Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Техногенные аварии: понятие, классификация, примеры

18 апреля в американском городе Вест (штат Техас) . От 5 до 15 человек погибли, около 160 человек получили ранения. Всего были разрушены десятки домов. Из-за взрыва в районе нарушено энергоснабжение.

25 августа на территории крупнейшего в Венесуэле нефтезавода Paraguana Refining Center . Возгорание паров пропана произошло в зоне нефтехранилищ. Позже воспламенились два резервуара. Огонь перекинулся на расположенную рядом казарму, трубопроводы и припаркованные поблизости автомобили. Третий резервуар с нефтью огонь охватил в ночь на 28 августа. Полностью потушить пламя удалось лишь днем 28 августа. В результате катастрофы погибли 42 человека, ранены 150.

28 февраля на химическом предприятии в китайской провинции Хэбэй , унесший жизни 25 человек. Взрыв прогремел в цехе по производству нитрогуанидина на химзаводе компании "Хэбэй Кээр" в уезде Чжаосянь города Шицзячжуан.

12 сентября на расположенном в Маркуле (Франция) предприятии Centraco, перерабатывающем радиоактивные материалы, . Погиб один человек, четверо пострадали. Инцидент произошел в печи по переправлению металлических отходов, которые были слабо облучены на ядерных объектах. Утечки радиации зафиксировано не было.

9 августа в 320 километрах западнее Токио, на острове Хонсю, произошла авария на АЭС "Михама". Сверхмощный выброс раскаленного пара (около 200 градусов по Цельсию) произошел в турбине третьего реактора. Сильные ожоги получили все находившиеся рядом сотрудники. В момент аварии около 200 человек находилось в здании, где расположен третий реактор. Погибли четыре человека, пострадали еще 18 сотрудников.

13 ноября возле побережья Испании попал в сильный шторм нефтяной танкер Prestige, в трюмах которого находилось более 77 тысяч тонн высокосернистого мазута. В результате шторма в корпусе судна образовалась трещина длиной около 50 метров. 19 ноября танкер разломился пополам и затонул . В результате катастрофы в море попали 64 тысячи тонн мазута.

Полная очистка акватории стоила 12 миллиардов долларов, однако полностью оценить ущерб, нанесенный экосистеме, невозможно.

21 сентября в Тулузе (Франция) на химическом комбинате AZF произошел взрыв, последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония , которые находились на складе готовой продукции. По официальной версии, вина за катастрофу была возложена на руководство комбината, не обеспечившее безопасное хранение взрывоопасного вещества.

В результате ЧП погибли 30 человек, общее число раненых превысило 3,5 тысячи, были разрушены или получили серьезные повреждения тысячи жилых домов и многие учреждения, в том числе 79 школ, 11 лицеев, 26 колледжей, два университета, 184 детских сада, 27 тысяч квартир, без крова остались 40 тысяч человек, фактически прекратили деятельность 134 предприятия. В органы власти и страховые компании поступило 100 тысяч требований по возмещению убытков. Общая сумма ущерба составила три миллиарда евро.

В июле в Бразилии в результате катастрофы на нефтеперерабатывающем заводе "Петробрас" в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти . Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.

Компания "Петробрас" выплатила 56 миллионов долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов — в бюджет штата.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали всегда. Но к началу третьего тысячелетия экономический и социальный ущерб от техногенных ЧС стал приобретать огромные масштабы и даже катастрофический характер. Особенно актуальна и сложна эта проблема для современной России, где ежедневно в среднем происходят две серьезные аварии на трубопроводах, раз в неделю - на транспорте, ежемесячно - в промышленности. В среднем за год в результате аварий и катастроф в России ежегодно погибают примерно 50 тыс. чел. и 250 тыс. чел. получают серьезные ранения.

Большое число техногенных ЧС, имевших место в России, объясняются весьма прозаическими причинами. С одной стороны, имеется множество крупных производств, потенциально опасных для населения и окружающей среды. С другой стороны, уровень износа оборудования, технологической дисциплины и контроля в результате стремительного падения производства приблизился к критической черте. Экономический кризис усугубил существующую ситуацию, а к проблеме безопасности присоединились серьезные экологические проблемы.

В начале XXI в. наметился подъем в экономике за счет освоения новых безопасных и малоотходных технологий. Будем надеяться, что новое поколение специалистов поспособствует дальнейшему развитию экономики страны, создаст безопасные условия жизнедеятельности, не нарушая экологии Земли.

Общая характеристика и классификация. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. К техногенным ЧС, вызывающим загрязнение окружающей среды, относятся аварии на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, а также химически и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ) случаются на химически опасных объектах (ХОО) страны, а также на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ). В результате происходит химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно-защитных зон (СЗЗ), групповое поражение персонала и населения. Одновременно может произойти негативное влияние на экологию, что вызовет необходимость проведения дегазации местности и санитарной обработки зданий и населения.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их производственными предприятиями и исследовательскими учреждениями, осуществляющими разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушениями зданий (сооружений), нарушением систем жизнеобеспечения, разрушением гидротехнических систем, нарушением транспортных коммуникаций и т. п.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. Их классификация представлена на рис. 4.2.

Аварии на радиационно опасных объектах (РОО). В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки используются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Атомная наука и техника имеют большое значение для развития экономики, но вместе с тем представляют и большую опасность для людей и окружающей среды, о чем свидетельствуют происшедшие аварии.

К авариям, сопровождающимся выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ, относят прежде всего аварии на атомных электростанциях (АЭС).Они нередко происходят с разрушением производственных сооружений и радиоактивным загрязнением территории за пределами СЗЗ. Это наиболее опасный случай. Бывают аварии с радиоактивным загрязнением территории в пределах СЗЗ, а также с выбросом (утечкой) радиоактивных веществ в пределах производственных помещений атомной электростанции. На предприятиях ядерно-топливного цикла бывают утечки радиоактивных газов. На атомных судах случаются аварии с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории. Аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров могут привести к радиоактивному загрязнению производственных помещений, а также территории установки как в пределах СЗЗ, так и за ее пределами. Возможны аварийные ситуации во время промышленных и испытательных взрывов , сопровождающиеся сверхнормативными выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду. Падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту могут вызвать последующее радиоактивное загрязнение местности (к счастью, пока подобных случаев не было). Незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами возможны при утечке ионизирующих излучений, авариях на транспорте , перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях.

К РОО относятся АЭС, предприятия по изготовлению ядерного топлива, переработке отработанного топлива и захоронению радиоактивных отходов, научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы, ядерные энергетические установки на транспорте.

В результате аварий на РОО возникают обширные зоны радиоактивного загрязнения местности и облучаются персонал и население. Степень опасности и масштабы таких аварий определяются количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством сопровождающих их распад ионизирующих излучений. Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется величинами доз внешнего и внутреннего облучения людей.

Под внешним облучением понимается прямое облучение человека от источников ионизирующего излучения, расположенных вне его тела, главным образом от источников у-излучения и нейтронов. Внутреннее облучение происходит за счет ионизирующего излучения от источников, находящихся внутри человека. Эти источники образуются в критических (наиболее чувствительных) органах и тканях. Внутреннее облучение происходит за счет источников α-, b- и g-излучения.

Для лучшей организации защиты персонала и населения производится заблаговременное зонирование территорий вокруг РОО. Устанавливаются три зоны. Во-первых, зона экстренных мер защиты . Это территория, на которой доза облучения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза внутреннего облучения отдельных органов может превысить верхний предел, установленный для эвакуации. Во-вторых, зона предупредительных мероприятий . Сюда относится территория, на которой доза облучения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза облучения внутренних органов может превысить верхний предел, установленный для укрытия и йодной профилактики.

В-третьих, зона ограничений . В нее включают местность, на которой доза облучения всего тела или отдельных его органов за год может повысить нижний предел для потребления пищевых продуктов. Зона вводится по решению государственных органов.

Аварии на химически опасных объектах (ХОО). Это объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использующие аварийно-химические опасные вещества (АХОВ). К ХОО относятся:

предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности;

предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;

водоочистные и другие очистные сооружения, использующие в качестве дезинфицирующего вещества хлор;

железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильно действующими ядовитыми веществами (СДЯВ);

железнодорожные станции выгрузки и погрузки СДЯВ;

склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции и дератизации.

Химически опасными веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве. Они при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений. Наиболее распространенные ХОВ - хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др.

Аварии на ХОО с выбросом в окружающую среду СДЯВ способны повлечь за собой групповое поражение обслуживающего персонала и населения на прилегающей территории, нежелательные генетические последствия у человека. Все это может потребовать проведения дегазационных и других специальных мероприятий на значительных территориях.

Основными путями проникновения АХОВ внутрь организма являются органы дыхания (ингаляционный путь) и кожа (резорб-тивный путь). Кроме того, возможно попадание АХОВ в организм через раневые поверхности и желудочно-кишечный тракт - пер-орально. Во всех случаях АХОВ разносятся кровью по всем органам и тканям. Это может привести к патологическим изменениям, потере работоспособности и даже гибели человека. Важнейшей характеристикой АХОВ является токсичность. Наибольшее число аварий происходит на предприятиях, производящих, хранящих и транспортирующих хлор, аммиак, ацетилен, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического и нефтеорганичес-кого синтеза. Поражающим фактором при выбросе ХОВ является химическое загрязнение . Утечка ХОВ происходит при авариях вследствие взрывов, разрушения и повреждения резервуаров и технологических трубопроводов. Это может привести к загрязнению воздушного и водного бассейнов, больших территорий и вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей и животных.

Токсичностью называют степень ядовитости. Она характеризу­ется пороговой концентрацией, пределом переносимости, смер­тельной концентрацией (смертельной дозой). Пороговая концент­рация - это наименьшее количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект. При этом поражен­ные ощущают первичные признаки поражения, но сохраняют ра­ботоспособность. Пределом переносимости считается максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения. В промышленности в качестве предела переносимости используется предельно допустимая кон­центрация (ПДК), регламентирующая допустимую степень за­грязнения АХОВ воздуха рабочей зоны. ПДК определяется как мак­симально допустимая концентрация АХОВ, которая при посто­янном воздействии на человека в течение рабочего дня не может вызвать даже через длительный промежуток времени патологи­ческих изменений или заболеваний, обнаруживаемых при помо­щи современных методов диагностики.

Поражающая сила АХОВ определяется их физико-химически­ми свойствами. Особое значение имеют агрегатное состояние ве­щества, растворимость его в воде и органических растворителях, плотность вещества и его летучесть, удельная теплота испарения и теплоемкость жидкости, давление насыщенных паров, темпе­ратура кипения и др. Эти характеристики необходимы для оцен­ки безопасности производства, хранения и перевозок АХОВ, при прогнозировании и оценке последствий химически опасных ава­рий.

Безопасность функционирования химических предприятий за­висит от многих факторов:

физико-химических свойств сырья и продуктов;

характера технологического процесса;

конструкции и надежности оборудования;

условий хранения и транспортировки ХОВ;

состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;

подготовленность и практические навыки персонала;

эффективности средств противоаварийной защиты.

Аварии на объектах коммунального хозяйства . Наиболее распро­страненными являются аварии в системах водоснабжения, кана­лизации, газо-, энерго- и теплоснабжения. Сейчас отмечается низ­кий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуата­ции в холодный период года (на уровне 70 - 80 %). Особую трево­гу вызывает создание запасов топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20 % от необходимого минимального 100-дневно­го запаса).

Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в по­следние годы увеличение аварийности прежде всего связано со значительным физическим износом основных фондов коммуналь­ной инженерной инфраструктуры городов. К нарушениям в рабо­те жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят и стихийные бедствия . Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количе­ство жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света. Во многих регионах не созданы достаточные запасы материально-технических средств для оперативного устранения ава­рийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насосного обо­рудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооруже­ний, замороженных коммуникаций и др.). Важной причиной не­достаточной готовности, помимо устаревшей материально-техни­ческой базы, является нехватка финансовых средств.

Аварии на транспорте. Сегодня любой вид транспорта представ­ляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновре­менно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортной аварией (ТА) называют аварию на транспорте, повлекшую за собой ги­бель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреж­дений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА раз­личают по видам транспорта. Таковы железнодорожная авария, авиационная катастрофа, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), аварии на водном транспорте, авария на магистральном трубопроводе и др. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортиру­емого груза.

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47 % пассажир­ских перевозок, а также до 50 % доставок грузов. Среди последних большое количество опасных. Поэтому железнодорожный транс­порт считается отраслью народного хозяйства с повышенным рис­ком возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорож­ном транспорте являются:

неисправности пути;

поломки подвижного состава;

выход из строя средств сигнализации и блокировки;

ошибки диспетчеров;

невнимательность и халатность машинистов;

сход подвижного состава с рельсов;

столкновения;

наезды на препятствия на переездах;

пожары и взрывы непосредственно в вагонах;

повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;

изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и органи­зационно-технических мероприятий число происшествий на же­лезных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов. Среди причин авиакатастроф выде­ляются ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов, распад единой государственной системы Аэрофлота, рост числа мелких коммер­ческих организаций-перевозчиков, снижение дисциплины, над­зора и контроля за безопасностью полетов в целом, ошибки пи­лотов, ошибки диспетчерских служб, неисправности авиацион­ной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды), погодные условия.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте .

Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли четыре и более человек. Статистика показы­вает некоторое снижение их количества. Однако продолжает ос­таваться высокой тяжесть катастроф (численность потерь насе­ления и ущерб, связанный с ними). По данным Минтранса Рос­сии, в 2001 г. произошло около 160 тыс. ДТП. Более 180 тыс. чел. ежегодно получали травмы и увечья.

Данное положение объясняется конкретными причинами. Сре­ди них на первом месте много лет стоит неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог и подвижного со­става. В частности, у нас сохраняется большое количество пересе­чений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорога­ми. В последние годы многократно возросло количество автомо­бильного транспорта, находящегося в личном пользовании. Име­ет место неконтролируемое нарастание объемов грузовых перево­зок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоезда­ми) с нагрузками на ось, превышающими допустимый уровень. Распространенными причинами являются нарушения водителя­ми правил дорожного движения, которые отчасти объясняются плохой подготовкой водителей, отчасти их недобросовестностью. Так, широко распространены превышение скорости на опасных участках дорог, выезды на полосу встречного движения, управле­ние автотранспортным средством в нетрезвом состоянии.

В последние годы участились кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте . Основные причины этих аварий связаны с нарушениями правил судовождения, пожар­ной безопасности, технической эксплуатации, ошибками ка­питанов, лоцманов и членов экипажа, а также с износом мате­риальной части и оборудования судов, портов и других объек­тов морских и речных пароходств, низкой обновляемостью парка за счет судов нового поколения. Немаловажное значение имеют погодные и климатические условия (ураганы, штормы, тума­ны, льды и т.д.). Большое влияние на аварийность оказывают ошибки при проектировании и строительстве судов, столкно­вения и опрокидывания судов, посадка их на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное размещение и плохое закреп­ление грузов.

Распространенным способом транспортирования ХОВ и неф­тепродуктов является трубопроводный (нефтегазопроводов имеет­ся более 200 тыс. км, промысловых трубопроводов - 350 тыс. км). Магистральный аммиакопровод Тольятти-Одесса имеет протя­женность 2,1 тыс. км и пропускную способность 3 млн т в год. Основными причинами аварий на трубопроводах являются изно­шенность труб, отсутствие должного технического контроля за состоянием магистральных трубопроводов, интенсификация экс­портных поставок и поставок внутри страны по трубопроводам, сроки эксплуатации которых достигли 35 - 40 лет.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические со­оружения - это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в техно­логических процессах, мелиорации, защиты прибрежных терри­торий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, ры-бозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельнос­ти морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Следует различать такие понятия, как запруда, плотина, гид­роузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина - сооружение, тоже создаю­щее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилища, свя­занные единым режимом водоперетока. Весьма опасно разруше­ние плотин. В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристи­ку и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплу­атации, воздействия паводков, разрушения основания, недоста­точности водосбросов, а в военное время - в результате воздей­ствия средств поражения. При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран , от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного поражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции). Высота и ско­рость волны прорыва зависят от гидрологических и топографи­ческих условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и пред­горных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего, что на ней находится. Строить жилые и производственные здания здесь запрещено.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений раз­личны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основа­ния. Частота возникновений аварий по различным причинам при­водится ниже, %:

Разрушение основания…………….40

Недостаточность водосброса……...23

Слабость конструкции…………….12

Неравномерная осадка……………. 10

Высокое давление на плотину……. 5

Военные действия…………………. 3

Оползание откосов………………… 2

Дефекты материала………………… 2

Неправильная эксплуатация………. 2

Землетрясения……………………… 1

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО ). Пожа­ро- и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых про­изводятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях спо­собность к возгоранию или взрыву. Это прежде всего производ­ства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопро­водный транспорт, как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие го­рючие вещества и материалы перерабатываются, транспортиру­ются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях.

Проектирование производственных зданий и помещений, вы­бор производственного оборудования, электрических установок, систем вентиляции и отопления, противопожарных взрывов, пу­тей эвакуации работающих при пожаре и другие вопросы, свя­занные с обеспечением пожарной безопасности, решаются в за­висимости от категории помещений по пожаро- и взрывоопасности. В соответствии с общероссийскими нормами технологиче­ского проектирования помещения по взрывопожарной и пожар­ной опасности разделяют на пять категорий в зависимости от хра­нимых материалов. Из них две взрывопожароопасные (А, Б) и три пожароопасные (В, Г, Д).

1. горючие газы;

2. легковоспламеняющиеся жидкости;

3. вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом;

4. горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидко­сти с температурой вспышки более 28 °С;

5. горючие жидкости;

6. паровоздушные смеси, при воспламенении которых разви­вается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

1. горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и труд­ногорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии
с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь;

2. негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном
или расплавленном состоянии, процесс обработки которых со­провождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени;

3. горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжи­гаются или утилизируются в качестве топлива;

4. негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.
Все строительные материалы и конструкции из них делятся

на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

К несгораемым относятся такие материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются.

Трудносгораемыми считаются те материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры с трудом воспламеня­ются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть лишь при наличии источника огня.

Сгораемые - это такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и про­должают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в насе­ленных пунктах подразделяются на отдельные и массовые: от­дельные обычно бывают пожары в здании или сооружении; массо­вые представляют собой совокупность отдельных пожаров, охва­тивших более 25 % зданий. Сильные массовые пожары при опре­деленных условиях могут перейти в огненный шторм .

Опасными факторами пожара (ОФП) являются:

открытый огонь и искры;

повышенная температура окружающей среды и предметов;

токсичные продукты горения, дым;

пониженная концентрация кислорода;

падающие части строительных конструкций, агрегатов, уста­новок.

К поражающим факторам взрыва относятся ударная воздушная волна, тепловое излучение, а также осколочные поля, создавае­мые летящими обломками взрывающихся объектов.

Ударная воздушная волна- это область резкого сжа­тия воздуха, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва с огромной скоростью. Основными критериями, характеризующими ее разрушающее и поражающее действие, являются избыточное давление во фронте ударной вол­ны, давление скоростного напора и продолжительность действия.

При встрече с преградой ударная волна образует давление от­ражения, которое, взаимодействуя с избыточным давлением, мо­жет увеличить его в два и более раз. Поэтому взрывы внутри поме­щений оказывают значительно большее разрушающее действие, чем на открытой местности. Помимо избыточного давления, пре­грады на пути движения ударной волны испытывают динамиче­ские нагрузки, создаваемые потоком движущегося воздуха - дав­лением скоростного напора. Продолжительность действия удар­ной волны находится в прямой зависимости от силы взрыва, а производимые ею разрушения - от продолжительности действия избыточного давления.

Поражающее действие теплового излучения в очаге по­ражения определяется величиной теплового потока. Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пласт­масс и некоторых синтетических материалов - к образованию и созданию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др.

Поражающее действие осколочных полей определяется количеством летящих осколков от взрывающихся объектов, кине­тической энергией и радиусом их разлета. При пожарах и взрывах люди получают термические повреждения (ожоги тела, верхних дыхательных путей, глаз) и механические повреждения (перело­мы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения).

При пожарах чаще всего наблюдается поражение людей оки­сью углерода (при содержании в воздухе 1 % окиси углерода - почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже - цианисты­ми соединениями, бензолом, окислами азота, углекислотой и другими токсичными продуктами. К поражающим факторам по­жаров относят также задымление , затрудняющее ориентирование, и сильный моральный психологический эффект.

Наиболее опасны пожары в административных зданиях, внут­ренние стены которых облицованы панелями из горючего материала, а потолки - сгораемыми древесными плитами. Во многих случаях возникновению возгорания способствует неудовлетвори­тельная огнестойкость древесины и других строительных материа­лов, особенно пластиков.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время - это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.

В зависимости от масштаба, чрезвычайные ситуации делятся на аварии, при которых наблюдается разрушение технических систем, зданий, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии: число погибших во время катастроф; число раненых (погибших от ран, ставших инвалидами); индивидуальное и общественное потрясение; отдаленные физические и психические последствия; экономические последствия; материальный ущерб.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (Бхопал, Чернобыль).

Анализ аварий показывает, что, независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые фазы развития.

Обычно аварии предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии. Однако эта фаза очень важна, так как на этой стадии возможно предотвращение аварии. На второй фазе происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, на второй фазе у операторов не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий. Собственно авария происходит на третьей фазе, как следствие двух предыдущих.

Причины аварий:

просчеты при проектировании и недостаточный уровень современных знаний;

некачественное строительство или отступление от проекта;

непродуманное размещение производства;

нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

В зависимости от вида производства аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом АХОВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п .

Аварии на химически и радиационно опасных объектах. Крупные аварии на химически опасных объектах (ХОО) являются одними из наиболее опасных технологических катастроф, которые могут привести к массовому отравлению и гибели людей и животных, значительному экономическому ущербу и тяжелым экологическим последствиям.

Причины аварий, в большинстве случаев, связаны с нарушениями установленных норм и правил при проектировании, строительстве и реконструкции ХОО, нарушением технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов, аппаратов и реакторов, низкой трудовой и технологической дисциплины производственного процесса.

К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.

Радиационная авария - авария на радиационно опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

Для достижения целей защиты населения устанавливаются основные пределы допустимых доз, т.е. наибольшее значение индивидуальной эквивалентной дозы за год, которая при равномерном воздействии в течение 50 лет не вызовет в состоянии здоровья персонала неблагоприятных изменений, обнаруживаемых современными методами.

Аварии на взрывопожароопасных объектах. Взрывопожароопасными объектами называются такие объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожароопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву.

Пожаром принято называть неконтролируемое горение вне специального очага, могущее привести и (или) приводящее к гибели и поражению людей и материальному ущербу. Горение - это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением.

Пожары классифицируются по нескольким признакам:

1) по масштабам:

отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);

группы отдельных пожаров;

сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий (горят более 50% зданий на участке застройки);

огненный шторм - особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующийся наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;

2) по месту возникновения:

пожары в городах и населенных пунктах;

пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;

ландшафтные пожары.

Аварии на гидродинамических объектах. Гидродинамический объект - искусственное гидротехническое сооружение или природное естественное образование, способное при разрушении напорных преград создавать волну прорыва в направлении нижнего бьефа. Бьеф - часть реки, канала, водохранилища и др. участков поверхности вод, примыкающих к плотине, шлюзу и т.п. выше или ниже по течению. Волна прорыва и разливающиеся массы воды способны на своем пути вызывать человеческие жертвы, разрушать строения и объекты народного хозяйства, наносить материальный ущерб населению и хозяйству.

Причинами прорыва гидротехнического или естественного сооружения могут быть природные явления (землетрясения, ураганы, обвалы, оползни, паводки, размыв грунтов и др.) и техногенные факторы (разрушение конструкций сооружения, эксплуатационно-технические аварии, нарушение режима водосбора и др.), а также диверсионные подрывы и применение средств поражения в военное время.

Защита населения от поражающего действия волны прорыва и как следствие ее - наводнений - включает ряд мероприятий: прогнозирование поражающего действия волны прорыва плотин и возможных зон затопления; ограничения строительства жилых домов и объектов народного хозяйства в зонах возможного действия волны прорыва и последующего затопления; эвакуация населения из зон поражающего действия волны прорыва и последующего затопления при угрозе разрушения плотины; оповещение населения об угрозе разрушения плотины и возникновения наводнений; осуществление инженерно-технических мероприятий по снижению поражающего действия волны прорыва и последствий наводнения .

Аварии на транспорте. Аварии на железнодорожном транспорте могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Аварии в метрополитене. Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров с платформы на пути. При чрезвычайной ситуации пассажиры оповещаются с помощью громкоговорящей связи. Эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах.

Аварии на автомобильном транспорте. Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков.

Аварии на авиационном транспорте. Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

В данном разделе я охарактеризовала наиболее распространенные чрезвычайные ситуации техногенного характера, дала краткую характеристику аварий и причин их возникновения. Правила поведения при ЧС техногенного характера приведены в следующем разделе.

На какой бы стадии развития ни находилось человеческое общество, оно всегда и неразрывно связано с окружающей средой. В начале 21 века наша цивилизация все сильнее ощущает на себе те изменения на планете, инициаторами которых стала она сама. Чем опаснее вмешательство человечества в природу, тем более непредсказуемыми и страшными становятся ее ответы. Впрочем, далеко не всегда в чем-то виновата окружающая среда: техногенные аварии в 70% случаев возникают по вине самого человека.

С каждым годом число таких событий только растет, катастрофы подобного характера случаются, как это ни прискорбно, едва ли не ежедневно. Ученые свидетельствуют, что за последние 20 лет их частота возросла ровно в два раза. К сожалению, за всеми этими цифрами скрывается печальная реальность: техногенные аварии - это не только грандиозные затраты по ликвидации их последствий, но также искалеченные жизни и люди, погибшие или оставшиеся калеками.

Основные сведения

Кстати, а что конкретно понимается под этим термином? Все просто: пожары, авиакатастрофы, автомобильные аварии, прочие события, произошедшие по вине человека. Чем в большей степени наша цивилизация опирается на технические средства хозяйствования, тем чаще происходят техногенные аварии. Это, увы, аксиома.

Стадии формирования

Всякое событие в мире происходит не «абы как» и не сразу. Даже извержению вулкана предшествует определенная фаза накопления расплавленной магмы. Так и в этом случае: катастрофы техногенного характера начинаются с возрастания количества негативных изменений или в отрасли, или на конкретно взятом объекте. Любая катастрофа (пусть даже и техногенная) происходит под влиянием децентрализующих, разрушающих факторов на сложившуюся систему. Технологи различают пять фаз развития ЧС:

  • Первичное накопление отклонений.
  • Инициация процесса (теракт, техническая неполадка, халатность).
  • Непосредственно авария.
  • Действие последствий, которое может быть очень продолжительным.
  • Меры по ликвидации произошедшей аварии.

Так как мы рассматриваем техногенные аварии, разберем основные их причины и предрасполагающие факторы:

  • Перенасыщенность и излишняя усложненность производственного процесса.
  • Изначально допущенные ошибки в проектировке и изготовлении.
  • Износ оборудования, устаревшие средства производства.
  • Ошибки или умышленный вред от обслуживающего персонала, теракты.
  • Недопонимание при совместных действиях различных специалистов.

Вот каковы основные причины техногенных аварий. Нужно сказать, что еще 100-150 лет назад их разновидностей было крайне мало: кораблекрушение, авария на фабрике и т. д. К сегодняшнему же дню многообразие производственных и технических средств таково, что потребовалась отдельная классификация техногенных аварий. Ее мы и разберем.

Транспортные аварии

Так называется какое-то экстремальное событие с участием транспортных средств, возникшее в результате технических неисправностей или внешних воздействий, вследствие которого произошла порча имущества, был нанесен значительный ущерб, погибли или пострадали люди. Чтобы был лучше понятен масштаб такого рода событий, приведем несколько примеров:

  • 1977 год, аэропорт Лос-Родеос (Канарские острова). Страшная авария, когда столкнулись сразу два «Боинга-747». В результате катастрофы погибли 583 человека. На сегодняшний день это наиболее крупная и жуткая авария в истории всей гражданской авиации.
  • 1985 год, японский «Боинг-747» рейса JAL 123 врезался в гору из-за ошибки навигационной системы. Катастрофа унесла жизни 520 человек. Вплоть до сегодняшнего дня это считается наиболее крупной аварией гражданского самолета.
  • Сентябрь 2001 года, США. Печально известное столкновение самолетов с башнями Всемирного торгового центра. Точное количество погибших до сих пор неизвестно.

Таким образом, гибель людей - вот самое страшное, что несут техногенные аварии. Примеры аналогичных катастроф есть и в СССР:

  • 16 ноября 1967 года при вылете из Екатеринбурга (тогда Свердловск) разбился Ил-18. Все 130 человек, которые находились в тот момент на борту, погибли.
  • 18 мая 1972 года в Харьковском аэропорте разбился Ан-10, развалившись на куски при посадке. Всего погибло 122 человека. Впоследствии выяснилось, что причиной столь нелепой катастрофы оказались глубокие конструктивные недостатки самой машины. Более самолеты этого типа не эксплуатировались.

А сейчас поговорим о том, какие техногенные аварии и катастрофы могут угрожать каждому: как-никак, шанс погибнуть в авиакатастрофе чрезвычайно мал, чего не скажешь, к примеру, о пожарах.

Пожары и взрывы

Это одна из наиболее распространенных катастроф природного и техногенного происхождения в мире, начиная с древнейших временен и по сегодняшний день. Наносят огромный материальный ущерб, колоссальный вред природе, гибнет большое количество людей. Выжившие испытывают психологический стресс, справиться с которым самостоятельно им зачастую не удается, так как требуется помощь квалифицированного психолога.

Когда в недавнем прошлом происходили такие техногенные аварии? Примеры из недавнего прошлого:

  • 3 июня 1989 - страшное событие в истории нашей страны: неподалеку от городка Аша загорелись подвижные составы сразу двух пассажирских поездов. Предположительно, случилось это из-за протечки газа на магистральном газопроводе. Всего погибло 575 человек, среди них - 181 ребенок. Точные причины произошедшего до сих пор не ясны.
  • 1999 год, тоннель Мон-Блан. Загорелся пассажирский автомобиль. Огонь настолько разошелся, что потушить его удалось только через двое суток. Погибло 39 человек. Виновными были признаны компании, управляющие обслуживанием тоннеля, а также погибший шофер грузовика.

Какие еще существуют техногенные аварии? Примеры, к сожалению, многочисленны.

Аварии с выбросом (или угрозой) сильнодействующих ядов

В этом случае во внешнюю среду выбрасывается большое количество веществ, которые по своему действию на живые организмы равносильны сильным ядам. Многие из этих соединений не только обладают высокой степенью токсичности, но и весьма летучи, быстро попадают в атмосферу при нарушении производственного цикла. Такие техногенные аварии и катастрофы действительно страшны, так как в их ходе погибает очень много людей, еще больше - остаются инвалидами, у них рождаются дети с ужасающими генетическими отклонениями и уродствами.

Одним из наиболее ужасных примеров такого рода аварий является случай, как-то раз произошедший в филиале американской компании "Юнион Карбайд". С тех пор индийский город Бхопал по праву считается синонимом ада на земле. Произошла катастрофа в 1984 году: в результате невероятной по своей глупости халатности обслуживающего персонала в атмосферу попали тысячи тонн метилизоционата, сильнейшего яда. Произошло все это глубокой ночью. Под утро трупами были завалены целые квартиры и улицы: яд буквально сжигал легкие, и люди, обезумев от страшной боли, старались выбежать на воздух.

Американская администрация до сих пор говорит, что тогда погибло 2,5 тысячи человек, вот только плотность населения в городе тогда была такова, что, скорее всего, умерло не менее 20 тысяч. Еще 70 тысяч человек остались инвалидами. В той местности и по сей день рождаются дети со страшными уродствами. Какие техногенные аварии могут соперничать с утечками сильнодействующих ядов?

Катастрофы с выбросом радиоактивных веществ

Одна из наиболее опасных разновидностей катастроф техногенного происхождения. Радиация не только убивает живые организмы, но и провоцирует лавинообразное нарастание клеточных повреждений и мутаций: животные и люди, подвергшиеся облучению, практически наверняка остаются бесплодными, у них развиваются многочисленные раковые опухоли, а их потомство, даже если оно может появиться на свет, очень часто поражено генетическими дефектами. Первые техногенные аварии и катастрофы такого рода стали происходить в то время, когда была начата массовая эксплуатация АЭС и реакторов, производивших оружейный уран и плутоний.

