Что такое правовое государство определение. Другие элементы правового государства

Юридический Институт Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Аннотация:

This article discusses the concepts and main features of the rule of law. The historical excursus of this concept is given. Also, the main problems in the creation of the rule of law in the Russian Federation are considered.

Ключевые слова:

правовое государство; гражданское общество; разделение властей; государство; гражданин; права и свободы человека; Российская Федерация

legal state; civil society; separation of powers; state; citizen; human rights and freedoms; Russian Federation

УДК-340

Закон - владыка над правителями,

а они - его рабы. (Платон)

Введение.

Термин правовое государство является либеральной политической теорией. Многие государства, которые встали на развитие демократических институтов также развивают активно идею правового государства. Правовое государство - это очень сложное понятие, политическая идея, которую очень тяжело реализовать на практики.

Актуальность.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что такое правовое государство? Как можно построить правовое государство? Какие условия необходимы для развития институтов и механизмов правового государства? Также эта тема очень актуальна для России, так как эта политическая идея достаточно новая, и её пытаются развивать на политико-правовой почве нашего государства. Именно для России необходимо изучить все условия, сущность и значение этого термина.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - изучить понятие правового государства. Задачи исследования:

1) Изучить понятие правового государства.

2) Выделить основные черты правового государства.

3) Рассмотреть исторический экскурс понятия правового государства.

4) Выделить проблемы создания правового государства в Российской Федерации.

Научная новизна.

Научная новизна заключается в анализе понятия и основных черт правового государства, проведение исторического метода исследования этого понятия.

Основная часть.

Правовое государство - это такая форма организации власти в стране, когда вся деятельность государства полностью подчиняется нормам права, и полностью реализуются установленные законом права, свободы человека и гражданина.

По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько считают, что у правового государства существуют две основных черты правового государства:

Свобода человека, его права

Ограничение правом государства.

Правовое государство рассматривается в нескольких значениях:

Как деятельность верховных органов власти, которые подчиняется судебным решениям

Как признак конституционного режима

Как проявление законности или верховенства права,

Рассматривается как противоположность диктатуре, неограниченной власти в стране, деспотизму, полицейскому государству.

Можно выделить основные цели правового государства:

Создание условий, для правомерных действий всех субъектов права, полная реализация прав и свобод граждан

Охрана общественных отношений, а также морали, справедливости, свободы, равенства, прав, достоинств.

Правовое государство может существовать, при наличии следующих институтов:

1) Назначение наказание за совершенные правонарушения, в соответствии с нормами и законами государства.

2) Юридическое равенство всех граждан. Этот принцип заключается в том, что граждане обладают одинаковой правовой защитой.

3) Наличие независимых, беспристрастных, доступных правоохранительных органов: полиции, суда,

4) Деятельность органов государственной власти должна быть четко регламентирована законами.

Существует две теории, которые объясняют сущность и правовою природу правового государства.

Согласно первой теории - формальная теория правового государства основана на теории правового позитивизма, и выражается в практической деятельности государства, эффективности и предсказуемости правовых процедур. Право представляет собой совокупность обычаев, традиций закрепленные в качестве закона. При этом нормативно-правовые акты отражают представления о морали, о справедливости, свободе, равенстве граждан. Главная функция по их мнению - это формальное соблюдение правовых норм и процедур.

Согласно второй теории - содержательная теории правового государства, она основана на теории естественного права, теории справедливости законов, наличия неотчуждаемых прав человека, которые обладают высшей ценностью. Согласно этой теории правовое государство не только охраняет права и свободы человека и гражданина, но и созидает определенный эталон, стандарт политического и правового поведения граждан. Важным является вопрос -каким должно быть право? Опираясь на естественную теорию происхождения права «несправедливый закон - это не закон». Это нашло закрепление в ряде конституциях Европейских государств, так в конституции Швейцарии.

Существует несколько условий, или принципов, при которых может существовать правовое государство:

1.Верховенство закона. Этот принцип заключается в том, что закон на территории государства обладает высшей юридической силой, и иные нормативно-правовые акты должны соответствовать им. Можно выделить несколько черт это признака правового государства:

Деятельность органов государственной власти и должностных лиц должны соответствовать законам и подзаконным актам.

Правовые нормы могут изменяться только согласно действующим, оговоренным законом процедуре.

Существуют легальные способы воздействия на правительство с целью выполнения ими законов.

Государство является единственным источником легального применения силы.

Деятельность правоохранительных органов должна быть в рамках закона и эффективной, доступной.

2. Равенство всех перед законом. Можно выделить основные черты этого принципа правового государства:

Законы относятся ко всем гражданам государства в одинаковой мере

Равенство перед правосудием,

Равенство не зависимо от происхождения, нации, расового, этнического, классового, полового признака, отношения к какой-нибудь религии.

Решения судов распространяется на всех граждан.

Общий, а не конкретный характер правовых норм. Нормы права должны иметь общий характер, а не издаваться для решения каких-то конкретных задач, не должно быть правовой дискриминации.

Равный доступ к правой защиты, охраны и системы. Из-за существующего социального неравенства, часто получается, что определенные люди, слои населения имеют некоторые преимущества в силу своего имущественного статуса при защите своих прав в суде.

3. Возможность исполнять принятые законы. Этот принцип имеет следующие черты:

Законы должны быть понятными, доступными для населения

Законы должны очень четко регулировать вопросы противоправности и наказуемости за определенные деяния.

Законы не должны противоречить общественным устоям, представлениями о справедливости, морали.

4. Независимость судебной власти. Этот принцип имеет следующие черты:

Независимость от исполнительной, и законодательной ветвей власти.

Реализация принципа разделения властей.

Если судебная власть связана с исполнительной, то подзащитный не сможет себя защитить, если судебная власть связана с законодательной, то свобода подзащитного является предметом произвольного регулирования.

5. Правосудие. По мнению профессора Нью-Йоркского университета Джереми Уолдрону, правосудие в правовом государстве должно иметь следующие черты:

Рассмотрение и вынесение решения по делу должно быть беспристрастно на основании фактов, законов

Судьи независимы от других ветвей власти, на них не кто не оказывает давление

Улики и доказательства собираются в установленном законом порядке

Право на присутствие на судебном процессе

Право на защиту и помощь адвоката

Право оспорить обвинение в суде

Право предоставлять свои доказательства

Право знать мотивацию суда при вынесении решения

Право обжаловать решения суда в вышестоящую инстанцию - апелляция, надзорная инстанция.

6. Защита прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип имеет следующие черты:

Законы не должны ограничивать всеобщие права и свободы человека и гражданина

Основа - естественная теория происхождения права

Учет местной традиции и культуры народов, то есть какие именно права у данного народа являются высшей ценностью.

7. Наличие высокой правовой культуры. Этот принцип имеет следующие черты:

Законность рассматривается как культурная ценность

С помощью закона осуществляется защита своих интересов

Ответственность граждан перед государством,

Ответственность государства перед гражданами,

Развитие институтов гражданского общества

Децентрализация государственной власти,

Защита собственности и рынка.

8. Наличие конституционного режима в государстве. Этот принцип имеет следующие основные черты:

Система сдержек и противовесов. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, приводит к ограничению какой либо власти.

Открытость и подотчетность, подконтрольность правительства перед другими органами власти - парламентом, генеральным прокурором, омбудсменом, Средствами массовой информации.

Разделение власти между различными социальными группами

Право отражает компромисс между разными социальными слоями населения

Политическое равенство граждан при создании законов

Конституция содержит, обеспечивает и гарантирует основные прав и свободы человека и гражданина.

9. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

10. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

11. Федерализм - разделение власти на центральную, власть субъектов и местную власть.

История развития представлений о правовом государстве.

Свод законов царя Хаммурапи - это первый кодекс, который ограничивал власти чиновников, и право толкование законов имелось только у судей.

Древние Афины. Законы рассматривались как средство борьбы с тиранией. Только собрание полноправных граждан экклесия могло издавать нормативные акты, которые были обязательны для всех членов общества. Судьи избирались по жребию, все граждане имели право на равный доступ к правосудию. Высшим органом правосудия был - суд присяжных. Конфликты в области торгового права должны были разрешаться на основании компромисса. При этом многие критиковали афинскую демократию, как считал Аристотель должна быть не власть народа, а власть законов.

Древний Рим. В период Римской республики имелись определеннее черты правового государства:

Более четкое разграничение исполнительной и законодательной ветвей власти

Наличие сильной и независимой судебной власти

Равенство граждан перед законом

Общедоступность законов

Право - это способ разрешения конфликтов

Определенный высокий уровень правосознания и правовой культуры.

В период средневековья, римское право стало очень тесно связанным с католическим правом. Согласно мнению Фомы Аквинского, законность - это естественный порядок, основанный Богом, и состоящий из законов Божьих. Католическая церковь активно вмешивалась в светские дела европейских государств. Григорий VII установил новое правило: преподавание канонического права в европейских университетах, которое обладало большой юридической силой перед королевским правом.

В арабском халифате, нормы ислама стали частью шариата. Церковные суды существовали наряду с светскими и осуществляли наблюдение за законностью и защитой прав граждан, они обеспечивали интерпретацию религиозных норм, равенство всех верующих.

В 1215 году принимается Великая Хартия Вольностей. Это первый законодательный акт, который ограничивал власть короля (монарха): король не мог без согласия Парламента вводить новые налоги, наказание в виде ограничение гражданских прав назначались только по суду присяжных заседателей.

В статуте княжества Литовского 1588 года содержалось правило, что в государстве должны господствовать законы, а не власть. Также происходило разделение государственной власти.

В период Реформации возникает много философов, которые уже задумываются об идеях правового государства:

  1. Томас Гоббс считал, что люди обладают страхом перед другими людьми и ищут защиту у государства, в виде законов. Когда все равны перед законом, то исчезает страх перед согражданами.
  2. Джон Локк считал, что государство само вызывает страх. Поэтому необходимо власть ограничить определенными рамками, законы должны соблюдать сами правители, признание естественных прав человека, верховенство закона.
  3. Шарль Монтескье считал, что только принцип разделения властей может обеспечить независимость судебной власти.
  4. Иммануил Кант считал, что цель государства - это обеспечение мирной жизни граждан и защита права собственности. Право должно представлять мораль, основу конституции. Согласно категорическом императиву И.Канта любому нравственному принципу можно придать форму обязательного всеобщего закона, который обязывает людей к действиям независимо от возможного результата. Кант считал, что закон должен быть «самодержавен» и независим.

Идеи правового государства нашли свое отражение в Билле о правах 1689г, в Декларации независимости США, Билле о правах США, Французской Декларации прав и свобод человека и гражданина. Эти правовые акты имели определенные последствия:

Запрет государству ограничивать неотчуждаемые права человека

Государство обязано обеспечить ряд прав человека

Повышение независимости судебной власти

Появление стандарта легитимности верховной власти.

Во второй половине XX века принимаются Всеобщая Декларация прав и свобод человека, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказание за него. Создаются Международный уголовный суд и Европейский суд по правам человека. Теоретически развивали идею правового государства ряд философов: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг, Макс Вебер, Джон Ролз, Фридрих Хайек.

Существует несколько трудностей при создании правового государства:

Создание разветвленной системы судов,

Произвол при толковании законов

Различное понимание субъектов права, в правовом государстве

Обеспечение законности правоохранительной системы

Правовое ограничение произвола власти

Строгое соблюдение законов может привести к неопределенному результату

Подробность и сложность законов может привести к определенному политическому кризису.

Не формируются общественные идеалы.

Критика правового государства.

Иеремия Бентам считал, что власть принадлежит правильным людям, поэтому не надо её ограничивать.

Анархисты вообще отрицали государство, и ограничение государственной власти.

Карл Маркс считал, что правовое государство отражает интересы только буржуазии, и не могут служить защитой интересов пролетариата.

Сторонники Технократии считают, что властью должны обладать специальные компетентные для этого люди. За место верховенства закона придет верховенство знания.

Из-за вынесения оправдательного приговора в отношении явных преступников по нарушению формы процессуальных отношений в суде, при водит к определенной критике судебной системы.

По мнению Джона Ролза правовое государство предоставляет определенную информацию людей друг о друге, и повышает требования к моральному поведению людей в обществе.

С точки зрения либерализма правовое государство является одним из центральных институтов. Правовое государство защищает права человека на жизнь, собственность свободу слова. Правовое государство сыграло большое значение на развитие западной цивилизации. Является фундаментом демократии.

Создание правового государства в Российской Федерации имеет некоторые основные черты:

Долгое время идея правового государства отвергалась советской идеологией как буржуазный принцип

Идея правового государства является новой, впервые была провозглашена на XIX Всесоюзной конференции, потом в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, и Конституции РФ.

В.Д. Зоркин председатель Конституционного суда РФ считает, что правовое государство - это центральное понятие континентальной правовой системе, и на современном этапе существует много теорий и проблем в области создания правового государства.

На сегодняшний день существует несколько основных проблем при создании правового государства в Российской Федерации:

Процесс создания правового государства растягивается на некоторый промежуток времени, нужно длительный промежуток времени

Российское государство сейчас находится в определенном кризисе: существует ряд проблем в государстве: рост преступности, рост коррупции, расцвет бюрократизма, сложное положение в области прав человека

Необходимо учитывать российскую правовой менталитет при заимствовании западных политических идей, а идея правового государство - это западная политическая идея. Необходимо учитывать черты русской политической и правовой культуры, правового нигилизма, слабость демократических черт, бюрократическое засилье.

В.А. Четвернин считает, что правовое государство - это некоторое абстракция, то есть идеал, который невозможно достичь, но к которому многие западные страны стремятся.

Необходимо учитывать историческое развитие России, её традиции и культуру.

Результаты исследования.

Правовое государство - это термин, который обозначает организацию власти, когда в государстве существует верховенство права, и реализация субъективных прав граждан.

Правовое государство может быть создано при наличии следующих условий: верховенство закона, равенство всех перед законом, исполнимость законов, независимость правосудия, защита прав человека и гражданина, наличие конституционного режима в стране.

Идея правового государства развивалась постепенно начиная от Древней Греции, Древнего Рима, и заканчивая XX веком с развитием международного права.

Российская Федерация встала на путь развития правового государства, но при этом существует ряд проблем, которые необходимо решать: правовая культура, политическая активность, коррупция, преступность, менталитет русского народа.

Заключение.

Таким образом, правовое государства - это такая форма организации публичной власти, при которой происходит защита и реализация прав и свобод граждан, и происходит верховенство права и подчинение этому праву государственных органов.

Библиографический список:


1. Правовое государство. [Электронный ресурс] Режим доступа: // http: //ru.m.wikipedia.org. (обращение на 25.08.2018)
2. Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А,В, Малько. – 4 –е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2015. – 400 с.
3. Кудинов А./ Демократия как общественно-политическое явление: от истоков к современности/Современные тенденции развития науки в молодежной среде: Межвузовский конкурс научно-исследовательских работ, 1 марта – 30 мая 2017 г.: сборник статей участников / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2017. – 883 с.
4. Обществознание. Карманный справочник. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/ О.А. Чернышева.- Ростов на Дону: Легион. 2013. - 367 с.
5. История Отечественного государства и права: в 2 частях учебник для академического бакалавриата/ под редакцией О. И. Чистякова – 5 е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2016. – 510 с.
6. История политических и правовых учений Учебник для вузов 2 издание стереотип/ Под общей редакцией академика РА доктора юридических наук профессора В.С. Нерсяцанца - М.: Издательство Норма 2004 г.- 736 с.

Рецензии:

19.09.2018, 20:08 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия : Адибекян Оганес Александроич. Статья Кудинова А.С. продолжает показывать широту познавательных достижений автора в совокупности множества разных тем. Как уже его критиковали, используемый материал учебный. Даны оценочные позиции по историческим эпохам, странам, мыслителям. Все силы привлечены к разъяснению того, что представляет собой правовая характеристика государственной власти. Статья представит интерес для мало просвещенных в данном вопросе читателей, для неполитологов, неюристов. Другую ценность, кроме изучения и изложения, известных вещей указать рудно. Отсюда трудность рекомендации работы к публикаци. В статье не обособлены пренебрежения действующими законами высоко стоящими политическими деятелями, без исключения президентов, даже парламентов. Если этого нет, то это не поддерживает недовольство несоблюдением важных законов. Если продолжить замечания, то термин - понятийно-словесное обозначение чего-то часто и ответственно рассматриваемых вещей, объектов, событий. Его нельзя считать «теорией», раз «теория» состоят из массы терминов. А есть ли «неправовое государство»? Хоть одно можно указать? Если монарх принял решение, не согласующееся со всем составом действующих прав, то это его продукт присоединяется к составу государственных прав, изменяет их. Но если республиканский орган что-то сделал с игнорированием действующих законов, то это не исключение правового характера государства, а неуважение этого характера, преступление. Известны случаи увольнения президента, судебного преследования его после исчерпания полномочий, даже роспуск парламента. Почему этих вещей нет в статье нет? Как быть с тем, что десяток губернаторов Российской Федерации попало под суд? Кроме познавательных слабостей есть и грамматические: «… черт это признака…», «… действующим оговоренным законом процедуре...», «… закона и эффективной, доступной. », «… за место верховенства закона придет верховенство знания.» Но это уже неуважение «грамматических прав».

20.09.2018, 21:48 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия : Актуальность статьи не вызывает сомнений. Основные квалификационные требования соблюдены. Рекомендуется к публикации

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  • признание и гарантирование (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Социальное государство

Социальное государство — форма государства, важнейшей которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство конструирует тип , который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное и .

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:

  • высокою уровня экономического развития страны;
  • наличия правового государства;
  • соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.

Рассмотрим понятие правового государства. Для начала стоит упомянуть то, что человечество было таким как сейчас не всегда, а государство ранее не служило "правовое государство" возникло только в двадцатом веке. Идея его воплотилась в жизнь отнюдь не сразу и не во всех странах мира.

Понятие и принципы правового государства

Оно является значительным достижением современной цивилизации. Что включает в себя понятие правового государства? Под данным термином подразумевается такое государство, которое существенно ограничено в своей власти установленным правом, непосредственно подчиняется воли суверенного закона, которая в свою очередь четко выражена в конституции. Призванием же его является -обеспечение основных свобод, а также прав личности. Да, данное понятие правового государства является верным. Рассмотрим теперь его признаки. К ним можно отнести следующие:

Право господствует абсолютно в каждой Это означает, что в одинаковом правовом положении находятся и высшие органы власти, и обычные люди. Должностные лица не могут злоупотреблять своими позициями, так как расплата за подобные действия последует незамедлительно.

Система, которая осуществляет надзор за соблюдением всех действующих законов, действует слаженно, непрерывно, эффективно.

Разделение властей должно быть реальным. Речь о том, что должны соприкасаться лишь самый минимум, и то при необходимости. Система сдерживания и противовесов обеспечивает независимость отдельных органов государственной власти.

Свободы и права людей должны быть гарантированы. Государство обязано признать то, что именно они являются высшей ценностью. Оно должно стремиться к тому, чтобы система защиты этих свобод и прав постоянно совершенствовалась и развивалась.

Личность и государство должны отвечать за свои поступки друг перед другом.

Право и закон должны быть едины. Речь о том, что любые НПА должны полностью соответствовать естественно-правовым началам, а также международно-правовым нормам, которые касаются прав людей.

В государстве должен быть идеологический, а также политический выражается в многопартийности, существовании огромного количества общественных объединений и так далее.

Понятие правового государства является довольно-таки сложным. Какие из перечисленных здесь признаков являются самыми важными? Они все важны одинаково.

Правовое государство создает такие условия, которые необходимы для возникновения Оно подразумевает то, что не только государство будет контролировать людей, но и сами люди будут контролировать друг друга.

Да, закон соблюдают не только граждане, но и должностные лица государственных органов. Это означает, что и наказание за его несоблюдение должны нести все без исключения.

К предпосылкам образования правового государства стоит отнести многообразие форм собственности, самостоятельность, а также экономическую независимость индивидуумов, свободу предпринимательства, суверенитет народа, демократию, непротиворечивое законодательство, гражданское общество, высокий уровень общественной и политической культуры.

Личность в правовом государстве развивается свободно и беспрепятственно, каких-либо серьезных барьеров или преград на пути своего становления она не встречает. Такое образование никогда не возникнет само по себе, так как оно является продуктом целенаправленного развития всего общества. Нельзя сказать, что оно существует в нашей стране. То, что имеется на сегодняшний день в России, можно назвать лишь иллюзией правового государства.

Термин «правовое государство» (нем. rechtstaat) появился в начале XIX в. в труда немецких юристов К. Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р. Г. Гнайста. Идея правового государства с самого начала опиралась на дуализм двух начал - Государства и Права.

Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.Л. Монтескьё, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.

Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других.

Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой системы сдержек и противовесов, когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимоконтролировать и ограничивать друг друга. Такой государственновластный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти законодательной, что характерно, например, для Англии.

Если правовое государство есть воплощение свободы, основанной на разуме, если вслед за классиком либерализма Б. Констаном понимать свободу как торжество личности над властью, то не удивительно, что свобода завоевывается в долгой и трудной борьбе. Необязательно с помощью социальных катаклизмов и революций. Всякое движение за свободу должно исходить от масс, а не сверху. Если либеральные начинания были инициативой верхов, они почти всегда носили половинчатый характер и не воспринимались обществом в полном объеме.

В недрах феодального общества против церкви восстали две новые силы: суверенное государство и автономия личности. Первую связывают с именами Н. Макиавелли, Ж. Бодена. Вторая обязана своим происхождением протестантизму (М. Лютер и др.). Именно из этих двух течений, т.е. из идеи суверенного государства и концепции автономной личности, их соотношения и влияния и развивается та мысль, которая и знаменует собой Новое время правовое государство.

Существенным признаком правового государственного устройства является безусловное подчинение всех государственных и общественных организаций, граждан и общества в целом системе права, а последняя реально служит интересам граждан на принципах социальной справедливости и равенства.

Наличие мощной и разветвленной системы законодательства вовсе не свидетельствует о наличии правового государства. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления в авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом, лишь провозглашающим права и свободы.

В рамках правовой государственности реализуются принципы реального конституционализма, при котором государство не только провозглашает, но и гарантирует соблюдение правовых норм, ограждающих граждан от государственного террора, произвола властей, предоставляет возможность реализации индивидуальных прав, свобод и достоинств личности. Во взаимоотношениях государства и личности господствует приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем.

Организационно идея правового государства предполагает реализацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, который, с одной стороны, позволяет народу контролировать государство, с другой - ограждает граждан от произвола властей.

Идеолог правового государства И. Кант говорил, что у человека есть только одно главное право право на свободу, все же другие вытекают из него.

Перефразировав известную сентенцию Ж. де Местра и сказать, что «каждое общество имеет то государство, которое оно заслуживает».

Свободная пресса, говоря словами Т. Пёйна, является основой демократического общества.

Аристотель, основатель политической науки, определял государство «как совокупность граждан, как гражданское общество».

Гегель первым в немецкой философии права указал на то, что между личностью и государством существует некая общественная среда (общество), имеющая значение как для личности, так и для государства.

Правовое государство предполагает такую форму организации и функционирования государственной власти, при которой обеспечено верховенство норм права, закона, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид. Правовое государство опирается на ряд основополагающих принципов.
1. Верховенство правового закона - предполагает, с одной стороны, его господство во всех сферах общества, с другой стороны - соответствие всех правовых актов духу и букве основного закона - Конституции.
2. Реальная гарантированность прав и свобод человека, их охрана и возможность свободного развития. Принцип обеспечивается невмешательством государства в дела гражданского общества наряду с признанием неотчуждаемости личных прав и свобод.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство и личность в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено власти, ей запрещено».
4. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он исключает возможность монополизации и узурпации власти в одних руках, а механизм сдержек и противовесов удерживает их в рамках конституционных полномочий.
5. Наличие эффективной системы контроля и надзора за осуществлением закона. Принцип проводится в жизнь посредством независимых органов суда, прокуратуры, арбитража, налоговых служб, счетной палаты, правозащитных организаций, СМИ.

Правовому государству присущи следующие признаки, которые взаимосвязаны и вытекают из его принципов.
1. Идея народного суверенитета, закрепленного конституционно. Правовое государство концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.
2. Наличие развитого гражданского общества, защищающего неотчуждаемые права человека. Недопустима патерналистская установка: государство наделяет правами и свободами граждан - они имманентно присущи людям.
3. Создание институтов демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа.
4. Независимость, автономность и возвышение суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека. Любые органы власти, любое должностное лицо и любой гражданин в равной степени подконтрольны суду.
5. Исключение любых форм деспотизма и диктатуры, от кого бы она ни исходила, правовая защита человека от произвола чиновников и государства.
6. Участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии. Наличие возможности реального воздействия общества на характер деятельности ветвей власти.
7. Сознательное и добровольное самоограничение граждан в своих правах и свободах в пользу закона. Наличие высокого уровня политической и правовой культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.

"Концепция правового государства как конституционное разделение власти и строгое ограничение деятельности каждой из ветвей была разработана Дж. Локком и Ш. Монтескье в XVII в.

В более узком смысле проблема правового государства решалась как баланс интересов государства и гражданского общества в трудах немецких юристов XIX в. (Г. Елинек, К. Шмитт и др.).

В конкретном плане, то есть построение правового государства осуществляется в XX в. Новые конституции таких государств, как ФРГ, Испания, Португалия, Россия, содержат указания на правовой характер государства.

Итак, правовое государство - это такой аппарат политической власти, который жестко ограничен рамками закона, обеспечивает права и свободы граждан и осуществляет управление обществом, согласуясь с общественным мнением.

Но под правовым государством понимаются не только ограниченные в своей деятельности политические институты, но и политический режим в обществе, то есть такое взаимодействие государства и граждан, когда взаимно поддерживается правовой режим, осуществляются все демократические нормы: выборы, работа партийных и общественных организаций, гражданские инициативы, «народная» дипломатия и т. д. Важным показателем правового характера государства является легитимность власти, признание ее законного характера обществом, добровольное подчинение и содействие ей. Такой режим взаимного согласия между государством и обществом устанавливается в условиях длительной практики соблюдения законов и взаимной ответственности, в условиях ограничения и самоограничения власти (власть - это тоже конкретные люди, граждане), соблюдения прав и свобод граждан, позитивной и оперативной реакции на общественное мнение."

Http://psyera.ru/6957/formirovanie-pravovogo-gosudarstva

Это понятие, которому дать чёткое определение довольно сложно. Но мы попробуем это сделать. Это такое государство, в котором власть подчиняется праву . Идея рассматриваемого нами понятия состоит в том, что полномочия правительства, президента, судов не безграничны. Пример - Соединённые Штаты Америки, где сама система так устроена, что ни одна из ветвей власти не может узурпировать её. Сегодня мы опишем основные признаки этой формы правления.

Основные признаки правового государства

Итак, определение мы дали выше. Исходя из него, основной принцип, которым характеризуется современное правовое государство - это его разделение на три ветви - законодательную, судебную и исполнительную , которые контролируют друг друга и не допускают узурпации полномочий в одном лице, органе или социальном слое. Если это случится, то речь пойдёт о деспотизме страшных масштабов, как говорит теория Ш. Монтескье.

Основные признаки правового государства:

Элементы правового государства

Википедия перечисляет ещё такие принципы правовой формы государства. Кое в чём они повторяются, в некоторых аспектах - дополняют вышеописанные. Опишем в целом, чтобы лучше запомнилось. Вообще, идея правового государства строится на одной мысли - верховенство права , а всё, что нами перечисляется, это детали теории правового государства, необходимые чтобы стало более понятно. Итак, какие принципы правового государства можно выделить?

Правление по закону

Главная задача государства - обеспечить условия , в которых только оно имеет право применять силу для обеспечения безопасности каждого гражданина. Закон имеет высшую силу. Нормы права могут меняться только в соответствии с процедурами, которые установлены Конституцией. В правовом государстве разработаны механизмы, которые способны заставить должностные лица подчиняться закону .

Равенство всех перед законом

То есть, каждый должен соблюдать законы, в том числе и те, кто их издаёт. Суды не должны учитывать количество денег, власти и статус людей, которые стали перед ними. Если от этой нормы отступают, то такое правосудие называется избирательным. Если на тебя в суд подал богатый миллиардер, то вряд ли приговор будет оправдательным. К сожалению, во многих странах сейчас именно избирательное правосудие .

Что значит «равенство перед законом» с правовой точки зрения? Есть два признака:

Выполнимость

Законы должны быть написаны так, чтобы люди могли их соблюдать. Хотя бы минимальные требования должны быть написаны понятным языком. Размытые законы открывают пространство для избирательного их применения. Неправильные действия властей может покрыть и создание законов, имеющих силу задним числом, противоречия между составляющими закона или слишком частое их изменение. Всего этого быть не должно. В правовом государстве никто не имеет права наказывать за то, что кто-то совершил действия, которые не были незаконными на тот момент.

Кроме того, в самом тексте закона надо прописать критерии, по которым человек считается виновным. Также они должны быть справедливыми, для чего должны быть открытые СМИ, свободные выборы в представительные органы .

Независимость судов

Они должны быть изолированы от других ветвей в том плане, что ни исполнительная, ни законодательная власть не может влиять на судебную систему правового государства. Если этого не будет, то к подсудимому будет применяться нелегитимное применение силы или же законы будут писаться для оправдания или осуждения конкретного человека.

Правосудие

Правосудие, как процесс, регламентируется системой права . Всё осуществляется по заданным правилам, не допускающим произвола судей. Система должна быть построена так, чтобы обычный человек, ничего не понимающий в юриспруденции, мог предвидеть кого оправдают, а кого накажут. Правосудие максимально прозрачное и охватывает все необходимые факты.

В неправовом государстве правосудие непредсказуемое (хотя в некоторых странах это уже стало настолько нормой, что понятно: олигарх выиграет любое дело), очень развита коррупция, которая даёт возможность избежать наказания тем, кто его заслуживает.

Для того чтобы назначить уголовное наказание, необходимо соответствие таким условиям:

Например, если следствие использовало пытки для того, чтобы получить доказательства вины подсудимого, то суд обязан исключить из дела факты, изложенные в результате таких незаконных методов дознания. Даже факт, что преступник будет оправдан, не должен учитываться. Таким образом, страхуются граждане как от пыток в силу их неэффективности, так и от ложных приговоров, спровоцировавших введение правосудия в заблуждение .

Все перечисленные выше права и свободы несут позитивный посыл, заставляют государство следовать своим обязательствам. Кроме того, не должно быть задержек в системе правосудия, потому что в этом случае есть лазейки для того, чтобы оно стало избирательным .

Защита прав человека

В теории правового государства указано, что ни один закон не должен нарушать основные права человека. Но на деле нет чётких правил, описывающих в каких случаях свободы гражданина ужимаются законами, а когда нет. Так, в США не считают казнь лишением права человека на жизнь. В скандинавских странах высокие налоги вовсе не видятся нарушением права на частную собственность и так далее. Чтобы законодательная защита прав была эффективной, они должны входить в систему ценностей местной культуры .

Другие элементы правового государства

Законность должна восприниматься, как культурная ценность . Именно от этого зависит, насколько подобная концепция будет устойчивой. Правовая культура государства - это прежде всего использование законов для реализации собственных интересов, выдвижение требований к государству издать определённый закон. Кроме того, в ценностях должна быть законопослушность.

Некоторые специалисты считают, что правовое государство требует, чтобы власть была децентрализована, а гражданское общество было развитым. Главное - не допустить узурпацию власти .

Критика правового государства

Перечислим коротко аргументы против правового государства:

Выводы

Несмотря на всю вышеописанную критику, общие правила принятия решений властью не допускает откровенно безответственных решений. Да, разумный руководитель будет способен сам нести ответственность за свои действия и ему не требуются сдержки и противовесы, которые являются центральной категорией правового государства. Но много ли таких? Какая гарантия, что следующий руководитель действительно будет представлять интересы народа и не станет злоупотреблять своими полномочиями?

Сама концепция правового государства не допускает попадания в правительственные круги людей, которые не будут поддерживаться обществом. Например, президент может быть уволен в порядке импичмента, если перестаёт соответствовать интересам граждан . Это делает возможным приход к власти настоящих лидеров, а не диктаторов, прикрывающихся лидерством для решения своих корыстных задач. Теория правового государства на данный момент является самой эффективной.