Правовой статус полиции в рф. Административно-правовой статус мвд россии Административно правовой статус органов внутренних дел рф

Специальными субъектами управления в рассматриваемой сфере являются органы внутренних дел. Место последних в системе органов государственного управления и их специфика определяются установленной законодательством концепцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных Обязанностей и прав того или иного органа внутренних дел.

Система органов внутренних дел . Федеральным органом ис-полнительной власти, осуществляющим в пределах своих полно-мочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод Человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основ-ные направления деятельности органов внутренних дел Россий-ской Федерации и внутренних войск МВД России, является Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД Рос-сии). Оно возглавляет систему органов внутренних дел, в ко-торую входят: министерства внутренних дел республик, главные управления (ГУВД), управления (УВД) и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной обла-сти, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управ-ления (линейные -- управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью. Государст-венная противопожарная служба, территориальные органы управле-ния учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабже-ния, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

В систему Министерства входят также внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обес-печения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками. Органы внутренних дел и внутренние войска составляют систему МВД России.

Правовое положение МВД России. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Феде-рации, федеральными конституционными законами, федераль-ными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными прин-ципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Специальным нормативным правовым, детально определяющим правовой статус МВД Рос-сии, является Положение о нем, утвержденное Указом Прези-дента Российской Федерации от 18 июля 1996 г.

Министерство подчиняется Президенту России по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией Российской Феде-рации и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству России.

Деятельность Министерства осуществляется на основе прин-ципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражда-нина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, об-щественными объединениями, а также с соответствующими ор-ганами иностранных государств.

Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Основными задачами МВД России являются: 1) разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объек-тов независимо от форм собственности, обеспечению обществен-ного порядка и общественной безопасности;

2) организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонаруше-ний, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

3) обеспечение исполнения уголовных наказаний;

4) руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

5) совершенствование нормативной правовой основы дея-тельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспе-чение законности в их деятельности;

6) совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищен-ности сотрудников и военнослужащих Министерства;

7) развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.

В соответствии с перечисленными задачами МВД России реализует, в частности, следующие функции:

1) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности; участвует в разработке и выполнении федераль-ных целевых программ в сфере борьбы с преступностью;

2) организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголов-ным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает реализацию мер по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий фи-нансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

3) обеспечивает исполнение уголовных наказаний и админи-стративных взысканий, решений судов о принудительном лече-нии хронических алкоголиков и наркоманов, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, нахо-дящихся под стражей, а также их охрану, этапирование и кон-воирование;

4) обеспечивает охрану важных государственных объектов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам, оказывает содействие предприни-мателям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по обеспечению их имуществен-ной безопасности, а также личной безопасности их работников;

5) организует деятельность органов внутренних дел по выда-че (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказа-ние услуг), подлежащими лицензированию в системе Министерства, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг);

6) *руководит Государственной автомобильной инспекцией; организует учет дорожно-транспортных происшествий и в преде-лах своей компетенции принимает меры по их предупреждению; участвует в разработке правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; организу-ет работу, связанную с допуском автомототранспортных средств и прицепов к ним, а также водителей к участию в дорожном движении;

7) руководит Государственной противопожарной службой, организует работу по предупреждению пожаров и их тушению, а также координирует деятельность других видов пожарной охраны;

8) организует деятельность органов внутренних дел, связан-ную с вопросами гражданства Российской Федерации, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах России, выезда за пределы России и въезда на ее террито-рию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

9) осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками, а также органами внутренних дел, дислоцирующими-ся на арендуемых Российской Федерацией и находящихся под ее юрисдикцией территориях государств -- участников СНГ, орга-нами внутренних дел на транспорте, органами внутренних дел на закрытых административно-территориальных образованиях и органами внутренних дел на особо важных и режимных объек-тах, региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, территориальными органами управления, уч-реждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружными управлениями материально-технического и военно-го снабжения, предприятиями, учреждениями и организация-ми, подчиненными Министерству; руководит отрядами милиции особого назначения, специальными отрядами быстрого реагиро-вания, отрядами специального назначения;

10) участвует в обеспечении правового режима чрезвычайно-го или военного положения в случае их введения на территории России или в отдельных ее местностях, в осуществлении мероп-риятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

МВД России осуществляет внутриорганизационные функ-ции: разрабатывает нормативы штатной численности и расходов на содержание внутренних дел; организует специальные и воинские перевозки; руководит образовательными и научно-исследо-вательскими учреждениями; осуществляет меры по обеспечению "защиты жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества сотрудников и военнослужащих системы Министерства; организует "по согласованию с. Федеральной службой безопасности Российской ^Федерации систему обеспечения собственной безопасности; реша-ет вопросы кадрового обеспечения и социальной защиты работников системы Министерства и др. «Структура МВД России. Структуру Министерства составля-ют: руководство Министерства, Главный штаб, главные управле-ния, управления и отделы, осуществляющие соответствующие функции Министерства, Главное управление командующего внутренними войсками. Следственный комитет и другие службы подразделения.

Министерство возглавляет Министр внутренних дел Россий-ской Федерации. Министр, первые заместители Министра, заме-стители Министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложе-нию Председателя Правительства Российской Федерации.

Полномочия Министра внутренних дел Российской Федера-ции. Министр несет персональную ответственность за выполне-ние задач, возложенных на Министерство, подчиненные ему органы внутренних дел и внутренние войска; организует работу Министерства, руководит деятельностью органов внутренних дел и внутренних войск; устанавливает полномочия своих заме-стителей и распределяет обязанности между ними, устанавлива-ет полномочия других должностных лиц системы Министерства; утверждает штатное расписание центрального аппарата Мини-стерства, положения о главных управлениях, управлениях и иных структурных подразделениях центрального аппарата, а также о подведомственных Министерству учреждениях, типо-вых положениях о министерствах внутренних дел, главных уп-равлениях, управлениях внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Министр издает обязательные для исполнения в системе Министерства приказы, положения, наставления, инструкции, правила, уставы и иные нормативные акты, дает распоряжения, в том числе совместно или по согласованию с руководителями органов государственной власти Российской Федерации, органи-зует проверку их исполнения. Он же издает в пределах своих полномочий в установленном порядке обязательные для испол-нения федеральными органами исполнительной власти, органа-ми исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, орга-низациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами норматив-ные правовые акты, утверждает стандарты, но^мы и правила по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к компетенции Министерства.

Министр внутренних дел Российской Федерации отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации прика-зы и распоряжения, изданные руководителями органов, подраз-делений и учреждений системы Министерства, командующим внутренними войсками и его заместителями, а также приказы и распоряжения министров внутренних дел, начальников главных

управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской федерации.

В соответствии с законодательством Министр присваивает первые специальные звания среднего и старшего начальствую-щего состава органов внутренних дел, первичные офицерские воинские звания, а также специальные звания до полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юсти-ции и воинские звания до полковника (капитана первого ранга) включительно, вносит представления о присвоении высших спе-циальных и высших воинских званий.

Министр представляет МВД России в отношениях с органа-ми государственной власти Российской Федерации, предприяти-ями, учреждениями и организациями Российской Федерации и иностранных государств на территории России, ведет в пределах своих полномочий переговоры и в установленном порядке под-писывает международные договоры, соглашения и протоколы о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства; осуществляет и другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Министерстве образуется коллегия, в состав которой вхо-дят Министр (председатель коллегии), его первые заместители и заместители, а также руководящие сотрудники и военнослужа-щие системы Министерства. Члены коллегии, кроме лиц, входя-щих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Коллегия на своих заседаниях рассмат-ривает наиболее важные вопросы деятельности органов внутрен-них дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами и Проводятся в жизнь приказами Министра.

Правовое положение органов внутренних дел субъектов Рос-сийской Федерации -- МВД республик, ГУВД, УВД краев, обла-стей, городов федерального значения и автономных округов. Правовой статус органов внутренних дел субъектов федерации определяется законодательством Российской Федерации и законо-дательством субъектов федерации, а также детально регламенти-руется положениями о них. Кроме того, в своей деятельности органы внутренних дел субъектов федерации руководствуются приказами и иными правовыми актами МВД России.

Задачи и функции МВД, ГУВД, УВД во многом аналогичны задачам и функциям, осуществляемым МВД России. Вместе с тем, масштабы, характер деятельности и объем полномочий МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации имеют свои особенности. Указанные органы внутренних дел свои полномочия осуществ-ляют, соответственно, в пределах республики, края, области, города федерального значения, автономного округа. Они обеспе-чивают проведение в жизнь общегосударственной политики в сфере внутренних дел, стратегической линии МВД России и его установочных решений в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предупреждения и пре-сечения преступлений и административных правонарушений, учитывая социально-экономические, национальные, демографи-ческие, географические и иные особенности соответствующих субъектов федерации. С учетом актов законодательной и испол-нительной власти субъектов федерации, актов МВД России и комплексной оценки оперативной обстановки в республике, крае, области, городе, округе они вырабатывают управленческие решения для нижестоящих звеньев органов внутренних дел.

В своем подчинении МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации имеют органы, подразделения, службы и непосредственно руко-водят деятельностью управлений (отделов) внутренних дел горо-да (района, района в городе).

Структура органов внутренних дел субъектов федерации сходна со структурой МВД России. Однако внутреннее построе-ние аппаратов этих органов имеет отличия и свои особенности, которые предопределяются необходимостью учета националь-ных и иных факторов. МВД республики возглавляет министр, ГУВД, УВД -- начальник. Их назначение производится в уста-новленном порядке. Руководители МВД, ГУВД, УВД имеют заместителей. Для коллегиального обсуждения и решения важ-ных вопросов деятельности служб и подразделений в МВД, ГУВД, УВД образуется коллегия.

Структурными подразделениями рассматриваемых органов внутренних дел являются штабы, службы (подразделения) кри-минальной милиции, милиции общественной безопасности, под-разделения ГАИ, Государственной противопожарной службы, службы исполнения уголовных наказаний и др.

МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации являются юридиче-скими лицами, имеющими текущий расчетный и иные счета в банках.

Правовое положение управлений (отделов) внутренних дел города (района, района в городе) -- РУВД, РОВД, горрайоргана. Правовой статус горрайорганов внутренних дел определяется законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов федерации. В своей деятельности горрайорганы руководствуются также актами органов местного самоуправления, изданными в пределах их компетенции, норма-тивными актами МВД России, МВД республик, ГУВД, УВД края, области, автономной области, автономного округа и поло-жением об управлении (отделе) внутренних дел. Горрайорган является юридическим лицом, имеющим текущий счет в банке.

Задачи и функции горрайорганов аналогичны задачам и функциям МВД республик, ГУВД, УВД краев, областей, авто-номных округов. Вместе с тем они непосредственно обеспечива-ют защиту личности, ее прав и свободы от противоправных посягательств; охраняют общественный порядок, обеспечивают об-щественную безопасность; предупреждают, пресекают, раскрывают и расследуют преступления и административные правонарушения; в пределах предоставленных прав и возложенных обязанностей оказывают содействие должностным лицам, органам, предприяти-ям, учреждениям и организациям в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.

Структура горрайорганов внутренних дел. Горрайорган воз-главляет начальник, который назначается на должность и осво-бождается от должности министром внутренних дел республики, начальником ГУВД, УВД по согласованию с органами местного самоуправления. Начальник имеет заместителей, которые руко-водят подразделениями криминальной милиции, милиции об-щественной безопасности и др. Структурными подразделениями горрайорганов являются отделы (отделения) или группы сотруд-ников оперативно-розыскных и иных подразделений, служб Криминальной милиции, милиции общественной безопасности, ГАИ, подразделение государственной противопожарной службы, паспортно-визовая служба, следственный аппарат и др.

Виды деятельности органов внутренних дел. Свои задачи и функции органы внутренних дел реализуют путем осуществле-ния следующих видов деятельности: административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, уголовно-исполни-тельная.

Административная деятельность -- это наиболее емкий вид деятельности. Содержание данной деятельности составляет ох-рана общественного порядка и обеспечение общественной безопас-ности; осуществление лицензионно-разрешительной деятельности, т.е. выдача разрешений (лицензий) на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, на открытие и фун-кционирование объектов, где оно обращается, выдача лицензий на создание частных детективных и охранных служб и контроль за объектами разрешительной системы; обеспечение безопасности до-рожного движения; осуществление паспортно-визовой деятельно-сти, т.е. выдача гражданам паспортов, регистрация документов, удостоверяющих личность, контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами паспортных правил, законодательства о свободе передвижений, иммиграционных правил, правил пребыва-ния в России иностранных граждан и лиц без гражданства; охрана собственности по договорам.

Оперативно-розыскная деятельность -- вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделени-ями органов внутренних дел в соответствии с Законом Россий-ской Федерации от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» . Эта деятельность состоит в проведении опера-тивно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здо-ровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Она направлена на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрываю-щихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести. Опе-ративно-розыскную деятельность преимущественно осуществля-ют подразделения криминальной милиции.

Уголовно-процессуальная деятельность состоит в производст-ве дознания и следствия органами внутренних дел. Ее осуществляют следственные аппараты, милицейские службы, а также Государственная противопожарная служба. При осуществлении указанной деятельности органы внутренних дел руководствуют-ся уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Уголовно-исполнительная деятельность заключается в ис-полнении уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания; обеспечении правопо-рядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, безопасности содержащихся в них осужденных и персонала, работающего в учреждениях, исполняющих наказа-ние, а также должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к тру-ду и др. Задачи, функции и полномочия органов внутренних дел, осуществляющих исполнение наказания, определены в За-коне Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждени-ях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Уголовно-исполнительным кодексом Рос-сийской Федерации.

Свою деятельность органы внутренних дел осуществляют во взаимодействии с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объедине-ниями, трудовыми коллективами и гражданами.

Среди правоохранительных органов органы внутренних дел отличаются близостью к населению, ролью первопроходцев во встречах с антиобщественными, противоправными проявлениями; подконтрольностью всем ветвям политической государственной власти, прежде всего судебной, а также прокуратуре, органам местного самоуправления и населению.

Органы внутренних дел, как структурный элемент механизма государства, наделены властно-принудительными полномочиями для осуществления своих функций, имеют свою сферу или область занятий, которая именуется предметом ведения.

Органы внутренних дел являются, с одной стороны, отраслевой подсистемой государственного управления, а с другой -- правоохранительным органом. Следовательно, в первом случае они входят в систему органов исполнительной власти, а во втором -- в систему правоохранительных органов. Соответственно главная задача органов внутренних дел -- реализация относящихся к их компетенции принципов и норм Конституции РФ, федеральных законов, конституций и законов субъектов Российской Федерации, нормативных Указов Президента России, президентов субъектов РФ, постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации и субъектов РФ, а также решений соответствующих вышестоящих (федеральных, республиканских, областных и т.д.) органов исполнительной власти, в том числе МВД РФ, МВД республик в составе РФ, УВД, УВДТ.

Свою компетенцию органы внутренних дел реализуют также путем издания соответствующих нормативных и других правовых актов (приказов, инструкций, указаний, уставов, положений, правил и др.).

Конституционное регулирование статуса органов внутренних дел включает основные принципы их организации и деятельности, постановку задач, которые они должны решать, и определение границ (пределов) их компетенции.

Конституционные принципы, относящихся к организации и деятельности органов внутренних дел:

· формирование органов внутренних дел по поручению народа соответствующими органами власти;

· самостоятельность; территориальную организацию структур;

· сочетание централизма и децентрализации;

· разграничение предметов ведения и полномочий с другими правоохранительными органами и органами государства;

· законность, гуманизм, гласность в организации и функционировании; презумпцию невиновности и добропорядочности; осуществление государственно-властных полномочий в интересах охраны и защиты прав, свобод человека и гражданина, общества и государства;

· использование в деятельности национальных языков наряду с русским; сочетание устойчивости и мобильности; опору на широкие слои населения и институты гражданского общества.

Деятельность органов внутренних дел направлена на борьбу или точнее -- сдерживание противоправных, антиобщественных явлений. В содержании предмета их деятельности можно выделить: а) правонарушения (преступления, проступки),отнесенные законодательством к их ведению; б) последствия совершенных правонарушений (противоправных общественно-опасных деяний) -- материальный, моральный, физический вред или ущерб, деформированное правосознание и др., входящие, в соответствии с законодательством, в предмет ведения органов внутренних дел; в) социальные услуги, которые прямо отнесены к ведению органов внутренних дел по действующему законодательству или следуют из него ввиду необходимости защиты законных интересов граждан; г) причины конкретных правонарушений и условия, способствующие их совершению.

Как отраслевая подсистема государственного управления, органы внутренних дел осуществляют следующие основные функции:

а) исполнение Конституции и других законов;

б) организационно-управленческое воздействие на общественные отношения и их участников (управление двух видов -- вешнее и внутреннее);

в) распоряжение людьми и ресурсами, их организация на решение поставленных задач;

г) контроль за соответствием поведения (деятельности) людей на основе и в соответствии с правовым предписанием.

Во внутренней сфере ими осуществляется организация функционирования различных органов служб и подразделений и управление их личным составом (силами и средствами), выполняющими задачи по обеспечению личной и общественной безопасности, общественного порядка, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны, борьбе с преступностью, исполнению наказаний, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав и др.

Во внешней сфере практически реализуются названные и другие задачи в форме административно-исполнительной деятельности, выявления, раскрытия и расследования преступлений, оперативно-розыскной, уголовно-исполнительной, охранной и других видов деятельности. Последние в конечном счете служат охране и защите прав, свобод и законных интересов личности, т. е. созданию благоприятных условий для реализации ею своих прав и исполнения обязанностей.

Внутренняя и внешняя сферы управленческой деятельности органически связаны между собой, представляют разные стороны единого процесса, в ходе которого осуществляются меры по созданию и укреплению внутреннего правопорядка в российском государстве. Внутренняя деятельность органов внутренних дел направлена на обеспечение внешней, основная качественная цель которой -- прочный правопорядок, понимаемый как реализованное право или состояние соответствия общественных отношений Конституции и другим правовым законам.

В соответствии с п. «е» ст. 114 Конституции РФ к полномочиям Правительства РФ относится осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительство реализует эти полномочия через правоохранительные органы, в систему которых, как отмечалось выше, входит Министерство внутренних дел или органы внутренних дел во главе с Министерством внутренних дел. Следовательно, перечисленные полномочия являются функциональными особенностями органов внутренних дел наряду с другими правоохранительными органами (судом, прокуратурой, юстицией, нотариатом, налоговой полицией, таможней, ФСБ и др.).

В условиях формирования правового государства и свободного гражданского общества приоритетное значение приобретает создание надежного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, что определяет содержание и способы осуществления полномочий (обязанностей и прав) сотрудников органов внутренних дел. При этом главные усилия должны быть направлены на защиту и охрану всех форм собственности, прежде всего частной, и участие в охране природы, что позволит реально обеспечить конституционно-правовой статус личности, ибо в основе абсолютного большинства нарушений этого статуса пока лежат, прежде всего, отношения собственности. Отсюда практические действия по выполнению обязанностей в сфере раскрытия тяжких преступлений, пресечения попыток создания и действия организованных группировок на территории России и за границей должны состоять во взятии под контроль финансовых и экономических структур, в обеспечении безопасности граждан на улицах и в других общественных местах, защите интересов государства и общества в целом и др.

В целом на текущий период и ближайшую перспективу основными положениями Конституции определены приоритетные направления деятельности и развития системы МВД РФ для федеральной службы криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов внутренних дел на транспорте, горрайорганов, уголовно-исполнительной системы, следственного аппарата, аппарата дознания и кадрового аппарата. В центре их внимания и заботы, естественно, находится правовой статус личности, безопасность общества и государства.

Развиваются и конкретизируются положения Конституции по указанному поводу в действующем законодательстве, к которому относятся: Закон РСФСР «О милиции», законы РФ «О безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О пожарной безопасности», положения «О государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РФ», «О вневедомственной охране при органах внутренних дел» и т. д. Несмотря на достаточно большое количество законов и подзаконных актов, законодательство, регулирующее организацию и деятельность органов внутренних дел, требует совершенствования как по количеству актов (остались пробелы в регулировании общественных отношений), так и особенно в качественном аспекте, в том числе и прежде всего на уровне подзаконных ведомственных нормативно-правовых актов.