Не так давно все следили за событиями в японском городке Фукусима: станция эта, судя по творящемуся там сейчас, будет отравлять Тихий океан радиоактивной водой еще многие сотни лет. Ликвидировать последствия японцы до сих пор не могут, да и вряд ли им это удастся, так как расплавленное ушло далеко в прибрежный грунт. Если описывать «радиоактивные» техногенные аварии в России и бывшем СССР, то на ум приходят сразу два случая: Чернобыль и комбинат «Маяк» в Челябинской области. И если о ЧАЭС знает едва ли не каждый, то авария на «Маяке» известна немногим. Произошло это в 1957 году.

За десять лет до этого, в 1947 году, стало окончательно понятно, что стране срочно требуется огромное количество оружейного урана-235. Для решения этого вопроса в закрытом городе Озерске было построено крупное предприятие по производству компонентов ядерного оружия. В процессе образовывалось грандиозное количество радиоактивных отходов. Они сливались в специальные «банки», расположенные в полостях, вырубленных в скальной породе. Охлаждение их производилось при помощи стального змеевика. К концу 1956 года одна из трубок прохудилась, емкости охлаждаться перестали. Через год объем активных отходов достиг и все это взорвалось…

Другой пример

Но далеко не всегда понятие техногенной аварии подразумевает взрывы, пожары и/или теракты. Идеальным примером является американский медицинский (!) препарат Therac-25, пошедший в серийное производство в 1982 году. Изначально это был триумф американских медиков: сложнейшее средство для лучевой терапии было создано исключительно посредством компьютерных расчетов! Вот только впоследствии выяснилось, что «лекарство» это исключительно радиоактивно, точных данных о количестве его жертв до сих пор нет. Учитывая, что с производства его сняли только через год, число пострадавших наверняка впечатляющее…

В обоих вышеописанных случаях причины техногенных аварий банальны - просчеты в изначальном проектировании. В момент создания «Маяка» люди практически не знали о том, что обычные материалы в условиях повышенного радиационного фона деградируют с невероятной скоростью, а американцев подвела уверенность в искусственном интеллекте и жадность глав фармакологических компаний.

Выброс биологически опасных веществ

Под этим термином чаще всего понимается попадание во внешнюю среду биологического оружия: боевые штаммы чумы, холеры, оспы и т. д. Понятно, что о подобных происшествиях власти во всем мире предпочитают не распространяться. Случались ли такие техногенные аварии в России? Сложно сказать. Но в СССР такое точно было. Случилось это в апреле 1979 года в Свердловске (Екатеринбург). Тогда сразу несколько десятков людей заболели сибирской язвой, причем штамм возбудителя был весьма необычен и не соответствовал природному.

Версий произошедшего две: случайная утечка из секретного НИИ и диверсионный акт. Вопреки мнению о «шпиономании» в среде советского руководства, вторая версия имеет право на жизнь: эксперты неоднократно отмечали, что вспышки заболевания охватывали место предполагаемого «выброса» неравномерно. Это позволяет предположить, что источников утечки было несколько. Более того, в самом «эпицентре», около злосчастного НИИ, количество заболевших было мизерным. Основная часть пострадавших жила намного дальше. И еще. Радиостанция «Голос Америки» рассказала о произошедшем еще утром 5 апреля. В это время была зафиксирована только пара случаев заболевания, причем проходили они под диагнозом «пневмония».

Внезапное обрушивание зданий

Как правило, причины техногенных аварий и катастроф этого типа - грубые нарушения на стадии проектирования и возведения зданий. Инициирующим фактором служит деятельность тяжелой техники, неблагоприятные метеорологические условия и т. д. Загрязнение окружающей среды при этом минимальное, но зачастую авария сопровождается гибелью большого количества людей.

В качестве идеального примера можно привести Это развлекательный комплекс в Москве, обрушение крыши которого произошло 14 февраля 2004 года. В здании в этот момент находилось не менее 400 человек, причем не менее 1/3 из них - дети, пришедшие с родителями в детский бассейн. Всего погибло 28 человек, восемь детей. Общее количество раненых - 51 человек, не менее 20 детей. Первоначально рассматривалась версия теракта, но все оказалось куда хуже: проектировщик максимально сэкономил на строительстве, в результате чего опорные конструкции являлись скорее декоративной, нежели реальной поддержкой крыши. Под сравнительно небольшим грузом снега она рухнула на головы отдыхающих людей.

Коллапс энергетических систем

Эти происшествия можно поделить на две категории:

  • Аварии на электростанциях, сопровождающиеся долговременным перерывом в энергоснабжении.
  • Аварии на сетях электроснабжения, в результате которых потребители опять-таки оказываются лишены подачи электричества или иных энергетических ресурсов.

К примеру, 25 мая 2005 года в городе Москва произошел такой коллапс, в результате чего без электричества остались не только несколько крупных районов мегаполиса, но и многие подмосковные районы, а также некоторые населенные пункты близ Калуги и Рязани. Несколько тысяч человек какое-то время были блокированы в поездах метрополитена, многие врачи проводили ответственные операции буквально при свете фонариков.

Что делать, если вы оказались в эпицентре техногенной катастрофы

А сейчас нами будет рассмотрена при техногенных авариях. Точнее, меры по ее сохранению. Что делать, если вы оказались не в том месте и не в то время? Прежде всего, как бы ни звучало, постарайтесь не поддаваться панике, так как в таком состоянии люди гибнут прежде всего. Овладев эмоциями, вы должны попытаться или выбраться в более-менее безопасное место, или же пробираться к аварийному выходу (при пожаре, к примеру). Следует избегать вдыхания воздуха, насыщенного пылевыми частицами, газами или дымом. С этой целью необходимо использовать ватно-марлевые повязки или же просто разорвать ненужные предметы одежды, смочить их водой и дышать через эти куски тканей. Очень важно, чтобы импровизированная повязка была сделана из натуральных материалов!

Не пытайтесь изображать из себя героя, выходя из эпицентра бедствия самостоятельно: следует скооперироваться с прочими пострадавшими и ждать подхода спасательных групп. В случае, когда аварий произошла в холодное время года, необходимо стараться сохранять энергию, собрав все доступные продукты питания и теплую одежду. Если вы находитесь на открытой местности, привлекайте внимание спасателей, зажигая сигнальные костры или пользуясь специальными ракетницами (если они есть).

Мы живем в такое время, когда чрезвычайные ситуации могут произойти где угодно и иметь непредсказуемый характер. Чтобы уметь себя вести во время таких ситуаций, необходимо знать, что они собой представляют. Классификация ЧС зависит от многих факторов, которые мы и рассмотрим в статье.

Понятие чрезвычайных ситуаций

Прежде чем разбираться с классификацией, необходимо уяснить, какие ситуации называются чрезвычайными. Можно дать такое определение, что ЧС – это своего рода обстановка, которая сложилась на определенной территории. Причиной ее может стать ситуация техногенного характера, опасное природное явление, социальная ситуация, если все они привели или приведут к жертвам среди населения, а также к материальному ущербу.

Любую ЧС можно предупредить или снизить риск ее возникновения. Для этого планируется ряд мероприятий, которые проводятся заблаговременно. Имеется такое понятие, как зона ЧС – это та территория, на которой возникла ситуация.

Причины ЧС

Прежде чем выяснять, как осуществляется классификация ЧС, причины таких ситуаций должны быть тщательно изучены. Они подразделяются на две большие группы:

  • Внутренние, в которые включены: использование сложнейших технологий на производстве, низкая степень квалификации работающего персонала, погрешности в проектах, работа на изношенном оборудовании, отсутствие трудовой дисциплины.
  • К внешним причинам относятся: различные стихийные бедствия, военные действия, терроризм, внезапное прекращение снабжения газом, электричеством.

Если рассматривать обстоятельства, при которых могут произойти ЧС, то они могут быть следующими:

Ученые, которые занимаются изучением ЧС различного происхождения, выяснили, что все они отличаются наличием различных периодов в своем протекании. Всего выделяют несколько стадий:

  • Постепенное накопление негативных факторов, которые приведут к аварии.
  • Развитие катастрофы.
  • Экстремальный период с выделением основной дозы энергии.
  • Стадия затухания интенсивности ситуации.
  • Ликвидация последствий.

Изучение ЧС в России позволило выяснить основные причины аварийных ситуаций и травматизма:

  • Более чем в 50,1% случаев виноват человеческий фактор.
  • По вине старой техники и оборудования аварии случаются в 18,1%.
  • Неправильная технология выполнения сложных работ – 7,8%.
  • Внешняя среда виновата в ЧС в 16,6% случаев.
  • 7,4% занимают прочие факторы.

Из представленных данных можно сделать вывод, что классификация ЧС может быть абсолютно разной, но человеческий фактор в их возникновении играет главную роль.

Классификация аварийных ситуаций

Если учитывать область, в которой возникает опасная ситуация, то общая классификация ЧС может выглядеть так:

  • Техногенные аварийные ситуации.
  • Природные катаклизмы.
  • Экологические ЧС.
  • Социальные катастрофы.

Но в большинстве стран все ЧС подразделяют на 2 класса:

  • ЧС техногенного характера. К таковым относят транспортные аварии, опасные ситуации с огнем, выброс ядовитых, химических и радиоактивных веществ, аварийные ситуации на заводах и предприятиях агропромышленного комплекса.
  • Природные ЧС включают смерчи, ураганы, наводнения и другие явления, которые возникли по вине окружающей среды.

Какова бы ни была классификация ЧС по характеру возникновения, все они имеют отличительные признаки, которые их сближают:

  • Появляется серьезная угроза жизнедеятельности или здоровью людей.
  • Нарушаются условия жизни.
  • Наносится серьезный экономический ущерб.
  • Ухудшается состояние природной среды.

Классификация ЧС по масштабу последствий

Любое чрезвычайное происшествие может охватывать территории различные по площади, а также приводить к разному количеству жертв. Учитывая все это, чрезвычайные ситуации можно разделить на несколько групп:


В зависимости от той площади, которую занимает чрезвычайная ситуация, последствия устраняются силами различных организаций. Например, если при локальной аварии вся ответственность по ликвидации падает на силы самой организации, то при региональной уже вовлекаются органы государственного управления.

На чем строится классификация ЧС? Можно сказать, что все катастрофы и аварии классифицируются с учетом:

  • области возникновения, от которой зависит характер аварии;
  • масштаба последствий, учитывая ущерб;
  • принадлежности к той или иной отрасти н/х.

Теперь настала очередь рассмотреть различные виды аварийных ситуаций.

Техногенные аварии

Классификация ЧС техногенного характера включает в себя различные виды и группы, рассмотрим их.

1. К первой можно отнести транспортные аварии, которые включают следующие виды:

  • Аварийные ситуации и катастрофы на любых видах пассажирского транспорта.
  • Чрезвычайные ситуации на нефте- или газопроводах.

2. Опасные ситуации с огнем и взрывы включают пожароопасные и взрывоопасные ЧС в жилых домах, на промышленных объектах и в общественном транспорте, а также аварийные ситуации в шахтах.

3. Аварии, во время которых происходит выброс СДЯВ:

  • Выброс на промышленных предприятиях в результате нарушения норм переработки или хранения веществ и материалов.
  • Аварии на заводах и фабриках с угрозой утечки ядовитых веществ.

4. Классификация техногенных ЧС включает также повышение предельной концентрации вредных веществ:

  • Присутствие ядовитых и химических веществ в воздушной среде и почвенной.
  • Превышение ПДК веществ в водных ресурсах.

5. Аварийные ситуации, при которых происходит выброс радиоактивных веществ.

6. Разрушение зданий в результате чрезвычайных ситуаций:


7. Аварийные ситуации на электростанциях и электрических сетях – это также один из пунктов, который включает классификация техногенных ЧС.

8. Чрезвычайные ситуации в системах жизнеобеспечения, к которым можно отнести:

  • Канализационные системы.
  • Сети, которые снабжают теплом и водой население.
  • Газопроводы.

9. Аварии, которые приводят к нарушению обеспечения телефонной связи.

10. ЧС на очистных сооружениях.

11. Гидродинамические аварии, например, прорыв плотин, нарушение спуска водохранилищ.

Как видно из данного перечня, классификация ЧС техногенного характера достаточно обширная и включает многочисленные виды аварийных ситуаций. Устранение последствий каждой аварии производится силами различных подразделений.

Природные ситуации чрезвычайного характера

Классификация ЧС природного характера также включает группы и разновидности аварийных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.

  1. В первую группу входят геологические аварии, к которым можно отнести:
  • Обвалы.
  • Землетрясения.
  • Провалы земной поверхности.

2. Метеорологические:

  • Шквалистый ветер.
  • Град.
  • Пылевые бури.
  • Проливной дождь.
  • Метель и пурга.
  • Высокие температуры в летний период.
  • Слишком резкое понижение температуры зимой.
  • Засуха.

3. Классификация природных ЧС включает и гидрологические аварии, к ним относятся:


4. Классификация ЧС природного характера не будет полной, если не включить в нее пожароопасные ситуации в природе.

5. Эпидемии различных болезней среди людей.

6. Отравление ядовитыми или химическими веществами большого количества людей.

7. Экзотические и опасные заболевания с/х животных и массовые вспышки инфекционных патологий.

8. Отравление животных, которое захватывает большое число особей.

9. Внезапная и необъяснимая гибель представителей фауны.

