Судебная система российской империи после 1864. Главные судьи российской империи

22 июня 1941г. Германия нападает на СС. Войну СС объявили – Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия, Хорватия. Болгария – не объявляла.

Нападение по утвержденному Гитлером плану «Барбаросса». Следовало выделить для нападения 190 дивизий.

3 группы войск: центр – самая сильная, через Беларусь на Смоленск и Москву. Гитлер назначил 7 ноября 1941г. – парад в Москве.

Север – взять Ленинград, Прибалтику.

Юг – через Украину к Киеву.

План «блау» - «голубой» - предполагал, что теплого времени будет достаточно для разгрома СС.

Красная армия в начале войны терпит огромное поражение. Причины:

1) На Германию уже работала почти вся Европа. Она отработала на практике тактику ведения боевых действий. Ей удалась молниеносная война – блиц-крик.

2) Грубые ошибки руководства СС (Сталина). Ведь Сталина предупреждали, что надо быть готовыми, но он считал, что полная боеготовность может спровоцировать Германию на войну. Однако было грубое нарушение немецкими самолетами воздушного пространства СС. Еще до войны в Брест прибыл эшелон полный немецкими солдатами. Сталин пытался избежать войны. Но 21 июня в субботу – был дан приказ о полной боевой готовности – за 2,5 часа до нападения. Появлялись версии, что СС готовил примитивную войну, хотел нанести предупредительный удар по Германии и союзникам (версия Суворова).

3) Ослабли вооруженные силы СС – массовые репрессии. Около 42 тыс. командиров было репрессировано. 85% командиров красной армии имело стаж командования менее1 года. Только 7% - имело высшее военное образование. Командование боялось брать на себя ответственность. Сталин обезглавил Красную армию.

Советская армия в декабре 41г. – контрнаступление под Москвой. Враг был отброшен. Эта битва очень важна. Т.к. 1) развеян миф о непобедимости германской армии, 2) сорван блиц-крик, немцы зимой воевать не готовились, 3) вселена уверенность в людей, как в СС, так и в других государствах.

В войну вступают США.

США объявили войну Японии, германии и т.д. резко расширились масштабы 2 мировой войны.

Формируется антифашистская коалиция. 12 июля 1941г. СС и Великобритания подписали договор, по которому:

1) Стороны окажут друг другу всякую помощь в войне против общего врага. 2) они не будут подписывать сепаратного двустороннего мирного договора с противником.

2) Июль – август СС нормализует отношения с Чехословакией, Польшей. Договор о совместном ведении войны. СС разрешил на своей территории формировать польские и чехословацкие дивизии.

Август 1941г. – Великобритания и США подписали документ – Атлантическая хартия. Там установлены принципы международных отношений. Не признавались территориальные захваты силой. К ним присоединился СС.

США, Великобритания и СС вступили в переговоры о поставке СС продовольствия, оружия и др.

7 ноября 41г. – США подарок СС. Распространение на СС ленд-лиза – президент получил право давать взаймы в кредит, в аренду оружие, продукты питания и др., тем странам, которые укрепляют оборону США.

1 января 1942г. – 26 государств подписали в Вашингтоне Декларацию объединенных наций. По которой участники коалиции будут вести войну до победного конца, и не будут подписывать сепаратного мира с врагом. Это было юридическое оформление антифашистской коалиции. Создался военно-политический союз государств и народов борющихся с агрессором.

Май-июнь 42г. СС и Великобритания, после США заключили договоры о сотрудничестве, по которым страны объединяли усилия в борьбе против общего врага. Эти договоры завершили создание антифашистской коалиции.


На начальном этапе Великой Отечественной Войны внешняя политика СССР была ориентирована на создание антигитлеровской коалиция в составе СССР, Великобритании и США. Коалиция ставила перед собой цель - борьба против нацистской агрессии в Европе, сохранение суверенитета и независимо- сти европейских государств. Отношения между основными участниками соглашения носили сложный и противоречивый характер, т. к. каждая из сторон преследовала свои собственные политические цели.
Нападение Германии на СССР положило начало формированию антигитлеровской коалиции. 24 июня о своей поддержке СССР заявили США. Начало же официальному оформлению антигитлеровской коалиции положило советско-английское соглашение, заключенное 12 июля 1941 г. в Москве. По условиям «Соглашения между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях против Германии» обе стороны обязывались оказывать друг другу поддержку и помощь и не заключать сепаратного мира с Германией. В этот сложный момент СССР в первую очередь был заинтересован в получении военно-технической и экономической помощи со стороны Великобритании и США.
Поэтому 16 августа 1941 г. СССР получил кредит в 10 млн фунтов стерлингов сроком на 5 лет, а также поставку в счет его вооружения английского производства. Первая партия оружия была получена уже в октябре 1941 г. через порты Архангельска и Мурманска.
В августе 1941 года Рузвельт и Черчилль подписали «Атлантическую хартию», ставшую одним из базисных документов формирующейся антигитлеровской коалиции. В этом документе декларировалась внешнеполитическая позиция США и Англии, заключающаяся в отсутствии стремления к территориальным захватам, об их уважении права народов на самоопределение. США и Великобритания обязывались восстановить суверенные права оккупированных Германией и ее союзниками народов и создать после войны более справедливый и безопасный мир на основе отказа от применения силы. Позднее, 24 сентября на лондонской конференции посол в Великобритании Майский озвучил декларацию советского правительства о согласие с основными принципами «Атлантической хартии», что было воспринято с одобрением остальными странами.
Осенью 1941 г. состоялась московская конференция союзников. СССР, Англия и США рассмотрели план экономических поставок в СССР. В первую очередь это касалось поставок военной техники и стратегических материалов в рамках Ленд-лиза и оплаты СССР данных поставок. В США и Великобританию были направлены закупочные комиссии для конкретной оценки объема и ассортимента поставляемой союзниками продукции, в первую очередь вооружения.
1 октября 1941 г. было подписано первое трехстороннее соглашение, по которому США и Великобритания обязались оказать помощь СССР, предоставляя ему вооружение и продовольствие. Первой совместной военной акцией СССР и Великобритании стала оккупация Ирана с целью не допустить его сближения с Германией.
7 ноября 1941 г. сенат США признал оборону СССР жизненно важной для интересов США, и с этого момента СССР был включен в программу Ленд- лиза. Под этим термином подразумевалась передача в аренду вооружения, стратегического сырья, продовольствия союзникам по антигитлеровской коалиции. Первые поставки из Великобритании в СССР начали осуществляться с октября 1941 г. Считается, что первые партии вооружения, в т. ч. танки и боевые самолеты, поступили на вооружение Красной Армии во время Московской битвы в ноябре 1941 г. Поставки шли через северные порты (Мурманск, Архангельск), позднее через Иран и Дальний Восток. Союзники поставили СССР 22 тысячи самолетов (18% самолетов парка СССР), 13 тысяч танков (13% танкового парка), 427 тысяч грузовиков. Кроме того, союзники поставляли значительное количество стратегического сырья: стальной прокат, алюминий, продукцию химической и нефтехимической промышленности, по-роховые смеси, продукты питания, одежда, обувь, медицинские препараты и инструменты, разнообразное промышленное оборудование. Кроме танков, чьи технические характеристики были сопоставимы с Т-34, СССР получил от союзников значительное количество бронетранспортеров, зенитных самоходных орудий, т. е. образцов бронетехники не выпускавшейся в СССР во время Великой Отечественной Войны. Благодаря союзникам Красная Армия в период 1941-1942 гг. смогла решить проблему насыщенности войск автоматическими зенитными орудиями, которых катастрофически не хватало на начальном этапе ведения боевых действий, что позволило значительно сократить потери Красной Армии от авиации противника.
Слабым звеном экономики СССР являлась транспортная сфера, поэтому поставки железнодорожного и автомобильного транспорта внесли определенный вклад, как в развитие тыловой экономической инфраструктуры, так и военных перевозок.
В декабре 1941 г. министр иностранных дел А. Иден приехал в Москву, с целью обсуждения англо-советский договор о союзе. 18 декабря Иден встретился с И. В. Сталиным, который предложил заключить два англо-советских договора, один - о военной взаимопомощи, и другой - о разрешении послевоенных проблем. Этот последний договор, должен был поставить вопрос об общей схеме реорганизации европейских границ после войны.
Но итоговое обсуждение данного договора было перенесено на более поздний период времени.
На протяжении 1941-1942 гг. активно развивались дипломатические контакты СССР с Чехословакией, Польшей, Югославией, Францией (их эмигрантскими правительствами в Лондоне). В результате этих контактов был заключен ряд соглашение о совместной борьбе против нацистского блока и бу-дущих контурах послевоенного переустройства Европы. Одновременно были заключены договоренности о создании на территории СССР военных подразделений из представителей данных государств, которые должны были принять участие в боевых действиях против Германии и ее союзников под советским командованием.
В рамках этих соглашений на протяжении 1942- 1943 гг. были созданы 1-й армейский польский корпус и 1-я отдельная чехословацкая бригада, продолжалось формирование румынской добровольческой дивизии и югославской военной части. Вместе с советскими летчиками сражался французский авиационный полк «Нормандия».
Итогом многосторонних переговоров всех заинтересованных сторон явилось подписание 1 января 1942 г. 26 государствами мира Декларации объединенных наций. Это означало создание коалиции во главе с СССР, Великобританией и США против германского блока. Поскольку в начальный период войны СССР понес большие потери, усилия правительства были направлены на привлечение не только экономической помощи со стороны стран антигитлеровской коалиции, но и военной помощи. СССР требовал от союзников вступления в войну с Германией на территории Европы.
Выводы
На первом этапе Великой Отечественной Войны было юридически закреплено создание Антигитлеровской коалиции. СССР сумел договориться с США и Великобританией об оказании ему экономической и военно- технической помощи. Лендлиз сыграл значительную роль в укреплении обороноспособности СССР, в снабжении армии и тыла, сняв значительную нагрузку с экономики СССР. Для всего населения СССР вооружение и продукция, поставляемые по лендлизу, были зримым свидетельством того, что СССР не в одиночку сражается против Германии и ее союзников.
Вопрос об открытии второго фронта в 1941-1942 гг., несмотря на дипломатические усилия СССР, не был решен. Союзники СССР предпочитали действовать на периферийных направлениях второй мировой войны, укрепляя свои позиции на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Тихоокеанском регионе. Высадка англо-американских войск в Северной Франции откладывалась.

Преобразование центральных органов управления

План

Формирование и развитие органов власти и управления

Лекция 9.2

абсолютизма в Российской империи (XVIII в.)

Цель лекции: раскрыть особенности развития и функционирования государственного механизма российского абсолютизма в XVIII в. Проанализировать становление центральных органов государственного управления. Выявить особенности проведения реформ местного государственного управления и самоуправления в Российской империи в XVIII в.

1.Преобразование центральных органов управления в Российской империи в XVIII в.

2. Реформы местного государственного управления и самоуправления в России в XVIII в.

Утверждение абсолютной монархии неразрывно связано с реформированием центральных органов государственного управления. В первую очередь, были упразднены сословно-представительные учреждения и созданы органы власти, составившие основу государственного механизма абсолютной монархии. Наиболее активно эти реформы осуществлялись в первой четверти XVIII в. в период правления Петра I.

Еще в конце XVII в. прекратил свое существование Земский собор. Происходила эволюция Боярской думы, которая из политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления, затем был создан Совет, получивший название Конзилии министров (8-14 чел.). Так прекратил свое существование и второй орган, ограничивающий власть царя, Боярская дума.

В связи с возобновлением войны с Турцией, перед прутским походом в 1711 г. был учрежден Правительствующий Сенат, призванный заменить государя в его отсутствие. После образование Сената Ближняя канцелярия и Конзилия министров прекратили свое существование. С 1715 года контроль за деятельностью Сената осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь. С 1722 года – генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник.

К функциям Сената относились судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. С 1722 г. в компетенции Сената была включена и законодательная деятельность, в ряде случаев издавал указы общегосударственного значения, сенаторы принимали участие в разработке законопроектов и их обсуждении.

Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на котором принимались решения) и канцелярию. В 1722 г. канцелярия Сената была переподчинена генерал-прокурору.

В состав Сената входили сенаторы, назначаемые царем, а начиная с 1718 г. и президенты вновь созданных учреждений – коллегий. В 1722 г. был изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах – действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, осуществляющий контроль над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В первой четверти ХУШ в. Сенат выполнял функции высшего законосовещательного, административного и судебного органа, порой заменяющего собой императора.


Однако в дальнейшем, при приемниках Петра I, а затем и в условиях «просвещенного абсолютизма» роль Сената на протяжении XVIII в. как центрального органа управления, то снижалась, то вновь возрастала. Это объясняется тем, что при абсолютизме особое значение играли не официальные а «теневые» органы власти, которые образовывались по желанию монарха, как правило, из его друзей, единомышленников, фаворитов («дворянство случая»).

Так, в 1726 г. был создан Верховный тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный тайный совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий.

Верховный тайный совет приобрел законодательные полномочия, законы подписывались либо императрицей Екатериной I (1725-1727 гг.), либо Верховным тайным советом. Вначале в него входило шесть членов. Пятеро из них принадлежали к восходящей социальной группе «дворянству случая»: А.Д. Меньшиков, П.А. Толстой, П.М. Апраксин, Б.К. Миних. Только один М.М. Голицин был аристократического происхождения.

Верховный тайный Совет просуществовал недолго. Он был упразднен в 1730 г. императрицей Анной Ивановной (1630-1740), но над Сенатом был в 1731 г. поставлен Кабинет министров во главе с А.И. Остерманом. С 1735 г. Кабинет наделялся законодательными полномочиями. В 1741 г. Кабинет министров был ликвидирован императрицей Елизаветой Петровной (1741-1761/62 гг.) и Сенат вновь на некоторое время превратился в высшее государственное учреждение. Но в это же время в 1741 г. был создан другой центральный орган государственного управления – Кабинет Ее Величества, возглавляемый секретарем императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761/1762). И все же, при Елизавете Петровне роль Сената возросла, хотя в 1756 г. рядом с Сенатом возникла Конференция при высочайшем дворе.

Однако, в 1762 г. императором Петром III (1761-1762) учредил Императорский совет, состоявший из восьми человек, который в 1769 г был заменен императрицей Екатериной П. Советом при высочайшем дворе, просуществовавшим до 1801 г.

С 1763 г. Сенат превратился в высшее административно-судебное учреждение. Император Павел I (1796-1801 гг.) продолжал рассматривать Сенат как сугубо судебное учреждение, предлагая разделить его всего на два департамента: уголовных и гражданских дел. С 1801 г. Сенат фактически и окончательно стал высшей судебной инстанцией.

Еще одним важным государственным органом управления, реформированным в начале XVIII в., были приказы, несовершенство работы которых в новых условиях, становления абсолютной монархии было очевидно. В 1718 – 1720 гг. большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые органы отраслевого управления - коллегии.

Специальным указом с 1720 г. предписывалось начать производство дел «новым порядком». В 1720 году был опубликован Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им – местные учреждения.

Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. К коллегиям примыкало несколько учреждений с аналогичными функциями. В 1721 году был учрежден Священный Синод для управления церковными делами и имениями. Его присутствие состояло из нескольких высших духовных лиц. Они назначались царем.

Особой коллегией стал и Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами. Политическим сыском по-прежнему занимался Преображенский приказ.

На смену громоздкой системе приказов пришла новая более четкая система управления, которая по существу стала первой отраслевой управленческой системой. Введением коллегий упразднялся территориальный принцип управления, компетенция коллегий распространялась на всю территорию государства.

Старые приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им, Например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов.

По реестру коллегий 1718 г. таковых учреждалось девять. Среди них коллегии Иностранных дел, Казенных сборов, Юстиции, Ревизионная (бюджетная), Военная, Адмиралтейская, Коммерц-коллегия (торговая), Штатс-контора (ведение государственных расходов), Берг-Мануфактур-коллегия (промышленная и горнодобывающая).

В последствии количество коллегий увеличилось, их функции уточнялись. В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 из единой Берг-манафактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией осталось управление горнодобывающей промышленностью и монетным делом.

Заметим, что отраслевой принцип управления не был выдержан до конца. Так, судебные и финансовые функции, помимо специальных коллегий, возлагались и на иные коллегии. Вне поля контроля коллегий остались такие отрасли, как полиция, просвещение, медицина, почта. Коллегии не охватывали и в сферу дворцового управления: здесь продолжали действовать Приказ большого дворца и Канцелярия дворцовых дел.

В целом, введение коллегий способствовало повышению профессионализма в деле государственного управления, его дальнейшей централизации, что явилось важным фактором в формировании и укреплении абсолютной монархии в России. Коллегии просуществовали до 1802 г. и, выполнив свою историческую миссию, уступили место еще более жесткой централизованной системе государственного управления в виде министерств.

Важную роль в укреплении централизованной абсолютной власти монарха играла налоговая политика государства, которое постоянно нуждалось в пополнении своих доходов. Больших денежных средств требовало содержание государственного бюрократического аппарата. Уже в начале XVIII в. сформировался целый штат «доносителей», «прибыльщиков», в задачу которых входило придумывание, изобретение новых косвенных налогов . Появились: гербовый сбор (налог на использование частными лицами бумаги с двуглавым орлом для составления документов), налоги на рыбную ловлю, на мельницы, хомутной, шапочный, сапожный, с извозчиков, пчелиный, банный, с найма домов, с печей, с дров, с арбузов, огурцов, с бород и т.д.

Важным источником государственных доходов стали казенные монополии на соль, табак, мел, деготь, дубовые гробы и т.д. Этими товарами могло торговать только государство. Возобновилась чеканка медных денег, серебряные, при прежнем номинале, уменьшались в весе.

Главное изменение налогово-финансовой политики произошло в сфере прямого обложения . В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись мужского населения. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». Все мужское население было обязано платить ежегодно – подушную подать. Владельческие и монастырские крестьяне платили в казну 74 копейки в год. Государственные крестьяне платили этот налог в размере 1 рубля 14 копеек. Ревизские души крепостных в переписи на 1724 г. составляли 78%, государственных крестьян –19%, посадских людей –3%.

Идея подушного обложения появилась еще в конце XVII в., но новая перепись для организации была реализована лишь в 1718 г. Так от подворного обложения государство перешло к подушному.

Централизация государственного управления при абсолютизме требовала создания специальных контрольных органов. В начале XVIII в. сложились две контрольные системы – прокурорская (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискальная, которая сформировалась при Сенате. Ее возглавлял обер-фискал Сената, должность, утвержденная в 1711 г.

Правовая регламентация института фискалов была осуществлена в 1714 г. Фискалы обязаны были доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. Кроме того, они выступали на суде в качестве обвинителей (эта функция позднее была передана прокурорским органам).

Верховная власть установила контроль и за самим Сенатом. Для этого в 1715 г. была введена должность генерального ревизора. В 1722 г. надзор за работой в Сенате был возложен на генерал-прокурора.

Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал-прокурору и обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата – не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный надзор) и фискалы (тайный надзор) империи. Не случайно генерал-прокурора называли «оком государевым».

Развитие абсолютизма в России непосредственно связано с отправлением правосудия. Усилилась роль царя, который представлял высшую судебную инстанцию. Следующим органом, осуществляющим суд, был Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, решение его были окончательными, и нельзя было подавать жалобы на них под страхом смертной казни.

Судебными правами по должностным преступлениям своих чиновников обладали приказы и коллегии. Коммерц-коллегии, например, были подсудны торговые и вексельные дела; Вотчинная коллегия рассматривала дела о земельных спорах; Камер-коллегия разбирала преступления против финансовых интересов казны; правонарушения; Мануфактур-коллегия судила членов цехов, мастеров, учеников, фабричных рабочих, подчиненных ей. Для этих судов апелляционной инстанцией являлась Юстиц-коллегия.

Судебные органы были весьма разнообразны. В 1713 г. в губерниях учреждены ландрихтеры (местные судьи). С 1719 г., когда территория страны была разделены на судебные округа, в каждом создавались надворные суды. Это были коллегиальные органы, состоявшие из президента, вице-президента и 2-6 членов суда. Надворному суду подчинялись нижние суды, которые были двух видов: коллективные и единоличные. В их компетенцию входило рассмотрения основной массы уголовных и гражданских дел, участниками которых были дворяне. Кроме того, нижние суды рели дела по важнейшим уголовным преступлениям, совершенными крестьянами.

По гражданским и мелким уголовным делам крепостных крестьян судили помещики. Для городского населения судебными органами являлись магистраты и Главный магистрат. Духовенство подвергалось суду в консистории при епархиальных архиереях, духовных дел управлениях и Синода. Политические преступления рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии.

В 1722 г. была проведена судебная реформа, в ходе которой нижние суды были упразднены. Созданы были провинциальные суды, в состав которых входили провинциальный воевода и 1-2 асессора. Для них высшей судебной инстанцией оставались надворные суды.

Особое место в судебной системе занимали военные суды. Нижней инстанцией был полковой, кригсрехт, высшей – генеральный кригсрехт, рассматривавший наиболее важные дела, связанные с государственными и военными преступлениями. Военные суды также были коллегиальными, при каждом имелся аудитор, наблюдавший за законность правосудия. В судоустройстве первой четверти ХУШ в. появились новые черты, несвойственные предыдущему периоду. Была предпринята попытка (правда неудачная) отделения суда от администрации, новым явилось коллегиальное устройство судов, утверждение контроля над деятельностью судов со стороны прокуроров, фискалов, аудиторов.

Эти тенденции развития судебной системы нашли продолжение и дополнение в ходе губернской реформы 1775 г. Был учрежден сословный суд отдельно для дворян, для городских жителей и для государственных крестьян. Каждое сословие получило свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и Нижний земский суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан – городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии.

Члены Нижнего земского суда (судья и два заседателя) избирались местным дворянством на три года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал Верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным делам и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля над деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

Апелляционной инстанцией для городских магистратов были Губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, которых избирали из состава горожан губернского города. Суды нижней расправы состояли из государственных чиновников, назначаемых губернатором. Главной апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты по гражданским и уголовным делам. Они пересматривали дела, рассмотренные в Верхнем земском суде, Губернском магистрате или Верхней расправе. Однако губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров. Высшим судебным органом в стране оставался Сенат.

Важнейшим звеном в цепи государственных преобразований начала ХУШ в. была военная реформа. Необходимо было создавать регулярную армию, т.к. абсолютная монархия нуждалась в единой организации вооруженных сил.

С 1705 года в стране была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. Рекрутские наборы проводились не регулярно, а по необходимости, причем, в военное время чаще, в мирное реже. В годы Северной войны, например, такие наборы, проводились в среднем дважды в год. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования и обучения, с единообразным вооружением и обмундированием.

В ходе военной реформы в 1713 г. прекратили свое существование полки московских стрельцов, отдельные городовые патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.

Указ 1714 г. установил порядок обязательной солдатской службы для дворян, ожидавших производства в офицеры. С 15 лет дворянин записывался рядовым в гвардейский полк, прослужив рядовым в гвардии, переходил офицером в армейский пехотный или драгунский полк. В отставку уходил только по старости или увечью.

В 1719 г. был введен изданный в 1716 новый Устав воинский, вводивший в армии строгую дисциплину и серьезные наказания за нарушение правил службы. Организация службы на флоте регламентировалось Морским уставом 1720 г. Военная реформа предусматривала организацию военных училищ, создание флота, увеличение и модернизацию вооружения армии и флота.

После создания Сената часть военного управления перешла к нему, часть к Военной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов. Централизация военного управления завершилась созданием Военной коллегии (1719) и Адмиралтейства (1718).

В рамках абсолютной монархии кардинально менялись взаимоотношения государства и церкви. Церковьстала частью государственного аппарата. В 1721 г. был образован Святейший Синод, явившийся высшим органом церковного управления. Синод учреждался вместо Патриарха и соборов и возглавлялся светский чиновник – обер-прокурор. Управление церковными землями было функцией Монастырского приказа (образованного в 1701 г.), вошедшего в Синод в качестве составной структуры. С 1724 г. этот приказ стал называться Камер-конторой, с 1726 – Коллегией экономии.

Монарх превратился в юридического главу церкви. Он решал вопросы организации церковной жизни, назначал иерархов. Важнейшим документом, содержавшим нормы церковного права был Духовный регламент. В 1722 г. в дополнение к регламенту были приняты Правила, в которых содержались уставы о монашестве и приходском духовенстве.

В 1762 г. была создана специальная комиссия, распоряжавшаяся всем церковным имуществом. Была проведена отмена торговых привилегий духовенства. Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви переводились в положение государственных.

Наступление на права церкви закономерно в период утверждения в России абсолютной монархии. Это не противоречит и развитию Отечества в рамках современной цивилизации, в условиях которой традиционные религиозные ценности, определявшие духовную жизнь общества в средневековье, уступают место прагматизму и технократизму, и роль церкви уменьшается.

Важнейшей составной частью государственного аппарата абсолютизма являлась политическая полиция. При Петре I возникли специальные политические репрессивные органы. В 1718 г. образован центральный орган – Тайная канцелярия. После ее ликвидации в 1726 г. контрольно-розыскные и надзорные функции перешли к Верховному тайному совету, а в 1731 г. – к специально созданной Канцелярии тайных розыскных дел, контролируемой Сенатом. Этот орган был прототипом тайной полиции.

В 1762 г. Канцелярия была упразднена и вместо нее учреждена Тайная экспедиция Сената. Она руководила специальными секретными комиссиями, создаваемыми для расследования конкретных дел. В ведении комиссий находились воинские команды, применявшие к арестованным и телесные наказания, и расстрел (с санкции следственной комиссии). Эти органы носили чрезвычайный характер и образовывались в соответствии с политической ситуацией.

Постоянно действующим специализированным органам по охране общественного порядка и борьбе с преступностью стала полиция. В 1715 г. была образована Главная полицмейстерская канцелярия как орган управления полицией. Формирование полицейских органов началось в Санкт-Петербурге с учреждения в 1718 г. должности Санкт-Петербургского Генерал-полицмейстера, которому была подчинена Главная полицмейстерская канцелярия. На эту должность был назначен Антон Девиер один из любимцев Петра, его личный адъютант, в прошлом денщик царя. В Москве городская полицейская команда была образована в 1722 г. Уже в 1733 г. в 23 городах существовали полицмейстерские конторы. Полиция имела вооруженные формирования.

Функции полиции были весьма широки. Полиция должна была заниматься охраной общественного порядка, следить за соблюдением санитарных норм, и правил противопожарной безопасности, и правил торговли, бороться с бродяжничеством и т.п. На полицию был возложен контроль за соблюдением паспортного режима, после того как в 1724 г. был издан Указ, положивший начало паспортной системе в России. Кроме того, в ведении полицейских органов находились городские тюрьмы (если это были не специальные тюрьмы и крепости для содержания политических и особо опасных преступников).

В 1719 г. была введена специальная полицейская форма: кафтан (верхняя одежда, двубортная с глубоким запахом), короткие штаны василькового цвета и зеленый камзол (обтягивающий корпус одежда длинной до колен, камзол без рукавов надевался под кафтан).

Создание регулярной полиции сочеталось с привлечением жителей к охране общественного порядка. Полиция назначала на каждой улице старосту, «ночных караульщиков», «десятских».

Формирование регулярной полиции продолжалось в процессе губернской реформы 1775 г., в ходе которой полицейские функции в уездах перешли к исправникам и нижним земским судам. В городах полицейское управление сосредоточилось у городничих. В Санкт-Петербурге и Москве управление полицией было в руках обер-полицмейстеров.

С 1775 г. стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, подвергнутые заключению в административном (несудебном) порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии». Для содержания неимущих (бродяг, мелких воров, беспризорников) создавались работные дома, включенные в систему мануфактурных и иных государственных производств.

С 1779 г. началась работа над проектом Устава благочиния , которая завершилась в 1781 г. Устав был опубликован в 1782 г. Он включал 14 глав, 274 статьи.

В Уставе благочиния перечислялся ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полиции. Это действия были связаны с непослушанием законам или решениям полицейских властей, направленные против православной веры и богослужения. Кроме того, это были неправомерные деяния, нарушающие общественный порядок, а так же нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволительные представления). В ведение полиции входило так же пресечение действий, нарушающих порядок управления или суда (взяточничества) и преступления против личности, имущества и др. Санкции применявшиеся полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. Устав благочиния фактически положил начало формированию новой отрасли права – полицейское право.

По Уставу благочиния с 1782 г. в городах создавались специальные органы полицейского управления – Управы благочиния. В их состав входили городничие (в столицах обер-полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам, два выборных от горожан ратмана-советника. Устав вводил должность частного маклера, который контролировал наем рабочей силы, условия найма, регулировал наем.

В компетенцию Управы благочиния входило наблюдение за порядком, наблюдение за исполнением законов, проведение решений губернского правления, судебных палат и других судов, пресечение нарушений, дознание, розыск, задержание преступников, решение мелких уголовных дел.

Для успешного выполнения возложенных на Управу задач город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале – квартальный надзиратель.

Создание полиции свидетельствует не только о потребности в действенных силовых структурах утверждающейся абсолютной монархической власти, но и об уверенном продвижении России по пути цивилизации нового времени, в рамках которой община уже не может в полной мере выполнять функции социального контроля и государство вынуждено создавать специальные органы по охране общественного порядка.

Таким образом, на протяжении XVIII в. в условиях переплетения двух цивилизационных потоков (средневекового и индустриального) происходит дальнейшая централизация государственной власти и управления, осуществляются реформы, способствующие укреплению абсолютной монархической власти.

Личностям председателей высших судов уделяется в наше время большое внимание, их фамилии постоянно на слуху; пожалуй, еще заметнее это было лет 5-10 тому назад, когда существовала, так сказать, «цветущая сложность» в виде трех высших судов, которая персонифицировалась тройкой председателей: Зорькин - Лебедев - Иванов. В этой персонализации судебной власти состоит заметное отличие от советского времени, когда разница между, скажем, Львом Смирновым и Анатолием Рубичевым вряд ли интересовала даже юристов. В связи с этим возникает вопрос: а как же обстояло дело в предшествующую, «сенатскую» эпоху (1864-1917)? Что за люди стояли тогда на самой вершине судебной пирамиды?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала определить: какие именно должности были эквивалентны нынешним председателям высших судов? Небольшой опрос знакомых-юристов показал, что никто не имеет об этом сколько-нибудь ясного представления. Это неудивительно: тогдашний судебный строй современной образованной публике совершенно неизвестен. Это еще более справедливо относительно лиц, персоналий: исключением являются лишь Федор Плевако и Анатолий Кони, о существовании которых нынешний гуманитарий хотя бы осведомлен. Историческая традиция радикально сломана; Россия императорской эпохи - это своего рода Помпеи, погребенные под застывшей лавой революционного Везувия, и требуются основательные раскопки, чтобы прояснить черты погибшей цивилизации. Что ж, давайте попробуем расчистить хотя бы один из ее фрагментов.

Верховным судом в Российской империи после судебной реформы 1864 года был так называемый «кассационный Сенат», состоящий из двух департаментов - гражданского и уголовного. Формально они оба были частью Правительствующего сената, в котором имелись и другие департаменты; однако «единство Сената» было именно формальностью. В действительности единого руководства не было: номинальным председателем считался император, однако он наносил визиты в Сенат лишь по самым торжественным случаям. В полном составе Правительствующий сенат почти никогда не собирался и никаких вопросов in corpore не решал. Поэтому кассационные департаменты представляли собой, в сущности, отдельное учреждение, члены которого, в отличие от всех других сенаторов, имели статус судей и в силу этого пользовались несменяемостью.

Хотя Гражданский и Уголовный департаменты действовали в основном отдельно друг от друга, некоторые важные вопросы права выносились на рассмотрение Общего собрания кассационных департаментов, то есть на их совместный пленум. К двум кассационным примыкал Первый департамент, в котором разбирались споры с государственными органами и пререкания между ними, и поэтому некоторые вопросы решались кассационными департаментами совместно с первым. Однако сенаторы Первого департамента судьями не считались, а несменяемость была предоставлена им только законом от 26 декабря 1916 года, завершившим процесс становления административной юстиции (кстати, это была последняя крупная реформа в истории Российской империи, и весьма характерно, что даже в разгар мировой войны и накануне революции государство продолжало реформы, пролагавшие путь к правовому идеалу). Что касается численности верховных судей, то изначально (в 1866 году) кассационный Сенат состоял всего лишь из 8 сенаторов (четверо в каждом департаменте), однако в начале рокового 1917-го в нем было уже 79 человек (51 сенатор в Гражданском кассационном департаменте и 28 сенаторов - в Уголовном). В Первом департаменте в тот момент было 40 сенаторов.

Кассационные департаменты возглавлялись первоприсутствующими сенаторами. На эту должность кого-либо из числа наличных сенаторов назначал монарх. Он же назначал первоприсутствующего в Общем собрании, причем обычно на эту должность ставился (так сказать, в порядке совместительства) первоприсутствующий одного из кассационных департаментов. Следовательно, первоприсутствующие кассационного Сената и были официально главными судьями в Российской империи. Это подчеркивалось не только специальным императорским назначением, но и повышенным размером оклада: если «простой» сенатор получал 7000 рублей в год, то первоприсутствующий в департаменте - 8000, а первоприсутствующий в Общем собрании - 9000. Такое жалованье в судебной системе получал только он один (наглядно эта разница окладов и положений могла выражаться, например, в размерах квартиры: так, сенаторы Николай Таганцев (первоприсутствующий) и Петр Юренев (еще не ставший таковым) проживали в одном и том же доме , но Таганцев занимал квартиру в 10 комнат и платил за нее 2460 рублей в год, а Юренев - квартиру в 6 комнат, за которую платил всего лишь 1060 рублей).

Можно сказать, что первоприсутствующие сенаторы были и самыми высокопоставленными юристами, поскольку другие наиболее престижные должности - например, председателей Государственного совета и Комитета министров - юридической квалификации не требовали, хотя порой и замещались людьми, имевшими таковую. Важно, что первоприсутствующие в кассационном Сенате пользовались несменяемостью, в то время как в других сенатских департаментах они назначались только на один год; это говорит о том, что верховная власть весьма последовательно проводила принцип независимости правосудия, в том числе высшего, кассационного (хотя никто ее к этому не понуждал, и она вполне могла бы ограничить «инвеституру» первоприсутствующего регулярным переназначением).

Поскольку в судебной системе Российской империи не было жесткой «вертикали власти», первоприсутствующие сенаторы не воспринимались (в отличие от председателя Верховного суда РФ и его заместителей) в качестве начальников всех нижестоящих судей. Скорее, они были «старейшинами» судейского корпуса, его «лицом». Они не могли серьезно влиять на состав кассационного Сената или вызывать других судей «на ковер». Тем не менее, должности эти были не только почетными, но и влиятельными.

Их влияние на ход дел проявлялось в следующем. Первоприсутствующие распределяли дела между сенаторами, вели заседания своих департаментов, ставили вопросы на голосование, наблюдали за порядком в канцелярии (при том что сенатские служащие формально входили в ведомство министра юстиции). В их распоряжении имелись судебные приставы. Первоприсутствующий же провозглашал решение Сената по делу (на практике - его резолютивную часть). Очень важным правом первоприсутствующего в Общем собрании была постановка перед ним вопросов, которым требовалось дать официальное толкование. Кроме него, подобной привилегией запрашивать у Общего собрания разъяснение по вопросам, вызывающим трудности в правоприменении, обладал только министр юстиции. А первоприсутствующие в департаментах имели решающее слово относительно публикации сенатских решений - то есть от них зависел отбор тех судебных актов, что будут опубликованы с целью разъяснения закона. Через это первоприсутствующие могли направлять судебную практику: они имели власть решать, какие кассационные решения станут прецедентами.

Кроме двух департаментов и Общего собрания, в кассационном Сенате существовали еще и специальные коллегии («присутствия»). Из них наиболее важным и потому многочисленным было Соединенное присутствие первого и кассационных департаментов (по 4 сенатора от каждого департамента), которое рассуживало пререкания о подсудности между судебными и административными учреждениями и некоторые другие споры. В целом кассационный Сенат чем-то напоминал английскую систему высших судов, то есть совокупность постепенно сложившихся институтов, различающихся своей компетенцией, не образующих жесткой судебно-административной вертикали и возглавляемых собственными председателями (ср. Senior Lord of Appeal in Ordinary , Lord Chief Justice of England , Master of the Rolls , и т.п.).

Кто же именно занимал эти должности в Сенате? Полный список первоприсутствующих не нашелся нигде, даже в самых что ни на есть специализированных изданиях; возможно, мы - единственная европейская страна, в которой нет полного списка высших судей. К счастью, к 40-летию кассационных департаментов был составлен перечень первоприсутствующих; однако он не охватывает последующее десятилетие, и к тому же опубликован в малодоступном ныне «Журнале Министерства Юстиции». Поэтому пришлось продолжить этот труд и впервые составить их полный список на основании различных источников, прежде всего сенатских решений и ежегодных адрес-календарей (они отличаются от календарей настенных как небо от земли: это огромные тома, где перечислялись по ведомствам многие тысячи чинов - придворных, военных и гражданских). Отдельной задачей является восстановление биографий этих юристов, но для нее здесь можно положить лишь самое скромное основание.

Заметим, что значительное большинство первоприсутствующих (20 из 28-ми) были выпускниками двух элитных учебных заведений - Императорского Училища правоведения и Императорского Александровского (ранее - Царскосельского) лицея. В дальнейшем будем для краткости звать их «правоведы» и «лицеисты».

Итак, начнем - с первоприсутствующих Общего собрания (в скобках - даты их пребывания в должности).

Первоприсутствующие в Общем собрании кассационных департаментов (с участием, в установленных случаях, 1-го и 2-го департаментов)

Павел Петрович Веселовский (10 октября 1908 - 13 мая 1912). Окончил Александровский лицей в 1859 году (с золотой медалью, вторым в своем выпуске после Вячеслава Шварца). Стал первоприсутствующим довольно поздно, в 71 год, и скончался в должности. Сенатором пробыл столько же, сколько и его предшественник - 23 года.

Петр Александрович Юренев (сентябрь 1912 - 1915). Ровесник Веселовского, однако не лицеист, а «правовед» (1858 года выпуска). Происходил из старинного мелкопоместного дворянства Псковской губернии. Его общий сенаторский стаж очень продолжителен - 35 лет. Оставил должность первоприсутствующего - вероятно, в силу преклонного возраста: адрес-календарь на 1916 год называет первоприсутствующим Ганскау, причем Юренев значится в Гражданском кассационном департамента вторым (как единственный в департаменте действительный тайный советник). Судя по всему, дожил до 1917 года, однако точная дата его смерти неизвестна.

Яков Федорович Ганскау (1915 - май 1917). «Правовед» выпуска 1878 года. Был членом Киевской судебной палаты на рубеже веков, когда ее возглавлял Александр Кузминский (о нем см. ниже), которому Ганскау, быть может, в какой-то степени обязан карьерой: во всяком случае любопытно, что однокашником Ганскау был Степан Берс, на старшей сестре которого женился Кузминский (мужем другой сестры был Лев Толстой). Будучи назначен еще императором, Ганскау легко сошелся и с Временным правительством: он и при новом режиме продолжил руководить департаментом, и в мае 1917 года под его председательством обсуждался вопрос о выборности первоприсутствующих. Однако очень скоро оставил свою должность из-за болезни. Скончался в декабре 1923 года (по данным Волкова).

Александр Иванович Петро-Павловский (30 мая 1917 – ?). Назначен революционным правительством. Про Петро-Павловского известно, что он был выпускником Санкт-Петербургского университета, сделан сенатором в 1904 году (то есть принадлежал к числу «старых кадров»), а до того был председателем Астраханской и Тифлисской судебных палат. Состоял ли он первоприсутствующим в Гражданском кассационном департаменте до самого конца существования Сената (ноябрь 1917 года) или оставил эту должность раньше, в точности не известно.

Первоприсутствующие в Уголовном кассационном департаменте

Матвей Михайлович Карниолин-Пинский (16 апреля 1866 - 21 декабря 1867). Очень опытный судебный деятель. «Всегда одетый по моде, он был поклонником женщин и мастером лицедейства и интриг», - пишет о нем Ричард Уортман в книге «Властители и судии: развитие правового сознания в императорской России» (М., 2004). Но светским щеголем он слыл гораздо раньше, в бытность свою директором департамента Министерства юстиции, а «назначение на самый высший пост судебной иерархии (он был и первоприсутствующим Общего собрания кассационных департаментов) застало Карниолина-Пинского на краю могилы. Трудовая и исполненная тревог личного характера жизнь его догорала. Красивая, несмотря на годы, фигура его согнулась, прекрасное, точно изваянное, хотя и немного жесткое лицо, обрамленное седыми кудрями, осунулось и побледнело - и он уже не в силах был участвовать в заседаниях Сената, заменяемый постоянно В. А. Арцимовичем ». Так писал Кони, ошибочно придавая Карниолину еще и должность первоприсутствующего Общего собрания (в действительности ее занимал Башуцкий). Скончался в должности первоприсутствующего Уголовного кассационного департамента.

Борис Карлович Данзас (30 марта 1868 - 18 октября 1868). Лицеист, старший брат секунданта Пушкина Константина Данзаса. Ричард Уортман называет его компетентным бюрократом и добавляет: «Страстно желавший быть принятым в столичном свете, Данзас не располагал нужным для того состоянием (имений у него не было), и жизнь не по средствам довела его до грани банкротства». Поэтому служба в ведомстве юстиции была для него делом вынужденным; но, несмотря на свою зависимость от службы, Данзас не робел спорить со своим начальником, министром юстиции Николай Иванович Стояновский (27 января 1872 - 1 января 1875). «Правовед», однокашник своего предшественника Зубова, один из главных деятелей Судебной реформы 1864 года. В книге Кони «Отцы и дети Судебной реформы» ему посвящен обширный очерк. С должности первоприсутствующего переведен в Государственный совет. Прожил весьма долгую жизнь, достигнув всех высших орденов и званий.

(23 января 1875 - 15 декабря 1877). О нем см. выше в списке первоприсутствующих Общего собрания.

Михаил Евграфович Ковалевский (16 января 1878 - 1 января 1881). «Правовед» 1849 года выпуска , стоял у истоков кассационного Сената, так как был назначен первым обер-прокурором Уголовного кассационного департамента (1866). По словам Кони, также посвятившего ему отдельный очерк, Ковалевский имел «систематический ум и способность ясно, просто и доступно распутывать самые сложные юридические вопросы».

Илиодор Иванович Розинг (7 января 1881 - 14 мая 1896). Однокашник Ковалевского; подробнее о Розинге см. выше в списке первоприсутствующих Общего собрания.

Николай Степанович Таганцев (14 мая 1896 - 6 мая 1905). Выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Благодаря своим лекциям по уголовному праву, снискавшим большую популярность, Таганцев стал самой известной фигурой среди правоведов-криминалистов императорской эпохи. Широко известна и трагическая судьба его сына и невестки - жертв большевистского террора (среди расстрелянных фигурантов так называемого «заговора Таганцева» был и Николай Гумилев).

Григорий Козьмич Репинский (1 июня 1905 - 6 февраля 1906). «Правовед» (выпуск 1852 года). Несмотря на краткость пребывания в должности, Репинский запомнился как весьма крутой первоприсутствующий. Когда в разгар первой революции «отдельные группы молодых адвокатов рыскали уже по судейским коридорам, врывались в залы заседаний и совещательные судейские комнаты и требовали от судей прекращения судейской работы, приглашая их примкнуть к всероссийской забастовке… особенно стойко и энергично проявил себя Первоприсутствующий Сенатор Уголовного кассационного департамента Г. К. Репинский: он просто ругательски гаркнул во всю мочь на свору проникших в Сенат «снимальщиков» и с позором выгнал их вон» (из воспоминаний Карабчевского).

Владислав-Оскар Антонович Желеховский (22 февраля 1906 - апрель 1917). О нем см. выше в списке первоприсутствующих Общего собрания.

Его могила с часовней уцелела в советскую эпоху.

Барон Федор Федорович Штакельберг (4 декабря 1885 - 1898). Цивилист, закончивший Училище правоведения вместе с Константином Победоносцевым (выпуск 1846 года). В какой мере это обстоятельство обусловило его назначение, можно только догадываться.

Николай Николаевич Шрейбер (7 ноября 1898 - январь 1909). О нем см. выше в списке первоприсутствующих Общего собрания.

Барон Анатолий Федорович Корф (1909 - 1 января 1910). «Правовед» (выпуск 1862 года). Пробыл первоприсутствующим недолго, так как вскоре получил назначение в Государственный совет. Скончался в 1917-м, за месяц до начала революции.

Александр Михайлович Кузминский (январь 1910 - 1 марта 1917). «Правовед» (выпуск 1864 года). Окончил Училище в год судебной реформы и в момент ее внедрения вступил в службу судебным следователем. Специалист по уголовному праву. Кони высоко ставил его напутствия присяжным, и в 1906 году, отказываясь от поста министра юстиции в столыпинском кабинете, рекомендовал назначить на эту должность либо Кузминского, либо Мясоедова. Был женат на Татьяне Берс, сестре Софьи Толстой; считается, что образ Наташи Ростовой Толстой списал именно с нее . Весьма символично, что Кузминский скончался 1 марта 1917 года, в самый момент крушения многовековой монархии, которой прослужил всю свою жизнь, а срок его служебной карьеры в точности совпадает с периодом действия Судебных уставов Александра II: 1866 - 1917.

Александр Иванович Петро-Павловский (30 мая 1917 - ?). О нем см. выше, в списке первоприсутствующих Гражданского кассационного депаратамента.

Таковы были люди, возглавлявшие систему правосудия в те времена, когда российский суд был наиболее близок к воплощению правовых идеалов.