Особая экономическая зона в международном праве. Исключительная экономическая зона

Понятие. Исключительная экономическая зона представ­ляет морской район, находящийся за пределами территори­ального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского про­странства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морско­му праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В не­обходимых случаях международными договорами определяют­ся методы разграничения исключительных экономических зон.

Именно гигантское технологическое развитие в ХХ веке сделало эту концепцию устаревшей. Использование самолетов, ракет, авианосцев, ядерного оружия и всех атрибутов воздуха, которые распространялись главным образом после Второй мировой войны, расширило досягаемость «силы оружия», а старая концепция «выстрела пушки» утратила свою силу.

Технический прогресс был также отражен в увеличении потенциала экономической эксплуатации в море. В результате многие страны стали требовать более широкий диапазон защиты рыбных и минеральных ресурсов, а также для предотвращения загрязнения их вод и побережий экономической деятельностью иностранных судов в открытом море и для предотвращения угроз со стороны моря во время войны.

В РФ до принятия Закона об исключительной экономиче­ской зоне применяются Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об экономической зоне СССР" 1984 г., Положение, об охране экономической зоны 1985 г., Указ Президента РФ "Об охране природных ресурсов территориальных вод континен­тального шельфа и экономической зоны Российской Федера­ции" 1992 г.

Во время Второй мировой войны береговые линии находились под угрозой со стороны иностранных военных кораблей; Примером может служить затопление немецкими подводными лодками 18 бразильских судов в национальных территориальных водах, в результате чего погибло более 900 человек. В то время дискуссия о границах территориальных вод была интенсивной.

Страны Южной Америки впервые приняли 200-мильное море. Спор вызвал агрессивные эпизоды, такие как так называемая «война омаров», когда французские рыболовные суда вторглись в территориальные воды Бразилии и были удалены только после угроз вмешательства ВВС Бразилии.

Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государ­ства. Прибрежное государство в исключительной экономиче­ской зоне осуществляет, во-первых, суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (жи­вых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на мор­ском дне и в его недрах и управления этими природными ре­сурсами, а также в отношении других видов деятельности по разведке и разработке этой зоны; во-вторых, юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и со­оружений, морских научных исследований, защиты и сохране­ния морской среды.

В ней Бразилия осуществляет суверенные права на эксплуатацию природных ресурсов и имеет право регулировать научные исследования и другие мероприятия на море, в его постели или недрах. Конвенция Монтего-Бей гарантирует, что в течение десяти лет после ратификации страны имеют право распространять территорию континентального шельфа под их суверенитетом. Он состоит из пяти областей: конуса Амазонки, бразильской северной цепи, цепи Витория и Триндаде, плато Саао Паулу и южной континентальной окраины.

Раздел, который был опущен, - это область, включенная в резолюцию, опубликованную в день. В итоге Бразилия намерена реализовать свой суверенитет над морским районом, равным 4, 5 миллионам квадратных километров, что эквивалентно половине его «сухой» территории. Что призывает флот, чтобы подчеркнуть его стратегическое значение, «Асуль Амазония».

Таким образом, прибрежное государство наделяется не полной верховной властью (суверенитетом) над этой террито­рией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресур­сов.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безо­пасности вокруг них не должны создавать помехи международ­ному морскому судоходству (на признанных международными морских путях).

Это чрезвычайно важный геополитический вопрос, имеющий основополагающее значение для безопасности и суверенитета страны в то время, когда происходит «бег на дно моря», обусловленный развитием технологий разведки и оценкой цены на нефть. Эта «раса» также подразумевала спор о праве на экономическое использование районов, находящихся в международных водах. Как заявил командир военно-морского флота и технический советник Центра по управлению и стратегическим исследованиям, Антонио Хосей Тейшейра сказал: «Если Бразилия не гарантирует присутствие в этих районах недалеко от бразильского побережья, у нас может быть присутствие иностранного военно-морского флота перед нашим континентальным шельфом».

Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина которых не должна пре­вышать 500 м, отмеряемых от точек их внешнего края.

Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной эко­номической зоне не подвергалось опасности в результате чрез­мерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. "Если прибрежное государ­ство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей... предоставля­ет другим государствам доступ к остатку допустимого улова" (ст. 62 Конвенции).

Он защищает «большее присутствие в Южной Атлантике», потому что в противном случае «мы будем иметь в наших глазах другие страны, которые будут развивать деятельность, которую может выполнять Бразилия, в одиночку или в партнерстве с другими». Национальная делегация начинает сегодня защищать вместе с Организацией Объединенных Наций предложение о расширении континентального шельфа.

Через восемь лет после подачи заявления в Организацию Объединенных Наций Португалия начинает сегодня защищать предлагаемое расширение континентального шельфа за пределами 200 морских миль, которые составляют исключительную экономическую зону страны. Если национальные требования будут выполнены, Португалия может удвоить размер своей морской территории с нынешних двух миллионов до почти четырех миллионов квадратных километров.

Государства в целях сохранения в своих исключительных экономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко мигрирующих, анадромных, катадромных*) могут посредством заключения соглашений или через международные организации принимать необходимые меры по регулированию промыс­ла этих видов в водах, находящихся за пределами их исключи­тельных экономических зон. Характерна в этом плане Конвен­ция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 г., заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Япо­нией. Районом применения Конвенции являются воды северной части Тихого океана за пределами исключительных экономи­ческих зон (конвенционный район).

Встреча, которая состоится сегодня в Нью-Йорке, будет носить технический характер. То есть, Португалия уже будет иметь научные аргументы в поддержку просьбы о продлении. Португальская делегация будет получена на закрытом заседании подкомитетом экспертов, который был создан специально для анализа португальской просьбы в рамках Комиссии по границам континентального шельфа Организации Объединенных Наций. Чтобы войти сейчас в решающий этап, процесс должен быть завершен только через два-три года. Несколько месяцев назад, во время презентации предложения о расширении континентального шельфа, министр моря Ана Паула Виторино заверил, что Марокко и Испания уже заявили: «им нечего возразить в отношении оценки предложения Португалии», допущены к оценке, если нет возражений со стороны стран, которые могут иметь конфликт интересов.


* Анадромные - это виды рыб, которые мигрируют из морей в реки для нереста (лосось, горбуша, нерка, кета и др.); катадромные - это виды рыб, мигрирующих из рек в море (речной угорь).

В Конвенции подтверждается положение ст. 66 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что промысел запасов анадромных видов ведется только в пределах 200 морских миль. Специализированный промысел анадромных рыб (направлен­ный на конкретный вид или запас рыб) в конвенционном районе запрещается. При случайном изъятии (при промысле других видов) анадромные виды должны быть немедленно возвращены в море.

Лучший из дневника новостей в вашем электронном письме

Признание континентального шельфа подразумевает, что Португалия обладает юрисдикцией морского дна и недр. «Возможности экономической эксплуатации» - например, минералы или различные морские продукты, используемые в медикаментах или косметике, - были одним из основных моментов министра моря, помимо потенциала в области возобновляемых источников энергии.

Учитывая, что континентальная Португалия имеет площадь более 92 тысяч квадратных километров, расширение морской территории еще на 350 миль означает, что площадь моря будет в 40 раз больше, чем наземная. Расширение континентального шельфа является процессом, предусмотренным в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.

Прибрежные государства в осуществление своей юрисдик­ции имеют право регулировать, разрешать и проводить мор­ские научные исследования в своей исключительной экономи­ческой зоне. Такие исследования другими государствами про­водятся с согласия прибрежного государства.

Государства и международные организации, осуществляю­щие исследования в исключительной экономической зоне при­брежного государства, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать в морском научно-исследовательском проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.

Континентальный шельф, предусмотренный в статье 76 (1) Конвенции, должен содержать морское дно, выходящее за его территориальное море, на протяжении всего естественного расширения его сухопутной территории на внешний край континентальной окраины. Статья 4 (4) прямо предусматривает, что прибрежное государство должно установить внешний край континентальной окраины, где эта маржа простирается за пределы 200 морских миль от базовых линий, из которых измеряется ширина территориального моря.

В той же статье описаны критерии, которые будут использоваться в процессе определения предела расширения континентального шельфа. В соответствии с пунктом 8 прибрежное государство предоставляет информацию о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, из которых ширина территориального моря измеряется в Комиссии по ограничениям континентального шельфа.

Осуществление права распоряжаться природными ресур­сами исключительной экономической зоны.России входит в ком­петенцию Правительства РФ и специальных уполномоченных на то органов, которые в установленном порядке выдают разре­шение на пользование ресурсами исключительной экономиче­ской зоны юридическим и физическим лицам с обязательным учетом экономических интересов малочисленных народов, про­живающих на территориях, прилегающих к морскому побере­жью России.

Сейчас территория Португалии составляет около 4 миллионов км2, что эквивалентно 91% площади, которая появляется в Европейском союзе. Затем следует оценка предложения Португалии Комиссией по границам континентального шельфа, в которой будут изложены рекомендации по предлагаемым лимитам.

Пределы континентального шельфа, установленные прибрежным государством на основе этих рекомендаций, являются окончательными и обязательными. Основное различие между режимами этих морских районов заключается в том, что суверенные права на ресурсы на континентальном шельфе являются исключительными и независимыми от их фактической или фиктивной оккупации или любого явного заявления, изложенного в статьях 77 и 81 Конвенции.

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. ут­верждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Фе­дерации, а также запасов анадромных видов рыб, образующих­ся в реках России, за пределами ее исключительной экономи­ческой зоны, до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств.

Что касается исключительной экономической зоны, права суверенитета прибрежного государства не являются исключительными. Кроме того, согласно статье 62 (2), в которой прибрежное государство не имеет возможности сделать общий допустимый улов, оно должно предоставить другим государствам доступ к профициту уловов.

Франция морская держава?

В заключение следует подчеркнуть, что на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль применимым правовым режимом является режим континентального шельфа. Франция имеет территории в каждом океане, что дает ей стратегическое место в управлении морями и их ресурсами. Действительно, каждый остров, каждый атолл, каждый километр береговой линии пролонгирован территориальным морем, а затем исключительной экономической зоной, принадлежащей Франции. Таким образом, Франция является второй по величине морской державой за Соединенными Штатами.

Права и обязанности других государств. Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной эконо­мической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, про­кладки кабелей и трубопроводов. Использование исключитель­ной экономической зоны в указанных целях осуществляется в соответствии с международно-правовыми нормами, регулирую­щими такую деятельность (судоходство в открытом море, про­кладка кабелей и трубопроводов на дне морей и океанов).

Защитите рыбу и защитите себя от пиратов

Исключительная экономическая зона простирается до 200 морских миль. Его объем обсуждается с другими государствами. Вот почему рыбалка является предметом образцового управления. Это последнее состояние претендует на остров Тромэлина на разбросанных островах.

Это важно для местной экономики из-за видов деятельности, которые там практикуются: рыболовство, аквакультура, туризм. Франция берет на себя ответственность за обеспечение устойчивого управления окружающей средой и охраной океана. Это также способствует безопасности на море, борясь с незаконным оборотом и рыболовством, а также организует спасательные операции на море или предотвращает основные риски.

Государства при осуществлении своих прав и обязанностей в экономической зоне должны учитывать права и обязан­ности прибрежного государства, соблюдать принятые им зако­ны и правила, а прибрежное государство обязано учитывать права и обязанности других государств.

Континентальный шельф

Понятие, установление границ. Правовое понятие конти­нентального шельфа не совпадает с его геоморфологической характеристикой. По своему строению (рельефу) морское дно имеет такие части, как подводная окраина материка и ложе океана. Подводная окраина материка, в свою очередь, включает материковую отмель (шельф), материковый склон и материко­вое подножие. Таким образом, шельф - это окаймляющая ма­терик отмель до резкого изменения рельефа морского дна, то. е. до склона. Глубины внешней границы шельфа обычно со­ставляют 100-200 м, но в отдельных районах могут быть и значительно больше - до 1500-2000 м.

Хорошо или плохо?

Но его контроль требует от государств решимости обеспечить безопасность. В этой брошюре вы найдете дополнительную информацию, документацию по медицине, учебные материалы, относящиеся к этой теме, и занятия в классе с плаката. Исключительная экономическая зона также обеспечит правовую основу для эксплуатации морских возобновляемых источников энергии, которые в настоящее время находятся в полном развитии.

Это, наконец, позволит Франции бороться с перенаселением и оптимальным образом управлять своими биологическими ресурсами. В частности, голубый тунца, который в значительной степени чрезмерно эксплуатируется в Средиземном море из-за отсутствия эффективного контроля со стороны прибрежных государств, особенно важен, поскольку Средиземное море является домом для 28% мирового транспорта нефти.

Правовое определение континентального шельфа и харак­теристика его правового режима содержатся в Конвенции о континентальном шельфе 1958-г. и в ч. VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В Конвенции 1958 г. внешняя граница континентального шельфа была не четко установлена. Ее пре­делы ставились в зависимость от технических возможностей каждого государства.

Остается определить, при каких условиях административные разрешения, необходимые для установки установок, будут выдаваться французскими властями. Это то, что в настоящее время играет текущее отражение реформы горнодобывающего кодекса и проекта европейской директивы о безопасности деятельности разведки, разведки и добычи нефти и газа на море.

Другим ключевым текстом является проект постановления о регулировании искусственных островов, установок, сооружений и связанных с ними объектов в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, в экономической зоне и в зоне экологической защиты и Цель текста - предоставить правовую основу для мониторинга установки и мониторинга установок и работ, расположенных за пределами территориальных вод. но не дискуссию или публичное расследование. Этот проект постановления был предметом публичных консультаций в Интернете с 13 апреля по 2 мая.

На III конференции по морскому праву государства прпытались устранить неопределенность в установлении, внешней границы континентального шельфа. В Конвенции ООН по мор­скому праву 1982 г. континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления его внешней границы положен внешний предел подводной окраи­ны материка.

Этот же принцип зафиксирован в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Согласно ст. 76 Конвенции, "континентальный шельф при­брежного государства включает в себя морское дно и недра под­водных районов, простирающихся за пределы его территори­ального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной ок­раины материка...".

Это, по существу, первый и основной вариант установле­ния внешнего предела континентального шельфа. Другие зави­сят от того, насколько удалена внешняя граница подводной ок­раины материка.

Согласно второму варианту, государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территори­ального моря, если внешняя граница подводной окраины мате­рика не простирается на такое расстояние.

Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от ис­ходных линий, от которых отсчитывается ширина территори­ального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ши­рина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на осно­ве соглашения между ними. При отсутствии соглашения и осо­бых обстоятельств (конфигурации морского побережья, исто­рических традиций и т. д.), оправдывающих иную линию, гра­ница проходит по срединной линии, когда шельф примыкает к территориям государств, берега которых расположены один против другого, или по линии равного отстояния, когда шельф примыкает к территориям смежных государств. Срединная линия и линия равного отстояния находятся на одинаковом рас­стоянии от ближайших точек тех исходных линий, которые приняты для отсчета ширины территориального моря. Согла­шения являются основным способом определения границы кон­тинентального шельфа. Так, были заключены соглашения: в 1965 и 1967 гг. между СССР и Финляндией о разграничении континентального шельфа в Финском заливе и в северо-вос­точной части Балтийского моря; в 1969 г. между СССР и Поль­шей - в Гданьском заливе; в 1968 г. между Югославией и Ита­лией - в Адриатическом море; в 1970 г. между ФРГ, Данией и Нидерландами - в Северном море.

Данные о границах континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шель­фа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Постановлением Правительства РФ "О порядке утвержде­ния перечней географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа Российской Федерации" от 16 июня 1997 г. предусматривается необходи­мость проведения работ для обоснования географических координат точек, определяющих линии внешних границ континен­тального шельфа РФ. Утвержденные Правительством перечни координат публикуются в Извещениях мореплавателям. На их основе издаются карты с указанием внешних границ континен­тального шельфа РФ. Копии перечней координат и копий карт направляются в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву на хранение Генеральному секретарю ООН.

Проблема разграничения континентального шельфа нередко вызывает споры между государствами. Они должны решаться путем переговоров или с применением иных мирных средств, в том числе путем обращения в Международный Суд ООН, кото­рый принимает к рассмотрению и решает такого рода споры.

Правовой режим. Он определяется Конвенцией о конти­нентальном шельфе 1958 г. и Конвенцией по морскому праву 1982 г.: "Прибрежное государство осуществляет над континен­тальным шельфом суверенные права в целях разведки и раз­работки его естественных богатств" (соответственно ст. 2 и ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разраба­тывает богатств континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия.

Естественные богатства включают минеральные и иные неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы "сидячих видов", т. е. те организмы, которые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего раз­вития либо прикреплены к морскому дну, либо могут передви­гаться только по морскому дну или в его недрах.

