Коллегиальное рассмотрение дел в судах общей юрисдикции. Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении гражданских дел

Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.

2. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

3. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.

4. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально.

Комментарий к статье 7

1. Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения гражданских дел претерпел существенные изменения по сравнению с ГПК РСФСР. Из нового Кодекса исключено право лиц, участвовавших в деле, ходатайствовать о коллегиальном рассмотрении дела при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

В ГПК РФ преобладает принцип единоличного рассмотрения дел. Так, единолично рассматриваются дела:

1) мировыми судьями;

2) районными судами - по первой инстанции и апелляционной инстанции;

3) судами субъектов РФ - по первой инстанции;

4) Верховным Судом РФ - по первой инстанции.

2. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется:

1) в судах первой инстанции (районных, судах субъектов РФ, Верховном Суде РФ) только в случаях, предусмотренных законом;

2) в судах кассационной инстанции (судах субъектов РФ, Верховном Суде РФ);

3) в судах надзорной инстанции (судах субъектов РФ, Верховном Суде РФ).

ГПК РФ предусматривает единичный случай рассмотрения дел коллегиально в судах первой инстанции: согласно ст. 260.1 дело о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума рассматривается судом в коллегиальном составе.

3. ГПК РФ исключил институт народных заседателей. Правосудие в сфере гражданского права в силу его специфики должно осуществляться только профессиональными судьями, т.к. отсутствие у народных заседателей необходимых знаний и подготовки может привести к судебной ошибке. В судах первой инстанции в случаях, предусмотренных законом, дела в коллегиальном составе будут рассматриваться тремя профессиональными судьями. Упоминание о народных заседателях сохраняется в ст. 1 Закона о судебной системе.

4. Коллегиальное рассмотрение дел в кассационной инстанции осуществляется в составе трех профессиональных судей, а также в порядке надзора - в составе не менее трех судей.

5. Когда дело рассматривается судьей единолично или совершаются отдельные процессуальные действия, то судья действует от имени суда. Например, решения и иные судебные постановления принимаются от имени суда.

21. Суд апелляционной инстанции судов общей юрисдикции

Суд апелляционной инстанции, апелляционный суд - суд втoрой инстанции. В уголовном и гражданском судопроизводстве в апелляционном порядке проверяется законность и обоснованность решений, вынесенных мировыми и федеральными судьями. В судах общей юрисдикции апелляционной инстанцией выступают вышестоящие суды по отношению к судам первой инстанции. В арбитражном судопроизводстве в апелляционном порядке проверяются все решения арбитражных судов, вынесенных в первой инстанции. В системе арбитражных судов судом апелляционной инстанции является арбитражный апелляционный суд.

Апелляционное и кассационное производство являются способами судебного контроля, однако эти способы различаются по своему содержанию. Проверяя законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции вправе непосредственно исследовать доказательства и принять новое решение по делу, противоположное принятому судом первой инстанции.

Суд кассационной инстанции в судах общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства лишь в ограниченных законом случаях, а признавая решения суда незаконным, отменяет его и направляет дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанций в тот же либо иной состав судей.

  • 10. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 12.Гласность в деятельности судов.
  • 13.Язык судопроизводства и делопроизводства в судах рф.
  • 14.Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Презумпция невиновности.
  • 15.Осуществление правосудия на началах состязательности и равноправия сторон
  • 16. Понятие судебной системы Российской Федерации. Ее характерные черты
  • 17.Действующая судебная система рф, ее структура. Порядок образования и упразднения судов в рф.
  • 18. Звено судебной системы. Судебные инстанции.
  • 19.Мировые судьи, их место в судебной системе. Компетенция мирового судьи.
  • 20.Требования, предъявляемые к мировым судьям. Порядок наделения их полномочиями.
  • 21.Районный (городской) суд. Его место в судебной системе рф и полномочия
  • 22.Состав и порядок наделения полномочиями судей районного (городского) суда
  • 23.Председатель районного (городского) суда. Его права и обязанности.
  • 24.Организация работы районного (городского) суда.
  • 25.Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Их место в судебной системе рф, полномочия
  • 26. Состав и порядок назначения судей областных и соответствующих судов.
  • 27. Президиум областного и соответствующих судов. Порядок образования, состав, полномочия.
  • 28. Судебные коллегии областного и соответствующих судов. Порядок формирования, полномочия
  • 29. Военные суды, их место в судебной системе рф. Полномочия.
  • 30. Гарнизонный военный суд. Его состав, компетенция.
  • 31. Окружной (флотский) военный суд. Его состав, структура, компетенция
  • 32. Военная коллегия Верховного Суда рф. Ее состав, компетенция.
  • 33. Верховный суд рф, его место в судебной системе рф. Состав и порядок формирования
  • 34. Структура и полномочия Верховного Суда рф.
  • 35. Судебные коллегии Верховного Суда рф, порядок их формирования и полномочия
  • 36. Кассационная палата Верховного Суда, порядок формирования и полномочия
  • 38. Президиум Верховного Суда рф, порядок формирования и полномочия
  • 39. Пленум Верховного Суда рф, его состав и полномочия
  • 40. Судебный департамент при Верховном Суде рф, его задачи и система
  • 41. Конституционный Суд рф. Его место в судебной системе рф. Полномочия
  • 42. Порядок формирования Конституционного Суда рф. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда рф
  • 43. Высший Арбитражный Суд рф, его место в судебной системе рф. Состав и порядок его формирования
  • 44.Арбитражные суды округов. Состав, структура, полномочия.
  • 45. Арбитражные апелляционные суды, состав, структура, полномочия.
  • 46. Арбитражные суды субъектов рф. Состав, структура, компетенция
  • 47. Органы судейского сообщества.
  • 48. Особенности привлечения судей к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности
  • 49. Министерство юстиции и его органы. Их задачи, функции.
  • 50. Судебный пристав. Порядок назначения и полномочия.
  • 52 Принципы организации и деятельности прокуратуры
  • 54 Система органов прокуратуры рф
  • 55 Генеральный прокурор рф и его основные полномочия
  • 58 Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей
  • 59 Положение
  • 61 Председатель следственного комитета при прокуратуре рф
  • 63 Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных де
  • 67 Органы предварительного следствия рф: задачи и компетенция
  • 68 Следователь, руководитель следственного органа как участники уголовного процесса
  • 69 Организация взаимодействия следователей прокуратуры и органа дознания
  • 70Система таможенных органов, их основные функции
  • 71 Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности
  • 73Правовой статус адвоката
  • 74 Формы адвокатских образований
  • 9.Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел во всех судах.

    В соответствии со ст. 7 Гражданского процессуального кодекса рассматриваются судьей единолично :

      гражданские дела в судах первой инстанции ;

      в апелляционном порядке дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу (судьями соответствующих районных судов).

    Рассматриваются коллегиально гражданские дела:

      в судах апелляционной инстанции (за исключением случаев, предусмотренных для единоличного рассмотрения);

      в судах кассационной и надзорной инстанций;

      в предусмотренных федеральным законом случаях.

    В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

    В соответствии со ст. 17 Арбитражного процессуального кодекса рассматриваются судьей единолично : дела в первой инстанции арбитражного суда, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей.

    Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде: первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

    В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

      дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

      дела об оспаривании нормативных правовых актов ;

      дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

      дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

      дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

    Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономическиеспоры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

    Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные для рассмотрения коллегиальным составом судей, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

    Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено АПК. При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании. В случае, если АПК судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного су

    10. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.

    Данный принцип закреплен в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, которая гласит:

    "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия". Закон "О судебной системе РФ" указал, что правосудие осуществляется наряду с судьями народными, арбитражными и присяжными заседателями (ст. 1).

    Народные заседатели участвуют в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде первой инстанции как в судах общей юрисдикции, так и в военных судах. При осуществлении правосудия они пользуются всеми правами судьи так же, как и профессиональный судья, независимы и подчиняются только закону. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам принимаются совместно судьей и народными заседателями большинством голосов, причем народный заседатель, не согласный с принятым решением, имеет право выразить письменно свое особое мнение, которое прилагается к приговору или решению. Чтобы не оказывать давление на решение народных заседателей судья - председательствующий должен подать свой голос последним. Избираются народные заседатели по месту работы или жительства и призываются к исполнению своих обязанностей не более чем на две недели в году. В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ "О продлении полномочий народных заседателей районных (городских) судов" избранные ранее народные заседатели осуществляют свои полномочия вплоть до принятия соответствующего федерального закона. Народными заседателями в военных судах являются лица, состоящие на военной службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

    Присяжные заседатели осуществляют правосудие только по уголовным делам, подсудным областному, краевому суду. Они, в отличие от народных заседателей, не имеют одинаковых прав с судьей при осуществлении правосудия. Народные заседатели должны активно участвовать в процессе, а роль присяжных заседателей заключается в вынесении вердикта - решения по вопросам, поставленным перед ними судьей. Причем судья в обсуждении решения участия не принимает. Вердикт может быть как обвинительным, так и оправдательным. Обвинительный вердикт принимается простым большинством голосов, а оправдательный - хотя бы при равенстве голосов. На его основе судья выносит обвинительный или оправдательный приговор и, если приговор обвинительный, назначает наказание. Коллегия присяжных заседателей образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных. В соответствии с законом присяжные заседатели независимы и подчиняются только закону. На них распространяются в полном объеме гарантии неприкосновенности судьи. Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.

    Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел при необходимости применения конкретных знаний в сфере предпринимательской или экономической деятельности. Поэтому арбитражными заседателями могут быть лица, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При рассмотрении дела арбитражные заседатели (как и народные, в количестве двух человек) имеют равные права с председательствующим арбитражным судьей. Перечень категорий дел, в рассмотрении которых могут участвовать арбитражные заседатели, определяется председателем арбитражного суда.

    11.Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей

    Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей провозглашаются во многих законодательных актах: в Конституции РФ (ст. 120), Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1), Законе о Конституционном Суде (ст. 5, 13 и 29), Законе об арбитражных судах (ст.6), Законе о военных судах (ст. 5), Законе о мировых судьях (ст. 1), Законе о судоустройстве (ст. 12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст. 5) и др.

    Суть данного принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд и работающие в нем судьи могли бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона.

    Опыт многих десятилетий и даже столетий говорит о том, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто отдельных лиц, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния на суды, которые выработаны долголетней практикой. Вплоть до наших дней ктакого рода способам и методам относится многое: от посулов и подкупов до угроз и физической расправы с судьями. Чем дальше, тем более изощренными становятся эти способы и методы.

    В связи с этим существенное внимание уделяется разработке и внедрению гарантий независимости судей, народных, арбитражных и присяжных заседателей. Усилия в этом направлении предпринимаются давно. Весьма заметный шаг был сделан 26 июня 1992 г., когда Верховный Совет РФ принял Закон о статусе судей. В ст. 9 этого Закона установлено, в частности, что независимость судей обеспечивается:

    § предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

    § установленным порядком приостановления или прекращения полномочий судьи;

    § правом судьи на отставку;

    § неприкосновенностью судьи;

    § системой органов судейского сообщества;

    § предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

    "Судья, - говорится в ч. 2 названной статьи, - члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление"".

    Эти положения существенным образом развиты и дополнены Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г., в котором достаточно детально определяются не только круг лиц, пользующихся правом особой государственной защиты, но и подлежащие применению конкретные меры защиты, условия и порядок их реализации. Набор таких мер довольно разнообразен: от обеспечения личной охраны, охраны имущества и жилища, выдачи оружия, специальных средств индивидуальной защиты вплоть до переселения на другое место жительства, замены документов и изменения внешности.

    Закон о статусе судей и другие законодательные акты тщательно регламентируют перечисленные гарантии независимости судей. Подробный анализ многих таких гарантий - предмет, которому уделяется значительное внимание в рамках XII и других глав учебника. Здесь уместно ограничиться указанием на то, что любые проявления неуважения к суду, попытки оказывать на него давление с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела, а равно добиваться вынесения незаконного судебного решения расцениваются как административные правонарушения либо даже как преступления. Например, в соответствии со ст. 294 УК вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования отправлению правосудия, если такое вмешательство осуществляется должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказывается "штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда" или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок от четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового". Действия, свидетельствующие о явном пренебрежении к суду или установленному в суде порядку, считаются административным проступком. Этот проступок на основании ст. 165 1 КоАП может повлечь за собой штраф в размере до одной минимальной месячной оплаты труда или административный арест до 15 суток.

    Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел суда. Судебное разбирательство должно быть основано на оптимальном сочетание единоличных и коллегиальных началах, что является важнейшим средством обеспечения законности, компетентности и беспристрастности правосудия. Этот принцип закреплен прежде всего в отраслевом законодательстве. (ст. 30 УФК, ст. 7 ГПК, ст.17 АПК). Данный принцип означает, что рассмотрение дел суда осуществляется одним судьей т.е. единолично или коллегиально – несколькими судьями или одним судьей с участием присяжных или арбитражных заседателей.

    В судах общей юрисдикции данный принцип может быть рассмотрен применительно уголовному и гражданскому судопроизводству.

    Соответствие со ст. 30 УПК РФ суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в след составе: суд первой инстанции означает что суд рассматривает дело впервые и по существу. 1) Судья федерального суда т.е. единолично. 2) судья федерального суда и коллегия из 12 присяжных заседателей. 3) коллегия из 3 судей федерального суда общей юрисдикции. Мировые судьи являющиеся судьями общей юрисдикции рассматривают уголовные дела единолично. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется единолично. В суде касационной инстанции рассмотрение дел осуществляется коллегиально (3 судьи федерального суда общей юрисдикции. В порядке надзора пересмотр решений вступивших в законную силу осуществляется коллегиально.

    Действие этого принципа в гражданском судопроизводстве. Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально (ст. 7 ГПК РФ). В аппеляционной инстанции рассмотрение дела в гражданском судопроизводстве осуществляется единолично.

    Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанции рассматриваются коллегиально. (Здесь нет участия граждан в отправления правосудия).

    Ст. 30 УПК

    1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

    2. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

    1) судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2-4 настоящей части;

    2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, - уголовные дела об иных тяжких и особо тяжких преступлениях;

    4) мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса.

    3. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично.

    4. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

    5. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

    6. Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в кассационном порядке.

    Ст. 7 ГПК

    Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел

    1. Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.

    2. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

    3. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.

    4. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально.

    Ст. 17 АПК

    Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

    1. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

    2. В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

    1) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    2) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

    3) дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом;

    4) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

    5) дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи.

    3. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

    Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

    4. Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено настоящим Кодексом.

    При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

    5. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного суда.

    Комментарий к статье 1. В арбитражном процессуальном праве закреплен принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел, в соответствии с которым большинство дел по первой инстанции рассматривается единолично судьей, за исключениями, указанными в законе, а пересмотр судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядках осуществляется коллегиально. Исключения из единоличного рассмотрения дел по первой инстанции либо устанавливаются законом (ч. 2 ст. 17 АПК РФ), либо становятся возможными по ходатайству сторон (ч. 3 ст. 17 АПК РФ).
    В качестве первой инстанции в системе арбитражных судов действуют арбитражные суды субъектов РФ, а также по определенным законом категориям дел - Высший Арбитражный Суд РФ. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают единолично следующие дела:
    1) экономические споры и другие дела, возникающие из гражданских правоотношений, за исключением тех случаев, когда по ходатайству сторон дело подлежит рассмотрению с участием арбитражных заседателей;
    2) дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если законом не установлено исключение:
    - административные дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (ч. 1 ст. 200 АПК РФ);
    - дела о привлечении к административной ответственности (ч. 1 ст. 205 АПК РФ);
    - дела об оспаривании решений административных органов (ч. 1 ст. 210 АПК РФ);
    - дела о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 215 АПК РФ);
    3) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ч. 1 ст. 221 АПК РФ);
    4) дела упрощенного производства (ч. 2 ст. 228 АПК РФ);
    5) заявления об отмене решения третейского суда (ч. 1 ст. 232 АПК РФ), по вопросу компетенции третейского суда (ч. 3 ст. 235 АПК РФ);
    6) заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 238 АПК РФ);
    7) заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ч. 1 ст. 243 АПК РФ);
    8) заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, принятого единолично судьей (гл. 37 АПК РФ).
    Перечисленные выше дела с участием иностранных лиц также рассматриваются единолично, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
    Все дела, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматриваются коллегиально в силу прямого указания закона (п. 1 ч. 2 ст. 17 АПК РФ).
    Определяя состав арбитражного суда, рассматривающего заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, следует исходить из того, что если арбитражный суд первой инстанции рассмотрел дело коллегиально, то пересмотр его производится также коллегиально (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 октября 1998 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов").
    2. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех профессиональных судей или судьи и двух арбитражных заседателей. В Высшем Арбитражном Суде РФ все дела по первой инстанции рассматриваются коллегиально тремя профессиональными судьями в силу прямого указания на то в законе (ч. 2 ст. 17 АПК РФ), участие в судебном разбирательстве арбитражных заседателей на данном уровне не предусмотрено.
    По первой инстанции в судах субъектов РФ коллегиальное рассмотрение дел возможно либо тремя профессиональными судьями в случаях, установленных в законе (ч. 2 ст. 17 АПК РФ), либо одним судьей и двумя арбитражными заседателями при удовлетворении соответствующего ходатайства сторон. По первой инстанции в арбитражных судах субъектов РФ, за исключением п. 2 - 4 ч. 2 ст. 17 АПК РФ, дело не рассматривается тремя профессиональными судьями.
    3. АПК РФ предусмотрел четыре случая рассмотрения дел коллегиальным составом судей по первой инстанции.
    Во-первых, коллегиально в составе трех судей рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ. Закон относит к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ по первой инстанции следующие категории дел:
    1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.
    Сложность названных дел, их общественная значимость предопределили коллегиальный состав судей, рассматривающих данные дела.
    Во-вторых, коллегиальным составом судей рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов независимо от того, к подсудности какого суда отнесено данное дело. Это новая для арбитражной подведомственности категория дел. Признание нормативных правовых актов недействующими затрагивает интересы большого количества лиц. Кроме того, законом установлено немедленное вступление в законную силу решений по таким делам без права на апелляционное обжалование. Эти судебные решения подлежат обязательному опубликованию.
    В-третьих, коллегиально рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом.
    В-четвертых, коллегиально в составе трех судей рассматриваются дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение. Ранее действовавшее законодательство предусматривало возможность назначения коллегиального состава судей для рассмотрения дела председателем суда. АПК 2002 г. не воспроизвел данную норму. Вместе с тем современный закон предоставил вышестоящему суду право направить дело на новое рассмотрение с указанием на его коллегиальное рассмотрение. В этом случае должен быть сформирован состав из трех судей.
    Часть 2 ст. 17 АПК 2002 г. содержит исчерпывающий перечень случаев рассмотрения дел в коллегиальном составе судей. Коллегиальное рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции допускается только в случаях, предусмотренных в ч. 2, 3 ст. 17 АПК РФ (п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
    При коллегиальном рассмотрении дела подготовка указанных дел осуществляется единолично судьей. Судья единолично решает и другие вопросы: о принятии искового заявления (заявления) и возбуждении производства по делу, об обеспечении иска и т.д.
    4. За исключением дел, перечисленных в ч. 2 ст. 17 АПК РФ, коллегиальное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется судьей и двумя арбитражными заседателями. По общему правилу дела по первой инстанции в арбитражном суде рассматриваются судьей единолично. Но если сторона спора заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и это ходатайство будет удовлетворено судом, то дело рассматривается коллегиально: судьей и двумя арбитражными заседателями.
    Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, перечисленные в ч. 2 ст. 17 АПК РФ, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства (ч. 3 ст. 17 АПК РФ). Закон использует термин "дела особого производства", хотя АПК 2002 г. не выделяет таковые. Очевидно, что законодатель имел в виду дела об установлении юридических фактов, которые отнесены ГПК РФ к делам особого производства. Арбитражные заседатели не принимают участия в пересмотре судебных актов в апелляционном, кассационном, надзорном производствах.
    Высший Арбитражный Суд РФ также дал разъяснение того, рассматриваются ли с участием арбитражных заседателей дела о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ. В соответствии с п. 2, 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Принимая во внимание, что дела о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, возникают из публичных правоотношений, они с участием арбитражных заседателей не рассматриваются в силу абз. 2 ч. 3 ст. 17 АПК РФ (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
    Закон называет субъектов, обладающих правом инициировать вопрос о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, - это стороны по делу. Для рассмотрения ходатайства достаточно заявления одной из сторон. По смыслу закона иные лица, участвующие в деле, не обладают такими полномочиями. Поскольку закон не предусматривает право на заявление ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражного заседателя в качестве специального полномочия представителя, то последний вправе заявлять подобные ходатайства без наличия на то оговорки в доверенности.
    Организационно-правовые вопросы участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел определены Федеральным законом от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".
    5. Часть 4 ст. 17 АПК РФ предусматривает коллегиальное рассмотрение дела в апелляционном, кассационном и надзорном производствах. В апелляционном и кассационном производствах дела рассматриваются тремя профессиональными судьями. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ правомочен при наличии большинства членов Президиума пересматривать судебные акты, вступившие в законную силу, в порядке надзора (ч. 3 ст. 303 АПК РФ).
    При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании - это положение относится ко всем случаям коллегиального рассмотрения независимо от судебной инстанции.
    Однако в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях некоторые процессуальные действия совершаются единолично судьей в силу указания на то закона (прием апелляционных, кассационных жалоб (ч. 2 ст. 261, ч. 2 ст. 278 АПК РФ), оставление указанных жалоб без движения (ст. 263, 280 АПК РФ), их возвращение (ст. 264, 281 АПК РФ) и пр.). При пересмотре судебных актов в надзорном порядке судья Высшего Арбитражного Суда РФ единолично решает вопрос о принятии заявления или представления к производству и истребовании дела из арбитражного суда (ч. 2 ст. 293 и ч. 1, 4 ст. 295 АПК РФ), о возвращении заявления или представления (ст. 296 АПК РФ).
    6. Если в силу АПК 2002 г. судье предоставлено право единолично рассматривать дело или совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени арбитражного суда (ч. 5 ст. 17 АПК РФ). Так, при коллегиальном рассмотрении дела судья единолично осуществляет подготовку дела и действует при этом от имени арбитражного суда.

    В зависимости от того, сколько судей одновременно рассматривают дело, различают принцип коллегиальности, когда дело рассматривается коллегией из нескольких судей (обычно трех, но может быть и более) и принцип единоначалия, когда дело рассматривается одним судьей.

    К преимуществам коллегиальности, несомненно, могут быть отнесены следующие моменты .

    Во-первых, при добросовестном и тщательном отношении всех судей к своим обязанностям по осуществлению правосудия (что, безусловно, является условием, без которого нет правосудия), решение коллегиального суда будет более продуманным и взвешенным. Судьи при его вынесении обсуждают все спорные моменты. Здесь сталкиваются различные точки зрения, различные суждения суда по тем или иным обстоятельствам дела, все тщательно продумывается с разных сторон. Это способствует более полному выяснению спорных моментов дела и повышает качество судебного решения.

    Во-вторых, коллегиальность обеспечивает большую независимость и беспристрастность судей. На одного судью значительно легче оказать давление, нежели на нескольких судей. Кроме того, окружение коллег заставляет удерживаться от проявления явного пристрастия и совершения недобросовестных действий. Коллегиальность также может нейтрализовать или компенсировать недобросовестность одного из судей.

    В-третьих, каждый чувствует себя более уверенным, если с ним согласны и его поддерживают другие. Судьи не являются исключением из этого правила. Они чувствуют себя более независимо, увереннее в своих решениях, если за ними стоит мнение разделяющих их ответственность коллег. Согласное мнение нескольких человек вызывает большее доверие и у общественности. Таким образом, решение коллегиального суда оказывается более авторитетным, чем решение, вынесенное единолично.

    При единоличном рассмотрении дела могут разбираться несколько быстрее, ибо коллегия тратит время на предварительное обсуждение решения. Кроме того, принцип единоличного рассмотрения дел экономит государственные средства на зарплату судей, так как позволяет рассмотреть то же количество дел меньшим количеством судей, либо увеличить количество рассматриваемых дел без увеличения судейского корпуса. Единоличное правосудие делает ставку на высокий профессионализм, независимость и беспристрастность каждого члена судейского сообщества.

    Решение вопроса о том, как должно быть рассмотрено дело в гражданском судопроизводстве – единолично или коллегиально, основано на ст. 7 ГПК РФ: "Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных законом случаях коллегиально". Однако коллегиальное рассмотрение дел по первой инстанции в составе трех профессиональных судей предусмотрено пока лишь в одном случае – по делам расформирования избирательных комиссий (ч. 1 ст. 7 ГПК РФ, ч. 6 ст. 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), Тем не менее закон, как следует из названия и содержания ст. 7 ГПК РФ, исходит из сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел. Поэтому хотя сейчас реально подавляюще преобладает единоличное рассмотрение дел, не исключено, что действие коллегиального начата в гражданском процессе будет расширено.

    Аналогично обстоит дело в уголовном судопроизводстве (ст. 30 У ПК РФ). Коллегия из трех судей рассматривает дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, перечень которых содержится в п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ. Дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, по ходатайству подсудимого могут быть рассмотрены в суде присяжных, т.е. судьей-профессионалом и коллегией из 12 присяжных заседателей. Однако если такого ходатайства не последовало, эти дела также рассматриваются коллегиально профессиональными судьями, либо судьей единолично. Остальные уголовные дела рассматриваются судьей единолично (п. 1 ч. 2 ст. 30 УПК РФ), а это подавляющее количество дел.