Знаки на дорожном полотне и их значение. Дорожная разметка красного цвета

Горизонтальная дорожная разметка – это линии и знаки, имеющие строго определенную форму и размеры, нанесенные на дорожное полотно.

Разметка не только регулирует движение автомобилей и пешеход, но и повышает безопасность дорожного движения, особенно в темное время суток, когда яркая белая полоса позволяет видеть границы проезжей части, разделительную полосу встречного движения.

Разметка отличается по цветам. Белая и желтая – постоянные, оранжевая – временная. Как и в случае со знаками, временная разметка имеет повышенный приоритет над постоянной.

Следует помнить: дорожные знаки имеют приоритет над разметкой. Если они противоречат друг другу – руководствоваться необходимо указаниями знаков.

Осевая линия (1.1)

Сплошная линия разметки, разделяющая проезжую часть между встречными потоками. Другое название – осевая линия. Если на дороге 2 полосы, она будет проходить строго посередине. Пересекать осевую линию запрещено.

Этой же линией разделяют полосы движения, чтобы водители видели их границы. Пересекать запрещено.

Также сплошной линией определяют границы стояночных мест.

Краевая линия (1.2)

Краевая линия, в отличие о осевой, обозначает обочину дороги. Правила запрещают пересекать краевую линию разметки, поскольку за ней начинается обочина, по которой ходят пешеходы. Но эти же самые правила не запрещают ее пересекать для остановки или стоянки в местах, где это не запрещено.

Запомнить не сложно: если просто едем, для объезда препятствий – запрещено, если хотим остановиться – можно.

Двойная сплошная (1.3)

Используется для визуального разделения дороги, имеющей по две и более полос движения в каждом направлении. По сути своей, является сдвоенной осевой. Также строго запрещается ее пересечение.

Желтая сплошная (1.4)

Наносится на край проезжей части или бордюр. Используется как самостоятельно, так и со знаком 3.27 , запрещая остановку.

Прерывистая, с длиной штриха в 3 раза короче промежутков (1.5)

На двухполосной дороге разделяет встречные потоки в тех местах, где не запрещен обгон. На дорогах с 4 и более полосами может разделять попутные полосы. Прерывистую линию разметки разрешается пересекать с любой стороны.

Линия приближения, со штрихами в 3 раза длиннее промежутков (1.6)

Предупреждает водителя о том, что он приближается к сплошной линии разметки, разделяющей встречные или попутные направления. Встречается в момент приближения к большим перекресткам, а также на дорогах, имеющих по одной полосе в каждую сторону: на подъемах, перед опасными поворотами и в иных местах, где видимость дороги снижена.

Прерывистая, с короткими штрихами и равными промежутками между ними (1.7)

Специальная разметка для перекрестков, призванная визуально разделить траекторию левого поворота. Наносится в тех случаях, когда поворачивать налево можно сразу с нескольких полос. Служит ориентиром для водителей, а поскольку является прерывистой, то не запрещает движение прямо, или разворот, как в примере на картинке.

В 2015 году разметку стали использовать и для обозначения парковочных зон.

Широкая прерывистая (1.8)

Подобной разметкой обозначают начало полос торможения и разгона. Чтобы не создавать аварийных ситуаций, водитель обязан сначала перестроиться в полосу торможения, при этом не снижая скорость, а уже после этого начинать притормаживать.

Двойная прерывистая (1.9)

Применяется на дорогах, которые оборудованы полосами реверсивного движения, когда одна или несколько полос могут работать в разных направлениях, в зависимости от загруженности и времени суток. Используется совместно со знаком 5.8 (реверсивное движение) и соответствующим типом светофора.

В случае, если в направлении движения горит разрешающий сигнал (зеленая стрелка), водитель имеет право пересечь двойную прерывистую линию разметки, и продолжить движение по ней. Если сигнал запрещающий, либо вовсе отсутствует (светофор выключен или неисправен), водитель обязан считать эту разметку двойной сплошной. Исключение составляет ситуация, когда реверсивных полос две, а двойная прерывистая проходит по центру, как на рисунке.

В этой ситуации, при неработающих светофорах, дорога используется как многополосная, а разметка приравнивается к 1.3

Желтая прерывистая (1.10)

Размечают край проезжей части или бордюр в тех местах, где запрещается стоянка транспортных средств. Используется со знаком 3.28 (стоянка запрещена) , либо самостоятельно.

Сплошная с одной и прерывистая с другой (1.11)

Комбинированная линия разметки, когда с одной стороны нарисована сплошная, а с другой прерывистая, позволяет пересекать такую линию только со стороны прерывистой.

  1. Разделяет встречные транспортные потоки;
  2. Потоки попутного направления, когда перестроение разрешается только с одной полосы;
  3. Размечаются места въезда и выезда на заправки, парковки и т. д., где движение осуществляется только в одном направлении.

Наиболее частое применение нашла на дорогах, имеющих по одной полосе в каждом направлении. Здесь такая разметка будет периодически меняться, разрешая то встречному то попутному потоку пересекать ее, совершая обгоны. Не будь такой разметки, и одно тихоходное транспортное средство, например трактор, соберет за собой вереницу автомобилей, вынужденных ехать медленно следом, чтобы не нарушить правил.

Пресекать эту разметку со стороны сплошной линии можно только в одном случае – когда транспортное средство завершает обгон (для возврата на свою полосу).

Стоп-линия (1.12)

Поперечная линия разметки, в виде толстой белой линии. Наносится перед перекрестками и железнодорожными переездами.

Остановка перед стоп-линией обязательна если:

  • присутствует знак 2.5 (проезд без остановки запрещен);
  • горит запрещающий сигнал светофора;
  • сигнал регулировщика запрещает движение в заданном направлении.

Линия из треугольников (1.13)

Тоже своего рода стоп-линия, но остановка у ней не является обязательной. Дополняет собой знак 2.4 (уступите дорогу) , а предшествовать ей будет разметка 1.20. Если при пересечении перекрестка нужно уступить дорогу транспорту, движущемуся в других направлениях, остановиться необходимо именно перед этой разметкой.

Зебра (1.14.1, 1.14.2)

Когда ширина дороги не превышает 6 метров, наносится разметка 1.14.1, в простонародье «зебра». При большей ширине проезжей части рисуют 1.14.2, на которой дополнительно могут указать направление движения пешеходов.

Еще «зебра» может быть нанесена по диагонали, тогда пешеходы могут пересекать перекресток в любых направлениях.

Пересечение с велосипедной дорожкой (1.15)

В местах пересечения проезжей части с велосипедной дорожкой, наносится поперечная разметка из квадратов. Предшествовать разметке будет знак 1.24 (пересечение с велодорожкой) .

Направляющие островки (1.16.1, 1.16.2, 1.16.3)

Этот тип разметки призван разделить попутные и встречные потоки. Направление линий внутри островков определяет их тип, граница обозначается сплошной линией, что говорит о запрете въезда в них.


  • 1.16.1 разделяет встречные транспортные потоки.
  • 1.16.2 в местах разделения попутных потоков.
  • 1.16.3 в местах их слияния.

Остановка маршрутного транспорта и стоянка такси (1.17)

Из названия следует, что подобным образом размечаются остановки автобусов и троллейбусов, а также стоянки легковых автомобилей такси.

Направление движения по полосам (1.18)

Разметка может дублировать знаки 5.15.1 , 5.15.2, или наноситься самостоятельно. В этом случает она должна быть продублирована минимум 3 раза до того, как водитель подъедет к перекрестку.

В целом, значение стрелок легко читаемо и понятно. Отдельно стоит упомянуть обозначение тупичка на стрелках. Он сообщает о запрете левого поворота на ближайшую проезжую часть.

Сужение проезжей части (1.19)

Стрелка с плавным изгибом информирует водителя о приближении к участку сужения проезжей части. Это означает что необходимо перестроиться на соседнюю полосу, в направлении указанном на стрелке. Водителя дополнительно предупредят знаками 1.20.2, 1.20.3 , и 5.15.5, 5.15.6.

Еще один вариант применения – оповещение о линии приближения. Наносится на встречную полосу движения, тем самым сообщая водителю, что необходимо вернуться в свою полосу, скоро начнется сплошная линия разметки.

Приближение к линии из треугольников (1.20)

Разметка предупредит о том, что вы приближаетесь к перекрестку с линией 1.13 и знаком 2.4.

Приближение к стоп-линии (1.21)

Русское слово «стоп» на дороге означает одно – впереди будет стоп-линия со знаком 2.5, обязывающие водителя остановиться перед тем как продолжить движение дальше.

Номер дороги (1.22)

Указывает номер дороги или маршрута, а в том случае, если скоро эта дорога изменит направление, ее дополнят стрелкой 1.18.

Полоса для маршрутных транспортных средств (1.23.1)

Специально выделенная полоса, по которой могут двигаться только маршрутные транспортные средства.

Пешеходная дорожка (1.23.2)

Рисунок в виде пешехода наносится вдоль пешеходной дорожки, или определяет пешеходную сторону на велопешеходной дорожке.

Велосипедная дорожка (1.23.3)

Наносится вдоль велосипедной дорожки, или определяет сторону для движения велосипедистов на смешанной дорожке.

Дублирование предупреждающих знаков (1.24.1)

Дублирующая разметка, в точности повторяющая дорожные знаки. Применяется совместно с последними.

Дублирование запрещающих знаков (1.24.2)

На дороге может встречаться и разметка, повторяющая запрещающие дорожные знаки, например ограничение скорости (3.24) . При этом на многополосной дороге разметка будет продублирована на каждой полосе.

Дублирование знака «инвалид» (1.24.3)

Разметка, дублирующая табличку 8.17 (инвалид) , наносится непосредственно на стояночные места, предназначенные для инвалидов 1 и 2 групп, а также перевозящих их транспортных средств.

Фотовидеофиксация (1.24.4)

Данный вид разметки предупреждает водителя о том, что на участке дорог происходит фиксация правонарушений, с использованием фото и видео оборудования. Может применяться самостоятельно, без установки соответствующего знака.

Искусственная неровность (1.25)

Одним из эффективнейших средств принудительного снижения скорости является искусственная неровность, или «лежачий полицейский». Шашечная поперечная разметка, которая наносится либо на саму неровность, либо сразу перед ней и после.

О появлении «полицейского» предупредит знак 1.17 (искусственная неровность).

Видео

ОПИСАНИЕ И КОММЕНТАРИИ.

Приложение 1

Российской Федерации

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

(по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004)

Дорожный знак - техническое средство безопасности дорожного движения, стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения.

Постоянные дорожные знаки устанавливают с правой стороны дороги, в некоторых случаях их вывешивают на специальной растяжке над проезжей частью, а также знаки могут быть установлены и с левой стороны дороги (проезжей части).

Некоторые знаки, несущие важную информацию, могут быть продублированы.

Дорожные знаки могут быть постоянными и временными.

Желтый фон на знаках 1.8, 1.15, 1.16, 1.18 — 1.21, 1.33, 2.6, 3.11 — 3.16, 3.18.1 — 3.25 , установленных в местах производства дорожных работ, означает, что эти знаки являются временными.

В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.

Предупреждающие знаки. Имеют треугольную форму. Фон - белый, рисунки - чёрные. Красная окантовка. Предупреждают участников дорожного движения об опасностях, информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
предупреждающие знаки устанавливаются вне населенных пунктов за 150 - 300 м., а в населенных пунктах за 50 - 100 м.

Предупреждающие знаки 1.1, 1.2, 1.5 — 1.33 вне населенных пунктов устанавливаются на расстоянии 150 — 300 м, в населенных пунктах — на расстоянии 50 — 100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке 8.1.1 «Расстояние до объекта».

Знаки приоритета (знаки преимущественного права проезда) устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
Основные знаки приоритета («Главная дорога», «Уступите дорогу» и «Движение без остановки запрещено») имеют особые формы и цвет.
Это сделано для того, чтобы в любое время года каждый из них в любом состоянии можно было узнать по форме.
Устанавливаются непосредственно перед перекрёстком или узким участком дороги.

Запрещающие и ограничивающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.
Все знаки этой группы имеют круглую форму и большинство – красную кайму. Запрещающие знаки с красной каймой вводят ограничения, с чёрной – отменяют. Они чаще всего устанавливаются непосредственно перед участками дорог, на которых вводится соответствующее ограничение, или же в местах снятия ограничений.
В некоторых случаях для заблаговременного предупреждения участников движения о вводимом ограничении запрещающие знаки могут устанавливать заблаговременно с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта».

Предписывающие знаки устанавливаются в непосредственной близости от места, где вступает в силу предписание и могут повторяться. Почти все знаки этой группы круглой формы, с голубым фоном и белыми символами.

Они предписывают водителю определённые направления движения, минимально допустимую скорость движения, разрешают дальнейшее движение только определённым видам транспорта, а также указывают пути движения велосипедистам и пешеходам.

Знаки особых предписаний вводят или отменяют определённые режимы движения.

Предназначены для оповещения водителей и других участников движения об особенностях дорожной обстановки, наименованиях населенных пунктов, порядке их проезда и установлении режимов движения на отдельных участках дорог.


Информационные знаки информируют о расположении населённых пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.

Знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов.
Знаки сервиса устанавливаются непосредственно у объектов, у мест поворота к ним, если они расположены в стороне от дороги. В последнем случае на знаке указывается направление движения к объекту и расстояние до него.
На дорогах вне населённых пунктов знаки сервиса размещаются предварительно за 60 – 80, 15 – 20 км и 400 – 800 м от обозначаемого объекта, в этом случае на знаках указывается расстояние до объекта. На дорогах в населённых пунктах знаки сервиса устанавливаются предварительно за 100 – 150 м от обозначаемого объекта и на ближайших к нему местах поворота (перекрёстках).

Знаки дополнительной информации (таблички) уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены.
Являются дополнением к знакам всех категорий.
Отдельно не используются.
Уточняют действия основных знаков по времени (например, только по будним дням) или распространяя их только на определённые категории транспортных средств (например, только для грузовиков), или предоставляют другую дополнительную информацию.
Форма - прямоугольная, цвет фона - белый, цвет рисунка - чёрный, окантовка - чёрная.

Приложение 2
к Правилам дорожного движения
Российской Федерации

ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.

Продольные линии белого цвета.

Первое, что потребовалось организаторам дорожного движения – это поделить проезжую часть между встречными потоками транспорта. Самое простое решение – это провести сплошную продольную линию разметки строго посередине проезжей части. Такую разметку ещё называют «осевой линией».

Если дорога двухполосная, то «сплошная осевая», как и было сказано пройдёт строго посередине проезжей части.

Если ширины проезжей части достаточно для трёх полос движения, тогда «продольную сплошную» нанесут так, чтобы в одном из направлений было две полосы движения, а во встречном – одна.

Эту линию разметки Правила посчитали изначальной и присвоили ей порядковый номер 1. Точнее 1.1 (нумерация горизонтальных разметок начинается с цифры «1», нумерация вертикальных разметок начинается с цифры «2»).

Итак, если осевая разметка 1.1 на дороге нанесена и пересекать её запрещено, то водители встречных направлений получили чёткий ориентир – где чья половина проезжей части.

Но одного этого для надлежащей безопасности явно маловато, водителям необходим ещё один ориентир – край проезжей части.

Правила не стали ничего изобретать и предложили обозначать края проезжей части всё той же «продольной сплошной», только присвоили ей следующий порядковый номер – Разметка 1.2.

Визуально «осевая» и «краевая» линии практически ничем не отличаются (разве что краевая – потолще, осевая – потоньше), но у них принципиально разное назначение. Осевая линия разделяет встречные потоки транспорта, а краевые линии показывают водителям обоих направлений, где заканчивается проезжая часть и начинается обочина.

Использовать обочину, как ещё одну полосу движения Правилами запрещено (по обочинам ходят пешеходы!). Поэтому особую актуальность краевая разметка приобретает в тех случаях, когда обочину делают укреплённой, то есть покрывают асфальтом и внешне она (обочина) становится совсем неотличимой от проезжей части.

В отличие от двух или трёхполосной дороги, дорогу с четырьмя и более полосами Правила назвали многополосной, и на такой дороге осевая линия должна быть не просто сплошной, а сдвоенной сплошной.

Такая осевая линия более надёжно разделяет встречные потоки транспорта и одновременно информирует водителей о том, что они двигаются по многополосной дороге.

Порядковый номер сдвоенной сплошной линии – Разметка 1.3, и сейчас на этой дороге четыре сплошных линии, но три дорожные разметки: две одинарные линии по краям показывают водителям границы проезжей части, а сдвоенная сплошная делит проезжую часть на две половины, предназначенные для движения в разных направлениях.

Ещё надёжнее можно разделить встречные транспортные потоки, если посередине проезжей части соорудить разделительную полосу. В этом случае на дороге тоже будет четыре сплошных линии, только теперь все эти линии это одна и та же разметка – Разметка 1.2, показывающая водителям границы проезжей части данного направления.

Теперь можно подвести предварительный итог:

Разметка 1.1 (сплошная продольная линия) – применяется для разделения встречных транспортных потоков на двух и трехполосных дорогах. (Разметку 1.1 применяют и в других случаях, но об этом позднее).

Разметка 1.2 (сплошная продольная линия) – применяется для обозначения края проезжей части на любых дорогах.

Разметка 1.3 (сдвоенная сплошная линия) – применяется для разделения встречных транспортных потоков на многополосных дорогах.

Сплошные продольные линии пересекать запрещено, и это обстоятельство делает невозможным их повсеместное применение. Во многих случаях грамотная организация дорожного движения требует применения прерывистых продольных линий, которые, как известно, можно пересекать с любой стороны.

Именно поэтому на двухполосных дорогах везде, где только позволяют соображения безопасности, осевую линию делают прерывистой, чтобы не лишать водителей возможности обгонять «тихоходы» и объезжать препятствия.

Правила присвоили этой прерывистой линии порядковый номер – Разметка 1.5. (Заметим в скобках, что у неё промежутки в три раза длиннее штрихов).

С помощью этой же прерывистой линии дорогу можно разбить на три полосы, позволив водителям обоих направлений выезжать на среднюю полосу во время обгона или объезда.

И, наконец, с помощью этой же прерывистой линии можно обозначить границы полос движения на любой многополосной дороге.

Сейчас на этом участке этой многополосной дороги полный порядок (в смысле визуального ориентирования водителей) – благодаря дорожной разметке, каждый водитель понимает, где его ПОЛОВИНА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ, сколько ПОЛОС ДВИЖЕНИЯ на его половине проезжей части и где находится его ОБОЧИНА.

Вместе с тем, дорога это не всегда идеально прямолинейный участок, это ещё и повороты, и подъёмы, и спуски, и всё это может усугубляться ограниченной видимостью, обусловленной зданиями, деревьями или просто рельефом местности.

А всевозможные пересечения (перекрёстки, пешеходные переходы, трамвайные и железнодорожные пути и т.п.) – это тоже концентраторы опасности! Так что уж если Правила решили с помощью дорожной разметки визуально ориентировать водителей во всех возможных ситуациях, то одними только выше перечисленными линиями тут никак не обойтись.

На этом участке дороги надо бы запретить водителям выезд на встречку. Для этого необходимо и достаточно осевую линию сделать сплошной. А для большей безопасности совсем не вредно дополнительно проинформировать водителей – скоро прерывистая станет сплошной!

Для решения этой задачи в Правилах предусмотрена Разметка 1.6 – так называемая «линия приближения».

Обратите внимание – прежде, чем прерывистая стала сплошной, у неё заметно увеличилась длина штриха и уменьшилась длина промежутка – это и есть Разметка 1.6 – линия приближения к сплошной.

Нередко линию приближения можно увидеть при подъезде к перекрёстку.

Если движение плотное, то из-за едущих впереди машин можно и не увидеть, что перед перекрёстком не перестроишься – там полосы разделены сплошной линией.

Но спасибо линии приближения – длина штрихов заметно увеличилась, значит, если нужно перестраиваться, то сейчас последняя возможность.

На самом перекрёстке в подавляющем большинстве случаев никакой разметки нет. Но иногда разметку наносят и на перекрёстке, правда, не любую, а специальную.

На этом перекрёстке разметкой разрешён поворот налево с двух полос. При этом разметка ещё и подсказывает водителям границы полос движения в пределах перекрёстка при повороте налево (чтобы, поворачивая налево, водители не заблудились и не оказались на встречке или не столкнулись между собой).

Этой дорожной разметке Правила присвоили порядковый номер – Разметка 1.7. (Заметим в скобках, что у неё короткие штрихи и равные им промежутки).

Как видим, линии прерывистые, их можно пересекать и, следовательно, они не запрещают и разворот (с крайней левой полосы) и движение прямо (с крайней правой полосы).

С 1-го апреля 2015 года Правила нашли этой разметке ещё одно применение. Отныне такой разметкой ещё и обозначают зону парковки.

Кроме перечисленных выше линий есть ещё одна прерывистая линия разметки, применяемая в тех случаях, когда дорогу оборудуют полосами торможения или полосами разгона. Речь идёт вот о чём.

Только что все летели со скоростью под сотню, и вдруг у автомобиля впереди включился указатель поворота и через секунду вспыхнули стоп-сигналы – водитель тормозит, готовясь вписаться в поворот.

Теперь и вам надо тормозить, и тем, кто за вами, и хорошо ещё, если все держат безопасную дистанцию, и это неожиданное торможение останется без последствий.

Проблема полностью снимается, если перед съездом добавить ещё одну полосу – полосу торможения и одновременно обязать водителей:

Сначала необходимо (не снижая скорости!) перестроиться на полосу торможения, а вот теперь, пожалуйста – можете тормозить, вписываясь в поворот.

Полоса торможения отделяется от основных полос специфичной прерывистой линией – обратите внимание на ширину штрихов, она заметно больше, чем у прерывистых линий, обозначающих границы основных полос движения.

Этой прерывистой линии Правила присвоили порядковый номер – Разметка 1.8.

Похожая проблема возникает и при въезде на дорогу. Чтобы обеспечить надлежащую безопасность, въезд на дорогу тоже необходимо оборудовать дополнительной полосой – полосой разгона и одновременно предписать водителям:

Поворачивая направо, водители обязаны держаться как можно правее и, следовательно, в данной ситуации обязаны поворачивать на полосу разгона. Ну а дальше всё очевидно – перестраиваясь с полосы разгона, водители обязаны уступать дорогу тем, кто двигается по основным полосам.

Полосу разгона отделяют от основных полос той же Разметкой 1.8.

На этом продольные одинарные прерывистые линии белого цвета закончились, и можно подвести итог.

Разметка 1.5 (прерывистая продольная линия, у которой промежутки в три раза длиннее штрихов) – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении.

Разметка 1.6 (линия приближение – линия, у которой штрихи в три раза длиннее промежутков) – предупреждает о приближении к сплошной линии.

Разметка 1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) – обозначает границы полосы движения в пределах перекрёстка. Применяется ещё и для разметки зоны парковки.

Разметка 1.8 (широкая прерывистая линия) – обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрёстках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок, имеющих уширение проезжей части, и тому подобное).

Итак, в арсенале устроителей дорожного движения есть всевозможные продольные линии разметки (и сплошные, и различные прерывистые). При этом в Правилах чётко прописано – сплошные пересекать запрещено, а прерывистые можно пересекать с любой стороны.

Однако этого оказалось недостаточно, необходимо было придумать ещё одну разметку, которую можно было бы пересекать только с одной стороны и нельзя с другой. Самое простое и очевидное решение это провести рядом две линии – сплошную и прерывистую (такую разметку водители в обиходе называют «комбинированной»).

Вот пример использования комбинированной линии разметки.

Каждому грамотному водителю понятно, где здесь въезд на заправку, а где выезд.

Но самое, пожалуй, важное применение такой разметки – это использование её в качестве осевой линии, разделяющей встречные транспортные потоки на двухполосных дорогах.

Для чего это делается? Для того чтобы разрешить водителям обгоны и объезды поочерёдно – то в одном направлении, то в другом.

В данной ситуации водитель, совершая обгон, ничего не нарушает. Правда, для того, чтобы он не стал нарушителем, Правила вынуждены были сделать следующее предписание:

Линию 1.11 (это порядковый номер комбинированной линии) разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

И это вполне логично – ну, не двигаться же теперь по «встречке»! Конечно же, водитель должен, завершив обгон или объезд, незамедлительно вернуться на свою полосу, и Правила в данном случае разрешили пересекать комбинированную линию и со стороны сплошной.

Следует понимать, что такая привилегия – совершать обгоны и объезды только водителям одного направления, будет не вечной. Рано или поздно ситуация зеркально поменяется – начнётся участок дороги, где прерывистая линия окажется со стороны встречного движения. Вот теперь в нашем направлении никаких обгонов, объездов и разворотов, а водителям встречного направления, пожалуйста – и обгоняйте, и объезжайте, и разворачивайтесь.

Мы разобрали все возможные варианты применения комбинированной линии разметки и теперь можно подвести итог.

Разметка 1.11 (комбинированная линия, состоящая из сплошной и прерывистой) – разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений; обозначает места, предназначенные для разворота; обозначает места для въезда и выезда со стояночных площадок, АЗС и тому подобного.

В семействе продольных линий белого цвета осталась ещё одна разметка, о которой следует поговорить отдельно.

У этой дороги осевая линия не сдвоенная сплошная, как должно быть на многополосной дороге, а сдвоенная прерывистая (с длинными штрихами и короткими промежутками).

Такая разметка (Правила присвоили ей номер 1.9) информирует водителей о том, что на этом участке дороги организовано реверсивное движение.

И если на реверсивных светофорах для нас включены зелёные стрелы, значит, для движения в нашем направлении можно использовать три полосы.

Если нам включены красные кресты, значит, для движения в нашем направлении осталась только одна полоса – крайняя правая.

Если реверсивные светофоры сломаны или отключены, водители должны располагать свои транспортные средства так, как если бы осевая линия была сдвоенной сплошной. То есть так же, как на обычной многополосной дороге.

Если на дороге нечётное число полос, тогда в качестве реверсивной могут выделить среднюю полосу, обозначив её с двух сторон линиями 1.9.

Понятно, что крайняя правая полоса наша, а крайняя левая – встречка. Среднюю (реверсивную) полосу можно занимать, ориентируясь на сигналы реверсивного светофора.

На светофоре зелёная стрела и, значит, сейчас реверсивная полоса отдана нам.

На светофоре красный крест и, значит, нам на среднюю полосу въезд запрещён.

Если реверсивные светофоры сломаны или отключены, по средней полосе нельзя никому – ни нам, ни водителям встречных автомобилей.

В такой ситуации водители должны располагать свои транспортные средства таким образом, как если бы обе сдвоенные прерывистые линии превратились в сдвоенные сплошные.

Ну, вот, собственно, и всё о продольных линиях разметки белого цвета. Осталось только, соблюдая формальности, добавить в наш список ещё одну линию.

Разметка 1.9 (сдвоенная прерывистая линия) – обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений при выключенных реверсивных светофорах.

Поперечные линии белого цвета.

Поперечных разметок всего пять и, по крайней мере, четыре из них вам хорошо знакомы. Первая это «стоп-линия» – широкая сплошная линия, проведённая поперёк проезжей части строго перпендикулярно оси дороги.

Знак обязывает водителей остановиться, прежде чем принимать решение, можно ли продолжить движение через перекрёсток. А разметка показывает, где именно нужно остановиться.

На нерегулируемых перекрёстках стоп-линия, как правило, наносится на уровне края пересекаемой проезжей части.

На регулируемом перекрёстке, стоп-линия может быть нанесена за несколько метров до пересекаемой проезжей части с тем, чтобы водители, остановившись, хорошо видели сигналы светофора.

А если на проезжей части нанесена «зебра», тогда логично нанести стоп-линию до «зебры».

Стоп-линия может быть нанесена перед железнодорожным переездом и так же, как, перед перекрёстком, стоп-линия показывает место, где необходимо остановиться, если движение через переезд закрыто.

В Правилах стоп-линия стоит под номером – Разметка 1.12.

А следом за ней – Разметка 1.13.

Речь идёт о треугольниках белого цвета, расположившихся в одну линию поперёк проезжей части. Такая разметка должна наноситься как можно ближе к краю пересекаемой проезжей части в тех случаях, когда перед перекрёстком установлен знак 2.4 «Уступите дорогу».

По сути, она выполняет ту же роль, что и стоп-линия в комбинации со знаком 2.5 «Проезд без остановки запрещён», с той лишь разницей, что остановка здесь не обязательна. Но если придётся останавливаться, уступая дорогу, то останавливаться необходимо именно у этой разметки.

Водителей предупредят о том, что они приближаются к такой своеобразной стоп-линии с помощью разметки 1.20 – больших треугольников, нанесённых заранее на каждой полосе движения.

Следующая поперечная разметка – это хорошо знакомая всем «зебра».

Если ширина перехода не более 6 метров, на проезжей части наносят простую «зебру» – Разметка 1.14.1.

Если ширина перехода более 6 метров, «зебра» может принять несколько усложнённый вид – Разметка 1.14.2.

Как видим, в этом случае пешеходам предлагают придерживаться принципа правостороннего движения, принятого в нашей стране.

На перекрёстках «зебру» могут нанести по диагонали. Делается это для того, чтобы разрешить пешеходам не только поперечное движение, но и диагональное.

Поперёк проезжей части могут двигаться не только пешеходы, но и велосипедисты (если велосипедная дорожка пересекает дорогу).

Конечно, водителей заранее предупредят знаком о том, что впереди пересечение с велосипедной дорожкой, но и само место пересечения обязательно выделят разметкой.

Вот эти две поперечные линии, состоящие из квадратных штрихов и квадратных промежутков – это и есть Разметка 1.15 – она обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.

Наконец поперёк дороги может расположиться искусственная неровность («лежачий полицейский») – эффективное средство для принудительного снижения скорости движения транспорта.

Если есть возможность, эту шашечную поперечную разметку наносят непосредственно на искусственную неровность.

Если такой возможности нет, ГОСТ допускает наносить разметку до и после искусственной неровности.

На этом поперечные линии разметки закончились, и нам остаётся только подвести итог.

Разметка 1.12 («стоп-линия») – указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора.

Разметка 1.13 (тоже своего рода «стоп-линия») – указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, выполняя требование знака 2.4 «Уступите дорогу».

Разметка 1.14.1 («зебра») – обозначает пешеходный переход. Наносится на проезжую часть в тех случаях, когда ширина зоны перехода не превышает 6 метров.

Разметка 1.14.2 (тоже «зебра») – и тоже обозначает пешеходный переход. Наносится на проезжую часть в тех случаях, когда ширина зоны перехода превышает 6 метров.

Разметка 1.15 (две прерывистые поперечные линии с квадратными штрихами и квадратными промежутками) – обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.

Разметка 1.25 («лежачий полицейский») – обозначает искусственную неровность на проезжей части.

Другие линии белого цвета на проезжей части.

У организаторов дорожного движения неизбежно должна была возникнуть необходимость наносить на проезжую часть и другие линии. Например, обозначать границы мест стоянки транспорта или обозначать всевозможные островки – направляющие и разделительные (для транспорта) и островки безопасности (для пешеходов). У этих разметок может быть различная конфигурация, но авторы ГОСТа рассудили так, что любая из этих конфигураций создаётся посредством применения отрезков сплошной линии белого цвета.

Правила вслед за ГОСТом определили – да, на проезжей части могут быть и другие линии (в том числе и под углом к оси дороги, либо вообще сложно соединённые между собой), но будем считать, что все они «сделаны» из отрезков линии 1.1.

А линия 1.1 это простая сплошная линия и применяется она для разделения встречных транспортных потоков на двух и трехполосных дорогах.

А теперь вспомните, мы ранее особо отметили: «Разметку 1.1 применяют и в других случаях, но об этом позднее». Так вот это «позднее» наступило, и сейчас пора поговорить и о других случаях применения линии 1.1.

Околотротуарная стоянка транспорта. Дополнительной табличкой продиктован способ парковки. Но чтобы стоянка стала совсем уже организованной, необходимо разметить стояночные места, что и делается с помощью линий 1.1.

Если для стоянки транспорта выделена специальная площадка, то там стояночные места могут быть размечены и другими способами. Например, вот так – под углом друг к другу. Но это опять-таки сделано с использованием сплошных белых линий, то есть с помощью линий 1.1. Во всяком случае, так решили Правила, и нам ничего не остаётся, как только согласится с ними.

Интересно, что для разметок стояночных мест Правила вообще не предложили никакой нумерации. Просто по Правилам любая конфигурация мест, предназначенных для стоянки транспорта, размечается с помощью линий 1.1. А про линию 1.1 в Правилах дано прямое указание: «Линию 1.1 пересекать запрещается». То есть формально (строго “по букве” Правил) наезд на линию 1.1, обозначающую границу стояночного места – это тоже нарушение!
Все (и водители, и инспекторы) прекрасно понимают, что наезд на эти линии никакой опасности не несет (это же не выезд на встречку). Авторам Правил надо было бы дать указание (как это сделано, например, в ПДД республики Беларусь): «Линию 1.1 пересекать запрещается, за исключением случаев применения линии 1.1 для обозначения границ мест стоянки транспортных средств».
Но, к сожалению, по сей день в наших Правилах сказано просто – Линию 1.1 пересекать запрещается.


В результате получилась классическая «ловушка» для водителей – попробуйте-ка паркуясь не наехать на эти линии.

Но если не паркуетесь, просто двигаетесь прямо, объезжайте эти линии от греха подальше. Наказание, правда, небольшое (штраф 500 рублей), но вот экзамен по практическому вождению можете завалить – инспекторы, принимающие экзамен, уже начали пользоваться этой «ловушкой».

Точно так же и всевозможные направляющие островки наносятся на проезжую часть с использованием линий 1.1. Однако здесь Правила всё же решили присвоить номера, только не самим островкам, а различным вариантам внутренней штриховки островков.

В частности Разметка 1.16.1 наносится в местах разделения транспортных потоков встречных направлений.

Разметка 1.16.2 наносится в местах разделения транспортных потоков попутных направлений.

Разметка 1.16.3 наносится в местах слияния транспортных потоков попутных направлений.

Но границы направляющих островков обозначаются с помощью сплошных линий 1.1 (и, следовательно, заезжать на островок запрещено!)

Стрелы на проезжей части.

Над перекрёстком висит знак «Направление движения по полосам». И, следовательно, с правой полосы можно прямо и направо, а с левой полосы – только прямо.

Эти же указания можно продублировать дорожной разметкой в виде стрел белого цвета, нанесённых на каждой полосе движения.

Но можно обойтись и без знаков, только одной разметкой. Тем более что стрелы, показывающие разрешённое направление движения по каждой полосе, появятся на проезжей части задолго до перекрёстка и будут повторены не менее трёх раз.

Поскольку в реале организация движения через перекрёстки отличается большим разнообразием, Правила предусмотрели различные варианты стрел, что называется, на все случаи жизни. И все эти варианты стрел в Правилах стоят под общим номером 1.18.

Разметка 1.18 – указывает разрешённые на перекрёстке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками «Направление движения по полосам».

Отдельного разговора заслуживает разметка с изображением тупичка. Такую разметку применяют в тех случаях, когда пересекаемая дорога оборудована разделительной полосой, и необходимо указать водителям, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещён.

Помимо «жёстких», прямоугольных стрел, показывающих разрешённые направления движения на перекрёстках, Правила предусмотрели ещё и «мягкие», плавно изогнутые стрелы, которые также предназначены для визуальной ориентации водителей. Разметку в виде плавно изогнутых стрел применяют в тех случаях, когда необходимо обязать водителей перестроиться со своей полосы движения на соседнюю полосу.

Такая необходимость возникает в тех случаях, когда происходит сужение проезжей части.

Конечно же, в этом случае будут установлены соответствующие знаки, но помимо этого на проезжей части нанесут плавно изогнутые стрелы, информирующие водителей о том, что пора включать указатели поворота и перестраиваться на соседнюю полосу.

Необходимость такого принудительного перестроения возникает не обязательно по причине сужения проезжей части.

Дорога может остаться той же ширины, как и была, только средняя полоса переходит в пользование водителям встречного направления. На границе перехода будет установлен знак «Конец полосы» (смотрите его на следующей картинке), а на самой полосе нанесена разметка в виде плавно изогнутых стрелок, предписывающих водителям обязательное перестроение на правую полосу.

Вот что вы увидите, когда пройдёте поворот.

Наконец, возможен вариант, когда с помощью этой же разметки водителей предупредят о приближении к сплошной осевой линии, разделяющей встречные потоки транспорта на двухполосных дорогах.

Вот как раз такой участок – пока ещё осевая линия прерывистая, и можно выезжать на «встречку» при обгоне и объезде, но впереди уже видная «линия приближения», а за ней сплошная осевая. И сейчас разметка в виде плавно изогнутых стрел предписывает водителям: «Немедленно перестраивайтесь на свою полосу, скоро начнётся участок дороги, где выезд на встречную полосу будет запрещён!».

Правила этой разметке присвоили номер 1.19.

Разметка 1.19 (плавно изогнутые стрелы) – предупреждает о приближении к сужению проезжей части или к участку дороги, где уменьшается количество полос движения данного направления. Разметку 1.19 также применяют для предупреждения о приближении к сплошной или комбинированной осевой линии, разделяющей транспортные потоки встречных направлений.

Надписи на проезжей части.

Самая популярная надпись на проезжей части – это дорожная разметка в виде русского слова «СТОП».

Следом за ней обязательно будет установлен знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» (с английским словом «STOP»), а чуть дальше проезжую часть будет пересекать «стоп-линия», у которой, собственно, и нужно останавливаться.

Разметка «СТОП» наносится на каждую полосу данного направления с целью дополнительного информирования водителей о том, что впереди пересечение, которое запрещено проезжать без обязательной остановки у «стоп-линии».

В населённом пункте от надписи «СТОП» до стоп-линии может быть от двух до десяти метров, вне населённого пункта – от 10 до 25 метров.

Ещё одна разметка, которую можно отнести к разряду надписей на проезжей части – это разметка в виде буквы «А», которую наносят строго посередине полосы движения и повторяют через каждые 200 метров. Такой разметкой обозначают полосу, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств.

Конечно же, над этой полосой после каждого перекрёстка будет висеть знак 5.14 «Полоса для движения транспортных средств», но на перегонах между перекрёстками разметка в виде буквы «А» дополнительно напоминает водителям – вам движение по этой полосе запрещено.

Остаётся только напомнить, что если полоса для маршрутных транспортных средств отделена прерывистой линией разметки, то заезжать на неё можно при поворотах направо, а также при посадке и высадке пассажиров (не создавая помех движению маршрутных транспортных средств).

Помимо надписей «СТОП» и буквы «А» на проезжей части может быть нанесена ещё одна надпись – номер дороги (маршрута), утверждённый в установленном порядке.

Такую разметку наносят посередине каждой полосы движения, соответствующей направлению дороги (мар­шрута), как перед перекрестком, так и за ним. При этом перед перекрёстком вместе с номером дороги будет нанесена ещё и разметка 1.18 – стрелы, показывающие направление движения по полосам.

На этом разговор о надписях на проезжей части закончен, и остаётся только подвести итог.

Разметка 1.21 (надпись «СТОП») – предупреждает о приближении к «стоп-линии» и знаку 2.5 «Движение без остановки запрещено».

Разметка 1.22 – указывает номер дороги (маршрута).

Разметка 1.23.1 – обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств.

Символы на проезжей части.

Символы на проезжей части допускается применять для дублирования некоторых дорожных знаков. Собственно, и сами символы представляют собой точную копию знаков, которые они дублируют. Только в отличие от знаков, они не цветные, а белые.

Вот один из примеров применения такой разметки.

Символ на проезжей части – копия предупреждающего знака 1.20.2 «Сужение дороги».

В данной ситуации и разметка, и знак предупреждают водителей об одном и том же:

«Приготовьтесь! Впереди сужение дороги».

А сейчас разметка на проезжей части дублирует действие запрещающего знака 1.24 «Ограничение максимальной скорости».

Обратите внимание – если дорога многополосная, символы нанесут на каждой полосе движения.

И ещё один пример применения разметок-символов. В данной ситуации на проезжей части нанесены символы, копирующие табличку 8.17 «Инвалиды»:

Стоянка организована только для транспортных средств, управляемых

инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов!

В Правилах в качестве такой разметки приведены следующие четыре символа:

Разметки 1.24.1 – 1.24.4 – дублируют соответствующие дорожные знаки и применяются совместно с ними.

При этом в Правилах указано, что разметка 1.24.4 «Фотовидеофиксация» может применяться и самостоятельно.

Четыре разметки желтого цвета.

В Правилах кроме разметок белого цвета предусмотрены ещё и четыре разметки жёлтого цвета. Все они, так или иначе, связаны с остановкой-стоянкой транспорта, а жёлтыми их сделали для того, чтобы визуально они легче определялись водителями.

Одну из таких разметок вы уже знаете – это так называемая «гребёнка». С её помощью обозначают места остановок маршрутных транспортных средств и обозначенные стоянки легковых такси.

Помимо «гребёнки» на краю проезжей части могут быть нанесены ещё две разметки жёлтого цвета – сплошная жёлтая линия и прерывистая жёлтая линия.

Сплошная желтая линия запрещает остановку транспортных средств и одновременно показывает зону действия данного ограничения.

Правила также разрешают наносить сплошную жёлтую линию не только по краю проезжей части, но и по верху бордюра.

И сейчас для водителей тоже ничего не изменилось – по-прежнему остановка запрещена на всём протяжении этой жёлтой линии.

При отсутствии бордюра сплошную жёлтую линию могут нанести вместо краевой линии, которая, как известно, отделяет проезжую часть от обочины.

В показанной ситуации на этом участке дороги на всём протяжении сплошной жёлтой линии запрещена остановка транспортных средств (как на проезжей части, так и на обочине).

В тех случаях, когда требуется ввести запрет не на остановку, а только лишь на стоянку, применяют прерывистую жёлтую линию.

В показанной ситуации и останавливаться, и стоять можно до и после жёлтой прерывистой. А вот на протяжении желтой прерывистой можно только остановиться, стоянка транспорта запрещена.

ГОСТ разрешает наносить желтую прерывистую линию точно в тех случаях, что и жёлтую сплошную, а именно:

Она может применяться, как совместно со знаком, так и самостоятельно.

Она может быть нанесена на краю проезжей части в 10-20 см от бордюра, но может быть нанесена и по верху бордюра.

А если бордюра нет, она может быть нанесена вместо краевой линии, отделяющей проезжую часть от обочины.

И во всех случаях такая дорожная разметка, во-первых, запрещает стоянку транспорта, а, во-вторых, показывает протяжённость действия данного ограничения.

28 апреля 2018 года в семействе желтых разметок появилась ещё одна, которую водители тут же окрестили «вафельницей».

Вот что про неё сказано в Правилах:


«Обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35».

Одновременно изменился и пункт 13.2 Правил и сегодня он звучит так:

Правила . Раздел 13. Пункт 13.2. «Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка , обозначенного разметкой 1.26 , если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами ».

Итак, в п. 13.2 произошли два изменения. Разберемся по отдельности с каждым из них.

1. Что означает эта добавка: «или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26 »?

На самом деле принципиально ничего не изменилось!


То есть по-прежнему «Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей» (если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении).


Но наиболее «горячий» участок перекрестка могут даже обозначить «вафельницей», то есть разметкой 1.26.

Такая разметка четко показывает границы участка, в пределах которого остановка из-за затора карается штрафом – 1000 рублей.

2. Что означает эта добавка: «…за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами »?

Нужно сразу сказать, что здесь Правила забыли о развороте. А разворот здесь должен быть обязательно, и чуть ниже вы поймете почему.


В будущем мы узнаем, что при повороте направо или налево водитель обязан уступать дорогу пешеходам и велосипедистам , путь движения которых он пересекает.

То есть в таких случаях, чего доброго, придется остановиться на перекрестке или даже на «вафельнице», если она тут будет нанесена.


Точно так же придется останавливаться, уступая дорогу встречному, при повороте налево или при развороте.

Так вот! – такие остановки на перекрестке (на пересечении проезжих частей) и даже на «вафельнице» нарушением не считаются и наказываться не должны.

Итак, на дороге вы можете встретить следующие четыре дорожные разметки жёлтого цвета:

Разметка 1.4 – обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 «Остановка запрещена». Разметку наносят на расстоянии 0,1 – 0,2 м от кромки проезжей части или по верху бордюра, а при наличии краевой линии – вместо неё.

Разметка 1.10 – обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 «Стоянка запрещена». Разметку наносят на расстоянии 0,1 – 0,2 м от кромки проезжей части или по верху бордюра, а при наличии краевой линии – вместо неё.

Разметка 1.17 – обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси.

Разметка 1.26 – Обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

Временная разметка – это разметка оранжевого цвета.

Вы уже знаете, что временный знак сильнее постоянного. Точно так же и временная разметка сильнее постоянной разметки.

Временную разметку, как правило, наносят в тех случаях, когда на дороге производятся какие-либо ремонтные работы, в результате чего на ремонтируемом участке существенно сужается проезжая часть.

Когда ремонтные работы закончатся, временную разметку удалят, и дорога приобретет свой прежний вид.

Но до тех пор, пока на проезжей части есть разметка оранжевого цвета, водители обязаны придерживаться именно её указаний! И на рисунке водитель учебного автомобиля всё сделал правильно.

Водитель, осуществляющий движение по дорогам общего пользования, обязан руководствоваться предписаниями дорожных знаков (далее также – указателей) и разметки (далее – Р).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

За несоблюдение законодательных требований в КоАПе предусматривается административная ответственность в форме штрафного взыскания или аннулирования ВУ.

Нормативная база

Разновидности Р, ее виды, назначение, а также указания, какую Р можно пересекать, а какую нет, представлены в Приложении 2 к Постановлению Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 года “О правилах…”.

Применяемая по состоянию на 2019 год Р на дорогах России соответствует требованиям:

  • ГОСТа 51256-2011;
  • ГОСТа 52289-2004.

Последние изменения, внесенные в Приложение 2 к ПДД:

  • Постановлением Правительства № 1276 от 20 октября 2017 года “О внесении…” была введена новая Р 1.24.4., которая может как дублировать указатель “Фотовидеофиксация” на участках автодорог, где она осуществляется, так и применяться отдельно от знака;
  • этим же нормативным актом была введена новая Р 1.24.5., которая дублирует информационную табличку 8.4.3.1 и может применяться как совместно с этой информационной табличкой, так и без нее;
  • и снова-таки этим же Постановлением была введена Р 1.26., имеющая желтый цвет – так называемая “вафельница”, которая обозначает какую-либо зону перекрестка, на которую воспрещено выезжать автоводителю в случае образовавшегося спереди затора.

Какие бывают виды

Р делится на:

Также Р может быть:

Границы дороги

На основании п. 1.2. ПДД, автодорога – это приспособленная для передвижения ТС полоса земли. Также автодорогой может быть поверхность искусственного объекта.

Автодорога состоит из следующих элементов:

  • 1 или сразу несколько проезж. частей;
  • трамвайные рельсы;
  • разделяющие потоки, при их наличии, полосы;
  • обочины;
  • предназначенные для движения пешеходов тротуары.

Поскольку, как правило, непосредственно к проезжей части примыкает обочина, а уже к обочине примыкает тротуар, то именно внешняя граница тротуара и является границей всей дороги.

Что касается Р, которая означает границы автодороги, то к таковой можно отнести 1.2. – именно данная Р означает край проезжей части. Край обочины или край тротуара Р не обозначаются.

Несмотря на то, что 1.2. является сплошной линией, пересекать ее, в отличие от 1.1. и 1.3., все же можно, но лишь для единственной цели – для остановки ТС на обочине там, где это не запрещено.

Знаки дорожного движения

Дорожные указатели во всех случаях имеют приоритет над разметкой дороги в правилах ПДД.

Например, если знак гласит о запрете совершать обгон, а Р позволяет его сделать, следует руководствоваться требованиями знака и не совершать обгон.

Временная Р имеет приоритет над постоянной – так же, как имеют приоритет временные дорожные указатели над постоянными.

Некоторые виды Р дублируют значения автомобильных знаков и применяются либо в отдельности от знаков (как, например, 1.16.1. – 1.16.3., означающие островки безопасности), либо совместно с ними.

К примеру, к последним разновидностям Р относятся:

Разновидность Р Какой автомобильный знак дублирует, другие подробности
1.4. (цветовой оттенок – желтый) 3.27. – воспрещает как остановку, так и стоянку ТС
1.10. (цветовой оттенок – желтый) 3.28. – воспрещает только стоянку ТС, то есть прекращение езды на время более 5 минут по обстоятельствам, не связанным с посадкой, высадкой граждан или загрузкой/разгрузкой ТС
1.12. (стоп-линия) Используется совместно с указателем 2.5. или без такового и указывает на определенное место, где автоводитель должен остановиться
1.13. Используется вместе со знаком 2.4. или без такового и обозначает место, где автоводитель должен остановиться, чтобы пропустить машины, движущиеся по главной автодороге
1.14.1. и 1.14.2. Используются совместно с указателями 5.19.1. и 5.19.2. и означают границы пешеход. перехода
1.17. Может применяться совместно с указателями 5.16., 5.17. и 5.18., которые обозначают места, где должны останавливаться автобусы, троллейбусы, трамваи или такси
1.18. Используется совместно с автомобильным указателем 5.15.7. или отдельно от такового
1.23.1. Означает то же самое, что и транспортный знак 5.14.
1.24.1. Такая Р может использоваться совместно с любым предупреждающим указателем, то есть дублировать его
1.24.2. Данная Р может дублировать любой запрещающий знак
1.24.3. То же самое, что и указатель 8.17. “Инвалиды”
1.25. Означает то же самое, что и транспортный знак 5.20.
1.26. (“Вафельница”) Дублирует знак 1.35. “Участок перекрестка”

Сплошная

К сплошным Р обычно относят:

1.2., хотя и является сплошной, все же не влечет настолько серьезных последствий при ее пересечении.

Основные виды сплошной Р – это 1.1. и 1.3.:

Пересекать что одинарную, что двойную сплошную строго запрещено.

Также существует еще один вид сплошной Р – 1.11. Она представляет собой две линии, одна из которых – прерывистая, а другая – сплошная. Пересекать 1.11. можно только со стороны прерывающейся линии. Со стороны непрерывающейся пересекать можно только при завершении объезда или обгона.

Штрафы за нарушения

Приведем таблицу штрафов за нарушения, так или иначе связанные с неисполнением требований дорожной Р:

Вид правонарушения Нормативная регламентация (КоАП) Существующие санкции
Игнорирование требований Р 1.12., то есть заезд за стоп-линию Часть 2 стат. 12.12. Штрафное взыскание в размере 800 рублей
Заезд на “вафельницу”, то есть 1.26., если дальше на перекрестке образовался затор Часть 1 стат. 12.13. Штрафное взыскание 1000 рублей
Игнорирование требований 1.13., то есть неостановка ТС для пропуска водителей, движущихся по главной дороге Часть 3 стат. 12.14.
Движение по велосипедной дорожке, обозначенной Р 1.23.3. Часть 2 стат. 12.15. Финансовое взыскание от 1000 до 1500 рублей
Пересечение одинарной или двойной непрерывающейся линии, то есть 1.1. или 1.3. (например, при обгоне) Часть 4 стат. 12.15. Денежное взыскание 5000 рублей или лишение ВУ от 4 до 6 месяцев
Остановка или стоянка в зоне действия Р 1.4. и 1.10. соответственно Часть 4 стат. 12.16. 1500 рублей
Поворот влево или разворот, если это запрещает Р Часть 2 стат. 12.16. Штрафная санкция от 1000 до 1500 рублей
Нарушения прочих требований Р Часть 1 стат. 12.16. Предупр. или штраф 500 рублей

Итак, Р предназначена для установления определенных режимов движения или для сообщения иной информации для участников автомобильного движения.

Р подразделяется на несколько разновидностей и может применяться совместно с некоторыми дорожными знаками.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про изменения правил дорожного движения, вступившие в силу 12 июля 2017 года. Напомню, что в предшествующей статье речь шла про обновленные .

Сегодня будут рассмотрены не менее важные изменения. Во-первых, в правилах полностью обновлен раздел с горизонтальной дорожной разметкой. Во-вторых, введено новое правило расположения автомобилей на проезжей части. Рассмотрим указанные нововведения подробнее.

Новая горизонтальная разметка в ПДД

Еще раз подчеркну, что раздел " " в правилах дорожного движения полностью заменен на новый. Тем не менее это не означает, что в России начала применяться какая-то другая дорожная разметка. В целом линии разметки остались прежними, однако несколько важных изменений все-таки есть.

Разметка для обозначения края проезжей части

1.2.1 (сплошная линия) - обозначает край проезжей части;

1.2.2 (прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) - обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах;

1.2 - обозначает край проезжей части;

Обратите внимание, прерывистая разметка 1.2.2 исключена из текста правил дорожного движения. Начиная с 12 июля 2017 года для обозначения края проезжей части может использоваться только сплошная линия разметки. Также у данной сплошной разметки изменился номер. Вместо 1.2.1 теперь она называется разметкой 1.2.

Разметка для разделения противоположных направлений движения

Еще одно важное изменение затронуло линию разметки 1.3 (двойную сплошную):

1.3 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;

1.3 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами - при ширине полос более 3,75 м;

Обратите внимание, теперь двойная сплошная разметка может применяться:

  • На дорогах с четырьмя полосами и более (как и раньше).
  • На дорогах с двумя или тремя полосами (если ширина полос больше 3,75 м).

Ранее двойная сплошная разметка позволяла однозначно понять, что Вы находитесь на четырехполосной (или более) дороге, теперь же сделать этого не получится.

С какой целью двойная сплошная линия будет использоваться на двухполосных и трехполосных дорогах остается непонятным. Если у Вас есть какие-то предположения, напишите их в комментариях к статье.

Исключение разметки для зоны парковки

1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) - обозначает полосы движения в пределах перекрестка. Применяется для разметки зоны парковки;

1.7 - обозначает полосы движения в пределах перекрестка;

Напомню, разметка 1.7 могла применять для разметки парковки начиная . Судя по всему нововведение не прижилось и данный пункт исключается из ПДД.

Исключение разметки "стоп-линия" и "зебра"

1.12 (стоп-линия) - указывает место, где водитель должен остановиться при наличии или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);

1.14.1 , 1.14.2 ("зебра") - обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;

1.12 - указывает место, где водитель должен остановиться при наличии или при запрещающем сигнале светофора(регулировщика);

1.14.1 , 1.14.2 - обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;

Обратите внимание, линии разметки 1.12, 1.14.1 и 1.14.2 потеряли собственные названия "стоп-линия" и "зебра". Теперь для обозначения данных линий разметки можно использовать только их номера.

Более подробные описания дорожной разметки

Еще одно полезное изменение - более подробные описания для линий разметки 1.16.1 - 1.16.3 и 1.24.1 - 1.24.4:

1.16.1 - 1.16.3 - обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;

1.16.1 - обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений;

1.16.2 - обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления;

1.16.3 - обозначает островки в местах слияния транспортных потоков;

Обратите внимание, новое описание дорожной разметки позволяет водителю однозначно определить, какие транспортные потоки разделяет направляющий островок. Если на островке нарисованы только параллельные линии разметки (1.16.1), то он разделяет противоположные направления и объехать его можно только с правой стороны.

Описание разметки 1.24.1 - 1.24.4 еще более интересно:

1.24.1 - 1.24.4 - дублирует соответствующие дорожные знаки.

1.24.1 - дублирование предупреждающих дорожных знаков;

1.24.2 - дублирование запрещающих дорожных знаков;

1.24.3 - дублирование дорожного знака "Инвалиды";

1.24.4 - дублирование дорожного знака "Фотовидеофиксация" и (или) обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация; разметка 1.24.4 может применяться самостоятельно;

Особого внимания заслуживает описание разметки 1.24.2. Обновленные правила однозначно говорят о том, что такая разметка может дублировать только . Ранее у водителей могло возникнуть недопонимание по этому вопросу, т.к. круглые знаки встречаются также в разделе " " и разделе " ". Теперь же, если на дороге нанесена разметка в виде круглого знака, то Вы можете сразу же понять, что этот знак запрещающий.

Расположение транспортных средств на проезжей части

Также в правила дорожного движения введен новый пункт 9.1 1:

9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

В этом пункте речь идет о том, что если встречная полоса отделена разметкой 1.1, 1.3 или 1.11 (у которой прерывистая линия слева), то находиться на ней нельзя в любом случае.

Данный пункт позволяет водителю однозначно понять, как поступить в следующей ситуации:

В данном примере водитель выполняет обгон на перекрестке, причем он едет по главной дороге. Еще одно важное замечание, водитель начинает обгон через прерывистую линию разметки (до перекрестка) и завершает его через прерывистую разметку (после перекрестка). Старая редакция правил напрямую не запрещала выполнить подобный маневр. Если же подобный обгон совершен после 12 июля 2017 года, то водитель будет гарантированно наказан за незаконный .

В завершение хочу отметить, что изменения правил дорожного движения от 12 июля 2017 года в целом носят позитивный характер. Правила стали более понятными, исключены некоторые неоднозначные моменты. Будем надеяться, что и в будущем законодатели будут радовать нас полезными нововведениями.

Удачи на дорогах!

Есть подозрение, что в 3.75 м достаточно свободно поместится 2 авто, что согласно ПДД уже будет рассматриваться как 2 полосы.. пунктик подправили наверно чтобы разночтений не было. Имхо.

По-моему, как раз наоборот, это раньше ПДД однозначно говорили про наличие 4 полос при такой разметке, а сейчас
ПДД. Разметка 1.3 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами - при ширине полос более 3,75 м;
меньше 3.75 - это одна полоса , если больше 3.75 две полосы

Т.е. не 2 автомобиля должны вписаться, а наоборот одному на скорости должно быть комфортно на дороге. А в 3.75 разве что две неширокие легковушки еле-еле разъедутся во дворе.

Просьба пояснить с обгоном по главной: не понял где прямо императивно указано что нельзя. Начал через перывистую, через нее же закончил, где нарушение? А если разметки вообще нет? Спасибо!

Нет разметки - ПДД на главной дороге не запрещают обгонять на перекрестке (п.11.4).

О запрете же находиться на встречке слева от сплошной было ясно и раньше из ПДД и ГОСТ. Чтобы, например на перекрестках, безопасно поворачивали автомобили и переходили пешеходы. Тому кто этого не понимал, в своё время КС РФ и ВС РФ это разъяснили, основываясь как раз на указанные Законы. Но даже их Решения доходили. И вот теперь этот запрет уже дословно прописали в самих ПДД, где черным по белому:

п.9.11. На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения , если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1 , 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

дорога может быть и не 4-х полосной, а водителю требуется лишь прикинуть ширину полос: если от разметки до обочины меньше 3.75 - это одна полоса , если больше 3.75 - вот только тогда в этом направлении две полосы ! (3.75 - это ширина легковушки плюс примерно по метру с каждой стороны).

Двойная сплошная теперь говорит только о том, что ширина дороги больше, чем 7.5 метров (2 полосы, каждая из которых шире 3,75 м). Никаких дополнительных предположений по количеству полос движения сделать не удается.

Про двойную сплошную я думаю - что это просто промежуточный этап. Потому что по всей России в один день разметку не перекрасить.

Через несколько лет думаю должны сделать правило, что двойная сплошная на всех дорогах.

Я видел, что так принято в Америках. Даже на двухполосных дорогах жёлтая двойная сплошная.

Зато будет однозначно. Если одинарная прерывистая - то она только для попутных потоков. Если двойная, то для встречных.

Парковочные места теперь обозначаются только сплошной линией разметки, но она по-прежнему не исключена из запрета на остановку ближе 3 м от сплошной. Мде...

По-моему это сделано для запрета объезда пробок, когда на широких полосах две машины умещается (едет поток медленно, интервал боковой минимальный). Если разметка прерывистая, считается что дорога двухполосная и обгон разрашен. Сейчас будут рисовать двойную сплошную и за выезд на встречку будут штрафовать...

1) Многие водители наивно (слышал много раз) полагают, что выезд на встречную полосу с пересечением двойной сплошной карается строже чем выезд с пересечением одной сплошной разметки. Исходя из этого многие побоятся пересекать двойную.

2) Может стоило бы запретить обгон в зоне перекрестка без исключений?

И не будут водители всматриваться в разметку.

Михаил-122

"С какой целью двойная сплошная линия будет использоваться на двухполосных и трехполосных дорогах остается непонятным. Если у Вас есть какие-то предположения, напишите их в комментариях к статье."

Ну мне с этим всё очень даже понятно: всё это для того, чтобы снег зимой не чистить. Если пол-полосы справа заметёт, то надо убирать, а так - спихнули на правый край проезжей части, поместился до сплошной двойной и "слава Богу"...

Александр-445

Двойная сплошная линия будет использоваться на двухполосных и трехполосных дорогах с целью ввести в заблуждение участников дорожного движения при определении количество полос (рядов) при отсутствии разметки 1.5.

Владимир198

Обгон. Последнее фото.

Как по мне, так надо законодательно запретить подобные обгоны. Даже если ты на главной!

Простой пример - со второстепенки направо выезжает авто, на автомате взгляд ВЛЕВО - никого. Поворот направо и тут это обгоняющее чудо! ДТП обеспечено. По ПДД второстепенное авто виновно, а по существу нет.

Станислав-27

Скажите, есть по две полосы в каждую сторону, плюс трамвайные пути по которым можно ехать. Можно ли поворачивать налево (разворачивается) с трамвайных путей? Или это выезд на встречку? Спасибо за ответ и терпение.

С учетом п. 9.1, можно ли теперь совершать обгон тихохода, в зоне действия знака 3.20, при наличии разметки 1.1?

Вячеслав-50

"Обратите внимание, линии разметки 1.12, 1.14.1 и 1.14.2 потеряли собственные названия "стоп-линия" и "зебра". Теперь для обозначения данных линий разметки можно использовать только их номера."

Я не понял что за "их номера", чьи?

Водитель, приближаясь к светофору, решил перестроиться из крайнего правого ряда в крайний левый, пересекая сплошные полосы. Ударил мой автомобиль сзади-справа. ДПС вызывать не стали, разошлись "полюбовно". Имеются камеры видеонаблюдения на перекрестке. Накажут ли водителя-нарушителя?

если камеры настроены и на сплошные линии перед перекрестком, а не только, например, на стоп-линию, то нарушителю наверняка по почте придет штраф.