Закон о референдуме. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации

Наряду с проведением выборов, референдум является высшим проявлением народной воли. Для его проведения государство должно гарантировать принципы свободного выражения своего выбора. Данные правовые нормы регламентируются законом 5 ФКЗ. Он предписывает механизмы, по которым граждане могут воспользоваться своими правами, а также принципы, на которых основывается проведение соответствующих мероприятий.

Федеральный конституционный закон под номером 5 ФКЗ «О референдуме в РФ» одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года. С момента вступления документа в силу в него вносились определенные изменения, призванные устранить неточности в формулировках. Последние поправки были введены 18 июня 2017.

Структурно Федеральный закон «О референдуме РФ» состоит из следующих глав:

  • общие положения — включают в себя принципы проведения, основные понятия и термины, используемые законодательством, а также отдельные организационные аспекты;
  • инициатива проведения и начало референдума – регулируется порядок организации, сбор подписей и их проверку, решение о назначении;
  • комиссии – систематизация их организации и правовой статус, процедура формирования и сроки, подразделения комиссий и полномочия;
  • статус наблюдателей и представителей средств массовой информации, регламент их участия в проведении голосования;
  • списки участников референдума , порядок составления и ознакомления с ними по закону;
  • финансирование проводимого голосования, учреждение специальных фондов и отчетность;
  • информационное обеспечение – порядок информирования участников, опубликование опросов и правовых актов и законов, выносимых на голосование, агитация и условия ее проведения;
  • процедура голосования – выбор помещений, бюллетень и открепительное удостоверение, порядок голосования, в том числе досрочного и вне отведенных помещений;
  • подсчет голосов и определение итогов – ведение протокола, подсчет бюллетеней и определение результатов;
  • опубликование итогов и юридическая сила принятого голосованием решения для принятия соответствующего закона;
  • рассмотрение нарушений , зафиксированных в ходе голосования;
  • ответственность за нарушения данного закона.

В заключительные положения документа включаются статьи о порядке исчисления сроков, переходные правовые нормы и порядок вступления закона в силу. В последнем вопросе учитываются и документы, которые в соответствии с принятием ФЗ 5 «О референдуме РФ» утрачивают свою силу.

В Федеральный конституционный закон под номером 5 кроме основных статей включены два приложения . Первое – утвержденная форма подписного листа. Второе – контрольное соотношение сведений, вносимых в итоговый протокол.

Принципы проведения референдума регулируются статьей 2 Федерального конституционного закона под номером 5 и определяются следующими положениями:

  • всеобщее равное прямое волеизъявление граждан;
  • право участия не зависит от каких-либо признаков, происхождения или принадлежности;
  • каждый участник обладает равным количеством голосов;
  • в голосовании гражданин изъявляет свою волю по вынесенным вопросам или против них;
  • участие является добровольным, никто не вправе навязывать его насильно или условиями;
  • голосование является тайным, никто не имеет права наблюдать за заполнением бюллетеня.

Право на проведение референдума

Инициатива проведения референдума регламентируется статьей 14 Федерального конституционного закона «О референдумах РФ». По ее предписаниям голосование инициируется:

Каждая инициатива имеет определенные условия для ее реализации. Отдельно закон касается вопросов, которые могут выдвигаться на голосование . К таковым согласно статье 6 ФКЗ 5 относятся:

На референдум не выносятся следующие вопросы :

Скачать ФЗ 5

Скачать Федеральный конституционный закон «О референдумах Российской Федерации» можно . Документ предлагается в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован гражданами, знакомящимися со своими правами, а также должностными лицами, задействованными в подготовке и реализации голосования.

Изменения в ФЗ 5 «О референдуме в РФ»

Последние изменения в ФКЗ 5 были внесены 18 июня 2017 года . Они коснулись пункта 16 статьи 30 . Положение регулирует полномочия Центральной избирательной комиссии РФ – действия, которые она вправе совершать с целью реализации предписаний данного закона.

Внесенные поправки полностью изменили редакцию пункта 16, определяющего порядок доставки в комиссии документации, связанной с проведением голосования. Иных изменений в Закон о референдумах не вносилось.

Страница 1 из 32

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"

Закон "О референдуме"

Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"

Дата подписания: 28.06.2004

Дата публикации: 30.06.2004 00:00

Одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Референдум Российской Федерации

Статья 2. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о референдуме

1. Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

2. Порядок и сроки назначения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом. Порядок и сроки подготовки и проведения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимаемыми в пределах ее полномочий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

3. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимаются в целях обеспечения единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума.

Статья 4. Основные термины и понятия

1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона применяются следующие термины и понятия:

1) агитация по вопросам референдума - деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума путем внесения подписей в подписные листы или иным способом либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вопрос (вопросы) референдума;

2) адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина;

4) вопрос референдума - вопрос государственного значения, по которому предлагается провести или проводится референдум;

5) инициативная агитационная группа - группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях проведения агитации по вопросам референдума;

6) инициативная группа по проведению референдума - группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы проведения референдума;

Президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон "О референдуме РФ", принятый Государственной Думой 11 июня 2004 года и одобренный Советом Федерации 23 июня 2004 года. Об этом сообщил в понедельник "Интерфакс" со ссылкой на пресс-служба главы государства.

11 июня Госдума приняла сразу во втором и в третьем чтениях новую редакцию закона "О референдуме Российской Федерации". При третьем чтении в поддержку этого законопроекта высказались 344 депутата (при необходимом для принятия конституционных законов минимуме в 300 человек), 93 были против и один воздержался.

Отметим, что принятый документ фактически усложняет получение разрешения на проведение референдума. Закон более сложно, по сравнению с ныне действующим, определяет порядок инициирования и проведения референдума, устанавливает новые требования к выдвижению инициативы его проведения.

Согласно закону, инициативная группа граждан должна состоять из региональных подгрупп, образуемых более чем в половине субъектов РФ. Закон повышает роль политических партий, которые наряду с гражданами получили право создавать инициативные агитационные группы.

Закон определяет, какие вопросы могут и не могут выноситься на референдум, регламентирует полномочия Центральной избирательной комиссии РФ по реализации данного закона, а также устанавливает механизм финансового обеспечения референдума.

Группа парламентариев намерена оспорить в Конституционном суде РФ конституционность принятия президентского законопроекта "О референдуме Российской Федерации". Об этом заявил в пятницу независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков.

В пятницу Госдума приняла этот законопроект сразу во втором и в третьем чтениях. При этом были отклонены практически все, в том числе принципиальные, поправки, представленные левой думской оппозицией и независимыми депутатами.

В связи с этим Рыжков заявил журналистам, что депутаты намерены оспаривать правомочность принятия этого закона "по полутора десяткам позиций". Он сказал, что будет собирать подписи парламентариев, не согласных с тем, как принимался этот закон в Госдуме - всего предстоит собрать для подачи документов в КС не менее 90 подписей.

"Как самогон через аппарат, прогнали этот закон за 10 дней", - сказал Рыжков.

Он напомнил, что первое чтение законопроекта состоялось 2 июня, то есть работа над ним фактически завершилась в течение недели. По утверждению парламентария, "десятки поправок, в основном представленные коммунистами, вообще потеряли".

"У нас (в стране) десять лет референдума не было - еще сто не будет", - заявил Рыжков, пояснив, что в соответствии с новым законом процедура чрезвычайно усложнена, введены дополнительные бюрократические барьеры на пути инициаторов проведения референдума.

Рыжков считает принятый закон антиконституционным.

При этом он заметил, что если народ в соответствии с новым законом фактически утратил возможность инициировать и провести референдум, то президент, напротив, такое право приобрел, причем ему даже не нужно собирать, как это предусмотрено законом, 2 млн подписей.

Принятый Госдумой в новой редакции федеральный конституционный закон "О референдуме" позволит избежать попыток манипулирования общественным мнением, считает глава комитета Госдумы по общественным организациям Сергей Попов.

"Закон "О референдуме" ставит преграды на пути тех, кто пытается использовать идею референдума для манипулирования гражданами", - заявил Сергей Попов в пятницу после рассмотрения в Думе данного законопроекта.

При этом депутат подчеркнул, что новый закон не вводит никаких дополнительных ограничений, сообщает "Интерфакс".

"Новый закон лишь уточняет процедуру проведения референдума и позволяет применять уже опробованные ранее нормы. Никаких новых ограничений, которые ни присутствовали бы в нашем законодательстве ранее, в этом законе нет", - сказал Сергей Попов

Глава думского комитета поддержал положение законопроекта, в соответствии с которым для организации референдума необходимо собрать 2 млн подписей.

"Что это за важный для всех вопрос, если вы не можете собрать 2 млн. подписей в его поддержку?" - заметил Сергей Попов. При этом депутат подчеркнул, что "только что, на выборах президента РФ, действовали те же нормы, и все кто хотел собрали 2 млн подписей". "Крику было много, но необходимый результат получили все", - напомнил он.

Сергей Попов сообщил, что при подготовке проекта нового закона "О референдуме" был учтен опыт России и других демократических стран.

"Мы провели "круглый стол" в Думе, в котором участвовали все политические силы, выслушали все точки зрения. В результате в закон внесены поправки, учитывающие интересы большинства граждан России", - заявил председатель думского комитета.

Глава Центризбиркома Александр Вешняков считает этот закон "компромиссным вариантом"

Глава Центризбиркома РФ Александр Вешняков называет принятый в пятницу Госдумой федеральный конституционный закон "О референдуме РФ" "компромиссным вариантом". Об этом он заявил по итогам рассмотрения нижней палатой российского парламента закона "О референдуме РФ", внесенного президентом.

По словам Вешнякова, в рамках пленарного заседания обсуждались, а в ряде случаев были вынесены на отдельное обсуждение поправки в закон. "Мы не совсем удовлетворены некоторыми принятыми поправками, но в данном случае были согласны пойти на компромисс", - сказал Вешняков.

"Всего более 30 предложенных депутатами изменений в эти законы получили одобрение и были приняты", - сказал он.

О референдуме Российской Федерации

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Референдум Российской Федерации
Статья 2. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

5. Участие гражданина Российской Федерации (далее такжегражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о референдуме

1. Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

2. Порядок и сроки назначения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом. Порядок и сроки подготовки и проведения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимаемыми в пределах ее полномочий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

3. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимаются в целях обеспечения единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума.

Статья 4. Основные термины и понятия

1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона применяются следующие термины и понятия:

1) агитация по вопросам референдума - деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума путем внесения подписей в подписные листы или иным способом либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вопрос (вопросы) референдума;

2) адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина;

4) вопрос референдума - вопрос государственного значения, по которому предлагается провести или проводится референдум;

5) инициативная агитационная группа - группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях проведения агитации по вопросам референдума;

6) инициативная группа по проведению референдума - группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы проведения референдума;

7) кампания референдума - деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума либо со дня официального опубликования решения о назначении всенародного голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации либо со дня официального опубликования решения о назначении референдума по проекту нормативного акта или вопросу референдума, вынесенным на референдум в соответствии с международным договором Российской Федерации, до дня представления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня прекращения процедур по реализации инициативы проведения референдума по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом;

8) комиссия референдума - комиссия, осуществляющая подготовку и проведение референдума, обеспечивающая реализацию и защиту права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и входящая в систему комиссий референдума, установленную частью 2 статьи 24 настоящего Федерального конституционного закона;

9) подписной лист - лист, который предназначен для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума;

10) политическая партия - политическая партия, имеющая в соответствии с законодательством Российской Федерации о политических партиях право участвовать в референдуме;

11) право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума;

12) участники референдума - граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о референдуме правом на участие в референдуме.

Статья 5. Право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.

Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со Конституции Российской Федерации.

2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) утратил силу

7) утратил силу

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9) утратил силу

10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

6. утратила силу

7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.

10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, является обязательным.

Статья 7. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

1. Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном настоящим Федеральным конституционным законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Данное положение не действует в случаях, предусмотренных настоящего Федерального конституционного закона.

4. В период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов не может быть выдвинута инициатива проведения референдума в порядке, предусмотренном настоящего Федерального конституционного закона.

5. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

6. Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Статья 8. Язык проведения референдума

1. При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык Российской Федерации, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

2. Формулировка вопроса (вопросов) референдума, текст проекта нормативного акта, выносимого на референдум, бюллетень, решения, принятые на референдуме, документы органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, касающиеся проведения референдума, составляются (публикуются) на русском языке и на государственных языках республик в составе Российской Федерации, а в случае необходимости - и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Статья 9. Финансирование референдума

1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд референдума для организации сбора подписей граждан Российской Федерации в поддержку выдвижения инициативы проведения референдума, для финансирования иной своей деятельности по реализации инициативы проведения референдума, в том числе агитации по вопросам референдума.

В случае образования инициативной агитационной группы, предусмотренной настоящим Федеральным конституционным законом, она создает собственный фонд референдума для финансирования агитации по вопросам референдума.

4. Фонд референдума инициативной группы по проведению референдума, фонд референдума инициативной агитационной группы (далее - фонды референдума) создаются в размерах и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, соответственно за счет денежных средств членов инициативной группы по проведению референдума, членов инициативной агитационной группы, а также за счет добровольных пожертвований граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.

Статья 10. Подготовка и проведение референдума комиссиями референдума

1. Подготовка и проведение референдума, обеспечение и защита права на участие в референдуме, а также контроль за его соблюдением возлагается на комиссии референдума в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами.

2. Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения иных комиссий референдума, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, должностных лиц, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, их уполномоченных представителей, политических партий и иных общественных объединений, граждан Российской Федерации.

Статья 11. Гласность при подготовке и проведении референдума

1. Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения референдума, обеспечения права на участие в референдуме, официально опубликовываются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным конституционным законом.

3. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 12. Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"

1. При подготовке и проведении референдума используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы").

2. Порядок использования ГАС "Выборы" при подготовке и проведении референдума определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие при использовании ГАС "Выборы".

Статья 13. Участие в референдуме иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений

1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

2. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Статья 14. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;

2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном Конституции Российской Федерации;

3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 15. Порядок реализации инициативы проведения референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации

1. Участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума.

2. Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума (далее - региональная подгруппа) должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.

3. Гражданин (граждане) Российской Федерации, выдвинувший (выдвинувшие) предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума, не позднее чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума для решения вопроса об образовании региональной подгруппы (далее - собрание региональной подгруппы) уведомляет (уведомляют) в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума.

4. Собрание региональной подгруппы проводится на территории того субъекта Российской Федерации, где находится место жительства участников референдума, принимающих участие в собрании.

5. Собрание региональной подгруппы правомочно, если в нем принимают участие не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где проводится собрание. Подписи указанных участников референдума в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы удостоверяются нотариально.

6. На собрании региональной подгруппы вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится данное собрание, а также представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

7. В случае поддержки предложения об образовании инициативной группы по проведению референдума и вопроса (вопросов) референдума собрание региональной подгруппы принимает решение о создании региональной подгруппы, а также решения:

1) об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума;

2) об образовании инициативной группы по проведению референдума;

3) о назначении из числа членов региональной подгруппы уполномоченных представителей региональной подгруппы.

8. Решения собрания региональной подгруппы отражаются в его протоколе.

9. Решение собрания региональной подгруппы считается принятым, если за него проголосовало более половины участников собрания.

10. Уполномоченные представители региональной подгруппы обращаются в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации с ходатайством о регистрации региональной подгруппы, в котором указывается формулировка вопроса (вопросов) референдума, которая утверждена на собрании региональной подгруппы.

11. К ходатайству о регистрации региональной подгруппы должны быть приложены:

1) протокол собрания региональной подгруппы, а также протокол регистрации участников референдума на собрании региональной подгруппы;

2) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей региональной подгруппы;

3) список членов региональной подгруппы и уполномоченных представителей региональной подгруппы в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства каждого из указанных лиц, а для уполномоченных представителей региональной подгруппы - также номер телефона каждого из них;

4) письменные заявления членов региональной подгруппы о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума.

12. В состав инициативной группы по проведению референдума может входить подгруппа участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации. Такая подгруппа создается в порядке, установленном для создания региональной подгруппы. О создании такой подгруппы уведомляется Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, которая осуществляет регистрацию подгруппы участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации.

13. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным настоящего Федерального конституционного закона, и принимает соответствующее решение.

14. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации региональной подгруппы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом, и принимает одно из следующих решений:

1) о регистрации региональной подгруппы. В данном решении указываются формулировка вопроса (вопросов) референдума, фамилии, имена и отчества всех членов региональной подгруппы (при необходимости - иные сведения о членах региональной подгруппы, перечисленные в пункте 3 части 11 настоящей статьи), а также фамилии, имена и отчества уполномоченных представителей региональной подгруппы;

2) об отказе в регистрации региональной подгруппы.

15. Основанием для отказа в регистрации региональной подгруппы является невыполнение требований, предусмотренных настоящего Федерального конституционного закона, - и 8 - 12 настоящей статьи, либо несоответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, установленное Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Решение об отказе в регистрации региональной подгруппы принимается также в случае, предусмотренном частью 18 настоящей статьи.

16. Если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации установила несоответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, она мотивирует это в своем заключении, которое утверждается решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и незамедлительно доводится до сведения всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. После получения этого заключения избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не вправе регистрировать региональные подгруппы, обратившиеся с ходатайством о регистрации в целях реализации инициативы проведения референдума по данному вопросу (данным вопросам).

17. Решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об отказе в регистрации региональной подгруппы в связи с невыполнением требований, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, - , -12 и 18 настоящей статьи, может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которым утверждено ее заключение о несоответствии вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. Если из заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденного ее решением, следует, что данное решение принято в связи с несоответствием вопроса (вопросов) референдума Конституции Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации направляет запрос в Конституционный Суд Российской Федерации. В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения о признании вопроса (вопросов) референдума не соответствующим (не соответствующими) Конституции Российской Федерации процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются.

18. После регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации региональной подгруппы иная региональная подгруппа, утвердившая на своем собрании такую же по смыслу или содержанию формулировку вопроса (вопросов) референдума, не может быть зарегистрирована этой же комиссией до окончания процедур по реализации инициативы проведения референдума по данному вопросу (данным вопросам).

19. В случае регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов Российской Федерации уполномоченные представители региональных подгрупп более чем половины субъектов Российской Федерации вправе на своем собрании принять решение об обращении в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса (вопросов) референдума (далее - ходатайство инициативной группы) и обратиться с указанным ходатайством в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы. На данном собрании также принимаются решения о назначении из числа участников собрания уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

20. В ходатайстве инициативной группы указываются:

1) формулировка вопроса (вопросов) референдума;

2) наименования субъектов Российской Федерации, в которых зарегистрированы региональные подгруппы и на территориях которых предполагается сбор подписей участников референдума, а в случае, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, - наименования соответствующих иностранных государств.

21. К ходатайству инициативной группы прилагаются:

1) решения (оригинал или заверенная копия) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации о регистрации региональных подгрупп;

2) протокол собрания уполномоченных представителей региональных подгрупп и решения, указанные в части 19 настоящей статьи;

3) протокол (оригинал или нотариально заверенная копия) регистрации уполномоченных представителей региональных подгрупп при проведении собрания уполномоченных представителей региональных подгрупп;

4) список уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого из указанных лиц;

5) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и на ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

22. Если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации установит соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Федерального конституционного закона, она в течение 10 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума, регистрирует ее уполномоченных представителей, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам, с указанием их фамилий, имен и отчеств и дает разрешение на открытие специального счета фонда референдума, а также выдает инициативной группе по проведению референдума регистрационное свидетельство и извещает об этом избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, зарегистрировавшие региональные подгруппы, а в случае, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, - также федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел. Форма регистрационного свидетельства устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

23. В регистрационном свидетельстве, выданном инициативной группе по проведению референдума, указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.

24. В случае, если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации приняла решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума, ей выдается мотивированное постановление, после чего процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума является невыполнение требований, предусмотренных частями 19 и 20 настоящей статьи, а также невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом требований к регистрации региональных подгрупп.

25. Решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

26. Если в течение двух месяцев со дня регистрации первой региональной подгруппы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не поступит ходатайство инициативной группы, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума.

27. Инициативная группа по проведению референдума до официального опубликования решения о назначении референдума вправе отозвать свою инициативу путем представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации протоколов собраний более чем половины входящих в ее состав региональных подгрупп об отзыве инициативы проведения референдума. Решение об отзыве указанной инициативы считается принятым, если на собрании региональной подгруппы за него проголосовало более половины членов региональной подгруппы. По результатам рассмотрения представленных документов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума.

Статья 16. Подписной лист

1. В подписном листе указываются:

1) наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится сбор подписей участников референдума (в случае, если сбор подписей проводится среди участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации, в подписном листе указывается наименование иностранного государства);

2) номер регистрационного свидетельства и дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума;

3) формулировка вопроса (вопросов) референдума.

