Разрешается ли поворот с трамвайных путей. Можно ли разворачиваться на трамвайных путях? ДТП на трамвайной линии

Трамвай в системе дорожного движения – участник особый и особенный. Этот факт бесспорен, поэтому в городском цикле для движения рельсового транспортного средства до определенного исторического момента выделялась центральная часть дороги.

Это подтверждает особый статус трамвая, который ему придавали еще в советское время. Ведь «рельсовик» считался неким апогеем общественного транспорта. Думалось многим, что больше в сфере перевозки пассажиров уже ничего придумать будет невозможно.

Кто же мог в годы советских пятилеток предположить, что с «лихих девяностых» так начнет фартить Горьковскому автомобильному заводу и его «газельной» линейке?

Но трамвайное наследство советской эпохи в наших городах все еще дает о себе знать. Вот здесь и возникает серьезная проблема взаимоотношений рядового автолюбителя и трамвая.

Когда трамваю отдана середина дороги, «простой смертный» водила, поворачивая налево или двигаясь на разворот, вынужден пересекать трамвайные пути, расположенные посредине проезжей части дороги.

Одно замечание: именно посредине, ибо в некоторых более «поздних» трамвайных городах (то есть там, где трамвайное движение было организовано во второй половине XX века) такой проблемы не стоит. Или она не так остра.

Поворачивая направо или налево, мы вынужденно пересекаем такие «боковые» трамвайные пути. А вот что делать с теми, которые занимают центральную часть дороги?

Давайте разберемся. Тем более что много времени для этого не понадобится.

Как пересекать трамвайные пути при повороте налево и развороте

Основной вопрос не в том, можно ли нам – «сирым и убогим» – пересекать трамвайные пути. Конечно, можно. Двигаться же надо. Но вот какова при этом методика их пересечения? Здесь может быть только два способа:

1) с предварительным перестроением на трамвайные пути попутного направления и последующим поворотом налево (или разворотом);

2) , то есть поворот налево (или разворот) осуществляется прямо из «своей» полосы.

Как правильно выполнить поворот налево и разворот при наличии трамвайных путей попутного направления

На самом деле обозначенный нами «главный вопрос» решается элементарно, ибо содержат прямое указание на разрешение такой ситуации. Это пункт 8.5. Давайте его процитируем:

«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».

Если перевести с юридического на русский, то выглядит это так: при повороте налево и на разворот на трамвайные пути, расположенные слева, выезжать и можно (точнее – нужно!), и нельзя.

Опять дилемма? Ничего подобного. Правила однозначно трактуют ситуацию и регламентируют наши действия. Если трамвайные пути расположены:

  • во-первых, слева от нас;
  • во-вторых, в одной плоскости с нашей проезжей частью;
  • в-третьих, это трамвайные пути именно попутного направления;

то правильным вариантом поворота налево или разворота для нас будет предварительный выезд на трамвайные пути попутного направления (с последующим пересечением трамвайных путей встречного направления под углом 90 градусов) .

Естественно, что при этом мы не должны своими действиями создавать помех трамваю. Грубо говоря, подъезжая к месту поворота налево или разворота, мы должны будем пропустить попутный трамвай и только после этого перестроиться на его пути, чтобы впоследствии (пропустив встречный трамвай) благополучно завершить задуманный маневр. Надеюсь, не усложнили!

Это – наши действия в так называемом «чистом» виде. Но есть еще один вариант развития событий.

Не секрет, что ПДД предусматривают установку и разметки. Среди них есть большое и разнообразное семейство «братьев»-знаков (5.15.1 и 5.15.2) и одной «сестрички»-разметки (1.18).

И вот они-то как раз и вносят серьезные коррективы в наши действия.

При их наличии на проезжей части, водитель должен воздержаться от выезда на трамвайные пути попутного направления. Методика наших действий здесь предписана знаками и/или разметкой. Грубо говоря, что показывают знаки и разметка, то мы и выполняем — без выезда на трамвайные пути .

Интересно было бы задаться вопросом: «А почему?».

Когда знаков и разметки нет, водитель должен определять свое положение на проезжей части самостоятельно (в соответствии с пунктом 9.1 ПДД). Поэтому водителю в таких условиях и не возбраняется занимать крайне левое положение, даже если оно будет располагаться и на трамвайных путях.

При наличии же знаков и разметки количество полос уже оговорено, направления движения из них регламентированы. Поэтому водитель не может своими действиями нарушать уже установленный порядок движения.

Как выходит, все максимально просто и наглядно!

Вместо заключения

Вот, собственно, и все. Чтобы проще запомнить правильность действий в этой ситуацию, выведем универсальную формулу: поворачивая налево или на разворот, всегда предварительно выезжаем на трамвайные пути попутного направления (пропустив трамвай). А если есть знаки и разметка, то поворачиваем только по их стрелкам (как они и показывают).

Безаварийной вам езды, доброго гаишника и «зеленой улицы»!

P.S.: Мы не стали рассматривать мотивацию создателей Правил, когда они регламентировали наши действия в подобных дорожных ситуациях. Поверьте на слово: это сделано для обеспечения нашей максимальной безопасности!

Видео — поворот налево должен выполняться с трамвайных путей:

Однако если есть среди читателей пытливый ум, мегамозг, — пишите, мы рассмотрим и этот – очень простой – вопрос.

Видео — примеры правильного и неправильного поворота налево при наличии трамвайных путей попутного направления:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Движение по трамвайным путям часто вызывает вопросы у водителей. Если автовладелец имеет пробелы в знаниях правил дорожного движения, то может легко получить штраф, но гораздо хуже будет попасть в аварию или стать ее виновником. Обсудим, в каких случаях и как можно осуществлять на рельсах разворот и поворот налево.

Когда запрещено движение по трамвайным путям?

Существуют ситуации, когда водители имеют право ехать по рельсам. Это возможно, если пути располагаются слева от предполагаемой траектории движения безрельсовых транспортных средств и находятся вровень с проезжей частью, а также идут в попутном направлении. Ехать по попутным рельсам можно только тогда, когда полосы заняты.

Таким образом, можно выделить случаи, в которых движение по рельсам, предназначенным для трамваев, будет неправомерно:

  • Водителям не разрешено двигаться по путям, если они располагаются справа относительно проезжей части. Как ни странно, но во многих крупных городах такая ситуация встречается часто.
  • Если рельсы возвышаются над дорогой или располагаются ниже нее (например, на газоне), то они относятся к разделительной полосе, движение по которой недопустимо по ПДД.
  • Запрещается выезжать на рельсы, предназначенные для встречного направления. Такое действие приравнивается к выезду на встречку и грозит конфискацией прав.

Важно: следует понимать, что при желании выехать на рельсы надо обращать внимание не только на их направление, положение относительно дороги и уровень по отношению к ней, но и на наличие дорожных знаков и разметки. Некоторые знаки, а также сплошная, нанесенная вдоль путей, запрещают движение по ним.

Можно ли разворачиваться на трамвайных путях?

Необходимость развернуться с выездом на рельсы каждый день возникает у многих водителей. Но все ли понимают, как правильно выполнить такое действие? Конечно, незнание ПДД в области движения рельсовых транспортных средств от ответственности никого не освобождает. Статистика говорит, что лишь пятая часть автовладельцев хорошо осведомлена о последовательности выполнения разворота через трамвайные пути. При определенных обстоятельствах он разрешен. Случаи, в которых разворачиваться необходимо с выездом на рельсы, будут рассмотрены ниже.

Важно: любой маневр, осуществление которого будет производиться с использованием трамвайных путей, должен характеризоваться безопасностью. Поэтому автолюбителям надо быть внимательными – нельзя создавать помехи другим участникам дорожного движения. Убедитесь, что трамвая нет в зоне видимости.

Поворот с трамвайных путей

Иногда поворот с трамвайных путей не просто допускается, но и считается единственным правомерным действием для водителя. Бывают и другие варианты, которые предполагают игнорирование наличия рельс при выполнении маневра. Рассмотрим разные ситуации и определимся с порядком действий, который нужно знать автолюбителям.

Поворот налево с трамвайных путей

Конечно, главный вопрос даже не в том – законно ли выезжать на трамвайные пути? Безусловно, да, ехать же нужно. Существенной здесь будет методика выполнения поворота. Логично, что осуществить маневр можно, выбирая один из двух способов.

Первый способ

Перестроиться на пути, предназначенные для трамваев, идущих в попутном направлении, убедиться в отсутствии помех. Затем выполнить поворот налево с трамвайных путей, причем рельсы встречной полосы следует пересекать под прямым углом к проезжей части. Рассмотрим Рисунок 1.

Водитель должен повернуть по зеленой стрелке, так как нет ни знаков, ни разметки, указывающих на другой порядок действий. В ПДД (пункт 8.5) сказано, что поворот налево должен осуществляться из крайнего левого положения, а в данном случае это будут попутные трамвайные пути.

Второй способ

В том же пункте 8.5 ПДД говорится, что поворачивать с рельс нельзя, если установлены определенные знаки или есть специальная дорожная разметка, не допускающие маневр (Рисунок 2).


Когда знаками или разметкой предписано двигаться по полосам, поворот налево с трамвайных путей попутного направления категорически запрещен. Обратимся к Рисунку 3.


Мы видим знак, информирующий водителей о необходимости движения по полосам, следовательно, повернуть налево можно только из левой полосы, то есть по зеленой траектории, перестроение на рельсы перед маневром недопустимо.

Важно: поворачивая налево, следите, чтобы автомобиль двигался перпендикулярно встречным трамвайным путям. Иначе сотрудники ГИБДД имеют право расценить такой маневр как выезд на встречку.

Поворот направо с трамвайных путей

Традиционно рельсы находятся посередине проезжей части, а при повороте направо по ПДД автомобиль должен занять крайнее положение в правой полосе. Таким образом, водители, поворачивая направо, никак не могут и не должны оказаться на рельсах. Тем более в ПДД сказано, что движение по рельсам, находящимся справа от проезжей части, не допускается.

Конечно, многих интересует вопрос – почему пути для трамваев сооружаются именно по центру дороги. На самом деле это сделано для обеспечения безопасности как машин, так и пешеходов. Представим ситуацию, когда трамваи двигались бы сбоку дорожного полотна. Тогда они стыковались бы с множеством выездов из дворовых территорий, а вероятность внезапного появления пешехода была бы крайне высока. Движение по центру позволяет водителю рельсового транспортного средства трезво оценивать обстановку и минимизировать риск возникновения ДТП.

Разворот на трамвайных путях

Если в вашем городе есть трамваи, значит, необходимость развернуться через трамвайные пути рано или поздно возникнет. Ранее была рассмотрена последовательность действий, которой нужно придерживаться, поворачивая налево. Любой автовладелец понимает, что в большинстве ситуаций правила осуществления разворота аналогичны. И помните о том, что ехать через рельсы надо под углом 90 градусов.

Разворачиваться можно как на перекрестке, так и вне его границ. Поговорим об этих двух ситуациях.

Разворот на трамвайных путях вне перекрестка

Как правило, водителей пугает такая перспектива, хотя никаких трудностей не будет, если помнить ПДД. Если вам нужно выполнить разворот на трамвайных путях вне перекрестка, то внимательно смотрите на имеющиеся знаки. Когда их нет, как нет и запрещающей дорожной разметки, следует осуществить перестроение на попутные рельсы и развернуться. Наличие знаков, указывающих на движение по полосам, или подобной разметки оставляет автолюбителям только одну законную возможность – осуществить разворот, предварительно заняв крайнее левое положение в соответствующей полосе.

Разворот на трамвайных путях на перекрестке

Выполняется аналогично повороту налево. Трамвай обычно имеет преимущество перед безрельсовыми ТС, исключение – перекресток неравнозначных дорог, причем трамвай должен ехать по второстепенной дороге. Поэтому, если вы приближаетесь к перекрестку по главной дороге, а трамвай по второстепенной (по ходу его движения установлен знак «Уступите дорогу»), то приоритет будет у вас. То есть в таком случае пропускать трамвай не надо, можно разворачиваться. В остальных ситуациях рельсовое ТС необходимо пропустить.

Штрафы за нарушения правил проезда и разворота на трамвайных путях

Наказания за пренебрежение ПДД в области рассмотренных маневров выглядят следующим образом:

  • Игнорирование дорожной разметки или знаков грозит денежным взысканием в 1000-1500 рублей.
  • Если автовладелец при выполнении маневра не убедился в отсутствии попутного трамвая в зоне видимости и создал ему помеху, то он рискует расстаться с 500 рублями. Если вы не пропустите трамвай, имеющий преимущество, на перекрестке, то штраф составит 1000 рублей.
  • Если водитель едет по рельсам, относящимся ко встречному направлению, это серьезное правонарушение, за ним может последовать конфискация прав или штраф в размере 5000 рублей. При смягчающих обстоятельствах, например, если пришлось выехать на встречную полосу, так как на дороге обнаружилось препятствие, штрафные санкции составят 1000-1500 рублей.

Важно: помните, что лишение прав может произойти только по решению суда. Если вы, например, выехали на встречные трамвайные пути, что было зафиксировано сотрудником ГИБДД, в большинстве случаев вас ждет конфискация прав. Но иногда вождение машины для человека не просто хобби, а работа. Тогда лучше всего обратиться за консультацией к , возможно, он поможет вам сохранить водительское удостоверение.

В большинстве случаев рельсовые транспортные средства имеют приоритет перед автомобилями, но даже когда трамвай едет не по правилам – лучше его пропустить, потому что иначе последствия могут стать для вас очень неприятными. Автолюбителям следует помнить – масса трамвая в десятки раз больше, чем машины. А сцепление металлических колес и рельсов гораздо хуже, чем асфальта и шин авто. Поэтому не стоит выезжать на дороги с трамвайными путями, не зная правил дорожного движения.

В представленной публикации из цикла « Правила проезда перекрестков» предлагается ознакомиться с ПДД, имеющие отношение к пересечению перекрестков, на которых находятся трамвайные пути. В предыдущих статьях цикла говорилось о том, что трамвайные пути могут быть размещены на перекрестках совершенно произвольного типа: контролируемые светофором или регулировщиком, неуправляемые равнозначные, неконтролируемые с основной дорогой. В настоящей статье будет рассказываться о нормах проезда любого из перечисленных перекрестков с трамвайными путями. Одновременно стоит заметить, что при анализе перекрестков в данной публикации считается, что трамвай на них может осуществить какое угодно действие – повороты в левую и правую сторону, передвигаться по прямой. Совершает он их при перемещении с произвольного направления, другими словами трамвайные пути дают возможность это проделать. Если в действительности встречается перекресток, на котором рельсовые пути совмещают не все направления, то требования к проезду по нему всего лишь станут проще.

Как занять правильное местоположение на дороге перед перекрестком?

Во второй половине этого цикла публикаций рассказывалось о том, как занять верное месторасположение на автомагистрали при приближении к произвольному перекрестку. Для перекрестков с путями для передвижения трамвая главные правила такого действия остаются. Но имеются незначительные особенности. Если в середине автомобильной дороги, по которой автомобиль приближается к перекрестку, находятся трамвайные пути, притом на одинаковой высоте с проезжей частью, то в определенных случаях водитель имеет право заехать на пути, а в отдельных приходится на них заезжать. В такой ситуации необходимо проанализировать пункты 8.5 и 9.6 ПДД.

В пункте 8.5 говорится о том, что перед тем как повернуть в правую или левую сторону или развернуться водитель должен заранее занять соответственную крайнюю позицию на дороге, рассчитанной для передвижения в заданном направлении. Исключаются ситуации, когда выполняется поворот при въезде на перекресток, где задано круговое перемещение. Присутствие с левой стороны трамвайных путей сопутствующего направления, размещенных на одинаковой высоте с дорогой, разрешает поворачивать в левую сторону и разворачиваться с них, если знаками 5.15.1 и 5.15.2 или маркировкой 1.18 не требует другой режим передвижения. В то же самое время не следует образовывать преграду для трамвая.

Пунктом 9.6 допускается передвижение по трамвайным путям сопутствующего направления, находящихся с левой стороны на одинаковом уровне с проезжей частью, когда загружены все полосы заданного направления, равно как при попытке объехать помеху или развернуться, обгоне, повороте в левую сторону, принимая во внимание пункт 8.5 ПДД. В то же самое время не следует образовывать преграду для трамвая. Съезжать на трамвайные пути противоположного направления не полагается. Когда перед перекрестком стоят знаки 5.15.1 или 5.15.2, перемещение по трамвайным путям через перекресток запрещено.

Поворот в левую сторону или разворот при наличии трамвайных путей.

Когда в середине автомобильной трассы, на одинаковом уровне с ней находятся трамвайные пути, то нужно непременно совершать поворот в левую сторону и разворачиваться прямо с трамвайных путей сопутствующего направления. В единственном случае это осуществлять запрещено. Это присутствие знаков 5.15.1 или 5.15.2. Если хоть один из таких знаков имеется, по крайней мере, на одной полосе при приближении к перекрестку, то заезжать на трамвайные пути сопутствующего направления запрещено. Иначе придется осуществить поворот в левую сторону или развернуться с трамвайных путей. Если в представленных условиях совершить поворот в левую сторону не с трамвайных путей, а из левой полосы, то это считается несоблюдением ПДД.

Движение прямо при наличии трамвайных путей.

При существовании с левой стороны на одинаковом уровне с автомагистралью трамвайных путей сопутствующего направления разрешается применить их для перемещения по прямой. Совершать это можно исключительно тогда, когда все другие полосы заняты. Также перед перекрестком не должны присутствовать знаки 5.15.1 и 5.15.2. То есть можно подвести следующий итог. Если водитель торопится и ему необходимо как можно быстрее миновать перекресток, перед которым сформировалась пробка, то он может спокойно использовать в своих интересах трамвайные пути сопутствующего направления. Это не считается нарушением ПДД, при соблюдении вышеописанных условий. Этот прием не имеет популярности, но тем не менее им стоит воспользоваться.

Поворот в правую сторону при наличии трамвайных путей.

Поворот в правую сторону нельзя воспроизводить с трамвайных путей сопутствующего направления. Для его осуществления требуется переехать в крайнюю правую позицию на автомобильной дороге.

Как определить тип перекрестка?

Чтобы установить является определенный перекресток таким, на котором функционируют требования проезда по перекрестку с трамвайными путями, следует выполнить одно несложное действие. Необходимо посмотреть, приближается ли в данный момент к перекрестку, по крайней мере, с одной стороны трамвай. Если трамвай на перекрестке присутствует, то требуется воспользоваться для пересечения перекрестка советами представленной статьи. Когда его там нет, перекресток пересекают в обычном порядке.

Трамвайные пути на перекрестке, который контролируется регулировщиком.

Требования пересечения этой разновидности перекрестка без трамвайных путей изложены в публикации «Правила проезда перекрестков. Часть 4. Регулируемый перекресток. Сигналы регулировщика». В частности в данной статье говорилось о том, каким способом и в каком режиме могут разойтись машины. По этой причине не стоит повторять. Но надо отметить то обстоятельство, что когда на перекрестке возникли трамвайные пути, они никаким способом не могут воздействовать на преимущество автомобильного транспорта на данном перекрестке. Это значит, что за неимением трамваев машины пересекают перекресток в точности так, как и при полном отсутствии путей для него.

Когда к перекрестку с одной или нескольких сторон направляются трамваи, в определенных ситуациях следует уступить им дорогу. Двухсторонние отношения владельцев машин и водителей трамваев на контролируемых перекрестках упорядочиваются пунктом 13.6 ПДД. В представленном пункте говорится о том, что трамвай получает привилегии независимо от траектории его перемещения, когда команда светофора или регулировщика допускают в одно время передвижение трамваю и транспортным средствам, не нуждающимся в рельсах. Но при передвижении в направлении стрелки, горящей в вспомогательной ячейке одновременно с желтым или красным сигналом светофора, трамвай обязан предоставить дорогу автомобильному транспорту, которые приближаются с иных маршрутов.

Какие могут возникнуть ситуации, в которых возможно пересечение маршрута перемещения трамвая и машины при отвечающих требованиям знаках регулировщика? Ниже будут проанализированы обстоятельства, в которых необходимо освобождать проезжую часть для трамвая.

1. Машина и трамвай прибыли к перекрестку с одной стороны. Трамвайные пути находятся с правой стороны от автомобильной дороги, трамвай движется прямо, а водитель автомобиля хочет совершить поворот в правую сторону. Регулировщик стоит к машине боком и руки его протянуты в разных направлениях.
2. Машина и трамвай прибыли к перекрестку с одной стороны. Трамвайные пути находятся с левой стороны от проезжей части, трамвай движется в левую сторону, а водитель автомобиля хочет осуществить поворот в левую сторону. Регулировщик располагается к машине левым боком и протягивает правую руку вперед.
3. Машина и трамвай прибыли к перекрестку с одной стороны. Трамвайные пути находятся посередине автомобильной дороги, трамвай движется налево, а водитель автомобиля хочет повернуть в левую сторону или развернуться. Регулировщик стоит к машине левым боком и вытягивает правую руку вперед.
4. Машина и трамвай прибыли к перекрестку с одной стороны. Трамвайные пути находятся с правой стороны от дороги, трамвай двигается налево, водитель автомобиля хочет продолжить перемещение в произвольном направлении. Регулировщик стоит к машине левым боком и вытягивает правую руку вперед.

Существует еще ряд ситуаций, в которых необходимо уступать дорогу трамваю на перекрестке, контролируемом регулировщиком. Но рассказать о всех невозможно по причине различного расположения трамвайных путей относительно проезжей части, разных направлений до и после пересечения перекрестка автомобилем или трамваем, разнообразные жесты регулировщика.

Универсальный итог по пересечению перекрестков с трамвайными путями, контролируемых регулировщиком: если на данном перекрестке маршрут автомобиля пересекается с направлением передвижения трамвая, то надо освободить дорогу трамваю, потому что у него приоритет. Даже если трамвай заезжает на перекресток, не соблюдая правила дорожного движения, лучше уступить ему дорогу.

Отправь себе в социальную сеть, пригодится!

Движение по трамвайным путям регулирует пункт 9.6 правил дорожного движения:

Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Соответственно, когда заняты все полосы в попутном направлении, разрешено выезжать на трамвайные пути, расположенные слева, и находящиеся на одном уровне с дорогой.

Создавать помех трамваю;

Выезжать на пути встречного направления (лишение прав).

В некоторых случаях вдоль трамвайных путей нанесена сплошная линия . Данная ситуация вызывает много спорных моментов. С одной стороны, движение по трамвайным путям попутного направления разрешено, а с другой стороны разметку 1.1 пересекать нельзя. На сегодняшний день официальный ответ руководства ГИБДД – разметка обозначает край проезжей части. За пересечение данной линии могут вручить штраф за «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» - 500 рублей (2015 г.)

В Екатеринбурге на местном телевидении один сотрудник ГИБДД даже пошутил на данную тему, сказав, что сплошная линия обозначает лишь габариты трамвая. Шутку не оценили, а видео разлетелось по интернету.



Бордюр, по сути, заменяет линию разметки и отделяет трамвайные пути от проезжей части. В данном случае работают те же правила, что и в предыдущем пункте.

Сами по себе трамвайные пути двойной сплошной не являются. Однако, между путей иногда рисуют дополнительно данную разметку.

Разворот на трамвайных путях.

Разворот через трамвайные пути разрешен, если: a) не было совершено выезда на пути встречного направления;
b) отсутствует двойная сплошная между путей;
c) отсутствует знак 4.1.1 "Движение прямо";
d) не создано помех трамваю.

Поворот налево с трамвайных путей на перекрестке. Левый поворот на перекрестке, имеющем трамвайные пути с левой стороны должен выполняться с данных путей, если нет знака 5.15.1 «Направления движения по полосам». При этом так же не должно создаваться помех трамваю.

Поворот налево с трамвайных путей и дополнительная секция светофора В данном случае поворот совершается точно так же, как и при обычном светофоре (предыдущий пункт)

Понравилось? Расскажите друзьям!

Трамвай является полноправным участником дорожного движения, наряду с автомобилями, но его конструктивные особенности предусматривают установку специальных рельсов – трамвайных путей.

Рельсы трамвая могут располагаться непосредственно на проезжей части, разграничивая полосы встречного движения, или примыкать к дороге либо отделяются от дорожного полотна газоном и тротуарами.

Поскольку рельсы трамвая, как правило, становятся частью дороги и тянутся непрерывной линией от одного конечного пункта до другого, автолюбители вынуждены выезжать на трамвайные пути во время совершения различных маневров. Один из таких маневров – разворот на трамвайных путях.

Особенности движения по трамвайным путям

Согласно Правилам дорожного движения, автолюбитель может задействовать трамвайные пути для достижения собственных целей только если рельсы расположены по левой стороне дороги, в попутном с автомобилем направлении. Обязательное условие – пути рельсового транспорта обязательно должны быть вровень с проезжей частью основной дороги.

ПРМЕЧНИЕ: Если трамвайные пути возвышаются над автомобильной дорогой либо находятся значительно ниже ее уровня, то такое положение приравнивает рельсы к разделительной полосе. Кроме вероятности повредить детали машины, поворот либо разворот через подобную конструкцию может привести к лишению прав или денежному штрафу.

Также запрещено движение по трамвайным путям, если рельсы трамвая расположены по правую сторону от направления движения автомобиля, поскольку ­ в этом случае машина будет находиться на встречных трамвайных путях, а это серьезное нарушение ПДД, карающееся изъятием водительского удостоверения.

Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:

  • действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
  • рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
  • можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
  • если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).

ПРИМЕЧАНИЕ: Движение по путям рельсового общественного транспорта возможно только для опережения, но не обгона попутного потока автомобилей, поскольку обгон предусматривает выезд на встречную полосу.

На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.

Поворот налево

В соответствии с п. 8.5 ПДД, перед тем как совершить поворот налево либо разворот, водитель обязан занять крайнюю левую полосу заблаговременно, а при наличии слева рельсовых путей попутного направления – начать маневр именно с них. Естественно, рельсы не должны быть значительно выше и ниже автодороги. В противном случае они выполняют функцию разделительной полосы. Также не должно быть знаков 5.15.1. и 5.15.2.

Из этого правила следует, что если водитель начнет разворот либо поворот налево не с трамвайных путей, при отсутствии предусмотренных законодательством причин, – это будет безусловным нарушением ПДД.

Разворот

Правила не содержат определения термина «разворот». В практическом вождении разворотом называется процесс перемещения транспортного средства на противоположную от изначальной полосу движения: автомобилист сначала едет в одну сторону, потом разворачивается и направляется в другую.

Правила разворота на рельсах общественного транспорта идентичны правилам, установленным для поворота налево:

  • Следует занять крайнюю левую полосу (трамвайные рельсы в данном случае), убедившись, что подобный маневр не противоречит Правилам дорожного движения: нет регламентирующих направление движения знаков, дорожная разметка не запрещает поворот и разворот, рельсовое полотно на одном уровне с дорогой.
  • Убедиться в безопасности маневра: свободной должна быть полоса не только попутного, но и встречного трамвая. Если рельсовый транспорт находится в непосредственной близости, выполнение маневра лучше отложить и пропустить трамвай. Также нужно обратить внимание на расстояние от движущегося по встречной полосе проезжей части автомобиля до места планируемого разворота.

ПРИМЕЧАНИЕ: И поворот налево, и разворот через трамвайные пути подразумевают пересечение рельсов встречного направления исключительно прямо, т. е. перпендикулярно к автодороге. В случае когда водитель, заканчивая маневр, некоторое время едет по встречным трамвайным путям, инспектора ДПС вправе изъять водительское удостоверение.

Поворот направо

Поворот направо с трамвайных путей запрещен (инкриминируется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения). Только с крайней правой полосы автомобильной дороги.

Разворот на перекрестке

Для того чтобы поменять направление движения на перекрестке, следует руководствоваться общими правилами для поворота налево и разворота. Единственное различие в алгоритме маневров – наличие светофоров либо работа регулировщика, разделяющего потоки транспорта.

На основании пункта 13.6 Правил дорожного движения, если секция светофора горит зеленым цветом или регулировщик выстроил комбинацию, разрешающую движение всем транспортным средствам, включая трамваи, то безрельсовый транспорт будет иметь преимущество движения перед автомобилями. Соответственно, перед тем, как совершить поворот и разворот, водитель машины обязан пропустить трамвай.

Если светофор оснащен дополнительной секцией, разрешающей повороты, когда основной сигнал красный либо желтый, то в этом случае вагоновожатый должен пропустить колесный транспорт, независимо от направления его движения.

На видео о правилах разворота на трамвайных путях.

Штрафы за нарушения правил проезда и разворота на трамвайных путях

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, равно как и преднамеренное нарушение правил. С развитием в геометрической прогрессии системы фото- и видеофиксации нарушений, сослаться на предвзятость сотрудников правоохранительных органов уже не получится. А с принятием последних поправок, размер штрафов определен довольно внушительными суммами:

  1. Создание помех движению общественного рельсового транспорта наказывается штрафом в 500 рублей.
  2. За выезд на встречные трамвайные пути, за исключением объезда препятствия, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей. Также возможно лишение водительских прав от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении ­ удостоверение изымут на 1 год. Если выезд на встречку был зафиксирован автоматическими дорожными регистраторами, то лишение прав не применяется.
  3. Выезд на встречные трамвайные пути с целью объезда препятствия – штраф от 1000 до 1500 рублей.
  4. Нарушение правил дорожной разметки при повороте и развороте – от 1000 до 1500 рублей.

Изучение всех нюансов движения и совершения маневров на трамвайных путях поможет не только избежать финансовых потерь: в некоторых случаях теоретические знания, задействованные на практике, могут значительно сократить время пребывания в автомобильной пробке.