Финская оккупация и освобождение Петрозаводска: свидетельство очевидца. Пропаганда на оккупированных территориях

Отношения СССР и Финляндии в 1920-30-ых годах были напряжёнными. Советско-финская (Зимняя) война 1939-1940 годов стала ключевым событием, подтолкнувшим правительство Финляндии к союзу c Германией. Идея возвращения потерянных территорий получила большое распространение в общественном мнении Финляндии. Креп интерес и к территориям, ранее Финляндии не принадлежащим. Таковой являлась Восточная Карелия. Появился ряд исследований, в которых доказывалась близость этого региона к культуре Финляндии. Таким образом, военная экспансия Финляндии имела цель не только вернуть отторгнутые территории, но и захватить новые.

Начало Великой Отечественной войны дало возможность Финляндии реализовать эти планы. Совместно с Германией финны перешли границы СССР на севере, оккупировав большую часть Карело-Финской ССР.

На захваченных территориях финны перешли к внедрению своей административной системы. Созданное приказом маршала Маннергейма Военное управление Восточной Карелии (ВУВК) было главным органом в этой системе. Его руководителем стал подполковник Котилайнен. Он выпустил распоряжение, которое обязывало всех местных жителей выполнять приказы финской администрации. Появился перечень требований для населения, который провозглашал ряд запретов. В их число входили запреты на оружие и радиоаппаратуру, нахождение в ночное время суток на улице, присваивание или порчу государственного имущества, хранение и распространение политических книг. Советские солдаты, должны были сложить оружие и сдаться в плен. Жителям предписывалось описать своё имущество и вернуться к занятию повседневной работой.

Административно-территориальное устройство захваченных земель также подверглось изменению. Вместо прежних образований появились три крупных округа: Олонецкий, Масельгский и Беломорский. Округа состояли из более мелких единиц – районов, которые в свою очередь делились на участки. Для управления участками назначались коменданты. Они осуществляли административное, хозяйственное и военное и руководство участками. Крупными деревнями управляли уполномоченные Военного управления с помощниками-старостами. Кандидатуры на низовые управленческие должности (поселковых комендантов и сельских старост) выбирались из числа местных жителей.

В крупных населённых пунктах были созданы полицейские участки. Полицейские следили за соблюдением норм и порядков, установленных властями. К нарушителям порядка применялись различные карательные санкции, в том числе и расстрел. Около трети местного населения было перемещено в специальные лагеря. Их узники содержались в плохих условиях, что привело к гибели 14 тысяч человек.

Всё население оккупированных территорий делилось на две группы. К первой группе относились представители «национального» населения, куда входили близкие финнам народности. Ко второй группе, «ненациональному» населению, принадлежали все остальные жители Карелии. Первая группа находилась в более привилегированном положении по отношению ко второй. «Национальному» населению отдавался приоритет в обеспечении материальными благами.

Пропаганда на оккупированных территориях

Оккупационная администрация уделяла большое внимание просветительским мероприятиям для «национального» населения. Их задачей, помимо просветительства местного населения, являлось и формирование взглядов на историческую роль финнов и их сопротивление экспансии России по отношению к Финляндии. Помимо этого, подчёркивалась близость коренных народов Карелии к культуре Финляндии и работа финской администрации на их благо. Пропагандистская работа проводилась через газеты и радио. Самыми крупными из них были газета «Свободная Карелия» и радио Олонца. Финские пропагандисты доказывали несправедливость, того что Восточная Карелия входит в состав России, утверждая, что это земля должна принадлежать карелам. О коренном населении рассказывалось в доброжелательном ключе, подчёркивались их положительные качества. Новости проходили через отдел цензуры и публиковались только после его одобрения. Школьные предметы преподавались на финском языке. Приоритетными предметами стали такие гуманитарные науки как история, религия, география и финский язык. Другой вопросом, которому уделялось внимание финских властей, было изменение топонимики и личных фамилий и имён жителей. Распоряжением ВУВК населённые пункты предписывалось преобразовать по единому образцу.

Последствия финской оккупации

Конец оккупации был положен летом 1944 года в ходе Свирско-Петрозаводской операции. 21 июня войска Карельского фронта перешли в наступление. 9 августа большая часть Карелии была освобождена. Военные действия и оккупация нанесли большой ущерб Карело-Финской ССР. Оказалось разрушено множество предприятий и населённых пунктов, сократилось количество население. Оккупация отрицательно сказалась на сельском и лесном хозяйстве. Преодоление этих последствий требовало больших сил от жителей Карелии.

Корреспондент «АиФ» встретился с узником финского концлагеря Николаем ДЕНИСЕВИЧЕМ, который рассказал подробности этой практически неизученной темы.

Еще недавно информация об этих концлагерях была под грифом «секретно». Финские лагеря смерти были созданы в Карелии во время Второй мировой войны, и в них попало много белорусов.

- Николай Игнатьевич, как вы попали в концлагерь?

Я родом из деревни Лекоровка Заславльского (ныне Минского) района. С лета 1940 года, когда закончилась финская война, в Беларуси стали вербовать колхозников для переселения в Карело-Финскую ССР. И отец принял решение ехать. Так мы оказались в д. Тукса Олонецкого района в доме, который купили в рассрочку. В Карельском госархиве новейшей истории и частично в архиве ЦК компартии БССР мне удалось найти документы по переселению белорусов в Карелию. Оказалось, что 28 мая 1940 года Советское правительство и ЦК ВКП (б) приняли постановление № 896 о сельскохозяйственном переселении в Карело-Финскую ССР 20 тысяч семей колхозников из Белорусской и Украинской ССР, Мордовской, Татарской, Чувашской автономных республик и ряда областей РСФСР. В соответствии с этим постановлением в КФ ССР планировалось переселить из Минской области - 1300 хозяйств, Могилевской - 700, Витебской - 2300, Гомельской - 1700 и Полесской - 1000 хозяйств.

Колхозникам и целым колхозам, пожелавшим переселиться, предоставляли льготы: различные ссуды, дома в собственность с погашением их стоимости в течение 8 лет. По состоянию на 1 ноября 1940 года сообщалось о 5053 белорусских семьях, переселенных в КФ ССР.

Собравшись всей семьей на новом месте, мы думали, что заживем счастливо. Но грянула война. Местное население (финно-угорского этноса) финны не трогали. А вот от русских, украинцев, белорусов и других славян будущая Великая Финляндия должна была быть очищена полностью. Поэтому их всех, по приказу главнокомандующего финской армией К. Маннергейма, заключили в концлагеря. На относительно небольшой захваченной территории Карелии было создано более 14 концлагерей, куда были согнаны в основном старики, женщины и дети. Кто-то может сказать, что ненависть к «русским» у финнов была взращена и оправдана в связи с недавней финской войной. Я же считаю, что зверства к мирному населению ничем оправдать нельзя.

1004 дня

Какие условия были в лагере?

Это были лагеря смерти, где людей морили голодом, жестокими наказаниями и непосильными работами. В нашем лагере «Heposuo» (так он называется в финских архивах) в четырех бараках находилось более 600 человек. Одежды нам не выдавали, в чем взяли, в том мы и проходили почти три года - 1004 дня! В лагере царил голод. Вначале выдавали черпак жидкой баланды и 150-200 гр. в сутки галет из овсяных зерен и других отходов. Потом стали давать полусгнившие овощи. Пару раз привозили колбасу из конских отбросов, по которой уже ползали белые черви. Вываливали ее прямо на землю. Нашу семью спас случай. Среди зимы околела от чесотки лошадь, ее не очень глубоко закопали. Каким-то образом брату удалось вырезать из дохлого животного кусок мяса. Мать его засолила и спрятала. Варить его боялись, так как запах мяса мог нас выдать. Ели по кусочку сырым. Когда спустя десятилетия я увидел в Карелии в краеведческом музее финский документ с набором продуктов для узников Ильинских концлагерей, я глазам не поверил: там были перечислены более или менее нормальные по качеству и количеству продукты.

Летом мы пролезали под колючую проволоку и ходили в лес или побираться на вокзал - в цивильной одежде мы были похожи на детей местного населения, только что очень тощие. Но если кого ловили, наказание было неминуемо. Так, поймали мою мать, ходившую на поле за остатками картошки, избили плетьми, после чего она несколько дней не могла лежать на спине.

Работать должны были все: и взрослые, и дети, в основном на лесозаготовках. Мне было тогда 11 лет, но я тоже работал в лесу. После таких работ я был на грани смерти. Люди умирали десятками в день. Смертность в финских концлагерях была даже выше, чем в немецких. У охранников кроме табельного оружия была плеть, которой они били за малейшее нарушение их варварского распорядка. В лагере также расстреливали. Убили девочку, которая потянулась за цветком, росшим за проволокой. Расстреляли пленных красноармейцев, обвинив их в том, что они съели комендантскую собаку, которая прибежала через пару дней. Выживали люди чудом. Самое горькое во всем этом, что мы были опущены до состояния животных.

Освободили нас 26 июня 1944 года: проснувшись, мы увидели, что в лагере нет ни одного охранника, а ворота открыты. Потом в них появились наши солдаты…

Из более 30 тысяч белорусов, переселенных в Карелию в 1940-41 гг., мне удалось разыскать менее 100 человек.

Точка не поставлена

- Когда встал вопрос о выплате Германией компенсации бывшим узникам, удалось ли вам доказать свой статус?

После освобождения в Карелии работала Чрезвычайная Госкомиссия по расследованию преступлений финских оккупационных властей. Проводились опросы свидетелей, составлялись акты. Но потом эти документы засекретили. В Беларуси никаких сведений о концлагерях в Карелии я не обнаружил и поехал в Олонецкий райсовет, где нашел неполные списки узников нашего концлагеря. Но даже в местном краеведческом музее, к примеру, сотрудники имели смутное представление о том, что здесь когда-то были страшные концлагеря. Хотя практически каждый «русский» прошел через них! На местах бывших концлагерей не было ни одного памятного знака.

В белорусском фонде «Взаимопонимание и примирение» тоже сначала отрицали наличие финских концлагерей - настолько это была закрытая и малоизвестная тема. Мне пришлось писать в военный архив в Хельсинки, Росархив, поработать в военном архиве в Подольске, чтобы доказать их наличие. В конце концов, наш лагерь занял законное место в списке концлагерей. Узники финских концлагерей, проживающие в Беларуси и Эстонии, были восстановлены в правах и получили компенсацию из немецкого фонда. Благодаря нашим выступлениям и контактам с узниками из Карелии в 2006 году на местах некоторых финских лагерей были установлены памятные знаки.

А вот продолжение темы:

...Концлагеря в Финляндии?

В «АиФ» были напечатаны воспоминания белорусов* - узников финских «концлагерей». Мой дедушка тоже был добровольно переселен в Финляндию до войны и жил в хорошем деревянном доме! Семьи белорусов были под надзором полиции. Питались и жили нормально… А. Иванов, Рогачев.

Отвечает узник финских концлагерей Николай ДЕНИСЕВИЧ:

Если вы не верите моим воспоминаниям и приведенным в материале документам, то процитирую вам мнение финских историков о режиме на оккупированных территориях. Вот отрывок из недавно переведенной на русский язык книги финского историка Юкка Куломаа «Финская оккупация Петрозаводска, 1941-1944 гг.». Материалы книги основаны на документах из архивов Финляндии:

«В памятной записке об основных направлениях ВУВК от 21 июля 1941 г. центральным был пункт о разделении населения по национальному признаку. Еще в июльском докладе профессора Я. Якколы содержалась рекомендация избавиться от русского населения … как можно быстрее». «В июле 1941 года войсками Карельской армии, вышедшей на исходные позиции, был зачитан приказ Маннергейма: «С гражданским карельским населением надо обращаться дружелюбно, но с осторожностью. Русское население, напротив, следовало отправлять в концентрационные лагеря». Главный врач вооруженных сил Финляндии Суолахти в сентябре 1942 года ознакомился с положением дел в шестом лагере, и картина, увиденная им, пишет Куломаа, была неутешительной. Все тяжело больны, много худых и опухших от голода, много туберкулезных и умирающих. В марте 1942 года ответственный за взаимодействие Финляндского Красного Креста с оккупационной администрацией, профессор Аарне Валле, оценивая кризисную ситуацию со смертностью в концлагерях, рекомендовал увеличить продовольственные пайки или сократить нормы выработки. О недостатке продовольствия как основной причины смертности заключенных докладывал в мае 1942 года и главный врач Олонецкого округа Э. Сарасте.

* 28 мая 1940 г. Советское правительство приняло постановление №896 о сельскохозяйственном переселении в Карело-Финскую ССР 20 тысяч семей колхозников из Белорусской и Украинской ССР, Мордовской, Татарской, Чувашской автономных республик и ряда областей РСФСР.

Всем нам хорошо известны различные места боевых действий Великой Отечественной войны — Смоленск, Ленинград, Ростов, Сталинград, Севастополь. Но тема Карельского фронта как-то всегда оставалась подзабытой. А ведь половина Карелии (тогдашней Карело-финской ССР), включая Петрозаводск, была оккупирована финскими войсками, союзными немцам. В 1941 году Финляндия выступила против СССР в стане союзников нацистской Германии. Причин, побудивших финское руководство к такому шагу, было несколько. Это и жажда реванша за Советско-финскую (Зимнюю) войну 1939-1940 годов, и ведущий своё начало с 1918 года антисоветский настрой финской политической элиты вкупе с намерением присоединить Карелию к Финляндии, и, наконец, боязнь попасть под немецкую оккупацию, угроза которой появилась в апреле 1940 года, когда немецкие войска оккупировали Норвегию и вышли к финской границе.

Итак, в Карелии финские войска действовали самостоятельно, участвуя в реализации плана "Барбаросса", в июне-сентябре 1941 года финны вновь заняли принадлежавшие им до 1940 года Карельский перешеек и Северное Приладожье, а затем перешли старую границу, замкнув на Карельском перешейке блокаду Ленинграда с севера, а в Восточной Карелии продвигаясь к Мурманской железной дороге и Онежскому озеру. Одновременно с этим часть аэродромов в Северной Финляндии была предоставлена самолётам Люфтваффе, которые бомбили Мурманск и советские порты на Кольском полуострове.

2. 2 октября 1941 года Петрозаводск в результате боёв был оккупирован финской Карельской армией (Karjalan armeija) :

3. Финский солдат водружает флаг над вокзалом:

5. Вскоре город был переименован финнами в Яянислинна (Äänislinna), что переводится с финского как "Город на Онего". На самом деле, приведённая русская транскрипция не вполне верна, так как звука, соответствующего финской букве Ä, в русском языке нету.

6. В зданиях присутственных мест на площади Ленина разместилась оккупационная администрация:

7. А в деревянных зданиях слева размещалась оккупационная военная комендатура:

8. Финские солдаты на фоне памятника Ленину:

9. А самого Ильича финны свергли и поставили на его месте пушку:

10. Вид города сверху:

11. В Петрозаводске и на прилегающих территориях во время оккупации действовало 10 концентрационных лагерей, первый из которых был открыт 14 октября 1941 года.

В концлагеря помещалось преимущественно русское население, которое, как "неродственное", было значительно ущемлено в правах по сравнению с финно-угорским, и, по распоряжению главнокомандующего финскими войсками К. Г. Маннергейма, впоследствии должно было быть выслано в немецкую зону оккупации. За годы финской оккупации Карелии через концлагеря прошло около 30 тысяч человек, а смертность в концлагерях составляла в среднем около 10%, то есть в финской зоне оккупации условия были лишь немногим лучше, чем в немецкой.

12. Дети-узники петрозаводского концлагеря. Это фото было сделано в 1944 году после освобождения города и представлялось как доказательство на Нюрнбергском процессе.

13. Финские солдаты на фоне здания Совмина:

14. Ворота педучилища, в здании которого оккупационными властями была устроена финская школа:

15. Финны на улице Дзержинского:

Надо сказать, что в деле союза с Гитлером Маннергейм был осторожен и старался выполнять не все его требования, так как понимал, что Советский Союз ещё может и победить, и в этом случае за союзническую верность Гитлеру ему и Финляндии ничего хорошего не будет.

Летом 1944 года началась Выборгско-Петрозаводская наступательная операция. 20 июня Красная армия взяла Выборг, а на следующий день перешла в наступление в Восточной Карелии, где начала теснить войска финской Олонецкой группы (Aunuksen ryhmä) . Финны отступали в некоторых местах без боя, и 28 июня 1944 года части Красной армии освободили Петрозаводск. К концу августа финские войска полностью отступили за линию границы.

16. Советские офицеры в Петрозаводске после его освобождения. Фото на фоне Александро-Невского собора:

С этого момента в Карелии снова наступил мир.

Около 40% людей оставшихся на оккупированной финнами территории были согнаны в концлагеря!! По тотальности истребления мирного населения на захваченных территориях маленький финский народ в разы превзошел деяния и нацисткой Германии, и Японии, и любого другого государства Второй Мировой! В лагеря были согнаны люди в основном по одному признаку - не финно-угорская этническая принадлежность, русские. Там оказались почти все(!) русские бывшие в финской оккупации. Тех немногих что остались за их территорией опять же в любой день могли убить или посадить в лагерь.

Около трети людей заключенных в лагеря погибло. Из них большинство (90%) умерло в 1942. Поражение под Сталинградом в начале 1943, заставило финнов пересмотреть политику геноцида, видимо, отложить до лучших времен. До этого смертность в финских концлагерях значительно превосходила смертность в немецких!

Люди умирали от голода, пыток, расстрелов. В качестве причин смерти цинично указывали водянку, либо еще более цинично - естественную убыль, по записям люди умирали от старости в 30 лет. Иногда учет жертв вообще не велся.

Те события не признаны актом геноцида ни в Финляндии, ни в России, ни где-либо еще.

После Второй Мировой, под давлением антигитлеровской коалиции за эти деяния только несколько финских граждан подверглись преследованиям внутри самой Финляндии - штрафам, коротким срокам заключения, с последовавшей быстрой амнистией. Ни один не был выдан за пределы Финляндии. В наше время финские граждане той войны официальным Хельсинки и финским обществом не расматриваются иначе как герои войны, образцы доблести и чести.

На нюрнбергском процессе СССР удалось добиться осуждения лишь некоторых официальных лиц Финляндии. Прежде всего президента Финляндии Рюти на 6 лет. Практически сразу он был амнистирован. Сейчас именем этого человека в Финляндии называют улицы. Другой финский лидер маршал Маннергейм не был даже осужден, и памятники ему ставят не только в Финляндии, но и в России.

Показаний очевидцев множество, и личных, и групповых.

"Здесь советских людей морили голодом, выгоняли на лесные работы зимой в рваных резиновых галошах на босую ногу. Здесь население лагерей питалось мышами, лягушками, дохлыми собаками. Здесь умирали тысячи пленных от кровавого поноса, тифозной горячки, от воспаления легких - без всякой врачебной помощи. Врач-зверь Колехмайне вместо лечения бил больных палками и кулаками, выгонял тифозно-больных на мороз и заставлял сгребать снег с крыш. Этот выродок с медицинским образованием изобрел особый способ умерщвления больных - он вспрыскивал быстро действующий яд в нарывы больных, и последние умирали в ужасных судорогах.
Из 600 человек лагерников, пригнанных в Кутижму в начале 1942г., в живых осталось и вернулось в петрозаводские лагери около 149 человек, большинство из которых либо на всю жизнь остались нетрудоспособными, либо умерли через короткий срок.
Нас никогда не называли по имена или фамилиям, мы числились под особым номером, и когда увозили на кладбище кого-нибудь, то говорили, что "увезен такой-то номер"."

"Нас морили голодом, избивали нагайками за малейшую провинность, нас топтали тяжелыми солдатскими сапогами и травили, как бешеных собак.
От голода, которым нас морили финны, от жестоких побоев, порки через мокрые пропитанные солью тряпки,- этих обычных методов финских тюремщиков,- в каждом лагере умирало в день по 20-25 заключенных. Живое свидетельство этому - братские могилы на Соломенском шоссе, в "Песках", где похоронены тысячи наших отцов, матерей и детей."

" Финские солдаты врывались по ночам в наши бараки и насиловали наших девушек и женщин. Особенно отличались на этом позорном поприще озверелые солдаты генерала Лагус. Эти лагусовцы стреляли в наших детей, убивали их только за то, что они пытались самовольно уходить в город, чтобы нищенствовать и выпрашивать у подворотен финских кухонь и казарм немного каши и сухарей."

" В лагере №5 12-летний мальчик Демехин вышел за зону лагеря, пытаясь пройти в город и выпросить кусок хлеба. Он был замечен охранником и тут же у проволоки застрелен."

"Особенно зверствовал в лагере №2 комендант лейтенант Салаваара, беспощадно поровший заключенных и выгонявший плетьми на работу больных людей. За малейший проступок одного заключенного он лишал весь лагерь рациона. Управляющий хлебозаводом Раккала сажал людей в чаны с холодной водой на несколько часов. Нам хорошо запомнились финские палачи - комендант лагеря Вилье Лаакконен его подручный Пеухкуринен. В Подпорожье сержант Хейто выгонял больных, голодных людей в одной рубашке на снег. Подобными фактами была полна вся наша жизнь."

"Единственным признаком для водворения в концлагерь советских людей была их принадлежность к русской национальности. В лагерь помещали не только взрослое трудоспособное население, но и глубоких стариков, и грудных детей, и детишек, не имеющих родителей. Лишь бы было доказано, что они являются русскими"

"Рабочие, работая в лесу, должны были выполнять норму - ежедневно дать по три кубометра. И никому никакой пощады не был; был приказ такой: кто не выполнил нормы - тот получает хлеба не 150 граммов, а только лишь 75. " - про Кутижму

"Однажды в больнице я была свидетельницей такого факта. Пришел больной, жалуется на головную боль и общую слабость. Доктор взял больного за волосы и начал его бить головой о печку, бил до потери сознания и вытолкнул, наконец, за дверь в коридор. Окровавленного мужчину из коридора унесли товарищи в свою секцию. Приходит другой больной, молодой парень лет 20, тоже жалуется на общую слабость и отказывается в этот день итти на работу. Доктор Колехмайнен подает ему 20 каких-то таблеток и заставляет его тут же принять их сразу все. Через 15-20 минут больной умер."

"Работая в Орзеге и "Песках", я часто наблюдала, как финны издевались над мирными советским населением, заключенным в лагери. Так например, в лагере "Пески" голодный мальчик Петя без разрешения начальника лагеря зашел в палатку финских солдат, чтобы попросить кусок хлеба. Находившийся в это время в палатке начальник лагеря выстрелом из пистолета убил мальчика."

"В 6 лагере - рассказывает Парасковья Анушкина, - у заключенной Котлиной Александры был 13-летний сын. Котлина умирала от голода, сын решил раздобыть для нее кусок хлеба. Он пробрался под проволоку, но его заметил часовой и без предупреждения выстрелил в него разрывной пулей. Мальчик упал с распоротым животом. 2 часа без помощи валялся ребенок возле проволоки, пока не умер."

"
В начале октября 1941 г. финны захватили в плен почти все население с. Косельга, Вознесенского района, в том числе граждан, эвакуированных из других мест. Я, инвалид, вместе со своей престарелой матерью и больной сестрой оказался в плену. Все население села было выгнано из домов и всем было предложено ехать в г. Петрозаводск. Те, которые не желали покинуть своего насиженного крова, пристреливались на месте, и трупы убитых долгое время лежали в канавах. На утеху пьяных солдат и офицеров оставили несколько молодых девушек, под видом работы в прачечных.
У меня одну корову отобрали на месте, а другую, которую сестра привела в Петрозаводск, отобрали у нее с рук. После этого сестра с горя заболела и после продолжительной болезни умерла в концентрационном лагере. Через неделю мучительной голодной смертью скончалась моя мать. Нужно сказать, что финны заключив население в концентрационные лагери, под двойную колючую проволоку, отобрали у него все продовольствие, продукты, хлеб, скот. Ежедневно у всех приезжающих производили обыск и отбирали все продовольствие и ценное имущество. При этом никакая мольба населения о пощаде (оставить хотя бы для голодных детей несколько фунтов крупы) не принималась во внимание. Матерей, которые были настойчивы, финны били, отгоняли прочь от котомок.
Так, население сразу было поставлено на голодный паек. Начался голод и связанные с ним последствия. Женщины, малые и старые, с опухшими ногами, ходили с корзинами, шатаясь от ветра, рвали крапиву и траву, в надежде хоть этим утолить муки голода. Когда травы уже не было, то искали в помойках прогнившие кости, перемалывали на муку и ели. Более ловкие приноравливались бить из рогаток ворон. Крысы, кошки и собаки все были съедены. Как следствие всего этого, начались эпидемии и массовая смертность. Гробовщики не успевали делать гробы. В наскоро сколоченных ящиках трупы умерших сваливались в сарай, откуда по 30-40 гробов (два раза в неделю) вывозили на кладбище "Пески". Так и я похоронил свою мать и сестру.
Нельзя выделить личные обиды и притеснения от общего страдания народа в концентрационных лагерях. Вот почему я остановлюсь еще на системе пыток и издевательств, практикуемых финнами. Всякое общение с лагерниками было запрещено под страхом расстрела. Были сделаны вышки высотой 8-10 метров, куда запирали провинившегося. Они были устроены так, что человек насквозь промораживался сквозящим, морозным ветром. Люди, которые выходили оттуда, навсегда теряли здоровье и умирали от простуды. Пороли и запирали в "будку" за самые незначительные проступки. Маленький 3-4 летний ребенок случайно вышел за проволоку, - финн приводит ребенка к матери и тут же бьет и ребенка и мать кулаками и плеткой. Старуха-мать ушла через проволоку в другой лагерь, чтобы увидеть своих детей, ее поймали и, не считаясь с возрастом, раздели догола, избили до полусмерти. Эта старушка так и не увидела своих детей, она умерла. Беременная женщина вышла в город, изверги узнали об этом, пришли в комнату и тут же избили ее. В результате легкие были отбиты, и она вскоре после этого умерла. К сожалению, фамилии этих мучеников я не запомнил. Финский врач избивал обессиливших и больных людей. Избивали здесь особым способом. Накладывали соленую тряпку, и палач методически, точно бил в одно место. Один гражданин принес откуда-то две буханки хлеба и каши. Финны заставили его сразу съесть все это, выпить два ведра воды, после чего выпороли.
Больше всего финские извергли издевались над нашими детьми. Редкий мальчик и девочка не пороты. Их пороли и в одиночку, и группами по 20-30 человек. Стоны истязуемых разносились далеко за пределы лагеря. После такой пытки человек не мог ни лечь, ни сесть в течении ряда дней. Ученика Гераськина в лагере №6 избили палкой, после чего свезли в штаб и там дали еще 15 плеток.
У меня на родине финны сожгли дом. Я сейчас совершенно раздет - не имею ни одежды, ни обуви - все сожжено в парилках.
"

"В начале 1942 г. в этом лагере было около 7,5 тысячи человек, а к моменту освобождения нас Красной Армией оставалось 4,5 тысячи. Трупы умерших вывозили из лагеря на подводах и зарывали в общую могилу-траншею в "Песках". "

"
Этот день был тосклив и печален,
Этот день запал в память мою.
Никогда я его не забуду.
Мы остались у финнов в плену.
" - людей хватало писать стихи в этих лагерях

"Тойвонен при каждом посещении избивал от 5 до 10 человек. Стоны истязуемых людей, их крики были слышны по всему лагерю. Помнится такой случай. На поле работали пленные, туда приехал капитан Тойвонен на лошади. Очевидно ему показалось, что люди плохо работают, тогда он снял плетку, дал лошади шпоры и начал на скаку бить без разбора голодных и измученных людей."

"Юноша Палагин, будучи голодным, попытался сорвать на гряде и съесть одну-две репы. Его заметил сержант Ковала. Он поставил Палагина к телефонному столбу и стал его расстреливать. Вначале выстрелил несколько раз мимо, а потом убил Палагина наповал,на глазах у всех пленных."

"Характерный по своей жестокости случай произошел летом 1943 года с гражданкой Яркоевой Надежой, 35 лет, матерью 4-х детей. Сама Яркоева жила в городе. С группой женщин в 5 человек она проходила мимо проволочных заграждений концетрационного лагеря №4. Одна из женщин обронила ключ и начала его искать. Часовой, находившийся около колючей проволоки, окрикнул ее и приказал отойти от заграждений. Женщины, бросив искать ключ, послушались часового, и пошли в направлении, которое он им указал. Не прошли женщины и 100 метров, как вдруг раздался выстрел, и прямым попаданием в спину Яркоева была убита наповал. "

"Я был очевидцем, когда финский солдат Лехтинен избил, абсолютно ни за что, одного старика. Лехтинен избивал его палкой так, что палка сломалась от ударов."

"Начальник лагеря майор Куурема сам неоднократно избивал заключенных резиновой плеткой. После избиения он всегда ходил довольный и улыбался, говоря "Немного руки болят, русских наказывал" (он говорил по-русски) "

"Читая финскую газету на русском языке "Северное слово", я сказала, что здесь нет ни одного процента правды - все ложь. Мне дали 8 плеток."

"Суп варили для заключенных из гнилой колбасы, кишащей червями. Когда же эта колбаса представляла из себя сплошную массу червей и ее давать нам даже финны не решались и выбрасывали, то заключенные подбирали эту колбасу и ели, за что получали наказание от коменданта лагеря, сержанта Вихола."

"Худо жилось, так худо, что и вспоминать страшно. Вся деревня наша перебывала в лагерях. Все! И молодой, крепкий народ, и - мы старики, даже младенцы. Так и выселяли в эти лагери целыми семьями. Так и жили мы за колючей проволокой в 2 ряда. Лагерь, куда меня изверги загнали, был в районе Онегзавода. Там заставляли работать. Там была каторга. Вот поглядите на меня - стар я. Очень стар. Да финнам все равно: заставляли меня чугун грузить на платформы. Тащишь, бывало, этот чугун по настилу - ноги дрожат, подкашиваются. Только и думаешь - упаду, и, как гробовой крышкой, придавит меня этот самый чугун.
Тут, конечно, дело не только в летах. До финнов у меня силенка была, дай бог молодому! Но в лагере голодом изморили. Ведь как нас кормили! Двести граммов бурды какой-то на день и все. Даже воду, и ту только в указанный час пить можно было. Пухли люди, живыми покойниками на глазах становились, умирали без счета. Почитай, пять с половиной тысяч в том лагере на Онегзаводе было нас, а за три месяца умерло полторы тысячи, и все больше от голода.
Бывало, идешь мимо того места, где финская солдатская команда побывала, найдешь там застывшие ошметки каши, вонючая она, а ешь... Голод до всего доводит.
Да что говорить! Вот слушайте страшную правду, которую я вас скажу. Мы крыс всех поели и собак тоже, стары кожи все съели. Скребли их и варили, получался студень темный, липкий, глядеть на него страшно."

"В нашем лагере был мальчик Шура Версаков. Пуля поранила ему голову, а стрелял в него финн за то, что Шура хотел искупаться.В первый год нашей жизни при финнах здесь умерла мама, и мы остались одни. Финны не давали нам никаких продуктов, и мы всегда ходили голодные; ели, что дадут нам лагерники.... Мы все боялись палача. Было трудно жить. " - из детского письма.

"Был случай, когда один финский патруль, который караулил рабочих на бирже, выстрелил из винтовки прямо в девушку Марусю, которая тут же упала. Он ее застрелил ни за что. Мертвую Марую привезли в лагерь."

"За колючей проволокой в петрозаводских лагерях сидели почти все жители деревни Курьеницы. На моих глазах умерло более 150 односельчан. В живых остались только я и моя соседка."

"Я с семьей проживал за оградой лагеря в Петрозаводске и в 1943 году лишился двоих детей. 29 февраля 1943 года мои дети, мальчик и девочка, были на улице, и финский душегуб выстрелом из винтовки из окна своего дома убил их. Этот фашисткий выродок не стоял на посту, а, блаженствуя дома в своей квартире, упражнялся в меткости стрельбы".

Не греет сырая осина,
Чужая не топится печь,
И вышел запас керосина,
чтоб старую лампу зажечь.
Закрыты все русские школы.
Мать каждым куском дорожит,
И лик поясного Николы
В лучиновом свете дрожит.
Шуршат иноземные флаги,
Скрипят сапоги патрулей.
Деревня - как сумрачный лагерь,
И в окнах не видно огней.
И бьётся о кромку припая
Война тяжелее свинца.
Война громыхает слепая
И весточки нет от отца.

Иван Костин

22 июня 1941 г. мирная жизнь Карелии была прервана начавшейся войной.1 октября 1941 года после ожесточенных боев на петрозаводском направлении части 7-й советской армии оставили город. Согласно донесению политотдела армии одними из основных причин отступления явились отсутствие резервов, превосходство противника в артиллерии, минометах, автоматическом оружии. 1 октября в 4 часа 30 минут утра части финской Карельской армии вошли в Петрозаводск. В тот же день государственный флаг Финляндии был водружен над правительственным зданием.

На момент оккупации в Петрозаводске проживало около 5 тысяч человек населения. Еще свыше 14 тысяч жителей близлежащих районов было помещено в дальнейшем в концентрационные лагеря для мирного населения, расположенные в черте города. В оккупированном Петрозаводске, получившем название Aanislinna ("Онежская крепость"), утвердилась финская система правления, действовавшая около трех лет. Карельский фронт в годы войны был самым большим по протяженности, он действовал с осени 1941 до конца 1944 года, а его воины первыми открывали знаменитый Парад Победы на Красной площади в Москве. Наступательная операция, которую войска фронта провели 60 лет назад под руководством маршала Кирилла Мерецкова, стала яркой страницей в летописи Великой Отечественной войны и истории края.

21 июня 1944 года советские войска начали Свирско-петрозаводскую наступательную операцию с целью освобождения Южной Карелии, в том числе, столицы республики. С юга на город с боями продвигалась 7-я армия, с севера - 32-я армия. Успешное наступление наших войск заставило финское командование начать поспешный отход из Петрозаводска.

Утром 28 июня 1944 года группа десантников Онежской военной флотилии высадилась в районе Уйской губы, а затем в 11 часов 30 минут вошла в Петрозаводск. Лейтенант Н.Д.Капустин, командир катера, вошедшего в Петрозаводскую губу первым, так вспоминал об этом событии: "Мы видели горящие дома, пристань и другие сооружения. Улицы города хорошо просматривались, они были безлюдны. И вдруг мы увидели множество людей, которые бежали в сторону порта, к горящему пирсу. После некоторых колебаний мы решили, что это жители города бегут нам навстречу". 29 июня в Петрозаводск вошли передовые части 368-й и 313-й стрелковых дивизий. В тот же день Москва салютовала советским воинам, освободившим Петрозаводск.

Так столица Карелии была освобождена от финской оккупации. Предстояла огромная работа по восстановлению города, подвергшегося сильнейшим разрушениям. Постепенно Петрозаводск возвращался к мирной жизни, залечивал раны, нанесенные войной.

Вот что пишут об оккупации Карелии во время войны финны Юссила, Хентиля и Невакиви в книге "Политическая история Финляндии 1805-1995 гг." (русское издание 1998 г.): "Финны считали себя освободителями Восточной Карелии: казалось, наконец-то идея родства народов обретает реальное воплощение. Четвертая часть проживающих в Восточной Карелии (85 тысяч человек) не покинула родных мест (имеется ввиду - не ушла с Красной Армией). Большинство из них, однако, относилось к финнам в основном так же, как всегда относятся к оккупантам. Финны развернули среди соплеменников активную миссионерскую деятельность, опираясь главным образом на церковь и школу. Часть русского населения Восточной Карелии (максимум 20 тысяч человек) была отправлена в концентрационные лагеря, в которых питание было особенно плохим".

Сказать, что страшными были года 1941-1945 ХХ века - это не сказать ничего. Уже прошло более 60 лет с той поры, но те, кто пережил этот ужас, уже не могут избавиться от него никогда.

Так, в Карелии существует общественное движение бывших малолетних узников фашистских концлагерей, у которых наконец-то появилась возможность в полный голос заявить о своих попранных правах и изломанных судьбах, привлечь внимание государственных органов для содействия в решении самых неотложных вопросов. И многие из них за эти годы были решены.

60 лет назад Карелия была освобождена от жесточайшей немецко-финской оккупации. Тысячи узников шести концлагерей Петрозаводска дождались в тот июньский день желанного счастья свободы. Многим до этого дня дожить не пришлось. Нечеловеческие, запредельные страдания выпали на их долю. А те, кто выжил, и кто живёт и здравствует сегодня, день этот отмечают наряду с самыми примечательными датами. По данным Союза бывших малолетних узников концлагерей, в Карелии сегодня насчитывается не менее трех тысяч человек, лишенных когда-то детства и отрочества. Каждый из них - живой свидетель тех горестных лет и хранитель того отрицательного опыта выживания, который трудно носить только в себе самом. На протяжении всей жизни эти люди всей душой тянулись к добру и свету, как подлесок тянется к теплому солнцу...

Общественное движение бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей в Карелии началось с мая 1966 года, когда в газете был опубликован снимок военного корреспондента Галины Санько, сделанный ею в освобожденном Петрозаводске в июне 1944 года, где у колючей проволоки стоит группа детей, а на столе прикреплён щит с надписью: "Вход и выход, и разговор через проволоку запрещен под угрозой расстрела".

Снимок стал широко известен, послужил символом узников концлагерей, был представлен на Нюрнбергском суде над военными преступниками как доказательство.

В июне 1988 года на 2-ом съезде бывших малолетних узников фашизма впервые прозвучали слова признания к людям трагической судьбы - бывшим узникам нацистских концлагерей и слова покаяния за долгое непризнавание подвига выживания в жестоких условиях неволи. Ныне эти слова произнесли Генеральный канцлер Германии Герхард Шрёдер и Президент России Владимир Путин к 60-летию освобождения концлагеря Освенцим.

В Карелии первая встреча бывших узников финских концлагерей состоялась в сентябре 1989г. по просьбе Хельге Сеппяля - финского военного историка, бывшего солдата оккупационных войск в 1942 году в Петрозаводске, издавшего в Финляндии в 1989 году книгу "Финляндия - оккупант 1941-1944". По словам директора НИИ Йохана Бекмана, работа Хельге Сеппяля необычна тем, что в ней прямо и чётко, на основе неопровержимых документов рассказывалось о деятельности финских оккупантов в Карелии в 1941-1944 г.г.: приведено тщательное описание расовой дискриминации, сведения о концентрационных лагерях для лиц славянской национальности. Эти лагеря на практике были лагерями смерти. Описаны жестокий режим содержания и наказаний, голод, высокая смертность. Работа Сеппяля доказала, что финская оккупация носила фашистский характер.

Ровно тысячу дней люди томились в неволе, находясь под властью оккупантов. Но память о тех мрачных годах в душах бывших малолетних узников неистребима. В концентрационных лагерях содержались как семьи, так и одинокие люди, выселенные из Заонежского и Кондопожского районов, Вознесенья и Подпорожья Ленинградской области, не говоря уж о городских жителях, не успевших эвакуироваться.

Возвращаться к пережитым страницам жизни всегда нелегко. А к таким - где каждая строка ранит и бередит душу, нелегко вдвойне. Однако в юбилейный год Победы в Карелии вышла книга "Пленённое детство", составленная заслуженным работником культуры России и Карелии Иваном Костиным и председателем Карельского Союза бывших малолетних узников Клавдией Нюппиевой. В этой книге опубликованы воспоминания тех, кто в годы вражеской оккупации оказался со своими семьями или в концентрационных лагерях, или в иных местах принудительного содержания. Война и оккупация отняли у них детство, право на учёбу и даже на саму жизнь. Но не смогли отнять веру в Победу нашего народа, в силу своего духа. Они выстояли, а значит - победили!

Приведу некоторые выдержки из правдивых воспоминаний, можно отметить, последних свидетелей Великой Отечественной войны, свидетельствующих о бесчеловечном отношении даже к детям.

Михаил Марин, Петрозаводск: "Здесь все было вытоптано, утрамбовано и словно отцементировано сотнями сапог и ботинок. Здесь не то, что цветку - самой неприхотливой травинке не за что было зацепиться, не во что пустить корни. И вдруг шестилетний житель концентрационного лагеря увидел за колючей проволокой это маленькое манящее чудо, цветок, которому он не знал названия. И он потянулся за ним, забыв обо всем на свете. Где ему было в те минуты помнить о строжайшем запрете лагерных властей: под угрозой расстрела не покидать пределов лагеря. Его сухонькое исхудалое тельце скользнуло под проволоку; и тут на мальчика обрушился град ударов. Резиновая плеть надзирателя только тогда перестала опускаться, когда его тщедушное тельце покинули последние признаки жизни".

Аркадий Ярицын, Петрозаводск: "Много лет после освобождения, да и теперь ещё иногда, как только закрою глаза, вижу перед собой ряды колючей проволоки с часовыми на вышках. Передо мной проходят исхудалые лица женщин и измождённых мужчин, детей с потухшими глазами, одетых в тряпьё. Вижу страшную вывеску с предупреждением о расстреле. Из дома, что и сегодня стоит на улице Олонецкой в Петрозаводске, время от времени доносились страшные крики. Там истязали и пытали людей. Туда доставляли виновных в нарушении лагерного режима или тех, кого охранники считали таковыми по своему усмотрению. Новоявленные палачи, не считаясь с девической стыдливостью, не слыша детского плача, срывали со своих жертв одежду и избивали резиновыми плётками. Такому избиению мог подвергнуться каждый, ибо никто не мог предвидеть, к чему придерётся надзиратель".

Виктор Николаевич Волков привлекает цепкой своей памятью и поныне живущей обидой, болью не утихающей, не прощением тех, кто отнял у него три года детства: "Вот этот страшный дом. Улица Олонецкая, 2. Штаб лагеря - некоторые звали комендатурой. Тут наша колонна остановилась. Вышли начальники. Сделали перекличку. Волковы! Мой отец - на костылях, сестре Вале - 5 лет, мне - 8. Раечка у мамы на руках, ей один годик. Объявляют - нельзя выходить из лагеря, взрослые будут работать каждый день, продукты будут выдаваться раз в неделю. Каждая семья имеет право занять только одну комнату.

Пошли мы по улице Олонецкой, стали спрашивать, где есть жильё. Вышли на улицу Чапаева, увидели большой деревянный дом на пустыре. В том доме нашлась комнатка: три на три метра на пять человек.

Был декабрь 1941 года. Крики, гам, стоны, солдаты финские с винтовками. Вещи все отобрали, разрешили взять только то, что смогли унести в руках - одежду и одеяло. Назавтра погнали мать на разгрузку дров, на разборку кирпичных разбитых зданий. Однажды послали на переборку картошки…

…Вот здесь у комендатуры их обыскивали. Мама спрятала в пучке густых волос под платком одну картофелину. И финский солдат нашёл её. Маму били розгами, плётками. На ночь бросили в холодный сарай, все его звали штрафной будкой. Вот тут он стоял, этот карцер, теперь тут огород. Мы, дети, пришли к будке, просили отпустить маму, сестрёнки плакали, но финны её не выпустили. Только назавтра она пришла окоченевшая, вся спина в кровоподтёках и синяках.

Из продуктов главный продукт, конечно, была мука. Но это была не мука! Это была молотая белая бумага с добавкой муки. Хлеба, коржа из неё нельзя испечь, хоть ты удавись, не получалось. Мы варили эту муку, глотали серый клейстер, который щёлкал на зубах, прилипал к нёбу. Как мы ждали весну! Скорее бы увидеть, сорвать травинку, съесть. Когда трава пошла, её тут же всю съедали, огороды были голые, чёрная земля. Первой съедали крапиву, затем клевер.

От голода, от грязной травы началась дизентерия. В лагере появился врач Богоявленский. Его палка ходила по спинам тех, у кого плохо убран двор, грязно в уборной. Маму стали гонять на рытьё траншей. Рядом с кладбищем рыли, а затем возили туда мёртвых. Утром по лагерю едет телега-ящик, собирает умерших за ночь.

Летом парней, которым исполнилось 15-16 лет, финны отправили на лесозаготовки. Вернулись к зиме - кожа да кости. Многие после померли от чахотки...

Вспомните радостный день.

Режем крапиву, руки горят, при наклоне темнеет в глазах от холода. Вдруг слышим стук на дороге. Мы уже знали эту музыку. Финны гонят наших военнопленных. Худые, страшные. Идёт колонна, стучат деревянные подошвы, конвоиры покрикивают. Проходят мимо нас. Мы стоим, как вкопанные, глядим. И вдруг один в зимней шапке сунул мне сухарь чёрный и прошептал: "Немцев разбили под Сталинградом. Радуйся, сынок…"

Ленина Макеева, Петрозаводск: "Когда началась война, отец уверял нас, что долго она не продлится, и отправил семью в его родную деревню Шангостров, где жила его мать, моя бабушка. Но война туда пришла быстрее, чем в Петрозаводск. Мы пытались уйти от наступавшего противника и отправились в сторону Свири. Мне было пять с половиной лет, а братику Юре - три с половиной. Я вела его за руку. Мы ушли в лес. С нами шли и другие деревенские семьи. Кончилась еда. Некоторые из женщин пошли на брошенные колхозные поля накопать картошки. Но тут появились финские разведчики. Так мы оказались в плену.

Мама была беременной уже на последнем месяце и в деревне родила двойню девочек. А через некоторое время нас разместили в домах барачного типа, которые были уже обнесены колючей проволокой. Семья наша выросла. Нас было уже пятеро, и с нами из деревни приехали бабушка и дедушка. Поселили нас в комнате на 15 квадратных метрах, и было в ней пять семей. В общей сложности 21 человек. В условиях голода, холода, без медикаментов люди вымирали целыми семьями. Не обошло это горе и нас. Один за другим умерли бабушка и дедушка. Организм мамы тоже ослаб, и она заболела куриной слепотой и малокровием. Мои маленькие сестрички Галя и Нина, не получая даже материнского молока, тоже умерли. Мы с мамой остались вдвоём. И не знаю, что было бы с нами, если бы не девочка-подросток 14-летняя Римма Гуляева, ныне Иванова, родом из той же деревни Шангостров. Вместе с взрослыми она тоже выходила на работы. Благодаря своей сноровистости умела найти то у финнов, то среди местного населения что-нибудь съестного. И непременно делилась с нами. Я очень признательна ей за это. Римма Ивановна сейчас живёт в Петрозаводске. Получает маленькую пенсию. Это было участью большинства бывших малолетних узников. Теперь, слава богу, у нас имеется ощутимая прибавка к пенсии, и жить стало всё же немного легче. Карельский союз узников, как в былые годы, так и сегодня, добивается, и в ряде случаев небезуспешно, тех социальных льгот, которые нам положены по закону".

Николай Маркелов, Петрозаводск: "…Помню серый унылый барак. То было бревенчатое двухэтажное здание, комнаты которого были разделены на небольшие клетушки. В одной из них и разместили нашу семью: моя мать Наталья Харламова, её сестра Ирина, дед с бабушкой и нас четверо детей, из которых самым маленьким был Юра. Ему не исполнилось и трёх лет. К сожалению, в лагере он помер… Это был лесной лагерь. Мать и тётя ранним утром под конвоем уходили на работу и возвращались обессиленные, мокрые, голодные и холодные. А мы, дети, целыми днями тоже в холоде и голоде томились в запретной зоне, и нам даже не хотелось ни во что играть. Поэтому с полным правом я могу сказать, что наше горестное детство было перечёркнуто не столько самой войной, сколько невыносимым лагерным бытом, который создали для нас финские оккупанты".

Иван Костин, Петрозаводск: "Удивительную историю своей любви и начала семейной жизни рассказал мой давний товарищ журналист Юрий Ванин. Со своей женой Валентиной он познакомился в 6-ом лагере. Родители детей, которым было по 4-6 лет, оказались в соседних комнатах барака. Семью Валентины - Куприяновых - привезли в лагерь из Сенной Губы. Ванины - тоже заонежане, но в предвоенные годы жили в городе. Прошли годы, и дети, ставшие молодыми людьми, встретились под крышей одного учреждения: оба стали работать в Областном комитете комсомола. Разговорились и выяснили, что они не просто земляки, а целых три года пленённого детства провели под общей крышей лагерного барака. Потерянное детство. В нём не было даже места простейшим играм, если прятки от охранников можно было считать игрой. А теперь уже общие жизненные и служебные интересы сблизили и подружили их.

…Ещё, наверное, никому не удавалось подсмотреть, как раскрывается трепетный цветок любви. И когда Юрий впервые, придя на свидание, преподнёс Валентине букет роз, она печально-задумчиво сказала: "Спасибо, милый, но их стебли с шипами мне напоминают колючую проволоку"…

Мог ли человек, пишущий стихи, пройти мимо такого потрясающего образа. И в тот же вечер я написал такие строки:

Не покупай мне, милый, розы.
Ты должен помнить, что они
В душе рождают только слёзы,
Как вспомнишь лагерные дни.
Мне их шипы - ты знаешь лучше -
Напоминают до сих пор
Ряды натянутых колючек,
На нас глядевшие в упор.
…За ними простиралась воля
в своей немыслимой красе…
Ты принеси мне лучше с поля
Букетик в солнце и в росе".

Екатерина Данченко, Петрозаводск: "У каждой из нас был свой номер, пришитый к пальто. Мой - 116. Утром и вечером - проверки. Перед уходом в лес на работы дадут похлёбки из ржаной муки и кусочек хлеба - всю дневную норму. Пока ведут до работы, всю и съешь. Обеда не было. Вечером варили что-то наподобие супа с гнилой картошки. Работа была тяжёлая. Пила длинная, непослушная, а силенок мало. Суточную же норму, нам, 15-16-летним девчонкам, нужно было сделать. Работали через силу.

Жили без света. Постоянно ощущался голод. И когда вечерами лежали на нарах, мечтали только о скорейшем освобождении от этой каторги и о том, чтобы досыта поесть.

…И не могу забыть один трагичный случай. Наш охранник вместе с нами сидел у костра, а его винтовка лежала рядом с ним. Одна девочка из Заонежья, молоденькая и красивая, взяла ради озорства винтовку и со словами "Я умею стрелять" произвела выстрел в воздух. Взбешенный финн выхватил у неё оружие и выстрелил в неё. Убил наповал.

Голову в бане принуждали мыть карболкой. Бельё прожаривалось. В помещении ставились чугуны с горящей серой. Воздух был настолько непереносимым, что терялся голос. Непослушных, не желавших проходить такую санобработку, били плётками, а остальных выгоняли смотреть на это зрелище, чтобы было неповадно".

Антонина Натарьева, Петрозаводск: "…В лагере каждую неделю - баня. Но необычная это была баня, и люди её боялись, словно огня. Её окрестили "прожаркой". От такой "прожарки" с густым настоем хлорки многие теряли сознание, в том числе и мы с Валей. Но раньше отведённого на помывку времени никто не имел права выйти из бани. Наши же лохмотья "прожаривались" в другом помещении, потом выкидывались на улицу. В толпе не так-то просто было найти свою одежду".

Раиса Филиппова, пос. Элисенваара: "Когда мне исполнилось 11 лет, я с семьёй оказалась в 6-ом петрозаводском лагере на Перевалке. Чтобы не умереть с голода, приходилось проникать в город. У кухонь или солдатских казарм нам, детям, иногда что-либо перепадало. А в город проникали разными путями. Иногда пролезали через проволоку, а когда у ворот стоял добрый охранник - пропускал.

Невдалеке от леса находился финский госпиталь. Подойдём к окну и начнём просить хлебушка. Иногда солдаты бросали, а бывали случаи, когда над нами смеялись и вместо куска галеты бросали бог знает что.

Однажды мы возвращались из города в лагерь. Выпустил нас через ворота охранник, который особых препятствий не чинил. А вот когда мы вернулись обратно, на вахте стоял уже другой охранник, и он сдал нас в комендатуру. Нас отвели в сарай, где стояли длинные скамейки, положили на них и резиновыми плётками нанесли кому по 15, кому по 25 ударов. После такой порки матери нас на руках относили в бараки. Не выдержав голода и жестокостей лагерной жизни, некоторые из моих братьев и сестёр умерли. Другие - спустя годы…"

Когда Александра Вострякова из Петрозаводска попросили рассказать о тех временах, он сказал: "Я глубоко взволнован, и нет особой охоты вспоминать лагерное прошлое. Но кое-что по просьбе расскажу.

Родом я из деревни Кут-Лахта Лодейнопольского района Ленинградской области. Из дома нас привезли в лагерь Ильинский 17 сентября 1941 года. Из вещей у нас было то, что на себе, а хлеба, как говорится, что в животе. Всё, что осталось в доме, взяли финны. А дома разобрали и увезли на сооружение землянок и укреплений. Скот отобрали для своего пользования.

Территория нашего лагеря была огорожена колючей проволокой. Охранялась патрулями, а на вышках по периметру стояли дозорные. Жило нас в комнате 16 человек. Клопы и тараканы не давали покоя. Когда в доме был покойник, появлялись крысы. Умирали многие, особенно в конце 1941 и в начале 1942 годов. Комната отапливалась дровами, а вечерами освещалась лучиной. Хлеба давали по 100 граммов в день и по 300 граммов картофеля. Сколько-то крупы. Одежда и обувь изнашивалась до такой степени, что люди ходили босыми и полураздетыми.

Годы детства для нас были не просто трудными, а мучительно-унизительными. Детей к работам привлекали с 12 лет и как могли, унижали. Красный Крест, может быть, кому-то и помогал, но наша семья, как и всё население барака, этой помощи не видела. И лишь когда немцы под Сталинградом потерпели сокрушительное поражение, отношение финнов к лагерникам несколько изменилось. После выхода из лагеря я весил 40 кг, когда потом призывали в армию - 58, а при увольнении - 78 кг…"

Владимир Михайлов, Харьков: "Летом 1944 года наступавшие войска Маннергейма подвергли интенсивным бомбёжкам и артобстрелам железнодорожный мост через реку Свирь, в трёх километрах от которой стоял наш дом. Мы устремились в лес в юго-западном направлении от Подпорожья. Вырыли землянки. Ночью было хорошо видно зарево пылающего Подпорожья. Немцы нас заметили с самолётов по нашим кострам. Финские наступающие части вывели на дорогу, и повели в сторону станции. Так начался наш плен, который продолжался до лета 1944 года. Поначалу нас разместили в деревне Усланка на берегу всё той же Свири, где уже было немало таких беженцев, как и мы. А там уже распределяли по лагерям. Так, гостившие у нас тетя Вера из Ленинграда и её дочери Тамара шести лет и трёхлетняя Лариса попали в Ведлозеро. А мой друг Боря Ромашов при живых родителях оказался усыновлённым бездетной финкой. Мне всё же повезло: оказался с родителями в петрозаводском лагере №3. У меня имеется документ из военного архива Финляндии, в котором в графе "ближайшие родственники" стоит знак вопроса. Возможно, и я рассматривался лагерной администрацией в качестве кандидата на усыновление.

У отца открылся туберкулёзный процесс, и нас троих отселили в деревушку Готнаволок, где мы спаслись от голодной смерти дарами природы. А отвары шиповника помогли организму отца окрепнуть. В лагере паёк был очень скудным. Пища - несносного качества. Все ели, ничем не брезгуя, даже подножной травой…

Время от времени над лагерями появлялись наши самолеты и сбрасывали листовки. Несмотря на строжайшие запреты, некоторые из них мы подбирали. Одна - от 3 марта 1944 года - хранится у меня до сих пор…

После освобождения на месте своего дома мы нашли пепелище. Я был свидетелем следов многочисленных варварств оккупантов. Спустя много лет после всех этих событий я решил провести некоторое историческое исследование, - чем обернулась оккупация для мирных жителей нашей республики, по злому року судьбы оказавшихся в концлагерях, тюрьмах и других местах принудительного содержания. И вот что получилось. В шести петрозаводских лагерях 1941-1942 годов содержалось 35 тысяч граждан, проживающих на территории Карелии и Ленинградской области. Кроме того, подобные лагеря были и в районах Карелии - в Медвежьегорске, в пос. Ильинском Олонецкого района, в Кутижме и в Киндасово Пряжинского района, в Орзеге и в Вилге Прионежского, а также многие местные концентрационные пункты для содержания граждан перед отправкой их в лагеря. Возраст детей был разный. Дети с 15 лет отбирались у родителей и направлялись в трудовые лагеря, которых было немало на оккупированной территории Карелии.

Ущерб, нанесённый малолетним узникам оккупационным режимом, можно обозначить по таким категориям:

  1. смертность, которая преследовала бывших малолетних узников в результате голода и холода и различных заболеваний без медицинской помощи, что сказалось на их здоровье в последующие годы
  2. инвалидность
  3. принудительный труд
  4. разрушение семей
  5. физические увечья
  6. этническое неравноправие

Уровень смертности во всех шести петрозаводских концлагерях в этот период был необычайно высок. Он был даже выше, чем в немецких лагерях, где смертность достигала 10%, а в финских - 13,75%.

В первоначальный период лагерной жизни люди вымирали целыми семьями. Только за один первый год число узников в лагере №5 сократилось на одну четверть. Если в 1941 году в этом лагере насчитывалось до 8000 человек, то к середине 1942 года было уже 6000 человек. За три года - наполовину. Ежедневно в каждом лагере умирало до 20-25 узников. Особенно высокая смертность была в Кутижемском лесном лагере.

В каждом лагере работала похоронная команда. Трупы складывали в сараях и отвозились на кладбище "Пески". В каждую траншею укладывалось до 40 трупов. Грудные дети умирали один за другим. Голод косил детей в первую очередь. Но и питьевая вода отпускалась по норме. Основной рацион заключённых состоял из баланды серой ржаной муки. Вместо хлеба выдавали, как правило, подпорченные галеты. И только работа Красного Креста, когда дело уже шло к освобождению, положение с питанием несколько улучшила.

Из-за отсутствия мыла и моющих средств для помывки в банях и стирки белья проводилась в принудительном порядке "прожарка" как самих людей, так и их одежды. Эта "прожарка" для многих, ослабших физически, становилась похлеще многих наказаний. Процедура с паром и карболкой при высокой температуре длилась 30-40 минут. Многие её не выдерживали и теряли сознание.

У заключённых проводился принудительный отбор крови. На этот счёт имелось немало показаний. Случаи насилия и издевательств над узниками были явлением повседневным. Так, управляющий хлебозаводом некий Рачкала за малейшую провинность сажал заключённых в чаны с холодной водой. Финский врач Колехмайнен вместо лечения нередко занимался истязанием людей. Бездетным финкам, мужья которых погибли в войну 1939-40 г.г., разрешалось усыновлять русских пленных детей.

Чаще других следовали наказания за самовольный выход за пределы лагеря. И поскольку эти требования нарушали именно дети и подростки, которых голод гнал в город в поисках пропитания, их тоже наказывали по всей строгости. Сажали в холодную будку, били резиновыми палками, нередко даже стреляли по ним. Многие дети были ранены и даже убиты. Лагерные охранники как могли, изощрялись в своих издевательствах. Так, лейтенант Салаваара во 2-ом лагере выгонял больных людей на работу с помощью плётки. Сержант Вейкко заставлял детей хлестать друг друга плёткой.

Развивая идеологию Великой Суоми до Урала, оккупанты планировали выселение славянского населения за административные границы территории, которая по их плану будет принадлежать Финляндии. На каждого узника была заведена личная карточка. В ней, наряду с другими данными, учитывалась и этническая принадлежность.

Узники делились на две основные категории:

  1. карелы, финны, вепсы, ингерманландцы, эстонцы
  2. русские, украинцы, белорусы…

Личные карточки на лиц первой категории практически не заводились. Как правило, в лагерях они не размещались, а просто находились на оккупированной территории, имея на руках соответствующие паспорта и карточки для повышенной нормы получения продуктов".

Клавдия Рогозина, Петрозаводск: "Маршал Карл Маннергейм, командовавший всеми вооружёнными силами Финляндии, конечно, личность историческая. Но лучше бы мне с ним было познакомиться в другое время и при других обстоятельствах. Моё знакомство с главным военным чиновником Суоми состоялось за колючей проволокой в петрозаводском лагере №5 (нынешний Пятый посёлок), когда он летом 1943 года приезжал в наш город из Финляндии.

…В лагере работали даже дети. Сестра моя ткала дорожки, я плела лапти, брат - корзинки. Однажды нам выдали вместо пайкового хлеба муку, в которой оказалось много червей. Для просеивания муки брат проделал в дне консервной банки небольшие дырки, и получилось ситечко. Занимались мы, значит, этим невесёлым делом. Вдруг в нашу комнату вошёл высокий усатый военный в нарядном мундире. Я уже слышала, что в лагерь приехал маршал Маннергейм, и поняла, что это он и есть. Поздоровался со мной и с братом за руку и сказал по-русски: "Здравствуйте!". Посмотрел на наше занятие и спросил: "А это что, чем вы занимаетесь?" Я ответила, что выдали на семью норму муки, а в ней - черви. И даже показала, сколько их было отсеяно. Не мука, а мука, господин Маннергейм! Наверное, этот приезд Маннергейма хоть немного повлиял на жизнь лагеря. С тех пор нас стали кормить получше. И такой муки уже не выдавали.

Вера Гаврилина, Петрозаводск: "…Иногда меня молодые люди спрашивают, в какие игры вы там играли? И я неизменно отвечаю, что в лагере у нас не было детства. Мы были маленькими старичками и старушками, и у нас была единственная "игра" - прятки от охранников и надзирателей. Жили надеждой на освобождение".

Галина Чапурина, Петрозаводск: "Мои две старшие сестры 14 и 17 лет умерли в лагере от истощения. Я же каким-то чудом выжила. Наверное, мне отдавали последние крохи и ценой своей жизни спасли мою. Впоследствии мама не раз вспоминала, как я постоянно просила есть. В заточении за колючей проволокой я оказалась трёхлетним ребёнком в петрозаводском 2-ом лагере.

К тому времени, когда над нашим городом засияло солнце свободы, мне уже было шесть лет, и я многое начинала понимать, и многое осталось в моей памяти…"

Сергей Кирилин, деревня Падмозеро в Заонежье: "Когда началась оккупация, мы жили в Заонежском районе в деревне Падмозеро. В апреле 1942 года нас выселили в деревню Онежены. Мать мою отправили на строительство дорог, а я всю войну оставался с дедом. Потом из Онежен нас переселили в Тявзию, затем в Палтегу, а в 1943 году в деревню Медные Ямы. Всё имущество у нас отняли, мы остались голые, босые и голодные. Ели траву, кору, разбавляя мукой, которую давали по 200 граммов наполовину с бумагой. Ходить по деревне было запрещено. Полиция избивала по любому поводу. В 1942 году меня зверски избил помощник земельной комендатуры в Палтеге известный изувер карел Хойяр. В 1943 году я подвергся избиению начальником полевого штаба Симолой в деревне Великая Нива. Симола был крайне жестокий человек. У них при себе всегда была резиновая плётка, которой они "угощали" нас с удовольствием. Вот так нам жилось, детям, - нынешним старикам…"

Анна Лукина, учительница Яндомозерской школы: "Мы собирали мох, сушили, толкли и делали лепёшки. Из берёзовых опилок варили кашу, из соломы пекли хлеб. Такая пища истощала организм, и люди умирали целыми семьями. Голодной смертью погибла семья Калининых из деревни Есины, умерли Николай Лукин, Андрей Стафеев, Андрей Фепонов и много других. Большинство жителей деревни Типиницы умерли от голода. Весной 1942 года смертность в Яндомозере была настолько великой, что не успевали выкапывать могилы. В деревне Усть-Яндома несколько покойников долгое время лежали непогребёнными. Финны глумились над голодными. Когда истощённые люди приходили просить хлеба, они избивали их. Колхозника Чуркина финны поставили на пахоту. 12 дней он работал без куска хлеба, падая от истощения. "Дайте хоть немного рыбы", - попросил он у коменданта. Комендант Липасти рассвирепел. Он схватил человека за шиворот и столкнул со второго этажа. Затем сбежал сам с лестницы и избил лежащего до крови. Потом Чуркина отправили в концлагерь, где он и умер.

Виктор Петрович Вишневский, Петрозаводск: "Моя мать, Вишневская Клавдия Николаевна, была эвакуирована с сыном - моим старшим братом Вячеславом, в Заонежье. Я родился в концлагере в марте 1942 года. Я вместе с мамой и старшим братом находился в Космозеро в трудовом лагере Л-55, где мама работала на строительстве дорог. Было трудное время. Ели траву, кору разбавляли мукой, добавляли опилки и пекли такой "хлеб". Старший мой брат выжил, потому что мама кормила его и меня грудным молоком. Только вера в Победу помогла выжить нашей семье в то тяжёлое время".

Лидия Кварацхелия (Соловьёва), Петрозаводск: "…Нашему поколению детей-узников концлагерей несладко пришлось и после освобождения. Унижали, называли лагерниками, предателями. 70% бывших малолетних узников получили образование 7 классов, 20% - среднее специальное и всего 10% - высшее, в основном заочное. Бывшие малолетние узники в основном работали на низкооплачиваемых физических работах, а потому при большом трудовом стаже в 45-50 лет заработали очень низкую пенсию. 70% мужчин-узников к настоящему времени уже умерли".

Нина Абрамова, село Великая Нива: "Мне было неполных шесть лет, когда в мою родную деревню Великая Нива ворвались фашисты. Нас под конвоем увезли в деревню Харлово и поселили в одну комнату с несколькими другими семьями. Мне и моему брату Юре иногда не разрешали даже спускаться с кровати, на которой мы с мамой втроём и спали. А маму каждый день угоняли на принудительные работы. Жили мы впроголодь - это я точно помню. И чтобы испечь хлеб, мама добавляла в муку молотую кору деревьев, опилки. Весной мы тайком собирали на полях мороженую картошку, внутреннюю жижу этой картошки мама выливала на сковородку, - так получались "блинчики"…

…Воспоминания все эти мне даются нелегко ещё и потому, что статус малолетнего узника фашизма ни мне, ни брату так и не присвоили. Обидно вдвойне, потому что мои сверстники и товарищи по несчастью, которые жили в соседних домах в точно таких же условиях, этот статус получили. Я сама до сих пор плачу, вспоминая холодные глаза судей, которые даже слушать не стали моих доводов - им было это неинтересно и ненужно: решение об отказе уже было принято "гуманным судом". Нам известно, что власти сделали ставку на сокращение числа льготников, а бывшие малолетние узники Заонежья первыми попали "под нож". Опять отыгрываются на беззащитных стариках, лишая их мизерных пособий и льгот. Но пусть эти издевательства останутся на совести тех чиновников. Им воздастся…"

Не все вопросы социальной поддержки бывших узников ныне решены. По указу Президента РФ от 12 октября 1992 года категория бывших малолетних узников несколько расширилась. По этому указу ими были признаны и многие дети военной поры, кто провёл эти годы в оккупации, в местах принудительного содержания под надзором финских комендатур.

Наиболее остро стоит проблема непризнания Российским фондом "Взаимопонимание и примирение" претендентов на выплату компенсации за пребывание в концлагерях от Германского фонда "Память, Ответственность и Будущее" бывших узников финских концлагерей, созданных на оккупированной территории Карелии союзницей фашисткой Германии - Финляндией. На обращение к Президенту России пока нет ответа. Союз обращался к Президенту Финляндии госпоже Тарье Халонен, но получил отказ в выплате компенсации со ссылкой на мирный договор 1947 года, в котором нет требований СССР о выплате компенсаций гражданам, пострадавшим от Финляндии. Своим гражданам, пострадавшим во время Второй мировой войны, финляндским государством компенсации выплачены. Совет Карельского союза бывших малолетних узников решил обратиться в Европейский суд по правам человека против финляндского государства. Военные преступления не имеют срока давности. За нарушение прав человека положена компенсация.

Колючая проволока
Давно последний бой окончен.
Но там, где вся в цветах земля,
Она лежит в предсмертных корчах,
Как недобитая змея.
Ромашкам беззащитным больно
От ядовитых жал её.
И птахи малые упорно
Вблизи не вьют гнездо своё.
Я видел сам: с букетом пёстрым
Бродил мальчонка по лугам,
Но вскрикнул вдруг от боли острой
И уронил букет к ногам.
Мы землю любим в росах, в травах,
Мы не забыли злых годин…
И снова проволокой ржавой
Её опутать не дадим.
Олег Мишин

…Возчик гробов А.Коломенский делал записи, увозя умерших: "В месяц их было от 80 до 170. За семь месяцев с мая по октябрь 1942 года из одного 5-ого лагеря было вывезено 1015 покойников, а за год около 2000. А таких лагерей в Петрозаводске было шесть. В Кутижме, где узники работали на лесозаготовках по три месяца, смертность была особенно высока. За 5 месяцев 1941-1942 годов из 600 человек в лагеря Петрозаводска вернулись 149 человек…"

Вот что пишет в книге "Трагическое Заонежье", также вышедшей в год 60-летия Победы в Карелии, Василий Лукьянов: "Нам, славянам, только в Петрозаводске режим Маннергейма "обеспечил" 30 тысяч мест в концлагерях и 16 тысяч могил на кладбище в Песках. Вдумайтесь, 16 тысяч мужчин и женщин! Всего в Карелии погибло от голода, холода, болезней и финского террора несколько десятков тысяч гражданского населения!"

А вот выдержка из рассказа Ивана Костина: "Бывшие малолетние узники постепенно становились взрослыми людьми. Они получали образование, надежные профессии, многие из них окончили вузы, стали кандидатами и докторами наук. Работали, воплощали свою мечту в жизнь. Растили детей, а затем в свой черёд дожидались и внуков. Сегодня большинство из них уже люди старшего возраста, а некоторые и преклонного. Но детство, которое было перечеркнуто войной, оставило в их душах отпечаток на всю жизнь. В каждой такой семье есть свой архив, свои семейные предания. Но в то же время у каждого, или почти у большинства бывших малолетних узников, имеется ещё прочный запас душевных сил и неиссякаемого оптимизма, чтобы словом и делом помогать молодому поколению преодолевать временные трудности. Можно ни быть педагогом, ни обладать даром ораторского слова, но моральное право людей этой категории быть советчиками и наставниками таково, что не считаться с ним невозможно". На снимке: 2-ая карельская конференция бывших малолетних узников фашистских концлагерей в апреле 1995 года - финский историк-исследователь Антти Лайне, написавший диссертацию по истории финских концлагерей в период оккупации Карелии Финляндией (справа) и журналист карельского радио А.В.Еремеев.

…Плененное детство... До определённого послевоенного времени дети войны были едва заметным подлеском, заслонённым густым лесом нашего славного воинства, кто всю тяжесть войны вынес на своих плечах, которых уж мало осталось... Потому можно сказать, что те, кто родился, и кому волею судьбы пришлось расти в тяжелейший исторический период - это уже второй эшелон участников войны. И их лица были опалены её пламенем. К ним относится и огромная армия беззащитных детей-сирот, которым тоже надо было выживать в одиночку в опасных для жизни условиях существования! Но если бывшим малолетним узникам сейчас предусмотрены хотя бы какие-то льготы и компенсация, то о детях-сиротах военного времени особенно и не говорят. А ведь им было не легче, и они в то время выжили чудом! Дальше именно они, дети войны, будут нести в XXI веке эстафету огненной памяти. Так и в самой природе - подлесок незаметно стал лесом…

…Наступила осень 2005 года. Золотая пора. Беру корзину и спокойно, не боясь подорваться на мине, иду в лес, как раз в тех местах Карелии, где когда-то гремели бои, стоял концентрационный лагерь. Натыкаюсь на развалины бывшей тюрьмы - это место и теперь кажется зловещим; на множество заросших окопов, сейчас в них особенно много грибов… Тишина в лесу… 60 лет прошло с тех пор, как кончилась война… Но до сих пор попадаются на глаза скрытые в траве обрывки острой ржавчины - колючей проволоки, как досадное напоминание о жестоком бесчеловечном прошлом.

Тема войны сейчас в мире более чем актуальна. Потому мы не должны забывать историю и факты вплоть до мельчайших подробностей из воспоминаний очевидцев, которым пришлось когда-то пройти через кровавое месиво унижающего уничтожения человечества. Теперь, когда существуют добрососедские российско-финляндские отношения, правдивый подход к описанию тяжёлых событий прошлого не может повредить дружбе народов обеих стран. Ведь речь идёт о содеянном теми, кого уже осудили в Финляндии после войны за совершение преступления. И потому публикации на эту тему сейчас можно рассматривать как желание оказать поддержку всем, кто пережил большую трагедию и остался верным своему Отечеству. Мне странно, как может сейчас новое поколение финнов требовать возмещения ущерба от России? Хочется спросить у них: а как они относятся к судьбам узников концлагерей? А кто же тогда должен возместить ущерб за сломанные покалеченные измученные жизни советских людей, познавших жестокость фашистских концлагерей? Очень жаль, что в Финляндии об этом мало кто думает.

…А не виноваты ли мы в России за то, что финны не хотят об этом думать?

Материал подготовила Елена Мяукина
Карельское землячество