст. 133 Конституции РФ содержит норму о том, что местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Наделение органов и должностных лиц муниципальных образований, а также граждан, проживающих на их территории, правом предъявления в суд или арбитражный суд исков о признании недействительными актов органов государственной власти и должностных лиц, а также действий организаций и граждан, нарушающих права местного самоуправления, имеет важное значение. Право на судебную защиту является механизмом, гарантирующим восстановление нарушенных финансовых прав и компенсации ущерба, причиненных такими нарушениями.

    Право субъектов местного самоуправления на обращение в суд за защитой нарушенных прав закреплено также в Европейской хартии местного самоуправления, ст. 11 которой устанавливает, что органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.

    Судебная защита местного самоуправления осуществляется в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и включает процедуры рассмотрения:

    • – дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части;
    • – дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

    Для рассмотрения дела, возникающего из публичных правоотношений, орган или должностное лицо местного самоуправления должно обратиться в суд или арбитражный суд (в последний – в случае, если нарушаются права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагаются какие-либо обязанности или создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности) с заявлением. Соответствующие дела рассматриваются и разрешаются как судьей единолично, так и коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными федеральными законами.

    При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или соответствующего должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу. Суд приступает к рассмотрению дела на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Обращение заинтересованного органа или должностного лица местного самоуправления в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

    Судья может отказать в принятии заявления или прекратить производство по делу только в том случае, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу. Очень важно отметить, что в рамках гражданского процесса обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц, государственных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Если ответчиком является орган государственной власти, при подаче органом (должностным лицом) местного самоуправления заявления в суд он (оно) вправе ожидать, что орган государственной власти докажет обоснованность принятия соответствующего правового акта. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства и по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

    С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления или глава муниципального образования (глава местной администрации), считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ. К заявлению приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

    Орган местного самоуправления или глава муниципального образования (глава местной администрации), субъект, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, извещаются о времени и месте судебного заседания. Рассмотрение вопроса об оспаривании нормативного правового акта должно быть завершено в течение месяца со дня его подачи. При этом отказ органа или должностного лица местного самоуправления, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой "автоматически" прекращения производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда также необязательно.

    Если суд признает, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим бо́льшую юридическую силу, то он принимает решение об отказе в удовлетворении заявления органа или должностного лица местного самоуправления. Если же суд устанавливает, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим бо́льшую юридическую силу, то суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы (в случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции) и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. Важно отметить, что решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде тс же требования и по тем же основаниям.

    В арбитражном суде дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка этих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. При рассмотрении дела арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим бо́льшую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим бо́льшую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт. Отказ органа или должностного лица местного самоуправления, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу. По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

    • – о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему бо́льшую юридическую силу;
    • – о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему бо́льшую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

    Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими бо́льшую юридическую силу. Решение любого арбитражного суда (за исключением решения ВАС РФ) может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

    Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц может быть осуществлено органами или должностными лицами местного самоуправления только в рамках арбитражного процесса. Эти дела рассматриваются арбитражным судом но общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ со следующими особенностями. Производство возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц. Заявления рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. Важно отметить, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. Дело рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. При рассмотрении дела арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий па принятие акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Арбитражный суд, установив, что правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

    В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Решение арбитражного суда по делу подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения акт или отдельные его положения не подлежат применению.

    Основным субъектом местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ является население муниципального образования, и каждому жителю муниципального образования закон также предоставляет право обжаловать решения, действия (бездействие) как государственных органов и их должностных лиц, так и других субъектов муниципального права – органов и должностных лиц местного самоуправления. Судебный порядок отмены решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, соответствующих должностных лиц регламентируется Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", гл. 24 и 25 ГПК РФ и гл. 23 и 24 АПК РФ.

    Для дел об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, законодательством установлена альтернативная подведомственность. Гражданин вправе обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, должностному лицу (при условии их наличия), если он считает, что его права и свободы нарушены неправомерными действиями (решениями) органов или должностных лиц. Вышестоящие в порядке подчиненности орган или должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в течение этого срока ответ на жалобу гражданином не получен либо в удовлетворении жалобы отказано, он вправе обратиться с жалобой в суд. Предметом обжалования являются действия, бездействие, решения указанных органов и должностных лиц, а также информация, послужившая основанием для совершения действия или принятия решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Под нарушением прав и свобод гражданина понимается не только прямое их нарушение, но и создание препятствий для их осуществления гражданином, незаконное возложение на него какой-либо обязанности или незаконное привлечение к какой-либо ответственности. Официальную информацию Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" определяет как письменные или устные сведения, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий либо принятия решений (ч. 5 ст. 2 указанного Закона).

    Предметом обжалования в суде могут быть правовые акты как индивидуального , так и нормативного характера, нарушающие права и свободы гражданина. Граждане- предприниматели и юридические лица вправе обжаловать незаконные действия и решения, в том числе правовые акты как нормативного, так и ненормативного характера, в арбитражный суд. Они вправе обратиться с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим бо́льшую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Как свидетельствует судебная практика, наибольшее количество дел, в которых обжалуются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, относится к сфере жилищных правоотношений. Это связано с тем, что в распоряжении органов местного самоуправления находится муниципальный жилищный фонд, и именно они ведают порядком и очередностью предоставления жилья гражданам. Поэтому нередки случаи, когда в результате незаконных действий органов местного самоуправления в этой сфере нарушаются права граждан, восстановить которые можно через суд.

    Федеральное законодательство содержит достаточное количество и специальных гарантий в отношении местного самоуправления, закрепляются они, как уже отмечалось, преимущественно в отраслевых нормативных актах. Так, положения БК РФ гарантируют право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать порядок составления и рассмотрения местного бюджета, его утверждения и исполнения, устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, получать в определенных случаях межбюджетные трансферты в виде дотаций и субвенций, право осуществлять муниципальные заимствования, право предоставлять муниципальные гарантии и бюджетные кредиты, право управлять муниципальными активами и пр.

    Земельный кодекс РФ гарантирует возможности органов местного самоуправления резервировать земли, изымать, в том числе путем выкупа, земельные участки для муниципальных нужд, самостоятельно устанавливать с учетом требований законодательства РФ правила землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разрабатывать и реализовывать местные программы использования и охраны земель и пр.

    Нормы ГрадК РФ закрепляют механизмы реализации прав органов местного самоуправления самостоятельно утверждать местные нормативы градостроительного проектирования, принимать правила застройки, документацию по планировке территории, выдавать разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, принимать решения о развитии застроенных территорий и т.д.

    Положения Жилищного кодекса РФ гарантируют органам местного самоуправления права по определению порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, принятию решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и др.

    Лесной кодекс РФ гарантирует органам местного самоуправления право владеть, пользоваться и распоряжаться лесными участками, право устанавливать ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды, ставки платы за единицу объема древесины, право разрабатывать и утверждать лесохозяйственные регламенты, осуществлять муниципальный лесной контроль и надзор в отношении лесных участков и т.д.

    Водный кодекс РФ гарантирует органам местного самоуправления право владеть, пользоваться и распоряжаться водными объектами, право устанавливать ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в муниципальной собственности, определять порядок расчета и взимания этой платы и т.д.

    Можно утверждать, что все полномочия, которые федеральное законодательство закрепляет за местным самоуправлением в целом или за отдельными субъектами местного самоуправления, гарантируются существующим механизмом правового регулирования, включая возможность применения санкций – неблагоприятных последствий – по отношению к субъектам, нарушающим соответствующие права местного самоуправления или не подчиняющимся законно принятым органами или должностными лицами местного самоуправления решениям.

    Субъекты РФ также осуществляют регулирование по вопросам, касающимся установления гарантий местного самоуправления, причем преимущественно это регулирование сводится к установлению социально-экономических гарантий тем или иным конкретным субъектам местного самоуправления. Чаще всего устанавливаются гарантии лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления. К ним относятся:

    • – гарантии денежного содержания: обычно субъект РФ определяет минимальный уровень такого содержания, поскольку денежное вознаграждение выборным должностным лицам местного самоуправления выплачивается из местного бюджета, размер содержания определяется уставом муниципального образования или иным муниципальным правовым актом, и только в случае недостаточности местных ресурсов деньги выделяет бюджет субъекта РФ;
    • – гарантии обеспечения деятельности: материальные и иные условия, обеспечивающие выполнение должностных полномочий, например, обеспечение служебным транспортом и телефонной связью для выполнения должностных полномочий, ежегодный основной и дополнительный оплачиваемый отпуск, обязательное государственное страхование, обеспечение жильем и пр.;
    • – иные гарантии: пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение находящихся на иждивении членов семьи должностного лица местного самоуправления в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, зачисление периода замещения выборной муниципальной должности в стаж муниципальной или государственной службы, выплата дополнительных пособий в случае временной нетрудоспособности, доплата к трудовой пенсии в случае досрочного прекращения полномочий вследствие инвалидности, полученной в результате исполнения должностных обязанностей, и пр.
    • Жилищный кодекс Российской Федерации – Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
    • Лесной кодекс Российской Федерации – Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

