Кто первый предложил разделение властей. Разделение властей

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Тем не менее, принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован.

Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и его реальных и потенциальных контрагентов. Для этого необходимо:

  • - владеть методикой оценки финансового состояния предприятия;
  • - иметь соответствующее информационное обеспечение;
  • - иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику на практике.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения.

Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность. В анализе может использоваться дополнительная информация, главным образом, оперативного характера, однако она носит лишь вспомогательный характер.

Финансовый анализ это метод оценки и прогнозирования финансового состояния организации на основе его бухгалтерской отчетности .

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

В результате финансового анализа определяется как текущее финансовое состояние организации, так и ожидаемые в перспективе параметры финансового состояния.

Финансовый анализ подразделяется на отдельные виды в зависимости от следующих признаков:

1. По организационным формам проведения выделяют внутренний и внешний финансовые анализы предприятия.

Внутренний финансовый анализ проводится финансовыми менеджерами предприятия или собственниками его имущества с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну предприятия.

Внешний финансовый анализ осуществляют налоговые администрации, аудиторские фирмы, банки, страховые компании с целью изучения правильности отражения финансовых результатов деятельности предприятия, его финансовой устойчивости и кредитоспособности .

2. По объему исследования выделяют полный и тематический финансовые анализы предприятия.

Полный финансовый анализ предприятия проводится с целью изучения всех аспектов финансовой деятельности предприятия в комплексе.

Тематический финансовый анализ ограничивается изучением отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Предметом тематического финансового анализа может являться эффективность использования активов предприятия, оптимальность финансирования различных активов из отдельных источников, состояние финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, оптимальность инвестиционного портфеля, оптимальность финансовой структуры капитала и ряд других аспектов финансовой деятельности предприятия .

  • 3. По объекту анализа выделяют следующие его виды:
    • - анализ финансовой деятельности предприятия в целом. В процессе такого анализа объектом изучения является финансовая деятельность предприятия в целом, без выделения отдельных его структурных единиц и подразделений;
    • - анализ финансовой деятельности отдельных структурных единиц и подразделений. Такой анализ базируется в основном на результатах управленческого учета предприятия;
    • - анализ отдельных финансовых операций. Предметом такого анализа могут быть отдельные операции, связанные с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями, с финансированием отдельных реальных проектов и другие.
  • 4. По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий финансовые анализы.

Предварительный финансовый анализ с изучением условий финансовой деятельности в целом или осуществления отдельных финансовых операций предприятия (например, оценка собственной платежеспособности при необходимости получения крупного банковского кредита).

Текущий (или оперативный) финансовый анализ проводится в процессе реализации отдельных финансовых планов или осуществления отдельных финансовых операций с целью оперативного воздействия на результаты финансовой деятельности. Как правило, он ограничивается кратким периодом времени.

Последующий (или ретроспективный) финансовый анализ осуществляется предприятием за отчетный период (месяц, квартал, год). Он позволяет глубже и полнее проанализировать финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в сравнении с предварительным и текущим анализом, так как базируется на завершенных отчетных материалах статистического и бухгалтерского учета .

Значение финансового анализа заключается в том, что он является основой выявления резервов предприятия. В экономике различают два понятия резервов. Во-первых, резервные запасы, например, сырья, материалов, наличие которых необходимо для непрерывного планомерного развития предприятия. Во-вторых, резервы, как еще неиспользованные возможности роста производства, улучшения его качественных показателей.

Резервы предприятия это неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия. Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат это один из путей использования резервов. Другой путь связан с возможностями ускорения научно-технического прогресса как главного рычага повышения интенсификации и эффективности производства. Резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала предприятия.

Таким образом, на основании проведенной исследовательской работы в ходе написания курсовой работы сделан вывод, что финансовый анализ можно определить как способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий цель:

  • - оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
  • - оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
  • - выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
  • - спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

Цели финансового анализа также зависят от субъектов анализа, т. е. конкретных пользователей финансовой информации. Цели финансового анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. Финансовый анализ это процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов дальнейшего повышения его рыночной стоимости. Финансовый анализ, чаще всего в прикладном аспекте, понимают как процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов дальнейшего повышения его рыночной стоимости.

Разделение властей является основным принципом организации и деятельности государственного аппарата в условиях демократического, правового государства. Разделение государственной власти не может быть сведен к разделению труда по управлению обществом. Последний возникает вместе с появлением государственного аппарата и предполагает специализацию его работников, осуществления ими нормотворческой, исполнительной или судебной деятельности, каждая из которых требует специфических способностей и навыков.

Разделение государственной власти имеет глубокий демократический смысл, поскольку он в конце концов направлен на недопущение концентрации государственной власти в руках одного человека, органа или класса, невозможным произвола, обеспечения политической свободы. В этом смысле разделение властей является не только принципом организации и деятельности государственного аппарата, но и одной из важнейших основ демократического правления.

Благодаря разделению власти обеспечиваются ограничения государственной власти, ее функционирования в правовых рамках.

Разделение властей как принцип организации и функционирования государственного аппарата предусматривает розмезкування полномочий между тремя ветвями - законодательной, исполнительной и судебной, а также создание механизма сдержек и противовесов.

Согласно этому механизму законодательная власть сдерживает исполнительную, поскольку последняя не может выходить за пределы принятых парламентом законов. Парламент формирует или принимает участие в формировании правительства, осуществляет контроль за его деятельностью. В свою очередь, исполнительная власть наделяется правами законодательной инициативы, может применять вето в отношении законов, принятых парламентом. Органы судебной власти защищают человека от противоправных действий со стороны государственных органов. Кроме того, Конституционный Суд может сдерживать как законодательную, так и исполнительную ветви власти путем признания их актов неконституционными, что влечет за собой прекращение их действия.

Законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая имеет исключительные полномочия на принятие законов. Органом законодательной упади является парламент (Великобритания - Парламент, США - Конгресс, Украина - Верховная Рада). Основной функцией этой ветви власти законодательное регулирование общественных отношений. Так, согласно Конституции Украины Верховная Рада Украины является единственным законодательным органом Украины.

Кроме того, Верховная Рада Украины выполняет другие функции. Представительская функция обусловлена тем, что именно этот орган наиболее полно отражает политические настроения и ожидания в обществе, представляет их на уровне законодательной деятельности. Установочная функция заключается в том, что парламент формирует или принимает участие в формировании правительства, избираемых или утверждаемых на должностях руководителей высших органов государственной власти. Контрольная функция характеризуется тем, что парламент осуществляет контроль за деятельностью подотчетных ему органов (правительства, министерств, ведомств). Особая значимость деятельности парламента об утверждении бюджета, а также контроля за его выполнением предусматривает акцентирование на его финансовой (бюджетной) функции.

Исполнительная власть - это ветвь государственной власти, которая обеспечивает выполнение законов, проводит внутреннюю и внешнюю политику государства. Исполнительная власть осуществляется правительством (в Италии - Совет Министров, в Российской Федерации - Правительство, в Украине - Кабинет Министров), а также другими центральными и местными органами (министерства, агентства, местные государственные администрации).

Основной функцией этой ветви является обеспечение выполнения законов. Кроме того, исполнительная власть осуществляет функцию подзаконного регулирования общественных отношений, согласно которой высшие органы исполнительной власти наделены полномочиями принимать подзаконные нормативно-правовые акты. Например, Кабинет Министров Украины принимает на основе Конституции и законов Украины постановления.

Судебная власть - это ветвь государственной власти, имеет исключительные полномочия на осуществление правосудия. Основной ее функцией является отправление правосудия, то есть деятельность по рассмотрению и решению различных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке. Кроме того, суд осуществляет функцию защиты прав человека, а также контрольную функцию за соблюдением законодательства при проведении досудово- го расследования.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную , исполнительную и судебную . В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов . Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

Право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

Право Президента РФ распускать Государственную Думу;

Право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти . Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник - общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «ос-вобозедает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д. Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь».

И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но осооая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдер-жек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение-исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила - чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он - ароитр в спорах о праве.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизоежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каиедый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему - создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

Теория разделения властей является важным звеном в истории развития буржуазной политической мысли и конституционной практики. Ее главное требование, выдвинутое Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье в период борьбы буржуазии с феодальным абсолютизмом, заключалось в том, что для «утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельною лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих «властей», являясь самостоятельной, независимой и взаимно сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах.

Лозунг разделения властей получил свое воплощение и в конституционной практике буржуазных стран. Так, Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) считает идею разделения властей настолько существенной, что в статье 16 подчеркивает: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование нравами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Концепция разделения властей служила руководящим началом при составлении ряда буржуазных конституции и структурном оформлении государственного аппарата (например, Конституция США 1787 г., французские конституции 1791, 1795, 1848 гг., Конституция Норвегии 1814 г. и другие).

Имея глубокие исторические корни, теория разделения властей как самостоятельная и цельная политическая доктрина сформировалась в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Основные постулаты «классическою» варианта этой доктрины были выдвинуты сначала Джоном Локком, а затем Шарлем Луи Монтескье как идеологами умеренных кругов буржуазии, стремившихся мирным путем получить доступ к государственной власти на основе компромисса с либеральным дворянством. Не случайно, что именно в Англии XVII в., где буржуазная революция носила умеренный и компромиссный характер, концепция разделения властей в трактовке известного английского философа Джона Локка смогла отразить потребности рождающегося буржуазного строя и поэтому стала популярной политической доктриной.

Свои политические идеи Джон Локк (1632-1704) изложил в ряде работ, среди которых особенно выделяется «Второй трактат о государстве: О государственном правлении», изданный в 1690 г. через два года после так называемой «славной революции», т.е. политического переворота 1688 г., установившего в Англии конституционную монархию. В отличие от некоторых своих предшественников и современников (например, Дж. Мильтона, О. Сиднея, Дж. Гаррингтона и др.), чьи политические взгляды отражали потребности лишь отдельных групп восходящею класса, Дж Локк сумел возвыситься до теоретического выражения общеклассовых интересов буржуазии, осознание которых позволило ей объединить свои силы и одержать победу в борьбе с феодальным абсолютизмом, хотя бы и на основе компромисса с новым, обуржуазившимся дворянством.

В целях обеспечения основных прав человека Дж. Локк считал необходимым ограничить политическую власть и ввести ее в определенные рамки. Одним из важнейших средств достижения этого, по мнению Локка, является разделение властей, способное предотвратить концентрацию всей полноты власти в руках одних и тех же людей, которые, обладая возможностью создавать законы, могут захотеть исполнять их к своей личной выгоде, в противоречии с общими интересами. Поэтому Локк предлагает отделить, исполнительную власть от законодательной и обязать самих законодателей подчиняться действию ими же установленных законов.

Учитывая объективные потребности в разделении усложняющегося труда по управлению государством, Локк различает три власти: законодательную, исполнительную и федеративную (союзную). Такую классификацию он проводит в соответствии со спецификой осуществляемых ими функций-создание законов для общественного блага, их исполнение и ведение отношений с другими государствами Законодательная власть как выражение воли народа (имущих сословий) должна быть, по Локку, отделена от остальных властей и отдана в руки «многих лиц, надлежащим образом соединенных в собраниях», т.е. избираемому народом представительному органу-парламенту. Исполнительная и союзная власти хотя и являются, по словам Локка, различными по своему содержанию, однако эти власти трудно разделить между различными органами, поскольку их несогласованность могла бы повлечь за собой беспорядок или гибель общества. Исходя из этого, Локк вверяет обе эти власти одному лицу - монарху, которому должна принадлежать и так называемая «прерогатива», т.е. полномочия по охране «общего блага» в случаях, не терпящих промедления. Однако, подчеркивает Локк, монарх не должен злоупотреблять своей прерогативой, которая правомерна лишь постольку, поскольку используется в общих интересах. Судебную власть Локк не обозначает как отдельную, а считает ее составным элементом исполнительной власти, подчеркивая при этом, что в отправлении правосудия должен принимать участие народ.

Посредством «правильной» организации государственной власти Локк стремился сконструировать сложный политический механизм, способный «уравновесить власть правительства, вложив отдельные части ее в «различные руки», а именно - разделить ее между парламентом и королем, т.е. в конечном счете между буржуазией и дворянством.

Поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства. Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее источником в РФ является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соот с которым "государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти. В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название системы "сдержек и противовесов" и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

На федеральном уровне система разделения властей выглядит следующим образом: законодательная власть Федеральное Собрание РФ, исполнительная власть - Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ, судебная власть - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учётом положения ст. 71, 72 Конституции

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком и Ш. Монтескье , заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и сдерживающей другие, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.


Однако разделение властей не может быть абсолютным. Все ветви власти должны действовать скоординировано, добиваясь разрешения общих проблем. Их равновесие следует поддерживать специальными организационно-правовыми мерами (система «сдержек» и «противовесов»), которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. Они, гарантируя независимость одной власти от другой, устанавливают возможность их взаимного контроля.

Законодательная власть формируется непосредственно народом и устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни. находится под контролем народа и специальных контролирующих органов (конституционный суд), с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. Обладая представительными, законодательными, контрольными и учредительными полномочиями, парламент направляет свою основную деятельность на: принятие законов; утверждение бюджета и контроль за его осуществлением; контроль за деятельностью правительства.

Исполнительная власть в лице своих органов (прежде всего правительства) занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. В то же время, выполняя свое назначение, исполнительная власть осуществляет и распорядительные функции путем принятия подзаконных актов и осуществления организаторских действий.

Судебная власть , как особая разновидность государственной власти, представлена деятельностью специально уполномоченных на то судебных органов в лице судей, присяжных и арбитражных заседателей, осуществляющих правосудие и выполняющих функции, связанные с защитой и обеспечением интересов всех субъектов права.