10. Болезни с/х растений и лесных массивов, а также заражение вредителями.

Классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но нельзя обойти стороной и экологические аварии, которые в последнее время не являются редкостью.

Экологические ЧС

Чрезвычайные ситуации, имеющие экологический характер, – это состояния, которые связанны с изменением суши, воздушной и водной среды. А так как от качества этих сред зависит здоровье человека, то важно, чтобы не только классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но и ситуации экологического характера. В основу такой классификации ложится несколько факторов:

  1. Источник ЧС:
  • Оползни, сходы лавин.
  • Обвалы земной поверхности из-за добычи полезных ископаемых.

2. Происходит изменение суши:

  • Нарушение структуры почвы, что приводит к засолению, опустыниванию или заболачиванию.
  • Истощение природных запасов.
  • Чрезмерное переполнение свалок бытовыми и промышленными отходами.
  • Влияние деятельности человека на резкие изменения климата или погодных явлений.
  • Концентрация вредных и ядовитых примесей в окружающей среде начинает во много раз превышать допустимую норму.

3. Изменения, затрагивающие атмосферу:

  • Повышение уровня шума в мегаполисах.
  • Выпадение кислотных осадков.
  • Температурная инверсия.

4. Критические изменения в водной оболочке нашей планеты:

  • Загрязнение и истощение водных ресурсов.
  • Снижение численности и исчезновение некоторых видов морских животных и растений.

5. Изменение биосферы:


Экологические аварийные ситуации нельзя оставлять без внимания, так как они в некоторых случаях могут привести к печальным последствиям для человека. Можно привести такие всем известные примеры: массовое выпадение волос у детей в Черновцах, «пузырьковая» беременность во Вьетнаме и много других.

Такие ситуации могут возникать в больших городах из-за постоянного негативного воздействия смога, ядовитых выбросов предприятий. Именно поэтому важно регулярно отслеживать экологическую обстановку в населенной местности. Человечество в последнее время все чаще страдает от серьезных экологических ситуаций. Как бы ни пытались все это предотвратить, но не удается остановить надвигающиеся оползни, цунами, аварии с выбросом вредных веществ. Постоянно приходится бороться с последствиями таких аварий, а они достаточно серьезны.

Если сравнивать экологические проблемы с любыми другими, то они по глубине своего негативного воздействия стоят на первом месте. И что страшнее всего, так это то, что причиной таких ЧС является сам человек. Чаще всего люди стараются пренебречь законами природы, недооценивают важность решения экологических проблем, а это, к большому сожалению, оборачивается серьезными последствиями. Человек уже давно должен понять, что природа – это не бездонная кладовая, из которой можно черпать бесконечно, а живой организм, здоровье и состояние которого уже давно ослаблено бесцеремонным вторжением.

Поэтому общая классификация ЧС по масштабам последствий на первое место должна поставить экологические катастрофы. Природные и техногенные аварии порой не идут ни в одно сравнение с ними.

Классификация социальных ЧС

Экстремальные ситуации могут быть спровоцированы не только природными факторами или техногенными, но и социальными. Классификация ЧС социального характера также существует, она основывается на следующих принципах:

  • Причина возникновения: преднамеренные действия, например, политические конфликты, военные столкновения, и непреднамеренные, к которым можно отнести эпидемии, неурожайный год и другие.
  • По длительности ЧС могут быть кратковременными, например, разбойное нападение, покушение, и долговременными – инфляция, безработица.
  • Скорость, с которой происходит распространение социальной ЧС, также бывает разной, например, стремительно назревает и распространяется политический конфликт и постепенно нарастают предпосылки революции.
  • Классификация ЧС по масштабу социального характера: локальные, местные, охватывающие один населенный пункт или область, региональные, национальные и глобальные.
  • Учитывают возможность предотвращения ЧС, в связи с этим выделяют неизбежные ситуации (последствия эпидемий и стихийных бедствий) и те, которые можно предотвратить (политические конфликты, войны).

Если сравнивать социальные чрезвычайные ситуации с ЧС другого характера, то можно сказать, что они легче всего поддаются прогнозированию, так как непосредственно связаны с действиями социума. Но часто такие прогнозы бывают субъективными, что обычно и мешает объективности при анализе явлений и процессов, происходящих в обществе.

Стадии развития социальных ЧС

Классификация ЧС социального характера рассмотрена, но все они проходят еще через определенные стадии развития:


Чаще всего все чрезвычайные ситуации, в том числе и социальные, проходят несколько фаз:

  • Постепенное накопление негативных факторов.
  • Угроза.
  • Предупреждение.
  • Инициирование чрезвычайного фактора.
  • Развитие ЧС.
  • Оценка ситуации.
  • Принятие мер по ликвидации последствий.
  • Помощь пострадавшим.
  • Этап восстановления.

Если говорить о социальных чрезвычайных ситуациях, то надо отметить, что они требуют активного вмешательства всего общества. Часто именно они провоцируют техногенные аварийные ситуации и катастрофы. В период такой ЧС нарушается нравственный баланс в обществе, а последствия могут быть более масштабными и трагичными по сравнению с чрезвычайными ситуациями другого характера.

Поведение во время социального конфликта

Классификация и характеристика ЧС социального характера рассмотрена, но необходимо упомянуть еще о том, что довольно часто социальные конфликты выражаются в форме митингов, демонстраций, уличных беспорядков. Нередко действия толпы людей, участвовавшей во всем этом, становятся непредсказуемыми, поэтому важно знать некоторые правила собственной безопасности:

  • Случайно или преднамеренно попав в такую толпу, необходимо трезво оценить ситуацию.
  • Не стоит подходить близко к слишком агрессивным людям.
  • Надо избегать мест около мусорных баков, урн, контейнеров, так как в них могут быть оставлены взрывоопасные предметы.
  • Необходимо стараться не двигаться против течения толпы.
  • Не оставаться рядом со стеклянными витринами магазинов, столбами и оградами.
  • Желательно избавиться от предметов, которые есть в руках, например, сумка, зонт.
  • Руки желательно сцепить на уровне груди, чтобы защитить свою диафрагму.
  • Если произошло падение, то надо прикрыть голову руками и постараться быстро встать.
  • Не стоит поддаваться панике, это помешает трезво оценить ситуацию.

Чтобы не пришлось искать выхода из сложившейся ситуации, лучше избегать участия в стихийных митингах и конфликтах.

Нами была подробно рассмотрена классификация природных и техногенных ЧС. Не забыли мы и про экологические и социальные катастрофы. Хочется сказать, что независимо от характера ситуации роль человеческого фактора всегда достаточно высока. Именно поэтому человечество должно многое пересмотреть в своем отношении к природе, друг к другу, чтобы потом не приходилось ликвидировать страшные последствия катастроф.