Кроме определения принципов организации и деятельности органов внутренних дел и их полномочий, действующая Конституция РФ в ст. 20--33 и других определяет пределы или границы действий этих органов, т. е. их компетенции. Сказанное можно проиллюстрировать путем анализа ряда выше названных статей Конституции и других законов. Так, в ч. 1 ст. 22 Конституции закреплены два правовых института: 1) неприкосновенность личности; 2) неприкосновенность личной жизни. Первая норма нашла свое дальнейшее развитие в ст. 20 УПК РСФСР, которая содержит запрет добиваться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. В этой же связи в ст. 183 УПК РСФСР указано, что производство следственного эксперимента возможно лишь при условии, что этим не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц.

В ч. 2 ст. 22 Конституции указано, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей как самое строгое и нежелательное для человека ограничение свободы и личной неприкосновенности возможны только по судебному решению.

Работники дознания и следствия до судебного решения могут подвергнуть лицо задержанию на срок не более 48 часов. Пока временно действуют иные нормы, устанавливающие менее жесткие границы для сотрудников органов внутренних дел по этому поводу, но все равно определяющие их в ст. 11 УПК РСФСР в редакции Закона Российской Федерации от 23 мая 1992 г. в виде прав обвиняемого на обжалование в суд незаконных и необоснованных арестов. Судебное решение необходимо и для продления срока содержания обвиняемого под стражей на предварительном следствии. Задержание без судебного решения допускается лишь в течение 48 часов (до принятия новой Конституции этот срок в уголовном процессе составлял 72 часа -- ст. 122 УПК РСФСР).

Самые большие ограничения права на неприкосновенность частной жизни, на сохранение личных и имущественных тайн существуют при отбывании лицом наказания в виде лишения свободы (например, личные обыски, для которых не нужны конкретные основания; цензура корреспонденции), а также в уголовном процессе и в оперативно-розыскной деятельности, особенно, но в двух последних случаях -- лишь при наличии достаточных оснований и на основе судебного решения или пока -- с санкции прокурора. Однако не все процедуры еще разработаны. Нет процедуры выдачи судебных решений (ордеров), приказов и т. д.; неясно, в каком порядке и к какому судье или суду надо обращаться за получением согласия на просмотр корреспонденции и прослушивание телефонных переговоров, проводимых в оперативно-розыскном порядке, какой документ должен выдать судья (суд) и т. д. Все это затрудняет непосредственное (прямое) действие в этих случаях ст. 23 Конституции и делает границы действий сотрудников недостаточно определенными. Аналогичное положение и с другими статьями, имеющими непосредственное отношение к деятельности органов внутренних дел.

Существенное значение в правоприменительной практике имеет право личности на неприкосновенность жилища. В ст. 25 Конституции указано, что «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законодательством или на основании судебного решения». Реализация данного ограничения в деятельности сотрудников милиции определена Федеральным законом «О милиции». В п. 18 ст. 11 данного Закона содержится исчерпывающий перечень условий, при которых милиция при выполнении возложенных на нее обязанностей имеет право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями и осматривать их. Этот перечень следующий: «при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках». В каких случаях должно быть получено судебное решение, новая Конституция в ст. 25 не установила. По действующему отраслевому законодательству судебное решение для проникновения в жилище вообще не требуется.

Использование метода систематического толкования ст. 25 и ч. 2 ст. 23 Конституции позволяет считать, что судебное решение при проникновении в жилище против воли проживающих в нем лиц требуется при производстве обыска, выемки и осмотра с целью обнаружения и изъятия вещественных доказательств и документов по уголовному делу, а также специальных устройств, фиксирующих содержание телефонных переговоров.

Если обратиться к ч. 1 ст. 29 Конституции, которая гарантирует каждому человеку свободу мысли и слова, то следует констатировать, что это -- такое право, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей и общества в целом. Лишь при наличии признаков таких преступлений, как пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду; пропаганда социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства и других, предусмотренных Особенной частью УК РФ, возможно вмешательство сотрудников органов внутренних дел или других правоохранительных органов (в зависимости от подследственное™) .

Итак, в рассмотренных и других статьях главы 2 Конституции РФ определены принципы организации и деятельности органов внутренних дел, их полномочия и пределы их деятельности. Неправомерные действия и решения, допускаемые этими органами и их сотрудниками в сфере правового статуса личности, должны оцениваться как нарушение законности в работе личного состава и влечь за собой юридическую ответственность сотрудников органов внутренних дел. В случаях, предусмотренньїх Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», правонарушающие действия сотрудников органов внутренних дел могут быть обжалованы в суд как основную инстанцию в достижении истины и самый беспристрастный институт защиты правового статуса личности. Социально-правовая защита сотрудников органов внутренних дел также определена в действующем законодательстве.

  • 13. Правительство рф: состав и порядок формирования; основные вопросы компетенции.
  • 14. Понятие, система и правовой статус органов исполнительной власти рф
  • 15. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти
  • 16. Органы местного самоуправления как субъекты административного права
  • 7 Человек – при численности населения менее одной тысячи человек;
  • 8.3. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • 17. Предприятия и учреждения как субъекты и их административно-правовой статус.
  • 10.2. Правосубъектность предприятия: понятие и структура
  • 18. Общественные организации как субъекты административного права
  • 2. В зависимости от организационно-правовых норм различаются:
  • 19. Понятие и виды государственной службы.
  • 20. Обязанности и права государственных служащих.
  • 21. Ответственность государственных служащих.
  • 22. Ограничения и требования, предъявляемые к государственным служащим
  • 23. Прохождение государственной службы.
  • 24. Понятие и виды форм государственного управления.
  • 25. Понятие и виды методов государственного управления.
  • 14.4. Поощрение как метод государственного управления
  • 14.5. Методы косвенного государственного управления
  • 28. Виды правовых актов управления. Действие их во времени и в пространстве
  • 29. Требования, предъявляемые к правовым актам управления, порядок их вступления в силу, изменения и отмены.
  • 30. Поощрение как метод управленческого воздействия.
  • 0. Поощрение как метод государственного управления.
  • 31. Принуждение в деятельности органов исполнительной власти. Классификация мер административно-правового принуждения.
  • 2. Административно-пресекательные меры – это способы и средства принудительного воздействия, применяемого в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.
  • 33. Меры административного пресечения.
  • 34. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 35. Меры административных наказаний. Их характеристика.
  • 36. Предупреждение как вид административного наказания
  • 37. Административный штраф как вид административного наказания
  • 38. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  • 39. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
  • 45. Понятие, признаки и виды административных правонарушений
  • 46. Юридический состав административного правонарушения: понятие и виды.
  • 47. Принципы административной ответственности.
  • 48. Сущность административной ответственности. Отличие от уголовной и дисциплинарной.
  • 49. Основания административной ответственности.
  • 50. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
  • 50. При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности выясняются обстоятельства совершения им дисциплинарного проступка и осуществляется сбор доказательств.
  • 51. Административная ответственность должностных лиц.
  • 52. Назначение административного наказания.
  • 53. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  • 54. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
  • 55. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • 56. Состав ст. 12.24 КоАп рф «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего
  • 57. Состав ст. 17.7 КоАп рф «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
  • 58. Состав ст. 17.9 КоАп рф «Заведомо ложные показания свидетелей, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод».
  • 61. Состав ст. 20.2 КоАп рф « Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
  • 62. Состав ст. 20.21 КоАп рф «Появление в общественных местах в состоянии опьянения».
  • 63. Состав ст. 20.25 КоАп рф «Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста
  • 1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -
  • 2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста -
  • 4. Уклонение от отбывания обязательных работ -
  • 64. Административный процесс: понятие, принципы.
  • 65. Субъекты административного процесса. Овд как субъекты административного процесса
  • 66. Административный процесс и административные производства.
  • 1) Отсутствие события административного правонарушения;
  • 7. Понятой в его качестве может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, их число должно быть не менее двух.
  • 68. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях
  • 69. Участники производства по делам об административных правонарушениях: их правовой статус.
  • 71. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.
  • 72. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • 73. Содержание и значение протокола об административном правонарушении, сроки составления
  • 74 Исполнение постановлений о наложении административных наказаний.
  • 4. Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо его территориальный орган.
  • 1. Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством.
  • 1. Об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) – без удовлетворения;
  • 1. Об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) – без удовлетворения;
  • 76. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
  • 1) Доставление;
  • 77. Предмет доказывания. Доказательства, оценка доказательств.
  • 78. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания
  • 4. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления (решения) по делу допускаются при совершении административных правонарушений физическим лицом, а применительно к административным правонарушениям,
  • 79. Исполнение постановления о наложении административного штрафа.
  • 81. Государственный контроль: понятие и виды, характеристика
  • 82. Государственный надзор: понятие и виды, характеристика.
  • 1) Является особой разновидностью государственного контроля;
  • 1) Органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;
  • 83. Административный надзор в государственном управлении.
  • 84. Надзор прокуратуры как способ обеспечения законности. Формы реагирования прокурора.
  • 2.Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.
  • 85. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления.
  • 86. Понятие и виды обращений граждан.
  • 87. Административно-правовое регулирование отношений в экономической сфере.
  • 88. Административно-правовое регулирование отношений в области безопасности рф.
  • 89. Административно-правовое регулирование отношений в сфере культуры.
  • 90. Административно-правовое регулирование отношений в административно-политической сфере.
  • 91. Административно-правовое регулирование отношений в области образования.
  • 1) Дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего общего (полного) образования.
  • 8) Поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
  • 92. Административно-правовое регулирование федеральной миграционной службы.
  • 93. Административно-правовое регулирование отношений в области здравоохранения.
  • 1 См.: Положение о Федеральной миграционной службе России // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 836.
  • 94. Административно-правовое регулирование агропромышленным комплексом.
  • 1). Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствие с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-фз (в ред. От 21.06.2011 года «о личном подсобном хозяйстве»;
  • 3). Крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствие с Федеральным законом от 11 июня 2003 года №74-фз (в ред. От 28.12.2010 года №420) «о крестьянском (фермерском) хозяйстве».
  • 96. Административно-правовое регулирование отношений в сфере охраны окружающей природной среды.
  • 97. Административно-правовое регулирование отношений в промышленной сфере.
  • 1) Обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;
  • 98. Административно-правовой статус Министерства внутренних дел рф.
  • 1. Административный департамент.
  • 99. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел рф.
  • 1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 45, ст. 5090.
  • 98. Административно-правовой статус Министерства внутренних дел рф.

    Министерство внутренних дел в России было законодательно оформлено и утверждено Манифестом Александра I от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств»

    в числе первых восьми министерств России

    За МВД с первых же шагов его деятельности закрепилась репутация влиятельнейшего центрального ведомства Российской империи. Министерство сосредоточило в своей структуре почти все службы внутреннего управления страной.

    Через губернаторов, которые являлись его органом на местах, МВД осуществляло административно-политический контроль за гражданами и территорией империи, организовывало охрану общественного порядка и безопасности, борьбу с преступностью. Наряду с этим оно управляло «казенными» заводами и фабриками (за исключением горных и военных), занималось организацией продовольственного обеспечения и торговли, контролировало медицину и ветеринарию, санитарную безопасность, строительство и архитектуру, благоустройство городов и исправность дорог, выполняло целый ряд других обязанностей в сфере управления социально-экономическими отраслями жизнедеятельности российского общества.

    С годами, по мере развития и усложнения общественной жизни, роста экономики, увеличения численности населения страны задачи и функции Министерства внутренних дел расширялись и усложнялись. Оно становилось все более многофункциональным ведомством в системе органов центрального управления Российской империи, чрезвычайно громоздким и трудно управляемым. Поэтому на протяжении всей истории МВД постоянно принимались меры по совершенствованию его организационной структуры с целью освобождения от различных хозяйственных, общеуправленческих и некоторых других косвенных для него функций. При освобождении от одних полномочий и структур, передаче их другим государственным ведомствам на МВД, как правило, возлагались новые обязанности, диктуемые складывающейся социально-экономический и политической обстановкой в стране.

    В частности, в период с 1810 по 1819 гг. из МВД в качестве самостоятельного министерства было выделено Министерство полиции главной задачей которого в соответствии с Манифестом о его создании стало обеспечение внутренней безопасности государства, а в этой связи - борьба с преступностью. Кроме того, в его обязанности входило проведение рекрутских наборов в армию и на флот; охрана государственных запасов продовольствия; таможенный контроль; содержание осужденных; обеспечение исправности и безопасности путей сообщения; осуществление явного и тайного надзора за иностранцами в России; выполнение цензурных мероприятий.

    Наряду с перечисленными выше функциями, переданными из Министерства внутренних дел, Министерство полиции отвечало за «выпуск хлеба, вина и жизненных припасов за границу»; осуществляло надзор за смирительными и работными домами, содержанием осужденных в местах заключения; занималось формированием кадров полицейских служб и пожарных команд; надзирало за проведением следствия по уголовным делам и контролировало исполнение полицией судебных приговоров; осуществляло надзор за «окончательным исполнением законов по всем вообще министерствам», а также контроль за выездом за границу российских подданных и въездом в страну иностранцев, выполняло ряд других функций в сфере обеспечения внутренней безопасности государства.

    В результате более поздней реорганизации были восстановлены не только прежняя структура Министерства внутренних дел (с небольшими изменениями), но и основные задачи, решаемые им до создания Министерства полиции, которое организационно было представлено самостоятельным департаментом МВД.

    Советский период существования органов внутренних дел также отмечен многочисленными реорганизациями данного ведомства, которое не только время от времени меняло свое наименование (НКВД, МГБ, МООП, МВД), но и совершенствовалось в части системного, структурного и функционального построения.

    Сказанное свидетельствует, что вопрос о положении органов внутренних дел в механизме отправления власти является сложным. Действительно, органы внутренних дел относятся к органам отраслевого государственного управления (или органам специальной компетенции), по порядку образования - к производным, по способу принятия решения - к единоначальным, по срокам полномочий - к постоянным и т. д. Но когда очевидные оценки исчерпаны, то оказывается, что сущностную характеристику органов внутренних дел дать весьма непросто.

    В качестве общей тенденции следует отметить последовательное сужение сферы их деятельности, освобождение от функций, не отвечающих их прямому назначению. Тем не менее до настоящего времени они продолжают оставаться многоотраслевыми. Хотя периодически все же поднимается вопрос о перераспределении функций, передаче тех или иных звеньев системы органов внутренних дел другим органам (ОИС, Госпожнадзор, Госнаркоконтроль и др.).

    Следовательно, прочные объективные основания объединения в одном ведомстве столь разнородных функций (если к таковым не относить историческую традицию) трудно обнаружить. Подобное положение в свое время отвечало духу авторитарного государства, однако переход к иным принципам государственного строительства неминуемо должен был повлечь за собой соответствующие изменения и в этой области.

    Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, следует более детально охарактеризовать саму сферу внутренних дел.

    Термином «внутренние дела» обозначается одна из сфер деятельности государства. Наименование рассматриваемой сферы носит традиционный характер и отражает ее исторически сложившееся содержание. Сфера внутренних дел является многоструктурной. Она включает с себя ряд сложных групп общественных отношений, которые связаны с защитой прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

    Каждая из таких групп является составной частью рассматриваемой сферы, и лишь в совокупности эти группы дают представление о сфере внутренних дел государства в целом.

    Объективно существующая взаимосвязь указанных общественных отношений, их специфика позволяют рассматривать сферу внутренних дел как самостоятельный объект государственного управления, т. е. комплекс общественных отношений, выступающий в качестве управляемой системы.

    Как уже было замечено, наряду с различными государственными органами специальными субъектами управления в данной сфере являются органы внутренних дел, возглавляемые МВД России.

    В настоящее время, в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере внутренних дел, МВД России призвано обеспечить выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в данной сфере, а также выработку государственной политики в сфере миграции

    Оно несет ответственность за состояние деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по выполнению возложенных на них законодательством задач и функций.

    Министерство, возглавляя всю систему органов внутренних дел, осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в ее состав главные управления МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально- технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства МВД России за рубежом, а также иные подразделения и организации, созданные для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

    Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, международными договорами России по вопросам защиты прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью.

    Указанные нормативные акты в совокупности составляют правовую основу деятельности МВД России, формируют его правовой статус в целом. Мы же особое внимание уделим административно-правовому положению МВД России.

    Нисколько не умаляя значимость оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности МВД, по нашему мнению, масштабы и объемы административной деятельности все же значительно больше. Ведь по существу к ней следует относить всю внутриорганизационную работу, осуществляемую МВД как высшим звеном системы органов внутренних дел, а также - разностороннюю, многоаспектную деятельность, направленную на упорядочение внешних (по отношению к МВД) общественных отношений, составляющих содержание самой сферы внутренних дел (безопасность дорожного движения, общественный порядок и пр.).

    Но прежде чем приступить к непосредственной характеристике правового положения МВД России, считаем необходимым определиться по поводу соотношения таких категорий, как «правовое положение» и «правовой статус». По данному вопросу среди ученых нет единого мнения.

    Одни авторы считают, что указанные понятия являются синонимами. Другие полагают, что понятие «правовой статус» следует использовать для абстрактной характеристики положения гражданина или организации в обществе, поскольку термин «правовое положение» чаще применяется для характеристики лица или организации в определенном круге общественных отношений.

    На наш взгляд, вторая позиция представляется более логичной и верной, особенно, когда речь идет о МВД России. Его абстрактная правовая характеристика (правовой статус) определена в Конституции РФ, международных договорах РФ, федеральных законах РФ, актах Президента РФ и Правительства РФ, некоторые из которых относятся ко всем федеральным органам исполнительной власти

    В то же время его правовое положение характеризуется нормативными правовыми актами, наделяющими федеральное ведомство конкретной компетенцией в подконтрольной сфере, которую оно «осуществляет во времени и пространстве, конкретно, постоянно и везде на всей территории страны».

    В качестве одного из основных подобных нормативных актов, устанавливающих административно-правовое положение МВД России, следует назвать Положение о нем, утвержденное Указом Президента Российской Федерации, которое детально определило задачи, полномочия, права, организацию, а также формы и методы деятельности МВД России.

    Общими чертами правового статуса МВД России являются:

    а) подзаконный характер деятельности;

    б) наличие права давать обязательные для исполнения распоряжения;

    в) возможность издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения не только подчиненными подразделениями (во внутриорганизационной сфере), но и гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями (во внешней сфере);

    г) подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов;

    д) оперативная самостоятельность в пределах компетенции. Более детально правовое положение МВД России определяется:

    а) его наименованием. Например, в некоторые периоды времени оно называлось Министерством охраны общественного порядка, что значительно уже объема осуществляемой деятельности;

    б) его положением в иерархии иных субъектов государственной власти, подчиненностью и взаимоотношением с ними. Так, Указ Президента России «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» существенно изменил правовое положение МВД, выведя последнее из подчинения Правительства, установив руководство его деятельностью лишь Президентом России;

    в) порядком образования и реорганизации МВД и назначения его руководства;

    г) его целями, задачами, функциями и полномочиями;

    д) формами и методами его деятельности;

    е) его структурой;

    ж) видами издаваемых правовых актов и др.

    При этом, по мнению большинства ученых, важнейшей составной частью правового положения МВД является его компетенция, т. е. совокупность юридически установленных прав и обязанностей (полномочий), реализуемых при осуществлении конкретных функций (направлений деятельности).

    Считаем возможным в данном параграфе более детально остановиться лишь на некоторых элементах, составляющих правовое положение МВД России.

    В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации его задачами являются:

    - разработка общей стратегии государственной политики в сфере внутренних дел;

    - совершенствование нормативно-правового регулирования в подконтрольной сфере;

    - обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

    - обеспечение охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения;

    Организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

    - организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

    Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

    - управление органами внутренних дел и внутренними войсками, организация их деятельности.

    В соответствии с задачами Министерство осуществляет следующие полномочия:

    На основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов формирует основные направления государственной политики в сфере внутренних дел, разрабатывает и осуществляет меры по ее реализации;

    Разрабатывает и представляет Президенту и Правительству проекты нормативных правовых актов и другие документы, по которым требуется их решение по вопросам, относящимся к подконтрольным сферам, а также самостоятельно принимает нормативные правовые акты;

    Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в сфере внутренних дел, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности ОВД и внутренних войск, участвует в формировании федеральных целевых программ в подконтрольной сфере;

    - определяет основные направления деятельности ОВД и внутренних войск и руководит их деятельностью.

    Кроме того, МВД России организует и осуществляет:

    - оперативно-розыскную деятельность;

    - производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;

    - экспертно-криминалистическую деятельность;

    - розыск лиц и похищенного имущества;

    Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением ими законодательства об оружии;

    Выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;

    - лицензирование отдельных видов деятельности;

    - выдачу гражданам удостоверений частных охранников;

    Выдачу разрешений на приобретение, хранение и перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;

    - контроль частной детективной и охранной деятельности, а также деятельности ведомственной охраны.

    Наряду с перечисленными полномочиями МВД России также:

    Участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

    Обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, специальных грузов, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории России;

    Организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

    Обеспечивает государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;

    - разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка;

    Обеспечивает проведение государственной дактилоскопической регистрации и федеральных государственных статистических наблюдений в подконтрольной сфере;

    Участвует в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории России или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; в работе по стандартизации, метрологии и сертификации;

    Организует и осуществляет защиту в судах интересов Президента, Правительства, а также интересов МВД России;

    Организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников системы МВД России; принимает участие в разработке и реализации мер по обучению кадров ФМС России;

    Разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и членов их семей;

    Обеспечивает собственную безопасность и безопасность в ФМС, участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

    Организует материально-техническое, военное и финансовое обеспечение; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитию материально-технической базы ОВД, внутренних войск и ФМС;

    Осуществляет информационно-правовое обеспечение, ведение баз данных правовой информации в подконтрольной сфере;

    Организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление своевременных ответов.

    Реализовывая указанные полномочия, МВД России сотрудничает с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также с зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к его ведению. Так, Министерство сотрудничает с Международной организацией уголовной полиции (Интерполом), Международным техническим комитетом по предотвращению и тушению пожаров, Европейской экономической комиссией ООН по транспорту и др.

    Приведенный перечень полномочий не является исчерпывающим. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что многое из перечисленного МВД выполняет в тесном взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти (ФСБ, МИД, МЧС, Минтранс, Минюст, Минздравсоцразвития, Минобрнауки и др.).

    Следует заметить, что полномочия являются одним из наиболее динамичных элементов правового положения МВД. Так, предусмотренное ранее в качестве самостоятельного направления деятельности МВД «обеспечение исполнения уголовных наказаний» в 1998 г. передано Минюсту России, а «руководство государственной противопожарной службой» в 2001 г. - МЧС России.

    В то же время в МВД не так давно были переданы функции по реализации миграционной политики и борьбы с налоговыми преступлениями.

    Анализ нормативных актов, содержащих правовое положение МВД России, позволяет сделать вывод, что Министерство осуществляет управленческую деятельность в подконтрольной сфере в двух основных формах: а) централизованного руководства; б) непосредственного оперативного управления.

    Централизованное руководство выражается в управляющем воздействии на все важнейшие вопросы деятельности органов внутренних дел.

    В отличие от него непосредственное оперативное управление осуществляется Министерством в случаях его прямой управленческой связи с нижестоящими органами внутренних дел либо отдельными службами на всех уровнях системы.

    Задачи и функции, т.е. основные направления деятельности, определяют внутреннюю структуру Министерства, которая состоит из следующих элементов: руководство Министерства, Аппарат министра, департаменты, бюро, центры и иные подразделения.

    Среди структурных элементов ведущая роль принадлежит руководству, в состав которого входят: Министр, его заместители, коллегия Министерства. Состав коллегии утверждается Президентом РФ. Членами коллегии, как правило, являются заместители Министра, руководители департаментов, крупных служб и подразделений ОВД. На настоящий период общее количество членов коллегии определено и составляет 19 человек.

    Структура же центрального аппарата МВД России согласно приказу МВД России от 10 ноября 2004 г. № 730 выглядит следующим образом:

    "

    Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина. В выполнении этой обязанности государства важная роль принадлежит органам внутренних дел. Среди ряда многих факторов, определяющих эффективность деятельности органов внутренних дел в целом и полиции в частности по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, охраны общественного порядка, прав, свобод и законных интересов граждан, а также в реализации других функций, возложенных на полицию, одно из первых мест занимает организация ее деятельности.

    Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

    Основными задачами МВД России являются:

    1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;

    2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

    3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

    4) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;

    5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

    В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

    В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел .

    МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

    Министр несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, и за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел.

    Министр внутренних дел имеет восемь заместителей, в том числе одного первого заместителя Министра, одного статс-секретаря - заместителя Министра, одного заместителя Министра - начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации и одного заместителя Министра - главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, пользующегося правами заместителя Министра.

    В структуру Центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации входят:

    1. Следственный департамент.

    2. Главное управление вневедомственной охраны.

    3. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

    4. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    5. Главное управление по противодействию экстремизму.

    6. Главное управление собственной безопасности.

    7. Главное управление на транспорте.

    8. Главное управление уголовного розыска.

    9. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

    10. Департамент государственной службы и кадров.

    11. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.

    12. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.

    13. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

    14. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.

    15. Договорно-правовой департамент.

    16. Организационно-аналитический департамент.

    17. Национальное центральное бюро Интерпола.

    18. Контрольно-ревизионное управление.

    19. Оперативное управление.

    20. Организационно-штатное управление.

    21. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

    22. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

    23. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

    24. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

    25. Управление оперативно-разыскной информации.

    26. Управление по организации дознания.

    МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками.

    Территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации являются:

    а) на окружном уровне - главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

    б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

    в) на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;

    г) на районном уровне - управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур».

    Подчиненность территориальных органов определяется Министром внутренних дел Российской Федерации.

    МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

    При МВД России действует общественный совет, который формируется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

    дипломная работа

    2.1 Общая характеристика системы МВД РФ

    Система Министерства внутренних дел характеризуется следующими положениями:

    Наличием элементов (подсистем);

    Субординационными и координационными связями элементов;

    Целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью.

    Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций система Министерства внутренних дел и ее звенья вступают в управленческие и иные отношения (внутрисистемные и внешние, то есть внесистемные) с различными государственными органами, общественными организациями, коллективами и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения, то есть вертикальными, и сотрудничества согласования, то есть горизонтальными.

    Система Министерства внутренних дел построена на принципе федерализма с учетом национально-государственного и административно-территориального устройства, а также с учетом особенностей их функций, характера и объема задач, поскольку объект управления - сфера внутренних дел обуславливает не только и формы ее проявления, но требует определенной системы органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел государства Петров М.П. Повышение ответственности вертикали публичной власти в современной России // Правовая политика и правовая жизнь. - 2010. № 2. - С. 18..

    Система рассматриваемых органов проявляет себя в двух ролях: как управляющий субъект и как управляемый объект. Любые звенья их являются одновременно управляющей и управляемой системой. Например, районный орган внутренних дел по отношению к управлению внутренних дел области является объектом управления, но он одновременно выступает в качестве субъекта управления, руководя подчиненными звеньями. Между субъектом и объектом управления существуют постоянные прямые и обратные связи. Прямая связь исходит от субъекта управления в виде команд, управленческих решений. Обратная связь поступает от объекта управления в виде информации о выполнении команд.

    В основе взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел лежит принцип сочетания централизации и децентрализации. Первые направляют и контролируют деятельность нижестоящих органов, их решения обязательны для нижестоящих. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и творческой активностью органов на местах, с ответственностью каждого органа за порученное дело. Предоставление нижестоящим органам широких прав в решении оперативных, текущих вопросов охраны общественного порядка и безопасности способствует развитию инициативы. Однако это не снижает ответственности вышестоящих органов за деятельность подчиненных органов. Деятельность всех органов внутренних дел носит творческий организующий характер, содействует реализации задач государства укреплению правопорядка и законности.

    Система Министерства внутренних дел динамична, она постоянно развивается и совершенствуется. Ее динамизм связан с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Комплексный подход к решению социальных проблем требует строго учитывать при построении системы Министерства внутренних дел, все системообразующие и влияющие на систему факторы.

    Государство уделяет постоянное внимание улучшению деятельности Министерства внутренних дел, причем важное место занимают меры по дальнейшему совершенствованию их организационных структур.

    Деятельность каждого звена системы Министерства внутренних дел ограничена масштабом территориальной деятельности. Эта территория может охватить Российскую Федерацию в целом, национально-государственную или административно-территориальную единицу. В соответствии с масштабом территориальной деятельности и компетенцией того или иного звена система Министерства внутренних дел подразделяется на две подсистемы: федеральные органы внутренних дел и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации. Каждая подсистема характеризуется наличием нескольких уровней.

    Федеральные органы внутренних дел подразделяются на органы различных уровней. К первому уровню относится Министерство внутренних дел России, ко второму - региональные федеральные органы внутренних дел, действующие на территории определенных регионов, то есть на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц. Образование, реорганизация и ликвидация региональных органов производится региональным министерством внутренних дел по согласованию с субъектами Федерации, на территории которых они действуют Борисов А.В. Министерство внутренних дел и Министерство полиции России. 1802-1917 гг., в кн.: Труды ВНИИ МВД РФ - М. - 2008. - С. 271..

    В связи с учреждением федеральных округов как элемента административно-территориального деления Российской Федерации, на данный момент их восемь, появилось новое звено органов внутренних дел на федеральном уровне.

    По указанным округам сформированы главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые реализуют все те же задачи и функции в масштабе соответствующего федерального округа, координируя усилия территориальных ОВД в решении межрегиональных правоохранительных вопросов.

    К основным задачам главных управлений по федеральным округам в соответствии с Указом Президента от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» следует отнести:

    Выявление, предупреждение, пресечение и предварительное расследование преступлений, отнесенных к их компетенции Министром внутренних дел Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством Российской Федерации;

    Организацию взаимодействия органов внутренних дел с полномочными представителями Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.

    Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.

    Правовое положение и структура ГУ МВД по федеральному округу определены Указом Президента от 4 июня 2001 г. № 644, а также нормативными актами МВД России.

    Структура ГУ МВД России по ФО создается исходя из основных задач, возложенных на него. В первую очередь это подразделения, осуществляющие координацию, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в округе, подразделения по обеспечению собственной безопасности, подразделения по работе с кадрами и по обеспечению конспирации в работе, кроме того, это подразделения, организующие и непосредственно осуществляющие борьбу с экстремизмом, налоговыми и экономическими преступлениями. Данные структурные элементы главков представлены соответствующими управлениями, отделами, оперативно-розыскными бюро и иными подразделениями.

    Главные управления находятся в непосредственном подчинении заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, курирующего криминальную милицию, за исключением ГУ МВД России по ЮФО, которое подчиняется «своему» заместителю министра, и следственных частей (отделов) при главных управлениях, подчиненность и деятельность которых регламентируется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Организационно-методическое обеспечение деятельности Главного управления осуществляют в соответствии с компетенцией Департамент по противодействию экстремизму, Департамент экономической безопасности, Департамент собственной безопасности МВД России, Следственный комитет при МВД России и иные департаменты МВД России по направлениям деятельности, а также Бюро специальных технических мероприятий и Центр оперативного руководства деятельностью специальных подразделений МВД России.

    Главное управление осуществляет следующие полномочия:

    Производство предварительного следствия;

    Оперативно-розыскная деятельность;

    Проведение оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению противоправной деятельности преступных сообществ (преступных организаций) и организованных преступных групп, имеющих межрегиональный характер, преступлений экстремистской и коррупционной направленности, а также налоговых и экономических преступлений межрегионального характера;

    Участие в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

    Обеспечение взаимодействия с оперативно-поисковыми подразделениями министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, подразделениями специальных технических мероприятий МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах по вопросам оперативно-поискового обеспечения и проведения оперативно-технических мероприятий;

    Анализ видов избирательной системы

    Взаимодействие государства и церкви в России

    Виды избирательных систем

    Наиболее распространена на выборах система большинства, которая именуется мажоритарной. При этой системе избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов...

    Государство как институт политической системы

    Гражданско-правовая ответственность: понятия, особенности и условия наступления

    Ответственность - одна из основных юридических категорий, широко используемая в правоприменительной деятельности. Однако сам термин "ответственность" многозначен и употребляется в различных аспектах. Можно различать социальную, моральную...

    Исследование права на пользование сетью Интернет

    Основы конституционного строя Польши

    Польша входит в романо-германскую правовую семью. Польское право имеет исключительно богатую и сложную историю. На протяжении столетий польская правовая система формировалась под непосредственным влиянием немецкого, римского, французского...

    Понятие системы права

    Правовая система Бразилии

    Правовая система Бразилии в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ее обособленную латиноамериканскую группу. Наибольшую роль в формировании бразильского права сыграла юридическая культура бывшей метрополии - Португалии...

    Правовое положение МВД РФ в системе органов исполнительной власти Российской Федерации

    Система Министерства внутренних дел характеризуется следующими положениями: - наличием элементов (подсистем); - субординационными и координационными связями элементов; - целостностью...

    Правовые системы в современном мире

    Любое право представляет собой не просто механическую, хаотическую совокупность правовых норм, а определенную, внутренне согласованную систему...

    Система права и система законодательства

    В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые, исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач...

    Современная правовая система в России

    Российская правовая система своими корнями уходит в глубокие пласты национальной культуры и государственности. Древнейшие источники русского права - обычаи славянских племен...

    Уголовное право и судебный процесс в Германии

    Основы правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867 г. под главенством Пруссии в Северо-Германский Союз, ставший затем, в 1871 г., Германской империей. Наряду с этим на протяжении достаточно длительного времени...

    Формирование пенсионной системы РФ в 1990-е гг.

    Пенсионное обеспечение - это исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей...