Какие существуют способы защиты экологических прав граждан. Экологические права граждан: понятие, виды и способы защиты

В ст. 42 Конституции РФ перечислены основные группы экологических прав граждан и иных физических лиц, в том числе их право на:

  • ? благоприятную окружающую среду;
  • ? достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • ?возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция Российской Федерации 1993г.
  • 2 Исмаилова Э.Ю. и др. Экологическое право. - М., 2003

Анализ приведенных выше прав позволяет провести определенную их классификацию. Так, право на благоприятную окружающую среду по своей сути является естественным правом человека, принадлежащим ему от рождения. При этом надлежащая реализация такого права фактически не зависит от самой личности, а напрямую связана с финансовыми, материальными организационными и иными возможностями органов публичной власти обеспечить благоприятное для человека состояние окружающей среды. Хотя прилагать собственные определенные усилия в целях улучшения своей среды обитания, например, путем добровольных пожертвований на природоохранные мероприятия либо посредством участия в таких мероприятиях, конкретному физическому лицу закон и не запрещает.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть рассмотрено с нескольких позиций. С одной стороны человек может реализовать это право путем активного волеизъявления, обращаясь с запросом к уполномоченному на то органу публичной власти. При этом необходимо четко конкретизировать объект своего интереса применительно к месту своего жительства или преимущественного пребывания, поскольку на поставленные вопросы общего характера, как показывает практика, едва ли можно получить исчерпывающий ответ.

В то же время это право, согласно действующему законодательству, может реализоваться физическим лицом и в «пассивном» режиме. Речь идет об обязанности государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовит доклад о состоянии окружающей среды в субъектах Российской Федерации и на базе его федеральный доклад, который затем обнародуется. Вместе с тем данная процедура позволяет лишь определить общие тенденции (улучшение, ухудшение либо стабилизацию экологической обстановки) в сравнении с аналогичными периодами. Поэтому с точки зрения буквального соблюдения рассматриваемого права важное значение имеет своевременность доведения уполномоченными на то органами до населения информации, создающей реальную угрозу жизни и здоровью физических лиц в каждом конкретном случае. В этом смысле не случайно в ст. 237 уголовного кодекса РФ установлена ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер для устранения такой опасности, указанной информацией.

То есть если руководитель предприятия, на котором произошли незапланированные выбросы или сбросы, превышающие официально установленные лимиты, не сообщил об этом в специально уполномоченные органы, то он может являться субъектом уголовной ответственности по названной статье. Равно как и представитель, специально уполномоченного органа, будучи проинформированным о той или иной неблагополучной ситуации, но, не приняв мер к обеспечению безопасности населения на соответствующей территории, тоже нарушает уголовный закон.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, возникает при наличии установленной экспертными исследованиями и подтвержденной в заключении причинно-следственной связи между экологическим правонарушением и причинением ущерба. Нецветаев А.Г. Экологическое право /2004г Вместе с тем и здесь не обойтись без выражения воли физического лица (его представителя) на возмещение ему ущерба посредством направления в суд соответствующего искового заявления.

В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в несколько иной интерпретации повторяются закрепленные в конституции РФ экологические права, а также перечисляются возможные способы реализации гражданами своих экологических прав. Так, помимо права на благоприятную окружающую среду, гражданин имеет право на защиту этой среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также на возмещение вреда причиненного окружающей среде.

Реализуя свои экологические права граждане могут: Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ

  • ? создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • ? направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране;
  • ? принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащей законодательству Российской Федерации акциях;
  • ? выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке;
  • ? оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • ? обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • ? предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде;
  • ? осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Конкретизация экологических прав граждан и способов их реализации находит свое отражение в законодательных и подзаконных актах. Так глава V Федерального закона «Об экологической экспертизе» регламентирует процедуру инициирования и проведения общественной экологической экспертизы. По своей сути это одна из возможных форм реализации права граждан, как на благоприятную окружающую среду, так и на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку выводы, содержащиеся в заключении экспертной комиссии, являясь доступными для проживающего на соответствующей территории населения, позволяют иметь четкое представление о негативных и позитивных сторонах предлагаемого к реализации объекта (например, производственного комплекса, автозаправочного пункта и т. д.), который исследуется в ходе экспертизы.

Статья 10 Федерального закона «О животном мире» предоставляет гражданам осуществлять общественный контроль и проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания, что можно отнести к активной форме реализации гражданами своего права на благоприятную окружающую среду применительно к сфере охраны и использования животного мира, в то время как применительно к специально уполномоченных органов в рассматриваемой сфере осуществление схожей деятельности (государственный контроль, мероприятия по охране объектов животного мира и т. п.) можно отнести уже к разряду функциональных обязанностей. Федеральный закон РФ «О животном мире» от 22.03.1995г

Проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера осуществляется с требованиями Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Вместе с тем перечисленные выше конституционные и производные от них экологические права, также как и схожие по смыслу с ними иные права, закрепленные в других законах, относятся к группе прав в сфере охраны окружающей среды, что, безусловно, является важной составляющей в эколого-правовом статусе личности, но не дает полного представления о правомочиях физических лиц. С точки зрения классификации, такие экологические права можно отнести к категории общих прав.

В тоже время необходимо говорить и об отдельных правах граждан и иных лиц, осуществляемых в процессе природопользования, которые относятся к категории специальных прав. Такие права закреплены в природоресурсных законодательных актах и их реализация в полном объеме также зависит от волеизъявления соответствующего субъекта. Например, согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1недр, а это может быть и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе:

  • ? использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей обозначенной в лицензии цели;
  • ? самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;
  • ? использовать отходы своего горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств, если иное не оговорено в лицензии;
  • ? проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией и т. д.

Возможность осуществления правомочий в определенных законом случаях обусловлена наличием специальных разрешений (лицензий). Так, согласно ст. 35 Федерального законно «О животном мире» пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. В ст. 46 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Содержание самих специальных прав водопользователя раскрывается в нормах названного Кодекса и заключается в возможности: Федеральный закон РФ «О животном мире» от 22.03.1995г.

Наконец, участники общественных отношений, которые относятся к сфере обеспечения экологической безопасности, наделяются самостоятельной группой прав. Эти права можно классифицировать как особые экологические права.

Например, ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что граждане имеют право:

  • ? на защиту жизни, здоровья, их личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • ? в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • ? быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • ? обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ? участвовать в установленном законом порядке в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • ? на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Приведенный выше перечень позволяет говорить об определенной схожести прав граждан в сферах обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, однако индивидуальная специфика особых и общих экологических прав все-таки очевидна и их разделение предопределено ст. 42 конституции Российской Федерации.

Давая определение экологическим правам граждан, следует отметить, что это закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, а также допускаемые (не запрещенные) ими формы волеизъявления граждан в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание препятствий, в реализации которых может повлечь за собой негативные для нарушителей этих прав последствия в установленном законом порядке. Исмаилова Э.Ю. и др. Экологическое право. - М., 2003

Способы защиты экологических прав.

Любые закрепленные в Конституции РФ и законодательных актах права, в том числе экологические, остаются декларацией, если они безнаказанно нарушаются теми или иными субъектами, в том числе путем создания препятствий к их реализации, либо уполномоченными на то органами и должностными лицами не принимаются меры к их надлежащему обеспечению. Поэтому федеральное законодательство, признавая значимость экологических прав физических лиц, содержит определенные механизмы (способы) их защиты. Такие способы можно разделить на несудебные и судебные.

К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а именно: Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ

  • ? непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;
  • ? обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;
  • ? активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
  • ? выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке;
  • ? оказание содействия органам государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • ? обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Что касается обращения физических лиц в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, то здесь необходимо исходить из характера нарушения того или иного права. Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, например:

  • ? о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;
  • ? об обязании уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;
  • ? об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;
  • ? об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

в свою очередь воспрепятствование со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении физическими лицами своих специальных экологических прав может служить основанием для обращения в арбитражный суд. В качестве таких фактов можно выделить:

  • ? нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;
  • ? принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина-предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами возможность различными способами защи­щать свое право на здоровую окружающую среду (ст. 11). Граждане имеют право создавать общественные объедине­ния, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; могут обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями, принимать участие в собраниях, митингах и т. д. по охране окружаю­щей среды. Более того, граждане имеют право предъявлять и суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Право граждан на судебный иск - это наиболее мощ­ное, универсальное средство защиты. Причем, если граж­дане не удовлетворены решением суда первой инстанции, они могут подать жалобу в суд более высокой инстанции. Исчерпав все законные средства защиты прав в России, ее граждане имеют право обращаться в Европейский суд по правам человека.

Благодаря активности граждан за последние годы создан целый ряд важных прецедентов. Вот яркий пример. В 1998 г. Верховный Суд РФ рассмотрел и удовлетворил коллективный иск граждан и общественных объединений многих регионов России о признании недействительными ряда распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в ле­сах первой группы (т. е. лучших). Следует подчеркнуть, что главным фактором защиты экологического права стали во­ля, решимость и мужество конкретных граждан. Они в дан­ном случае победили. Но борьба за российский лес далеко не закончена (как тут не вспомнить ставшую классической фразу из романа Ильфа и Петрова: «Дело помощи утопаю­щим - дело рук самих утопающих»).

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, относят к одному из наиболее важных способов защиты права на бла­гоприятную окружающую среду. Порядок возмещения ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, регулируется, прежде всего, Законом «Об охране окружаю­щей среды». В отношении здоровья и имущества человека в этом документе применяется понятие вред. Под ним понима­ется любое умаление (ущемление, нарушение) материально­го или нематериального блага, в том числе жизни и здоро­вья. Ключевым принципом нашего законодательства можно считать положение о том, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружаю­щей среды (а также в результате хозяйственной и иной дея­тельности), подлежит возмещению в полном объеме.



Вполне очевидно, что без определенных экологических обязанностей нельзя обеспечить экологические права (не случайно юристы любят повторять, что любое право - это обязанность). Конституция РФ (ст. 58) и весь комплекс нашего экологического законодательства обязывают каждого гражданина охранять природу, бережно использовать природные богатства. Если смотреть широко, эту обязанность молено определить как правовую и как моральную. Для цивилизованного человека забота о природе - это проявление общей культуры и вместе с тем моральный долг перед живущими и будущими поколениями. Нарушение лее установленных в за­конодательстве обязанностей влечет применение мер юридической ответственности. Поговорим об этом подробнее.

Экологические правонарушения являются одной из главных причин деградации окружающей среды. Количе­ство таких правонарушений в нашей стране (как, впрочем, и по всему миру) настолько высоко, что многими специа­листами оценивается как угроза национальной безопасности. Органы прокуратуры ежегодно выявляют их уже не тысячами, а сотнями тысяч. Тем не менее, качество среды постоянно снижается. Достаточно указать, что большая часть населения России сегодня употребляет воду, не отве­чающую стандартам. Морская вода загрязнена радиоак­тивными веществами и отходами в результате незаконного сброса контейнеров, аварийных или отработанных реакто­ров, слива нефтепродуктов и т. д. Все это в первую очередь результат техногенных правонарушений.

Не отстают и рядовые граждане. Так, число ежегодных лесных пожаров, возникающих по вине человека, доходит до 40 тысяч. Представьте себе хотя бы на минуту, что ис­пытывают живая природа, животные, птицы, тысячами погибающие в огне пожаров, учиненных людьми. Число нарушений правил охоты, охраны животного мира измеря­ется десятками тысяч, а правила рыболовства - сотнями тысяч. И это только случаи, выявленные органами проку­ратуры. На самом лее деле, по мнению специалистов, эко­логических правонарушений значительно больше. Порой складывается впечатление, что граждане ведут тотальную войну с природой.

Что же такое экологическое правонарушение? Эколо­гическое правонарушение является разновидностью про­тивоправного поведения, т. е. всегда представляет собой нарушение экологического законодательства. Это его ос­новной признак.

Любое экологическое правонарушение - это виновное действие (скажем, незаконная порубка леса, запрещенная ловля рыбы и т. д.) или бездействие (невыполнение, напри­мер, правил охраны недр и т. д.). Оно обязательно приносит

пред окружающей среде или здоровью человека и поэтому является общественно опасным.

Таким образом, экологиче­ское правонарушение можно определить как общественно опасное, вредное, виновное деяние, нарушающее нормы за­конодательства об охране окружающей среды. Есть и дру­гие определения, но суть здесь отражена достаточно точно. Законодательство, предусматривающее меры эколого-правовой ответственности, весьма обширно. Назовем лишь некоторые нормативные акты. Прежде всего, это Закон «Об охране окружающей среды». В статье 75 он устанавливает несколько видов ответственности: имущест­венную (гражданско-правовую), дисциплинарную, админи­стративную и уголовную.

Административная ответственность за нарушения за­конодательства об охране окружающей среды предусмотре­на Кодексом РФ об административных правонарушениях. Например, в главе 8 указано, что нарушение правил охра­ны рыбных запасов влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (ст. 8.38). Меры дисциплинарной ответственности установ­лены в Трудовом кодексе РФ (так, в главе 39 предусмотре­на материальная ответственность работника за ущерб, при­чиненный имуществу работодателя); меры уголовной ответственности - в Уголовном кодексе РФ. Здесь эколо­гическим преступлениям посвящена полностью глава 26, указаны виды преступлений и виды наказаний. Например, за незаконную добычу рыбы (ст. 256) в определенных слу­чаях предусмотрены штрафы (от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда), либо исправительные работы (сро­ком до 2 лет), либо аресты (от 4 до 6 месяцев). В Граждан­ском кодексе РФ сформулированы положения о возмеще­нии вреда, причиненного имуществу юридического лица (ст. 15 и гл. 59). Здесь же (ч. 1, ст. 1074) указывается, что несовершеннолетние от 14 до 18 лет несут ответственность за причиненный вред «на общих основаниях».

Общие нормы о возмещении вреда, установленные в ГК РФ, конкретизируются в Законе «Об охране окружающей среды». Так, в статье 77 закреплен принцип полного возме­щения вреда, причиненного экологическим правонарушени­ем (загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, не­рациональным использованием природных ресурсов и т. д.). Экологические правонарушения по виду (форме) юри­дической ответственности, как и все правонарушения, под­разделяются на проступки и преступления. Разница, как вы хорошо понимаете, определяется степенью вреда, нане­сенного окружающей среде и здоровью людей.

И вот тут хотелось бы напомнить: между двумя видами правонарушения проходит тончайшая, порой трудноуловимая граница. Экологические правонарушения не исключение. Насколько порой трудно увидеть эту границу, можем судить из простого сравнения составов правонарушении Так, согласно КоАП РФ, уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения животных (ст. 8.35) от носится к числу административных правонарушений, т. с проступков. А за незаконную охоту, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, согласно статье 25Н УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность. (Поразмышляйте, в чем тут существенное различие составов правонарушения.)

Существует, конечно, возможность достаточно точно определить искомую границу - через суд. Но зачем же до водить дело до суда?

Вопросы для самопроверки

1) В чем состоит специфика экологических отношений?

2) Каковы составные части окружающей среды?

3) Почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей?

4) В чем состоят основные экологические права граждан, закрепленные в Конституции РФ?

5) Каковы основные способы защиты экологических прав граждан? Почему важно использовать различные способы экологической защиты?

6) В чем осо­бенности экологического правонарушения?

7) Почему за­конодательство предусматривает различные виды ответст­венности за экологические правонарушения?

Задания

1. В нашей стране долгое время были популярны лозун­ги: «Человек - царь природы», «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача». И сегодня многие в этом уверены. И ведут себя соответ­ственно.

А какова ваша позиция? Приведите аргументы в ее защи­ту. Может быть, вы готовы предложить другие лозунги? Какие именно? Объясните.

2. Гоголевский персонаж Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навале­но на сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор, черт их знает откудова и нанесут всякой дря­ни! (Вздыхает)».

Нет ли у вас впечатления, что традиции живучи? Аргумен­тируйте свое мнение. Почему подобное поведение граждан можно считать экологическим правонарушением?

3 . Г-н Крючков взял у сельхозобъединения в аренду зем­лю. Хозяйствовал активно. Землю использовал по-разно­му: стал выращивать зерновые, срубил кустарник и зало-кил сад, вырыл пруд и пустил уток. Ренту выплачивал исправно. На основе какой отрасли права регулируются от­ношения между Крючковым и сельхозобъединением? Есть ли основание говорить о возникновении экологических от­ношений? Приведите аргументы.

4 . Экологическая культура у нас принимает разные фор­мы. Например, любителей пить пиво и другие напитки прямо «из горла» можно разделить на две категории. Од­ни, опустошив тару, смело выбрасывают ее куда попало. Их можно назвать «небрежными». Другие очень аккуратно выставляют тару возле того места, где пили. Они проявля­ют заботу, их можно назвать «заботливыми». Как вы оцениваете экологическую культуру каждой из этих групп? Почему? А может быть, в поведении какой-ни­будь группы вы усмотрели признаки правонарушения? Приведите аргументы.

5 . В тексте урока мы упоминали о Декларации, принятой в 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро. Спустя 10 лет, в 2002 г., в столице ЮАР Йоханнесбурге состоялся «саммит Земли» - встреча правительственных делегаций стран-участниц этой конференции, целью которого стало подведение итогов экологической деятельности за прошед­шее время. Саммит констатировал, что в большинстве стран-участниц не выполнена практически ни одна реко­мендация. Реально только в России к 2002 г. произошло снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на 33% по сравнению с 1990 г. Но и это снижение объясняется рядом обстоятельств, не связанных с экологи­ческими мероприятиями. Прокомментируйте изложенные факты. Как вы можете объяснить снижение выбросов в России?

Мысли мудрых

«Лик Земли священен». Древнегреческий афоризм

«Если люди вновь захотят стать обезьянами, им не хватит деревьев». Афоризм телевизионной программы «Времечко»

3. Способы защиты экологических прав.

Любые закрепленные в Конституции РФ и законодательных актах права, в том числе экологические, остаются декларацией, если они безнаказанно нарушаются теми или иными субъектами, в том числе путем создания препятствий к их реализации, либо уполномоченными на то органами и должностными лицами не принимаются меры к их надлежащему обеспечению. Поэтому федеральное законодательство, признавая значимость экологических прав физических лиц, содержит определенные механизмы (способы) их защиты. Такие способы можно разделить на несудебные и судебные.

К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а именно:

● непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

● обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

● активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

● выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке;

● оказание содействия органам государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

● обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Что касается обращения физических лиц в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, то здесь необходимо исходить из характера нарушения того или иного права. Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, например:

● о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;

● об обязании уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

● об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

● об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

в свою очередь воспрепятствование со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении физическими лицами своих специальных экологических прав может служить основанием для обращения в арбитражный суд. В качестве таких фактов можно выделить:

● нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;

● принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина-предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

4. Экологические обязанности граждан.

Экологические обязанности граждан в общем виде закреплены в ст. 58 Конституции РФ, которая обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», практически дословно дублируя конституционную норму, вменяет обязанность гражданам соблюдение иных требований законодательства.

В перечисленных нормах правомерно классифицировать экологические обязанности как общие, поскольку приведенные формулировки не раскрывают способы осуществления обязанностей, что по сути своей исключает возможность привлечения физического лица к ответственности за их неисполнение.

В самом деле, сохранять природу можно путем активного волеизъявления, например, делая добровольные взносы на реализацию природоохранных мероприятий. Но такие действия, как указывалось выше, относятся к правам граждан. В тоже время непринятие гражданином никаких мер для сохранения окружающей среды в своей повседневной жизни тоже нельзя вменять ему в вину в случае фактического отсутствия вреда окружающей среде от его бездействия.

А ведь смысл установления любых обязанностей заключается в том, что неисполнение их субъектами, на которых возложены такие обязанности, должно влечь за собой негативные последствия для нарушителей.

Таким образом, правомерно говорить о специальных экологических обязанностях, которые закрепляются в законодательных актах, конкретизируя общие экологические обязанности. То есть в отличие от перечисленных выше самостоятельных групп экологических прав граждан и иных лиц, в данном случае отмечается обусловленность (зависимость) специальных экологических обязанностей от общих.

В первом случае в качестве примера можно привести ситуацию, когда физическое лицо – предприниматель, у которого решением уполномоченного органа приостановлено действие лицензии на природопользование, должен соблюдать требования, выданного ему предписания и воздерживаться от запрещенных при этом действий.

В свою очередь исполнение обязанностей в форме совершения действия осуществляется, например, при направлении гражданином-предпринимателем платежа за пользование природными ресурсами. Неисполнение таких обязанностей будет влечь за собой конкретные негативные последствия, предусмотренные нормами соответствующих законов.

Установленные в нормативных правовых актах требования могут носить как прямой, так и опосредованный характер.

Например, ст. 92 Водного кодекса РФ прямо обязывает водопользователей, в том числе и граждан, соблюдать режим использования водоохранных зон, который в свою очередь установлен Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства от 23.11.1996.№ 1404. То есть на лицо, хотя и конкретизированное в подзаконном правовом акте, но достаточно ясное (прямое) требование по соблюдению установленного режима.

