Законность и правопорядок. Законность – это принцип, метод и режим строгого, неуклонного исполнения и соблюдения норм права всеми участниками общественных отношений

Законность и легитимность власти - однопорядковые, но не тождественные понятия. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. Так, законно избранный в 1996 г. Президент России Б. Н. Ельцин в конце 1999 г. пользовался доверием не более 10 % российских граждан, т. е. полностью утратил свою легитимность. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Например, пришедший к власти в Чили в результате военного переворота в 1973 г. генерал А. Пиночет в результате эффективной экономической политики впоследствии стал вполне легитимным и законным президентом страны.

Легитимная, но не законная власть как бы получает карт-бланш (полномочия) от народа на то, чтобы сделать жизнь людей лучше, а уже потом установить законные основания власти. Законная, но не легитимная власть лишается поддержки своего народа и в дальнейшем может прибегнуть к незаконным средствам в политике.

Любая политическая власть (даже самая реакционная) стремится выглядеть в глазах своего народа и мирового сообщества как эффективная и легитимная. Поэтому процесс легитимизации власти является предметом особой заботы правящей элиты. Одним из самых распространенных приемов в этом процессе является замалчивание негативных результатов своей политики и всяческое «выпячивание» реальных и мнимых успехов. Нередко помехой в такой подмене негативных факторов на позитивные становятся независимые средства массовой информации. Поэтому неэффективная и нелегитимная власть всеми способами стремится ограничить их деятельность и/или поставить под свой контроль.

Другой прием заключается в том, что власть на словах признает ценности, желания и чаяния своих граждан, декларирует свои намерения бороться с коррупцией, наркоманией, преступностью и др., а на деле преследуют свои корпоративные цели, нередко «покрывая» преступность в собственных рядах.

Иногда люди, наделенные властью или стремящиеся к власти, искренне верят в то, что они являются основными выразителями общественных интересов и что граждане одобряют и поддерживают их политическую деятельность, хотя это не соответствует действительности. Такое самомнение политиков называется легитимным самозванством.

Наилучший вариант - когда власть является законной и легитимной. Тогда правящая элита опирается на доверие большинства граждан и ей легче решать поставленные задачи, а люди, доверяющие своей политической власти, добровольно подчиняются ее решениям и способствуют в достижении намеченных целей, не чувствуя при этом принуждения.

политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.

О необходимости соблюдения закона писали еще Платон и Аристотель. Однако теория 3. разрабатывается значительно позже, в период буржуазных революций (XVIII-XIX вв.). Мыслителями эпохи Просвещения 3. понималась не только как соблюдение существующих законов независимо от того, о ком идет речь, но прежде всего как осуществление власти, основанное на прочно установленных, общеизвестных законах, в силу всеобщего согласия признаваемых в качестве основных критериев для определения того, что справедливо и что несправедливо.

В современной юриспруденции 3. определяется посредством различных категорий (как метод, принцип или режим).

В советской юриспруденции длительное время господствовал классовый подход в понимании 3. Считалось, что подлинная 3. может быть только социалистической, так как любая антагонистическая формация (рабовладельческая, феодальная, буржуазная) есть не что иное, как режим "узаконенного беззакония". Неоднозначным было отношение к этой проблеме В.И. Ленина, который сначала писал о том, что диктатура пролетариата - власть, не связанная никакими законами, а затем настаивал на соблюдении единой 3. После исторического совещания правоведов в 1938 г., под влиянием идей А.Я. Вышинского социалистическую 3. стали понимать как строгое и неуклонное исполнение законов и

подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства. Долгое время социалистическую 3. рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем как метод осуществления общенародным государством его задач и функций. После 1985 г. предпринимаются попытки переосмыслить 3. как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием, освободив от классово-идеологического аспекта правопонимания.

В современной российской правовой науке особое внимание обращается на тесную связь 3. с демократией, выражающуюся в принципе:нет 3.без демократии и нет демократии без 3.

Важное изменение в понимании 3. связано с восприятием в РФ (и закреплением в Конституции РФ) идеи правового государства. Отсюда 3. - это не просто исполнение законов, но и под-законность деятельности государства. обязательность законов для всех государственных органов. Кроме того. в понятие 3. включаются и требования общества к государству по обеспечению прав, свобод человека и гражданина, правопорядка. Отсутствие этих неотъемлемых элементов свидетельствует и об отсутствии 3. С этой точки зрения нельзя говорить о 3. в тоталитарных и авторитарных государствах.

В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания 3.. при котором оно выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой 4юрмы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

Содержание 3. составляет такое законодательство. которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. 3. рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (3. точнее было бы определить в данном случае как правозаконность):

во-вторых, полное осуществление реализация Конституции и других законов;

в-третьих, эффективную защиту действия Конституции и других законов.

Термин "З." используется и зарубежными правоведами и законодателями. Но концептуальная проработанность данного сложного политико-правового явления практически отсутствует. Во многом это объясняется тем, что западная юридическая доктрина преимущественно оперирует двумя другими терминами - "верховенство закона" и "правовое государство", которые включают в себя и понятие 3.

Юридическая наука рассматривает 3. в социальном, политическом, юридическом и психологическом аспектах. Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития. Политический аспект выражает необходимость принятия и выполнения таких решений, которые способствуют исполнению предписаний правовых норм всеми субъектами права. Юридический аспект проявляется в правотвор-ческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятие и реализацию необходимых в конкретно-исторический период развития общества правовых норм. Психологический аспект 3. выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психических переживаниях людей, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью государства.

Принципы 3. - это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала.обусловливающие содержание 3. Основными принципами являются: верховенство закона, единство 3.. целесообразность и реальность 3.

Верховенство закона понимается как подчиненность ему всех иных нормативных правовых актов и актов применения права (см. Закон). Кроме того, верховенство закона можно рассматривать как принцип деятельности государства. В данном случае деятельность государственных органов и их должностных лиц ограничивается рамками закона, что (в идеале) исключает произвол. Единство 3. необходимо рассматривать как общеобязательность действующего законодательства. Какие-либо исключения из данного принципа, например в сфере действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. свидетельствуют о его нарушении, а следовательно, и о нарушении законодательства. Целесообразность 3. означает соответствие правотворческой и правоприменительной деятельности, а также норм законов и подзаконных актов социальным потребностям. обусловленным целями общественного развития. Противопоставление 3. и целесообразности недопустимо. Выбор целесообразного варианта поведения законен только тогда, когда он не противоречит правовым предписаниям. В случае наличия пробелов в праве (законе) целесообразным является не отказ от исполнения нормы,а применение права (закона) по аналогии. Кроме того, в рамках закона допустимо использовать и усмотрение в правоприменительной практике. Неисполнение законов, постановление неправосудных приговоров, издание противоречащих Конституции и законам подзаконных актов по мотивам политической или экономической целесообразности - грубейшее нарушение 3. Однако бывают случаи, когда, например. принимается закон, предписания которого являются социально вредными. Безусловно, его нельзя признать целесообразным. Вместе с тем отказ от его реализации по этим мотивам также недопустим. В данном случае выход один - скорейшая отмена нецелесообразного закона. Реальность 3. представляет собой возможность фактического исполнения законов всеми субъектами права и неотвратимость ответственности за любые их нарушения. Осуществление этого принципа достигается посредством:

а) предоставления субъектам права реальной возможности соблюдать, исполнять и использовать правовые предписания; б) создания правоохранительным органам условий для эффективной борьбы с противоправными проявлениями.

Для осуществления на практике указанных принципов необходимо соблюдать требования 3. Выделяются следующие основные требования 3. к субъектам права: а) соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и их должностными лицами; б) обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина;

в) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение: г) равенство граждан перед законом и судом.

Требования 3. к действующему законодательству следующие: а) адекватность законодательства, т.е. соответствие законов и подзаконных актов объективным потребностям общества. Нарушения данного требования выражаются, например, в принятии таких законов, которые не могут быть реализованы по экономическим или организационным причинам; в попытках правовой регламентации тех общественных отношений. которые поддаются регулированию только неправовыми социальными нормами;

б) строгая иерархичность законодательства - подчиненность и полное соответствие подзаконных актов Конституции и

законам: в) беспробельность и непротиворечивость законодательства; г) соблюдение установленного порядка принятия, изменения, отмены нормативных правовых актов.

В отечественной юридической науке принято разграничивать нарушения закона и нарушение 3. Под нарушениями закона понимается любое правонарушение. Нарушения законов, совершенные гражданами. не затрагивают 3.. они суть нарушения правопорядка в обществе. Считается, что если гражданин совершил преступление и наказан за него, то 3. не нарушена.

Препятствием нарушению 3. является развитие системы гарантий 3., под которыми понимаются условия и средства реализации в государственно-правовой действительности всех ее требований. В юридической литературе выделяются общие и специальные (юридические) гарантии.

К общим гарантиям относятся: а) экономические (стабильность экономики, высокий уровень жизни, отсутствие безработицы): б) политические (бескризисное развитие общества, отсутствие национальных, этнических, территориальных. религиозных конфликтов): в) духовно-нравственные (патриотизм,значимость моральных ценностей в обществе, приверженность национальным традициям): г) психологические (осуждение противоправного поведения, отсутствие деформаций правосознания в формах правового негативизма и нигилизма).

Специальные (юридические) гарантии 3. выступают как правовые средства. закрепленные в правовых нормах и непосредственно направленные на обеспечение 3. К таким гарантиям относятся: а) меры надзора и контроля за состоянием законности: б) эффективность мер юридической ответственности.применяемых к правонарушителям: в) меры защиты, непосредственно направленные на обеспечение восстановления нарушенного права: г) меры по совершенствованию действующего законодательства; д) меры по профилактике нарушений 3.; е) меры по выявлению нарушений 3.

Лит.: Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград. 1991:Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976;

Венгеров А.Б. Законность, как ее понимал Вышинский//Общественные науки и современность. 1989, № 6; Конституционная законность и прокурорский надзор. Сборник статей. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М.. 1997.

  • - один из универсальных общеправовых принципов, основным содержанием которого является требование неуклонного соблюдения Конституции РФ, законов и соответствующих им правовых актов всеми государственными и...
  • - см.: Конституционная законность...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - конституционный принцип, состоящий в точном и неуклонном исполнении всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами законов и соответствующих им подзаконных актов...

    Большой экономический словарь

  • - точное и неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными...
  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. 3. - один из элементов демократии и правового государства...

    Большой юридический словарь

  • - неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями...

    Большая Советская энциклопедия

  • - принцип безусловного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона и судебных решений...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - Р., Д., Пр....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ЗАКО́ННОСТЬ, -и, жен. 1. см. законный. 2. Соблюдение законов, положение, при к-ром жизнь общества охраняется законами. Соблюдение законности...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ЗАКО́ННОСТЬ, законности, мн. нет, жен. . отвлеч. сущ. к законный. Чувство законности. Законность претензий. || Состояние, положение, характеризующееся соблюдением законов...

    Толковый словарь Ушакова

  • - зако́нность ж. Принцип безусловного исполнения всеми органами власти в государстве, должностными лицами и рядовыми гражданами закона и судебных решений...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - зак"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - справедливость, оправданность, обоснованность, закономерность, праведность, правомерность, допустимость, правильность, лигитимность, легальность, основательность, резонность, легитимность,...

    Словарь синонимов

"ЗАКОННОСТЬ" в книгах

6. Законность

Из книги Избавление от КГБ автора Бакатин Вадим Викторович

6. Законность …святыня личности - именно в живой свободе ее, в пребывании выше всякой схемы. Павел Флоренский Всемогущество КГБ в советской системе определялось в первую очередь тем, что он стоял над законом. Любое нарушение закона недопустимо. Но все оценки становятся

Законность (Légalité)

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Законность (L?galit?) Фактическое соответствие закону. Не следует путать законность с легитимностью, предполагающей оценочное суждение, и нравственностью, порой толкающей на нарушение юридического закона и не сводимой к соответствию нравственному закону. Например,

ЗАКОННОСТЬ ВНЕ ЗАКОНА

Из книги Краткий курс сталинизма автора Борев Юрий Борисович

ЗАКОННОСТЬ ВНЕ ЗАКОНА Старейший революционер, один из основателей партии, сидевший на I! съезде в президиуме рядом с Лениным, Петр Ананьевич Красиков в 1921 году стал заместителем наркома юстиции, в 1924 году прокурором Верховного суда, а в 1933 году Красикова назначили

Камуфлированная законность

Из книги Без грифа «Секретно». Записки военного прокурора автора Викторов Борис Алексеевич

Камуфлированная законность Мой правовой ликбез. В один из осенних дней 1932 года я впервые переступил порог служебного здания прокуратуры. Это было в небольшом районном центре Венев Тульской области.Меня пригласил районный прокурор Дмитрий Тимофеевич Никифоров и

Из книги автора

Законность

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Законность ЗАКОННОСТЬ - политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.О необходимости соблюдения закона писали еще Платон и Аристотель. Однако теория 3. разрабатывается значительно позже, в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

§ 2. Законность приговора

Из книги Постановление приговора: проблемы теории и практики: учебно-практическое пособие. автора Загорский Г. И.

§ 2. Законность приговора УПК РФ в ст. 297 устанавливает, что приговор признается законным, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и основан на правильном применении уголовного закона, не раскрывая существа этого понятия в гл. 39

33. Законность и правопорядок

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

33. Законность и правопорядок В ст. 15 Конституции РФ закреплен принцип законности, утверждающий всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и

Из книги Закон Российской Федерации «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Статья 6. Законность 1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по

§ 5. Законность и законодательство

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 5. Законность и законодательство Важное теоретическое и практическое значение имеет проблема соотношения законности и законодательства. Между этими явлениями существует неразрывная органическая связь, ибо законность как явление сопряжена с реализацией

Законность

Из книги НЕ наша Russia. Как вернуть Россию? автора Мухин Юрий Игнатьевич

Законность Есть еще один понятный момент, Джон Рид его подтверждает: революционеры в октябре 17-го очень боялись расплаты за то, что они делают. Это не мудрено.Это же с твоей, революционера, точки зрения, революция - это благо, а с другой точки зрения - это бунт, да еще во

Понятие "законность" применяется для характеристики юридических явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реального, практического осуществления права, выраженного в законах и основанных на них подзаконных актах.

Законность – это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов, иных нормативных правовых актов всеми государственными органами, негосударственными организациями и гражданами.

Общественные отношения урегулированы содержащимися в различных нормативных актах нормами права, и именно факт их практического осуществления и составляет содержание принципа законности. В этом проявляются такие свойства права, как общеобязательность, обеспечение его реализации возможностью применения мер государственного принуждения. Несмотря на название, требование законности относится к надлежащей реализации норм права, содержащихся не только в законах, но и в иных нормативных правовых актах.

Субъекты требования законности, ее адресаты – все граждане, их организации, должностные лица, государственные органы. Высказано и мнение (II. В. Витрук), в соответствии с которым принцип законности относится преимущественно к деятельности должностных лиц и органов государства, именно в этом заключается истинный смысл законности.

О развитии идеи законности в истории политико-правовой мысли см.: Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. / авт.-сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень. Т. 2. С. 479-497.

В теории законности много дискуссионных проблем. Значительные разногласия вызывает определение законности. В научной литературе предложено несколько десятков вариантов, что обусловлено как объективными (сложность, абстрактность рассматриваемого явления), так и некоторыми субъективными причинами. Законность понимается и как идея, и как требование общеобязательности права, и как принцип (это один из основных принципов организации и деятельности аппарата государства, один из основных принципов права), и как свойство юридической деятельности, которое выражается в ее соответствии правовым нормам, и как метод государственного руководства обществом (государство осуществляет управление обществом путем издания разнообразных нормативных правовых актов, обеспечивает реализацию содержащихся в них норм права), и как режим общественной жизни (достаточно часто применяемая характеристика) или как-либо иначе.

В качестве основных требований (принципов) законности, т.е. положений, которые поясняют, конкретизируют, развивают главную идею законности, называются прежде всего всеобщность, единство законности, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права – граждан, их организаций, органов государства.

Единство законности. Па всей территории государства, несмотря на возможные (иногда существенные) местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний. Это было специально подчеркнуто в ст. 74 Конституции СССР 1977 г.: "Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик". Требование единства законности не означает, однако, невозможности учета существующих культурных, национальных, религиозных, иных особенностей. Особую значимость принцип единства законности приобретает в федеративных государствах.

За единством законности в нормотворческой деятельности на самом высоком уровне призван следить конституционный суд. Единство законности в сфере реализации права призваны обеспечивать суды своей правоприменительной практикой и те органы, в чью обязанность входит дача руководящих разъяснений законодательства.

Верховенство закона предполагает соответствие законам как актам, принимаемым высшим представительным органом государства и обладающим высшей юридической силой, всех подзаконных нормативных правовых актов, правоприменительных актов.

Недопустимость противопоставления, единство законности, целесообразности и справедливости. Недопустимо приносить законность в жертву целесообразности или справедливости. Правоприменительные органы не могут действовать незаконно, но, по их мнению, целесообразно или справедливо. В необходимых случаях законодатель может предоставить право выбора наиболее целесообразного разрешения той или иной ситуации, допустить несколько вариантов поведения, т.е. и целесообразность, и справедливость уже должны быть заложены в содержание законов, иных нормативных актов.

Связь законности и демократии. В условиях авторитарного политического режима законность как таковая не нужна; основным регулятором общественных отношений становится не столько право, сколько сила, воля людей, стоящих у власти.

Прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение режима законности с демократией, с деятельностью правового государства, в котором главенствуют законодательные органы, а все остальные не просто подчинены закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.

В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают полю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и на другой стороне, а юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.

Еще одно дополнение к пониманию законности – указание зависимости ее уровня от уровня культуры общества, и прежде всего – от уровня правовой культуры как населения, так и должностных лиц государственного аппарата.

Иногда в качестве требований законности называют наличие гарантированных прав и свобод граждан, а также обеспечение их полной реализации, правильное и эффективное применение нрава, недопустимость произвола в деятельности должностных лиц, эффективную борьбу с правонарушениями, обеспечение неотвратимости юридической ответственности и т.д., т.е. указывают или на более частные требования законности, или же на средства ее обеспечения.

Таким образом, главная идея законности развертывается в ряд более конкретных требований (принципов).

Анализируя содержание законности, можно заметить, что ее требования (принципы) касаются прежде всего процесса осуществления права, различных форм реализации права. Однако все принципы законности предполагают наличие совершенного законодательства. На этот аспект теории законности внимание обращалось и в советское время: в частности, был предложен уровневый подход к законности, в соответствии с которым различалась правотворческая (легитимность и высокое качество конституции, принятие всех остальных нормативных правовых актов в строгом соответствии с конституцией) и правореализующая законность.

Встречаются и несколько отличные от изложенной конструкции определения законности.

"Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений" (Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. С. 269). Предлагаемая авторами цитируемого учебника концепция законности отличается структурированностью, понятие законности конкретизируется в ее принципах, которые, в свою очередь, развертываются в требования; через требования законности возможно перейти к формулированию конкретных правовых норм.

Принципы законности – это основные идеи, начала, выражающие содержание законности. Можно выделить четыре основных принципа законности: верховенство закона, единство (всеобщность), целесообразность и реальность законности.

Требования законности отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны прав и законных интересов граждан и издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства.

Каждый из принципов законности может быть развернут в совокупность ее требований. Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования: все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам; подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам; акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным па них подзаконным нормативным актам; акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.

Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста. Таким образом, от общих принципов законности через ее требования можно перейти к конкретным правовым нормам (см.: Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. С. 272–274).

Оригинальный вариант концепции законности изложен в издании: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. С. 419– 425 (автор главы – А. Б. Лисюткин). Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов. Ее нельзя толковать буквально, а следует рассматривать как целевую установку общественного развития, которая сводится к одному – достижению законопослушания со стороны его членов. Поэтому законность характеризует процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости. Такое понимание законности позволяет рассматривать ее как системное образование и предрешает элементную структуру. С помощью нее в категории обобщаются конкретные предметы – носители признаков. Они составляют объем законности.

К структурным элементам законности относятся: цель – достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права; взгляды и принципы – содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности; система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности; мотивированная деятельность человека – связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу; критерии оценки поведения субъектов общественных отношений – действующее законодательство; юридическая основа законности – право и правомерное поведение участников общественных отношений.

Можно выделить основные свойства законности: во-первых, ее причинно-следственную зависимость от социально-нравственных и государственно-правовых процессов; во-вторых, общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений; в-третьих, высокую степень абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений; в-четвертых, объективность как следствие перечисленных выше черт законности.

В итоге можно сформулировать общее определение законности. Законность – политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства. Наиболее полно и адекватно отражают смысл, содержание и роль законности следующие принципы: 1) единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности: 5) взаимосвязь законности и культурности. (См. там же. С. 422–423).

Для более глубокого понимания законности следует иметь в виду то обстоятельство, что данная концепция долгое время разрабатывалась в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Исследуемое явление ранее называлось не иначе, как "социалистическая законность", а ее принципы – ленинскими принципами социалистической законности, поскольку содержание каждого принципа было подтверждено цитатами из работ В. И. Ленина.

Так, цитировалось прежде всего известное письмо В. И. Ленина в Политбюро ЦК РКП(б) "О "двойном" подчинении и законности" от 20 мая 1922 г., в котором был обоснован принцип единства социалистической законности и недопустимость двойного подчинения (как по вертикали – вышестоящим органам, так и по горизонтами – соответствующим местным органам) органов прокуратуры, осуществляющих надзор за законностью. "...Законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик". Местные государственные органы обязаны "абсолютно соблюдать единые, установленные для всей федерации законы", а прокуратура призвана "следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия..." (Ленин В. И. О "двойном" подчинении и законности // Полн. собр. соч. Т. 45. С. 198). Ссылались и на иные работы В. И. Ленина, например на "Очередные задачи советской власти", "Письмо к рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком" и др., в которых он обращал внимание на те или иные грани законности, а также на первые акты Советской власти, отразившие некоторые ленинские идеи (см., например, постановление ВЦИК от 5 января 1918 г. "О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти"; постановление Совета РКО от 8 декабря 1918 г. "О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты"; постановление VI Всероссийского съезда Советов "О точном соблюдении законов"; постановление СНК от 30 декабря 1919 г. "Об устранении волокиты"). В работах В. И. Ленина отмечалось, что социализм невозможен без законности, что это необходимый элемент осуществления диктатуры пролетариата, деятельности органов Советского государства. Подчеркивалась обусловленность социалистической законности материальными факторами, общественными отношениями, развитостью законодательства, государственного аппарата и его правотворческой деятельности. В. И. Ленин указывал также на связь законности с уровнем культуры (с культурностью, пользуясь терминологией того времени), па необходимость "культурно бороться за законность". Однако главным в содержании законности объявлялся ее классовый характер. В условиях переходного периода (от старой общественно-экономической формации к новой) прежде всего классовая борьба определяет характер законности; законность должна служить не интересам всего общества, а интересам рабочих и крестьян.

С позиций марксистско-ленинской теории государства и права речь шла и о гарантиях законности, в качестве которых выступали объективные условия общественного развития и специально выработанные государством разнообразные способы и методы, при помощи которых обеспечивается режим законности. Таким образом, различались общие и специальные гарантии законности, причем первые составляли предмет особой гордости. В систему общих гарантий законности входили экономические (социалистический способ производства, в основе которого лежит социалистическая собственность на средства производства; весь экономический строй социалистического общества), политические (вся система политической организации советского общества, и прежде всего его государственный строй, социально-классовая структура советского общества), идеологические (марксистско-ленинская идеология – передовое учение об обществе), общественные (деятельность разнообразных общественных организаций – общественных пунктов охраны правопорядка, добровольных народных дружин, товарищеских судов и т.д.) гарантии. Анализируя общие гарантии социалистической законности, можно отметить их декларативность, идеалистичность; с этих позиций лицемерно противопоставлялась восхваляемая социалистическая и критикуемая буржуазная законность. Среди специальных юридических гарантий законности назывались высокое качество законодательства, осуществление контроля и надзора за законностью, деятельность правоохранительных органов государства, обеспечение неотвратимости юридической ответственности и т.д.

С 1990-х гг. продолжается и научная разработка проблем законности, и их осмысление в учебной литературе; предлагаются новые подходы (некоторые указаны выше) к определению содержания законности, к принципам и гарантиям законности. Представляется возможным указать на два принципиальных момента, которые обязательно следует учитывать при дальнейшем развитии теории законности. Во-первых, необходимо согласование рассматриваемой конструкции с теорией правового государства, возможна корректировка понятия и принципов законности в связи с признанием более глобальной концепции. Такой подход начинает получать признание и в учебной литературе (см., например: Общая теория права: курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. С. 513–539, автор лекции "Законность: понятие, защита и обеспечение" – II. В. Витрук), но здесь еще немало проблем, которые ждут своего разрешения. Во-вторых, основой дальнейших исследований в рамках теории законности должно стать не только требование общеобязательности права как веления верховной, суверенной государственной власти, но и изучение реального процесса действия права. Здесь целесообразно воспользоваться достижениями различных социологических и психологических юридических концепций, социологии права. Теория законности, таким образом, должна преодолеть свой несколько идеалистичный характер, ведь стопроцентной законности, как показывают исследования, не было ни в одной стране ни в прошлом, ни в настоящее время.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

ЛЕГИТИМНОСТЬ

ЛЕГИТИМНОСТЬ - режима, политических деятелей и лидеров, отражающая качества, вытекающее не из формальных законов и декретов, а из социального согласия и принятия их в качестве законных, т. е. соответствующих ценностным нормам со стороны самих граждан. Легитимность - это длительное большинства принять правление данного класса, иерархии, власти в качестве законного и имеет интерпретаций. Идея Платона о справедливости, аристотелевское монархии, аристократии и демократии являются формами легитимации власти. В Новое Д. Локк в анализе природы правления сместил источник легитимности, заменив божественное королей на согласие народа.

Сегодня ни одно обсуждение концепции власти не может быть полным без ссылки на ее легитимность. В современных политических системах, в которых участие народа является критерием их политической ценности, легитимность стала фундаментально значимым понятием. Так, С. Липсет определяет легитимность как системы формировать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты являются наиболее адекватными для данного общества. Д. Истон связывает легитимность с диффузией поддержки режима в обществе. Наиболее известное легитимности было дано М. Вебером, который сформулировал идеальные типы легитимации власти, выявив традиционную, харизматическую и рационально-легальную форму легитимности. Хотя в веберовской типологии демократии не связаны друг с другом, исторически традиционный и харизматический тип обнаруживаются в авторитарных режимах. В демократических государствах особо важное имеет рационально-легальная легитимность, поскольку сохранение демократии в конечном счете зависит от поддержки большинства населения или по крайней мере от того, воспринимает большинство демократические институты в качестве легитимных. В диктатурах, хотя получение поддержки со стороны народа и является одной из целей, она не имеет столь важного значения, поскольку гл. о. опирается на силу принуждения. Авторитарные режимы не всегда обладают необходимой легитимностью, но, как , также испытывают в ней. М. Вебер признавал идею смешанной легитимности, когда опирается на поддержку народа, мотивированную разньми типами легитимности в каких-то пропорциях.

Т. А. Алексеева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЛЕГИТИМНОСТЬ" в других словарях:

    - (legitimacy) Заключается в том, что применяемый той или иной системой правления порядок создания и обеспечения соблюдения законов является приемлемым для ее граждан. Термин взят из веберовской социологии. Как подчеркивал Вебер (Weber),… … Политология. Словарь.

    - (от лат. legitimus законный). Законность. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЕГИТИМНОСТЬ законность, право. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Правомочность, законность, лигитимность Словарь русских синонимов. легитимность сущ. законность Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

    легитимность - и, ж. légitime adj. Свойство легитимного; законность. БАС 1. И вообще варвары, молодые народы Европы, враждовавшие с Римом, а затем и с Новым Римом, и не думали отрицать их единственную на свете легимитимность. С. С. Аверинцев Византия и Русь:… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Легитимность - Легитимность ♦ Legitimité Понятие, лежащее на границе между правом и моралью, с одной стороны, и правом и политикой – с другой. Легитимно то, что в своем праве, из чего следует, что право не всегда легитимно. Легитимность есть соответствие… … Философский словарь Спонвиля

    - (от лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный) политико правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в т.ч. и зарубежного) к действующим в конкретном государстве… … Юридический словарь

    Правомочность выборного органа или выборного лица. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (лат. legitimus законный) в широком смысле признание, объяснение и оправдание социального порядка, действия, действующего лица или события. В правоведении противопоставляется легальности (собственно законности) как обладающая не юридической, но… … Новейший философский словарь

    ЛЕГИТИМНЫЙ, ая, ое (спец.). Признаваемый законом, соответствующий закону. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. legitimity; нем. Legitimitat. 1. Правомерность, допустимость, оправдание определенного действия на основе его соответствия общепринятым нормам и ценностям. 2. По М. Вебеpу признание правомерности, значимости, законности соц. порядка, типа… … Энциклопедия социологии

Книги

  • Пародия на правосудие. Гаагский трибунал против Слободана Милошевича , Локленд Джон. Джон Локленд был одним из последних журналистов, которому удалось встретиться в гаагской тюрьме с бывшим президентом Югославии Слободаном Милошевичем. В своих статьях в британских СМИ он…

Законность (легитимность) власти. Власть - понятие правовое, означающее созидание и распределение ценностей согласно общественным интересам. Власть - это законное право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать принуждение во имя торжества законов. Правители всегда стремятся создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. В обществе, в котором народ с уважением относится к закону и доверяет правительству, требуются минимальные условия для принуждения. Там же, где законность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и сохраняется опасность социальных потрясений.

Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности (законности) власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания населением страны системы, к которой она принадлежит. Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдывает их надежды. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, верою подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является лучшим для данной страны, с консенсусом в области основополагающих политических ценностей.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, принимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политический характер, второе - юридический и этически нейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время она может быть нелегитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только нелегитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур .

Объектами легитимности выступают:

  • v политические элиты;
  • v административный персонал;
  • v нормы и структуры режима.

Источниками легитимности являются:

  • v основополагающие идеологические принципы;
  • v приверженность структуре и нормам режима;
  • v преданность конкретным авторитетам.

Показателями легитимности являются:

  • v уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь,
  • v наличие попыток свержения правительства или лидера,
  • v сила проявления гражданского неповиновения,
  • v результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Политические отношения на определённых этапах могут привести к кризису легитимности, корни которого следует искать в характере изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновлённой общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удаётся оправдать надежды широких общественных кругов.

Для поддержания законности власти используются различные средства и методы (рис. 4).

Рисунок 4. Типы легитимности власти.

При использовании легального типа легитимности власти власть узаконена нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства.

Идеологическая легитимность признает власть обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены.

В случае признания власти легитимной, поскольку она основывается на правилах, закрепленных в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс, действует традиционный тип легитимности

Структурный тип легитимности признается в случае, если правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур норм, регулирующих политические отношения.

Харизматическая легитимность - это признание власти, основывающееся на вере масс в особые способности политического лидера.

Функционирование политических систем свидетельствует о том, что все они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение которых укрепляет жизнеспособность политических институтов, обеспечивает стабильность и эффективность их функционирования. Очевидно, некоторые государства исчезали с политической каты мира потому, что им не удавалось справиться с проблемами легитимности.

В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальна и для большинства посткоммунистических стран. Неспособность правящих в них режимов вывести страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимации.

Значение легитимности, отмечал Макс Вебер, в гарантии стабильности общества. Легитимность состоит в длительном и как бы единодушном согласии принять правление и власть данного класса, иерархии и т.д. Легитимность не навязывается, она возникает из однородности политических установок, нравов, традиций, экономической системы, общего духа данного типа общности. Следует отметить, что добровольно, а тем более осознанно и единодушно принятая власть - лишь один из вариантов легитимации, и притом сравнительно редкий. Чаще всего легитимность власти оспаривается, и её легитимация, поиск специальных способов легитимировать власть, оправдать её перед обществом или отдельным классом являются предметом особой заботы правящих сил. Ведь оценки действий властвующей группы могут стать важным аргументом в политической борьбе, формируют общественное мнение, политический климат, определяют поведенческую готовность масс. Так, Иранская революция предпочла законной власти шаха власть религиозного вождя. В странах СНГ бездействие ряда законов также объясняется не только отсутствием условий (рвущиеся экономические связи, некомпетентность исполнительной власти и т.д.), но и кризисом доверия народа к властным структурам на фоне неуклонного спада производства, снижения жизненного уровня населения, сложной общественно-политической обстановки, отсутствии точных прогнозов на ближайшее и отдалённое будущее.

Но история знает и другие примеры, когда вера в справедливость законов, доверие к политическим лидерам вызывало добровольную помощь власти со стороны народа. Например, переход к НЭПу можно считать скорее показателем доверия к политическому авторитету В.И. Ленина, чем выражением основанной необходимости.

Способы властвования в различных странах разные и зависят они от многих факторов. Процесс же властвования регулируется с помощью механизма, то есть государственных органов, права и политической системы в целом. Власть делится на виды в зависимости от основных сфер общественной жизни, от субъектов властвования и функций. Стабильность и прочность власти зависит от легитимности.

С точки зрения источника суверенитета государственная власть может быть разделена на два основных типа: автократия и политократия.

Под автократией следует понимать такую форму государственной власти, которая характеризуется неограниченным, бесконтрольным полновластием одного лица - главы государства, который является и источником, и выразителем суверенитета государственной власти. В таком государстве глава является также высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Население участия в формировании органов государственной власти не принимает, а если и принимает в некоторых случаях, то в такой форме, что действительное его волеизъявление исключено. Для автократии характерна также жёсткая централизация власти, при которой местные органы лишь исполнители воли высших органов. К автократиям следовало бы отнести древневосточные деспотии, Римскую Империю периода доминанта, абсолютные феодальные монархии, Италию и Германию при фашистских режимах и т.д.

Поликратии принципиально отличаются от автократий тем, что источником суверенитета государственной власти в них признаётся население, фактически - господствующий класс. Выразитель суверенитета в поликратиях - это представительский орган, осуществляющий законодательную власть, а также в той или иной мере контролирующий деятельность других подсистем государственного механизма, прежде всего - исполнительную власть.

В зависимости от того, какая часть населения может выразить свою волю в определении деятельности государственной власти, поликратии могут быть разделены на олигархии, аристократии и демократии. В олигархиях реальным источником государственного суверенитета выступает только экономически самая могущественная часть, так как только она участвует в создании, формировании органов государственной власти и определении их политики. В аристократиях эту возможность имеет вся имущая часть юридически полноправного населения. В демократиях право участия в политической жизни имеет всё полноправное население. В истории развития человечества известны все три формы поликратии, в современных условиях поликратия осуществляется в виде республики или парламентской монархии.

Под формой государственной власти целесообразно понимать форму правления как внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти, в частности, правовым положением главы государства. В современной политической теории различают две формы правления - монархию и республику.

Монархия - (с греч. «единовластие, единодержавие») - форма правления, при которой верховная власть формально (полностью и частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха; власть монарха передаётся, как правило, в порядке престолонаследия. Монарх является носителем высшего в истории данной страны феодального титула - короля, императора, великого герцога и т.д. Титул этот, как и другие феодальные титулы, обычно признаётся наследственным. Носителю его предоставляются особые полномочия и привилегии - право на знаки высшего положения в государстве (корону, трон и прочие реквизиты), право на двор (т.е. на целый штат лиц, обслуживающих семью монарха), право на цивильный лист (т.е. на установленное законом денежное содержание) и т.д.

Существующей в современную эпоху в ряде государств конституционной монархии исторически предшествовала абсолютная монархия позднего феодализма. Она характеризовалась отсутствием представительных учреждений и сосредоточения всей государственной власти в руках монарха. В настоящее время абсолютная монархия сохраняется в некоторых странах, в частности, в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ, где до сих пор господствуют полуфеодальные отношения, сочетающиеся с пережитками родового строя.

Конституционная монархия впервые возникла в Англии после реставрации династии Стюартов в конце XVII века. Значительно позднее она получила распространение в ряде других буржуазных государств. С той поры и до наших дней, естественно, неоднократно менялись и теоретические представления об этой форме правления и её конституционное оформление, действующий в её рамках реальный механизм власти.

Конституционная монархия существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая и парламентарная. Дуалистическая монархия - переходная форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчинённому монарху. Дуализм характерен для стран со значительными пережитками феодализма, он существует в Кувейте, Бахрейне, Иордании, Марокко, и некоторых других странах.

Современной формой конституционной монархии в странах Западной Европы и Японии является исключительно парламентская монархия. Хоть в некоторых из парламентских монархий до сих пор действуют конституционные акты, формально наделяющие монарха исполнительной властью (Норвегия) или наряду с ней правом участия в законодательной власти (Бельгия, Люксембург, Нидерланды), в конституционных актах других парламентских монархий (Япония, Швеция, Испания) теперь избегают подобных формул. Власть монарха ограничена во всех сферах осуществления государственной власти, он лишён права самостоятельно осуществлять феодально сохраняемые за ним полномочия, но он может оказывать некоторое влияние на процесс принятия политических решений, высказывая своё мнение, делая свои предположения, выдвигая свои возражения.

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется партиями, располагающими парламентским большинством, а при дворе никакие государственные дела не решаются, в следствие чего придворной камарильи, как силы, воздействующей на формирование и деятельность правительства, практически нет.

Для механизма осуществления власти в условиях парламентской монархии определяющее значение имеет не уголовная ответственность отдельных министров перед парламентом, а политическая ответственность перед нижней палатой парламента всего правительства.

Особая разновидность монархии - выборная, сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малайзию.

Следует отметить, что в трёх странах Запада, когда-то находившихся на положении британских колоний, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии - институт монарха принял весьма своеобразный вид. Формальное признание этими странами британского монарха в качестве главы государства - сегодня скорее дань символике государственного права, особая форма межгосударственных отношений в рамках британского сотрудничества, чем институт государства в современной трактовке.

Республика (лат. «общественный, всенародный») - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Исторически республика возникла в античную эпоху в Европе в качестве антипода монархии, но наибольшее распространение получила при капитализме. Различают два основных вида республики - парламентскую и президентскую.

Парламентарная республика представляет собой такую форму правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, но правительство формируется и действует лишь при условии, что оно располагает доверием (поддержкой) нижней палаты парламента (или даже обеих палат).

Впервые такая форма правления возникла во Франции в 70-х годах прошлого столетия при очень своеобразных обстоятельствах. В Национальном собрании Франции, которому предстояло принять конституцию страны, большинство составляли сторонники монархической формы правления, которые из-за своих внутренних раздоров не могли провозгласить Францию монархией и решили «временно» установить республику, построив взаимоотношения высших органов государства в ней так, как до этого они складывались при конституционной монархии. Однако установленная «временная» парламентская республика оказалась долговечной формой правления во Франции. Впоследствии парламентская республика по образцу Франции была установлена в ряде других государств, где в результате выступления народных масс монархия потерпела крушение. В настоящее время такая форма правления существует в Финляндии, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии, Ирландии, Исландии, Ливане, Израиле и других странах.

В основу системы высших органов государственной власти парламентарной республики положен принцип верховенства парламента, перед которой правительство имеет политическую ответственность за свою деятельность; формальной отличительной особенностью парламентарной республики является наличие должности премьер-министра. Главным средством воздействия парламента на кабинет признаётся вотум недоверия, обязывающий министров уйти в отставку, а главным средством воздействия кабинета на парламент признаётся досрочный роспуск нижней палаты парламента.

Глава государства в парламентарной республике в большинстве случаев избирается парламентом, например, в Греции и Италии. А вот в Германии президент избирается федеральным собранием, которое состоит из всех членов бундестага и такого же числа делегатов ландтагов (парламентов земель). В Австралии президент республики избирается непосредственно избирателями, причём избранным признаётся тот кандидат, который собрал более половины всех действительных голосов. В Финляндии президент избирается тоже без участия парламента - население избирает специальных выборщиков, а те уже выбирают президента.

Конституционные акты парламентарных республик признают ответственность главы государства перед парламентом, хотя такая ответственность чаще всего ограничена лишь случаями совершения тяжких преступлений. Почему же, несмотря на это, конституции некоторых парламентарных республик провозглашают в общей форме принцип неответственнности главы государства? Дело в том, что данный принцип всегда при этом толкуется специфически - как отрицание не всякой вообще, а именно политической ответственности главы государства перед парламентом.

Задача президента в парламентарной республике заключается не в том, чтобы руководить государством (это задачи правительства, в состав которого он не входит). Он не обладает ни чрезвычайными полномочиями, ни правом издания нормативных актов, равнозначных законам, ни сколько-нибудь серьёзными средствами влияния на процесс принятия важных политических решений. Задача президента - представлять государственное единение, быть носителем и пропагандистом официальных политических представлений и идеалов правительственной власти, играть роль «нейтральной» силы и т.д.

Республиканская форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим прямым или косвенным голосованием и сочетающим полномочия главы государства и главы правительства, именуются президентской республикой. В такой республике правительство назначается самим президентом и не несёт политической ответственности перед парламентом, а президент не имеет права роспуска парламента. Классической президентской республикой считают США, где была установлена эта форма правления. Затем она получила распространение в других странах, как то: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Уругвай и т.д.

Важной чертой президентской республики является независимое положение по отношению друг к другу президента и парламента. Исполнительные органы, т.е. президент и его министры, полностью располагают исполнительной властью. Законодательные органы, т.е. парламент, полностью располагают законодательной властью. Причём и те, и другие осуществляют власть в течение всего срока полномочий.

Глава государства в президентской республике сосредотачивает в своих руках огромные полномочия в области политического руководства страной. Он обладает распорядительной властью, важными прерогативами в области руководства вооружёнными силами и гражданской администрацией, решающими средствами воздействия на законодательный процесс. Столь широкие полномочия президента, право претендовать на правительство нации в целом выводятся из мандата, полученного им на выборах.

В некоторых современных государствах существуют формы правления, сочетающие черты парламентарной и президентской республик. Ни зарубежные, ни отечественные учёные не пришли пока к общепринятому наименованию такой смешанной формы, хотя наиболее часто она определяется как президентско- парламентская форма или полупрезидентская. К примеру, такие страны как Финляндия или Португалия безоговорочно отнести к той или иной форме сложно.

Но наиболее ярко смешение признаков президентской и парламентарной республик наблюдалось во Франции, республике по конституции 1958 года, которая значительно усилила исполнительную власть и ограничила права парламента. Президент стал верховным арбитром во всех проблемах, с которыми сталкивается правительство. Парламент же не только лишился права избирать президента, но и не может также сместить его. Глава государства, избираемый общим голосованием, может после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента распустить Национальное Собрание. Указанное право даёт в руки президента оружие против депутатов, если их действия неугодны президенту, и, наоборот, позволяет использовать Национальное Собрание для удержания правительства в подчинении.

Определённые особенности, специфические формы функционирования имеет институт президентства в странах Латинской Америки (Боливии, Бразилии, Колумбии, Мексике, Гондурасе, Панаме и др.). Почти бесконтрольное по отношению к другим государственным органам резкое ослабление прерогатив парламентских и судебных учреждений, различная степень их подчинения правительственному аппарату подчёркивают особую форму «сверхпрезидентского» правления.

Структура власти, сложившаяся в СССР, в отличие от других государств, имела ряд своих особенностей. Прежде всего, было трудно выделить комплексы законодательной, исполнительной и служебной власти, а сами три ветви стянуты к аппарату партии. Наибольшая концентрация власти приходилась на исполнительную, а законодательная практически никакой власти не имела. Основное место в системе законодательных актов вместо законов занимали совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, что привело к размыванию нормативности принимаемых актов, из-за неэффективности. Судебная власть находилась в зависимости от «телефонного права» и была авторитарной .

Переход от тоталитаризма к демократии потребовал преобразования всей системы государственной власти. Итак, есть данность: независимые государства СНГ со своей внутренней и внешней политикой, установленными (пусть «прозрачными») границами, провозглашенными признаками равноправия граждан. Ранее все сколько-нибудь значительные действия и даже намерения руководства республик строго контролировались центром. Центра нет, а коренная реформа государственной власти в республиках СНГ должна завершиться, по всей видимости, созданием президентских республик. Сегодня в республиках СНГ учреждён институт президентской власти. Президент обладает всей полнотой распорядительной власти (он может издавать указы) и исполнительной власти (ему подчиняется кабинет министров - высший исполнительный орган). Целям более эффективного осуществления президентских полномочий служит учреждение поста вице-президента.