Что такое экологическая доктрина рф. Об одобрении экологической доктрины российской федерации

Экологическая доктрина РФ (2002 г.) явилась вторым документом, определяющим продвижение России к экологически устойчивому развитию, а конкретно – отражающим государственную экологическую политику.

Экологическая доктрина РФ (2002 г.) содержит следующие разделы:

Введение.

1. Общие положения.

2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии.

3. Основные направления государственной политики в области экологии.

4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ.

5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии.

Во введении указывается, что современный экологический кризис (отметим, что он обусловлен духовно–нравственным кризисом человека, вызван экономическим кризисом и ведёт к социальному кризису) ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. То есть экологическая доктрина тесно связана с устойчивым развитием.

Важный исходный тезис – преодоление кризиса (не только экологического, а всей существующей парадигмы развития) возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Здесь исключительно важным является понятие «нового типа взаимодействия человека и природы», которое было основным в решениях Рио–92, но опущено в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию (1996 г.). Отметим, что в ней (в Концепции) в качестве базовых понятий провозглашены: «освобождение от старых идеологических догм», «качественно новый потенциал», «высокая деловая активность» и тому подобное, ведущее, по‑существу, прямо в противоположную сторону от устойчивого развития (особенно первое положение).

Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Перечислены основные факторы деградации природной среды на мировом уровне и в РФ. Среди последних названо преобладание ресурсодобывающих и ресурсоёмких секторов в структуре экономики, низкая эффективность природопользования, низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

В первом разделе (общие положения) указано, что доктрина определяет цели, направления, задачи и принципы в области экологии (только!) на долгосрочный период!

Доктрина базируется на фундаментальных научных основах в области экологии и смежных наук, учёте глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Во втором разделе указана стратегическая цель «экологической доктрины» - сохранение природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения, обеспечения экологической безопасности страны.

Для этого названы три задачи:

Сохранение и восстановление природных экосистем;

Обеспечение рационального природопользования;

Обеспечение высокого качества жизни и здоровья населения.

Перечисленные принципы (основные):

Устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим;

Приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию её ресурсов. Отметим, что этот принцип абсолютно противоречит предыдущему, где экологическая составляющая отнесена на последнее место, а приоритетной является экономическая составляющая, полагающая использование природных ресурсов;

Природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба.

В третьем разделе названы основные направление государственной политики в области экологии:

Обеспечение устойчивого природопользования (комплекса природопользования, ориентация на цели устойчивого развития РФ, сокращение доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы, минимизация ущерба природной среде, поддержание традиционной и хозяйственной деятельности);

Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение (перечислены основные традиционные мероприятия по охране окружающей среды);

Сохранение и восстановление природной среды (отмечена необходимость поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности).

В четвёртом разделе названы приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ:

Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;

Экологические приоритеты в здравоохранении;

Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды (предотвращение техногенных аварий, преднамеренное применение химических веществ, предотвращение умышленных пожаров);

Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

В пятом (последнем) разделе указаны пути и средства реализации государственной политики в области экологии:

Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием;

Нормативное правовое обеспечение и правоприменение;

Экономические и финансовые механизмы (названы рентные платежи, включение в стоимость природных объектов их средоформирующих функций, научно обоснованная методика определения размера компенсаций за ущерб, при изменении форм собственности природных ресурсов (земли) учитывать задачи сохранения и восстановления природной среды, включая оценку прошлого экономического ущерба);

Экологический мониторинг и информационное обеспечение (отметим – инвентаризацию территорий для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой продукции, для выявления природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно–оздоровительным значением);

Научное обеспечение (отмечено, что основными задачами здесь являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития: формирование теоретических и технологических основ перехода к устойчивому развитию, исследование средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической ёмкости природных систем, разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учётом их средообразующих функций);

Экологическое образование и просвещение (перечислены общеизвестные пути и средства повышения экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии; отметим положение о развитии системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления. Именно от них зависит исполнение всех выше названных благих намерений);

Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии (основной задачей является содействие экологизации гражданского общества; отметим важное для северных территории УрФО положение – «создание условий для поддержания и развития традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов»);

Региональная политика в области экологии (основная задача – экологически обоснованное размещение хозяйственных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов РФ для устойчивого развития; здесь названы важные пути и средства: концентрация производств на уже сформированных землях, исключение из хозяйственного использования освоенных и мало затронутых этой деятельностью, непревышение экологической ёмкости природных систем при их использовании, сохранение целостности природных комплексов, расширение использования местных сырьевых и энергетических ресурсов, приоритетное участие коренных малочисленных народов в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают);

Международное сотрудничество (реализация интересов РФ путём участия в решении глобальных и региональных экологических проблем).

В заключение по «Экологической доктрине РФ (2002 г.)» можно сказать, что в этом документе при наличии множества природоохранных целей отчетливо проявилось их отделение от целей экологически устойчивого развития. А отделение экологии, например, от экономики, конкретно – от экономического механизма принятия экологических решений, подрывает концептуальную основу экологически устойчивого развития.

Киотский протокол

Kuomcкuй протокол – международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 г. в дополнение к Рамочной конвенции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992) по изменению климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008–2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

По состоянию на 26 марта 2009 г. Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61% общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Страны Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. Цель ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (СО 2 , СН 4 , гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N 2 O, SF 6) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 г. (табл. 23).


Таблица 23. Приложение к Киотскому протоколу (количественные

ограничения по выбросам парниковых газов в среднем

за период с 2008 по 2012 гг.)

Страна Страна Уровень выбросов в процентах от 1990 г.
Австралия Нидерланды
Австрия Новая Зеландия
Бельгия Норвегия
Болгария Польша
Великобритания Португалия
Венгрия Россия
Германия Румыния
Греция Словакия
Дания Словения
Ирландия США
Исландия Украина
Испания Финляндия
Италия Франция
Канада Хорватия
Латвия Чешская Республика
Литва Швейцария
Лихтенштейн Швеция
Люксембург Эстония
Монако Япония

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

Торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов (ПГ) на национальном, региональном или международном рынках;

Проекты совместного осуществления – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Протокола;

Механизмы чистого развития – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Протокол, полностью или частично за счёт инвестиций страны РКИК. Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (СОР-7), состоявшейся в конце 2001 г. в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (МОР–1) в конце 2005 года.

Экологическая доктрина РФ определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.
Экологическая доктрина базируется на:
Конституции РФ;
федеральных законах;
иных нормативных правовых актах РФ;
международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Основные направления государственной политики в области экологии:
10беспечение устойчивого природопользования;
снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;
сохранение и восстановление природной среды; Приоритетные направления деятельности по
обеспечению экологической безопасности Россий-ской Федерации:
обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;
экологические приоритеты в здравоохранении;
предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;
предотвращение терроризма, создающего опас- V ность для окружающей среды;
5)контроль за использованием и распространением чужеродных видев и генетически измененных организмов.
Пути и средства реализации государственной политики в области экологии:
развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием;
нормативное правовое обеспечение и правопри-менение;
экономические и финансовые механизмы;
экологический мониторинг и информационное обеспечение;
научное обеспечение;
экологическое образование и просвещение;
развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии;
региональная политика в области экологии;
международное сотрудничество.
Основной задачей в этой области является реализация интересов РФ путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
Реализация экологической доктрины РФ предполагает разработку планов действий на феде-ральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам РФ может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов РФ и отраслей экономики.
Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из основных направлений деятельности органов государства и общества.
сирование, обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, лицензирование, учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов, установление лимитов на природопользование и платность использования природных ресурсов, экологическое страхование, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и т. д.
Закон «Об охране окружающей среды» содержит общие положения, касающиеся порядка проведения государственной и общественной экологической экспертизы. В нем предусмотрены экологические требования строительства, проектирования, реконструкции, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов. Выполнение данных требований позволяет предотвратить причинение вреда окружающей природной среде.
Глава 9 Закона посвящена чрезвычайным экологическим ситуациям и мерам по восстановлению окружающей среды на территориях, объявленных зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического кризиса. Данная глапа содержит общие положения правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов. К ним относятся государственные природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники, редкие растения и животные, зеленые зоны; курортные и лечебно-оздоровительные зоны.
Специальный раздел Закона (ст. 68-72) посвящен вопросам экологического контроля.
Закон также регулирует вопросы экологического воспитания, образования, организации научных исследований, а также вопросы ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда, и еще вопросы международного сотрудничества области охраны окружающей среды.
циальные нормативно-правовые акты целиком посвящены вопросам окружающей среды. Сюда относятся, например, Закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс РФ;
по характеру правового регулирования: материальные, процессуальные. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников экологических отношений. Например, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Нормативно-правовые акты процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются, например, предоставления земель в пользование, экологического лицензирования. Акты процессуального характера - Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ;
по своему характеру нормативно-правовые акты можно условно разделить на кодифицированные и не являющиеся такими. Кодифицированными явля- Q ются систематизированные нормативно-правовые акты. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в данной отрасли права (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и др.). Выделяют следующие виды источников экологического права:
Конституция РФ;
федеративные договоры;
международные договоры;
общепризнанные принципы и нормы международного права;
федеральные законы;
указы и распоряжения Президента РФ;
постановления и распоряжения Правительства РФ;
нормативно-правовые акты субъектов РФ;
нормативно-правовые акты министерств и ведомств;
К)нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;
11)локальные нормативно-правовые акты;
19судебные решения.

размер шрифта

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 31-08-2002 1225-р (2019) Актуально в 2018 году

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно - ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;

увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;

деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие - невозможность существования человеческой цивилизации;

возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;

возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;

недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;

продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:

преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

Экологическая Доктрина Российской Федерации, разработанная Министерством природных ресурсов (МПР) с участием органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов и утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации 31 августа 2002 года, является в высшей степени важным документом в деле организации природоохранной деятельности, ее активизации.
Отметим, что в 1993 году была начата работа по составлению проекта Программы экологической безопасности России. Данная работа требовала огромных финансовых и других затрат. По-видимому, этот проект не был завершен по данной причине.
С принятием экологической Доктрины было бы целесообразным вернуться к этой Программе, т.к. она была бы лучшим вариантом конкретизации Доктрины.
Роль и значение Экологической Доктрины заключается в том, что она побуждает пересмотреть содержание всех способов охраны окружающей природной среды и обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов: естественно-научного, организационного, экономического, идеологического и, конечно же, правового.
В Преамбуле Доктрины указано на современное состояние экологического кризиса, а также на его возможные пагубные последствия.
Весьма важной в Доктрине является новая трактовка составляющих экологического кризиса. Если раньше к ним относились просто загрязнение, засорение, истощение природных ресурсов и демографический взрыв, то в Доктрине истощение природных ресурсов выглядит как сокращение их запасов в связи с неуклонным ростом их потребления. Далее в Доктрине указано на возможное изменение климата, истощение озонового слоя Земли, на продолжающиеся военные конфликты, которые зачастую являются причиной усиления деградации природной среды.
К числу основных факторов Доктрина относит низкую эффективность механизма охраны окружающей природной среды, отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами (между прочим, пусть не в идеальном виде, но существовали когда-то рентные платежи за пользование земельными ресурсами). К этому следует добавить и то, что у нас еще низок уровень экологического мировоззрения.
В разделе I “Общие положения” обращено внимание на принципы, цели и задачи, составляющие содержание государственной экологической политики, определяющей лицо социально-экономических и экологических отношений.
Экологическая Доктрина в своей основе имеет Конституцию Российской Федерации, кодексы, федеральные законы и иное экологическое законодательство. Доктрина учитывает роль и значение другого законодательства, тесно соприкасающегося с экологическим.
Глобальные и региональные биосферные процессы, особенности взаимодействия человека и природы в настоящее время также явились предметом пристального внимания данного документа.
В разделе II “Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии” нельзя сказать, чтобы такие категории не существовали ранее и на них не было указано в современном законодательстве. Здесь достаточно сослаться на Закон об охране окружающей среды от 20 декабря 2001 года. В данном случае важно признать, что Закон об охране окружающей среды в известной мере предвосхитил содержание экологической доктрины.
В разделе III “Основные направления государственной политики в области экологии” указано на 3 направления: 1) обеспечение устойчивого природопользования; 2) снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение и 3) сохранение и восстановление природной среды. Обратим внимание на некоторые задачи, обозначенные в части первой настоящего раздела.
Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение давно уже находятся в центре внимания нашего государства. Неплохо выглядит этот вопрос в нормотворческой деятельности. Однако что касается, применения норм права и его эффективности, то здесь все выглядит далеко не лучшим образом. Дело в том, что действие даже очень хороших законов о водах, землях, лесах и др. выглядит “бледным” из-за недостаточной экономической, организационной, идеологической и прочей обеспеченности.
В этом разделе Доктрины специально указывается на необходимость предотвращения и пресечения всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их незаконного оборота. Здесь следовало бы прямо сказать о самовольном водоиспользовании, о самовольной порубке деревьев в лесах, т.к. эти виды правонарушений с каждым годом увеличиваются.
Следующая часть данного раздела посвящена необходимости снижения загрязнения окружающей среды (следовало бы сказать природной среды) и ресурсосбережения. В этой части раздела содержится очень большой перечень проблем. Мы остановимся лишь на некоторых, т.к. рамки отчета не позволяют охватить комментированием данные проблемы в полном объеме. Впрочем, комментируя проблемы других разделов, мы также вынуждены будем давать материал в ограниченном виде. Обращаем ваше внимание на хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов.
В Доктрине утверждается необходимость внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности.
Представляется, что это, пожалуй, самый трудоемкий процесс. Это, во-первых, недостаток финансовых средств и, во-вторых, отсутствие на этот счет толковых, понятийных рекомендаций.
Технологическое перевооружение и постепенный вывод эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием - также основная составляющая Доктрины. К этому следует добавить, что по возможности вредные производства необходимо выносить за пределы населенных пунктов. Эта мера крайне необходима для охраны интересов граждан, которые во всей природоохранной деятельности обладают приоритетом.
Далее обращено внимание на развитие систем использования вторичных ресурсов, в т.ч. на переработку отходов. Использование вторичных ресурсов, переработка производственных и бытовых отходов находятся лишь в стадии становления. Между тем, в Российской Федерации и, например, в Республике Татарстан, уже приняты законы об отходах производства и потребления. Эти законы выполнены на высоком уровне. Однако применение их оставляет желать лучшего.
Серьезное внимание в Доктрине уделено транспорту, на котором, к сожалению, нередки всевозможные аварии . Если говорить о водном и морском транспорте, то следует иметь в виду факты, связанные, например, с гибелью нефтетанкеров. Порой гибель таких судов приводит к разливу нефти на сотни квадратных километров. Нефтяная пленка губит фитопланктон, нарушает фотосинтез. Это зло не случайно моряки называют “нефтяной чумой”.
Четвертый раздел Доктрины посвящен приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.
Интересна во всех отношениях и такая часть данного раздела, как “Экологические приоритеты в здравоохранении”.
В данном случае речь идет о создании и поддержании всеми мерами благоприятной, здоровой для человека окружающей природной среды. Иными словами, здесь можно и нужно говорить о праве граждан на здоровую, благоприятную окружающую природную среду.
Указанное право было впервые в четком виде сформулировано в “Законе об охране окружающей природной среды РСФСР” от 19 декабря 1991 года (раздел II), а затем и в Законе РФ “Об охране окружающей среды” от 20 декабря 2001 года (гл. III).
Но данное право еще в полное мере не реализуется потому, что правоохранительные органы, как, впрочем, и природоохранные, не придают этому вопросу должного значения. Что же касается граждан, то они в большинстве своем не знают о наличии такого права. Между тем, в цивилизованных странах данное право весьма активно защищается и посредством предупредительно- профилактических мер, и путем применения административно-правовых, уголовно-правовых и гражданско-правовых санкций. Так, например, в Японии такая практика стала складываться еще с начала 70-х годов прошлого века.
Хорошо известно, каким весьма опасным стал терроризм , который в настоящее время приобрел глобальный характер. Совершенно очевидно, что воздействие на природную среду, на человека террористическими средствами может вызвать ни с чем не сравнимые бедствия.
Управление. Доктрина, на наш взгляд, учла данное обстоятельство и сосредоточила внимание на содержании управления. Во всяком случае, в разделе V обращено внимание на: экологический, государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль; на систему лицензирования, сертификации и паспортизации; нормирование (лимитирование) природопользования; необходимость проведения государственной и общественной экологической экспертизы; стратегическую оценку воздействия на окружающую природную среду; осуществление мониторинга; кадастровую деятельность; разрешение экологических споров. Отметим, что все эти функции отражены в законодательстве и они реализуются.
Однако здесь есть и серьезные проблемы, которые касаются мониторинга, прогнозирования и планирования. Все эти три составляющих функции далеки от совершенства. Во всяком случае, нет Положений о мониторинге земли, лесов, животного мира, воздушной среды. Исключение составляет Положение о мониторинге вод.
Экологическая Доктрина, конечно же, не могла обойти молчанием вопрос реализации. В разделе V одна из его частей названа “Экономические и финансовые механизмы” как средство реализации государственной политики в области экологии. Можно отнести установление экономических показателей стоимости природных объектов с учетом их средствообразующей функции, а также стоимости природоохранных работ или услуг, четких критериев платы за загрязнение окружающей природной среды; создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников и др.
Чрезвычайно важными в реализации государственной политики в области экологии являются усилия, связанные с координацией природоохранной деятельности. Иными словами, все функции государственного управления должны реализовываться в тесной взаимосвязи и согласованности. На данное обстоятельство Доктрина, к сожалению, не обратила внимание.
В Экологической Доктрине уделено внимание и таким вопросам, как развитие гражданского общества как одного из гарантов реализации государственной политики в области экологии. Важным является акцент на региональную политику в области экологии. Особенно импонирует апелляция Доктрины к бассейновому принципу управления всеми природными комплексами. Ранее, как известно, данный принцип использовался лишь в водных отношениях.
В Доктрине в краткой форме сказано и о международном сотрудничестве. Если учесть, что принцип международного сотрудничества стал приоритетным, то указание на международное сотрудничество в Доктрине вполне оправдано, ибо силами одного государства, общества нельзя решить настоящую глобальную проблему. Здесь нельзя забывать о том, что природа не знает ни государственных, ни административных и других границ.
И последняя часть Доктрины относится к ее реализации. Если подходить в данном случае с правовых позиций, то этот важнейший документ даст сильнейший толчок в деле дальнейшего развития и совершенствования всей Российской системы законодательства, а возможно явится предтечей и его реформы.
Решения в 2011 году.
Очевидно, для улучшения экологической ситуации в России необходимо реформировать экологическое законодательство.
Существует несколько основных проблем в сфере охраны окружающей среды: отсутствуют экономические стимулы для перехода предприятий на наилучшие существующие доступные технологии (НДТ), не создана бизнес-среда в сфере переработки и утилизации отходов. Нет механизма ликвидации накопленного экологического ущерба.
Минприроды России подготовило пакет из восьми законопроектов, охватывающих все основные направления реформирования экологического законодательства.
1.Сохранение морской среды от нефтяных загрязнений. Возможные последствия аварии при работе на шельфе отчетливо продемонстрировала экологическая катастрофа в Мексиканском заливе. Подготовленным законопроектом предлагается в полной мере возложить финансовую ответственность за ликвидацию последствий загрязнения на недропользователя, закрепить за компанией-оператором обязанности по утверждению и реализации плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Законопроект предусматривает три возможных механизма финансового обеспечения: банковскую гарантию, договор страхования, создание недропользователем необходимого резервного фонда.
2.Теперь об экологическом мониторинге. Сегодня существует 14 видов мониторинга: загрязнения окружающей среды, объектов животного мира, водных объектов, радиационной обстановки и другие. Подготовленный министерством законопроект предполагает их объединение в единую государственную систему мониторинга. Будут установлены единые методологические, метрологические и информационные принципы системы и создан единый фонд данных об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
3.Об экологическом контроле. Проект федерального закона о повышении эффективности государственного экологического контроля, подготовленный минприроды, учтен в виде поправок к законопроекту о совершенствовании госконтроля в целом, который был принят в первом чтении Государственной Думой в декабре 2010 года.
и т.д.................