Основные тенденции развития государственного управления в современной россии. I

Организация и результативность отечественной государственной службы вызывает обоснованную критику как со стороны общественности, так и в высших эшелонах государственной власти. К числу негативных моментов относятся следующие:

·низкая эффективность деятельности государственных органов;

·нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровне, что приводит к автаркизации государственной службы;

·наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;

·неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

·несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;

·слабое использование современных технологий государственного управления;

·низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;

·недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;

·сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;

·недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Эти и другие проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. На их комплексное и последовательное решение направлена утвержденная Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. Федеральная Программа реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации, реализация которой намечена на 2009–2013 годы. В ней определены цель, основные задачи, направления, сроки, этапы и исполнители.

Цель Программы – создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики

Задачи Программы включают:

ü обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;

ü формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации;

ü создание системы управления государственной службой;

ü формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;


ü разработку и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

ü развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе

ü создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества

ü упорядочение и конкретизацию полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах

ü выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих

ü совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"

ü регламентацию функции по оказанию консультативной помощи федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, образованным в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих

ü методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

ü разработку механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы

ü разработку процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных служащих

ü регламентацию вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих

ü совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе

ü внедрение в практику кадровой работы государственных органов правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при поощрении

ü совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям

ü внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности

ü разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне

ü сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу наиболее квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы государственных служащих

ü формирование и реализацию программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих

ü развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих

ü совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе

ü внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих

Для реализации Программы определены конкретные сроки и этапы:

I этап - 2009-2010 годы;

II этап - 2011-2013 годы.

Основные направления реализации Программы включают:

· формирование системы государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;

· внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы;

· повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Завершая краткое описание основных целей, задач и направлений реформирования и развития системы государственной службы, следует отметить, что как на федеральном, так и на региональном уровнях организации государственной службы предстоит большая научно-исследовательская, нормативно-правовая, организационно-управленческая и кадровая работа. В процессе её реализации необходимо использовать инновационные методы.

Инновационность государственного управления предполагает способность и умение органов государственной власти, с одной стороны, направлять происходящие в обществе инновационные процессы в социально-конструктивное русло, а с другой – структурно и функционально перестраиваться адекватно реальным и прогнозируемым вызовам инновационно изменяющегося общества. Разработка и реализация концепции инновационного государственного управления выдвигает новые профессиональные требования ко всем категориям государственных деятелей – от руководителей высшего ранга до специалистов. Независимо от занимаемой должности каждый из них должен прежде всего обладать чувством органической включенности в процесс жизнедеятельности страны.

В результате проведенных кафедрой организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ исследований в 2004 – 2005 г.г. разработаны концептуальные основания социально-инновационной ориентации государственного управления, подготовки кадров государственной гражданской службы и обоснована методология прорыва в области государственного управления.

В 2006 году временным творческим коллективом кафедры с участием ученых Института философии РАН и Института прикладной математики им. М.В. Келдыша реализован научный проект «Профессионализация государственных служащих: разработка технологий решения сложных задач инновационного государственного управления». В результате этого исследования разработаны основы технологии решения задач ситуационной и мониторинговой диагностики инновационных социальных процессов, динамического моделировании системы и процессов социально-инновационного государственного управления, управления рисками социальных инноваций. По каждому из этих направлений подготовлены программы учебных курсов, которые модульно вошли в структуру разработанной программы профессиональной переподготовки государственных служащих «Социальная инноватика государственного управления». Одновременно разработана одноименная учебная программа повышения квалификации преподавателей в системе подготовки государственных служащих.

В ноябре 2006 года в академии по инициативе названной кафедры состоялась Международная научно-практическая конференция «Инноватика государственного управления: прорыв в будущее». Работа конференции была направлена на расширенный поиск решения проблемы социально-инновационного государственного управления и, соответственно, инновационной профессионализации государственного кадрового корпуса.

Инновация – это всегда нововведение, требующее творческого подхода, временных и финансовых инвестиций. «Государственный служащий – для общества» – таков главный принцип, которого должно придерживаться государство, преобразуя систему управления государственной службой. Отсюда закономерно последует переориентация служебной деятельности на интересы общества и государства.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные компоненты структуры федеральной государственной службы?

2. Каковы принципы взаимодействия государственных служб законодательной, исполнительной и судебной власти?

3. Верно ли утверждение, что организация региональной госслужбы является исключительной компетенцией субъектов федерации?

4. В чем состоит цель реформирования и развития системы государственной службы России?

5. Каковы главные направления реформирования и развития государственной службы РФ?

2. Федеральная программа. «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы) в перечне задач содержит «формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации».

Почему применительно к одним видам государственной службы ставится задача формирования современной правовой основы, а применительно к другой – задача совершенствования правовой основы?

3. К числу негативных организационных моментов в Программе реформирования и развития системы государственной службы РФ относится «сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих».

Какие меры намечено осуществить для устранения этого недостатка? Оцените их эффективность.

Список литературы

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

С.Э. Арутюнова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются основные положения о тенденциях совершенствования профессионализма в деятельности государственного служащего на современном этапе развития Российской Федерации.

Ключевые слова: общество, государство, государственное управление, государственная служба, государственный служащий.

MAIN LINES OF PUBLIC MANAGEMENT IMPROVING WITHIN THE RUSSIAN FEDERATION PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM

The article deals with the main provisions concerning tendencies of professionalism improving in the activity of a civil servant as a representative at the modern stage of the Russian state development.

Keywords: society, state, public administration, public management, civil servant.

Как известно, государственная служба направлена на достижение общенациональных целей, выступает необходимой составляющей механизма практической реализации государственных задач через уполномоченных субъектов - государственных служащих. Государственными служащими реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества. Они играют важнейшую роль в управлении социально-экономической и административно-политической сферами, укреплении российской государственности и реформировании общества на принципах демократии и права.

Механизм государства без уполномоченного персонала представляет собой некую лишенную смысла структуру. Государственное управление, хотя и проявляется в системе всех ветвей публичной власти, однако в наибольшей степени находит свое выражение именно в системе управленческой деятельности - государственной служебной деятельности. В любом цивилизованном государстве управленцы - государственные служащие наделяются повышенной ответственностью наряду с предоставленными им привилегиями, льготами, иными компенсациями. Поэтому процессу совершенствования статуса государственных служащих в системе государственного аппарата законодатель всегда должен уделять достойное

© Арутюнова Сусанна Эдуардовна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (Балаков-102 ский филиал Саратовской государственной юридической академии); [email protected]

внимание. Комплексные юридические исследования мер регулирования деятельности государственных служащих являются актуальными, поскольку позволяют оказывать благотворное влияние на развитие института государственной службы как с правотворческой, так и с правоприменительной точки зрения.

Надежность управления людьми в любых организационных структурах определяется точным установлением мотивации. Четкое осознание смысла этой мотивации связано в значительной мере с пониманием идеального образа современного чиновника, властные полномочия которого, исходя из занимаемой должности, направлены в порядке субординации к другим государственным служащим, а также к различным физическим, юридическим лицам, в отношении которых данный чиновник наделяется мерами государственного воздействия, в т.ч. мерами государственного принуждения.

Повышение профессионализма в системе государственной управленческой деятельности является одним из приоритетных направлений развития органов государственной власти всех уровней. Как отмечает Президент РФ, укреплять доверие людей - одна из стратегических задач государства, только в этом случае будет расти доверие граждан к власти. Чувство ответственности за страну - это лейтмотив, это нерв и стержень Конституции, призыв к каждому из нас1. Соответственно этому трансформируются цели, способы, социальная направленность правового закрепления интересов граждан с одной стороны, с другой стороны - запросов групп населения, призванных решать государственные задачи, т.е. государственных служащих.

Следует отметить, что государственные служащие выступают специальными субъектами права, наделенными государством властными (публичными) полно- е

мочиями, эффективность деятельности которых, безусловно, определяет качество и реализации тех или иных государственных целей и задач. Вместе с тем в настоя- а щее время исследования правового статуса государственного служащего, в т.ч. о

ответственности, стимулирования и поощрения носят преимущественно либо о управленческо-отраслевой характер, либо непосредственно связываются с функ- з циональной ролью отдельно взятого государственного служащего. Его проводили, Р например, А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, В.М. Бара- е

нов, Б.Н. Габриадзе, В.Н. Галузо, А.А. Гришковец, Н.М. Конин, В.А. Козбаненко, °

П.И. Кононов, А.В. Кудашкин, Н.И. Кузнецов, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, р

A.В. Оболонский, Л.Л. Попов, П.П. Сергун, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Ч

B.Е. Чиркин и др. В частности, Д.Н. Бахрах толкует процесс государственного О

*> 2 й управления как процесс целенаправленного воздействия на сложную систему2. к

На сегодняшнем этапе политико-правовая значимость профессионального чи- м новника заключается в том, что его основное призвание направлено на оператив- I ное, качественное и своевременное исполнение доверенных ему государственных ¡§

полномочий. На разных этапах существования государства и общества закономер- 00 но возникают те или иные проблемы в структуре управленческой деятельности,) при разрешении которых имеющихся средств и методов оказывается недостаточно. 4

Своеобразным объединяющим все разновидности государственной служебной деятельности негативным фактором ее значимости, к сожалению, остается проблема коррупции. В связи с этим действующая государственная политика направлена на решительное противодействие коррупционным связям в системе государственной службы. Как социальное явление коррупция представляет реальную угрозу эффективному и прогрессивному функционированию всех 103

механизмов публичной власти, государственной службы в т.ч., а значит, как следствие, развитию правового государства, демократии, социальной справедливости. Господствующее у населения отрицательное отношение к власти в связи с этим является вполне оправданным. Возможность ухода от ответственности должностного лица, призванного действовать от имени и в интересах своего государства, в случае совершения им противоправного правонарушения, преступления, должна быть доведена государством хотя бы до минимальных пределов.

Представляется, что повышение результативности работы всего государственного аппарата зависит от того, в каком состоянии правового обеспечения находится статус государственного служащего. Следовательно, речь идет об осознании начала периода устойчивого, стабильного развития государственной службы на качественно новой социально-политической и экономической основе, когда государство начинает ценить наиболее профессиональные кадры государственных служащих. Именно поэтому от него требуются четкая организация процесса управления и высокий профессионализм кадрового потенциала в системе государственной службы3.

В целях обеспечения качественного исполнения государственными служащими должностных обязанностей, реализации предоставленных им правомочий, соблюдения установленных ограничений и запретов, законодатель должен объективно определять гарантии их служебной профессиональной деятельности (организационные, материальные, правовые средства - компенсации).

Как справедливо отмечает И.Г. Булгакова, повышение качества государственного управления непременно способствует совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования организационно-управленческих отношений, что во многом ° зависит в аспекте рассматриваемого вопроса от профессионализма представителя власти, в т.ч. от его нетерпимого отношения к коррупционным составляющим4. ш Основные направления современной государственной антикоррупционной

Т политики четко отражены в задачах национальной стратегии РФ, в которых

1 особое внимание уделяется качественному исполнению законов и подзаконных

| актов. Исходя из этого, И.Г. Булгакова отмечает, что на национальном уровне >§ коррупция выступает мощным фактором, ослабляющим безопасность государ-й ства. Открытое обсуждение проблемы коррупции всегда актуально. Это в той

1 или иной мере способствует ее противодействию5.

® Тенденции реформирования правового института государственной службы в

§ настоящее время осуществляются по различным направлениям. По каждому виду | государственной служебной деятельности действует множество нормативных ак-| тов, которые в качестве критериев отбора достойных кадров устанавливают проце-

2 дуру сдачи квалификационного экзамена и проведение аттестации уже в процессе § прохождения действительной государственной службы. Отмечается повышенное? внимание законодателя к вопросу дисциплинарной, административной и уголов-<3 ной ответственности чиновника в целях укрепления служебной дисциплины и 1 законности. Вместе с тем в настоящее время отсутствует единый нормативный £ правовой акт, определяющий отправные начала в вопросе определения критериев профессионализма, условий и оснований применения мер стимулирования и поощрения к государственным служащим всех видов государственной службы.

Всегда необходимо помнить о том, что государственная власть - это мощный механизм воздействия на многие социальные явления и процессы.

Как известно, ротация кадров - это закономерный и естественный процесс ка-104 дрового обновления государственного аппарата. Она предусматривает установленное

служебным контрактом осуществляемое назначение государственного служащего, замещающего соответствующую должность государственной службы, на иную должность государственной службы, предусмотренную специальным перечнем.

В целях обеспечения реализации процедуры ротации федеральных государственных гражданских служащих, а также обеспечения единообразного применения федеральными органами исполнительной власти положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 2 апреля 2014 г. № 53-Ф3)6 с 1 января 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным перед уполномоченными федеральными министерствами и ведомствами была поставлена задача разработать и утвердить перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих и программы ее проведения.

Необходимо отметить, что по истечении срока служебного контракта государственный гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, подлежит ротации. В настоящее время Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает системные методические рекомендации по организации единообразного применения кадровыми службами процедуры ротации государственных гражданских служащих7. Думается, что регулярная ротация государственных гражданских служащих, по убеждению главы государства, будет четко отражать степень их профессионализма и компетентности.

Понимание сущности государственного управления в неразрывном соотношении с государственной службой демонстрируют многие ученые-административисты. По мнению Г.В. Атаманчука, управление представляет собой целеполагающее, организующее, регулирующее воздействие на обществен-

ную, коллективную и групповую жизнедеятельность, которое осуществляется т как непосредственно, так и посредством специально учрежденных структур8. 1

В.В. Путин в качестве одного из базовых называет принципов работы всех а органов государственного управления, правоохранительных органов и военнос- § лужащих в частности называет уважение и соблюдение прав и свобод человека I и гражданина, деятельность в полном соответствии с законом. В этой связи, как у

отмечает Ф.П. Васильев, внедрение административных регламентов в повседнев- с

ную деятельность органов внутренних дел РФ должно способствовать реализации н

намеченных главой государства программ. С позиции глобализации регламенти- |

рования деятельности органов правопорядка первостепенными задачами МВД РФ |

являются четкое и перспективное планирование по разработке и совершенствова- |

нию деятельности не только МВД РФ, но и издание регламентов, определяющих §

правовой статус полиции, а также подразделений, не являющихся полицейскими. | Значимость регламентов заключается в том, что авторитет органов правопорядка М

будет заслуженным, если каждый сотрудник способен высокопрофессионально и

подходить к выполнению возложенных на него профессиональных должностных 6

обязанностей по исполнению функций государства и предоставлению государ- 11

ственных услуг, принимать правильные решения в пределах вверенных полно- 22

мочий в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения их 4 безопасности. Представляется возможным согласиться с Ф.П. Васильевым в том, что на современном этапе деятельности органов внутренних дел присущи инно-вационность и глобальность, которые необходимы в процессе реформирования системы государственных органов исполнительной власти9.

Законодательное регулирование института государственной военной службы также не остается без внимания государства. Постановлением Правительства 105

РФ от 29 декабря 2011 г. № 1198 «О присвоении, изменении и лишении классной квалификации военнослужащих» (в ред. от 30 октября 2014 г. № 1121)10 утверждены новые правила присвоения, изменения и лишения классной квалификации в отношении военнослужащих. Отличительной чертой этого документа является уровень регламентированности различных процессуальных вопросов, касающихся классной квалификации по военной службе.

Классная квалификация является показателем, характеризующим профессиональный уровень подготовки военнослужащего в соответствии с замещаемой воинской должностью (имеющейся специальностью), и присваивается по результатам проведенных испытаний. В случае выявления фактов несоответствия военнослужащего квалификационным требованиям, классная квалификация понижается, а при действии или бездействии на военной службе, которые повлекли увечье или гибель людей, иные тяжкие последствия, - исключается11.

Создание на современном этапе благоприятных условий для подготовки высокопрофессиональных управленческих кадров; совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих развитие института государственной службы; повышение престижа государственной службы; формирование эффективной системы управления государственной службой; обеспечение гласности (открытости) государственной службы в целях развития гражданского общества; повышение степени социальной защищенности и материального обеспечения государственных служащих; внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования, мотивации и оценки деятельности государственных служащих в целях оптимизации кадрового состава подразумевают применение адекватных методов а отбора квалифицированных кадров.12 Проблема поощрения и стимулирования в? деятельности государственного служащего никогда не перестанет быть актуальной, 3 однако по настоящее время отсутствует какой-либо единый нормативный источник, | закрепляющий определение правовой природы понятий «стимул», «заслуга».

1 Таким образом, квалификационные требования к профессиональным знани-| ям и навыкам, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей,

| закрепляются нормативно-правовым актом соответствующего государственно-

| го органа власти с учетом его задач и функций, следовательно, включаются в

| должностной регламент государственного служащего.

2 Во всех государственных органах управления руководителем при решении ° кадрового вопроса, помимо общих, закрепленных профильным правовым актом « квалификационных требований, во внимание должны приниматься такие крите-| рии, как почетные звания, результаты стажировки, переподготовки, повышения

0 квалификации, наличие ученой степени, звания, состояние в кадровом резерве.

1 Эффективное использование кадрового потенциала государством - одна из его ° основных задач общенационального масштаба. Проводимое реформирование го-

сударственной службы должно обеспечивать эффективную и слаженную работу 1 всего государственного аппарата, исключать или хотя бы сводить к минимуму | возможность использования власти в личных интересах. Честное выполнение своего профессионального долга перед обществом и государством должно стать объективной реальностью, входить в должностные обязанности, за которые государственный служащий получает материальное вознаграждение. Главное, чтобы все предпринимаемые меры утверждаемых государственных программ отвечали бы интересам государственных служащих, а значит, государства и общества в

целом. Необходимо превратить государственную службу в важнейшее средство

Т.С. Мангушева Вопросы децентрализации в сфере охраны общественного порядка

правового формирования деятельности государственного аппарата, т.е. государственная служба - это сфера целенаправленного государственно-правового регулирования, направленная на совершенствование механизма взаимодействия с потребностями граждан, организаций, общественными объединениями. Привлечение в государственный аппарат квалифицированных специалистов, повышение престижа государственной службы неразрывно связаны с проведением последовательной кадровой, в т.ч. антикоррупционной, политики в рядах чиновничества, достойным уровнем материального содержания, стимулирования и поощрения труда, социальной и правовой защиты государственного служащего.

1 См.: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 года // Российская газета. 2013. 13 дек.

2 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 1.

3 См.: Тихомиров Ю.А., Шахрай С.М. Риск и право. М., 2012. С. 21-23.

4 См.: БулгаковаИ.Г. Некоторые аспекты профилактики коррупции в органах государственной власти // Журнал российского права. 2012. № 8. С. 75.

5 См.: Там же.

7 См.: Путин В.В. Демократия и качество государства. О ротации федеральных государственных гражданских служащих (фрагменты статьи) // Государственная служба. 2012. № 1, С. 4-9.

8 См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997. С. 29.

9 См.: Васильев Ф.П. Совершенствование регламентирования деятельности органов внутренних дел (полиции) // Административное право и процесс. 2012. № 9. С. 51.

10 См.: Российская газета. 2012. 10 янв.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 45, ст. 6218.

11 См.: Там же.

12 См.: Путин В.В. Указ. раб. С. 4-9.

Т.С. Мангушева

ВОПРОСЫ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

В статье рассматриваются различные аспекты возрождения муниципальной милиции: организационные, экономические, социальные.

Ключевые слова: муниципальная милиция, общественный порядок, децентрализация, законопроект.

QUESTIONS OF DECENTRALIZATION

IN THE SPHERE OF PUBLIC ORDER PROTECTION

The article considers various aspects of revival of municipal militia: organizational, economic, social.

Keywords: municipal militia, public order, decentralization, bill.

Проведенная в 2011 г. реорганизация в органах внутренних дел (с переименованием милиции в полицию) согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (в ред. от 21 июля 2014 г. № 258-ФЗ)1 (далее - Закон о полиции), исключила какую либо децентрализацию в системе полиции, в т.ч. отказалась от существовавшего ранее по Закону РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (утратил силу)2 деления милиции на милицию общественной безопасности, финансируемую за счет феде-

© Мангушева Тамара Сергеевна, 2014

Кандидат социологических наук, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия)

Основные тенденции развития государственной службы. На пороге XXI века государственная служба стала одним из главных институтов развитых, правовых государств, строят гражданское общество. Значительное расширение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления в большинстве развитых стран сопровождается повышением роли государственного аппарата в комплексном регулировании экономических, политических, социальных, правовых и других процессов в целях обеспечения стабилизации общественных отношений. Актуальным становится развитие не только социального, но и политического партнерства.

В современных условиях глобализации Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации экономического развития и решения экологических, социальных и других проблем развитые страны уделяют большое внимание совершенствованию системы государственного управления, определяющими составляющими которой являются государственный аппарат и государственная служба.

Перестройка государственной службы и в развитых странах мира была вызвана ростом недовольства населения относительно содержания и качества деятельности государственных учреждений. Она осуществляется сегодня с помощью ведущих специалистов в сфере менеджмента с учетом лучших моделей в этой отрасли в мировом масштабе.

В сфере государственной службы реформирование направлено на обеспечение ее результативного, экономического и эффективного функционирования. Это означает необходимость функционирования государственной службы в режиме достижения поставленных целей с минимальными затратами. Большинство административных реформ в развитых странах в данном направлении были подчинены решению именно этого важного задания. Несмотря на растущую заинтересованность общества в других ценностях государственной службы, таких как чувствительность, к общественным потребностям, равенство и справедливость со всеми гражданами, включение граждан в процесс принятия решений и т.п., результативность и эффективность остаются главной целью и критериями оценки функционирования государственной службы.

Проблема повышения результативности и эффективности государственной службы традиционно решается с помощью совершенствования формальной организации. Основные организационные принципы в этом отношении такие:

  • -целевая организация функционирования и соответствующая ей структура министерств, департаментов, агентств и других органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • -сочетание однотипной деятельности в единых подразделениях органа;
  • -соответствие и сочетание власти (полномочий) и собственности;
  • -обеспечение единоначалия в том смысле, что каждая группа подчиненных имеет одного руководителя;
  • -ограничения количества подчиненных, которые подчиняются одному руководителю;
  • -использование принципа управления по отклонениям, то есть действия руководства должны иметь опережающий характер и направлены на восстановление нормального протекания управленческого процесса в случае появления отклонений;
  • -обеспечение цепи команд сверху вниз и ответственности снизу доверху.

Эффективность функционирования государственной службы в значительной степени зависит от качества персонала. В связи с этим особое внимание в западных странах уделяется привлечению лучших кандидатов на каждую должность государственного служащего, отбора их на конкурсной основе и обеспечению продвижения кадров на основании служебных заслуг. К сожалению, в нашей стране это не всегда так.

Главная задача государственной службы заключается в результативному и эффективному обеспечении комплексной взаимосвязано деятельности, направленной на выработку и претворение в жизнь государственной политики и решений, осуществление регулятивных и обслуживающих функций в интересах всего общества или его отдельных сегментов.

Для современной России одной из наиболее весомых задач считается построение эффективного государства, преодоление серьезных недостатков в организации и функционировании системы органов государственной власти. Для решение этой задачи требуется реформирование государственной службы, которая будет доступна для всех, будет конкурентно способна, направлена на результативную деятельность по обеспечению исполнения полномочий, услуг всех государственных органов.

В настоящее время в условиях финансово-экономического кризиса, еще более значимой становится роль государственной службы, когда от коррупционной стойкости, умения служащих вовремя и эффективно решать задачи государства, оказывать высококачественные услуги, зависит функционирование рыночной экономики, сохранение социальной стабильности в обществе, и обеспечение законных прав и интересов граждан.

Следует отметить, что реформированию и развитию государственной службы, модернизации законодательства в данной сфере уделяется большое внимание. На этапе с 2009 по 2013 г. г., когда реализовывалась Федеральная программа "Реформирование государственной службы РФ", были определены законодательные основы единой системы государственной службы Российской Федерации, сформирована гражданская служба как один из видов государственной службы, произведено масштабное обновление законодательства. Внесены важные изменения в действующие федеральные законы (ФЗ №-58 "О системе государственной службы РФ" и ФЗ-№79 "О государственной гражданской службе РФ"), издан ряд указов Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ о государственной гражданской службе.

Реформа государственной службы и ее законодательства пока не принесла ожидаемых результатов. В программных документах высшего политического руководства страны государственная служба подвергается резкой критике за ее неэффективность, бюрократизм, коррупционность, закрытость, неспособность вести диалог с гражданским обществом, содействовать развитию институтов инновационной экономики и демократии.

В условиях современного социально-экономического вызова государственной службе предстоит переход на новый этап реформирования, в ходе которого предстоит разрешить сложные задачи, связанные с совершенствованием системы государственной службы как целостного государственно-правового механизма, внедрением новейших технологий и передовых методик для кадровой работы, увеличением производительности и результативности выполнения служащими своих обязанностей.

В данных условиях совершенствование правового регулирования и организации государственной службы наделены особенной значимостью. В научной литературе верно отмечено, что давно назрела необходимость в масштабном научном анализе общепризнанных мер действующего законодательства и ключевых направлений реформирования и становления государственной службы, например, в разработке базовых основ теории ее правового регулирования.

Сложившееся сегодня положение в системе государственной службы воздействует напрямую на ее эффективность. Поступление на государственную службу и должностной (служебный) карьерный рост служащих зачастую находятся в зависимости от личного отношения к ним начальника отдела (службы), а не от профессионализма и деловых качеств самих служащих. С другой стороны, частая смена руководителей приводит, подчас, к определенной деформации структуры данных органов, нередко неоправданному увольнению граждан со службы, приему на службу граждан слабо подготовленных к управленческой и организационно-распорядительной работе. Вследствие этого качество подготавливаемых надлежащих управленческих документов и заключений во множествах случаев считается неудовлетворительным. По-прежнему слабо анализируется и применяется положительный зарубежный опыт государственной службы.

Для преодоления обозначенных недостатков, представляется важным обозначение следующих проблем государственной службы:

1) нарушение принципа единства государственной службы и системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне;

2) не разработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

3) наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;

4) несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;

5) низкая эффективность деятельности государственных органов;

6) слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;

7) низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;

8) недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;

9) сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;

10) недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Отметим, что Указом Президента от 16 июня 2010г. "О мерах по совершенствованию государственного управления" утвержден состав Межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, образованной при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.

Целями реформирования государственной службы является кардинальное увеличение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства в целом, создание единой системы государственной гражданской службы с учетом исторических, культурных, государственных и других особенностей Российской Федерации, а также проводимых в стране административной, судебной, военной и иных реформ.

Для получения ожидаемого результата в Федеральной программе по реформированию государственной службы разработан комплекс мер, нацеленных на кардинальное улучшение правовых, организационных, финансовых и методических форм деятельности государственной службы.

В рамках развития и реформирования государственной службы предлагается осуществлять мероприятия по следующим направлениям:

9) внедрение современных принципов организации государственной службы;

10) формирование новой системы квалификационных требований к должностям государственной службы;

11) повышение качества отбора для замещения должностей государственной службы;

12) внедрение комплексной оценки государственных служащих;

13) обеспечение непрерывного профессионального развития государственных служащих;

14) развитие многофакторной системы мотивации государственных служащих;

15) внедрение антикоррупционных кадровых технологий на государственной службе;

16) обеспечение открытости государственной службы, расширение общественного участия.

Данные направления учитывают положения и предусматривают конкретные меры по реализации целей, обозначенных в подпункте "р" п.2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления Российской Федерации".

Отметим, что национальное законодательство всех государств устанавливает особые правила прохождения службы личным составом вооруженных сил и полиции. Возможность такой отраслевой модификации прохождения государственной службы предусмотрена статьей 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации". Согласно Федеральному закону "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы первоначально включала в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская; военная; правоохранительная. Служба в полиции, при этом, относилась к правоохранительной службе.

Специфика правоохранительной службы предопределяется ее функциями, каковыми являются обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, защита прав и свобод человека и гражданина. Отметим, что государственная служба может быть общего и специального характера; общий характер служебных отношений проявляется в межотраслевом аспекте, когда государственно-служебные функции реализуются через устоявшиеся общие стандарты и подходы, имеющие отношение ко всем сферам деятельности, а служебные отношения специального характера носят выраженную отраслевую направленность, которая проявляется через профессиональную деятельность государственных служащих.

Также в связи с вышеизложенным нам представляется неудачным использование в новой редакции Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" термина "государственная служба иных видов". Таким образом, по сути, законодатель указывает, что государственная служба в каждом конкретном государственном органе является отдельным видом государственной службы.

Исходя из этого, в настоящее время можно говорить о существовании таких видов государственной службы как: служба в органах внутренних дел (в том числе, в полиции); служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний; служба в федеральной противопожарной службе МЧС России; служба в таможенных органах; служба в органах Государственной фельдъегерской службы РФ; служба в органах Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; служба в органах прокуратуры.

На наш взгляд, внеся изменения в ст.2 и 7 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", законодатель, отказавшись от формирования единой законодательной базы правоохранительной службы, ударился в другую крайность, а именно: вообще отказавшись признать общность прохождения государственной службы на должностях, связанных с осуществлением правоохранительной деятельности. Данный подход, как нам представляется, является неверным и способен в перспективе привести к возникновению ряда сложности в правоприменительной практике, связанных, в частности, с переходами государственных служащих из одного правоохранительного органа в другой; обеспечением их социальных и пенсионных прав; предоставлением им мер государственной защиты и пр.

В связи с этим представляется, что, хотя правовое регулирование организации и прохождения государственной службы на различных ее должностях в правоохранительных органах может осуществляться в рамках различных нормативных документов, существует объективная необходимость сохранить некоторые единые принципы ее регулирования. И для этого требуется, в первую очередь, изменить формулировку ч.1 ст.2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", указав в ней, что система государственной службы включает в себя:

1) государственную гражданскую службу;

2) военную службу;

3) государственную службу иных видов, связанную с правоохранительной деятельностью.

Это позволит, с одной стороны, не возвращаться к подходу, предусматривающему существование единого федерального закона для всех видов правоохранительной службы (то есть, разделение ее на виды сохранится), с другой - использовать в российском законодательстве о государственной службы некоторые правовые конструкции, используемые для всего массива служебной деятельности в органах внутренних дел (в том числе, в полиции); в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний; в федеральной противопожарной службе МЧС России; в таможенных органах; в органах Государственной фельдъегерской службы РФ; служба в органах прокуратуры.

ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 - 2018 ГОДЫ

1. Основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы являются:

а) совершенствование управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и повышение качества его формирования;

б) совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности;

в) повышение престижа гражданской службы;

г) совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы.

2. В целях реализации настоящих Основных направлений должно быть обеспечено:

А) совершенствование организационных основ управления кадровым составом гражданской службы. В этих целях до 2018 года необходимо внедрить дополнительные механизмы, обеспечивающие сохранение кадрового потенциала гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, а также стандарты нормирования численности типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе по категориям и группам должностей гражданской службы;

б) создание единого информационно-коммуникационного пространства в системе гражданской службы. В этих целях необходимо:

До 2019 года осуществить переход к использованию федеральными государственными органами единой информационной системы управления кадровым составом гражданской службы;

до 2018 года внедрить в федеральных государственных органах электронный кадровый документооборот и обеспечить автоматизированную проверку сведений, представляемых гражданами, поступающими на федеральную государственную гражданскую службу;

г) создание условий для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо создать единый специализированный информационный ресурс, а также механизм мотивации федеральных государственных гражданских служащих к непрерывному профессиональному развитию;

д) совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих. В этих целях до 2018 года необходимо внедрить новые формы профессионального развития государственных гражданских служащих, обеспечивающие повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, а также дополнительные механизмы финансирования профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих исходя из потребности федеральных государственных органов;

е) повышение престижа гражданской службы. В этих целях до 2019 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания;