Граждан общества и государства в. Правовое государство и гражданское общество: понятие, признаки, сущность, структура

Гражданское общество

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. В Конституции России 1993 года термин «гражданское общество» не используется, а из всех институтов гражданского общества в федеральном законодательстве отмечена только адвокатура.

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Гражданское общество - понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других.

Гражданское общество можно определить также как совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.

Признаки гражданского общества

  • Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • Развитая демократия;
  • Правовая защищённость граждан;
  • Определённый уровень гражданской культуры;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправляемость;
  • конкуренция образования их структур и отдельных групп лиц;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • легитимность.

Концепция гражданского общества

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Т. Гоббс, английский философ:

Гражданское общество - это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.

Дж. Локк, английский философ:

Гражданское общество - это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

Ш. Монтескье, французский философ:

Гражданское общество - это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.

Т. Пейн, американский просветитель:

Гражданское общество - благо, а государство - неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

Г. Гегель, немецкий философ:

Гражданское общество - сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие экономисты и социологи:

Гражданское общество - сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма

2.1. Структура и основные элементы.

· Современное гражданское общество имеет следующую структуру:

· 1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

· 2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

· 3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

· Таким образом, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.

· Из этого вытекает и конкретный анализ основных элементов гражданского общества.

· Во-первых, экономическая организация гражданского общества - это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный «компонент» экономической свободы невозможен без развития самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

· Второй структурный элемент гражданского общества - его социальная организация. В рыночных условиях она носит весьма сложный характер, что отражает прежде всего различия отдельных социальных групп. Можно выделить три основные группы населения гражданского общества: наемные работники, предприниматели и нетрудоспособные граждане. Обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей этих групп - важное направление социальной политики.

· Наемным работникам необходимо создавать экономические, социальные и правовые условия для эффективного труда, справедливой оплаты своего труда, широкого участия в прибылях.

· В отношении предпринимателей должны приниматься меры, направленные на гарантирование им свободы всех форм экономической деятельности, на стимулирование их капиталовложений в развитие эффективного, прибыльного производства товаров и услуг. Что же касается нетрудоспособных граждан, то им должна быть обеспечена адресная социальная защита, определены нормы социального обеспечения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни.

· Третий структурный элемент гражданского общества - его общественно-политическая организация. Ее нельзя отождествлять с государственно-политической организацией, с государственным управлением обществом. Напротив, реальный демократизм гражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации. В соответствии с этим происходит так называемая политическая институционализация гражданского общества, то есть общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, религиозные организации, добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие, добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, культурных и иных интересов. Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийность. Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государственной, никакой иной партии, кроме правящей - «партии власти». Важным условием обеспечения политического и идеологического плюрализма, а, следовательно, и институционализации гражданского общества является свобода организации и деятельности средств массовой информации.

· Это, однако, не означает тождества свободы личности «и правового положения гражданина. Свобода, как уже отмечалось, обладает таким свойством, как нормативность. Из этого следует, с одной стороны, что человек обретает свободу в результате своей способности подчиняться ее нормативным требованиям (общеобязательным правилам поведения). С другой стороны, это означает, что внешней формой бытия свободы личности являются социальные нормы, определяющие меру, допустимые границы свободы. И только в наиболее важных, имеющих повышенную значимость для общества или для самого человека областях меру свободы определяет, нормирует само государство. Это делается при помощи правовых норм, законов. Законы, если они носят правовой характер, являются в этом плане, по словам Маркса, «библией свободы». Главным же юридическим средством закрепления, признания со стороны государства достигнутой свободы личности является конституция.

· При этом сами права и свободы, в том числе конституционные, с одной стороны, определяются уровнем развития гражданского общества, зрелостью его экономической, социальной, общественно-политической организации; ведь гражданское общество - социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, от полноты прав и свобод человека и гражданина, степени их гарантированности, последовательности реализации во многом зависит развитие, углубление важнейших характеристик гражданского общества как правового, демократического общества, как общества подлинной свободы и социальной справедливости. Права человека н гражданина являются в этом плане инструментом саморазвития гражданского общества, его самоорганизации. Эта двуединая взаимосвязь находит свое закрепление и на государственно-правовом, юридическом уровне, когда Конституция и другие законы устанавливают ответственность не только гражданина перед государством, но и государства перед личностью.

· 2.2. Функции гражданского общества.

· Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

· В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

· 1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· 2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

· 3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

· 4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· 5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· 6. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

· 7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского общества.

· Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

· 2.3. Формы взаимодействия государства и гражданского общества

· Переход от традиционного, феодального общества к гражданскому, в основе своей буржуазному, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политического субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями. Развитие горизонтальных невластных социальных связей, образующихся автономными ассоциациями граждан, наталкивалось на противодействие централизованного государства. Однако государство было вынуждено не только считаться с возникающими ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения отношений с населением, существенно перестроить собственные властные структуры.

· Не во всех странах конфликт между гражданским обществом и государством, который в ряде случаев выливался в столкновения между парламентом как органом народного представительства и королевской властью по поводу их политической роли и объемов полномочий, разрешался установлением конституционно-правовых принципов их взаимоотношений. Эта борьба была отражением продолжавшегося поиска конкретных политико-организационных форм обеспечения стабильного и умеренного правления, при котором распределение политической власти в обществе было бы сбалансированным.

· Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составляющих единую систему конституционализма. Конституционализм, как политико-правовой принцип, имеет различное толкование в силу, вероятно, его длительной эволюции. Согласно классическому правовому определению, конституционализм, как и парламентаризм, и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления. Абсолютизм - форма государства, в котором вся полнота власти сосредоточена у монарха. В этом смысле конституционализм противостоит абсолютизму как форма правового государства, в котором отношения между государством и гражданским обществом регламентированы правовыми нормами.

· Характер отношений между народным представительством (парламентом) и правительством (исполнительной властью) зависит от доминирования в механизме власти либо принципа парламентаризма, либо принципа конституционализма. Парламентаризм означает зависимость правительства от решений парламента. Конституционализм предполагает независимость правительства от воли парламента. Примером такого распределения власти может служить система министерского правления в рамках конституционной монархии. В этом случае за переведение конкретного направления политики несет ответственность министр, назначаемый монархом и ответственный перед ним. Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное представительство, разделение и объемы полномочий различных ветвей власти и гарантии прав граждан.

· По способу возникновения, определяемому соотношением политических сил (прогрессивных и традиционалистских, реакционных), конституционализм может иметь договорной характер, т. е. быть результатом взаимного согласия общества и государства, или октроированный, т. е. «спускаться» сверху государством. Во втором случае монарх «дарует» обществу конституцию, сознательно ограничивая собственные полномочия, отказываясь от них в пользу правительства и парламента.

· Договорный конституционализм преобладал в странах классической, хаотической модернизации, где процессы формирования гражданского общества и правового государства шли параллельно и постепенно. Эти процессы имели экономические, социальные и культурные предпосылки и естественным образом сформировали социальную структуру гражданского общества в лице среднего класса (мелких торговцев, предпринимателей, ремесленников, фермеров, лиц свободных профессий и т. д.), обеспечили экономическое господство буржуазии. Затем экономическое господство буржуазии через революцию было дополнено политическим - переходом в ее руки власти. В процессе модернизации государство и гражданское общество тесно взаимодействуют.

· Октроированный конституционализм характерен для стран запаздывающей модернизации, в которых отсутствуют некоторые предпосылки (экономические, социальные, культурные, правовые) перехода от традиционного к гражданскому обществу. Так, отсутствие зрелого среднего класса приводит к тому, что реформы может проводить часть либеральной буржуазии в союзе с просвещенной бюрократией и с использованием институтов государства. Догоняющий тип развития таких стран требует интенсификации процесса преобразований, использования авторитарных методов модернизации. Это приводит к постоянным конфликтам между государством и гражданским обществом.

· Выбор конкретных политических форм перехода от абсолютизма к демократии, во время которого изменялось соотношение государства и гражданского общества, кроме исторических, национальных особенностей был обусловлен борьбой трех политических сил: королевской власти, народного представительства (парламента) и правительственной бюрократии. Зрелость гражданского общества, выражавшаяся в наличии разветвленной партийной системы, способной выражать интересы граждан в парламенте, ограничивала власть монарха. Однако процесс рационализации управленческой деятельности заметно усилил роль бюрократии. Практически к ней переходила вся исполнительная власть, а монарх лишь формально оставался ее вершиной.

· Исходя из этого, распределение полномочий между тремя политическими силами определял выбор той политической формы правления, которая должна была прийти на смену абсолютизму. Естественно, что длительный период абсолютистско-монархического правления сформировал политические традиции, которые влияли на выбор политической организации. Не случайно политическая модернизация абсолютистских режимов в большинстве западных стран, за исключением США, породила смешанную форму - конституционную монархию. Однако удельный вес и объемы политического доминирования в механизмах власти короля, парламента и правительственной бюрократии различны. Они определялись характером политической коалиции, которую предпочитали эти силы. Направленность интересов участников коалиции определял тип режима.

· Первый тип режима в рамках конституционной монархии - парламентскую монархию - дала английская революция. Она стала результатом коалиции всесильного парламента и безвластного монарха. Англия первой реализовала классический вариант политической системы конституционализма. Ее смысл состоял в переходе реальной власти от монарха к правительству и премьеру, полностью зависимых от парламента. Особенностью британского конституционализма является отсутствие писаной конституции и наличие особых средств регулирования отношений законодательной и исполнительной власти средствами обычно-правовых прецедентов.

· Большинство стран Западной Европы пыталось перенести английский вариант в свои общества. Однако наличие двух противоборствующих политических потоков - республиканско-демократического, стремившегося к установлению принципа народного суверенитета, и абсолютистско-монархического, предпочитавшего сохранение в полном объеме королевской власти, не позволило воспроизвести английскую систему. В результате там установилась конституционная монархия в дуалистической форме. Это означало появление самостоятельной законодательной власти в лице парламента, но с сохранением законодательных и исполнительных функций за монархом (король оставался главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим и верховным арбитром). Наличие монархической и представительной власти создавало систему сдержек и противовесов, которая, правда, не была устойчивой в силу культурной и политической неоднородности общества. Политическая коалиция монарха и бюрократии против парламента дала третий тип конституционной монархии, именуемый монархическим конституционализмом. Если английский вариант политической модернизации означал изменение сущности и целей политического порядка при сохранении традиционных институтов, то при данном варианте сущность правления оставалась прежней, а трансформировались лишь политические институты. Этот вариант политической модернизации был олицетворением мнимого конституционализма. Дарованные монархами конституции были лишь узаконением традиционных носителей власти. Установление мнимого конституционализма в странах Центральной и Восточной Европы, в России было следствием незрелости гражданского общества.

· Как показала политическая история мировой демократии, активности общественных ассоциаций и росту их членов, прежде всего, способствуют следующие структурные факторы: повышение образовательного уровня населения; развитие общественных коммуникаций; периоды активизации политического протеста, привлекающие новых рекрутов в социальные объединения; реакция общественности на вновь выдвигаемые правительственные программы преобразований и т.д.

· В то же время извечными трудностями становления и развития гражданского общества являются не только активность государства, стремление правящих элит к усилению своих позиций в социуме и даже превышению собственных полномочий. Серьезную опасность для формирования и существования гражданского общества представляет и деятельность различного рода корпоративно-бюрократических структур внутри государства, неизменно принижающих статус самодеятельной активности граждан и стремящихся усилить государственную опеку над нею. Самостоятельными и крайне важными причинами ослабления позиций гражданского общества служат и непроясненность для населения ценностей социальной самодеятельности, отсутствие приверженности общественного мнения ценностям идеологии прав человека. Поэтому гражданское общество не возникает там, где люди не борются за свои права и свободы, где отсутствуют традиции критического анализа общественностью деятельности властей и, наконец, где политические свободы воспринимаются людьми как своеволие и отсутствие ответственности за свои поступки.

Следует различать понятия «общество» и «гражданское общество», «государство» и «общество».

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство. С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нем осуществляются народовластие, экономическая свобода, свобода личности), а с формированием гражданского общества государство становится правовым.

Что такое общество?

Обществом можно назвать общность людей, которая создается на основе взаимных интересов, взаимного сотрудничества. Правда, не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Студентов в аудитории или зрителей в театре также объединяет общий интерес, но это не общество.

Само общество не является простой совокупностью индивидов. Это социальная система.

Общество - система взаимодействия людей, которые связаны между собой интересами в сфере производства, обмена, потребления жизненных благ и устанавливают границы поведения в общих интересах с помощью социальных норм (в том числе - юридических).

К каждому обществу надо подходить конкретно-исторически. У каждого общества имеется своя система отношении:

  • экономических : формы собственности, производство, распределение, обмен и др.;
  • социальных : отношения между разными группами населения;
  • политических : отношение групп населения к политической власти, участие граждан и их объединений в политике;
  • идеологических (духовных) : культура, характер мировоззрения - демократический, тоталитарный.

В каждом обществе имеются свои субъекты социального общения: личность, семья, сословие, класс, группа, нация, государство и др. Общество - сложная динамичная система взаимосвязей людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми, национальными отношениями.

Основными элементами, определяющими общество, являются собственность, труд, семья .

Гражданское общество - система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся в отношениях конкуренции и солидарности, вне непосредственного вмешательства государства, призванного создавать условия для их свободного развития.

Не каждое общество можно назвать гражданским обществом , т.е. обществом с достаточно развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ним.

Начало формирования гражданского общества в странах Европы и Америки приходится на XVI-XVII вв.

Понятие «гражданское общество» появилось в XVII веке в трудах Г. Греция, Т.Гоббса, Дж.Локка и получило фундаментальное развитие в последующих веках в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Гегеля и др. Гегель, напр., рассматривал гражданское общество как единство лиц, его составляющих. Он считал, что поскольку эти лица имеют разные интересы, нередко противоположные, возникает потребность в государстве как организации общей связи каждого с каждым. Диалектически объясняя их взаимосвязь, Гегель называл государство абсолютной целью гражданского общества, ему (государству) подчиненного.

Можно выделить три этапа становления гражданского общества, каждый из которых сопровождался существенными изменениями экономических отношений, общественного и государственного строя, развитием сознания индивида и общества, культуры народа и нации, преобразованиями общественной идеологии:

I (XVI-XVII вв.): процесс вызревания предпосылок (экономических, политических, идеологических) развития буржуазного общества, устранения юридического неравенства, ограничения политической власти правом;

II (конец XVII - конец XIX вв.): формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на началах всеобщего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы.

Формальное равенство открывает возможности для проявления индивидуальности: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно наделен определенным комплексом прав, свобод и в то же время несёт ответственность перед обществом. Государство все более отдаляется от выполнения функций собственника. Развиваются правовые механизмы, сдерживающие политическую власть, подчиняющие ее закону. Происходит становление представительной демократии - постоянно действующих представительных общенациональных учреждений парламентского типа со строго обозначенными полномочиями утверждать налоги и принимать законы;

III (рубеж XIX - XX вв.): развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организацией труда, общенациональным рынком; отделение власти от собственности; переход управления общественными делами практически в руки ученых-специалистов (менеджеров) при сохранении институтов традиционной демократии и политического плюрализма; расширение и углубление равноправия людей.

Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество - совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество - разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;

3) государство и гражданское общество - разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.

Признаки (черты) гражданского общества - в его соотношении с государством :

1) не существует до государства и вне государства;

2) не включает государство, развивается самостоятельно - без непосредственного вмешательства государства;

3) состоит из субъектов - свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;

4) обладает определенным приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;

6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;

7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта. Первоначально в течение длительного времени гражданское общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических»;

8) развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.

В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:

  • служит формой, организующей гражданское общество и создающей условия для его развития;
  • является относительно самостоятельным по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;
  • устанавливает «правила игры», которых должны придерживаться граждане и их объединения, создаёт благоприятные условия для их существования и развития;
  • не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества): такое вмешательство может иметь место только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;
  • оказывает необходимую защиту гражданскому обществу, функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;
  • выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;
  • юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;
  • имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономная личность:

  • субъект, который осознает себя свободным членом общества; свободным экономически - имеющим право выбора форм и видов трудовой деятельности, в том числе предпринимательской; свободным идеологически и политически;
  • субъект, который наделен правами и свободами, в том числе правом частной собственности («субъект-собственник»);
  • субъект, который осознает ответственность перед обществом;
  • субъект, который защищен законом от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.

Гражданское общество базируется на многообразии форм и видов собственности. Каждая из них призвана: (1) обеспечить благосостояние всех; (2) открыть экономический простор для приумножения собственности на основе большей интенсивности труда, способностей, творческой инициативы и предприимчивости. Соотношение труда и различных форм собственности в гражданском обществе должно быть таким, чтобы труд позволил создать для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни. Преобладание в государстве так называемого «среднего класса» - один из показателей сформированного в нем гражданского общества.

Современная концепция гражданского общества исходит из того, что оно является предпосылкой социального правового государства (см. главу «Социальное правовое государство»). Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда. Гражданское общество как саморазвивающаяся система всегда ощущает давление со стороны государственной власти. В свою очередь государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет его выполнять исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого непрерывного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов.

Государство должно ориентироваться в первую очередь на интересы гражданского общества. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства.

Анализируя учения и философские взгляды на государство и гражданское общество можно подойти к тому убеждения, что только правовое государство реально может предоставить полноценные возможности для развития гражданского общества и, в то же время, только гражданское общество позволяет правовому государству функционировать и развиваться с максимальной эффективностью. Это единство выражается прежде всего в совпадении многих целей и задач - все социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство проявляется в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с действующим законодательством и прежде всего с Конституцией (Основным законом) страны. гражданский общественный правовой философский

Единство гражданского общества и правового государства видится также в том, что как первое, так и второе обеспечивают условия для самовыражения и свободы человека, его политических инициатив, предпринимательских намерений.

Гражданское общество в условиях его формирования не лишено и существенных внутренних противоречий, обусловленных еще существующими социальными различиями и во много не совпадающими политическими интересами. Поэтому следует согласиться с мнением, что если «убрать» правовое государство, то и гражданское общество «развалится» на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения могут растрачивать свою энергию на выяснение отношений1, бесконечные споры, столкновения.

Можно утверждать, что правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма.

Единство гражданского общества и правового государства находит свое олицетворение и в демократическом политико-правовом режиме, под которым понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Его содержание характеризуется реализацией на практике государственного строительства принципа разделения властей, плюрализмом в общественно-политической жизни, представлением свободы личности в сфере экономической, политической и культурной деятельности, защитой личности от произвола, беззакония и т.д. При этом следует учитывать, что демократический режим всегда базируется на правовой основе.

Основные различия гражданского общества и правового государства заключаются в их структуре и специфических функциях. Правовое государство - это организация особой суверенной публичной власти, задача которого заключается в обеспечении нормального функционирования гражданского общества. Важнейшим отличием правового государства от гражданского общества является и то, что оно может издавать законы и другие нормативные правовые акты, а также принимать меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.

Гражданское общество, как отмечалось ранее, - это система общественных отношений и институтов, которые призваны способствовать реализации экономических, личных и других интересов и потребностей индивидов и их коллективов. Они выражаются и реализуются посредством таких структурных коллективов гражданского общества, как семья, общественные формирования, партии, ассоциации и другие объединения, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления. Во всех случаях речь идет о структурах, созданных снизу на основе единства интересов, а не по указке вышестоящих органов. Поэтому в системе отношений «гражданское общество - государство» преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи.

В гражданском обществе обязанности граждан перед государством сведены, в сущности, к законопослушанию и уплате налогов. Разумеется, в конкретных случаях и отношениях у граждан могут возникать и другие обязанности, связанные с их общественной, трудовой, предпринимательской и иной деятельностью, выполнением служебного, воинского, семейного долга. Но это такие обязанности, которые обеспечивают существование и эффективное функционирование самого государства.

Отмечая единство и различия гражданского общества и правового государства, нельзя забывать о тесном взаимодействии рассматриваемых явлений, влиянии одного на другое.

Как известно, гражданское общество как общество равноправных граждан, проявляющих свою индивидуальность, творческую инициативу, то есть как общество равных возможностей, появилось и сформировалось примерно в XVII-XIXвв. Это нашло свое выражение в закреплении юридического равенства, прав и свобод человека, обеспечении свободного предпринимательства и частной инициативы. Поэтому не случайно законодательное признание правового равенства людей (правящих и управляемых) на основе наделения их правами и свободами признается главным признаком, основой гражданского общества. Другой вопрос, что реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества. С развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение.

Из этого следует, что гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, указать государству его место. Другими словами, гражданское общество - это общество, способное сохранять свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В условиях социального государства гражданское общество позволяет ему активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Так, например, рынком управляет не только невидимая рука экономических стимулов и интересов, но и вполне осязаемые властные структуры, призванные направлять эти механизмы в нужное русло, обеспечивая их функционирование.

Централизованное воздействие сохраняется, но не путем приказных и волевых методов, а через такие правовые инструменты, как налоги, льготы, кредиты, пошлины, тарифы, субсидии, поддержка базовых отраслей промышленности, протекционизм и т.д. Другое дело, что гражданское общество не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной. Такая способность общества к политической самоорганизации как раз и возможна при наличии определенных экономических условий: экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества на современном этапе развития лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство. Отсутствие права частной собственности не только ставит человека в зависимость от государства, но и меняет его природу - лишает его чувства достоинства, уверенности в себе, способности отстаивать свои интересы.

Думается, главным во взаимодействии гражданского общества и государства является то, что первое изменило значимость Конституции страны. Да, это Основной закон, который определяет устройство государства, но это и Основной закон, где зафиксированы права и свободы человека и гражданина. В результате конституция становится соглашением гражданского общества и государства с разграничением сфер их влияния: для государства - особая публичная власть, сфера обеспечения общих интересов; для общества - сфера индивидуальных свобод, частных интересов.

Гражданское общество стимулирует правовую деятельность государства, расширяет контроль представительных и судебных органов за работой центральной и местной исполнительной власти, увеличивает круг лиц, участвующих в выборах, в политической деятельности, усиливает зависимость представительных органов власти от действующих в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся и социально обездоленных.

Развитое гражданское общество постепенно преобразует функцию государства как «ночного сторожа». В его деятельности все больше места занимают такие общественные функции, как организация социального обеспечения, управления народным образованием, здравоохранением. Из того, что формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизнедеятельности, вовсе не означает, что оно совсем не нуждается в государственности. Просто государство должно найти в нем «свое место», отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить внимание на те сферы, где оно действительно необходимо и где обязано выполнять свои изначальные функции (оборона страны, законотворчество, защита прав граждан, внешняя политика, бюджет, связь, транспорт и т.п.). На современном этапе повышается роль государства и в регулировании экономических отношений, в частности развивается институт государственного контроля, государство спорадически вмешивается в экономику в целях смягчения и преодоления кризисных явлений.

Нормальное цивилизованное государство современности - это правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом. В этом смысле гражданскому обществу государственность необходима для создания организационно-правовых основ жизни социума.

В современных публикациях отмечается большое значение институтов гражданского общества для интеграции социума, введения социальных конфликтов в цивилизованные рамки, продуцирования норм и ценностей, которые затем скрепляет своей санкцией государство, образование среды, где формируется общественно активный индивид.

Гражданское общество при продвижении по пути социального прогресса, становясь более сильным, стремится подчинить себе государство, максимально развить в нем функцию ведения общих дел - охраны правопорядка, борьбы с преступностью, обеспечения высокого жизненного уровня населения, создания нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

Развитие функции государства по управлению делами всего общества происходит через институты демократии, через законодательство, основанное на признании и гарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы влияния и свободную прессу.

Взаимодействие гражданского общества и правового государства осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах: государственно-правовой регламентации функционирования субъектов гражданского общества, закреплении их конституционно-правового статуса; участии структур гражданского общества и прежде всего тех из них, в организации и деятельности органов государственной власти и их должностных лиц в личную жизнь человека и гражданина; законодательном закреплении обязанности государства по обеспечению социально-экономической и политической безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности.

Следует помнить и о том, что институты гражданского общества способствуют переходу управления общественными делами в руки специалистов, так называемых менеджеров при сохранении традиционных институтов демократии и политического плюрализма. Народы общаются по законам всемирного рынка, возрастает роль международных пактов о правах человека, повышается авторитет прогрессивных международных организаций, повсеместно развивается демократия с перспективой замены государства общественным самоуправлением.


О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество - это. спутник правового государства. Точнее, право вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

  • высокое сознание людей;
  • высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;
  • широкие связи между членами общества;
  • наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
  • децентрализация власти;
  • передача части власти органам самоуправления;
  • использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;
  • развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
  • личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой - в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее служить обществу. В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены:

  • нации, национальные движения;
  • классы, коалиции классов;
  • общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.);
  • политические партии; политические движения;
  • массовые общественные движения (защитников окружающей среды, противников размещения ядерного оружия и т. п.); профсоюзы;
  • религиозные организации;
  • общественные организации (общество любителей пива, общество спасения на водах и т.п.);
  • союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, промышленников);
  • общества потребителей;
  • трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы; семья.

Функции элемента гражданского общества может выполнять и отдельная личность (например, А. Солженицын, А. Сахаров, Д. Лихачев и др.).

Становление гражданского общества - это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные эконо-мические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество - питательная среда правового государства - заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.