В тоже время ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предоставляет государственным экологическим инспекторам право предъявлять требования и выдавать предписания физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля. Этому праву корреспондирует обязанность физического лица выполнять требования, содержащиеся в предписании.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что круг экологических обязанностей граждан и иных физических лиц достаточно широк и может устанавливаться органами публичной власти в рамках предоставленной им компетенции путем принятия (издания) нормативных правовых актов (законов, постановлений и т. д.). В этом смысле главная задача участников нормотворческого процесса при установлении правообязывающих, ограничительных и запрещающих норм заключается:

● в учете общественной потребности в установлении экологических обязанностей;

● в необходимости четкого формулирования существа экологических обязанностей в целях единообразного понимания их в правоприменительной практике;

● в обеспечении законными, своевременными и адекватными средствами принуждения любого факта уклонения от исполнения экологических обязанностей.

Целью установления экологических обязанностей является обеспечение рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Давая определение экологическим обязанностям граждан, следует отметить, что это закрепленные в нормативных правовых актах в форме запретов, правообязывания и ограничений и адресуемые гражданам требования, неисполнение либо не надлежащее исполнение которых может повлечь за собой негативные для нарушителей последствия в установленном законом порядке.


Заключение.

Сегодня в России продолжается кропотливая работа по кодификации экологического законодательства - упорядочивается система существующего экологического законодательства, принимаются обобщенные системные и дополняющие нормативные акты.

Для применения экологического законодательства предусматривается деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленных на выполнение экологической функции государства, осуществляемой в установленном законом порядке и выражающейся в принятии необходимых организационных и правовых мер по практической реализации эколого-правовых мероприятий.

С начала 90-х годов экологическая функция государства во всем мире претерпевает ряд изменений. Её особенностью становится ориентация на соединение экологических проблем с проблемами выживания человеческой цивилизации целом, то есть она приобретает общечеловеческое значение.

Для обеспечения соблюдения конституционных экологических прав государства всего мира в лице законодательных органов создают систему современного экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений. В связи с этим, законодателями особое внимание должно быть уделено совершенствованию экологического законодательства РФ в целом, и, в частности, установлению адекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения граждан в механизм принятия решений, а также по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.

Хотя закрепленные в Конституции РФ экологические права являются непосредственно действующими, для последовательного их соблюдения, на мой взгляд, требуется создание юридических механизмов и процедур с учетом реальных экологических, экономических, культурных и иных условий России, что в целом позволит государству осуществлять экологические функции более эффективно.


Список литературы.

1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 12.12.1993 г.

2. "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЖИВОТНОМ МИРЕ» от 24.04.1995 № 52-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями.

6. ЗАКОН РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 01.12.2007) "О НЕДРАХ"

7. "ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 19.06.2007)

8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 30.10.2007) "О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА" (принят ГД ФС РФ 11.11.1994)

9. ПОЛОЖЕНИЕ О ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОСАХ. Утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404.

10. Экологическое право. Курс лекций и практикум. Под редакцией доктора юридических наук, профессора Ю. Е. Винокурова. 2007 г.

Преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение экологической безопасности; помощь предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам в защите их экологических прав и интересов. Рассматривая имущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде, арбитражный суд способствует укреплению экологического правопорядка и гармонизации взаимоотношений...

И эффективное использование искусственных экосистем и других материальных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом экологического права являются складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные экологические отношения между физическими и юридическими лицами, при обязательном...

РФ обеспечивают удовлетворение различных потребностей индивидов и выполнение ими установленных требований в области взаимодействия их с окружающей средой. Они классифицируются в зависимости от степени нормативного регулирования. Рассмотрим далее, какие существуют экологические права и обязанности граждан РФ.

Юридический аспект

Основные экологические права граждан именуют также фундаментальными. Они фиксируются в различных нормативных актах. Ключевым из них выступает Конституция РФ. Экологические права граждан определены и международными документами. Согласно действующему в стране законодательству, они также выступают как элемент нормативной системы. Среди международных документов следует в первую очередь назвать Всеобщую декларацию прав человека. Она была принята в 1948 г. Также экологические права человека, гражданина зафиксированы в Европейской конвенции. Она была утверждена в 1950 г. Кроме этого, экологические права граждан закреплены в Европейской хартии, принятой в 1961 г.

Общая характеристика

Экологические права граждан Конституция описывает в ст. 17, ч. 2. В соответствии с нормой, эти юридические возможности субъектов считаются неотчуждаемыми и естественными. Законодательство акцентирует внимание на недопустимости лишения граждан их прав. Субъективность и естественность проявляется в том, что рассматриваемые юридические возможности возникают в момент рождения.

Виды

Экологические права граждан РФ затрагивают самые разные сферы общественной жизни. Так, непосредственное отношение они имеют к трудовой деятельности людей. В ст. 37 Конституции зафиксировано право граждан на работу в условиях, соответствующих требованиям гигиены и безопасности. Каждому субъекту гарантируется возможность получить медицинскую помощь. Граждане могут получить медицинскую помощь и компенсацию ущерба, нанесенного имуществу или здоровью вследствие экологического правонарушения. Каждому субъекту предоставляется достоверная информация о состоянии окружающей среды. В законодательстве предусматриваются экологические права и обязанности граждан в области природопользования. Речь, в частности, идет о радиационной безопасности, возможности пребывать в лесах и так далее.

Нормативное регулирование

Экологические права граждан признаны действующим законодательством наряду с прочими неотчуждаемыми естественными юридическими возможностями. В законодательстве развиты и конкретизированы категории, зафиксированные в международных актах. Право каждого человека на благоприятную окружающую среду выступает как одно из всеобъемлющих и фундаментальных. Оно затрагивает ключевые сферы жизнедеятельности субъектов, связанные с поддержанием нормальных условий существования.

Федеральное законодательство

В ФЗ "Об охране природы" не только зафиксированы экологические права и обязанности граждан, но и определены некоторые полномочия, способствующие их реализации. Так, в законе предусмотрены следующие возможности:

  1. Формировать общественные объединения и прочие некоммерческие организации для осуществления деятельности в сфере охраны природы.
  2. Направлять в органы федеральные, территориальные, региональные органы госвласти, иные организации, а также должностным лицам обращения о получении достоверных, полных, своевременных сведений о состоянии среды на территории проживания, а также мерах, предпринимаемых по ее охране.
  3. Участвовать в пикетированиях, митингах, шествиях, собраниях, демонстрациях, сборе подписей, референдумах, касающихся обсуждения вопросов охраны природы.
  4. Направлять предложения о выполнении экологических экспертиз, привлекаться к их проведению в предусмотренном законом порядке.
  5. Оказывать органам госвласти содействие при решении вопросов, касающихся охраны природы.
  6. Обращаться в уполномоченные инстанции с заявлениями, жалобами по поводу защиты окружающей среды.
  7. Направлять иски в судебные органы о возмещении вреда природе.
  8. Реализовывать иные предусмотренные ФЗ возможности и использовать допустимые законом способы защиты экологических прав граждан.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

В ФЗ №52 зафиксированы следующие экологические права граждан:

1. На благоприятные условия обитания. Их факторы не должны негативно влиять на здоровье людей настоящего и будущего поколений. К таким условиям, в числе прочего, относят окружающую природу, атмосферу на предприятии, в быту, в образовательном учреждении. Немаловажное значение для нормальной жизнедеятельности имеет обеспеченность качественными продуктами питания.

2. На своевременное полное возмещение вреда, нанесенного здоровью вследствие нарушения санитарных норм, повлекшего массовую инфекционную или неинфекционную заболеваемость, отравления, профзаболевания.

3. На получение достоверных данных от предприятий и организаций о:

  • состоянии природы и здоровья населения, действующих санитарно-гигиенических требованиях, эпидемиологической обстановке;
  • реализуемых мероприятиях по сохранению благоприятной окружающей среды и их результатах;
  • качестве создаваемой продукции народного потребления, в том числе питьевой воды и пищевых товаров.

Непосредственное либо через представителей (общественные объединения) участие в разработке, обсуждении и утверждении органами госвласти и управления решений, ориентированных на поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия.

Радиационная безопасность

В ФЗ №3 также предусматриваются экологические права граждан. Общественные объединения и физлица имеют возможность получать объективные сведения от предприятий, осуществляющих деятельность с применением источников излучения, о радиационной обстановке и мерах, которые принимаются для обеспечения безопасности. В соответствии со ст. 26 указанного Закона, осуществляется защита экологических прав граждан. В частности, в норме определено, что субъекты могут требовать возмещения вреда, причиненного здоровью или жизни либо убытков, обусловленных облучением сверх предусмотренных предельных доз. Данное положение распространяется и на случаи радиационной аварии.

ФЗ № 2300-I

В Законе, регламентирующем защиту потребительских прав, также предусматриваются положения, касающиеся взаимодействия субъектов с окружающей средой. Они обеспечиваются посредством включения требований в ГОСТы и профессиональные и общеобразовательные программы, а также путем организации системы информирования населения. Потребителями считаются физлица, которые имеют намерение приобрести/заказать или покупающий/использующий продукцию, услуги либо работы исключительно для бытовых (индивидуальных) нужд, не связанных с получением дохода. В ФЗ № 2300-I определены важнейшие экологические права и обязанности граждан. План реализации юридических возможностей четко регламентируется национальными и международными стандартами, предусматривается ответственность всех участников отношений. Ключевым положением в законе выступает требование обеспечения безопасности для здоровья, жизни людей, их имущества и среды обитания при использовании, хранении, утилизации и транспортировке любого потребительского товара, услуги или работы.

Природопользование

В законодательстве зафиксированы положения, касающиеся использования естественных ресурсов. Экологические права граждан в сфере природопользования обеспечивают реализацию самых различных нужд: экономических, рекреационных, оздоровительных, культурных, научных, эстетических. Юридические возможности населения регламентируются отраслевыми нормативными актами: Водным, Земельным, Лесным кодексами, Законами "О животном мире", "О недрах" и пр. Вместе с этим в нормативных актах фиксируются и обязанности граждан. В частности, используя природные ресурсы, люди должны бережно относиться к природе, не допускать причинения ей вреда, пресекать нарушения и содействовать уполномоченным органам в выявлении незаконных действий.

Защита прав

В законодательстве предусматриваются юридические гарантии реализации зафиксированных в нем же полномочий физлиц и организаций. Нормативными актами определяются конкретные процедуры, в рамках которых осуществляется защита экологических прав. В частности, все субъекты могут:

  1. Обращаться в судебные инстанции.
  2. Обжаловать принятые уполномоченными органами решения, бездействия/действия госструктур или их должностных лиц.
  3. Получать квалифицированную юридическую помощь.
  4. Требовать компенсации вреда, нанесенного действиями/бездействиями госорганов или их служащих.
  5. Обращаться в межгосударственные структуры для защиты свобод и прав в случае исчерпания существующих внутригосударственных средств юридической защиты.

Обеспечивая гарантии, законодательство определяет, что каждый субъект может выступать за сохранность своих интересов всеми методами, не запрещенными нормами. В данном случае следует обратить внимание на то, что обращение за судебной защитой допускается только в том случае, если решения, бездействия/действия противоречат существующим правовым документам.

Роль исполнительной власти

В настоящее время актуальность приобрел вопрос, касающийся конкретных средств и способов защиты интересов и прав граждан в сфере взаимодействия с окружающей средой административными структурами. Проблема сегодня заключается в том, что зачастую возможность их реализации зависит от усмотрения исполнительных органов. При этом ряд должностных лиц, совершающих незаконные действия, не несет за них ответственности. Среди средств и способов защиты экологических прав следует выделить:

  1. Обеспечение судебного контроля за деятельностью администраций. Речь, в частности, идет о полномочиях инстанций общей юрисдикции по рассмотрению возникающих споров.
  2. Над- и внутриведомственный надзор. Он осуществляется в рамках компетенции исполнительных органов. К надзору следует относить и президентский контроль деятельности подчиненной главе страны системы госструктур.
  3. Организацию приема и рассмотрения заявлений, жалоб и прочих обращений населения в исполнительные органы.
  4. Прокурорский надзор за законностью функционирования административных структур (ведомств и министерств), в том числе на уровне местного самоуправления.
  5. Контроль представительных органов за деятельностью аппарата управления в пределах, определенных законодательством и с учетом принципа разделения власти на три ветви.

Особенности обращения

Законодательство предоставляет гражданам право выбрать орган, в который будет направлено заявление с требованием обеспечения защиты экологических прав. Так, субъект может обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий госорган, административную структуру, на предприятие, в учреждение или объединение, а также к конкретному должностному лицу в порядке подчиненности. Последние в соответствии с законодательством обязаны рассмотреть заявление (жалобу) в течение месяца. Если гражданину в удовлетворении требований было отказано или он не получил ответа, он вправе обратиться с иском в суд. При этом субъекту дается месяц на направление соответствующего заявления. Исчисление срока начинается с даты получения письменного ответа от госоргана. Если он не был отправлен, начало периода начинается по окончании установленного для инстанции времени на рассмотрение заявления. Если субъект сразу решает обратиться в суд, то он может сделать это в течение 3-х мес. с даты, когда ему стало известно о нарушении. Если указанный срок был пропущен по уважительной причине, нормативными актами предусмотрено его восстановление. После рассмотрения жалобы судебная инстанция принимает решение. Если требования будут обоснованы, то акт, бездействие/действие будут признаны незаконными, а права гражданина восстановлены.

Общественные объединения

Законодательство наделяет граждан возможностью формировать организации для обеспечения реализации и защиты их экологических прав. Общественные объединения при этом наделяются более широким кругом полномочий в сравнении с отдельными субъектами. Права экологических организаций определяются несколькими нормативными актами. Наиболее четко они отражены в ФЗ, регламентирующем сферу охраны природы. Экологические и прочие общественные объединения, реализующие права в сфере природопользования, могут:

  1. Разрабатывать, осуществлять, пропагандировать в предусмотренном порядке программы в области охраны природы.
  2. Защищать интересы и права граждан в сфере природопользования.
  3. Привлекать население на добровольной основе к деятельности, связанной с охраной окружающей среды.
  4. Оказывать органам госвласти содействие в решении экологических вопросов.
  5. Организовывать демонстрации, шествия, собрания, митинги, пикетирования, участвовать в прочих мероприятиях, собирать подписи под петициями в соответствии с действующими нормами, направлять в уполномоченные органы предложения о проведении референдума по вопросам природопользования, обсуждать связанные с ним проекты.
  6. Обращаться в компетентные инстанции и к должностным лицам за получением достоверных, своевременных и полных сведений о состоянии природы, мероприятиях по обеспечению ее охраны, фактах и обстоятельствах осуществления хозяйственной и прочей деятельности, угрожающей имуществу, здоровью, жизни людей, а также среде их обитания.
  7. Участвовать в принятии решений, при реализации которых может возникнуть вред природе.
  8. Направлять жалобы, иски, заявления и предложения, касающиеся вопросов охраны среды обитания.
  9. Организовывать и участвовать в проведении экологической экспертизы, слушаниях по проблемам размещения объектов, функционирование которых может негативно повлиять на состояние природы.

В настоящее время в России действует достаточно много объединений, чья деятельность связана с охраной природы. Эти организации играют важнейшую роль в сфере реализации гражданами их экологических прав. Законодательство наделяет объединения достаточно широкими полномочиями. Реализуя их, организации могут оказывать существенное влияние на экологическую обстановку в стране.

Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами возможность различными способами защищать свое право на здоровую окружающую среду (ст. 11). Они имеют право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; могут обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями, принимать участие в собраниях, митингах и т. д. по охране окружающей среды. Более того, граждане имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Право граждан на судебный иск - это наиболее мощное, универсальное средство защиты. Причем если граждане не удовлетворены решением суда общей юрисдикции, они могут подать жалобу в суд более высокой инстанции. Исчерпав все законные средства защиты прав в России, ее граждане имеют право обращаться в Европейский суд по правам человека.

Благодаря активности граждан за последние годы создан целый ряд важных прецедентов. Вот яркий пример. В 1998 г. Верховный Суд РФ рассмотрел и удовлетворил коллективный иск граждан и общественных объединений многих регионов России о признании недействительными ряда распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы (т. е. лучших). Следует отметить, что главным фактором защиты экологического права стали воля, решимость и мужество конкретных граждан. Они в данном случае победили. Но борьба за русский лес далеко не закончена (как тут не вспомнить ставшую классической фразу из романа И. Ильфа и Е. Петрова: «Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих»).

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, относится к наиболее важным способам защиты права на благоприятную окружающую среду. Порядок возмещения ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, регулируется прежде всего Законом «Об охране окружающей среды». В отношении здоровья и имущества человека в этом документе применяется понятие «вред». Под вредом понимается любое умаление (ущемление, нарушение) материального или нематериального блага, в том числе жизни и здоровья. Ключевым принципом нашего законодательства можно считать положение о том, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (а также в результате хозяйственной и иной деятельности), подлежит возмещению в полном объеме.

Вполне очевидно, что без определенных экологических обязанностей нельзя обеспечить экологические права. Конституция РФ (ст. 58) и весь комплекс нашего экологического законодательства обязывают каждого гражданина охранять природу, бережно использовать природные богатства. Если смотреть широко, эту обязанность можно определить и как правовую, и как моральную. Для цивилизованного человека забота о природе - это проявление общей культуры. И вместе с тем - моральный долг перед живущими и будущими поколениями. Нарушение же установленных законодательством обязанностей влечет применение мер юридической ответственности.

Экологические правонарушения являются одной из главных причин деградации окружающей среды. Количество таких правонарушений в нашей стране (как, впрочем, и по всему миру) настолько велико, что многими оценивается как угроза национальной безопасности. Органы прокуратуры ежегодно выявляют их уже не тысячами, а сотнями тысяч. Тем не менее качество среды постоянно снижается. Достаточно указать, что большая часть населения России сегодня употребляет воду, не отвечающую стандартам. Морская вода загрязнена радиоактивными веществами и отходами в результате незаконного сброса контейнеров, аварийных или отработанных реакторов, слива нефтепродуктов и т. д. Все это в первую очередь результат техногенных правонарушений.

Не отстают и рядовые граждане. Так, число ежегодных лесных пожаров, возникающих по вине человека, доходит до 40 тысяч. Представьте себе хотя бы на минуту, что испытывает живая природа, животные, птицы, тысячами погибающие в огне пожаров, учиненных людьми. Число нарушений правил охоты, охраны животного мира измеряется десятками тысяч, а правил рыболовства - сотнями тысяч. И это только случаи, выявленные органами прокуратуры. На самом же деле, по мнению специалистов, экологических правонарушений значительно больше.

Что же такое экологическое правонарушение? Сущность правонарушения, как и его признаки, вам уже известны. Экологическое правонарушение является разновидностью противоправного поведения, т. е. всегда представляет собой нарушение экологического законодательства. Это и есть его основной признак.

Любое экологическое правонарушение - это виновное действие (скажем, незаконная порубка леса, запрещенная ловля рыбы и т. д.) или бездействие (невыполнение, например, правил охраны недр и т. д.). Оно обязательно приносит вред окружающей среде или здоровью человека и поэтому является общественно опасным. Таким образом, экологическое правонарушение можно определить как общественно опасное вредное виновное деяние, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды. Есть и другие определения, но суть здесь отражена достаточно точно.

Законодательство, предусматривающее меры эколого-правовой ответственности, весьма обширно. Назовем лишь некоторые нормативные акты. Прежде всего, это Закон «Об охране окружающей среды». В статье 75 он устанавливает несколько видов ответственности: имущественную (гражданско-правовую), дисциплинарную, административную и уголовную.

Административная ответственность за нарушения законодательства об охране окружающей среды предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Например, в главе 8 указано, что нарушение правил охраны рыбных запасов влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (ст. 8.38). Меры дисциплинарной ответственности установлены в Трудовом кодексе РФ (так, в гл. 39 предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный имуществу работодателя). Меры уголовной ответственности - в Уголовном кодексе РФ (УК РФ). Здесь экологическим преступлениям полностью посвящена глава 26; указаны виды преступлений и виды наказаний. Например, за незаконную добычу рыбы (ст. 256) в определенных случаях предусмотрены штрафы (от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда), либо исправительные работы (сроком до 2 лет), либо аресты (от 4 до 6 месяцев). В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) сформулированы положения о возмещении вреда, причиненного имуществу юридического лица (ст. 15 и гл. 59). Здесь же (гл. 59, ст. 1074) указывается, что несовершеннолетние от 14 до 18 лет несут ответственность за причиненный вред «на общих основаниях».

Общие нормы о возмещении вреда, установленные в ГК РФ, конкретизируются в Законе «Об охране окружающей среды». Так, в статье 77 закреплен принцип полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением (загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов и т. д.).

Экологические правонарушения по виду (форме) юридической ответственности, как и все правонарушения, подразделяются на проступки и преступления. Разница, как вы хорошо понимаете, определяется степенью вреда, нанесенного окружающей среде и здоровью людей.

И вот тут повторим мысль, которая уже высказывалась в предыдущих обществоведческих курсах: между двумя видами правонарушения проходит тончайшая, порой трудноуловимая граница. Экологические правонарушения - не исключение. Насколько порой трудно увидеть эту границу, можно заключить из простого сравнения составов правонарушения. Так, согласно КоАП РФ, уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения животных (ст. 8.35) относится к числу административных правонарушений, т. е. проступков. А за незаконную охоту, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, согласно статье 258 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. (Поразмышляйте, в чем тут существенное различие составов правонарушения.)

Существует, конечно, возможность достаточно точно определить искомую границу - через суд. Но зачем же доводить дело до суда?