Типы высшей нервной деятельности их пластичность. Типы высшей нервной деятельности: описание, особенности и характеристики

Изучение деятельности больших полушарий вместе с ближайшей подкоркой в нормальных условиях (методом условных рефлексов) привело к созданию схемы типов нервной деятельности или основных образцов поведения высших животных.

Типы нервной системы делят на общие, встречающиеся у человека и у животных, и частные, свойственные только человеку.

Тип нервной системы - это индивидуальная характеристика нервной системы по трем основным признакам: 1) силе возбуждения и торможения; 2) соотношению, или уравновешенности, возбуждения и торможения между собой и 3) подвижности возбуждения и торможения, которая характеризуется скоростями их иррадиации и концентрации, скоростью образования условных рефлексов и др.

Школа И. П. Павлова установила у собак четыре типа нервной системы. Первый тип - сильный (сильное возбуждение и сильное торможение), неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением, безудержный. Второй тип - сильный, вполне уравновешенный, инертный, малоподвижный, медленный. Третий тип - сильный, вполне уравновешенный, очень живой, подвижный. Четвертый тип - слабый, со слабым возбуждением и торможением, легко тормозимый. Легкая тормозимость этого типа обусловлена как слабым и легко иррадиирующим внутренним торможением, так и особенно внешним торможением под влиянием незначительных посторонних раздражителей.

Только у немногих животных четко выступают черты определенного типа нервной системы. У большинства же эти черты весьма неотчетливы, и определить у них тип нервной системы затруднительно.

От типа нервной системы при других равных условиях зависят: различная скорость выработки условных рефлексов, различные величины условных рефлексов и их прочность, различия скорости иррадиации и концентрации возбуждения и торможения, разная устойчивость к действию факторов, вызывающих нарушение высшей нервной деятельности, и приспособленность к различным воздействиям внешней среды. Тип нервной системы определяет не только поведение животного организма, но и характер деятельности его внутренних органов, обусловленный функциональным состоянием симпатической и парасимпатической систем.

Собаки, у которых преобладает торможение, слабо реагируют на вещества, возбуждающие симпатические центры промежуточного мозга, и, наоборот, сильно реагируют на вещества, возбуждающие парасимпатические центры промежуточного мозга. Собаки, у которых преобладает возбуждение, наоборот, сильно реагируют на вещества, возбуждающие симпатические центры промежуточного мозга, и слабо реагируют на вещества, возбуждающие парасимпатические центры промежуточного мозга. У уравновешенных животных реакция на оба вещества одинакова. Соответствие типов нервной системы, установленных методом условных рефлексов, типам нервной системы, определенным по действию веществ на симпатические и парасимпатические отделы промежуточного мозга, позволяет считать, что тип нервной системы зависит от преобладания тонуса одного из отделов вегетативной нервной системы. Следовательно, характер поведения животного в значительной мере зависит от функционального состояния вегетативной нервной системы (С. И. Гальперин, 1949, 1960).

Схема деления типов нервной системы на частные, человеческие основана на том, что у некоторых людей (первый тип) первая сигнальная система преобладает над второй сигнальной системой и, наоборот, у людей второго типа вторая сигнальная система преобладает над первой. У человека со средним типом нервной системы обе сигнальные системы имеют приблизительно одинаковое значение. Нормальное мышление возможно лишь при неразрывном участии обеих систем. Степень соотношения обеих систем чрезвычайно разнообразна у разных людей.

При определении типов человека необходимо учитывать, что человек отображает мир в двух формах: 1) воспринимая непосредственное действие раздражителей внешнего мира и 2) воспринимая речь, сигнализирующую эти непосредственные раздражители.

Типы нервной системы и темпераменты

И. П. Павлов считал, что четыре типа нервной системы, установленные в опытах на животных, приблизительно совпадают с классической схемой темпераментов, установленной на людях еще Гиппократом.

Первый тип приблизительно соответствует холерику, второй - флегматику, третий - сангвинику и четвертый - меланхолику. Темперамент характеризуется главным образом силой нервного, а следовательно, и психического процессов, взаимоотношением возбуждения и торможения и скоростью их протекания. Однако темперамент человека не равнозначен типу его нервной системы. Темперамент человека, несомненно, связан со свойствами нервной системы, характеризующими тип. Но формы поведения человека определяются не отдельными раздражителями, а явлениями, предметами и людьми, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его воспитанием, убеждениями, мировоззрением. Поэтому при характеристике темперамента человека необходимо учитывать не только функциональные особенности его нервной системы, а прежде всего условия его жизни в обществе определенной исторической эпохи и его практической деятельности.

Необходимо учесть, что только у немногих людей имеются указанные четыре темперамента в относительно чистом виде. У большинства черты разных темпераментов сочетаются.

Воспитание типов нервной системы

Типы нервной системы изменяются после рождения. Они развиваются в филогенезе, но так как животное со дня рождения подвергается разнообразнейшим воздействиям обстановки, то окончательно характер складывается как сплав из прирожденных черт нервной системы (типа) и изменений ее свойств, обусловленных внешней средой, часто закрепляющихся на всю жизнь. Таким образом, врожденные свойства нервной системы могут проявляться только в момент рождения. Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но в большей степени зависит от постоянного воспитания и обучения.

Тип нервной системы изменяется воспитанием, систематической тренировкой. Практикой торможения можно до известной степени изменить сильный неуравновешенный тип, сделать его более уравновешенным. Слабый тип труднее поддается значительным изменениям. У него нормальная высшая нервная деятельность осуществляется только в благоприятных условиях работы, так как он чаще других способен давать «срывы».

Тип нервной системы влияет на обучение сельскохозяйственных животных. Возбудимый тип лошади легко и быстро обучаем, но следует избегать перенапряжения торможения. Животные сильного, инертного типа медленно обучаются. Лошади слабого типа почти непригодны для работы. Они обучаются с трудом.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Тип ВНД– совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом.

Согласно учению И.П. Павлова о типах ВНД, основными являются три свойства нервных процессов: сила нервных процессов, уравновешенность и подвижность.

1. Сила нервных процессов (сила процессов возбуждения и торможения) связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны соответственно с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.

2. Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.

3. Подвижность нервных процессов - скоростью, с которой возбуждение может сменять торможение или наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

Различные люди характеризуются различными соотношениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и определяют тип их нервной системы и высшей нервной деятельности.

1. Сильный неуравновешенный («безудержный») тип характеризуется сильной нервной системой и преобладанием процессов возбуждения над торможением (их неуравновешенностью).

2. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.

3. Сильный уравновешенный инертный тип (спокойный, малоподвижный) имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.

4. Слабый тип характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и слабостью нервных процессов.

Пластичность типов высшей нервной деятельности. Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.

Совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие целостного организма с внешней средой, называют высшей нервной деятельностью (ВИД). Условно-рефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы, которые обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называется типом высшей нервной деятельности.

Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в учении И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.

В основу деления нервной системы на типы положены три основных показателя:

  • сила процессов возбуждения и торможения;
  • уравновешенность этих процессов;
  • подвижность процессов возбуждения и торможения.

Изучение свойств нервной системы ребенка позволило создать

классификацию типов ВИД детей, учитывающую особенности их нервной деятельности (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов, взаимоотношения коры и подкорковых образований, соотношение между сигнальными системами).

На основании этих признаков в настоящее время выделяют различные типа ВИД (рис. 51).

Согласно современной классификации различают четыре типа

1. Сильному, уравновешенному, подвижному (лабильному) типу ВИД свойственны сильные нервные процессы, нормальная возбудимость и оптимальный баланс между возбуждением и торможением с взаимными переходами, т.е. их уравновешенностью.

Он характеризуются быстротой образования условных рефлексов и их легким угасанием в случае неподкрепления.

Дети с таким типом ВИД без труда переключаются с одного занятия на другое и выполняют их с равным удовольствием. Это сильные, спокойные, общительные дети. Они отличаются хорошим поведением, легко поддаются воспитанию. У них быстро развиваются речевые рефлексы, они обладают достаточно богатым словарным запасом; их речь громкая, быстрая, часто сопровождается мимикой и жестикуляцией.

Рис. 51.

2. Если нервная система человека отличается невысокой подвижностью нервных процессов при их значительной силе, то это сильный уравновешенный инертный тип. Это оптимально возбудимый, медленный тип. Для него характерна легкость образования прочных условных рефлексов, но их формирование осуществляется несколько медленнее тормозных.

Дети с таким типом ВНД отличаются дисциплинированностью, отличным поведением; они сильные, спокойные и сосредоточенные; хорошо овладевают различными навыками. У них правильная речь, с достаточно большим словарным запасом, но жестикуляция при разговоре отсутствует. Для таких детей характерно активное отношение к трудностям, любое поручение они доводят до конца. Однако их отличает некоторая медлительность и протяженность рефлексов.

3. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип отличается сильной нервной системой, в которой процессы возбуждения существенно преобладают над торможением. Это повышенно возбудимый, безудержный тип ВНД. В данном случае положительные условные рефлексы формируются достаточно легко, а отрицательные - медленно и являются неустойчивыми.

У детей с таким типом нервной организации деятельность подкорки преобладает над деятельностью коры больших полушарий, чем и объясняется их вспыльчивость и неумение управлять своими эмоциями. Короткие вспышки возбуждения у них, как правило, сопровождаются двигательным эффектом. Дети с таким типом ВНД отличаются непостоянством характера и сложностью воспитания. Учатся они неровно, чаще всего удовлетворительно; у них богатый словарный запас, но речь неровная, быстрая, с меняющимися интонациями. Начало фразы, как правило, бывает бойким, но речь постепенно угасает и заканчивается тихо.

4. Слабый тип ВНД отличается пониженной возбудимостью коры и подкорковой области, а также низкой работоспособностью корковых клеток, слабостью нервных процессов и длительностью тормозных фаз.

У таких детей деятельность первой и второй сигнальных систем протекает на более низком уровне, чем у детей с другими типами ВНД. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы и легко поддаются внешнему торможению. Такие дети не переносят длительного действия раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойное запредельное торможение. У них тихая, медленная речь, словарный запас небольшой; незначительные перегрузки нередко приводят к утомлению; запредельное торможение развивается, как правило, в конце учебной недели, в конце четверти или учебного года.

На основе наблюдений за поведением людей еще в древности были выделены четыре типа человеческого темперамента (Гиппократ, IV в. до н.э.), которые соответствуют типам ВНД (рис. 52). Так, сильный уравновешенный подвижный тип соответствует сангвиническому темпераменту, сильный уравновешенный инертный - флегматическому, сильный неуравновешенный - холерическому, а слабый - меланхолическому темпераменту.

Русский физиолог И.П. Павлов, опираясь на наличие у человека второй сигнальной системы и его способности к творческой мыслительной деятельности, предложил выделить следующие типы ВНД.

Художественный тип, для которого характерно образное мышление; в общем поведении человека преобладают стимулы первой


сигнальной системы, вызывающие в мозге яркие образы. Познавательные процессы и творческая деятельность у людей такого типа преимущественно ориентированы на яркие художественные образы.

Мыслительный тип, при котором процессы познания, мышление преимущественно базируются на абстрактных понятиях. Определяющими в индивидуальном поведении становятся «сигналы сигналов» - стимулы второй сигнальной системы (словесное мышление). Люди такого типа обладают способностью к тонкому анализу и синтезу раздражителей окружающего мира.

Средний тип с уравновешиванием обеих сигнальных систем. Людей такого типа большинство, им в равной степени свойственны как умозрительные заключения, так и образные впечатления.

В целом типология ВИД определяется врожденными свойствами человека, однако в процессе развития на наследственные особенности нервной системы существенное влияние оказывает окружающая среда, что базируется на свойстве пластичности нервной системы. Помимо этого свойства нервных процессов могут меняться при соответствующей тренировке.

Все это свидетельствует о том, что изучение типологических особенностей ВИД необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании ребенка.

В процессе учебно-воспитательной работы педагогу следует учитывать типологические особенности учащихся и применять индивидуальный подход к каждому из них. Это в наибольшей степени позволит устранить факторы, вызывающие нервное перенапряжение, и избежать развития невротических расстройств у детей.

Индивидуальные особенности поведения человека, его убеждения, взгляды, привычки складываются постепенно в течение всей жизни. Физиологической основой этих особенностей являются свойства высшей нервной деятельности (ВИД) и сложные системы условных рефлексов, образование которых находится в зависимости от двух факторов: от среды, окружающей человека (семья, школа, общество определенной исторической эпохи, социальный строй, практическая и общественно-историческая деятельность человека), и от наследственных свойств высшей нервной деятельности индивидуума. Этими свойствами ВНД являются сила нервных процессов (возбуждения и торможения), их уравновешенность и подвижность.

Наиболее важным свойством высшей нервной деятельности является сила нервных процессов. Суждение о степени ее выраженности составляется на основании многих критериев. Сила нервных процессов может характеризоваться способностью нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в состояние запредельного торможения при действии сильного или длительно действующего раздражителя. Так, например, шум самолета, не являясь сильным раздражителем для находящихся в нем взрослых пассажиров, вызывает запредельное торможение у маленьких детей, имеющих слабые нервные процессы.

Характеристикой работоспособности нейронов может служить возможность выполнения длительной малоинтересной работы или кратковременной, но большой мощности. Важным показателем силы нервных процессов служит «закон силы», сформулированный И.П. Павловым. Согласно этому закону, величина условного рефлекса возрастает с увеличением интенсивности условного раздражителя. Прослеженная зависимость четко проявляется у индивидуумов, обладающих сильными нервными процессами, тогда как у людей со слабыми нервными клетками «закон силы» нарушается: ответная реакция на условный раздражитель, интенсивность которого повышается либо не изменяется, либо ослабляется (парадоксальный ответ). Одним из важных проявлений силы нервных процессов является также сопротивляемость к тормозящему действию посторонних раздражителей.

Таким образом, о силе нервных процессов можно судить на основании нескольких важных критериев:

  • 1) предела работоспособности нервных клеток, который определяется порогом запредельного торможения, способностью к продолжительной деятельности небольшого напряжения или кратковременной, но очень мощной работе;
  • 2) отношения к «закону силы»;
  • 3) сопротивляемости к тормозящему действию посторонних раздражителей.

На основании этих представлений, по силе нервных процессов всех людей можно разделить на два типа: сильный и слабый.

Вторым свойством, положенным в основу классификации типов ВНД, является баланс между процессами возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешены, но могут и преобладать один над другим. У лиц со слабой нервной системой легко развивается охранительное запредельное торможение. Поэтому у них невозможно рассмотреть свойства уравновешенности процессов. Сильный же тип по этому признаку может быть разделен на уравновешенный и неуравновешенный. Критерием уравновешенности нервных процессов у лиц с сильной нервной системой служат следующие данные:

  • 1) величина ориентировочной реакции;
  • 2) скорость угасания ориентировочной реакции при многократном ее возникновении;
  • 3) скорость образования положительных и отрицательных условных рефлексов;
  • 4) скорость угасания условного рефлекса при его неподкрепле- нии.

У лиц с преобладанием возбудительного процесса величина ориентировочной реакции очень высока, а скорость угасания ее низкая. У этих людей сравнительно быстро вырабатываются положительные условные рефлексы, но зато затруднено формирование всех типов внутреннего условного торможения, особенно дифференцировки. В то время как у людей с уравновешенными процессами возбуждения и торможения как положительные, так и отрицательные рефлексы вырабатываются сравнительно легко. Не возникает особых затруднений и при переделке рефлексов из возбудительного в тормозной и, наоборот, из тормозного в возбудительный.

Наконец, третье свойство нервной системы - подвижность - зависит от быстроты взаимопереходов процессов возбуждения и торможения. Критерием оценки подвижности может служить эффективность выполнения работы скоростного характера, а также быстрота, четкость и точность в выполнении при переходе от одного рода занятий к другому.

Таким образом, использование различных критериев позволяет судить о степени выраженности основных свойств ВНД у различных индивидуумов. Полученные данные легли в основу разделения всех людей на отдельные типы. Выделено 4 типа высшей нервной деятельности (табл. 3). Однако в резко выраженном виде эти четыре типа встречаются относительно редко. Большинство людей относится к промежуточным формам, число вариантов которых весьма велико. Существенное значение при этом принадлежит воспитанию.

Таблица 3

Схема четырех типов ВНД по И.П. Павлову

Тип нервной системы

Характеристика показателей нервной системы по:

Соответствие темпера- ментов(по Гиппократу)

уравновешенности

подвижности

Сильный, неуравновешенный (безудержный)

Неуравновешенный, преобладание возбуждения над торможением

Сильный, уравновешенный, подвижный

Уравновешенный

Подвижный

Сангвиник

Сильный, уравновешенный, инертный

Инертный

Флегматик

Неуравновешенный, преобладание торможения над возбуждением

Меланхолик

И.П. Павлов рассматривал тип нервной системы как сплав генотипа, т.е. наследственной основы нервной деятельности (обусловливающей конституциональные особенности организма, в том числе и темперамент), с фенотипом, т.е. приобретенными в результате воспитания свойствами.

Необходимо отметить, что типы ВНД определяются врожденными качествами. Однако в процессе развития, как известно, наследственные свойства не остаются неизменными, а существенно преобразуются под воздействием внешней среды.

Целенаправленное воздействие факторов окружающей среды может оказать определенное влияние на свойства нервной системы. Так, например, подвижность нервных процессов может быть несколько повышена при действии быстро сменяющихся раздражителей, на каждый из которых требуется новая ответная реакция.

Определенной тренировке поддается также сила нервных процессов. Это достигается при постепенном увеличении силы и времени действия раздражителей.

В связи с рассмотрением типов ВНД детей важное значение приобретает вопрос о практической оценке типа ВНД для решения проблемы о путях формирования характера и поведения человека. Согласно точке зрения И.П. Павлова, между типами нервной системы и характером поведения не может быть простого соответствия, так как поведение - «сплав» из врожденных черт типа и изменений, обусловленных внешней средой. Свойства нервной системы не определяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения и труднее - другие.

В этой связи трудно дать практическую оценку каждого из типов ВНД. До известного времени фаталистически неполноценными считались лица со слабой нервной системой. Однако отношение к этому типу в последнее время значительно изменилось. Известно, что лица со слабой и сильной нервными системами имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Например, слабая нервная система обладает малой выносливостью (отрицательная сторона), но характеризуется высокой чувствительностью, реактивностью к действию раздражителей (положительная сторона). В противоположность этому сильная нервная система обладает большой выносливостью (положительная сторона), но имеет малую чувствительность к раздражителям (отрицательная сторона).

Таким образом, каждое свойство нервной системы, с точки зрения его жизненной ценности, можно рассматривать как диалектическое единство противоположных проявлений.

Из сказанного вытекает положение об одинаковой социальной ценности всех типов высшей нервной деятельности. Изучение типов должно быть направлено не на отыскание способов изменения свойств нервной системы, а на нахождение наилучших для каждого типа путей и методов воспитания и обучения (у детей), а также организации труда и жизни (у взрослых).

Типологические особенности высшей нервной деятельности человека в зависимости от соотношения между первой и второй сигнальными системами. Наблюдая за различными формами поведения, а также за особенностями мышления и эмоциональной деятельности людей, И.П. Павлов предложил еще одну классификацию типов ВНД, основанную на взаимодействии первой и второй сигнальных систем. По мнению И.П. Павлова, имеются три основных типа людей: мыслительный, художественный и смешанный.

Для людей художественного типа характерно преобладание конкретного чувственно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди более склонны к синтезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом ВНД И.П. Павлов считал Л.Н. Толстого и И.Е. Репина.

Для людей мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы действительности. Они более склонны к аналитическому, абстрактному, отвлеченному мышлению. К этому типу внд и.п. Павлов относил известного немецкого философа Гегеля, создателя теории происхождения видов английского ученого Ч. Дарвина и др.

Кроме того, есть категория людей, у которых в равной степени развиты первая и вторая сигнальные системы. Люди с указанным типом склонны как к абстрактному, так и к чувственно-образному мышлению. Их И.П. Павлов отнес к смешанному типу. К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства он относил разносторонне одаренного Леонардо да Винчи - гениального художника и математика, анатома и физиолога. Смешанным типом ВНД, по мнению ученого, обладали немецкий поэт и философ Гете, создатель периодической системы элементов Д.И. Менделеев, выдающийся химик, талантливый русский композитор А.П. Бородин.

Таким образом, у взрослых людей в зависимости от соотношения в деятельности первой и второй сигнальных систем выделяют три типа ВНД. Специальные исследования, проведенные в середине прошлого века в лаборатории А.Г. Иванова-Смоленского, показали, что аналогичные типы ВНД есть и у детей.

Классификация ВНД детей, построенная с учетом функционирования сигнальных систем, содержит четыре типа. В ее основу положена способность нервных процессов у детей к взаимопереходам от одной сигнальной системы к другой, от одной формы мышления к другой. Эта классификация представлена на рис. 5.2.

Нервная система, совместно с эндокринной, осуществляет контроль над всеми процессами в организме как простыми, так и сложными. Она состоит из головного мозга, спинного и периферических нервных волокон.

Классификация НС

Нервная система делится на: центральную и периферическую.

ЦНС - главная часть, к ней относятся спинной и головной мозг. Оба эти органа надёжно защищены черепом и позвоночником. ПНС - это нервы, отвечающие за движение и сенсорные. Она обеспечивает взаимодействие человека со средой обитания. С помощью ПНС организм принимает сигналы и реагирует на них.

ПНС бывает двух видов:

  • Соматическая - чувствительные и двигательные нервные волокна. Отвечает за координацию движения, человек осознанно может управлять своим телом.
  • Вегетативная - делится на симпатическую и парасимпатическую. Первая даёт ответную реакцию на опасность и стресс. Вторая - отвечает за покой, нормализацию работы органов (пищеварительных, мочевыводящих).

Несмотря на свои отличия, обе системы взаимосвязаны, и не могут работать автономно.

Свойства нервных процессов

На классификацию типов ВНД влияют свойства нервных процессов, к ним относятся:

  • уравновешенность - одинаковое протекание в ЦНС процессов, таких как возбуждение и торможение;
  • подвижность - быстрая смена одного процесса на другой;
  • сила - способность правильно реагировать на раздражитель любой силы.

Что такое сигнальные системы

Сигнальная система - набор рефлексов, которые связывают организм с окружающей средой. Именно они служат ступенью при формировании высшей нервной деятельности.

Выделяется две сигнальные системы:

  1. рефлексы на конкретные раздражители - свет, звук (есть у животных и человека);
  2. система речи - развилась у человека в процессе трудовой деятельности.

Эволюция ЦНС

Эволюция функций клеток ЦНС происходила в несколько стадий:

  • усовершенствование отдельных клеток;
  • формирование новых свойств, способных взаимодействовать с окружающей средой.

Основными этапами филогенеза, которые прошла нервная система, являются:

  1. Диффузный тип - один из древнейших, он встречается у таких организмов, как кишечнополостные (медузы). Представляет собой вид сети, которая состоит из скоплений нейронов (биполярные и мультиполярные). Несмотря на простоту, нервные сплетения, реагируя на раздражения, дают реакцию по всему телу. Скорость, с которой распространяется возбуждение по волокнам, низкая.
  2. В процессе эволюции выделился стволовой тип - ряд клеток собрались в стволы, но диффузные сплетения также остались. Он представлен у группы первичноротых (плоские черви).
  3. Дальнейшее развитие привело к появлению узлового типа - часть клеток ЦНС собраны в узлы с возможностью передачи возбуждения от одного узла к другому. Совершенствование клеток и развитие аппаратов рецепции происходило параллельно. Нервные импульсы, возникающие в каком-либо участке тела, не распространяются по всему телу, а только в пределах сегмента. Представителями этого типа являются беспозвоночные: моллюски, членистоногие, насекомые.
  4. Трубчатый - высший, характерен для хордовых. Появляются многосинаптические связи, что приводит к качественно новым взаимоотношениям организма со средой. К этому типу относятся позвоночные: животные, разные по внешнему виду и имеющие различный образ жизни, и человек. Они имеют нервную систему в виде трубки, которая заканчивается головным мозгом.

Разновидности

Учёный Павлов многие годы проводил лабораторные исследования, изучая рефлексы собак. Он сделал вывод, что у человека в основном тип нервной системы зависит от врождённых особенностей. Именно нервная система, её свойства, физиологически действуют на формирование темперамента.

Однако современные учёные утверждают, что на это влияют не только наследственные факторы, но также уровень воспитания, обучения и социальное окружение.

Благодаря всем исследованиям, выделены следующие типы нервной системы, в зависимости от протекания процессов возбуждения, торможения и нахождения в равновесии:

  1. Сильный, неуравновешенный - холерик. У этого типа преобладает возбуждение нервной системы над торможением. Холерики очень энергичны, но они эмоциональны, вспыльчивы, агрессивны, честолюбивы и имеют недостаточное самообладание.
  2. Сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник. Люди этого типа характеризуются, как живые, активные, легко приспосабливаются к разным условиям жизни, имеют высокую сопротивляемость к жизненным трудностям. Они лидеры, и уверенно идут к своей цели.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный - флегматик. Он является противоположностью сангвиника. Его реакция на всё происходящее спокойная, он не склонен к бурным эмоциям, уверен, обладает большой сопротивляемостью к проблемам.
  4. Слабый - меланхолик. Меланхолик не способен противостоять любым раздражителям, вне зависимости положительные они или отрицательные. Характерные признаки: заторможенность, пассивность, трусливость, плаксивость. При сильном раздражителе возможно нарушение поведения. У меланхолика всегда плохое настроение.

Интересно: психопатические расстройства чаще встречаются у людей с сильным неуравновешенным и слабым типом ВНД.

Как определить темперамент человека

Определить какого типа нервная система у человека непросто, так как на это влияет кора больших полушарий, подкорковые образования, уровень развития сигнальных систем и интеллект.

У животных на тип НС в большей степени влияет биологическая среда. К примеру, щенки, взятые из одного помёта, но выращенные в разных условиях, могут обладать разным темпераментом.

Исследуя ЦНС и психологию человека, Павлов разработал опросник (тест), пройдя который, можно определить свою принадлежность к одному из типов ВНД, при условии правдивости ответов.

Нервная система осуществляет контроль над деятельностью всех органов. Её тип влияет на характер и поведение человека. Люди, имеющие общий тип, схожи по своим реакциям на определенные жизненные ситуации.