Самозащита прав граждан. Способы защиты прав человека

5. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную жизнь проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения; использования и распространения информацией о его частной жизни. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

6. Свобода передвижения. Каждый человек законно находящийся на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительства. Свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в неё.

7. Свобода совести, вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения. Закон дополнительно включил право менять религиозные убеждения, что является правовой гарантией от преследования, единоверцами, лица, вышедшего из состава религиозного объединения. Федеральный закон предусматривает права граждан создавать религиозные группы и организации с условием, что их цели и действия не противоречат закону.

8. Свобода мысли и слова. Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто ни может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказ от них.

2. Самозащита прав и свобод

В положениях Конституции прослеживается тенденция повысить роль самого человека в обеспечении, максимально полного, использования им прав и свобод, усилять его самостоятельность. Наряду с обязанностью государств обеспечивать защиту прав и свобод, существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Способы самозащиты многообразны.

1. Право участвовать в управлении делами государства. Рассматриваемое право осуществлять в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами является участие в референдуме, а также реализация права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Только гражданам принадлежит инициатива проведения референдума. При выборах обеспечиваются выдвижение кандидатов непосредственно избирателями, возможность самовыдвижения, свободное проведение предвыборной агитации; установленные законом формы участие в формировании избирательных комиссий, в подсчёте голосов.

2. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право – важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности в общественных делах и защиты ими своих прав. Обращения граждан могут быть в форме заявления, жалобы, петиции. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставления льгот, услуг), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требованием восстановления).

3. Важным правом является закрепления за каждым, право на объединения, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Это право даёт гражданам возможность использовать, в указанных целях, различные формы совместной организованной, общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Вступление в члены объединения осуществляется на добровольной основе, в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Общественные объединения в праве участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления, в порядке и объёме, предусмотренных законодательством. Общественные объединения могут выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти. Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

4. Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством, является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование.

5. Право обращаться в средства массовой информации.

6. Обжалование действий должностных лиц. Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом. Пересмотр приговора – необходимая гарантия против судебных ошибок, он предусмотрен уголовно-процессуальным кодексом.

7. Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружие от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определённых видов оружия (охотничьё оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности, в пределах необходимой обороны крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооружённого или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определёнными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

8. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Человек вправе отказываться от дачи показаний, если эти показания могут быть использованы против его интересов.

3. Судебная защита

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Такая защита наиболее эффективная и доступная каждому человеку, поскольку в суде могут быть обжалованы любые решения и действия (либо бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Равенство всех перед законом и судом, означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии (в редакции от 10 апреля 2000 г.) предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения).

Судебная защита

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных с ц объектом обжалования могут быть законы, действия и Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в страде обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

Международная защита

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.



Возмещение вреда

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на змещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

Неотменяемость прав и свобод

Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.

Возраст

Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова "самостоятельно" и "в полном объеме", поскольку граждане имеют конституционные права и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей.

К юридическим гарантиям защиты прав и свобод человека и гражданина также относятся:

Обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52, 53 Конституции РФ);

Право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ);

Конституционные принципы судопроизводства, например, презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ); исключение повторного осуждения за одно и тоже преступление; недопущение использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом; право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50 Конституции РФ);

Право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Гарантии правовой защиты прав и свобод личности закреплены также в нормах отраслевого законодательства (административного, гражданского, уголовного и др.).

№39. Конституционное закрепление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Конституция РФ установила возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека не могут рассматриваться как абсолютные, так как человек жи­вет в обществе и реализует свои права и свободы лишь в системе общественных взаимо­связей.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исходя из этого, запрещено распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или нацио­нальной ненависти, порнографии и т.п., сведений, способных причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Законом может быть ограничен въезд или прожива­ние в определенных районах страны, если существует серьезная опасность для жизни и здоровья населения. Закон особо защищает права и интересы людей от посягательства других лиц, злоупотребляющих своими правами и свободами. Закон предусматривает ограничение права выезда за границу определенной категории лиц, осведомленных о госу­дарственных секретах, исходя из соображений государственной безопасности. Конститу­ция Российской Федерации устанавливает также возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ).

Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и зашиты конституционного строя государства.

Согласно ч. 2 ст. 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

№40. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ.

Источниками правового регулирования иностранных граждан и лиц без гр-ва являются Конституция РФ, федеральный закон от 25 июля 2002 года о правовом положение иностранных граждан в РФ, ФЗ от 19 февраля 1993 года р беженцах и инные нормативные правовые акты.

Согласно части 3 ст 62 Конституции иностранные гр-не и лица без гр-ва пользуются в РФ правами и несут обязанности на ровне с гражданами РФ, кроме случаев установленных ФЗ или международным договором РФ. поправки от декабря 2011 год

Основным документом, регулирующим правовой статус иностранных гр-н и лиц без гр-ва РФ, является ФЗ о правовом положение иностранных граждан. Определяется понятие иностранного гражданина и лица без гр-ва.

Законом определяются следующие режимы нахождения иностранных гр-н на территории РФ:

1. Временное пребывание – это нахождение иностранных граждан на территории РФ, на основание визы или в порядке не требующем ее получения.

Пребывание иностранных граждан на территории РФ в без визовом порядке, не может превышать 90 суток за искл. Случаев предусмотренных ФЗ.

Временное проживание – нахождение иностранного гражданина на терриотории РФ на основание разрешения на временное проживание.

Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину территориальным органом фед. органа исполн. власти в сфере миграции (ФМС) в пределах квот утвержденных правительством РФ для конкретных ее субъектов.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

2. Постоянное проживание иностр. гражд-н на территории РФ – это нахождение иностранных граждан на территории РФ на основание вида на жительство. Заявление на вид на жительства подается в территориальный орган ФМС не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительства ин. Гр-нин должен прожить на территории РФ не мение 1 года со дня получения разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается сроком на пять лет, с возможностью его продления на тот же срок, количество продления срока не ограничено.