2. Подписные листы изготавливаются инициативной группой по проведению референдума по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному конституционному закону. Номер регистрационного свидетельства вносится в подписной лист при его изготовлении.

Глава 1. Общие положения Глава 2. Инициатива проведения референдума. Назначение референдума Глава 3. Комиссии референдума Глава 4. Статус наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации

Левинсон Л.

Конституции РФ раскрывает референдум как высшее непосредственное выражение власти народа. В связи с этим задача закона, регулирующего подготовку и проведение референдумов, - обеспечить возможность реализации этой формы прямого народовластия, сделать его доступным, установить разумные условия инициирования, удобный и выполнимый порядок подготовительных действий.

Федеральный конституционный закон (ФКЗ) от 10 октября 1995 года в целом отвечал этим требованиям. Однако практика, а точнее попытки его применения показали, что и в существующем виде порог доступа к референдуму является излишне высоким, а сроки проведения подготовительных действий - достаточно жесткими.

Анализ текста проекта нового ФКЗ показывает, что отнюдь не стремление к осуществимости референдума руководило его авторами. Напротив, задачей новой версии стало сведение к минимуму возможности организации референдума снизу, по инициативе граждан и независимых политических партий, превращение референдума в инструмент власти. Предлагаемые проектом изощренные правила нельзя расценить иначе как воспрепятствование гражданам в проведении всенародного голосования по вопросам государственного значения.

Законопроект, как и действующий ФКЗ от 10 октября 1995 года, предусматривает, что инициатива проведения референдума принадлежит не менее чем двум миллионам граждан. При этом по действующей редакции на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ должно проживать не более 10 процентов из них (т.е. сбор подписей должен проводиться не менее чем в 10 регионах). Законопроектом же устанавливается, что на один субъект РФ (или на заграничную диаспору) должно приходиться не более 50 тысяч инициаторов, что порождает необходимость сбора подписей не менее чем в 40 регионах (статья 14). Но это лишь первая и не самая существенная трудность.

По ФКЗ от 10 октября 1995 года для сбора подписей в поддержку проведения референдума образуется одна инициативная группа в количестве не менее 100 человек, которая и организует сбор подписей во всех регионах. Законопроектом предлагается иная модель: инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ . В каждую региональную подгруппу должно входить не менее 100 участников референдума, проживающих в соответствующем субъекте. Таким образом, инициативная группа должна состоять из не менее чем 4500 человек .

Региональная подгруппа образуется на собрании, в котором должно принимать участие не менее 100 человек, подписи которых удостоверяются нотариально (такое же нотариальное заверение подписей не менее 500 человек требуется при создании инициативной агитационной группы, статья 61).

Согласно статье 17 проекта, сбор подписей граждан - инициаторов референдума может осуществляться только в субъектах Федерации, где зарегистрирована региональная подгруппа . Таким образом, жители более половины регионов, поддерживающие проведение референдума, могут быть лишены возможности стать его инициаторами только на том основании, что на территории их проживания не создана региональная подгруппа. Это противоречит природе национального референдума, призванного решать не региональные, а общегосударственные вопросы, и ограничивает политические права граждан. Так, жители Магаданской области не менее москвичей могут быть заинтересованы в референдуме по актуальному для всего населения страны вопросу. Однако в силу того, что образование группы из 100 активных политиков в Магаданской области окажется невозможным, жители области будут лишены возможности принять участие в инициировании общенационального голосования. Для того же, чтобы проводить сбор подписей на всей территории России, а также среди граждан РФ за ее пределами инициативная группа должна состоять не менее чем из 9000 человек , что почти равняется необходимому для создания политической партии числу членов.

При этом вести сбор подписей вправе исключительно члены региональной подгруппы . Привлечение к сбору подписей (как это обычно происходит и труднореализуемо в другом режиме) групп сборщиков подписей (студентов, пенсионеров) будет, при таких условиях, затруднительно, поскольку все члены региональной подгруппы должны быть определены заранее, а их список представляется в избирательную комиссию субъекта РФ одновременно с ходатайством о регистрации подгруппы. Учитывая, что представляемые в избирком сведения о членах подгруппы включают, помимо идентификационных данных, указание основного места работы или службы и занимаемой должности , многие граждане, обычно участвующие в сборе подписей в целях дополнительного заработка, вряд ли согласятся войти в политическое образование - региональную подгруппу, что может быть чревато, в частности, информированием работодателей о политической активности работников. Кроме того, инициаторы референдума также вряд ли согласятся на риск включения технических работников - сборщиков в состав инициативной группы. Ведь члены инициативной группы имеют определенный статус, полномочия и принимают содержательные решения, влияющие на судьбу референдума, в том числе решение об отзыве инициативы референдума (для принятия такого решения достаточно более половины голосов членов каждой подгруппы).

Эта неоправданно утяжеленная процедура сопряжена со сжатыми сроками проведения всех подготовительных мероприятий и, напротив, с увеличенными сроками, предоставляемые избирательным комиссиям для принятия решений. На сбор двух миллионов подписей отводится всего 45 дней (действующий ФКЗ допускает сбор подписей в течение 3 месяцев) . При этом процедура сбора подписей не может начаться в момент принятия решения о регистрации инициативной группы, поскольку номер регистрационного свидетельства, определяемый ЦИК, вносится в подписной лист типографским способом, при его изготовлении (статья 16). Таким образом, часть времени, отведенная на собирание подписей, уйдет на изготовление подписных листов. Еще большее время необходимо на их заверение, подсчет инициаторами собранных подписей, их нумерацию и брошюрование, составление протоколов об итогах сбора подписей, их доставку из регионов в Москву, а также изготовление первого финансового отчета, представляемого одновременно с подписями. С учетом всех этих задержек реальный срок возможного сбора подписей составит немногим более месяца. В то же время срок, отводимый Центральной избирательной комиссии на проверку подписей, увеличивается проектом вдвое: с 15 (в действующей редакции закона) до 30 дней.

Погрешности при сборе подписей обычно весьма велики в силу недобросовестности сборщиков, ошибок в заполнении листов, умышленных провокаций. Такие ситуации не могут не учитываться инициаторами и должны компенсироваться существенным процентом подписей сверх установленного количества. Если Федеральный закон от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Государственной Думы…" допускает превышение необходимого количества подписей при их представлении в комиссию на 25 процентов, то рассматриваемый законопроект - только на 5 процентов . При этом, если количество забракованных подписей составит 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки (а проверке подлежит не менее 40 процентов подписей от 2 млн.), проведение референдума становится невозможным.
Для сравнения: проверке по закону "О выборах депутатов…" подлежит не менее 20 процентов от необходимого числа подписей, для отказа же в регистрации кандидата (списка кандидатов) должно быть выявлено 25 и более процентов недействительных подписей из числа отобранных. Эти правила, с учетом удвоенного срока, предоставляемого ЦИК для проверки доброкачественности подписей, несомненно, станут наиболее опасными, если не основными препятствиями на пути к референдуму.

Сохраняется и внесенный Федеральным законом от 27 сентября 2002 года запрет на проведение референдума в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ. Это ограничение представляется неправомерным и не соответствует допустимым Конституцией основаниям ограничения прав граждан, перечисленным в статье 55 (части 3) Конституции.

Ограничениями доступа к референдуму не исчерпывается список содержащихся в проекте новаций, вызывающих принципиальные возражения. ФКЗ от 10 октября 1995 года не предусматривает возможности признания результатов референдума в целом недействительными, если референдум признан состоявшимся по числу граждан, принявших участие в голосовании. Относительно возможных нарушений действующим законом устанавливается, что постановлением Центральной комиссии могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений, существенно повлиявших на итоги голосования, результаты голосования лишь в отдельных субъектах РФ. В этих регионах проводится повторное голосование. Законопроект допускает признание недействительными результатов референдума в целом , что дает власти возможность аннулировать любое неудобное решение даже состоявшегося, несмотря на вышеперечисленные препятствия, всенародного голосования. В случае принятия такого решения ЦИК назначает повторное голосование, которое проводится не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу решения о признании результатов недействительными. При этом со дня назначения повторного голосования на референдуме агитация по вопросам референдума запрещается (статья 81), что дает возможность, не допуская прямой агитации, но используя разнообразные пропагандистские возможности, повлиять на значительную часть населения.

Изложенные концептуальные положения проекта исключают возможность его поддержки.

Лев Левинсон,
Институт прав человека