Разбор спорных ситуаций пдд. Как действовать в определенных ситуациях на дороге

На вопросы читателей о спорных ситуациях на дороге и в трактовке правил дорожного движения отвечает автоэксперт "Российской газеты" Владимир Баршев.

После вчерашнего

У меня такая история: инспектор ДПС почувствовал запах изо рта, я дунул в алкотестер, аппарат показал повышенный результат, но я был трезв!!! Да, не скрою наконуне выпивал, но в тот день нет. Прибор НЕ выдал бумажного носителя с результатами, как того требует закон, самое интересное инспектор не предложил мне пройти мед.освидетельствование, составил акт, протокол, я конечно все подписал, я же своими глазами видел что прибор показал и понятые были. Забрали права, отправили машину на штраф-стоянку.

Как вы считаете есть ли у меня шанс вернуть права в такой ситуации и где сотрудник ДПС ошибся?

Владимир

Алкоголь выводится из организма очень долго. Если было выпито много, то на следующие сутки за руль лучше не садиться. Но в вашем случае очень много вопросов.

  • Был ли составлен Акт о проверке на состояние алкогольного опьянения? Если да, то к этому документу в обязательном порядке должна прилагаться распечатка показаний алкотестера.
  • Если нет, то на основании чего оформлен протокол?
  • Совершенно непонятно, зачем вы подписывались под "липовым" протоколом?

Процедура выглядит следующим образом. Если у инспектора есть основания предполагать, что водитель находится в состоянии опьянения, то он может предложить ему пройти освидетельствование на алкогольное опьянение . То есть предложить дыхнуть в алкотестер. Этот прибор должен быть занесен в постовую ведомость и поверен. Документ о поверке прибора инспектор обязан предъявить по первому требованию. Разрешены для применения только приборы с функцией распечатки результатов.

Действительно, проверка водлителя на трезвость должна проводится в присутствии двух понятых. Но это не отменяет одного из главных требований: показания прибора в распечататнном виде прикрепляются к протоколу. Если водитель не согласен с результатами, он может потребовать проведения медицинского освидетельствования. Направить на него могут тоже только в присутствии двух понятых. Примечательно, что врачи теперь тоже должны учитывать количественные показания алкотестера. До 0,3 промилле - трезв. 0,3 и выше - пьян.

Вся процедура четко прописана в административном регламенте ДПС, вступившем в силу с 1 сентября этого года.

Обгон по встречной

Здравствуйте! В выходные ездил по трассе в другой город. Обратил внимание, что пунктирная разметка чередуется со сплошной (дорога всего 2 полосы). Естественно, приходилось обгонять фуры и другой транспорт. Начинаю обгон в зоне пунктирной, а заканчивать иногда приходится в зоне, где уже сплошная. Как трактуется такая ситуация? На этапе начала обгона не видно, что пунктирная где-то сменится на сплошную.

С уважением, Александр

На трассе Нижний Новгород - Саранск, примерно 65 километр, стоят знаки, которые, на мой взгляд, противоречат друг другу. При спуске с левой стороны я видел знак 3.21 (конец зоны запрещения обгона), а справа буквально через 5-10 метров знак 3.20 (обгон запрещен). Мой вопрос заключается в следующем: считать ли водителя, который начал обгон согласно знака 3.21 и за обгоняемой машиной не заметил знак 3.20, нарушителем и лишать его прав?
А может, это специально для прикорма ДПС поставлено? Тем более, что разметки на данный момент на дороге не видно (снег). А внизу, в конце спуска, стояли 2 машины ДПС, которые в бинокль наблюдали за тем, как происходит движение именно на этом участке. Я пожалел только об одном, что нет с собой видеокамеры, а то можно было бы это показать.

Исполатов Александр

Если знак, запрещающий обгон, стоит всего в 10 метрах от знака, который отменил это запрещение, то, скорее всего, эти знаки установлены с нарушением ГОСТа. В суде это можно доказать. В вашем случае свою роль сыграло и то, что не видно разметки. И это уже более серьезный аргумент. Еще 30 июня 2008 года всем подразделениям ГИБДД было направлено указание начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктора Кирьянова № 13/6-120, в котором говорится, что в случае возникновения споров, когда линии разметки противоречат знакам, ситуацию трактовать в пользу водителя.

Имеет ли право инспектор, принимающий практический экзамен, отказаться принимать его у беременной, находящейся на 8 месяце. Медкомиссия имеется, допуск в ней стоит. Имеет ли он право требовать справку от гинеколога о допуске на практический экзамен в ГИБДД?

Колле Василиса Васильевна

Не имеет!

Освидетельствование

Здравствуйте. Подскажите, имеет ли право инспектор ДПС проводить освидетельствование в машине ДПС?

У вас было право потребовать, чтобы он освидетельствовал вас на улице. В любом случае алкогольное освидетельствование проводится в присутствии двух понятых. Они тоже были в машине ДПС?

Пешеходный переход

Прошу разъяснить пункт правил 4.3 ПДД. Со мной произошла ситуация: переходил улицу на перекрестке по линии тротуара, меня остановил сотрудник ГИБДД и выписал штраф 100 рублей, хотя в пункте 4.3 сказано, что можно переходить дорогу на перекрестках. Пояснения: перекресток "Т" образный. Через одну из дорог есть пешеходный переход (не через ту, что я переходил). Инспектор сказал, что нужно было пойти до перекрестка, на котором есть светофор (500 метров есть регулируемый перекресток), перейти там на другую сторону дороги, по ней дойти до нужного мне перекрестка и перейти его по пешеходному перекрестку.

Змеев Алексей Владимирович

Если переход был в зоне видимости, то вы должны были переходить дорогу именно по нему.

Выезд на дорогу с односторонним движением

Если перед выездом на дорогу с односторонним движением нет никаких знаков и водитель не знал, что впереди дорога с односторонним движением, следует ли наказывать водителя лишением прав за выезд на эту дорогу? Спасибо.

Сарафанов А.И.

Если при выезде на нее не висит "кирпич" - это вопрос к организации дорожного движения. А инспектор должен в первую очередь убедиться, если знаки, и указать это в протоколе.

Выезд под кирпич

Выехала непреднамеренно с паркови под кирпич направо по направлению движения, ИДПС квалифицировал, как выезд на "встречку", хотя на схеме явно видно, что по направлению движения. В разъяснениях В. Кузина об этом не говорится, что делать?

Серая Л. В.

Если там, где висел "кирпич", не было устроено одностороннее движение, то выезда на встречную полосу не было. И ваши действия должны квалифицироваться, как нарушение знака. Статья 12.16 КоАП.

Главное управление ГИБДД выпустило плакаты-пособия для решения спорных ситуаций на дороге

Такие плакаты ГИБДД выпускает регулярно: стоит только поменяться ПДД или Кодексу об административных правонарушениях, как возникает необходимость в наглядном разъяснении возможных спорных ситуаций. При этом специалисты автоинспекции при составлении таких пособий также учитывают постановления Верховного суда, которые позволяют судьям и другим должностным лицам правильно трактовать двусмысленные моменты, возникающие на дороге. В итоге получаются наглядные рисунки, позволяющие понять, какое наказание ждет нарушителей за разнообразные проступки.

Нынешняя версия плакатов, которые на прошлой неделе поступили в каждое подразделение ГИБДД, подготовлена, чтобы разъяснить недавнюю «реформу» вышеупомянутого Кодекса. Напомним, 1 января текущего года наказания за некоторые нарушения ПДД изменились, а следующее «затягивание гаек» (его составители пособия также учли) состоится через четыре месяца — 1 июля. Мы публикуем не только оригинальную версию рисунков, но и приводим комментарии нашего постоянного консультанта, инспектора ГИБДД Александра Маслова, который пояснил ключевые моменты каждой схемы.

1.1. Комментарий ГИБДД: «Ключевым является тот момент, что водитель не просто выезжает на полосу, предназначенную для маршрутных транспортных средств, а на полосу для такого транспорта, движущегося во встречном направлении».

1.2. Комментарий ГИБДД: «Весьма распространенная ситуация с очевидным наказанием: движение в противоположном направлении по дороге с односторонним движением наказывается штрафом в размере 5000 рублей или лишением прав».

1.3. Комментарий ГИБДД: «Уточним: хотя имеется знак «Въезд запрещен», выездом на «встречку» такое движение не считается, поскольку маршрутный транспорт движется в попутном направлении. Отсюда и наказание только в виде штрафа».

1.4. Комментарий ГИБДД: «Важное отличие — на схеме машина движется задом. Но даже если автомобиль въехал под «кирпич» задним ходом или «пятится» навстречу потоку без объективных причин, водителю грозят самые жесткие санкции».

1.5. Комментарий ГИБДД: «Обратите внимание на размеры штрафов. Если сейчас выехать на автобусную полосу «стоит» 300 рублей, то с 1 июля за такую провинность придется выложить 1500 рублей, а в столицах — 3000».

1.6. Комментарий ГИБДД: «Обратите внимание, что ни знаков, ни разметки, определяющих движение по полосам нет, поэтому наказание — 100-рублевый штраф за «невыполнение требования занять крайнее положение на проезжей части».

1.7. Комментарий ГИБДД: «Совершенно очевидная ситуация. Этот рисунок — скорее, очередное напоминание, что такой маневр однозначно карается лишением прав. Обгон по трамвайным путям попутного направления разрешен».

1.8. Комментарий ГИБДД: «Если есть знаки «Направление движения по полосам» или соответствующая разметка, то придется заплатить немалый штраф. Если нет ни знаков, ни разметки, то водителю грозит максимум 100 рублей штрафа».

2.1. Комментарий ГИБДД: «Здесь важно уточнить, что водитель не выезжает на «встречку», а просто поворачивает налево вопреки требованиям знака. Также заметим, что машина не будет двигаться навстречу одностороннему движению».

2.2. Комментарий ГИБДД: «Тоже ничего принципиально нового. Просто напоминание, что движение на круговом перекрестке «против часовой стрелки» не является «нарушением требований знаков», а считается выездом на «встречку».

2.3. Комментарий ГИБДД: «Обратите внимание, что на рисунке изображен только знак, запрещающий разворот, а сплошной линии разметки нет. Но даже если бы «сплошная» была, наказание остается неизменным — штраф».

2.4. Комментарий ГИБДД: «Есть сплошная линия разметки, запрещающих обгон знаков нет. Все очевидно: обгонять нельзя, за нарушение придется отдать водительское удостоверение. Про обгон тихоходов составители приводят отдельный рисунок».

2.5. Комментарий ГИБДД: «Это очень важный момент, который раньше вызывал много споров. Как наказывать водителя за въезд «под кирпич» на заправку, лишением прав или штрафом? Теперь понятно — 300-рублевым штрафом за несоблюдение знаков».

2.6. Комментарий ГИБДД: «Если раньше поворот «под стрелку» через сплошную линию разметки можно было трактовать, как объезд препятствия (за это нарушителю грозит только штраф), то теперь — никаких поблажек и однозначное лишение прав».

2.7. Комментарий ГИБДД: «Хорошо, что такая схема появилась — многие инспекторы и судьи ранее трактовали такой маневр, как обгон, за что водитель лишался прав. Хотя сама ситуация по-прежнему абсурдна: если по-другому проехать никак нельзя?»

2.8. Комментарий ГИБДД: «Любителям «срезать» повороты придется ходить пешком, поскольку, согласно ПДД, «при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не должно оказаться на стороне встречного движения».

3.1. Комментарий ГИБДД: «Ни выезда на «встречку», ни въезда на одностороннюю дорогу нет, поэтому — только штраф. Обратите внимание, что маневр запрещают и знак, и разметка, хотя вполне достаточно чего-то одного».

3.2. Комментарий ГИБДД: «Как видите, на пересечение с односторонней дорогой тоже можно разворачиваться и такой маневр не посчитают выездом на встречную полосу независимо от выбранной водителем траектории».

3.3. Комментарий ГИБДД: «Очень распространенный случай — разворот через «сплошную». Ничего принципиально нового здесь не изображено, просто напоминание, что такой маневр наказывается штрафом, а не лишением прав».

3.4. Комментарий ГИБДД: «Чтобы не оказаться на полосе встречного движения, водителю нужно выехать за середину перекрестка, поскольку имеется два пересечения проезжих частей, и только затем осуществить маневр. Иначе — лишение прав».

3.5. Комментарий ГИБДД: «Снова придется повторить: важно, чтобы полоса, на которую выедет автомобиль после проезда перекрестка не была предназначена для встречного движения. Иначе вместо штрафа — лишение».

3.6. Комментарий ГИБДД: «Термин «тихоходное транспортное средство» не должен вводить в заблуждение! Чтобы сохранить права, помните, что ни медленный грузовик, ни трактор или комбайн без соответствующего знака тихоходами не являются».

3.7. Комментарий ГИБДД: «В данном случае такой маневр считается выездом на «встречку», поэтому и наказание соответствующее. Если бы дорога, по которой движутся машины, была главной — другое дело».

3.8. Комментарий ГИБДД: «Распространенная ситуация — знаки, запрещающие обгон, имеются, а разметки нет. Естественно, в данном случае обгонять попутную машину нельзя, за нарушение придется отдать водительское удостоверение».

3.9. Комментарий ГИБДД: «Учитывая строгость наказаний, рекомендую всем водителям перечитать главу ПДД «Обгон, опережение, встречный разъезд» — там указаны и другие случаи, когда за обгон можно расстаться с правами».

3.10. Комментарий ГИБДД: «Движение по разделительным полосам запрещено, но наказывается не лишением прав, а сравнительно небольшим штрафом — 500 рублей. Если разделительная окажется встречной, наказание будет другим».

Гаишники любят дежурить у пешеходных переходов. Места хлебные - не пропустил водитель человека на «зебре», подставился под штраф в 1500 рублей. Автолюбителей настолько закошмарили, что иные норовят затормозить в пол, едва завидев пешехода еще на подходе к дороге. Известны случаи, когда сами инспекторы назначают наказание по принципу «не остановился - значит, не пропустил».

А теперь обратимся к ПДД. Пункт 1.2 четко объясняет, что такое «уступить дорогу». Это « требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение , осуществлять какой-либо маневр , если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость» .

Поэтому останавливаться, чтобы обеспечить пешеходу приоритет, надо далеко не всегда. Иногда достаточно замедлиться, на всякий случай. Если человек только раздумывает о переходе, а вы, допустим, движетесь в крайней левой полосе трехрядной дороги, траектории не пересекаются, то не стоит истерично тормозить. Иначе аварийная ситуация будет уже на вашей совести (п.10.5 ПДД).

Но при этом смотрите внимательнее на действия соседей по потоку. « Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость . - Говорит п. 14.2 ПДД. Не сделаете этого, накажут справедливо, ведь пешеход может скрываться за машинами.

2. Нет сплошной - можно обгонять

Ухоженных дорог в России мало, чем норовят воспользоваться водители. Стерлась сплошная линия, засыпало ее грязью или снегом, не успели нанести разметку на новый асфальт - повод обогнать тихоходов. Потом торопыги удивляются, что им выписывают штраф в 5000 рублей или лишают прав на срок до полугода (это если в первый раз поймали, за повторное нарушение - до года) за визит на «встречку» в нарушение Правил.

Заглянем в п. 9.2 ПДД: « На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения» . И отсутствие разметки в данном случае не оправдание, потому что в п. 9.1 сказано: « Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части , габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части , расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части» .

Так что отсутствие разметки и запрещающих знаков на широкой дороге - скорее повод насторожиться, а не лезть на обгон. Ведь споры с гаишниками о распределении полос на глаз наверняка будут долгими, муторными и не факт, что решатся в вашу пользу.

3. Задние противотуманки

Между тем, достаточно открыть п. 19.7 ПДД: « Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости». То есть когда (п. 1.2) « видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки» .

При этом передние противотуманки разрешается использовать круглосуточно . В темноте (п. 19.4) - для улучшения видимости совместно с основными фарами, а днем (согласно п. 19.5) - для обозначения автомобиля в потоке, как альтернативу дневным ходовым огням или ближнему свету.

4. Трамвайные пути

Можно ли ездить по рельсам? По встречным - никогда (п. 9.6 ПДД). А по попутным - пожалуйста, если выполняются три условия (об этом сказано в том же п. 9.6). Первое - пути расположены на одном уровне с проезжей частью. Второе - все полосы в направлении движения заняты. Третье - автомобиль не создаст помех трамваю.

При этом возможны ситуации, когда выехать на трамвайные рельсы надо обязательно . «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения» , - сообщает п. 8.5. Само собой, и в этом случае помех трамваю создавать нельзя.

От себя добавим - полимерные маты, которыми любят мостить пространство между рельсами, в дождь становятся скользкими - соблюдайте осторожность.

5. Кортежи и спецсигналы

Одни принципиально не пускают машины с «мигалками», другие пугаются, тормозя на обочине, едва спецавтомобиль покажется в зеркалах. А как правильно?

Мудрить не надо, достаточно любым способом « уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства» (п. 3.2). Причем если спецмашина имеет окраску оперативных служб, озаряет округу проблесками красного и синего маячков, то уступить придется еще и сопровождаемым автомобилям (тоже п. 3.2). Другой вопрос, как их отличить. П. 3.1 дает лишь один признак - включенный ближний свет фар. Так себе примета, поэтому лучше от греха пропустить все «подозрительные» машины. Обычно они ведут себя довольно настырно и едут быстрее потока. Важный момент - согласно п. 3.2, обгонять такой кортеж (а равно и одиночную спецмашину в «ливрее») запрещено.

При этом для получения преимущества водители спецтранспорта обязаны включить не только « мигалку », но и звуковой сигнал (п. 3.1). Без сирены они имеют право отступать лишь от некоторых пунктов Правил при выполнении «неотложного служебного задания». Однако приоритета над другими участниками движения в этом случае нет. Считайте, таким образом спецавтомобиль просто обозначает себя в потоке.

P.S . Напоследок забавный факт. Кто такой водитель? Некто, управляющий автомобилем, мотоциклом, мопедом, другим транспортным средством. А еще, как говорит п. 1.2 ПДД, - «погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо». Причем п. 25.1 ПДД разрешает гнать скот по дороге гражданам не моложе 14 лет.

По идее, правила дорожного движения, как и любой другой закон, должны быть однозначными и понятными всем. Но это утопия, которая в реальной жизни, наверное, не очень достижима.

На практике в нашей стране спорных и непонятных моментов, связанных с ПДД, более чем достаточно. О них нам постоянно поступают вопросы, поэтому сегодня мы решили разобрать несколько популярных холиваров.

Обгон без разметки

Увы, но далеко не на всех российских дорогах есть разметка. Стерлась сплошная линия, засыпало ее грязью или снегом, не успели нанести разметку на новый асфальт - и дорога из понятной и организованной превратилась в непонятно что. Больше всего в такой ситуации возникает вопросов, а можно ли обгонять. Если стоит знак, то однозначно нет, но часто бывает так, что и знака нет, и разметки никакой, что тогда?

Если дорога очевидно двухполосная, то обгонять можно (если нет других поводов для запрета типа мостов). Сложнее, если полос больше. По идее, на четырехполоске выезд на встречную полосу запрещен, но если разметки нет, то все оценки ведутся на глаз, а это ненадежно, еще нужно замерить и доказать, что действительно полос четыре, а автомобиль выехал на «встречку».

Недавно подобный вопрос рассматривался в верховном суде. Одного водителя оштрафовали на 5000 рублей за якобы незаконный обгон. Автолюбитель дошел до верховного суда, который подтвердил, что без разметки и знаков нельзя штрафовать за выезд на встречку, но и обгон на широкой неразмеченной дороге безнаказанным суд тоже не оставил, а признал водителя виновным по ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ (нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней). Наказание - штраф в размере 1,5 тыс. руб.

Это, конечно, не 5 тысяч рублей или лишение прав, но все равно лучше с выездом на «встречку» не обгонять даже на неразмеченной дороге.

Трамвайные пути

Ездить или не ездить по трамвайным путям вопрос не риторический, а юридический. И не всегда однозначный. Очевидно только то, что нельзя выезжать на пути встречного направления, а вот по попутным ездить можно, правда, не всегда, когда захочется, а при выполнении некоторых условий.

Во-первых, пути расположены на одном уровне с проезжей частью. Во-вторых, все полосы в направлении движения заняты. В-третьих, автомобиль не создаст помех трамваю.

Впрочем, в одной дорожной ситуации водитель не то, что может, а обязан пользоваться трамвайными путями - при повороте налево и отсутствии знаков, предписывающих поворачивать не с рельсов. Правда, и в таком случае желательно не создавать помех трамваю, хотя иногда это невозможно сделать физически - ведь нужно пропустить встреченный транспорт. Но это именно что рекомендация - штрафовать в данной ситуации не за что.

Как пропускать спецмашины

Одни принципиально не пускают машины с «мигалками», другие пугаются, тормозя на обочине, едва спецавтомобиль покажется в зеркалах. Но это крайности, пропускать приоритет имеет также транспорт, которые машины с проблесковыми маячками сопровождают. Как такие определить? Внешних примет кроме включенного ближнего света ПДД не дают. Учитывая, что сейчас почти все ездят с ближним, можно сказать, что никак. Но обычно водители таких автомобилей ведут себя агрессивно и опознать их в потоке труда не составит.

Касаемо спецмашин есть одно популярное заблуждение - что включенная мигалка дает водителям таких машин дополнительные права. Это не так, такие права появляются только при включенной сирене. Без сирены такие машины имеют право отступать лишь от некоторых пунктов Правил при выполнении «неотложного служебного задания». Однако приоритета над другими участниками движения в этом случае нет. Считайте, таким образом спецавтомобиль просто обозначает себя в потоке.

Как пропустить пешехода

Недавние споры по поводу ужесточения наказание за непропуск пешехода на переходе всколыхнул давнюю проблему - нередкие попытки гаишного «развода» за такие нарушения. Мол, нужно останавливаться как только пешеход вступил на «зебру». Но это не так. В ПДД сказано, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Поэтому останавливаться, чтобы обеспечить пешеходу приоритет, надо далеко не всегда. Иногда достаточно замедлиться, или, убедившись, что траектории не пересекаются, ехать со своей скоростью. Если кто-то вас попытается за это оштрафовать, то это будет неправильно.

Но при этом нужно смотреть внимательно на действия соседей по потоку. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. В таком случае наказание будет справедливо, ведь пешеход может скрываться за машинами.

Уважаемые читатели, а в вашей практике были случаи, когда вы страдали от неоднозначной трактовки ПДД? Расскажите об этом в комментариях.