Проезжая и пешеходная часть. Является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей

1.1. Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем — Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

ПДД регламентируют действия всех участников дорожного движения, к которым, кроме водителя относятся еще пешеходы и пассажиры. Другие нормативные акты – это, например, правила перевозки крупногабаритных или опасных грузов, инструкции по эксплуатации каких-либо транспортных средств. Все подобные документы в части, касающейся дорожного движения, должны основываться на требованиях ПДД и не противоречить им .

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

— дорога, обозначенная знаком и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

На автомагистралях действуют требования ПДД. Знак 5.1 «Автомагистраль» устанавливается перед въездом на такие дороги.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Автопоездами называют автомобили и другие механические транспортные средства (тягачи) с полуприцепом, либо одним или несколькими прицепами. На грузовиках, колесных тракторах, движущихся с прицепом (прицепами), а так же на сочлененных автобусах и троллейбусах устанавливают опознавательный знак в виде трех фонарей оранжевого цвета.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Лица, управляющие велосипедами, считаются водителями и наделены целым рядом прав и обязанностей. Для них предусмотрено несколько дорожных знаков и светофоров, а особые требования к их движению приведены в пп. ПДД.

«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.

«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.

Термин введен .

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

В такой ситуации прекращение движения не планировалось, но обстоятельства, указанные в определении, вынудили водителя остановить транспортное средство. Следовательно, здесь речь идет о непреднамеренном прекращении движения.
Прекращение движения транспортного средства по требованию регулировщика, из-за запрещающего сигнала светофора или для того, чтобы уступить дорогу участникам движения, имеющим по отношению к вам преимущество, не считается вынужденной остановкой. Его можно квалифицировать как служебное или технологическое, но не вынужденное.

«Гибридный автомобиль» — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.

Термин «Гибридный автомобиль» внесен в ПДД с .

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Деление дорог на главные и второстепенные необходимо для организации движения через нерегулируемые перекрестки. Транспортные средства, находящиеся на главной дороге имеют преимущество перед машинами, находящимися на второстепенной дороге.

Знаки 2.3.1 «пересечение со второстепенной дорогой», 2.3.2-2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги» чаще всего устанавливаются вне населенных пунктов перед всеми перекрестками на дорогах, обозначенных знаком 2.1 «Главная дорога». Знаки 2.3.4-2.3.7 применяют в том случае, если угол между осями главной и второстепенной дорог составляет менее 60 градусов.

Следует так же отметить, что термин «Главная дорога» используется и вне перекрестков – в местах въезда на прилегающие территории. Такие участки не считаются перекрестками, однако прилегающим территориям присвоен статус второстепенной дороги, а дорогам, к которым они примыкают – статус главной.

При отсутствии знаков 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1 пересечение дорог, имеющих твердое покрытие, а также пересечение грунтовых дорог считается равнозначным .

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Главное назначение дороги – обеспечить движение транспортных средств и пешеходов. К дорогам причислены улицы, проспекты, магистрали, а также грунтовые, лесные, полевые пути и даже те, которые могут быть использованы для движения транспорта только зимой.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Виды ДТП могут быть следующими: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода или велосипедиста, на какое либо препятствие, гужевой транспорт или животных и др. Действия водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию (ДТП), приведены в п.ПДД.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Железнодорожный переезд – участок дороги, предназначенный для проезда транспортных средств через рельсовое полотно железной дороги. Это одно из наиболее опасных мест, так как тормозной путь ж/д состава составляет не менее 800 метров. Правила движения через ж/д переезды сформулированы в ПДД .

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

К маршрутным транспортным средствам могут быть причислены автобусы, троллейбусы и трамваи в том случае, если они в данный момент перевозят пассажиров по установленному маршруту, двигаясь от одного обозначенного места остановки к другому. В иных случаях, например, когда маршрутное ТС отклоняется от своего маршрута с целью сократить путь (пример не относится к троллейбусам и трамваям), перечисленный транспорт не имеет статус маршрутного.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Механические транспортные средства входят в состав общей группы всех транспортных средств. Главный признак механических ТС – наличие двигателя. Немеханическими ТС считаются любые ТС, не имеющие собственной моторной установки, приводящей их в движение. Это всевозможные прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. Они эксплуатируются совместно с механическим ТС в составе автопоездов.
Правила причислили к механическим ТС автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, тракторы, самоходные машины. Самоходные машины – это ТС, предназначенные для выполнения разнообразных работ(снегоуборочные, сельхозмашины, катки, погрузчики, асфальтоукладчики и т.п.). С 5 ноября 2014 года к механическим ТС относятся и мопеды.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Массу в снаряженном состоянии регламентирует завод-изготовитель транспортного средства. Под ней подразумевается масса полностью укомплектованного и заправленного ТС без пассажиров и груза.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.

Знаки 5.23.1 и 5.24.1 выполнены в виде табличек с белым фоном, на которых написаны названия населенных пунктов. Знаки 5.23.2 и 5.24.2 представляют собой символьное изображение населенного пункта, выполненное на белом фоне.
Если вы проехали знаки 5.23.1 или 5.23.2 (с белым фоном), то следует соблюдать все требования ПДД, касающиеся порядка движения в населенных пунктах.
Знаки 5.25 и 5.26 выполнены в виде табличек с синим фоном, на которые нанесены надписи с названием населенного пункта. Эти знаки используют для информирования о том, что в указанном населенном пункте на данной дороге (или на ее участке) требования, касающиеся движения в населенных пунктах не действуют, т.е. необходимо выполнять требования ПДД, действующие вне населенных пунктов.
Если вы свернули с участка дороги, на котором был установлен знак 5.25 (с синим фоном), но не выехали из населенного пункта, то выполняйте требования ПДД, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

– опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Основной признак обгона как опережения движущегося ТС (одного или нескольких) – выезд из полосы, по которой вы двигались ранее, на полосу (сторону дороги) встречного направления.
Следовательно, перестроение – обязательная составляющая обгона. Однако, перестраиваться можно не выезжая на встречную полосу. Опережение в пределах проезжей части попутного направления обгоном не считается.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Обочина предназначена для движения пешеходов и остановки транспорта. Если имеется пригодная для остановки обочина, ПДД запрещают преднамеренно прекращать движение на проезжей части дороги. Использование обочин для движения ТС в общем случае запрещено (п. ПДД).

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Водителю важно уметь прогнозировать развитие дорожно-транспортных ситуаций и не допускать их перерастания в ДТП. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, необходимо принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки ТС (п. ПДД).

«Опасный груз» – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

К транспортным средствам, перевозящие опасные грузы, предъявляется целый ряд специальных конструктивных требований. На таких ТС устанавливают проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета, а спереди и сзади наносят (устанавливают) опознавательные знаки «Опасный груз».

— движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Опережение не подразумевает выезд на соседнюю полосу и может выполняться как слева, так и справа.

«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

Под организованной перевозкой группы детей подразумевается специальная перевозка. С 1 января 2014 года перевозка группы детей выполняется только на автобусах.Спереди и сзади на такие ТС устанавливают опознавательные знаки «Перевозка детей».

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

ПДД запрещают пересекать организованные колонны и занимать место в них (п.). Организованной транспортной колонной может считаться группа механических ТС, состоящая не менее, чем из трех единиц указанной техники, движущаяся со специальным сопровождением, находящимся во главе колонны.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Остановка определена ПДД как преднамеренное прекращение движения. Имеется в виду, что она производится водителем по его желанию, а не по причинам, указанным в определении «Вынужденная остановка», и не для выполнения требований регулировщика, а так же не для остановки на запрещающий сигнал светофора, не для предоставления преимущества другим участникам движения, не из-за затора и т.п. Знак «Остановка запрещена» и (или) горизонтальная разметка (желтого цвета), нанесенная у края проезжей части или по верху бордюрного камня, не допускают преднамеренного прекращения движения.
В местах, где запрещена стоянка, остановка разрешена (т.е. преднамеренное прекращение движения на время до 5 минут). Там же можно находиться и большее время, если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, либо загрузки ТС.

«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

«Парковка (парковочное место — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Обязанности пассажиров приведены в ПДД.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

– место концентрации конфликтных ситуаций. Здесь траектории ТС могут пересекаться, сливаться и разветвляться. На перекрестках также пересекаются траектории движения ТС и пешеходов.
Перекрестки могут иметь самую различную форму. На перекрестках могут пересекаться, сливаться или разветвляться дороги, имеющие как одну, так и несколько проезжих частей. Для выполнения требований ряда дорожных знаков и разметки водителю необходимо уметь определять количество проезжих частей, образующих перекресток. Чтобы подсчитать количество , мысленно продлим проезжие части дорог на перекресток.

Пересечение дорог на разных уровнях, выполненное в виде мостов, эстакад, тоннелей, а так же выезды на дорогу с прилегающих территорий, перекрестками не считаются. Необходимо верно определять принадлежность пересечения к перекресткам: если пересечение является перекрестком, то на нем действуют требования ПДД. Кроме того, ряд дорожных знаков в определенных случаях действует до ближайшего перекрестка. Поэтому, в тех местах, которые перекрестками не считаются (выезды с прилегающих территорий, пересечения на разных уровнях), эти знаки своего действия не прекращают.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Основное требование к перестроению – безопасность маневрирования. Водители прибегают к перестроению, начиная движение, при обгоне, объезде, а также занимая на проезжей части дороги соответствующее положение перед поворотом, разворотом или остановкой. Подробнее о правилах перестроения говорится в п. ПДД, а также в статье .

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Пешеходами могут считаться только те лица, которые принимают непосредственное участие в процессе движения. Следовательно, регулировщики, а также лица, выполняющие ремонтные работы и т.п., не являются участниками дорожного движения. Требования к пешеходам сформулированы в ПДД.

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 – слева. На дорогах с разделительной полосой знак 5.19.2 устанавливают слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе.
При отсутствии на переходе разметки 1.14 знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся ТС, а знак 5.19.2 – на дальней. Знак 5.19.2 может быть размещен на оборотной стороне знака 5.19.1.
А на пешеходных переходах, расположенных на регулируемых перекрестках, знаков может и не быть, пешеходы могут пользоваться только разметкой. Необходимо учитывать, что при отсутствии всех атрибутов пешеходного перехода, пешеходы имеют право пересекать проезжую часть на перекрестках по линии тротуаров или обочин (п. ПДД).

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Полоса движения – основной элемент проезжей части любой дороги. Ее размеры регламентированы нормативными документами. Если разметки, показывающей ее габариты нет, или же она не видна, то водители должны считать полосой ширину проезжей части, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Приоритет – очень важное понятие, напрямую связанное с термином «Уступить дорогу (не создавать помех)».

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Прилегающая территория непосредственно примыкает к дороге. Выездам с прилегающих территорий присвоен статус второстепенных дорог. Поэтому, покидая ее, следует уступать транспорту и пешеходам, находящимся на дороге, на которую вы выезжаете. (п. ПДД).

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Прицеп – немеханическое транспортное средство. Он перемещается в составе автопоезда. Прицеп всеми колесами упирается на дорогу и прицепляется к тягачу с помощью дышла. Полуприцеп опирается на колеса и на автомобиль-тягач. Если посмотреть со стороны, то полуприцеп как бы сидит верхом на буксировщике. Прицеп-роспуск используется для перевозки грузов повышенной длины (чаще всего труб или леса).

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Дорога состоит из одной или нескольких проезжих частей. При наличии нескольких проезжих частей они отделяются друг от друга разделительными полосами

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Снаряженное механическое транспортное средство – это ТС, полностью заправленное топливом с максимальным уровнем масла и охлаждающей жидкости в агрегатах, с запасным колесом, инструментом, аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки. ТС разделяются на категории в зависимости от их назначения, конструктивных особенностей и разрешенной максимальной массы.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. N 686 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры.

Если движением управляет регулировщик, то водители должны руководствоваться его сигналами.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Термины «Стоянка» и «Остановка» означают преднамеренное прекращение движения. Остановка отличается от стоянки временем неподвижного состояния ТС. Преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 минут считается остановкой, а не стоянкой, если оно связано с непрерывной посадкой или высадкой пассажиров, погрузкой или разгрузкой ТС.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

В указанный промежуток времени без внешних световых приборов не обойтись. Этот термин оговорен в п и в ПДД.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

К транспортным средствам относится как механический (с двигателем), так и не механический транспорт (без двигателей).

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

По определению тротуар предназначен для пешеходов. В случаях, определенных в пп. и ПДД, там допускается движение, остановка и даже стоянка ТС.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Уступить дорогу» — с этим термином сталкивается каждый водитель, как только он захочет начать движение от края дороги. ПДД требуют от него перед началом движения уступить дорогу движущемуся транспорту. Что значит уступить дорогу? Это значит не создавать помех. Если вы начинаете движение на многополосной дороге, то убедитесь в том, что полоса, по которой вы собираетесь двигаться, свободна, и на нее не перестраиваются движущиеся машины.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

«Школьный автобус» — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

«Электромобиль» — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

Термин «Электромобиль» внесен в ПДД с .

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Законодательство РФ предусматривает в отношении водителя в зависимости от вида нарушения ПДД и его последствий административную, уголовную и гражданскую ответственность.

На самом деле содержание этого раздела Правил больше соответствует вот такому названию:

Расположение транспортных средств на дороге .

Почему? Да потому что речь идёт не только о том, когда и кому разрешается движение по той или иной полосе проезжей части, но также и о том, когда и кому разрешается (или не разрешается) движение и по другим элементам дороги – по разделительной полосе, по трамвайным путям, по тротуарам и по обочинам.

В первой теме настоящего учебного пособия мы достаточно подробно разобрались с тем, что такое разделительная полоса и что такое трамвайные пути. Настало время поближе познакомиться с обочиной и тротуаром, а также поговорить о том, что такое проезжая часть и что такое полоса движения.

Обочина.

Правила. Раздел 1. “Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

То, что обочина примыкает к проезжей части, находится на одном уровне с ней и отличается типом покрытия – это понятно.

Но, оказывается, обочина может и не отличаться типом покрытия, а просто отделяется от проезжей части с помощью разметки.

И ещё, оказывается, обочина может использоваться для движения, остановки и стоянки .

Что касается движения по обочине , то спешу вас успокоить – Правила в данном случае имели в виду пешеходов.

Пешеходы не просто могут, а именно должны двигаться по обочинам.

Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

Правила. Раздел 24. Пункт 24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине , если это не создает помех пешеходам.

Вы заметили – даже движение на велосипеде или мопеде по обочине не разрешается, а всего лишь допускается, да и то при соблюдении целой кучи условий! Что уж тогда говорить о мотоциклах и автомобилях? Конечно же, движение автомобилей и мотоциклов по обочинам смертельно опасно для пешеходов и потому разрешено быть не может. Это всё равно, как если бы Правила разрешили нам ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.

Другое дело, если речь идёт о парковке. Правила не просто разрешили парковаться на обочине, а именно предписали:

При наличии обочины всем парковаться только на обочине!

И это совершенно правильно – зачем же занимать проезжую часть припаркованным транспортом, если есть обочина.

На самом деле в Правилах вы нигде не встретите именно такое предписание: «При наличии обочины всем парковаться только на обочине». В Правилах Вы прочитаете следующее:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на обочине, а при её отсутствии – на проезжей части.

А вот уже из этого со всей очевидностью следует, что остановка на проезжей части (при наличии обочины!) – нарушение Правил.

На современных высококлассных дорогах обочину делают укреплённой, то есть покрывают асфальтом. В этом случае, как мы уже говорили, обочину отделяют от проезжей части с помощью дорожной разметки, и, как правило, это сплошная продольная линия (разметка 1.2.1).

Движение любых механических транспортных средств по обочинам запрещено, и сплошная линия разметки напоминает водителям об этом требовании Правил.

Однако если водитель намерен остановиться, сплошную продольную линию разметки, отделяющую обочину от проезжей части, не просто можно, а именно «д О лжно» пересекать. При остановке и стоянке эту «продольную сплошную» нужно рассматривать просто как границу между проезжей частью и обочиной.

И ещё один, важный для водителей момент – Правила разрешают использовать обочину при развороте (в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения).

Прежде, чем закончить разговор про обочину, упомянём ещё об одном исключении. Непосредственно у обочин могут располагаться магазины или иные предприятия. Если других путей подъезда нет, Правила разрешают подъезжать к этим предприятиям по обочине, но только тем транспортным средствам, которые обслуживают данное предприятие!

Резюмируем:

1. «Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и предназначенный для движения пешеходов, а также для остановки и стоянки транспорта.

2. Допускается движение велосипедов, мопедов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при условии, что это не создаёт помех движению пешеходов.

3. Как исключение разрешается подъезд по обочине транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у обочин и при условии, что других путей подъезда нет.

4. При развороте, если ширины проезжей части недостаточно, манёвр можно выполнять с использованием обочины.

5. При наличии обочины остановка транспортных средств разрешена только на обочине!

Тротуар.

Правила. Раздел 1. «Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Наиболее комфортно пешеход чувствует себя, конечно же, на тротуаре. Тротуар поднят над проезжей частью, как минимум, на высоту бордюрного камня, что создаёт дополнительные условия безопасности.

А если тротуар ещё и отделен от проезжей части газоном, так и вообще можно расслабиться.

Движение транспортных средств по тротуару запрещено.

Как и в случае с обочиной, по тротуару разрешается только движение транспортных средств, обслуживающих торговые или иные предприятия, расположенные непосредственно у этого тротуара (если других путей подъезда нет).

Стоянка на тротуаре, в отличие от обочины, запрещена. Однако, в некоторых случаях, с целью увеличения пропускной способности дороги, стоянка транспорта может быть организована на краю тротуара.

Правила разрешают использовать тротуар, но только для стоянки велосипедов, мопедов, мотоциклов и легковых автомобилей и только при наличии знака 6.4 «Место стоянки» , применённого с одной из следующих табличек:

Резюмируем :

1. Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.

2. Движение и остановка транспортных средств на тротуаре запрещены.

3. Как исключение разрешается подъезд по тротуару транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у этого тротуара, и при условии, что других путей подъезда нет.

4. Стоянка транспорта на краю тротуара возможна, но только для велосипедов, мопедов, мотоциклов и легковых автомобилей и только при наличии соответствующих знаков.

В сборнике ГИБДД по этому поводу имеется пара задачек и обе без рисунков.

Проезжая часть.

Основной и обязательный элемент дороги – это, безусловно, проезжая часть. Дорог без проезжей части просто не может быть. Правила дают такое определение проезжей части:

Правила. Раздел 1. “Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

В принципе, только из одного этого определения уже следует, что движение автомобилей, мотоциклов и велосипедов по всем другим элементам дороги (по обочинам, тротуарам, трамвайным путям и по разделительным полосам) запрещено (раз уж для движения безрельсовых ТС предназначена проезжая часть).

Но Правила, как и всякий Закон, кроме основных положений содержат дополнения и исключения, разрешающие в некоторых случаях использовать водителям и другие элементы дороги.

С обочиной и тротуаром мы уже разобрались, о трамвайных путях поговорим позднее, а сейчас всё внимание основному элементу дороги – проезжей части, а точнее, как её делят на полосы движения, и что для водителей это означает.

Полоса движения.

Чтобы упорядочить движение и сделать его максимально безопасным, проезжую часть разбивают на полосы движения с помощью продольных линий дорожной разметки.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается только при перестроении.

Большинство водителей даже не подозревают, что, двигаясь колёсами по разметке, они нарушают Правила.

Согласно пункту 9.7 Правил, движение всегда должно осуществляться строго по полосам.

Более того, и внутри полосы водитель должен располагать своё транспортное средство не абы как, а так, чтобы обеспечить безопасную дистанцию и безопасные боковые интервалы.

И это тоже требование Правил:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал , обеспечивающий безопасность движения.

Вообще, с позиции максимальной безопасности идеальная ситуация – это когда:

1. Все двигаются, соблюдая рядность (то есть двигаются строго по полосам).

2. Никто не перестраивается из ряда в ряд (любое перестроение – это потенциальная опасность).

3. Никто не выезжает на половину дороги, предназначенную для встречного движения (это угрожает лобовым или касательным столкновением).

4. Крайняя левая полоса в обоих направлениях свободна (по ней могут беспрепятственно двигаться автомобили оперативных служб).

Это идеальная картинка. К ней можно и нужно стремиться.

Но с учётом потребностей и интересов всех участников дорожного движения.

Посмотрим, как это удалось сделать Правилам на различных дорогах.

Двухполосная дорога.

Запретить выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения, можно с помощью дорожной разметки – достаточно посередине проезжей части нанести сплошную осевую линию.

Однако, в случае с двухполосной дорогой, это будет означать, что любое препятствие неизбежно заблокирует движение.

Сейчас водители попали в западню – объехать возникшее препятствие без нарушения невозможно. Если следовать «букве» Правил, все должны стоять и дожидаться инспектора, который один только может разрешить «объезд с нарушением».

Поэтому на двухполосных дорогах осевая линия, как правило, прерывистая.

Прерывистая линия разметки ничего не запрещает. Теперь в обоих направлениях можно обгонять движущиеся транспортные средства и объезжать неподвижные препятствия с выездом на полосу встречного движения, а также поворачивать налево и разворачиваться.

Применительно к двухполосной дороге Правила были вынуждены пойти на разумный компромисс между безопасностью и пропускной способностью:

Выезжать на «встречку» можно, но движение по «встречке» запрещено.

То есть после завершения обгона или объезда, водитель обязан незамедлительно вернуться на свою половину проезжей части.

Что интересно, в Правилах нигде не сказано, что разрешается выезжать на встречку на двухполосных дорогах. Но также нигде не сказано, что это запрещено. А как следует понимать любой Закон – «Что не запрещено, то разрешено»! Авторам Правил и не нужно было давать такое прямое разрешение, достаточно было не запретить.

Что же касается дорог с числом полос более двух, то здесь про выезд на встречку Правила высказались очень даже определенно.

Трёхполосная дорога.

На трёхполосной дороге возможны различные варианты организации движения.

Вариант 1 . В нашем направлении одна полоса, во встречном – две.

Сплошная продольная линия разметки разделяет встречные потоки транспортных средств.

В данном случае нам возможно только одно – двигаться строго по своей (единственной) полосе, не наезжая на сплошную осевую линию разметки.

Вариант 2. В нашем направлении две полосы, во встречном – одна.

Ну, наконец-то, в нашем направлении более одной полосы, в данном случае – две. Ну и что, как будем делить на всех эти две полосы?

Можно, например, ввести драконовские требования и запретить всем (кроме автомобилей оперативных служб) занимать левую полосу.

Можно разрешить движение по левой полосе, но не всем и не всегда.

Правила рассудили следующим образом. Всего-то две полосы и делить тут особо нечего, и если дело происходит в населённом пункте, пусть у всех будут равные права. В населённом пункте движение характерно и без того большим количеством перестроений. Правила сочли, что принуждать водителей возвращаться на правую полосу ещё и после каждого опережения или объезда – это скорее во вред, а не на пользу.

Это разрешение означает, что в населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении можно двигаться по любой полосе даже, если Вы на дороге один. Причём использовать любую полосу могут все – и мотоциклы, и легковые автомобили, и любые грузовики.

И опять-таки в Правилах вы нигде не найдёте прямого указания, что, мол, если дело происходит в населённом пункте, и в вашем направлении две полосы, то всем разрешается движение по любой из этих двух полос. Авторы Правил снова применили основной принцип любого Права – «Что не запрещено, то разрешено» и изложили требования в следующем виде:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Второй абзац. В населенных пунктах , водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Третий абзац. три полосы и более только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота.

Как видим, требование не занимать крайнюю левую при свободных правых касается только дорог с тремя и более полосами в данном направлении.

Отсюда как раз и следует, что в населённых пунктах на дороге с двумя полосами в данном направлении разрешено занимать любую полосу независимо от интенсивности движения.

Вне населённого пункта скорости существенно выше, и Правила, заботясь о безопасности, постарались как можно дальше развести друг от друга встречные потоки транспортных средств. Это требование изложено в том же пункте 9.4, только в первом абзаце:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Первый абзац. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль» или 5.3 «Дорога для автомобилей», или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Как видим, это требование действует на любой дороге вне населённого пункта. Но не только. Даже в населённом пункте, если на данном участке разрешена скорость более 80 км/час, все обязаны держаться как можно правее.

Правая полоса занята, и сейчас водитель синего джипа ничего не нарушает.

А вот сейчас нарушает.

В данной ситуации водитель синего джипа обязан двигаться по крайней правой полосе.

Вариант 3. Проезжая часть разделена на три полосы прерывистыми линиями дорожной разметки.

В этом случае средняя полоса отдана в одновременное пользование водителям обоих направлений.

Однако, в отличие от предыдущего варианта, здесь водители должны расценивать выезд на среднюю полосу, как разрешённый выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения.

То есть предварительно необходимо оценить, свободна ли средняя полоса от встречных транспортных средств, а, завершив обгон или объезд, необходимо незамедлительно вернуться на правую полосу.

Несмотря на прерывистые линии разметки, выезд на крайнюю левую полосу на трехполосной дороге Правилами категорически запрещён!

Такое нарушение квалифицируется, как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Вот как об этом сказано в Правилах:

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Вот как об этом вас спросят на экзамене:

В этом месте на занятиях в автошколе ученики всегда задают вопрос: «Разрешено ли на такой дороге развернуться?».

А почему нет? На любой дороге, разворот может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо Правилами. Разметка прерывистая, знаков никаких нет, а Правила запрещают выезд на крайнюю левую полосу только с целью обгона или объезда препятствия.

Более того, Правила про разворот на такой дороге всё написали прямым текстом (повторим ещё раз пункт 9.3):

Правила. Раздел 9. Пункт 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота .

Конечно же, перед перестроением на среднюю полосу с целью разворота водитель должен убедиться в том, что она свободна от встречного движения.

А если ширины проезжей части недостаточно для разворота, то, как и на любой дороге, вне перекрёстка его можно выполнять от правого края проезжей части (или даже с обочины).

Конечно же, при этом необходимо уступить дорогу не только встречным, но и попутным транспортным средствам.

Итак, разворот на такой трёхполосной дороге разрешён. И на участках вне перекрёстка его нужно осуществлять либо со средней полосы, либо от правого края проезжей части, либо с обочины.

Но на перекрестках , как вы уже знаете, разворот всегда и везде разрешён только из крайнего левого положения!

И на такой дороге крайнее левое положение – это средняя полоса!


В каком направлении Вы можете продолжить движение по средней полосе?

1. Прямо или налево.

2. Только налево.

3. Налево или в обратном направлении.

Комментарий к задаче

На трёхполосной дороге для движения прямо предназначена ПРАВАЯ полоса.

Среднюю полосу разрешено использовать только для обгона или объезда, а также для поворота налево или разворота.

И была до 1-го сентября 2016 года ещё и такая задачка (я, правда, немногое её изменил, но это непринципиально):


Водитель какого автомобиля, поворачивая налево, НЕ нарушает Правила?

1. Только легкового.

2. Только грузового.

3. Оба не нарушают.

Комментарий к задаче

Обратите внимание! – все дороги – ТРЁХПОЛОСНЫЕ! На таких дорогах НАЧИНАТЬ поворот налево надо СО СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ.

А на какую полосу можно заезжать ЗАВЕРШАЯ поворот налево?

Если вы не пропустили предыдущую тему (маневрирование), то уже знаете, что на любой дороге, завершая поворот налево, водитель не должен оказаться на полосе встречного движения!

Всё правильно сделал только водитель грузовика, и его манёвр не грозит никому никакими неприятностями.

Уж не знаю почему ГИБДД посчитала эту задачу неактуальной и удалила её из экзаменационных билетов, но на сегодняшний день дело обстоит так:

Если повернуть налево на среднюю полосу (на такой дороге), это квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается штрафом 5000 рублей или лишением прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Многополосные дороги.

Дорога с любым количеством полос более трёх – уже многополосная дорога. На многополосных дорогах осевая линия, разделяющая потоки встречных направлений, не просто сплошная, а в обязательном порядке! – сдвоенная сплошная линия.

На многополосных дорогах Правила, наконец, смогли в полной мере реализовать один из основных принципов безопасности – здесь категорически запрещается выезд (с целью обгона или объезда) на половину, предназначенную для встречного движения! Все опережения и объезды – только в пределах своей половины проезжей части!

Вариант 1. В нашем направлении две полосы.

Но это вы уже знаете. На любой дороге с двумя полосами в данном направлении в населённом пункте всем разрешается занимать любую удобную полосу.

И это вам тоже знакомо. На любой дороге вне населённого пункта все должны держаться как можно правее. В данной ситуации, завершая опережение, водитель обязан вернуться на правую полосу.

Левые полосы можно занимать только при занятых правых .

И на экзамене об этом спрашивают:

Вариант 2. В нашем направлении более двух полос.

На дорогах с тремя и более полосами в данном направлении Правила, хоть и не категорично, но всё же «попросили» водителей не занимать крайнюю левую полосу.

То есть занимать её можно, но только при интенсивном движении, когда все остальные полосы данного направления заняты.

В населённом пункте такое требование означает следующее:

1. Если в вашем направлении, например, целых десять полос движения, вы вправе выбрать любую удобную полосу из девяти правых, даже если дорога абсолютно свободна.

2. Если девять правых полос заняты, вы можете занять и десятую (крайнюю левую).

3. Если, двигаясь по крайней левой полосе, вы доехали до места, когда справа стало свободно, вы обязаны покинуть крайнюю левую полосу.

И это так! Но не для всех!

Это так, если вы управляете мотоциклом, легковым автомобилем или малым грузовиком (до 2,5 т). Однако если вы пересядете за руль среднего грузовика (более 2,5 т), то на вас начнёт действовать совсем другая норма Правил. Правила решили – раз уж нереально совсем освободить крайнюю левую полосу, то совершенно необходимо освободить её хотя бы от средних и больших грузовиков, и на таких дорогах (с тремя и более полосами в данном направлении) Правила запретили им занимать крайнюю левую полосу.

И сразу же возникает вопрос – а как же им поворачивать налево или разворачиваться? Ведь это нужно совершать как раз с крайней левой полосы! Правила не забыли об этом, и разрешили им выезд на крайнюю левую, но только перед поворотом налево или разворотом.

И всё! Даже если все остальные полосы заняты, грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн на крайнюю левую не сметь!

И никаких опережений или объездов с выездом на крайнюю левую!

В Правилах об этом сказано следующим образом:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. В населенных пунктах водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более , занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении , когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота , а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота.

Вы обратили внимание! – грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн запрещено занимать крайнюю левую вообще на любых дорогах с числом полос более двух в данном направлении (как в населённом пункте, так и вне населённого пункта).

И если вам с правами категории «В» доведётся управлять таким грузовиком (например, Газелью), помните об этом.

И на экзамене по этому поводу задачки есть:


Разрешается ли Вам, управляя грузовым автомобилем с разрешённой максимальной массой более 2,5 т, выехать на третью полосу в данной ситуации?

1. Разрешается.

2. Разрешается только для поворота налево или разворота.

3. Разрешается только для опережения.

4. Запрещается.

Комментарий к задаче

Если уж так случилось, и Вы с правами категории «В» сели за руль грузовика с разрешённой максимально массой более 2,5 тонн, тогда на любой дороге с тремя и более полосами в данном направлении, крайнюю левую Вам разрешено занимать только для поворота налево или разворота.

В билетах ГИБДД есть ещё пара задачек, на которые я хочу обратить ваше внимание.

По какой полосе проезжей части разрешено движение в населённом пункте, если по техническим причинам Ваше транспортное средство не может развивать скорость более 40 км/час?

1. Только по крайней правой.

3. По любой, кроме крайней левой.

Введение

Правила дорожного движения являются правовым документом, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 и введены в действие с 01.07.1994 г. Они устанавливают нормы общественного поведения участников дорожного движения и призваны обеспечить безопасность везде, где возможно движение всех наземных транспортных средств, кроме железнодорожных. Современные ТС (транспортные средства) обладают большой кинетической энергией, поэтому столкновения их, или наезды на людей и неподвижные препятствия вызывают, как правило, тяжелые последствия. Правила (ПДД) дают информацию о значении и применении основных средств организации движения, регламентируют порядок перевозки людей, грузов и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, устанавливают требования к техническому состоянию и оборудованию ТС, находящихся в эксплуатации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. В период действия Правил, соответствующими Постановлениями Правительства РФ периодически вносились изменения и поправки: от 08.01.1996 №3; от 31.10.1998 №1272; от 21.04.2000 №370; от 24.01.2001 №67; от 28.06.2002 №472; от 07.05.2003 №595; от 14.12.2005 №767; от 28.02.2006 №109; от 16.02.2008 №84; от 19.04.2008 №287 и от 27.01.2009 г. №28, вступившие в силу с 01.03.2009 г.

1. 24 раздела;

2. Два Приложения (Дорожные знаки и Дорожная разметка);

3. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Основные понятия и термины.

Приведенные в п.1.2 Правил, понятия и термины расположены в алфавитном порядке, для удобства их изучения мы уйдем от алфавитного порядка и объединим их по смыслу.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Давайте разбираться, что из себя представляет, каждый элемент дороги перечисленный выше.


(Описание к фотографиям 2;3;)

1. проезжая часть;

2. полоса движения;

3. разделительная полоса;

4. тротуар;



Перекресток может быть образован пересечением дорог любой формы.






Важно, чтобы эти пересечения находились на одном уровне. Проезды под мостами, путепроводами, эстакадами, выезды с прилегающих территорий перекрестками не считаются.



Для удобства выполнения водителями поворотов на пересекающихся проезжих частях выполняют закругления. Границами перекрестка являются воображаемые линии, соединяющие соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закругления проезжих частей, внутри этих границ действуют требования Правил, относящиеся к проезду перекрестков. В пределах границ перекрестка пересекающиеся проезжие части дорог образуют пересечение проезжих частей (пересечения ). На перекрестке может быть образовано не одно, а несколько пересечений . Если одна или две дороги имеют разделительную полосу, разделяющую ее на проезжие части, то каждая из проезжих частей образует пересечение.


Трамвайные пути расположенные посредине дороги не разделяют ее на проезжие части, поэтому при пересечении дороги с трамвайными путями образуется только одно пересечение .

Нерегулируемые перекрестки могут образовывать пересечения равнозначных и неравнозначных дорог. На перекрестках неравнозначных дорог одна их них является главной, а другая – второстепенной. При проезде такого перекрестка водитель, движущийся по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной дороге.



Главная дорога - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7, или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т. п.) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Водители, въезжающие на нерегулируемый перекресток по главной дороге имеют преимущество , а движущиеся по второстепенной - выполнить требование Правил «уступить дорогу».


(Описание к фото)

1- главная дорога

2- второстепенная дорога





Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится в него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).


Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.


Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- или четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортное средство. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Автопоезд - механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус , троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. Водителям маршрутных ТС предоставлен ряд преимуществ (раздел 18 Правил).




Разрешенная максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажир ами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, т. е. сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав. Под массой снаряженного автомобиля понимают массу полностью заправленного автомобиля топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и укомплектованного водительским инструментом и принадлежностями. Она указана в технической характеристике автомобиля. М mах состава ТС = M maxTC1 + M maxTC2+...+М тахТСп; Фактическая масса - это масса ТС (состава ТС) на данное время. М факт.≤ М max.

Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.


Перестроение - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. Перед перестроением водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. При перестроении водитель должен уступить дорогу ТС , движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении ТС, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа (п.п. 8.1;8.4). Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).



Правила обгона (п. 11.1 -11.4):

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения. 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;


- следующее за ним транспортное средство начало обгон;


- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.


Правила встречного разъезда (п.11.7)

1. если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу.



2. на уклонах, обозначенных знаками 1.13 "Крутой спуск" и 1.14 "Крутой подъем", уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.


На узких участках дороги очередность встречного разъезда определяется дорожными знаками 2.6; 2.7





Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажир ов либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Преднамеренное» - это значит, прекращение движения, запланированное водителем. Остановка по сигналу регулировщика, светофора, требованию сотрудника полиции, а также остановка перед пешеходным переходом, за которым образовался затор, преднамеренной не считается.

Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира ) или появлением препятствия на дороге.

Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажир ов либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Темное время суток - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Недостаточная видимость - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т. п., а также в сумерки.

Ограниченная видимость – это видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности , геометрическими параметрами дороги , растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами в том числе транспортными средствами. На дороге в местах с ограниченной видимостью запрещен обгон ТС.



Опасный груз - вещества, изделия из них, отходы производственной или хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Организованная перевозка группы детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству. Населенный пункт - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23...5.26.


Знаки 5.23.1 и 5.23.2 выполнены на белом фоне , это значит, что водитель, при въезде в такой населенный пункт должен выполнять требования Правил, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах, а именно: - скорость движения ТС не должна превышать 60 (км/ч). - подача звуковых сигналов разрешается только для предупреждения дорожно-транспортного происшествия и т.д.


Знак 5.25 выполнен на синем фоне , это значит, что водители, при движении по дороге, обозначенной этим знаком, выполняют требования Правил, как при движении вне населенных пунктов, а именно: - скорость движения не более 90 (км/ час) для определенных видов ТС. - подача звуковых сигналов разрешена при обгоне ТС, а также для предупреждения дорожно-транспортного происшествия.

Дороги в России делятся на определенные типы: федеральные, городские, сельские. Основной элемент любой дороги - проезжая часть. На автомагистралях и дорогах для автомобилей она многополосная, содержит разделительную полосу, обочину и пешеходные переходы. На некоторых из них проезжие части разделяют двойной сплошной разметкой, а полосы движения прерывистой разметкой. Высокоскоростные трассы не имеют пересечений на одном уровне со второстепенными.

Согласно новой редакции ПДД, разрешенная скорость на автомагистралях 150 км/час. На современных трассах есть специальные полосы движения для велосипедистов, на них запрещен въезд автомобилям.

Нормы стандартов

Проезжая часть предназначена для движения безрельсовых ТС. На ней могут размещаться трамвайные пути. Они, как правило, автомобилями не могут использоваться. В ПДД есть пункт 9.6. Он позволяет выезд на трамвайные пути при развороте, повороте налево, но при условии выполнения пункта 8.5 Правил.

Дорога должна проектироваться и содержаться в условиях, обеспечивающих выполнение требования правил градостроительства СП 42.13330.2011. Расстояние от края проезжей части скоростной трассы до границы жилой застройки не должно быть меньше 100 м. Стандарт обязывает застройщиков устраивать озеленительные полосы шириной не менее 10 метров. Много полезной информации есть и в документе СНиП 2.07.01-89, раздел 11 «Транспорт и улично-дорожная сеть», пункты 11.1-11.4. В стандарте есть условие - высокоскоростные дороги должны иметь подземные и надземные пешеходные переходы. Устраивать на автомагистралях наземные переходы запрещено.

Движение разрешено

Границы проезжая части дороги определяют полосы движения. Они выделяются разметкой и знаками (пункт 9.1 ПДД). Пересекать прерывистую разметку разрешено только при перестроении. Если разметки нет, ширина полосы выбирается водителем самостоятельно с учетом габаритных размеров автомобиля и ТС, проезжающих рядом. Обязательно должен приниматься во внимание и интервал между ними. На проезжей части выделяются дополнительные полосы в местах подъема на эстакады и специальные для общественного транспорта. Водитель не должен занимать крайнюю левую полосу, если свободна полоса, расположенная справа.

Транспортные потоки

Разделительные полосы устанавливают для обеспечения безопасного движения по многополосным дорогам противоположного направления. На федеральных и межгосударственных автомагистралях они могут разделять транспортные потоки попутного направления. Ширина определяется ГОСТом Р 52399-2005. Допустимая ширина - шесть метров, внутри может располагаться газон. Если установлены ограждения (бетонные или металлические), тогда ее ширина - 2 метра. На двухполосные дороги второй категории разделительные ограждения не устанавливают. Проезжие части разделяют двойной сплошной разметкой 1.3. Расстояние между сплошными 1.3 равно ширине каждой из линий.

На некоторых городских трассах проезжая часть имеет широкие разделительные полосы, выделенные визуально горизонтальной сплошной разметкой 1.2.1.

Проезд по ним машин скорой помощи, автомобилей специального назначения, штрафами не наказывается, для остальных штраф составляет 1500 рублей (пункт 9.9 ПДД).

Обочина

Обочина - это часть дороги, которая на современных федеральных автомагистралях зачастую асфальтовая. На особо опасных участках проезжая часть ограничивается специальным барьером, не допускающим съезд за дорожное полотно. Проезжие части отделяются от обочины горизонтальной сплошной разметкой 1.2.1 или прерывистой 1.2.2. Белая сплошная часто дополняется желтой сплошной. Въезд на такую сдвоенную сплошную разрешен только в крайнем случае. Например, обнаружена неисправность автомобиля.

На трассах регионального или местного значения обочина может быть выполнена из гравия, щебня, песка. Пункт 12.1 ПДД разрешает не только остановку на обочине, но и стоянку. Главное условие «не создавать помеху» другим участника дороного движения. Штраф за езду по обочинам предусмотрен статьей 12.15 КоАП и составляет 1500 рублей.

Переходы и дорожки

Пешеходы считаются равноправными участниками дорожного движения. Для них предназначены:

Дорожки не пересекают полосы движения ТС. Проезд автомобилей по ним запрещен.

Переходы подразделяются на три группы:

  • наземные;
  • надземные;
  • подземные.

Наземные - участки дороги, по которым движение пешеходам разрешено. Они обозначаются знаком 5.19.1. Если проезжая часть имеет разделительную полосу, тогда они устанавливаются и на ней. На регулируемых перекрестках знаки разрешено не устанавливать. Разметка, по определению, данному в первом разделе ПДД, в некоторых случаях может отсутствовать.

Надземные и подземные переходы размещаются в зоне многополосных дорог и обозначаются знаками. Если после строительства надземного перехода не удалена разметка «зебра», переход по ней запрещает пункт 4.3 Правил. Но оштрафовать пешехода инспекторы ДПС не смогут. За нарушения правил установки знаков и разметки участники дорожного движения не отвечают.

Безопасность

Когда соседние полосы движения заняты, некоторые водители, нарушая ПДД, начинают обгон по разделительной или обочине. Часто такие маневры заканчиваются очень печально. При этом страдает не только нарушитель, но и законопослушные водители. Нарушителя наказывает Уголовный кодекс.

При повреждении дороги и расположенных на ней сооружений применяются нормы закона ФЗ №196 от 2013. Штраф для физических лиц колеблется от пяти до десяти тысяч. За нарушение могут принять повреждение дорожной разметки. За разрушение конструктивных элементов разделительной полосы юридическому лицу, в том числе и индивидуальному предпринимателю, придется заплатить триста тысяч. Такое наказание действует в 2016, но уже сейчас размер уплаты предлагают увеличить.

В последние годы обустройство автомагистралей начинает принимать цивилизованный вид. Возводятся современные надземные и подземные переходы. Применяется новый вид пешеходных переходов - диагональные. Реконструируют и разделительные полосы: увеличивают высоту конструктивных элементов. На особо опасных участках теперь на обочину въехать нельзя - помешает высокий заградительный барьер. Сообщается, что дорожное строительство будет продолжено.

Ученики автошколы прежде, чем приступить к практической части занятий, должны освоить теоретическую базу, то есть выучить правила дорожного движения (ПДД), сдать экзамен по теории. Чтобы его сдать, необходимо свободно владеть понятиями ПДД, одно из которых мы сегодня разберем. Итак, что такое дорога, как понять громоздкое определение?

Дорога и ее составные части

"Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения."

Чтобы легче запомнить эти сложные словосочетания, разберем предложение и вникнем в смысл написанного. Обустроенная, а где-то приспособленная полоса земли, значит, тот участок земли, который построен и оборудован для движения по нему пешеходов и транспортных средств. Что касается мостов, а также путепроводов, эстакад, они также являются дорогой, но искусственно созданной, что и имеется в виду под словами "поверхность искусственного сооружения". Посмотрим на составные части дороги.

Элементами дороги считаются:

  • Проезжая часть. Она используется безрельсовыми транспортными средствами.
  • Тротуар. Используется пешеходами.
  • Трамвайные пути. Это часть дороги, но к проезжей части она не относится.
  • Обочины. Присоединенный участок земли непосредственно к проезжей части, используется для стоянки, остановки или движения ТС в зависимости от знаков, установленных на месте. Обочины имеют свое покрытие или отделены от проезжей части с помощью разделительной полосы.
  • Разделительные полосы. Они разграничивают смежные проезжие части разметкой или конструкцией (например, газоном).

Обратите внимание, что совсем не обязательно присутствие всех элементов одновременно. Дорога может не иметь разделительных полос или трамвайных путей, например.