Информация потенциально может быть недостоверной. Примеры недостоверной информации

Тот путь эволюции, который на сегодняшний день прошли СМИ, и стремительное развитие Интернета ярко свидетельствует о том, что информационный голод современному человеку отнюдь не грозит. В арсенале нынешнего поколения всегда имеются актуальные сведения, позволяющие ответить практически на любой вопрос.
Однако здесь перед человечеством возникает другая проблема. Информации, в том числе и постоянно обновляемой, стало настолько много, что возникает необходимость в получении достоверных сведений.

Ведь в нескончаемом потоке статей, заметок и публикаций нередко попадаются тексты, написанные некомпетентными авторами, либо теми, кто сознательно дезинформирует общество. Как же обрести уверенность в том, что по тому или иному вопросу получена полная достоверная информация? Для этого все данные необходимо научиться отличать от тех, которые лишь вводят читателя в заблуждение.

Понятие информации

В процессе обучения или по мере надобности мы получаем сведения о различных событиях, фактах, лицах и предметах. Это и есть нужная нам информация, которая может иметь разнообразные формы представления. При этом она бывает как достоверной, так и нет.

Случается так, что полученная нами информация не соответствует действительности. Она предоставляет нам сведения о явлениях и предметах, которые вообще не существовали. Такую информацию относят к разряду недостоверной.

В противоположность этому полученные нами сведения могут быть реальными, подлинными и не вызывающими никаких сомнений. Примеры достоверной информации - это те публикации, которые подтверждаются юридически корректными процедурами с использованием свидетелей, документов, экспертиз и т. д.

Источники получаемых сведений

Откуда берется достоверная информация? Примеры источников ее получения разнообразны. Ими могут выступать:
- физические лица, в силу своих полномочий и занимаемой должности располагающие теми сведениями, которые интересуют средства массовой информации;
- официальные документы;
- среда обитания человека (урбанистическая, природная, а также предметно-вещественная);
- печатные издания с выходными данными (энциклопедии, книги, учебники, статьи в печатных журналах и т. д.);
- информационная среда виртуального типа;
- сайты в Интернете.

Наиболее распространенными источниками получения информации являются должностные лица официальных государственных органов. Снабжать население точными и объективными сведениями - их прямая обязанность.

В РФ существует норма, гарантирующая право граждан на достоверную информацию. Она закреплена в законодательном акте «О средствах массовой информации». Согласно этому документу, граждане страны обладают правом на получение правдивых сведений, касающихся деятельности государственных организаций и органов, а также различных общественных объединений и о работающих в них должностных лицах. Это достоверные Они передают имеющиеся у них сведения либо по запросам редакций, либо путем проведения конференций, осуществления рассылок, статистических и справочных материалов, а также при помощи иных форм.

Там, где существует право, имеется и обязанность. Так, редакции СМИ должны передавать гражданам полученные от официальных органов достоверные сведения.

Свойства информации

Значение различных публикаций, статей, новостей и сообщений для повседневной жизни человеческого общества велико. От имеющихся у них свойств зависит экономическое развитие государств, а также здоровье и жизнь людей.

При любой ситуации необходим анализ имеющихся о полученной информации свойств. Это позволит понять, насколько данные сведения полезны и актуальны для окружающих. При этом оценивается и то, насколько достоверная информация. Примеры действительно правдивых сведений достаточно разнообразны. Это может быть телевизионная программа. Она в большинстве случаев содержит в себе актуальную для человека и вполне достоверную информацию.

Однако существуют и такие ситуации, при которых важны несколько иные свойства получаемых сведений. Так, приводимые примеры достоверной информации являются явно недостаточными для маленьких детей. Им необходимо озвучивать текст, состоящий из простых предложений, который, к тому же, должен быть иллюстрирован. Только в таком случае информация сможет обладать свойством понятности и доступности.

Человек в полной мере способен использовать полученные им сведения, если они будут актуальны, доступны (понятны), достоверны, адекватны, репрезентативны и полны. Рассмотрим этим категории подробнее.

Актуальность

Получаемые сведения должны быть важны для человека и общества в целом. При этом они будут считаться актуальными, если ими можно воспользоваться при решении той или иной проблемы, а также при возникновении конкретной ситуации.

Данное свойство находится в прямой зависимости от того временного интервала, который разделяет момент появления информации и далее ее получения, а также от быстроты изменения ситуации. Только правдивые и своевременные сведения помогут решить поставленную задачу.

Примеры достоверной информации, которая является еще и актуальной, это прослушанные накануне данные о надвигающихся ураганах, землетрясениях, а также иных стихийных бедствиях. Большую важность в жизни человека и общества играет и прогноз погоды.

Доступность

Вся информация должна быть подана в понятной для человека форме и тем языком, который он воспринимает. Только в таком случае можно говорить о доступности текста.
Например, информация, необходимая и достоверная, содержится в учебнике по химии для 10 класса. Однако она непонятна для восьмиклассников, которые встретят в тексте параграфов незнакомые формулы и термины.

Данное свойство информации учитывают книжные магазины и библиотеки. На их полках указываются сведения о том, литература для какого возраста находится в том или ином разделе.

Достоверность

Все получаемые сведения должны отражать состояние того объекта, явления или процесса, которые существуют реально. Недаром граждане любой страны имеют право на достоверную информацию. Ведь ложные данные могут привести к неверному восприятию ситуации и принятию ошибочного решения.

Достаточность (полнота)

Достоверная информация должна включать в себя минимальный, но в то же время строго определенный набор данных для принятия верного решения. В таком случае можно говорить о полноте получаемых сведений. Однако стоит иметь в виду, что эффективность принимаемых решений утрачивается не только при неполном, но и при избыточном объеме информации.

В жизни часто встречаются ситуации, когда очень важно, чтобы полученные человеком сведения были достоверны и достаточны. Так, ежедневно мы разговариваем по телефону, намечая серьезные дела и встречи. Но иногда услышать все слова собеседника не можем из-за шума в трубке. При этом неверно понятые фразы могут быть истолкованы по-своему.

Какие еще можно привести примеры достоверной информации, которая из-за утраты полноты сведений способна привести к принятию неверного решения? Это телеграмма о дате и времени приезда гостя, в которой по той или иной причине допущена ошибка. Искажения в тексте приведут к его неправильному пониманию. В результате гостю придется добираться от вокзала самостоятельно.

Адекватность

Это еще одно свойство информации, которое позволяет сопоставлять полученные данные с реальным объектом, явлением или процессом. Что касается реальной жизни, то в ней полная адекватность предоставленных сведений практически не наблюдается.

К примеру, абитуриент, желающий после окончания школы получить экономическую специальность, имеет от своих друзей информацию о том, что выбранную им профессию можно приобрести в различных вузах. Появившиеся не из официальных источников сведения противоречивы. Именно поэтому, опираясь на них, молодой человек не в состоянии принять нужное для себя решение. В таком случае можно говорить о том, что полученная информация неадекватна по отношению к имеющемуся состоянию дел.

Достоверные сведения имеются в «Справочнике для поступающих в вузы». В данном издании адекватно отражены все направления обучения, которые имеются в университетах страны. Такая информация поможет абитуриенту принять верное решение, окончательно определившись со своим выбором.

Репрезентативность

Данное свойство информации напрямую связано с ее верным отбором и формированием данных для адекватного описания свойств объекта. Для этого используются похожие сведения из различных источников. В итоге подбираются данные, касающиеся наиболее важных характеристик предмета или явления.

Примером может служить решение вопроса, поставленного социальной службе города, о выяснении той суммы денежных средств, которые тратятся каждой семьей еженедельно. Для этого нет надобности в опросе всех жителей. Работники социальной службы должны выяснить эту сумму только у той части населения, которую можно включить в типичную группу. В итоге произойдет формирование массива информации, который называется выборкой. В том случае, если результаты опроса будут характерны для большей части населения города, тможно говорить о репрезентативности информации.

Объективный и субъективный характер сведений

Весьма сложно привести примеры информации достоверной и недостоверной, когда человек высказывает к ней то или иное отношение. В таком случае уместней рассматривать сведения с точки зрения их объективности и субъективности. Первая из этих двух характеристик зависит только от содержания информационного текста.

Отношение к нему человека здесь никакого значения не имеет. Так, достоверная и объективная информация содержится в любом школьном учебнике. Ее объем, смысл, а также вид представления не зависят от того или иного отношения ученика к предмету. Совершенно другие свойства имеет субъективная информация. Ее характеристика находится в прямой зависимости от той значимости, которой обладают сведения для конкретного человека.

Достоверная, но необъективная информация постоянно встречает нас в повседневной жизни. О ее наличии говорят такие определения, как интересная и важная, вредная и полезная, сложная и т. д. Все эти слова характеризуют отношение человека к значимости информации. В жизни вряд ли можно встретить сведения, которые были бы одинаково интересны и важны для каждого человека. Именно поэтому все вышеперечисленные определения характеризуют публикации, статьи и сообщения с точки зрения их субъективности.

Достоверная, но необъективная информация содержится во фразе «На улице холодно». Это ощущение зависит от высказавшего его человека. Объективная информация может быть получена из сообщения «На улице 15 градусов». Эти сведения дают нам приборы с точностью, зависящей от их погрешности.

Существуют многочисленные примеры достоверной, но необъективной информации. Ведь о любых сведениях, поданных даже официальными источниками, у людей возникают свои мнения и суждения. В таком случае информация перестает быть объективной, переходя в категорию субъективной.

Примеры достоверной, но необъективной информации можно найти в различных СМИ. Это отклики и обсуждения принятых законодательных актов, описание произошедших событий и т. д.

Классификация уровня достоверности

Ежедневно мы сталкиваемся с различными публикациями. В них содержится достоверная и недостоверная информация. Как же ее разграничить?

Существуют определенные группы сведений, распределяющие всю предоставленную информацию по степени ее правдивости. К первой из них относятся официальные публикации, содержащиеся на сайтах государственных органов, в том числе носящие регистрационных характер. Такая информация максимально достоверна. Именно поэтому она заслуживает наивысшего критерия оценки. Однако примеры информации достоверной и недостоверной могут быть приведены и в данном случае. Дело в том, что в подаче любых сведений не исключены непреднамеренные ошибки.

Ко второй группе относят официальные публикации, размещенные на сайтах информационных агентств с хорошей репутацией. Это также источник наиболее высокой степени достоверности.

К третьей группе относятся сведения, которые раскрывают о себе юридические лица. Такие данные помещают на собственных или специализированных сайтах.

В четвертую группу достоверности включают информацию, которая содержится на страницах информационных и новостных агентств. Такие сведения находятся также на сайтах электронных СМИ, которые обладают хорошей репутацией.

Достоверная и недостоверная информация может быть собрана из разных источников. Ее размещают на тематических ресурсах, имеющих определенное направление деятельности. Именно поэтому такие сведения относят к пятой группе достоверности.

К шестому уровню правдивости информации относят данные, которые можно прочесть на сайтах компаний, выпускающих собственный продукт информационно-аналитического характера. В данном случае правдивость сведений напрямую зависит от ангажированности и позиции владельцев ресурса.

В седьмую группу входит «желтая» информация. Об ее достоверности вообще не стоит вести речь.

Автор Якушина Екатерина Викторовна, к.п.н, старший научный сотрудник
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО http://mediaeducation.ru/

В настоящее время Интернет является одним из самых популярных источников информации. Он привлекает людей тем, что в нем довольно просто и удобно найти любые необходимые данные, онлайн поиск занимает намного меньше времени, чем получение информации не только из книг, энциклопедий, газет, но даже из теле- и радио- сообщений.

Интернет-технологии постоянно развиваются и пополняются новыми сервисами и информационными ресурсами, аудитория расширяется, стирая региональные, социальные и возрастные границы. Подросток может заниматься вопросами ядерной физики наравне со взрослыми людьми, а взрослый может играть в сетевую игру с детьми, находясь на их уровне.

В целом в современном обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета.

Тем не менее, несмотря на неоспоримые положительные моменты, информация в Интернете малодостоверна и хаотична, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Она, во многих случаях, представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование потребителями информации с политическими, экономическими или другими целями. Поэтому нельзя слепо доверять информации, полученной из всемирной сети. Прежде всего, необходимо научиться осуществлять контроль достоверности.

Примеров недостоверной информации можно привести много. Прежде всего, эта проблема касается новостной сферы. В последнее время многие ругают официальные СМИ, телевидение и радио за «однобокость» в представлении информации и предпочитают социальные сети, играя роль «сарафанного радио», предавая, распространяя и комментируя заведомо ложную информацию.

Так как только что-то необычное, сенсационное может привлечь внимание людей, появляются так называемые фейковые, фальшивые новости, которые выгодны определенным группам лиц, например оппозиционным активистам, или людям, которые хотят привлечь внимание к той или иной проблеме некорректным путем. Эти новости, способные с быстротой молнии «зацепить» обычного пользователя сети, могут распространяться с огромной скоростью, по ходу обрастая все новыми и новыми подробностями. Это могут быть новости или реакция на какую-либо новость, поддержанная пользователями социальных сетей. Такая информация может подолгу копироваться, «перепостиваться» в сети. К примеру, до сих пор в сети можно встретить новость о воинской повинности бездетных женщин, впервые появившейся на сайте петербургского депутата Виталия Милонова, а также комментарии к этой новости.

Еще один некорректный способ подачи информации, хорошо работающий на привлечение внимания потребителей информации – использование шокирующих новостных заголовков, причем сами новости при этом могут быть самые обычные. Например «Наташа Королева при смерти!» – новость о том, как в какой-то далекой деревне тезка известной певицы попала в ДТП. Но человек реагирует не на саму новость, а на ее заголовок, публикуя это в своей социальной сети, в блоге, твиттере и т.д. Если же это человек известный и его мнению многие доверяют, то новость расходится мгновенно. Многие помнят скандал, произошедший не так давно, когда одна известная персона распространила запись рядового пользователя о том, что на Химкинском водохранилище спустили воду, из-за чего Москва оказалась затоплена, погибли тысячи людей.
Много шума также вызвала новость о том, что популярный мультфильм «Ну, погоди!» могут отнести к категории «18+» в соответствии с принятым Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". На самом деле оказалось, что речь шла об ограничении показа одноименного шведского эротического мультфильма 2008 года с категорией «18+», но общество было растревожено: сообщение вызывало неоднозначную реакцию и разошлось по сети.

Провокационные новости распространяются преднамеренно, в целях черного пиара. Они, как правило, быстро опровергаются, но все равно цель бывает достигнута – возникают долгие обсуждения в обществе, к обсуждаемому лицу привлекается всеобще внимание. Конкретный пример – новость об увольнении увольнением главы РЖД Якунина.

Много недостоверной информации появлялось в связи с нашумевшим «Законом Димы Яковлева». Множество фактов, опубликованных в сети, касающихся судьбы детей усыновленных американцами, или же тех, кого американцы хотели бы усыновить, не нашли подтверждения. Тем не мене, тема эта широко обсуждалась в СМИ, социальных сетях, на различных Интернет-порталах.

Ложная информация также просочилась в сеть в день рождения ребенка принца Уильяма и К. Миддлтон, одно из средств массовой информации сообщало, что ребенок родился мертвым. Естественно этот факт сразу же был опровергнут, но данная новость всколыхнула мировую общественность и внимание было приковано к СМИ, сообщившему эту новость.

На самом деле недостоверная информация встречается не только информационно-развлекательно сфере, но и в любых других, включая образовательную. Масса ошибок встречается в различных банках рефератов, которым так любят пользоваться школьники и студенты. Учебники должны иметь лицензию, соответствовать ФГОС, входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. С другой стороны, электронный учебник в сети может выпустить каждый желающий и никто не будет застрахован от получения из него недостоверной информации. Ведь этот учебник не рассматривается специальной комиссией и не получает соответствующих разрешений, но тем не менее, он доступен любому желающему.
Доверять в сети можно официальным энциклопедиям, словарям. Но в тоже время, следует учитывать следующий момент. К примеру, в последнее время большую популярность приобрела Википедия – свободная энциклопедия. Информация, опубликованная в ней, вполне может оказаться недостоверной, поскольку доступ к редактированию статей имеет любой желающий – от научного сотрудника до учащегося начальной школы.

Итак, как же можно проверить представленную в сети Интернет информацию?

Прежде всего, надо разобраться какая информация считается достоверной, а какая недостоверной и научиться различать их.

Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которых не существовало вообще или которые существовали, но сведения о них не соответствуют действительности, неполные или искаженные.

Достоверная информация – информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная. Сведения, соответствующие действительности, факты, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.

Достоверными также считаются сведения, публикуемые с обязательной ссылкой на источник. Правда тут опять же возникает вопрос достоверности источника информации.
Начнем с определения, что же такое источник информации. В качестве источников информации могут выступать:

● физические лица, в силу своего положения и полномочий располагающие сведениями, которыми интересуются средства массовой информации
● реальная среда (природная, урбанистическая и предметно-вещественная среда, в которой обитает человек)
● виртуальная информационная среда
● документы
печатные издание, имеющее выходные данные (книга, энциклопедия, учебник, статьи в печатном журнале и т.д.)
● сайты в сети интернет (Интернет СМИ, Интернет-портал, Интернет-страница и т.д.)

Как уже было отмечено выше, документы является одними из самых надёжных источников информации, но только в том случае, если их можно проверить юридически.

Источники информации также могут быть достоверные и недостоверные, компетентные и некомпетентные.

Самые распространенные источники информации – представители официальных органов власти. Государственные учреждения в первую очередь обязаны снабжать граждан, наиболее точной, объективной информацией.

Но в ситуации с новостью с увольнением главы РЖД Якунина было подделано сообщение пресс-службы правительства. Таким образом, никто не застрахован от того, что недостоверная информация может просочиться даже в государственную сферу.

Поэтому получить информацию – это еще не значит полностью доверять ей.

Итак, одним из доказательств достоверности информации является наличие ссылок на источники информации.

Источники информации, уполномоченные в том или ином вопросе, либо специализирующимися непосредственно в той или иной области, называются компетентными.

На самом деле не всегда ссылка обязательна – есть случаи, когда информационные положения подтверждаются в ходе изложения материала. Это работает в том случае, если автор информации человек компетентный и является специалистом в той области, в которой пишет. В таком случае в большинстве случаев можно быть уверенным, что информация достоверна.

В большинстве случаев неназванные источники делают материал менее достоверным, особенно если в статье содержатся новости негативного характера, ранее неизвестные читателю. Прежде всего, людей волнует первоисточник появившейся информации.

Самым лучшим является наличие ссылок на авторитетные источники информации. Это могут быть агентства по сбору статистических данных, научно-исследовательские институты, другие официальные источники.
Зачастую в Интернете идет перепечатка данных с одного сайта на другие. Чем больше ссылок на исходный материал находится в Интернете, тем выше его авторитет в глазах других ресурсов, это говорит о том, что данному источнику информации доверяют. Тем не менее, его тоже лучше проверить, иногда многие сайты ссылаются на один и тот же источник недостоверной информации.

Очень важным является вопрос о компетентности автора информации. Стоит выяснить его статус, должность, познакомиться с другими работами, материалами, комментариями, отзывами. Возможно данный автор ведет свой блог, у него есть страница в социальной сети, он имеет научную степень, журналистский опыт и пр. естественно, если этому автору доверяют многие, то степень правдивости информации, представленной им, существенно возрастает.

Хуже если информация анонимна. Совсем недавно на одном из популярных Интернет-порталов была опубликована статья, в которой шла речь про «засорение» русского языка, про безграмотность даже в журналистской среде и т.д. Статья была написана в провокационно-обвинительном стиле и вызвала огромное количество перепостов и комментариев. Но первое что сразу бросилось в глаза – она не была никем подписана! Поэтому имело ли смысл спорить, соглашаться или не соглашаться с автором, возможно некомпетентным в данном вопросе?

Также можно выяснить рейтинг ресурса, на котором размещена информация. Насколько он популярен среди пользователей, пользуется или не пользуется авторитетом, какие отзывы существуют о данном ресурсе в сети. В этом могут помочь известные информационно-поисковые системы, например «Яндекс». Он покажет и индекс цитирования ресурса, и выдаст через поисковый запрос информацию о нем, а также по различным комбинациям поисковых запросов представит аналогичную информацию, которая поможет сравнить данные, оценить их достоверность.

В принципе, юридически информация из Интернета не считается полученной из достоверных источников. Только в том случае, если у ресурса есть свидетельство о регистрации СМИ, он несет особую ответственность за любую опубликованную информацию. Поэтому таким сайтам можно доверять больше, в связи с тем, что они стараются избегать непроверенных данных.

Также можно доверять официальным информационным агентствам, например ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Новости», которые имеют в Интернете свои серверы.

Есть и сетевые агентства, заслуживающие уважения. Одно из крупнейших - НСН (Национальная служба новостей, или NNS - National news service), имеет развитую собственную корреспондентскую сеть, регулярно выпускает аналитические сборники статей, написанных на высоком теоретическом и публицистическом уровне. В качестве примера предоставления качественной информации можно привести онлайновое издание Gazeta.ru.

Образовательные ресурсы, прошедшие проверку достоверности, можно увидеть в различных официальных коллекциях образовательных ресурсов. Приведем некоторые примеры:
http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам . Учебно-методические материалы для общего образования по всем предметам по типам Интернет-ресурсов, каталог ресурсов для профессионального образования.
http://school-collection.edu.ru - Школьная коллекция . Каталог ресурсов для педагога (методические материалы), каталог для учащихся (электронные учебники, контрольные работы и т.д.) по средней школе по всем дисциплинам.
http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов . Учебные интерактивные модули по всем предметам для среднего и профессионального образования; методические материалы по профессиональному образованию
http://school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . Методические и учебные материалы для начальной и средней школы по предметам.
Ресурсы, опубликованные там, в большинстве своем прошли научно-методическую экспертизу.

Следующий момент. На который мы хотели бы обратить внимание – проверка и оценка фактов – обязательный момент подтверждения достоверности информации.

Достоверность факта строго установлена, его невозможно выдумать, Любые фактические и статистические данные имеют источник. Ссылка на источник позволяет читателю оценить факты. Проверка точности фактов и приведенных чисел с большой долей вероятности покажет, на какие данные опирается тот или иной информационный ресурс.

Как правило, информации, представленной в Интернете, свойственно вольное обращение с фактами. Научная недостоверность сообщения может быть результатом того, что автор не включает в сообщение информацию в полном объеме. Здесь можно выделить два случая: автор сам не владеет всей информацией - недостаточные знания о предмете сообщения и автор умышленно скрывает от потребителя часть информации - селекция информации. Внимание может привлекаться к какому-то одному свойству материального объекта или явления, может быть предпринята неудачная попытка популяризации научных знаний. Адаптация информационного сообщения к тезаурусу и возрастным особенностям объекта информационного воздействия может привести к значительному искажению информации, вплоть до научных ошибок.

Таким образом, фактические ошибки могут быть связаны с неправильным пониманием текста, с его неверным прочтением или толкованием.

Фактические ошибки возникают по разным причинам. К примеру, человек не способен правильно оценить содержание текста и вычленить одну из основных проблем. Фактическая ошибка может появиться и в том случае, когда человек не способен обнаружить и грамотно сформулировать авторскую позицию.
Авторы текста зачастую могут домыслить то, о чем в тексте не упоминается, это неуместное проявление фантазии тоже становится причиной появления фактических ошибок.

Фактические ошибки также могут возникнуть в результате неточного цитирования, смысловой и терминологической путаницы.

Таким образом, умение работать с фактами – первый шаг к формированию грамотной оценки информационного сообщения на предмет его достоверности.

Для выяснения достоверности информации очень важно оценить адресную направленность ресурса. Кому адресована информация, какой возрастной, социальной категории? Важен также уровень образования потребителей информации. К примеру, информация, понятная студентам технического вуза и людям с высшем образованием не всегда будет доступна для школьников, людей, имеющих только среднее образование. Дело в том, что формальное образование построено на научных принципах, и у образованного человека всегда имеется некоторая культура восприятия информации, критического осмысления и работы с ней.

Еще одним важным моментов, является аргументация информации. Если что-то обосновывается, то это уже верно, закон достаточного основания выполняется, высказывания хорошо аргументированы, но обоснование может быть как корректным, так и некорректным. К примеру, если спорящие стороны интересует не истина, а победа в споре, то противники прибегают к способам, запрещенным логикой. Наиболее распространенными непроизвольными способы защиты и опровержения являются:
● доводы к личности, к публике;
● аргументы к авторитету;
● сведение к абсурду выдвинутого положения; двойственная оценка одного и того же;
● бездоказательная оценка утверждений противника;
● аргументы к жалости;
● аргументы к силе;
● подмена вопроса об истинности тезиса, вопросом о вреде и опасности его;
● принятие простой последовательности события во времени за их причинную связь; поспешное обобщение;
● аргумент к тщеславию и т.п.

Таким образом, для того чтобы сориентироваться в мире информации и уметь отделять достоверную информацию от недостоверной, необходимо:

● владеть навыками грамотного поиска информации, четко представлять себе, что надо найти в сети, правильно формулировать поисковый запрос,
● исследовать источники информации,
● научиться критически отбирать и оценивать информацию,
● уметь проверять фактические ошибки,
● изучать синтаксический план функционирования информации, логики ее построения, структуры,
● уметь отделять аргументацию научную от ненаучной, корректную от некорректной,
● сравнивать смысл, заложенный в информационном сообщении со своими базовыми званиями по той или иной проблеме, в случае их нехватки обращаться к дополнительной литературе, к другим источникам информации,
● систематизировать информацию, искать скрытый смысл.

Для нас особенно важным представляется обучение современных подростков работе с информацией, так как они в первую очередь в силу своих возрастных, психологических, образовательных особенностей подвержены влиянию негативной и недостоверной информации.

Интернет позволяет подросткам получать информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают традиционные средства массовой информации, к которым постепенно они все больше и больше утрачивают доверие. Степень доверия к информации представленной в Сети несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и тому же вопросу. Тем не менее, школьники мало подготовлены к взаимодействию с таким мощным источником воздействия, каким является Интернет. Они, зачастую, самостоятельно интерпретируют полученную информацию в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Насколько правильно воспримут получаемую информацию школьники, будет зависит от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. А школьники – это будущие взрослые, будущее нашего общества.

В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в сети с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал сети может быть использован полностью.

В качестве практического задания можно предложить педагогам проводить с учащимися анализ информационных сообщений по следующему плану:

● На каком сайте опубликована информация. Что вы можете сказать про этот сайт?
● Указан ли источник информации? Что вы можете сказать про данный источник?
● Кто автор информационного сообщения? (Если нет конкретной фамилии, можно предположить: журналист, политик, коммерсант, ученый, педагог, и т.д.)
● Кому адресовано это сообщение?
● Содержатся ли в тексте недостоверные сведения, с негативным уклоном? В каких конкретно высказываниях содержатся эти сведения?
● Если в вышеуказанных фразах имеются сведения, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
● Имеется ли в тексте резкая, выраженная в грубой, циничной форме отрицательная оценка личности?
● Какая аргументация используется.
● Какова композиционная структура текста, какие стилистические приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
● Есть ли в тексте фактические ошибки?
● Определите цель, которую преследует данное информационное сообщение.
● Найдите в сети похожие сообщения (похожую информацию по данной теме), используя различные комбинации ключевых слов. Сравните информацию из различных источников, проанализируйте ее.
● Сделайте вывод, можно ли доверять данной информации? Обоснуйте свой ответ, кратко опишите, на основании чего вы так решили.

Процесс осмысления получаемой информации имеет огромное значение для умения осуществлять индивидуальную информационную защиту.
Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач. Внимание учеников, степень освоения ими технологий и уровня полученный знаний зависит от умения учителя организовать занятие.
Для правильной организации любого вида деятельности, в том числе получения и анализа информации из Интернета, требуется:

● установить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному;
● поставить конкретные задачи;
● определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения;
● учесть следующие факторы: осмысленность и содержательность деятельности учащихся;
● активизация мыслительной деятельности;
● указание на возможные ошибки и контроль исполнения.

Чтобы повысить организацию внимания и восприятия информации при работе в сети, необходимо использовать фактор новизны и возможность личной интерпретации, которая привлечет внимание учащихся и создаст соответствующую теме эмоциональную насыщенность занятия. Работа на занятии должна предусматривать наличие обратной связи. Обратная связь может обеспечиваться контролем со стороны учителя или самоконтролем учащихся. Потребность в обратной связи определяется степенью трудности изучаемого. Чтобы достичь эффективности восприятия учитель должен употреблять слова, соответствующие той модели мира, которая пока имеется у учащихся.

Чем больше интеллектуальных умений приобрел человек, тем лучше он ориентируется в сети Интернет. Используя Интернет в качестве инструмента, учащиеся могут применять его для достижения целей, которые ранее не ставились. Роль преподавателя в решении возникших проблем сводится к формированию медиаобразовательных умений, обучению умениям переноса интеллектуальных знаний, и приемам оптимизации выбора наиболее подходящего способа решения задач поиска, анализа и представления информации.

Если подростки достаточно подготовлены, чтобы самим разобраться в получаемой информации, если они обладают медиаобразовательными умениями, то они могут сами защитить себя от темной стороны Интернета. В данном случае в связи со свободным течением информации через Интернет возрастает ответственность медиапедагогов при обучении инструментальным и медиаобразовательным навыкам деятельности, которые поднимают человека на более высокий уровень информационных и интеллектуальных возможностей.

Использованная литература:

Губарева А.В. Как защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию в случае распространения недостоверных сведений в сети Интернет? [Электронный ресурс] // «Дом юриста», 2010. URL.

Понятие информации рассматривалось ещё античными философами. До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов.

После массового внедрения персональных компьютеров и глобальной сети Интернет информация стала основным объектом - новая на то время наука - информатика .

Свойства информации

Основное свойство информации - достоверность - соответствие информации реальной действительности и реальному положению вещей.

Достоверная информация считается истиной . Достоверная информация представляет ценность для людей, поскольку она отражает реальности.

Недостоверная информация - это ложь. Ложная недостоверная информация обычно отвергается людьми в виду её противоречивости реальности.

Достоверность информации является основным вопросом в науке, управлении и юриспруденции, а также в повседневной жизни людей.

Дезинформацией называется один из способов манипулирования информацией, введение в заблуждение путем предоставления неполной информации, искажения контекста, искажения части информации.

Информация в научных исследованиях

В науке и юриспруденции информация должна опираться на достоверные факты, данные и доказательства, опирающиеся на достоверные сведения.

Научные теории с точки зрения логики представляют прикладные логические теории с фактами, доказательствами и законам, опирающиеся на достоверные закономерности.

Научные публикации - это сообщения о новых достоверных фактах, наблюдениях, обобщениях и научных теория, опирающиеся на достоверные данные.

Недостоверная информация в науке, юриспруденции и управлении отсекается как информация, противоречащая реальной действительности и реальному положению дел.

Информатика как наука

Информатика - наука и учебная дисциплина, связанные с вопросами, методами и принципами Обработки, накопления и передачи информации в ЭВМ и с помощью компьютеров и сетей ЭВМ. Информатика как наука и учебная дисциплина изучается в России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Франции и Германии.

Информатика как научная дисциплина в России была изложена в фундаментальной монографии академика Глушкова В. М. «Безбумажная информатика» в 1978 г. Академик Глушков писал: «В ХХ1 веке большая часть информации будет храниться в памяти ЭВМ».

Первое энциклопедическое издание «Информатика» под ред. академика РАЕН Поспедоваа Д.А. вышло в 1994 г. и содержало большое число материалов, связанных с информатикой, информационными системами, информационными технологиями и исследованиями в области искусственного интеллекта.

Информатизация общества

Информатизация общества - это насыщение общества и общественных институтов информацией - о новостях, событиях, товарах услугах, выставках, ярмарках, рынках и т. д.

Конституция РФ - Основной Закон РФ - декларирует свободу слова, свободу собраний и свободу обмена информацией - бумажной и электронной форме, в том числе через Интернет.

Цензура - как ограничение свободы слова запрещена в РФ. Исключения свободы слова и печати регламентированы Законом РФ «О государственной тайны». Закон РФ «О гостайне» запрещает разглашение информации о вооруженных силах РФ, внутренних делах РФ, органах госбезопасности, иностранных делах РФ и внешней торговле РФ.

Закон о защите информации

Правовое определение понятия «информация» дано в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 2): «информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определяет и закрепляет права на защиту информации и информационную безопасность граждан и организаций в ЭВМ и в информационных системах, а также вопросы информационной безопасности граждан, организаций, общества и государства.

Основными угрозами защите информации в ЭВМ и информационных системах представляют компьютерные вирусы и взлом компьютеров, преследуемые по закону согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации. Взломом компьютеров и распространением вирусов занимаются хакеры.

Правительство России и лично президент РФ Медведев Дмитрий Анатольевич приняли решение о переводе в целях обеспечения национальной безопасности в области ИТ всех государственных и бюджетных организаций на открытое отечественное программное обеспечение[источник?].

Согласно «Доктрине информационной безопасности в РФ» защита информации и информационная безопасность в информационных системах и автоматизированных системах управления (АСУ) являются приоритетной стратегической задачей. В этих целях в рамках обучения информатике надлежит проведение компьютерного ликбеза по изучению методов защиты информации, борьбы с компьютерными вирусами и компьютерными взломщиками.

Информационное право

Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина - это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право как одна из отраслей российского права представляет собой систему норм права, регулирующих отношения в информационной сфере. Это одна из самых молодых отраслей в системе российского права.

См. также

Литература

  • Глушков В. М. Безбумажная информатика. - М.: Наука, 1978.
  • Бауэр Ф., Гооз Информатика. М.: Мир, 1979.
  • Информатика: энциклопедический словарь. / Сост. Поспелов Д. А. - М.: Педагогика-пресс, 1994.
  • Ершов А. П. и др. Основы информатики и ВТ. Пробный учебник для средних школ. М.: Просвещение, 1985.
  • Каймин В. А. и др. Основы информатики и ВТ. Учебник для средних школ. М.: Просвещение. 1988-1989.
  • Каймин В. А., Питеркин В. М. Основы информатики и ВТ. Учебник для студентов. М.: МИЭМ, 1985.
  • Каймин В. А. Информатика. Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Бридж. 1984.
  • Каймин В. А. Информатика. Учебник для студентов. 6-е издание. М.: ИНФРА-М, 1998-2009.
  • Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М., 1991.
  • Бачило И. Л. Информационное право. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

Достоверные источники информации

Любая поступающая извне информация характеризуется определенной степенью достоверности, в частности, зависящей от степени надежности источника и того, откуда он ее получил.

Достоверный источник информации - это такой источник, который предоставляет сведения отражающие действительность. Факты, полученные из такого источника, при необходимости можно подтвердить в суде (с использованием свидетелей, официальных документов экспертных заключений и т. д.).

В практике журналистов достоверными считаются сведения, публикуемые с обязательной ссылкой на источник. Информация из достоверного источника может быть объективной и субъективной, но она должна быть максимально приближена к реально происходящим событиям. Такая информация помогает нам правильно составить из факта мнение. Работе с достоверными источниками - первое, на чем должна строиться работа журналиста.

Недостоверные источники информации

Недостоверный источник информации - информатор, передающий искаженные сведения о действительности. Недостоверный источник может не умышленно передавать неверные сведения, а может предоставлять заведомо ложную информацию. Поэтому журналисту очень важно уметь определять, что ему лгут, а также верно выбирать необходимую информацию из материальных источников.

ответственность информация конфиденциальный журналист

Проблемы выявления недостоверного источника

Для успешной борьбы с вероятной дезинформацией следует:

различать факты и мнения;

понимать, способен ли информатор по своему положению иметь доступ к сообщаемым фактам;

учитывать субъективные характеристики источника и его предполагаемое отношение к выдаваемому сообщению;

применять дублирующие каналы информации;

исключать все лишние промежуточные звенья;

помнить, что особенно легко воспринимается та дезинформация, которую вы предполагаете или желаете услышать.

Выяснить обманывает ли человек достаточно сложно. Даже детектор лжи не гарантирует однозначного ответа. Трудно тестировать ложь даже по частоте дыхания и пульса, по изменению речи - паузам и интонациям. Но есть некоторые признаки, по которым можно предположить, что с вами не искренны. Психологи утверждают, что человек, который избегает прямого взгляда в глаза, трогает кончик носа, скорее всего, склонен сообщить вам неправду. Но журналисту сложно ориентироваться только на эти сведения. Поэтому определить то, что вам хотят сообщить ложные сведения, легче в разговоре с источником. Лжец может сбиваться в своем рассказе, а по одному и тому же поводу сообщать разные подробности. Его рассказ не подкреплен деталями, а если они есть, то их очень мало. Речь человека схематична, рассказ построен по плану, от которого повествователь не отступает. Собеседник упорно подчеркивает свою добропорядочность и отстраненность от предмета беседы. Он старается уйти от ответа на прямые вопросы и скрывает очевидные факты, которые не могут быть ему неизвестны. При разговоре с таки человеком лучше всего задавать конкретные вопросы "почему?", "с какой целью?", "как вы объясните?". А также можно пригласить для участия в беседе третье заинтересованное лицо, ставшее свидетелем той или иной ситуации. Человек уже не сможет говорить неправду. В крайнем случае, можно прибегнуть к агрессивной форме разговора, чтобы узнать у источника достоверную информацию. Официальному лицу можно пригрозить тем, что отказ от комментария и заинтересованность в сокрытии информации от общества отрицательно повлияют на его репутацию.

Но обманывать может не только человек. Искаженные сведения иногда несет и материальный носитель. Поэтому стоит обратить внимание на способы оценки достоверности документа. Первое что необходимо сделать с информацией из источника это отделить мнение от факта, а затем определить первоисточник информации содержащейся в документе, потому что первичные данные надежнее вторичных, а официальный документ предпочтительнее не официального. Но везде есть исключения. При работе с материальным источником нужно помнить, что утверждения, которые не достаточно очевидны, нуждаются в ссылке на источник, который в тексте журналистской работы нельзя заменять обобщенными вступлениями, например, "говорят, что…", "известно, что…".

Материал из ТолВИКИ

Интернет является одним из популярных источников информации. Искать данные в Сети, не выходя из дома, просто и удобно. Не нужно часами просиживать в библиотеке для того, чтобы отыскать нужную информацию. Достаточно правильно сформулировать поисковый запрос и можно рассчитывать на точный ответ. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий, в обществе формируется позитивное отношение к Интернету. Все большее количество пользователей доверяют Википедии и Youtube. Интернет - это зона свободного доступа, следовательно, каждый может принять участие в наполнении его материалами любого содержания. Можно ли слепо доверять той информации, которая публикуется в Интернете? Насколько она точна и надежна? Как же убедиться в достоверности информации, полученной в сети?

Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации.

В общем случае достоверность информации основывается на фактах, достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием дезинформации; исключением искажённой информации и др. (Викиучебник)

В соответствии с задачами, которые решаются при использовании информации, существуют различные подходы к определению достоверности информации. Например, в учебных целях можно использовать рекомендации по оцениванию надежности интернет-ресурсов , разработанные Л.А. Серых, руководителем отдела Интернет-технологий Центра развития образования г. Самара . О том, как их применять на практике, можно узнать из задания для старшеклассников , которое было предложено в ходе интернет-игры «Интернет:Доступность-Достоверность-Результат» .

Для более серьезных задач подойдут рекомендации А.А. Шперха по определению достоверности результатов поиска . Он предлагает использовать пять основных принципов :

  • подтверждение ее, как минимум, из двух независимых друг от друга источников;
  • проверка незаинтересованности источника информации в ее содержании;
  • сопоставление полученной информации с уже известной по этой теме;
  • проверка достоверности полученной информации у авторитетных экспертов;
  • затребование у источника информации дополнительных деталей, подтверждающих истинность основного сообщения.

О.И. Подъяпольская, руководитель отдела информационных технологий ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр" г. Новокуйбышевска, в статье "Фейк как феномен современной медиасреды. Инструменты анализа "цифровой" информации" приводит алгоритм поиска доброкачественного медиаконтента и последующей работы с ним:

  1. проводим первичный анализ информационных прецедентов в интересующем нас информационном поле (поиск грамотного представления информации в различных источниках);
  2. составляем «облако ключевых слов» и «облако образов» для последующего информационного поиска;
  3. выбираем поисковую машину с учетом показателей релевантности результатов , полноты охвата сетевой информации и особенности морфологии языка;
  4. составляем эффективный информационный запрос (конкретизированный, с использованием «операторов поиска»);
  5. оцениваем релевантность, достоверность и значимость полученных результатов поиска:
    • проверяемость и фактическое соответствие информации;
    • подтверждение или опровержение информации из нескольких источников;
    • возможность установить первоисточник и его независимость;
    • наличие информационных прецедентов;
    • возможная экспертная оценка содержания информации или ссылка на авторитетный источник;
    • ситуативная идентификация связи «качественный контент-фейк» (например, при обращении к профилю в социальной сети качественные профессиональные персонализированные фото уже дают повод заподозрить фейк);
    • возможность обратиться к автору медиаконента для уточнений.

Будьте внимательны при копировании материалов из Интернета!
Не используйте непроверенные данные! Возьмите за правило: вначале проверять, а потом - доверять!
Для определения надежности сайта используйте рекомендации, опубликованные выше!