Где можно выполнить разворот? Обгон по встречной обочине. Движение задним ходом по дороге с односторонним движением

Их не так уж много, они стандартизированы настолько, насколько это в принципе возможно, чтобы не вызывать противоречивых ситуаций на дороге. Их, если позволите, миссия состоит в том, чтобы сделать вождение безопасным. Этой же цели подчинены разметка, знаки и т. д.

Идея в том, что если все водители будут следовать ПДД, количество нештатных ситуаций на дороге, а значит, и ДТП удастся снизить до теоретически возможного минимума. Проблема в том, что не все водители помнят эти правила. Мы не имеем в виду тех, кто их не соблюдает сознательно. Речь идёт о том, что очень сложно удержать в памяти мельчайшие нюансы всех правил движения. Основные вы помните очень хорошо, потому что пользуетесь ими каждый день. А вот подробности некоторых правил рекомендуется периодически обновлять в памяти.

Яркий пример - правила выполнения разворота на дороге. Водители выполняют этот манёвр каждый день, подчас не задумываясь о том, как сделать его в полном соответствии с ПДД. Между тем есть немало нюансов. О них и расскажем.

Основа основ

Главное, что написано в правилах выполнения разворота: его всегда нужно начинать с крайней полосы. При повороте налево или направо вы и так должны занять одноимённую крайнюю полосу. Но при развороте вы должны занять самое крайнее положение в этой полосе. Этот пункт, если вдуматься, весьма логичен. Люди, не понаслышке знакомые с дорожной обстановкой в нашей стране, понимающе кивнут головой. Если вы просто встанете, скажем, в левую полосу, оставив немного места до её края, то какой-нибудь лихач, объезжающий поток по встречной полосе, совершенно спокойно это место займёт. Вы потеряете время, пока он будет убирать с вашего пути свою машину, можете пропустить момент для разворота, на перекрёстке это может вас серьёзно задержать и следующего просвета вы можете ждать ещё долго. Помимо «гонщика», вы можете получить и другой сценарий. Скажем, на свободный участок между вашим боком и разметкой может заехать мотоциклист, которого вы наверняка услышите, и бесшумный велосипедист. Второй страшнее; если вы его не заметили, например, он как раз попал в «мёртвую зону» вашего зеркала, и начнёте выполнять разворот на дороге, правила его выполнения, которые вы не соблюли в полной мере, не помогут предотвратить аварию. Поэтому будьте внимательны и максимально близко «прижимайтесь» к краю полосы.

Обратите внимание, что, даже если разметка и знаки позволяют выполнить поворот с двух и более полос, правильный разворот на перекрёстке выполняется только и исключительно из крайнего положения крайней полосы. Для поворота возможны исключения, например, когда вы управляете и прицеп при такой траектории попадает на тротуар или на встречную полосу. В этом случае ПДД оставляет за водителем право немного отступить от требований. Но конечно, в пределах здравого смысла.


Изображение разрешенного разворота на перекрёстке

Что касается траектории как таковой, правила выполнения разворота о ней явно ничего не говорят. Нет даже рекомендаций. Вопрос должен решаться на усмотрение водителей в каждой конкретной ситуации.

Если задумываться о вариативности, то этот подход также очень логичен. Например, при развороте на Т-образном перекрёстке водитель не сможет выбрать очень широкую траекторию, ему придётся проводить манёвр в условиях ограниченного пространства. При этом разворот на многополосной дороге предоставляет больше альтернатив. Здравый смысл подсказывает, что кратчайший путь будет самым безопасным, но иногда ситуация на дороге требует контринтуитивных решений.

Рассмотрим ситуацию, когда на перекрёстке выполняют разворот сразу два встречных автомобиля. Если они оба выберут широкую траекторию, то их пути пересекутся. Они будут пропускать друг друга, а в этом случае недопонимание практически неизбежно. При суженной траектории с обеих сторон разворот на перекрёстке пройдёт без осложнений и препятствий. Казалось бы, пример иллюстрирует как раз обратное тому, ради чего мы его приводим, но допустим, что у второго автомобиля есть прицеп. Ситуация обретает другую грань: слишком узкий радиус разворота для такой машины создаст аварийную ситуацию. Поэтому один из водителей должен будет выбрать узкий радиус, тогда как второму придётся расширять траекторию. Рекомендаций, как мы уже сказали выше, нет, но если возможно - старайтесь оставлять для других водителей пространство на дороге. Разумеется, выполнять разворот на дороге вы должны тогда, когда ваше действие не создаст никому из участников движения препятствий.

По факту, единственное ограничение при развороте на перекрёстке касается разметки на нём. При наличии линий разметки манёвр будет связан с кратковременным пребыванием на встречной полосе. Чтобы было понятнее, о чём речь, представьте дорогу с разделительной полосой, в месте пересечения которой разрешён правилами поворот налево и разворот. В этом самом «просвете» может быть разметка, она разделяет встречные потоки автомобилей. Так вот правильный разворот на перекрёстке вроде этого выполняется по траектории, удалённой от аверса поворота. Это та самая контринтуитивность, о которой мы упоминали. Формально в ПДД об этом не сказано, но иная траектория будет считаться выездом на встречную полосу и ДПС не преминет вам об этом рассказать. Так что будьте внимательны!

Рельсы на дороге

В случае если на перекрёстке есть трамвайные пути, они считаются полосой движения. В плане правильного выполнения разворота для вас действует то же правило: выполнять его только из крайнего левого положения. Но теперь нужно обратить внимание на . Если разметки нет, но есть знак, обозначающий направления движения по полосам, то крайнее левое положение на вашей полосе будет правее трамвайных путей, так что вы должны доехать до места поворота и выполнять разворот оттуда. Если знака тоже нет, то, соответственно, крайнее левое положение будет на трамвайных путях. Вы заезжаете на пути, пропуская трамвай, разумеется, и разворачиваетесь.

Однако при наличии разметки ситуация может кардинально поменяться. Один из немногих случаев, когда разворот через трамвайные пути будет запрещён, зависит как раз от неё. Обратите внимание: если справа от путей есть «сплошная», то в этом месте запрещён и поворот налево, и разворот. Но такая разметка - общий случай и, как правило, не требует дополнительных разъяснений. Разворот на трамвайных путях почти всегда разрешён, и выполнение его из-за специфики движения трамваев не вызывает особых трудностей.

Разворот без перекрёстка

У вас могло сложиться впечатление, что мы будем говорить только о разворотах на перекрёстке. Но это не так. Ведь разворот вне перекрёстка тоже выполняется водителями очень часто и он важная часть повседневного дорожного движения.

Если разметка позволяет вам выполнить разворот на дороге, то есть сменяется со сплошной на прерывистую с одной или обеих сторон, то, заняв крайнее левое положение, начинайте манёвр, пропустив, соответственно, встречный поток. Тут есть нюанс: разворот на многополосной дороге по такой схеме вы выполните без особых трудностей; пространство позволяет построить траекторию без необходимости упираться в бордюр и сдавать назад, что на оживлённой дороге было бы неудобно и весьма опасно. Разворот на узкой дороге, как говорят правила, можно при необходимости выполнять не только из левой полосы. В этом случае займите полосу правее, пропустите попутный поток вместе со встречным и тогда начинайте движение. Если же правой полосы нет (например, так бывает на узкой загородной дороге), то допускается использование обочины. Именно обочины, а не тротуара, это очень важно. Но будьте аккуратны и внимательны, обязательно сигнализируйте водителям о своём намерении поворотниками, ведь вам нужно пропустить сразу два потока.

Если в месте вашего разворота вне перекрёстка есть трамвайные пути, то (в отсутствие и разметки, естественно) выполнять разворот на дороге следует именно с них. В этом случае пропускаете два потока и трамвай.

Главное в этом манёвре то, что выполнять его следует, только когда вы не создадите препятствий для других участников движения. Разворот на четырёхполосной дороге не создаст для вас трудностей: она достаточно широкая, на ней вы спокойно займёте нужную для этого полосу. Разворот на двухполосной дороге будет несколько сложнее, но тоже вполне осуществим. А вот когда нельзя разворачиваться вообще, мы расскажем прямо сейчас.

Запрещённый приём

Есть не так уж много ситуаций, когда разворот может быть запрещён. Мы вскользь упомянули об этом выше, теперь же рассмотрим подробнее.

Перечень короткий. Итак, разворот может быть запрещён:

  • разметкой;
  • знаками;

Первые два пункта понятны. Сплошную осевую линию, перечёркнутый знак разворота или знак «движение только прямо» мы видим каждый день, прекрасно их понимаем и не будем нарушать такие явные правила. С правилами чуть сложнее, но тоже довольно прозрачно:

  • пешеходные переходы;
  • тоннели;
  • мосты, эстакады, путепроводы и дороги под ними;
  • переезды через железнодорожные пути;
  • места с затруднённой видимостью;
  • остановки транспорта.

Давайте по порядку. Разворачиваться на пешеходном переходе не просто опасно, это безответственно. Вы подвергаете опасности жизнь пешеходов и других водителей, выполняя этот манёвр в таком месте. Заметьте, что зоной пешеходного перехода считается расстояние между гранями визуальной разметки (зебры) или, если её не видно, расстояние между знаками. Выполнить разворот на этом участке дороги нельзя, нужно найти другое место.

Что касается тоннелей и мостов, то вряд ли кто-то вообще соберётся там разворачиваться. Это противоречит элементарному здравому смыслу. Но имейте в виду, что мост соединяет два берега, под ним нет дороги. То, что мы по привычке называем мостами, на самом деле либо эстакада, поднимающая полноценный уровень дороги над землёй или другой дорогой, либо путепровод, ярким примером которого являются съезды на трассах, переводящие поток над основной дорогой. Так вот под этими сооружениями выполнять разворот нельзя! Опоры и конструкции затрудняют видимость, поэтому манёвр будет считаться небезопасным.

Железнодорожный переезд также не является распространённым местом для разворотов. Вообще, там действует особые режим движения и нарушения правил наказываются с особой жёсткостью. Однако помните, что если на переезде есть шлагбаумы, то его граница заключена между ними и до шлагбаума идёт обычная дорога, на которой, в зависимости от разметки, можно или нельзя правильно выполнять разворот на общих основаниях. Но когда шлагбаумов нет, граница продлевается до пространства между знаками. Будьте внимательны, эта особенность может стать причиной долгого и неприятного разговора с инспектором ДПС.

Остановки автобусов и маршрутных такси входят в этот список, потому что высадка пассажиров всегда должна проходить беспрепятственно и с максимально возможным уровнем безопасности для них. Любой благоразумный человек сам будет держаться подальше от таких мест и выполнит разворот на дороге там, где не будет риска сбить зазевавшегося пешехода. При этом в ПДД протяжённость зоны явно не указана. Но вообще, остановка и поворот ближе 15 метров до и после остановки запрещены; к развороту относится то же самое, так что внимательно и разметку. Если на дороге специально есть расширение для остановки, то это ничего не меняет и правильно выполнить разворот нужно будет в другом месте.

Говоря о скорости разворота, в правилах нет по этому поводу никаких указаний. То есть теоретически для такого движения действует ограничение в 60 км/ч. Но это, как вы понимаете, совсем не значит, что вам надо выполнять разворот на дороге именно с этой скоростью. Мы предполагаем наличие интеллекта и инстинкта самосохранения у наших читателей.

Послесловие

Разворот не является сколько-нибудь сложным манёвром. Это повседневное действие, которое многие водители выполняют не задумываясь. Тем не менее, как вы видите, есть немало нюансов, которые надо учитывать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге. Важно, чтобы вы, разворачиваясь, чётко понимали, какая именно траектория у вашей машины, хватит ли вам места, в какую полосу вы попадаете. А ещё - хватает ли вам времени для того, чтобы правильно выполнить разворот и не помешать другим водителям. Как делать разворот на дороге, правила не описывают. Вы должны сами выбрать радиус разворота, поэтому и последствия будут на вашей совести. Узкий радиус безопаснее до тех пор, пока ваши габариты не превращаются в проблему при развороте. Причём не только в вашу, но и в проблему окружающих. В этом случае будьте вдвойне внимательны и аккуратны при развороте. И помните, что прицеп - это дополнительная тяжесть, снижающая вашу скорость. Но даже так не стоит торопиться и подвергать опасности себя и других.

Принцип «всё, что не запрещено, разрешено» даёт вам некоторую свободу действий. Ситуаций, когда вы не сможете развернуться, не так уж много, они все определены в ПДД и описаны до мельчайших деталей (за редким исключением, конечно). Поэтому, следуя правилам и собственному здравому смыслу, вы будете безопасно и правильно разворачиваться там, где вам это будет удобно.

Неверное выполнение поворотов может привести к столкновению машин, либо к трагическим случаям, когда сбивается пешеход или велосипедист. Правила дорожного движения (далее – Правила, ПДД) предусматривают специальный порядок, как должно производить подобные маневры.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Учитываются разные ситуации в пути, а также конструкция дороги, оснащение сигнальными устройствами, знаками, разметкой. Все в совокупности регулирует движения водителей.

В случае неподчинения Правилам автомобилистов наказывают денежными санкциями, либо иными видами наказаний (лишением прав, арестом авто, иное).

Определение термина

Среди общей терминологии именно в не фигурирует такого понятия, как «поворот», нет его и объяснения. Предполагается, что это всем должно быть известно итак. Но на практике не все могут понимать одинаково, что такое поворот.

Некоторые недобросовестные служащие автодорожной полиции, обыкновенное перестраивание в ряду могут приписать водителю как неправомерный поворот.

Остается прибегнуть к Комментариям, раскрывающим понятия ПДД РФ, либо к Венской Конвенции:

Поворот – типичный маневр на дорогах, который заключается в изменения траектории движения с целью съехать (оставить) с занятой полосы (пути), чтобы продолжать проезд по другой полосе, дороге.

Некоторые называют просто – уходом из одной улицы на проезжую часть другой. Только такое понятие подходит не для всех случаев. Ведь поворачивать водители могут и для того, чтобы встроиться в движение на полосе встречного движения.

Сворачивать могут на:

К поворотам относится также и разворот, и иные виды манипуляционных действий автомобилистами, связанные с изучаемым маневром.

Виды поворотов:

  1. Поворот направо, налево.
  2. Разворот в обратную сторону.
  3. Повороты по круговому движению (кольцевые перекрестки, напр.).

Самая основная характеристика такого маневрирования – это покидание проезжей части, занятой ранее. Говоря о смене угла траектории прохождения автотранспорта при движении все по тому же полотну, не имеются в виду поворачивания.

Если менять траекторию пути в пределах одной полосы – это не будет считаться поворотом. Перестроение также не считается поворотом потому, что это объезд, либо перестроение в рамках той полосы, которая была занята.

Знаки, регулирующие манёвр

Все регламенты касательно поворотов соблюдаются автомобилистами на основании Правил автодорожного движения, утвержденных правительственным Постановлением № 1090 от 23.10.1993 г. (действует после последней редакции – 01.07.18 г.).

В правилах описаны не только действия при совершении водителями маневра. Также фигурируют и знаки, диктующие, как сделать верный выбор при принятии решения, как, когда и куда сворачивать с проезжей части.

После того, как участник движения убедился в отсутствии запрещающих знаков, он может решить, в какую полосу ему следует въезжать, чтобы свернуть влево.

Запрещающими знаками являются следующие обозначения:

Номер Изображение Значение
3.18.1-3.18.2 Действует исключительно для перекрестков, перед въездом в которые установлен знак.
Запрещено сворачивать направо или налево.Исключение: Общественный пассажирский автотранспорт – автобусы, троллейбусы, ездящие по регулярным маршрутам, могут проезжать беспрепятственно. Знак не для них.
3.19 Разворот через правую сторону неразрешен.
4.1.1 1. Когда такой знак стоит перед перекрестком, то он влияет на правила проезда по скрещивающимся траекториям. Движение разрешено только прямо, сворачивать нельзя.
2. В случае нахождение данного обозначения на прямоезжей дороге, то на ближайшем перекрестке его влияние будет оканчиваться.
3. Если стоит не на перекрестке, а в другой части трассы, тогда сворачивать направо, заезжать во дворы, на примыкающую территорию не воспрещается.
4.1.2 Разрешено ехать только направо. Прямо и налево не проехать. Устанавливается обозначение на первом пересечении путей. Маршрутные такси, автобусы, троллейбусы, трамваи этому знаку могут не подчиняться.
4.1.4 Разрешено прямоезжее движение и поворот в правую сторону. Влево нельзя сворачивать. Зона действия – первый участок, где пересекаются пути. Исключение: пассажирский маршрутный автотранспорт или электротранспорт.
5.7.1 Обычно устанавливают до въезда на проезжую часть с односторонним потоком движения. Обозначает, что двигаться разрешено только в одну сторону, в том числе, не сворачивая.
5.13.1 Если стоит этот знак, то водитель должен понимать, что он попадает на одностороннюю полосу, выделенную специально для общественного маршрутного транспорта. Обычно его устанавливают перед пересече6нием путей.

Теперь рассмотрим знаки, которые регулируют, разрешают повороты и оповещают о них:

Номер Изображение Значение
1.11.1-1.11.2 Предупреждение!
Опасный изгиб на дороге в виде крутого поворота.
Изображение указывают соответствующее направление, в какую сторону отклоняется линия трассы.
Место установки знаков:
— за пределами городской черты – за 150-300 м до приближения к опасному участку, где дорога сворачивает;
— в пределах городской черты – 50-10 м до опасного участка.
1.34.1-1.34.2 Ставят вместе со знаками, предупреждающими опасный поворот.
Стрелки указывают направление, куда будет пролегать дальнейший путь.
1.12.1-1.12.2 Предупреждение!
Обозначение о том, что впереди будет извилистая трасса и следует сбавлять скорость.
Первое изображение сигналит о том, что извилистость начнется с поворота вправо, а второе – влево.
1.18.1-1.18.3 Указатели о том, что дорога непрямая, будет сужаться, придется немного свернуть так, как ведет полотно.
2.3.1 Главная и второстепенная дороги пересекаются.
Если запрещающих обозначений не будет, можно совершать поворот с выездом на главную, или второстепенную дорогу.
2.3.2-2.3.3 Второстепенная примыкает.
Правила поворотов те же – если нет запретных сигналов и знаков, можно совершать маневр.
4.1.4-4.1.6 Разрешение сворачивать в стороны, куда указывают стрелки.
5.11.1-5.11.2 Разрешено делать развороты по направлению стрелок.
5.20.3 Указатель маршрута с поворотами, который разрешено совершать.

Что обязан сделать водитель при повороте

В большинстве случаев разрешено сворачивать направо, и запрещается поворачивать налево, если у дороги стоят соответствующие знаки. Но есть места в дорожной инфраструктуре, когда можно повернуть налево.

Рассмотрим основной порядок, как действовать автомобилистам, которые собираются сворачивать в сторону.

Налево

Согласно постулатам Правил, поворот влево разрешено совершать только тогда, когда нет препятствующих для этого знаков. Это касается обозначений запретов, которые представлены в автодорожном оснащении сигнальной системой в следующих видах.

Что сигналит о запретах сворачивать в левую сторону:

  • дорожные знаки;
  • зоны, участки дорог;
  • разметка;
  • светофор, на регулируемых перекрестках.

В остальном в любом месте и время разрешено сворачивать налево, если это не будет мешать проезду других участников автотранспортного перемещения. В случае разрешающего сигнала на перекрестке со светофором, можно проезжать влево без нарушений.

Все правила общего исполнения годятся для того, чтобы выполнять их с маневрированием влево. Единственное различие – перестраиваться следует поближе не к правой стороне, а к левой.

Направо

Правила поведения водителя для осуществления самостоятельного поворота:

  1. Приготовиться психологически, включить особую внимательность следует уже примерно за 200 км до точки сворачивания на желаемую дорогу.
  2. Сначала включается огневой сигнальный маячок – так называемый, «поворотник».
  3. После этого начинаем перестраиваться, если вы ехали не в том ряду, какой удобен для сворачивания. Именно этот маневр лучше всего совершать за 200 м до необходимого поворота.
  4. Если путь свободен, совершаем поворот.
  5. Поворотник можно выключать уже после того, как маневр будет начат.

Очень важно ориентироваться по знакам, разметке, стоп-линиям.

В каких ситуациях разрешен или запрещен

Важно взять на заметку себе несколько важных нюансов при совершении маневра, съезжая с трамвайных путей. Есть и такие особенности движения, когда требуется особенная внимательность и отличная ориентировка по запрещающим, разрешающим дорожным знакам, табличкам, разметке.

Рассмотрим основные особые моменты, как правильно поворачивать на площадку автобусной остановки, занять полосу одностороннего проезда, либо безопасно попасть в заездной «карман».

Важно также знать правильность перемещения по кольцевому перекрестку и существующие возможности проезда на красный сигнал светофора при совершении поворота.

Налево с трамвайных путей

Регулируются такие маневры п.8.5 Правил. Разрешено делать поворот с трамвайного полотна только при наличии следующих факторов:

  1. Направление должно быть попутным.
  2. Уровень трамвайного и автодорожного полотен одинаков.
  3. Проезжая часть и трамвайное полотно не поделены между собой сплошной разметкой. Пересекать сплошную линию воспрещается при любых обстоятельствах.
  4. Перед перекрестком не стоят дорожные знаки, диктующие, как двигаться по полосам (знаки – 5.15.1-5.15.2). Иначе придется двигаться исключительно по стрелке, изображенной на знаке.

Порядок совершения поворота налево с трамвайных путей описан может следующим образом.

Сначала смотрим на знаки:

  1. Если есть на дороге разметка, стоит дорожный указатель, разрешающий поворачивать налево через трамвайные пути, тогда путь свободен для водителя. Только при этом заезд по трамвайным путям не разрешен.

  2. Если никаких разрешительных обозначений не существует, тогда следует совершать маневр с заездом на трамвайное полотно. То есть поворот совершится не пересечением полотна, а небольшим отрезком пути проезда по трамвайным путям.
  3. Как поворачивать:

    1. Сначала следует убедиться, что спереди и сзади трамвая нет, либо они уже/еще находятся далеко.
    2. Потом нужно пропустить машины, едущие по главной дороге, если поворот совершается с второстепенной трассы.
    3. Также пропускаются пешеходы, велосипедисты.
    4. Потом включается поворотник с левой стороны.
    5. Совершается перестроение и сам маневр. Но только в том случае, если путь свободен и знаки разрешают.
    6. Поворотные огни можно выключить тогда, когда маневр начался.

    На одностороннее движение

    Наличие дороги с односторонним проездом, одной полосой всегда предупреждается для водителей специальным знаком (также отмечен в таблице). Номер такого обозначения в ПДД – 5.7.1.

    Если автомобилист по ходу движения будет сворачивать на трассу с односторонним движением и попадет на встречный поток, то такой поворот исключается специальными предупредительными знаками. Возле знака 5.7.1 ставят знак запрещающий проезд. Следовательно, сюда сворачивать запрещено.

    Если воспрещающий сигнал от знаков не поступает, тогда разрешается проезжать на такую дорогу, сворачивая на нее.

    На остановке общественного транспорта

    Иногда по конструкции дороги, водителю никак не развернуться, если ему необходимо ехать в обратную сторону. Для этих целей используются части территорий, прилегающих к проезжему участку.

    Маневры осуществляются строго с учетом Правил в п.8.11, которые диктуют запреты, где нельзя разворачиваться.

    Места, запрещенные для поворотов или разворотов на площадках, отведенных под автобусную остановку:

  • тоннели;
  • пешеходные переходы;
  • автобусные остановки;
  • мосты;
  • путепроводы;
  • ж/д проезды;
  • эстакады;
  • участки с плохой видимостью.

Что касается мостов, эстакад, путепроводов – то под ними также нельзя совершать маневрирование. Наиболее безопасное место, где разрешено это делать – в стороне от автобусных остановок, отъехать подальше от запрещенного места.

При этом следует обращать внимание на разметку полос и пересекать только в том случае, если там есть прерывистая линия.

Направо на красный свет

Все перекрестки или прямоезжие пути, оснащенные сигнальными устройствами – светофорами, называются – регулируемыми.

Если на светофорах нет дополнительной секции, показывающей время проезда стрелками зеленого сигнала, тогда водителю придется ориентироваться по дорожным знакам и разметке.

Они могут указывать проезд не только на другую дрогу, но даже и во двор большого здания.

Если нет дополнительной секции на светофоре, тогда следует руководствоваться следующими правилами при совершении поворота направо:

  1. Сигнал светофора должен быть зеленым.
  2. Далее водитель обязан уступить дорогу всем участникам, которые движутся на участке непосредственного маневра.
  3. Если на перекрестке есть «пробка» (затор), поворачивать нельзя.

Уступать дорогу следует таким участникам:

  • автомобилистам, если встречный или сворачивающий направо;
  • мотоциклистам (мопедистам, скутеристам и проч.);
  • пешеходам, идущим по «зебре»;
  • велосипедистам;
  • трамваю на случай, когда светофор одновременно регулирует движение трамваев и машин;
  • троллейбусу.

На красный свет проезжать запрещается. Но в России ввели новшество, когда при наличии определенного знака, разрешен поворот направо, если горит красный сигнал светофора на основной секции.

Но сначала автомобилист обязан уступить проезд всем машинам, пешеходам, велосипедистам, а затем, совершать поворот. Пока такой знак и правило утвердили до 2020 года. Если он хорошо себя зарекомендует, его действие продлят, или утвердят окончательно.

В карман

Сразу следует отметить, что заездной карман не относится к проезжей части сквозного движения на дороге. Это, скорее всего, участок, который следует воспринимать как прилегающую территорию. Вторым названием этой зоны является – «площадка ожидания».

Перед въездом в карман не рисуют сплошную линию разметки, иначе эта часть дороги была бы не целесообразной для использования.

Проблема здесь может возникнуть не при въезде, а при перестроении машины, чтобы доехать до въезда в карман. Повороты осуществляются со всеми требованиями дорожных знаков, правил и разметки.

На кольце

Особенности совершения поворотных маневров, проезжая по кольцевой части дороги на нерегулируемом перекрестке:

  1. Поворотник не включают, когда движутся по кольцу.
  2. Его следует включить при въезде, выезде, или когда требуется пересечь малую часть круга, чтобы повернуть на дорогу, примыкающую к кольцу справа (или слева).
  3. Полосы движения по круговой проезжей части должны обязательно соблюдаться, равно как и дорожная разметка.
  4. Необходимо следить за направлениями указателей со стрелками и знаками приоритета, чтобы понимать, кому и когда необходимо уступать путь для проезда.

Перестраиваться по кольцевой дороге разрешается только в тех местах, где есть пунктирная линия дорожной разметки. Приостанавливать машину можно на островках – участках с диагонально расчерченными полосами.

Именно на таких островках можно включать поворотники, указывающие намерения водителя в какую сторону он собирается сворачивать с кольцевого участка.

Как осуществить крутой поворот

Порядок действия, как проезжать без нарушений и рисков крутой поворот:

  1. Дорога уходит в левую сторону. Следует придвигаться ближе к правой части края дороги. Кривизна траектории уменьшается, риск заносов или опасного приближения со встречным транспортом – сводится к минимуму.
  2. Дорога уходит в правую сторону. Придерживаться следует левого края дороги.
  3. Чтобы не вынесло в кювет, следует придерживаться точки траектории, располагающейся к внутренней части поворотного участка. Точку называют – апекс.
  4. При начале поворота уже можно слегка притормаживать. Это позволит избежать бесконтрольных заносов. Можно немного притормозить до желаемого скоростного режима (существенно сниженного).
  5. Проезд апекса производится с нажатием педали, но не сильно.
  6. После прохождения участка апекса постепенно добавляется газ.
  7. Нужно следить все время, чтобы машину не бросало в стороны, и она шла ровно.
  8. Выходить следует из крутого поворота, применяя то же положение на дороге, что и при въезде – держаться правого края дороги (или левого, в зависимости от того, в какую сторону уходила проезжая часть).

При развороте 180 градусов следует придерживаться скоростей не более 55-65 км/ч. Радиусы поворотов всегда лучше контролировать педалью «газ», а ровность траектории – «тормозом».

Успешность совершения проезда крутого поворота еще будет зависеть от протекторов шин (насколько они пробуксовывают), коробки передач и других особенностей, которые лучше рассмотреть отдельно.

На велосипеде

Велосипедисты – такие же участники автодорожного движения, как и автомобилисты или мотоциклисты. Разница лишь заключается в том, что для них отводится определенная площадь дорог, которую они вправе занимать.

Однако подчиняться знакам, светофору и разметке они обязаны также как и прочие водители.

Порядок совершения поворотов велосипедистами:

  1. Сигналить о намерении свернуть с пути следует рукой с той стороны, куда собирается человек съезжать с дороги.
  2. При необходимости торможения, рука поднимается вверх.

  3. После того, как велосипедист осмотрелся и оценил обстановку, увидел, что пут проезда свободен, он может совершать поворот.
  4. Если необходимо свернуть влево, а движение происходит по правому краю дороги, тогда нужно сориентироваться, в какую полосу будет совершаться перестроение.

    Сплошную разметку велосипедисту запрещено пересекать точно также как и автомобилистам. Поэтому нужно сориентироваться по знакам, а также пропустить все машины.

    Идеальный вариант безопасного поворота для велосипедиста – доехать до первого пешеходного перехода и свернуть налево вместе с пешеходами.

    Опасный

    Знаки, предупреждающие об опасных поворотах, указаны выше в таблице. Чаще всего они на дорогах стоят, крайне редко их нет, а дрога круто уходит в сторону.

    Поэтому автомобилист, как только увидел такой знак (1.11.1-1.12.2), обязан тут же сбавит скорость движущего транспорта, которым управляет.

    В случае несоблюдения этих указателей, водителю грозит наказание в виде штрафа и . Но он же еще и рискует столкнуться со встречной машиной. Поэтому риски ДТП велики, потому и называют повороты опасными.

    Правила поведения автомобилиста для того, чтобы совершить вынужденный поворот, обусловленный конструкцией дороги:

    1. Сначала следует посмотреть, стоит ли предупреждающий об опасном повороте знак.
    2. Если знак есть, тогда необходимо убедиться в направленности линий, траекторий пути, к которому приближается водитель.
    3. После того, как участник движения заметил знак, он обязан снизить скорость.
    4. Далее следует занять подходящее место на полосе, чтобы совершить поворот так, чтобы на ней оставаться, не выезжать на встречную полосу.

    Радиус поворота здесь крайне важен – чем он меньше, тем рискованней. Получится некоторое отдаление от средней разделительной полосы и приближение к краю перед изгибом или на самом участке, куда дорога уходит вправо или влево.

    Еще нужно обращать внимание на просматриваемость пути, видимость, насколько она оптимальна, если из-за погодных условий или деревьев она низкая, следует скорость еще снижать и перемещаться аккуратно.

    Указание руками

    Правила указаний руками поворотов прописываются в п. 8.01 ПДД. Если работают поворотные огни, сигналить руками необязательно. В случае неисправности сигнальных огней, предупреждать других участников о своей маневренности следует жестом руки.

    Жесты один в один похожи на те, которые проделывает руками велосипедист. Сигналить рукой могут как водители, так и мотоциклисты.

    На рисунке показано:

  • какое движение руки, что обозначает;
  • какие сигналы огней, что обозначают.

Центробежная сила

Необходимо всегда учитывать смещение траектории при повороте, которое возникает по причине физического явления – центробежной силы.

Съезжая с главной дороги на второстепенную, либо сворачивая с перекрестка, следует помнить об этом, чтобы не допустить вылета в кювет, либо столкновений со встречным транспортом. Смещение осуществляется за счет изменения траектории движения передних и задних колес.

Чтобы выполнять безопасно повороты, учитывая центробежную силу, достаточно уметь правильно регулировать педали – «газ», «тормоз». А также – придерживаться разметки и держать машину ровно.

Формула для расчета центробежной силы указана на рисунке. Обозначения:

m масса авто
V скорость езды ТС
R радиус поворота машины

Штрафы

Любые нарушения правил, в том числе и поворотов на автодорогах, наказываются по нормативам Кодекса административно-правовых нарушений – КоАП РФ.

Штрафов всего много, таблица может быть большой потому, что ПДД охватывает большой спектр различных ситуаций на дроге. Приведем лишь некоторые основные виды штрафов при классических нарушениях совершения поворотного маневрирования.

Неправильное маневрирование приводит к административной ответственности:

Статья
КоАП РФ
Нарушение Штраф, руб.
Проезд на красный цвет сигнала светофора. 1000
12.12 Вторичное такое же нарушение 5000

ч.1
Автомобиль заехал на перекресток, чтобы свернуть затем влево. 1000
12.13
ч.2
Непредоставление преимущества транспорту, пешеходу, велосипедисту. 1000
Не включены были поворотные сигнальные огни на авто, когда совершался маневр. 500
12.14
ч.1.1
Автомобилист неправильно занял полосу при перестраивании, либо заехал на запрещенную территорию. 500
Поворот совершался с заездом на встречную полосу дороги. 1500
12.15 Повторный выезд на встречный поток движения. 5000
Игнорирование дорожных знаков, разметки. 1000-1500

Повороты для автомобилистов могут быть сложными, а могут быть простыми и легкими. Важно, чтобы они совершались в соответствие со стандартами Правил дорожного движения.

Самое распространенное нарушение ПДД, связанное с лишением права управления, для не злостного нарушителя является выезд на полосу движения, предназначенную для встречного движения. Однако не каждый выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, влечет за собой лишение права управления транспортными средствами. Лишить права управления могут только за те нарушения, которые квалифицируются по следующим статьям:

ст. 12.15. ч. 4 КоАП РФ - Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

ст. 12.16. ч.3 КоАП РФ - Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Для квалификации действий водителя по ст. 12.15. ч.4 КоАП РФ необходимо соблюдение нескольких условий:
1. должен осуществляться выезд , а не поворот или разворот.
2. выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, должен быть связан с нарушением требований ПДД, дорожных знаков или разметки.
3. должна существовать полоса, предназначенная для встречного движения (на дорогах с односторонним движением такая полоса отсутствует), либо трамвайные пути встречного направления.
При отсутствии хотя бы одного из указанных условий действия водителя не могут квалифицироваться по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ.

Для квалификации действий водителя по ст. 12.16. ч.3 КоАП РФ необходимо соблюдение нескольких условий:
1. движение должно осуществляться во встречном направлении.
2. дорога должна быть с односторонним движением (дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств, не будет являться односторонней дорогой).
При отсутствии хотя бы одного из указанных условий действия водителя не могут квалифицироваться по ст. 12.16. ч.3. КоАП РФ.

1. Разворот на дороге не имеющей знаков или разметки.

Данный маневр не будет считаться административным правонарушением при любой ширине проезжей части, поскольку согласно п. 9.2. ПДД - разворот, вне перекрестка, на дорогах имеющих четыре и более полосы запрещен только в тех местах, где это запрещено Правилами (на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними и т.д), знаками и (или) разметкой.

Запрет на разворот на дорогах имеющих менее четырех полос для движения также в ПДД отсутствует.

2. Разворот в зоне действия знака "движение прямо".

Поскольку согласно приложению №1 к ПДД знак "Движение прямо" разрешает движение только в прямом направлении.

3. Разворот через "сплошную или двойную сплошную" линию разметки.

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.16. ч.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей

4. Обгон в зоне действия знака "Обгон запрещен".

Согласно приложению №1 к ПДД дорожный знак "Обгон запрещен" запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски и учитывая что обгоном считается только опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части), данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного

5. Обгон на трехполосной дороге.

Согласно п. 9.3. ПДД - На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

6. Обгон по трамвайным путям встречного направления.

Согласно п. 9.6. ПДД - Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

7. Обгон перед железнодорожным переездом.

Согласно п.11.4 ПДД - Обгон запрещен на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними и учитывая что обгоном считается только опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части), данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Однако данный маневр при достаточной ширине проезжей части, которая позволяет опередить двигающее впереди транспортное средство без выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, становится не противоправным.

8. Объезд препятствия по встречной полосе.

Из официальных разъяснений правоприменения тех или иных статей КоАП заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимира Кузина: "Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль. Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет - то вы можете объехать его и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 - выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рубле й".

9. Обгон на участке с ограниченной видимостью.

Согласно п.11.4 ПДД - Обгон запрещен в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью и учитывая что обгоном считается только опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части), данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Однако данный маневр при достаточной ширине проезжей части, которая позволяет опередить двигающее впереди транспортное средство без выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, становится не противоправным.

10. Обгон по полосе для маршрутных транспортных средств.

В связи с тем что знак "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств" - обозначает дорогу, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

11. Выезд и движение по полосе для маршрутных транспортных средств.

В данном случае не осуществляется выезд на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, в связи с чем данное нарушение квалифицируется по ст. 12.17.1.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

В Москве или Санкт-Петербурге данное нарушение квалифицируется по ст. 12.17.1.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере трех тыся рублей.

12. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Согласно приложению №1 к ПДД дорожный знак "Выезд на дорогу с односторонним движением" - означает выезд на дорогу или проезжую часть с односторонним движением в, связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.16. ч. 3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

13. Обгон на нерегулируемом перекрестке.

Согласно п. 11.4. ПДД - Обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. В данном случае обгон совершается по второстепенной дороге, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

14. Обгон на нерегулируемом перекрестке по направлению главной дороги.

Согласно п. 11.4. ПДД - Обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. В данном случае обгон совершается по главной дороге в связи с чем данный маневр не считается правонарушением.

15. Обгон на нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог.

Согласно п. 11.4. ПДД - Обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. В данном случае обгон совершается по равнозначной дороге, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Опережение транспортного средства, без выезда на полосу предназначенную для встречного движения, в данном случае не запрещено.

16. Обгон на регулируемом перекрестке.

Согласно п. 11.4. ПДД - Обгон на регулируемых перекрестках запрещен, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Опережение транспортного средства, без выезда на полосу предназначенную для встречного движения, в данном случае не запрещено.

17. Поворот налево не через центр перекрестка.

Обязанность поворачивать налево через центр перекрестка не закреплена в ПДД, в связи с чем данное действие не является противоправным.

18. Движение по встречке перед поворотом налево.

Из официальных разъяснений правоприменения тех или иных статей КоАП заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимира Кузина: "Она квалифицируется по части 4 статьи 12.15. (административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. ). При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое - остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав".

19. При повороте "срезал угол".

Согласно п. 8.6. ПДД - Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

20. Поворот налево через "сплошную или двойную сплошную" линию разметки.

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.16. ч.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей , поскольку согласно приложению №2 к ПДД данную линию разметки пересекать запрещается.

21. Поворот налево в нарушение требования знака "Движение направо".

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.16. ч.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей , поскольку согласно приложению №1 к ПДД дорожный знак "Движение направо" разрешает движение только направо.

22. Поворот налево не из крайнего левого ряда.

Поворот на лево на данном перекрестке не запрещен, однако имеется знак "Направления движения по полосам" - который определяет число полос и разрешенные направления движения по каждой из них. В связи с чем данное нарушение квалифицируется по ст 12.16. ч.1 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

При отсутствии подобного знака, данное нарушение будет квалифицироваться по ст. 12.14.1.1. КоАП РФ - Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. За нарушение данной cтатьи КоАП предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей .

23. Обгон на дороге не имеющей разметки.

Согласно п. 9.2. ПДД - На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Примечание: согласно п. 9.1 ПДД - Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

24. Разворот на перекрестке по короткой или длинной траектории.

Из официальных разъяснений правоприменения тех или иных статей КоАП заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимира Кузина: "В Правилах дорожного движения не прописано, как совершать данный маневр, по какой траектории, Следовательно, нарушение Правил дорожного движения отсутствует ".

25. Обгон в зоне действия знака "Обгон запрещен".

Согласно приложению №1 к ПДД дорожный знак "Обгон запрещен" запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.
В данном случае совершается обгон двухколесного мотоцикла без коляски, что не запрещает данный знак, а поскольку других запретов на выезд на полосу движения предназначенную для встречного движения на данном участке проезжей части не установлено, то данный маневр не считается административным правонарушением.

26. Движение задним ходом по дороге с односторонним движением.

Исходя из содержания пункта 8.12 ПДД, движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается, при условии, что этот маневр безопасен для участников дорожного движения и, с учетом сложившейся дорожной ситуации, вызван объективной необходимостью (например, объезда препятствия, парковки). Нарушение водителем указанных выше условий образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.16 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

27. Задним ходом под "кирпич".

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.16.ч.3. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев , в связи с тем что въезд на дорогу с односторонним движением, в нарушение требований дорожного знака 3.1 "Въезд запрещен", как при движение задним ходом так и при движении вперед запрещен.

28. Объезд колонны перед железнодорожным переездом.

Согласно п. 15. ПДД - Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

29. Разворот в зоне действия знака "разворот запрещен".

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.16. ч.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей , поскольку согласно приложению №1 к ПДД знак "Разворот запрещен" запрещает разворот на перекрестке на котором он установлен.

30. Обгон по разделительной полосе.

Поскольку разделительная полоса не является полосой, предназначенной для встречного движения.

31.Обгон по встречной обочине.

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.15. ч.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей , поскольку обочина не является полосой, предназначенной для встречного движения.
"Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, а "Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, таким образом обочина является частью дороги, но не является частью проезжей части.

Однако если выезд на встречную обочину осуществляется в месте где запрещено выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения, то действие (движение по встречной полосе) квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

32. Разворот на перекрестке с разделительной полосой по малому радиусу.

"Выполняя разворот на этом перекрестке, Вам придется использовать для движения участок проезжей части, имеющий двустороннее движение. Поэтому, въезжая на перекресток, Вы можете продолжить движение только по правой стороне этого участка проезжей части (п. 1.4. ПДД)" - так выглядит ответ на аналогичный вопрос в экзаменационных билетах по ПДД.
Прямой запрет на выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в данном случае, содержится в п. 8.6. ПДД (Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.). Данный пункт непосредственно относиться к данному маневру, поскольку в данном случае существует два пересечения проезжих частей и водитель, осушествляющий данный маневр, соответственно выполняет два левых поворота, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Все доводы ЗА и ПРОТИВ разворота по малому радиусу можно прочитать в статье посвященной данному вопросу.

33. Обгон в зоне действия знака "Направление движения по полосам".

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 5.15.7 "Направление движения по полосам", когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ (п.8. Постановления Пленума Верховного Суда РФ). В связи с чем данный маневр квалифицируется по ст. 12.15. ч. 4 и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

34. Поворот налево на круговом движении.

Данный маневр квалифицируется по ст. 12.15. ч. 4 и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев , в связи с тем что знак "Круговое движение". разрешается движение в указанном стрелками направлении и соответственно запрещает движение в противоположную сторону.

Почему данный маневр квалифицируется как выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, а не как движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением?
Ответ на данный вопрос.

35. Обгон на пешеходном переходе.

Постановлением Правительства в 2014г. в п. 11.4. ПДД были внесены изменения, в связи с чем обгон стал запрещен на пешеходных переходах без каких либо условий, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

36. Обгон на пешеходном переходе при наличии пешеходов.

Согласно п. 11.4. ПДД - Обгон запрещен на пешеходных переходах, в связи с чем данное действие квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

37. Обгон мотоцикла без коляски в зоне действия знака "Обгон запрещен" через сплошную линию разметки.

Учитывая, что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии иных запретов, установленных ПДД (например, пунктом 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

38. Обгон мотоцикла без коляски в зоне действия знака "Обгон запрещен" через сплошную линию разметки, на участках с ограниченной видимостью.

В данном случае запрет на обгон установлен не только знаком 3.20 "Обгон запрещен", но еще и п. 11.4. ПДД (обгон запрещен в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью), в связи с этим данный маневр квалифицируется по ст. 12.15. ч.4. КоАП РФ и наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

39. Обгон тихоходного транспортного средства.

Водитель в зоне действия дорожного знака 3.20 произвел обгон транспортного средства, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более тридцати километров в час, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного транспортного средства к тихоходным транспортным средствам. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак в нарушение требований пункта 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

40. Обгон транспортного средства, двигающегося со скоростью менее 30 км\ч.

Действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более тридцати километров в час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

С 1 января 2013г. вступили в силу две статьи КоАП РФ, которые непосредственно относятся к рассматриваемому в данной статье вопросу:

ч.5. ст.12.15. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного
ч.3.1 ст. 12.16. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Если у Вас есть вопросы по данной теме, не охваченные данной статьей, или возникли вопросы по любой из указанных схем, Вы можете адресовать их на форум по ПДД находящийся на данном сайте или оставте коментарий.

Если Вы считаете что в данной таблице не хватает какой либо схемы, направте данную схему (можно подготовить при помощи специализированных сайтов, редакторов, шариковой ручки или другим способом) на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

П роспект Мира трудно представить себе без трамвая. 5-й и 7-й маршрут, следуя со стороны центра: 5-й - по Трифоновской улице, а 7-й - по ул. Гиляровского, сливались прямо перед Рижской площадью, чтобы вместе проследовать по проспекту и вновь разойтись у 1-й Останкинской улицы.

В 1995 году для организации автомобильного разворота под Крестовским путепроводом со стороны центра потребовалось временно закрыть движение трамвая по путепроводу. В связи с этим прекратилось движение трамвая и по Трифоновской улице, и по улице Гиляровского, так как их слияние происходит под острым углом и не существует поворота трамвайных рельсов с одной улицы на другую. Реконструкция затянулась на несколько месяцев, а затем и лет.

Т ем временем управлявший тогда Северо-Восточным административным округом префект В.Г.Систер оказался трамваененавистником. Сложно сказать, чем он руководствовался, но им овладела безумная идея уничтожения всего трамвайного движения в Северо-Восточном округе. Пока линия по проспекту Мира была временно закрыта, он настойчиво убеждал проектировщиков в необходимости не восстанавливать трамвайное движение на проспекте, а в дальнейшем вообще ликвидировать все трамвайные линии вокруг вместе с депо им. Баумана.


Закрытые линии на проспекте Мира (темно-красный),
Трифоновской ул. и ул. Гиляровского (красный) помечены пунктиром.

Б лагодаря решительным действиям Комитета "Москвичи за Трамвай", сеть трамвая северо-востока столицы удалось спасти за небольшим исключением: относительно короткую, но важную для города линию на проспекте Мира от Рижской площади до 1-й Останкинской улицы власти, поддавшись влиянию Систера, решили закрыть постановлением N 283-ПП от 7 апреля 1998 года. И уже летом-осенью 1998 года трамвайные пути на этом участке были демонтированы.

Т ем не менее, трамвайные линии на улицах Трифоновская и Гиляровского закрытию не подлежали и движение трамваев по ним должно было, в соответствии с тем же постановлением, возобновиться. Однако, поскольку прямого поворота с одной улицы на другую не существовало, в постановлении было указано на необходимость строительства так называемого "сплетения" трамвайных путей на повороте с улицы Гиляровского на Трифоновскую. Денег на сооружение сплетения в 1998 году не нашлось, и поэтому было принято постановление N 814-ПП от 31 августа 1999 года о строительстве сплетения ко Дню города 2001 года и обеспечении необходимого финансирования. В рамках реализации этого постановления были демонтированы пути на улице Гиляровского от Рижской площади до пересечения с Трифоновской улицей. Однако трамвайные пути на всём протяжении улиц Трифоновской и Гиляровского бережно сохранены и сегодня находятся в удовлетворительном состоянии, за исключением незначительных участков, на которых велись работы по замене подземных коммуникаций. Контактная сеть была кое-где заменена, отдельные участки были демонтированы в связи с работой подъемных кранов в разные периоды.



Линии на Трифоновской ул. и ул. Гиляровского, которые предполагается восстановить (помечены пунктиром).

О днако вариант со строительством сплетения оказался неудачным по следующим причинам:

  • Трамвай не выходил на Рижскую площадь, что исключало возможность удобных пересадок на электропоезда, метро и наземный транспорт.
  • Требовался ввод двух дополнительных циклов светофора на перекрёстке для пропуска трамвайных вагонов отдельно в каждом направлении.
  • Для обеспечения необходимого радиуса поворота требовалось смещение оси трамвайной линии от оси улицы в направлении, противоположном направлению поворота. При этом поворот трамвая с Трифоновской на Гиляровского осуществлялся бы по встречной полосе , что создавало бы опасную дорожную ситуацию при проезде трамваем перекрёстка.

П оследний факт стал основанием для запрета ГАИ организации движения трамвая на перекрёстке по схеме со сплетением. Судьба линии вновь оказалась под вопросом. Архитектор Б.В. Бодэ, руководитель проектной мастерской ГУП НИиПИ Генплана Москвы, в интервью средствам массовой информации уверенно заявлял, что движение трамваев по Трифоновской восстанавливаться не будет, что, безусловно, не устраивало пассажиров, лишённых качественного транспортного сообщения.



Два варианта соединения линий по ул. Трифоновской и Гиляровского: I. "Сплетение", на внутреннем пути (выделено красным) движение по встречной полосе; II. Пути с обеих улиц ведут к Рижскому вокзалу.

В апреле 2001 года Комитетом "Москвичи за Трамвай" был найден и доведён до сведения Мосгортранса оптимальный вариант восстановления движения трамвая с организацией разворотного кольца на Рижской площади под автомобильной эстакадой. Недостатки "сплетения" были исключены. В то же время обнаружились важные преимущества:

  • Максимально возможное удобство пересадки на все виды транспорта
  • Исторически сложившийся, плавный проезд перекрёстка улиц Гиляровского и Трифоновской с минимумом светофорных циклов
  • Возможность проезда к Рижской площади со стороны как Трифоновской улицы, так и улицы Гиляровского
Трамвай, следуя с улицы Гиляровского, разворачивается на Рижской площади и следует на Трифоновскую. Через этот же разворот он следует и при движении в обратном направлении. Для различия вагонов противоположных направлений на Рижской площади имеется возможность устроить две различные посадочные площадки (под эстакадой и возле выхода из подземного перехода).

Э тот вариант был рассмотрен Мосгортрансом, Москомархитектурой, Префектурами ЦАО и СВАО и впоследствии принят на заседании комиссии в Комплексе городского хозяйства под руководством заместителя мэра Владимира Никольского в качестве основного варианта.



Разворот трамвая под Рижской эстакадой. Остановки на кольце - под эстакадой и рядом с подземным переходом и остановкой троллейбуса на проспекте Мира.

В то же время, по непонятным причинам и несмотря на многочисленные постановления Правительства Москвы, предписывающие восстановить трамвай, любым вариантам восстановления препятствует ГИБДД Москвы. Под самыми разными предлогами они всячески "тормозят" решение этого вопроса.

Разворот - это один из наиболее распространенных маневров, однако при его совершении необходимо очень внимательно глядеть по сторонам и придерживаться ПДД, иначе аварии и штрафы неизбежны.

Как правильно разворачиваться - данный вопрос мы рассмотрим в этой статье.

Прежде всего, нужно четко уяснить, где подобные маневры запрещены:

  • зоны остановок пассажирского транспорта;
  • мосты, тоннели, путепроводы, эстакады;
  • переезды железнодорожного транспорта;

Если вы нарушите правила, то ответственность может наступить по следующим статьям админкодекса:

  • 12.14 ч.2 (разворот и движение задним ходом в запрещенных местах) - 500 рублей;
  • 12.11 ч.3 - разворот и задний ход на автомагистрали, а также использование для данной цели разрывы разделительной полосы - 2500 рублей.

Также не разрешается пересекать разделительную двойную сплошную полосу, которая отделяет потоки противоположного направления на 4-х и более более полосных дорогах. За это положен штраф по статье 12.16 ч.2 - 1000-1500 рублей. Ну а если получится так, что водитель не рассчитает место для маневра и даже один метр проедется по встречной против потока, то ему придется познакомиться со статьей 12.15 ч.4 - 5 тыс. рублей или лишение на 4-6 месяцев.

Могут выписать и дополнительные штрафы, если автолюбитель нарушил какие-либо другие требования или сигналов светофора. Поэтому перед выполнением разворота нужно убедиться, что вы ничего не нарушаете.

Где можно разворачиваться?

Если нет знаков, запрещающих разворот, то разворачиваться можно:

  • на перекрестках;
  • на дорогах, разделенных прерывистой разметкой;
  • в местах, где есть обзор на 100 метров и более в обе стороны.

Разворот на перекрестках

В ПДД данному вопросу уделено буквально несколько предложений:

«При желании развернуться необходимо встать в крайнее левое положение. Если же габариты ТС не позволяют развернуться с крайней левой полосы, то можно отойти от данного требования, при условии, что все меры безопасности обеспечены».

Говоря простым языком, на легковой машине можно разворачиваться только с крайнего левого положения. При этом траектория движения должна быть такой, чтобы вы:

  • точно вписались в рамки перекрестка;
  • не выехали на встречную;
  • не пересекли двойную сплошную.

Если на перекрестке имеется разделительная полоса, то нужно выполнять разворот по дальней траектории. Если же нет такой полосы, разворот можно выполнять как по ближней, так и по дальней траектории. При этом необходимо пропустить весь транспорт, который .

Довольно просто выполнить разворот на Т-образных перекрестках. Тем не менее, обязательно правильно рассчитывайте траекторию и габариты своего авто, поскольку как выезд на встречку, так и движение задним ходом запрещены, и если вас заметит инспектор, то очень легко можно лишиться прав на полгода, а при повторном нарушении - на целый год. Поэтому, если есть какие-либо сомнения, объедьте лишних пару кварталов, чтобы не совершать опасных маневров.

Правила разворота вне перекрестка

В принципе, правила те же:

  • разворот с крайнего левого положения (или крайнего правого, если дорога узкая);
  • необходимо пропустить попутный и встречный транспорт;
  • заезжать можно на любую полосу, но лучше на крайнюю левую.

Также обязательно изучите дорожную обстановку и ситуацию: если видимость менее 100 метров, разворот нельзя совершать.

Не забывайте и о прилегающей территории справа - с нее совершать разворот намного проще, поскольку открывается полный обзор со всех сторон. Только сдавать на такую территорию нужно задним ходом, чтобы по потом не двигаться задом по главной.

Техника выполнения разворота

Саму технику разворота изучают еще на первых практических занятиях в автошколе, поэтому подробно описывать не будем, а перечислим основные моменты:

  • прежде всего, включите левый сигнал поворота;
  • остановившись, выжмите сцепление, перейдите на первую передачу, держите педаль тормоза нажатой;
  • убедившись, что встречный транспорт проехал, вращайте руль перехватом до упора влево;
  • на завершающем этапе выровняйте руль;
  • выключите поворотник и подстройтесь под скорость движения автомобилей на данной полосе.

Если же имеется прилегающая территория справа, то сдайте в нее с крайней правой полосы задним ходом, пропустите автомобили и выезжайте на нужную полосу, поворачивая руль влево.

Как видим, ничего сложного нет, но не нужно забывать о ПДД, чтобы не создать аварийную ситуацию на дороге.