Таким образом, для прав прибрежного государства в отно­шении континентального шельфа характерны два основных признака: 1) целевой характер - разведка и разработка есте­ственных богатств; 2) исключительность, т. е. бесспорная при­надлежность данному прибрежному государству.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Федерация на континентальном шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает суверенными правами и осуще­ствляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Согласно Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. РФ осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;

2) исключительное право разрешать и регулировать буро­вые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искус­ственных островов, установок и сооружений;

4) юрисдикцию в отношении морских научных исследова­ний, защиты и сохранения морской среды, прокладки и экс­плуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).

Компетентные органы РФ в установленном законом поряд­ке выдают разрешение на использование ресурсов континен­тального шельфа юридическим и физическим лицам.

Охрана биологических ресурсов континентального шельфа возложена на Федеральную пограничную службу РФ.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осу­ществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими нормами международного права.

В целях разведки и разработки государство вправе возво­дить на континентальном шельфе сооружения и иные установ­ки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиу­сом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, ни зоны безо­пасности вокруг них не должны быть помехой на обычных мор­ских путях, имеющих существенное значение для международ­ного судоходства.

Права прибрежного государства не затрагивают ни стату­са покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного пространства над ними. Разведка и разработка континентального шельфа не долж­ны создавать помех для использования этих территорий в це­лях судоходства, промысла, океанографических и иных иссле­дований, охраны живых ресурсов, осуществления воздушных сообщений.

Исследования на континентальном шельфе могут осущест­вляться с согласия прибрежного государства. Однако прибреж­ное государство, как правило, не должно отказывать в своем согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для проведения чисто научного исследования физических или биологических свойств конти­нентального шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет бо­лее широкий, чем прежде, круг прав и обязанностей прибреж­ного государства в отношении континентального шельфа. На­пример согласно ст. 82, при разработке неживых ресурсов кон­тинентального шельфа за пределами 200 миль государства обя­заны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений освобож­даются). Размер отчислений или взноса за шестой год состав­ляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он уве­личивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7%. Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который рас­пределяет их между государствами - участниками Конвенции на основе принципа справедливости.

Открытое море

Понятие. Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 г., "открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды ка­кого-либо государства". Это определение не соответствует со­временному разграничению морских пространств по их право­вому режиму.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86 по­ложения ч. VII Конвенции, посвященной открытому морю, при­меняются ко всем частям моря, которые не входят ни в ис­ключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Эту формулу можно использовать при определении откры­того моря. Однако следует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытое море - это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус.

Перечисленные в ст. 86 морские пространства, за пределами которых находится открытое море, можно объединить в тер­риторию, на которую распространяется национальная юрисдик­ция прибрежных государств: в полном объеме (суверенитет) - на внутренние и архипелажные воды и на территориальное море; в установленном нормами международного права объеме - на исключительную экономическую зону. В Конвенции им посвя­щены самостоятельные разделы.

Иногда исключительную экономическую зону считают ча­стью открытого моря, "где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу функциональных прав при­брежных государств"*.


* Курс международного права. Т. 5. С. 43.

Такой подход не согласуется с необходимостью четкого определения правового режима различных морских пространств.

Открытое море - это водная часть морского простран­ства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как при­брежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с госу­дарствами, имеющими выход к морю, о транзите через их тер­риторию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчине­ние какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судо­ходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и промыс­ла; е) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставле­ния своей национальности судам, регистрации судов и предос­тавления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами. Между государ­ством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства не­редко использование "удобного" флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в од­ном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положе­ние объясняется тем, что некоторые государства предусматри­вают упрощенный или льготный режим регистрации, предос­тавления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Пана­ма, Мальта и др.).

В открытом море судно подчиняется исключительной юрис­дикции государства, флаг которого оно несет. Государство осу­ществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, ка­питана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифи­цированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием пла­вающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или админи­стративными властями государства флага.

Конвенция предусматривают ряд исключений из указан­ного принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что: 1) судно занимается пиратством; 2) судно занимается рабо­торговлей; 3) судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием; 4) судно не имеет национальности; 5) судно в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отка­зывается поднять флаг.

Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами.

Например, Международной конвенцией по охране подвод­ных телеграфных кабелей 1884 г. предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять на­циональную принадлежность судна, составлять протокол о до­пущенном судном нарушении.

Возможно также преследование "по горячим следам" ино­странного судна, если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила прибрежного государства в водах, находящихся под его юрисдикцией. Условием для осу­ществления преследования в открытом море военным кораблем или военным летательным аппаратом прибрежного государства является его непрерывность, т. е. оно должно быть начато в морских пространствах, на которые распространяется юрисдик­ция этого государства, и продолжено в открытом море. Такое преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или иного государства.

Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отно­шении военных судов и государственных судов, состоящих на некоммерческой службе, недопустимы.

В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных интересов государств международно-правовыми нормами предусматривается ряд мер по предотвращению и пресечению некоторых противоправных действий.

Каждое государство, согласно Конвенции 1982 г. обязано при­нимать эффективные действия по предотвращению перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом (ст. 99).

Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления, как пиратство. Под пиратством понимается лю­бой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа ча­стновладельческих судов или летательных аппаратов в откры­том море, направленный против другого судна или летательно­го аппарата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.

Любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат в открытом море или другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства, аре­стовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 19 Конвен­ции об открытом море и ст. 105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства, совершившего захват, могут вы­носить постановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких су­дов, летательных аппаратов или имущества.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении неза­конной торговли наркотическими и психотропными вещества­ми, осуществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психотропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

Государства сотрудничают также в пресечении несанкцио­нированного вещания из открытого моря. Несанкционирован­ное вещание означает передачу звуковых радио- или телеви­зионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, в нарушение меж­дународных правил регулирования электросвязи, распределе­ния радиочастот и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание.

Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, мо­жет быть привлечено к ответственности в суде: а) государства флага судна; б) государства регистрации установки; в) государ­ства, гражданином которого является это лицо; г) государства, на территории которого могут приниматься передачи; д) госу­дарства, санкционированному радиовещанию которого чинятся помехи.

Правовой режим судоходства в открытом море включает также правила, предусмотренные соглашениями об оказании помощи, об охране человеческой жизни на море, о предупреж­дении столкновений и других инцидентов на море, о предотвра­щении и сохранении под контролем загрязнения морской сре­ды и др.

Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над открытым морем. Государства обязаны при­нять меры по обеспечению безопасности полетов своих воздуш­ных судов над открытым морем. Воздушные сообщения долж­ны осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех морскому судоходству и использованию моря в иных целях.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов признается Конвенцией по морскому праву 1982 г. за всеми государствами. Соответствующее право распространяется на дно открытого моря за пределами континентального шельфа.

При прокладке новых кабелей и трубопроводов государст­ва должны принимать во внимание уже проложенные по дну моря кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий свободе использования открытого моря.

Свобода возведения искусственных установок и остро­вов осуществляется как в водной части океана - открытом море (возведение островов, установок, сооружений, их эксплуа­тация), так и на его дне - в Районе (извлечение полезных ис­копаемых с поверхности дна и его недр с помощью установок, сооружений, механизмов и т. д.).

Свобода рыболовства (право промысла) в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств, в том числе в отношении инте­ресов прибрежных государств (ст. 116 Конвенции 1982 г.). Сво­бода рыболовства включает и другие виды промысла живых ресурсов.

В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность права государств на промысел в открытом море и их обязанности при­нимать необходимые меры по его регулированию в целях со­хранения живых ресурсов моря на определенном уровне. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ре­сурсов моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации.

Меры по регулированию промысла и сохранению запасов живых ресурсов моря, которые предусматриваются многосто­ронними и двусторонними соглашениями: а) определение до­пустимого улова с учетом новейших научных данных (соглаше­ния по регулированию промысла); б) регулирование промысла в определенных районах открытого моря (Конвенция по сохра­нению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Кон­венция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г. и др.); в) регулирование промысла отдельных видов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана 1957 г., Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 г., Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.).

В задачу создаваемых государствами органов входит ис­следование морской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом, чтобы не допустить истребле­ния (Комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийском море, Международная конвенция по сохранению атлантических тунцов и др.).

Свобода научных исследований регламентируется Конвен­цией ООН по морскому праву 1982 г. Все государства независи­ма от их географического положения, а также компетентные международные организации вправе проводить морские науч­ные исследования (ст. 238).

