Коллегиальность принцип единого обсуждения вопроса в отдельном органе. Принцип коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления

  • -- Оппонент не враг, не соперник, но коллега, соавтор по единому и общему творческому процессу познания истины.
  • -- В одной связке, помогая друг другу, к вершинам знания.
  • -- Предельная корректность, стремление к пониманию и к взаимопониманию ускоряют и облегчают продвижение к истине. Стоит только забыться, придраться, и между соавторами и попутчиками проляжет тень взаимного недоверия, а то и неприязни. Связующая их нить превратится в канат для перетягивания, диалог переродится в поединок. Гордый пик познания обернется привычным пьедесталом победителя...

Принцип коллегиальности не универсален. Его применимость ограничена рамками логической дискуссии. Этот принцип предполагает совпадение целей партнеров по диалогу. Трудно обозреть нюансы полемики, в которой один из участников исповедует принцип коллегиальности и видит в собеседнике соратника, в то время как тот не знает других резонов, кроме как побольнее уязвить своего визави. Результат может быть неожиданным, печальным, но он едва ли будет представлять познавательную ценность.

Определенность

Собеседникам ясно, что их мнения разошлись, но они намерены совместными усилиями разрешить проблему, найти единственно верный ответ. Что может им помешать? От чего должен уберечь их новый императив? От распыления интеллектуальных усилий, от вполне разумных и в общих чертах информативных разглагольствований вокруг да около.

Чтобы не впасть в грех празднословия, следует максимально точно, в ясном и определенном логическом виде сформулировать суть противоречия. При этом, если работа выполнена добросовестно, тезис и антитезис участников (любой пары участников) будут находиться в строго логическом отношении противоречия друг к другу. Такая ясная определенность сути противоречия -- если не залог успеха всего диалога, то его необходимое условие. (35:)

Если тема сформулирована недостаточно определенно, то полемика с неотвратимостью будет скатываться к «логомахии» (беспредметному спору), по крайней мере до тех пор, пока этот дефект не будет надежно устранен.

Если Вы ищете Коллегиальность принцип единого обсуждения вопроса в отдельном органе то смотрите шаблоны дальше. Надеемся быть необходимыми пользователю. Когда я начинал собственую юридическую практику, все время лазил в ноутбуке в поиске качественного шаблона претензии. Собиарал таковых довольно много. Качество их было очень маленьким. Хотя попадались верно написанные качественные образцы.

Коллегиальность – принцип единого обсуждения коллективного характера, или коллективного решения вопроса в какой-либо сфере, относящихся к компетенции отдельного органа. При обсуждении определенных вопросов, коллегиальность позволяет учесть весь спектр мнений, объединить знания и коллективный опыт членов какого-либо органа при вынесении решения, учитывать интересы структурных подразделений, которые имеют своих представителей в составе коллегиального органа. Коллективными органами могут являться государственные комитеты, правительство и иные структуры государственной власти.

КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ

КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ принцип управления,

при к-ром руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями

и правами в решении вопросов, отнесённых к компетенции данного органа.

При совещательной форме К. предполагается коллективное обсуждение вопросов

же принимается единолично руководителем коллегии.

К. - высший принцип руководства КПСС.

Принцип коллективности парт, руководства обоснован в трудах К. Маркса,

Ф. Энгельса, В. И. Ленина; основами его являются демократический централизм,

организационное

строение партии, закреплённые в Уставе Коммунистической партии Советского

Союза. К.-одна из ленинских норм парт, жизни. Она выражается в широком

обмене мнениями на парт, съездах, конференциях, собраниях, заседаниях партийных

комитетов, что позволяет перед принятием решения всесторонне анализировать

ту или иную проблему и в максимальной степени гарантирует от ошибок.

в строгом соблюдении принципа К. видел гарантию от случайности в принимаемых

решениях. К. аккумулирует знания, опыт, единство воли и действий коммунистов,

служит средством контроля и своевременного вскрытия недостатков и ошибок

в работе. Принцип К. исключает своеволие и самоуправство, игнорирование

мнения коллектива, подмену науч. руководства волюнтаристскими решениями.

К. означает реализацию воли большинства коммунистов, к-рая выражена в парт,

решениях. Свобода обсуждения, критики, отстаивания своего мнения до принятия

решения и единство действий после принятия решения, становящегося законом

для коммунистов,- в этом суть К. парт, руководства. Опыт КПСС учит, что

последовательное соблюдение принципа К. наряду с укреплением сознательной

дисциплины, единства действий коммунистов, повышением на этой основе творч.

активности парт, масс - непременное и важнейшее условие успешного осуществления

партией своей роли коллективного вождя и организатора. Принцип К. действует

и в др. коммунистических партиях.

В социалистич. странах К.- важнейший

принцип деятельности гос. органов, а также органов различных обществ, организаций

трудящихся. В. И. Ленин писал: "Коллегиальное обсуждение и решение всех

вопросов управления в советских учреждениях должно сопровождаться установлением

самой точной ответственности каждого из стоящих на любой советской должности

лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий

и практических работ" (Поли. собр. соч. 5 изд. т. 37, с. 365). В. И.

Ленин связывал принцип К. с принципом единоличной ответственности. Сочетание

в положении о Гос. комитете Совета Министров СССР по науке и технике указано,

что комитет коллегиально решает вопросы, связанные с определением осн.

направлений развития науки и техники в СССР, с разработкой межотраслевых

В ряде социалистич. гос-в (в т. ч.

и в СССР) существуют коллегии министерств, решения к-рых приобретают

Значение термина Коллегиальность в Энциклопедии Юриста

Коллегиальность - принцип коллективного обсуждения и (или) решения вопросов, относящихся к компетенции данного органа. Коллегиальность позволяет при обсуждении вопросов учесть весь спектр мнений, вариантов проектов управленческих решений, аккумулировать знания и коллективный опыт членов коллегиального органа,учитывать интересы структурных подразделений органа и социальных групп, представители которых входят в состав коллегиального органа. Коллективными органами являются правительство. государственные комитеты и другие структуры государственной власти. Коллегиальность представительной и суд ебной власти - конституционный принцип закон отворчества и отправления право судия. По право вому статусу коллегии являются совещательными органами. Решения коллегий.как правило,проводятся в жизнь приказ ами (распоряжениями) руководителей. Численность коллегии федеральных органов государственной власти определяется Правительство м РФ. В состав коллегии по должности входят руководители и их заместители. Коллегия формируется Правительство м РФ по представлению руководителя из числа заведующих (начальников) ведущих структурных подразделений органа. его территориальных подразделений, ведущих ученых и специалистов отрасли в количестве не более 5 человек. Полномочия между членами коллегии распределяются ее председателем, которым по должности является руководитель органа. Одна из форм Коллегиальность в государственном управлении - создание консул ьтативных и координационных органов.При Президенте РФ могут создаваться в качестве консул ьтативных коллегиальных органов комиссии и советы. которые предварительно рассм. атривают вопросы и готовят по ним в соответствии с их компетенцией предложения для Президента. Коллегиальные совещательные органы формируются и при коллегиальных органах. Например, при Правительстве РФ могут создаватьсяконсультативные и координационные органы в виде комиссий со статусом правительственных и межведомственных. Министерства и другие федеральные органы исполнитель ной власти вправе образовывать коллегиальные совещательные координационные органы в виде межведомственных комиссий и межведомственные советы.Колодкин Л.М.

Составление и оформление протоколов

Протокол - справочно-информационный документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и решения (постановления), принятые коллегиальным органом. Коллегиальность - принцип управления, при котором руководство осуществляется не единолично, а группой лиц, обладающих равными правами при решении вопросов; форма принятия решений, при которой учитывается коллективное мнение, используется метод обсуждения. Формуляр протокола:

Постоянные реквизиты "единого" бланка: эмблема (03); наименование организации (06); наименование вида документа (08) (ПРОТОКОЛ); переменные реквизиты "единого" бланка: дата (09); регистрационный номер (10); место составления или издания документа (место; где состоялось заседание) (12); заголовок (17); текст (19); отметка о наличии приложения (20) 1 ; подписи (21).

На протоколе проставляется дата заседания, а не окончательного оформления или подписания протокола. В том случае, если заседание продолжалось несколько дней, указывается дата начала заседания и через тире - окончания. Например: 19-20.09.99 .

Заголовок протокола отвечает на вопрос «чего?» и содержит указание вида коллегиальной деятельности (заседания, собрания, совещания) и названия коллегиального органа в родительном падеже. Название вида заседания согласуется с названием коллегиального органа. Начинается заголовок с прописной буквы. Например:

Текст протокола делится на две части: вводную, где указаны фамилии и инициалы председателя, секретаря, присутствующих, должности, фамилии и инициалы приглашенных и повестка дня, и основную, фиксирующую ход заседания.

Вводная часть протокола оформляется по следующей схеме:

Председатель - Фамилия И.О.

Секретарь - Фамилия И.О.

Присутствовали: (перечисляются фамилии и инициалы членов коллегиального органа по алфавиту фамилий).

Если на заседании присутствовали более 15 человек, указывается общее количество присутствовавших и дается ссылка на список участников. Например:

Присутствовали: 26 чел. (список прилагается)

Присутствовали: 120 чел. (регистрационный лист прилагается)

Приглашенные:

Приглашены: перечисляются должности, фамилии и инициалы лиц, приглашенных на заседание (по убыванию должностных рангов)

Далее следует повестка дня. В этой части протокола перечисляются вопросы, вынесенные на обсуждение коллегиального органа (пункты повестки дня). Каждый пункт нумеруется арабскими цифрами и отвечает на вопрос «о чем?». Например:

Повестка дня:

1. О проекте производства продукции совместно с.

2. Об участии в отраслевой выставке.

Доклад (кого?) должность Фамилия И.О.

Основная часть текста протокола строится по разделам, соответствующим пунктам повестки дня. По каждому пункту могут быть следующие части:

ВЫСТУПИЛИ:

РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ):

Эти слова пишутся прописными буквами, каждое с новой строки от границы левого поля, после них ставится двоеточие.

Слово СЛУШАЛИ начинает раздел по каждому пункту повестки дня. Оно пишется после цифры, обозначающей порядковый номер вопроса. Фамилия и инициалы докладчика и выступавших в прениях указываются с новой строки с абзаца. После инициалов докладчика через тире фиксируются основные положения доклада. Содержание выступлений излагается от третьего лица единственного числа и, как правило, начинается с глагола в прошедшем времени (поддержал, опроверг, поставил под сомнение, одобрил, возразил, отметил, подчеркнул и т.п.).

Последовательность записи выступлений определяется порядком обсуждения.

Если имеются тексты (или тезисы) докладов и выступлений, они не записываются в протокол, а через тире после инициалов докладчика или выступившего указывается; текст (тезисы) доклада (выступления) прилагается (прилагаются).

После доклада или каждого выступления, если необходимо, последовательно записываются вопросы и ответы на них. Например:

Фамилия И.О. - как будет осуществляться переподготовка специалистов?

Фамилия И.О. -.

Вопросы и ответы фиксируются только в том случае, если, отвечая на

вопрос, докладчик или выступавший затронули темы, не нашедшие отражения в докладе (выступлении).

Завершающая часть раздела по каждому пункту повестки дня - запись принятого по обсуждаемому вопросу решения (постановления). Решение нумеруется арабскими цифрами с указанием пунктов и подпунктов. Номер пункта соответствует номеру обсуждаемого вопроса.

На каждом заседании коллегиальный орган по всем пунктам повестки дня принимает или решение (РЕШИЛИ:) или постановление (ПОСТАНОВИЛИ:). Постановляющая часть решений должна быть конкретной и, при необходимости, содержать сведения об исполнителе, сути поручения и сроках его исполнения.

Если необходимо, оформляют отметку о наличии приложения (20).

Подписывают протокол председатель и секретарь собрания. Например:

Пример оформления протокола приведен в приложении.

По полноте освещения хода обсуждения вопросов протоколы делятся на полные. краткие и сокращенные.

В краткой форме протокола не фиксируется процесс обсуждения вопросов, т.е. в основной части отсутствуют позиции СЛУШАЛИ и ВЫСТУПИЛИ.

В сокращенной форме протокола отсутствуют слова «Повестка дня». Указывается порядковый номер вопроса, его формулировка и (на отдельной строке) перечисляются в соответствии с порядком обсуждения фамилии и инициалы лиц, выступивших с докладами или сообщениями. Содержание выступлений не раскрывается. Например:

О производстве продукции совместно с фирмой.

(Фамилия И.О. Фамилия И.О. Фамилия И.О. Фамилия И.О.)

Если необходимо проинформировать партнера о решениях, принятых относительно совместной деятельности, т.е. сообщить часть информации, содержащейся в подлиннике документа, оформляют выписку из протокола.

Пример оформления выписки из протокола приведен в приложении.

1 Заполняется при необходимости.

Переход от коллегиальной формы исполнительной власти к принципу единоначалия произошел в муниципальном управлении со сменой государственной власти в России. Коллегиальное принятие решений исполкомами практически было прикрытием безответственности местной номенклатуры перед населением. Глава местной администрации осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия, утверждая на деле принцип индивидуальной ответственности в деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Закон, закрепляя коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления, оставляет по существу открытым вопрос о принципах организации и деятельности иных органов местного самоуправления. Данный вопрос должен регулироваться уставом муниципального образования. Органы, осуществляющие управление в системе муниципального управления, могут действовать как на основе коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия. В любом случае эти органы в соответствии с уставом муниципального образования наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в уставе муниципального образования.

Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения он принимает в коллегиальном порядке. Устав муниципального образования закрепляет организационно-правовые гарантии коллективного принятия данным органом своих решений: это, прежде всего требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а также кворума, необходимого для принятия решения. Принцип коллегиальности работы представительного органа проявляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, населения), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, и т.д.

Принцип единоначалия, на основе которого может быть построена деятельность исполнительных органов в системе муниципального управления, допускает возможность использования коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этого органа, выработке решений по наиболее важным вопросам местной жизни. В практике муниципального управления существуют примеры, когда деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при нем и выполняет совещательные функции.

Коллегиальность отнесена к одному из основных принципов деятельности Конституционного Суда РФ наравне с такими, как независимость, гласность, состязательность и равноправие сторон. Коллегиальное рассмотрение дел в Суде способствует наиболее глубокому, всестороннему и объективному их разбирательству и разрешению. Именно коллегиальность обеспечивает возможность тщательного исследования всех доказательств, правильной и всесторонней их оценки, обдуманного и внимательного применения требуемых нормативных актов и норм права и принятия объективного решения дела по существу.

Согласно Закону о Конституционном Суде РФ (ст. 30) разрешение дел осуществляется только коллегиально. В отличие от иных видов судопроизводства конституционное судопроизводство не знает единоличного рассмотрения дел. Более того, Конституционный Суд вправе осуществлять деятельность лишь при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Коллегиальность предполагает непосредственное участие судей в исследовании вопросов дела. Решение принимается только судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Законом устанавливается кворум, при котором Конституционный Суд может принимать решения в заседаниях: при наличии не менее двух третей от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, чьи полномочия приостановлены. Решение Суда считается принятым, если за него проголосовали большинство судей. В случае разделения голосов поровну дело считается решенным в пользу конституционности акта. В ряде случаев Законом о Конституционном Суде РФ установлены иные требования. Например, решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей (п. 4 ст. 72). Таким же большинством решается вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда (п. 5 ст. 18). Следует отметить, что судьи, чьи полномочия приостановлены, а также судьи, отстраненные от участия в деле, не учитываются при определении кворума.

Принцип коллегиальности действует и при принятии Конституционным Судом иных решений, не связанных с правосудной деятельностью. Например, коллегиально выносится решение о принятии обращения к рассмотрению или об отказе в этом (ст. 41), решается вопрос о назначении дела к слушанию и устанавливается очередность рассмотрения дел (ст. 47), определяется судья-докладчик (ст. 49), составом Суда может быть предложено компетентным органам приостановить действие оспариваемых актов до вынесения Конституционным Судом решения по делу (ст. 42).

Принцип гласности закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом». Следует отметить, что в результате внесения изменений в Закон о Конституционном Суде РФ рассмотрение дел в нем является открытым, только если они назначены к слушанию в заседании Суда.

Данный принцип также установлен в ряде международных актов. «Каждый человек имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно», - гласит Всеобщая декларация прав человека (ст. 10). Право на публичное рассмотрение дела закреплено в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Гласность - установленный порядок рассмотрения дел, при котором судебные заседания проводятся открыто с предоставлением реальной и равной возможности гражданам присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом судопроизводства и при желании вести необходимые записи; представителям средств массовой информации (пресса, радио, телевидение) - фиксировать все происходящее в судебном заседании для более широкого обнародования содержания и результатов процесса 1 .

Следует согласиться с мнением Ф. А. Ержановой, которая отмечает, что «не совсем оправдано отождествление гласности с информированностью. Во многих аспектах информированность является лишь способом достижения подлинной гласности» . Бесспорно, информирование выступает одним из основных атрибутов реализации принципа гласности. Закон о Конституционном Суде РФ разрешает присутствующим в зале судебного заседания фиксировать ход заседания со своих мест. Интересно отметить: действующий Закон, провозглашая в ст. 31 принцип гласности, устанавливает, что кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседаний допускаются с разрешения Конституционного Суда РФ (ч. 1 ст. 54).

Принцип гласности распространяется не только на свободный доступ желающих в суд, но и на само обсуждение вопросов. Прежде всего, законодатель гарантировал оповещение о заседаниях Конституционного Суда через средства массовой информации (ст. 51). Заседания Суда происходят открыто в помещении, доступном для публики и представителей средств массовой информации. Однако, провозглашая принцип гласности, законодатель вместе с тем обозначил ее пределы. Например, в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда Председатель Суда с согласия судей может распорядиться о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Закона о Конституционном Суде РФ допускается закрытое заседание, хотя в строго ограниченных случаях. Например:

  • - когда открытое разбирательство противоречит интересам охраны государственной, профессиональной или коммерческой тайны;
  • - при необходимости охраны тайны личной или семейной жизни;
  • - по делам, связанным с усыновлением;
  • - в целях обеспечения безопасности граждан;
  • - по другим делам в целях защиты общественной нравственности.

Применительно к перечисленным основаниям будет уместно сказать, что ограничение гласности допускается и международными актами, названными ранее. В частности, Международным пактом о гражданских и политических правах предусмотрено, что «печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия». Подобные ограничения допускаются и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 6).

Проявить инициативу проведения закрытого заседания по Закону о Конституционном Суде РФ могут стороны, участвующие в деле, либо сам Суд. Закрытое заседание проводится только на основании решения, принятого судьями, причем коллегиально (само решение оформляется определением). Решение о проведении закрытого заседания может быть принято одновременно с назначением дела к слушанию, в начале или уже в ходе заседания. Такой порядок связан с тем, что основания для проведения закрытого заседания могут появиться уже в ходе рассмотрения дела и касаться только части подлежащих рассмотрению в Суде вопросов.

Кроме того, названный Закон устанавливает ограничение гласности при рассмотрении вопросов неприкосновенности судей Конституционного Суда, приостановлении их полномочий (ст. 15, 17-19), при отстранении судьи от участия в деле (ст. 56) и др.

На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда, стороны и их представители. Возможность присутствия иных лиц определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Все анализируемые выше нормы международных актов очень требовательно относятся к форме объявления судебного решения. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что «любое судебное постановление... должно быть публичным». Исключение составляют случаи, когда задеты интересы несовершеннолетних, когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми.

Согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «судебное решение объявляется публично» (ст. 6). Аналогичное требование закреплено в Законе о Конституционном Суде РФ. Независимо от формы проведения заседания (открытое или закрытое) решения Конституционного Суда в любом случае провозглашаются публично и обнародуются в официальном издании.