Закон о правовом положение иностр. граждан предусматривает ряд оснований отказа, либо аннулирования разрешения на временное проживания или вида на жительство ст 7 ФЗ, ст 9.

ФЗ о прав положение ин.граждан определяет отношения иностранных граждан к тем или инным видам деятельности на территории РФ:

1. Отношение иностранных граждан к избирательному праву.иностр. гр-не не имею права избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и референдуме субъектов РФ;

Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке предусмотренных федеральными законами имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Если РФ заключила международный договор.

2. Условие участия иностранных граждан в трудовых отношениях. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений предусмотренных ФЗ.

1) Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностр. работников только при наличие разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

2) Иностранный гр-н имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличие разрешения на работу (за искл.Ряда случаев предусмотренных ФЗ).Искл. – если он постоянно проживает.

3) Отношение иностранных граждан к гос. или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности. Иностр. гр-нин не имеет права находиться на муниципальной службе, находится на гос. – гражданской службе, замещать должности в составе экипажа судна плавающего под гос. флагом РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого не в коммерческих целях судна, быть командиром возд. судна гражданской авиации, быть принятом на работу на объекты в организации, деятельность, которых связана с обеспечением безопасности РФ.

4) Отношение иностранных граждан к военной службе. Иностранные гр-не не могут быть призваны на военную службу по призыву (альтернативную гражданскую), однако могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в вооруженные силы РФ в качестве лица гражданского персонала.

№41. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

В настоящее время миграция достигла исторически уникального уровня, формируя особую модель глаболизации. В миграционном обмене участвуют подавляющее большинство стран мира, а численность внешених мигрантов оценивается приблизительно в 175 миллионов человек.

РФ активно участвует в миграционном процессе, что не в последнюю очередь связано с распадом в начале 90 годов СССР и созаднием на пост оветском пространстве СНГ. С 92-99 1, 6 миллионов беженцев (получили статус).

Данные процессы послужили катализатором необходимости разработки государственной миграционной политики и прежде всего ее законодательного обеспечения, включая вопросы правового регулирования, предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца в РФ.

Первым шагом на пути формирования миграционной политики РФ в законодательном ее обеспечение в сфере предоставления убежища, явилось присоединение РФ к соответствующим международным документам, а также создание структуры для защиты беженцев и признания за ними ясно обозначенного статуса.

РФ в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев и протаколу к ней 1967 года, тем самым взяв на себя обязательство о предоставление защиты лицам ищущим убежище.

19 февраля 93 года были приняты законы РФ о беженцах (критиковался, расходился с положениями конвенции, им не предусматривалась проверка их личности, не было ограничений на кол-во беженцев) и о вынужденных переселенцах.

4 летняя правоприменительная практика, показала, что внесение изменений и дополнений в закон 93 года о беженцах, стало насущной потребностью, как и приведение НПА регулирующих миграцию иностранных гр-н в РФ, в соответсвие с Конституцией РФ и нормами международ. права. В следствие этого 28 июня 97 года был принят ФЗ о беженцах, явившийся очередным шагом вперед в процессе совершенствования законодательства о беженцах.

Данным ФЗ определяются основания и порядок признания беженцем на территории РФ, устанавливаются экономические, соц. и прав-ые гарантии защиты прав и интересов беженцев, в соответствие с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и договоров.

Согласно данному закону беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по тому или иному признаку (расы, пола, отношения к труду) находится вне страны гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой в следствие таких опасений; или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее, в следствие таких опасений.

Согласно закону признание лица беженцем предусматривает :

1. Обращение в компетентный орган гос. власти с ходатайством о признание беженцем

2. Предварительное рассмотрение ходатайства уполномоченным гос. органом РФ

3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрение ход-ва по существу, либо об отказе в рассмотрение ход-ва по существу

4. Выдача свидетельства, либо уведомления об отказе в рассмотрение ход-ва по существу.

5. Рассмотрение хо-ва по существу

6. Принятие решения о признание лица беженцем, либо об отказе о признание его беженцем.

7. Выдача удостоверения беженца, либо уведомление об откаже признания лица беженцем.

В консульство, ворган таможни, миграции и др.

Рассмотрение ходатайства о признание беженцем по существу, осуществляют:

1. ФМС в отношение лица, находящегося вне пределов РФ, в течение 2 мес со дня принятия решения о выдаче свиде-ва

2. Территориальный орган ФМС, в отношение лица, находящегося в месте временного размещения или ином месте пребывания на территории РФ в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свид-ва

Лицо признанное беженцем и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на :

1. Получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях

2. Получение содействия в оформление документов для въезда на территорию РФ

3. Содействие в обеспечение проезда и провоза богажа к месту прибывания

4. Получение питания и коммунальных услуг в центре временного размещения

5. Пользование желым помещением из фонда жилья для временного поселения

6. Получать медицинскую и лекарственную помощь на ровне с гр-ми РФ

7. Получение сод-вия в направление на профессиональное обучение или в трудоустройстве и другие права

Лицо признанное беженцем и приб. С ним члены его семьи обязаны:

1. Соблюдать Конституцию, законы и иные НПАРФ

2. Своевременно прибыть в центр временного размещение или иное место указанное властями прибывание

3. Соблюдать установленный порядок проживания и выполнять требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения и др. обязанности.

Признание беженцем , упрощаяет получение гражданства РФ.

Российское законодательство на ряду со статусом беж-ца предусматривает статус вынужденного переселенца. Порядок его присвоения, экономические соц-ые и правовые гарантии защиты прав и законных интересов вынужденных интересов определяются законом РФ от 19 февраля 93 года о вынужденных переселенцах.

Согласно закону вын. переселеннец – это гр-нин РФ, покинувший место жительства в следствие совещенного в отношение его или членов его семьи насилия или преследования, либо в следствие реальной опасности подвергнуться преследованию по тому или иному признаку, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношение конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Но вын. прересел. Может признан иностранный гр-нин или лицо без гражд-ва, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по обстоятельствам описанным рание.

Решение о признание Вын. Пер. принимается на основание ходат-ва данного лица, территориальным органом ФМС РФ в течение 3 месяцев со дня регистрации ход-ва. Статус Вы ПЕР на 5 лет с возможностью его продления на каждый последующ. Год по заявлению Вын Переселенца.

Права:

1. Самостоятельно выбрать место жительства на территор. РФ

2. При отсутствие самостоятельного определения своего нового места жительства на территор. РФ получить у ФМС направление на прожив. В центре временного размещения, либо в жилом помещение из фонда жилья для временного послеления.

3. На получение содействие в обеспечение проезда и провоза богажа к новому месту жительства или к месту прибывания.

№42. Уполномоченный по правам человека в РФ: порядок замещения должности, компетенция.

СТАТУС

Должность учреждена "в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами". Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Должность Уполномоченного по правам человека, назначаемого и освобождаемого от должности Государственной Думой и действующего в соответствии с федеральным конституционным законом установлена статьей 103 Конституции РФ.

ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" (N1-фкз от 26 февраля 1997) вступил в силу 4 марта 1997.

ФУНКЦИИ

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Получив жалобу, Уполномоченный вправе :

Принять ее к рассмотрению;

Разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

Передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;

Отказать в принятии жалобы к рассмотрению (отказ должен быть мотивирован).

Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя о принятом решении. В случае начала рассмотрения жалобы он информирует об этом орган (лицо), решение (действие, бездействие) которого обжалуются.

По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе :

Обратиться в суд с заявлением;

Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела;

Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;

Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрании дела в порядке надзора;

Обратиться в Конституционный суд с жалобой.

Уполномоченный вправе принять меры в пределах своей компетенции по собственной инициативе:

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;

В случаях, имеющих особое общественное значение

В случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

№43. Федеративное устройство России. Становление и развитие Российской Федерации.

Принятая 10.07.1918 КРСФСР закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. На первом этапе формирования федеративного государства существовала единственная форма автономии – автономная республика, на следующем этапе созданы трудовая коммуна и автономная область. Высшая форма автономии – автономная республика (государство, имеющее свою государственную структуру, конституцию или закон). Автономные трудовые коммуны и автономные области не имели атрибутов государственности.

Вступление РСФСР в состав СССР. В 1923 упраздняются автономные трудовые коммуны, которые преобразуются в автономные республики, возникает новая форма автономии – национальный округ. В КРСФСР 1925 вопросам автономии посвящена специальная глава, установлены 2 формы автономии – автономная республика и автономная область.

Принятая 21.01.1937 КРСФСР закрепила наличие в составе России 17 автономных республик и 6 автономных областей (во всех автономных республиках приняты конституции). В период Великой Отечественной войны начался процесс ликвидации автономных образований, населенных представителями национальностей: балкарцев, ингушей, крымских татар, поволжских немцев, чеченцев и др.

КРСФСР 1978 утверждалось, что в составе РСФСР существовало 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов.

12.06.1990 первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». Распад СССР привел к развитию сепаратистских настроений в национально-государственных образованиях, входивших в состав РФ. На IV Съезде народных депутатов РСФСР признана необходимость повысить правовой статус всех автономных республик (исключено слово «автономная» - стали «республики в составе РФ»). Правовой статус республик получили все автономные области, кроме Еврейской автономной области.

31.03.1992 подписан Федеративный договор, включающий договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Договором признается суверенный характер республик в составе РФ.

КРФ, принятая 12.12.1993 в ст.1 провозгласила, что РФ – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ.

Особенности Российского федерализма :

1. Россия была провозглашена федерацией в конституции

2. Россия с самого начала была конституционно-правовой федерацией, а не договорной

3. Россия создавалась как ассиметричная федерация

4. Субъекты федерации создавались как по национальным, так и по территориальным признакам

5. Субъекты федерации не обладали правом выхода из ее состава

6. Статус субъектов федерации может был изменен, но на основе закона.

№44. Конституционные принципы федеративного устройства России.

Согласно части 1 ст. 1 российская федерация федеративное гос-во. Согласно части 1 ст 5 конституции она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – равноправных субъектов федерации.

Федеративное устройство России основано на следующих конституц. принципах :

1. Принцип гос. целостности часть 3 ст. 5 конституции;

2. Единство системы гос. власти часть 3 ст.5, конкретизирована в других главах;

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти Российской федерации и органами гос. власти субъектов РФ ст71, 73;

4. Равноправия и самоопределения народов в РФ

5. Субъекты в их взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти;

Конституционно-правовой статус России, как суверенного, федеративного гос-ва, характеризуется также наличаем у РФ ряда государственно-правовых признаков .

1. Наличие в РФ собственной Конституции, то есть основного закона гос-ва, регламентирующего наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни.

2. Территориальное единство РФ.

3. Обладание РФ высшей властью на своей територии

4. Наличие единого гражданства РФ

5. Наличие федеральных органов гос. власти общих как для федерации, так и для всех ее субъектов.

6. Наличие единой федеральной правовой системы. Данная система включает в себя федеральные НПА, НПА субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления.

7. Наличие федеральной собственности, то есть движимого и не движимого имущества, правомочие собственника, в отношении которого осуществляют исключительно федеральные органы гос. власти.

8. Наличие единой денежной, финансовой и кредитной политики.

9. Наличие вооруженных сил в РФ

10. Наличие единого государственного языка

11. Наличие абсолютной международной правосубъектности РФ.

12. Наличие у РФ единых государственных символов, а также столицы

13. Наличие у РФ исключительных предметов ведения и полномочий, то есть вопросов правовое регулирование которых субъектами РФ осуществляться не должно ст. 71 РФ

№45. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация - суверенное государство . Государственный суверенитет принадлежит только РФ, но не субъектам РФ. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве;

2) Российская Федерация имеет территорию , на которую распространяется ее суверенитет. Территория РФ в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

Территории ее субъектов (сухопутная территория) ;

- внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и др.

- территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

- воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

РФ также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега. когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случае, если шельф выходит за пределы 200 миль, внешняя его граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Исключительная экономическая зона - это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки. разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны.

На данных территориях государство обладает суверенными правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах;

3) государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ).

4) единое гражданство РФ. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения.

5) наличие высших органов государственной власти ;

6) единая Конституция и правовая система . Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Правовую систему РФ составляют Конституция РФ,ФКЗ, ФЗ и З субъектов РФ.

7) единое экономическое пространство . В РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

8) государственные символы РФ. Российской Федерации имеет свои флаг, герб, гимн и столицу.

9) право участия в межгосударственных объединениях . В соответствии со ст. 79 Конституции РФ РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

№46. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ.

В составе РФ в качестве ее субъектов находится 21 республика. Они перечислены в ст. 65 К. Например, республика Адыгея, р. Алтай, р. Башкортостан, Татарстан и т.д.

Конст.-прав. статус республики характер. следующим :

1. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой гос. власти на своей территории. Кроме тех полномочий, которые в соответствии с КРФ находятся в ведении федер. органов гос. власти.

2. Каждая республика имеет свою тер. Пределы территории республики определяются ее гос. границей. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Внешняя – явл. одновременно границей РФ. Республика обладает территориальным верховенством. Территория республики не может быть изменена без ее согласия.

3. Каждая республика имеет свою констит-прав. систему, которая включает К. республики, республиканские з-ны и др. н.п.а., изданные в пределах ее компетенции.

Договоры и соглашения р. с РФ с другими субъектами, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

К. з-ны и иные н.п.а. республик не могут противоречить КРФ и ФЗ РФ, принятых в пределах полномочий РФ. Но если ФЗ, издан вне пределов полномочий РФ, действует н.а. последней (республики). Республика в составе РФ пользуется правом законодательной инициативы в ФС РФ,

4. Республика в составе РФ самостоятельно определяет систему своих органов гос. власти. Каждая республика имеет свой законод. орган, главу исполн. власти или главу республики, свое ПР-во, свой Верх. Высш. Арб. Суд.

5. Наличие республиканского гр-ва. наличие гр-ва РФ и гр-ва республики означает не двойное гр-во, а 2 уровня единого гр-ва.

6. Наличие республ. собственности. Она включает землю, недра, имущества органов гос. власти, памятники культуры.

7. В соотв. со ст. 68 КРФ республика в составе РФ вправе устанавливать свой язык. В органах гос. власти и местн. самоупр. он употребляется наряду с гос языком.

8. Республика в составе РФ вправе выступать в качестве участника междунар. соглашений, подписывать договоры с другими иностр. гос-вами, открывать заруб. представительства, участвовать в междун. организациях. Но международная правосубъектность республики ограничена. Она не может противоречить КРФ, ФЗ, федер. договору.

9. Право на гос. символику, включ. гос герб, гос. флаг, гос. гимн и столицу.

10. Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус, однако статус республики не может быть изменен и без ее согласия., ст. 66 ч. 5.

11. Республика вправе самостоят. решать вопрос о своем наименовании.

12. Если ЧП вводится федер. органами гос. власти РФ, на тер-рии республики необходимо предварительное согласие органов гос. власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения ЧП, затрагивают территорию только 1 республики, ЧП в этой республике может быть введено органами гос. власти этой республики с немедленным уведомлением Президента и парламента РФ.

13. Исключ. полномочия республик определены их К. на основе КРФ и федер. договора, но они не должны противоречить КРФ.

№47. Конституционно-правовой статус краев, областей. городов федерального значения.

В составе РФ 6 краев, 49 областей, 2 города федер. значения (М. и С.-П.), кот. в соотв. со ст. 65 КРФ являются субъектами РФ.

1. Края, области и города ф.з. обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, з-ны и иные н.п.а., кот. не противореч. КРФ и з-нам РФ.

Устав закрепляет прав. статус соотв. субъекта организацию гос. власти, порядок нормотворч. д-ти, организацию местного самоуправл.

2. Данные субъекты обладают своей территорией, кот. не могут быть изменены без их согласия.

3. Каждый из этих субъектов образует органы представит., исполнит. и суд. власти.

4. Они вправе иметь свою символику – самост. символика Вор. обл. по уставу.

5. Субъекты явл. самост. участниками междунар. и внешнеэконом. связей, соглашений с другими краями, областями, республиками, автономн. областью и автономн. округами.

6. Края и области имеют свои администр. центры, ст. 25, Вор. обл.

7. Статус субъектов РФ может быть изменен только с согласия данного субъекта и РФ.

Защита прав и свобод - обязанность государства

Тема: «Конституционные гарантии, механизмы охраны

Лекция № 10.

и защиты прав и свобод человека»

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и граждани­на. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституцион­ным правам и свободам это обязанность государства.

Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивыс­шую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия транс­формируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и сво­бод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и сво­бод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило за­крепляет обязанность государства различными правовыми сред­ствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их ре­гулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регули­рование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Прези­дент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь меха­низм государства, все органы государственной власти.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» (в редакции от 29 декабря 2006 г.) предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит приме нению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших те лесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия.


Разнообразие общественных отношений, возникающих в различных жизненных ситуациях, и «способность человека разумно реагировать на происходящее» обусловливают тот факт, что самозащита имеет достаточно многообразные способы ее реализации.

В Конституции Российской Федерации приоритет прав и свобод человека и гражданина закреплен в качестве основы конституционного строя (ст. 2).

Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории государства, заинтересованы в обладании статусом гражданина, и только государство, утвердившееся на основе принципов признания права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить реализацию прав и свобод граждан.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

  • судебная защита, под которой следует понимать рассмотрение споров, дел о защите нарушенных или возможных быть нарушенными правах и законных интересах физических и юридических лиц в любом суде Российской Федерации (федеральный, конституционный (уставный), мировой судья);
  • защита в административном порядке, которая заключается в возможности более быстрого разрешения споров, поиска компромисса, устраивающего стороны спора (естественно, в рамках закона) без длительной судебной процедуры, создания юридической практики по разрешению споров в определенной сфере;
  • защита Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и в регионах. Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации. Основными функциями Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации являются: сбор, изучение и анализ информации и материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина; составление общих ежегодных и специальных докладов о соблюдении прав и свобод человека и гражданина и направление их Президенту РФ; подготовка для Президента РФ предложений о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; участие в подготовке соответствующих законопроектов; рассмотрение обращений лиц, содержащих информацию о фактах систематического нарушения прав и свобод человека и гражданина, и ряд других функций. В п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека» особо оговорено, что «должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»;
  • прокурорская защита, под которой понимается деятельность прокуратуры Российской Федерации по применению способов защиты в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, а также администрациями органов, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. При этом прокурорская форма защиты субъективного права носит самостоятельный характер, поскольку в силу действующего законодательства прокуратура занимает особое место в государственном механизме и не может быть отнесена ни к одной из ветвей власти. В настоящее время в законодательство о прокуратуре внесены ряд изменений правозащитного характера;
  • самозащита человеком своих прав и свобод без обращения к юрисдикционным органам;
  • международно-правовой механизм защиты (Европейский суд по правам человека, Комиссии по правам человека ООН, Верховного комиссара по правам человека, деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе СБСЕ/ОБСЕ).

Формы и способы реализации права на самозащиту, закрепленного ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, как конкретизированы в уголовном, административном, гражданском, трудовом и ином законодательстве, так и могут определяться самим субъектом самозащиты.

Действующее законодательство устанавливает такие способы самозащиты, как: право на необходимую оборону; действия в состоянии крайней необходимости; самозащита гражданских прав, самозащита работниками трудовых прав; право на забастовку, проведения собраний митингов, пикетирований, шествий; право на применение оружия; право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Для систематизации и выявления правовых критериев реализации права на самозащиту представляется необходимым классифицировать способы самозащиты по различным основаниям.

Во-первых, по субъектам осуществления права на самозащиту можно выделить общие и специальные субъекты. К общим субъектам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, и лица без гражданства, обладающие этим правом с момента рождения. К специальным субъектам относятся государственные и муниципальные служащие, иные должностные лица, которые в связи с возложенными полномочиями или особенностями службы приобретают дополнительные основания для самозащиты, предусмотренные законодательством.

К числу специальных субъектов относятся, например, сотрудники милиции, органов ФСБ РФ, уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, федеральной службы Государственной охраны РФ, охранники, которые в пределах установленных законом полномочий выполняют действия по отражению нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан (должностных лиц), отражению группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений и иные объекты; задержание лиц, совершивших преступления и иные правонарушения; освобождение насильственно удерживаемых лиц. захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков, пресечение массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, учреждений уголовно-исполнительной системы, обезвреживание животных, непосредственно угрожающих жизни и здоровью людей, и т.п. Согласно ст. 16 Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ» сотрудник таможенного органа имеет право на применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В качестве специальных средств должностные лица таможенных органов используют в установленных законом случаях специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта и другие. Должностные лица таможенных органов РФ имеют право применять данные специальные средства в случаях:

  • отражения нападения на работников таможенных органов или других лиц;
  • отражения нападения на объекты и транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также освобождения названных объектов при их захвате;
  • задержания правонарушителя, его сопровождения в служебное помещение таможенного органа, если это лицо оказывает неповиновение, сопротивление и какое-либо его противодействие может причинить вред окружающим или самому правонарушителю;
  • пресечения оказываемого сотруднику таможенного органа физического сопротивления, пресечения попытки завладения оружием сотрудников таможенных органов;
  • освобождения заложников из числа сотрудников таможенных органов и их близких, пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих режим зоны таможенного контроля;
  • пресечения попыток побега задержанных лиц, а также их насильственного освобождения;
  • остановки транспортного средства, водитель которого не остановился но требованию сотрудника таможенного органа;
  • в других случаях умышленного сопротивления осуществлению возложенных на сотрудника таможенного органа обязанностей.

В каждом случае выполнения указанных функций, а также в случае нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью должностных лиц, они оказываются в состоянии необходимой обороны и вправе применять физическую силу (в том числе боевые приемы борьбы и рукопашного боя), специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, водометы, бронемашины и др.), огнестрельное оружие и боевую технику.

Причинение вреда в результате применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и боевой техники является правомерным, если не были нарушены правила применения указанных средств, установленные законами и иными нормативно-правовыми актами. Вместе с тем закон содержит ограничения для применения специальных средств и оружия должностными лицами, в том числе и в состоянии необходимой обороны, в отношении определенного круга лиц. Так, запрещается применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера.

Имеющим теоретическое и практическое значение является вопрос о субъекте самозащиты прав, которым может быть не только физическое, но и юридическое лицо. Так. А.П. Сергеев признает право на самозащиту не только за гражданином, но и за организацией 1 См.: Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1999. С. 284. . То есть самостоятельные действия по защите своих прав и законных интересов без обращения к государственным и иным компетентным органам присущи и юридическому лицу. Представляется, что с этим можно согласиться, так как на практике встречаются случаи нарушения интересов и юридических лиц, и иных коллективных субъектов без прав юридического лица. В этой связи признание за ними права на самозащиту нарушенных прав и интересов представляется обоснованным.

Во-вторых, в зависимости от количества субъектов, осуществляющих право на самозащиту, различаются индивидуальная и коллективная самозащита. Индивидуальная самозащита, как правило, осуществляется одним лицом без объединения с другими лицами. К средствам индивидуальной самозащиты можно отнести: необходимую оборону; действия в состоянии крайней необходимости; непосредственное отражение нападения либо угрозы такого нападения; применение оружия; обращение в средства массовой информации; отказ от выполнения обязанностей по трудовому договору, противоречащих трудовому и иному законодательству либо не оговоренных трудовым договором; удержание вещи в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора или соглашения; принятие мер по охране своего имущества.

Коллективная самозащита осуществляется группой лиц, объединившихся для более эффективной защиты своих прав и законных интересов. К такому способу самозащиты можно отнести: проведение собраний, демонстраций, митингов, пикетирований, шествий, объявление забастовки, проведение акций протестов, неповиновение органам власти и управления, коллективные обращения граждан, массовые перекрытия путей сообщения.

В-третьих, в зависимости от характера реализации в сферах жизнедеятельности общества различается самозащита гражданских (личных), политических, социально-экономических, культурных и экологических прав и свобод человека и гражданина.

Самозащита гражданских (личных) прав и свобод человека и гражданина, к которым относятся право на жизнь и достоинство личности, свободу слова и выбора местожительства, право на личную неприкосновенность, право на охрану частной жизни, право неприкосновенность жилища, охрану брака и семьи, может осуществляться в виде необходимой обороны и крайней необходимости и др. Объектом самозащиты выступают жизнь, здоровье, достоинство, деловая репутация человека и гражданина, жилище, а также иные личные неимущественные права.

В политических правах и свободах человека и гражданина самозащита осуществляется посредством проведения митингов, собраний, пикетирований, шествий, права на индивидуальные и коллективные обращения, права на проведение акций протестов, неповиновения властям в случаях злоупотребления последними своими полномочиями либо бездействия должностных лиц. Бездействие власти как форма должностного преступления проявляется в неисполнении юридических обязанностей, неупотреблении должностным лицом средств предотвращения злоупотреблений, в нарушение законов государства.

Самозащита социально-экономических прав и свобод человека и гражданина может осуществляться путем проведения забастовок, отказа работника от выполнения трудовых обязанностей, права на индивидуальные и коллективные трудовые споры, права на объединение, создания профессиональных союзов, а также путем необходимой обороны и действий в состоянии крайней необходимости в случае посягательств на имущество.

Самозащита культурных и экологических прав и свобод человека и гражданина может осуществляться путем обращения в средства массовой информации, права на объединение в общественные и религиозные организации, права на достоверную информацию, права на обращение к должностным лицам.

В-четвертых, классификация может быть проведена в зависимости от характера действий лица, направленных на осуществление самозащиты и устранение нарушений права на действия активно-оборонительного характера и действия превентивного характера.

В-пятых, в зависимости от способа регламентации самозащита устанавливается в нормах гражданского, уголовного, административного. трудового и иных нормах отраслевого законодательства.

Гак, например, в гражданском праве самозащита права получила непосредственное закрепление в норме гражданского законодательства. Согласно ст. 14 ГК РФ допускается самозащита гражданских прав. Кроме того, ГК РФ закрепляет право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости (ст. 1066, 1067).

Уголовное право Российской Федерации признает за гражданином право на необходимую оборону (ст. 37 УК РФ) и действия в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Наличие в законе нормы о необходимой обороне содействует предотвращению насильственных посягательств. Лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что оно может встретить активное противодействие, и закон считает это противодействие, равно как и причинение вреда нападающему, правомерным.

В административном праве закреплен институт крайней необходимости. Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Трудовой кодекс РФ содержит главу, посвященную самозащите работниками трудовых прав (гл. 59). Согласно ст. 379, в целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами и другими нормативными правовыми актами.

Возможность самозащиты работником трудовых прав, прямо предусмотренная главой Трудового кодекса Российской Федерации, - новелла в российском законодательстве о груде. Новым является сам термин «самозащита», поскольку некоторые формы такой самостоятельной защиты предусматривались в трудовом законодательстве и ранее. Так, ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны груда в Российской Федерации» предусматривается право работника на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности. Самозащита работником своих трудовых прав предполагает «самостоятельные активные действия работника по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или с обращением в органы, уполномоченные на рассмотрение индивидуальных трудовых споров, либо в надзорные органы. При этом общим условием применения самозащиты является наличие нарушения права или возможности его нарушения, а также соответствие применяемых мер самозащиты характеру и содержанию нарушения» 2 Саликова Н.М. О самозащите права работника на своевременную выплату заработной платы // Современное право. 7. 2003; Ершова Е., Попонов Ю. Приостановка работы: порядок и оплата // ЭЖ-Юрист. 2004. № 27. С. 45. .

В ст. 379 ТК РФ самозащита предусматривается в виде отказа работника от выполнения трудовых обязанностей. На время отказа от такой работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством. Прежде всего, это сохранение заработка - такая гарантия предусмотрена в ст. 220 ТК РФ, она действует в связи с отказом работника от выполнения работ в случае возникновения опасности его жизни и здоровью. При невозможности предоставить работнику другую работу работодатель обязан оплатить такой «простой» по правилам ст. 157 ТК РФ, т.е. в размере не менее двух третей средней заработной платы.

Однако право на самозащиту имеет ограничение в Трудовом кодексе РФ, в связи с чем установлен перечень работ, приостановка которых не допускается. Это связано с необходимостью обеспечения безопасности населения, общества и государства.

Отдельные способы самозащиты регламентируются и иными нормативно-правовыми актами: Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ, Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. Ni> 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и т.д.

Конституция предоставляет каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Осуществление общественными объединениями коллективной самозащиты является весьма эффективным способом защиты прав и свобод человека и гражданина. Право обращаться к общественным объединениям за правовой защитой закрепляется в уставе объединения. Применительно к профсоюзам это право установлено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В ст. 11 Закона предусмотрено, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов но вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов работников - независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. Это особая форма коллективной самозащиты нарушенных прав.

В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество «Мемориал», комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правам человека, Фонд защиты гласности, Центр содействия реформе уголовного правосудия и др.

Эти организации, представляющие элементы гражданского общества, оказывают конкретную помощь в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, занимаются просветительской деятельностью, оказывают ощутимое влияние на формирование общественного мнения по проблеме прав человека внутри страны и в других странах, а также на государственную политику в этой сфере.

В литературе выделяются такие способы самозащиты, как «право на ложь» и «право на молчание» 3 См.: Куссмауль Р. Право на ложь и право на молчание как элементы права на защиту // Российская юстиция. 2003. №2. С. 34. (ст. 51 Конституции РФ).

Часть 1 ст. 51 Конституции РФ гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, закрепляющим за каждым человеком право на молчание в отношении себя и своих близких родственников, т.е. свидетельский иммунитет. Отмечается, что эта норма является не столько процессуальной, сколько материальной. Хотя Конституция закрепляет это право за каждым, но на практике круг лиц, пользующихся этим правом, ограничен. Вместе с тем отмечается, что «эту норму следует разъяснять гораздо более широкому кругу лиц» 4 Мархгейм М.В. Конституционный импульс развития института самозащиты в Российской Федерации // Научная жизнь Кавказа. 2004. № 1. С. 150. . Так, судебно-следственные работники разъясняют эту норму чаще всего только обвиняемым, подозреваемым, подсудимым, их родственникам - свидетелям, но не разъясняют ее другим свидетелям, потерпевшим, гражданским истцам и ответчикам, сторонам в гражданских делах, тем самым делая их показания и объяснения потенциально недопустимыми. Во избежание таких последствий необходимо всем допрашиваемым по уголовному делу лицам разъяснять ст. 51 Конституции РФ.

Многие практические работники высказываются за необходимость привлечения к уголовной ответственности обвиняемого за заведомо ложный донос в случае не подтвердившегося сообщения им как о совершении преступления другим лицом, так и о применении к нему незаконных методов расследования преступления 5 См.: Нафиев С., Васин А. Право на защиту не беспредельно // Законность. 1999. № 4. С. 54. .

Таким образом, ст. 51 Конституции РФ предоставляет любому физическому лицу право отказаться от предоставления любой информации о самом себе и своих близких родственниках кому бы то ни было и в какой бы то ни было форме, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральным законом. Следует признать обоснованным выделение свидетельского иммунитета в качестве способа самозащиты личных прав и свобод, поскольку он освобождает лицо от обязанности сообщать о себе сведения, затрагивающие его и его родных и близких личные права, свободы и интересы.

В первой поправке к Конституции США закреплено, что «никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле». Данный способ, присущий американскому праву, означает конституционное запрещение любому субъекту нарушать права или ограничивать права или свободы других субъектов права.

Законодательство зарубежных стран наряду с рассмотренными закрепляет иные способы самозащиты. Например, в Великобритании каждый человек может прийти в Гайд-парк столицы и изложить свои взгляды перед случайными прохожими. В США устные выступления граждан законодательно ограничены весьма минимально (необходимостью воздерживаться от «агрессивных» слов, пропаганды порнографии, призывов к мятежу, клеветы и т.д.).

Праву на объединения в союзы и ассоциации посвящены статьи ряда современных конституций, например, Италии (ст. 39), Греции (ст. 23), Испании (ч. 2 ст. 37) и др. В некоторых случаях требуется, чтобы внутренняя организация партии или общественного объединения была построена по демократическим принципам. Государство требует, чтобы демократия была не только в рамках государства, но и внутри тех организаций, которые создаются в этом государстве. Подразумевается необходимость выборности руководящих органов, их периодическая отчетность, открытость документов.

Классическая конституционная формулировка, предусматривающая право граждан на собрание, записана в первой поправке к Конституции США: право народа мирно собираться. Аналогичные правила закреплены во множестве других конституций, например: «Граждане имеют право собираться мирно и без оружия. Для собрания, включая места, открытые для публики, предварительного уведомления не требуется» (ст. 17 Конституции Итальянской Республики); «Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, без уведомления или разрешения» (ст. 8 Основного закона ФРГ).

Многие современные конституции зарубежных стран декларируют право на забастовку. Например, ст. 40 Конституции Итальянской Республики гласит: «Право стачек осуществляется в рамках законов, регулирующих это право»; п. 2 ст. 32 Конституции Греческой Республики: «Забастовка является правом». Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов. Прежде всего это означает, что требования бастующих могут иметь лишь экономический характер (повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.д.).

Исследование различных конституционно и законодательно установленных способов самозащиты позволяет классифицировать их по различным основаниям, раскрывающим их особенности. Конституционное право на самозащиту может классифицироваться по субъекту его осуществления, в том числе допускается самозащита юридических лиц. В зависимости от количества лиц, осуществляющих право на самозащиту, выделяется индивидуальная и коллективная самозащита. В зависимости от характера реализации в сферах жизнедеятельности общества можно выделить самозащиту гражданских (личных), политических, социально-экономических, культурных и экологических прав и свобод человека и гражданина. По характеру действий определяется самозащита активно-оборонительного и превентивного характера. Способ регламентации в отраслевом законодательстве позволяет выделить самозащиту, которая реализуется в нормах гражданского, уголовного, административного, трудового и иного законодательства Российской Федерации.

Правозащитная деятельность различных субъектов правозащитной структуры России существенно разнится по мотивации и набору возможных и допустимых средств, методов и приемов ее осуществления. Это в полной мере отно- 270 | Конституционное право Российской Федерации сится к такому субъекту, который определен нами как «еамо- правозащитник». Ему присуща, на наш взгляд, наяболее мощная мотивация защитить свои права и свободы и самый широкий для этого арсенал. Вместе с тем само-правозащит- ник не часто вооружен необходимыми знаниями, умениями и навыками для эффективной защиты своих прав и свобод. Такая ситуация в России обусловлена, в том числе, непродолжительностью того периода, когда индивиды получили конституционную возможность защищать свои права всеми не запрещенными законом способами. Отметим, что самозащита в нашей стране впервые возведена на конституционный уровень с принятием Конституции РФ 1993 г. В конституционном положении ч. 2 ст. 45 воплощен тезис Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о том, что необходимо «уважать право граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека». Самозащита имеет различные формы, ограниченные действующим российским законодательством и обусловленные тем, какое право лица нуждается в защите. Конституционные формы самозащиты связаны с их субъектом. Например, в ч. 2 ст. 45 речь идет о «каждом»; в ст. 32 - о «гражданах Российской Федерации», которые имеют право на обращения, одна из разновидностей которых - жалоба - напрямую связана с самозащитой; в ч. 3 ст. 50 - о «каждом осужденном». В Конституции РФ наряду с индивидуальными конституционными формами самозащиты закреплены ее коллективные проявления: каждый имеет возможность защищать свои права и свободы через общественные объединения (например, профессиональные союзы, некоммерческие и правозащитные организации). Конституционные формы самозащиты также зависят от содержательной группы прав и свобод человека и гражданина, нуждающейся в защите. Так, самозащита политических прав и свобод российских граждан может осуществляться в предусмотренных Конституцией РФ формах: мирные, без оружия, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования (ст. 31), проведение которых упорядочено Федеральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; самозащита трудовых прав конституционно допускается посредством Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 271 забастовки (ч. 4 ст. 37). Самозащита признана также фор. мой защиты гражданских прав (ст. 12 ПЕС РФ). Она допускается без обращения в суд, а способы самозащиты должны соответствовать нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ). Помимо общих форм самозащиты, в Конституции Рф предусмотрены также ее специальные формы. К их числу отнесем, например, право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47). Этот важный процессуальный принцип, распространяющий свое действие на всех лиц, имеющих такой формальный процессуальный статус, приобретает свойства самозащиты как только лицо выразит в форме ходатайства свою волю по данному поводу. Обвиняемый по собственному желанию, опираясь на ч. 2 ст. 47 Конституции РФ, просит, чтобы его дело разрешалось «судьями факта»97, не зависящими от государственной власти. В данном случае актуализируется специфический случай конституционного права каждого на самозащиту (ч. 2 ст. 45). Аналогичные трансформации происходят также с процессуальными принципами, нашедшими конституционное закрепление в ч. 2 ст. 48, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 51: если задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления изъявит желание воспользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, то ему не может быть отказано; надлежаще оформленные просьбы осужденного о пересмотре приговора вышестоящим судом, о помиловании или смягчении наказания не могут оставаться без рассмотрения; любой, принявший решение не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и определенного федеральным законом круга близких родственников, не обязан этого делать. Исходя из вышеприведенных рассуждений, конституционная возможность самозащиты в юридическом смысле - зто не запрещенные законом правозащитные требования и претензии лица и корреспондирующая им обязанность уполномоченных органов отнестись к ним в установленном Конституцией РФ, иными законами порядке. Ряд конституционных требований лица, прибегнувшего к самозащите, должен быть удовлетворен без каких-либо усмотрений. 272 | Конституционное право Российской Федерации В связи с правом на самозащиту отметим, что гражданин РФ» имея конституционное право на обращение, по собственному усмотрению решает, куда ему направить жалобу: в судебные или административные органы, в государственные или муниципальные структуры, в общественные организации, к руководителям предприятий и организаций, средства массовой информации. Такой выбор делается на основе собственного или стороннего правозащитного опыта с целью получения наиболее полной защиты нарушенных прав и законных интересов, что позволяет говорить о «вторичном факторе самозащиты». Со стороны государства определено, что в любом случае обращения должны разрешаться в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 2 мая 2006 г. М° 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Помимо обычных и специальных форм самозащиты нами выделена группа ее нетипичных форм. Они применимы к защите определенных прав и свобод граждан. Так, допустима защита лица либо прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и опасности посягательства. Может устраняться опасность, угрожающая личности или правам данного лица или других граждан, если при данных обстоятельствах этого нельзя было сделать другими средствами и если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный (ситуация крайней необходимости). К исключительным формам самозащиты можно отнести ее осуществление с использованием оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». Таким образом, самозащита как конституционный вид правозащитной деятельности осуществляется лицом в не запрещенных для этого формах, как правило, актуализирует выполнение соответствующими государственными органами вмененных им обязанностей. Различаются конституционные и иные способы самозащиты каждым своих прав и свобод. Самозащита может осуществляться в обычных, специальных и нетипичных формах индивидуальными и коллективными субъектами. Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 273

Еще по теме 8.3. Конституционное право на самозащиту как первичная форма правозащитной деятельности:

  1. Конституционное право как отрасль российского права, как наука и учебная дисциплина
  2. 1.8. Конституционное право России как учебная дисциплина
  3. Конституционное и административное право как научные и учебные дисциплины
  4. 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах.