Второй всплеск аварийности как правило фиксируется. Прогнозирование и анализ дорожной ситуации

Раздел 1. СОСТОЯНИЕ, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ

Тема 1.1. Дорожно-транспортные происшествия на автомобильном транспорте

Состояние безопасности дорожного движения за рубежом, в системе Минавтотранса РСФСР и на предприятии. Анализ характерных происшествий, происшедших по различным причинам по вине водителей предприятия.

Роль и задачи трудового коллектива по предупреждению ДТП.

Тема 1.2. Профессиональное мастерство водителя и безопасность движения

Понятие и составляющие элементы профессио­нального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Процесс, развития профессионального мастерства и роста опыта. Приобретение и закрепление положительных и негативных навыков. Связь оценки опасности дорожно-транспортных ситуаций с опытом водителя. Различия |в структуре аварийности среди молодых и опытных водителей.

Тема 1.3. Влияние конструкции автомобиля на опасность движения

Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкций подвижного состава и характеристики его активной и пассивной безопасности (для данного предприятия, подвижного состава). Обязанности и действия водителя по экстренной эвакуации пассажиров при ДТП.

Тема 1.4. Особенности управления автомобилем в сложных дорожных условиях.

Сложные дорожные условия как фактор, снижающий безопасность движения. Типичные сложные дорожные условия (сильный ветер, снегопад, гололед, грунтовая дорога и др.). Технические приемы управления в сложных дорожных условиях. Готовность во­дителя к возникновению опасных ситуаций, преду­предительные действия.

Раздел 2. ТИПИЧНЫЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ СИТУАЦИИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ"

Тема 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности

Понятие дорожно-транспортной ситуации. Субъективная и объективная безопасность. Адаптивный характер системы Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда. Понятие ситуационного анализа.

Общие принципы прогнозирования опасного развития дорожно-транспортных ситуаций.

Тема 2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд

Скоростной режим и безопасность. Управление автомобилем на закруглениях дороги, сужениях, подъемах, спусках. Повышенная относительная частота ДТП у молодых водителей при одиночном движении.

Особая тяжесть последствий ДТП в ситуации встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа. Динамический габарит. Коридор. Разбор и анализ примеров ДТП.


Тема 2.3. Следование за лидером. Обгон-объезд. Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния покрытия, технического состояния и типа тормозной системы. Субъективное восприятие дистанции. Опасность необдуманного рефлекторного действия на примере «выезда влево» при дефиците дистанции до затормозившего лидера. Условия безопасного выполнения обгона. Дистанции, интервалы. Основные фазы обгона: подготовительная, опережение, возвращение на исходную полосу движения. Рекомендации водителям. Разбор и анализ примеров ДТП.

Тема 2.4. Маневрирование, перестроение в потоке транспортных средств.

Подготовка к маневру, подача сигналов. Обзорность с места водителя, ее особенности при маневрировании в потоке. Принцип «неполной надежности» - учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Умение распознавать в потоке потенциального нарушителя, неопытного водителя по особенностям управления, по типу и внешнему виду »транспортного средства. Взаимодействие с автомобилями спецслужб. Разбор и анализ примеров ДТП.

Тема 2.5. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных линий

Понятие ограниченного обзора. Приемы сокращения «слепой» зоны. Проезд остановки трамвая, пересечение трамвайных путей. Железнодорожные переезды, типичные опасные ситуации. Разбор и анализ примеров ДТП.

Тема 2.6. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка-высадка пассажиров.

Рекомендации водителям по мерам предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Проезд остановок общественно­го транспорта. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Поведение пешеходов в зонах остановок общественного транспорта, пересадочных пунктах. Пришкольная зона. Зоны скоплений пешеходов в местах массовых зрелищ, у крупных предприятий. Местные проезды, дворы - меры предосторожности против детского травматизма. Опасности при движении задним ходом. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов. Посадка-высадка пассажиров. Работа с микрофоном. Подъезд к остановке (объезд) в зимнее время, при скользком покрытии, в час «пик». Разбор и анализ примеров ДТП.

Тема 2.7. Маневрирование в ограниченном пространстве. Паркование.

Раздел 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Тема 3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах

Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров, грузов, опасных, крупногабаритных и особо тяжелых грузов и др. Конкретные обяза


нности водителей с учетом перевозочной работы предприятия. Действия водителя в связи с новым для него видом работы. Сведения об инструктажах.

Тема 3.2. Проверка знаний водителями Правил дорожного движения

Практическое занятие по определению уровня знаний Правил дорожного движения. Проводится с применением программированных билетов из 10-ти вопросов (и при наличии - с применением технических средств контроля). Результаты проверки и распределение по уровню знаний доводится до сведения водителей. Группе обучаемых водителей, проявивших неудовлетворительные знания, предоставляется возможность повторения и самоконтроля в нерабочее время с целью подготовки к зачету.

Тема 3.3. Виновность в совершении дорожно-транспортного происшествия. Ответственность за нарушение правил, действующих на транспорте.

Условия наступления ответственности за совершение ДТП. Причинно-следственная связь между действиями водителя и совершением ДТП. Причинно-следственная связь между действиями и тяжестью последствий ДТП. Основные сведения об автотехнической экспертизе. Техническая возможность предупреждения ДТП. Помеха для движения. Опасная обста­новка для водителя. Аварийная обстановка. Тормозной путь в зависимости от состояния дорожного покрытия. Административная, уголовная ответственность. Возмещение ущерба, причиненного при ДТП. Условия наступления полной материальной ответственности за причиненный ущерб.

Раздел 4. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЕРЕВОЗОК И ОПАСНЫХ УЧАСТКОВ НА МАРШРУТАХ ДВИЖЕНИЯ

Тема 4.1. Разбор схем маршрутов и опасных участков

На примерах маршрутов работы предприятия разбирают возможные опасности и типичные дорожно-транспортные ситуации (с применением знаний, полученных в разделе 2).

Изучают опасные участки на маршрутах, на которых имеются случаи повторения ДТП.

Тема 4.2. Прогнозирование и предупреждение опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршруте

Закрепляются полученные знания и навыки прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте. Формулируются общие принципы прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций. Упреждающее реагирование на факторы, повышающие опасность: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения либо высокая вероятность ее появления; резкие изменения дорожной обстановки: освещенности в тоннеле, под мостом, сужение дороги, скопление пешеходов и др. Технические приемы, повышающие готовность водителя к действиям в опасных дорожно-транспортных ситуациях.

Тема 4.3. Практическое занятие по ситуационному анализу схем маршрутов и опасных участков

Контролируются знания и навыки обучаемых по прогнозированию опасных дорожно-транспортных ситуаций.

Водителям раздают заранее подготовленные карточки-схемы маршрутов, перекрестков и других элементов дорожной обстановки.

ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ

Включает в себя ответы на 4 вопроса по одному из каждого раздела учебного плана.

Примечание: для водителей, неудовлетворительно ответивших на билет при проведении занятия 3.2, проводится повторный зачет по знанию Правил дорожного движения.

Начальник Управления по безопасности движения Главного ревизора В.И. Шацких

Начальник Управления учебных заведений И. И. Талицкий


Приложение 15 (лицевая сторона)

ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА ВОДИТЕЛЯ

Табельный №_______________

Работает водителем с 19 г., в АТП с Фамилия ______ Имя ______

Отчество____

Разрешено

Год рождения __ Образование ______ управление транспортным средством категории _19 г. № удостоверения ______ Кем выдано _______

Дорожно-транспортной ситуацией (ДТС) называют фрагмент дорожного движения, рассматриваемый в развитии дорожной обстановки. Обычно оценивают ДТС, завершающуюся ДТП либо дорожным конфликтом, т. е. нарушением или ошибкой одного (или нескольких) из участников движения, приведшим к необходимости экстренного маневра или торможения другого (других) участника (участников) движения.

Суть ситуационного подхода в том, что объектом изучения водителя являются ДТС повышенной опасности. Предмет изучения: ошибки водителей, приведшие к происшествиям; признаки и особенности, по которым можно заранее определить возможную опасность; прогнозирование развития ситуации и т. п. Опытные водители держат в уме (чаще - в подсознании) большое число признаков ДТС, по которым можно прогнозировать ее опасное развитие.

Разбор типичных ситуаций является элементом ситуационного обучения водителей. Ситуационный подход наиболее эффективен при обучении водителей навыкам безопасного управления автомобилем, особенно если процесс обучения подкреплен статистикой и анализом реальных ДТП.

Наибольшую важность для изучения представляют случаи ошибочного взаимодействия участников дорожного движения. Опасные и критические ДТС и ДТП в подавляющем большинстве случаев вызываются самыми разнообразными (но одинаково неадекватными) действиями участников дорожного движения. Статистическими исследованиями установлено, что 97 % причин возникновения ДТП связано с нарушениями или ошибочными действиями участников дорожного движения (по их общему количеству, без учета значения отдельных причин и факторов) и только 3 % связаны с отказами технической части системы «водитель - автомобиль - дорога». Очень часто причиной ДТП становится пренебрежение одного участника дорожного движения к другому, управление автомобилем с повышенным риском, сознательное грубое нарушение Правил дорожного движения, перенесение риска на других водителей или пешеходов и т. д. Ситуационное обучение в качестве основной задачи имеет целью создание у водителя психологических установок, позволяющих ему привести в соответствие собственную субъективную оценку ситуации и ее объективную безопасность.

Основой ситуационного обучения является выделение момента возникновения опасности в ДТС и описание способов ее распознавания. Дается описание ситуации в этот момент (положение всех участников события, объектов обстановки) и ставятся вопросы: когда для каждого водителя возникла опасность, обязывающая его принять меры к предупреждению ДТП, и самое главное - как надо действовать в подобной ситуации?

Как показала зарубежная и отечественная практика, метод этот очень эффективен, а необходимость обучения очевидна, т. к. наблюдается существенная разница между оценкой водителем своей квалификации и ее реальным уровнем. Ситуационное обучение позволяет сформировать у водителя два типа принятия им решений: опережающий и оперативный. Различие заключается в том, какое из двух событий - обнаружение помехи или начало изменения режима движения - происходит раньше. Когда обнаружение помехи происходит раньше изменения режима движения, говорят об оперативном типе решений или оперативной реакции. И наоборот, если изменение режима движения предшествует обнаружению помехи, то говорят, что имеет место опережающее принятие решения (опережающая реакция).

Варианты дорожно-транспортных ситуаций. I группа ДТС с опасностью наезда на пешехода

1.1. Наезд на пешеходов в зонах остановок общественного транспорта. Характерным признаком опасности является наличие стоящего на остановке автобуса (троллейбуса, трамвая), производящего посадку пассажиров. Следующим признаком является ограниченные обзор и видимость людей, выходящих из автобуса, следовательно, неопределенность их поведения. Третьим признаком является сравнительно узкая проезжая часть (двухполосная дорога), поэтому вероятность возникновения у пешехода желания «побыстрей» ее пересечь достаточно высока.

1.2. Наезд на пешехода на регулируемом пешеходном переходе. Первым признаком опасности является наличие пешеходных переходов. Несмотря на то, что для пешеходов включен запрещающий сигнал, водители обязаны предвидеть худшее - недисциплинированность и безответственность многих из них. Другим признаком опасности является ограниченный обзор проезжей части. Характерным признаком следует считать то, что стоящие справа транспортные средства не начинают движение не разрешающий сигнал светофора, значит, это опасно. Другим характерным признаком является достаточно широкая проезжая часть, для перехода которой некоторым пешеходам могло не хватить времени, в течение которого горит зеленый сигнал светофора.

1.3. Наезд на пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. Ситуации, аналогичные по смыслу и по характеру развития предыдущим. Важнейшим признаком опасности здесь (помимо уже перечисленных ранее) является наличие нерегулируемого пешеходного перехода, на котором любой пешеход может сознавать свое преимущество и вправе рассчитывать на безусловное выполнение водителями автомобилей требований п. l4.I Правил дорожного движения. Такая уверенность может придавать дополнительный психологический мотив поведению - нарочитое спокойствие.

Одним из основных путей предупреждения дорожно-транспортного травматизма является выявление и анализ причин, породивших дорожно-транспортные происшествия. Если в результате расследования ДТП обнаруживают неисправности конкретных узлов и механизмов транспортного средства, недостатки в содержании и инженерном обустройстве дороги, упущения в организации и регулировании движения, приведшие к возникновению происшествия, то обычно разрабатывают соответствующие технические решения, направленные на устранение выявленных факторов.

Иначе обстоит дело, когда в результате расследования выясняется, что виновником происшествия является водитель. В этих случаях значительно сложнее установить конкретные причины ошибок в действиях (или бездействии) водителя. И связано это в первую очередь с тем, что причины таких ошибок чаще всего не являются очевидными. Как правило, в подобных случаях причиной считают неверный выбор скорости движения или дистанции до впереди идущего автомобиля, невнимательность, неопытность или неосторожность водителя и т. д.

Анализируя психологические причины несчастных случаев, М. А. Котик }