Морские научные исследования проводятся исключитель­но в мирных целях, надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать помех другим видам исполь­зования моря.

Государства и компетентные международные органы и ор­ганизации сотрудничают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных усло­вий для проведения совместных научных исследований явле­ний и процессов, происходящих в морской среде.

  • Валовой и предельный доход. Бухгалтерская и экономическая прибыль
  • Вопрос 15: Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
  • Исключительная экономическая зона - это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

    Эта зона не входит в состав территории прибрежного государства; для нее Конвенцией 1982 г. установлен особый правовой режим с учетом прав и юрисдикции прибрежных государств и прав и свобод всех других государств.

    В исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет: суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство

    энергии путем использования воды, течений и ветра; юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией 1982 г. (ст. 56).

    Прибрежное государство само определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне, не подвергая их опасности истощения, а также устанавливает условия ведения рыбного промысла в экономической зоне гражданами других государств. Оно может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения принятых им законов и правил. Арестованное судно и его экипаж незамедлительно освобождаются после предоставления разумного залога или другого обеспечения; наказания за нарушения правил рыболовства не могут включать тюремное заключение или другую форму личного наказания.

    Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, которые не обладают статусом островов, не имеют своего территориального моря и не влияют на определение границ территориального моря, прилежащей и экономической зон и континентального шельфа. Они могут иметь лишь зону безопасности шириной до 500 м, отмеряемых от каждой точки их наружного края.

    Прибрежное государство имеет право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей зоне, принимать законы и правила по предотвращению загрязнения морской среды, сообразуясь с действующими международными стандартами и нормами.

    Все другие государства в исключительной экономической зоне прибрежного государства пользуются свободами судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов (с учетом уже проложенных кабелей и трубопроводов). В Конвенции 1982 г. специально отмечено, что ст. 88-115 (судоходство, статус судов, обязанности государства флага, иммунитет военных кораблей, оказание помощи, борьба с пиратством, незаконной торговлей наркотиками, преследование и остановка судов и др.) и другие соответствующие нормы международного права применяются и к исключительной экономической зоне.

    Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", принятый 18 ноября 1998 г.1 и соответствующий положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., содержит определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации, вопросы делимитации с сопредельными государствами,

    основные понятия и определения, права Российской Федерации в исключительной экономический зоне и компетенцию федеральных органов государственной власти. Специально подчеркивается, что живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, промыслу (разработке) таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства Российской Федерации (ст. 4).

    Закон регулирует вопросы рационального использования и сохранения живых ресурсов, исследования и разработки неживых ресурсов, ресурсных и морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, экономических отношений при пользовании исключительной экономической зоной и обеспечения выполнения положений закона.

    Впервые четко указано на то, что лицензии на промысел живых ресурсов выдает федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства, лицензии на исследование и разработку неживых ресурсов выдает федеральный орган исполнительной власти по природным ресурсам, разрешения на проведение ресурсных или морских научных исследований выдают федеральные органы исполнительной власти по вопросам рыболовства (или по науке и технологиям соответственно). Все лицензии и разрешения согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим государственным экологическим контролем и мониторингом. Установлена платность пользования природными ресурсами исключительной экономической зоны.

    Федеральный орган пограничной службы координирует действия органов охраны исключительной экономической зоны, к числу которых относятся федеральные органы по природным ресурсам, по охране окружающей среды, по таможенному делу, по государственному горному надзору.

    Строго регламентированы права должностных лиц органов охраны по остановке и осмотру российских и иностранных судов, осуществляющих разрешенную деятельность в российской исключительной экономической зоне, проверке документов на право деятельности, преследовании судов-нарушителей и их задержанию, по наложению штрафов на нарушителей, а также по применению оружия против нарушителей закона. Установлена ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, а также юридических и физических лиц за нарушения положений Закона.

    1 Закон находился в стадии принятия Государственной Думой в течение трех лет.

    Еще по теме § 6. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА:

    1. Глава VI. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЖИВЫМИ И НЕЖИВЫМИ РЕСУРСАМИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
    2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    3. § 5. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе
    4. Правовой режим исключительной экономической зоны Российской Федерации.
    5. § 4. Морские научные исследования в открытом море за пределами исключительных экономических зон и в международном районе морского дна
    6. 5.3. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение и исключительного права на объект смежных прав

    - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология -