Негосударственное образовательное учреждение: участник правоотношений в сфере образования. Как открыть негосударственное образовательное учреждение

Частное образование в России нередко объявлялось приоритетным на самом высоком уровне. Однако реальной поддержки эта отрасль пока не дождалась. Проблемы, которые надо оперативно и профессионально решать, возникают у предпринимателей, желающих обучать детей и взрослых на рыночной основе, еще в самом начале пути. Чтобы открыть НОУ (негосударственное образовательное учреждение), необходимо собрать огромное количество документов, пройти лицензирование, разработать и отправить на утверждение учебный план и многое другое.

Для начала разберемся в терминологии. Негосударственное образовательное учреждение - это некоммерческая организация, предоставляющая на основе полученной лицензии услуги образовательного характера, при этом созданная не государством или субъектом федерации, а частным лицом (или группой лиц). В этом определении важно выделить слово «некоммерческое», что подразумевает неприменимость к НОУ стандартной для частных фирм процедуры регистрации.

НОУ, как и государственные организации, имеют право предоставлять весь спектр образовательных услуг. Среди них есть учреждения дошкольного, общего, дополнительного, высшего и послевузовского типа, а также специальные заведения для детей-сирот. К ним относятся фирмы, проводящие тренинги, семинары, выставки, лекции в том случае, если участникам выдаются дипломы о полученной квалификации.

Процедура регистрации

Прежде, чем начать процедуру регистрации, необходимо собрать большое количество документов, список которых установлен на основании Закона об образовании. Подавать их надо в региональное управление Министерства юстиции РФ по месту жительства, а все, что касается лицензии, прорабатывается с местным Управлением образования.

Любому юридическому лицу для работы требуется устав. В случае с НОУ этот документ обязан соответствовать требованиям, предъявляемым статьей №13 Закона об образовании. Он должен включать в себя помимо полного названия организации, адреса и данных об учредителях такие сведения, как:

  • подробная информация об образовательных программах;
  • нормативы отчисления и приема;
  • система оценок;
  • правила работы с персоналом;
  • язык, на котором ведутся уроки;
  • график обучения;
  • порядок предоставления платных услуг,
  • система построения отношений между заведением, учениками и их родителями.

В документе необходимо указать степень компетенции учредителей и тех лиц, которым они готовы делегировать часть своих полномочий, с приложением соответствующих актов и дипломов. В уставе изначально прописываются все возможные изменения, которым он может подвергнуться в дальнейшем.

Кроме него, для регистрации придется собрать максимальное количество сведений о материально-технической базе учреждения. Предоставляется полный пакет документов, которые касаются имеющейся в распоряжении недвижимости. Это и договор аренды или собственности, и результаты проверки помещения на соответствие законодательно установленным санитарно-эпидемиологическим нормам, и гарантийное письмо владельца здания. К информации о программах необходимо приложить подробное описание всего оборудования, которое планируется к использованию во время учебного процесса. Оно должно пройти необходимое лицензирование и быть безопасным для здоровья.

Перед регистрацией нужно собрать документы, свидетельствующие о НОУ как о юридическом лице. Их список и правила подачи регулируются законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. Вот они:

  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Полное наименование организации;
  • Расчетный счет;
  • Юридический и фактический адреса;
  • Телефоны учреждения;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • Эскиз печати;
  • Подробные данные об учредителях. Для граждан России это нотариально заверенные копии паспортов, а также контактные данные. Иностранцы должны предоставить апостилированные, т.е. официально зарегистрированные российскими государственными органами документы. Также, согласно требованиям, все официальные бумаги должны быть переведены на русский язык.

Когда все документы собраны, можно подавать заявление на регистрацию НОУ. Прежде, чем обращаться в местное отделение Министерства юстиций, надо оплатить пошлину в размере 10 тысяч рублей, а полученную квитанцию приложить к пакету документов. После того, как обращение получено, государственный орган назначает проверку всех данных, которая может занять до полутора месяцев. При отрицательном результате по желанию заявителя может быть назначена повторная ревизия.

Все поданные в Министерство юстиций документы очень тщательно проверяются, и в последнее время количество отказов в регистрации негосударственного образовательного учреждения значительно выросло. Особенно скрупулезно исследуются сведения об учредителях и результаты инспекции учебных помещений.

Процедура лицензирования

Еще одна официальная бумага, которую надо получить прежде, чем начать работу, - это лицензия. Она нужна для предоставления почти всех видов образовательных услуг, кроме репетиторства и проведения лекций и семинаров, не подразумевающих выдачи итоговых дипломов государственного образца.

Для получения лицензии требуется почти тот же набор документов, что и для регистрации НОУ:

  • копия устава;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • паспорта учредителей;
  • итоги ревизии здания и материально-технической базы;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Все они вместе со свидетельством о госрегистрации прилагаются к заявлению, которое подается в региональное отделение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Этот орган назначает специальную комиссию, которая в течение 60 дней должна провести проверки документов, здания, техники, педагогического и административного состава, образовательных программ и дать итоговый ответ. Работа без данного разрешения карается очень строго: штрафом до полумиллиона и даже тюремным сроком.

Надо отметить, что требования к соблюдению всех показателей, заявленных в документах на регистрацию и лицензирование, в системе образования крайне серьезны. Так что, собирая и подписывая бумаги, необходимо обращать очень пристальное внимание на их содержание.

Как видно, получить разрешение на работу негосударственного образовательного учреждения непросто. Минимальный срок, который несложно высчитать, сложив время принятия решений по лицензированию и регистрации, два с половиной месяца, скорее всего, серьезно вырастет из-за всех проволочек со сбором нужных документов. Поэтому оптимальное решение - обратиться к профессионалам, готовым взять на себя юридическую и бюрократическую деятельность. Ведь малейшая ошибка при подготовке к любой из этих процедур может обесценить всю проделанную работу. Которую, в случае неудачи, придется начинать с нуля.

Возможно, молодые хозяйки и знать не знают, что еще буквально два-три десятка лет назад в списке обязательных домашних дел был еще один непременный пункт: ежемесячное размораживание холодильника. Да, именно вручную, с вытаскиванием всех продуктов, с борьбой с ледяными айсбергами и торосами в морозильной камере и с тратой на это малоинтересное занятие половины выходного дня.

Современные модели холодильников давно оборудуются функциями авторазморозки. Неизбежно образующийся в холодильнике иней время от времени удаляется умным прибором самостоятельно, без участия человека. Чаще всего за удаление изморози отвечает система капельного удаления инея.

Но у капельной системы оттаивания появился сильный конкурент - более продвинутая система «No Frost», что в переводе означает «нет инея».

Итак, разберём подробнее, что такое «ноу фрост» и чем это отличается от капельного оттаивания? Что такое Frost Free и Full No Frost?

Как удаляется иней

В капельных системах испаритель охлаждает заднюю стенку холодильного отделения и морозилки. Как вы наверняка заметили, компрессор в холодильнике работает не непрерывно, режим работы сменяется остановками. Пока он работает - испаритель охлаждается, и на охлажденной стенке рядом с ним появляются маленькие льдинки, образующиеся из содержащейся в воздухе влаги. Потом компрессор выключается, и льдинки тают, а образовавшаяся вода стекает по специальным технологическим каналам-желобкам в лоток над компрессором. Компрессор снова включается, нагревается - и вода испаряется. Тем временем образуются новые льдинки и цикл постоянно повторяется.

Агрегат «ноу фрост» работает иначе. Главное, чем он отличается от капельной системы - наличие встроенного вентилятора-кулера.

Вентилятор обеспечивает постоянную циркуляцию холодного воздуха в холодильнике. При этом испаритель находится в специальном отсеке, обычно между морозильным и холодильным отделением.

Воздух поступает в испаритель с одной стороны, охлаждается и выходит с другой стороны, оставляя на испарителе иней. Иней оттаивает в течение нерабочего времени компрессора, вода тоже стекает в лоток, который обычно расположен снаружи прибора, на задней стенке, прямо над компрессором.

Капельным размораживанием оборудуются только холодильные камеры. Системой «ноу фрост» оснащают и морозильники, и холодильные шкафы

Frost Free и Full No Frost

Модель с маркировкой Frost Free оснащена капельным оттаиванием в холодильном отделении, а в морозилке установлена система «ноу фрост».

В моделях Full No Frost в обеих частях работают вентиляторы системы «ноу фрост» и собственные испарители. Это двухкомпрессорные холодильники, наиболее эффективные и мощные.

Плюсы и минусы «ноу фрост»

  • Постоянная принудительная циркуляция воздуха обеспечивает более быстрое охлаждение продуктов и минимальную разницу температур по всему объему холодильной камеры.
  • В морозильниках No Frost продукты замораживаются быстрее.
  • После помещения теплых продуктов и частого открывания дверцы температура в холодильнике восстанавливается гораздо быстрее, чем в устройствах с капельным оттаиванием.
  • Блок No Frost занимает внутренний объем холодильника, из-за чего агрегаты «ноу фрост» менее вместительны, чем их собратья с капельным оттаиванием.
  • Более высокое энергопотребление из-за работающего вентилятора. Правда, эта разница не столь существенна.
  • Постоянная работа вентилятора увеличивает уровень шума при работе устройства.
  • Продукты могут быстрее заветриваться, поэтому упаковывать их нужно обязательно.
  • Агрегаты No Frost дороже моделей с капельными системами оттаивания.

Стоит ли покупать холодильник No Frost

Продавец в отделе холодильных агрегатов будет, разумеется, агитировать вас сделать именно этот выбор. Но следует рассмотреть и другие аргументы.

Наличие No Frost увеличивает стоимость холодильного шкафа и потребление энергии, обеспечивая равномерный температурный режим. Но если вас устраивает большая разница температур внутри холодильного отделения, вы привыкли размещать продукты на разных уровнях, то для вас это преимущество теряет значение.

Если вы нечасто открываете дверцы морозилки и не помещаете в нее регулярно большие объемы продуктов на заморозку, то и быстрая заморозка не особенно нужна.

А если вы живете в регионе, где климат не отличается повышенной влажностью, то и устранение излишней влаги, попавшей внутрь устройства при открывании дверцы, тоже становится не слишком актуальным.

Многие известные компании, специализирующиеся на производстве холодильной и морозильной бытовой техники, выпускают агрегаты No Frost в ограниченном ассортименте, так как экономные европейцы не слишком охотно покупают более дорогие модели. А вот в Юго-Восточной Азии такие модели пользуются стабильно высоким спросом, так как климат там влажный и жаркий.

В любом случае вовсе без ручного размораживания вам не обойтись: по санитарным нормам холодильный шкаф нужно размораживать и мыть хотя бы раз в год-полтора. И капельное оттаивание, и No Frost избавят вас от горы льда и снега в морозилке, но не от необходимости регулярно мыть устройство.

9 Основные понятия о «know how» (ноу-хау). Секретная интеллектуальная собственность

В условиях рыночной экономики обмен научно-техничесними достижениями, осуществляемый на коммерческой основе, на практике создает немало проблем, в том числе из-за неумения выявлять "know haw" (ноу-хау), определять их технико-экономическую и коммерческую значимость, сохранять в тайне. Умело выявить ноу-хау — это значит повысить экономичность, получить дополнительную прибыль при коммерческой реализации.

Термин "ноу-хау" впервые введен в 1916 г.

на одном из судебных процессов в США. В качестве разновидностей ноу-хау ("знаю как") выступают "show how" ("покажу как"), "know why" ("знаю почему") и "trade-secret" ("деловой секрет"). Вос­принимаемые в качестве синонимов понятия "деловой секрет" и "ноу-хау" отличают­ся тем, что термин "деловой секрет" используется применительно к конфиденци­альной информации, находящейся в распоряжении её владельца. В случае передачи таких знаний на договорной основе они приобретают статус "ноу-хау", т. е. если для делового секрета характерна статичность, то ноу-хау можно рассматривать как де­ловой секрет в динамике. Специальные нормы, регулирующие передачу ноу-хау, со­держатся в законодательстве Англии, Аргентины, Венгрии, Канады, США.

Существует несколько определений этого понятия. Есть определения ООН, Ев­ропейского экономического союза, Ассоциации промышленников США. Все они не­значительно отличаются друг от друга, как правило, сложны, порой громоздки. Ана­лиз известных определений ноу-хау выявил следующие основные критерии этого понятия.

К ноу-хау относят знания и навыки, связанные с разработкой, освоением, про­изводством, реализацией, эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом, совершен ствованием техники, технологии материалов, и разделяют на:

— техническое ноу-хау, в том числе научно-исследовательское, технологическое и производственное (секреты производства), расчётное (в области инженерных расчетов), проектное (в области проектирования промышленных и граждансних объектов);

— управленческое ноу-хау, в том числе наиболее эффективные структуры, методы управления, наиболее простые и надёжные связи, как по вертикали, так и по гори зонтали, четкое распределение обязанностей и их содержание, функциональное взаимодействие структурных подразделений, методы взаимодействия кооперирующихся фирм;

— коммерческое ноу-хау, в том числе знания и опыт в реализации продукции, све­дения о конъюнктуре рынка, фирмах-посредниках, сбытовых фирмах, наиболее це­лесообразных формах реализации, рекламе продукции;

— финансовое ноу-хау, в том числе сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, акций, капиталовложений с учетом изменения курса валют, особенностей национальных налоговых систем, таможенные ограничений, сведения о банковских объединениях, формах кредитования.

Ноу-хау, имеющие значительную ценность и носящие практический характер; это не теоретические предпосылки, не гипотезы.

Ноу-хау всегда конфиденциальны, известны ограниченному кругу лиц (только тем лицам, которым они необходимы для производственной деятельности и только в требуемом объёме, в целом ноу-хау должен знать один, максимум два человека-специалиста).

Ноу-хау не имеют правовой защиты на национальном и международном уровне.

Ноу-хау основаны на глубоких знаниях.

В литературе часто встречается термин "торговый секрет", в широком смысле включающий секретные технические знания (ноу-хау), а также информацию нетех­нического характера, например, списки заказчиков, деловые связи и др. Такая неиз­вестная неопределённому кругу лиц информация, обладающая действительной или потенциальной ценностью, может использоваться владельцем в бизнесе.

Предмет торгового секрета должен оставаться в тайне. На некоторых фирмах сохранение торговых секретов считается настолько важным, что уже на стадии найма служащий обязуется не разглашать служебную информацию. Меры предо­сторожности, предпринимаемые владельцем для сохранении торгового секрета, обычно следующие:

— уведомление служащих о статусе торгового секрета, объектом которого являет­ся предмет или условие работы;

— ограничение доступа посетителей;

— сохранение внутренней тайны путём разделения процесса работы на этапы, вы­полняемые различными отделами, использование предупредительных и предосте­регающих знаков, использование кодированных наименований;

— хранение секретных документов в сейфе;

— ограничение доступа к информации, введенной в компьютер, хранение магнит­ных лент, блок- схем, символов, расшифровок кодов "под замком" и т. п.

Информация, являющаяся торговым секретом, подлежит правовой защите, если соблюдаются три условия:

— приняты надлежащие меры для хранения её в тайне;

— очевидна её полезность для бизнеса;

— известность ограниченному кругу лиц.

Истец по делу о недобросовестном приобретении торгового секрета должен до­казать, что все условия соблюдены. Ответчик, со своей стороны, чтобы выиграть де­ло, должен доказать, что какое-то условие не соблюдалось.

Как правило, правовые нормы, относящиеся к защите торговых секретов, со­ставная часть соответствующих законов о пресечении недобросовестной конкурен­ции. Иски о непреднамеренном раскрытии или использовании торгового секрета, Рассматриваются судами, исходя из презумпции существования конфиденциальных отношений, например, в виде контракта или других видов обязательств.

Любая национальная и международная практика, накапливающая острые про­блемы, нарушения, противоречия, преграды, негативный опыт, весьма поучительна.

Серьезной проблемой последнего времени стало так называемое "пиратство". В контексте интеллектуальной собственности пиратство — это неразрешенное право­обладателем воспроизведение с целью извлечения прибыли.

Пиратство достигло сегодня в мире значительных масштабов. В исследовании, опубликованным в 1986 г., ущерб, нанесенный издательствам Великобритании в 1984-1985 гг. в результате незаконного выпуска книг в 8 странах, оценивался в 70 млн. фунтов стерлингов. Аналогичное исследование, опубликованное в США, оцени­вало потери издательств в этой стране в результате пиратства в 10 странах в 222 млн. долл. Один из очевидных выводов этой статистики — весьма существенный ущерб, причиняемый как отдельным авторам, так и издателям.

Парижская Конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следую­щие её три вида:

— все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприя­тие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

— ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

— использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначе­ний, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа из­готовления, характеристик, пригодности для определённых целей или количества товаров.

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран:

— подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в ка­честве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

— выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путём шпио­нажа или подкупа его служащих;

— неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента; побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;

— угроза конкурентам исками о нарушении патентов или и товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

Ноу-хау

Значение слова Ноу-хау по Ефремовой:
Ноу-хау — Техническое изобретение или идея, которые дают максимальныйпрактическийэффект при минимуме затрат.

Ноу-хау в Энциклопедическом словаре:
Ноу-хау — (англ. know-how — букв. — знаю как), документально оформленные иохраняемые законодательством технические знания,опыт, навыки, секретыпроизводства. Их передача оговаривается при заключении лицензионныхсоглашений и др. договоров.

Значение слова Ноу-хау по Финансовому словарю:
Ноу-хау — совокупность технических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, ноне запатентованных. Широко используется в лицензионных соглашениях, до говорах о техническом сотрудничестве, лизинге, строительстве "под ключ", различных видах услуг. В коммерческой практике считается собственностьюпредприятия наряду с патентами на изобретения, товарными знаками, авторскими правами и другой патентной информацией. Включение в лицензион ные соглашения пунктов о передаче НОУ-ХАУ способствует удорожанию общейстоимости соглашений и увеличению прибыли лицензиара (продавца лицензии), но, с другой стороны, ускоряет и упрощает процесс организации но вого производства у лицензиата (покупателя лицензии), т.к. способствуетнаиболее полной передаче ему производственных секретов, обучению работ ников, участию специалистов лицензиара в пуске, отладке и последующемтехническом контроле производства.

Наряду с патентной информацией передачаНОУ-ХАУ, как правило осуществляется вместе с передачей прав на ис пользование патентов, готовых изделий, требующих соответствующего уходаи эксплуатации, однако могут заключаться договоры, объектом которых яв ляются толькоНОУ-ХАУ.

Определение слова «Ноу-хау» по БСЭ:
«Ноу-хау»
термин, применяемый в международных отношениях для определения технических знаний, выраженных в форме документации, производственного опыта и навыков и т.п. В широком смысле «Н.-х.» — общийкомплекс технических знаний и производственного опыта, необходимых для изготовления того или иного изделия, воспроизведения производственного процесса и т.д. Включает не только техническую, но и иную (например, коммерческую) информацию, неопубликованныеизобретения и т.д. Применяется в лицензионных соглашениях, договорах о техническом сотрудничестве, хотя законодательством не используется.
«Н.-х.» считается собственностьюпредприятиянаряду с Патентами на изобретения, товарными знаками, авторскими правами; обмен «Н.-х.» можетосуществляться по соглашениюмежду предприятиями путёмпередачи документации, организации обучения работников, участия специалистов в промышленном производстве. Как правило, производится вместе с передачей патентных прав, продажей изделий, но иногда заключаются договоры, объектом которых является только «Н.-х.».
Обмен «Н.-х.» предусмотрен, в частности, соглашением об экономическом сотрудничестве, заключённым СССР с ФРГ в мае 1973.

Ноты Ноу-хау Ноубл

На сегодняшний день принято выделять несколько видов ноу-хау.

Ноу-хау научно-технического и производственного характера включает в себя научно-технические достижения, знания, опыт, полученные в результате НИР, ОКР, производства, монтажа и эксплуатации объектов техники, проектирования и строительства промышленных объектов, изготовления изделий и товаров.

соедражение

Введение 3

1. Понятие патентного права, его объекты и субъекты 4

2. Понятие «Ноу-хау» 7

3. Объекты и права ноу-хау 9

Заключение 13

Список использованных источников 10

ВВЕДЕНИЕ

В конце ХХ — начале XXI вв. мир вступил в стадию глубинной трансформации. Фундаментальные изменения в экономике и социальной структуре общества, крупнейшие прорывы на ключевых направлениях научно-технического прогресса, ведут к переосмыслению места и роли интеллектуальной собственности в экономическом обороте.

Глобальная информационно-коммуникационная система кардинально изменила условия для экономического обмена и взаимодействия, образования, науки, бизнеса, межличностного общения, устраняя пространственные, временные, социальные, языковые и иные барьеры, формируя единое информационное пространство. Именно эти тенденции определили развитие института интеллектуальной собственности, открывая новые возможности и предъявляя новые требования к их участникам.

Однако, сформированное сегодня в Казахстане, как и в других странах СНГ правовое поле и правоприменительная практика показывают, что в данной сфере существует много нерешенных вопросов, в частности, с защитой прав субъектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау не является объектом исключительных прав и не подлежит включению в состав интеллектуальной собственности. Следовательно, проблема интеллектуальной собственности, в частности, проблема ноу-хау, является открытой для изучения, интересной и актуальной.

Цель работы: раскрыть понятие объектов, субъектов и прав на ноу-хау.

Задачи исследования:

— раскрыть понятие «Ноу-хау»;

— определить специфику объектов ноу-хау;

— проанализировать правовой статус субъектов ноу-хау.

Методы исследования: анализ научной и учебной литературы, норм гражданского законодательства, регулирующего отношения в сфере интеллектуальной собственности.

1 Понятие патентного права, его объекты и субъекты

Патентное право в объективном смысле есть совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, установлением режима их использования, материальным и моральным стимулированием и защитой права их авторов и патентообладателей.

В субъективном смысле патентное право представляет собой имущественное или личное неимущественное право конкретного субъекта, связанное с определенным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом

Потребность в патентном праве обусловлена невозможностью прямой охраны результатов технического или художественно-конструкторского творчества средствами авторского права. В отличие от объектов авторского права изобретения, полезные модели и промышленные образцы как решения определенных практических задач в принципе повторимы. Они могут быть созданы независимо друг от друга разными лицами. Поэтому их охрана предполагает формализацию в законе их признаков, соблюдение специального порядка определения приоритета, проверку новизны и установление особого режима их использования. Такую охрану обеспечивает только патентное право.

Объектами патентного права являются патентоспособные изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Патентоспособность — это свойство новшества быть признанным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом в правовом смысле. В отличие от технического или дизайнерского решения, именуемого в обиходе изобретением либо плодом технической эстетики, в юридическом смысле под изобретением или промышленным образцом понимается только решение, отвечающее всем легальным условиям патентоспособности и прошедшее установленную законом квалификацию.

Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Важнейшее условие патентоспособности изобретения — его новизна. Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Уровень техники, служащий критерием новизны изобретения, включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.

Обычно новшество, отвечающее всем установленным в Законе требованиям, признается патентоспособным изобретением.

Патентоспособны прежде всего отвечающие установленным Законом требованиям технические решения. Поэтому не признаются изобретениями, в частности,

— научные теории и математические методы;

— методы организации и управления хозяйством;

условные обозначения, расписания, правила, алгоритмы и программы для вычислительных машин;

— топологии интегральных микросхем;

— сорта растений и породы животных, а также некоторые другие нетехнические достижения.

Правовая охрана в качестве изобретений не предоставляется также любым, в том числе техническим, решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Авторами, т.е. создателями изобретений и других объектов промышленной собственности, признаются граждане РК и иностранцы. Возможность граждан Казахстана иметь права автора объекта промышленной собственности является элементом содержания их правоспособности.

К числу субъектов патентного права, не являющихся авторами объектов промышленной собственности, относятся физические и юридические лица, приобретающие патентные права на основе закона или договора.

В качестве правопреемников отечественных авторов внутри страны могут выступать, в частности, граждане, наследующие право на подачу заявки, получение патента, а также основанное на патенте исключительное право на объект промышленной собственности. Эти граждане являются субъектами наследственного права. В качестве субъектов патентного права они выступают лишь при наследовании исключительного права на объект промышленной собственности, основанного на действующем патенте.

Таким образом, патентное право — отрасль права, нормы которой устанавливают систему охраны прав на технические решения — изобретения — путем выдачи патента.

2 Понятие «Ноу-хау»

Ноу-хау (от англ. know how - знать как) или секрет производства - это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии.

В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами.

[Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.

В соответствии с международным законодательством, желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты - патент или коммерческую тайну.

Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая - не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования.

Ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор пока сохраняется конфиденциальность.

Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения технического, организационного, экономического и другого характера, по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау.

Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом.

Правовой режим ноу-хау (секрета производства) в Казахстане задаётся только в разделе 5 Гражданского кодекса РК «Право интеллектуальной собственности», т.к. проект закона «О коммерческой тайне», до настоящего времени несколько раз был отклонен: Проект Закона Республики Казахстан «О коммерческой тайне» (25 июня 2000 г.) (отозван); Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 сентября 2001 года № 1172 Об отзыве проекта Закона Республики Казахстан «О коммерческой тайне» из Мажилиса Парламента Республики Казахстан и т.д.

В современных условиях обычно используется комплексная защита инноваций: авторы получают патент (чаще — пакет патентов), и к ним прилагают пакет ноу-хау, который страхует авторов от несанкционированного применения инновации в странах, где не осуществляется патентная защита, а также от похищения изобретений государством (например, для приоритетных нужд Военно-промышленного комплекса).


В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных. Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.

Определение НОУ отечественное законодательство не содержит. В правоприменительной практике под НОУ обычно подразумевают созданную частными лицами, коммерческими или некоммерческими структурами организацию, предоставляющую услуги в сфере образования и/или воспитания детей. НОУ учреждаются в организационно-правовых формах, оговоренных ГК РФ. Их регламентирована преимущественно 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и во многом – профильными подзаконными актами.

Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет. Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.

В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги. Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ. При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.

Содержание и трактование категории НОУ

Легального «НОУ» законодатель не дал. Несмотря на широту использования в правоприменительной практике, его содержание не совсем понятно. Разберем термин по словам.

  1. «Негосударственное». Ст.22 237-ФЗ делит образовательные организации по форме собственности на государственные, муниципальные и частные. В России местным общинам гарантируется самостоятельность, а муниципалитеты исключены из системы органов госвласти. Строго говоря, логический объем понятия НОУ таков, что оно включает все негосударственные (частные и муниципальные) организации. Но в быту термин «негосударственный» синонимичен понятию «частный». Правовой статус муниципальных образовательных организаций имеет больше схожего со статусом аналогичных государственных структур, нежели частных.
  2. «Образовательное». Образование – ключевая сфера демократизации российского общества. Законодательство об образовательной деятельности поддерживает баланс между интересами частных лиц и социума. Оно обращено непосредственно к индивиду, устанавливает его право на образование и его осуществления. Согласно Национальной доктрине образования в РФ существующая система призвана среди прочего обеспечить: вариативность учебных программ; обеспечение необходимой степени индивидуализации образования; многообразие типов образовательных учреждений.
  3. «Учреждение». Понятие и особенности учреждений как организационной формы отображены в ч.2 §7 гл.4 ГК РФ.

Логический объем понятия «НОУ» зависит от контекста.

Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; , не являющиеся учреждениями по организационной форме.

НОУ: особенности организационно-правовой формы

Учреждением в ст.123.21 ГК РФ законодатель признает унитарную некоммерческую структуру, созданную для реализации социокультурных, управленческих и иных некоммерческих . Отдельных пояснений требует термин слово «унитарную».

Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК). Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления. В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.

Учредитель НОУ признается единственным собственником его . Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.

Соучредительство при создании НОУ недопустимо.

На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.

Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке. Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.

Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.

Виды НОУ

В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:


Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:

  • дошкольные
  • общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
  • начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
  • дополнительного образования для совершеннолетних
    корректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии)
  • для фактических и социальных сирот
  • дополнительного образования для несовершеннолетних

237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:

  • дошкольные (детсад, ясли)
  • общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
  • профессиональная (техникум, лицей)
  • высшего образования (институт, академия)
  • дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
  • организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)

В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.

Устав НОУ

Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании . Примеры:

  • типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей, утв. Приказом Минобрнауки России №504 от 26.06.95
  • типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профобразования специалистов

Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.

Устав НОУ состоит из следующих разделов:

  1. «Общие положения» – раздел отображает перечень реализуемых видов образовательной деятельности, суть и направление образовательных программ, содержание оказываемых дополнительных услуг, задачи НОУ.
  2. «Организация деятельности НОУ» содержит описание и условий создания, реорганизации и ликвидации учреждения. Раздел может содержать ссылку на возможность создания филиалов и вступления НОУ в ассоциации и союзы. Здесь также отображен режим работы НОУ.
  3. «Участники образовательного процесса». Раздел содержит описание прав и обязательств администрации, педагогов, учащихся, а также ссылку на способы участия в учебном процессе родителей (актуально в отношении детей).
  4. «Управление НОУ» отображает порядок принятия устава, перечень и процедуру формирования руководящих органов НОУ, их полномочия.
  5. «Имущество, финансовое обеспечение деятельности НОУ» содержит ссылку на вещное право, на котором организации передается имущество, возможные источники получения средств и способы распоряжения ими.

Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ

  • наименование
  • тип и (школа, ВУЗ)
  • организационная форма
  • форма собственности
  • сведения об учредителях
  • особенности образовательного процесса, а именно:
  1. основания и процедура набора учащихся
  2. продолжительность обучения
  3. режим проведения занятий
  4. описание системы оценивания знаний и умений учеников
  5. наличие дополнительных курсов, порядок их проведения
  • порядок управления НОУ:
  1. система органов управления и компетенция каждого из них
  2. правомочности учредителя
  3. способ организации деятельности и принятия решений (актуально, прежде всего, для коллегиальных органов)
  4. требования к преподавательскому составу и условиям приема преподавателей на работу
  5. порядок его оплаты
  6. процедура внесения изменений в устав
  • права и обязательства участников образовательного процесса

Госрегистрация НОУ

Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:

  • программы обучения
  • подтверждение местонахождения (например, свидетельство о праве собственности на учредителя + гарантийное письмо, договор аренды)
  • документы будущего руководителя (паспорт и справка об ИНН)
  • документы учредителя
  • учредители – физлица с российским гражданством
  • копии паспортов
  • справка о присвоении

Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.

Граждане РФ подают:

  • копию паспорта
  • справку о присвоении ИНН

Физлица иностранцы подают:

  • подтверждающий личность документ (например, загранпаспорт иноземного государства) с нотариально заверенным переводом
  • подтверждение права ПМЖ в РФ
  • справка о присвоении ИНН (если иностранец получал такой код в РФ)

Российские организации подают:

  • свидетельство о госрегистрации либо о внесении сведений в (выбор документа в зависимости от даты госрегистарции компании)
  • Устав
  • учредительный договор
  • свидетельство о постановке на налоговый учет
  • доверенность на представителя юрлица

Иностранные юридические лица подают:

  • Устав
  • выписку из реестра юрлиц своей страны
  • справку ФНС о присвоении налогового номера в РФ
  • справку из банковского учреждения о наличии расчетного счета
  • на представителя, уполномоченного провести регистрационные действия

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.

В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.

НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.

Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:

  • самообследование
  • внешняя аттестационная экспертиза
  • вынесение комиссионного решения

Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.

Позитивный результат общественной экспертизы повышает престижность ВУЗа, однако правового значения не имеет. Аттестация и аккредитация влекут разные последствия, однако принципы и механизмы из проведения схожи.

Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на . НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.

Напишите свой вопрос в форму ниже