Фз защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Защита предпринимателей – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление и сохранение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные меры осуществляются в соответствии с принятым законом и способствуют они выявлению нарушителей прав и привлечению их к ответственности.

Защита прав предпринимателей – новое, достаточно молодое направление в политике Президента Российской Федерации. Не секрет, что до недавнего времени в нашей стране контроль над деятельностью малого и среднего бизнеса сводился к обычной финансовой договоренности. Как такового, контроля практически не было. Взаимоотношения с чиновниками по принципу «плати и работай, не платишь – закрывайся» истощали частный бизнес.

Необходимость в поддержке предпринимательства остро встала перед Президентом и правительством РФ. Государственными структурами были приняты меры по защите прав предпринимателей, направленные на улучшение жизни российских бизнесменов посредством ограждения их от засилья бюрократизма, коррупции и вымогательства. Данная мера призвана организовать контроль деятельности предпринимателей, который не нарушает их законных прав.

Предметом защиты являются законные права и интересы предпринимателей, если они нарушаются или оспариваются.

Способы защита прав предпринимателей

Существует два способа защитить оспариваемые или нарушенные права юрлиц и ИП.

  1. Материально-правовой способ – защита материального права. Данный способ подразделяется на следующие виды:
    • пресекающий – вынуждающий прекратить незаконные действия;
    • восстановительный – благодаря которому происходит восстановление или признание оспариваемых прав;
    • штрафной – осуществляющий взыскания материальных компенсаций за незаконные действия (бездействие).
  2. Процессуальный способ – защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующими органами в судопроизводстве.

Существует еще один способ, защищающий права бизнесменов – самозащита. Этот способ необходимо применять заранее, не дожидаясь нарушения прав. Единственное условие, которое необходимо учесть при самозащите – соразмерность предполагаемому нарушению.

Формы защиты прав предпринимателей:

  • Судебные. К ним относится восстановление и сохранение прав такими органами, как Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции.
  • Внесудебные: досудебное мировое соглашение, третейский суд, нотариальная помощь.

Закон о защите прав предпринимателей

Необходимость в данном законе возникла не случайно. Незаконное давление чиновников на владельцев бизнеса, коррупция, поборы и вымогательства превращают жизнь предпринимателей в ад. Особенно пагубно это отражается на среднем и малом бизнесе. У данной категории бизнесменов нет достаточных ресурсов для осуществления защиты своих законных прав и интересов. Неправомерные проверки, отсутствие поддержки со стороны властей сделали сферу частного предпринимательства слабой и уязвимой. Это негативно сказалось и на общем состоянии экономики страны.

Для того чтобы осуществить защиту лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, 15 мая 2008 года был издан Указ Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». В соответствии с этим Указом, была проделана работа, в результате которой появился новый закон о защите прав предпринимателей – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Новый закон отрегулировал работу контролирующих органов государственной и муниципальной власти в сфере предпринимательства, четко обозначил права и обязанности органов контроля и владельцев бизнеса и их взаимодействие между собой.

Урегулирование проверок - метод защиты прав предпринимателей

Одной из основных форм осуществления контроля над деятельностью предпринимателей является проведение проверок. До недавнего времени процедура проведения проверок имела хаотичный характер. Контрольные проверки проводились тогда, когда данная мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура проверок сводилась к вымогательству денежных средств у бизнесменов.

Это не только ослабляло предпринимателей, но и способствовало увеличению нарушений с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Проверки стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

Проверки подразделяются на такие виды:

  • Плановая - проводятся один раз в три года. План проверок размещается на официальном сайте Государственной прокуратуры РФ. Любой владелец бизнеса может ознакомиться с данным планом и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений.
  • Внеплановая - проводится в чрезвычайных случаях, в том числе, по заявлениям о нарушении потребительских прав. Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений норм со стороны частного бизнеса.

Также существует подразделение проверок на:

  • Документарная - проверка необходимой документации, предоставляемой в организацию, осуществляющую контроль (без выезда на место);
  • Выездная - проверка предпринимателя по месту его нахождения.

Существуют определенные принципы восстановления и сохранения прав предпринимателей, которые включают:

  • Сообщение в компетентные организации информации об открытии нового бизнеса;
  • Презумпция добросовестности;
  • Возможность знакомиться со всеми необходимыми документами, получать информацию о планах проверок, знать права и обязанности представителей органа, осуществляющего контроль;
  • Орган, осуществляющий контроль, может проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • Запрещено осуществлять мероприятия по проверке одного бизнесмена по одному и тому же вопросу разными органами контроля;
  • Если юрлицо или ИП предоставили сведения об открытии нового бизнеса в соответствующие компетентные службы, то они не обязаны предоставлять госконтролю или любой другой проверяющей службе разрешительные документы на работы;
  • Контролирующая служба, действующая с нарушением закона, привлекается к ответственности, согласно действующему законодательству;
  • Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются на бесплатной основе. Взимать денежные средства за проведение данных мероприятий с предпринимателей, запрещено;
  • Мероприятия по проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей финансируются за счет соответствующего бюджета.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России - омбудсмен

Для того чтобы защитить малый и средний бизнес, недостаточно принять соответствующие законы. В нашей стране выполнение закона возможно, только если есть соответствующий контроль. Чтобы ситуация начала меняться в лучшую сторону, был принят ряд мер по осуществлению контроля выполнения правовых актов.

В апреле 2012 года для улучшения жизни предпринимателей России действующий на тот момент президент России Д. Медведев ввел должность специального уполномоченного по защите прав предпринимателей в России.

В декабре 2012 года, после инаугурации, новый президент Российской Федерации В. Путин создал институт омбудсмена по защите прав предпринимателей. Данный орган подчиняется Президенту РФ, а возглавляет его уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей. 22 июня 2012 года на эту должность был назначен председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ОАО «Абрау-Дюрсо» Борис Титов.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

  • Признавать недействительными решения госорганов путем судебных разбирательств;
  • Обращаться в органы судопроизводства с исковыми требованиями о защите прав лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • Подвергать процедуре обжалования вступившие в законную силу арбитражные судебные акты;
  • Запрашивать в органах госвласти и муниципальных образований любую необходимую информацию;
  • При предъявлении соответствующего удостоверения иметь допуск в органы государственной власти;
  • Посещать заключенных под стражу по соответствующим статьям без разрешительных документов;
  • Принимать участие в выездных проверках;
  • Вносить предложения по улучшению работы в сфере предпринимательства.

Требования для кандидата на должность уполномоченного:

  • возраст от 30 лет;
  • высшее образование;
  • не является членом Совета Федерации;
  • не является депутатом;
  • не занимается бизнесом.

Принятие закона о сохранении и восстановлении прав предпринимателей и применении последующих мер по его осуществлению сдвинули с мертвой точки ситуацию в сфере предпринимательства в России. Владельцы бизнеса могут найти поддержку и в своем регионе, где имеется региональный уполномоченный по правам предпринимателей, и в вышестоящих кругах. Чувствуя поддержку государства, бизнес стал легализоваться, выходить из тени. Это является одним из факторов улучшения экономической ситуации в стране.

С целью соблюдения интересов ИП и организаций других форм собственности в области контроля над их деятельностью был принят законопроект - 294 ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обозначенный нормативный документ определяет методику проведения аудита предприятий и устанавливает единые требования для органов власти по выполнению функций, направленных на выявление нарушений при ведении бизнеса.

Занятие предпринимательством с целью получения дохода не может остаться без внимания государства, которое выступает гарантом соблюдения прав всех граждан Российской Федерации.

Одной из действенных мер влияния на законность ведения бизнеса является осуществление надзора за работой предприятий.

Но, кто может проверить ИП и юрлиц в вопросах соблюдения требований нормативно-правовых документов РФ?

Контролирующих органов, которым выданы такие полномочия, не так уж и много, к ним относятся:

  1. Налоговая служба.
  2. Прокуратура.
  3. Трудовая инспекция.
  4. Роспотребнадзор.
  5. Пожарный надзор.
  6. Ростехнадзор.
  7. Другие органы госвласти.

ФНС проверяет правильность расчёта выплаченных сборов, и особый интерес у неё вызывают предприятия продолжительное время функционирующие в убыток или выплачивающие сотрудникам низкую заработную плату.

Внимание Роспотребнадзора направлено на наличие сертификатов качества на продукцию, выполнение санитарно-гигиенических норм и на оформление уголков потребителей.

Трудовая инспекция контролирует соблюдение прав наёмного персонала предприятия. Органы пожарного надзора - наличие средств пожаротушения и соответствующей документации.

Ростехнадзор курирует вопросы, относящиеся к использованию в деятельности объектов повышенной опасности и природных ресурсов. Прокуратура занимается выявленными нарушениями, не попадающими под полномочия других надзорных органов, и начинает аудит только после поступления обращений от граждан, из СМИ или от других предприятий, пострадавших от деятельности физических либо юридических лиц.

К остальным органам власти, имеющим право проверки предприятий, относятся:

Порядок осуществления аудита со стороны ФНС регулирует налоговый кодекс РФ, а остальных органов власти - закон №294-фз о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок.

В этом нормативном документе дана исчерпывающая информация об этапах уведомления госорганов исполнительной власти о начале некоторых видов бизнеса, об организации проведения контроля, его типах, о правах ИП и юрлиц во время осуществления мероприятий.

ФНС, по общему правилу, наделена полномочиями для выполнения планового контроля не чаще 1 раза за три года. Но при выявлении случаев злостных нарушений, возможно проведение проверки вне плана. Установленная продолжительность аудита составляет 2 месяца, но она может быть увеличена на срок до 6 месяцев.

ФЗ о проверках госорганами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставляет исчерпывающую информацию о мероприятиях, проводимых государственными органами, в области соблюдения законодательства при ведении предпринимательской деятельности. В нём дан полный перечень возможных вариантов проверок физических и юридических лиц, которые по типу делятся на плановые и внеплановые.

Первый вариант надзора проводится по утверждённым графикам, которые заблаговременно выкладываются на официальном сайте полномочных органов.

Периодичность проведения обозначенных мероприятий составляет единожды в три года при условии, что предприятие не относится:

  • к теплоснабжению;
  • к здравоохранению;
  • к электроэнергетике;
  • к образованию;
  • к социальной сфере;
  • к энергосбережению;
  • к улучшению энергетической эффективности.

Для организаций вышеуказанной направленности аудиторские мероприятия проводятся несколько раз за три года.

Основой для включения в плановый контроль предприятия служит регистрация организации, окончание срока предыдущей проверки либо получение госорганами уведомления о начале видов деятельности, требующих оповещения соответствующих инстанций.

Внеплановый надзор может назначаться при следующих условиях:

О предстоящем плановом контроле предприниматели уведомляются, путём направления в адрес организации заказного письма или иными доступными средствами, не позднее трёх дней (рабочих) до начала мероприятия. При внеплановом надзоре, если он не вызван чрезвычайными обстоятельствами или поступившей жалобой, проверяемое лицо извещается не позднее суток до начала мероприятия.

Последовательность выполнения процедуры аудита

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может проходить в документальной либо выездной форме.

Для первого варианта надзорные органы затребуют у предприятия необходимую информацию путём направления в её адрес соответствующего запроса о предоставлении сведений. Проверяемое лицо в течение пяти дней (рабочих) со времени получения уведомления о предъявлении документов направляет в государственные инстанции запрашиваемые сведения, копии необходимых бумаг, заверенных подписью и печатью руководителя организации, или электронные версии документов, подтверждённые ЭЦП уполномоченного лица. При необходимости надзорные службы имеют право затребовать письменное пояснение к предоставленной информации.

Выездная проверка осуществляется непосредственно по месту нахождения предприятия, подвергающемуся контролю. Чаще всего её назначают, если при документальном аудите возникли вопросы, ответить на которые можно только непосредственно посетив объект предпринимательства. В ходе процедуры, в качестве наблюдателей, могут привлекаться другие фирмы, не связанные с контролируемыми деловыми отношениями.

Продолжительность проведения мероприятий по надзору за деятельностью физических и юрлиц не может превысить двадцати рабочих дней.

Для одной отрасли бизнеса установленный общий срок осуществления аудита не может быть более 50 часов, а для ИП - 15 часов в год. В некоторых случаях длительность проверок может быть увеличена, но не более чем на четыре недели или приостановлена на срок не более 14 суток.

Для лиц, осуществляющих аудит, законодательно установлено ряд ограничений.

К ним относится запрет:

  1. На проверку предприятия по вопросам, не входящим в их полномочия.
  2. На изъятие оригиналов документов, не имеющих отношения к объекту надзора.
  3. На отбор образцов продукции без составления протокола об истребовании.
  4. На превышение сроков осуществления мероприятия.
  5. На ведение надзора без присутствия руководителя компании либо его заместителя.
  6. На затребование возмещения затрат на проведение процедуры контроля с проверяемого объекта.

Результаты мероприятия оформляются актом в двух экземплярах. Первый остаётся у ИП или юрлица, второй - в надзорном органе. Бизнесмен, с целью защиты своих прав при будущем аудите, может оформлять журнал учёта проверок, составленный по установленной форме. В этом случае представитель надзорных органов должен внести в документ сведения о произошедшем мероприятии.

Если в ходе выполнения аудита были выявлены какие-либо нарушения законодательства РФ, юридическим либо физическим лицам вручается предписание об устранении найденных отступлений от нормы с указанием сроков выполнения тех или иных действий. При несогласии лица, подвергнувшемуся контролю, с результатами проверки, оно, может, в течение 15 суток, с даты получения акта, направить в контролирующий орган письмо. К нему, в случае необходимости, прикладываются документы, подтверждающие обоснованность несогласия.

При административном нарушении оформляется протокол, а течение двух месяцев со дня проведения аудита на адрес организации направляется постановление о наложении наказания с обозначением суммы штрафа, обязательной к уплате бизнесменом. После чего у физического или юридического лица есть 10 суток на обжалование этого документа в суде. В случае согласия с размерами наказания, обозначенные суммы необходимо внести не позднее 30 суток с даты окончания срока обжалования, иначе контролирующие органы истребуют их в принудительном порядке.

Предпринимателям не стоит бояться обращаться в суд в случае сомнений в правомерности наложения штрафов по проведённому аудиту.

Как показывает практика, чаще всего суд принимает сторону бизнесменов.

Права проверяемого лица

Федеральный Закон №294-фз устанавливает следующие права для лиц, подвергнувшихся контролю:

  1. Требовать у аудитора предъявления удостоверения и приказа, определяющего основные моменты при проведении проверки.
  2. Непосредственно присутствовать во время процедуры.
  3. Давать пояснения по вопросам, возникающим в ходе контроля.
  4. Получать информацию и документы, имеющие непосредственное отношение к объектам надзора.
  5. Знакомиться с результатами, и обозначать своё согласие либо несогласие.
  6. Обжаловать действия лиц, осуществляющих надзор, в суде.
  7. Привлекать уполномоченных по защите прав ИП.
  8. Требовать возмещение вреда полученного ИП во время проведения проверки, в том числе упущенной выгоды, при условии, что действия должностных лиц надзорных органов будут признаны судом неправомерными.
  9. Обращаться письменно в прокуратуру с просьбой о вынесении протеста на нормативные документы, на основании которых назначены проверки.

При условии, что предприятие отнесено к малому либо среднему бизнесу законом №294 фз о проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с изменениями от 27.11.2017, установлен трёхгодичный период, заканчивающийся 1 января 2019 года, когда такие организации не подвергаются плановым проверкам.

Таки образом ИП могут подать заявление установленной формы для исключения из графиков надзора.

Закон о каникулах от проверок был принят с целью поддержки малого бизнеса в Российской Федерации. Раньше контролирующие органы могли в любое время нанести визит на предприятие, а размеры штрафов для малых организаций практически не отличались от выплачиваемых крупными компаниями. С вводом соответствующих законопроектов ситуация изменилась.

Процедура аудита сама по себе не доставляет удовольствия ИП или юрлицу, которые подвергаются проверке. В настоящее время сложно вести бизнес, соблюдая все требования законодательства и следуя предписаниям нормативно-правовых документов в полном объёме. Но бояться надзора не нужно, ведь проверку осуществляют такие же люди. Они также могут допустить нарушения, которые делают саму процедуру аудита неправомочной. Поэтому зная свои права и основные моменты, обязательные для исполнения лицу, осуществляющему аудит можно пройти эту процедуру с минимальными неудобствами.

Описываемый нами сегодня федеральный закон действует с 2008 года. Действующая редакция документа претерпела последние изменения от 1 января 2017 года. В настоящее время разработаны некоторые поправки, которые еще не вступили в силу (как и в случае с ). Далее мы подробно разберем данный акт, и постараемся ответить на самые часто задаваемые вопросы граждан.

ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Основным назначением этого закона является регулирование отношений между государственными уполномоченными органами и индивидуальными предпринимателями или организациями в ходе в проведения проверок (как регулирует осуществление страховых выплат пенсионерам). Положения акта указывают на то, что при проведении проверок, вне зависимости от их характера, обе стороны имеют определенные права и несут обязанности. Именно в этом и заключается юридический смысл закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также читайте о последних изменениях в законе о мошенничестве: нова/я редакция ст 159 УК РФ

Плюс, в новой редакции ФЗ урегулирован полный порядок проведения проверок (как плановых так и внеплановых), в частности в следующих моментах:

— изменена процедура документарной проверки;

— порядок оформления итогов проверок;

— надзор, учет, регламент;

— права ИП и ЮЛ в процессе проверок стали расширенными.

Помимо этого акта, документов регулирующих данный процесс нет. Поэтому рекомендуем ознакомиться с текстом с последними комментариями на сайтах «Консультант+» или «Гарант».

Краткое содержание и изменения

Что касается последних изменений 294 федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относительно деятельности государственных органов, то главным новшеством является конечно расширение предмета проводимых проверок. Теперь в него входят и объекты культурного наследия, которым пользуются организации или граждане в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Об этом говорит 10 статья настоящего закона.

Если говорить в более общем смысле, то уполномоченный государственный орган (административный, муниципальный или исполнительный) при наличии достаточных оснований может организовать проверку деятельности субъекта. Принимать подобное решение должны служащие, к которым поступили данные о возможных нарушениях. Это касается именно внеплановой проверки.

Относительно плановых (рейдовых) мероприятий можно отметить, что таковые проводятся по определенному графику, с обязательным предупреждением субъекта (ст. 13.2 часть 1). Порядок и основание их проведения могут дополняться также и некоторыми региональными актами. К примеру, налоговые акции (сроки, распоряжение о начале и т.д.) обычно устанавливаются на региональном уровне. Закон 294 ФЗ с последними изменениями содержится на выше указанных тематических ресурсах.

ФЗ 294 журнал учета проверок юридического лица

Помимо выше описанного, данный ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также обязывает субъектов вести журнал учета проверок. Это правило распространяется на всех независимо от формы организации. Форма журнала периодически утверждается Правительством России. При фиксации информации следует указывать следующие элементы: дата, номер, обнаруженные и задокументированные нарушения, номер предписания и т.д. В конце уполномоченное лицо должно проставить свою подпись.

ФЗ 294 разъяснения и комментарии

«ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» действующая редакция гласит, что большинство специалистов совершенно обосновано полагают, что изменение некоторых положений привело к своеобразному выравниванию статуса сторон правоотношения. Глава 3 (ФЗ защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) лишний раз подчеркивает это суждение. Т.е. у предпринимателей появилось намного больше прав и возможностей их применения по сравнению с прошлым порядком. При этом, деятельность органов стала более регламентированной, т.к. каждое действие (постановление, уведомление и т.д.) имеет свой строгий порядок. Официальный комментарий к закону пока не подготовлен, но можно найти тексты для старой редакции.

Ответственность за нарушение

Ответственность за нарушение несут именно грубые нарушения, которые допускает субъект в ходе проверки, либо если чинятся препятствия к проведению таковой. Ответственность в данном случае может иметь неоднородный характер, вплоть до уголовного наказания.

Судебная практика

Однозначно что-либо сказать по данному поводу невозможно, т.к. процент решений суда в пользу одной сторон примерно одинаковый. В большинстве случаев на стороне государственного регулирования оказываются Роспотребнадзор или прокуратура (прокурорская). Реже, такие органы как полиция, МЧС и пр.

Перечень документов для подачи иска

Основной целью деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является получение максимальной прибыли и порой в этой погоне они забывают о соблюдении законодательства. Для предотвращения нарушений был введен в действие механизм государственного контроля за действиями организаций и частных предпринимателей.

Однако, на практике встречаются случаи злоупотребления правом органами государственного контроля при проведении проверок. Поэтому должна существовать нормативно-правовая база, которая регламентирует порядок осуществления контроля и соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частью которой выступает Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

  • 1. Принцип уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Полный список работ и услуг, относительно которых необходимы предоставляться уведомления о начале деятельности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности". В этот перечень входят такие виды, как предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, производство строительных материалов и изделий.
  • 2. Принцип презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Сущность данного положения в том, что организации и предприниматели, в отношении которых проводятся проверки, не обязаны доказывать свою невиновность, факт нарушения должны обосновать органы государственного и муниципального контроля.
  • 3. Принцип открытости и доступности информации об осуществлении государственного контроля. Данный принцип подразумевает прозрачность осуществления государственного контроля, за исключением ситуаций, связанных с информацией, передача которой запрещена или ограничена нормами права.
  • 4. Принцип соответствия полномочий органа государственного контроля с непосредственно осуществляемой проверкой. Однако, порой компетенция может быть настолько нечетко сформулирована, что позволяет толковать ее достаточно широко. В подобных случаях нужно четко выяснить имеет ли данное должностное лицо право проводить проверку или нет.
  • 5. Принцип недопустимости проведения проверки одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя по аналогичным основаниям несколькими органами государственного контроля.
  • 6. Принцип недопустимости требования о получении организацией, предпринимателем разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Если законодательством не регламентировано получение подобных документов, то проверяющий орган не имеет права требовать их у проверяемого субъекта.
  • 7. Принцип ответственности проверяющих субъектов за нарушение российского законодательства при осуществлении государственного контроля. Данное положение служит сдерживающим фактором злоупотреблений контролирующих органов.
  • 8. Принцип недопустимости взимания органами государственного контроля проверяемых субъектов платы за проведение проверки. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводится бесплатно.
  • 9. Принцип финансирования проверок за счет средств соответствующих бюджетов.
  • 10. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:

  • - государственную тайну;
  • - коммерческую тайну;
  • - служебную тайну;
  • - иную охраняемую законом тайну.

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:

  • а) руководитель юридического лица;
  • б) иное должностное лицо юридического лица;
  • в) уполномоченный представитель юридического лица;
  • г) индивидуальный предприниматель;
  • д) уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
  • Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки. К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки. А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности. Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными - решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, - если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:

  • - 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
  • - 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.

АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.