Заключение о государственной экологической экспертизе. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. (Статья 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года) .

В соответствии с ФЗ "О внесении изменений в градостроительный кодекс и другие нормативные акты" от 18 декабря 2006 года, экологическая экспертиза - это установление соответствия документов или документации , обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Закон "Об экологической экспертизе" определяет основные принципы проведения экологической экспертизы: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду; независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий; научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы; гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения; ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

Целями экологической экспертизы являются:

1. Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды.
2. Определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности.
3. Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.
4. Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала

ФЗ "Об экологической экспертизе" различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Законодательство предусматривает целый ряд проектов, для которых проведение государственной экологической экспертизы является обязательным.

В частности, обязательной государственной экологической экспертизе , проводимой на федеральном уровне, подлежат:
1. Проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
2. Материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации.
3. Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.
4. Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств.
5. Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.
6. Проекты международных договоров.
7. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий.
8. Проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и целый ряд других проектов.
Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты , по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы . Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

В России основным составляющим системы экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами. Экологическая экспертиза основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадиях ее осуществления.

Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей.

То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования и определение возможности реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ, который вместе с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, Регламентом проведения государственной экологической экспертизы и Положением о нормах оплаты труда членов экспертных комиссий составляет нормативную правовую основу процесса проведения государственной экологической экспертизы.

В развитие Федерального закона «Об экологической экспертизе» многие территориальные комитеты разрабатывают нормативно-правовые и инструктивно-методические документы уровня субъекта Федерации.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы закреплено за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами.

На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ - Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения - Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы субъектам Российской Федерации указанным законом не предусмотрена. Статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация и проведение государственной экологической экспертизы отнесены к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Концептуальное положение о закреплении исключительного права на проведение государственной экологической экспертизы за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами учитывается в таких законодательных актах, как Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации; федеральных законах «О животном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об использовании атомной энергии», «О мелиорации земель», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об уничтожении химического оружия», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы, общественной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, и ряде отраслевых документов.

В 1996 г. Правительством РФ утверждено «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы».

Более подробно порядок ее проведения регулируется «Регламентом проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным Госкомэкологией РФ в 1997 году. Регламент определяет порядок представления документации на экспертизу и требования к ней, порядок формирования и работы экспертной комиссии, разграничение ответственности между экспертами - членами комиссии и специально уполномоченным органом, порядок утверждения заключения государственной экологической экспертизы и проч.

Регламент подразделяет все объекты экологической экспертизы на три категории: сложные, средние и простые, и устанавливает сроки, количество привлекаемых экспертов и стоимость проведения для экспертиз каждого уровня сложности. Сложность объекта экспертизы определяет штатный сотрудник специально уполномоченного органа, ответственный за ее проведение (ответственный исполнитель). Однако ни Регламент, ни другие нормативные акты не устанавливают конкретных способов отнесения объекта экспертизы к той или иной категории сложности (например, критериев).

Объектами экологической экспертизы являются:

>проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;

>нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

>проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

>законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

>специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);

>специализированные неправительственные организации (частные, общественные).

Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов.

  • 1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  • 2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
  • 3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.
  • 4. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
  • 5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.
  • 6. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
  • 7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.
  • 8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
  • 9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

На государственную экологическую экспертизу представляются материалы проектов комплексных и целевых федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, например: проект федеральной целевой программы «Перепрофилирование Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и решение связанных с этим социальных проблем г. Байкальска», проект «Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и перспектива до 2010 года».

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы. Приказом Минприроды №392 от 28 сентября 1995 года установлена форма Заключения государственной экологической экспертизы

Работа экспертных комиссий и экспертов базируется на положениях законодательных и подзаконных актов, отражающих общие требования к охране окружающей природной среды, а также на многочисленных нормативных документах, регламентирующих экологические вопросы при проектировании и строительстве объектов и комплексов всех отраслей экономики.

Они дают рекомендации по применению более прогрессивных технологий и оборудования, наиболее экологически безопасному месту размещения объекта, по снижению воздействия на растительный покров и животный мир, почвы и недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и т.д. К предусмотренным в документации природоохранным мероприятиям рекомендуют включить в проект дополнительные, в частности, мероприятия по ликвидации последствий возможных аварий.

Так, за счет реализации предписаний заключений Государственной экологической экспертизы (внедрение пылегазоочистных установок, строительство очистных сооружений сточных вод, перевод котельных на газ и т.д.) по 37 проектируемым объектам в Калужской области ожидается снижение (потенциальный предотвращенный экологический ущерб) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 58,818 т/год, предотвращение сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты - на 853 т/год.

После доработки проекта реконструкции сернокислотного производства на АО «Аммофос» в г. Череповце Вологодской области образование пиритного огарка сократилось на 483 т, а выбросы в целом по предприятию - на 58 т/год.

В результате отклонения по результатам экспертизы от реализации объектов предполагаемой хозяйственной деятельности в местах с неблагополучной экологической обстановкой или на лесных землях в Архангельской области предотвращено: заболачивание лесного массива на площади 15,6 га; эрозия почв - 4 га; свод лесов в нерестовоохранных зонах рек - 16 га.

В проекте строительства волоконно-оптической линии связи по территории Республики Марий Эл сохранено 10,5 га лесов первой группы в результате уменьшения ширины отвода под трассу с 6 до 4 м.

В Красноярском крае предотвращено изъятие земель государственного лесного фонда с переводом их в земли, не связанные с ведением лесного хозяйства, на площади 1489 га.

Из-за несоответствия требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, существенных недоработок по экологическим и техническим вопросам получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования строительства комплекса каталитической гидрогенизации гептила в НИИМАШ в г. Нижняя Салда Свердловской области.

Эффективность деятельности экспертных подразделений выражается в том, что с помощью процедуры государственной экологической экспертизы удается добиться в проектной документации строгого соблюдения требований и норм законодательства, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерация, специализированных нормативных документов.

Так, например, в Иркутской области все проекты автозаправок, гаражей, складов горюче-смазочных материалов и прочих объектов, получивших положительные заключения, обеспечены ливневой канализацией, очисткой производственных и ливневых вод, решен вопрос их дальнейшей утилизации. В проектах отслеживается создание санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, а также проведение мероприятий по благоустройству и озеленению проектируемого объекта.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:

  • 1. непредставление документации на экологическую экспертизу;
  • 2. фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
  • 3. принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;
  • 4. создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  • 5. уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
  • 6. реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • 7. осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:

  • 1. нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  • 2. нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
  • 3. неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы обязанностей;
  • 4. нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы;
  • 5. несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
  • 6. необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются:

  • 1. нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  • 2. необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
  • 3. фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;
  • 4. сокрытие от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:

  • 1. фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы; экология экспертиза проведение
  • 2. выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • 3. организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);
  • 4. прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
  • 5. незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу как «установление соответ­ствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологичес ким требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы».

Целью государственной экологической экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяй­ственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

Зарубежное и международное природоохранные законодатель­ства рассматривают цель экологической экспертизы как воплоще­ние предупредительной экологической политики, подразумевающей оценку экологического воздействия проектов хозяйственного разви­тия на окружающую среду и активное участие общественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы.

Задачами государственной экологической экспертизы являются

Организация и проведение всесторонних, объективных на­учно обоснованных исследований, анализа и оценки объектов экс­пертизы;

Оценка соответствия объектов экологической экспертизы экологическим стандартам;

Анализ информации об объектах экологической эксперти­зы и прогнозирование возможных изменений экологической обста­новки;

Обеспечение государственного экологического контроля над качеством подготовки проекта объекта экспертизы;

Подготовка объективных научно обоснованных выводов (заключений) экологической экспертизы и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о ре­ализации объекта экспертизы;

Информирование заинтересованных лиц, общественности и граждан о возможных неблагоприятных воздействиях на окружа­ющую природную среду и связанных с ними социальных, экономи­ческих и иных последствиях намечаемой деятельности.

Основными принципами государственной экологической экс­пертизы являются:

Обязательность;

Научная обоснованность;



Независимость;

Широкая гласность и участие общественности;

Презумпция потенциальной экологической опасности;

Комплексность оценки;

Приоритет экологической безопасности;

Платность экологической экспертизы.

Принцип обязательности является ведущим. Он является обя­зательной мерой охраны окружающей природной среды, предшеству­ющей принятию хозяйственного решения.

Принцип научной обоснованности, объективности и законно­сти выводов означает, что экологическая экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс и должна производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием но­вейших форм и методов научных исследований квалифицированны­ми учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколь­ко оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также выполнены прогнозы наи­более эффективных и экологически безопасных условий их реали­зации в действующих объектах.

Принцип независимости государственной экологической экс­пертизы означает, что непременным условием ее эффективности яв­ляется функциональная и финансовая независимость органов, которые организуют экспертизу и экспертов. Эксперты должны иметь преимущественно внештатный статус.

Принцип широкой гласности и участия общественности пред­полагает доступность информации о ходе проведения экспертизы и о принятых решениях. Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении государственной экологической экспертизы. Формами такого учас­тия могут быть: рассмотрение предложений граждан и обществен­ных объединений при проведении экологической экспертизы, включение представителей общественности в состав экспертных ко­миссий, ознакомление населения с результатами государственной эко­логической экспертизы, проведение референдумов и т.д.

Принцип презумпции потенциальной экологической опаснос­ти распространяется на любую намечаемую хозяйственную и иную деятельность.

Различают два вида экологической экспертизы: государствен­ную и общественную. Государственная экологическая экспертиза проводится соответствующими органами государственной экологи­ческой экспертизы. Общественная экологическая экспертиза прово­дится научными коллективами, общественными объединениями, органами местного самоуправления по их инициативе и становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соот­ветствующими органами государственной экологической эксперти­зы. Причем общественная экологическая экспертиза может проводиться в том случае, если этот вид деятельности определен их уставами, которые зарегистрированы в установленном порядке.

Различают три основных типа государственной экологической экспертизы: экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов.

В качестве субъектов государственной экологической экспер­тизы выступают государственные органы и экспертные комиссии. Закон «Об экологической экспертизе» определяет их полномочия на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Данный закон впервые вводит понятие «специально уполномочен­ные государственные органы в области экологической экспертизы». Таковыми являются федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природ­ной среды и его территориальные органы, которые имеют исключи­тельное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения.

Субъектами государственной экологической экспертизы выс­тупают, как правило, три стороны: заказчик, подрядчик (исполни­тель) и потребитель.

Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную государ­ственную экологическую экспертизу.

Подрядчиком (исполнителем) обычно является самостоятель­ная комиссия, подобранная компетентным органом из нештатных экспертов и утвержденная им.

Потребителем является предприятие, организация, учреждение, объекты или документы которых стали предметом экспертного анали­за. В ходе дальнейшего развития экспертного процесса, например, при назначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения экспертной комиссии, т.е. расширении круга эколого-экспертных отношений, число субъектов и их виды могут меняться. В этом случае субъектами экологической экспертизы могут быть:

Представители общественности;

Представители научно-исследовательских и проектных организаций, не входящих в состав экспертных комиссий, но созда­ющих те самые материалы и документы, подлежащие экспертизе,
т.е. фактически проводящих первичную стадию - оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС);

Работники государственных органов контроля и надзора, а также других организаций и учреждений Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), выявляющих пер­вичную информацию о нарушениях действующих законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующих объектов эко­логической экспертизы;

Персонал, работающий на действующих объектах, подле­жащих экологической экспертизе.

Объектами экологической экспертизы являются все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и ме­роприятиям, намечаемым к реализации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

Предплановыми материалами является документация информа­ционно-методического характера, содержащая различные характерис­тики объекта планирования. К предплановым документам относят: прогнозы развития отраслей хозяйства, схемы и планы развития горо­дов и территорий, в том числе районной планировки (застройки) насе­ленных пунктов, комплексные схемы охраны и использования отдельных природных ресурсов, различных зон и территорий.

К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки строительства (трассы), технико-экономические обосно­вания (ТЭО), основные положения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальные условия на строительное проектирование и т.д.

К проектным материалам относятся типовые и индивидуаль­ные проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техничес­кое перевооружение, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также рабочая и сметная документация.

Обязательной государственной экологической экспертизе под­лежат также проекты нормативно-правовых актов, утверждаемых органами государственной власти РФ и ее субъектов, если они зат­рагивают объекты или деятельность, реализация которых может при­вести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.

На государственную экологическую экспертизу рекомендует­ся представлять материалы, содержащие:

Информацию о природной среде (природные условия) и хозяйственном использовании территории, о природоохранных объектах, количественных показателях состояния компонентов эко­систем (воздуха, воды, почвы и т.д.);

Оценку существующего экологического состояния территории;

Данные о характере планируемой деятельности и видах воз­действия;

Ограничения по пользованию природной средой;

Прогноз изменений природной среды при реализации про­ектных решений;

Сведения о социальной среде и здоровье населения;

Оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население;

Характеристику и оценку эффективности природоохранных
мероприятий и других мер по предупреждению и снижению нега­тивного воздействия объекта.

Процедура проведения экологической экспертизы включает в себя пять стадий:

1) назначение экспертизы и ее организация;

2) сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информа­ции;

3) формирование предварительного заключения и ознакомле­ние с ним общественности;

4) представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его руководителем компетентного органа;

5) разрешение споров и проведение повторной (дополнитель­ной) экспертизы.

Основная задача экспертной комиссии или эксперта, проводя­щего государственную экологическую экспертизу, состоит в сборе, обобщении, анализе и оценке информации. По ряду объектов экс­пертизы представление подобного рода экологической информации вменяется в обязанность потребителю экспертизы. Что касается осо­бо экологически опасных видов хозяйственной деятельности, на экспертизу в этом случае обязательно должны быть представлены материалы, которые называются «Заявление об экологических по­следствиях», или результаты проведения оценки воздействия объек­та на окружающую среду (ОВОС).

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, утверж­дается руководителем специально уполномоченного государствен­ного органа в области экологической экспертизы, после чего приобретает статус заключения государственной экологической эк­спертизы и становится обязательным для всех ее участников. Поло­жительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реали­зации объекта экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государ­ственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта.

Ответственность в области экологической экспертизы воз­никает в связи с нарушениями законодательства РФ в этой области. За­кон «Об экологической экспертизе» устанавливает уголовную, административную, материальную и гражданскую ответственности, включая компенсацию причиненного гражданину морального вреда.

Финансирование государственной экологической экспер­тизы осуществляется в соответствии с Законом «Об экологической экспертизе» за счет средств заказчика в соответствии со сметой рас­ходов и порядком, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы. Сред­ства перечисляются заказчиком на отдельный субсчет специально уполномоченного органа в области государственной экологической экспертизы. Перечисленные финансовые средства расходуются ис­ключительно на проведение государственной экологической экспер­тизы в порядке, утвержденном Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с законодательством РФ об экологической экс­пертизе применяется общепринятая норма: если международным до­говором РФ установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены российским законодатель­ством, применяются правила международного договора. При этом технико-экономические обоснования и проекты, в том числе с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, подлежат обязательной экологической экспертизе наравне с российскими.

2. Оценка экологического риска в процессе производ­ственной деятельности

В Законе РФ «Об экологической экспертизе» любая хозяйствен­ная деятельность признается потенциально экологически опасной. Поэтому учет экологической составляющей при анализе и оценках возможных рисков планируемой деятельности является обязатель­ной частью инвестиций.

Принятие хозяйственного решения на основе анализа эколо­гического риска включает четыре последовательных стадии:

Идентификация видов опасностей для человека и окружаю­щей природной среды хозяйственной и иной планируемой деятель­ности;

Количественная оценка планируемого воздействия, ранжи­рование рисков по степени опасности и их учет при подготовке при­нятия решений;

Принятие решения о допустимости планируемой деятельно­сти для объектов охраны окружающей природной среды;

Осуществление контроля управления состояния окружающей среды и мониторинга планируемой деятельности.

В настоящее время наиболее крупные инвестиции связаны с градостроительными проектами и социально-экономическими про­граммами. Процесс строительства можно подразделить на три ос­новных этапа:

1) оформление и получение прав аренды земельного участка;

2) подготовка проектно-сметной документации;

3) ведение строительных и инженерно-технических работ.

Экологические риски должны быть рассмотрены на самых ранних стадиях обоснования инвестиций, когда решается вопрос возможности приобретения прав аренды земельного участка. При этом учитывается как местоположение площадки, так и предусмот­ренные бизнес-планом объем и перечень хозяйственных намерений. Анализ экологического риска при выборе площадки должен учитывать все экологические условия, окружающую застройку и планировку территории, транспортные связи, инженерные сети и инфраструктуру обслуживания, наличие зданий и сооружений, а так­же зеленые насаждения.

Оценка экологических рисков, связанных с планируемыми действиями, учитывает их объем, масштаб, допустимость и возмож­ность реализации на данной территории, а также оценку экологи­ческих рисков всей сопутствующей деятельности, обеспечивающей функционирование основного объекта. На данном этапе подготав­ливаются ограничения и рекомендации для следующих стадий инвестиционно-строительного процесса, выполнение которых позво­ляет ограничивать или минимизировать риск при их реализации.

При разработке и утверждении проектно-сметной документации основные экологические проблемы связаны с возможными отклонени­ями от согласованного проектного решения либо с невыполнением ограничений, а также с возрастанием времени и затрат на проектирова­ние и реализацию развития инженерной инфраструктуры.

Строительство на площадке после получения прав землеполь­зования и в соответствии с утвержденной проектно-сметной доку­ментацией должно вестись согласно плану-графику строительных и установочных работ. Проект организации строительства должен учи­тывать все ограничения на строительство, необходимость организа­ции временных подъездных путей и инженерного обеспечения, выполнения требуемых проверок и технических исследований.

Оценка правильности и достаточности определения экологи­ческого риска может быть дана через действующие экономические механизмы, которые включают:

Процедуру, проводимую на ранних стадиях обоснований инвестиций при предпроектных проработках, когда оцениваются возможные негативные последствия планируемых намерений по эко­
номической, экологической и социальной составляющим;

Процедуру государственной экологической экспертизы, про­водимой на стадии градостроительной и проектной документации;

Экологический контроль и мониторинг ведущихся строи­тельных и инженерно-технических работ на соответствие их норма­тивным требованиям и утвержденному решению;

Лицензирование всех видов деятельности, которые непосредственно или опосредованно могут оказать негативное влияние на окружающую природную среду;

Экологическое страхование предприятия, жизни и здоровья населения от возможных негативных последствий инвестиционной деятельности;

Экологический аудит действующих хозяйствующих субъектов.
Экологическое сопровождение инвестиционной деятельности на всех этапах реализации планируемой деятельности способствует исключению неоправданных рисков.

3. Основы оценки экологического риска для здоровья на­селения

В настоящее время наиболее актуальной и сложной пробле­мой является установление связи между воздействием факторов окружающей среды и состоянием здоровья населения. Принято счи­тать, что здоровье человека определяется сложным воздействием це­лого ряда факторов:

Наследственность;

Образ жизни и наличие вредных привычек;

Социально-экономическое и психологическое благополучие;

Доступность и качество медицинского обслуживания;

Качество окружающей среды;

Санитарно-техническое обеспечение обитаемости.

По мнению экспертов ВОЗ, 23% всех заболеваний и 25% всех случаев рака обусловлены действием факторов окружающей среды. Вклад экологических факторов в риск развития нарушений состоя­ния здоровья населения не постоянен и зависит от вида нарушений здоровья, конкретных географических, социально-экономических и многих других особенностей региона. По данным российских уче­ных, 49-53% факторов, влияющих на здоровье, относится к образу жизни (курение, употребление алкоголя, злоупотребление лекарства­ми, характер питания, гиподинамия и т.п.). Вклад генетических и биологических факторов в состояние здоровья населения составля­ет 18-22%, состояние здравоохранения - 18-20%.

По данным Агентства по охране окружающей среды США, факторы окружающей среды играют ведущую роль в развитии 50% всех злокачественных новообразований. Причем среди факторов кан­церогенного риска ведущее место занимают солнечное облучение (риск 1:3) и курение (8:100), т.е. факторы, регулируемые самим че­ловеком. Суммарный вклад этих факторов составляет около 40%.

Загрязнение окружающей среды вносит значительно меньший вклад в канцерогенный риск (от 0,1 до 10%).

В последние годы смертность населения в России резко воз­росла и в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. Больше всего рос­сиян умирает от болезней системы кровообращения (более 50%), несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний.

Среди причин смерти в экономически развитых странах веду­щее место занимают болезни сердца (33,5%), злокачественные но­вообразования (23,5%), цереброваскулярные заболевания (6,7%), несчастные случаи (4,3%), грипп (3,7%). При этом основной вклад в причины смерти вносят факторы окружающей среды и образа жиз­ни человека. Так, в 1/6 всех случаев смерть обусловлена курением. Вклад данного фактора в риск смерти от заболеваний коронарных сосудов оценивается в 21%, от рака - 30%. Половина всех случаев смерти в результате убийств, самоубийств и автомобильных аварий связана с приемом алкоголя.

Статистики подсчитали, что в новогодние торжества россияне выпивают почти половину «среднегодичной» алкогольной «нормы», составляющей для среднего россиянина 15 литров водки в год. Если же учесть, что статистические данные включают и младенцев, то эта цифра возрастёт, как минимум, на треть. В России по состоянию на 1 декабря 2004 года насчитывалось более 2,6 миллионов алкоголиков.

По данным НИИ наркологии России, до 80% сыновей и до 20% дочерей больных алкоголизмом отцов по достижении зрелого возраста сами заболевают алкоголизмом и наркоманией. Приобще­ние к алкоголю происходило преимущественно в кругу семьи, на семейных праздниках. Первый бокал шампанского молодёжь про­бовала как раз под Новый год или в день своего рождения. Первую рюмку они, как правило, получили из рук родителей или родствен­ников. Систематически потребляющие алкоголь подростки чаще всего приобщились к нему вне дома, в компании сверстников или старших товарищей.

На сегодняшний день россияне тратят 3,7% семейного бюд­жета на алкоголь и сигареты, а на занятия спортом в 12 раз меньше.

На практике выявление точного вклада того или иного факто­ра в развитие заболевания в силу их сложных взаимодействий меж­ду собой нередко представляет очень трудную задачу. Например, результаты исследований по проекту генома человека показали, что

существует более 200 генов, контролирующих восприимчивость че­ловека к заболеваниям, связанным с воздействием факторов окру­жающей среды. Индивидуальные различия в чувствительности к большинству ранее изученных вредных факторов, как правило, не превышают 5-10 раз, в то время как к действию канцерогенов чув­ствительность индивидуумов может различаться в тысячи раз.

Выявление роли тех или иных воздействий факторов окружа­ющей среды в нарушении состояния здоровья населения затрудне­но огромным многообразием потенциально вредных факторов, с которым и контактирует человек в условиях населенных мест и в производственных условиях. Так, по данным Службы химической информации США, в мире к 2002 году было зарегистрировано свы­ше 35 миллионов химических соединений, и некоторые из них мо­гут представлять реальную угрозу для здоровья человека. Кроме того, выявление вклада факторов окружающей среды в возникновение заболеваний у человека нередко затрудняется большим числом вы­зываемых ими вредных эффектов, многие из которых встречаются среди населения и без воздействия анализируемых факторов окру­жающей среды.

Фактор окружающей среды может играть различную роль в возникновении заболевания. Он может выступать как этиологичес­кий, причинный фактор, практически на 100% определяющий раз­витие конкретного специфического заболевания. В настоящее время примерно 20 видов хронических болезней идентифицированы как вызванные действием определенного фактора внешней среды. На­пример, болезнь Минамата, связанная с загрязнением морской и реч­ной фауны ртутьсодержащими промышленными стоками, болезнь итай-итай, обусловленная поливом рисовых полей водой, загрязнен­ной стоками, содержащими кадмий, и т.д.

В связи со сложной, многофакторной природой некоторых хронических неинфекционных заболеваний (например, атероскле­роза, гипертонической болезни и др.) доказать этиологическую связь между развившимся у человека заболеванием и предшествующим вредным воздействием очень трудно. Однако с помощью эпидемио­логических и гигиенических исследований нередко удается выявить и количественно оценить дополнительную вероятность, т.е. риск развития подобных заболеваний для относительно больших групп населения. При этом лишь с определенной долей вероятности мож но предполагать наличие повышенного риска у конкретного инди­видуума. В подобных случаях фактор окружающей среды может рас­сматриваться как фактор риска.

Соотношения между воздействием факторов окружающей сре­ды и нарушениями состояния здоровья могут иметь разный харак­тер. Наиболее простым примером является ситуация, когда сам факт воздействия необходим и достаточен для возникновения заболева­ния. Например, укус человека больной собакой достаточен для развития бешенства, а воздействие высокой температуры - необхо­димое условие для возникновения теплового удара. В подобных си­туациях отсутствие воздействия означает нулевой риск.

Воздействие может быть также необходимым, но недостаточ­ным для развития заболевания. Например, согласно современным представлениям механизм химического канцерогенеза включает в себя несколько последовательных стадий: инициация (первичное повреждение клетки), промоция (преобразование инициированных клеток в опухолевые клетки), прогрессия (злокачественный рост и метастазирование), Если вещество обладает только промоторными или только инициирующими свойствами, то этого недостаточно для развития рака.

Другим вариантом причинно-следственных взаимоотношений является случай, когда воздействие достаточно, но не необходимо для развития заболевания. Например, воздействие бензола способно вызвать развитие лейкоза, однако лейкоз может возникнуть и без воздействия этого вещества.

Наиболее характерным для так называемых «экологически обусловленных» заболеваний или заболеваний, вызванных воздей­ствием факторов окружающей среды, является вариант, при кото­ром их недостаточно и необходимо для развития заболевания. К таким заболеваниям относится большинство неинфекционных за­болеваний, имеющих сложную, множественную этиологию, и риск их развития зависит от большого числа разнообразных факторов. Сложность анализа подобных ситуаций связана с тем, что высокий уровень заболеваемости может быть связан с другими известными и неизвестными причинами.

Риск возникновения заболевания характеризуется тремя аспек­тами: вероятность, последствия реализации риска и значимость по­следствий. В связи с этим риск нередко выражают в виде формулы:

где F - частота событий; С - последствия.

Данная формула важна для понимания особенностей восприятия риска человеком и обществом в целом. Чем больше частота неблагоприятных событий и выраженность их последствий, тем больше величина риска.

Заключением ГЭЭ является документ, который подготовлен эк-
спертной комиссией и содержит обоснованные выводы о допусти-
мости воздействия на окружающую природную среду хозяйствен-
ной и иной деятельности и о возможности реализации объекта
экспертизы, одобренный квалифицированным большинством спи-
сочного состава комиссии. В случае несогласия члена экспертной
комиссии с выводами заключения эксперт формулирует особое
мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается


к заключению. При этом эксперт подписывает заключение экспер-
тной комиссии с отметкой «особое мнение». Типовая форма зак-
лючения ГЭЭ приведена в прил. 2.

Текст заключения должен быть сбалансирован таким образом,
чтобы по его содержанию можно было иметь полное представле-
ние об объекте, документация на создание (реконструкцию, рас-
ширение и т.д.) которого представлена на экспертизу; о принятых
природоохранных решениях, минимизирующих негативное воз-
действие намечаемой деятельности на окружающую среду; о соот-
ветствии природоохранных решений требованиям законодатель-
ных актов и нормативным документам Российской Федерации; из
текста, как следствие, вытекает оценка возможности (невозмож-
ности) реализации объекта экспертизы.

Заключение ГЭЭ, за исключением проектов нормативных пра-
вовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Фе-
дерации, может быть положительным или отрицательным. Заклю-
чение экологической экспертизы по проектам правовых актов Рос-
сийской Федерации, реализация которых может привести к нега-
тивным воздействиям на окружающую природную среду, должно
содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных по-
ложений указанного проекта правового акта законодательству Рос-
сийской Федерации в области охраны окружающей природной
среды и требованиям экологической безопасности, а также вьво-
ды об экологических и связанных с ними иных последствиях реа-
лизации данного объекта экспертизы.

Положительное заключение ГЭЭ не должно содержать замеча-
ний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют
существа предложенных заказчиком или разработчиком докумен-
тации намечаемых решений. При наличии замечаний экспертов по
проекту заключения экспертной комиссии этот проект дорабаты-
вается и подписывается руководителем, ответственным секрета-
рем экспертной комиссии и всеми ее членами.



Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязатель-
ных условий финансирования и реализации объекта экологиче-
ской экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока,
определенного специально уполномоченным государственным ор-
ганом в области экологической экспертизы. Положительное за-
ключение ГЭЭ теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;

изменения условий природопользования специально уполно-
моченным на то государственным органом в области охраны окру-
жающей природной среды;

реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, по-
лучившей положительное заключение, и (или) в случае внесения
изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;


внесения изменений в проектную и иную документацию после
получения положительного заключения ГЭЭ.

Заключение, подготовленное комиссией ГЭЭ, подписывается
руководителем этой комиссии, ее ответственным секретарем и
всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия. Зак-
лючение экспертной комиссии в существующем составе считается
Принятым, если оно подписано квалифицированным большин-
ством членов комиссии, составляющим не менее двух третей ее
списочного состава,

В случае неподписания заключения квалифицированным боль-
шинством, а также при наличии особого мнения или подписании
заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляю-
щими более одной трети списочного состава комиссии, руководи-
тель совместно с руководителем экспертного подразделения док-
ладывают руководству МПР России или его территориального орга-
на о невозможности принятия комиссией в существующем соста-
ве решения по заключению ГЭЭ. При этом руководитель эксперт-
ного подразделения вправе высказывать предложения о необходи-
мости продления срока проведения экспертизы, но не более 6 мес
со дня ее начала и дополнительном включении экспертов в состав
экспертной комиссии.

В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано
квалифицированным большинством голосов ее списочного соста-
ва и после продления срока проведения ГЭЭ, данная экологичес-
кая экспертиза считается завершенной без результата. Все заклю-
чения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Со-
здается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовав-
ших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям,
предъявляемым к экспертам.

Сводное заключение по результатам проведения государствен-
ной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной
документации содержит совокупную оценку экономической целе-
сообразности и технической возможности реализации проектных
решений с учетом требований экологической и промышленной
безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных
и инженерно-технических решений технологическим требовани-
ям, требованиям конструктивной надежности и безопасности.
К сводному заключению прилагаются являющиеся его неотъемле-
мой частью заключения органов специализированной эксперти-
зы, в том числе ГЭЭ. Положительное сводное заключение состав-
ляется при наличии положительных заключений органов специа-
лизированной экспертизы.

Заключение ГЭЭ направляется заказчику. Например, Комитет
природных ресурсов Карелии представил на ГЭЭ Республиканс-
кую целевую программу «Освоение недр и развитие горнопромыш-
ленного комплекса Республики Карелия на 2000-2002-2010 гг.»


и получил положительное заключение ГЭЭ, заканчивающееся сле-
дующими выводами.

Экспертная комиссия ГЭЭ, рассмотрев материалы Республиканской
целевой программы «Освоение недр и развитие горнопромышленного ком-
плекса Республики Карелия на 2000 - 2002-2010 гг.», учитывая имею-
щиеся заключения (согласования) министерств и ведомств Республики
Карелия [п. 4 перечня представленных документов и материалов] и ожи-
даемый положительный социально-экономический эффект, установили
следующее.

1. Представленные материалы Программы по объему и содержанию в
основном соответствуют нормативам и требованиям, установленным за-
конодательством Российской Федерации в области охраны окружающей
среды. Экологическое обоснование намечаемой горнопромышленной де-
ятельности и вопросы воздействия на окружающую природную среду из-
ложены с достаточной полнотой, а выявленные недоработки не имеют
критического характера.

2. Представленный в Программе уровень воздействия на окружающую
среду при осуществлении планируемой деятельности по вариантам осно-
ения недр и развитию горнопромышленного комплекса Республики Ка-
релия является допустимым.

3. Материалы Программы, с учетом рекомендаций и предложений,
изложенных в п. 3.2.4, 3.3.5, 3.4.4, 3.5.9, 3.6.3, 3.7.4, 3.9.2, 3.10.2, 3.11.4,
3.12.7, 3.13.15 настоящего Заключения, могут служить основой для разра-
ботки проектной документации по объектам, входящим в Программу.

4. Предложения и рекомендации, изложенные в п. 3.2.4, 3.3.5, 3.4.4,
3.5.9, 3.6.3, 3.7.4, 3.9.2, 3.10.2, 3.11.4, 3.12.7, 3.13.15 настоящего Заклю-
чения, должны быть учтены при разработке проектной и иной докумен-
тации по освоению или модернизации включенных в Программу объек-
тов, подлежащей государственной экологической экспертизе.

На основе анализа представленных документов и материалов эксперт-
ная комиссия считает возможной реализацию Республиканской целевой
программы «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса
Республики Карелия на 2000 - 2002-2010 гг.».

Для осуществления соответствующих контрольных функций
информация о заключении ГЭЭ направляется территориальным
органам МПР России, органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления. Эти сведения
также могут направляться и банковским организациям, которые
осуществляют финансирование реализации объекта ГЭЭ.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством
членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ
только после его утверждения приказом МПР России или его
территориального органа, в котором устанавливается срок дей-
ствия положительного заключения. Утверждение заключения, под-
готовленного экспертной комиссией ГЭЭ, является актом, под-
тверждающим соответствие порядка проведения ГЭЭ требовани-
ям федерального законодательства и иных нормативных право-


вых актов Российской Федерации, а также требованиям законов
и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Фе-
дерации.

Руководство МПР России и его территориального органа имеет
право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:
нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;
несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.
После завершения ГЭЭ секретарь комиссии направляет:
заключение экологической экспертизы заказчику в течение пяти
дней со дня утверждения заключения государственной экологи-
ческой экспертизы;

информацию о заключении ГЭЭ органам исполнительной вла-
сти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуп-
равления;

информацию о заключении ГЭЭ для осуществления соответ-
ствующих контрольных функций органам государственного эко-
логического контроля;

письма с информацией о результатах проведения ГЭЭ с целью
информирования общественности и средств массовой информа-
ции по их запросам;

информацию в банковские организации, осуществляющие фи-
нансирование проектов, в отношении объектов экологической
экспертизы, не получивших положительного заключения ГЭЭ.