Общая характеристика федерального закона о полиции. Федеральный закон "О полиции": описание, принятие и реализация

Глава 3 Обязанности и права полиции

Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Глава 6 Правовое положение сотрудника полиции

Глава 7 Служба в полиции

Глава 8 Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции

Глава 11 Заключительные положения

Краткая предыстория закона

Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.

Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.

Правовая суть закона

Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.

Основные положения закона о полиции

Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:

  • основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
  • базовые направления деятельности полиции;
  • организационные принципы работы этой системы;
  • обязанности и права полицейских;
  • перечисление мер принуждения;
  • возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
  • инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
  • организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов

В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.

Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения

Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:

  • осмотр личных вещей и транспортных средств;
  • проведение обысков;
  • применение оружия;
  • получение от общества презумпции доверия

В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.

Заключение

Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:

  • защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
  • применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
  • взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;

В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.

Закон о полиции 2018

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»

© В. К. Толоконников

Толоконников Валерий Константинович

старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Самарская

гуманитарная академия

В статье рассматриваются основополагающие положения нового Фелерального закона «О полнинн"> о прелназначении, правовых основах организации и деятельности органов полиции. Анализируются права и обязанности сотру&ников полиции, ключевые критерии оценки работы органов полиции и новые формы налзо-ра и контроля за их леятельностью.

Ключевые слова: правоохранительные органы, органы внутренних лел, милиция, полиция, органы полиции, сотрулнпкп полиции, полицейские, служебные обязанности и права, налзор и контроль за деятельность полиции.

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»1. Около года длилась работа над данным правовым актом.

Изменения государственного устройства, демократизация политической системы потребовало незамедлительного изменения морально устаревших норм прежнего Закона РФ «О милиции», принятого еще в 1991 году2.

Термин «милиция» использовался еще в законодательстве Российской Империи для наименования различных формирований, временно обеспечивающих охрану общественно-

1 Собрание законодательства РФ. 2011. ц 7. Ст. 900. Далее - Закон о полиции.

2 Закон РФ от 18.011991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503. Далее - Закон о милиции.

го порядка. Постоянным же органом охраны общественного порядка являлась полиция, состоящая в ведении Министерства внутренних дел Российской Империи3.

В настоящее время восстановлена историческая справедливость значения термина «полиция», основными задачами которой являлись охрана безопасности и забота о благосостоянии граждан.

В деятельности любой правовой системы, ее основополагающим содержанием (стержнем), без которого эта деятельность теряет смысл, является идеология, то есть система основных взглядов и идей, характеризующих общество. Всестороннее рассмотрение норм нового закона свидетельствует об изменении профессиональной идеологии органов внутренних дел. Действительно, милиция, являясь системой государственных органов исполнительной власти, была инструментом государственного принуждения, «карающим мечом закона». Основным же предназначением полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и общественной безопасности, а также незамедлительное оказание помощи каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Таким образом, профессиональная идеология становится действительно правоохранительной.

Полиция является самостоятельной подсистемой единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Правовой основой в организации и деятельности полиции является, прежде всего, Конституция РФ. Второе место, по своей юридической силе, в деятельности полиции, в отличие от Закона РФ «О милиции», занимают общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, что соответствует закономерностям развития международных отношений и возросшей роли международного права (ч. 1 ст. 3 Закона о полиции).

Деятельность любого правоохранительного органа основана на соответствующих исходных, основных положениях, то есть принципах. Новым законом уделено особое внимание принципам деятельности полиции, им посвящена отдельная глава4.

Если принципы деятельности милиции носили чисто декларативный характер, их содержание и сущность законом не раскрывались (ч. 1 ст. 3 Закона о милиции), то новый закон коренным образом изменил содержание и сущность принципов деятельности полиции. Одним из ключевых принципов в деятельности полиции является: общественное доверие и поддержка граждан, согласно которого основным критерием официальной

3 См.: Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред А. В. Ендольцевой, О. А. Га-лустьяна, А П Кизлыка. 6-е изд, перераб. и доп М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 197.

оценки деятельности полиции является общественное мнение. Законодательно закреплены и другие, новые принципы, на которых основана деятельность полиции: открытость и публичность; беспристрастность; взаимодействие и сотрудничество, в том числе с общественными объединениями, организациями и гражданами (ст.ст. 7-10 Закона о полиции). В современных условиях результативность деятельности полиции невозможна без внедрения и использования научно-технических средств. В связи с этим, законодательно закреплен такой принцип, как использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11 Закона о полиции).

Рост преступности, проявления случаев экстремистской направленности, угроза террористических акций требуют от сотрудников полиции высокого профессионализма, умения эффективно и четко решать задачи в сфере обеспечения правопорядка и защиты граждан, общества и государства. Естественно круг обязанностей, возложенных на сотрудников полиции, был конструктивно дополнен новыми, а часть ранее возлагавшихся обязанностей на органы милиции претерпели изменения.

Так, в частности, к новым служебным обязанностям сотрудников полиции, согласно ст. 12 Закона о полиции, отнесены такие, как:

Принятие, при чрезвычайных ситуациях, неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействие в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб, обеспечение общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

Принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;

Участие в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

Осуществление государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.

Законодательное закрепление получил и такой важный правовой инструмент обеспечения прав граждан, как обязанность сотрудников полиции при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях выдавать заявителю уведомление о принятии сообщения. В случае передачи этих заявлений и сообщений в другие органы, к компетенции которых относится решение этих вопросов, уведомлять в течение 24 часов заявителя (п 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

Новым законом более четко регламентированы проверки полицией коммерческих организаций. Основания для истребования документов юридических лиц и ознакомления с ними непосредственно в организациях ограничены. Эти действия могут осуществляться только в рамках расследуемых уголовных дел и находящихся в производстве дел об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений граждан о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

За полицией осталась функция контроля за деятельностью частных охранных предприятий и оборотом оружия. Подразделения лицензионно-раз-решительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью продолжат осуществлять административно-надзорую функцию.

Перечень обязанностей полиции является исчерпывающим, и все иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в Закон о полиции.

Вопросы применения полицией отдельных мер государственного принуждения, затрагивающих основные конституционные права граждан на свободу, личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, законодательно нашли свое отражение в отдельной главе нового закона.

Справедливости ради следует отметить, что апелляция к необходимости защиты интересов одних граждан не может безосновательно входить в противоречие и нарушать личную безопасность других равных с ними граждан России5.

Новый закон четко регламентирует порядок и условия задержания граждан, обязанности работника полиции и права задержанного. В каждом случае задержания гражданина, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причины и основания задержания, его право на юридическую помощь, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Более того, задержанное лицо, не позднее трех часов с момента задержания, имеет право на один телефонной разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения (пп. 3, 7 ст. 14 Закона о полиции).

Полиция, защищая право каждого на неприкосновенность жилища, обладает правом вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории. В ст. 15 Закона предусмотрены основания для таких действий: спасение жизни граждан и их имущества, обеспечение безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; задержание лиц, подозрева-

Б См.: Фалалеев М. Читайте закон: он - не только для полиции, но и для вас // Российская газета. 2001. 8 февраля. С. 2.

емых в совершении преступления; пресечение преступления; установление обстоятельств несчастного случая.

Более того, в случаях пресечения преступления, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в помещение. Однако действия полиции, связанные с проникновением в жилище, против воли проживающих в нем лиц, строго контролируются. Согласно закону сотрудник полиции обязан в течение 24 часов письменно сообщить о вхождении (проникновении) своему начальнику, но и проинформировать собственника помещения, а также письменно уведомить прокурора в вышеуказанное время.

К правам полиции также отнесено право обработки данных о гражданах, необходимых для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. При этом законодательно несколько расширено число граждан, информация о которых подлежит внесению в банки данных. В частности, внесению в банки данных подлежит информация:

О лицах, прошедших государственную геномную регистрацию, о лицах, подлежащих государственной защите;

О лицах, получивших удостоверение частного охранника;

О лицах, находящихся в беспомощном состоянии и неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о себе.

Следует отметить, что информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является правом не каждого сотрудника полиции. Так, сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, до решения аттестационной комиссии, отстраняется от выполнения вышеуказанных обязанностей.

При этом Законом несколько расширены случаи применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В настоящее время, применение физической силы допускается для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 20 Закона). Применение специальных средств (элект-рошоковых устройств, водометов, бронемашин и т. п.) может иметь место для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия (п. 11 ч 1 ст. 21 Закона). Сотрудник полиции также вправе применить огнестрельное оружие для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения (п 3 ч 3 ст. 23 Закона).

Согласно Закону о милиции сотрудник милиции обязан был информировать руководство лишь в случае применения им огнестрельного ору-

жия. Новым законом ужесточен контроль за случаями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Закон требует от сотрудника полиции уведомления о случаях применения не только огнестрельного оружия, но и физической силы, и специальных средств. Так, в случаях причинения гражданину телесных повреждений в результате применения физической силы или специальных средств должны уведомляться его близкие родственники или близкие лица. В случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате причинения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в течение 24 часов уведомляется прокурор. Более того, о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств и огнестрельного оружия, сотрудник полиции обязан в течение 24 часов предоставить рапорт непосредственному начальнику либо руководителю близлежащего территориального органа полиции (пп 5, 6, 8 ст. 19 Закона).

Законом о полиции установлены жесткие критерии поступления на службу. Так, поступающие на службу в полицию обязаны пройти психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость. Также, на гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет. Таким образом, лица, дающие рекомендацию, будут нести ответственность за дальнейшие действия сотрудника полиции.

Законом расширены основания, по которым гражданин не может быть принят на службу в полицию. Такими основаниями могут стать:

Наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

Неоднократное, в течение года, предшествовавшего дню поступления в полицию, совершение умышленных административных правонарушений;

Несогласие соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции.

Набор в полицию будет осуществляться только по результатам внеочередной переаттестации, которая в настоящее время проводится в органах внутренних дел.

Законом о полиции впервые законодательно закреплена обязанность должностных лиц полиции информировать высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти РФ) и выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на соответствующей территории (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона).

Более того, новым законом за деятельностью полиции предусматривается парламентский контроль. Также за деятельностью полиции законо-

дательно закреплен общественный контроль в лице Общественной палаты РФ, общественных наблюдательный комиссий и общественных советов, а также судебный контроль и надзор (ст.ст. 50-51 Закона).

Таким образом, впервые, государство передает право контроля над самой многочисленной вооруженной организацией непосредственно обществу (гражданскому обществу).

Данный закон не является догмой, его практическое применение, непременно, приведет к законодательному изменению и дополнению отдельных норм, их комментариям профессиональными юристами, но то, что новый закон оказался прозрачным, понятным и удобным в применении, в том числе и для рядовых граждан, является неоспоримым фактом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

3. См.: Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред А. В. Ендольцевой, О. А. Га-лустьяна, А П Кизлыка. 6-е изд, перераб. и доп М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

5. Фалалеев М. Читайте закон: он - не только для полиции, но и для вас // Российская газета. 2011. 8 февраля.

Российская милиция стала полицией не так давно. Что изменилось с тех пор, как был принят "О полиции"? Чтобы ответить на этот вопрос, придется заглянуть в сам нормативный акт.

Когда был принят Федеральный закон "О полиции"?

Законопроект вступил в силу в 2011 году, заменив собой указ РСФСР "О милиции" от 1991 года. Обсуждение проекта началось еще в 2010 году. Инициатором введения новых элементов в был Дмитрий Медведев. Нормативный акт был опубликован в интернете, в результате чего собрал более 20 тыс. комментариев. Некоторая их часть в дальнейшем учитывалась для работы с текстом будущего законопроекта.

В 2010 году президент предложил переименовать российскую милицию в полицию. Вокруг предложения стало ходить много критики. Сторонники проекта считали, что понятие "полиция" ассоциируется с профессионализмом, эффективностью и качеством работы. Противники переименования говорили о негативном контексте понятия, которое якобы отсылало к временам Великой Отечественной войны.

52% респондентов, по опросам ФОМ, отнеслись к проекту безразлично, 33% считали проект нежелательным, и лишь 11% высказались за переименование.

Правовая основа

Федеральный закон "О полиции", а именно первая его статья, закрепляет моменты, касающиеся назначения полиции. В законе говорится о том, что сотрудники рассматриваемой инстанции предназначены для защиты свобод, прав, а также здоровья и жизни российских граждан. Основными же функциями полицейских является охрана общественного правопорядка и противодействие преступности.

Направлениями согласно статье 2 рассматриваемого закона, являются защита общества и личности, пресечение правонарушений и преступлений, розыск отдельных лиц, обеспечение правопорядка и безопасности, а также контроль над соблюдением законодательства в детективной сфере.

Федеральный закон "О полиции", а именно третья его статья, регламентирует правовую основу деятельности полицейских. Здесь стоит выделить в первую очередь российскую Конституцию, отдельные договоры международного права, нормативные акты Правительства и некоторые федеральные законы.

О принципах деятельности

Основные принципы функционирования полицейских все так же закрепляет Федеральный закон РФ "О полиции". В частности, статья 5 закона говорит об уважении и соблюдении прав человека и гражданина в России. Полиция должна всячески способствовать развитию и качественному функционированию этого принципа. Следующий принцип - законность. Так, полицейские должны качественно исполнять свои обязанности только в полном соответствии с законами РФ. Седьмая статья говорит о беспристрастности полицейских. Полиция должна вставать на защиту прав и свобод граждан независимо от пола, национальности, расы, религии и прочих отличительных элементов.

Открытость и публичность - еще один важнейший принцип, который закрепляет закон (в статье 8). Деятельность полицейских должна быть видна для абсолютно любого гражданина РФ. Наконец, статьи 9 и 10 говорят о доверии и поддержке со стороны граждан, а также о взаимодействии и сотрудничестве. Без этих принципов деятельность полицейских попросту была бы невозможной.

Обязанности полиции

Обязанности полицейских закрепляет статья 12 рассматриваемого законопроекта. Так, основными функциями представителей силовых структур являются следующие моменты:

  • принятие и регистрация сообщений и заявлений от российских граждан, касающихся нарушений прав и свобод;
  • незамедлительное прибытие на места совершения правонарушения и преступления;

  • оказание первой медицинской помощи лицам, пострадавшим от преступлений и правонарушений;
  • выявление причин преступлений;
  • обеспечение безопасности граждан, контроль над общественным порядком;
  • обеспечение публичных мероприятий (митингов, пикетов, шествий и т. д.);
  • принятие качественных мер по спасению граждан во время чрезвычайных ситуаций;
  • возбуждение уголовных дел, проведение дознаний;
  • осуществление розыскной и оперативной деятельности;
  • идентификация отдельных лиц и многое другое.

Федеральный закон Российской федерации "О полиции" закрепляет достаточно большое количество обязанностей за представителями рассматриваемой структуры.

Права полицейских

Права рассматриваемой структуры закрепляет статья 13 Федерального закона "О полиции". Для исполнения возложенных функций полицейским предоставлены следующие права:

  • требовать от лиц прекращения противоправных действий;
  • проверять документы и удостоверения личности граждан, если есть данные, предоставляющие основания подозревать тех или иных лиц в правонарушениях или преступлениях;
  • вызывать в полицию отдельных должностных лиц или простых граждан по расследуемым делам уголовного типа;

  • посещать различные организации и общественные объединения при расследовании дел уголовного или административного типа;
  • требовать от людей покинуть место правонарушения или преступления;
  • составлять протоколы, собирать доказательства, проводить оперативно-розыскные мероприятия;
  • доставлять отдельных граждан в полицейский участок;
  • истребовать проведения экспертиз по письменным запросам и многое другое.

Закон "О полиции" закрепляет достаточно большое количество прав полицейских. Основные виды прав были обозначены выше.

О применении физической силы

Что говорит Федеральный закон РФ (№3 ФЗ) "О полиции" о применении сотрудниками физической силы? Согласно рассматриваемому нормативному акту, полицейский имеет право на применение насилия в отдельных, исключительных случаях. У сотрудника полиции имеется при себе ряд спецсредств, при помощи которых он способен применять физическую силу.

Каждый полицейский обязан пройти специальную подготовку по владению средствами обороны, а также получить свидетельство о профессиональной пригодности (по итогам проверки). Согласно законопроекту, полицейский не несет ответственность за причинение гражданам и организациям вреда в ходе применения физической силы. Однако превышение полицейскими своих полномочий повлечет ответственность, установленную законодательством РФ.

О сотруднике полиции

Как Федеральный закон (№3 ФЗ) "О полиции" характеризует самого Поможет ответить на этот вопрос статья 25 рассматриваемого нормативного акта. Так, согласно закону, полицейским является гражданин Российской Федерации, осуществляющий обязанности в органах внутренних дел в установленном порядке. В наличии у сотрудника полиции должно быть специальное звание, подтверждающее его статус.

Сотрудник полиции, согласно рассматриваемому законопроекту, находится в распоряжении у федерального исполнительного органа. Он выполняет функции и реализует права в соответствии со специальной должностной инструкцией. Полицейский должен обладать специальным удостоверением, нагрудным знаком, жетоном, форменной одеждой и огнестрельным оружием. Каждый полицейский подлежит обязательной дактилоскопической регистрации (снятие отпечатков пальцев).

О гарантиях

Федеральный закон "О полиции" (основной закон с изменениями от 3.07.16) закрепляет основные социальные гарантии каждого сотрудника полиции. Что именно здесь стоит выделить?

Первая и, пожалуй, самая важная социальная гарантия полицейского касается оплаты труда. Каждый сотрудник полиции должен быть обеспечен своевременным денежным довольствием, являющимся средством к материальному обеспечению и стимулом к продолжению служебной деятельности. Материальное обеспечение сотрудника полиции регулируется российским законодательством.

Следующая социальная гарантия касается страховых выплат сотрудникам полиции. Так, гибель полицейского или получение им тяжелых увечий повлекут за собой определенные законом выплаты, призванные возместить вред, полученный при исполнении служебных обязанностей. Здоровье и жизнь любого полицейского должны подлежать государственному страхованию. Осуществляться это должно за счет федерального бюджета РФ.

Жилищное обеспечение сотрудника полиции также является важнейшей социальной гарантией. Каждый полицейский должен быть обеспечен служебным жилым помещением за счет средств из федерального бюджета. При этом сама полиция имеет специальный жилищный фонд, формируемый федеральным исполнительным органом.

Помимо всего вышеперечисленного, стоит также выделить социальные гарантии, связанные с медицинским обеспечением сотрудников полиции и членов их семей, а также гарантии, регулирующие порядок прохождения полицейской службы.

Контроль и надзор

Федеральный закон РФ "О полиции", принятый в феврале 2011 года, регулирует, помимо всего вышеперечисленного, государственный и общественный контроль над деятельностью сотрудников полиции. Так, статья 49 рассматриваемого законопроекта закрепляет необходимость контролировать полицейскую структуру палатами Федерального Собрания, Президентом РФ, Конституцией, федеральными и федеральными конституционными законами.

Общественный контроль над полицией должен заключаться в осуществлении надзора Общественной Палатой РФ, различными наблюдательными комиссиями и общественными советами, образуемыми при федеральных органах исполнительной власти.

Закон «О полиции» N 3-ФЗ принят 7 февраля 2011 года, вступил в силу спустя месяц, 7 марта того же года, и заменил закон РCФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции».

При создании проекта закона учитывалось общественное мнение, которое в итоге нашло отражение в нормах закона.

Закон состоит из 11 отдельных глав, регулирующих такие правоотношения:

  1. Общие положения о назначении и роли полиции, её функциях.
  2. Принципы работы сотрудников полиции.
  3. Полный перечень и описание прав и обязанностей.
  4. Общие положения о мерах принуждения, которые может применять полиция.
  5. Положения касательно применения специальных средств, оружия и физической силы при исполнении полицией своих прямых обязанностей.
  6. Место в правовой системе сотрудника полиции.
  7. Правила вступления на службу в полиции, особенности службы, порядок увольнения.
  8. Нормы относительно социальной защищённости служащих в полиции.
  9. Вопросы обеспечения.
  10. Контроль деятельности.
  11. Заключительные положения о порядке действия закона.

Изменения закона

Из явных изменений Закона стала реформа из милиции в полицию. В связи с этим, в 2011 году проведена внеочередная переаттестация всех сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД, отказавшиеся от прохождения переаттестации либо её не сдавшие, были уволены с государственной службы. Также были активные попытки препятствовать продвижению закона в частности относительно переименования милиции, однако закон всё же был принят в первоначальном смысле и уже более четырёх лет новых нареканий относительно переименования не вызывает.

В 2015 году в Государственную Думу был внесён законопроект, вызвавший широкий резонанс.

Законопроект с одной стороны очень сильно урезает права обычных граждан, а с другой — предлагает наделить сотрудников правоохранительных органов значительными полномочиями.

Первое изменение — предложение исключить норму относительно того, что полиция должна обеспечить доверие граждан и общества к себе и заменить её на другую, суть которой заключается в том, что полиция опирается на поддержку граждан, то есть ввести так называемую «презумпцию доверия». Данный пункт правозащитники не одобряют по той причине, что уровень доверия в нашей стране к органам полиции находится на низком уровне, а вследствие принятия нормы возможно даже определённое наказание за невыявление доверия, из-за чего могут пострадать многие сознательные граждане.

Стороны же, продвигающие данный проект, наоборот утверждают, что полиция является представителем государства, поэтому поддержка граждан должна быть заложена изначально.

Изменения коснулись и применения оружия полицией. Предлагается разрешить открывать огонь в несовершеннолетних, женщин, инвалидов (на сегодня это запрещено). Исключение предлагается оставить только женщинам с явными признаками беременности.

Законопроект предлагает больше не предоставлять защиту гражданам, если те обращаются к сотрудникам полиции без предъявления документов.

Ещё одно резонансное нововведение, которое планируется ввести — это изменения правил досмотра граждан, личных вещей либо транспорта. Если сейчас сотрудник полиции правомочен проводить данную процедуру только при наличии конкретных данных о наличии состава правонарушения, то в будущем предлагается проводить досмотр и обыск уже при подозрении в правонарушении.

Хоть проект ещё не был рассмотрен, в случае принятия каждому гражданину следует ознакомиться с изменениями, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.

Поскольку полиция является государственным правоохранительным органом, вследствие чего мы часто пересекаемся с ним в повседневной жизни, знание закона «О полиции» может пригодиться каждому.

zakonopolitsii.ru

Краткое содержание закона о полиции

Дмитрий Медведев подписал накануне закон «О полиции». Закон вступит в силу с 1 марта, с полным текстом документа можно ознакомиться здесь.

В общих положениях закона прописаны функции полиции по защите жизни здоровья и прав граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, охране порядка, собственности и безопасности. В законе прописано, что полицейский должен прийти на помощь каждому , кто в этом нуждается. Там же описаны 12 основных направлений деятельности полиции – защита, предупреждение и раскрытие преступлений, охрана правопорядка, контроль за оборотом оружия, присмотр за частными детективами, охрана (в том числе на договорной основе), защита потерпевших, свидетелей и прочих, кому положена госзащита, экспертно-криминалистическая деятельность. Кроме того, особым пунктом указывается, что полицейские могут участвовать в поддержании международного мира и безопасности (если прикажет президент).

В законе прописано, что полицейский обязан соблюдать права человека и гражданина , кроме особых случаев, но даже в этих случаях деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан должна быть прекращена, если достигнута законная цель или становится понятно, что такими методами цель не достижима. Законом полицейским запрещено пытать людей, унижать или применять жестокость.

Полицейский должен быть внимателен к гражданам – при обращении к нему должен представиться, выслушать и попробовать помочь либо направить к тому, кто может помочь. Если полицейский по службе узнал какие-то подробности личной жизни граждан, он не должен о них распространяться (кроме особых случаев, когда это требуется по закону).

Полицейский должен быть беспристрастен . В законе прописано, что он должен в равной степени защищать людей вне зависимости от пола, цвета кожи, языка, религии или количества денег у гражданина. Полицейский не может состоять в партии. Даже в нерабочее время полицейский должен вести себя так, чтобы никто не усомнился в его беспристрастности.

Полицейский должен вызывать доверие . Согласно закону, он должен так работать, чтобы вызывать поддержку и доверие граждан, а если кого-то обидел – полиция должна принести извинения и восстановить законность. С извинениями полицейские должны прийти туда, куда пожелает гражданин – на работу, по месту учебы или проживания.

Полицейский должен пользоваться достижениями науки и техники . Так, по закону, он должен уметь использовать информационные системы, сети связи, пользоваться аудио-, видео- и фотоаппаратурой для фиксации правонарушений.

В обязанности полиции внесено 38 пунктов, в том числе регистрация заявлений о преступлениях, немедленный выезд на место преступления, оказывать первую помощь пострадавшим, расследовать, обеспечивать порядок, в условиях ЧС спасать людей и оберегать их имущество, разыскивать, опознавать, контролировать оборот оружия, присматривать за детективами и ЧОПами, проводить дактилоскопию и геномную регистрацию, обеспечивать режим военного положения или ЧС (в случае их введения), следить за законностью выборных кампаний, охранять аэропорты, обеспечивать сохранность кладов и многое другое.

В число прав полиции внесено 37 пунктов, в том числе: требовать от граждан прекратить нарушать закон, при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в различные учреждения (в рамках расследования дела), патрулировать, выгонять посторонних с места преступления, осуществлять досмотр граждан (если есть информация, что гражданин переносит нечто противозаконное), узнавать налоговую тайну, привлекать граждан к добровольному сотрудничеству, а также – в крайних случаях, — пользоваться автотранспортом организаций или граждан для преследования преступника, а также транспортировки раненых или отбуксировки транспортных средств после ДТП.

Полицейский может задерживать на 48 часов . При задержании полицейский будет озвучивать права «на адвоката», «на один звонок», «на отказ от дачи показаний» и «на переводчика» (пресловутое «право Миранды» из голливудских боевиков).

Полицейский не может входить в дом, если хозяева против . Есть четыре исключения – спасение граждан при ЧС и массовых беспорядках, для задержания подозреваемых, для пресечения преступления и для установления обстоятельств несчастного случая. В этих исключительных случаях полицейский имеет право взломать замок. Проникая, полицейский должен предупредить граждан о своем намерении, ничего не громить без надобности, не рассказывать о подробностях частной жизни, которые ему стали известны, кроме особых случаев.

Полицейские будут вести базы данных . Туда попадут: подозреваемые, осужденные, отправленные на принудительное лечение, несовершеннолетние правонарушители, амнистированные, потерпевшие, разыскиваемые, пропавшие без вести, автовладельцы, владельцы водительских удостоверений, охранники, детективы, лица, прошедшие дактилоскопию или геномную регистрацию, лица, подлежащие госзащите, владельцы оружия, депортированные. Эту базу полиция обязуется защищать от взлома и копирования .

Полицейский может пользоваться оружием или применять физическую силу, а если под рукой нет оружия и спецсредств, то может пользоваться подручными средствами – когда это необходимо для выполнения его работы или для самообороны. Чтобы пользоваться оружием и спецсредствами, полицейский будет проходить аттестацию. Если не прошел – то проверку на соответствие должности.

Полицейский не несет ответственности за вред , который он причинил гражданам или организациям, применяя оружие, спецсредства или физическую силу, если делал это по закону. Если полицейский вознамерился применить оружие или силу, он должен предупредить об этом, указав, что он полицейский. Если на это нет времени (промедление может угрожать жизни граждан или самого полицейского), то может не предупреждать. Если полицейский воспользовался силой или оружием и нанес повреждения человеку, он должен оказать ему помощь, и сообщить об этом его близким, если полицейский человека убил – то прокурору.

Полицейский может использовать: «палки специальные», газовые спецсредства, средства ограничения подвижности (в том числе — подручные), окрашивающие и маркирующие средства, электрошоковые и светошоковые устройства, служебных животных. А также: водометы, бронемашины и средства разрушения преград. Все это нельзя применять к очевидно беременным женщинам, инвалидам и детям, если они не оказывают вооруженного сопротивления и не нападают группой. Также нельзя использовать перечисленное, при разгоне митингов и демонстраций (ненасильственного характера и не нарушающих общественный порядок). Оговаривается, что нельзя бить человека палкой по голове, шее, ключицам, животу, половым органам, в область сердца. Водомет нельзя использовать при минусовой температуре.

У полицейского будет: удостоверение, жетон и нагрудный знак. Полицейский будет ходить в форме с нагрудным знаком, «позволяющим идентифицировать сотрудника полиции». Полицейский будет продактилоскопирован.

У полицейских будут звания: рядовой полиции, сержанты полиции – младший, просто сержант и старший, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции, лейтенанты полиции – от младшего до старшего, капитан полиции, майор полиции, подполковник и полковник полиции, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал полиции.

В полицию не будут брать : недееспособных, судимых, отказавшихся хранить гостайну, имеющего заболевание, которое правительство России посчитает препятствием для службы в полиции, имеющих близкое родство с другим полицейским при условии подчинения ему, вышедших из российского гражданства, получивших гражданство другой страны, предоставление подложных документов.

Полицейский будет нести ответственность за свои действия или бездействие, в том числе противоправные, за вред, причиненный противоправными действиями.

Таково неполное описание закона о полиции.

08.02.2011 11:53 Мск | информационная служба Накануне.RU
13:53 Екб

План – конспект

проведения занятия по правовой подготовке

с личным составом 9 учебной группы

Тема: «Основные положения Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-фз «о полиции».

— изучить основные положения ФЗ №3 от 07.02.2011 г. «О полиции»;

— определить роль и значение ФЗ №3 от 07.02.2011 г. «О полиции», как основного нормативно-правового акта, определяющего статус полиции;

— сформировать понимание значения ФЗ №3 от 07.02.2011 г. «О полиции» в правовой системе Российской Федерации.

Место проведения: учебный класс

Дата проведения: 12.11.2015

1. Понятие и содержание понятия «полиция»

2. Назначение полиции и основные направления деятельности полиции

3. Правовая основа деятельности полиции

Материальное обеспечение: тетради по служебной профессиональной подготовке.

Ход занятия:

Проверка наличия личного состава, доведение темы, целей занятия и порядка его организации.

III . Заключительная часть – 5 минут подведение итогов занятия.

1. Понятие и содержание понятия «полиция»

Термин «полиция» в Законе употребляется в нескольких значениях. В статье 1 под полицией понимается система (совокупность) учреждений (специфических служб), объединенных одним и тем же назначением, задачами, принципами деятельности и правовым статусом сотрудников. В других же статьях Закона (ст. ст. 12, 13 и др.) под полицией понимаются специфические структурные подразделения органов внутренних дел. Полицией именуется не подразделение органа внутренних дел, а соответствующее подразделение органа внутренних дел. Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О полиции» состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.

Подразделения полиции имеются в каждом органе внутренних дел вплоть до центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ. Начальники данных служб одновременно являются начальниками полиции.

Закрепленные в Федеральном законе назначение, функции, права и обязанности полиции в полной мере распространимы как на каждое отдельно взятое подразделение полиции (на полицию), так и на руководителей этих подразделений в органе внутренних дел, а равно подчиненных им сотрудников полиции Российской Федерации.

Полиция имеется не только в нашей стране. Настоящий же нормативный правовой акт касается лишь полиции, которая является органом исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно, ее полномочия в основном реализуются лишь на территории нашей страны. На территории других государств полиция Российской Федерации может действовать лишь в пределах полномочий, предоставленных ей (сотрудникам полиции) международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

Краткая аннотация закона о полиции (из новостей «Консультант Плюс»)

В ст. 4 Закона о полиции устанавливается, что полиция является частью федеральной системы органов государственной власти в сфере внутренних дел. В Законе о милиции отсутствовало специальное указание на то, что милиция является частью системы федеральных органо! в.
Статьей 7 Закона о милиции была определена организационная структура милиции и административная подчиненность в системе органов исполнительной власти. Согласно п. 4 ст. 4 Закона о полиции состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Президентом РФ.
Законом о полиции отменено разделение органов внутренних дел на криминальную милицию (полицию) и на милицию (полицию) общественной безопасности.

Финансирование органов внутренних дел

В ст. 35 Закона о милиции было установлено, что милиция финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений. Особо оговаривалось (ст. 7 Закона о милиции), что криминальная милиция может финансироваться только за счет средств федерального бюджета. Теперь в ст. 47 Закона о полиции определено, что деятельность полиции финансируется только из федерального бюджета.
Таким образом, Закон о полиции предусматривает независимость органов внутренних дел от бюджетов субъектов РФ, муниципальных бюджетов и иных поступлений.

Права и обязанности сотрудников полиции

В Законе о полиции (гл. 3) права и обязанности полиции изложены более подробно, чем в аналогичных нормах Закона о милиции (раздел III). В новом Законе специально оговаривается, что перечень обязанностей полиции может быть установлен только в Законе о полиции.
Из многочисленных и детально изложенных в Законе прав и обязанностей полицейских стоит отметить следующие.
Сотрудники полиции обязаны информировать людей, заявивших о совершенном преступлении, о ходе рассмотрения их заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц (ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).
В соответствии п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона сотрудники полиции наделяются правом выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах «спецсигналов».
Сотрудники полиции смогут получать от кредитных организаций информацию по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в целях пресечения и выявления налоговых преступлений (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 29 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).
Кроме того, согласно Закону о полиции расширяются функции полиции по обеспечению защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан (п. 17 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). Такие полномочия предусматривались в Законе о милиции (ст. 11).
Полиция, как и милиция, по-прежнему сможет заниматься охраной имущества и объектов на договорной основе (п. 10 ч. 1 ст. 2 и п. 25 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).
Изменения коснулись и порядка применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел. Так, сотрудники полиции будут вправе применять данные средства для пресечения административных правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 21 Закона о полиции). Это новшество по сравнению с нормами Закона о милиции (ст. 14 Закона о милиции).
Статьей 22 Закона о полиции установлены ограничения на применение специальных средств. Так, сотрудники полиции не вправе применять данные средства в отношении:
— женщин с видимыми признаками беременности;
— лиц с явными признаками инвалидности;
— малолетних лиц;
— участников незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
Кроме того, не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца (п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона о полиции). Такое ограничение не предусматривалось в Законе о милиции.
Однако данные ограничения не действуют в ситуациях, в которых сотрудник полиции вправе применить огнестрельное оружие (ч. 1 ст. 23 Закона о полиции). Это может быть защита от нападения, от посягательств на оружие или транспортное средство сотрудника полиции, освобождение заложников, пресечение побега из мест содержания под стражей и задержание пытающегося скрыться подозреваемого, застигнутого на месте совершения тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности или оказывающего вооруженное сопротивление. В этих случаях допустимо применение специальных средств, в частн! ости, к беременным женщинам, инвалидам и малолетним.
Действия сотрудника полиции в отношениях с гражданами теперь законодательно регламентированы. Частью 3 ст. 5 Закона о полиции установлено, что сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. Данное правило не было предусмотрено в Законе о милиции и является законодательной новеллой.
Также устанавливается особый порядок обращения сотрудников полиции к гражданам. Представитель органов правопорядка обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения (ч. 4 ст. 5 Закона о полиции). Ранее это законом не закреплялось.
Законодательно установлена обязанность полиции принести извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или его учебы в соответствии с его пожеланиями (ч. 3 ст. 9 Закона о полиции). Законом о милиции подобные действия не предусматривались.
Законом исключен ряд не свойственных полиции функций. Полицейские не будут обязаны:
— осуществлять административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ;
— организовывать работу медицинских вытрезвителей;
— проводить технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним;
— конвоировать задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы;
— разыскивать должника, его имущество;
— формировать и вести реестр дисквалифицированных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 54 Закона о полиции данные нормы вступят в силу с 01.01.2012.

Применение полицией отдельных мер
государственного принуждения

Глава 4 Закона о полиции регламентирует возможность применения сотрудниками полиции некоторых мер специального принуждения.
О нормативном регулировании вхождения (проникновения) сотрудников полиции в жилые помещения следует рассказать подробнее. Такое действие допускается в следующих случаях (ч. 3 ст. 15 Закона о полиции):
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств несчастного случая.
Законом установлено, что сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые помещения.
Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан в первую очередь перед совершением этого действия уведомить находящихся в помещении граждан об основаниях вхождения. Этого можно не делать, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия.
При проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан сотрудники полиции должны использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба имуществу. Факты личной жизни граждан, ставшие известными сотрудникам полиции при проникновении в помещение, не должны разглашаться.
О каждом вхождении (проникновении) в жилое помещение сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить соответствующий рапорт. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно более короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.
В отношении задержания нужно отметить следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о полиции с момента задержания гражданин имеет право на юридическую помощь, о чем ему должен сообщить сотрудник полиции. В Законе о милиции устанавливалась только обяз! анность сотрудников милиции предоставить возможность задержанным реализовать установленное законом право на юридическую помощь (абз. 5 ст. 5 Закона о милиции). Задержанный вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания, а также уведомить родственников посредством телефонного звонка не позднее трех часов с момента задержания (ч. ч. 3, 5 и 7 ст. 14 Закона о полиции).
Помимо норм о проникновении в жилое помещение и задержании в гл. 4 Закона о полиции содержатся нормы об оцеплении (ст. 16) и о формировании банков данных (ст. 17). В Законе о милиции подобные нормы были закреплены в разделе о правах и обязанностях милиции.

Служба в полиции

Для того чтобы служить в полиции, граждане РФ обязаны будут пройти специальную первоначальную подготовку (ч. 1 ст. 38 Закона о полиции). Аналогичное правило было предусмотрено и для службы в милиции (абз. 2 ст. 12 Закона о милиции). Одна! ко в Законе о полиции закреплена целая система аттестаций сотрудников полиции на соответствие занимаемой должности и проверок на профессиональную пригодность к действиям, связанным с использованием физической силы и специальных средств (ст. ст. 34 — 36 и 38 Закона о полиции). Сотрудники полиции не смогут применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие до прохождения соответствующей проверки.
Специально установлено, что все сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной переаттестации в порядке и в сроки, предусмотренные Президентом РФ (ч. 3 ст. 54 Закона о полиции). В случае выявления несоответствия занимаемой должности по результатам аттестации сотрудники полиции могут быть уволены (п. 10 ч. 1 ст. 40 Закона о полиции).
Кроме того, сотрудников полиции также будут регулярно проверять на знание Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 27 Закона о полиции).
В соответствии с ч. 6 ст. 29 Закона о полиции на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В частности, сотрудники полиции будут обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах и имуществе. Исключение составляют ограничения, запреты и обязанности, препятствующие осуществлению сотрудником полиции «оперативно-разыскной деятельности» (в терминологии ч. 1 ст. 8 Закона о полиции).
Закон о полиции предусматривает создание профессиональных объединений работников полиции (ст. 31 Закона о полиции).
Увеличено количество оснований для увольнения со службы в полиции (ст. 40 Закона о полиции) по сравнению с тем, что было предусмотрено в ст. 19 Закона о милиции.
Законом о полиции установлено, что в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуациях сотрудники полиции могут быть направлены в другую местность без изменения их служебных обязанностей (ч. 5 ст. 37 Закона о полиции). В случае несогласия сотрудника полиции с таким направлением он подлежит увольнению (п. 21 ч. 1 ст. 40 Закона о полиции).
При этом для всех сотрудников полиции, а также для членов их семей предусмотрены широкие социальные льготы и гарантии (гл. 8 Закона о полиции): от обеспечения жилым помещением за счет бюджета и бесплатного медицинского обслуживания до предоставления проездных документов на все виды транспорта и выделения мест для детей сотрудников полиции в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту их жительства (ст. ст. 44 — 46 Закона о полиции).

Надзор и контроль над полицией

Глава 10 Закона о полиции предусматривает многосторонний контроль над деятельностью полиции. Государственный контроль в отношении полиции осуществляют (ст. 50 Закона о полиции): Президент РФ, Правительство РФ и палаты Федерального Собрания. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, который будет установлен руководителем исполнительного органа власти в сфере внутренних дел.
Закон о милиции предполагал также осуществление контроля и со стороны органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (ст. 37). Данные органы теперь не будут иметь соответствующих полномочий.
Закон о полиции дополнительно предусматривает также общественный и судебный контроль, а кроме того судебный и прокурорский надзор над деятельностью полиции.
В ст. 53 Закона о полиции установлено, что действия сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы граждан, организаций или государственных или муниципальных органов, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или органу, а также в прокуратуру или в суд.
Следует отметить, что в Законе о полиции не разъясняются вопросы взаимодействия полиции и Следственного комитета РФ.

Принципы деятельности полиции

В соответствии со ст. 3 Закона о милиции деятельность милиции строилась в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия и сотрудничества с органами власти, организациями и гражданами.
Полиция будет осуществлять свою деятельность на основе следующих принципов:
— соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ст. 5 Закона о полиции),
— законности (ст. 6 Закона о полиции),
— беспристрастности (ст. 7 Закона о полиции),
— открытости и публичности (ст. 8 Закона о полиции),
— общественного доверия и поддержки граждан (ст. 9 Закона о полиции),
— взаимодействия и сотрудничества (ст. 10 Закона о полиции),
— использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11 Закона о полиции).
Особый интерес вызывает принцип общественного доверия и поддержки граждан. Установлена обязанность органов внутренних дел проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества (ч. 5 ст. 9 Закона о полиции).

av-rybin.livejournal.com

Основные положения Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»

7 февраля 2011 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал им же внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы Федеральный закон «О полиции».

Этим актом возрожден правоохранительный институт, просуществовавший в России почти два века - с 1718 г., когда Указом Петра I в Санкт-Петербурге была учреждена должность генерал-полицеймейстера, и до весны 1917 г.

Рождение профессиональной полиции в России связано с именем Петра I, который в 1718 году учредил должность генерал-полицмейстера Петербурга.

В специальных пунктах указа были определены основные обязанности полиции: контроль за градостроительством, надзор за благоустройством, санитарией и торговлей города, пресечение преступлений, обеспечение общественного порядка, пожарная охрана города.

Позднее были образованы полицейские структуры в других городах. Полиция в Российской империи просуществовала до 1917 года. Но на протяжении этого времени функции полиции в сфере государственного управления постепенно сужались, и она всё более превращалась в специализированный правоохранительный орган.

В советский период развития российского общества, а также в новой России до марта 2011 года полицейские функции выполняла милиция. Идея создания общей полиции вместо милиции на современном российском политическом небосклоне появилась сразу же после обретения страной независимости в июне 1990 года.

Еще при разработке первого закона новой России «О милиции» этот вопрос активно обсуждался и продвигался. Более того, в конце 1990 года проект закона был направлен в регионы для обсуждения с двойным названием: «О полиции (милиции)». Но в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 февраля 1991 года слово «полиция» было исключено. Однако в ходе обсуждения поправок в Верховном Совета РСФСР этот вопрос снова был поднят. И лишь десятка голосов депутатов не хватило для того, чтобы еще 18 апреля 1991 года в стране появился правоохранительный орган под названием «полиция».

Закон о полиции - без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства, но и всей правовой системы России. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях. В нем дан исчерпывающий перечень полномочий полиции, что позволяет сделать работу сотрудника органа внутренних дел более прозрачной для простого гражданина, а для самих сотрудников дает четко очерченную систему законодательных координат.

С принятием Закона о полиции завершилась эпоха карательного милицейского законодательства, сформировавшегося еще в советский период.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее Закон о полиции или Закон) значительно отличается от других профильных законов тем, что он не только уполномочивает полицию, но и определяет стратегию ее деятельности.

В основу Закона о полиции положено несколько концептуальных идей.

Прежде всего, Закон закрепляет правоохранительное предназначение полиции в обществе. Как и во всем мире, российская полиция, являясь составной частью общества, решает задачи, связанные с обеспечением спокойствия и безопасности населения.

В статье 1 Закона указано, что полиция призвана защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность.

Выделено 12 основных направлений деятельности полиции, которые перечислены в статье 2: защита личности, общества и государства от преступных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; охрана общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной и охранной деятельности; охрана имущества и объектов на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; экспертно-криминалистическая деятельность.

В новом Законе в отличие от предыдущего меры государственного воздействия объединены и локализованы, детально регламентированы и уточнены в части условий их осуществления (главы 4 и 5).

Так, отдельными статьями определены порядок и обстоятельства задержания граждан (статья 14), проникновения в их жилье и иные помещения, на земельные участки (статья 15), применения полицией физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия (статьи 18–23). Очевидно, что гарантии законности деятельности полиции в этой весьма конфликтной сфере стали более весомыми.

С позиций обеспечения гуманистического характера деятельности полиции заслуживают быть отмеченными следующие положения Закона:

соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина являются принципами деятельности полиции (часть 1 статьи 5);

деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан (часть 2 статьи 5);

сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, он обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (часть 3 статьи 5);

полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (часть 6 статьи 5);

сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6);

полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 1 статьи 7);

деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает права граждан, общественных объединений и организаций (часть 1 статьи 8);

полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку со стороны граждан (часть 1 статьи 9);

действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (часть 2 статьи 9);

в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры к восстановлению нарушенных прав и свобод, принести извинения гражданину, чьи права и свободы были нарушены, по месту нахождения, работы, учебы или по месту жительства гражданина в соответствии с его пожеланиями (часть 3 статьи 9).

Предупреждение и профилактика преступлений как главное направление работы полиции закреплены в статьях 2 и 12 Закона.

Полиция в этой связи обязана (пункт 4 части 1 статьи 12):

1) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению;

2) принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;

3) выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

4) участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) участвовать в пропаганде правовых знаний.

Часть 3 статьи 10 Закона также устанавливает, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также поддерживает гражданские инициативы в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Применение силы сотрудниками полиции допускается лишь в случаях, когда несиловые методы не обеспечивают выполнение возложенных на них обязанностей (статьи 6, 18 и 19).

Правовыми средствами воплощения в жизнь партнерской модели взаимоотношений полиции и общества выступают принципы деятельности полиции, закрепленные в главе 2 Закона.

Во главу угла поставлены такие основополагающие начала деятельности полиции, как уважение и соблюдение прав человека и гражданина (статья 5), законность (статья 6), беспристрастность (статья 7), открытость и публичность (статья 8), общественное доверие (статья 9), сотрудничество (статья 10), научность (статья 11).

В числе основополагающих начал деятельности полиции названы ее открытость и прозрачность. Закреплено право граждан и организаций на получение от полиции сведений, непосредственно затрагивающих их права. Руководители и иные должностные лица полиции будут обязаны выступать как минимум ежегодно с отчетами о результатах своей работы перед законодательными органами субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами (часть 3 статьи 8).

Установлено, что полиция должна информировать средства массовой информации о проделанной работе: по запросам редакций предоставлять необходимые сведения, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, а также осуществлять взаимодействие в иных формах (части 4 и 5 статьи 8).

При МВД России и его территориальных органах предусмотрено создание общественных советов, в состав которых должны войти представители общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, деятели культуры, науки и искусства (части 7 и 8 статьи 9).

Закреплена система государственного контроля и надзора за деятельностью полиции (статьи 49, 51, 52, 53). Установлен общественный контроль за работой полиции (статья 50). Однако важно учитывать, что общественный контроль не должен мешать полиции выполнять ее обязанности.

Одной из задач Закона и его концептуальной идеей выступает нормативно- правовое закрепление нового облика сотрудника полиции, того облика, который воспринимается обществом и востребован им.

Нужно откровенно признать, что некоторое время назад в силу объективных и субъективных причин требования к сотрудникам милиции очевидно занижались. Закон о полиции является документом, определяющим дополнительные критерии, которым должен соответствовать блюститель порядка.

Большей частью решению задачи по улучшению реноме сотрудника полиции служат главы 2, 6 и 7 Закона, в которых предусмотрены его права и обязанности, ограничения, связанные со службой в полиции, запреты, требования, ответственность.

Смысл установленных требований сводится к тому, что сотрудник полиции - это человек высоких нравственных и профессиональных качеств, человек высокой культуры.

Сотрудник полиции в соответствии с частями 4 и 5 статьи 5 Закона при обращении к гражданину обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, в случае же применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности.

При обращении гражданина к сотруднику полиции последний должен внимательно выслушать обратившегося, принять необходимые меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (часть 5 статьи 5).

Перед тем как применить силу, полицейский обязан сообщить, что он является сотрудником полиции; в составе группы предупреждение делает один из сотрудников (часть 1 статьи 19).

Во всех случаях задержания сотрудник полиции обязан разъяснить задержанному лицу его право на получение юридической помощи (часть 3 статьи 14).

Предусмотрено, что на форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, должен размещаться нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его (часть 5 статьи 25).

Как известно, одной из основных гарантий законности деятельности полицейского является его правовая грамотность. Закон вводит регулярную проверку знания сотрудниками полиции Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность (пункт 1 части 1 статьи 27).

Закон ориентирует на активное использование в деятельности полиции новейших электронных технологий и информационных систем, предусматривая в том числе прием заявлений о преступлениях и происшествиях в электронной форме (пункт 1 части 1 статьи 12), широкое внедрение средств фиксации поведения сотрудников полиции, в особенности при контактах с гражданами (статья 11).

Еще одна концептуальная идея Закона о полиции состоит в организационном единстве полиции и органов внутренних дел. Полиция выступает составной частью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Это не самостоятельный орган исполнительной власти, каким являются органы внутренних дел, а их главенствующая, основная, но все-таки часть. Руководители органов внутренних дел несут всю полноту ответственности за надлежащее выполнение полицией возложенных на нее задач (части 1, 4 статьи 4).

В организационном плане полиция представляет собой совокупность подразделений, организаций и служб МВД России и его территориальных органов.

По сравнению с действующей организационной схемой милиции отсутствует ее деление на виды.

Состав, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции утверждается главой государства (часть 4 статьи 4).

Федеральный закон «О полиции» - это самый «полновесный» юридический документ среди статусных законов. Он содержит 56 статей, объединенных в 11 глав. Новым в архитектонике Закона является выделение трех глав - главы 2 «Принципы деятельности полиции», главы 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения» и главы 6 «Правовое положение сотрудника полиции».

xn--n1aiccj.xn--b1aew.xn--p1ai

  • Налоговый вычет за обучение Разделы: Кто может получить возврат 13% за обучение? На налоговый вычет за обучение распространяются общие требования для получения налоговых вычетов. Отдельно […]
  • Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (УК РСФСР) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) С изменениями и дополнениями от: 25 июля 1962 г., 6 мая, 14 октября 1963 г., 16 […]
  • Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ"Об автономных учреждениях" С […]
  • Должностная инструкция хостес ресторана 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция хостес ресторана разработана в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными нормативными […]
  • Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ"О коммерческой тайне" С изменениями и […]
  • Утверждены Правила разработки, утверждения планов развития контролируемых государством АО и ТОО, ГП, а также мониторинга и оценки их реализации (аннотация к документу от […]

Основные положения Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции»

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» - Федеральный закон Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 2011 года и заменивший закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции».

Общественное обсуждение законопроекта было организовано в Интернете по инициативе президента РФ Д. А. Медведева. Проект был опубликован на сайте www.zakonoproekt2010.ru 7 августа 2010 года и собрал более 20 тысяч комментариев, некоторая часть из которых была учтена при работе над текстом будущего закона.

Закон содержит 11 глав, в том числе две новые статьи, которые отсутствовали в законе «О милиции»: ст. 8 «Об открытости и публичности» и ст. 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан».

В отличие от закона «О милиции» в законе «О полиции» нет положений о социальной защите сотрудников МВД, которая была прописана в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В общих положениях Федерального закона «О полиции» прописаны функции полиции по защите жизни здоровья и прав граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, охране порядка, собственности и безопасности. В законе прописано, что полицейский должен прийти на помощь каждому, кто в этом нуждается. Там же описаны 12 основных направлений деятельности полиции - защита, предупреждение и раскрытие преступлений, охрана правопорядка, контроль за оборотом оружия, присмотр за частными детективами, охрана (в том числе на договорной основе), защита потерпевших, свидетелей и прочих, кому положена госзащита, экспертно-криминалистическая деятельность. Кроме того, особым пунктом указывается, что полицейские могут участвовать в поддержании международного мира и безопасности (если прикажет президент).

В законе прописано, что полицейский обязан соблюдать права человека и гражданина, кроме особых случаев, но даже в этих случаях деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан должна быть прекращена, если достигнута законная цель или становится понятно, что такими методами цель не достижима. Законом полицейским запрещено пытать людей, унижать или применять жестокость.

Полицейский должен быть внимателен к гражданам - при обращении к нему должен представиться, выслушать и попробовать помочь либо направить к тому, кто может помочь. Если полицейский по службе узнал какие-то подробности личной жизни граждан, он не должен о них распространяться (кроме особых случаев, когда это требуется по закону).

Полицейский должен быть беспристрастен. В законе прописано, что он должен в равной степени защищать людей вне зависимости от пола, цвета кожи, языка, религии или количества денег у гражданина. Полицейский не может состоять в партии. Даже в нерабочее время полицейский должен вести себя так, чтобы никто не усомнился в его беспристрастности.

Полицейский должен вызывать доверие. Согласно закону, он должен так работать, чтобы вызывать поддержку и доверие граждан, а если кого-то обидел - полиция должна принести извинения и восстановить законность. С извинениями полицейские должны прийти туда, куда пожелает гражданин - на работу, по месту учебы или проживания.

Полицейский должен пользоваться достижениями науки и техники, должен уметь использовать информационные системы, сети связи, пользоваться аудио-, видео- и фотоаппаратурой для фиксации правонарушений.

В обязанности полиции внесено 38 пунктов, в том числе регистрация заявлений о преступлениях, немедленный выезд на место преступления, оказание первой помощи пострадавшим, расследование преступлений, обеспечение порядка, в условиях ЧС спасение людей и их имущества и многое другое.

В число прав полиции внесено 37 пунктов, в т.ч.: требовать от граждан прекратить нарушать закон, при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в различные учреждения (в рамках расследования дела), патрулировать, выгонять посторонних с места преступления, осуществлять досмотр граждан (если есть информация, что гражданин переносит нечто противозаконное), узнавать налоговую тайну, привлекать граждан к добровольному сотрудничеству, а также - в крайних случаях, - пользоваться автотранспортом организаций или граждан для преследования преступника, а также транспортировки раненых или отбуксировки транспортных средств после ДТП.

Полицейский может задерживать на 48 часов. При задержании полицейский должен озвучивать права «на адвоката», «на один звонок», «на отказ от дачи показаний» и «на переводчика».

Полицейский не может входить в дом, против воли хозяев. Есть четыре исключения - спасение граждан при ЧС и массовых беспорядках, для задержания подозреваемых, для пресечения преступления и для установления обстоятельств несчастного случая. В этих случаях полицейский имеет право взломать замок. Проникая, полицейский должен предупредить граждан о своем намерении, ничего не громить без надобности, не рассказывать о подробностях частной жизни, которые ему стали известны, кроме особых случаев.

Полицейские имеют право вести базы данных, в которые вносятся: подозреваемые, осужденные, отправленные на принудительное лечение, несовершеннолетние правонарушители, амнистированные, потерпевшие, разыскиваемые, пропавшие без вести, автовладельцы, владельцы водительских удостоверений, охранники, детективы, лица, прошедшие дактилоскопию или геномную регистрацию, лица, подлежащие госзащите, владельцы оружия, депортированные. Эту базу полиция обязуется защищать от взлома и копирования.

Полицейский может пользоваться оружием или применять физическую силу, а если под рукой нет оружия и спецсредств, то может пользоваться подручными средствами - когда это необходимо для выполнения его работы или для самообороны. Чтобы пользоваться оружием и спецсредствами, полицейский будет проходить аттестацию. Если результат аттестации отрицательный - полицейский должен пройти проверку на соответствие должности.

Полицейский не несет ответственности за вред, который он причинил гражданам или организациям, применяя оружие, спецсредства или физическую силу, если делал это по закону. Если полицейский вознамерился применить оружие или силу, он должен предупредить об этом, указав, что он полицейский. Если на это нет времени (промедление может угрожать жизни граждан или самого полицейского), то может не предупреждать. Если полицейский воспользовался силой или оружием и нанес повреждения человеку, он должен оказать ему помощь, и сообщить об этом его близким, если полицейский человека убил - то прокурору.

У полицейского имеются следующие знаки отличия: удостоверение, жетон и нагрудный знак. Полицейский должен ходить в форме с нагрудным знаком, «позволяющим идентифицировать сотрудника полиции». Все полицейские проходят обязательную дактилоскопию.

Сотрудникам полиции присваиваются следующие звания: рядовой полиции; младший начальствующий состав - младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции; средний начальствующий состав - младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции; старший начальствующий состав - майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции; высший начальствующий состав - генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции Российской Федерации. Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными. При увольнении со службы к специальному званию добавляются слова «в отставке». Сотрудник полиции может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.

В полиции не могут служить: недееспособные граждане, судимые, в т.ч. и с погашенной или снятой судимостью, отказавшиеся хранить гос. тайну, имеющие заболевание, которое правительство России посчитает препятствием для службы в полиции, имеющие близкое родство с другим полицейским при условии подчинения ему, вышедшие из российского гражданства, получивших гражданство другой страны, предоставление подложных документов.

Полицейский несет ответственность за свои действия или бездействие, в т.ч. противоправные, за вред, причиненный противоправными действиями.