Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб

Творческие рассказы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Творческие рассказы
Рубрика (тематическая категория) Лекции и статьи

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать ᴇᴦο содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую ϶тому содержанию.

Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать ᴇᴦο композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.

Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов.

Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, ᴇᴦο завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской ʼʼКак Миша варежку потерялʼʼ (см.: Хрестоматия для детей старшᴇᴦο дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: ʼʼНашел ли Миша свою варежку? Как ϶то произошло? Кто ему помог?ʼʼ Это дает толчок творческому воображению детей. Однако ᴇᴦο необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что ещё могло произойти с Мишинои̌ варежкой, т. е. предложить различные варианты (должна быть, она зацепилась за куст или её утащил щенок и т. п.).

Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: ʼʼЧто случилось с Юройʼʼ, ʼʼКак Володя помогал Леночкеʼʼ, ʼʼСлучай в лесуʼʼ. Это должна быть и сказка: ʼʼПриключения зайцаʼʼ, ʼʼЧто сказал мне ежик по секретуʼʼ.

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорнои̌ форме. К примеру, в придумывании сказки ʼʼПриключения ежикаʼʼ воспитатель дает следующий план: ʼʼСначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошлоʼʼ. В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

Придумывание рассказа по теме, предложеннои̌ воспитателем (без плана), дает ещё больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и ᴇᴦο форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены однои̌ темой, например серия рассказов про Лену. ʼʼНовое платье Леныʼʼ, ʼʼКакая игрушка понравилась Лене в детском садуʼʼ и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа. (Рекомендация Э. П. Коротковой.)

Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: ʼʼДень рождения лисыʼʼ, ʼʼКак заяц по лесу гулялʼʼ, ʼʼПриключения волкаʼʼ и т. д.

Самый сложный вид рассказывания - ϶то придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Данный вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом ʼʼКто интереснее придумает сказкуʼʼ.

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть д положительные и отрицательные стороны рассказов. Для ϶того воспитатель дает образец оценки, например, говорит: ʼʼМне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и её друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку - ʼʼрыжая шубкаʼʼ.

Надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано ϶то содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельнои̌ творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение ϶тому виду рассказывания вдет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года (ʼʼВеснаʼʼ, ʼʼМое любимое время годаʼʼ) нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в ϶то время года с животными, как играют дети итрудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план: 1) Чем весна отличается от зимы? 2) Какая погода бывает веснои̌? 3) Что происходит веснои̌ с деревьями и кустами? 4) Как живут веснои̌ птицы и звери? 5) Что люди делают на огороде и в садах?

На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий а последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане в последовательности наложения.

Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на ʼʼравнении природных явлений (ʼʼЗима и летоʼʼ, ʼʼРека осенью и веснои̌ʼʼ, ʼʼЗимой и летом в лесуʼʼ). Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.

В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия.

К примеру, в начале занятия, посвященного рассказыванию на тему ʼʼВеснаʼʼ, воспитатель дает детям задание подобрать эпитеты, сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественнои̌ выразительности.

Занятия такого типа могут начинаться с загадки о временя года (должна быть рассмотрена иллюстрация). Далее педагог предлагает придумать определения к слову небо: ʼʼКакое оно веснои̌? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, радостное, солнечное). А в дождливый день?ʼʼ (Хмурое, серое, черное, неприветливое, низкое и т. д.). Далее предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое, румяное). Дети придумывают сравнения к слову ручеек (ручеек, как змейка, вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет). После ϶того они составляют рассказы о весне.

Прилетели грачи (рассказ Жени Р.)

Прилетели грачи. Землю клювом ковыряют, червяков ищут, прутики собирают. Стали они гнездо вить. Все трудятся: кто травку несет, а кто прутик. Много хлопот у грачей веснои̌!

Непослушные медвежата (рассказ Сережи К.)

Медведица, когда проснулась веснои̌, у нее в берлоге копошились медвежата. Медведица убрала снег и повела их на прогулку. Медвежата за ней побежали вприпрыжку, кругленькие, как комочки. Медведица подвела их к березе и стала копать яму и дала им сладкого корня. Эх, и вкусно было! На другой день медвежата одни побежали. Нашли корень, да не тот, не вкусный совсем. Мама вернулась и отшлепала их: ʼʼЭх вы, несмышленыши!ʼʼ

Хрустальный звон (рассказ Кати В.)

Веснои̌ был жаркий день. Сосульки на лед падали и звенели звонко я весело А вечером сосульки подмораживало, они становились длинней я длинней. А утром падали снова звонко и весело. И целый день веснои̌ слышен был хрустальный звон!

Дружба березки и травки (рассказ Светы Н.)

Был снег, а потом яркое солнышко пригрело, и снег растаял, а около березки выросла травинка. А когда поднялся ветер, травинка стала шептаться с березкой. Она ей говорила: ʼʼКак я рада, что тепло! Я буду расти!ʼʼ А березка сказала, что когда наступит май, она наденет свое нарядное зеленое платье.

Как просыпаются деревья (рассказ Наташи О.)

Солнышко веснои̌ пригрело и разбудило ручеек. Он потек, как змейка, разбудил все деревья. Они стали говорить: ʼʼКак хорошо, что пришла весна! Спасибо ручейку, что он нас разбудил!ʼʼ

Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественнои̌ выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшᴇᴦο обучения в школе.

Творческие рассказы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творческие рассказы"2017-2018.

Творческие рассказы - условное название рассказов, которые дети придумывают. Дети способны создать на основе накопленных впечатлений сказку или реалистический рассказ. Развитие воображения у детей - одна из задач воспитания. В детском саду имеются самые благоприятные условия для развития творческого воображения в играх, в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), в конструировании.
Придумывание рассказов доступно детям старшего дошкольного возраста, когда они приобрели умение связно излагать свои мысли, когда они накопили уже некоторый жизненны» опыт. Умение придумывать рассказы приобретается детьми тоже в процессе обучения. Приемы обучения и здесь те же: указания к составлению рассказа и образец-рассказ воспитателя, но для решения новой задачи - развития воображения - нужны дополнительные приемы. Чтобы дать направление деятельности воображения детей, им предлагается конкретная тема, близкая жизненному опыту детей и содержащая в себе завязку сюжета: «Как Катя потерялась в зоопарке», «Приключение новой куклы в детском саду». Полезно дать несколько возможных вариантов развития сюжета. Это облегчает детям понимание поставленной перед ними задачи и развивает воображение.
Хорошим упражнением для развития воображения детей является придумывание конца рассказа, начало которого сообщает воспитательница. Она указывает, что каждый должен придумать конец по-своему.
Приводим для примера описания занятий, на которых воспитательницы применили разные приемы обучения детей творческому рассказыванию.
1. Придумывание детьми конца рассказа.
Воспитательница предлагает детям начало рассказа, в котором говорится о том, как мальчик Ваня ходил с папой в лес: «Папа обещал взять Ваню в лес. Ваня с нетерпением ждал этого дня. В воскресенье папа разбудил Ваню пораньше, и они отправились в лес...» Дети, вы придумайте, что увидел мальчик в лесу, и докончите рассказ сами. Повторять рассказы товарищей не надо. Пусть каждый придумает по-своему.
Вова (6 л. 5 мес). Разрешите мне?
Воспитательница. Говори.
Вова. Когда они пришли в лес, мальчик увидел большую поляну. На поляне ррсло много красивых цветов: ромашки, колокольчики, лютики, а где солнце светило больше, там росла земляника. Мальчик набрал земляники полную корзину для мамы и большой букет цветов. А потом они с папой ловили, бабочек. Бабочки были очень красивые: красные, желтые и с разными пятнышками. Потом они отправились домой.
Зина (6 л. 7 мес). В лесу мальчик увидел много деревьев: березу, елку, осину. В лесу солнце светило меньше, потому что росли большие деревья и не пускали солнце. Под деревьями росло много грибов: белые, подосиновые, подберезовые. Папа и мальчик быстро набрали по полной корзине грибов. Папа сказал мальчику, чтобы он послушал, как шумят деревья и как хорошо поют птички. Ваня стоял и наблюдал, как птички порхали с дерева на дерево и пели свои песни. Поздно вечером вернулись папа с мальчиком домой.
Юра. Я сам с папой был в лесу, и мы видели белку.
Воспитательница. Ну расскажи, Юра, как вы с папой увидели белку и как провели день в лесу.
Юра. В лес мы с папой пришли рано утром. Нам очень мало попадалось грибов. Вдруг папа мне говорит: «Посмотри, как часто падают сухие сучки; здесь поблизости белка, она прыгает с дерева на дерево, сухие сучки ломаются». Мне очень захотелось увидеть белку. И я попросил папу остаться здесь и наблюдать. Вскоре я увидел, что что-то мелькает. Папа сказал, что это и есть белка. Вскоре она спустилась ниже с веточки на веточку. Сама она маленькая, рыженькая, а хвост большой, пушистый. Она попрыгала и скрылась. Мне очень жаль, что она так скоро убежала.
2. Придумывание детьми рассказа на тему «Как Сережа помог Наташе».
(Прием обучения: указания в виде вопросов.)
Воспитательница. Дети, сейчас каждый из вас придумает рассказ о том, как мальчик Сережа помог Наташе, которая попала в беду на прогулке. Придумайте, когда это было. Где играла Наташа? Что с ней случилось? Как Сережа помог ей в беде?
Что же может случиться на прогулке? Может быть, Наташа потеряла варежку, или она упала в сугроб, или у нее улетел воздушный шар, а может быть, ей встретилась большая незнакомая собака? Можно придумать по-разному.
На занятии было вызвано 10 человек; каждый дал связный, интересный по содержанию рассказ, дети не повторяли рассказов друг друга.
Вот некоторые из детских рассказов.
Валерик. Это было летом. Наташа взяла щенка и пошла с ним гулять в» двор. Щенок бегал и попал в разбитое стекло и порезал себе лапку. Наташа заплакала. Сережа спросил: «Что ты плачешь?» Наташа: «У меня щенок порезал лапку». Сережа принес бинт и перевязал лапку щенку.
Таня. Это было зимой. Сережа и Наташа взяли с собой санки и стали кататься с горки. Они поехали и упали. Сережа быстро встал, а Наташа себе ушибла руку. Сережа говорит: «Наташа, не плачь! Рука перестанет болеть». Он Наташу поднял, отряхнул пальто от снега, и они стали вместе кататься.
3. Придумывание, продолжения сказки.
Программное содержание занятия: развивать у детей воображение, учить придумывать небольшую сказку, рассказывать связно, последовательно.
Ход занятия.
Воспитательница. Дети, сегодня мы с вами будем придумывать сказку. Сказка называется «Как мишка потерял свои сапожки и как он их нашел». Я придумала начало сказки, а вы, дети, будете придумывать продолжение.
Послушайте начало сказки «Как мишка потерял сапожки и как он их нашел».
Жила в лесу медведица с медвежонком. Мишка был очень любопытный и большой проказник. Но медведица все равно его любила. Она подарила ему красные сапожки. Сапожки очень нравились мишке, он всюду бегал в них и даже не хотел снимать сапожки, когда ложился спать.
Однажды медведица ушла, а мишка захотел выкупаться в речке. Он выкупался, но потерял сапожки.
А вот как он потерял и как потом нашел сапожки, вы, дети, придумайте сами. Миша мог их снять и позабыть, куда положил; и сапожки могла унести сорока. Может быть, ему кто-нибудь помогал искать сапожки.
Приводим некоторые из вариантов продолжения сказки, придуманных детьми:
Алеша. Мишка прямо в сапожках влез в воду. А сапожки уплыли по реке. Мишка и не заметил, а когда вылез, заметил: сапожек-то нет! Он решил найти сапожки. И прыгнул обратно в речку. Долго искал. Потом увидел в реке что-то красное. Он подплыл ближе и увидел свои сапожки. Он достал их, надел. Он очень обрадовался и пошел домой.
Женя. Пошел мишка купаться. Снял сапожки и полез в воду. Когда он купался, лиса подкралась, схватила сапожки и унесла. Мишка вылез и видит: нет сапожек. Пошел он их искать. Шел, шел, устал и попросил у лисы отдохнуть у нее в норке. Там он увидел свои сапожки. Отобрал их и пошел домой.
Саша. Когда медведица ушла, мишка пошел на речку. Стал купаться, а сапожки забыл снять. Когда вышел из речки, стал искать сапожки. На берегу стоял слон. Слон спросил: «Что ты, мишка, ищешь?» «Я потерял в речке сапожки»,- сказал мишка. «Здесь неглубоко»,- слон сказал.
Мишка попросил слона, чтобы он поискал сапожки. Слон залез в реку, поискал хоботом и скоро нашел мишкнны сапожки. Мишка обрадовался, и слон был рад.
Ира. Снял мишка сапожки и полез в воду. Сапожки он поставил близко к речке. Они упали и поплыли. Когда мишка искупался, вышел на берег и увидел - нет сапожек. Пошел искать. Идет около речки, устал. Видит пенек. Сел отдохнуть. Попросился у ежика ночевать, рассмотрелся - видит у пенька стоят его сапожки. Под пеньком жил еж. Он тоже купался. Увидел, плывут сапожки, и вытащил их и принес домой. Он отдал их мишке.
Таня. Стал мишка купаться. Забыл снять сапожки. Когда он вылез из виды, посмотрел на ноги. Пошел искать сапожки. Не нашел. Сел на пенек. Пробежала мимо лисичка, а мишка ее спросил: «Лисичка, ты не видела, где мои сапожки?» Лисичка говорит: «Нет». Пошел мишка опять купаться, нырнул. Увидел на дне что-то красное. Он очень обрадовался. Взял сапожки и побежал домой.
В этих рассказах есть логически убедительная сюжетная развязка. Ценно то, что дети не повторяли друг друга, каждый придумал конец сказки по-своему. Это результат указаний воспитателя, который не ограничился заданием - придумать, как медвежонок потерял и нашел свои сапожки, но и предложил несколько возможных вариантов.
Приведем здесь также сказку «Кошкины именины», которую придумали две шестилетние девочки Люба и Рая и сами разыграли в кукольном театре для малышей. Готовясь к спектаклю, дети советовались с воспитательницей.
Кошка спала, потом проснулась: «Мяу-мяу, я сегодня именинница, надо скорей вставать». Она поднялась, убрала постель, умылась и начала готовить угощенье: торты, конфеты, фрукты. Кошка хлопотала и пела песенку. Потом начали сходиться гости: «Тук, тук, хозяйка дома?» - говорили они. «Пожалуйста, входите!» Гости входили с подарками: «Поздравляем, примите подарочек!» - «Спасибо! Мур-мур! Садитесь за стол, кушать будем». Гости ели, а кошка хлопотала около них.
«Почему нет Михаила Ивановича и Анастасии Петровны с Мишуткой?» - спросила она.
В это время раздался стук и вошла семья медведей.
«Здравствуй, кошечка! Поздравляем тебя! Мишенька, иди, поздравь тетю (Мишка упрямится). Стыдно так вести себя, на тебя смотрят».
Кошка подходит, гладит по голове Мишку и говорит: «Иди, Мишка, я тебе меду дам». Мишка бежит и говорит: «Поздравляю, поздравляю!»
Все едят угощенье, благодарят. Тетя кошка говорит:
«Давайте, потанцуем». Кошка берет бубен, все танцуют и уходят. Кошка говорит: «Хорошо быть именинницей!»

Дидактические игры

Принимая во внимание возрастные особенности дошкольников, можно иногда упражнениям детей в рассказывании придать игровую форму. Это могут быть короткие описания игрушек, открыток и других предметов, включенных в дидактическую игру («Чудесный мешочек», «Почтальон принес почту», «Угадай, что мы задумали», «Магазин» и др.).
Для дидактических игр, где поставлена задача обучать детей рассказыванию, важно подобрать такие объекты, которые выделяются и привлекают детей своим внешним видом, о которых они могут высказать свои суждения.
Можно, например, взять восемь - десять маленьких кукол, одетых в разные костюмы, разных цветов: в платье с фартучком, цветной сарафан с белой кофточкой, пальто и шапочку, штанишки и вышитую рубашечку и т. д., или матрешек разного размера и расцветки, открытки, содержание которых доступно детям.

Дидактическая игра «Угадай, кто это»

Программный материал. Учить детей описывать внешний вид человека, уточнить названия характерных признаков, развивать наблюдательность.
Ход занятия.
Воспитательница. Дети, сегодня я покажу вам новую игру. Она называется «Угадай, кто это».
Воспитательница выбирает водящего, предлагает ему сесть на стул возле себя и закрыть глаза. Затем она подводит другого ребенка к водящему и сама загадывает (дает детям образец описания): «Угадай, кто подошел: это девочка, у нее голубые глаза, светлые вьющиеся волосы, у нее синее платье и белый фартук, она знает много песен и стихов, эта девочка большая лакомка».
Водящий по описанию отгадывает, кто подошел к нему.
После этого загадывают сами дети (по очереди).
Если водящий угадал, он идет на место, а тот, кто загадывал, становится водящим. Если водящий ошибся, он должен рассказать скороговорку, стихотворение и т. д.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.



Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Творческое рассказывание

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.

Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин "творческие рассказы" - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие - правильное понимание детьми задания "придумать", т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но "придумал" (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. и другим :

1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;

3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.

Существуют различные варианты творческих рассказов.

Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской "Как Миша варежку потерял" (см.: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: "Нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог?" Это дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, т. е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или ее утащил щенок и т. п.).

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорной форме. Например, в придумывании сказки "Приключения ежика" воспитатель дает следующий план: "Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло". В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например серия рассказов про Лену. "Новое платье Лены", "Какая игрушка понравилась Лене в детском саду" и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа. (Рекомендация Э. П. Коротковой.)

Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: "День рождения лисы", "Как заяц по лесу гулял", "Приключения волка" и т. д.

Самый сложный вид рассказывания -- это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом "Кто интереснее придумает сказку".

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть положительные и отрицательные стороны рассказов. Для этого воспитатель дает образец оценки, например, говорит: "Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку -- "рыжая шубка". Надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано это содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения. Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания воспитатель дает постепенно. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года ("Весна", "Мое любимое время года") нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют дети и трудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план:

1) Чем весна отличается от зимы?

2) Какая погода бывает весной?

3) Что происходит весной с деревьями и кустами?

4) Как живут весной птицы и звери?

5) Что люди делают на огороде и в садах?

из опыта работы с детьми 4-го года жизни

Творческое рассказывание-это сложный речевой вид деятельности, который возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире.

В этот период дети овладевают сложными формами связной речи, словарем возникает возможность действовать по замыслу.

Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве (создании новых слов-новообразований) .

Для того, чтобы успешно развивались все формы словесного творчества, необходимо строить работу поэтапно. В формировании детского художественного творчества выделяется три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Детей учат образному видению окружающего мира.

Восприятие обогащается через искусство, потому что произведения искусств помогают ребятам острее чувствовать прекрасное в жизни, способствовать зарождению художественных образов в их творчестве.

Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни строится постепенно и в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдении за трудом взрослых, рассмотрении картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтении книг. Так, перед описанием природы используются тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка.

Благотворно влияет на обогащение опыта детей и произведения устного народного творчества. В нем содержится много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения) , привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком.

Второй этап - сам процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

Возникновение замысла у ребят происходит успешно в том случае, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ) . Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиций, выделение поступков героев, выбор слов эпитетов, творческие задания.

На этом этапе дети нуждаются в понимании и активизации словаря за счет слов определений, слов помогающим описывать переживания, черты характера действующих лиц.

Формируются новые понятия, нового словаря и умение пользоваться имеющимся запасом слов.

Так, наблюдая зимний пейзаж, дети, с помощью воспитателя, дают разнообразные определения качества и состояния снега: белый как вата, чуть голубоватый под деревом, искрится, переливается, сверкает, блестит, пушистый, падает хлопьями.

Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег - белый, пушистый - и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями» ) .

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее испытывая эстетическое удовольствие.

Конечным результатом становится связный, логически последовательный рассказ, ребенок овладевает структурой связного высказывания. Правильно понимает задание «придумать» , т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» . Очень важным является анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Изучив разделы творческого рассказывания, меня заинтересовало то, что здесь охватывается личность ребят в целом, а именно: активизируется работа воображения, мышления, речи, проявляется наблюдательность, формируются волевые усилия, а также, что очень важно, ребенок получает положительные эмоции, постоянно находится в поиске нового, интересного, увлекательного.

Считаю этот раздел значительным и актуальным потому, что творчество помогает формировать инициативную, самостоятельную, стремящуюся к самовыражению личность.

Приступая к работе по данному вопросу, я изучила литературу, поставила перед собой задачи, соответствующие первому этапу работы над развитием творческих способностей у детей, именно:

  • накапливать и обогащать опыт детей через экскурсии, наблюдения, труд взрослых, рассматривания картин, иллюстраций в книгах, альбомах, журналах, чтение книг познавательного характера, произведения устного народного творчества;
  • углублять нравственные чувства, доброжелательные отношения друг к другу, окружающему миру;
  • развивать связную речь. Формировать качества творческой личности. Развивать диалогическую речь.

Для осуществления данных задач создала необходимые условия в группе. Подобрала и оформила материал, изготовили пособия.

Сначала начала работу по развитию психических процессов: память, внимание, воображение.

Эти задачи решала с помощью пособия «Умные книжки» , а так как оно было сделано раннее, до того, как мы заинтересовались этой темой, частично его дополнили и усложнили.

А именно, подобранные сюжетные картинки использовали для составления продолжения рассказа, цель которого - развивать память, внимание, воображение.

Учить детей с помощью взрослого придумывать продолжение рассказа по картинке. Закреплять употребление существительных с предлогами. Формировать творческие способности.

Дети с большим удовольствием занимаются этим пособием, так как оно яркое, выразительное, соответствующее возрасту детей.

Также в центр речевого развития приобрели книги познавательного характера: «Окружающий мир» , «Времена года» ; Загадки в стихотворной форме о животных, явлениях природы, разных предметах. Эти книги использовала как закрепление знаний, полученных на занятиях во время наблюдений, экскурсий в парк, к речке и т.д.

Так, перед описанием природы проводила тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Для углубления знаний рассматривала иллюстрации картин, «Времена года» , сделала игру «Когда это бывает» , где учила детей подбирать карточки к большим изображениям.

Развивать умение проводить сравнительный анализ изменений происходящих с каким-либо растением или животным.

Формировать умение составлять небольшой связный рассказ последовательности событий. Развивать наблюдательность, творческое мышление.

Работая по серии картин, я обнаружила, что детям сложно дается сравнение и описание природы. Поэтому решила в помощь подключить родителей.

Провела консультацию, изготовила папку передвижку «Учим детей наблюдать» , где дали информацию о том, какие важные задачи решаются в процессе наблюдений.

После проведения совместной работы, я увидела значительно лучшие результаты. Дети после выходных дней стали приносить продукты совместной деятельности с родителями.

А именно: рисунки, вылепленные предметы, рассказывали о том, где они были, что видели.

Далее пополнила речевой центр картотекой игр на развитие у детей системного мышления. Цель игр: научит ребят мыслить творчески, направлять на поиск решений нестандартных ситуаций, пополнять активный словарный запас.

Формировать умение коллективного обсуждения проблем. Вначале, когда играли в эти игры, многим ребятам было сложно сразу включиться в игру. У одних был небольшой запас слов, у других неустойчивое внимание. Но со временем, когда я стала играть на занятиях, прогулках, свободной деятельности, дети входили в определенную систему мышления. Заинтересовали также родителей, они распечатали игры для занятий с детьми дома. Консультировались, если возникали вопросы.

Потом предложили ребятам пособие «Путешествие воробья Пуси» посредством которого решала следующие задачи:

  • продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
  • придумывать с помощью взрослого продолжение рассказа по картинке;
  • развивать диалогическую речь;
  • закреплять глагольный словарь знания об окружающем мире.

В начале обучения игры не у всех детей получалось брать на себя роль героя рассказа, придумывать им клички, имена и, что очень сложно оказалось, придумывание продолжение рассказа.

Сейчас дети с удовольствием занимаются. Отличаются своей индивидуальностью. Некоторые дети, эпизоды своих рассказов обыгрывают в сюжетно-ролевой игре, вовлекая и других детей.

Следующее пособие, с которым познакомились дети «Мыслим творчески» . Его задачи направлены на формирование качеств творческой личности, на поиск решений нестандартных ситуаций.

Развитие связной речи. Накопление словарного запаса.

Воспитание и углубление нравственных чувств.

Занимаясь с детьми этим пособием я представляла свободу творчества, поощряла любые (за исключением нелепого фантазирования) варианты решений задач. Старалась не предлагать готовых замыслов и речевых средств, а терпеливо стимулировала, направляя их на поиск.