Особенности разделения властей в современном российском государстве. Основные положения теории разделения властей и ее значение в современных условиях. Осуществление судебной власти

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Теория государства и права


План.

Введение. 2

Кассационный суд Республики, несмотря на его престиж и доминирующую позицию, которую он занимает в гаитянской судебной системе, остается и остается юрисдикцией судебной власти. Согласуется ли этот механизм с принципом разделения властей, закрепленным в статье 59 Конституции?

Предположим, что Кассационный суд принял окончательное решение для разрешения конфликта. И в случае, если ни одна из двух политических сил не решит захватить Согласительную комиссию, что произойдет? Действительно, Согласительная комиссия не является единственным институциональным механизмом разрешения конфликтов между Законодательной властью и Исполнительной властью. Кроме того, политическая ответственность правительства позволяет, в классическом плане, разрешать конфликты, которые могут возникнуть между правительством и парламентским большинством.

Историко–правовые корни принципа разделения властей. 4

Реальное осуществление принципа разделения властей. 17

Заключение. 29

Используемая литература. 30

Введение.

Тема «Принцип разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели - создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане. Исходя из этого, в изучении принципа разделения властей в теории государства и права можно выделить следующий круг вопросов:

Это то, что это равновесие потребовало бы в противном случае определенной осторожности, по крайней мере, определенной осторожности при обращении с политическим оружием цензуры. В случае конфликта правительство будет знать, что его политическая ответственность может быть поставлена ​​под сомнение. Если это так, это приведет к формированию нового правительства, пользующегося доверием большинства. В то же время Дом, проголосовавший за порицание или планирующий сделать это, знал бы, что его можно распустить.

При необходимости можно было бы освободить новое большинство. Таким образом, решение об увольнении правительства автоматически придумает вердикт урны для голосования. Эта ситуация может в дальнейшем способствовать разбору между президентским большинством и парламентским большинством; следовательно, благодатная почва для институциональных кризисов.

Каковы исторические корни принципа разделения властей?

Как осуществляется данный принцип на практике в различных государствах мира, в России?

Как принципа разделения властей разрешается в теоретических трудах мыслителей прошлого и настоящего времени, как зарубежных, так и российских?

Для выяснения ответов на эти вопросы использовались нормативные акты, научно–учебные пособия: М.Н. Марченко «Теория государства и права», В.Н. Хропанюка «Теория государства и права», М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе «Конституционное право Российской Федерации», З.М. Черниловского «Всеобщая история государства и права»; научные работы: И.А. Исаева, М.Н. Золотухиной «История политических и правовых учений России», М. Валуева «Исторические типы философии»; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий.

Более того, только угроза вотума недоверия может привести правительство или один из его членов к определенной склонности работать в направлении политических интересов группы влиятельных парламентариев. В то же время правительство может быть поддержано более сильным большинством в другой Ассамблее.

Большая часть людей хотела встряхнуть все. Учитывая жажду демократии и символику падения, люди не хотели, чтобы восстановление статус-кво стало возможным. В этом контексте парламенту предоставляются очень широкие полномочия, а Исполнительная власть полностью контролируется. Конституция предоставляет значительные полномочия правительству, подразделению исполнительной власти, но также делает его правительством партии большинства в парламенте. Более того, дух конституционного текста выдает недоверие к президентской канцелярии.

В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей. Так, например, в работах И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, М. Валуева показаны различные взгляды на роль и значение принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. В научно–учебных пособиях З.М. Черниловского, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического осуществления в различных государствах мира, в том числе и Российской Федерации. Нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей.

Короче говоря, парламент, если не реальное место власти, по крайней мере эпицентр политической власти. Исполнительная власть, как орган политической власти, кажется, не является реальным и эффективным противовесом всемогуществу парламента. Действительно, конституционные рамки дают парламенту заметную роль в осуществлении политической власти. Понятно, что для того, чтобы уменьшить влияние президента Республики и таким образом победить традиционный президентский статус, важные полномочия предоставляются правительству в рамках исполнительного бисефализма, установленного Конституцией Тем не менее, оно остается что любое правительство в принципе относится к партии парламентского большинства в конституционном.

Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.

Историко–правовые корни принципа разделения властей.

Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Поэтому правительство является лишь отражением конфигурации парламента. Парламент, в котором доминирует партия с большинством голосов в каждой из двух Ассамблей, может легко выразить свою уверенность в инаугурации правительства. В этих условиях политическая программа правительства будет такова, что большинство голосов в парламенте. С другой стороны, «мозаичный» парламент, в котором ни одна партия или группа не имеет большинства, будет более легко доверять коалиционному правительству, отражающему расходящиеся и многочисленные течения, которые сталкиваются с ассамблеями.

«Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом - экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)» 1 .

В нескольких словах правительство, независимо от того, что рассматривалось в данном случае, исходит от парламента, в который он также получает инвестиции. Следовательно, для того, чтобы сделать вышеупомянутые полномочия эффективными, любая из двух Парламентских ассамблей может действительно свергнуть правительство, если оно больше не пользуется доверием.

Что касается президента Республики, то его полномочия на назначение, по большей части, связаны с влиянием и контролем парламента. Так обстоит дело в процедуре назначения судей Кассационного суда; его свобода выбора ограничена сенатом. Президент Республики является номинальным руководителем Вооруженных Сил132, ответственным с премьер-министром национальной обороны133 и играет важную роль в гаитянской дипломатии. Однако только после одобрения Сената президент Республики уполномочен назначить главнокомандующего Вооруженными Силами, а именно полиции, послов и генеральных консулов.

Таким образом понятие «разделение власти» достаточно широкое и не отделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.

Добавьте к этому, он также требует одобрения Сената для назначения советов директоров автономных органов. Более того, ему необходимо одобрить Национальное собрание, чтобы объявить войну вражеской иностранной державе. Даже в периоды серьезного кризиса он не может решить, подходит ли осадное положение. Разумеется, она имеет исключительную конституционную юрисдикцию для ведения переговоров и подписания договоров, конвенций или международных соглашений; но окончательное рассмотрение Национальной ассамблеей этих международно-правовых документов является конституционно необходимым до того, как государство будет юридически и «определенно» вовлечено.

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король–воин, князь–предводитель дружины, епископ–рыцарь, глава ордена и т.п.)

Президент Республики не может каким-либо образом прекратить до своего обычного срока мандат парламентариев. Однако Сенат, учрежденный в Высоком суде, может, возможно, досрочно прекратить мандат Президента Республики, отклонив его. Несмотря на свою политическую безответственность, президент Республики несет уголовную ответственность «за преступление государственной измены или любое другое преступление или преступление, совершенное при исполнении своих функций», и несет ответственность перед Высоким судом справедливость.

Процедура обвинений, процедура импичмента в американской системе, инициируется Палатой депутатов. Я. после того, как его регулярно арестовывали, регулирует обвинения в адрес президента Республики. Кроме того, можно даже взять на себя ответственность Президента Республики за пределами его функций. Конституция не мешает ему свободно преследоваться судом в обычных судах за действия, не входящие в сферу его функций. Учитывает только действия, совершенные при осуществлении президентской функции. Президент Республики не пользуется юрисдикционным иммунитетом в отношении действий, совершенных вне работы президентского офиса.

Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно христианская его часть решила спор о власти в пользу светской, государственной, восточная во многих случаях (в некоторых мусульманских странах, например, Иран) - в пользу значительного политического влияния религиозных начал жизни общества, его политико–правовой системы и культурного уклада.

Таким образом, конституционно, он может быть подвергнут нападению перед обычным судом в течение президентского срока за действия, не связанные с выполнением его функций. Однако независимо от того, что парламентарии несут ответственность перед судами общего права, по-прежнему необходимо, несмотря на случаи фальсификации, сначала инициировать процедуру снятия иммунитетов. Наконец, поле деятельности парламента при осуществлении его законодательной функции практически неограниченно. Ситуация такая же как в законодательной сфере, так и в законодательной процедуре.

Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём законодательного органа - магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало в конце конов одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти. Феодальная организация власти с объединёнными в лице властелина законодательных, исполнительных и судебных функций включая функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него «по праву» из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII–XIV веках и, в последствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий. Другой основой разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень замкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их совещательные функции, как это имело место в Верховном тайном совете в России послепетровского периода, когда из восьми членов совета («верховников») шестеро представляли две знатнейшие фамилии - Долгоруких и Голицыных. Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие, как Земские соборы в России, также готовившие в будущем более совершенные формы разделения власти. Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и между сословиями и классами, и доступ этот был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и представительные) структуры.

Принимая во внимание все это, само собой разумеется, что парламент - это реальное место власти, если не реальное место власти. Тем не менее он страдает от недостатка правовых рамок. По правде говоря, бывает так, что конституции дают определенное преобладание тому или иному органу, который они устанавливают. Тем не менее, в так называемых демократических системах разделения властей полномочия, предоставленные установленным полномочиям, ограничены или даже уравновешены.

На самом деле нет никакой трагедии, чтобы предоставить значительные полномочия парламенту в ущерб Исполнительной власти, как средство обойти любые попытки диктаторского дрейфа. Человеку, наделенному сильной политической властью, легче создать институт деспотизма, тем самым уничтожая основные свободы.

«Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:

    происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);

    укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих;

    Реальная проблема возникает из-за того, что, несмотря на огромные полномочия, предоставленные парламенту, их пределы не известны. Более того, они не контролируются и не уравновешиваются в соответствии с теорией разделения властей, которая гласит баланс сил, тогда как принцип разделения властей торжественно закреплен в Конституции. Можем ли мы довольствоваться предполагаемой «добродетелью» избранных представителей народа или мы должны доверять исключительно политической морали? В этих условиях ли институционализация политической власти в Гаити не теряет своего значения?

    завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки - специализированным судебным органам». 2

Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико–философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.

Действительно, самые важные и грозные полномочия парламента не имеют аналогов и не рационализированы. Мы сразу же думаем о праве порицания Парламентских ассамблей, о неограниченных законодательных полномочиях Парламента, его полномочиях по расследованию, о порядке предъявления обвинения Президенту Республики или любому другому члену Исполнительной власти, контроль над количеством назначений Президента Республики и т.д.

По большей части право на цензуру не соответствует праву на роспуск в выбранной институциональной системе. Кроме того, с точки зрения законодательства парламент неизбежен. Однако Исполнительная власть, хотя и не уполномочена принимать автономные правила, не контролирует законодательную процедуру.

Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазны революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.).

Однако, несмотря на эту доминирующую позицию, которую он занимает в институциональной организации нового режима, он страдает от едва скрытого дефицита правовых рамок. Более того, в рамках «практики» режима мы рассматриваем проблему институционального разрыва, что в корне является следствием политической нестабильности и слабых государственных институтов. Более того, это отсутствие институциональной преемственности мешает нам говорить что-то большое о «практике» режима с точки зрения его вклада в собственно конституционную структуру.

В основании политической философии Локка (1632–1704гг.) и либерализма лежит идея собственности («Трактаты о правительстве»). «Государство и гражданское общество покоятся на собственности (имелась ввиду частная и личная собственность). В естественном состоянии, говорит Локк, люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается государство - социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений… Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство… Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов… Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием… Д.Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной - король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями» 3 .

Тем не менее, мы думали, что было бы интересно поговорить об этом в любом случае, так как можно задаться вопросом, не будет ли это институциональное разрывание также следствием возможной невозможности или возможной неприменимости режима. Что касается природы режима, то следует понимать, что следует опасаться закрыться в теоретических оттенках, схематизируя модельный идеал, смоделированный по форме правления, применяемой в Великобритании, и модельный идеал, смоделированный из американской конституционной системы, поскольку каждый политический режим кажется уникальным.

В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839гг.) в «Проектах и записках». В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский прежде всего связывал с необходимостью разделения властей. «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательному праву. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая–либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой» 4

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом. Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти. Сперанский брал во внимание обстоятельство, чётко высказанное противником разделения власти Н.М. Карамзиным: «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга». 5 Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) - «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал республику - наиболее распространенную в настоящее время, и потому чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече - «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран» 6 . «никто не может распустить Народной вечи. Оно представляет волю в государстве, душу народа». 7 Исполнительная власть - державная Дума - состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один и заменяется другим выбором… Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы». 8 Блюстительная власть - Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором законопроект получает юридическую силу. В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции». Собор имеет серьёзные контрольные функции и на местах, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором. - «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и державную Думу. Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления. Механизм действия законодательной и исполнительной власти, а также государственное устройство определяется Конституцией» 9 . В последствии серьёзный вклад в развитие отечественной теории разделения властей внёс НМ. Коркунов (XIX в.) - («Указ и закон»). Однако в России осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, - ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника - основного представителя общества, обладающего и политическими правами.

2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия - достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные - уровень политического сознания общества.

3) Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей.

Основное содержание принципа разделения властей.

Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание.

«Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно–правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей». 10

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Реальное осуществление принципа разделения властей.

Первые же конституции - США 1787 г., Франции 1789 г. - закрепили, хотя и в разных вариантах разделение властей.

Законодательную власть конституция 1787 г. (США) вверяла конгрессу, состоящему из двух палат: палаты представителей избирающейся (как в то время, так и теперь) населением штатов и сенатам, членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов. Из этого видно, что сенат с самого начала был замыслен как палата консервативная по составу, не зависящая от избирателей, тормоз по отношению к палате представителей. «Джон Адамс, будущий президент страны, так прямо и заявлял: сенат должен налагать узду на палату представителей. Другой из «отцов» конституции - Медисон - писал, что сенат необходим на случай если нижняя палата использует «во зло» свою власть». 11

Палата представителей и сенат получали равные права в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов. Главой государства и правительства конституция называла президента США. Он избирался выборщиками по штатам. Они подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за которого было подано большинство голосов выборщиков. Многие члены учредительного конгресса предлагали, чтобы президента избрал сам конгресс - так надёжнее. Против этого были выставлены возражения, основанные на историческом опыте. Ссылались в частности на интриги, на борьбу группировок, которые сопровождали избрание польских королей сеймом. После многих колебаний должность президента решили сделать временной. Его полномочия были ограничены четырьмя годами, но было намеренно отпущено право переизбрания президента на новый срок. Президент США наделён значительной властью. Он объединяет в своём лице главу государства и премьер–министра правительства. Ему принадлежит верховное командование армией. Следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (права представлять палатам готовый законопроект); его вето на законопроект, принятый обеими палатами, может быть «опрокинуто» квалифицированным большинством обеих палат. В тоже время президент не зависел от того, как будет принята проводимая им политика в палате представителей или сенате. Так же и министры. Они не являются членами конгресса и не зависят от его решения. «Но так обстояло больше в теории, чем на практике. На самом деле конгресс обладал (и обладает) значительными возможностями давления на президента, равно как и президент не лишён возможности давления на конгресс». 12 Назначения на все высшие посты президент производит с согласия сената, на менее важные - палаты представителей. Но увольнять своих чиновников президент может по собственному усмотрению: считается, что нельзя иметь послушных исполнителей, если нет права их уволить.

Третьей властью США конституция называет суд. Уже в конституанте (учредительном конгрессе) было высказано мнение, в общем принятое, что Верховный федеральный суд - высшая судебная инстанция США - должен получить право пересмотра законов принятых конгрессом при их несоответствии конституции. Имелось в виду, что это право Верховный суд будет осуществлять не вообще (как надзорная инстанция), а в связи с определённым делом - уголовным или гражданским, находившемся в его производстве. В этом именно смысле были сформулированы правомочия Верховного суда США в Законе о судоустройстве 1789 г., принятого первым конгрессом США (ст. 25). Вопрос о неконституционности всего закона в целом или его части может быть поставлен не иначе как частным лицом (организацией) на том основании, что этим законом нарушается какая либо гарантия, установленная конституцией для личности, чести, имущества или иных прав истца. После соответствующего решения Верховного суда никто не может ссылаться на отвергнутый закон или быть привлечённым к ответственности на его основании. Так осуществлялся (и осуществляется) принцип разделения властей в США.

В 1789 г. Декларация прав человека и гражданина, принятая во Франции (и являющаяся частью нынешней Французской Конституции) в статье 16 также закрепила этот важнейший принцип: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». 13

На протяжении XIX–ХХ веков разделение властей завоевало все более широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. Об этом, в частности, свидетельствует опыт США, рассматриваемый выше, где этот принцип был существенно дополнен системой «сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою историю не знали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения властей, особенно законодательной и исполнительной, периодически всё же происходили.

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления: парламентских республиках и парламентарных монархиях. Здесь, как и в любом конституционно–правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств. Так, баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.

Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. Согласно Французской доктрине, например, применение принципа разделения властей отнюдь не равнозначно раздроблению и ослаблению власти, а напротив, должно служить сотрудничеству и кооперации всех её ветвей. Только такая, сильная, власть может служить интересам человека и общества, в чём и состоит высшее предназначение государства. В современной Франции президент обладает широкими полномочиями, благодаря которым он является в определённой мере носителем исполнительной власти, при осуществлении которой он, однако, не несёт ответственности перед парламентом. В то же время президент делит исполнительную власть с правительством, которое в свою очередь, должно опираться на поддержку парламентского большинства. Принятию резолюции порицания правительству может быть противопоставлен досрочный роспуск Национального собрания, хотя и здесь есть определённые ограничения. Двухпалатный парламент остаётся высшим законодательным органом страны, но его полномочия, равно как и сфера применения закона, строго ограничены конституцией. Столкновения по вопросам компетенции трёх властей должны разрешаться в основном Конституционным Советом.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В статье 10 говориться: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». 14 Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть». Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Поэтому представляется целесообразным остановиться на анализе положения данных высших органов государственной власти, чтобы лучше уяснить механизм действия принципа разделения власти в Российской Федерации.

Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. «Президент РФ является главой государства» (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью. «Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путём передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признаётся главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и т.д.)». 15 Полномочия Президента вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.

Конституция проводит чёткое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.

После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока. Президент имеет право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонён, или входит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Президент вправе распускать Государственную Думу, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации, Роспуск Думы возможен в случае трёхкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4, ст.111, Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение 3-х месяцев (ч.3, ст.117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4, ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом: «1) в течении года после её избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; 4) в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.» 16 Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничения прав Президента в этой области свидетельствует о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и не желательное. При всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру - это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента: «а) применение к нему термина «парламент» означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта; б) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа; в) Федеральное Собрание - законодательный орган Российской Федерации». Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ.

Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.

Особенно ярко действие принципа разделения властей в отношении судебной власти можно обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 125 Конституции Российской Федерации, п.2 «Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешает дело о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в)договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ». 17 Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, порядке установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Чтобы лучше понять масштабность, роль, значимость Конституционного Суда РФ в действии принципа разделения властей можно использовать следующий пример из судебной практики: «Правительство РФ в нарушении требований ст. 168 и 169 ГК РФ отсрочило без достаточных оснований исполнение своих договорных обязательств в одностороннем порядке изменило их условия. Оно необоснованно предоставило преимущества подчинённым ему органам, на которые возлагалось исполнение обязательств по отовариванию чеков на легковые автомобили. В период действия отсрочки Президент РФ издал Указ «О мерах по либерализации цен» от 3.12.1991 г., которым со 2.01.1992 г. отменено государственное регулирование цен на многие товары, в том числе и на автомобили. Убытки выразились в многократном обесценении стоимости целевых вкладов и невозможности получения автомобилей по целевым чекам по первоначальной цене, являющейся существенным условием договорного обязательства государства перед гражданами. Частичная индексация целевых вкладов и целевых чеков (Постановление Правительства РФ от 24.01.92) по мнению Конституционного Суда не отвечала требованиям Закона РСФСР об индексации доходов и сбережений граждан от 24.10.91 г. Конституционный Суд РФ признал: «Правительство действовало противоправно… нарушив имущественные права и интересы граждан оно вышло за предмет своей компетенции, предусмотренной Конституцией РФ.» 18 Таким образом, в данном случае судебная власть в лице Конституционного Суда РФ, исходя из принципа разделения властей, чётко определила степень компетенции Правительства РФ, на основании Конституции РФ, не допустив её превышения.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

Заключение.

Тематика принципа разделения властей показывает на сколько важна теоретическая правовая база как подготовительная ступень для реального осуществления на практике - в государственно–правовом строительстве. Правильно выведенное содержание, анализ и чётко определённый круг необходимых критериев объективных и субъективных факторов, предложение различных вариантов с сохранением основной конструкции в теории помогут избежать болезненных «опытов» на практике, ломающих порой судьбы поколений и отдельных людей. Естественно при создании правового государства, в котором принцип разделения властей занимает важнейшее место, «творцам» надо учитывать как богатый теоретический, так и практический опыт.

Используемая литература.

    Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993 г.

    Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993 г.

    В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», М., «ДТД», 1996 г.

    З.М. Черниловский «Всеобщая история государства и права», М., «Юрист», 1996 г.

    И.А. Исаев, М.Н. Золотухина «История политических и правовых учений России», М., «Юрист», 1995 г.

    М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе «Конституционное право Российской Федерации», М., «Инфра», 1996 г.

    М. Валуев «Исторические типы философии», М., «Знания» 1992 г.

    В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова «Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ». «Государство и право», №4, 1996 г., стр. 52.

1 Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993 г. стр. 329.

2 Политология… стр. 330.14 Конституция РФ. М., «Юридическая литература», 1993 г., стр. 7, ст. 10.Принцип властей . 3. Разделение властей в современном российском государстве. Статья 10 ...

  • Принцип разделения властей в процессе формирования правового государства в Республике Беларусь

    Реферат >> Государство и право

    План Введение................................................................................................3-4 История концепции разделения власти ............................................5-12 Принцип разделения власти в государствах различной формы...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Тема «Теория разделения властей» является весьма актуальной на сегодняшний день, поскольку оптимизация данной системы - «прямой путь» к эффективности государственного управления в целом.

    Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

    В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

    Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".

    Основной мировой тенденцией конца 21 века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

    Данная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса о реализации принципа разделения властей в современной России.

    Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказавших огромное влияние на формирование в России гражданского общества со сбалансированным взаимодействием всех уровней власти.

    Актуальность данной темы обоснована там, что теория разделения властей является основополагающим принципом функционирования современного государства РФ. Руководствуясь положениями данной теории, зафиксированными в Конституции РФ, государство осуществляет все присущие ему функции и взаимодействует с обществом в целом.

    Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:

    1. Раскрыть понятие принципа разделения властей на основе различных теоретических подходов к этому вопросу;

    2. Проанализировать правовой опыт реализации принципа разделения властей в современных российских условиях;

    3. Изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.

    В данной курсовой работе используются следующие универсальные и специальные юридические методы исследования:

    Логический;

    Сравнительно-исторический;

    Историко-реконструктивный.

    Логический метод позволяет исследовать внутренние закономерности складывания модели правового государства и теории разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях мышления.

    Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические черты принципа разделения властей в процессе его реализации в обществах с различными традициями.

    Историко-реконструктивный метод способствует через движение от настоящего к прошлому, от следствия к причине рассмотреть и проанализировать различные стадии эволюции взглядов на роль и место государства в жизни общества, позволяет понять закономерность существующих в настоящее время принципов правовых взаимоотношений между гражданами.

    Возникновение и развитие теории разделения властей

    Основной смысл данной политической концепции состоит в предотвращении или сведении до минимума возможности злоупотребления властью путем ее сосредоточения в одних руках. Средством для этого служит установление в государстве такого отношения различных властей между собой, при котором они могли бы сдерживать друг друга, не допуская перевеса одной из них. Данная система сдержек и противовесов предполагает четкое правовое определение компетенции и функций трех основных видов власти - законодательной, исполнительной и судебной, характера их отношений с обществом и между собой. В соответствии с тем, как осуществляется распределение полномочий трех ветвей власти в основном законодательстве, можно выделить три основные формы правления правового государства - конституционная монархия, президентская республика и парламентская республика. Реализация принципа разделения властей (наряду с принципом народного суверенитета) означала решающий шаг при переходе от государственности старого порядка (абсолютизма) к правовому (конституционному) государству нового времени.

    Разделение властей - это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права стал зарождаться с древнейших времён. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и Афинской и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках.

    Так в Греции существовало несколько политических институтов, которые не должны были позволить сосредоточения власти в одних руках.

    В Римской республике положение было очень схоже с Афинской. Главным государственным органом в Риме был сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Ко всему прочему из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности (консулы, преторы, наместники, эдилы и т.д.). Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

    В полной мере принцип разделения властей был впервые реализован в Соединенных Штатах Америки, после принятия конституции 1787 года.

    Так впервые за всю историю человечества теория разделения властей, которая долгое время развивалась в Европе, была осуществлена на другом континенте. В так называемом «Новом свете» появилось «новое» по своей сути государство.

    Помимо просто объективных исторических процессов, которые вели народы к реализации принципов демократического, правового государства, существовали также и теоретические учения о том, каким должно быть государство, как оно должно строиться и как управляться. Мыслители античности (Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирования общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен, как для граждан, так и для самого государства.

    В своей книге «Политика» Аристотель (389-328 гг. до н.э.) писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя». А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: «Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно…». Цицерон говорил о государстве как о правовом общение об общем порядке.

    Первой научной работой, в которой говорилось о разделении властей можно считать работу Дж. Локка (1632-1704). Локк в своих взглядах во многом придерживался позиции Гоббса, сторонника теории общественного договора. Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным правительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха.

    Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Еще в 1721 году в своих «Персидских письмах» он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш.-Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд «О духе законов» (работа над которым шла около 20 лет), в которой помимо критики абсолютизма он противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разделением властей.

    Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. «Что бы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одних руках (Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть).

    Многие положения, закрепленные Монтескье, нашли свое отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день.

    Среди этих актов особое место занимают два: Декларация прав независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. И Французская декларация прав человека (1789 г.).

    Теория разделения властей возникает и начитает «материализоваться» лишь на той стадии развития общества и государства, Когда созревают все необходимые предпосылки для Активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.

    В современных государствах: конституционных монархиях, парламентских, президентских, смешанных республиках - именно принцип разделения властей указывает на место субъектов правотворчества. Соответственно, основным субъектами правотворчества являются парламент, президент, правительство, министерства и ведомства. Каждый из этих органов в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты. Каждый орган как субъект правотворчества обладает правотворческой правосубъектностью и вступает в правотворческие правоотношения.

    Понятие принципа разделения властей - одного из основных принципов конституционного строя РФ

    Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов страны как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

    Власть негативно влияет людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый тяжелый вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов власти, так как над ними непросто учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса. В ином случае они автоматом утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей.

    Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

    Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов двухуровневая, разделена на федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации.

    Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

    Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

    Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

    Статья 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закрепляет такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ.

    К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

    Выше было отмечено, что принцип разделения властей понимается разнопланово и многоаспектно. Современное его понимание сводится к функциональному аспекту, но этот функциональный аспект отнюдь не лишает принцип разделения властей его главной сущностной политической составляющей. Принцип разделения властей касается именно политического аспекта, а не административного распределения функций с целью рационализации управленческой деятельности государства. Назначение принципа разделения властей не столько в рационализации, сколько в предотвращении узурпации власти в одних руках (так этот принцип понимался в период борьбы с абсолютизмом) или в создании надлежащих механизмов разрешения политических конфликтов между различными политическими силами в условиях уже относительно устоявшегося демократического режима.

    Таким образом, не любое распределение функций внутри государственного аппарата имеет отношение к принципу разделения властей, и в первую очередь это касается т.н. распределения функций без проведения начала специализации, где распределение преследует чисто административные, но не политические цели. Выводы ряда современных авторов о том, что и здесь при широком понимании следует говорить о разделении властей, признаются в этой связи малоубедительными.

    Принцип разделения властей выступает юридической формой государственного властвования, реализуемой посредством выявления, формирования и утверждения в виде общеобязательных правил воли народа, законодательная деятельность характеризуется определенными формами участия в ней органов всех ветвей государственной власти.

    Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

    Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

    Народ реализует свое право выбора и на его основании передает власть своим представителям - народным депутатам.

    Верховенство законодательной власти не означает полновластия законодательных органов. Сущностные ограничения власти основаны ее зависимости от воли избирателей. Политико-юридические ограничения исполнительной власти связаны с необходимостью соответствия закона Конституции и юридическим реалиям. Ее функции - законодательная, финансовая, распорядительная и контролирующая.

    Законодательная власть реализуется избираемым парламентом - высшим представительным органом государства.

    В структуру Парламента входят две палаты: верхняя и нижняя. Депутаты верхней палаты имеют более длительный срок полномочий и более высокий возрастной ценз. Верхняя палата обновляется реже и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Порядок работы парламента определяет его регламент. В нем закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

    Исполнительная власть носит вторичный по отношению к законодательной и подзаконный характер.

    Универсальный характер исполнительной власти выражается в том, что эта ветвь власти действует на всей территории государства. Исполнительная власть, опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы. В распоряжении исполнительной власти находятся чиновники, армия, администрация, судья, органы безопасности, милиция.

    Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».

    Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Высшим судебным органом, рассматривающим гражданские, уголовные и административные вопросы, является Верховный Суд. Экономические споры рассматриваются в Высшем Арбитражном Суде.

    Особое место в системе ветвей власти Российской Федерации занимает институт Президентства.

    Согласно Конституции Президент является главой государства. Согласно со своими полномочиями Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, полномочных представителей Президента РФ, назначает выборы Государственной Думы, референдум. Кроме того, Президент выполняет функции, которые в основном являются исполнительно-распорядительными.

    Но Президент в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и Федеральными законами (его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам).

    Во взаимоотношении с судебной властью это проявляется в том, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должность судей Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда.. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.

    В отношении с законодательной властью доминирование проявляется в том, что Президент обладает действенными рычагами управления:

    Право роспуска Государственной Думы;

    Право назначения выборов в Государственную Думу;

    Право на внесение законопроектов в Государственную Думу;

    Право "вето" на принимаемые законы.

    Традиционной является классификация полномочий (компетенции) Президента РФ по различным сферам осуществления его деятельности. При этом отдельные ученые - государствоведы выделяют различное число групп полномочий Президента. Так, С.А. Авакьян выделяет пять их основных групп:

    в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц;

    в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами;

    в области внешней политики;

    в области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильности общественного порядка в стране;

    в области обеспечения конституционного статуса личности.

    Следует подчеркнуть, что исследование избранной темы тесно связано с выявлением специфической роли Президента Российской Федерации как главы государства, анализом характера его взаимоотношений со всеми ветвями власти, в особенности с законодательной властью, парламентом.

    Специалисты, исследующие проблему разделения властей, отмечают разные стороны этого сложного политико-правового явления. В частности, различные специфические моменты принципа разделения властей выделяют А.А. Мишин, Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин, Б.А. Страшун, Л.М. Энтин, Ю.А. Дмитриев.

    Например, Б.Н. Топорнин полагает: "Принцип разделения властей - это в первую очередь учение о распределении функций и полномочий между тремя властями - законодательной, исполнительной и судебной". Он подчеркивает, что с помощью этого принципа можно предотвратить установление авторитаризма и диктаторского режима в обществе, создать систему "сдержек и противовесов" и т.д.

    В демократическом правовом государстве каждая из ветвей власти выполняет свои функции, обладая в очерченном для нее конституционно-правовом пространстве собственными предметами ведения и конкретным объемом полномочий. Это, однако, не исключает существования пересекающихся сфер общественных отношений, где все три ветви власти, действуя на основе универсального по своему значению конституционного принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), в то же время тесно взаимодействуют в рамках строго отведенных им полномочий для достижения единых конституционно значимых целей.

    Система «сдержек и противовесов» как непосредственное проявление разделения властей

    Лишь одно системы разделения властей еще не достаточно для обеспечения суверенитета народа - необходимы соответствующие механизмы взаимодействия и сбалансирования, система сдержек и противовесов. В демократическом обществе каждая из ветвей власти наделена полномочиями, но и каждая из них уравновешивает одна другую, не позволяя ни одной из них занять господствующее положение в обществе, что и являться одним из важнейших механизмов сбалансирования ветвей власти. Не менее значимым является наличие независимого контроля за деятельностью государственных властных структур, осуществляющего не только «сверху», но постоянно и эффективно «снизу». К этим механизмам относятся также императивный мандат избранников народа, которые непосредственно подотчетны своим избирателям, имеющих право отозвать их. Деятельность правительства и представительных органов уравновешивается также соревновательными методами, что регулируется правилами соревнования. Это также балансируется наличием многих партий, призванных выражать разные интересы и взгляды. Важное значение имеет Конституция, узаконивающая государственные интересы и гарантирующая обеспечение реализации их властных полномочий.

    Под системой «сдержек и противовесов» следует понимать разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль.

    Сегодня признано, что разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ. Разделение власти по своей сути призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия. Недаром же в конституциях всех стран, даже тех, в которых и теоретически не признается разделения власти (Великобритания и некоторые страны Британского содружества), оно фактически существует. Разделены и самостоятельно функционируют законодательная, исполнительная и судебная власти. В подавляющем большинстве государств предусмотрены также меры, которые позволяют органам одной ветви государственной власти, прежде всего законодательной и исполнительной, сдерживать органы другой власти с тем, чтобы она ограничивалась собственными полномочиями и, в конечном счете, не нарушались бы полномочия каждого органа власти.

    Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

    Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивает организацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счетная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

    Законодательная власть возложена на Федеральное Собрание; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим, Арбитражным и другими судами РФ. Президент РФ является главной государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч.2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    Правительство Российской Федерации (в его состав входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры) осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, проводит единую государственную политику в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, а также внешнюю политику, обеспечивает государственную безопасность и оборону страны.

    Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Он наделен правом определять состав Правительства (включая председателя), назначать и смещать его членов. Государственная Дума может согласиться или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

    Председатель Правительства вправе предлагать Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, также он может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

    Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125).

    Система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими самостоятельно в соответствии со ст. 10 Конституции РФ.

    Заключение

    власть разделение конституционный принцип

    Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л. Монтескье и впоследствии получил признание во многих государствах. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведен в Конституции США 1787 года. В Советском государстве принцип разделения властей отвергался как «буржуазный» и неприемлемый, было закреплено всевластие Советов.

    Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменены в Конституции СССР и РСФСР, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и закреплен в союзной и российской конституциях, введены посты Президентов СССР и РСФСР.

    Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточенной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признается принцип разделения властей.

    Принцип разделения властей имеет особое значение для становления демократического общества. Он выражает разделение зон ответственности между государственными органами, рассредоточеностью государственной власти, предупреждающей ее превращение в авторитарную или тоталитарную власть. Этот принцип предполагает, что все три власти имеют равный вес в политической системе государства и служат уравновешивающим механизмом друг для друга.

    Принцип разделения властей проведен во всех демократических странах. В то же время в ходе исторического развития этого принципа потребовалось внесение в него корректировок и уточнений, касательно двух моментов: единства и целостности государственной власти и усложненным характером деятельности исполнительных органов. И не смотря на все проблемы становления и не соответствия принципа разделения властей своим историческим нормам, он является неотъемлемой частью современного демократического государства.

    Таким образом, изучение проблем, связанных с реализацией конституционного принципа разделения властей в законодательном процессе, имеет не только научное, но и важное практическое значение.

    Заканчивая рассмотрение принципа разделения властей, следует подытожить некоторые выводы, непосредственно касающиеся влияния этого принципа на процессы правообразования в России: рассмотрение характера распределения функций Российского государства в ходе его эволюционного развития не позволяет сделать вывод о каком-либо устойчивом характере этого распределения. Распределение это в значительной мере имело случайный характер и определялось потребностями конкретной ситуации. В свою очередь, это привело к слабой выраженности, какой-либо логической институционализации государственного аппарата и преобладанию личностного принципа над принципом учреждения в определении его структуры. Преобладание личностных черт над логикой института рассматривается нами как важнейший фактор правообразования.

    Список использованной литературы

    2. Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. 2009. N 1.

    3. Шувалов И.И. Юридический аспект теории разделения властей Конституционное и муниципальное право, 2005, N 3

    4. Азаркин Н.М. Учение Монтескье о разделении властей//Правоведение, 1992, № 1, с. 56-62.

    5. Прозорова Н.С. Теория «разделения властей» и современное государство. - Государство и право, 2004, № 9, с. 97.

    6. Агабеков Г.Б. Концепция разделения властей: история и современность.

    7. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации.

    8. Авакьян С.А. Конституционное право России. - М., 2011 г., 96 с.

    9. Топорнин Б.Н. Европейское право. - М.: Юристъ, 2007. - c. 11.

    10. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в аппарате государственного управления. - М., 2009.

    11. Колесников Е.В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права// Правоведение. 2010, № 2, c. 32-53.

    12. Марченко М.Н. Является ли судебная практика источником российского права? //Журнал российского права. 2008 с. 38.

    13. Прозорова Н.С. Теория «разделения властей» и современное государство.//Государство и право, 2010, №9, с. 97.

    14. Медушевский А.Н. Идея разделения властей // Вестник Российской академии наук. 2011. N 1. Т. 64. С. 21 - 31.

    15. Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. 2009. N 1.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Конституционный принцип "разделения властей" и механизм "сдержек и противовесов". Система сдержек и противовесов в организации верховной государственной власти США. Принцип разделения властей в формировании органов государственной власти субъектов РФ.

      курсовая работа , добавлен 12.02.2015

      Исследование теоретических предпосылок зарождения и эволюции теории разделения властей в государстве. Взаимосвязь категории разделения властей и категории правового государства. Особенности системы сдержек и противовесов в современном государстве.

      курсовая работа , добавлен 28.02.2013

      Анализ теории разделения властей. Джон Локк как родоначальник принципа разделения властей в юридической науке. Вклад Ж.-Ж. Руссо и В. Сперанского в развитие теории разделения властей. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации.

      реферат , добавлен 04.04.2016

      Феномен "разделения властей" как одного из принципов политической организации общества, его связь с категорией "власть" и закрепление в конституционном законодательстве. Анализ реализации разделения властей на практике. Система сдержек и противовесов.

      курсовая работа , добавлен 02.09.2015

      Возникновение и сущность теории и принципа разделения властей, организационные и правовые формы его реализации в современном российском государстве. Особенности отражения принципа разделения государственной власти в Конституции Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 19.04.2012

      курсовая работа , добавлен 24.12.2013

      Историческое развитие принципа разделения властей. Изучение содержания принципа разделения властей как важнейшего принципа правового государства и его отражения в Конституции Российской Федерации. Система "сдержек и противовесов" государственной власти.

      курсовая работа , добавлен 21.02.2015

      Сущность и историческое развитие принципа разделения властей, его особенности в России. Реализация принципа разделения властей согласно Конституции России. Исполнительная, законодательная и судебная власть в РФ, реализация системы сдержек и противовесов.

      курсовая работа , добавлен 10.01.2009

      Появление и становление принципа разделения властей. Сущность принципа разделения властей. Принцип разделения властей в России. Hедостаточность правового регулирования разделения властей на современном этапе. Модернизация принципа разделения властей.

      курсовая работа , добавлен 25.04.2002

      Историко-правовые корни принципа разделения властей. Основное содержание принципа разделения властей. Практика осуществления принципа разделения властей. Принцип разделения властей на примере Конституционного Суда Российской Федерации.