    Юридические гарантии представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. В законодательстве еще можно встретить термин «правовые гарантии местного самоуправления». Между общими и специальными гарантиями существует тесная взаимосвязь. Общие гарантии являются определяющими по отношению к специальным, обуславливают существование последних. В то же время специальные средства представляют правовую форму выражения общих гарантий. По мнению Н.Л. Пешина, юридические гарантии можно разделить на общие и специальные. К общим гарантиям относятся конституционные гарантии, гарантии, закрепленные в федеральном законодательстве, и гарантии, закрепленные в законодательстве субъектов Российской Федерации. Специальные же гарантии - это дополнительные меры, устанавливаемые с целью обеспечения осуществления местного самоуправления с учетом специфики той или иной сферы общественных отношений. В свою очередь специальные гарантии могут быть закреплены как в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Думается, что данный подход требует некоторого уточнения. Следуя подобной логике, среди общих гарантий можно было бы выделить и гарантии, закрепленные в уставах муниципальных образований и нормативных актах органов местного самоуправления, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. Мнения о том, что в уставах муниципальных образований могут содержаться гарантии местного самоуправления, придерживаются и другие ученые. В уставы муниципальных образований включаются положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления. Следовательно, в них конкретизируются гарантии местного самоуправления, содержащиеся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации. Юридические гарантии по своему характеру могут быть материальными и процессуальными. Например, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, закрепленное в статье 133 Конституции Российской Федерации, является материальной гарантией. Процессуальной же гарантией будет порядок компенсирования данных расходов, определенный в федеральном законодательстве, где указывается, что размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения теми органами, которые приняли это решение. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. В зависимости от целевого назначения специальные (юридические) гарантии можно разделить на три группы:

    1) Гарантии, обеспечивающие финансовую и экономическую самостоятельность местного самоуправления.

    Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соответствующих материально-финансовых ресурсов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полномочиям, которые законодательство закрепляет за органами местного самоуправления.

    Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения, выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая база местного самоуправления.

    Закон о местном самоуправлении 2003 года закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности. Органы местного самоуправления вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом. Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения, и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций. Соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть переданы органам местного самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вызванные решениями, принятыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется конституционным правом органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет;

    2) Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления. К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

    Статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Отсюда вытекает, что власть местного самоуправления должна быть организационно обособлена от государственной власти и может действовать в известных пределах автономно.

    Гарантиями организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:

    1. Закрепляемое статьей 12 Конституции Российской Федерации положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями единой иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности нижестоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих органов нижестоящими органами (что было характерно для советской организации власти на местах).

    2. Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления гарантируется Конституцией Российской федерации (ст. 131). Следовательно, население вправе непосредственно (например, путем референдума), а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.

    В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Устав муниципального образования, отражающий особенности организации и осуществления местного самоуправления и учитывающий исторические и иные местные традиции, принимается представительным органом местного самоуправления или выносится на местный референдум. В нем указываются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование выборных и других органов местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения.

    Субъекты Российской Федерации, регулируя деятельность органов местного самоуправления, не вправе предусматривать обязательное формирование каких-либо иных (кроме выборных) органов местного самоуправления.

    3. Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе управления предполагает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведении муниципальных образований .

    4. Контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления имеет известные пределы, обусловленные организационной самостоятельностью муниципальных органов. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

    5. Для самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией.

    Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, Закону о местном самоуправлении 2003 года, ограничивать гарантированные им права местного самоуправления. Закон закрепляет предметы ведения местного самоуправления, перечисляя вопросы местного значения, которые самостоятельно решаются органами местного самоуправления.

    6. Гарантией организационной самостоятельности местного самоуправления является право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

    Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, согласно статье 131 Конституции Российской Федерации допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. При этом субъекты Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ муниципального образования ;

    3) Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

    О судебной форме защиты местного самоуправления речь пойдёт в следующем параграфе.

    В некоторых работах гарантии местного самоуправления подразделяются на экономические, организационные и юридические. Но по содержанию они очень похожи на виды специальных (юридических) гарантий.

    В зависимости от того, для кого предоставляются гарантии, разделяют гарантии прав населения, отдельных граждан Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления . Возможно разделение гарантий местного самоуправления и в зависимости от сферы их действия на международно-правовые, внутригосударственные, региональные. Исходя из того, что гарантии местного самоуправления могут содержаться в уставах муниципальных образований, можно также выделить гарантии, действующие на территории муниципального образования. Международно-правовые гарантии закрепляются в Европейской хартии местного самоуправления, которая была ратифицирована в Российской Федерации Федеральным Законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления». В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры являются составной частью правовой системы нашей страны. При этом конвенция распространяет свое действие не только на территорию России, но и на территорию других государств, её ратифицировавших. В ней формулируются такие основополагающие вопросы местного самоуправления как сфера компетенции местного самоуправления, условия осуществления полномочий на местном уровне, правовая защита местного самоуправления и т.д. Внутригосударственные гарантии закрепляются в Конституции Российской Федерации и иных правовых актах государства. Так, ряд гарантий местного самоуправления определен в статьях 131, 132, 133 Конституции Российской Федерации, большое количество гарантий содержится и в целом ряде статей федеральных законов. Эти гарантии действуют на территории всей Российской Федерации. Региональными следует признать гарантии, которые получили свое отражение в законодательстве субъектов Российской Федерации. Региональные гарантии применимы на территории отдельного субъекта федерации. В разных субъектах гарантии могут отличаться друг от друга . Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на условный характер многих классификаций, они, тем не менее, дают достаточно полное представление о существующих гарантиях местного самоуправления.