В составе председательствующего судьи. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи А.И.Д., судей Алиевой Э.З

  • Критика мертоном «классических постулатов» функционального анализа
  • Влияние современной системы образования на развитие человека и общества в целом
  • Проблема злоупотребления свободой слова (по материалам телевизионных программ)
  • Единство свободы и ответственности личности как условие развития демократического общества

Понятие личность следует отличать от понятий индивида и индивидуальности. Понятие "человеческий индивид" обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Понятие индивидуальность, которым оперирует психология, обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Понятие личность обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей).

В теории личности ясно проявляется противоположность материализма и идеализма. С точки зрения идеализма, личность – духовное существо, автономно творящее историю. С точки зрения исторического материализма, личность – продукт общественного развития, она является субъектом общественных отношений не изолированно, сама по себе, а лишь как часть социального коллектива (сословия, класса, нации, общества в целом). Человек не рождается личностью, а становится ею, и этот процесс социален. Решающим в процессе формирования личности является тот факт, что "...индивиды как физически, так и духовно творят друг друга..." (Maркс К. и Энгельс Ф.), что "...развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении...". Это общение структурно организовано в виде различных социальных групп и конкретных коллективов. Личность не исчерпывается ни одной из ее многочисленных ролей; структуру личности образует их целостность, совокупность. Охарактеризовать ее можно только через ее основные роли, в исполнении которых проявляется ее индивидуальность. Определение объективной структуры личности как совокупности всех ее ролей подчеркивает ее зависимость от других индивидов и социального целого.

Однако личность – не только продукт, но и – в составе социального целого – субъект общественных отношений. Усваивая в специфические для нее форме социальные влияния, роли, убеждения, личность одновременно выражает свой "внутренний. мир" в установках, поведении и отношениях к другим людям и к общественным учреждениям.

Становление личности связано, прежде всего, с развитием трудовой деятельности. Если животное тождественно со своей жизнедеятельностью, то отношение человека к природе опосредствуется орудиями труда. В процессе труда человек как бы удваивается, объективирует себя в вещах и тем самым различает себя как деятеля от предметов своей деятельности.

Проблема личности в философии - это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причём не только чем он фактически является, но и «...чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он „сделать" себя самого, создать свою собственную жизнь» (Грамши А.).

В античной философии личность выступала преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, «индивидуальная субстанция» рационального характера, синоним нематериальной души. В философии нового времени, начиная с Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности, на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе; понятие «личность» практически сливается с понятием «Я», тождество личности усматривается в её сознании. По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять своё «Я» нравственному закону.

В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования личности: её биологические и социальные определители, степени свободы по отношению к природе, обществу и самой себе. Однако в домарксовской философии эти проблемы не были достаточно чётко разграничены. Личность и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись как равные, однопорядковые величины. Отсюда, с одной стороны, свойственное метафизическому материализму принижение личности, рассмотрение её главным образом как продукта социальной или биологической среды, а с другой - волюнтаристское понимание личной свободы как произвола, отрицающего естественную и историческую необходимость.

Марксистско-ленинская философия снимает эти противоположности. Если «сущность человека», не «...абстракт, присущий отдельному индивиду», а «...совокупность всех общественных отношений», то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается смысла. Мир перестаёт быть простой совокупностью «внешних» вещей, становится человеческим миром, а человеческий индивид обретает социальную природу. Бессильный в качестве абстрактного, изолированного индивида, человек становится творцом истории совместно с другими, в составе общественных классов и социальных групп.

В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества. В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным по отношению к общине. Лишь усложнение и дифференциация общественной деятельности создают предпосылки для автономии личности. Однако процесс этот глубоко противоречив. «...В ходе исторического развития,- и как раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное,- появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям» (Маркс К. и Энгельс Ф.). Это отчуждение достигает своего апогея при капитализме, который, с одной стороны, провозглашает личность высшей социальной ценностью, а с другой - подчиняет её частной собственности и «вещным» отношениям.

Высшей целью коммунистического общества является гармоническое и всестороннее развитие человека. Идеал марксистского гуманизма - не растворение личности в безличной «массе», а гармоническое сочетание личного и общественного. На этом пути встаёт целый ряд сложных социальных проблем (диалектика развития личности и общественного разделения труда, пути превращения труда в первую жизненную потребность личности, соотношение предметной деятельности и межличностного общения и т. д.). Важнейшей предпосылкой формирования нового человека является развитие творческой активности каждого, с которой неразрывно связано чувство социальной и моральной ответственности.

Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека. Поставить проблему человека - это значит в то же время поставить проблему свободы, творчества, личности, духа и истории. Фундаментальной проблемой является проблема отношений между личностью и обществом. Общество представляет собой объективацию человеческих отношений. В обществе "я" может остаться одиноким и не встретиться с "ты". Для социологии личность есть ничтожная часть, подчиненная обществу. Для экзистенциальной философии, напротив, общество является частью личности, ее социальной стороной. В личности имеется духовное начало, глубина, которая не определяется обществом. Согласно Бердяеву, общество не есть организм, реальность общества определяется реальностью человеческого общения. Объективированное общество, подавляющее личность, возникает из разобщения людей, из их греховного эгоцентризма. В таком обществе существует коммуникация между людьми, но нет общения. Высшим типом общества является общество, в котором объединены принцип личности и принцип общности. Такой тип общества можно было бы назвать персоналистическим социализмом. В таком обществе за каждой человеческой личностью была бы признана абсолютная ценность и высочайшее достоинство как существа, призванного к вечной жизни, тогда как социальная организация обеспечивала бы каждому возможность достижения полноты жизни.

Согласно В. Соловьеву, человеческая личность не только объективно реализует, но и субъективно ощущает свою свободу, во-первых, в акте любви (к другому человеческому существу, к природе, к богу) и, во-вторых, в нравственном поступке. Соловьев полагает, что, преодолевая детерминацию силою нравственного подвига, человек тем самым приближает себя к абсолюту, знаменующему полноту «истины, добра и красоты».

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии , психологии и социологии . Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Психология под личностью чаще всего подразумевает субъект сознательной деятельности в мотивационной сфере, изучает личность в качестве устойчивой целостности. Как отмечает Г.М. Андреева: «Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)». В связи с этим главная проблема анализа личности в социальной психологии заключается в выявлении того, каким образом общество влияет на личность, какую роль в процессе формирования личности играет микро- и макросреда.

Социология, в отличие от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное. Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек личностью или нет? И если да, то что из этого следует для него самого и для общества? Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности. Некоторые проблемы являются общими для социологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной степени условна.

Понятие личности

Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово «личность» связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида».


На данный момент выделяют четыре теории личности:

1. Биологизаторская - по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

2. Социологизаторская - личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.

3. Психоаналитическая теория Фрейда - личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.

Фрейд очертил следующую структуру личности:

а) «Ид» («оно») - бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.

б) «Эго» («Я») - это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.

в) «Суперэго» - осознание человеком норм и правил общества.

Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность - это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

Например, французский экзистенциалист Ж. П. Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. «Быть свободным, - писал он, - значит быть проклятым для бытия - свободы». Его же знаменитое выражение: «Мы приговорены к свободе». Согласно Сартру, человек находится в определенной ситуации, в рамках которой он должен сделать соответствующий выбор. Всякого рода принуждение извне не может отменить свободу человека, ибо он всегда имеет поле возможностей для своего выбора. Для Сартра свобода есть абсолютная ценность.

Филологи полагают, что термин «свобода» восходит к санскритскому корню, означающему «любимый». «Живи свободно или умри» - так звучит девиз американского штата Нью-Хемпшир, в котором заключено достаточно глубокое содержание.

Существенной характеристикой свободы является и внутренняя определенность. Ф. М. Достоевский , верно, заметил по этому поводу: «Человеку надо одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила, и к чему бы не привела». Человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды человека быть личностью и иметь свободу для её реализации.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов.

Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Но это очень сложный и опасный путь, он чреват тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещё худшее рабство.

Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой «мир», чтобы там обрести способ свободной самореализации.

В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Возможен, конечно, вариант известного совпадения интересов личности и общества в обретении свободы, что находит выражение в странах с развитыми формами демократии. Если раньше свобода воспринималась как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине XX века стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Суть дела в том, что государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.

В 1789 году Национальное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашалось, что «целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Особо надо подчеркнуть, что права человека возникают при его рождении, а не являются неким подарком. Более того, даже плод в утробе матери обладает уже рядом человеческих прав, находится под защитой закона, а в религиозной этике, уже в момент зачатия человеческая плоть становится священной, а её уничтожение (аборт) рассматривается как убийство.

Хотелось бы рассмотреть вопрос о ценности человека. Нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и несводимо к «полезности» человека для общества. Попытки делить человека на «нужных» и «ненужных» порочны по своей сути, ибо их реализация порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности, в принципе, выше того, что говорит или делает данный человек. Её нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Ценность человека несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей, человек не может быть сведен к сумме этого наследства.

Выделяют две концепции ответственности: классическую и неклассическую.

Согласно классической концепции субъект действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности он должен быть самостоятельным и свободным. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве «винтика». Наконец, он должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. Этика ответственности - этика поступка; если поступка нет, нет и ответственности. Данную этику можно назвать этикой конструктивности, т.е. субъект конструктирует свои действия, характер действий изначально не задан.

Неклассическая концепция ответственности состоит в том, что субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций в принципе невозможно предусмотреть своих действий. Здесь классическая концепция теряет свою применимость, ведь субъект действия ответственен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Несмотря на все неопределенности, субъект решает задачу правильной организации дела, управления ходом его осуществления; ответственность связана теперь с нормами и функциями демократического общества, а не с абсолютной свободой человека.

Классической концепции соответствует понятие свободы субъекта. Неклассическая концепция ответственности имеет своей параллельно свободное общество с требованиями, с которыми приходится считаться каждому.

Неклассическая концепция насыщена проблемными аспектами. Одна из проблем - проблема разделения ответственности. Представьте, что группа людей делает общее дело. Необходимо при этом определить степень ответственности каждого субъекта действия. Многие ученые ломают себе голову, они понимают, что в современном обществе нельзя экономить усилия на развитие актуальной ответственности.

На рубеже XX - XXI веков мир вступил в полосу удивительного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека нуждаються в значительной коррекции. Прогнозируют усиление явлений нестабильности многих физических и биологических процессов, рост феномена непредсказуемости социальных и психологических явлений.

В этих условиях быть личностью - не благое пожелание, а требование развития человека и человечества. Брать на себя груз личности и общечеловеческих проблем - единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности.

Взаимодействие, личности и общества

Факты свидетельствуют, что социальное пространство для многих наших современников является разорванным, антигуманным, антисоциальным, закрытым и ущербным для личности.

Один из коренных вопросов XX и начала XXI вв. — это вопрос о смысле человеческого существования, о ценности каждой человеческой жизни. Реальность такова: все более углубляется основное противоречие современной цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве между уровнем постоянно растущих потребностей личности на достойную жизнь, самореализацию своих жизненных сил и ограниченными возможностями их реализации в пределах существующего социального пространства.

Углубление, этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению ее апатии и отчаяния, к укреплению ложных ценностей в ее духовном смысле, что и является в конечном счете причиной преждевременной ее гибели или ассоциативного поведения. Миллионы людей во всем мире не испытывают удовлетворения от прожитой жизни, так как не смогли найти своего места в ней, и все их силы были затрачены на зарабатывание денег. В результате теряется смысл человеческого существования.

Углубление противоречия между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе еще большие возможности нарастания социальных взрывов и катастроф.

Поиск путей защиты жизненных сил человека, его чести и достоинства — одна из кардинальных проблем, которая стоит сегодня перед человечеством. От ее решения во многом зависят темпы социального прогресса, ценности и духовные принципы будущего.

Есть много способов защищать личность в современном мире, поднять ее человеческое достоинство. Но еще больше существует возможность унизить, растоптать ее права, лишить смысла существования, а иногда и самого главного — права на жизнь.

Итак, как обеспечить защиту и более полную реализацию сущностных сил личности в современном мире, прежде всего средствами науки, инновационных методов?

Понятие «личности» отражает целостность человека в единстве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.

Однако очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она не только впитывает в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специфичной форме в зависимости от наличного творческого потенциала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

Нельзя в этом смысле не согласиться с Л.П. Буевой, которая сетует, что одностороннее рассмотрение детерминированности человека объективными показателями по сей день нередко выглядит как «запрограммированность» человека бытием, почти не оставляющим места «для свободного саморазвития, самореализации личностного потенциала». Разделяем мнение тех исследователей, которые считают, что подход, ориентированный на целостность личности, понимаемую как единство биологического и социального, сегодня недооценивается как в теории, так и практике социального управления.

Из понятия личности выпадают такие категории, как «характер», «темперамент», «индивидуальность», не включаются эмоциональные черты человека, его природные задатки и врожденные свойства, на основе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, которые при оптимальном саморазвитии и являются тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, которые не только не снижаются в современном мире, но и продолжают возрастать. И тем не менее сильные личности, творчески одаренные, не только принимают эти удары на себя, но и успешно отражают их, облагораживая социальное пространство для других, которые становятся жертвами обстоятельств, плывут по воле волн, не «делают свою судьбу» за счет напряжения воли, самореализации в профессиональном труде, утверждении высоких ценностей жизни и смысла человеческого существования.

Мир хрупок для всех личностей, но наиболее незащищенными в нем являются в большей мере одаренные, талантливые, склонные к большей самоотдаче. Исследования свидетельствуют, что выше творческий потенциал личности и меньше степень его реализации, тем больше страдания человека.

В начале XXI в. очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в мир с разными потенциалами, творческими возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля , Фомы Аквинского , но, кому бы она ни принадлежала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность этих творческих потенциалов, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее, полной их реализации на благо общества. Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу мировому сообществу, национальным интересам своих стран.

Для этого необходима иная философия и современная культура человеческого сообщества; одаренность, талантливость незаменимы нигде: ни в науке, ни в искусстве, ни в политической деятельности; они - не предмет зависти, тщеславия, подавления и разрушения, а общенациональное, общецивилизационное достояние. А потому поддержка одаренных людей, творчески богатых, - дело всего общества, его политики, проектов и программ. Принцип современного сообщества людей, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, - предоставить всем личностям, пришедшим в мир, равные социальные условия на старте для самореализации, дать многообразный спектр жизненных выборов, профессиональных в том числе способствовать самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами.

Сегодня пирамида социального устройства перевернута. Нередко, образно говоря, обществом управляют люди, которые должны были бы управлять автобусом, а те, которые могли бы управлять общественными делами, творить науку, искусство, музыку, часто оказываются не у дел. Философия «маленького человека», способного на все если создать ему условия и дать роль или функцию, себя исчерпала. Она завела цивилизацию в тупик, в никуда.

Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только нецелесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов - понятие не социальное а в большей мере воспитательное, педагогическое.

Необходимы колледжи, лицеи, специальные художественные и научные школы для одаренных людей. Но доступ в них должен быть всеобщим, критерий отбора - степень одаренности профессиональной пригодности человека к будущей работе. Другого не дано, в противном случае - стагнация развития, нарастание, разрушающего потенциала, безответственности личного начала, которое накапливается в каждой живой клетке общества и грозит его распадом на этом «клеточном уровне».

Словом, социальная сущность современного развития общества против «социальной одинаковости», «социальной уравниловки», но и против аморальных отношений между людьми, вызываемых так называемыми «врожденными пороками рынка, требованиями неомальтузианской теории».

Каждый человек реализует то, что в нем заложено природой и не больше. Если же заложено больше, то это становится при раскрытии не только его личным достоянием, но и благом для всех в процессе человеческого общения, которое является все более богатым и универсальным в условиях информационной цивилизации.

Однако эти силы общества, скрытые на его личностном уровне, равные, по оценкам некоторых ученых, силе расщепленного ядра в социальном выражении, пока далеки от реализации. Более того, они разрушаются, подавляются, а следовательно, приобретают отрицательный заряд, способный разрушить само общество. Поэтому сбалансированное, гармоническое в будущем развитие общества, о чем сейчас так много говорят, без гармонизации различных личностных потенциалов, без гуманистической работы всего общества, его профилактической деятельности на личностном уровне невозможно.

Пути совершенствования отношений между обществом и личностью

В процессе социализации личности все в большей мере возрастает роль технологий саморазвития личности, когда сам человек волен выбирать свой жизненный путь и отвечать за свои действия в мире, что и обращает человека к его самосознанию.

Человек может сделать свою жизнь осмысленной, во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет, по мнению всемирно известного психолога В. Франкла, принадлежит ценностям творчества. Остановимся на ценностях творчества.

Философия творчества имеет большую историю, ее основы, например, представлены в произведениях Н. Бердяева. Человечеством на протяжении веков разработаны специальные технологии развития творческих способностей личности в различных видах деятельности, например в сфере управления. Именно в этой сфере произошла революция, а творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха. По этому вопросу в последнее десятилетие появилось огромное количество публикаций, монографий, проведены научные исследования.

В науке начался серьезный разговор, проводятся исследования в области духовного потенциала человека, цель которых — пробудить интерес личности к своему духовному здоровью как основе прочных успехов в жизни и смысла человеческого существования. Предлагаются психологические технологии самооценки своих способностей, интеллектуальных сил и пути самосовершенствования.

И хотя подобного рода литература не всегда отличается высокими достоинствами, описания психологических технологий развития и защиты личностных сил полезны и необходимы. Конечно, гению, яркой одаренности нужны не столько технологии, тренинги, «мозговые коллективные штурмы», сколько благоприятные экономические, социально-политические и культурные условия для мотивации к творческой деятельности. В этих условиях каждый человек использует имеющиеся методики, технологии творчества, развивая, перерабатывая и обогащая ранее существовавшие. Поэтому для утверждения смысла человеческого существования и новой парадигмы общественного развития будущего сбалансированного и гармонического развития мира необходимо достижение единства объективных и субъективных факторов, взаимодействующих в процессе развития личности нового типа.

Словом, если попытаться сегодня выстроить модель сбалансированного гармонического развития мира, то схематически она может быть представлена в виде нескольких тенденций, где вектор развития постепенно смещается из состояния сегодняшнего в сторону закономерностей, принципов будущего.

На наш взгляд, это контуры новой парадигмы общественного развития цивилизации в XXI в., стран и народов, которые на этих новых принципах могут занять подобающее им место. В противном случае можно ожидать конфронтации, усиления социального напряжения в мире, социального одичания и развала социальных связей. Становится очевидным, что в центр всех общественных перемен в XXI в. выдвигается личность, которая, наконец, должна получить большие возможности для реализации своих сущностных сил. Иначе она не только не станет хозяином, отвечающим за все происходящее на Земле, но и разрушит своим негативным зарядом мир, который становится все более хрупким.

Главное в защите личностных сил — утверждение человека-собственника, распоряжающегося результатами своего труда и тогда отвечающего за все, что происходит вокруг. При этом условии возможно и гражданское общество, которое ставит под свой контроль государство, политическую власть и превращает ее в интеллектуальный центр управления общественными делами. Только при наличии свободного труда (не наемного), прочных гарантиях распоряжения его результатами и собственностью, что создает объективные предпосылки для развития гражданского общества, возможно отступление тех бед и страданий, которые сегодня сопровождают человека на протяжении его жизненного пути.

Между тем решение этих проблем пока не имеет достаточного социологического обеспечения, современной социологической теории личности, технологий ее мотивации к труду и жизни в целом, к достойному поведению. К разработке наукоемких технологий социализации человека и его сущностных сил социология управления только приступает. Но и они сегодня не востребованы политической властью, которая исключает личностный потенциал из механизма своего цивилизационного развития. Между тем в условиях информационной и управленческой революций социализация личности, ее мотивация к деятельности, поведение в социальных организациях, в системе властных отношений — одна из актуальных проблем науки и власти, возможно, даже их суть.

Гражданский процесс - Тест

1. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, допустима ли аналогия закона и (или) аналогия права?

Б) только аналогия закона;

В) только аналогия права;

Г) да, и аналогия закона, и аналогия права.

2. Суды принимают судебные постановления в форме:

А) судебных приказов;

Б) определений суда;

В) судебных приказов, определений суда;

Г) судебных приказов, решений суда, определений суда.

3. По общему правилу рассмотрение дел в составе судьи-председательствующего и двух судей осуществляется судом в…

А) порядке судебного надзора;

Б) кассационном порядке;

В) суде первой инстанции.

4. Вправе ли судья при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе воздержаться от голосования?

В) да, если только в рассмотрении дела участвуют более трех судей.

5. Что из перечисленного не выступает основанием для отвода судьи?

А) судья при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;

Б) судья является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

В) судья не устраивает потерпевшую сторону в связи с его личными убеждениями и взглядами;

Г) судья лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

6. Вправе ли судья (эксперт, переводчик и др. участники процесса) заявить самоотвод по иным основаниям нежели чем предусмотрены законом?

А) да, это его право;

7. Кем рассматривается вопрос об отводе, заявленном судье, рассматривающему дело единолично?

А) тем же судьей;

Б) приглашается другой судя;

В) прокурором;

Г) секретарем суда.

8. Какие из перечисленных категорий дел не относятся к подведомственности суда:

А) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

Б) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

В) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

Г) все из перечисленных относятся к подведомственности суда.

9. К чьей подсудности относятся дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях и дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска?

А) мировому судье;

Б) районному суду;

В) специализированным судам.

10. К чьей подсудности относятся дела связанные с государственной тайной?

А) районному суду;

Б) специальному суду;

В) военному суду;

Г) верховному суду субъекта РФ;

Д) верховному суду РФ.

11. Кому принадлежит выбор между несколькими судами, когда наличествует так называемая выборная подсудность?

Б) истцу по договоренности с ответчиком;

12. Гражданская процессуальная дееспособность по общему правилу наступает…

А) с 18 лет;

Б) с 16 лет;

В) с 14 лет.

13. При вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение дела производится…

А) с той стадии, где находится процесс, но с самого ее начала;

Б) с того момента, на котором находится процесс;

В) с самого начала.

14. На какой стадии гражданского судопроизводства возможно правопреемство?

А) на любой;

Б) только на стадии подготовки дела к производству.

15. Прокурор, подавший заявление в суд (о защите прав и интересов гражданина и т.д.) пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на….

А) выступления в суде и обязанности уплаты судебных расходов;

Б) отзыва заявления и заключения мирового соглашения;

В) заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

16. Допускает ли действующее гражданско-процессуальное законодательство участие в деле представителя, в том случае, когда гражданин принимает личное участие в деле?

Б) только по делам, возникающим из семейных, трудовых и гражданских правоотношений;

17. Имеют ли юридическую силу и могут ли быть положены в основу решения суда доказательства, полученные с нарушением закона (например, незаконное «прослушивание» телефона)?

А) не имеют;

В) имеют, если будет доказана их истинность;

Г) имеют, если их истинность будет подтверждена прокуратурой.

18. Судебные расходы состоят из…

А) государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела;

Б) государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела, зарплаты судьям и иным государственным органам (прокурору и т.д.).

19. Размер государственной пошлины с исковых заявлений имущественного характера при цене иска до 1 млн. рублей составляет…

А) 2 процента от цены иска;

Б) 3 процента от цены иска;

В) 5 процентов от цены иска;

Г) 10 процентов от цены иска.

20. Гражданский процессуальный кодекс РФ принят…

Для рассмотрения каждого дела назначается определенный состав суда. И решая вопрос об , нужно учитывать, как и кем будет рассмотрено то или иное дело. какие полномочия есть у судей при коллегиальном (3 и более) рассмотрении, как (заявитель) может влиять на состав суда.

Судебная власть в нашей стране реализуется исключительно через судей. В этой публикации размещена информация о судейском составе, его полномочиях, а также дополнительные сведения, с помощью которых может быть заявлен .

Классификация судов РФ по гражданским делам

Все суды, осуществляющие рассмотрение гражданских дел, разделяют на две группы:

  • первая группа – суды первой инстанции. Те, которые рассматривают дело после поступления иска с соблюдением правил и . Состоят из мировых, районных и, в определенных случаях, вышестоящих судов. Функция судов такой группы – рассмотрение дела по существу и вынесение решения суда.
  • вторая группа – апелляционные, кассационные и надзорные суды, в функции которых входит в основном проверка обоснованности, полноты и законности решений нижестоящих судов.

Полномочия кассационных и надзорных судов осуществляют профессиональные судьи, состоящие в президиуме или судебной коллегии.

Состав суда, как органа судебной власти

Состав районных судов можно разделить по двум критериям.

К первому относится численность судей. В зависимости от нагрузки и численности населения соответствующего района состав суда включает несколько федеральных судей. Председатель суда решает организационные и кадровые вопросы, поскольку назначает и освобождает от должности сотрудников судебного аппарата, а также осуществляет руководство судом. При этом и сам участвует в рассмотрении дел.

Заместитель председателя суда, кроме выполнения обязанностей судьи, исполняет отдельные поручения председателя и замещает его во время отсутствия.

Ко второму критерию относится аппарат районного суда. Такой аппарат включает следующие должности:

  • помощник председателя;
  • помощник судьи;
  • судебный администратор;
  • консультант;
  • главный специалист;
  • специалист І категории;
  • специалист ІІ категории:
  • специалист.

Все работники аппарата – государственные служащие, имеющие специальные звания и классные чины.

Как определить состав суда

Запоминаем простое правило. В суде первой инстанции (после до вынесения решения, не считается) дело рассматривает один судья единолично (крайне редко назначаются 3 судьи, но это дела по защите избирательных прав). Какой именно судья? Обычно судьи имеют определенную специализацию. И посмотреть, кто чаще всего рассматривает исковые требования по конкретному вопросу, можно на официальном сайте суда с помощью рубрики судебное делопроизводство. Если интересуют совсем частности.

Должность консультанта предусмотрена в судах, имеющих большой объем работы. Основными функциями консультанта является: справочная работа, обобщение судимости и ведение картотеки судебной практики.

Состав суда при рассмотрении дела

При единоличном рассмотрении производства, судья действует от имени суда, а не от своего лично. Ознакомьтесь с правилами поведения в судебных заседаниях: к суду обращаются и дают пояснения стоя, без разрешения суды пояснения и доводы не озвучиваются, при входе судьи в помещение и оглашении решения все встают. К суду обращаются “уважаемый суд”. Если коротко, только судья руководит процессом и осуществляет правосудие не от своего имени, а от имени Российской Федерации.

Когда состав суда является коллегиальным, правила поведения в процессе не меняются. Изменяется порядок принятия решений. По всем вопросам, в том числе требующих вынесения отдельного определения (к примеру, о назначении , и т.п.) решаются большинством голосов. А несогласный в назначенном составе суда судья вправе изложить особое мнение, которое остается в материалах дела, но при объявлении решения не оглашается.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе

председательствующего судьи А.И.Д., судей Алиевой Э.З. и Багаутдиновой Ш.М., при секретаре ГТайзуевой Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Г.Э.Н. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 10 февраля 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Г.Э.Н. к МВД по РД о признании незаконными рекомендации аттестационной комиссии МВД по РД от 27.08.2015г., заключения служебной проверки от 03.04.2015 года и приказа МВД по РД от 04.09.2015г. №1783 «о наложении дисциплинарного взыскания Г.Э.Н.» - отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан И.Д., объяснения Э.Н., просившего решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, представителя МВД по РД Р.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Г.Э.Н. обратился в суд с иском к МВД по РД о признании незаконным и подлежащим отмене рекомендации аттестационной комиссии МВД по РД от 27.08.2015г., заключения служебной проверки от 03.04.2015 года и приказа МВД по РД от 04.09.2015г. №1783 «о наложении дисциплинарного взыскания».

В обоснование исковых требований указал, что рекомендации аттестационной комиссии МВД но Республике Дагестан от 27 августа 2015г. проведены с нарушением п. 1. ст. 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-03 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел». Он состоял в должности заместителя начальника полиции ОМВД России по Тарумовскому району, а не в должности заместителя начальника полиции по административной границе с Чеченской Республикой и не в должности заместителя начальника полиции по ООП ОМВД России по Тарумовскому району, в чьем подчинении находятся сотрудники ППСП.

В соответствии со п.33 и п.34 приказа МВД России от 14 марта 2012г. №170, аттестационная комиссия рассматривает представленные документы и заслушивает аттестуемого сотрудника. Обсуждение личных и деловых качеств сотрудника должно быть объективным и доброжелательным. В целях обеспечения объективности оценки личных и деловых качеств сотрудника на заседание аттестационной комиссии могут приглашаться непосредственный руководитель (начальник) сотрудника, составивший мотивированный отзыв, и по просьбе аттестуемого сотрудника - другие сотрудники.

Представленные им доказательства не были рассмотрены и изучены, его заслушали, однако кроме слов сочувствия ничего не могли сделать, обстановка была доброжелательной, однако не носила объективный характер, в ходе проведения аттестации были представлены материалы о том, что министра ввели в заблуждение, однако это не принято во внимание ни членами аттестационной комиссии, ни председательствующим, представленный отзыв врио начальника ОМВД России по Тарумовскому району подполковника полиции А.О.А., который он довел до присутствующих и его выводы «соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел» не приняты во внимание.

В соответствии с п. 39 приказа МВД России №170 от 14 марта 2012г. в случае выявления в ходе аттестации несоответствия сведений, изложенных в мотивированном отзыве, фактическим обстоятельствам прохождения сотрудником службы мотивированный отзыв возвращается непосредственному руководителю (начальнику) сотрудника для пересоставления, а аттестация сотрудника переносится. Данный пункт не был реализован, отзыв не был возвращен, аттестация не была переназначена.

По результатам проведенной аттестации врио министра внутренних дел по Республике Дагестан генерал-майором полиции Салютиным В.В. подписан приказа МВД по РД от 4 сентября 2015г. №1783 «по личному составу».

За нарушения служебной дисциплины, по которым не была назначена служебная проверка, т.е. они не указаны в докладной записке подполковника полиции И.И.А. от 20.06.2015г. и не были озвучены на оперативном совещании при министре внутренних дел по Республике Дагестан 23.06.2015г., по которому в протоколе оперативного совещания от 23.06.2015г. №38 в отношении истца Г.Э.Н. было принято решение о проведении служебной проверки, по результатам которого был вынесен вопрос о дальнейшем пребывании истца на замещаемой им должности.

При вынесении рекомендаций членами аттестационной комиссии было взято за основу заключение служебной проверки, утвержденное врио министра ВД по Республике Дагестан от 05.08.2015г., в котором указано, что по фактам, изложенным в докладной записке подполковника полиции И.И.А. доказать вину Г.Э.Н. не представилось возможным. В ходе проведения служебной проверки истец заявлял, что в период с 01.07.2015г. по 24.07.2015г. он согласно отпускного билета № 56 находился в основном отпуске за 2015 год и на службе не появлялся. О каких именно нарушениях его опрашивал проводящий служебную проверку А.З.М., и уполномочен был ли он это делать, ему было неизвестно, так как последний сказал, что проверка проводится в отношении и.о. начальника ОКДПТО МВД по РД подполковника полиции И.И.А., а не в отношении него.

В нарушении ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-03 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при проведении служебной проверки его вина не установлена.

Приказом МВД по Республике Дагестан от 04.09.2015г. №1783 «О наложении дисциплинарного взыскания» ему вменены следующие недостатки:

Отсутствие в служебных тетрадях личного состава Отдела входящего в состав УЗС ГОЗ № 5 до 18.06.2015г. темы, по изучению приказа МВД России от 04.07.2005г. №531 и приказа МВД по Республике Дагестан от 17.08.2012г. №1136 «О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и общественной безопасности в районах, прилегающих к административной границе с Чеченской республикой», регламентирующих деятельность объектов УЗС ГОЗ №5;

Отсутствие отметок в журнале ориентировок о снятии или продолжении действия ориентировки;

Отсутствие регистрации в канцелярии отдела журналов МГр и КПП.

На него наложено дисциплинарное взыскание за ненадлежащее

исполнение своих должностных инструкций, требований пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30,11.201 1г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 2 и 3 статьи 27 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», подпункта «а», «б», «д» и «л» пункта 7 и пункта 9 Дисциплинарного Устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1377 от 14.10.2012 и пунктов 12 и 86 приказа МВД России от

11.02.2010 №80 морально-психологическом обеспечении оперативно служебной деятельности органов внутренних дл Российской Федерации».

Исходя из изложенного, просил признать незаконным рекомендации аттестационной комиссии МВД по Республике Дагестан от 27.08.2015г. и приказ МВД по Республике от 04.09.2015г. №1783 «по личному составу» и обязар. МВД по РД отменить их.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Г.Э.Н. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что им замещалась должность заместителя начальника полиции ОМВД России по Тарумовскому району, а не должность заместителя начальника полиции по административной границе с ЧР либо заместителя начальника полиции по ООП ОМВД России по Тарумовскому району, в чьем подчинении находятся сотрудники Г1ПСП, с которыми он якобы не проводил работу. Судом не учтено, то обстоятельство, что кроме него в состав ГОЗ №5 входили и начальник ОМВД России по Тарумовскому району и начальник полиции ОМВД России по Тарумовскому району, в подчинении которых он находился. Вытекает умозаключение, что он должен был проводить воспитательную работу также и со своими начальниками, проводить с ними занятия, проверять их работу, требовать с них результаты работы и многое другое, которое ему вменяют. Нарушения должностной инструкции он не допускал, если допустил, то почему ответчик не указал, какой именно пункт, приказы и иные нормативные акты и Законы РФ были им нарушены. В каком приказе либо нормативном акте прописано ему проводить занятия с сотрудниками, которые ему не подчиняются. Ни лица, проводившие служебную проверку, ни лица проводившие аттестацию, ни суд в решении не разъяснил ему, почему он должен отвечать за ППСП, вместо их руководителя, который не является его подчиненным. Эта работа ему не вменена ни приказами, ни распоряжениями, ни должностными инструкциями.

Представленные им доказательства не были рассмотрены и изучены, его заслушали, однако кроме слов сочувствия ничего не могли сказать, обстановка была доброжелательной однако не носила объективный характер, в ходе проведения аттестации были представлены материалы о том, что министра ввели в заблуждение, однако это не было принято во внимание ни членами аттестационной комиссии, ни председательствующим. Представленный отзыв врио начальника ОМВД России по Тарумовскому району подполковника полиции А.О.А., который он довел до присутствующих и его выводы «занимаемой должности соответствует» не были приняты во внимание.

Судом данные обстоятельства не приняты во внимание.

В соответствии со ст. 39. приказа МВД России №170 от 14 марта 2012г. «в случае выявления в ходе аттестации несоответствия сведений, изложенных в мотивированном отзыве, фактическим обстоятельствам прохождения сотрудником службы мотивированный отзыв возвращается непосредственному руководителю (начальнику) сотрудника для пересоставления, а аттестация сотрудника переносится».

Данный пункт не был реализован, отзыв не был возвращен, аттестация не была переназначена, что суд проигнорировал.

Аттестация была составлена его начальниками, которые в отзыве указали, что за пост - КПП-4Д он не нес ответственности, занятия с ППСП не должен был проводить, их проводил и принимал зачеты их начальник - подполковник полиции А.С.А., почему нет конспектов в тетрадях его подчиненных надо спросить у него, регистрацию журналов он не должен был проводить, эти функции возложены на других сотрудников. Приказ МВД России №531 дсп от 07.05.2005г. в канцелярию в ОМВД России по Тарумовскому району не поступал, что на суде подтвердила представитель МВД по РД Д.Р. Инструкции №44/93-15г. были адресованы ему, он по ним провел занятия и под роспись ознакомил, копии под роспись всем вручил. Другие мероприятия ему не были адресованы начальником. Что касается ориентировок, то он не мог, находясь в отпуску их контролировать, на посту за который не несет ответственности, для чего в отделе МВД России по Тарумовскому району нужен начальник Отдела, который подписал приказ №225 от 07.05.2015г., где прямо указал, кто и за что отвечает. Данным приказом ему были поручена МГр-бД на административной границе с Республикой Калмыкия и МГр-32Д на посту «Кочубейский», на указанных нарядах нарушений не выявлено.

Ни один представленный им документ судом не был изучен, суд принял за основу голословные доводы представителя ответчика, проигнорировав представленные им доказательства.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Отношения, связанные с прохождением и прекращением" -службы в органах внутренних дел, регулируются специальными федеральными законами: Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции», Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственными приказами и инструкциями, изданными в пределах их полномочий.

В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-Ф3 (ред. от 03.07.2016) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1)замечание;

2)выговор;

3)строгий выговор;

4)предупреждение о неполном служебном соответствии;

5)перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6)увольнение со службы в органах внутренних дел.

В соответствии с ч.5 ст.50 Федерального закона от 30.11.2011 г. №342-Ф3, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.

Согласно п.п. 15, 16 ст.51 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-Ф3, дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктами 5 и 6 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона, исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.

Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в порядке, установленном статьей 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона от 30.11.2011 г. №342-Ф3 перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.10 ст.30 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342- ФЗ, при невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел или его отказе от такого перевода сотрудник подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел, за исключением случаев отказа от перевода по основаниям, предусмотренным частью 3, пунктами 1, 3 и 6 части 5, пунктом 2 части 7 и частью 9 настоящей статьи. При этом контракт с сотрудником расторгается в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. О невозможности перевода сотрудника кадровым подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения подготавливается соответствующее заключение. Отказ сотрудника от перевода оформляется рапортом. В случае отказа сотрудника подать рапорт составляется соответствующий акт.

Как установлено вступившими в законную силу судебными постановлениями по трудовому спору между Г.Э. Н. и МВД по РД, приказом Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от 04 сентября 2015 г. №1783 «О наложении дисциплинарного взыскания», за ненадлежащее исполнение своих должностных инструкций, требований пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 2 и 3-статьи 27 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», подпункта «а», «б», «д» и «л» пункта 7 и пункта 9 Дисциплинарного Устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации №1377 от 14.10.2012 и пунктов 12 и 86 приказа МВД России от 11.02.2010 №80 «О морально- психолОгическом обеспечении оперативно служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», привлечь подполковника полиции Г. Э.Н., заместитель начальника полиции ОМВД России по Тарумовскому району, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в установленном законом порядке.

Решение аттестационной комиссии и приказ МВД по Республике Дагестан от 04.09.2015 г. №1783 о наложении дисциплинарного взыскания (в виде перевода на нижестоящую должность), изданный в целях реализации решения аттестационной комиссии, были обжалованы истцом в судебном порядке.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 10.02.2016 г. в исковых требованиях о признании незаконным решения аттестационной комиссии и приказа МВД по Республике Дагестан от 04.09.2015 г. №1783 о наложении дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность, отказано.

В порядке реализации приказа МВД по Республике Дагестан от 04.09.2015 г. №1783 о наложении дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность Г.Э.Н. были предложены нижестоящие должности для перевода.

В частности, письмом от 20.11.2015 г. за № 3/214915 за подписью начальника Управления по работе с личным составом МВД по РД Г.Э.Н. повторно было предложено 5 должностей:

старший участковый уполномоченный полиции ОУУН и Г1ДН Отдела МВД России по г. Кизляру;

старший участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Бабаюртовскому району;

старший участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Ногайскому району;

участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН Отдела МВД России по г. Южпо-Сухокумск;

старший инспектор по тыловому обеспечению Отделения МВД России по г. Южно-Сухокумск (л.д. 13).

В этом же письме Г.Э.Н. сообщено, что в случае отказа от перевода на одну из предложенных должностей, он будет уволен из органов внутренних дел на основании пункта 14 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

23.11.2015 г. Г.Э.Н. подал рапорт о его согласии с назначением на должность старшего участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН Отдела МВД России по г. Кизляру, указав, что ознакомился с должностным регламентом, должностной инструкцией, основными условиями службы, регламентом служебного времени и отдыха (л.д.21).

Письмом начальника ОМВД РФ по Тарумовскому району от 23.11.2015 г. за №7947 рапорт Г.Э.Н. о назначении его на нижестоящую должность был направлен начальнику УРЛС МВД по РД (л.д.12).

На основании указанного рапорта и приказа МВД по Республике Дагестан от 04.09.2015 г. №1783 приказом МВД по РД от 27.11.2015 г. №2002 л/с подполковник полиции Г.Э.Н. (А-7523 06) назначен на должность старшего участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН отдела МВД России по г.Кизляру, с 23 ноября 2015 года.

Как видно из материалов дела и подтверждено истцом в судебном заседании суда апелляционной инстанции, Г.Э.Н. фактически приступил к исполнению обязанностей старшего участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН Отдела МВД России по г. Кизляру.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 02.08.2016 г. (дело № 33-2854/2016) в удовлетворении исковых требований Г.Э.Н. к МВД по РД о признании приказа от 27.1 1.2015г. №2002 л/с незаконным и обязании его отменить отказано.

Согласно ч. 2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Обстоятельствам, приведенным истцом Г.Э.Н. в обоснование новых исковых требований о признании незаконными рекомендаций аттестационной комиссии МВД по РД от 27.08.2015 г., была дана правовая оценка в указанных выше вступивших в законную силу судебных постановлениях.

При таком положении судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

Ввиду изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 10 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.Э.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий