Особенности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: основные особенности

Действующее законодательство впервые предусматривает специальный раздел, посвящённый особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних. Такие разделы были известны Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., а также Уголовному Уложению 1903 г.

Основанная на принципе гуманизма, подобная практика соответствует современному зарубежному уголовному законодательству, одобренному ООН (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г.).

Введение специального раздела приводит, наконец, в соответствие нормы уголовного и уголовно-процессуального права. УПК России с 1951 г. содержит главу “Производство по делам несовершеннолетних”, в которой сосредоточены все нормы, относящиеся к особенностям таких процессуальных действий. Положительным является и то, что в УК РФ 1996 г. впервые законодательно определено само понятие “несовершеннолетний”: лицо, которому исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать. Лица моложе четырнадцати лет - малолетние, старше восемнадцати - совершеннолетние.

Введение специального раздела не исключает возможности применения к несовершеннолетним некоторых статей УК, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания взрослых. Например, правила наказания по совокупности преступлений и приговоров, минимальные сроки лишения свободы и т.д. Главной особенностью, ранее не известной нашему законодательству, является предоставление права суду и следственным органам не привлекать к уголовной ответственности тех несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 3 ст. 20 УК).

Введением в закон этого очень важного положения завершены многолетние теоретические дискуссии по проблеме уменьшенной вменяемости и её влиянии на ответственность лиц подросткового возраста. Принятый закон как бы перекидывает мостик к первым законодательным актам России после Октябрьской революции, воссоздаёт важное стратегическое направление в работе по превенции преступности несовершеннолетних - воспитание, лечение, социальное обеспечение и лишь затем - меры уголовной репрессии.

Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учётом особых положений, предусмотренных в настоящей главе. Введение в УК таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц, этой возрастной категории. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигаются уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать своё поведение, владеть собой), с другой - происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). “Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учётом всех обстоятельств и т.д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности”. Астемиров З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. - М., 1970. - С.20

“Опасный возраст” - так говорят порой о подростках, ещё не воспитавших в себе характера. Повзрослеют, мол, образумятся. Трудно поверить в силу только времени. Зрелость приходит не всегда с годами. Она наступает с пониманием ответственности перед людьми, обществом, законом.

Встречаясь с несовершеннолетними правонарушителями, приходишь к выводу, что у большинства из них отсутствует чувство меры, долга, представление о дозволенном, порядочном и непорядочном. Молодой человек становится рабом своих желаний, влечений. Жизненные потребности у таких подростков чаще всего примитивные, материальные преобладают над духовными. Эти ребята привыкли добиваться удовлетворения своих желаний любой ценой, даже путём правонарушений. Причём половина опрошенных осуждённых подростков, совершивших кражи, хулиганские действия, грабежи, считали, что приговор слишком суров, так как они “ничего особенного не сделали”. Каждый третий из опрошенных отмечал свою “слабохарактерность, отсутствие силы воли”.

Известна истина: за преступление следует наказание виновного. Каждому преступному деянию соответствует вполне определённое воздействие, предусмотренное Уголовным кодексом. Иногда закон переступают подростки, образ мышления которых таков: риск, конечно, есть, но авось не поймают. Но как бы ни старался преступник изловчиться, как бы ни пытался “замести следы”, как говорят некоторые, “спрятать концы” - преступление всё равно будет раскрыто. Требование нашего общества таково - ни один случай нарушения правопорядка не должен остаться незамеченным, ни один правонарушитель не должен уйти от ответственности.

Неотвратимость наказания имеет значение не только для борьбы с правонарушителями, но и для воспитания уважения к закону, укрепления законности в целом, воспитания у всех людей привычки соблюдать правовые предписания.

За совершённое правонарушение в ответе, прежде всего, сам нарушитель, с него первого спрашивают за содеянное.

В ст. 20 УК рассмотрены пределы и условия наступления уголовной ответственности для лиц от четырнадцати до восемнадцати лет.

УК РФ установил два возрастных уровня наступления уголовной ответственности. По общему правилу за совершение подавляющего большинства преступлений уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет. Только за некоторые преступления, общественная опасность и противоправность которых, как показывает многолетний опыт, очевидна и для подростков, достигших четырнадцати лет, уголовная ответственность наступает по достижении этого возраста.

Несовершеннолетние, к сожалению, часто не знают, с какого возраста и за какие преступления они могут привлекаться к уголовной ответственности. По данным исследований не менее 30: несовершеннолетних полагало, что уголовная ответственность наступает лишь с 18 лет. Даже 16-17-летние подростки считали, что за кражи, хулиганство, телесные повреждения в их возрасте уголовная ответственность не наступает. Преступность и правонарушения. Статистический сборник. - М., 1995. - С. 49 Данные другого исследования свидетельствуют, что половина учащихся старших классов общеобразовательной школы была убеждена в том, что до 16 лет вообще уголовная ответственность исключается, а каждый шестой из них допускал её возможность только с 18 лет.

Помимо возраста уголовной ответственности и вменяемости важным условием, без которого уголовная ответственность не наступает, является вина в совершении преступления. Вина может быть умышленной либо неосторожной.

Например, 15-летний Н., чтобы отомстить своему “недругу” М., нанёс ему удар металлическим предметом в область глаза. В результате удара у М. перестал видеть один глаз. Н., нанося удар, сознавал общественно опасный характер своего действия, предвидел, что в результате может наступить общественно опасное последствие в виде тяжкого телесного повреждения, и желал его наступления. Поэтому оно совершил преступление с прямым умыслом.

Четырнадцатилетний В. в одном из многолюдных мест отдыха поссорился с незнакомыми ребятами. У В. имелось охотничье ружьё. С целью припугнуть ребят, он открыл беспорядочную стрельбу в месте скопления отдыхающих граждан, в результате чего один из них был убит. В., конечно, сознавал общественно опасный характер своего действия, предвидел, что от этого может наступить тяжкое последствие, но не желал подобного исхода, а только сознательно допускал (косвенный умысел).

Приведём пример совершения преступления по неосторожности. Группа ребят направилась купаться в реке. Во время спуска по тропинке с крутого берега к реке Ю., шедший последним, неожиданно толкнул впереди идущего, а тот, не удержавшись, толкнул, в свою очередь, других ребят. Один из них упал на камни и сломал ногу Материалы ОД ОВД по Чунскому району. Совершая свои действия, Ю. не предвидел, что наступит такого рода последствие. Однако он должен был и мог предвидеть возможность его наступления. Следовательно, Ю. совершил преступление, квалифицируемое по ч. 1 ст. 118 УК, как причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

При этом, согласно ст. 96 УК РФ, в исключительных случаях, с учетом характера совершенного деяния и личности, суд может применить положения закона об ответственности несовершеннолетних и к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения последних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию.

Уголовная ответственность практически за все преступления наступает с достижением лица шестнадцатилетнего возраста, а за ряд преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ - с четырнадцати лет.

В этом возрасте подростки, не обладая еще достаточным жизненным опытом, не могут адекватно оценивать ту или иную жизненную ситуацию, а значит, и принимать правильные решения. Кроме того, этот возраст характеризуется интенсивным ростом и развитием, поэтому законодатель, не освобождая полностью несовершеннолетнего от уголовной ответственности, тем не менее, предусмотрел ряд особенностей, закрепив их в уголовно-правовых нормах.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних заключаются:

  • -в ограничении видов наказаний, применяемых к несовершеннолетним;
  • -в значительном сокращение размеров и сроков применяемых наказаний;
  • исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы для несовершеннолетних;
  • -в возможности освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
  • -в освобождении от наказания и помещении виновного в специальное воспитательное или лечебно воспитательное учреждение для несовершеннолетних;
  • -в условиях применения условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания;
  • -в значительном снижении сроков давности;
  • -в снижении сроков погашения судимости.

Уголовная ответственность несовершеннолетних имеет ряд других особенностей, которые предусматриваются уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством.

Все эти меры направлены на снижение преступности среди несовершеннолетних, нормальному их воспитанию и развитию.

К несовершеннолетним применяются не все виды уголовных наказаний, а лишь часть их, закрепленных в ст. 88 УК РФ.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

  • а) штраф. Он назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Размер штрафа, применяемого к несовершеннолетним за совершенное ими преступление, значительно снижен по сравнению со взрослыми;
  • б) лишение права заниматься определенной деятельностью. Применяется только в тех случаях, когда несовершеннолетний на законных основаниях, с согласия родителей, усыновителей или попечителей по достижении им шестнадцатилетнего возраста занимается каким-либо видом деятельности и совершенное им преступление напрямую связано с этой деятельностью;
  • в) обязательные работы. Для несовершеннолетнего осужденного обязательные работы назначаются сроком от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для него, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Общий размер обязательных работ одинаков для всех групп несовершеннолетних и снижен на 1/3 по сравнению с совершеннолетними лицами;
  • г) исправительные работы. Они назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. Минимальный размер для осужденных несовершеннолетних, как и у взрослых, равняется двум месяцам. Равнозначными остаются и размеры удержаний - от пяти до двадцати процентов;
  • д) арест. Он назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев. Минимальный размер ареста остается, как и у взрослых - один месяц, но при этом несовершеннолетние осужденные отбывают этот вид наказания отдельно от взрослых в арестных домах;
  • е) лишение свободы. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. В этих учреждениях устанавливается более льготные условия содержания по сравнению с условиями содержания взрослых преступников. Воспитательные колонии предусматривают обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания (ст. 132 УИК РФ). Условия отбытия наказания напрямую зависят от поведения несовершеннолетнего осужденного и могут изменяться в ту или иную сторону. Несовершеннолетние отбывают наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях до достижения ими восемнадцатилетнего возраста либо с разрешения руководства колонии - до 21 года.

Несовершеннолетним осужденным, достигшим возраста 16 лет, разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса, сокращается наполовину.

В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных уголовным законодательством.

К несовершеннолетним не применяются такие наказания, как: лишение права занимать определенные должности; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по военной службе; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части; пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Уголовное законодательство предоставляет право суду давать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. Для этого суд, при рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего должен внимательнейшим образом изучить его личность. Кроме этого закон требует при назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК РФ, учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц (ст. 89 УК РФ).

Несовершеннолетний возраст, как смягчающее обстоятельство, учитывается в совокупности с другими смягчающими обстоятельствами.

В уголовном законе предусмотрено, что в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить особенности уголовной ответственности и наказания, предусмотренные главой 14 УК РФ и к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию (ст.96 УКРФ). Батычко В.Т. Уголовное право. Общая и Особенная части. Курс лекций, 2006. - С.82-84

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Уголовный кодекс Российской Федерации

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

5. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

6.1. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину.

6.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса.

7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему

1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами "б" и "г" части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Статья 96. Применение положений настоящей главы к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет

В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию.


Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский политехнический колледж»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Выполнила: преподаватель общественных дисциплин БПК

ЛЫКОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА

БЕЛГОРОД, 2015г.

Содержание

    Введение: Противоправное поведение учащихся, как социально-педагогическая проблема. 2

    Правовое воспитание учащихся, как средство коррекции их поведения: 4

    Внеклассное мероприятие.

    Разбор бытовых ситуаций и выход из них. 12

    Заключение. Формирование правосознания у учащихся. 17

Литература 18

Приложение 1. Протокол допроса несовершеннолетнего (образец) 19

Приложение 2. Презентация

    Введение: Противоправное поведение учащихся, как социально-педагогическая проблема.

Организация воспитательной работы в «Белгородском политехническом колледже» опирается на принципы соответствия ее форм и приемов сущности воспитания в духе прав человека, учета лучших традиций организации внеурочной деятельности отечественной педагогики.

Правовые знания, полученные в школе, дополненные и развитые в колледже, содействуют правильному пониманию происходящих общественных явлений, способствуют развитию социальной активности молодых граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов. 20 ноября отмечается День правовых знаний, в этом контексте а ктуальность правового воспитания рассматривается через особое внимание к вопросам правонарушений в молодежной среде. Многие правонарушения учащиеся совершают неосознанно, поэтому, важно, закрепить в их сознании – какие неотвратимые последствия влекут за собой правонарушения.

Для того, чтобы информация учащимися была усвоена, а не просто предоставлена, зачитана и т.д., главное – «не набивать голову знаниями», а мотивировать учащихся, заставляя их самостоятельно рассуждать, думать. Мотив непосредственно связан с личностью учащегося, ее особенностями, склонностями, влечениями и интересами. В мотивах выражается не какая-то отдельная черта личности, а в определенном смысле весь человек, все характерные для него свойства и особенности. Именно мотив закрепляет мысль и волю, сознание и действие, и придает поступкам учащегося определенное содержание.

Особенности мотивов преступных деяний подростков состоят в том, что большая часть умышленных преступлений заранее ими не готовятся: умысел совершить преступление возникал внезапно, под влиянием сложившейся ситуации, также отмечаются характерные для большинства впервые совершенных несовершеннолетними преступлений, импульсивность, слабый учет последствий. Многие преступления совершаются на почве интереса, страсти к приключениям, стремления к самоутверждению в учебной группе, лжетоварищества, псевдоромантизма, престижно-потребительских интересов. У многих подростков искаженное представление о мужестве, национальной идее, патриотизме.

Например : Сергей К. в 2014 учебном году, будучи учащимся первого курса колледжа, отпросившись с урока в туалет, из хулиганских побуждений (ради «прикола») позвонил по телефону в полицию и передал заведомо ложное сообщение о якобы заложенном взрывном устройстве в колледже. Мотивом преступления явился интерес, «что же будет?».

Анализируя случаи правонарушений учащихся колледжа, приходим к пониманию, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание учащихся, которое формирует самостоятельную форму сознания - правосознание.

Цель правового воспитания учащихся заключаетс я в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

Достижение этой цели осуществляется путем:

Задачи правового воспитания перед преподавателями ставятся следующие:

    Правовое воспитание учащихся, как средство коррекции их поведения.

Данное внеклассное мероприятие может стать отдельным учебным занятием в рамках изучения предмета «Обществознание», классным часом, беседой, ролевой игрой, информацией и иное. Рассчитано на несовершеннолетних учащихся, средних и слабых базовых школьных знаний.

Внеклассное мероприятие.

Тема: ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Цели:

    Обучающая:

Формировать умение грамотно применять нормы уголовного права при решении конкретных ситуаций.

    Развить:

Умение грамотно использовать в своей речи специальные юридические термины применительно к конкретной ситуации;

    Воспитать:

- способствовать формированию у учащихся негативн ого отношения к правонарушениям.

Продолжительность мероприятия – 45 минут (60 минут)

Основные понятия : Принудительные меры воспитательного воздействия. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проректор, Уголовный кодекс РФ, другие средства ТСО

Задача преподавателя : донести до учащихся , что введенный для несовершеннолетних, впервые совершивших преступление, небольшой или средней тяжести, особый вид освобождения от уголовной ответственности, соединенный с назначением принудительных мер воспитательного воздействия, не является актом всепрощения таких преступников. Он дает им шанс исправиться без претерпевания кары. Если же эти лица будут систематически уклоняться от исполнения указанных мер, последние могут быть отменены, а сами несовершеннолетние - подвергнуты уголовной ответственности.

Ход мероприятия:

    Организационный момент – 2-минуты

    объявление темы и цели внеклассного мероприятия

    Основная часть – 34-35 минут

Педагог заранее продумывает вопросы для начальной дискуссии, находит доступное разъяснение каждого вопроса. На первом этапе, педагог должен заинтересовать, «расшевелить» учащегося, побудить задуматься, пытаться говорить, пусть даже если неверно.

Вопросы, побуждающие к дискуссии:

    Что такое преступление? Найти статью УК РФ, подтверждающие определение. (ст.14, ст.15 УК РФ)

    Чем отличается преступление от правонарушения?

    Зачем нужно знать определения: правоспособности, дееспособности. деликтоспособности? С какого возраста наступает каждая из способностей, как влияет на жизнь несовершеннолетнего, какие преимущества имеет каждая из способностей? (степенью тяжести)

    С какой целью общество ограничивает права и свободы осужденных ? ( Наказание сейчас является основным ответом общества на преступление и заключается в ограничении прав и свобод осуждённого. Общество считает, что наказание достигает следующих целей (ст. 43 УК РФ, ст. 2 УИК РФ):

восстановление социальной справедливости,

исправление осуждённого,

предупреждение новых преступлений.)

Второй этап мероприятия готовится заранее с привлечением некоторых учащихся (сообщение, короткие презентации). Этот этап расширяет кругозор знаний учащихся, помогает анализировать полученную информацию.

Вам, наверно, будет интересно, к ак изменялась система наказаний с укреплением государственной власти? (С укреплением государственной власти, когда преступление становиться «нарушением государственных законов», уголовное право пережило «революцию»: главной задачей становится наказание преступника и устрашение всех. Сравнивая Русскую правду ( XI век) с Судебниками1497 и 1550 годов, Соборным Уложением 1649 года, можно увидеть, как штрафы и выплаты заменяются смертной казнью. Пиком ужасов наказаний в России является Артикул воинский 1715 года Петра I . Сожжение, четвертование, разрывание конечностей клещами, дробление тела железом и т. д., по сути, и являются смертной казнью ). В 20 веке тюрьмы, колонии, лагеря становятся самыми распространенными видами наказаний по всему миру.

Основная часть: здесь идет умственная работа на запоминание, работа с источником (УК РФ). Объявляется тема внеклассного мероприятия, проходит проработка знаний.

Учитель: Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Бывают жизненные ситуации, что, не успев ещё почувствовать радости жизни, человек уже в кабинете следователя с криками: «Я не хотел, я не знал». И с трудом начинает осознавать, что наступает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ . Не папина, не мамина, а его ответственность. Поэтому каждому нужно знать об опасностях в играх с законом. (Не знание закона не освобождает от ответственности). Постараться лучше понять общество, в котором Вы живёте и которое Вам придётся улучшать, а также следовать нормам права РФ.

В соответствии с нормами российского законодательства несовершеннолетними признаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. В связи с этим в криминологии выработано такое понятие как возрастная невменяемость, которая означает, что в определенном возрасте субъект еще не в состоянии должным образом и в должной мере оценивать социальную значимость собственного поведения. В связи с этим несовершеннолетние могут быть привлечены к уголовной ответственности только по достижении ими определенного возра ста. По общему правилу возраст уголовной ответственности – это шестнадцать лет, а за совершение особо тяжких преступлений либо за совершение преступлений, которые наиболее часто совершаются именно подростками, возраст уголовной ответственности снижен до четырнадцати лет.

Законом выработаны особые правила в отношении несовершеннолетних, оказавшихся волею судьбы в отношениях, регулируемых правовыми нормами. При задержании обязательно составляется протокол. В нем указывается дата, место, время, причины задержания. Следует предварительно внимательно ознакомиться с таким документом, прежде чем его подписывать. В случае, когда задержанный не согласен с отдельными записями, сделанными в этом документе, об этом следует обязательно написать. Допрос несовершеннолетних осуществляется только в присутствии его законных представителей: родителей, педагогов. (раздать учащимся образец протокола для ознакомления)

Ограничение видов наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетнему.

Учащимся: Открыть УК РФ найти статью 44 УК РФ. Общий перечень наказаний, применяемый в уголовном законодательстве, содержится в ст.44 Уголовного кодекса РФ. В соответствии с этим перечнем к лицам, совершившим преступления, могут применяться следующие виды наказания:

    штраф;

    лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

    лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

    обязательные работы;

    исправительные работы

    ограничение по военной службе;

    ограничение свободы;

    содержание в дисциплинарной воинской части;

    лишение свободы на определенный срок;

    пожизненное лишение свободы;

    смертная казнь.

Однако не все они могут применяться к несовершеннолетним. Эти исключения обусловлены одним из принципов уголовного права, а именно: принципом гуманности.

Перечень наказаний, применяемых к несовершеннолетним, изложен в ст.88 УК РФ и является исчерпывающим. В настоящее время несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, могут быть назначены следующие наказания:

    штраф;

    лишение права заниматься определенной деятельностью;

    обязательные работы;

    исправительные работы;

    арест;

    лишение свободы на определенный срок.

Возможность назначения альтернативы наказанию – принудительных мер воспитательного характера.

Вместо наказания к несовершеннолетнему, совершившему преступление, могут быть применены принудительные меры воспитательного характера, к которым относятся:

    предупреждение несовершеннолетнего о недопустимости повторного совершения преступлений;

    передача несовершеннолетнего под надзор родителей, лиц их заменяющих либо в специализированный государственный орган;

    обязанность загладить причиненный вред;

    ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Применение принудительных мер воспитательного характера является одной из разновидностей освобождения лица от уголовной ответственности и поэтому не влечет судимости, но, тем не менее, эти меры содержат в себе элементы кары, поскольку изначально являются принудительными и содержат соответствующие ограничения.

МОГУТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕНЫ РОДИТЕЛИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Следующей особенностью привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности является порядок назначения наказания, отличающийся от соответствующего порядка назначения наказания взрослому преступнику.(ОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ЛИСТОМ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ).

Штраф в качестве наказания может быть назначен в том случае, когда у несовершеннолетнего есть самостоятельный заработок или имущество, принадлежащее ему на правах собственности, и на которое может быть обращено взыскание. Размеры штрафа – от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей (размеры штрафа для совершеннолетнего преступника от двух с половиной до пятисот тысяч рублей).

Обязательные работы назначаются несовершеннолетним на срок от 40 до 160 часов. Для взрослых преступников – срок обязательных работ от 60 до 240 часов.

Исправительные работы несовершеннолетним осужденным назначаются на срок до 1 года, при этом не производится удержаний из их заработной платы. Для совершеннолетних осужденных срок исправительных работ установлен в размер от двух месяцев до двух лет, и из их заработка могут осуществляться удержания в доход государства в размере от 5 до 20 % заработка.

Арест , в качестве наказания может быть назначен только тем несовершеннолетним, которые на момент вынесения приговора достигли возраста 16 лет. Срок ареста от одного до четырех месяцев (срок ареста для совершеннолетних осужденных от одного до шести месяцев).

Лишение свободы – наиболее строгая мера наказания, применяемая к несовершеннолетним осужденным. Максимальный срок лишения свободы не может превышать 10 лет, в то время как для совершеннолетних срок лишения свободы, в соответствии с соответствующей санкцией может достигать 20 лет, а по совокупности приговоров – 30 лет лишения свободы.

Следующий этап: закрепление полученного материала в виде практических решений задач, важно определить и донести до учащихся, что это преступление, что виновный обязательно понесет наказание, а учащиеся могут подбирать статьи из УК РФ и пытаться самостоятельно высказать решение:

Ситуация № 1

Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был практически возмещен полностью.

Приговор: Отсрочка исполнения наказания. (Возраст 12 лет. Возмещение вреда, будет возложено на родителей, как законных представителей Дмитрия).

Ситуация № 2

Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму, а девушки отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами.

Приговор : Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется, что в будущем они трижды подумают, прежде чем вновь решиться совершить нечто подобное. По ст.162 УК РФ «Разбой» Лишение свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии сроком до 3 лет. Отягчением явилось: Группа лиц. В отношении пожилого человека.

Ситуация № 3 Необходимо найти и изучить статьи 20, 111, 112, 115, 116 Уголовного кодекса РФ и выполнить задание: «Если Илья (14-лет) выполнит свои угрозы, найдет и побьет угонщиков его велосипеда, то подлежит ли он уголовной ответственности за это в следующих случаях:

    побои привели к кратковременному расстройству здоровья угонщиков;

    побои привели к потере зрения у одного из угонщиков;

    побои привели к длительному расстройству здоровья угонщиков;

    после побоев у угонщиков остались лишь царапины и синяки?

Объясни, почему ты принял то или иное решение.

Ответы :

1) Ст.20, ст.115. – с 16 лет. Илья не подлежит уголовной ответственности.

2) Ст.112. – тяжкий вред здоровью. С 14 лет. Подлежит.

3) Ст. 112. – средней тяжести. С 14 лет. Подлежит.

4) Ст. 116. – побои. С 16 лет. Не подлежит.

Итог: Учащиеся самостоятельно подводят итог: Причины, побуждающие несовершеннолетних к совершению преступлений:

    возрастные особенности (недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования ценностных ориентаций, повышенная внушаемость несовершеннолетних, значимость участия в неформальной группе, стремление казаться в глазах окружающих взрослых, демонстрация мнимой независимости).

    влияние семьи, улицы на формирование поведения учащегося, а также роль государства в процессе становления молодого поколения России.

    культурно-образовательный уровень несовершеннолетнего. Игнорирование требований общеобразовательных учреждений, равнодушие к общественным проблемам, ограниченное восприятие культурной информации. При этом высокая степень вовлечения в азартные, компьютерные игры, выпивки, употребление наркотических средств, хулиганства.

    низкая степень наличия нравственно-правового уровня у таких преступников своеобразная понимание чести, совести, достоинства личности, долга, дозволенности, как правило, исходя из собственных желаний либо групповой солидарности.

Последний, заключительный этап: разбор сложных ситуаций из жизни самих учащихся, способы решения их. Можно заранее объявить учащимся, что пройдет внеклассное мероприятие, посвященное правовому обучению несовершеннолетних и желающие могут сдать анонимно (продумать это) вопросы, на которые хотели бы получить компетентный ответ. Если это инициатива не пройдет (не наберется нужное количество вопросов), можно самостоятельно инициировать эти вопросы, сказав учащимся, что эти вопросы поступили на рассмотрение. Вопросы решаем совместно, строго ограничив время (чтобы не было балагана).

Вопросы

Меня задержали или арестовали. Могу ли я в этом случае общаться со своими родителями?

Если ты находишься в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреж дении и другое), то также имеешь право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом. Если ты несовершеннолетний, то родители являются твоими законными юридическими представителями и просто обязаны присутствовать в такой ситуации. Без родителей никаких следственных действий в отношении тебя совершать не могут.

Кто обязан осуществлять защиту моих прав и законных интересов?

Защита прав и законных интересов детей возлагается на родителей, орган опеки и попечительства, прокурора и суд. Следует отметить, что если учащийся признан в соответствии с законом полностью дееспособным, (в результате эмансипации), то есть как бы взрослым, то имеет право самостоятельно защищать свои права и интересы. Право об ратиться в суд возникает с 14 лет.

Чем опасны азартные игры ?

У молодых людей, которые почувствовали страсть к играм на автоматах, в карты на деньги и т.п., желание поиграть может пе рерасти в игроманию - болезненную зави симость от игры. В таком состоянии учащиеся становятся легкой добычей мошенников и других нечестных людей. Проигрыш большой суммы денег может по влечь за собой вымогательство, побуждение к совершению преступления и т.д. Таким товарищам требует ся помощь психиатров и психологов, поддержка и контроль со стороны родителей.

Что делать, чтобы не стать агрессивным и не нарушать закон?

Существует четыре основные стратегии по ведения при возникновении агрессии со стороны кого-либо против вас : уход, переговоры, ответное нападение и влияние через кого-то. Если не работает что-то одно, попробуйте другую стратегию. Главное - не опускать руки и пытаться что-то делать. Бывает, что самое правильное, что мож но сделать, - это просто уйти. Например, если место и время не подходят для по пыток разрешения ситуации или напада ющий по-настоящему опасен (плохо контролирует себя, представляет серьезную физическую угрозу). Но важно пом нить, что, если вы решили уходить, надо это делать спокойно и решительно. Нельзя и уходить, и как бы не уходя - оборачиваться, грозить; «уйти в себя», т.е. никак не реагировать на действия обидчика. Нередко нападающий хочет добиться определенной реакции жертвы (огорче ния, слез, истерики, ответной ярости). Он получает удовольствие, видя эту ре акцию.

Кажется, цикл «нападение - обида жертвы - веселье обидчика» мо жет повторяться бесконечно. Чтобы пре рвать его, нужно твердо решить для себя, что вы не будете реагировать старыми способами. Вы позволите нападающему говорить все, что угодно, и поскольку все, что он говорит, глупость, вы не буде те обижаться на глупости. В этом случае важно расслабиться, уменьшить остроту негативных чувств и сохранять внешнее спокойствие. Если обидчик не будет по лучать своей обычной награды - веселья от реакции жертвы, ему станет скучно, и он прекратит свои попытки.

Но! Вначале сила и частота нападений мо гут увеличиться - нападающий не пони мает, что происходит, он хочет, чтобы все стало как прежде. Очень важно ни в коем случае не сорваться и не вернуться к старой реакции. Нужно во всех случаях продолжать вести себя спокойно и индиффе рентно. Скорее всего, нападения будут по вторяться и дальше, но уже гораздо реже.

Переговоры. Вполне возможно, что нападающий пыта ется добиться победы в реально существую щем конфликте с помощью таких непри глядных средств. Возможно, ситуация да но вышла из-под контроля, и он не в состо янии держать себя в руках. В этом случае тот, на кого нападают, должен оценить обстановку и решить, стоит ли пытаться раз говаривать с нападающим сейчас или отложить беседу до более спокойных времен. И тогда уже пытаться искать реальные пути разрешения конфликта. Но и в других ситуациях, за которыми нет явного конфликта, не стоит отказываться от возможности переговоров с нападаю щим. Можно попробовать поговорить на едине, можно подойти к нему вместе с дру гом. Можно спросить его, почему он так поступает, и объяснить, что это на самом деле глупо и неприятно. (Бывают люди, которые на самом деле этого не понимают! А сами по себе они вовсе неплохи.)

Ответное нападение. Еще один вариант - попробовать нанести «ответный удар», чтобы отвадить агрессора от такого поведения. Чтобы удар был эффе ктивным, необходимо определить «уязви мое место» преследователя, а для этого по стараться его понять. При некоторых обстоятельствах ответным нападением может стать сильная эмоцио нальная реакция, например, плач, крик, ис терика. Такая реакция (или ее хорошая имитация) может удивить или напугать преследователей, а значит, повлиять на их действия.

Влияние через кого-то. Можно пытаться влиять на преследователя самостоятельно, а можно обратиться за по мощью к другим. Оценка ситуации помо жет выбрать правильных людей. Возможно, для преследователя важно мнение лидера класса. Может быть, он хочет заслужить признание какой-то компании. В этой ком пании вполне могут оказаться вменяемые люди, которые посоветуют нападающему вести себя иначе. Надо просто найти их и поговорить с ними.

Уже второй день подряд меня, у входа в колледж, встречает один и тот же парень и требует де нег. Угрожает, что скоро сумма, которую я должен буду отдать, удвоится, а если денег не найду - он и его друзья меня изобьют. Думаю, как найти требуемую сумму, или все же день ги не отдавать?

Простого ответа в данном слу чае не будет. Называется это явление вымогательством . В Уголовном кодексе Российской Федерации вымогательству дается следующее оп ределение: «Вымогательство, то есть требо вание передачи чужого имущества, или права на имущество, или совершения дру гих действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распро странения сведений, позорящих потерпев шего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам по терпевшего или его близких».

Причинами молчания жертв вымогательст ва могут быть разные обстоятельства:

    возникшее после вымогательства состоя ние шока, вызванного унижением, бес силием перед явной несправедливостью, подавленностью и замкнутостью;

    страх «опозориться» - признаться в своей слабости: не смог отстоять себя и стал до носчиком;

    боязнь расправы со стороны вымогате лей, которые кажутся сильными, жесто кими, беспощадными, и др.

Чаще всего объектом вымогательства ста новятся хорошо воспитанные и любящие родителей учащиеся. Однажды поддавшись насилию и принуж дению, жертва воспринимает произошед шее как серьезный проступок по отноше нию к родным и близким, вымогатель ста рается усугубить это чувство вины и на его основе моделирует для жертвы свои угрозы разоблачения или расправы. В результате запуганная жертва становится полностью зависимой от требований вымогателя.

«Правила игры» таковы, что далее вымога тель вынужден «закручивать гайки», нагне тать напряженность, усиливать страх. В итоге первое столкновение с рэкетиром мо жет превратиться в затяжной и труднораз решимый кошмар. Именно во время первой стычки требуется жестко противостоять вымогателю. Главн ый совет: не бояться! Как правило, все уг розы со стороны вымогателя - блеф. Если же дело доходит до избиений, нельзя медлить - бегом к родным, близким людям рассказать о произошедшем. Именно они - защита от тиранства вымогателя.

Нельзя это замалчивать, не замечать и проходить ми мо. Поэтому нужно обращаться в полицию, так как сотрудникам правоохранительных органов выгоднее пресечь действия моло дого вымогателя, чем в будущем бороться с профессиональным рэкетиром.

    Заключение. Формирование правосознания у учащихся.

Одним из главных направлений модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополниться ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. В наше время недостаточно говорить только о знаниях, хотя это очень важно. Образование и воспитание должно формировать способность жить и работать в обществе, БЕЗОПАСНОМ обществе (хотелось бы). Поэтому одной из составляющих модернизации содержания образования и воспитания является сознательная правовая культура молодежи.

Список литературы используемой при составлении конспекта

Нормативно-правовые акты:

    Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., Экзамен. 2013.

    Уголовный кодекс РФ. Федеральный закон РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 26 июня 1996 года. М., Экзамен. 2012.

    Всеобщая декларация прав человека. Принята на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. // Сборник международных документов. М., Проспект. 2010.

Литературные источники:

    А.И. Яковлев Основы правоведения. Академия, М.,2007

    Р.Т. Мардалиев Правоведение. Питер, 2010

ПРОТОКОЛ

допроса несовершеннолетнего подозреваемого

«__» ________________г.

___________________________ (место составления)

Допрос начат в___ч.___мин.

Допрос окончен в___ч.___мин.

Следователь (дознаватель) _________________(наименование органа

предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя)

в помещении _______________(каком именно) с участием защитника

_______________(фамилия, инициалы), предоставившего ордер №_________,

а также законного представителя _______________(фамилия, имя, отчество,

место жительства), педагога ________(фамилия, имя, отчество, место жительства) в соответствии с частью второй ст. 46, ст. 189, 190 и 425 УПК РФ допросил по уголовному делу №___в качестве подозреваем__ несовершеннолетн___:

1.Фамилия, имя, отчество _________________________________________________

2. Дата рождения ________________________________________________

3. Место рождения ________________________________________________

4. Место жительства и (или) регистрации_______________ телефон ________

5. Гражданство ______________________

6. Образование _________________

7. Семейное положение, состав семьи _______________________________

Подозреваем___ _____________________ (подпись)

8. Место работы или учебы______________________ телефон ___________

9. Наличие судимости _________________ (когда, каким судом был осужден, по какой статье УК РФ, вид и размер наказания, когда освободился)

10. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего

_________________________________________________________________

11. Иные данные о личности несовершеннолетнего ______________________________

Иные участвующие лица ____________ (процессуальное положение, фамилии, имена, отчества)

Участвующим лицам объявлено о применении технических средств ______________ (каких именно, кем именно)

Перед началом допроса мне разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 45, 58, 168, 426 и 428 УПК РФ. Права и обязанности мне понятны.

Законный представитель ___________________ (подпись)

Педагог ___________________________ (подпись)

Подозреваем___ ______________________ (подпись)

Перед началом допроса мне разъяснены права, предусмотренные частью четвертой ст. 46 УПК РФ, а именно:

1) знать, в чем я подозреваюсь, и получить копию постановления о возбуждении против меня уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении ко мне меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении меня подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний;

3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного п. 2 и 3 части третьей ст. 49 УПК РФ, в том числе свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса;

4) представлять доказательства;

5) заявлять ходатайства и отводы;

6) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым я владею;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с моим участием, и подавать на них замечания;

9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по моему ходатайству, ходатайству моего защитника либо законного представителя;

10) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

11) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ. Мне также разъяснено, что в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации я не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ.

Несовершеннолетними УК (ч. 1 ст. 87) признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Положения гл. 14 УК (кроме помещения в специальное учреждение закрытого типа) могут быть применены к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет , в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности (ст. 96 УК).

К несовершеннолетним, совершившим преступления : - могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия или - может быть назначено наказание.

Уголовная ответственность практически за все преступления наступает с достижением лица шестнадцатилетнего возраста, а за ряд преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ – с четырнадцати лет. В этом возрасте подростки, не обладая еще достаточным жизненным опытом, не могут адекватно оценивать ту или иную жизненную ситуацию, а значит и принимать правильные решения. Кроме того, этот возраст характеризуется интенсивным ростом и развитием, поэтому законодатель, не освобождая полностью несовершеннолетнего от уголовной ответственности, тем не менее, предусмотрел ряд особенностей, закрепив их в уголовно-правовых нормах.

Особенности уголовной ответственности несо­вершеннолетних заключаются:

В ограничении видов наказаний, применяемых к несовершеннолетним;

В значительном сокращение размеров и сроков применяемых наказаний;

В исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы для несовершеннолетних;

В возможности освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

В освобождении от наказания и помещении виновного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних;

В условиях применения условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания;

В значительном снижении сроков давности;

В снижении сроков погашения судимости.

Уголовная ответственность несовершеннолетних имеет ряд других особенностей, которые предусматриваются уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством.

Все эти меры направлены на снижение преступности среди несовершеннолетних, нормальному их воспитанию и развитию.

К несовершеннолетним применяются не все виды уголовных наказаний, а лишь часть их, закрепленных УК РФ. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф. Он назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Размер штрафа, применяемого к несовершеннолетним за совершенное ими преступление, значительно снижен по сравнению со взрослыми;


б) лишение права заниматься определенной деятельностью. Применяется только в тех случаях, когда несовершеннолетний на законных основаниях, с согласия родителей, усыновителей или попечителей по достижении им шестнадцатилетнего возраста занимается каким-либо видом деятельности и совершенное им преступление напрямую связано с этой деятельностью. Законодатель исключил для несовершеннолетнего осужденного запрет на занятие определенных должностей, исходя из того, что, как правило, на ответственные должности назначаются лица, достигшие восемнадцати лет. Сроки лишения права заниматься определенной деятельностью для осужденных несовершеннолетних и для взрослых осужденных не имеют отличий;

в) обязательные работы. Для несо­вершеннолетнего осужденного обязательные работы назначаются сроком от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для него, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в воз­расте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день. Общий размер обязательных работ одинаков для всех групп несовершеннолетних и снижен на 1/3 по сравнению с совершеннолетними лицами;

г) исправительные работы. Они назначаются несовершен­нолетним осужденным на срок до одного года. Минимальный размер для осужденных несовершеннолетних, как и у взрослых, равняется двум месяцам. Равнозначными остаются и размеры удержаний – от пяти до двадцати процентов;

д) арест. Он назначается несовершеннолетним осужденным, достиг­шим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев. Минимальный размер ареста остается, как и у взрослых – один месяц, но при этом несовершеннолетние осужденные отбывают этот вид наказания отдельно от взрослых в арестных домах;

е) лишение свободы. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы

е) лишение свободы на определенный срок.

2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

5. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

6.1. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину.

6.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса.

7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему

1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами "б" и "г" части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса.

2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

3. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении.

4. Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать трех лет. В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессиональной подготовки продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего.

Статья 93. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Статья 94. Сроки давности

Сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину.

Статья 95. Сроки погашения судимости

Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны:

а) шести месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы;

б) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;

в) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Статья 96. Применение положений настоящей главы к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет

В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию.

50. Покушение на преступление: виды и ответственность за него.

ПОКУШЕНИЕМ НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРИЗНАЮТСЯ УМЫШЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЛИЦА, НЕПОСРЕДСТВЕННО НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЕСЛИ ПРИ ЭТОМ ПРЕСТУПЛЕНИЕ НЕ БЫЛО ДОВЕДЕНО ДО КОНЦА ПО НЕ ЗАВИСЯЩИМ ОТ ЭТОГО ЛИЦА ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ.

При ПОКУШЕНИИ происходит непосредственное посягательство на охраняемые уголовным законом общественные отношения. Субъект желает причинить вред.

От приготовления ПОКУШЕНИЕ отличается тем, что действия виновного непосредственно направлены на осуществление преступного акта.

Объективная сторона покушения характеризуется тремя признаками:

а) деяние направлено непосредственно на совершение преступления;

б) преступление не доведено до конца;

в) преступление не окончено по причине, не зависящей от субъекта.

НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ при покушении следует понимать как отсутствие одного или нескольких необходимых признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренных конкретной нормой Особенной части УК.

Это может быть несовершение всех действий. Перехватили, например, руку с ножом у преступника намеревавшегося совершить убийство. Или когда ожидаемый результат не наступил. Хотел убить, нанес несколько ранений, а врачи спасли человека.